Все японское оружие. Японские мечи

Представьте себе самурая. Без сомнения, у вас в голове рисуется картина воина со шлемом и доспехами, готовым атаковать с его надёжной катаной. Потому что, конечно, он орудует катаной. Ведь с ней же самураи шли в бой, не так ли? Если чему поп-культура и учит нас, так только тому, что самурай был вооружён своим мужеством и верной катаной. Ну, не так быстро. Оружие самураев было гораздо более разнообразным и универсальным, чем показано в фильмах. Мы покажем вам 10 видов самурайского оружия.

Сюрикены использовались для отвлечения противника

Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения.

Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Кастет с шипами

Такие «кастеты» использовались во время ближнего боя

Самураи использовали для нападения шипы, чтобы наносить увечья противнику. Пример на картинке показывает, что шип может перемещаться из скрытой позиции против запястья, тем самым нанося смертельные раны врагу.

В дополнение к этому, есть кольца с шипами, используемые для нанесения ударов и захватов при попытке захвата противника. Так называемые «кастеты», являющиеся куском железа, зажатым в руках, использовались для поражения тела или защиты от других видов оружия.

Цепи в умелых руках были грозным оружием

У самураев были цепи и веса разных длин и стилей. Их главным образом можно было разделить на два основных типа: цепи с меньшими весами на обоих концах и цепи с увесистым грузом на одном конце.

Первый в основном используется, чтобы захватить и удерживать людей. Второй тип может легко убить человека, если цель была достигнута. Версию этого оружия можно увидеть в фильме «Убить Билла», где Чёрная мамба (героиня Умы Турман) дерётся с японской школьницей. Это оружие используется для удара, сдерживания и удушения противника.

Металлическая дубинка

Дубинка является одним из старинных видов оружия в Японии

В древней Японии оружием было всё: от простых деревянных дубинок до металлических мечей. Самураям часто приходилось оставлять свои мечи с сопровождающим или в специальной комнате на вечере. Хозяин мог даже попросить убрать их короткие мечи.

В этой ситуации самурай мог взять для защиты дубинку, а имея на ней тяжёлый металлический «вентилятор», он смело мог отражать любое внезапное нападение. Кроме того, так называемая «полиция»(некоторые самураи и военные) использовала дубинки, чтобы ловить преступников.

Трость с железным крюком

Такие трости использовались не только огнеборцами

Так как дома и крупные здания в Японии были сделаны из дерева, огонь постоянно угрожал городам и населённым пунктам. Чтобы противостоять этому, были созданы команды пожарных. Часть их работы заключалась в разрушении здания вокруг пожара так, чтобы он не распространялся. Такую работу выполняли абсолютно все - от самураев до простолюдинов. Одним из основных инструментов был тяжёлым железный башмак в форме клюва. Люди разбивали ими стены и препятствия, снося участки зданий, чтобы огонь не распространялся.

Тем не менее, некоторые из этих банд сформировали плохую репутацию, и этот инструмент стал ассоциироваться как разрушительное оружие.

Серп с цепью

Серп с цепью использовался как многофункциональное оружие

Серп представляет собой изогнутое лезвие, используемое для резки растений и травы; он был распространён во всём средневековом мире. Воины Японии прикрепили цепь к валу серпа, превратив его в грозное оружие. Цепь могла держать противника на расстоянии или его опутывать, в то время как серпом можно было резать врага.

Ниндзя тоже использовали серпы, но не для боевых действий. С их помощью они прорывались через заборы и барьеры, а в некоторых кланах были раскладные версии, которые можно было носить в рукавах кимоно.

«Быстрая» верёвка

Такая верёвка использовалась для поимки преступников

Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка - то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка.

В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Боевой ухват

С таким оружием можно было держать врага на расстоянии

Если подойти к цели было слишком опасно или она очень далеко, то задержание проводилось с помощью боевого ухвата. Это набор из трёх длинных шестов с различными насадками. Наконечником старались поймать противника за ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него.

Такие эффективные инструменты использовались для поимки особо опасных самураев, воров или преступников.

Личный нож с шипом

Нож с шипом использовался не только в бою

Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным.

Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства. Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев.

Только настоящим воинам разрешалось их носить

Многие знают, что ношение двух мечей (более короткий меч называется вакидзаси, а более длинный меч называется катана) является символом самураев, и только воинам было разрешено нести эти мечи. Тем не менее, до конца 16-го века мечами мог обладать почти любой человек. Победа в бою могла означать продвижение в самураи.

Тем не менее с объединением Японии в 16-м веке произошло угнетение крестьян и затвердевание системы класса. Правительство самураев издало указ «Охота за мечами», лишивший простой народ своего оружия. Издав данный указ, правительство пыталось предотвратить возможные восстания. Только в период Эдо - последний век самураев - меч действительно стал их символом. До этого им были в первую очередь копье и лук.

Итак, мы рассказали вам о видах самурайского оружия. Теперь вы знаете, что самураи орудовали не только своими катанами. Каждым из приведённых в списке оружий они владели в совершенстве, что делало их крайне опасными противниками.

Любое повествование об историческом холодном оружии будет неполным без рассказа о средневековых японских мечах. Это уникальное оружие на протяжении долгих столетий верой и правдой служило своим хозяевам – свирепым воинам-самураям . В последние десятилетия меч катана, словно, переживает второе рождение, интерес к нему огромен. Японский меч уже стал элементом массовой культуры, катану «любят» голливудские режиссеры, создатели аниме и компьютерных игр.

Считалось, что в мече живут духи всех его прежних владельцев, а самурай всего лишь хранитель клинка, и он обязан передать его следующим поколениям. В завещании самурая обязательно был пункт, в котором распределялись его мечи между сыновьями. Если у хорошего меча был недостойный или неумелый владелец, то в этом случае говорили: «Меч плачет».

Не меньший интерес сегодня вызывает и история этого оружия, секреты его изготовления и фехтовальная техника, которую использовали средневековые японские воины. Однако прежде чем перейти к нашему рассказу, следует несколько слов сказать о самом определении меча самурая и его классификации.

Катана – это длинный японский меч, с длиной клинка от 61 до 73 см, с небольшим изгибом лезвия и односторонней заточкой. Существуют и другие типы японских мечей, в основном они отличаются своими габаритами и назначением. При этом слово «катана» в современном японском языке обозначает любой меч. Если говорить о европейской классификации холодного оружия, то катана вообще не является мечом, это типичная сабля с односторонней заточкой и изогнутым клинком. По форме японский меч очень напоминает шашку. Однако в традиции Страны восходящего солнца мечом называется любой тип (ну, или почти любой) холодного оружия, который имеет клинок. Даже нагината, похожая на европейскую средневековую глефу, с двухметровой рукоятью и клинком на конце, в Японии все-равно именуется мечом .

Историкам гораздо проще изучать японский меч, чем европейское или ближневосточное историческое холодное оружие. И причин здесь несколько:

  • Японский меч использовался в сравнительно недавнем прошлом. Катана (это оружие имело специальное название гун-то) массово применялась еще во время Второй мировой войны;
  • В отличие от Европы, до настоящего времени сохранилось большое количество старинных японских мечей. Оружие, возраст которого составляет несколько столетий, зачастую находится в отличном состоянии;
  • Производство мечей по традиционным средневековым технологиям продолжается в Японии и в наши дни. Сегодня изготовлением этого оружия занимаются около 300 кузнецов, все они имеют специальные государственные лицензии;
  • Японцы бережно сохранили основные техники искусства боя на мечах.

История

Железный век начался в Японии сравнительно поздно, только к VII столетию японские кузнецы освоили технологию изготовления оружия из многослойной стали. До этого момента железные мечи завозились в страну из Китая и Кореи. Древнейшие японские мечи чаще всего были прямыми и имели обоюдоострую заточку.

Период Хэйан (IX-XII столетие). В этот период японский меч получает свой традиционный изгиб. В это время центральная государственная власть ослабла, и страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн и вошла в длительный период самоизоляции. Начала формироваться каста самураев – профессиональных воинов. В это же время значительно выросло мастерство японских кузнецов-оружейников.

Большинство схваток происходили в конном строю, поэтому место прямого меча постепенно заняла длинная сабля. Первоначально она имела изгиб около рукояти, позже он сместился область, отстоящую на 1/3 от конца хвостовика. Именно в период Хэйан окончательно сложился внешний вид японского меча, и была отработана технология его изготовления.

Период Камакура (XII-XIV столетие). Значительное улучшение доспехов, которое произошло в этот период, привело к изменениям в форме меча. Они были направленны на повышение ударной мощи оружия. Его вершина стала более массивной, увеличилась масса клинков. Фехтовать таким мечом одной рукой стало значительно сложнее, поэтому их в основном стали использовать в пеших поединках. Этот исторический период считается «золотым веком» для традиционного японского меча, позже многие технологии изготовления клинков были утрачены. Сегодня кузнецы пытаются восстановить их.

Период Муромати (XIV-XVI столетие). В этот исторический период начинают появляться очень длинные мечи, габариты некоторых из них превышал два метра. Такие гиганты являются, скорее, исключением, чем правилом, но общая тенденция была на лицо. Длительный период постоянных войн требовал большого количества холодного оружия, зачастую за счет снижения его качества. Кроме того, общее обнищание населения привело к тому, что мало кто мог позволить себе по-настоящему качественный и дорогой меч. В это время распространение получают печи-татары, что позволяет увеличить общее количество выплавляемой стали. Изменяется тактика поединков, теперь бойцу важно опередить соперника в нанесении первого удара, поэтому все более популярными становятся мечи-катаны. К концу этого периода в Японии появляется первое огнестрельное оружие, что изменяет тактику сражений.

Период Момояма (XVI столетие). В этот период японский меч становится короче, в обиход входит пара дайсё, позже ставшая классической: длинный меч катана и короткий меч вакидзаси.

Все вышеописанные периоды относятся к так называемой Эпохе старых мечей. В начале XVII века начинается Эпоха новых мечей (шинто). В это время в Японии прекращаются многолетние междоусобицы, и воцаряется мир. Поэтому меч несколько теряет свое боевое значение. Японский меч становится элементом костюма, символом статуса. Оружие начинают богато украшать, значительно больше внимания уделяется его внешнему виду. Однако при этом снижаются его боевые качества.

После 1868 года начинается Эпоха современных мечей. Оружие, выкованное после этого года, называется гэндай-то. В 1876 году ношение мечей было запрещено. Это решение нанесло серьезный удар по касте воинов-самураев. Большое количество кузнецов, занимавшихся изготовлением клинков, потеряли работу или были вынуждены переквалифицироваться. Только в начале прошлого века начинается кампания возвращения к традиционным ценностям.

Наивысшей частью для самурая было умереть в бою с мечом в руках. В 1943 году был сбит самолет с японским адмиралом Исороку Ямамото (тот самый, что руководил атакой на Перл-Харбор). Когда обугленное тело адмирала достали из-под обломков самолета, то обнаружили в руках мертвеца катану, с которой он и встретил свою смерть.

В это же время для вооруженных сил мечи начали изготавливать промышленным способом. И хотя они внешне напоминали боевой самурайский меч, это оружие уже не имело никакого отношения к традиционным клинкам, изготовленным в более ранние периоды.

После окончательного разгрома японцев во Второй мировой войне победители издали приказ об уничтожении всех традиционных японских мечей, но благодаря вмешательству историков он вскоре был отменен. Производство мечей по традиционным технологиям было возобновлено в 1954 году. Была создана специальная организация «Общество по сохранению художественных японских мечей», ее основной задачей стало сохранение традиций изготовления катан, как части культурного наследия японской нации. В настоящее время существует многоступенчатая система оценки исторической и культурной ценности японских мечей.

Японская классификация мечей

Какие же еще мечи, кроме знаменитой катаны, существуют (или существовали в прошлом) в Японии. Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. То, что будет описано ниже, это всего лишь краткий обзор, который дает лишь общее представление о вопросе. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей:

  • Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне очень она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;
  • Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);
  • Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;
  • Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири , ну и для других, более мирных целей;
  • Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;
  • Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя . По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;
  • Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;
  • Гун-то. Армейский меч прошлого века. Это оружие изготавливалось промышленным способом и в огромных количествах направлялось в армию и на флот;
  • Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

Изготовление японского меча

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

Перед началом процесса мастер много времени проводил в медитации, он молился и держал пост. Нередко кузнецы на время работы надевали облачение синтоистского священника или же придворный церемониальный костюм. Перед началом процесса ковки кузня тщательно убиралась, у ее входа вывешивали обереги, предназначенные для отпугивания злых духов и привлечения хороших. На время работы кузня становилась священным местом, в нее мог заходить только сам кузнец и его помощник. Членам семьи (кроме женщин) в этот период вход в мастерскую был запрещен, женщинам же вообще не разрешали заходить в кузницу, опасаясь их дурного глаза.

Во время изготовления меча кузнец ел пищу, приготовленную на священном огне, а на животную пищу, крепкие напитки, а также на сексуальные контакты было наложено жесткое табу.

Металл для изготовления холодного оружия японцы получали в печах татара, которые можно назвать местной разновидностью обычной домницы.

Клинки обычно делают из двух основных частей: оболочки и сердцевины. Для изготовления оболочки меча воедино сваривают пакет из железа и высокоуглеродистой стали. Его многократно складывают и проковывают. Основная задача кузнеца на этом этапе – добиться гомогенизации стали и очистить ее от примесей.

Для сердцевины японского меча используют мягкую сталь, ее также многократно проковывают.

В итоге, для изготовления заготовки меча мастер получает два бруска, из прочной высокоуглеродистой и мягкой стали. При изготовлении катаны из твердой стали формируют профиль в форме латинской буквы V, в который вкладывается брусок из мягкой стали. Он несколько короче общей длины меча и немного не доходит до острия. Существует и более сложная технология изготовления катаны, она заключается в формировании клинка из четырех брусков стали: из самой твердой стали производятся острие и режущие кромки оружия, на боковые стороны идет несколько менее твердый металл, а сердцевина выполняется из мягкого железа. Иногда и обух японского меча изготавливают из отдельного куска металла. После сваривания частей клинка мастер формирует его режущие кромки, а также острие.

Однако «главной фишкой» японских кузнецов-оружейников считается закалка меча. Именно специальная техника термообработки придает катане ее несравненные свойства. Она существенно отличается от аналогичных технологий, которые использовались кузнецами в Европе. Следует признать, что в этом вопросе японские мастера продвинулись куда дальше своих европейских коллег.

Перед закалкой японский клинок покрывают специальной пастой, сделанной из глины, золы, песка, каменной пыли. Точный состав пасты держался в строгом секрете и передавался от отца к сыну. Важным нюансом является то, что паста наносится на клинок неравномерно: на лезвие и острие наносился тонкий слой субстанции, а на боковые грани и обух – значительно более толстые. После этого клинок нагревали до определенной температуры и закаливали в воде. Участки клинка, покрытые более толстым слоем пасты, остывали медленнее и получались мягче, а наибольшую твердость при такой закалке получали режущие поверхности.

Если все выполнено правильно, то на клинке появляется четкая граница между закаленной областью лезвия и остальной частью. Она называется хамон. Еще одним показателем качества работы кузнеца являлся белесый оттенок обуха клинка, он называется уцуби.

Дальнейшую доработку клинка (полировку и шлифовку) обычно проводит специальный мастер, работа которого также ценится весьма высоко. Вообще же изготовлением и украшением клинка могут заниматься более десяти человек, процесс очень специализирован.

После этого меч должен пройти испытания, в древности этим занимались специально подготовленные люди. Тесты проводились на скрученных циновках, а иногда и на трупах. Особенно почетным было испытать новый меч на живом человеке: преступнике или военнопленном.

Только после испытаний кузнец выбивает на хвостовике свое имя, и меч считается готовым. Работы по монтировке рукояти и гарды считаются вспомогательными. Рукоять катаны обычно обклеивалась кожей ската и обматывалась шелковым или кожаным шнуром.

Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Сегодня катану можно назвать самым популярным мечом в мире. Трудно назвать другой вид холодного оружия, вокруг которого существует такое количество мифов и откровенных сказок. Японский меч называется вершиной кузнечного искусства за всю историю человечества. Однако с таким утверждением можно и поспорить.

Исследования, проведенные специалистами с использованием новейших методов, показали, что европейские мечи (в том числе и античного периода) мало чем уступали японским аналогам. Сталь, которую использовали европейские кузнецы для изготовления оружия, оказалась рафинированной не хуже, чем материал японских клинков. Они были сварены из множества слоев стали, имели селективное закаливание. При исследовании европейских клинков были привлечены современные японские мастера, и они подтвердили высокое качество средневекового оружия.

Проблема заключается в том, что к нашему времени дошло очень мало образцов европейского клинкового оружия. Те мечи, которые обнаруживают во время археологических раскопок, обычно находятся в плачевном состоянии. Есть особо почитаемые европейские мечи, которые пережили столетия и сегодня находятся в музеях в хорошем состоянии. Но их очень мало. В Японии же из-за особого отношения к холодному оружию к нашему времени сохранилось огромное количество старинных мечей, причем состояние большинства из них можно назвать идеальным.

Несколько слов следует сказать о прочностных и режущих характеристиках японских мечей. Без сомнения, традиционная катана – это превосходное оружие, квинтэссенция многовекового опыта японских оружейников и воинов, но резать «железо как бумагу» она все-таки не способна. Сцены из фильмов, игр и аниме, где японский меч без особых усилий режет камни, пластинчатые доспехи или другие металлические предметы следует оставить на совести сценаристов и режиссеров. Такие способности лежат за гранью возможностей стали и противоречат законам физики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Виды японских мечей

Большие мечи-Нагамаки · Нодати · Одати

Длинные мечи- Катана · Тати · Цуруги

Короткие мечи - Кодати · Вакидзаси

Ножи/кинжалы- Танто

Тренировочное оружие-Боккэн · Иайто · Синай

Прочее-Нагината

Большие мечи-

1.Нагамаки

Нагамаки (яп. 長巻 — «длинная обёртка») — японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII—XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.

Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») — японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Некоторые, однако, придерживаются мнения, что нодати является близким синонимом одати (大太刀 «большой меч», «о-тати») и означает очень большой тати. Термин не обозначал изначально любой вид японского боевого меча очень больших размеров (дайто), такой, как тати, но в наше время часто (неверно) применяется именно так.

Нодати использовался как оружие пехоты в бою. Использование нодати в помещениях или других ограниченных пространствах представляет определённые трудности. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было чем-то особым, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако его не выхватывали из-за спины. Нодати, из-за своей большой длины и веса, был очень сложным оружием.

Одати (яп. 大太刀?, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀?, «полевой меч») означает другой тип меча, часто ошибочно используется вместо одати.

Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати это мечи с клинками 1.6 - 1.8 метров.

Длинные мечи-

Катана (яп. 刀) — изогнутый японский меч.

Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в носимый комплект вооружения самураев, известный как пара мечей дайсё.

Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Рукоять обтягивали кожей ската, акулы или другим материалом и оплетали шелковым шнуром. Существуют десятки способов оплетки. Особенно ценятся катаны, на которых есть "мэи" — подпись с именем кузнеца, часто дополненная годом изготовления и названием провинции. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых эксперты приписывают известным мастерам, "мэи" часто отсутствует.

Тáти, тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Цуруги (яп. 長剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч. По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).

Использовался как боевой в VII—IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.

Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Короткие мечи-

Одати (яп. 小太刀) — буквально переводится как «маленький тати», меч тати короче обычного.

2.Вакидзаси

Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку(харакири).

Ножи/кинжалы-

Анто (яп. 短刀 тан — короткий, то — меч) — вспомогательный короткий меч самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по японски — «хотё»).

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только сертифицированные мастера, таких единицы в Японии, поскольку получить такое право очень сложно.

По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из Тамахоганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30 см длиной (иначе это будет уже не короткий меч). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.

Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к Тан-То в одних ножнах.

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30 см (то есть менее одного сяку).

Считается, что танто, вакидзаси и катана это фактически «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.

Танто куются обычно в стиле хирадзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости. Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны — собственно это короткий меч. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.

Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в боевых искусствах:

Тренеровочное оружие-

Боккэ́н (в русском языке часто произносится как боке́н) (яп. 木剣?) — деревянный макет меча, используемый в различных японских боевых искусствах, в том числе айкидо, для тренировок.

Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо́льшей плотности и веса.

Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки боккэном или дзё.

Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.

В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж.

Другое название — бокуто (яп. 木刀 бокуто, «деревянный меч»).

Разновидности:

«мужской» (яп. 男子木剣 данси боккэн?), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой.

«женский» (яп. 女子木剣 дзёси боккэн?), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).

«тренировочный» (яп. 素振木剣 субури боккэн?), отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.

Иайто (居合刀, иайто — японский тренировочный меч для иайдо. Большинство иайто изготавливаются из сплава алюминия и цинка, который зачастую дешевле и легче стали и соответствует японским ограничениям на использование его как холодного оружия, так же такие мечи не подпадают под ограничения на перевозку холодного оружия. Иайто изготавливаются как оружие для упражнений и не подходят для контактного использования. Подбор длины и веса иайто относительно роста и силы ученика крайне важен для безопасного и правильного выполнения упражнений.

При изготовлении иайто за модель часто берутся реальные мечи известных мастеров меча, как например меч Миямото Мусаси.

Другое название - могито (яп. 模擬刀 могито, «имитационный меч»). Следует различать могито, изготовленные для иайдо, и могито - сувенирные поделки. Сувенирные мечи в основном не сбалансированы, и их детали плохо закреплены. Использование последнего вида могито для тренировок может привести к травмам.

Сина́й (яп. 竹刀 — синай, такэмицу, «бамбуковый меч») — бамбуковый меч, который используется для тренировок по японскому искусству кэндо. Существуют также пластиковые мечи, которые используются во время соревнований. Их также называют «бамбуковыми» — синаями.

Конструкция

Синай состоит из четырех бамбуковых полос (такэ), скрепленных двумя кусками кожи, веревки (цуру), рукоятки (цукагава) и завязки (накаюй), а также защитного приспособления (цуба) и ее резинового закрепителя (цубадомэ). Бамбуковые полосы скрепляются с двух сторон кожаными рукоятками и наконечником, которые, в свою очередь, крепко закрепляются веревкой. Для обозначения ударной части синая и обеспечения хорошей натяжки веревки используется завязка.

Параметры

Длина синая зависит от возраста фехтовальщика:

10—14 лет — 109 см;

14—16 лет — 112 см;

От 18 лет — 115—118 см.

1.Нагината

Агина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀) — японское холодное оружие с длинным древком и расходящимся к острию длинным лезвием, имеет рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища.

В начале 10 века в отдаленном от политического центра Киото районе Канто начали появляться отряды вооруженных всадников, известные как цувамоно, моно-но-фу или самураи.

Изначально эти воинственно настроенные отряды состояли из членов собственной семьи военного вождя, так что воины и крестьяне составляли единую группу. Однако к 12 веку в отряды начали принимать людей со стороны, что привело к возникновению системы "господин-вассал", в которой вассалы были известны как иэ-но-ко, или родо. Двумя такими вооруженными группами были кланы Гэндзи и Хэйкэ.

Начиная с этого периода самураи стали играть главенствующую роль, а то, что первоначально было воинскими навыками моно-но-фу, развилось в нечто гораздо большее, чем просто набор боевых техник. Оно объединило в себе строгий моральный кодекс поведения и определенный склад ума. В результате возник Путь Самурая, а средневековый период предоставил обширные возможности для его дальнейшего развития и совершенствования.

В конечном счете в 1185 году клан Хэйкэ, или Тайра, потерпел поражение, вслед за чем военный вождь победившего клана Гэндзи, или Минамото, организовал новое, исключительно военное правительство - Сёгунат.

Период Сёгуната Муромати (1336-1573) со своими практически не прекращавшимися войнами был особенно бурным периодом японской истории.

Длинный меч самурая

Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре.

Мечи были обязательной частью наряда во время торжеств. Самураи пристегивали два меча: ранее, длинный тати и короткий утигатана, острием вниз, познее катану и вакидзаси острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар.

В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.

Самурайское искусство меча (зародился в 10-11 веке) весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кен-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.

Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо. Длинный меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фехтование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.

Школы кендзюцу: длинный японский меч.

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов.

Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом.

Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальшиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300- 400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятые в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. Потому, как содержалась школа кэн-дзюцу и кто преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.

Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохраниласъ вплоть до ХХ века.

Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима еформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.

Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, пускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.

Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку - за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.

Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех вэмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Синмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин (Мусаси Миямото).

Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности почти не осталось, и о внутренней жизни таких школ известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу 17 века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как "Книга нравов". Она вошла в знаменитую "Книга пяти колец" ("Горин-но её", 1643 г.).

Мусаси Миямото относился к кэн-дзюцу не только как набору методов ведения боя, но пржде всего как к системе духовных ценностей. Такой подход был обусловлен самой логикой развития японской культуры, все больше тяготе вшей к дзэн-буддийскому идеалу пустотности и эстетизма. Именно в то время ритуал обычного чаепития, который при шел из Китая, перерастает в сложный мистический "Путь чая" (тя-но ю). Школы кэн-дзюцу разрабатывают сложны методики духовного воспитания внутри традиции боевых искусств. Этим прославилась, например, школа фехтовальшика Одагири Сэкикэя в Эдо. Своим основным тезисом она выдвигала "просветление сознания и прозрения Пустоты", что весьма схоже с мыслями Мусаси Миямото.

Путь меча

Постепенно боевая практика самураев с длинным мечом перерастает в мистический путь просветления. Возникает осознание того, что высшая ценность фехтования на мечах лежит далеко за пределами собственно поединка, а "Путь воина" становится равносилен "Пути проСветления". В этой ситуации рождается новый термин для обозначения боя с мечом - кэндо (Путь меча), который пришёл на смену кэн-дзюцу - "искусству меча". Впервые этот термин стал активно использоваться в начале 18 века в элитарной школе Абататэ-рю. Тренировки в школах кэн-дзюцу были максимально приближены к реальному бою. На начальных этапах самураи обучались бою с мечом и копьем не меньше семи-восьми часов в день.

В ранний период становления самурайского корпуса воины тренировались на настоящих боевых мечах - катанах и танто, которые иногда затуплялись, дабы воины не нанесли друг другу тяжелых ран. Многие инструкторы при этом запрещали своим ученикам надевать любое защитное снаряжение, чтобы те не позволяли клинку даже прикасаться к их телу. К тому же они требовали от учеников хотя бы раз в день легко ранить своего противника. Несложно представить, сколь кровавы были эти тренировки!

Но даже в бою на деревянных мечах самураи рисковали быть тяжело травмированными. Наконец, к середине 17 века в двух известных школах мастеров Торани-си Кансина и Оно Тадакэ впервые вводится защитное снаряжение для тренировки фехтовальщиков. В первое время ученикам разрешали надевать часть самурайских боевых доспехов, но затем сочли это не очень рациональным (к тому же весьма дорогое удовольствие).

Именно тогда и сформировался тот вид защитного тренировочного комплекта, который мы можем видеть сегодня на фехтовальщиках кэндо. Он состоял из шлема с защитной маской, облегченной кирасы и щитков на предплечьях. Но такие щитки не могли сдержать могучего удара даже деревянным бокэном. Поэтому Оно Тадакэ впервые вводит в тренировочную практику бой на легких бамбуковых палках, имитировавших бамбуковый меч - синай. Теперь можно было свободно фехтовать, не боясь травмировать партнера.

И все же бамбуковая палка значительно отличалась от катаны и по весу, и по своей структуре. В 50-х годах 18 века последователь Оно Тадакэ, известный воин Наканиси Тюта, разработал более совершенный вид синая. Он связал вместе несколько бамбуковых палок, перетянув их прочными кожаными ремнями. Концы палок закруглялись, к ним приделывался щиток для рук, - благодаря этому синай приобретал вид настоящего меча. До сих пор в клубах кэндо используется именно такой синай.

Эти усовершенствования были введены лишь тогда, когда в Японии воцарился относительный покой. Теперь боевое искусство, особенно фехтование на мечах, стало не столько методом решения конфликтов и способом самозащиты, сколько символом особого статуса самураев. Не уметь сражаться на катанах и нагинате самурай не мог, зато возросла вероятность того, что в жизни он не применит своего мастерства. Тренировочные бои на настоящих мечах без защитного снаряжения оказались ненужными.

Меч самурая

Однако в смутное время (1860-1868) падения правления сегуната во многих кланах (выступающих на стороне сегуната) вновь стали использовать в тренировках стальные мечи. Это было связано с падением духа самурая и соответственно кодекса бусидо. Таким вот образом школы и военизированные организации отделяли трусов и неумелых воинов, именно воинов, ведь обучать новичков не было времени.

В 1868 году военное правление в Японии, длившееся почти семь столетий, подошло к концу и император Мэйдзи был восстановлен на троне. В воцарившейся после этого атмосфере радикальных реформ, с помощью которых пытались всесторонне модернизировать Японию в соответствии с индустриально развитыми западными державами, кэндзюцу (искусство меча) рассматривалось как нежелательный пережиток класса самураев, упраздненного в попытке установить всеобщее равенство перед законом. Естественно, искусство меча начало приходить в упадок.

Был введен запрет на ношение оружия самураями и именно в эти годы начали развиваться искуства рукопашного боя.

Например многие мастера айкидо и не подозревают о том, что это искуство родилось именно из кендзюцу. Все движения рук, корпуса, ног, соответствуют движению с мечем. Броски это ни что иное, как завершающий удар катаной, т.е. движение рук описывает ту же траекторию, что и с оружием. Отсюда, возможно и появилась поговорка "самурай без меча подобен самураю с мечем, только без меча".

Миниатюра «Конные самураи XVI — XVII вв.»

Вся история древней и средневековой Японии — это постоянные войны. При этом войны были не дипломатические и, если можно так выразиться, «тихушные», а настоящие, в которых участвовали серьезные армии. В отличие от европейских стран и материковой Азии основная часть войн Страны восходящего солнца шла между японцами, то есть, в границах единой нации и общей культуры. Противоборствующие стороны использовали похожее оружие и схожие военные тактики и стратегии. В таких условиях важное значение приобретали такие, обычно не особо значительные факторы, как личное искусство воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и личные таланты командующих армиями.

Из всего этого можно вывести, что история военных периодов Японии поддается целевой классификации на основе используемых в тот или иной период видов вооружения. Единство японской военной культуры предоставляет возможность составить обоснованное представление о периоде именно на основе этого фактора военной истории. Если для истории Европы изменения вооружения и методов его использования имели политические последствия (а следовательно они не могут рассматриваться в отрыве от политики), то для японской истории эти изменения имели только культурное значение, а поэтому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

В классической японской военной истории можно выделить три фундаментальных периода: лука, копья и меча.

Эпоха Лука

Лук (юми ) — это наиболее древнее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. традиционно была представлена в двух видах — как важная часть обрядов синтоистов (кюдо — «Путь лука») и непосредственно как военное искусство (кюдзицу — «Искусство стрельбы из лука»). Кюдо обычно практиковали аристократы, а кюдзицу входило в перечень самурайских дисциплин.

Японский лук асимметричный. Его верхняя половина приблизительно в два раза длиннее нижней. Длина лука — 2 м, а частенько и более. Плечи лука традиционно делаются композитно, то есть, внешняя часть — деревянная, а внутренняя — бамбуковая. Из-за этого стрела практически никогда не летит прямо. А это делает точное прицеливание делом серьезной подготовки. Обычная дистанция прицельного выстрела — около 60 метров, для мастера — до 120 метров.

Частенько наконечники стрел были полыми, дабы при полете был слышен свист. По легенде, этот свист отпугивал злых духов.

В древние времена существовали луки, для натяжения которых нужен был не один человек, а несколько. В истории известны луки, рассчитанные на семь человек! Такие тяжелые луки использовались не только против людей, но также и в морских баталиях для поражения лодок противника.

Кроме классической стрельбы из лука, практиковалась также искусство стрельбы с лошади (бакюдзицу ).

Эпоха Копья

Копейные наконечники яри

В XVI веке в Японии начинают завоевывать позиции европейские мушкеты, привезенные из Португалии. Значение очень серьезно снизилось. В то же время поднялось значение копья (яри ). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

Главным тактическим приемом при использовании копья было вышибание конных самураев из седла. Падая на землю с высоты, воин в доспехах становился практически беспомощен. Соответственно копья использовались обычно пешими воинами. Копейная длина составляла приблизительно 5 метров, и владение им подразумевало наличие значительной физической силы. Разнообразные кланы самураев использовали копья разной длины и формы наконечника.

Эпоха Меча

Состовляющие катаны

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство «победы любой ценой» уходит в прошлое. Будо стало самодостаточным способом совершенствования и воинского состязания. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем сменило (кэндзюцу ).

Именно в этот период самурайский меч стали называть «душой самурая». Он затачивается с одной стороны (выпуклой), а вогнутая сторона служит неким «щитом» во время схватки. Специальные технологии многослойной ковки превращают меч в невероятно крепкое и острое оружие. Его изготовление- занятие очень долгое и трудоемкое, поэтому любой меч всегда стоил огромные деньги. А древний меч, созданный к тому же известным мастером, — целое состояние. Распределение мечей между наследниками всегда отдельно оговаривалось в завещаниях самураев.

Основными разновидностями меча были:

  • Тёкуто — древнейший прямой меч.
  • Кэн — древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.
  • Танто — кинжал или нож длиной до 30 см.
  • Вакидзаси, Сёто или Кодати — малый меч (от 30 до 60 см).
  • Тати — большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.
  • Катана или Дайто — большой меч, носившийся острием вверх.
  • Нодати или О-дати — сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной.

Для тренировок использовались мечи-синай

Для тренировок использовались мечи-синай из бамбука (введенные Оно Такадой ) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси ). Последние также поднимались в реальных схватках как оружие для боя с «недостойным» противником, например, с грабителем.

Мужчины низших сословий могли носить лишь малые мечи или кинжалы — для самообороны от разбойников. Самураи владели правом на ношение пары мечей — большого и малого. Фехтовали при этом, тем не менее, только большим мечом, хотя были и школы, где обучали биться обоими мечами одновременно. Считалось, что мастерство воина определяется по количеству движений, которые ему требовались для победы над противником. Чем их меньше- тем выше мастерство. Высочайшим достижением считалось умение убивать, только выхватив меч из ножен — одним неуловимо быстрым движением (). Такие схватки продолжались буквально доли секунды.

Менее значительные виды самурайского оружия

К вспомогательному и второстепенному оружию можно отнести, в частности:

Бо — боевой шест. Сейчас используется как . Присутствует большое число вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).

Девушка с нагинатой

Дзиттэ — оружие в виде двузубой железной «вилки». Было на вооружении у полиции эпохи Токугава для перехвата меча буйного самурая, а также как боевая дубинка.

Ёрой-доси — «кинжал милосердия». Этакая разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.

Кайкэн — женский боевой кинжал. Использовался девушками из аристократических семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.

Кодзука — боевой нож. Что не мешало использовать его в качестве бытового.

Коцука — боевой нож, крепился в ножнах боевого меча.

Нагината — . Шест, на котором закреплено плоское лезвие. Сперва использовалась пешими воинами для атаки ног коней врага. В XVII веке стала считаться оружием девушек из самурайских семей, предназначенным для самообороны. Примерная длина нагинаты составляет около 2 м.

Тэссэн (Дансэн утива) — боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался как специфическое оружие атаки, а также как небольшой щит. Спицы затачивались, и тогда такой веер превращался в некий боевой топорик.

Огнестрельное оружие — особенно часто применялось во времена Гражданской Войны.Это были однозарядные ружья-аркебузы, которыми обычно владели легкие пехотинцы (асигару ). После установления сёгуната Токугава ружья быстро вышли из употребления как оружие «недостойное истинного воина».