Рыба христиан. Блаватская Е.П. Рыбы в фольклоре разных народов

Изображение рыбы в живописи мы встречаем нередко. Это популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах.

Рыб почитают как символ зарождения жизни в соответствии с традиционными космогоническими представлениями большинства народов Земли: жизнь произошла из воды, поэтому и ассоциируется с процессом оплодотворения. Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этот символизм был известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. В бронзовых фибулах VII века, найденных у села Зеньково на Полтавщине, связывающие звенья, по форме напоминают змей, рыб и хищных птиц, тем самым, соединяя три природные стихии: воздух, вода, земля. Изображение этого животного часто встречается в декоре ювелирных изделий Центральной Азии, где онo также было связано с идеей плодородия. В древности золотую фигурку рыбки носили как амулет (Амударьинский клад V—IV вв. до н.э., рыбка из Новой Нисы II вв. до н.э.); рыбы-дельфины изображены в виде застежек из Тилля-Тепе (Афганистан, I в. до н.э.). Образ рыбы нашел отражение и в орнаменте некоторых традиционных украшений северных таджиков и узбеков. Этот орнамент известен под названием «рыбий хвост «или «рыбья чешуя» и трактовался как символ многочисленного потомства, а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья.

Из катакомб к вершинам

Самое широкое распространение и толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве III—VI вв. н.э., о чем свидетельствуют многочисленные образцы, обнаруженные в катакомбах, служивших местом собраний христиан в период первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении.

Символ Рыбы поясняет происхождение монограммы Иисуса. Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (первые буквы каждого слова составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: «Iesous Christos Theou Hyios Soter» (греч.) — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (сокращенно: ICHTHUS — Рыба).

С распространением христианства и его изобразительной культуры символ рыбы обрел многозначность. Прежде всего, это — символ крещения: как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками служило не только примером милосердия, но и широко употреблялось как метафора евхаристии (Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н. э.).

Встречающиеся на церковных эмблемах три рыбы, переплетенные между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу, явленную тем, у кого открыто духовное зрение. Не менее значимы сюжет о пророке Ионе, проглоченном «большой рыбой» и исторгнутом через три дня невредимым, символизирующий воскресение, а также евангельская притча о чудесном улове учениками Христа символизирующая «ловлю человеков» в лоно христианства.

Средневековую живопись, с ее строго религиозным характером реальный мир не интересовал. Поэтому выбор тем и сюжетов, разрабатываемых художниками, был крайне ограничен, а символика — строго зафиксирована рамками церковного богословия. От каждого художника требовалось четкое следование каноническим предписаниям и для этого существовали специальные учебники. В книжных миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. птицы и рыбы символизировали «верхнюю и нижнюю бездны». В эмблемах рыбы использовались сравнительно редко, поскольку означали немоту и безгласие.

Код алхимиков и язык крестьян

Символы, аллегории, метафоры, сложные ассоциации, аналогии и параллели были элементами специфического языка средневекового мышления. Каждая отрасль знаний видела в реальном мире, прежде всего, определенную систему символов в зависимости от точки зрения, с которой они рассматривались. Например, рыба для астрономов и астрологов была знаком Луны; алхимики рассматривали её как символ воды; в медицине она связывалась с флегматическим темпераментом; толкователи снов интерпретировали её как воплощение плотского вожделения, а для простого народа она ассоциировалась с постом. Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. Причем, такими разнохарактерными значениями средневековое сознание наделяло каждую вещь, явление или предмет.

Ренессансное мироощущение пробило брешь в системе средневековых эстетических представлений, и сквозь нее в религиозную живопись хлынул широким потоком земной мир. Существенный вклад в развитие европейской живописи был сделан Нидерландами в XV- XVI вв. Художники искали новые сюжеты, средства и способы выражения творческих идей. По прежнему в ходу были символы, но смысл изображения менялся в зависимости от того, какой именно язык мог быть приписан автору.

Творчество Иеронима Босха можно рассматривать как кульминацию перехода религиозной живописи в светскую, учитывая сохранение многозначности изобразительного кода. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в канонические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Одна из самых известных работ мастера — триптих «Сады земных наслаждений» (1500−1510 гг.).

В творчестве другого великого художника той эпохи — Питера Брейгеля Старшего изображение рыбы иллюстрирует исключительно фламандские пословицы. Например, на картине «Голландские пословицы» (1559 г.) герои картины визуально обращаются с рыбой, как с продуктом, но художник в свои сюжеты вложил смысл, который до сих до конца не прочитан искусствоведами, поскольку не все пословицы дожили до наших дней.

Например, сюжет, где мужчина жарит рыбу, иллюстрирует пословицу «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» (означает «сорить деньгами»). При этом возможно, в этом случае зашифрована пословица «Его селедка жарится не здесь» (все идет не по плану). К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т. е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется. В другой части картины крестьянин безуспешно ловит рыбу сачком: «Он рыбачит ниже сети» (упускать удобный случай).

Конечно, на многих картинах присутствует любимый сюжет «Большие рыбы пожирают малых» (как на работе Питера Брейгеля Старшего, 1556) — могущественные угнетают слабых; съесть самому или быть съеденным и др.

Особое место в этом контексте занимает образный ряд Джузеппе Арчимбольдо, который отразил водную стихию в женском портрете «Вода» (1563−1564 г.), составленном из различных морских обитателей.

Застолье сменило престол

Европейское общество претерпевало изменения и постепенно стала происходить переоценка ценностей. Символ Рыбы начал утрачивать свое сакральное значение и переходить в плоскость утилитарную: ловим, едим, получаем удовольствие. Это произошло в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Так появился натюрморт.

Первые натюрморты были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно и чинно в соответствии с устоявшимися канонами: хлеб, бокал вина, рыба (символы Христа); нож (символ жертвы); лимон (символ неутоленной жажды); орехи в скорлупе (душа, скованная грехом); яблоко (грехопадении) и так далее. (Питер Клаас. Натюрморт. 1597−1661).

Питер Клас. Завтрак
1646, 84×60 см. Масло, Дерево

Рыба-символ, наделённая разнообразием смыслов и оттенков (от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии) получила широкое распространение в сценах рыбных рынков и лавок, ловли Рыбы и. т.д. Религиозные сюжеты постепенно начали уступать место буржуазным. Заказчиками произведений искусства уже стали не только церковь, но и новый зарождающийся класс. Каждая гильдия старалась заказать полотно для увековечивания своих заслуг, стало популярным иллюстрировать деятельность различных специальностей, ремесел.

Голландия и Фландрия, как ключевые центры развития европейской живописи, сосредоточили свое внимание на новых гуманистических ценностях: человек и его интересы.

Фламандский художник Франс Снейдерс в знаменитой серии «лавок» — «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» (1613−1620 гг.) и др., изобразил столы, переполненные всевозможной снедью, чаще всего дичью или рыбой.
На полотнах сверкает серебристая рыбья чешуя, этим изобилием художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни. Не следует слишком доверять столь богатой картине — реальный быт того времени был значительно более скромным. Перед зрителем — воплощение духа старой доброй Фландрии, любви ее народа к земным дарам и простодушной мечты о благодатной Стране бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.

Всегда в цене

Активно использовали в своем творчестве «рыбную» тему художники начала XX века. Участники группы «Бубновый валет» стремились приблизить свое творчество к «народному лубку», создавая сочные красочные натюрморты конкурирующих с уличными вывесками, таких как «Натюрморт» (1910 г.) Ильи Машкова.

«Натюрморт. Рыбы» 1910 г. 88 x 138 см. Холст, масло.

Одно из ярких упоминаний, апелирующее к классической традиции — картина основоположника метафизической живописи Джорджио Кирико «Священные рыбы» (1918 г.), в которой сюжет полон таинственности и многозначности. Да и название прямо указывает на смысл. Через десять лет Кирико создал натюрморт с рыбами, в котором он отказался от иррациональной загадочности, обратившись к традиционной образной системе.

Художников авангарда уже интересовали оптические иллюзии, игра форм, цвета, фактур (Зинаида Серебрякова, Жорж Брак, Анри Матисс).

По-своему интерпретировал образ обитательницы водной стихии Пауль Клее, создав в 1925 году картину «Золотая рыбка». Своим свечением, угрожающими «колючками» рыбка приковывает к себе взгляд зрителя. Вполне вероятно, что в этой работе автор решил обратиться к нереализованным детским фантазиям, и милое создание трансформировал в загадочную пиранью.

Пауль Клее. Золотая рыбка

К мистической теме рыб обратился в 1940 г. Николай Рерих в картине «Заклятие. Терафим», на который изображен шаман, обращающийся в своем обряде к силам воды, огня, земли и воздуха.

Художники любят изображать рыб по сей день и, наверняка, будут все время возвращаться к этому образу. Скорее всего, их интерес будет продиктован свойствами обитателей морских глубин, заложенными на подсознательном уровне: водная стихия, изобилие, богатство и разнообразие природы.

ПОДЕЛИЛИСЬ

В колоде Райдера-Уайта рыба есть на рисунках каждой придворной карты масти Чаш - Паж Кубков, Рыцарь Кубков, Дама Кубков и .

Символика Рыбы в картах Таро

Когда мы рассматриваем значение символа Рыбы в Таро, мы входим в царство стихии воды и эмоций, где основную роль играют желания, мечты и интуиция. На картах мы видим Рыбу в кубке, что позволяет говорить о глубоко волнующих стремлениях и изменениях в психике или душе человека.

Рыба намекает, что человек воспринимает мир через личные чувства, она иллюстрирует перемещения в эмоциональном мире. Когда Рыба оказывается на суше, она задыхается, но в своей стихии она может маневрировать как угодно, не зная границ, ведь все воды связаны между собой. Это говорит об общей непрактичности придворных карт Кубков - они компенсируют это пониманием чувств человека и его эмоций.

В мировых культурах Рыбу часто связывают с женским началом и луной. Две рыбки - йони, индийский символ воспроизводства и плодородия. В доисторические времена фигурки рыбы напоминают фаллос, что позволяет считать Рыбу символом и мужской, и женской сексуальности или даже символом гермафродита.

Стоит отдельно упомянуть также колоду карт Ленорман, где есть отдельная карты Рыба. Она отвечает Королю Пентаклей и символизирует улов, прибыль, успешное завершение дел, урожай.

Ключевые значения символа рыбы

  • Умение контролировать свои эмоции
  • Выражение эмоций без слов, «молчаливый разговор»
  • Развитая интуиция, которое направляет человека в нужную сторону
  • Гибкость - умение реагировать на изменения окружающей среды
  • Способность усваивать информацию
  • Плодородие, сексуальный инстинкт и воспроизведение потомства

Символ рыбы в картах Таро

  • Значение Рыбы в Паже Кубков: У Вас есть все средства, чтобы обуздать свою страсть и сублимировать её в творческом направлении
  • Значение Рыбы в Рыцаре Кубков: Голубой плащ, украшенный алыми рыбами, отсылает нас к астрологическому знаку Рыб, что символизирует победу духа над материей
  • Значение Рыбы в Даме Кубков: Плодородие, материнское чувство, возможная беременность и готовность помогать другим
  • Значение Рыбы в Короле Кубков: Вы находитесь в гармонии со своими переживаниями и управляете своими эмоциями

Связь символа Рыбы с божествами в разных мировых культурах

Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-рыбы. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности. Рыбообразный Эа изображался у постели больного ребёнка.

Древневавилонский бог плодовитости и урожая Саннес каждую ночь превращался в рыбу и уплывал в море.

В Египте рыба представляла бога Озириса, повелевавшего водами Нила, который давал стране жизнь. В Древнем Египте на рыбу, как пищу для фараонов и касты жрецов, было наложено табу.

У греков - атрибут Афродиты, символ любви и плодовитости, но также и Посейдона как символ силы вод. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых.

В Древней Греции бытовало поверье, что души умерших могут переселяться в рыб, и если такая душа увидит беременную женщину, то способна переселиться в плод, обрести очередную жизнь.

У римлян рыба являлась эмблемой Венеры и символизировала пиршества в предстоящей благословенной жизни.

У скандинавов рыба - атрибут Фригга как символ любви и плодовитости.

У славян хозяином рыб и «рыбным пастухом» считают водяного. Он перегоняет стада рыб из одних озер и рек в другие, охраняет их, заключает с рыбаками договор о рыбе и помогает им в ловле. Но если его рассердить, он не напустит рыбу в сети, спутает и порвет невод, накажет за ловлю рыбы ночью. Водяной и сам появляется в облике рыбы - щуки, сома или осетра.

Щука или золотая рыбка появляется в славянском фольклоре,
как персонаж исполняющий желания.

В карело-финском эпосе «Калевала» главный герой Вайнемяйнен отыскал «искру жизни» в окуне, которого проглотил лосось, а того, в свою очередь, проглотила огромная щука.

В одной из китайских версий потопа Гунь принимает после гибели облик рыбы, а из его тела возникает Юй, которому удаётся укротить воды. В Китае рыба символизирует изобилие (слова рыба и изобилие звучат одинаково в китайском языке), богатство, воспроизведение, гармонию, подчиненных императора.

У японцев карп созвучен со словом и атрибутом Гуань-Ина, божества, спасающего людей от всевозможных бедствий, покровительницы детей и родов.

Рыба считалась вместилищем бога Вишну в древнеиндийской мифологии. Именно в этом образе Вишну был учителем Ману, праотцом всех народов и его избавителем от Всемирного Потопа.

В буддизме символизирует следование за Буддой, свободу от ограничений, освобождение от желаний и привязанностей.

С рыбами связаны и судьбы библейских персонажей: Товия и Ионы. Первого гигантская рыба только хотела сожрать, второго же проглотила, тем самым, лишив возможности ускользнуть от выполнения веления самого Бога. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Книга Ионы 2: 1).

Легенда об Ионе символизирует перерождения человека
после встречи с глубоким слоем своей души

Все четыре канонических Евангелия представляют Христа и его учеников-апостолов, как «ловцов человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10). «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47). Поэтому Рыба для первых христиан стала символом Христа и Церкви.

Почему рыба является символом Иисуса Христа?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии - этом центре аллегорического толкования - впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9-11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия - на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36-37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17-21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками:

Жизни Радость вечная,
Смертного рода
Спаситель, Иисусе,
Пастырь, Пахарь,
Кормило, Узда,
Крыло небесное святого стада!
Ловец человеков,
Спасаемых
Из моря нечестия!
Рыб чистых
Из волны враждебной
к сладостной жизни уловляющий!
Веди нас, овец
Пастырь разумных!»

(Педагог. Заключение)

Рыбы знак зодиака идущий двенадцатым по счету и завершающий зодиакальный круг. Символом знака Рыб выбрана пара рыб, которые связаны друг с другом хвостами. Они обозначают противостояние между душой и телом, жизнь после смерти. Правителем знака Зодиака Рыб является Нептун. Венера находится в экзальтации, Меркурий одновременно в изгнании и падении.

Отличительной чертой Рыб является их излишняя чувствительность. Рыбы выделяются своей отменной интуицией, необузданной фантазией и воображением. Достаточно часто Рыбы проявляют некоторую нерешительность. Рыбам очень нравится мечтать и фантазировать. Они получают удовольствие от уединения.

Рыбам очень нравится проводить время на природе. Они любят растения и животных. Одной из впечатляющих возможностей Рыб является их умение полностью растворить в подсознании все свои плохие впечатления.

Знаком Рыб управляет Нептун. Он оказывает на них неоднозначное влияние. С одной стороны, представители знака Рыб становятся склонными к альтруистическим поступкам, а с другой – он заставляет Рыб не всегда полностью осознавать свои поступки.

Венера в этом знаке находится в экзальтации. Это оказывает весьма своеобразное влияние на Рыб. Они способны любить весь мир целиком, но никак не могут выразить своего отношения к какому-либо конкретному человеку. Свои чувства Рыбы проявляют, стараясь опекать тех, кто им небезразличен. Для них понятия жалости и любви становятся одинаковыми.

Изгнание Меркурия заставляет Рыб действовать по большей части интуитивно. Логика постоянно оказывается их слабым местом.

Рыбам больше подходят профессии, связанные с каким-либо видом искусства. Также Рыбы могут добиться немалого успеха в медицине. Рыб сильно привлекает все таинственное и непознанное. Поэтому они легко увлекаются философией, филологией или астрологией. Если этот знак решает заняться коммерцией, то ему стоит опираться на свою интуицию. Она убережет от проведения сомнительных сделок.

В личной жизни Рыбы оказываются очень романтичными и склонными к излишней идеализации происходящего. Они постоянно мечтают об отношениях, наполненных страстью, и надеются на верность и преданность.

Рыбы знак зодиака имеет следующие черты характера:

Гуманизм;
Хорошо развитая интуиция;
Сострадание.

Из отрицательных качеств знака Рыб можно выделить:

Лень;
Тяга к спиртным напиткам;
Иллюзии.

Есть символы, которые сопровождают нас всю жизнь и таинственным образом влияют на нее, хотя мы не всегда ощущаем это. Вот один из таких символов.

В детстве мы как зачарованные слушаем сказку о золотой рыбке, которая исполняет три любых желания, но и воздает по заслугам.

В награду за добро Емеля получает в помощники щуку, благодаря которой женится на царской дочке. Сказка знает чудо-рыбу: у женщины, отведавшей ее, рождаются богатыри. Героя может проглотить огромная рыба, но он обязательно возвращается преображенным: начинает понимать птичий язык, находит богатства или открывает сокровенные тайны; а может в чреве рыбы перенестись в мир иной.

В юношеские годы, зачитываясь мифами Древней Греции и Рима, мы узнаем, что рыбы, символизируя силу вод, являются атрибутами не только морских божеств Посейдона и Нептуна, но и богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, рожденных из пены морской. Как элемент воды рыбы связаны с Богиней-Матерью, прародительницей всего живого.

Рыбные блюда в качестве жертвоприношения подносились всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этим связаны сирийская богиня Атаргатис — ее сын Ихтис был священной рыбой, — ассиро-вавилонская Иштар, египетская Исида, римская Венера, скандинавская Фрейя. В их честь по пятницам ели рыбные блюда.

Древнеиндийские мифы рассказывают, что бог Вишну во время великого потопа обратился в рыбу и спас праотца людей Ману. В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия. В Японии разные виды рыб соотносятся с разными значениями. Например, карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, — это воплощение мужества, выносливости и выдержки. И ко Дню мальчиков, который приходится на 5 мая, перед домами, где есть мальчики, вывешивают стяги, на которых шелковыми нитями вышиты карпы.

Вступая в пору зрелости, задумываясь о смысле жизни, пытаясь найти свое предназначение, мы порой обращаемся к астрологии, алхимии, религии. И здесь нас ждут новые открытия.

Как 12-й знак Зодиака Рыбы знаменуют окончание одного цикла и начало следующего. Родившимся под знаком Рыб свойственны, например, стремление к братству и миру, совершенству, предупредительность, «кропотливое корпение», а также «неукротимая плодовитость». Под знаком Рыб часто рождаются рыбаки и мореплаватели.

В алхимии две рыбы в одной реке символизируют первичную материю и два элемента — серу и ртуть в растворенном виде.

Прошедшие 2000 лет человечество жило в эпоху Рыб, которая началась с рождения Христа. Было замечено, что если сложить первые буквы слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (написанных по-гречески), то образуется греческое слово IXOYS, «рыба». Изображение рыбы, которая стала символом Христа, находят на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах. Оно считалось тайным знаком первых христиан, находившихся во враждебном окружении язычников. Существует также аналогия между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский). Христос называл апостолов «ловцами человеков», а обращенных «рыбками». Как и во многих мировых и более ранних религиях, рыба с хлебом и вином в христианстве является священной пищей. Недаром мы часто видим рыбу на изображениях Тайной вечери.

В христианском символе рыб соединились не только астрологические, но и языческие значения. Еще в древности человек связывал рыбу, обитательницу водной стихии, с зарождением жизни на земле. Рыба могла приносить ил со дна первозданного океана, и из этого ила создавалась земля. А могла служить опорой земле, которая в этом случае держалась на одной, трех или семи рыбах, плававших в мировом океане. Стоило рыбе махнуть хвостом, и начинались землетрясения.

Рыба была связана и с миром предков. Многие народы считали, что, умирая, душа человека переселяется в рыбу и, чтобы душа вновь могла воплотиться в ребенке, надо просто съесть рыбу. Рыба также участвовала в обрядах, связанных с посвящением во взрослую жизнь. Входя в чрево «рыбы» (входы в специальные хижины, где проводились инициатические обряды, часто делались в виде пасти рыбы, кита или крокодила), неофит символически умирал, попадал в царство мертвых, а затем, выходя обратно, символически рождался к новой жизни. Теперь, обогащенный новыми священными знаниями (ведь мертвые знают больше живых), он мог вступить во взрослую жизнь.

Петроглифы, наскальные рисунки, многочисленные каменные и металлические украшения в виде рыб из археологических раскопов — весточки нам из тех далеких времен.

Да и сегодня мы, не зная всех этих подробностей, как древние люди, окружаем себя изображениями или стилизованными фигурками рыб. А как утверждают психологи, наши сновидения довольно «густо» населены рыбами, которые выступают как символ бессознательного и созидательных внутренних миров нашей души.

А значит, этот древний символ еще живет, и с его помощью мы можем разобраться в самих себе — надо только включиться в диалог с рыбами.

Известно. что у многих народов Рыбы - тотемное существо предков.

Рыбы в фольклоре разных народов.

В древних русских сказах и сказках такое обилие названий рыб, что можно с полной уверенностью сказать:
жителей своих водоемов население древней Руси знало прекрасно. Они хорошо отличали мирных рыб от хищников,описывая особенности щуки, ерша, карасей, язя, леща, налима, окуня, осетра, плотвы, семги, сигов, сома,калуги и прочих.

У многих народов рыбы употреблялись как символы, некоторых из них выделяли особо.

Лосось символизировал изобилие у американских индейцев, ирландцев и финно-угров. Карп почитался в Китае,а в Японии выведенные кои-карпы с яркими красными пятнами символизируют силу и храбрость, а также упорство в борьбе.
Сазан у многих древних народов Азии играл особую роль в шаманских ритуалах при изгнании злых духов.
У островитян акула была образом зла и смерти.

Главные храмы Стрибога, как известно от древних славян, находились на островах, близ устьев рек,
где часто останавливались рыбаки и купцы. Одним из таких островов считался Березань в устье Днепровско-Бугского лимана.
К острову, перед выходом в открытое море, подходили корабли русов, чтобы принести Стрибогу богатые дары.
Ведь, по преданию, Стрибог вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Много сыновей и внуков имел Стрибог.Ими были ветры — Посвист, Подага и Погода. Посвист — старший ветер, бог бури, живет в горах на Севере,Подага — жаркий, иссушающий ветер. Он живет на юге в пустыне. Пагода — теплый, легкий ветерок — бог приятной погоды.
До XVI в. не только моряки, но и ученые считали, что в море живет рак-великан, пожирающий рыбаков, упавших в море.“Во время одной из своих поездок в Страну золота (Индонезия) капитан Исмаилуйя приблизился к суше недалеко от Алмери (северная часть острова Суматра), так как ему понадобилось остановить корабль, который получил повреждение.
Когда моряки бросили большой якорь, судно по никому не известной причине продолжало плыть дальше.
“Спустись по якорному канату и узнай, в чем дело!” — приказал Исмаилуйя водолазу. Но водолаз, прежде чем нырнуть,заглянул в глубину и увидел, что якорь зажат между клешнями рака, который, играя им, тащит корабль.
Матросы стали кричать и кидать в воду камни; наконец они вытянули якорь и бросили его в другом месте”.

Как похожа эта сказка, родившаяся на берегах Индийского океана, на океанийский миф о гигантском моллюске,поглощающем суда со всей их командой! Оба сказания отражают, хотя и в фантастической форме,бесчисленные трудности и опасности, с которыми сталкивались моряки древности.

Удивительную историю о судах, чуть не ставших жертвами чудовищного рака, еще в Х в. поведал в своей книге “Чудеса Индии”Бузург ибн Шахрияр. “Люди верили, что Бог Тимбабанту посылал рыбакам хороший улов, но он же прогнал рыбу от берегов. Страхи со всех сторон окружали деревню. Страх таился в чаще лесов, страх подползал в болотных туманах,страх повсюду подкарауливал путника. Страх повсюду стонал, вопил, рыдал, щелкал челюстями, ревел, мяукал среди темной ночи, шелестел листьями, завывал сокрушительной бурей, грохотал раскатистым громом, полыхал молниями...
И пылал жертвенный огонь, трещали и шипели тела сжигаемых людей и животных. Тимбабанту пожирал жертву
за жертвой и ненасытный, требовал жертв еще и еще...”.

Легенды наших пращуров о подводном мире появились в V-I тысячелетии до н.э. Это был период,
зарождения собственно славянского эпоса, который выделялся из эпоса индоевропейских народов.
С этого периода до нас дошли некоторые археологические памятники.Тогда же родилась у праславян легенда о Морском змее. Черноморский змей живет на дне морском во дворце белокаменном — чудо те палаты украшены янтарем, кораллами, жемчугом.
Окружают его стражи лютые — раки-крабы с огромными клешнями. Тут же рыба-сом с большим усом, и
налим-толстогуб-губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом — что жбан, и всем рыбам царь — Белорыбица! Черномору дельфины служат, и поют для него русалки, играют на гуслях звончатых, и трубят в огромные раковины.

Русы-мореходы еще в глубокой древности покорили морскую стихию. Они освоили не только Черное моря,
но и Средиземно¬морье. Бог ветров Стрибог почитался моряками и рыбаками. Он, обратившись в птицу Стратим, мог вызвать, и укротить бурю. Русы придумали руль, якорь и парус.
Они хорошо знали повадки морских рыб, кого вылавливали неводами, а кого — ставными сетями.

Период былин и священных текстов о рыбах был с середины второго тысячелетия до н. э. и длился
до III-IV веков н. э. С этого “времени древних царств” запомнились имена многих вождей и князей,
а многочисленные археологические памятники дополняют историю этой эпохи.

У различных народов сохранилось много былин, где значительную роль отводили рыбам и рыбообразным чудовищам.
У народов Севера олицетворял подземное царство налим. Ведь он нерестится и проявляет свою активность — жор,открывая для этого “страшный зев”, когда в Заполярье царствует полярная ночь. “На дворе морозы злые, а налиму — веселее”, — гласит народная пословица.

Вот как рассказывают современные рыбаки о зимнем лове налима: “Тащишь в потьмах из-подо льда страшилище какое-то, вроде водяного лешего, скользкое, покрытое липкой слизью, из-за чего его невозможно удержать в руках.
Вытащенный на лед налим в трескучий мороз трепыхается, шевелится, изворачивается, поднимает свою большую голову и раскрывает пасть...”

И можно было представить нашего пращура, который вышел на лед для рыбалки ночью, после посещения местного колдуна или жреца. Чаще у жертвенного места произносились молитвы, о даровании удачи, устрашались враги. Эти сцены и сохранились в эпосе северных народов.

В “Калевале” многие сцены связаны с борьбой с подводными чудовищами, представленными то щукой, то налимом.
Чтобы добиться расположения будущей тещи — хозяйки Похъемы, жених Ильмаринен должен сделать много добрых дел — вспахать змеиное поле, победить медведя и волка и, наконец, поймать и справиться с огромной рыбой из Туони или Маны — подземного мира, олицетворяющих злые силы.

Известия о глобальные событиях, происходившие на Земле, доходит до нас, потомков,в виде сказаний и мифов. Вот например, Всемирные потопы. Рыбы в мифах разных народов выступали как спасители жизни. Некоторые историки считают, что на памяти людей было пять больших потопов: “Платоновский” (7500 до н. э.), “Атлантический” (5500 до н. э.), “Всемирный” (3100 до н.э.),“Девкалионовый” (1400 до н. э.) и “Библейский” (800 до н. э.). Потопы связаны с землетрясениями, таянием ледников, прорывами вод, скопившихся в долинах, извержениями вулканов и падением небесных тел.

У всех народов, где существуют мифы о потопах, в Иране, Закавказье, Сирии, Турции, Палестине, существовал культ рыбы как спасителя людей и Земли. Отголоски находим в текстах разных сохранившихся до наших дней документов. Вот у шумеров есть текст, переведенный как “Дом рыбы”. Это монолог, в котором сказано, что для безопасности рыбы строится специальный дом — храмовый бассейн.
Храмовые бассейны для рыб — атрибут многих обязательных строений на Ближнем Востоке, в Закавказье, Египте.

Такие священные бассейны были известны еще у древних индоевропейцев — ариев, живших несколько тысяч лет назад на севере Европы. Обнаруженное святилище Белеса(Белобога) или Беловодское святилище ариев у Сейд-озера (по саамски “Святое озеро”) тоже имело на горе Нинчург священный колодец.

В древнем ливийском городе Сива священный бассейн Аммона-Ра до сих пор наполнен водой, хотя он был построен жрецами города Аммония в годы жизни фараона Эхнатона ІV (1419-1400 до н. э.). В России до наших дней почти каждая местность имеет свое Святое озеро, взгляните на карту любого крупного региона.

Небольшая карповая рыба, имеющая кроме местных грузинских названий — пичхули, калуги, капвести, луджа, капуети, имеет и другое — храмуля, то есть храмовая рыба. Это самая ценная рыба у грузин. Только в самых торжественных случаях она готовится к столу.

В древнем Китае разведение аквариумных рыб — следование древним поверьям.У Китайцев очень много легенд,
где карась выступает прародителем той или иной семьи. В бассейнах и аквариумах разводят серебряного карася. В Китае есть три разновидности карасей: куродзи или черный карась (Carassius carassius), гиндзи или горбатый черный карась (С. a. gibelio) и дзи — китайский серебряный карась (C. a. auratus). Первые же сведения о разведении оранжевых или золотых рыбок появились задолго до Конфуция (551-479 до н. э.). Их изображения встречаются в самых ранних письменных памятниках, на гербах знатных семей.

Они становятся неотъемлемой частью буддизма. Каждый буддийский храм имел бассейн с золотыми рыбками. Рыба выступает как земное начало у китайцев эпохи Шан (Инь) в ХVI-ХI вв. до н. э.

На бронзовых сосудах размером около 1 м, выполненных по восковой модели, отмечалось четыре продольных шва, которые служили символами четырех сторон света. Декор сосуда имел горизонтальные деление на три пояса. Самый нижний заполнялся стилизованными волнами с изображением плавающих рыб, символизирующих стихию воды. Средний слой — мир земли, заполнялся двигающимися животными,
а верхний — небо и горы — показывался треугольником.
У иранцев и их соседей рыба-спаситель бога — чистое существо. Известно, что когда один кафир выпустил стрелу из лука в небо, чтобы поразить бога, рыба закрыла его своим телом. После этого у нее образовались раны - жабры.
Видимо, поэтому и у славян-индоариев не было в обычае приносить в жертву рыбу. В “Велесовой книге”,
На одной из дощечек записано древними жрецами: “Боги русов не берут жертв людских и не животных,
единственно плоды, овощи, зерно, молоко, сырное питье (сыворотку) на травах настоенное, и мед.
Никогда живую птицу и не рыбу...” .

Чтобы не обидеть рыбу, выработался ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей.
У осетин, предков алан, бог Домбетыр запрещает ловить рыбу, когда она мечет икру.

У северных славян,был бог моря, которого называли Perdoatys. Он был богом рыбы и рыбаков. Перед выходом в море, рыбаки приносили жертвы, а жрец становился перед толпой рыбаков, с предсказанием успеха, повелевал куда, по какому ветру и когда должна отплыть каждая лодка.

Народы Северной Сибири считают, что в воде живет “волосатый отец”, который пасет рыбные отары и помогает рыболовам. Асях-Торум не только бог верхней Оби, но и распорядитель рыбными богатствами.
У нивхов или гиляков хозяин моря, живущий под водой, распоряжается икрой рыб, поддерживает их численность.
Близкий миф есть у японцев. Богиня пищи Укэмоти постоянно беспокоится о том, чтобы в море всегда была рыба, которая нужна ей для поддержания жизни подвластного ей народа.

Ацтеки верили, чтобы не исчезнуть с лица земли во время потопов, люди превращаются в рыб.
Бог Тескатлипок превращает себя в Солнце, а землю населяет людьми, сотворенными из пепла.
Остальные боги сделали так, чтобы все было смыто водой, а люди превратились в рыб.
В китайской версии потопа Гунь принимает после гибели облик рыбы, а из его тела возникает Юй,
которому удается укротить воды. Рыба в Китае была одним из символов богатства.

Магическое значение рисункам рыб придали хевсуры и другие горцы Кавказа, а также жители Средней Азии.
До сих пор можно видеть “рыбные” мотивы в орнаменте построек, на посуде, на вышивках женской одежды
и полотенцах.

На многих древних рисунках можно видеть, как рыбы и киты выполняют роль опоры Земли. Сами же они плавают вводах безбрежного океана. При резком движении плавающей рыбы, как свидетельствует бурятский эпос,начинаются землетрясения или, как утверждает алтайский миф, наводнения. Такие же Объяснения этим явлениям природы можно найти у японцев и айнов.
В индийских верованиях рыба фигурирует в качестве ездового животного — Солнце объезжает в своей ладье, запряженной рыбами, Землю.

Интересное представление о мире существовало у скифов. Основание мира выполняла большая рыба — пластинка из золота. Рыба разделена по боковой линии. Внизу — изображения маленьких рыб, вверху, над боковой линией, высечены животные в зверином скифском стиле. На хвостовом стебле заканчивает боковую линию изображение летящей птицы. Золотая пластинка рыбы использовалась как застежка на поясе..

Рыба выступала и как символ силы. В древнееврейской традиции она связана с демоном Асмодеем,
особнно в его борьбе с Соломоном и Товией. Товия с помощью рыбы одолевает демона.

Религиозное табу на рыбу и священные водоемы

В связи с тем, что рыбы были у многих народов священными животными, выработалось табу на употребление в пищу некоторых видов. Хотя рыба могла быть ядовитой сама по себе как вид или являлась быстро портящимся продуктом питания.

Известно, что у европейских рыб — усача, маринки и др. — икра в период созревания становится ядовитой.
Не зря усач у украинцев и белорусов называется марена, что у древних славян означало царицу Смерти.
Слизь многих морских рыб также ядовита. Иногда неправильно приготовленная рыба, например фугу — деликатес японской кухни, может быть причиной отравления.

В библии читаем (гл. 47):
“И сказал Господь Моисею и Аарону...
Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя...
А все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из всех плавающих в водах и из всех живущих в водах, скверны для вас.
Они должны быть скверны для вас; мяса их не ешьте, и трупов их гнушайтесь” (Левит, гл. II, Библия о животных чистых и нечистых).
В Коране, священной книге мусульман, из 107 айят 21 суры некоторые изречения (сура 16 и др.)
связаны с запретом ислама потреблять в пищу свинину и есть рыбу без чешуи... “это — скверна, или нечистое...”

Запреты были нужны, чтобы уберечь людей от отравления. Ведь в жарких и особенно пустынных районах при отсутствии в то время способов длительного хранения продуктов пищевые отравления— обычное явление. Бактерии ботулизма размножаются в первую очередь в быстро портящихся продуктах. А рыба, не имеющая чешуи, раненная гарпуном или покусанная хищником, быстрее могла испортиться.
То же относится и к быстро портящейся на жаре свинине.

Рыбы объявлены священными, поскольку принадлежали к храму. А жрецы и другие служители культа, посвященные в сакральные тайны, запрещали употреблять их в пищу. У буддистов это были золотые рыбки, как священная корова у индусов. В древнем Египте среди многих священных животных — кошек, крокодилов и других — была и небольшая рыбка — слонорыл нильский.
У многих народов рыба воплощает душу умершего человека, выступает как некое существо нижнего мира — царства мертвых. Чтобы воскреснуть, нужно там побывать. У монголов и других буддистов Будда выступает как рыбак — ловец душ. Поэтому и сейчас озера Монголии обильны рыбой, так как она практически не используется местными жителями.
Не случайна и “рыбная” символика Иисуса Христа. Формально греческое слово рыба (Ячхыт) расшифровывается как аббревиатура “Иисус Христос — божий сын, спаситель душ”.

С рыбой связан воскресший бог плодородия, в афро-евразийском мифе об Иштар. Основой культа Иштар является Ниневия, что означает “Дом рыбы”. Лукиан (120-190 гг.) в своем трактате

“О Сирийской богине” рассказывает о прекрасном юноше Комбабасу, который жил в Гиераполе. Он оскопляет себя сам,а фаллос бросает в воду, который проглатывает рыба. Похожие варианты египетского мифа об Осирисе есть и в грузинской сказки “О девяти сыновьях царя”. Младший сын грузинского царя берет живую воду из источника, принадлежащего женщине-рыбе.
Когда юношу убивают и расчленяют, женщина-рыба собирает тело и, обрызгав водой из источника, воскрешает его
Чудесное воскрешение библейского Ионы, как известно, происходит после того, как он был проглочен рыбой.
Попадание человека в желудок рыбы, а затем его вызволение известно и у других народов. В русской сказке Ивана проглатывает щука-рыба, которая затем сама его и изрыгает. Такая же сказка есть и у меланезийцев, где героем был Камакаджак.

Не случайно на многих древних памятниках в Китае, Индии и Египте изображалась рыба, символизирующая новое рождение в потустороннем мире. В ранней христианской литературе Иисус Христос назывался “Рыбой” — символ веры, чистоты девы Марии, а также крещения и причастия. Иногда в дарах рыба заменяла хлеб и вино. Евангельский мотив сочетает рыбу и хлеб.

Христиане-рыбаки Петр и Андрей — святые; их Иисус обещает сделать “ловцами человеков” (Матф. 4, 19).

Древние люди понимали заботу о природе рядом с домом, что чистая вода является основой жизни.
Содержание в чистоте озер и рек является темой многих сказаний.
Праславяне и другие индоевропейцы поклонялись
чистым родникам и ручьям, создавали колодцы, чтимые всеми, кто жил рядом и пользовался водой.

Древнегреческий философ Фалес Милетский (624-547 до н. э.) писал: “Самодвижущей силой стихии является вода, из которой произошло все, что есть, что было и что будет”.

На островах Океании практически нет млекопитающих. Основа пищи — кокосы и хлебное дерево. Хлебное дерево считается священным. Существует легенда, в которой рассказывается, как слуги одного из вождей преследовали богиню Папу. Богиня скрылась от преследователей на хлебном дереве. Она знала, что это дерево нельзя рубить и ломать его ветви. Даже отскочившая щепка может убить человека. Его рубят только тогда, когда нужно сделать изображение богини. Но прежде хлебному дереву принесут жертву — черную рыбу, красную рыбу и черную свинью.

Целительные свойства рыб в древних мифах

В древности знали не только строение многих рыб, но и их лечебные свойства. В клинописных табличках, найденных
в Месопотамии, среди десятка названий лекарственных средств упоминается рыба-кузовок.
По мнению вавилонских и ассирийских врачей, целительными свойствами обладали ее внуренние органы.
Эти рецепты подтверждаются современной медициной. Приготавливаемые из кузовка лекарства помогают при тяжелейших заболеваниях, таких как проказа, эпилепсия, болезнях сердца. Уже более двух тысяч лет лекарства из рыбы-кузовка японцы используют для поднятия общего тонуса и при различных заболеваниях.

Древние китайцы и корейцы изготавливали вытяжку из ядовитых рыб. Особенно ценился экстракт из морского судака (Lateobrax japonicus) и атлантического пуффера (Sphoeroides spen-gleri). А римляне и греки исцеляли головную боль и подагру с помощью электрических ударов от скатов (отр. Torpediniformes) и электрических сомов. Славяне издревле использовали линя (Tinca tinca), прикладывая к голове свежую рыбу для избавления от лихорадки.

О широком использовании рыб в лечении различных заболеваний свидетельствует Плиний Старший (23-79 гг.)в “Естественной истории”, где упоминается более 300 рецептов при-готовления лекарств из различных видов рыб.

В VI веке до н. э. в мидийском городе Экбатане существовала легенда, что печень, желчь и сердце рыбы,
выловленной в Тигре, обладают волшебством. С помощью курения высушенных этих органов изгоняли многие болезни.Считалось. что желчь лечит больные глаза.

Большое значение придавалось в мифах Вавилона и Закавказья богам-рыбам, исцеляющим больных. Рыбообразного бога Эа устанавливали у постели больного ребенка для того, чтобы прогнать демонов. Фигуркам рыб, их изображениям часто придавали магические значения для исцеления больных. Форель в Грузии и Армении — необходимый атрибут при лечении бесплодия и различных болезней, для этого достаточно было проглотить живого малька.

Об этом же говорилось и в славянском лечебнике “Книги Коляды”, в котором дается такая рекомендация: “кто съест волшебницу Щуку, сразу от нее забеременеет: ибо то не обычная щука — то сам Род приплывает по бурным водам” .
Выловили Щуку златоперую. Выловили, после приготовили. Лада — супруга Сварога Щуку златоперую съела, ее косточки на Землю бросила, а небесная корова Земун и коза, рожденная Родом — Седунь, кости те подлизала, и от щуки той забеременела Лада — богородица, мать богов, Мать сыра Земля, и Земун с Седунью.

Родила тогда Лада-матушка трех дочурок: Лелю — радость и любовь златокудрую, Киву — весеннюю деву огненную,
богиню жизни, Марену холодную — царицу смерти. А еще трех сыновей: Перуна - великого Громовержца, Туле — кузнеца, бога грозного, и Водного Ильма — царя морей, покровителя моряков и рыбаков.