Ольга брусникина синхронное плавание личная жизнь. «судьи учитывают огромное количество деталей»

Трехкратная олимпийская чемпионка в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала о том, как совмещает пять должностей

«В традиционных видах синхронного плавания с нами тяжело бороться, потому что наши девочки всегда безупречны, а вот в миксте сейчас разворачивается интересная борьба за лидерство», - считает трехкратная олимпийская чемпионка Ольга Брусникина. Вице-президент федерации синхронного плавания России рассказала о своей частной школе, которая не приносит прибыли, но доставляет удовольствие, а также о сложности работы судьей и знакомстве с будущим мужем в 15-летнем возрасте.

На Олимпиаде в Сиднее завоевала две золотые медали - в дуэте с Марией Киселевой и в групповых упражнениях. Обе спортсменки завершили карьеру, но вернулись ради Игр в Афинах, где снова добыли «золото» в составе команды. Сейчас Брусникина занимает массу различных постов и работает с детьми в собственной школе синхронного плавания.

(фото: mgfso.ru)

«ТРУД И ТЕРПЕНИЕ - ГЛАВНОЕ В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ»

Ольга Александровна, на Олимпиаде в синхронном плавании разыгрывается всего две золотые медали, а на чемпионатах мира - уже девять. Зачем так много?

Вам жалко? (улыбается).

- Нет, конечно!

Давайте возьмем в пример плавание. Вроде плывет человек вольным стилем, только и всего, но на одной Олимпиаде можно выиграть 7 золотых медалей - на дистанциях 50, 100, 200, 400 и 1500 метров, а также две эстафеты. А вы говорите, что у нас много медалей! Работа, которая вкладывается в одну программу синхронисток, колоссальная. К тому же техническая и произвольная программы совершенно разные по своей сути. Надеюсь, наша фантазия не исчерпается, а в руководстве ФИНА будут расширять программу синхронного плавания. Например, у нас есть специальный вид «хайлайт». Там делается упор на интересные поддержки, сцепления, акробатические фигуры.

Когда у наших синхронисток спрашивают, в чем секрет их успеха, они в один голос утверждают, что в труде. Но ведь и другие также работают по 10 - 12 часов в день, те же китаянки.

Я с нашими девчонками соглашусь: труд и терпение - главное в нашем виде спорта. И, конечно же, профессионализм наших выдающихся тренеров. К тому же в наше синхронное плавание заложена богатая история русского искусства, балета, музыки. Это очень важно. А что касается китаянок, то они опасные соперницы. Если в Европе довольно часто можно встретить клубные или частные системы подготовки, то в Китае взяли нашу, еще советскую систему - государство создает сборной все условия для работы.

- И все-таки Россия на шаг впереди всех.

Конечно, есть детали подготовки, которые известны только нашим тренерам. Пусть это останется секретом.

Многие футболисты и хоккеисты зарабатывают столько, что после завершения карьеры могут уже не работать. А синхронистки?

Безусловно, у топовых спортсменок и тренеров достойная зарплата. Синхронистки олимпийской сборной получают гранты, президентские стипендии, премиальные за победы, но зарабатывать миллионы в нашем виде спорта нереально.

«ПРИВЫКЛА ЧЕТКО ПЛАНИРОВАТЬ СВОЙ ДЕНЬ»

- Как вы считаете, синхронное плавание в нашей стране - массовый вид спорта или элитарный?

Скорее, элитарный. Но это связано прежде всего с условиями для работы. Нужно, чтобы в одном месте компактно располагались бассейн, залы для хореографии и физической подготовки. Далеко не везде такое есть. Но радует, что в последнее время все больше регионов начинают уделять внимание синхронному плаванию. На первенстве России в некоторых возрастах бывает до 400 синхронисток. К счастью, нам есть из кого выбирать - Россия богата талантами.

- У вас есть частная школа, которую вы создали после завершения карьеры. Доходный бизнес?

Абсолютно нет. Все деньги уходят на зарплату тренеров и аренду бассейна. К тому же у меня школа для начинающих. Набираем детишек, учим плавать. Они занимаются гимнастикой, хореографией. Если есть хорошие результаты на соревнованиях, то опытные селекционеры берут девочек уже в государственную детско-юношескую спортивную школу. Я уже не могла представить свою жизнь без синхронного плавания, поэтому захотелось делиться опытом с подрастающим поколением.

- Вы строгий тренер?

Наверное, да. Некоторые дети признаются, что боятся меня. На самом деле, тренер должен быть жестким. Иногда это непросто, но я пересиливаю себя, понимаю, что не имею права никого жалеть, потому что от этого ребенку не будет пользы. Тренер - это не только специалист, уменьшающий или увеличивающий нагрузки, это прежде всего человек, который помогает детишкам каждый день преодолевать себя. Иногда им трудно объяснить, зачем надо плыть 1тысячу метров, тянуться или задерживать дыхание. Я была на их месте, понимаю, что они чувствуют. Борьба с собой - самое сложное. Тренер психологически в этом помогает.

Вы также вице-президент федерации синхронного плавания России и заместитель директора СДЮСШОР Московской области. Какая работа вам больше всего нравится?

Вы знаете, когда работаю с детьми, я получаю истинное удовольствие. Когда видишь, как маленькая девочка с каждой тренировкой добивается все новых и новых успехов, становится приятно. На сегодняшний день творческая тренерская работа мне в большей степени по душе. Но общественная деятельность мне также очень интересна, ведь нужно продвигать и развивать наш вид спорта.

- Как вы успеваете справляться с такой серьезной нагрузкой?

Спорт приучил к дисциплине, к порядку - все должно быть четко расписано. Если правильно распланировать день, то с работой легче справиться, можно много всего успеть. Да и когда ты любишь дело, которым занимаешься, готов работать 24 часа в сутки.

«МУЖ ГОВОРИТ, ЧТО ВЫРАСТИЛ СЕБЕ ЖЕНУ»

Ваш муж Сергей Евстигнеев - старший тренер мужской сборной России по водному поло, он сейчас тоже в Казани. Часто видитесь?

Представляете, мы почти две недели здесь, но до сих пор не успели пересечься! Мой муж - такой же фанат своей работы, как и я. В этом плане мы друг друга прекрасно понимаем.

- Когда вы в 2004 году завершили карьеру, он не предлагал вам сосредоточиться на домашних делах?

Нет, потому что он отлично меня знает. Нам обоим интереснее быть с человеком, который хочет реализовать себя в чем-то, а не просто обеспечивает домашний комфорт. Я рада, что в свое время мы нашли друг друга.

- На соревнованиях?

Да. Мне было 15 лет, Сергею - 18. Он меня даже в школу провожал. Как он выражается, вырастил себе жену. Крупные соревнования - это такой мир, где запросто можешь найти свою судьбу.

- Сын Илья пойдет по стопам родителей - в водные виды спорта?

Сейчас он увлекся футболом. А вообще, он пока больше творческая личность - любит петь, танцевать, шутить, хотя ему всего 9 лет. На спорте настаивать не будем - у ребенка у самого должно быть сильное желание. Но в бассейн на плавание он ходит. Любому ребенку нужно заниматься физкультурой для гармоничного развития.

- Синхронистки большую часть своей жизни проводят в воде. На море, наверное, потом в отпуске и не тянет.

Муж шутит, мол, зачем тебя везти на море, если окунулась один раз и вышла? На самом деле, воды и так хватает. А что касается отпуска, то не помню, когда он у меня в последний раз был. Как правило, летом это лагерь, куда едем с детьми готовиться к сезону. В этом году собираемся в Крым.

«В КОМАНДЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕМ БЫТЬ БЛИЗКИМИ ПОДРУГАМИ»

Групповые упражнения в синхронном плавании, пожалуй, самая красивая и сложная дисциплина. Во время исполнения программы синхронистки общаются?

Редко. Бывают ситуации, когда нужно что-то подсказать партнерше, но обычно все доведено до автоматизма на тренировках.

В 2004 году в Афинах по время выступления сборной России выключилась музыка и вам пришлось начинать программу заново. Мария Киселева признавалась, что вы были единственной, кто хотел выступить позже - после всех остальных команд. Испугались?

Нет, я просто сначала люблю все взвесить, обдумать, а потом делать. Мне тогда казалось, что лучше успокоиться, прийти в себя, но все девчонки были настроены начать программу сразу. Физически мы были к этому готовы - на тренировках синхронисток часто бывает, что тренеры недовольны и прерывают выступление, все начинается заново. И так может продолжаться до тех пор, пока элемент не будет выполнен идеально.

- Подобные казусы с музыкой на вашей памяти еще случались?

- Последний раз такое было как раз в Казани, на Универсиаде. На самом деле, такое иногда бывает, потому что техника имеет свойство давать сбои.

- Музыка по-прежнему должна быть на диске?

Да. Многие страны предлагали возложить всю ответственность на принимающую сторону и сдавать музыку в электронном виде. Все-таки с компьютером надежнее. Однако технический комитет ФИНА пока консервативен в этом плане.

Перед Олимпиадой-2004 между вашим с Марией Киселевой и дуэтом Ермаковой и Давыдовой была довольно жесткая конкуренция. На работе в группе это никак не сказалось?

Необязательно, чтобы все в команде были близкими подругами. Главное - спокойная рабочая атмосфера. Наши мудрые тренеры ее создавали. Делить нам было нечего, ведь выбор в пользу молодого дуэта уже был сделан. В группе мы все шли к одной цели, никаких проблем не было.

«У МАЛЬЧИКОВ В ДУЭТАХ ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ РОЛЬ»

- Иногда говорят, что если в коллективе все очень хорошо, то это даже плохо.

Вполне может быть, потому что при слишком комфортной обстановке можно расслабиться. Конкуренция всегда должна быть.

- Часто плакали после тренировок?

Бывало, когда уже не было сил работать - была морально и физически настолько вымотана, что не хотелось ничего делать. Но в такие моменты помогали справиться тренеры и близкие люди. Потом уже сама понимала, что нельзя останавливаться на половине пути.

- Стоит ли переименовывать синхронное плавание в артистическое?

Это спорный вопрос. Не могу высказать однозначного мнения на этот счет. Не хочется, чтобы от этого потерялась суть нашего вида спорта. Безусловно, резон для этого есть, так как появился новый вид в программе - микст-дуэты, у нас есть и комбинированная программа, где большой процент оценки идет за артистизм. Но все-таки пока одним из основных критериев оценки нашего вида спорта является синхронность. Синхронность - это один из объективных факторов, который есть в нашем виде, артистичность - это более размытое понятие.

- Что думаете о соревнованиях микст-дуэтов?

В этом новом виде сейчас разворачивается интересная борьба за лидерство. В традиционных видах соперникам тяжело бороться с нами. Девочки благодаря нашим тренерам всегда безупречны и не дают поводов усомниться в своем превосходстве. Микст - это новые страны, новые имена. Только важно, чтобы у мальчиков в дуэтах была своя роль и они не пытались копировать девочек. Чтобы придать данному виду свою неповторимую значимость в нашем виде спорта, над этим надо много работать международному техническому комитету.

- После победы американцев в технической программе поднялся шум.

Потому что публика видела результат квалификации, в которой наши были на 2 балла впереди. Когда через день судьи поменяли свое решение, все, конечно, взбудоражились. Но так бывает. У самих арбитров, на мой взгляд, нет понимания, как судить микст и что они хотят видеть. Наш дуэт был построен по существующим правилам, с достаточным количеством серьезных элементов синхронного плавания, а у соперников же было много артистических находок, но мало именно элементов нашего вида спорта. Нужны новые, отдельные правила для микстов, и здесь, в Казани, это стало очевидным.

«СУДЬИ УЧИТЫВАЮТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТАЛЕЙ»

- Вы ведь и сами судья международной категории. Сложная работа?

Я могу судить чемпионаты Европы, первенства мира, но моя категория пока не дает права работать на чемпионатах мира. Честно скажу, сложная профессия. На самом деле, судьи волнуются не меньше, чем спортсмены. Потому что ты решаешь судьбу людей и по большому счету определяешь историю. Став судьей, я вообще с другой стороны посмотрела на наш вид спорта, открыла много интересных вещей, которые теперь помогают в работе тренером.

Если можно, то объясните хотя бы основные принципы судейства, потому что рядовому зрителю часто бывает непонятно, почему одна, казалось бы, более интересная программа получает меньше другой.

Учитывается огромное число критериев и деталей: синхронность, сложность технических элементов, скорость продвижения по бассейну, совпадение музыкального произведения и хореографии, высота исполнения элементов и выхода из воды. Неслучайно на соревнованиях работают сразу три бригады судей по пять человек, которые оценивают различные компоненты.


В игровых видах спорта над судьями есть еще инспекторы, которые оценивают их работу. А в синхронном плавании?

У нас эти люди называются эвалюаторами. Это очень уважаемые люди с незапятнанной репутацией. Почему-то после чемпионата мира в Барселоне от них было решено отказаться, но, скорее всего, скоро они снова будут работать на международных турнирах. В Европе, кстати, эвалюаторы работают постоянно, следят за судьями, анализируют их работу - нет ли предвзятости. У них выработана целая математическая система, по которой они способны разоблачить сговорившихся судей.

Справка

первый вице-президент федерации синхронного плавания России.
Дата рождения: 9 ноября 1978 года.
Место рождения: Москва.
Достижения: 3-кратная олимпийская чемпионка (2000, 2004 - группа, 2000 - дуэт), 4-кратная чемпионка мира (1998, 2003 - группа, 1998 - дуэт, 2001 - соло), 9-кратная чемпионка Европы (1997, 1999, 2000 - дуэт, 1999, 2000 - соло, 1997, 1999, 2000, 2004 - группа).
Член совета при президенте РФ по физической культуре и спорту, член исполкома олимпийского комитета России, президент федерации синхронного плавания Московской области, судья международной категории.

Есть один вид спорта, который не просто связан с водой, он подразумевает выполнение спортсменами определённых движений в бассейне. С помощью них создаются различные фигуры, которые так нравятся зрителю. Всё это действие происходит под музыку, что усложняет задачу, но делает выступление интересным и очень красивым. Конечно же, речь идёт о синхронном плавании.

Спортивная гимнастика упустила чемпионку

Ольга Александровна Брусникина родилась 9 ноября 1978 года в столице нашей Родины - городе Москве, в стране, которой уже нет на карте - СССР. Родители будущей чемпионки, Александр Алексеевич и Анна Михайловна Брусникины хотели позаботиться о здоровье любимой дочери, а потому стали выбирать, каким видом спорта будет заниматься ребёнок.

Сначала выбор пал на спортивную гимнастику, но Олю не приняли, так как её рост был не совсем подходящий для этого вида спорта. После некоторых раздумий решили рассмотреть водные виды. Для здоровья ребёнка это был бы прекрасный вариант. В 1985 году мама привела дочь на первую тренировку.

Занималась с Олей тренер Елена Вячеславовна Чумакова. Тогда ещё никто и не предполагал, что из простой московской девочки вырастет девушка, отстаивающая честь страны на международной спортивной арене. Кто его знает, как бы сложилась жизнь, если бы Олю тогда взяли в спортивную гимнастику.

Подающая надежды

Под руководством Чумаковой Елены Вячеславовны Брусникина Ольга тренировалась в течение двух лет. Годы упорного труда не прошли даром, так как девушку уже в 16 лет стали рассматривать как спортсменку, подающую большие надежды. В 1987 году никто ещё и не подозревал, что скоро всё изменится. Даже развал страны не смог повлиять на несокрушимый характер спортсменки и ее волю к победе.

Всё это случится потом. А пока Брусникина Ольга обрела нового наставника в лице Марии Владимировны Вов. Тренировки продолжались, и Оля показывала себя как серьёзная и перспективная спортсменка.

Благодаря отличным показателям и бешеной самоотдаче Брусникину замечает и забирает к себе замечательный тренер, Елена Николаевна Полянская. Новый наставник проявляет особый интерес к Ольге, заставляет её работать и выкладываться на 100%, возможно, предвидя у девушки большое спортивное будущее. И Полянская не ошиблась. Именно тренируясь под руководством Брусникина в будущем достигнет своих самых высоких мест на спортивном пьедестале почёта.

Но необходимо добавить, что коллектив сложился лишь с появлением Людмилы Филипповны Тарасовой, которая оказалась выдающимся хореографом.

Спецшкола и первые достижения

Ольга Брусникина проходила обучение в специализированной школе для одарённых детей № 1113. Необходимые условия сыграли не последнюю роль в становлении спортсменки. Уже в 15 лет Оля выступала за московское «Динамо». Тогда главным её достижением стало чемпионство на юниорском ЧМ. В 1993 году Ольга выиграла соревнование, выступая как соло, так и в паре с

С этого времени Брусникина Ольга - член не только юношеской сборной, но и взрослой. Год для девушки оказался очень удачным. В составе взрослой сборной Брусникина выигрывает чемпионат Европы. А в 1995 г. сборная России, с которой выступала Ольга, повторила этот успех в столице Австрии.

Только победы

Добиваясь успехов, Ольга Брусникина продолжает учиться. Девушка поступает в Российскую академию физической культуры. Позднее Ольга решит перевестись на отделение реабилитации. Так как времени на всё не хватало, она приняла решение перейти на заочное отделение.

Через год после поступления в РГАФК спортсменка начинает выступать со своим кумиром юных лет - Ольгой Седаковой. Напарница по произвольной программе также тренировалась под руководством Полянской, была известна в международных спортивных кругах и пользовалась большим авторитетом. Как-то Брусникина поделилась с журналистами, что раньше очень любила смотреть, как тренируется Седакова.

Опыт Седаковой и потенциал Брусникиной возымели успех в виде золота на мировых соревнованиях, проходивших в Китае. А также на чемпионате Европы в Испании. Далее произошёл поединок за то, кто будет солировать. И здесь Ольга обходит свою напарницу.

Удача сопутствует и в будущем, когда Ольга выигрывает золото на мировых соревнованиях, по-прежнему выступая с Седаковой. Также побеждает в групповых упражнениях с Марией Киселёвой.

И казалось, что Ольга Брусникина никогда не перестанет побеждать и завоёвывать всё новые награды. Чемпионаты мира и Европы в США, Турции, Финляндии и Сеуле - везде было только золото.

Олимпийские награды

Ольга Александровна Брусникина становилась чемпионом олимпийских игр дважды:

  • 2000 г. - дуэт с Марией Киселёвой и групповые упражнения;
  • 2004 г. - групповые упражнения.

Если Ольгу Седакову, закончившую карьеру в 1998 году, заменила то последнюю заменить было не так просто. Так или иначе, по завершении игр в Сиднее Киселёва уходит из спорта.

Завершение карьеры

Оставшись без партнёра, Ольга Брусникина не изменяет себе и великолепно выступает на чемпионате мира в Японии. По окончании сольной программы рукоплескали не только поклонники спортсменки, но и судьи. Когда стихла музыка Римского-Корсакова «Шахерезада», ни у кого не было сомнений - это золото.

Обретя очередной успех на чемпионате в Японии, спортсменка решила завершить карьеру.

Триумфальное возвращение

В 2001 году Ольга Брусникина, биография которой представлена вашему вниманию в статье, выходит замуж за Сергея Евстигнеева, ватерполиста, с которым они были давно знакомы. Далее супруги уезжают жить и работать в Италию, так как Сергея пригласил итальянский клуб. Ольга тоже не сидела без дела и реализовывала себя, работая в Итальянской федерации синхронного плавания. Брусникина даже успела потренировать Сицилийский клуб города Катаньи.

Через год после завершения карьеры Ольга неожиданно получает предложение от своей бывшей партнёрши Марии Киселёвой. Она хочет выступить с Брусникиной на Олимпийских играх 2004 года в Афинах. Ольга соглашается.

Девушки завоёвывают в Афинах золотые медали. Но этого успеха, возможно, и не было бы, не поделись своим бесценным опытом Ольга Александровна. Таким образом, это событие стало еще одной небольшой личной победой спортсменки.

После завершения спортивной карьеры

Прекратив выступать, Ольга Александровна Брусникина открыла в городе Чехове спортивную школу, где тренирует молодые таланты. Также она является председателем Комиссии спортсменов при Олимпийском комитете и занимается другими видами деятельности, связанными со спортивной жизнью России. Благодаря её профессиональной деятельности, у россиян есть уверенность в том, что будут ещё и успехи, и победы.

Учитывая заслуги перед страной, которую она прославляла своими победами, Брусникина Ольга Александровна, награды которой и без того многочисленны, была вполне заслуженно удостоена орденов Почёта и «За заслуги перед Отечеством».

Нашей стране есть кем гордиться, и молодому поколению есть с кого брать пример. Давайте пожелаем Ольге Александровне удачи во всех ее начинаниях!

О́льга Алекса́ндровна Брусни́кина (род. 9 ноября 1978 года в Москве , СССР) - российская спортсменка, заслуженный мастер спорта по синхронному плаванию . Трёхкратная олимпийская чемпионка (Сидней-2000 - дуэт и группа, Афины-2004 - группа), многократная чемпионка мира и Европы. В дуэте долгие годы выступала с Марией Киселёвой .

Начала заниматься синхронным плаванием в 14-летнем возрасте, в 1993 году выиграла юношеский чемпионат мира. Выпускница Российского государственного университета физической культуры. Выступала за МГФСО «Динамо». В 2001 году была награждена орденом Почёта . Завершила спортивную карьеру в 2004 году .

В настоящее время - член Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, член Исполкома Олимпийского комитета России . Председатель Комиссии спортсменов при ОКР . Летом 2009 года попробовала себя в качестве судьи на соревнованиях по синхронному плаванию .

Имеет воинское звание - капитан Федеральной пограничной службы.

Награды

Напишите отзыв о статье "Брусникина, Ольга Александровна"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (недоступная ссылка с 09-09-2013 (2011 дней))

Отрывок, характеризующий Брусникина, Ольга Александровна

Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.
– Нарядные ребята! Только бы на Подновинское!
– Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой.
– Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца.
– Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит!
– То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком.
– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.
«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и – неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты.
На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона. Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по местам. Гусары старательно стали выравнивать лошадей. В эскадроне всё замолкло. Все поглядывали вперед на неприятеля и на эскадронного командира, ожидая команды. Пролетело другое, третье ядро. Очевидно, что стреляли по гусарам; но ядро, равномерно быстро свистя, пролетало над головами гусар и ударялось где то сзади. Гусары не оглядывались, но при каждом звуке пролетающего ядра, будто по команде, весь эскадрон с своими однообразно разнообразными лицами, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стременах и снова опускался. Солдаты, не поворачивая головы, косились друг на друга, с любопытством высматривая впечатление товарища. На каждом лице, от Денисова до горниста, показалась около губ и подбородка одна общая черта борьбы, раздраженности и волнения. Вахмистр хмурился, оглядывая солдат, как будто угрожая наказанием. Юнкер Миронов нагибался при каждом пролете ядра. Ростов, стоя на левом фланге на своем тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта.

    - (1978 г. р.) студентка Российской государственной академии физической культуры. Заслуженный мастер спорта (синхронное плавание). Многократная чемпионка Европы, многократный обладатель Кубков Европы и мира, победитель Игр доброй воли, чемпионка… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 9 ноября 1978, Москва), российская спортсменка (синхронное плавание (см. СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ)). Заслуженный мастер спорта (2000). Выступала в дуэте с М. А. Киселевой (см. КИСЕЛЕВА Мария Александровна). Трехкратная олимпийская чемпионка (2000 … Энциклопедический словарь

    Спортивные награды Синхронное плавание Олимпийские игры Золото Сидней 2000 дуэт Золото Сидней 2000 группа … Википедия

    Брусникина, Ольга Александровна спортсменка Брусникина, Марина Станиславовна театральный режиссёр … Википедия

    - (р. 28 сентября 1974, Куйбышев, ныне Самара), российская спортсменка (синхронное плавание (см. СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ)), заслуженный мастер спорта. Окончила факультет журналистики МГУ. Выступала вместе с О. А. Брусникиной (см. БРУСНИКИНА Ольга… … Энциклопедический словарь

    Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней… … Википедия

    Брусникин, Дмитрий Владимирович (р. 1957) актёр и режиссёр, заслуженный артист России (1993) Брусникин, Николай Юрьевич (р. 1961) советский и российский политик, управленец, депутат Государственной Думы России 3 созыва. Брусникина,… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия