Значение слова «фуэте. Значение слова фуэте

Marie Claire: Элеонора, ты уже выступаешь на сцене Большого?

Элеонора Севенард : Да, мне доверили первую сольную партию-вариацию в Гран па в спектакле «Дон Кихот». Также танцую в кордебалете, осваиваю репертуар.

Перечисли, пожалуйста, всех твоих родственников, которые имели отношение к балету.

Мой прапрадедушка Иосиф Кшесинский, Матильда Кшесинская, его сестра, и их отец Феликс Кшесинский, который был ярчайшим характерным танцовщиком, танцевал до очень преклонного возраста, и им многие восхищались.

А что ты знаешь о своей великой предшественнице?

Матильда Феликсовна - первая русская прима-балерина, которая сделала 32 фуэте. До нее в России этого никто не делал. Тогда считалось, что подобный трюк на сцене под силу только итальянкам. Но Кшесинская разгадала его секрет. Я горжусь тем, что она моя предшественница, для меня это особенный стимул в профессии.

Бывает так, что пятак на котором мы стоим, нагревается

Ты уже тоже делаешь 32 фуэте?

Да, но сейчас этому нас учат педагоги. И нам уже не нужно сидеть в зале и гадать, как это сделать.

Расскажи, как одолеть хотя бы 10 фуэте.

Нужно встать в четвертую позицию. Это когда левая нога спереди, а правая сзади (или наоборот). Выбрать точку - допустим, в зеркале или на стене, куда ты будешь смотреть, чтоб не плыло все перед глазами во время вращения. Сделать плие… Говоря простым языком, присесть, чтобы взять форс. Игорь, ты действительно будешь пробовать? Тебе сложно, мне кажется, будет.

Я хочу понять, что ты чувствуешь. Начнем сначала: встаю в четвертую позицию, приседаю. Правильно?

Да. Потом выталкиваешься правой ногой, подводишь ее к колену, и это происходит в поворот. Далее: нужно правую ногу открывать в сторону и приседать только на одной ноге. Нет, так ты упадешь. Нужно правой ногой брать форс в поворот, то есть использовать силу от поворота.

(Поднимаясь с пола) А кто вообще изобрел фуэте и для чего?

Итальянки, чтобы показать свою виртуозность и силу. Это реально сложно, может затечь нога или рука.

А как насчет трения? У меня ощущение, что пуант может начать дымиться.

Пятак, на котором мы стоим, действительно нагревается. Но обувь для нас делают из специальных материалов, которые выдерживают температуру.

Скажи, а 32 - это абсолютный предел, или кто-то может больше?

32 - это по количеству тактов в музыке. То есть, когда композитор пишет музыку, он рассчитывает, что балерина в этот момент сделает 32 фуэте. Больше, мне кажется, зрителю уже будет тяжело смотреть.

Пачка - это юбка, которая стоит как обруч. А шопенка - юбка, которая закрывает ноги.

Твой личный рекорд – 32?

Нет. Чтобы на сцене сделать качественно 32, нужно привыкнуть делать 40 или 45 в зале.

Ты начала заниматься балетом с четырех лет?

Да. Но отдав нас с сестрой туда, мама еще не думала, что это может стать профессией. Мы просто занимались хореографией, гимнастикой. Я и в художественную школу ходила, на музыку, в бассейн. Но балет оказался мне ближе всего.

А вообще сейчас какая ситуация с балетом? Мы по-прежнему впереди планеты всей?

Да, даже в частных школах Америки, Италии преподают русские педагоги. Вот, например, когда я еще училась в академии, мы ездили танцевать в «Гранд опера» и в «Ла Скала». Там к нам был особенный интерес, местные педагоги приходили смотреть, как мы занимаемся. Очень многие сейчас танцуют модерн, а самое сложное в балете, это именно классика, основы.

Ты именно за классический балет? То есть, ты будешь его продвигать?

Конечно, потому что это моя школа. Я училась именно для того, чтобы танцевать классический балет. Но я не отрицаю, что в будущем захочу попробовать что-то новое, потому что мир не стоит на месте.

Классический балет хранит традиции, верно?

Расскажи о балетной моде.

Пачка - это юбка, которая стоит как обруч. А юбка, которая закрывает ноги, называется шопенка. Это два костюма для классического танца, в зависимости от того, что конкретно ты танцуешь. А в модерне сейчас просто надевают купальник, например, черное трико, и не используют никаких юбок - ни пачек, ни шопенок.

Принципиально ли начинать заниматься балетом именном в раннем возрасте?

Да, конечно! Чтобы стать профессиональным артистом балета, надо долго учиться. Мы не просто так по шесть часов в день в зале работаем. В процессе занятий наши мышцы, связочный аппарат и даже суставы, особенно суставы ног, формируются так, чтобы быть готовыми к колоссальным нагрузкам, которые ждут нас на профессиональной сцене. Человек без особой подготовки не сможет, например, встать на пуанты. У него кость сломается или растяжение связок произойдет.

Из-за деформации костей тебе в обычной жизни приходится носить специальную обувь?

У меня бывают проблемы с выбором. Допустим, обувь рассчитана на определенный подъем ноги, и бывает сложно подобрать ту, которая не будет давить на свод. Но такое встречается не только у артистов балета.

А на плоской подошве ты нормально ходишь?

Плоская подошва в принципе считается вредной, потому что развивает плоскостопие.

Какими преимуществами обладает балерина, по сравнению с обычными женщинами?

Физическая выносливость, правильное дыхание, знание своего тела. Если у нас что-то болит, мы можем конкретно назвать мышцу, потому что нам преподают анатомию.

Элеонора, у тебя есть еще проекты, кроме балета?

Два года назад я снималась в фильме с Елизаветой Боярской, играла ее героиню в детстве. Картина называется «Ромео и Джульетта холодной войны», будет четыре части. У меня была роль без текста ─ воспоминание, как герои познакомились в академии и полюбили друг в друга. Фильм должен выйти на Первом канале.

Чтобы у тебя были силы нужно очень любить то, что ты делаешь

Расскажи, пожалуйста, о правильном питании балерин. Вы же, с одной стороны, должны быть стройными, а с другой тратите кучу калорий.

Часто девочки-балерины становятся вегетарианками, вообще не едят мясо, и из-за этого получают травмы. Белок необходим. Когда мне нужно похудеть, я стараюсь просто не есть после шести, и ем меньше. Особой диеты нет: питаюсь тем, что легко переваривается. То есть не чипсами и не макаронами.

У вас отсев происходит еще на стадии обучения?

Да, с первого же класса академии начинают отчислять. И лучше пусть это случится как можно раньше, а не с предвыпускного курса. Тогда ребенок успеет найти для себя что-то другое.

А отчисляют за что?

Ты можешь не справляться с какими-то техническими заданиями, которые нужно исполнять на определенном этапе твоего обучения. У тебя может измениться фигура.

То есть, если девочка прекрасно танцует, но поправилась, ее бракуют?

Если она поправилась не сильно, скажем, выросла, то это нормально. Но если мальчик уже не может ее поднять, то это уже другое дело. Он может сорвать спину.

Какие ближайшие премьеры с тобой смотреть?

Большой классический танец в балете «Баядерка».

ВКонтакте, в Инстаграм, в Фейсбуке. Слежу за новостями, но за всеми не успеваю. Если у меня есть свободное время, я лучше пойду погулять или посмотрю фильм.

Представь, что ты мама, и тебе надо решать, куда отдать дочку. В балет, в художественную гимнастику, в фигурное катание или пусть сама решит?

Пусть сама решит. Чтобы профессионально заниматься балетом, гимнастикой или другим видом спорта, нужно очень сильно любить то, что ты делаешь. Иначе просто не хватит сил. Балет ─ это тяжелая профессия. Ею нужно жить.

Фото: Instagram, личный архив Элеоноры Севенард

Продолжаем подборку удивительных рекордов Книги Гиннесса. Сегодня она посвящена рекордам балета, оперы и классической музыки . Материалы собраны из книг прошлых лет, поэтому данные могут быть устаревшими. Пусть это никак не испортит впечатления от поразительных фактов. Приятного чтения!

Балет

Самое стремительное «антраша дуз»
Антраша — это вертикальный прыжок из пятой позиции на вытянутых ногах, перекрещивающихся в икрах в процессе прыжка, а затем возвращающихся в первоначальное положение. В «антраша дуз» ноги должны 5 раз скреститься и вернуться в исходное положение. 7 января 1973 г. Уэйн Слип исполнил этот прыжок, находясь в воздухе 0,71 сек.

«Гран жете»
28 ноября 1988 г. Уэйн Слип за 2 мин. совершил 158 «гран жете» в Данстон Стойте, Великобритания. Для справки: GRAND JETE [гран жете ] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону.

Наибольшее количество вращений
Наибольшее количество вращений в классической хореографии — это 32 фуэте в «Лебедином озере» П.И. Чайковского. Делия Грэй из Бишопс-Стортфорда, гр. Хартфордшир, Великобритания, выполнила 2 июня 1991.г. 166 таких вращений во время летних классов, проводившихся балетным училищем «Харлоу» в Плейхаусе, Харлоу, гр. Эссекс, Великобритания.

Опера

Самая длинная опера
Самая длинная из широко известных опер — «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера. Несокращенная версия оперы была исполнена между 24 августа и 19 сентября 1968 г. труппой театра «Сэдлерс Уэльс» и звучала 5 час. 15 мин.

Самая короткая опера

  • Самая короткая поставленная опера — «Песочные часы» Саймона Риза и Питера Рейнолдса. Ее премьера состоялась 27 марта 1993 г. в театре «Хейес», Кардифф, гр. Уэльс, Великобритания, в исполнении Райана Оуэна и Доминика Бернса. Она длилась 4 мин. 9 сек.
  • Еще более короткое представление, продолжавшееся лишь 3 мин. 34 сек, состоялось затем 14 сентября 1993 г. в телецентре Би-Би-Си в постановке Питера Рейнолдса.

Классическая музыка

Самый плодовитый композитор
Самым плодовитым композитором в истории был немец Георг Телеманн. Он сочинил 12 полных ежегодных богослужений, 78 богослужений к особым случаям, 40 опер, 600 — 700 оркестровых сюит, 44 «страсти», а кроме того, концерты, сонаты и другие пьесы.

Самая длинная симфония

  • Симфония №2 (или «Готическая»), сочиненная в 1919-23 гг. Хавергалом Брайаном, звучала 1 час 39 мин. в записи Би-Би-Си. Брайан написал еще более масштабное произведение, взяв за основу «Освобожденного Прометея» Шелли. Исполнение сочинения длилось 4 часа 11 мин, однако его полная партитура исчезла в 1961 г.
  • Симфония «Победа на море» Ричарда Роджерса к одноименному документальному фильму была аранжирована для телевидения Эн-Би-Си Робертом Расселом Беннеттом. Она звучала в течение 13 часов.

Самое длинное сочинение для фортепьяно
Самая длинная непрерывная фортепианная пьеса была написана Ла-Монте Янгом и называлась «Хорошо настроенное фортепиано». Она была впервые представлена публике «Диа Арт Фаундейшн» 28 февраля 1980 г. в концертном зале на Хэррисон-стрит, Нью-Йорк, США. Ее исполнение заняло 4 часа 12 мин. 10 сек.

Самая свободная композиция
Композиция Корнелиуса Кардью «Трактат» не содержит никаких помет для исполнителей на протяжении всех 200 страниц партитуры.

Самая тихая музыкальная пьеса
Композиция «4’33» считалась ее создателем Джоном Кейджем наиболее значительным произведением. Исполнитель или исполнители молча сидят на сцене. «Музыкой» же является любой шум, издаваемый публикой или проникающий из-за стен концертного зала.

Самая охраняемая партитура
Девятичастная «Мизерере» Грегорио Аллегри долгое время находилась в исключительном владении Сикстинской капеллы в Ватикане, пока ее не записал по памяти 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт.

Самая удачная музыкальная подделка
Когда французский скрипач Мариус Казадезюс впервые исполнил концерт «Аделаида», авторство приписали 10-летнему Моцарту. В 1977 г. Казадезюс, одурачивший большую часть музыкальной общественности, признался, что он написал его сам.

Самые ошибочные атрибуции

  • Популярное адажио для органа и струнных соль минор, обычно приписываемое итальянскому композитору Томазо Альбинони, на самом деле не имеет к Альбинони почти никакого отношения. Оно было создано на основе лишь одного фрагмента рукописи Альбинони современным итальянским музыковедом Ремо Джацотто, которому и принадлежит авторское право.
  • Авторство знаменитого «Танца в деревянных башмаках» из балета La Fille Mal Gardee почти всегда приписывается французскому композитору Фердинану Эрольду, который в 1828 г. написал к нему новую музыку, воспользовавшись как своими сочинениями, так и отрывками из Россини и Доницетти. Однако в 1864 г. композитор Иоганн Гертель написал к балету абсолютно новую музыку, в том числе и к «Танцу в деревянных башмаках».
  • «Марш принца Датского» из «Избранных упражнений для клавесина или спинета» английского композитора и органиста Иеремии Кларка стал известен под названием «Трубное соло», когда он был аранжирован английским дирижером и органистом сэром Генри Вудом. Затем его по ошибке приписали Генри Перселлу.

Исполнители и концерты

Посещаемость концертов классической музыки
По оценкам, рекордное количество, 800 000 зрителей, присутствовало на концерте под открытым небом, который в рамках «Уикенда статуи Свободы» дал 5 июля 1986 г. на Большой лужайке Сентрал-парка, Нью-Йорк, США, Нью-йоркский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты.

Альбом классической музыки, пользующийся наибольшим спросом
Альбом «На концерте» был распродан по всему миру почти в 5 млн. экземпляров. Он был записан в Риме, Италия, в 1990 г. на концерте, который дали Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти в честь финальной части чемпионата мира по футболу.

Самый долгосрочный контракт со звукозаписывающей фирмой
Иегуди Менухин 24 марта 1931 г. подписал контракт с фирмой «Грамофон Компани Лтд» (теперь И-Эм-Ай). До сегодняшнего дня его контракт с И-Эм-Ай остается в силе.

Самый неутомимый дирижер
Герберт фон Караян сделал более 800 записей всех крупнейших музыкальных произведений. Он дирижировал Лондонским филармоническим оркестром, Великобритания, Венской государственной оперой, Австрия, и оркестром театра «Ла Скала», Италия.

Партитура для самого большого оркестра
Симфония № 2 («Готическая») Хавергала Брайана написана для оркестра, состоящего не менее чем из 180 музыкантов, органа, 4 маленьких духовых оркестров, 4 больших смешанных хоров, детского хора и 4 солистов-вокалистов.

Самый большой исполнитель
Американский композитор Алан Ховханесс оркестровал свое сочинение «И Бог создал больших китов» (1970) для оркестра и звука, издаваемого китом-горбачом (записанного на пленку).

Первая подборка рекордов, посвящённая театральным постановкам, находится

  • Фуэте ([-тэ]; фр. fouetté от fouetter «хлестать; подгонять; взбивать») - общепринятое сокращенное название виртуозного движения классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону (à la seconde, на 2-ю позицию) на высоту 45-90°. Существует и другая, западная методика исполнения, при которой работающая нога проделывает rond de jambe en l’air на 45° и выше.

    В спектаклях классического наследия фуэте обычно исполняется балериной на пальцах (пуантах) в коде Pas de deux, являясь одной из его кульминаций. В балетах «Корсар», «Пахита», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» исполнительница главной партии исполняет по 32 фуэте подряд. Редким исключением является балет «Баядерка» (хореография Мариуса Петипа в редакции В. Чабукиани и Вл. Пономарева), где в Grand pas d’action 2-го акта исполнительница роли Гамзатти делает 20 фуэте после серии «итальянских» фуэте.

    Согласно терминологии классического танца вращения фуэте правильнее называть туры фуэте либо фуэте ан турнан (фр. Tours fouettés, Fouettés en tournant). На сцене это движение всегда выполняется в направлении en dehors, но возможно его выполнение и в направлении en dedans. Как более сценичный вариант может использоваться чередование одного tour fouetté en dehors и одного - en dedans. Одиночные tours fouettés в любом направлении могут служить для перехода в какую-либо позу и используются в самых разнообразных комбинациях, будучи связанными с другими движениями классического танца.

    В балетной терминологии также существуют целые группы движений, имеющих в своём названии слово «фуэте» - это всевозможные повороты и батманы fouetté, grand fouetté из позы в позу (к которым относится и т. н. итальянское фуэте, состоящее из батмана в большую позу ecarté вперёд и последующего поворота в позу attitude croisé), исполняемые с работающей ногой, вытянутой на носок в пол либо поднятой на воздух на высоту от 45° до 170° и с прыжком (fouetté sauté). Все эти движения отличаются принципиально иной техникой исполнения и не относятся к разделу вращений.

    Возможно, именно одно из таких движений описывает А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

    В своём фундаментальном труде «Классический танец. История и современность», Л. Д. Блок так раскрывает смысл строк Пушкина:«Стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…» - это, вероятно, Grand fouetté de face. «Касаясь» - явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» - переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб, выработанный учителем Дидло.

Оно исполняется как ряд повторяющихся туров с быстрым темпом. При выполнении этих движений работающая нога после окончания каждого из поворотов на 360 градусов открывается в сторону.

Основное определение

Фуэте - это значит "взбивать, подгонять, хлестать" в переводе с французского языка. При западной методике исполнения работающая нога достигает уровня 45 градусов и выше. В спектаклях, которые относятся к классическому наследию фуэте, это, как правило, одна из кульминаций, которая балериной исполняется на пуантах. В балетах «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Пахита» и «Корсар» главная героиня выполняет по 32 описанных фигуры подряд.

Согласно терминологии, в классическом танце вращения такого рода правильнее называть Tours fouettés. Редким исключением стал балет «Баядерка». Там танцовщица, исполняющая роль Гамзатти, выполняет 20 описанных па и серию «итальянских» фуэте. Это движение на сцене выполняется всегда en dehors, однако возможно и направление en dedans. В качестве более сценичного варианта может использоваться и чередование описанных выше подходов. Одиночные фигуры в любом из направлений могут применяться для переходов в различные позы. Они используются в разнообразных комбинациях, поскольку связаны с прочими движениями, составляющими В терминологии балета также существуют группы движений, имеющие в названиях слово «фуэте». Речь идет о всевозможных поворотах.

Словарь галлицизмов

Уточним значение слова "фуэте" в данном источнике. Согласно приведенной в нем информации, речь идет о фигуре классического танца, которая состоит из поворота на пальцах первой ноги и одновременного в воздухе второй. Для данной группы па характерно хлещущее упражнение, помогающее вращению танцовщика. Также благодаря этой фигуре происходит перемена направления движения.

Другие источники

Согласно «Словарю синонимов» Тришина В.Н., равнозначным по значению к интересующему нас термину выступает понятие «вращение». В научном издании Ефремовой указанно, что фуэте - это группы па в классическом танце. Для нее характерно резкое движение ноги. «Малый академический словарь» уточняет, что речь идет о фигуре женского танца. Слово относится к среднему роду. Обратим внимание и на другие источники. Похожие определения встречаются в словарях иностранных терминов русского языка, у Кузнецова и Ожегова.

32 фуэте – когда балерина исполняет этот трюк, многие зрители приподнимаются в своих креслах, затаив дыхание. И вот уже весь зал в предвкушении финала считает отточенные вращения солистки.
Впервые этот элемент был исполнен итальянской балериной Пьяриной Леньяни. В новой редакции балета «Лебединое озеро» 1894 года в Санкт- Петербурге (в Москве премьерный показ балета в 1877 году провалился) она сделала знаменитые повороты на одной ноге. После чего известная русская прима Тамара Карсавина написала: «32 фуэте чем-то напоминали акробатический трюк и немного отдавали цирком из-за паузы, предшествующей номеру. Леньяни выходила на середину сцены и не торопясь становилась в позу. Дирижер ждал, подняв палочку. Внезапный каскад головокружительных туров, удивительно отточенных, сверкающих, подобно граням бриллианта, приводили публику в восторг. С академической точки зрения такие элементы акробатики противоречили строгости стиля, но исполнение Леньяни захватывало смелостью, стихийностью, безумной дерзостью, граничащей с героизмом. Воспитанницы, маленькие и большие, пытались проделать 32 тура: по вечерам всюду мелькали силуэты, похожие на кружащихся дервишей, мы вертелись в классах, столовой, дортуарах, теряя равновесие после 2–3 туров и все начиная сначала».
Сам термин fouetté происходит от французского fouetter - хлестать, подгонять, взбивать. Это повороты на одном месте, где рабочая нога делает захлест вокруг опорной и открывается в сторону.
До триумфа Леньяни движение было публике известно. В Москве его впервые показала в 1868 году французская балерина-виртуозка Генриетта Дор. Четырнадцать фуэте вертела итальянка Эмма Бессон. Затем оно было исполнено шестнадцать раз подряд итальянской танцовщицей Антониэттойдель Эра в балете Петипа «Щелкунчик».
Откуда появилась эта магическая цифра – 32? Сама Леньяни утверждала, что, будучи ученицей в Миланской школе балета, поспорила с подругами, катаясь на городской карусели. Обладающая прекрасным вестибулярным аппаратом девушка, выдержала 32 оборота. Она одержала победу в споре, и количество исполненных фуэте – это всего лишь дань детскому триумфу. По правде говоря, эта историябольше похоже на красивую легенду, ведь музыка, подобранная балетмейстерами Мариусом Петипа и Львом Ивановым для совершения виртуозного трюка, содержала 32 такта, которые и заполнила итальянская звезда своими стремительными вращениями.
Публика пришла в неистовый восторг. Критики и балетоманы считали повороты вслух. Эта феерия стала ключевым и долгожданным элементом па-де-де. Никто не мог сравниться с Пьяриной. Русские танцовщицы часами запирались в балетном зале, отрабатывая пресловутый элемент. Вращение на одном месте и в таком темпе представляло огромную загадку для балетного мира.
Однако известная прима и светская красавица Матильда Кшесинская не могла оставаться равнодушной к успехам гастролирующей звезды. Вместе с ведущим педагогом-репетитором и балетмейстером русской сцены Энрико Чекетти, она подолгу рассматривала желанный трюк в мельчайших деталях. Представьте, видеозаписей тогда не было, и приходилось посещать все выступления Пьярины Леньяни ради пристального анализа тридцати секунд непрерывных вращений. Упорство и настойчивость оправдались. Чекетти и Кшесинская обратили внимание на взгляд балерины. А именно на то, что она фокусирует его на одной точке. Голова танцовщицы сначала отстает от поворота тела, а потом стремительно догоняет и перегоняет его. В этом случае вестибулярный аппарат сохраняет баланс. Придя в зал, Кшесинская с легкостью повторила этот трюк. Впоследствии, она исполняла его на бис несколько раз подряд.
Фуэте в значительной мере способствовало появлению балетной пачки. Для его исполнения требовался удобный короткий приподнятый костюм, а не пышные по тем временам тюники в виде колокола.
Революции в России начала XX века значительно усугубили развитие русской хореографии. Вставал вопрос о том, чтобы вообще упразднить балет. И только в 30-е годы вновь возник неподдельный интерес к экспериментам. Акробатические элементы все чаще появлялись в танцевальных спектаклях. Фуэте приобрело статус обязательного элемента классического балета. Суламифь Мессерер, Марина Семенова, Ольга Лепешинская усовершенствовали технику этого движения. Притом, великая Галина Уланова и неповторимая Майя Плисецкая признавались, что так и не приручили непокорные повороты. Плисецкая, например, исполняя партию Одиллии в балете «Лебединое озеро», неоднократно заменяла 32 фуэте виртуозным вращением по кругу.
В 60-е техничность солисток возросла настолько, что фуэте исполняли двойными оборотами, затем меняя точки зала, добавляя прыжки и ускоряя темп. Усложнением элемента считается вращение «без рук», когда руки не помогают силе оборота, а держатся в стабильной позе, например, на поясе. Так исполняла трюк Екатерина Максимова, с поразительной легкостью и шармом в балете «Дон Кихот».
В настоящее время фуэте изучают в хореографическом училище с четвертого года. К выпуску каждая ученица должна исполнять 32 фуэте легко и чисто. Балетная хореография XXI века разнообразна и технична. Угнаться и превзойти в мастерстве виртуозных танцовщиц крайне сложно. И пока балерины осваивают блестящие трюки, хочется верить, что бриллиантом русского балета по-прежнему остается его многогранная поэтичная душа.