Французские единоборства. Весовые и возрастные категории. Французский бокс как система самообороны

Сават по французски переводится как "старый стоптанный ботинок", в другом смысле как оборванец, бродяга, нищий. Саватом во Франции называли старинный метод уличного боя обутыми в тяжелые башмаки ногами, с подключением рук в случае необходимости.

Сават появился благодаря старинному развлечению крестьян, главным образом заключавшемуся в обмене ударами ног по голеням друг друга.

В то время появился даже дуэльный Сават включающий в себя два варианта.

В первом варианте были разрешены удары по бедрам и голеням подъемом стопы и удары кулаком в корпус, и ничего более.

Второй вариант дуэльного Савата был очень жестоким, в нем разрешалось ломать ноги (одевая специальные ботинки с острыми рантами), выбивать зубы и даже глаза, превращать лицо в кровавое месиво.

Этот второй вариант Савата был очень распространён в бандитских кругах Франции, где кроме обутых в специальные ботинки ног, и рук использовались еще и кастеты, ножи и дубинки. Уголовники всех мастей практиковали Сават как очень практичный жесткий метод рукопашного боя, максимально подходящий к их среде обитания. Сават в то время пользовался большой популярностью именно в нижних слоях общества, среди бродяг, грузчиков, рабочих, ремесленников, а также уголовных элементов воров, уличной шпаны и прочей подобной публике.

Некий Мишель Кассо (1794-1869) в 1824 году систематизировал приемы Савата и издал брошюру. В ней он описал технические основы Сават.

Прямые, круговые и боковые удары стопами одетыми в тяжелые и грубые башмаки, преимущественно наносились по нижнему уровню, это голени, колени и голеностопные суставы. Все эти удары наносились ребром или носком обуви. Уровни паха и живота считались уже слишком высокими, но находились бойцы которые работали именно по этим целям. Некоторые мастера били ногой и верхний уровень, и это были действительно очень быстрые и наработанные удары не отличавшиеся по скорости и незаметности от ударов ногами в нижний уровень. Также в Сават были очень популярны подсечки.

Руки использовались для защиты от ударов в пах и для захвата ног противника, поэтому их всегда держали внизу. Ударными частями рук были основание ладони и пальцы, кулак использовался редко. Руками обрабатывали цели на голове это глаза, горло, нос, виски и уши. В Сават всегда больше ценили скорость и точность удара, а не силу.

Шарль Лекур (1808-1894) ученик Мишеля Кассо в 1832 году соединил удары ногами из французского бокса, с ударами руками из английского бокса. На ноги одели войлочные мягкие тапочки, а на руки боксерские перчатки. Были введены правила поединков на манер английского бокса. Так появился современный французский бокс Сават. Но старый Сават который использовался уголовниками, никуда не делся. Сейчас если говорят об уличном варианте то используют название Сават, а если говорят о спортивном, то используют название французский бокс.

Знаменитые личности Савата такие как Жозеф Шарлемон (1839-1929) его сын Шарль (1862-1944) завершили разработку техники и тактики современного Савата, обогатив его принципами и приемами фехтования на шпагах, и дополнив приемами классической французской борьбы.

Ими же были разработаны и более эффективные методики обучения французскому боксу Сават.

В настоящее время Сават активно развивается как во Франции так и за рубежом. С 1960 года проводятся чемпионаты по французскому боксу во Франции и Европе. В 1985 году создана международная федерация французского бокса.

Самое главное - Сават - техника боя на дальней дистанции.

Отсюда и начинаются особенности.
1. Конёк савата - удар носком обуви (Доводится до филигранной точности (один из старых тестов - пробить дырку в глиняном кувшине, не разбив при этом сам кувшин))
2. Удары классического французского бокса не особенно сильны (упор на скорость и точность).
3. Наиболее разработан из всех вышеперечисленных единоборств раздел ударов ногами по ногам.
4. Есть раздел канн - шоссон (работа тростью в сочетании с ударами ногами)
5. Все типы ударов (прямой - шассе фронтал, боковой - шассе латерал, круговой - фуэте) наносятся с выноса колена вперёд (исключение обратный круговой - реверс и низкий удар ногой - ку де пи ба)
6. При ударе ногой дополнительно производится толчок тазом.
7. В классическом савате отсутствовали удары в высоких прыжках или в прыжках с разворотом а также лоу - кик
8. Аналог маваши круговой удар фуэте наносится не голенью а подъёмом стопы или носком
9. Есть интересная разновидность кругового удара фуэте, но наносится он не в боковую строну коруса или головы, а носком в солнечное сплетение или живот.
10. При высоких или средних ударах - опорная нога прямая а ступня развёрнута приблизительно на 75 градусов, при низких ударах выполняется полуприсед на опорной ноге, за счёт чего, в совокупности с толчком таза, достигается удлинение удара.
11. В классическом савате корпус при прямом шассе и низком ударах ногами отклонялся назад.
12. При боковом шассе корпус немного наклонялся в отличие от карате, где он находится в одной плоскости с ударной ногой
13. В классическом савате не всегда руки разлетались. Согласно Лекуру, руки следовало держать у низа живота, дабы парировать удары ног или захватывать их. (Иллюстрастрации "по Лекуру" из книги Леклерка (1910 г) развешаны в зале для тренировок Сават во французском фильме "Тигровые отряды"), а согласно Шарлемону, руки для равновесия нужно было раскидывать, и этот способ был распостранён вплоть до конца 80 - х гг. XX в.
14. В Сават хорошо разработан способ противодействия в случае, если нога захвачено противником.
Подведём итоги.
Главные особенности ударной техники ног сават - точность, скорость, "длинность", подсед на опорной ноге. Носок - главное оружие саватёра (никаких голеней, подушечек стопы, внешнего ребра стопы и т. д.), в классическом Савате отсутствуют лоу - кики, высокие прыжки, прыжки с разворотом и прочие пируэты. Фишка Сават - филигранная работа ног против ног.
К сожалению многие особенности классического Сават XIX - первой половины XX вв. сейчас остаются только достоянием энтузиастов, а на ринге мы видим более - менее усреднённую технику ног. Вполне возможно, что она эффективнее (или скорее требует меньше времени на обучение), но с утратой особенностей утрачивается аромат старого доброго французского боевого искусства (это всё равно как пить шампанское не из бокала, а из пластикового стаканчика).

"Изначально была народная кельтская забава - пинаться ногами по голени, потом из этого развилась "хулиганская" манера ударов ботинком по ногам, потом скучающие аристократы добавили высокие удары (говорят - из балета) и ввели мягкие тапки (шоссон) и пухлые перчатки,чтоб не калечть друг друга. Потом к этому всему добавилась техника рук из английского бокса", И добавлю небольшие уточнения.

Высокие удары ногами ввели марсельские моряки, которые занимались "жю де марсей" ("марсельская игра") или другое название "шоссон" (происходит из названия мягких тапочек "шоссов"). Суть шоссона состояла в нанесении "туше" (удары в лёгкое касание или по современной терминологии лайт - контакт) партнёру высокими ударами ногами. Техника рук раннего сават включала в себя различные удары ладонью, пальцами, удары наотмашь внутренней или внешней частью ладони и носила вспомогательный характер, так как криминальные элементы (из среды которых и вышел сават), чаще всего были вооружены ножом, дубинкой или кастетом. Далее.
1824 г. - Мишель Кассо впервые систематизирует технику сават.
1832 г. - Шарль Лекур вводит технику английского бокса и новое название - французский бокс. Но Лекур делает акцент именно на низких ударах ногами.Кстати именно французы первыми начали применять перчатки не только на тренировках, но и в соревновательных поединках.
60 - е гг. XIX в. - начало эпохи отца и сына Шарлемонов. Именно они начинают широко практиковать высокие удары ногами с отбрасыванием рук назад, что стало визитной карточкой французского бокса вплоть до конца 80 - х гг. XX в.
Конец 80 - х гг. XX в. - В сават водятся удары в прыжке, а руки при ударах ногами стали держать как в кикбоксинге, у туловища.

Что касается классической манеры нанесения ударов ногами в Сават, то здесь можно посоветовать посмотреть следующие ролики из You Tube
1. OLD FRENCH BOXING SAVATE 29.03.1934
2. Roger LaFond method of canne, baton and french boxing
3. SAVATE - FRENCH BOXING - BOXE FRANCAISE - сават в исполнении Шарлемона, съёмки 1894 г.
4. Lady kicker
5. SAVATE - FRENCH BOXING - 1894 - Boxe francaise- тоже в исполнении Шарлемона.
6. Count Pierre Baruzy SAVATE - French boxing - сават в 60 - е гг.XX в.
7. SAVATE Salle Wagram 03.05.1969

Учебные фильмы по современному Сават можно скачать на Torrents. Ru
Это учебные фильмы по самообороне с применением техник сават и добавление техник из дзю - дзюцу и крав мага.
1. Savate Defense - BASIC TECHNIQUES (Eric Quequet) (2008)
2. Savate Defense - ADVANCED TECHNIQUES (Eric Quequet) (2004)
3. Street.Boxing by.Robert.Paturel
4. Street savate Vol-2 Power Punching (Daniel Duby)

Также можно порекомендовать учебные фильмы по технике спортивного сават
5. Основы сават/Savate Basics - Saignac (1998)
6. SAVATE MES TEQHNIQUES DE CHAMPION (2004)
Художественные фильмы, где демонстрируется техника сават.
1. Сават (В гл. роли - Оливеье Грюнер), правда здесь более смахивает на усреднённый кикбоксинг
2. Парижские тайны (В гл. роли - Жан Маре, кстати сам практиковавший сават)
3. Тигровые отряды (о французской политической полиции начала XX в.).
4. Арсен Люпен

Далее в свободном доступе в интернет выложены книги
1. Андре Э. Самооборона (1909) - прикладное применение сават в условиях уличной самозащиты
2. Savate Students Manual - пособие по технике современного французского сават
3. http://rohirim.ovh.o...hp?lng=fr&pg=91 - это ссылка на французскую книгу по сават конца XIX в., но к сожалению она не скачивается, а можно только просматривать.
4. Мanuel moniteur sports combat (1947) - пособие по рукопашному бою французской армии, где один из разделов описывает технику сават.
5. Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя (1930) - подробно описывается применение техники сават для самообооны.

В этих материалах можно увидеть и сравнить развитие техники классического и современного сават.
Кроме того, нельзя забывать что сават это комплексная система, и ранее в Жуанвильской школе, которая с середины XIX в. готовила кадры инструкторов по физподготовке французской армми, сават изучали в совокупности с борьбой (для боя на ближней дистанции), "чётырёхсторонню защиту" (применение сават в условиях нападения нескольких человек), фехтование тростью, саблей, шпагой, штыковой бой. А все мастера сават преподавали одновременно и фехтование тростью.

Таким образом человек изучивший кроме спортивного сават ещё основы борьбы и фехтования палкой (тростью), может себя считать вполне подготовленным к уличным неожиданностям.
В заключении можно отметить, что не ищите сават в исполнении глав школ, великих мастеров и т. д. Это не Дальний Восток. Здесь нет надобности, искать носителей истиной традиции, обучаться непосредственно у французских мастеров, от вас не будут утаивать секретов и т. п. Вы не отыщете здесь генеалогических линий семей мастеров, скорей всего вас также не возьмут в приёмные сыновья к мастеру (по французской терминологии - профессору). Единственный способ освоить сават - найти клуб, записаться и заниматься. Если здоровье не позволяет биться в жёсткий контакт, занимайтесь в разделе "ассо" - это бой в лёгкий контакт, где прежде всего оценивается техничность исполнения приёмов. (Кстати даже в комба - раздел сават, бой в полный контакт (бех шлемов и протекторов, только ботинки - саватки на ногах и перчатки на руках) если удар выполнен технически неверно, его не оценивают). Другой вопрос, что так как саватёры выступают против профессионального спорта, а только за любительский, то клубов сават намного меньше чем других единоборств.

Для начала разберёмся в терминологии. Под традиционным сават подразумевается техника боя французских криминальных элементов XVIII - начала XIX вв., до введения Шарлем Лекуром техники рук из английского бокса в 1832 г.
Классический французский бокс. Практиковался с1832 до конца 80 - х гг. XX в. Французские ноги и английский бокс.
Современный французский бокс - с конца 80 - х гг. XX в. Французские ноги и английский бокс.Дополнительно вводятся лоу - кик и прыжки.

Что касается традиционного сават, то он ещё в XIX в. был практически вытеснен французским боксом. Хотя продолжал практиковаться отдельными группами энтузиастов.
Интересные материалы размещены на сайте savateaustralia.com.
Особенно рекомендую обратить внимание на следующие статьи с этого сайта
1. Open Hands (1889) - техника ударов открытой рукой из традиционного сават
2.Boots and Self Protection in the Civilian Environment - применение каблука в традиционном сават
Теперь проведём небольшой сравнительный анализ традиционного сават и французского бокса

Традиционный сават строился на подсечках и ударах ногами по ногам на нижнем уровне (в основном не выше колена)

Но низких ударов ногой, характерных для традиционного сават, в современном французском боксе также вполне вполне достаточно.
1) Шассе.
- фронтальный шассе пяткой в переднюю часть бедра.
- фронтальный шассе пяткой с разворота в переднюю часть бедра
- боковой шассе пяткой в бедро
2) Фуэте.
- фуэте бас по внешней боковой стороне бедра
- фуэте бас по внутренней стороне бедра
3) Реверс
- реверс пяткой в бедро
- реверс пяткой с разворота в бедро
4) Ку де пи ба
- маховый удар (без выноса колена) по голени внутренним ребром стопы
5) Подсечки
- сметающая подсечка (низкое фуэте)
- боковая подсечка (ку де пи ба, если по косточке ноги, то очень болезненно)
- круговая подсечка (реверс на нижнем уровне)
Итого - 8 разрешённых ударов ногой на нижнем уровне и 3 подсечки.
К этому добавляем запрещённые правилами, на входящие в арсенал французского бокса и зачастую изучаемые удары
1) Фронтальный фуэте (удар подъёмом стопы в пах)
2) Фуэте в низ живота носком ноги
3) Фронтальный шассе носком в низ живота
4) Фронтальный шассе пяткой в колено
5) Боковой шассе пяткой в колено (переднюю или боковую часть)
6) Топчущий удар пяткой по подъёму стопы или большому пальцу
7) Вертикальный удар коленом в пах
Итого в арсенал современного французского бокса входит
15 различных ударов ногой на нижнем уровне и 3 подсечки
Сомневаюсь, что в традиционном сават арсенал был более разнообразен.

Кроме того, хотя на соревнованиях они не применяются, но в арсенал французского бокса входят захваты и броски
Захваты.
1) Крават
2) Колье
3) Клинч
4) Захват ноги в ключ
5) Захват руки в локтевой сгиб
Броски
1) Через бедро
2) Через бедро с захватом головы
3) Задняя подножка
4) задняя подножка с захватом ноги
5) Бросок с захватом двух ног
6) Бросок с захватом одной ноги.
7) Бросок с выворачиванием захваченной в ключ ноги
Плюс к этому в арсенал французского бокса входит работа с тремя видами оружия
1) Шпага (рапира, сабля, эспадон)
2) Трость (одиночная и парная)
3) Шест
Конечно это небольшой арсенал, по сравнению, например с 18 видами оружия традиционного шаолиньского ушу.
Но во французском боксе работа на всех видах оружия изучается в контакт, присутствуют спарринги, а не только изучение комплексов - тао, что мы сегодня видим в ушу,
Плюс к этому во французском боксе, есть разделы
1) Самооборона с помощью трости.
2) Французский бокс + трость
Подводя итоги, можно сказать, что современный французский бокс является по своему арсеналу комплексной боевой системой, а не неким урезанным спортивным вариантом, Система французского бокса, созданная мастерами 19 в. ничем не уступает традиционному савату, и, более того, органично впитала в себя его наиболее практические элементы.

Теперь проведём сравнение французского бокса и кикбоксинга.
Главное отличие - это наличие обуви во французском боксе, от сюда и проистекают все отличия в технике и тактике.
1. Французский бокс учит использовать башмак как оружие. Точечный удар твёрдым носком ботинка намного опаснее удара поверхностью мягкого фута, а прицельные удары башмаком в печень, селезёнку и солнечное сплетение являются одной из "визитных карточек" французского бокса.
2. Во французском боксе дистанция ударов ногами значительно длиннее (возможность нанести удар носком ботинка удлиняет дистанцию удара ногой на 15-20 см.), чем в кикбоксинге. Это обусловлено тактической установкой французского бокса, продекларированной ещё в правилах 1832 года: удар ногой должен наноситься с такой дистанции, чтобы соперник не смог при этом достать вас рукой.
3. В кикбоксинге, как правило, удары руками и ногами наносятся примерно с одной и той же дистанции. В то время как при обучении французскому боксу большое внимание уделяется тому, как с дальней дистанции ударов ногами перейти на среднюю и ближнюю дистанцию для атак руками и как после этого выйти вновь на дальнюю дистанцию для работы ногами.
4. Передвижения во французском боксе легче и быстрее, чем в кикбоксинге. Это обусловлено тем, что двигаться в саватках гораздо удобнее, чем босиком, имея к тому же на ногах футы и щитки.
5. Наличие на ногах кикбоксёров щитков и футов приводит к тому, что для нанесения эффективного удара ногой спортсмену необходимо приложить значительное усилие. Во французском боксе удары ногами носят более скоростной характер.При этом не стоит забывать, что зачастую даже лёгкий, но быстрый удар ботинком оказывается гораздо опаснее и травматичнее, чем сильный удар босой ногой в мягком футе.
6. В боевом арсенале французского бокса широко используются прямые и боковые шассе (фронт-кик и сайд-кик в кикбоксинге) в бедро и колено соперника. В кикбоксинге любые прямые удары в бедро и колено запрещены. Во французском боксе эти удары служат эффективным средством работы против соперника, делающего ставку только на удары руками.
7. Теперь о различиях а тактике. Рассматривая типовой рисунок боя во французском боксе и кикбоксинге, мы увидим значительную разницу: во французском боксе соперники, много и быстро передвигаясь, "расстреливают" друг друга разнообразными ударами ног с дальней дистанции, стараясь после своей атаки уйти от ударов противника, разрывая дистанцию. В кикбоксинге же, в основном, спортсмены стараются как можно быстрее выйти на среднюю и ближнюю дистанцию, чтобы включить весь свой арсенал ударов руками и ногами, т.е. поединок в кикбоксинге носит более силовой характер.
8. Одной из классических схем поединка во французском боксе является проведение многочисленных и разнообразных ударов по ногам (наследие традиционного сават), что приводит к потере соперником возможности быстро передвигаться по рингу.

А вот мнение одного из метров сават, барона Ива Фенье, о различиях карате и сават
"Эти глупцы - каратисты так ценят умение разбивать кирпичии тому подобное, но ведь не над эти нужно работать, сила является второстепенной. Забудьте о силе и работайте над умением оценивать расстояние, скоростью и точностью движений".

Подведём итоги, как можно видеть из сравнительного обзора, между сават и кикбоксингом существуют довольно значительные различия.
Далее, как показал сравнительный анализ, французский бокс включил в свой арсенал технику традиционного сават, значительно обогатив её.
По сути, традиционный сават представлял собой просто набор приёмов, в то время как классический французский бокс приведён в стройную систему.
В савате отсутствует характерное для восточных БИ преклонение перед традицией и здесь вы не увидите противопоставления например традиционного и спортивного ушу, или традиционного и спортивного карате. При этом традиционное объявляется духовным и практичным, а спортивное примитивным и выхолощенным. В сават такого нет, просто люди ходят в клуб и тренируются.

Добавим ещё немного о сават.
Итак сават и кикбоксинг.
1. Удары в сават в основном хлёсткие, в кикбоксинге с проносом, силовые.В сават за счёт обуви, нет необходисоти в силовых ударах, поскольку бьют носком в жесткой обуви, несильного по меркам того же кикбоксинга удара может хватить чтобы нокаутировать противника. Из такого положения дел и выстраивается техника ног
2. Арсенал ударов ногами в сават гораздо больше, чем в кикбоксинге
3. Есть значительный раздел по выходу из ситуаций, когда нога после удара захвачена (в кикбоксинге подобный раздел отсутствует)
4. Имеются техники противодействия борцовским приемам
5. Ряд техник ориентирован на использование окружающих предметов - отталкивание спиной от стены при ударе ногой, опора на стену или дерево при ударе ногой ит. п.
6. Удары в опорную ногу, колено (в кикбоксинге подобного нет), возможность наносить "точечные" удары острым носком, напрочь отсутствующая в кикбоксинге.
7. Обширный раздел ударов ногами по ногам - стопорящие удары в бедро и колено, сметающие удары по голени, лоу - кик (в кикбоксинге кроме лоу- кика все остальные удары отсутствуют)
8. Раздел Box de la rue (практикуется ещё с XIX в.(уличная самооборона - противодействие нескольким противникам, освобождение от захватов, бой с тростью и оборона против вооружённого нападения) - в кикбоксинге этот раздел отсутствует.

9. В кикбоксинге круговые удары наносятся подъёмом стопы, в сават - подъёмом или носком.
10. И ещё раз о тактике. Поскольку удары скоростные и при этом довольно убойные, меняется тактический рисунок боя - в отличии от Муай-Тая и Кикбоксинга, где часто бой сводится к силовому обмену ударами на одном месте, в Савате очень важное значение отдается маневрированию на ринге. Этому способствует опять же обувь, в ней куда проще бытро передвигаться чем босиком.
И небольшие дополнения.

Если сават комплексное боевое искусство, включающее в себя как приёмы спортивного боя, так и техники самоообороны и боя с оружием, имеющеее 200 летнюю историю, то кикбоксинг изначально возник как спортивное единоборство на ринге.

Далее, как сказал Дэн Иносанто, сравнивая муай тай и сават "Мощные удары таиландского бокса сильно затрудняют продолжение боя, а точные удары савата вызывают острое желание прекратить бой вообще"
Небольшое замечание "Поскольку Тайцы хорошо бьют голенью, тэквондисты пробивают в живот пяткой, и т.д.", а саватёры отлично пробивают носком.
Полностью согласен с высказыванием "Просто и традиционный и спортивный сават это достаточно спортивный вид и искать в нем что-то из восточных стилей и внутреннего наполнения не стоит". Абсолютно верно, сават это рукопашный бой французского происхождения имеющий двухсотлетнюю историю и традиции, красивый и аристократичный, не более и не менее.
В то же время имеется возражение по поводу "Если вся техника из кикбоксинга, то чем например сават отличается от него". Дополню чуть позже

Имеется возражение по поводу "Если вся техника из кикбоксинга, то чем например сават отличается от него.
Как уже писалось выше время появления сават - 1832 г.
Кикбоксинга - 1970 - е гг.
Так что более корректно, по моему мнению, говорить, если техника кикбоксинга похожа на сават, то зачем нужно было создавать кикбоксинг".
Вообще непонятно зачем было "изобретать велосипед" соединяя английский бокс с техникой ног из таэквондо, если уже была готовая боевая система. Скорее всего причина кроется в том, что сават является локальной французской системой, которая только в конце 1980-х гг. стала активно пропагандироваться французами. Кстати за это можно отчасти поблагодарить восточные БИ, именно бурная пропаганда восточных БИ пробудила в Европе где-то в 70-х гг. интерес к собственным боевым искусствам. Скорее всего именно элементарное незнание о существовании сават побудило американцев стало одной из причин создания кикбоксинга.

Кроме того, в сават большое значение уделяется культуре поведение саватёра.
1. Не рекомендуется делать перд боем скандальных заявлений.
2. Не рекомендуются шумные эффектные выходы на ринг.
3. Избегайте украшать себя татуировками. амулетами и т. п.

И ещё одно замечание, на соревнованиях, где представлены различные стили карате тоже трудно отличить представителей одного стиля от другого, техника у всех более менее похожа.

Сделаем выводы. В сават довольно много отличий от того же кикбоксинга. Иногда они не сразу бросаются в глаза, но при более глубоком ознакомлении с предметом становятся очевидно довольно глубокие отличия и в технике и в тактике. Насколько мог я постарался ознакомить с ними почтенную публику.

Французский бокс - это самобытное боевое искусство, возникшее на землях Франции. Конечно, с течением времени оно поддавалось влиянию других систем, например, английского бокса, но французские патриархи сумели сохрнить его уникальность не в ущерб эффективности.

Генеалогия французского бокса

Первым прародителем французского бокса считается распространенный в начале XVIII в Париже и окресностях бой ногами в обуви с ударами открытой рукой. В последствии этот метод дал второе название французскому боксу - сават (savate - старый стоптанный башмак). Арсенал савата включает в себя удары носком, ребром или каблуком обуви (тяжелой и грубой, которую носили низшие слои населения) по нижнему уровню: голеностопный сустав, голень, колено. Даже удар в пах уже считался слишком высоким, требующим слишком много времени для нанесения, а потому применялся крайне редко. Руки, как правило, находились снизу для захватов ног и защиты паха. Тем не менее, использовались удары в основном открытой ладонью (ребро, основание, пальцы, тыльная сторона), которые наносились по самым уязвимым точками шеи и головы (горло, сонные артерии, виски, нос, уши, затылок). Метод охотно взяли на вооружение уголовники, развившие его до своеобразной системы рукопашного боя, в которой нашлось место технике владения дубинкой, ножом и кастетом.

В таких условиях, естественно, находились желающие освоить сават, чтобы уметь защитить себя и своих близких на улице от возможных бандитских нападений. В Париже и окрестностях стали появляться так называемые залы, где преподавался сават всем желающим. Среди них были и зажиточные буржуа, которые тоже хотели обучиться самозащите, но брезговали заниматься бок о бок с простолюдинами и не желали сильно увечиться во время тренировок. На появившийся спрос рынок тут же ответил предложением, появились отдельные залы для зажиточных особ, где основной акцент в технике ставился не на силу и жесткость, а на ловкость и грациозность наносимых ударов. Именно с этого момента сават стал развиваться в двух направлениях: сават классический и романтический. Последний внес в будущий французский бокс фехтовательную технику: боевая стойка повторяла стойку фехтовальщика, удары противника парировались (уход с линии атаки запрещался), использовались в основном прямые удары руками с выпадом вперед и ногами. Однако все эти факты - не более чем догадки различных исследователей, так как первые печатные источники, посвященные савату, появились в начале XIX ст., в том числе и памфлет 1824 г. Мишеля Кассо (Michel Casseux), который систематизировал приемы и методы тренировки савата.

как все начиналось (смешно)

ВОТ ТАК ПРОХОДИЛИ БОИ ПО САВАТ В 30Х ГОДАХ

Не только суровая парижская жизнь породила во Франции уникальную систему самозащиты. На юге страны, в провинции Прованс, также развивалась отдельная система, выросшая из игры марсельских моряков. "Марсельская забава" (jeu de Marseille) предполагала, что два участника стремятся прикоснуться носком ступни, обутой в мягкий тапочек, к телу партнера выше пояса. Поскольку играли моряки в основном во время долгих и скучных плаваний, техника игры учитывала и условия ее проведения. Например, дотронуться до головы противника ногой, сохранив при этом равновесие на раскачивающейся палубе было нелегко. Потому родился такой прием, когда во время нанесения удара по верхнему уровню разрешалось упираться в палубу одной или двумя руками. В будущем этот прием нашел свое место во французском боксе. Припортовые драки, которые нередко случались на территории разных стран, помогли французским морякам не только отточить свое умение, но и обогатить его арсенал. К 20-м годам XIX ст., когда система приобрела официальное название шоссон (chausson - тапочек, мягкая туфля) и популярность среди «романтических саватёров», она включала в себя удары ногами по всем уровням, захваты, удары руками, во многом заимствованные из бокса английских моряков.

Именно шоссон был взят за основу французского бокса его создателем - мастером савата и фехтования Шарлем Лекуром (Charles Lecour). Поворотным моментом, определившим последний этап формирования этой французской боевой системы, стал бой, состоявшийся в 1830 году между Лекуром и одним из сильнейших английских боксеров того времени Оуэном Свифтом по прозвищу "Маленькое чудо". Сокрушительное поражение француза заставило его на год отправиться в Лондон для изучения английской манеры работы руками.

После возвращения, продолжая брать уроки у проживающего в Париже английского тренера по боксу, Лекур синтезировал приобретенные знания и навыки, в результате чего в 1832 году была провозглашена новая дисциплина - французский бокс (la boxe française). Разнообразная и быстрая техника "французской ноги" идеально дополнялась "английским кулаком", который Шарль Лекур в отличие от самих англичан одел в перчатки (как на тренировках, так и на соревнованиях). Соревнования проводились по правилам, в основной своей части повторявшие правила английского бокса, с той лишь разницей, что разрешались атаки ногами по всему телу, в том числе в спину и даже по коленному суставу (хотя этот прием не оценивался). Позже был запрещен также шоссоновский прием касания руками пола во время нанесения удара ногой в голову. Тем не менее, на 1845-1855 года припадает настоящий бум на французский бокс в стране.

Алчность и бескорыстность французских патриархов

К середине XIX ст. французский бокс уже сформировался в самостоятельную дисциплину, но веховой в его истории стала так называемая "эпоха Шарлемонов", продлившаяся около 60 лет. Ее началом принято считать 1862 г., когда Жозеф-Пьер Шарлемон (Joseph-Pierre Charlemont) начал свое турне по странам Европы, во время которого бросал вызов известным бойцам того времени и успешно его отстаивал. После поражения коммунаров в 1871 г., в движении которых он принимал активное участие, Шарлемон бежал с сыном Шарлем в Бельгию, где не только активно практиковал французский бокс, но и открыл первую школу за пределами Франции (которая существует и по сей день). Там же Шарлемон-старший разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и в 1877 г. издал книгу по французскому боксу. После получения амнистии он вернулся в Париж, где в 1879 открыл Академию французского бокса.

С одной стороны, появление такого рода заведения можно назвать апогеем развития этого вида единоборств. С другой, идеи, которые преследовал его основатель, заложили в него бомбу замедленного действия, которая едва не стерла французский бокс с лица земли. Тонко чувствуя конъюнктуру и усматривая возможность неплохо обогатиться, Жозеф-Пьер Шарлемон превратил Академию в некоторое подобие сегодняшних фитнесс-центров. Оборудованный тренировочными снарядами зал, раздевалка, душевые, читальная комната и буфет - все говорило о том, что это заведение не для бедных. В то же время покровительство буржуа помогало Шарлемону в достижении другой его цели - стать монополистом в мире бокса. И это ему удалось: ни одно показательное выступление или соревнование по французскому боксу не проходило без его личного разрешения, а также без участия судьей или представителей Академии. Несмотря на огромные возможности, Жозеф воспитал всего двух преемников, одним из которых был его сын Шарль, в последствии принявший руководство Академией. Шарль не только продолжил дело отца по укреплению монополии, организовав "Общество содействия французскому боксу" (1897 г.), но и стал первым в истории чемпионом мира по этой дисциплине (1899 г.).

В начале XX ст. насчитывалось около 100 тыс. адептов французского бокса, однако после Первой мировой войны (1914-1918 гг.) началось действие того самого разрушительного механизма, на котором зиждилась империя Шарлемонов: война забрала жизни и здоровье многих выдающихся спортсменов Франции, а воспитывать новое поколение, которое все больше интересовалось английским боксом, было просто некому. Последним вздохом классического французского бокса стал чемпионат Франции 1937 г., а через год Академия закрылась.

ФРАНЦУЗСКИМ БОКСОМ ОВЛАДЕВАЛИ И ЖЕНЩИНЫ

Пьер Барузи в финале соревнованийРеанимировать национальное единборство взялся Пьер Барузи (Pierre Baruzi) - побывавший на посту Президента Академии одиннадцатикратный чемпион Франции по французскому боксу в среднем, полутяжелом и тяжелом весе, участвовавший в боях по этой дисциплине, устроенных для демонстрации во время проведения IX Олимпийских игр в Париже в 1924 г. От Шарлемонов ему досталось жалкое наследие: перед Второй мировой войной (1939-1945 гг.) французский бокс практиковало не больше 500 человек, а в конце сороковых - не более 100. Вплоть до 1960 г. Барузи на свои средства и практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам. Такая самоотверженность принесла свои плоды и уже в 1965 г. ему удается создать Национальный комитет французского бокса сават, объединивший около 30 клубов по всей стране. За десять лет количество его членов выросло с одной до 25 тыс. человек. Еще через десять лет неутомимый граф основывает Международную федерацию французского бокса сават, в которую вошло 14 стран мира. На заслуженный покой Пьер Барузи ушел в возрасте 97 лет, будучи почетным президентом Федерации, оставив потомкам осуществление своей мечты - внести французский бокс сават в олимпийские виды спорта. Учитывая то, что Париж претендует на проведение в нем Олимпийских игр 2012 года, ее осуществление выглядит вполне реальным.

Что такое французский бокс сегодня?

Современный французский бокс, на первый "неквалифицированный" взгляд, мало чем отличается от современного кикбоксинга. Разве что униформой и почти двухсотлетней историей развития. Однако именно эти годы и обусловили самобытность дисциплины. Спортсмены выступают в специальных обтягивающих тело трико из лайкры, в боксерских перчатках, обутые в обувь типа боксерок с мягкой подошвой. Поединки проходят на стандартном боксерском ринге 8×8 м по классической формуле - 5 раундов по 2 минуты боевого времени (назначаемые рефери тайм-ауты не входят в хронометраж поединка) с перерывами в минуту. Спарринги могут проводиться в трех версиях. Условный контакт, когда оценивается техничность, точность, скорость и индивидуальный стиль бойца. Полуусловный контакт, когда удары наносятся в полную силу, но при этом соперники используют весь набор защитных средств (шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д.). Полный контакт, когда удары наносятся в полную силу, а из защитного снаряжения используется только капа и бандаж. При этом во французском боксе нет деления на любителей и профессионалов и к тем, кто пытается поставить этот вид сорта на профессиональную основу, относятся крайне неодобрительно.

И ВОТ ТАК ВЫГЛЯДИТ САВАТ В НАШЕ ВРЕМЯ

В савате существует строгое правило: во время спарринга техника ударов ногами должна составлять не менее 65-70% от общего числа ударов в бою, что защищает дисциплину от поглощения боксом. Арсенал этих ударов примерно такой же, как и в кикбоксинге, с той лишь разницей, что можно наносить прямые удары в колено и в спину если противник развернулся, а рефери не успел остановить поединок. Но самой главной отличительной чертой является техника нанесения ударов ногами, чистота выполнения которой всегда дает преимущество в соревнованиях. Все круговые удары наносятся не голенью, как в кикбоксинге, а стопой, при этом избежать травм помогает запрет на защиту от лоу-кика подставкой голени. Кроме того, чтобы удар был засчитан, необходимо сначала вынести согнутое колено и лишь затем продолжить движение. Одной из "визитных карточек" французского бокса стали прицельные удары башмаком в печень, селезёнку и солнечное сплетение.

Для определения квалификации адептов во французском боксе используется цветовая градация, но не поясов, как принято в карате, а полосок на перчатках вокруг запястья шириной один дюйм (2,5 см): синяя, зеленая, красная, белая, желтая. Саватёр может принимать участие в соревнованиях, лишь получив красную полоску. Для инструкторов предусмотрены три степени серебряных полосок, а для профессоров - золотая. В соответствии с полоской на трико с левой стороны груди нашивается эмблема, которая является обязательным элементом униформы.

За все время существования во французском боксе сложилась своя культура поведения спортсменов как на ринге, так и вне его. Саватёрам запрещено делать скандальные заявления в прессе до и после матча, различными способами проявлять бурные эмоции во время и после поединка, в том числе "не лезть ни к кому с поцелуями и не кидаться на шею от радости или с горя, если вы не женщина", а также "не вопить от радости, не прыгать и не размахивать руками, если удалось нокаутировать противника". Не приветствуются татуировки, амулеты, а также молитвы и клятвы, произнесенные в слух. Даже в коротком приветственном ритуале перед началом боя чувствуется сдержанный аристократичный дух предков: из исходного положения "ноги вместе, руки вдоль корпуса" правая рука прикладывается перчаткой к левому плечу, затем выпрямляется вправо-вверх под углом 45 градусов.

Содержание статьи

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС САВАТ (Savate), вид спортивного единоборства и система самообороны. Арсенал используемых приемов включает как ударную технику (ногами, коленями, руками), так и всевозможные захваты, заломы, броски и болевые замки. Предусмотрена работа с подручными предметами – палкой, тростью и т.д. Система приемов самообороны позволяет одному человеку вести бой с несколькими противниками одновременно. Входит в систему подготовки военнослужащих французской армии.

Название «французский бокс сават» стало общепринятым после второй мировой войны. (Его также называют европейским кикбоксингом.) Как спортивная дисциплина культивируется сейчас во многих странах. Регулярно проводятся соревнования по французскому боксу, в том числе раз в два года – чемпионаты мира среди мужчин и среди женщин.

Правила.

Формула поединка.

Проходит на стандартном боксерском ринге 8×8 м и может состоять из 2, 3, 4 или 5 раундов, длительность каждого из которых составляет минуту, полторы или две минуты «эффективного» боевого времени (назначаемые рефери тайм-ауты не входят в хронометраж поединка). Перерыв между раундами – одна минута.

Соревнования проходят по правилам близким к правилам кикбоксинга, фулл-контакт каратэ и евро-тайбокса (европейской версии тайского бокса – без ударов локтями в голову). Разрешен жесткий контакт руками и ногами.

В савате возможна как победа по очкам, так и чистая победа (нокаут).

Бои проводятся в перчатках весом 16 унций – 454 г, облегченной обуви и гимнастическом трико либо в спортивных брюках и майке. Из защитного снаряжения используются капы, а также (в некоторых видах соревнований) шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д.

Спарринги.

Различают три их вида.

Условный контакт – удары должны быть технически правильными, точными, быстрыми, но не сильными. В подобных поединках оценивается техническое мастерство и индивидуальный стиль бойца.

Полуусловный контакт – удары наносятся в полную силу, но при этом соперники используют весь набор защитных средств: шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д. Помимо техники и стиля, в полуусловном спарринге учитывается также эффективность наносимых ударов и боевой дух соревнующихся.

Полный контакт – защитное снаряжение не используется, удары наносятся в полную силу и на максимальной скорости. Оцениваются, прежде всего, «боевые» оставляющие спортивного поединка.

Разрешенная и запрещенная техника.

В савате различают ударную технику рук и ног. Соответствующие удары классифицируются в зависимости от направления и характера движения ноги (всего – 11 категорий ударов) и руки (прямой удар, апперкот, свинг и хук). Защитная техника включает различные уходы и блоки.

Помимо разрешенных правилами в технике савата есть и запрещенные приемы, применение которых допускается только в целях самообороны, но не во время спортивных поединков. К их числу относятся:

удары ниже пояса (за исключением ударов ногой по ноге);

удары ногой по задней части шеи, по затылку и по макушке;

опасные движения (головой, коленом и пр.)

в соревнованиях женщин – любые удары в область груди.

Правилами запрещается также тянуть или толкать соперника, наносить удары, одновременно удерживая противника, бить его в тот момент, когда он лежит на ринге или пытается подняться, наносить удары ногами, опираясь руками на пол или канаты, затягивать время поединка.

Весовые и возрастные категории.

Согласно международным правилам участники соревнований по французскому боксу подразделяются на 18 (условный спарринг) и 14 (полуусловный и полный контакт) весовых категорий. В первом случае самой маленькой считается категория до 24 кг, а самой большой – свыше 89 кг. Во второй классификации, соответственно: 39–42 кг и свыше 85 кг.

Возрастное деление включает восемь категорий: 7–9 лет, 10–11, 12–13, 14–15, 16–17, 18–20, 21–34 и 35 лет и старше.

Квалификации.

Со времен второй мировой войны во французском боксе существует деление на разряды.

Подобно цветным поясам, принятым в каратэ, здесь используются цветные – «ученические» – полоски на перчатках вокруг запястья шириной один дюйм (2,5 см): синяя, зеленая, красная, белая, желтая. Для инструкторов предусмотрены три степени серебряных полосок и золотая полоска – для профессоров.

Считается, что ученик – при условии непрерывных тренировок – может выполнить норматив «желтых перчаток» за два года. Все степени от синих до желтых перчаток присваивает соискателю инструктор либо профессор в том клубе, где тренируется спортсмен.

Серебряные перчатки присваивает Техническая комиссия Национальной федерации французского бокса. Чтобы быть допущенным к экзамену на серебряные перчатки первой степени, спортсмен должен: быть не моложе 16 лет, иметь стаж занятий боксом не менее двух лет и «желтые перчатки». Для допуска к экзаменам на каждую последующую степень серебряных перчаток, а также на степень профессора, требуется два года тренировок между аттестациями.

Для аттестации на профессорскую степень необходимо продемонстрировать теоретические знания в объеме выпускника физкультурного института или колледжа. Чтобы сдать экзамен на степень профессора, спортсмен должен хотя бы один раз победить на престижном турнире, или не менее трех раз входить в тройку призеров. При этом получить во Франции степень профессора, не являясь гражданином Франции, невозможно.

Помимо цветных полосок на перчатках, боксеры носят соответствующую эмблему на груди, с левой стороны. Наличие эмблемы обязательно для участия в соревнованиях, семинарах и экзаменах. Участвовать в состязаниях могут только боксеры, сдавшие экзамен на степень не ниже «красных перчаток».

Зарождение французского бокса. Его составляющие.

В основу французского бокса легли сават, шоссон, английский бокс и фехтование.

Сават.

Старинное народное развлечение, в котором два соперника старались ударить друг друга ногой по голени. Название происходит от французского «savate» (что означает «старый стоптанный башмак»). Наибольшее распространение, – как вид поединка, – получил среди грузчиков, рабочих, бродяг, уголовников, извозчиков и т.п. Когда именно зародился сават, точных сведений нет. К примеру, французский историк Мишель Делайе считает, что он появился на окраинах Парижа в 17 в.

Удары в савате наносились носком, ребром или каблуком грубого башмака по голени, по колену, в пах или в живот. Удары руками играли вспомогательную роль и производились в основном ребром или основанием ладони, реже – кулаками. Цели для поражения руками – уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Со временем забава простолюдинов трансформировалась в разновидность дуэли и рукопашного боя. Сформировался целый дуэльный кодекс саватеров. Бои шли либо очень жестко («на смерть»), либо в более мягком варианте («до первой крови»). Жесткие единоборства велись в грубых ботинках, подбитых гвоздями, в этом варианте савата разрешалось практически все – удары в горло руками, ногами в пах и т.д. В более мягком варианте допускались удары подъемом ступни по голени и бедру, а руками разрешалось работать только по корпусу.

В середине 18 в. одним из самых известных мастеров дуэльного савата считался бывший танцор Батист. Ему приписывается авторство нескольких ударов ногами на верхнем уровне.

Удары руками в голову привнесли в сават уголовники. Акцент делался на выведение противника из строя одним ударом: выбив глаз, перебив горло, разорвав барабанную перепонку и т.д. Уголовники также первыми стали пускать в ход всевозможные подручные средства – кастеты, дубинки и ножи.

Шоссон.

От фр. chausson (ночной тапочек). В середине 17 в. в Марселе среди французских моряков была популярна игра, в которой надо было коснуться партнера выше пояса ногой в мягкой обуви. Со временем местные моряки стали использовать удары ногами в корпус и голову во время драк. Нередко французские матросы выясняли отношения с английскими. Англичане в большинстве своем хорошо «работали» руками: сказывалась школа английского бокса.

Позаимствованные у англичан приемы со временем заметно обогатили технику французского бокса. Шоссон стал популярен у широкой публики гораздо позднее савата – в начале 19 в. Считается, что сам термин «шоссон» появился в 1829.

Парижские наставники шоссона ввели в обиход пухлые кожаные перчатки. Их волновала сохранность лиц изучавших основы единоборства выгодных клиентов, основную часть которых составляли обеспеченные молодые люди.

«Визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову. Но при этом в шоссоне ценилась не сила, а скорость и точность ударов, техника и ловкость участников поединка. Пик моды на шоссон приходится на 1830–1848.

Английский бокс.

Искусство кулачного боя в сочетании с борьбой и фехтованием на шестах и дубинах существовало на Британских островах еще до норманнского вторжения. К 17 в. сложились три стиля рукопашного боя: вестморлендский, девонширский и кумберлендский. Из их смешения и возник бокс .

Искусство английского бокса во Франции было хорошо известно, – и не только из-за портовых потасовок моряков. В Париже существовали клубы любителей бокса, в которых преподавали английские специалисты.

Один из основателей французского бокса Шарль Лекур изучал английский бокс в Лондоне, а затем продолжил обучение в Париже, у английского тренера по фамилии Адамс. Лекур был сильным бойцом савата, но уступал английским специалистам в технике рук. Благодаря ему произошел синтез французского бокса и английского. Он же ввел в обиход термин «французский бокс», опубликовал кодекс боксеров, правила (в основном повторяющие правила бокса Броутона 1743 года) и изложение основных технических приемов.

В отличие от английского бокса, в котором еще долго сражались голыми руками, Лекур сразу ввел перчатки. Помимо бокса, Лекур преподавал в своем спортивном зале фехтование.

Фехтование.

В классическом французском боксе, существовавшем до начала второй мировой войны, отчетливо прослеживалось влияние фехтования. Например, боевая стойка повторяла стойку фехтовальщика, не признавались уходы с линии атаки: удары противника должны были парироваться. Основными были прямые удары руками и ногами. Удары руками проводились с выпадом вперед – на манер фехтовальных. Характерно, что точность попадания и скорость движения и нанесения удара ценились выше силы удара.

Дальнейшее развитие савата.

Как самостоятельная дисциплина французский бокс окончательно сформировался к середине 19 в. Дальнейшее его развитие связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся мастеров, как отец и сын Шарлемоны и Пьер Барузи.

«Эпоха Шарлемонов».

Признанный мастер фехтования, Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. В 1862 совершил путешествие по ряду европейских стран, где бросал вызов известным мастерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и представителям других единоборств. Ни в одном поединке он не знал поражения.

В 1871 принял деятельное участие в Парижской коммуне, но после поражения коммунаров был вынужден бежать вместе с сыном Шарлем в Бельгию. Там Шарлемон разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и издал книгу по французскому боксу.

По возвращении в Париж в 1879 открыл Академию французского бокса. Последний свой бой провел в Марселе в 1897, – в возрасте 57 лет – с Мишелем Жину, и победил. Прекрасный боец и превосходный организатор, Шарлемон-ст. оказал огромное влияние на дальнейшее развитие французского бокса, по сути, превратив его из сомнительной забавы в настоящее спортивное единоборство.

В 1899 передал руководство Академией сыну Шарлю Шарлемону, которого обучал основам боксерской техники с юных лет. Шарль стал первым в истории чемпионом мира по французскому боксу: в 1899 он выиграл в шестом раунде бой с чемпионом по английскому боксу в среднем весе Джерри Дрисколлом.

Французский бокс в 20 в. Деятельность Пьера Барузи.

Пьер Барузи (он же – граф Бароцци и барон де Санторен) из прожитых им 97 лет 83 посвятил французскому боксу.

С 1922 по 1937 11 раз становился чемпионом Франции в среднем, полутяжелом и тяжелом весе. В общей сложности выходил на ринг более 200 раз, не считая показательных выступлений. Последний бой провел в возрасте 70 лет.

В 1924 представлял французский бокс на Олимпийских Играх в Париже. С 1934 возглавлял комиссию по французскому боксу в руководстве Французской федерации бокса, объединявшей два направления: французский бокс и английский.

В 1937 году состоялся последний – перед долгим перерывом – чемпионат Франции, следующий прошел только через 30 лет. Накануне второй мировой войны французский бокс в самой Франции практиковало не больше 500 человек (для сравнения: в начале 20 в. их число превышало 100 тыс.). В 1938 закрылась Академия Шарлемона и – вопреки стараниям Барузи – французский бокс оказался на грани исчезновения. Это связано, прежде всего, с огромной конкуренцией со стороны олимпийских спортивных дисциплин и отсутствием мощной и действенной организационной структуры.

Вплоть до 1960 Барузи практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, на свои средства арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам.

Возрождение французского бокса началось с середины 1960. В 1965 Барузи создает Национальный комитет французского бокса сават. Комитет объединил 30 клубов по всей стране, с общим числом занимающихся около тысячи человек. Спустя десять лет комитет был преобразован в Национальную федерацию. (По иронии судьбы первая национальная федерация французского бокса была создана – еще в 1922 – не на его родине, а в Бельгии, которая наряду с Францией и Италией стала одним из очагов развития савата.) С 1975 начинается подлинное возрождение французского бокса. Ко времени создания в 1985 ФИС (см. ниже) Федерация Франции насчитывала 25 000 членов.

Барузи скончался в 1994, будучи почетным президентом национальной и Международной федераций французского бокса, созданных при его непосредственном участии. Единственное, чего он не успел сделать, – добиться признания савата в качестве олимпийского вида спорта.

Международная федерация французского бокса сават (FIS).

Известно, что международные поединки (с участием саватеров Бельгии, Франции и Италии) проводились еще в начале 19 в. Тем не менее, создание Международной федерации стало возможным лишь в конце предыдущего столетия.

Она организована в марте 1985 на встрече представителей 11 государств. Поначалу объединяла около 20 стран: Бельгию, Берег Слоновой Кости, Великобританию, Германию, Нидерланды, Грецию, Испанию, Италию, Камерун, Португалию, Сенегал, Францию, Швейцарию, Югославию и др. В настоящее время в ФИС (иногда используется также аббревиатура СИФ) входят национальные федерации более 60 стран мира, в том числе России.

Под эгидой ФИС проводятся мужские и женские чемпионаты мира, Европы (с 1997 также турниры стран Африки, а с 2003 – арабских государств) в различных видах спаррингов среди взрослых спортсменов и юниоров.

Французский бокс как система самообороны.

Развивается параллельно спортивному направлению. Идет от Мишеля Кассо и барона Фенье.

Мишель Кассо (род. в 1794 в предместье Парижа) с детства участвовал в уличных стычках и приобрел со временем репутацию опытного уличного бойца. В 1824 опубликовал брошюру, в которой описал собственную систему боя, которую он назвал «сават». Приблизительно в это же время открыл ряд спортзалов, где занималось немало представителей знати, в том числе Ш.Лекур.

Основу системы Кассо составляли прямые, боковые и круговые удары ногами, обутыми в грубые башмаки, по голеностопному суставу, голени, колену, паху. Руки лучше держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки ударов, направленных в пах. Удары руками Кассо рекомендовал наносить открытой ладонью по носу, ушам и горлу. В особых случаях советовал пользоваться палкой, либо кастетом.

Система Кассо, не имеющая ничего общего со спортом, тем не менее, является прародительницей современного французского бокса. Сегодня во Франции существует многочисленная группа энтузиастов, пропагандирующая «ортодоксальный сават» как национальную систему самозащиты. Эта группа входит в Ассоциацию воинских искусств «Франкомба».

Французский бокс в России.

Россию с боксом сават познакомил выпускник Жуанвильской высшей школы спорта Эрнест Лусталло. (В этой школе была разработана четырехсторонняя защита, позволявшая бойцу вести бой в 4 направлениях одновременно.) Прибыв в 1897 в Санкт-Петербург по приглашению Атлетического общества доктора В.Ф.Краевского, Лусталло стал преподавать бокс, плавание, фехтование и гимнастику: он имел международные чемпионские титулы по всем названным видам спорта.

В 1899 Атлетическое общество провело первый чемпионат страны по французскому боксу сават, где победил Эрнест Лусталло, его ученики Гвидо Мейер и Франц Кастерс.

В СССР французский бокс не культивировался. Возродился лишь в конце века, когда в 1987 в петербургской Академии физкультуры им. П.Ф.Лесгафта чемпион мира и Европы Ришар Силла продемонстрировал студентам необычную технику спортивного единоборства. Зав. кафедрой бокса Владимир Таймазов поддержал инициативу развития эффективной системы самозащиты и разработал программу методик и наставлений для проведения тренировок.

В 1989 по приглашению Федерации бокса сават России, возглавляемую ныне ректором Академии физкультуры профессором В.А.Таймазовым, к нам в страну прибыли специалисты из Франции, которые провели первый международный семинар для спортсменов, инструкторов, судей.

В 1991 состоялся дебют России на Чемпионате мира в Париже: серебряные медали завоевали петербуржец Александр Иевлев, уступивший лишь неоднократному чемпиону Европы Франсуа Пинаккио, и Вадим Лапин (Архангельск), проигравший чемпиону мира Андре Панза.

Официальный дебют нашей сборной на Чемпионате Европы – в 1992 – был еще более впечатляющим: 3 золотых, 1 серебряная и 7 бронзовых медалей. Первое «золото» завоевал Владимир Коноплев (Екатеринбург), одолевший титулованного француза Валери Буше. Блестяще выступили студенты-лесгафтовцы Сергей Володин и Сергей Андрианов, ставшие победителями континента среди молодежи.

Сейчас центры развития бокса сават действуют в Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Мурманске, республике Саха и др. регионах страны.

Удачно выступают на международных турнирах и российские спортсменки, освоившие технику набирающего популярность женского савата. Наталья Ларионова за десять лет выступлений трижды становилась чемпионкой Европы и получила Большой кубок чемпионки мира. Чемпионкой мира и континента становилась Елена Логункова из Уфы. Долгие годы лидировали на международной арене представительницы Санкт-Петербурга Елена Фаткуллина, Светлана Гашута и Наталья Агеевец.

С 1991 по 2002 на чемпионатах Европы и мира россияне завоевали в общей сложности 13 золотых, 36 серебряных и 28 бронзовых наград.

Президентом Европейской федерации бокса-сават в настоящее время является В.А.Таймазов, по инициативе которого была проведена всемирная Универсиада по савату.

Игорь Рязанцев

Ученики вообще не доверчивы. Особенно лучшие. И уж вовсе никогда не поверить им: настоящий учитель всегда чувствует себя самозванцем, занявшим место другого – более сведущего, более мудрого, более… того, каким бы хотелось быть. Учитель, ощутивший себя учителем, должен бросать все и уходить в горы, становиться отшельником, никогда не посягая на чужую душу. Жаль ученикам этого не понять, ученики на то и ученики, чтобы мечтать стать учителями.

Г. Л. Олди «Ноперапон или по образу и подобию»

Как это ни странно но по Французскому Боксу — Сават в сети оказалось довольно таки значительное количество вполне себе качественных обучающих материалов. Иностранного производства.

Вообще как оказалось, Сават (или Французский бокс) довольно популярное единоборство — причем по всей видимости совершенно не развитое в России. По Савату вполне себе проводятся международные соревнования — опять же довольно таки зрелищные. (Я например с этим единоборством познакомился в 90-е по практически теперь культовому одноименному фильму «Сават» с Оливье Грюнером в главной роли. И то потом где-то прочитал — что это и есть легендарный Сават.)

Вот кадры из фильма «Сават» с — тогда помню смотрел понравился, потом его вообще не показывали. И вот значит с приходом Интернета — скачал и посмотрел — ну так обыкновенный боевик, средней руки, со стандартным сюжетом американского кинематографа — основная линия фильма всегда одна и та-же — меняются — только декорации, трюки и актеры.)

Так вот значит, оказывается Сават довольно популярен в мире. Причем довольно длительное время — забавное видео — бой адептов Савата — съемка 1934 г. Такой вот, по всей видимости был уровень мастерства в те годы. Но и между тем — интересно — задолго, очень задолго до бума и различных восточных единоборств — люди дерутся ногами! Причем техники такие — довольно таки интересные — для любителей боевых искусств.

Еще старое видео — про Сават — на самом деле ведь Сават это и бой с тростью и палкой. Опять же техники ударов ногами — не менее разработанные чем в восточных единоборствах.

И вообще — киносъемка за 1924 г. — «Французский бокс». Показ элементов техники французского бокса за 1924 г. Тоже ведь были такие «обучающие фильмы». И интересно — использование очень эффективной основы для ударов ногами — подпрыжка. Но в общем и целом — техника довольно забавно — становится очевидно насколько все-таки продвинулись боевые искусства с технической точки зрения — прогресс налицо.

Соревнования по Сават — целые фильмы снимают — и в принципе вполне можно составить себе довольно таки серьезное представление о современной соревновательной технике Сават — очевидно что техника (но насколько я понял в России это единоборство не очень-то почему то популярно.) Как мне показалось — по большому счету техника Сават просто трансформировалась в технику Кикбоксинга — не считая конечно нескольких оригинальных ударов ногами — эдаких ставших в современном мире рудиментарными техник Сават.

Мировой чемпионат по Сават 2013 г. (SAVATE World Combat Games — САВАТ Мировые Боевые Игры в трех частях — практически вся техника Сават)

Лучшие моменты боев по Сават — думаю это наиболее интересно — всегда в таких «нарезках» — наиболее эффектные техники — позволяющие составить впечатление об определенной системе. (Причем это рекламный ролик каких-то соревнований по Сават — так вот люди увлекаются Сават до сих пор, и вот такую он имеет популярность. А казалось бы — Оливье Грюнер)

Муай Тай против Сават. Боец Сават довольно таки неплохо «дубасит» бойца Муай Тай. И в основном — ногами. И в итоге побеждает. А казалось бы...

Какие-то сдачи экзаменов что-ли, или оригинальные соревнования по Сават или вообще какие-то тренировочные спарринги, называются Gant Jaune — что значит — не знаю — но французам понятно. (Какие-то «Желтые перчатки») В принципе -ничего особенного — но по технике Сават определенное представление получить вполне возможно.

Такое вот французское единоборство — имеющее довольно уважаемую и самое главное прослеживаемую историю развития.

Итак, обучающие фильмы по Сават

Обучающий фильм из четырех частей по использование Сават «на улице» — неплохой фильм — для «начального», так сказать, понимания техники Сават.

Фильм про Сават — из десяти(!) частей почти по часу — можно сказать — Энциклопедия Сават.(Причем как я понял оригинального Сават — на мой взгляд лучший фильм по Сават. Просто таки мощнейший фильм. (Очень любопытный способ выполнения ударов ногами — по французски. Довольно забавно.))

Еще фильм про технику Сават — но опять же техника сильно модифицирована — и больше напоминает обыкновенный Кикбоксинг — может поэтому и не популярен в России — какой смысл изучать Кикбоксинг под названием Сават — если по нему особенно нет соревнований.

И еще фильм про Сават — от какого-то тощего дядьки — натурального французика, причем по всей видимости не оригинальная техника — а просто техника кикбоксинга — но одежда, тренировочная — как в Сават.

Две части из какого-то обучающего фильма по Сават — довольно интересные про комбинированную технику — на мой взгляд отличные фильмы.

И напоследок коротенькое видео про историю и тренировки в Сават (Вообще при рассмотрении систем рукопашного боя — я лично стараюсь не вдаваться в исторические подробности — чтобы не давить себя авторитетом)