Дом индейца и его скво. Слова, оскорбительные для индейцев

Северо Кавказский военный округ воен. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур

СКВО - [скво], неизм., м. Спортивный клуб военного округа. АГС, 331 … Толковый словарь языка Совдепии

скво - (анг. squaw) жена на северноамерикански Индијанец … Macedonian dictionary

СКВО - Северо Кавказский военный округ спортивный клуб военного округа … Словарь сокращений русского языка

СКВО аббревиатура: СКВО Северо Кавказский военный округ. СКВО спортивный клуб военного округа. В 1957 59 годах название ряда футбольных команд: «ОДО» (Свердловск). СКА «Энергия» (Хабаровск). «СК» (Львов). «СК» (Одесса). См.… … Википедия

СКВО: СКВО Северо Кавказский военный округ; Название некоторых советских футбольных клубов СКА в 1957 1959 гг.: СКА (футбольный клуб, Львов); СКА Энергия; СК Одесса; Cкво женщина индеец Примечания http://www.bibliotekar.ru/may … Википедия

Скворушка, и; р. мн. шек … Русское словесное ударение

- [тэ] … Русское словесное ударение

- (Squaw Valley), зимний курорт на З. штата Калифорния (США), в горах Сьерра Невада, неподалёку от оз. Тахо. Популярен у любителей зимнего спорта, особенно горнолыжного. Здесь состоялись VII зимние Олимпийские игры 1960 г. Словарь современных… … Географическая энциклопедия

Скво-Веллі - іменник середнього роду містечко … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Философия игры, или Статус скво: Философские эссе , Анатолий Андреев. Цивилизация эксплуатирует человека как биосоциальное существо; его информационные и, так сказать, «духовные» возможности в принципе известны. Пора бы переходить ккультуре. Но закон сохранения…

Милослав Стингл::: Индейцы без томагавков

Я зыки североамериканских индейских племен, в особенности принадлежащие к алгонкинскому языковому семейству, обогатили наш словарь множеством выражений. Больше всего их, разумеется, вошло в английский язык. Например, целый ряд географических названий в нынешних Соединенных Штатах и Канаде индейского происхождения. Из 48 штатов (если не считать Аляску и Гавайские острова) половина - ровно 23 - имеют индейские названия: например, Мичиган, Висконсин, Миннесота, Дакота, Небраска, Орегон, Юта, Айдахо, Алабама, Делавэр, Канзас, Оклахома и т. д. Все важнейшие североамериканские озера тоже доныне носят свои изначальные, доколумбовы названия: Гурон, Эри, Онтарио, Онайда, Сенека, Виннипег, знаменитый Мичиган и другие. И реки тоже. Индейские названия носят и река Потомак, протекающая прямо под окнами Белого дома, и Огайо, и Уобаш, и «отец вод» - Миссисипи. Мы могли бы продолжать этот перечень до бесконечности. Но давайте лучше раскроем наш маленький словарик наиболее известных индейских слов. И начнем хотя бы с обещанного в названии этой книги томагавка...

С лово «томагавк», как и большинство остальных названий «индейских предметов», происходит из алгонкинских языков. На делаварском языке это «томахикен», на массачусетском - «томехоган», на могиканском - «туммахакан» и т. д. В мировой словарь томагавк попал явно через посредство первых английских колонистов в Вирджинии (в начале XVII века), которым он доставил немало бед. Предшественницей настоящего томагавка, каким его узнали первые европейцы, даже в послеколумбову эпоху была деревянная дубина с каменной головкой. Однако вскоре, после первых же контактов с белыми, это каменное оружие сменили настоящие «томагавки», имевшие бронзовую или чаще железную шляпку.

В отдельных областях Северной Америки индейские томагавки нередко бывали весьма различны по форме. Например, в Вирджинии они, как правило, походили на немного загнутый серп, в других местах больше напоминали саблю. Но в любом случае - в ближнем бою он проявил себя как грозное оружие.

Д алее мы постараемся расположить индейские реалии в алфавитном порядке. Вампум. Это слово тоже происходит от алгонкинских коренных жителей востока Северной Америки. Вампумами назывались веревочки с нанизанными на них костяными или каменными бусинками но чаще под «вампумами» мы подразумеваем широкие пояса (так называемые вампумовые пояса), к которым прикреплялись такие нитки разноцветных бус.

Э ти пояса у алгонкинов и особенно у ирокезов имели ряд особых функции: они были украшением одежды, служили валютной единицей а главное - с их помощью передавались разные важные сообщения. Такие вампумы у ирокезских племен обычно доставляли особые гонцы вампумоносцы. Развитие вампумовых записей, по всей вероятности, привело бы к созданию у североамериканских индейцев собственного письма. Исключительно посредством вампумов долгое время оформлялись договоры между белыми и индейцами. Сохранился, например, вампум, на котором «записан» уже упомянутый договор о «военном союзе» между знаменитым Пенном и его квакерами, с одной стороны, и дедаварами - с другой. Согласно этому договору делавары уступали квакерам довольно обширную часть территории своего племени. На этом вампуме изображен индеец (представляющий здесь племя делаваров) и белый (то есть Пенн и его квакеры), символически держащиеся за руки. Однако вампумы служили не только для передачи сообщений и заключения договоров. Простейшими условными символами на них обозначались и наиболее важные события из истории племени. По этим «записям» старики, владеющие искусством «чтения» вампумов, знакомили новые поколения воинов с племенными традициями. Насколько важным считалось такое составление и чтение вампумов у некоторых алгонкинских и ирокезских племен североамериканского востока, лучше всего иллюстрирует тот факт, что имя легендарного аиаваты (создателя наиболее значительного союза североамериканских индейцев - Лиги ирокезов) буквально означает «Тот, кто составляет вампумы». Вскоре после появления белых торговцев индейцы перестали делать вампумы из простых ракушек и начали широко применять стеклянные бусинки, привозимые в Америку из северной Чехии.

С ледующий прославленный предмет индейского быта - это трубка мира, или калумет.

С амо слово «калумет» в отличие от других слов, содержащихся в нашем словарике, не индейского происхождения. Это название трубке мира дали французские путешественники, заметившие ее сходство со свирелью или тростниковой дудочкой (по-французски chalumeau-шалюмо). Так трубку превратили в музыкальный инструмент! Сами индейцы не имеют для трубки мира общего названия. Например, оджибвеи называют ее «опвахгун». Трубка мира играла чрезвычайно важную роль в общественной жизни многих индейских групп Северной Америки. Курили ее участники «парламента» - племенного совета, курение трубки мира составляло основу многих религиозных обрядов, особенно у прерийных индейцев, и т. д. Племенная трубка мира хранилась в отдельном шатре, который назывался «шатром священной трубки».

В трубке мира индейцы курили табак, который, как мы уже знаем, стал одним из даров доколумбовой Америки остальному миру. Некоторым индейским племенам (например, крикам) приходилось выменивать табак чуть ли не из Мексики. Впрочем, многие племена курили не чистый табак, а табак, смешанный с черничным листом. И наконец, часть племен заменяла табак курительной смесью из разных растений, которая носила название кинни-кинник.

Н аряду со священной трубкой мира индейцы пользовались и обычными деревянными трубками, заканчивающимися красной головкой из так, называемого «трубочного ствола», или катлинита. Каждый индейский курильщик носил трубку в специальном «трубочном мешочке», и у каждого был богато украшенный кисет.

К онечно, больше, чем эти «светские» трубки, с давних времен привлекала к себе внимание знаменитая священная трубка мира. Ведь калумет воспевает и Генри Уодсуорт Лонгфелло в первой же песне своей великолепной поэмы «Песнь о Гайавате» - этого самого прекрасного поэтического произведения, посвященного североамериканским индейцам!

М аниту в поэме Лонгфелло дымом из трубки мира собрал на берегу реки воинов из многих индейских племен. И, рассерженный их бесконечными войнами, сказал им: «Я устал от ваших распрей...»

«Погрузитесь в эту реку,

Смойте краски боевые,

Смойте с пальцев пятна крови,

Закопайте в землю луки,

Трубки сделайте из камня, -

Тростников для них нарвите,

Ярко перьями украсьте,

Закурите трубку Мира

И живите впредь как братья...»

Перевод И. А. Бунина .

В еликий поэт точно передал роль калумета. Говорят, когда была создана Организация Объединенных Наций, индейцы передали представителям великих держав калуметы. Если бы все их курили! И если бы трубка мира стала основным рабочим инструментом государственных деятелей на всем свете! Прежде всего там, откуда она родом, - на севере Америки. И если бы всюду действовал приказ Гайаваты:

«Я устал от ваших распрей,

Я устал от ваших споров,

От борьбы кровопролитной,

От молитв о кровной мести.

Ваша сила - лишь в согласьи.

А бессилие - в разладе.

Примиритеся, о дети!

Будьте братьями друг другу!»

С ледующим выражением в нашем словарике будет манито или маниту, как писалось в некоторых книгах. Это понятие, собственно, принадлежит не столько североамериканским индейцам, сколько белым, которые привыкли к своему единому христианскому богу и приписывали индейцам религиозные представления такого же характера. Слово манито происходит из алгонкинских языков (по-массачусетски - манитто, по-наррагансетски - манит) и, скорее, обозначает таинственную, но объективно существующую силу, подчиняющую своему влиянию жизнь отдельного человека. Это вовсе не бог и не «великий дух», как представляли себе авторы первых европейских книг о североамериканских индейцах.

П ейотль, или пейоте,- очень интересная вещь. И притом менее известная, чем остальные понятия в нашем индейском «словарике». Слово пейотль происходит из языка науатль. Пейотль - это маленький, ничем не примечательный на вид кактус. Европейцы познакомились с его действием лишь в 1888 году из трудов немецкого химика Левина. Этнографы же еще позднее - благодаря американскому этнографу Джеймсу Муни. Зато некоторые североамериканские племена (и еще больше мексиканские) знали пейотль и его силу уже многие столетия.

П ервые известия о пейотле мы имеем из Мексики от известного Бернардино де Саахуна. Он описывает употребление пейотля, которое во время обрядов продолжалось несколько дней. Католические священники в ту пору считали пейотль дьявольским изобретением. Тем удивительнее, что одна из первых миссий на мексикано-североамериканской границе называлась Эль-Санто-Номбре-де-Йесус-Пейотль!

О дин из продолжателей Левина обнаружил, что в сушеных верхушках кактуса образуются четыре алкалоида: лоффорин, ангалодин, ангалодинин и, наконец, мескалин. И тут мы у истоков столь часто упоминаемого пейотлевого зла. То, что придает невзрачному, не защищенному даже шипами кактусу дьявольское могущество, носит название мескалин.

В эпоху, когда племена прерийных индейцев переживали глубокий кризис, связанный с окончательной победой белых, индейский пророк Вовока создал какую-то особую индейскую религию, основанную на употреблении пейотля во время обрядовых, экстатических танцев. Учение мессии Вовока, в своей основе являвшееся непосредственной реакцией на критическое положение североамериканских индейцев, повсеместно встречало в их среде воодушевленных сторонников. В течение нескольких лет употребление пейотля широко распространилось, охватив почти сорок индейских племен. Пожалуй, не было резервации, где бы не танцевали «Ghost Dance» (Танец духов).

Э тот танец был целиком связан с предшествующим употреблением наркотика пейотля. Так возникла новая индейская религия Ghost-Dance Religion. И хотя правительством Соединенных Штатов она была довольно долго запрещена, тайно Танец духов в индейских резервациях практически танцуют и поныне. А некоторые индейские племена узнали и приняли употребление пейотля совсем недавно. Так, племена Невады - между 1929 и 1936 годами, канадские крики - в 1936 году, а другие канадские племена только в 1950-м.

Т еперь бывшая Ghost-Dance Religion североамериканских индейцев называется Национальной американской церковью или Церковью американских туземцев. Учение этого индейского религиозного общества представляет собой смесь христианских представлений - например, веры в бога отца, сына и святого духа, веры в ангелов и дьяволов - и веры в различные сверхъестественные существа давних индейских поверий.

В областях США, где живет большое число индейцев (например, в штате Оклахома), Национальная американская церковь построила даже собственные храмы.

П емикан, который у нас стал известен благодаря полярным исследователям, а возможно - и эскимосам, тоже является продуктом культуры индейцев севера Америки. Само слово происходит из языка криков и приблизительно означает «переработанный жир».

П емикан служит как калорийный и удивительно долго хранящийся запас продуктов питания, то есть как некие индейские «консервы».

А как пемикан изготовляется? Оленина разрезается на мелкие куски, которые тщательно просушиваются на солнце. Когда мясо высохло, оно слегка коптится в дыму над костром. Потом на две части сушеного мяса добавляется одна часть молотого жира. Для вкуса можно добавить, как у нас к жаркому, какие-нибудь фрукты или бруснику. Затем уложим пемикан в кожаный мешок. Тщательно закроем - и можем быть уверены: провизия выдержит в пригодном для еды виде не менее четырех лет. Безусловно, неплохое изобретение!

С ледующее выражение в нашем словарике - скальп. Скальп - слово, которое по вестернам известно всем и каждому. Как мы знаем, у индейцев существовал жестокий военный обычай, по которому с головы убитого неприятеля (а иной раз даже с головы живого пленного) снималась кожа вместе с волосами. Таким образом, скальп служил доказательством того, что враг убит или обезврежен, и потому он считался весьма уважаемым свидетельством отваги, ценным военным трофеем. Скальпирование побежденного противника имело и другую, еще куда более важную для североамериканских индейцев причину, связанную с их религиозными представлениями. Скальпирующий был убежден, что, снимая с неприятеля скальп, он отнимает у него и ту «всеобщую магическую жизненную силу», которая, по поверью, находилась именно в волосах. Принято считать, что скальпирование - обычай одних только североамериканских индейцев. Это не совсем так. Во-первых, скальпировали не все североамериканские группы, а лишь некоторые, например ирокезы, а затем как раз прерийные индейцы. Во-вторых, скальпирование ни в коей мере не является каким-то «чисто индейским изобретением». Еще античные авторы отмечали тот же обычай и у южнорусских скифов.

И так, скальпирование, бесспорно, существует. И оно с давних времен возбуждало интерес хронистов, первооткрывателей (в Новом Свете им впервые заинтересовался Франсиско де Карей), исследователей и рядовых читателей вестернов. Впрочем, широкому развитию скальпирования способствовали сами европейцы. Ведь именно первые белые торговцы заказывали в Европе стальные ножи для скальпирования, а потом предлагали их индейцам! Естественно, индейцы проявили к этому европейскому «изобретению» исключительный интерес. Так, с помощью «белой техники» скальпирование было чрезвычайно облегчено.

Е вропейцы поддерживали скальпирование и другим способом. Отдельные европейские государства, которые боролись за господство на Американском континенте, платили своим «союзникам-индейцам» огромные премии за скальпы вражеских солдат или индейцев племен, сотрудничавших с другой стороной. Лучше всех платили англичане - двенадцать фунтов стерлингов за один французский скальп. Французы, которые всегда были беднее, платили довольно скромно. Французские колониальные власти в Канаде особенно подбивали своих союзников-индейцев к скальпированию ирокезов - союзников англичан, которые, как сильный в военном отношении союз племен, были для французов наиболее опасны.

О собый курс за скальпы враждебных индейцев установили и отдельные английские поселения на востоке Северной Америки.

С кальп, этот ценный трофей, индеец, разумеется, хотел сохранить как можно дольше. Поэтому «свежие» скальпы первым делом натягивались на рамы, обезжиривались и высушивались. Затем «готовый скальп» украшался рисунками и перьями. Скальпы или их части, в особенности волосы, воин носил на одежде в качестве свидетельства личного мужества или вешал на свой вигвам.

С ледующее широко известное слово - скво. Оно происходит из нарра-гансетского языка и означает просто «женщина». Например, весьма популярное соединение индейского и английского слов Squaw-valley вместе означает «Долина женщин». Американцы явно любят такие макаронические соединения, и мы встречаем в их языке Squaw-flower (цветок), Squaw-fish (рыба) и т. д.

Б укву «т» в нашем словарике представляет не только томагавк, но и типи (tee-pee). Типи (слово происходит из языка дакота) - это пирамидальный шатер из бизоньих шкур, встречающийся у всех прерийных племен. Устанавливали типи, заботились о них и даже считались их владелицами исключительно женщины.

Т ипи - обычный дом прерийного индейца. Несколько десятков конических типи составляло деревню. Их, как правило, устанавливали по кругу, самостоятельные участки - секторы круга - занимали типи отдельных родов. В геометрическом центре круга стояло особняком главное типи деревенского совета. Трубка мира хранилась в специальном типи, тоже установленном на каком-нибудь «почетном месте» деревни.

Т ипи круглый год служили прерийному индейцу домом, поэтому шатер был довольно высок (обычно 4-5 метров) и столь же широк (5-6 метров в диаметре). На постройку такого шатра требовалось 7-10 бизоньих шкур. Кожаные стены типи украшались рисунками. Шатер имел особые приспособления (индейцы называли их «ушами»), с помощью которых можно было регулировать циркуляцию воздуха и прежде всего выводить из шатра дым. Естественно, что в каждом типи был и очаг, расположенный в центре. С типи часто путают другое жилище североамериканских индейцев - вигвам. Слово это происходит из алгонкинских языков индейского населения востока нынешних США и означает просто «постройка». В то время как типи не слишком отличались одно от другого, вигвамы отдельных алгонкинских племен были весьма разнородны. Тут играли роль различные климатические условия североамериканского востока, доступность разного строительного материала и т. п. Основу вигвама составлял остов, срубленный из деревянных жердей и покрытый тем материалом, который оказывался под рукой строителей, чаще всего древесной корой. Вигвамы были настолько характерной чертой культуры алгонкинских племен востока Северной Америки, что некоторые авторы, например Оливер Лафарж, называют этих индейцев Wigwam People (народ вигвамов).

И еще одно новое понятие - язык жестов. Язык жестов! Индейцам североамериканских прерий, говорившим на десятках различных наречий и даже принадлежавшим к различным языковым группам (не только к так называемому семейству языков сиу), он позволял понимать друг друга. Известие, которое прерийный индеец хотел сообщить члену иного племени, передавалось с помощью жестов одной или обеих рук. Эти жесты, движения, точный смысл которых знал каждый индеец не только в прериях, но и по соседству с ними - от Канады до северной Мексики - помогали передать партнеру довольно сложную информацию. Даже договоры между отдельными племенами, представители которых не понимали друг друга, заключались посредством языка жестов. Приведем хотя бы один пример: типи (шатер) индеец наглядно изображал на языке жестов, перекрещивая левый и правый указательные пальцы.

Я зыком жестов и завершается наш словарик индейских выражений, широко известных каждому читателю вестернов. В литературе этого рода мы часто встречаем фразу: «Когда индеец заканчивает свою речь, он произносит «хау» - «я все сказал». Вот и мы можем произнести «хау». В этой главе мы все сказали.

Краткий словарь индейских терминов

Атлатль - древняя копьеметалка.

Бастл - танцевальное украшение из перьев, прикрепляющееся сзади на поясе.

Вампум - пояс, сплетенный из цилиндрических бусин, выточенных из раковин.

Вигвам - жилище восточных индейцев - куполообразный каркас из прутьев, покрытый корой, шкурами или циновками.

Викиап - жилище индейцев Юго-Запада (Апачи, Пайюты и др.) - шалаш, покрытый травой, ветками или шкурами.

Калюмет - священная церемониальная трубка.

Каноэ - лодка из березовой коры.

Кива - ритуальное строение у индейцев Пуэбло.

Кинникинник - внутренний слой коры красной ивы, который вместе с табаком составляет курительную смесь для трубки.

Ку - прикосновение к живому врагу, высший из военных подвигов у степных индейцев.

Лассо - веревка из волос или кожи с петлей на конце, служила для ловли лошадей. Более распространенное название в США - лэриет.

Леггины - штанины, одевающиеся отдельно на каждую ногу. Мужские леггины напоминали чулки и прикреплялись к поясу. Женские леггины были короче и завязывались у колена. Иногда женские леггины соединялись в единое целое с мокасинами, будто высокие сапоги.

Маис - кукуруза.

Мокасины - обувь из одного куска кожи или с отдельно пришивавшейся подошвой. Иногда надшивалось голенище. Мокасины украшались вышивкой из игл дикобраза или бисера, а также бахромой, жестяными конусами, заклепками. Мокасины были как бы паспортом - по крою и отделке можно было легко определить племенную принадлежность индейца.

Мустанг - дикая лошадь.

Папуз - индейский ребенок.

Парфлеш - кожаная сумка, наподобие большого конверта.

Пау-Вау - первоначально индейский знахарь или шаман, позднее - индейское собрание, праздник, включающий церемонии, танцы, ярмарку и т д.

Пейот - галлюциногенный кактус, произрастающий на Юго-Западе США. Обладает психотропными свойствами, применяется в некоторых религиозных обрядах.

Пеммикан - порошок из сушеного мяса, смешанный с жиром и ягодами.

Пони - индейская лошадь.

Пуэбло - селение оседлых земледельцев Юго-Запада (Тэва, Това, Тива, Хопи, Зуни и др.). Примыкающие друг к другу дома строили в несколько этажей из камня, позднее из песчаника и глины. Племена, живущие в таких постройках, называют также индейцами Пуэбло.

Роуч - головное украшение в виде гребня из шерсти дикобраза или жестких волос оленя или лося.

Скальп - трофей в виде куска кожи с волосами, снятой с головы врага.

Скво - индейская женщина.

Типи - конусообразная переносная палатка кочевых индейцев. Первоначально изготовлялась из шкур, позднее из парусины.

Томагавк - боевой металлический топорик, часто приспособленный для курения как трубка. Ранее томагавком называли палицу или боевую дубинку.

Тоббоган - индейские бесполозные сани.

Тотем - у индейцев Восточных Лесов мифический предок рода, чаще какое-либо животное или растение.

Травуа - волокуша в виде двух шестов, прикрепленных к спине или бокам собаки или лошади.

Хоган - жилище Навахов из бревен, покрытых землей.

Из книги Удар шпаги автора Бальфур Эндрю

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ АБОРДАЖ - подход враждебных судов вплотную для рукопашного боя.АХТЕРДЕК - задняя (кормовая) часть палубы, обычно с надстройкой.БАК - носовая часть палубы корабля от форштевня до фок-мачты. БАКБОРТ - здесь: левый борт.БАКШТАГ - курс

Из книги Семен Дежнев автора Демин Лев Михайлович

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аманат - заложник.Балаган - зимнее бревенчатое жилище якутов.Батог - палка.Башня из кости китовой - эскимосское жилище с каркасом из китовой кости.Бердыш - холодное оружие, вид топорика на коротком древке,Бирюч - глашатай, объявляющий на городской

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Словарь терминов Автаркия можно перевести как «самообеспеченность», «самодостаточность».Аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников.Альбигойцы – объединенное название последователей учения катаров и вальденсов, признанное еретическим

Из книги Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Трон Люцифера. Краткие очерки магии и оккультизма автора Парнов Еремей

Из книги Крымская кампания 1854-1855 гг. Трагедия лорда Раглана автора Хибберт Кристофер

Краткий словарь военных терминов Ядро. Стальной шар, применявшийся в артиллерии в течение нескольких веков. Этот боеприпас постепенно заменялся фугасным снарядом. И все-таки ядра оставались эффективным оружием. Совершая полет на высокой скорости по баллистической

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Краткий словарь архитектурных терминов Акрополь - «верхний город» – укрепленная часть древнегреческого города, расположенная на холме. Слово «Акрополь», написанное с большой буквы, означает цитадель Афин.Алтарь - помост или род каменного стола для свершения

Из книги Всё об истории древнерусского зодчества автора Мельников Илья

Краткий словарь архитектурных терминов Алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма. В православной церкви отделена от общего помещения иконостасом.Ампир – художественный стиль, ориентированный на римскую античность, копирование образцов древнеримского

Из книги Никола Тесла [Наследие великого изобретателя] автора Фейгин Олег Орестович

Словарь терминов Аннигиляция - взрыв при встрече материи и антиматерии, превращающий вещество в излучение.Антимир - гипотетический мир, построенный из антиматерии (антивещества), состоящей из античастиц, и полностью повторяющий наш мир, но с заменой обычных атомов на

Из книги Каббала в контексте истории и современности автора Лайтман Михаэль

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Краткий словарь морских терминов Абордаж - способ ведения боя на море в эпоху гребного и парусного флотов, заключавшийся в том, что корабли, сближаясь вплотную; сцеплялись друг с другом. Исход боя решался рукопашной схваткой с применением холодного, позднее

Из книги Как зарождалось русское изобразительное искусство автора Мельников Илья

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Словарь терминов Абсолютизм – неограниченная монархия; форма правления, при которой исполнительная, законодательная и судебная власти принадлежат одному лицу – монарху. Античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян. Буржуазия –

Из книги Бастионы Севастополя автора Шавшин Владимир Георгиевич

Краткий словарь военных и специальных терминов Абордаж - способ ведения боя гребными и парусными судами, применявшийся для захвата корабля противника.Апроши (аппроши) - зигзагообразные земляные рвы, которые устраивались атакующими для скрытого приближения к

Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил Васильевич

Словарь терминов Авасэ китан - изготовление металлических изделий по способу «сочетания пластинок»агата - округагата-мияцуко - управитель округаагата-нусн - владыка округааеата-нуси-удзи - группа свойственников агата-нусиадзиро - плетенкаасон - одно из клановых

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.