Жиль Вильнев – духовный сын Энцо Феррари

Победы Поулы
6 (Канада 1978) 2 (США-Запад 1979)
Подиумы Очки БК
13 101 (107) 8
Аудио, фото, видео на Викискладе

Жозе́ф Жи́ль Анри́ Вильнёв (фр. Joseph Gilles Henri Villeneuve ; [ʒil vilnœv] (инф.) 18 января (1950-01-18 ) , деревня (теперь город) Шамбли , Квебек , Канада - 8 мая , госпиталь Святого Рафаэля в Лёвене , Бельгия) - канадский автогонщик французского происхождения, пилот Формулы-1 . Провел 67 Гран-при, из них в 6 одержал победу. Получил смертельные травмы в аварии во время квалификации Гран-при Бельгии 1982 года .

Отец чемпиона мира Формулы-1 года Жака Вильнёва , старший брат автогонщика Жака Вильнёва-старшего .

Биография

До Формулы-1

Жиль Вильнёв начал свою карьеру с популярных в то время в Канаде состязаний на снегоходах . Деньги и опыт, заработанные в гонках на снегу, помогли Вильнёву стать одним из лучших пилотов в национальных чемпионатах Формулы-Форд и Формулы-Атлантик.

Снегоходы очень непредсказуемы в управлении, они научили его контролировать гоночный автомобиль. Если гонщик не едет первым, то из-за поднятой в воздух снежной пыли видимость ужасная. Этот опыт помог Жилю сохранять спокойствие, даже когда Гран-при проходит во время сильного дождя.

В Формуле-Атлантик он выступал за команду Ecurie Canada, едва сводившей концы с концами. Дошло до того, что в Моспорт-Парке он превратился в зрителя, поскольку команда не уплатила стартовый взнос. Тем значительнее виделся успех в чемпионате 1976 года, когда публика и соперники были потрясены его скоростью и агрессивным пилотажем.

Сезон 1977

В 1977 году с подачи экс-пилота Формулы-1 Криса Эймона, работавшего на тот момент тестером в новорожденной команде Уолтера Вольфа, Вильнёв попал в мир Больших призов. Также во многом этому поспособствовал Чемпион Мира и первый пилот McLaren Джеймс Хант , который проникся талантом Жиля во время своего участия в показательных выступлениях в Канаде. По приезде в Европу, Хант порекомендовал начальнику своей команды Тедди Майеру взять канадца. McLaren согласился предоставить Жилю свою прошлогоднюю модель М23. Вильнёв дебютировал в 1977 году на Гран-при Великобритании за McLaren. Канадца посадили в болид со старым шасси M23 третьим пилотом. Это стало возможным потому, что Джеймс Хант и Йохен Масс участвовали на болидах с усовершенствованным шасси M26 . Жиль квалифицировался девятым и вполне мог завоевать очки в первом же своем Гран-при: помешал испорченный термометр, который показывал, будто движок перегревается, и он был вынужден пропустить много времени в боксах из-за неисправного датчика температуры, чтобы проверить наличие повреждения системы охлаждения. Этот вынужденный заезд в боксы помешал Вильнёву финишировать выше седьмого места. В итоге Вильнёв финишировал одиннадцатым. После уик-энда Жиль был награждён призом Driver of the day за свой агрессивный и цепкий гоночный характер, не характерный для новичка. Несмотря на столь многообещающий дебют, шеф McLaren Тедди Майер был связан обязательствами перед своими пилотами Йохеном Массом и Джеймсом Хантом и не смог предложить ничего стоящего. А спустя всего два дня гонщику позвонили из Маранелло . К тому времени двукратный чемпион мира Ники Лауда вконец разругался с руководством Ferrari, и Жилю предложили заменить австрийца в двух финальных Гран-при сезона - Канаде и Японии .

Энцо Феррари вспоминал, что когда он впервые увидел Вильнёва, тот чем-то напомнил ему великого Тацио Нуволари . Коммендаторе, человек сложный, не прощающий своим пилотам ни единой ошибки, был без ума от канадца. Возможно, старый итальянец, переживший смерть своего сына, испытывал к Вильнёву отцовские чувства.

Чрезмерно рискованное вождение, постоянные аварии, десятки разбитых болидов - Регаццони , Лауда или Ройтеман за эти выходки были бы быстро изгнаны из Скудерии. А Жилю, которого Энцо ласково называл «мой маленький канадец», всё сходило с рук.

Одна из индульгенций была выдана Вильнёву уже после второй гонки за Ferrari. В Японии его машина налетела на заднее колесо Tyrrell Р34 Ронни Петерсона , как на трамплине - взлетела вверх на 15 метров и рухнула за ограждениями трассы, убив оказавшихся там фотографа и маршала, и ранив ещё с десяток зрителей. Журналисты тут же устроили Жилю настоящую травлю, заклеймив его как дилетанта, которому не место в Формуле-1.

Сезон 1978

Ему понадобился целый год, чтобы изменить превратное представление: долгие тест-сессии на домашнем треке Ferrari во Фьорано и первые очки. В Австрии Жиль финишировал третьим и завоевал свой первый подиум. В последней гонке сезона Вильнёв одержал победу на домашней трассе на глазах своих болельщиков в Монреале . Формульной публике понадобилось время, чтобы понять: Вильнёв - это феномен, живая легенда. Жиль был удивительно цельной натурой. Он ненавидел притворяться, жеманничать, окружать себя толпами особо приближенных поклонников. Вильнёв был уверен в себе и не нуждался в людях, которые говорили бы ему, как он хорош и талантлив, он знал это, болельщики тоже. Его появление на трассе вызывало живейший интерес, даже если это был всего лишь круг прогрева. Люди знали, на что способен Жиль, и в воздухе повисала атмосфера ожидания чуда.

Сезон 1979

После первого полного сезона в Формуле-1 и в Ferrari Энцо всё ещё не видел Жиля в качестве первого пилота Скудерии. На место ушедшего в Лотус Ройтемана пригласили южноафриканца Джоди Шектера в надежде, что тот принесёт команде титул. О переходе Шектера начали думать уже в конце 1978 года, также в Маранелло думали о том, чтобы на место Жиля пригласить француза Депайе в случае, если канадец будет против того, чтобы оставаться вторым пилотом. Но Вильнёв дал понять, что он готов поработать на команду и помочь Скудерии и Шектеру в достижении результата, к которому они стремились.

Талант Жиля раскрылся в первых гонках этого сезона. На Интерлагос в Бразилии заработал первые очки в новом году. Он финишировал впереди своего напарника, на пятом месте. В следующей гонке, в Южной Африке он одержал свою вторую победу. Так же в этом сезон он выиграл две гонки в США: в Лонг-Бич и на Уоткинс-Глен . В Дижоне Вильнёв занял вторую ступень подиума. Эта гонка вошла в историю Формулы-1: на последних кругах Рене Арну ехал за Жилем, не предпринимая никаких попыток его обогнать, однако когда узнал о неполадках в управляемости болида канадца и проблемах с шинами, начал атаковать, установив походу гонки быстрый круг. Рене сумел догнать и обогнать Жиля Вильнёва, но тут же мотор на его Рено начал терять свою мощность. Получившаяся на последних кругах плотная борьба Вильнёва и Арну считается одним из самых примечательных эпизодов в истории Формулы-1. Гонщики использовали всю ширину трассы вместе с обочинами, множество раз вылетали и сталкивались колесами, несколько раз менялись позициями. На финише последнего круга Арну зашёл в последний поворот чуть шире, чем нужно, и Вильнёв смог проскользнуть вперед, финишировав на четверть секунды впереди соперника. Впоследствии оба гонщика очень высоко отзывались об этой борьбе:

Напряженная схватка за второе место отвлекла внимание от уверенной победы Жабуи, которая стала, во множестве смыслов, первой в Формуле-1: для гонщика, для команды, для турбомотора. Фактически, эта победа обозначила начало новой эры - вскоре большинство болидов стали оборудовать турбомоторами.

По ходу сезона Вильнёв на каком-то промежутке времени опережал Шектера, победившего в Зольдере и Монако . Развязка наступила в Монце . Победа Шектера делала его чемпионом, победа Жиля - чемпионство Джоди откладывало. В гонке канадец стартовал с пятой позиции, а его напарник с третьей. Финишную черту они пересекли вместе, с разницей меньше в половину секунды. После гонки Жиль сказал, что не старался атаковать своего партнёра по команде, это был день Джоди, для Вильнёва главное гонки, Жиль был уверен, что он ещё успеет завоевать Корону, а для Шектера карьера в Формуле-1 подходила к концу. В итоге Жиль Вильнёв стал вице-чемпионом мира 1979 года, уступив 4 очка Шектеру, но тифози отдали должное Вильнёву, считая его не менее достойным чемпионского титула.

Сезон 1980

Сезон восьмидесятого года сложился для пилота непросто, как и для всей команды. При разработке машины для нового сезона, команда выбрала неправильную стратегию, что привело к грандиозному провалу: канадец и южноафриканец с трудом финишировали в очках, а в квалификации, зачастую, боролись не за позицию на стартовой решётке, а просто за право выйти на старт. Столь большая неудача привела к потере мотивации для Шектера в участии в гонках. В этом году напарник Жиля только в одном Гран-при сумел заработать очки и по окончании сезона Джоди досрочно завершил карьеру гонщика. Вильнёв попадал в очки пять раз, при том, что за весь сезон не смог финишировать выше пятого места.

Сезон 1981

В 1981 году Ferrari создала свой турбомотор и Вильнёв доводил его на шасси 126C во Фьорано . Ferrari начинала новую игру, пригласив француза Дидье Пирони - победителя 24 часа Ле-Мана 1978 года. Приход быстрого и результативного напарника подстегнул Вильнёва, и лидер команды ответил блестящими результатами. В то время Жиль был готов пригласить в своё расположение любого, поскольку знал, что новая машина сможет принести ему чемпионский титул. В тот год он одержал две блестящие победы. В Монако показал всё, на что он способен, когда отыграл 6 секунд отставания от Алана Джонса и за четыре круга до финиша вышел на первое место. В том же стиле он выиграл и следующий Гран-при, в Испании , правда, в Хараме он опередил Джонса ещё на тринадцатом круге, после чего возил позади себя группу из пяти соперников.

Во второй половине чемпионата ему не удавалось показывать таких же блестящих результатов, как в самом начале. Но несмотря на это, Жиль нисколько не сомневался в том, что в следующем сезоне он станет чемпионом мира. Он готов был использовать поддержку команды, которая в то время была полностью на его стороне. Канадец чувствовал это и работал, не жалея себя.

Сезон 1982

К 1982 году состав пилотов Ferrari не изменился. Вильнёв и Пирони напряжённо готовились к сезону, дорабатывая свои болиды на предсезонных тестах, однако первые гонки принесли обескураживающий результат: три схода на первых двух этапах и всего одно очко. На Гран-при США-Запад в Лонг-Бич, несмотря на третье место в гонке, Жиля дисквалифицировали за то, что на его болиде стояло антикрыло необычной конструкции.

Четвёртый этап сезона проходил в Имоле на автодроме Энцо и Дино Феррари . Вильнёв и Пирони заняли третье и четвёртое место на стартовой решётке. Началась гонка, и лидерство захватил обладатель поула, фаворит Рене Арну на «Рено », но на двадцать седьмом круге его потеснил Жиль. Рене смог восстановить статус-кво на тридцать первом круге. Шёл сорок четвёртый круг, когда двигатель у «Рено» загорелся, Жиль на тот момент уже вышел в лидеры, Рене Арну вынужден был прекратить гонку, съехав на обочину. Следом за Жилем следовал его напарник Пирони. Сразу после схода Арну Вильнёв, сбросив скорость и притормозив у обочины, пропустил вперёд Пирони. Тут же из Скудерии пилотам показали таблички с приказом «SLOW», призывая гонщиков ехать медленнее, без риска, и экономить топливо, тем самым добраться до финиша в целости, привезя команде Ferrari дубль. Лидерство Пирони длилось лишь пару кругов. Они ехали круг за кругом, ещё по разу потеснив друг друга с первой позиции. На последний круг Жиль вышел лидером, но уже после первого поворота «Тамбурелло» Пирони начал атаку Жиля, что привело к обгону в повороте «Вильнёв» и блокировке Вильнёва в «Тозе». Такое поведение Дидье Пирони застало Жиля Вильнёва врасплох - он представить себе не мог, что его друг и напарник был готов нарушить внутрикомандную договорённость, поставив свои прагматические интересы выше личных отношений. Вильнёв уже не в силах был обогнать Пирони, который финишировал на треть секунды быстрее Жиля. На награждении Вильнёв выглядел удручённым, и вскоре покинул подиум расстроенным, не дождавшись завершения церемонии награждения. После этого уик-энда канадец поклялся «бить» Пирони в каждой гонке.

Но через тринадцать дней, 8 мая , после Гран-при Сан-Марино, Вильнёв не в силах был превзойти квалификационное время напарника на Гран-При Бельгии. Лучшее время круга Жиля на трассе в Золдере было на 0,115 секунды больше, чем у француза. Шли последние минуты квалификации, и Вильнёв отправился на последний заезд в надежде попытаться улучшить результат. За 8 минут до конца квалификации тридцатидвухлетний канадец ведёт болид на пределе, и после прохождения поворота «Бутте» Ferrari № 27 на огромной скорости задевает передним левым колесом правое заднее колесо автомобиля March Йохена Масса - бывшего напарника Вильнёва по McLaren. В результате столкновения машина Жиля взлетела вверх, по инерции пролетела до поворота «Терламенбохт», совершив несколько ужасающих кульбитов, перед тем как рухнуть на асфальт. Рывок был такой силы, что ремни безопасности не выдержали и сорвались с креплений, пилота выбросило из кокпита вместе с сиденьем. От машины уже остался один только корпус, двигатели и колёса разлетелись по всему участку трека. Жиль пробил одно ограждение и ударился затылком о столбик следующего с такой силой, что с головы пилота слетел шлем. Подоспевший к месту аварии доктор Сид Уоткинс обнаружил, что канадец не дышит. Ему при помощи кислородной маски сумели восстановить дыхание. Уоткинс заметил странную деталь: на гонщике не было не только шлема, но и ботинок, и даже носков. Что его поразило ещё больше, так это то, что при такой тяжести аварии на «маленьком канадце» не было ссадин, гематом и других видимых повреждений, но пульс был очень частым, лицо бледным, а зрачки были сильно расширены. Стало понятно, что речь, скорее всего, идёт о сильном повреждении позвоночника. В госпитале Святого Рафаэля в Лёвене профессор Де Луз, сделав рентгеновские снимки, Вильнёву поставил диагноз: смертельный перелом шеи в месте, где позвоночник соединяется с черепом. Узнав об аварии, его жена, находившаяся в Монако , немедленно выехала в Бельгию. У Вильнёва был повреждён спинной мозг, что означало невозможность его реанимации при остановке сердца. Вскоре у него наступила клиническая смерть и все попытки его спасти оказались тщетны. В 21:12 того же дня Жиля Вильнёва не стало.

Факты

  • После аварии на Гран-при Италии 1980 года поворот на трассе Имола , в котором вылетел Жиль, был назван в его честь.
  • 21 ноября 1981 года Жиль на взлетной полосе военного аэродрома Истрана , управляя Ferrari-126 CK, с которой для уменьшения лобового сопротивления были сняты антикрылья, смог на дистанции в 1 км опередить истребитель F-104 Starfighter итальянских ВВС. Средняя скорость канадца составила 260 км/ч. [ ]
  • На письменном столе в кабинете Энцо Феррари стояла фотография Вильнёва. [ ]
  • Жиль играл на тромбоне и фортепиано. Так, во время забастовки пилотов в 1982 году, он совместно с Элио де Анджелисом развлекал игрой на рояле запершихся в отеле в Кьялами гонщиков, пока они все ожидали результатов переговоров с FISA и Экклстоуном .

Результаты гонок в Формуле-1

Год Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Место Очки
Marlboro Team McLaren M23 Cosworth DFV G АРГ
БРА
ЮЖН
СШЗ
ИСП
МОН
БЕЛ
ШВЕ
ФРА
ВЕЛ
11
ГЕР
АВТ
НИД
ИТА
СШВ
- 0
Scuderia Ferrari 312 T2 Ferrari B12 КАН
12
ЯПО
Сход
Scuderia Ferrari 312 T2 Ferrari B12 M АРГ
8
БРА
Сход
9 17
312 T3 ЮЖН
Сход
СШЗ
Сход
МОН
Сход
БЕЛ
4
ИСП
10
ШВЕ
9
ФРА
12
ВЕЛ
Сход
ГЕР
8
АВТ
3
НИД
6
ИТА
7
СШВ
Сход
КАН
1
Scuderia Ferrari 312 T3 Ferrari B12 M АРГ
12
БРА
5
2 47 (53)
312 T4 ЮЖН
1
СШЗ
1
ИСП
7
БЕЛ
7
МОН
Сход
ФРА
2
ВЕЛ
14
ГЕР
8
АВТ
2
НИД
Сход
ИТА
2
КАН
2
СШВ
1
Scuderia Ferrari 312 T5 Ferrari B12 M АРГ
Сход
БРА
16

Жиль Вильнёв никогда не был чемпионом мира: стартовав в 67-ми Гран При канадец выиграл лишь шесть из них, завоевав уважение коллег и любовь болельщиков своим невероятным, безрассудным стремлением к победе. Кто-то считал его идеалом, кто-то обвинял в безрассудстве, но все соглашались с тем, что это был действительно удивительный, уникальный гонщик.

Двадцать пять лет назад, 8 мая 1982 года Жиль Вильнёв погиб на квалификации в Зольдере. Мы хотим вспомнить этого человека...

Жиль Вильнёв (Joseph Gilles Henri Villeneuve) родился 18 января 1950 года в Сен-Жан-сюр-Ришелье, франкофонском районе Квебека, а в восемь лет, вместе с родителями перебрался в городок неподалеку - Бертивилль (потом канадец часто напоминал о своей провинциальности). Любовь к скорости родилась в совместных поездках с отцом, потом Жиль сам сел за руль родительской машины, а в 1966-м сдал на права и купил свою первую машину.

Первые успехи пришли в национальном канадском шоу - гонках на снегоходах, где многое зависело от умения контролировать занос. Современных гонщиков еще в картинге учат его избегать – машина не должна сопротивляться трассе, должна ехать «как течет вода», но удивительно - приобретенный навык часто помогал Жилю в карьере, причем выглядело это вполне естественно - у этого парня все получалось. Местный производитель снегоходов - компания Skiroule оплачивала успехи Жиля, а позже финансировала его старты в Формуле Atlantic.

Осенью 1970-го Жиль и Джоан Барте оформили свои отношения. Познакомились они недавно, но на одном из первых свиданий гонщик прокатил девушку на своей машине и сердце юной красавицы дрогнуло. Жена гонщика - удел смелых, но Джоан трудностей не боялась. 17 октября они обвенчались, уже весной, 9 апреля, родился сын - Жак, а в 1973-м дочка - Мелани.

В том же 1973-м Жиль стал чемпионом Квебека в Формуле Ford, выиграв семь гонок из десяти, в 1974-м, не забывая побеждать в коммерческих гонках на снегоходах, дебютировал в Формуле Atlantic. Через год пришла первая победа, причем в сложной дождевой гонке, а 1976-й принес два титула – в Канаде и США. На одном из этапов, в Труа Ривьер, Жиль встретился на трассе с Джеймсом Хантом (который в том сезоне заработал титул в Формуле 1) и Аланом Джонсом (который этот титул завоюет в 1980-м). Гонку канадец выиграл, настолько удивив грандов стилем и смелостью, что Хант убедил руководство McLaren в том, что парня непременно нужно пригласить на тесты.

Вильнёв прилетел в Сильверстоун и сел за руль, показав неплохое время, но вылеты и странный стиль управления машиной не убедил Тедди Майера. Босс McLaren все же рискнул, заявив Жиля на Гран При Великобритании, но после финиша на 11-м месте контракт не состоялся, хотя канадец показал пятое время на круге и мог заработать очки, если бы не проблемы с перегревом мотора.

Кто знает, как сложилась бы его карьера в McLaren, но именно там, в Сильверстоуне на канадца обратил внимание Энцо Феррари. В сентябре стороны подписали бумаги, и Жиль вместе с семьей переехал в Канны, уже в статусе гонщика Ferrari - команды, которой он был предан до конца.

Жиль Вильнёв: "Если кто-то попросил бы меня назвать три желания, я ответил бы мгновенно. Первое - гоняться, второе - гоняться в Формуле 1, третье - гоняться в Формуле 1 за Ferrari".

Так получилось, что команду как раз покинул Ники Лауда, досрочно завоевавший титул, но разругавшийся с Энцо. Его место и предложили Вильнёву. Сезон 1978 года принес девятое место в чемпионате и первую победу. Канадец боролся с машиной, техника ломалась, он часто попадал в аварии и уступил более опытному Карлосу Рейтеману, но многому научился и, рискнув с выбором резины на Гран При Канады, к восторгу трибун, выиграл национальный Гран При.

В 1979-м напарником Жиля стал Джоди Шектер, и канадец вполне мог выиграть титул, но формально «первым номером» считался Шектер, и в Монце Вильнёву напомнили о старом принципе Ferrari - стартовавший первым, первым и финиширует. Жиль уступил, но оба гонщика закончили сезон с равным количеством побед, а Шектер стал чемпионом, выиграв у канадца лишь четыре очка.

Два следующих сезона прошли под знаменами Williams, Ferrari уступала по всем показателям, но Вильнев все же приехал первым в Монако’81 и Испании’81. В том же 1981 напарником Жиля стал Дидье Пирони, и первую дуэль канадец выиграл - 25 очков и 7-е место по итогам сезона против 9-ти и 13-го места у француза. Гонщики сдружились - Вильнева предупреждали о непростом характере Пирони, но Жиль легко сходился с коллегами и не обращал внимания на реплики журналистов. К тому же новый сезон он начинал фаворитом, команда его безусловно поддерживала, а построенная Харви Постлтуэйтом Ferrari 126С2 позволяла надеяться на хороший результат.

В Бразилии Вильнёв лидировал, но вылетел с трассы, в Лонг Бич финишировал третьим и был дисквалифицирован, а произошедшее в Сан-Марино вошло во все энциклопедии, став примером конфликта характеров...

В Имоле, за пятнадцать кругов до финиша четвертого Гран При сезона, из-за проблем с мотором сошел Рене Арну, поулмэн и лидер гонки. В Ferrari тут же попросили гонщиков не спешить, чтобы гарантировано привезти дубль - Вильнёв ехал первым, Пирони - вторым. Гонщики по-разному восприняли просьбу команды - Жиль немного сбросил скорость, а Дидье прибавил и обогнал канадца. Жиль тут же отыгрался, считая, что Дидье просто развлекает зрителей, и снова сбросил скорость. Вопрос с победителем вроде бы решен, но на последних кругах Пирони снова атаковал и блокировал попытки Вильнёва вернуть позицию. На подиуме вчерашние друзья не подали друг другу руки, Жиль чувствовал себя обманутым и поклялся больше не разговаривать с французом.

Через две недели, пытаясь выиграть у Пирони квалификацию в Зольдере, на торможении в конце прямой Butte Жиль врезался в March Йохена Масса. Ferrari взлетела в воздух, от сильного удара лопнули ремни безопасности и гонщик вылетел из машины. Медики сработали оперативно, через десять минут медицинский вертолет вылетел в ближайший госпиталь, но к вечеру поступило страшное известие: гонщик умер, не приходя в сознание.

Специальным рейсом канадских ВВС тело Жиля доставили на родину. На похоронах в Бертивилле его бывший партнер по команде Джоди Шектер произнес несколько слов: "Мне будет не хватать Жиля по двум причинам. Первая: он был самым быстрым гонщиком в истории автоспорта, вторая - он был настоящим мужчиной, лучшим из тех, кого я встречал в жизни. Он не ушел. Память о том, чего он достиг, что успел сделать, всегда будет с нами..."

Сказать, что Энцо Феррари был сложной натурой, - значит, не сказать ничего. Коммендаторе был упрямым, высокомерным, чрезвычайно вспыльчивым и за словом в карман не лез. Достаточно вспомнить его общение с делегацией Ford , которую он попросту обматерил, не стесняясь в выражениях, а ведь с американцами Феррари обсуждал ни много ни мало, а план спасения собственной компании. Но всего лишь один пункт договора вывел Коммендаторе из себя, и американцы услышали столько интересного о себе и своих предках, особенно по материнской линии, что попросту потеряли дар речи.

Но уж если Энцо кого-то любил, то любил поистине беззаветно. И это относилось не только к женщинам. Как и у любого другого руководителя гоночной конюшни, были у Феррари свои любимые пилоты. Их было немного. Если быть точнее, то единицы. Энцо в молодые годы сам участвовал в гонках и был весьма неплохим гонщиком, хотя звезд с неба не хватал. Это ремесло ему было хорошо знакомо, и он сразу видел, на что способен тот или иной пилот. Энцо всегда фанатично отдавался своей работе, будь то пилотирование гоночного автомобиля или руководство формульной конюшней, и требовал того же от других. Только Феррари мог прямо во время гонки справить малую нужду, не снимая ноги с педали газа, и этот эпизод был лучшей иллюстрацией его фанатичной натуры. Поэтому нет ничего удивительного, что в Ferrari в 1977 году пришел Жиль Вильнёв, который успел к тому времени заслужить репутацию «безбашенного пилота» - в гоночной серии Atlantic он выделывал на трассе такие фортели, словно ему сам черт был не брат.

Именно манера пилотирования не позволила Жилю трудоустроиться в McLaren - во время тестов он восемь раз вылетал с трассы, стараясь выжать из старенького McLaren M23B всё, на что тот был способен. Подобная, почти раллийная манера езды совершенно не понравилась тогдашнему директору McLaren Тедди Мейеру, а одиннадцатое место, завоеванное Вильнёвом на Гран-При Великобритании 1977 года, лишь укрепило его в мысли, что канадский новичок не представляет для его команды особого интереса. Возможно, со временем он наберется опыта и станет пилотировать более «цивилизованно», но пока Мейер был не готов заключать с ним контракт. Чего нельзя было сказать об Энцо Феррари, который сразу же заприметил канадского самородка, и вскоре Жиль стал боевым пилотом Скудерии.

Собственно, они не могли не встретиться - великий Коммендаторе с вечно юной бунтарской душой и одержимый гонками Жиль. Первые же тесты за рулем Ferrari заставили Энцо удовлетворенно заметить, что «этот парень - то, что надо». До этого в адрес гонщиков чаще всего отпускались лишь колкости, а то и нелитературные выражения - Коммендаторе искренне не понимал, как можно проигрывать, сидя за рулем лучших в мире болидов? А в том, что они лучшие, он не сомневался никогда. И вот теперь в команду пришел пилот, который гонялся не щадя ни машину, ни самого себя. Точно так же, как когда-то делал сам Энцо. Правда, Жиль еще не щадил и соперников. Да и не только их. Уже вторая гонка за Скудерию закончилась трагедией - болид Вильнёва после столкновения с машиной Ронни Петерсона вылетел прямо в толпу зрителей, в результате чего погибли фотограф и маршал гонки.

В сезоне 1978 года Жиль опять стал завсегдатаем всевозможных «дорожно-транспортных происшествий» - в Бразилии вновь серьезно «приложил» Петерсона, а в США столкнулся с Клеем Регаццони. И это не считая таких «мелочей», как аварии из-за лопнувших шин или отказа тормозов. Правда, в последней гонке сезона - Гран-При Канады - Вильнёв к неописуемой радости местной публики поднялся на верхнюю ступень подиума. А в следующем году Жиль выиграл уже три гонки и стал вторым в личном зачете. Казалось, еще немного и Вильнёв выиграет чемпионский титул, а Энцо Феррари при каждом удобном случае повторял, что у «его Жиля» чемпионский характер и что если кто и достоин короны, то это Вильнёв. Более того, Феррари настолько высоко ценил талант Вильнёва, что как-то раз даже сравнил его с самим Тацио Нуволари.

Впрочем, подобного мнения о Вильнёве был не только Энцо Феррари. Во время дождевой квалификации Гран-При США 1979 года Жиль опередил ближайшего из соперников на... одиннадцать секунд! Еще со времен своей юности, когда Вильнёв гонялся в Канаде на снегоходах, он всегда уверенно выступал в дождевых гонках, но показанный им квалификационный результат ошеломил всех, кто в тот день выезжал на трассу. Жак Лаффит, выступающий за Ligier, был настолько потрясен результатом Вильнёва, что назвал его «инопланетянином». А напарник Жиля по Ferrari Джоди Шектер, решил, что дала сбой система хронометража, настолько невероятное время показал Вильнёв.

Мало кто сомневался, что чемпионство Вильнёва лишь вопрос времени, но в 1980 году Жиль стал только четырнадцатым, сойдя по различным причинам в десяти гонках из четырнадцати. В следующем году он также десять раз не добрался до финиша, а в роковом 1982 году не смог финишировать в первых трех гонках.

А затем наступил черный день 8 мая. Квалификация на бельгийской трассе Зольдер близилась к концу, когда Ferrari Вильнёва столкнулась с March Йохена Масса. Болид Жиля взлетел в воздух, самого гонщика выбросило из машины и он получил тяжелейшие травмы головы и позвоночника. Медицинская бригада сработала оперативно, но спасти Вильнёва не удалось - спустя несколько часов он умер в госпитале. Жилю было всего тридцать два года...

Смерть любимого пилота глубоко потрясла Энцо Феррари - и так малообщительный, он полностью ушел в себя и несколько дней ни с кем не общался, а спустя годы признался, что 8 мая потерял своего второго сына. «Жиль вернул имени Scuderia Ferrari былой блеск. Я любил его и гордился им», - такого Коммендаторе никогда не говорил ни об одном из своих пилотов.

За свою карьеру Жиль Вильнёв участвовал в 67 гонках, одержал шесть побед, два раза выигрывал поул-позицию и тринадцать раз поднимался на подиум. И пусть подобные показатели далеко не выдающиеся, но со смертью Вильнёва «королевские гонки» потеряли не просто талантливого, но и по-настоящему уникального гонщика. Так, как ездил Вильнёв - на грани возможного, а то и за гранью, - не ездил больше никто. Казалось, Жиль пришел в Формулу 1 из золотой эпохи тридцатых-пятидесятых годов, когда на трассе сражались настоящие рыцари без страха и упрека, готовые скорее умереть, нежели проиграть. И не случайно Феррари сравнивал Вильнёва с Тацио Нуволари. А уж Коммендаторе знал, что говорил.

8 мая персонал, пилоты и многомиллионная армия болельщиков Scuderia Ferrari почтят память легендарного гонщика, который навсегда вписал своё имя в историю величайшей из когда-либо существовавших гоночных команд. Жиль Вильнёв с детских лет мечтал выступать в Формуле 1, причем исключительно за Ferrari, а самой большой его мечтой было выиграть чемпионский титул для Скудерии. Его мечты почти сбылись - он смог пробиться в «королевские гонки», стал пилотом Ferrari, но сделать последний шаг ему помешал злой рок. Правда, гонщик по фамилии Вильнёв все же стал чемпионом мира. Спустя пятнадцать лет после трагедии в Зольдере это сделал сын Жиля - Жак Вильнёв.

Впрочем, это уже совсем другая история...

Автогонки жестоко карали своих героев. Восьмого мая 1982 года во время последних минут квалификации на Зольдере в Бельгии так случилось и с Вильневом. Зацепив болид March Йохена Масса, Ferrari Вильнева взмыл в воздух. Жиль вылетел, ударился в ограждение и сломал шею. Ему было 32 года.

Стартов в Гран-при у Жиля было 67. Побед - 6. Поул-позиций - 2. Быстрейших кругов - 8. Всего очков - 107. Если есть пилот, чья репутация меньше всего держится на статистике, так это Жиль Вильнев. Его карьера началась из ничего. Маленький человек из Канады, который ездил на снегоходах, вдруг пересел на Ferrari. Для этого пилота игра по мелочи была наказанием, и каждое из 107 очков он заработал единственным известным ему способом - гнал на все деньги. И не просто быстро, как мог, а ярко, зрелищно, цепляясь там, где это было невозможно. А когда уже не мог цепляться, скользил с такой мастерской бесшабашностью, которая говорила не иначе как о Божьем даре. Наблюдать за ним было наивысшим восторгом.

Он наголову разбил Джеймса Ханта в гонке в Квебеке в 1976 году, заработал контракт “на выборочные гонки” с McLaren и дебютировал в “Формуле-1” в Гран-при Великобритании в 1977 году. Он пришел девятым в квалификации и чуть-чуть промахнулся с финишем в очках из-за лишнего пит-стопа. Босс McLaren Тедди Мейер почему-то не удержал его... 29 августа 1977 года Энцо Феррари взял Вильнева на место Ники Лауды. По меркам самого известного имени в автоспорте это выглядело смелым шагом в неизвестность. Однако Старик точно знал, что делает.

Почти через 35 лет Пьеро Феррари хихикает, вспоминая: “Как известно, отцу лучше было не противоречить. Никто не мог его переубедить. Он желал показать миру, что сделал правильный выбор”.

Однако не сразу смог сделать это. Аварий и несчастных случаев было так много (в том числе жуткое сальто в толпу на Фудзи в 1977 году, двое погибших), что Энцо быстро прозвал его “Принцем разрушения”. А привычка Жиля ездить на пределе испытывала терпение соперников. Но вскоре он перестал допускать ошибки и больше не лез на рожон – сколько бы об этом ни судачили. Вспомните, как он выступал на легендарном Гран-при Франции в 1979 году, 34 круга сражаясь с Рене Арну колесо в колесо и ни разу не коснувшись его, - вот подтверждение. Или как в том же году в дождь прошел Уоткинс-Глен на 9,6 секунды быстрее всех остальных. Или о том, как он управлялся с мощным, но жутко неповоротливым Ferrari 126C в 1981 году и привел его к победе в Монако и Хараме (вот оно, мерило таланта, как говорят большинство знатоков).

“Я думал только о том, чтобы не разбиться, а Жиль должен был быть самым быстрым на каждом круге, даже на практике, – сказал как-то его товарищ по команде и чемпион мира 1979 года Джоди Шектер. - Автогонки для него были романтикой. Мы близко дружили, гонялись за одну команду, но совершенно по-разному относились к работе”.

“Жиль был честным, почти наивным парнем. А его имидж дерзкого, беспечного ездока… он таким не был, – сказал мне Шектер много позже. - Он думал о безопасности и упорно работал над гонкой, хотя в машине мог поддаться куражу. Он пытался победить на каждом круге, а я пытался победить в гонке”.

АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ БЫЛО ТАК МНОГО, ЧТО ЭНЦО ВСКОРЕ ПРОЗВАЛ ЕГО "ПРИНЦЕМ РАЗРУШЕНИЯ"

На самом деле, в чемпионате 1979 года должен был победить Жиль, а не Шектер. На трассе Зольдер Джоди нечаянно толкнул его в Williams Клея Регаццони, спровоцировав дорогой пит-стоп - пришлось менять нос болида. А в Зандвоорте случился прокол - это запечатлено на знаменитом и историческом для “Формулы-1” фото – который отобрал у него победу в гонке и в чемпионате. Жиль принял все это спокойно. Он знал, что его время придет…

Его любили все. И до сих пор любят. Вот почему его гибель 8 мая 1982 года вспоминают и через 30 лет в месте, которое для него так много значило, - во Фьорано. А дорога, которая ведет к воротам знаменитой трассы Ferrari, называется Виа Жиль Вильнев. У бюста пилота на главном перекрестке всегда лежат свежие цветы. Не только Энцо Феррари любил его как сына, но и вся Италия.

Тридцатая годовщина стала очень заметной. Сын Жиля, чемпион мира 1997 года, Жак ездит по Фьорано на отцовском 312 T4 1979 года. Достойная дань памяти человека, которого пришли почтить глава Ferrari Лука ди Монтедземоло, вице-президент Пьеро Феррари, главный исполнительный директор Амедео Фелиза, бывший технический директор Мауро Форгьери, не говоря уже о Фернандо Алонсо и Фелипе Масса, и другие гости, в том числе вдова Жиля Джоанна и дочь Мелани. Уже была неофициальная церемония в Модене, где собралось более 20 000 тиффози. Много вы сможете вспомнить пилотов “Формулы”, которых так же любят до сих пор?

Момент

Жак садится в Ferrari 126C своего отца. “Тогда пилоты больше уважали границы возможного, больше уважали друг друга”

Жак делает несколько кругов, ему помогает команда механиков Жиля - большинство в желтых куртках Agip, многим далеко за семьдесят. Бренда Вернор, секретарь и секретное оружие Энцо вплоть до его смерти в 1988 году, прикладывает к глазам платок. “Жиль ночевал у меня дома, - вспоминает она. - Он был мой сыночек, чудесный человек. Имейте в виду, я помню, как они дали ему T5… «Сами попробуйте прокатиться на этом куске дерьма!» - сказал он им…”

Катастрофическая аэродинамика T5 - отдельный разговор. Его предшественник Т4, который принес победу в чемпионате конструкторов и пилотов в 1979 году, звучит и выглядит совершенно волшебно. Он напоминает, что Ferrari зиждется на 12 цилиндрах. Жак даже сумел исполнить силовое скольжение на выходе из сложной шпильки. Он явно наслаждается, но когда я разговариваю с ним после, он говорит, как всегда, без обиняков и сантиментов. Даже в такой день.

“Сидишь, как в консервной банке, - говорит он. - Поражаюсь, что больше никто не покалечился. Было полно аварий, но дело в том, что пилоты больше уважали границы возможного, больше уважали друг друга и никто не делал гадостей. Они рисковали, но не выталкивали друг друга на газон на главной прямой, как делают сейчас”.

Раньше он отказывался признавать, что продолжает дело отца. А влияет ли наследие отца на его карьеру сейчас? “Мне часто говорили: «Что, продолжаешь дело отца?» А я отвечал: «Нет, мне самому это нравится». И начиналось: «А, ты ненавидишь своего отца…» Поэтому я подумал: «Знаете что, давайте просто оставим это и пойдем дальше». Во мне не видели просто пилота, всем казалось, что есть некая романтическая причина, почему я пошел в автоспорт.

Жалко ли, что отец не увидел моей карьеры? Честно говоря, если бы он был жив, у меня бы никакой карьеры не было. Думаю, он взял бы это под контроль и не дал мне быть самим собой. В какой-то мере его смерть мне помогла...”

Я восхищен честностью парня. Его мать Джоан взяла трубку в тот вечер, когда Энцо Феррари позвонил и предложил Жилю перейти к нему (“Я решила, что кто-то нас разыгрывает”). И Джоан пришлось пережить последовавший за гонкой скандал на Имоле и предательство Пирони. Будет ли когда-нибудь раскрыта вся правда?

“Жиль был вне себя, но он был таким человеком, что не мог долго бушевать, - говорит Джоан. - Он успокоился. Он хотел победить Пирони в следующей гонке, но больше для того, чтобы показать всем, что произошедшее - несправедливость. Когда Жиль садился в болид, он уходил туда, где ничто другое не было важно - все то, что снаружи, просто исчезало. Все. Обида или голод… все, кроме гонки, отпадало. Поэтому, я думаю, он не испытывал ненависти, когда ехал на Зольдер. Думаю, он ушел бы из Ferrari к концу 1982 года. Для Жиля самым главным было доверие, а без него было бы трудно работать дальше”.

Для Энцо Феррари это стало большим ударом, какую бы политику он ни вел потом. “Моя жизнь полна грустных воспоминаний, - писал он. - И когда я оглядываюсь назад, я вижу среди любимых лиц лицо этого великого человека”. Жиль Вильнев был еще одним сыном, которого он потерял. Для Джоан он был не только великим пилотом, но мужем и отцом ее детей.

“Скучаю ли я по нему? О да, - говорит она. - Не каждый день, наверное, но он был единственным, кому я могла доверять безоговорочно… такое трудно найти. Больше всего мне не хватает этого. Знать, что кто-то всегда будет на твоей стороне”.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: FERRARI, GETTY, СORBIS, LAT, SCHLEGELMILCH

Жиль Вильнев – духовный сын Энцо Феррари

Ровно 35 лет назад на трассе в Зольдере, где проходил Гран-при Бельгии, трагически погиб Жиль Вильнев. Болельщики по всему миру потеряли кумира, которому прочили красочную карьеру в Формуле 1. Канадец стал легендой…

Миссия невыполнима

Гонщики Формулы 1 приходят и уходят, фанаты не всех могут назвать по именам, но героев они чтят и помнят. Мужество и жажда побед легенд Королевы автоспорта вдохновляют и восхищают болельщиков, в памяти которых герои бессмертны. И прежде всего болельщики ценят победы пилотов в таких условиях, когда они кажутся абсолютно невозможными (в силу, например, неконкурентоспособности болида). Такое удается только гениям с поистине неземным талантом пилотирования.

Жиль Вильнев был пилотом с повадками зверя (в хорошем смысле этого слова), полным решимости бороться, чтобы приручить своенравного «гарцующего жеребца». Это была его визитная карточка на протяжении всей карьеры, что и притягивало к нему фанатов, как магнит. Хотя в списке его достижений всего шесть побед, два поула, 13 подиумов, 8 быстрейших кругов и 30 сходов в шестидесяти семи гонках.

«Миссия невыполнима» — такой была победа Жиля Вильнева на улочках Монако. В Монте-Карло Жиль дал сольный концерт «Искусство пилотажа» на болиде с турбо-двигателем Ferrari со слабым крутящим моментом (непозволительная роскошь для медленной уличной трассы Княжества). Тем не менее Вильнев победил. Впервые за два сезона.

Жиль Вильнев – локомотив

Такой же недосягаемой была и победа на трассе в Хараме 1981 года, через три недели после гонки в Монако. Комбинация гоночного таланта и продуманной стратегии позволила добыть маловероятную победу за рулем «дикого» болида Ferrari 126 CK – последнюю победу в Формуле 1.

Никто и не думал, что такое возможно дважды подряд. Жесткий болид ну никак не подходил испанскому треку, который благоволил более сбалансированным машинам Williams, McLaren и Ligier. Однако в дело вступила легендарная бескомпромиссность Вильнева.


Канадец квалифицировался седьмым, опередив напарника Дидье Пирони на 0,8 секунды, но проиграв обладателю поула Жаку Лаффиту на Ligier-Matra больше секунды! Пропасть по нынешним меркам. В момент старта на трассе было очень жарко – 38 градусов. Уже в первом повороте Жиль оказался третьим позади двух Williams. А Лаффит провалил старт.

«Новые шины работают три-четыре круга. После о них можно забыть, а болид ведет себя как мыльница – такой себе большой красный Cadillac»

Так говорил Вильнев перед гонкой. Поэтому его стратегия была такова: атаковать с самого начала, учитывая эффективность упомянутых шин Michelin. В конце первого круга канадец опередил Williams Карлоса Ройтеманна, но Алан Джонс успел оторваться. На 15-м круге австралиец ошибся, и Жиль оказался впереди. Но самое сложное Жилю еще предстояло пережить.

Канадец стал локомотивом подвижного состава из Ligier Лаффита, Williams Ройтеманна, McLaren Джона Уотсона и Lotus Элио де Анжелиса. 60 кругов чуть ли не в каждом повороте Жиль умело оборонялся от атак Лаффита. Дважды француз почти завершил обгон, но Вильнев выстоял, несмотря на почти полностью изношенные шины. На финише в 1,24 секунды уместилось пять болидов! Это была фантастическая гонка, которая держала зрителей в напряжении все 80 кругов!


Нарушенные договоренности

Для следующего сезона Ferrari создала 126C2, который по достоинству оценили и Вильнев, и Пирони. Отношения партнеров были нормальными, но только до гонки в Имоле. На Гран-при Сан-Марино после квалификации, выигранной Пирони, гонщики договорились не атаковать друг друга. Но француз нарушил договоренности и выиграл гонку. Жиль был разочарован.


В условиях войны между Международной автоспортивной федерацией (FISA) и Ассоциацией конструкторов Формулы 1 события в Имоле стали причиной драматических событий всего сезона. Пирони и Вильнев обеспечили шоу… шоу с трагичным финалом.

Если бы Жиль был жив…

8 мая 1982, квалификация Гран-при Бельгии. В контексте событий предыдущего этапа Жиль во что бы то ни стало хотел завоевать поул, врезался в медленный болид Йохена Масса и вылетел из кокпита…

Через 35 лет после трагедии практически никому точно не известно, что происходило в промежуток времени между Гран-при Сан-Марино и Бельгии. Впрочем, после Имолы разъяренный канадец чувствовал себя преданным и напарником, и командой. Жиль занялся проектом Team Villeneuve, о котором задумался предыдущей зимой. Жерар Дюкаруж должен был стать техническим директором команды, а бывший партнер по команде Джоди Шектер – спортивным.

Изначально планировалось использовать двигатель Renault. Однако позже в Team Villeneuve задумались о поставках моторов Ferrari, у которой в то время не было команд-клиентов. В мае 2015 года в бельгийском журнале F1i были опубликованы воспоминания итальянского журналиста Альфредо Филиппона. Альфредо был свидетелем событий 35-летней давности и завил, что Коммендаторе дал добро на такое сотрудничество. Энцо тогда сказал, что может понять ярость Вильнева.

Энцо Феррари о Жиле: «Я любил его как сына!»