Бой на палках. Краткий обзор истории применения палки и ножа в разных странах (по материалам литературы и Internet’a)

Когда речь заходит о восточных единоборствах, на ум первым делом приходят карате, кунг-фу и фильмы с Брюсом Ли. Тем не менее на Востоке существует множество менее известных, но не менее древних видов боевых искусств. В сегодняшнем материале FURFUR разбирается в экзотических видах единоборств и оздоровительных практик Ирана, Индии, Филиппин и Китая.

Варзеше-зурхане

Варзеше-зурхане, или «спорт дома силы», - традиционный стиль силового тренинга и борьбы, практикуемый в Иране и сопредельных землях уже как минимум две с половиной тысячи лет. Те, кто занимается в доме силы, называются пехлеванами - богатырями. Занятия в зурхане – это не только совершенствование тела, но и свод этических правил, сходный с законами суфийских орденов, и свод традиций, восходящий к героям и богатырям древности.

Место тренировок

Традиционный спортивный зал называется зурхане (или зорхана), по-персидски - «дом силы». Это крытое сооружения с отверстием в центре крыши.

Чтобы обеспечить постоянную температуру, занятия проводятся в суфре, то есть в яме посредине зурханы глубиной один метр и длиной и шириной в десять метров. Раньше она засыпалась сухими травами, мягкой землей и до начала тренировок, чтобы не было пыли, орошалась водой. Вокруг тренировочной площадки находились места для зрителей и возвышения для ведущего. Теперь тренировочное пространство делают из дерева или же вовсе тренируются в самых обычных спортивных залах.

Тренировки

Тренировки в зурхане начинаются с танцевальных разминок, которые устраиваются для подъема боевого духа и настроения. Основная же часть занятий посвящена ритмической гимнастике с использованием пары булав, щитов и металлического лука. Упражнения богатырей включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование булавами. Заканчивается тренировка борьбой (кошти-пехлевани), суть которой - положить противника на лопатки.

Снаряды

Парные булавы разного веса (meel) - это основной снаряд, который используется в зорхане. Малые булавы весят по два-три килограмма, тяжелые по 15–20 килограммов. На соревнованиях ими выполняют полумахи на количество повторений. Обязательным требованием является работа двумя булавами одновременно. В тренировочной практике также выполняют и другие упражнения, в том числе жонглирование. Используются и булавы большего веса, на сегодняшний день самой тяжелой является пара булав весом 185 килограммов.

Лук (kabbadeh или kabade) - металлический лук c цепью и бубенцами, его вес - от 15 до 20 килограммов. Первоначально это был настоящий боевой лук с натянутой тетивой. Сообщения об этом относятся к древним временам, а снаряд в современной его форме используется уже очень давно. Служит для тренировки мышц плечевого пояса на силу и гибкость.

Скамейка

Скамейка (shena) - деревянная скамеечка, 70 на 8 сантиметров и высотой 5 сантиметром. Служит для упражнений со своим весом - в основном разного вида отжиманий от пола во время групповых тренировок. Это вспомогательный тренажер, все упражнения, в которых она применяется, могут быть выполнены и без нее.

Моршед и миондор

Непременным сопровождением тренировок в зорхане является барабан и пение духовных стихов или же иранских мифов и легенд наравне со стихами иранских поэтов. Для каждого упражнения есть своя мелодия или песня.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок. И именно он в течение всего занятия играет на барабане и читает стихи. Второй в доме силы - это миондор, или пиш-кесват. Он намного опытнее остальных занимающихся. Место миондора - посередине арены. Другие спортсмены выполняют физические упражнения, смотря на его движения.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок.


Ранги богатырей

В варзеше-зурхане существует система рангов. Первые два ранга - новички, третий и четвертый - чемпион и чемпион чемпионов (соответственно, пехлеван и пехлевани-пехлеван). Для достигнувших 80-го уровня в этом нелегком занятии существуют и суперчемпионские титулы. Джахан-пехлеван («мировой богатырь») - самый высокий ранг, этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. В современности титула удостоился Голамреза Тахти, самый известный борец в истории Ирана. На его счету олимпийское золото 1956 года и мировое чемпионство по борьбе в 1959 и 1961 годах. Еще один ранг - пехлеване-бозорг, или «великий богатырь». Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул, среди них был поэт и мистик Пурья-йе-Вали (около 1300), а также Хадж Сейед Хасан Разаз (1853–1941).

Голамреза Тахти

Маллакхамб

Индийская тренировочная дисциплина, сочетающая отработку техники борьбы и йогу. Основным элементом является вертикальный столб, на котором происходят занятия. Тренировка сочетает боевое искусство, элементы акробатики, йогу и самооздоровление.

Маллакхамб, или «йога на столбе», зародился в Индии. «Малла» означает «борец», а «кхамб» - шест. Изначально это было дополнительное упражнение для традиционной борьбы, но позже стало отдельной дисциплиной. По легенде столб, а также все ухватки, которым его сподручнее бороть, передал людям бог-обезьяна Хануман. Он однажды явился к воину, который готовился к важному поединку, и шепнул тому, как поухватистее свернуть врага в бараний рог.

Во время занятий боевыми искусствами столб выступает в роли противника - на нем отрабатывают различные захваты и элементы борьбы. Йогическая практика предполагает выполнение асан, адаптированных или, скорее, усложненных таким образом, чтобы они были выполнены на столбе. Занимающийся делает серию асан с динамическими переходами между ними, не касаясь земли. Таким образом, развиваются не только гибкость и сила, но и координация, баланс и концентрация. Так же как и в обычных техниках йоги, здесь практикуются особые виды дыхания.

Отдельно нужно сказать о массажном эффекте, который достигается при занятиях на столбе. Постоянный контакт с ним обеспечивает оптимальную нагрузку и массаж всех частей тела, улучшает кровообращение и стимулирует работу внутренних органов.

Маллакхамб бывает двух разновидностей, которые различаются между собой видом столба. В фиксированном маллакхамбе вертикальный деревянный столб закреплен у основания. Высота столба - 2,25 метра, диаметр навершия - 13 сантиметров, книзу он несколько расширяется. Для маллакхамба в подвешенном состоянии используют канат диаметром 2,5 сантиметра. Упражнения на таком канате даже более сложны, нежели на столбе. Маллакхамб наравне с каларипаятту служит одним из элементов подготовки индийских военных и развлечением для молодежи с окраин.

Филиппины

Традиционное филиппинское боевое искусство арнис включает в себя технику работы с оружием (мечом, ножом, палкой) и без оружия - с ударами руками, ногами, головой, захватами и бросками. Это очень разнообразная система, в которой предусматривается работа не только с «равным» оружием, например палка против палки, но вообще работа в любых сочетаниях - палка против ножа, без оружия против оружия, две палки против палки.

Техника арниса крайне многообразна, но при этом описывается всего лишь несколькими общими базовыми принципами, из которых получается широкая вариативность действий. Основная черта филиппинских боевых искусств - максимальная прикладная эффективность в бою при минимальном использовании физических сил.

Базовые принципы

Атакующие техники в арнисе сведены к 12-ти базовым углам. Для каждого угла есть своя атака, свой блок, разоружение и защита от разоружения. В системе арниса нет формальных двигательных комплексов или заучиваемых серий ударов и блоков. Вместо этого происходит обучение принципам движения, которые затем модифицируются в зависимости от типа, направления атаки и атакующего оружия.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой. Начинающие тренируются с одной и двумя палками, затем движения преобразуются в технику ножа, затем - пустых рук. Движения тела и углы атак остаются теми же самими. Они универсальны, а переход от одного вида оружия к другому вполне естественен.

Защита в арнисе строится на принципе под названием «вырвать ядовитый зуб змеи». Действия защищающего направлены на кисть или запястье вооруженной руки противника. Вторая, невооруженная рука осуществляет контроль рук противника, обычно запястья или локтя, что позволяет выиграть время для совершения контратакующих действий. Цель - максимально быстро обезоружить противника. Затем можно сокращать дистанцию и атаковать тело противника оружием, руками, ногами или головой.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой.

Оружие

Чаще всего для тренировок используются деревянные палки бастон или мутон длиной 69–76 сантиметров и диаметром 2,6-3 сантиметра из ротанга, бамбука или пластика и тренировочные ножи разной длины и форм, а также деревянные или пластиковые.

В связи с тем, что в настоящее время арнис все больше практикуется как спортивное единоборство, ножи используются все реже и реже. Помимо палок стандартной длины, применяются короткие палки 30–40 сантиметров как вспомогательное оружие во второй руке. Палки топадо, наоборот, вдвое длиннее обычных.


Дистанция

Бой может происходить на различных дистанциях. Обычно выделяют три боевые дистанции: дальнюю (ларго), где противники могут достать своим оружием только до кисти вооруженной руки; среднюю (медиа), где можно нанести своим оружием удар по телу противника; ближнюю (кортэ или серрада), где, помимо ударов палкой или ножом, могут производиться действия руками, ногами и головой.

Этапы обучения

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них. Палку надо держать так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8–10 сантиметров, этот выступ, пунио, используется для захватов и ударов на короткой дистанции. Отрабатывается техника передвижения. С этой целью ходят по специальному треугольнику со сторонами около 40 сантиметров. В движении осваиваются уходы с линии атаки противника, комбинации ударов и блоков.

Второй этап - санга ат патама - парная тренировка. Базовые удары отрабатываются в учебных схватках в различных комбинациях и связках, с растущими скоростью и сложностью. Третий этап - ларга мутон - вольный бой, в процессе которого ученики подбирают наиболее подходящие для себя комбинации, приемы и вырабатывают свою собственную манеру ведения поединка. Помимо ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары руками, локтями, ногами, коленями и головой.

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них.

Ранги

В современных школах, практикующих арнис, существует деление на ранги, отмечаемое поясами различного цвета. Ученики подразделяются на начинающих (багухан), продолжающих (пангитна) и продвинутых (абанте). Своя градация мастерства и у инструкторов. Но главным критерием мастерства в филиппинских боевых искусствах всегда считалось умение вести реальный бой. До середины XX века большинство школ практиковало бои до смерти. В настоящее время школы проводят в основном поединки в полный контакт в защитном снаряжении: шлем с забралом или фехтовальная маска, куртка, щитки на голени, перчатки.

В отличие от большинства других восточных боевых искусств, арнис не является герметичной системой, а открыт для влияний извне. Мастера различных школ заимствуют техники из тайского бокса, дзюдо, айкидо, тхеквондо, ушу, бокса - тех стилей, чья техника ближе именно им. Таким образом, арнис постоянно изменяется и приобретает все новые формы.

Своей эффективностью, относительной простотой и зрелищностью арнис привлекает множество людей и широко распространяется по миру и в России. Есть множество школ, практикующих разные направления арниса. Некоторые делают упор на бое на ножах, другие на техники работы с палкой, третьи на технику без оружия. Арнис преподается как система действенной самообороны или как спортивное боевое искусство.

Искусство владения оружием делает человека правителем всего живого .

Многие со скепсисом относятся к такому оружию как палка или ее разновидности – дубинка . Считают, что когда в руке у преступника нож, пистолет или даже автомат, палка не поможет. На первый взгляд доля правды в этом предубеждении есть. Действительно, лучше иметь для самозащиты более мощное и опасное оружие, чем у преступника. Но так бывает крайне редко. Преступник на то и преступник, что на преступление идет более подготовленным, чем его жертва, и вооружается максимально относительно своих возможностей. Жертва или случайный свидетель преступления обычно имеют значительно меньший выбор оружия для самозащиты или отражения нападения. Но любой предмет, который может быть использован в качестве оружия, в разы, а то и на порядок повышает шансы на успешное отражение атаки и победу в рукопашной схватке.

Тем более – палка, первое, наряду с камнем, оружие, которое взял в руки питекантроп и, тем самым, превратился в первого человека – неандертальца. Тот, первый питекантроп, поднявший с земли отломанный древесный сук и огревший им физически более сильного соплеменника, сразу поднялся в иерархической лестнице своего племени. Так и любой современныйчеловек, взявший в руки палку, увеличивает свою собственную силу в несколько раз. Если же человек умеет пользоваться палкой в рукопашном бою – он становится в сотни раз опаснее для своего врага, чем без нее.

Палка для самообороны. Физические аспекты


Правило рычага
F1, F2 – силы, прилагаемые на концы рычага
d1,d2 – плечи силы

Палка в классическом варианте, когда ее используют, держась за один конец, представляет собой рычаг 2 рода , при котором одно плечо практически равно 0, в то время как второе – занимает полную длину палки. В таком случае выигрыша в силе практически нет, но есть огромный выигрыш в скорости нанесения удара . Часто даже скорости реакции преступника с пистолетом, повернутым в сторону от человека с палкой, который наносит удар, просто не хватает, для того чтобы успеть повернуть дуло в сторону противника.

3. Сила . Здесь не приходится говорить о силе удара, а только о физической силе человека с палкой. Если использовать палку с точкой опоры, в качестве которой могут служить руки, шея, ноги или туловище противника, то палка превращается в рычаг 1 рода (тот самый рычаг, о котором говорил Архимед “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”) и, согласно формуле “Правила рычага”, которую мы привели выше, многократно увеличивает физическую силу человека, владеющего палкой и позволяет свалить противника на землю, разорвать захват, сломать руки и ноги, провести болевой прием. Во многих прикладных единоборствах, например в технике ханбо ваза (владение палкой) Ниппон Кэмпо, существует целый ряд приемов, построенных на этом принципе.

Уже только поэтому палка является грозным оружием в руках обладающего определенными навыками человека.

История палочного боя

Это, пожалуй, самый древний вид боя с ударным оружием. История знает множество школ и техник палочного боя, как восточных, так и западных, европейских или латиноамериканских. Вот только некоторые из них:

Йоменри – английский палочный бой

Йо-менри – английское старинное боевое искусство, которое предназначалось для ведения боя невооруженного пешего йомена (крестьянина) с тяжеловооруженным конным или пешим рыцарем . В качестве оружия использовалась неотесанная лесина, жердь, длиной около 1,50-1,60 метра тут же вытащенная из забора или подобранная у дороги или в лесу. Хват верхний – обычно посередине. Удары и точки делаются обоими концами палки.


Филлипинский палочный бой – Арнис.

Арнис – филлипинское боевое искусство боя на палках . Основан в противовес и с использованием испанской (испанцы – колонизаторы Филлипин) школы фехтования на шпагах. Длина палки – максимально возможная для скрытого ношения – 80 см. Хват – у одного из концов палки, но с небольшим отступом около 15-20 см. Техника Арнис позволяет использовать этот короткий конец для захватов и ударов.


Эти парни не привыкли шутить – клан каких нибудь Мак-Гинли разбирался с кланом каких-нибудь Мак-Грегоров с помощью палок всевозможной формы.

Ирландский палочный бой – особая техника боя, передающаяся через поколения от отца к сыну и ведущая свое начало от древнего “кельтского палочного боя” . Это целая субкультура, когда ирландские семейные кланы веками враждовали между собой и все споры решали в палочных боях, которые в разное время могли вестись как с особой жестокостью на смерть, так и в виде ритуальной драки, практически без увечий. Это явление пришло в упадок после Великого Голода в конце XIX века в Ирландии, когда эта страна потеряла почти половину населения. Сейчас ирландский палочный бой развивается как отдельное боевое искусство. Палки используются абсолютно любых видов, с утолщениями и без, с утяжелениями и без них. Длина палки – от 40 см до 1 метра. Цель – бой с невооруженным или вооруженным палкой противником.

В Ниппон Кэмпо есть специальный раздел, где изучают технику владения средней палкой – тамбо.

Японский палочный бой

Существует две легенды, объясняющие возникновение искусства использования коротких палок, которые возникли как дисциплины, начиная с Ханбо-дзюцу. Первая гласит о том, что господин Курияма Укон, самурай, участвовал в битве при Нагасино 4 мая 1575 года на сторона Ода Нобунага . В этой битве он встретился в схватке с вражеским генералом Судзуки Танго-но-ками Кацухиса, который перебил ему мечом его любимое короткое копье. Оставшимся обрубком Курияма сражался и победил генерала.

Господин Курияма Укон в битве сломал свое копье, но все равно вышел победителем

Вторая легенда звучит так . Курияма служил господину Маэда Тосииэ (Maeda Toshiie 前田侯)) в городе Канадзава. Как-то ночью в городе он столкнулся с разбойниками и использовал в схватке длинный шест (рокусяку бо, длина – 6 сяку – 180 см). Один из разбойников, их начальник Ямада Тэнрю Кэн, будучи опытным воином школы Курама-Хати-Рю имел меч длиной 5 сяку (150см) и в бою перерубил шест Куриямы пополам. Однако Курияма победил всех разбойников оставшимся у него в руках одним обрубком (3 сяку – 90 см). Используя этот опыт Курияма начал развивать искусство владения половиной рокусяку бо (ханбо) и к 1783 году представил его как полноценную технику боя.

Мы видим, что разница в событиях – почти два столетия, но и та, и другая легенда имеет свои письменные свидетельства. В любом случае истина заключается в том, что огромная каста профессиональных воинов – самураев, всю свою жизнь занималась подготовкой к бою для того, чтобы выжить и победить в битве, когда имеющееся у них оружие было перебито. И неважно, что это было – обломок копья, шеста, или чего-то другого – что осталось в руках, тем и нужно отмахиваться и побеждать. Поэтому все японские дисциплины владения палкой, начиная от Бо-дзюцу и до Явара-дзюцу – это очень эффективные, выстраданные, отточенные, вынесенные из боев приемы и техники. Переданные нами теми самураями, которые смогли выжить, используя эти знания.

Дисциплины владения палкой для самообороны не стояли на месте. В Японии, где искусство ведения войн и подготовка к сражениям было доведено до совершенства, и воплощено в науку Bujutsu – 武術, к началу XX века появились системы и дисциплины под названием «нихон кобудо», прежнее наименование «кобудзюцу». В этих методиках самозащиты пользовались нетрадиционные виды оружия – то есть оружие, применяемое различными слоями населения (хэймин), а именно – крестьянами, купцами и ремесленниками, монахами-войнами (ямабуси), полицейскими (мэцукэ) и людьми, стоявшими вне закона (ниндзя). Все мастера, преподававшие технику работы с палкой, были столь же искусны и в сфере безоружного единоборства (тодэ). По сути, не было отдельного обучения владения палкой без передачи знаний о самозащите против нее. Была сформирована целостная система самообороны .

У японцев существуют несколько разновидностей дисциплин, которые изучают самозащиту с помощью палок разной длины:

  • Бо-дзюцу, Bōjutsu (棒術) – искусство боя на длинных палках, длина которых от 1.80 и выше;
  • Йо-дзюцу Jōjutsu (杖術) – искусство боя на палках средней длины от 1.10 до 1.30;
  • Ханбо-дзюцу, Hanbōjutsu (半棒術) – искусство боя на палках длиной от 90 см до 1.10 см (дословно – половина “бо”);
  • Тамбо, Tambō (短棒術)- искусство владения короткой палкой от 20 – 40 см;
  • Явара Дзюцу, Yawara jujutsu (柔術) – искусство применения палки длиной от 14 – 19 см.

Универсальность японской системы самообороны с помощью пало различной длины заключается заключается в подготовке человека использовать для самозащиты любые подходящие предметы

Практика японского палочного боя

Разнообразие применения и использования техник в Японии, обусловлено не только зависимостью от дистанции, но и универсальностью подготовки человека к любым неожиданностям и использованию любых предметов для самозащиты вне зависимости от их габаритов. Палка может использоваться на всех дистанциях боя от самой дальней и до клинча. При этом изменяется техника ее применения в бою, но основополагающие принципы остаются те же. Если при бое на дальней дистанции (Gendo-mai-ai дистанция двух шагов и выпада, Issoku ittō-no-maai дистанция шага или выпада), основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то по мере сближения (Chikama – ближняя дистанция), возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе (ne waza).

По мере сближения с противником возрастает роль захватов, удушений и болевых приемов.

Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с дальней дистанции и длиной палки, переходя к освоению палок средней длины и получая навык от работы короткими палками, ученик адаптирует технику для различных ситуаций боя. Помимо этого ученик может использовать как одну палку, так и две в разных руках, техника фехтования двумя предметами Ryotojutsu, а также учиться использовать палки против различного оружия.

Это кадры из художественного фильма "Сумеречный самурай", снятого по известной японской легенде. Понятное дело, что это постановочный бой, но в нем очень понятно и красочно показана фехтовальная работа на дальней дистанции и комбинации захватов и работой палкой как рычагом на короткой.

При использовании палок очень часто применяются различные перехваты и жонглирование. Эти методы используются для развития чувствительности при работе с оружием и применения , для достижения в последствии реальной атаки.

Палочная схватка часто начинается на дальней дистанции, когда оба противника демонстрируют различные техники жонглирования и пытаются при помощи обмана нанести удары по ближним целям противника. Однако дистанция боя может часто изменяться и может сократиться вплоть до борьбы. Хорошо подготовленный ученик получает навыки использования палки в различных вариациях, в зависимости от ситуации, и возможностью приспособиться с различными тактическими схемами и вариантами. Палочный бой, может, как научить вас защищаться, так и научить разоружить, и вывести из строя противника или уничтожить – в зависимости от складывающейся обстановки. В конечном итоге палка дает человеку «третью» руку. При помощи нее боец может увеличивать свой «рычаг», а это усиливает не только ударную технику, но и дает дополнительное преимущество при проведении болевых контролей, бросков и удушающей техники. Вариативность применения палки просто огромна. Не зря все монахи и проповедники предпочитали посох любому другому виду оружия.

Где взять палку в современной схватке?

Это еще один миф, который очень сильно распространен в современном обществе: в современной жизни негде взять палку . Действительно, современный город – не японская деревня с заборами, из которых можно выхватить жердь, не английский лес, в котором под ногами валяется куча крепкого сушняка, мы не ходим по улицам города с посохами и шестами. Это все так. Но вы можете:

  • хранить палку или предмет, который можно использовать как палку, в доступном для вас месте: дома, в гараже, в машине, в офисе;
  • носить с собой в опасные места и в опасное время, например, когда провожаете девушку, или встречаете после ночной смены жену, предмет, который можно использовать как палку, например, . Это вызовет в худшем случае недоумение со стороны окружающих, но не будет принято за оружие, пока вы не примените его;
  • в крайнем случае, отобрать и использовать имеющуюся у нападающего или ближайшего охранника палку, резиновую дубинку.

Юридические последствия применения и хранения палки



Купите себе один черенок для лопаты, или садовую палку. Такие дешево продаются в любом гипермаркете.

Конечно, если Вы будете возить с собой в машине или носить с собой окаймленную железом ирландскую палку – это вызовет массу ненужных вопросов со стороны первого полицейского, который Вас остановит. Отрезок толстой арматуры или водопроводной трубы, обмотанный изолентой, тоже вызовет нездоровый интерес и подозрение в Вашей адекватности. Однако, обычный держак для лопаты, или даже самый настоящий ханбо, который лежит всегда у Вас в багажнике, или стоящий в уголке прихожей не вызовет ни у кого никаких возражений. Этим и хороша простая палка с юридической стороны. Даже если Вы применили палку в самозащите – Вам вряд ли будет инкриминировано применение оружия. Палка – оружие значительно менее летальное, чем, например, нож или, тем более, пистолет. Она имеет огромное останавливающее действие, но у нее нет криминальной репутации в действующем законодательстве почти всех стран мира. Применение палки для ударов по любой части тела, кроме головы и шеи, могут привести к серьезнейшим травмам (переломам и ушибам внутренних органов) , но не к смерти. В глазах судей нож – орудие нападения, палка – орудие самозащиты.


Телескопическая дубинка с электрошокером – опасное оружие, которое с легкостью будет применено против вас

Кстати, сейчас можно купить телескопическую палку для самообороны . В интернете можно также купить телескопическую дубинку для самообороны , в которой встроен электрошокер. Есть модели со встроенным фонариком, сиреной и даже газовым баллончиком. Однако оправдать применение такого оружия будет уже значительно сложнее.

Что бы Вы собираетесь использовать для самозащиты ханбо или телескопическую дубинку, нужно тренироваться в обращении с этим оружием. Неподготовленный человек рискует тем, что оружие, с которым он не умеет обращаться будет использовано против него. Поэтому тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь.

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Кюдо

Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Добавить в Анти-Баннер

Техника боя на палках варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека.

Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто "жестких" или чисто "мягких" техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладываются техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия.

При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная, в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны.

Бой длинной и короткой палкой называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Необходимо знать, что под "эспадой" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара.

Существуют 4 основных варианта использования палок:
  • "соло бастон", или техника работы одной палкой;
  • "синавали" - наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины;
  • "эспада-и-дага" - работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует "шпагу", другая - "кинжал");
  • "арнис кавайян" - работа с длинным шестом.

Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или в корпус.

Среди используемого оружия в качестве примера следует упомянуть следующие виды.

Арнис

"Табак малиит" - короткие парные палки (типа явары), выступающие на несколько сантиметров с обеих сторон сжатого кулака. При работе ими упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника построена на первоначальном выполнении стопорящего удара по атакующей конечности одной палкой, с немедленным поражением корпуса или головы другой палкой.

Кали

Специфическим, сугубо местным оружием является "балисонг" (нож-бабочка) - нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с VIII в. Оно передавалось по наследству и считалось священным. В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции - Небо, Землю и Воду. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей.

Применяются в кали также малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием) и короткий трезубец "тьябанг", аналог окинавского "сай".

Паге

Развита работа разнообразными видами плетей и бичей. Большинство показательных выступлений обязательно включает в себя момент, когда человек с повязкой на глазах гасит ударами плетки несколько свечей, расставленых вокруг него. Плетка может быть сделана из плотного ремня бычьей кожи, или (как например "бунтот паге") из хвоста рыбы раи. Длинный и высушенный хвост этой рыбы, покрытый твердой и острой шкурой, служил великолепным оружием. Хвост заканчивался острием, которое могло быть отравлено. Еще один вид гибкого оружия - это "йойо", вложенный в сетку круглый груз, напоминающий китайский молот-метеор, но это оружие паге сугубо местное. Первоначально йойо представлял собой просто камень, привязанный к виноградной лозе, который использовали как оружие во время охоты.

Человек, не имеющий никакого оружия, к тому же сильно уставший, вполне может испытывать отчаяние. Удивительно, сколь большое воздействие на его дух окажет наличие в руках короткой палки.

Теперь представим, что этот человек обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы столь нехитрым оружием убить противника.

I. Короткая палка, от 18 до 24 дюймов длиной (45–61 см) и примерно в 1 дюйм (2,5 см) толщиной может служить идеальным оружием. (Если такой палки нет под рукой, ее можно заменить веткой дерева).

Примечание. Очень важно, в совершенстве освоив этот прием, использовать в бою элемент внезапности. Этого лучше всего достичь, если исходная позиция такова, как на рис. 86.

II. Удерживая палку правой рукой, взмахните ею и захватите другой ее конец левой рукой примерно в 6 дюймах (15 см) от края. Это движение следует выполнять, не опуская взгляда на руки или палку. Обратите особое внимание на положение рук (рис. 87).



Примечание . Причина использования именно такого захвата палки очевидна. Противник вряд ли заподозрит, что ему угрожает опасность нападения.

Итак, вы стоите лицом к противнику, как показано на рис. 88.


1. Нанесите противнику удар левым концом палки в живот резким круговым движением вправо.

При выполнении этого удара следует помнить о четырех важных моментах, которые должны выполняться одновременно:

(а) От свободного захвата обоих концов палки (рис. 87) нужно мгновенно перейти к сильному зажиму палки в руках;

(б) Левая рука должна перемещаться вправо;

(в) Движение правой руки должно быть направлено внутрь влево, но оно должно быть гораздо короче, чем движение левой руки, поскольку правая рука двигается к правому боку;

(г) Выполняя прием, сделайте шаг левой ногой вперед вправо. Это позволит вложить в удар вес своего тела, как показано на рис. 89.



Примечание. Если тело противника защищено плотной одеждой, то от такого удара в живот противник не потеряет сознание, но он заставит его выдвинуть подбородок вперед, а это как раз такая позиция, которая выгодна для вашей атаки.


2. Сжимая палку как можно крепче обеими руками, нанесите удар вверх концом палки (левым концом), целясь в шею, и убейте противника (рис. 90).



Место, в которое необходимо направить удар, представляет собой точку, расположенную примерно в 2 дюймах (5 см) от края подбородка.

Атакуя противника в подбородок (как показано на рис. 90), вы промахнулись.

3. Тогда нанесите противнику резкий удар в лицо концом палки, как показано на рис. 91, вкладывая в удар вес своего тела.



4. Если необходимо, завершите комбинацию сокрушительным ударом правым концом палки по левой части лица противника (как показано на рис. 92).



Примечание. Сделайте шаг правой ногой влево, чтобы вложить в удар вес своего тела.


5. Если после первой атаки в живот голова противника окажется достаточно высоко, чтобы открыть переднюю часть шеи, нанесите удар ему в кадык серединой палки, вкладывая в удар всю силу. Такой удар убьет противника или, как минимум, лишит его сознания (рис. 93).



Примечание. Приемы № 2 (удар концом палки в точку под подбородком) и № 5 (удар центром палки в кадык) являются сокрушительными, но сначала надо заставить противника принять то положение, которое позволит их применить.

Прием № 1 (удар концом палки в живот) позволяет, вследствие его внезапности, добиться этой цели, поэтому атака всегда должна начинаться с удара в живот.