Все о каратэ - история каратэ, школы и стили каратэ, философия каратэ, мастера каратэ

Карате - это не просто искусство боя, это образ жизни, это целая философия, которая помогает человеку разглядеть взаимосвязанность всего, что есть в мире, помогает достичь гармонии с природой, найти ее внутри себя, а также во взаимоотношениях с другими людьми.

В Японии говорят, что карате - это путь, который выбирают сильные люди и идут по нему иногда всю свою жизнь. Эти смельчаки каждый день раздвигают границы возможного, следуя выбранному направлению, укрепляя и закаляя тело и дух, бесконечно открывая в себе новые способности.

История возникновения боевого искусства

Самые ранние сведения об истории карате датируются 1761 годом. Эту дату упоминает Сесин Нагаминэ в своей книге, которая называется «Основы окинавского каратэ-до». Тогда это боевое искусство все знали как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайский бокс».

В далекие времена жил такой китайский боец по имени Кусанку, который однажды продемонстрировал свое высокое мастерство и умение в китайском боксе, восхитив зрителей его новизной и особой техникой захвата. Это знаменательное для истории каратэ событие произошло на Окинаве - самом крупном острове, который расположен на архипелаге Рюкю в Японии. Месторасположение этого острова приходилось как раз на пересечение торговых путей, и находился он примерно на одинаковом расстоянии от Кореи, Японии, Тайваня и Китая. Все эти государства постоянно воевали друг с другом за владение архипелагом Рюкю, поэтому каждый мужчина острова был воином, зачастую в нескольких поколениях. Еще с XV века на этой территории существовал запрет на ношение оружия, поэтому воины Окинавы из поколения в поколение совершенствовали свои навыки ведения боя без него.

В конце XVIII века, как гласит история карате, мастером Сокугавой в местечке Шури была открыта первая школа Тэ, занятия в которой были законспирированы. Матсамура Шокун, будучи на Окинаве Верховным наставником боевых искусств, тоже организовал школу с названием "Шорин-рю каратэ" (шорин - молодой лес), где преобладали строгая дисциплина и нравственное воспитание Сюгё. Отличительной особенностью школы были обманные движения и тонкий маневр. Учеником Матсамуры был знаменитый на весь остров и за его пределами Асато Анко, который, в свою очередь, стал наставником Фунакоши Гичина.

А вот уже и считается создателем карате. Он, конечно же, не сам придумал этот но именно этот человек объединил, отфильтровал и систематизировал различные приемы китайской рукопашной борьбы и создал новый вид боя каратэ-дзюдзюцу, что в переводе с японского означает «искусство китайской руки».

Впервые Фунакоши показал миру каратэ-дзюдзюцу в то время, когда в Токио проходил фестиваль боевых искусств в 1921 году. Не прошло и одного десятка лет, как вновь созданный вид борьбы завоевал огромную популярность в Японии, что привело к открытию бессчетного множества различных школ.

Карате: история возникновения названия

В 1931 году состоялся съезд «большой семьи окинавского каратэ», на котором было принято решение, что каждый стиль, появившийся к тому времени, имеет право быть. Также на этом съезде решили дать другое название данному виду боевых искусств, потому что в то время шла очередная война с Китаем. Иероглиф «кара», обозначавший «Китай», заменили иероглифом, который читался так же, но означал пустоту. Также заменили «дзюцу» - «искусство» на «до» - «путь». Получилось название, использующееся по сей день. Оно звучит как «каратэ-до» и переводится как «путь пустой руки».

История распространения и развития каратэ-до в мире

В 1945 году, когда Япония проиграла в войне, оккупационные власти США запретили на острове все виды японских боевых искусств. Но каратэ-до считалось просто китайской гимнастикой и избежало запрета. Это способствовало новому витку развития данного боевого искусства, что привело к созданию в 1948 году Японской ассоциации каратэ, которую возглавил Фунакоши. В 1953 году для обучения элитных подразделений американской армии в США приглашаются наиболее известные мастера.

После Олимпиады в Токио в 1964 году каратэ-до завоевало невероятную популярность во всем мире. Это, в свою очередь, привело к созданию Всемирного союза организаций каратэ-до.

Предназначение карате

Изначально, согласно истории карате, этот вид рукопашного боя создавался как боевое искусство и предназначался исключительно для самообороны без использования оружия. Предназначение карате - помогать и защищать, но не калечить и не причинять боль.

Отличительные особенности карате

В отличие от других единоборств, здесь сведены к минимуму контакты между бойцами. А чтобы одолеть противника, используют мощные и точные удары как руками, так и ногами по жизненно важным точкам человеческого организма.

Есть еще несколько отличительных особенностей данного вида боевых искусств, которые заключаются в устойчивых низких стойках и в жестких блоках, а также в мгновенном переходе в контратаку с одновременным точным и сильным ударом. При этом он происходит молниеносно, по самой короткой траектории с огромной концентрацией энергии в точке удара, которая называется кимэ.

Поскольку карате - в первую очередь оборона, то и все действия здесь начинаются с защиты. Но после нее, и в этом есть суть каратэ, следует молниеносная ответная атака.

Принципы использования техник

Для правильного использования различных техник в карате предусмотрен ряд принципов. Среди них: кимэ, упомянутая выше; дачи - оптимальный выбор позиции; хара - соединение силы мышц с внутренней энергией; дзесин - непоколебимый дух. Все это постигается посредством длительных тренировок в формальных упражнениях «ката» и в поединках «кумитэ». Между ката и кумитэ в разных стилях и школах может соблюдаться баланс, а может отдаваться предпочтение либо упражнениям, либо поединкам.

Стили каратэ-до

В наше время в мире известно уже несколько сотен различных стилей. В карате дробление основ началось еще со времен его зарождения. Множество разных людей занимались этим боевым искусством, и каждый, кто достиг высокого уровня, вносил в него что-то свое.

Однако необходимо отметить, что любой стиль, доживший до современности, тем или иным образом соприкасается с одним из следующих направлений:

1. Кэмпо - китайско-окинавское боевое искусство.

2. Каратэ-дзютцу - японская боевая версия в духе Мотобу.

3. Каратэ-до - японская философско-педагогическая версия в духе Фунакоши.

4. Спортивное карате - либо контактное, либо полуконтактное.

Есть несколько стилей, которые необходимо отметить.

Карате в России

История развития карате в России начинается с возникновения самодеятельных секций и клубов. Их основателями были люди, которым посчастливилось побывать за рубежом и пройти там обучение этому боевому искусству.

Бешеная популярность занятий этим видом единоборств и стихийность их распространения привели к тому, что в ноябре 1978 года в СССР была создана специальная комиссия по развитию каратэ. По результатам ее работы в декабре 1978 года была образована Федерация каратэ СССР. Поскольку правила обучения этому виду единоборств постоянно и грубо нарушались, было внесено дополнение в Уголовный кодекс об «ответственности за незаконное обучение каратэ». С 1984 по 1989 год это боевое искусство в Советском Союзе находилось под запретом, что было установлено приказом № 404, изданным Спорткомитетом. Но секции, обучающие данному виду единоборств, продолжали существовать подпольно. В 1989 году, 18 декабря, Госкомспорт СССР принимает постановление № 9/3, которым приказ № 404 признавался утратившим силу. В настоящее время в России существует огромное количество федераций и стилей, которые активно сотрудничают с международными организациями карате.

Философия каратэ-до

Если говорить о философии карате, то необходимо отметить, что в основе ее находится принцип ненасилия. В клятве, которую ученики клубов карате дают перед началом занятий, они обязуются не применять полученных умений и знаний во вред людям и не использовать их в корыстных целях.


Каратэ на данный момент самый массовый стиль восточных единоборств , да и вообще, возможно, самый массовый стиль единоборств в мире. Очень интересно критически оценить историю происхождения данного стиля. С небольшими вариациями она выглядит примерно так:

«В 1609 г. правитель окинавского острова Рюккю был вынужден сформировать армию, чтобы противостоять вторжению на остров армии клана Симадзу Иэхиса из южно-японского княжества Сацума. Армия захватчиков насчитывала 3 тысячи самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях. Заново вооруженные окинавские воины сражались с очевидной храбростью. Но после успеха в нескольких решающих сражениях неожиданная высадка дополнительных японских сил определила исход войны. Окинава была захвачена и стала частью Японской империи.

Из-за грабительских налогов и поборов оккупантов на острове начались мятежи населения против новой власти. Поэтому Симадзу издал декрет о запрещении оружия. На остров прислали инспекторов из Сацумы, чтобы обеспечить его строгое соблюдение. Их задача облегчалась тем, что на островах не было природного сырья для металлургии; к тому же правительство Окинавы учредило портовую таможню, чтобы контролировать ввоз железа для хозяйственных нужд. На одну деревню оставили один нож, который был прикован к столбу посреди деревни.

В ответ население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику восточного единоборства без помощи партнера.

Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточного единоборства и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг каратэ «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.

Следствием этого является создание нового смертоносного восточного единоборства , которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА-ТЭ или КАРАТЭ (китайская рука). В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинава-тэ свое искусство восточного единоборства , в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка бойцов каратэ .»

История красивая и будоражит воображение адептов восточных единоборств уже более ста лет. Почему именно сто, если завоевание произошло в начале XVII века? Дело в том, что ни документов, ни свидетельств о появлении каратэ … не сохранилось. Сами историки каратэ говорят: «Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ появились лишь в середине XVIII в.» Проще говоря, не известно ничего, ни имен, ни названий. Вообще ничего не известно в том числе и то, было ли каратэ на самом деле в XVII веке или нет. На деле всю эту захватывающую историю поведал миру основатель японского стиля каратэ Фунакоси Гитин, когда начал в 1921 году пропаганду нового вида восточных единоборств в Японии. Да и он постоянно оговаривался: «Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать» (Фунакоси Гитин «Каратэ-до: мой способ жизни»). Но допустим на время, что данная история все-таки имела место быть...

Итак, как было сказано выше, злые японские самураи разоружили бедных окинавских крестьян и запретили им иметь и носить оружие, вынудив заниматься новым стилем восточного единоборством , получившим позднее название каратэ . Значит, судя по всему, окинавские крестьяне имели и носили оружие - иначе что было отнимать? Не дорожные посохи, не мотыгу или кирку для работы в поле, а именно боевое оружие. Самое время задать вопрос: а откуда у средневековых крестьян оружие? Надо знать, что в Средние века железо везде была жутко дорогая вещь, а ручное производство оружия делало его цену особенно высокой. После любого боя, что на Западе, что на Востоке, победители выходили в поле и снимали оружие с убитых, так как оружие это не просто то, что можно надеть на себя. Оружие это реальная и очень ценная добыча. Если прибавить, что на Окинаве своего железа не было, а только привозное, то стоимость оружия становится совсем запредельной. Богатые крестьяне жили на заштатном острове!

Впрочем, иногда оружие крестьянам все-таки доставалось. На полях сражений профессиональных армий шлем или другая часть вооружения могла закатиться в кусты и остаться незамеченной. После собиравших трофеи воинов, поле боя, как правило, обыскивали крестьяне и не один раз. Впрочем, о целостном вооружении здесь речь не идет. Там железка, здесь железка, но эти "железки" все-таки можно использовать и гораздо результативнее, чем годами точить удары каратэ . Значит, чтобы вынудить крестьян заниматься восточным единоборством , сначала надо такие "железки" у них отобрать, что, как показывает практика, невероятно сложная задача. Любой партизан (а именно так можно назвать повстанцев Окинавы) никогда не носит оружие с собой. Оружие прячется в схронах, достается ночью, используется по назначению и снова прячется. Легко ли найти такой схрон? Крестьянин живет на земле. Несколько сотен метров от деревни и любая аккуратно прикрытая травой яма становится схроном, который найти можно только при большом везении. В наше время уже несколько десятилетий пытаются разоружить Чечню с нулевым, похоже, результатом. Подобным образом действовали все партизаны, вплоть до махновцев, которые в одну ночь могли собрать в поле до нескольких тысяч сабель. А утром все тихо и гладко. Оружие в схронах, крестьяне копаются в огородах и пойди пойми, чем они занимались прошлой ночью. Но для того, чтобы иметь столько оружия, нужна промышленная революция с миллионными армиями и проигранная мировая война, когда миллионы мобилизованных крестьян вернулись домой с фронта с винтовками.

Как и чем же могли быть вооружены крестьяне в Средние века? Крестьяне бунтовали часто и везде. В том числе и в Европе, и в России, и в Китае. Но везде, когда бояре-дворяне-самураи всерьез дожимают крестьянина и становится невмоготу терпеть, он хватается почему-то не за кулак (и тем более не начинает тратить время на приемы каратэ или другого вида восточных единоборства ), а за то, что у него всегда под рукой – сельскохозяйственный инструмент. На Руси это были вилы, топор, коса и прочие орудия труда. Выигрыш однозначный. Какое-никакое, а это все-таки оружие и пользоваться им крестьянина учить не надо. Махать топором русский мужик мог сам кого хочешь научить. Да хоть палку подобрать из прочного дерева и то эффективнее, чем десятилетиями тренировать собственные руки и ноги наносить удары из арсенала каратэ . Орудия труда для обработки земли у окинавских крестьян в любом случае были и отнять их невозможно, так как тогда крестьянин не сможет сеять рис и ловить рыбу. И зачем самураям крестьяне, которые ни сеют, ни пашут и с которых невозможно собрать налоги? Был такой очень интересный фильм «Семь самураев». Самураи готовятся защищать деревню от бандитов, но бандитов 40, а самураев всего 7. Естественно встает вопрос о том, чтобы привлечь крестьян к защите деревни. И как самураи готовят крестьян к бою? Вы думаете, они обустраивают им додзе, вешают макивары на стены и учат крестьян бить удары руками-ногами какого-нибудь средневекового восточного единоборства , а также выполнять многочисленные ката каратэ ? Ошибаетесь. Они вооружают крестьян бамбуковыми копьями, то есть просто говоря косо срезанными стеблями бамбука. Когда дело доходит до схватки, то орудуют такими копьями крестьяне очень шустро.

Впрочем, иногда встречаются описания того, чем могли быть вооружены окинавские повстанцы: «В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для вращения мельничных жерновов) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца.» Но в описаниях истории каратэ на подобном вооружении как-то не любят заострять внимание, переходя сразу на «результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточных единоборств и ошеломляющей силы ударов (руками и ногами – примечание автора)» . Честно говоря, если сопротивление на Окинаве японцам все-таки было, то с большой долей вероятности оно в техническом плане закончилось использованием всего того, что было перечислено выше.

Но допустим, все-таки, что больные на голову крестьяне, вместо того, чтобы использовать то, что под рукою, решили убивать самураев голыми руками. Вот пример методики наработки ударов по методике каратэ , которые, по идее, должны убивать противника в доспехах, «Используя для удара только пальцы руки, боец может проткнуть грудь противнику, схватить его за рёбра и вырвать их из тела. Техника эта очень сложная и её очень трудно освоить. Прежде всего, начинающий должен хорошо укрепить пальцы рук. Для этого нужно взять ведро, наполненное бобами, и каждый день в течение нескольких часов втыкать в бобы руку тысячи и тысячи раз. Сначала во время упражнения кожа на пальцах трескается, и руки кровоточат. Потом кровь засыхает, а чувство боли со временем притупляется и исчезает. После этого бобы в ведре заменяют песком, в котором пальцы встречают большее сопротивление, и продолжают выполнение упражнения более длительное время. Постепенно степень тренированности пальцев увеличивается, и ученик сможет пальцами проткнуть песок и коснуться ими дна ведра. После тренировки с песком переходят к упражнениям с речной галькой, и после длительной тренировки тоже добиваются успеха. В заключение переходят к тренировке со свинцовой дробью. После длительной и тяжёлой тренировки пальцы становятся такими сильными, что каратэка может голыми руками сорвать кору с дерева, без особых усилий разбить тяжёлый камень или проткнуть бок лошади.» Правда, про доспехи в этом руководстве по овладению супер-эффективной техникой каратэ не сказано, но допустим, что боец способный «разбить тяжёлый камень» способен и пробить пальцами доспех. За кадром остается вопрос, сколько лет нужно на подобный результат? Любой, кто тренировался серьезно в любом стиле восточных единоборств , может с полным основанием утверждать, что для того, чтобы научиться даже не убивать, а просто посылать в нокдаун человека ударом кулака или ноги, нужен как минимум год-другой упорных тренировок в зале каратэ, бокса или рукопашного боя . А сколько времени уйдет на осваивание методики протыкания грудной клетки пальцами - вопрос открытый. Здесь, пожалуй, и десятка – другого лет будет недостаточно. Кто же крушил голыми руками шлемы и панцири самураев? Крестьяне, как говорит легенда. Однако, крестьянский труд тяжел везде. Это не восьмичасовой рабочий день в городе, где после всегда есть час – два на то, чтобы полежать перед телевизором. Когда задавленные налогами и поборами окинавские крестьяне находили возможность «каждый день в течение нескольких часов» много лет подряд тренировать подобным образом удары каратэ , да еще и совершенствовать техническую базу и методику своего восточного единоборства ? Иногда упоминают про ночные тренировки «в обстановке полнейшей секретности» . Любопытно посмотреть на такого работягу утром в поле после нескольких лет бессонных ночей.

Как вариант предполагается, что крестьянская деревня содержала одного – двух бойцов, которые только и делали, что тренировались в приемах восточного единоборства , а заодно и мстили самураям за все и всех сразу. Может быть. Но крестьяне во все времена - люди прижимистые, и не потому что характер вредный, а потому, что нужда и голод слишком частые гости в любом крестьянском доме. Будет такой крестьянин кормить нахлебника в расчете на то, что лет через десять – двадцать тот убьет ненавистного самурая, вопрос открытый. А вы, дорогой читатель, стали бы?

Допустим, что подобного бойца по методике каратэ подготовить все-таки можно. Насколько велики его шансы против вооруженного противника? Ведь «голыми руками крушить панцири и шлемы самураев» для успеха недостаточно. Как минимум, требуется еще нейтрализовать то, что у самурая в руках, то есть оружие. Попробуйте как-нибудь поспарринговать руками-ногами против обычного ножа, за рукоятку которого держится человек, хотя бы год тренировавшийся в школе ножевого боя. Лучше, если спарринг будет все-таки учебным, а нож муляжом, так как в противном случае реанимация вам обеспечена с вероятностью 9 из 10. «Нож отменяет» - по одному меткому высказыванию. А нож далеко не меч и дистанция работы у него существенно короче. Самураи же - профессиональные воины, знакомые с оружием не год-другой тренировок, а с раннего детства. Меч рубит руку вне зависимости от крепости кулака, а также ноги, голову и любые другие части тела. Обнаживший клинок самурай вполне способен нашинковать крестьянина в капусту вне зависимости от наличия или отсутствия у последнего навыков восточного единоборств. А вооружение самураев состояло не только из мечей. Копье или лук дают возможность вообще не подпустить противника на дистанцию удара рукой или ногой. Как же «оттачивали бойцы каратэ свое искусство» против огнестрельного оружия вообще остается за рамками понимания. Наверное, ловили руками пули на лету. Остается рассчитывать на то, что крестьянин мог попытаться убить самурая приемом каратэ внезапно, до того, как тот обнажит оружие. Но самураи не дети, чтобы бродить в одиночку по чужой и враждебной стране. Во все времена оккупанты предпочитали жить в укрепленных поселениях, а при необходимости выйти за пределы укреплений, держались вместе. Возможно, есть шанс подойти на дистанцию удара и убить одного самурая, но товарищи убитого быстро расправятся с подобным смертником, а также со всеми, кто подвернется под руку, точнее под меч. Заодно потом прочешут и ближайшую деревню с окрестностями на предмет всех подозрительных, а, не найдя их, просто повесят на деревьях десяток крестьян для острастки. Методы борьбы с партизанским движением и механизм карательных акций один и тот же во все времена. Вот и нет ни уникального бойца каратэ , подготовленного десятилетиями тренировок, ни базы для подготовки новых бойцов восточного единоборства ...

Резюме: Фунакоси Гитин, который огласил данную версию истории каратэ , был явно незаурядной личностью. Придумать миф, которому уже сто лет верит весь мир боевых искусств и восточных единоборств , это что-то с чем-то.

Старое фото школы окинавского каратэ . Цель этого восточного единоборства - убивать вооруженного профессионального воина (самурая))).

Первые сведения о появлении каратэ, или тодэ, как первоначально его называли, зарегистрированы в конце XVIII - начале XIX столетия. Сёсин Нагаминэ в книге «Основы окинавского каратэ-до» приводит точную дату 1761 год.

Именно тогда китаец по имени Кусанку продемонстрировал восхищённым зрителям на острове Окинаве, острове архипелага Рюкю Япония, своё мастерство в китайском боксе и технике захватов. Тодэ может означать китайский бокс, хотя в течение нескольких столетий ему предшествовало боевое искусство, известное просто как «ТИ». Позже этот термин подвергся японизации и стал звучать как «ТЭ» означая руки. Одним словом тодэ на Окинаве появилось благодаря окинавцам, которые изучали китайский бокс в Китае, и китайцам, таким, как Кусанку, которые преподавали его на Окинаве.

Карате (каратэ-до: «путь пустой руки») - японское боевое искусство. Данное написание было придумано в 1929 году Фунакоси Гитином под влиянием идей дзэн-буддизма.

В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.

В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и жители Окинавы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки не победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено - по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.

Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны.

Стоит разделять направления, стили и школы карате.

Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате стали возникать еще во времена появления карате в Японии.

Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате.

На Окинаве существовали собственные виды местных боевых искусств. Это даже не подлежит сомнению по некоторым современным источникам.

Но вот парадокс — тщательно штудируя исторические источники, не удается найти даже упоминаний о каких-то зачатках окинава-тэ или подобных ей видах боя! Безусловно, встречаются упоминания о драках и потасовках, о лихих бандитах (последние, правда, были весьма редки на Окинаве) и другом «боевом» люде, который по логике вещей должен был практиковать боевые искусства, но вряд ли стоит принимать все это за методичное изучение боевых искусств. Увы — хроники молчат о регулярных тренировках, систематических занятиях и даже не упоминают о существовании таких понятий как «прием», «стиль» и многого такого, по чему мы могли бы судить о существовании окинава-тэ.

Китайский стиль Танская рука

Итак, факт для Японии неприятный, но реальный — собственно окинавских боевых искусств никогда не существовало. Зато здесь активно практиковались разные направления южного китайского ушу, да и сами окинавцы безболезненно признавали этот факт, не случайно назвав свое искусство «танская рука».

Многие высказывали сомнение — а из Китая ли пошли те системы боевых искусств, которыми занимались окинавцы и которые потом воплотились в каратэ. Может быть они родились на самой Окинаве? С сомнениями по поводу «китайского истока» окинава-тэ, а, следовательно, и каратэ, мы еще не раз столкнемся, но заранее скажем, что в этих сомнениях — больше от политики, чем от желания разобраться в действительности. Естественно, что японцам не очень хотелось бы связывать собственную традицию боевых искусств с Китаем. Но, увы, факты говорят абсолютно противоположное — у истоков каратэ, дзюдо, частично — айкидо и даже кэндо стояли .

Итак, пролистаем страницы истиной окинавской боевой эпопеи, которая, в конечном счете, приведет нас к знаменитому каратэ. Начинается она в Китае — во все время, на всем протяжении истории японских боевых искусств нам придется возвращаться мыслями к мощной боевой Поднебесной империи.

В 1644 году в Китае воцаряется маньчжурская династия, принявшая название Цин — «Чистая». Она была последней императорской династией в Китае, чье господство продлилось до 1911 года. Отношения китайцев с маньчжурами быстро трансформировались — сначала маньчжуров принимали как врагов, отказывались носить маньчжурскую косу, изучать маньчжурский язык, исполнять «варварские» обряды и обычаи.

Весь конец ХVII в. в Китае, особенно в его северных территориях проходит под знаком непрекращающейся, хотя и весьма неорганизованной борьбы с пришельцами. Но постепенно отношения выравниваются, а к середине ХIХ века многие маньчжурские чиновники даже сами начинают забывать свой родной язык, говорят в основном по-китайски и постепенно ассимилируются.

Мощь китайской культурной традиции поглощает их, практически полностью «китаизируя», не случайно что весь период правления династии Цин китайские историки считают временем развития именно китайской, но отнюдь не маньчжурской культуры.

Первыми от прихода маньчжуров пострадали северные территории Китая, ведь основное направление удара было направлено на Пекин. На юг, в частности в приморскую провинцию Фуцзянь влияние маньчжуров докатилось значительно позже — лишь к середине ХVIII века. Огромная китайская территория как бы поглотила агрессивную среду, ослабив удар.

Но, тем не менее, зажиточные южные дома (зажиточные не в абсолютном смысле, а по сравнению с китайским севером) были весьма недовольны приходом иноземцев. Это могло подорвать их веками создававшиеся неформальные отношения соподчинения на местах, к тому же приход маньчжуров вызвал огромный приток беглецов с севера. Их называли пришлые — на южном китайском диалекте хакка. Местные южные жители — пунти — их недолюбливали и не стремились принять в свою среду.

Окинава — новый дом для Хакка!

И вот примечательный момент: они несли с собой не столько знания , сколько северных школ, в том числе и стиля шаолиньцюань — ведь он были беглецами именно с севера Китая. Не случайно в современном каратэ до сих пор сохраняется немало связок из шаолиньцюань, например, в ката Канку-дай. Большинство таких стилей ушу считало своей родиной , что расположен в провинции Хэнань, уезде Дэнфэн.

Провинция Хэнань.

Правда, настоящий шаолиньский стиль, которым занимались монахи-бойцы, был известен лишь единицам (ситуация не изменилась и по сей день), но многие мастера чисто мифологически возводили свои школы именно к знаменитому монастырю. Таким образом, сложилось причудливое переплетение сотен стилей, школ и направлений, чисто мифологически и зачастую случайно объединенных под одним шаолиньским названием. Именно эти стили и пришли на юг Китая в ХVII-ХVIII вв.

На юге также возникает свой Южный Шаолиньский монастырь, располагавшийся в провинции Фуцзянь, уезде Путянь то ли как филиал северного Шаолиньсы, то ли как самостоятельная обитель — споры среди буддистов и историков не затихают и по сей день.

Провинция Фуцзянь.

Легенды утверждали, что южный Шаолиньсы стал центром всех южных стилей ушу, откуда они перекочевали в Японию и на Окинаву.

Но и эти шаолиньские северные стили, которые принесли на юг переселенцы с севера, не остались в своем первозданном виде — они сильно трансформировались под воздействием местной традиции. Существуют даже предположения, что большинство стилей ушу из южной провинции Фуцзянь — не местного происхождения, а просто немного измененные временем и индивидуальными качествами мастеров северные школы ушу. Возможно, именно этот синтез и фигурирует под названием «стиль из южного монастыря» — нань шаолиньцюань.

Таким образом, на Окинаву «прибыло» сразу несколько семейных школ ушу, считавших своим истоком Южный Шаолиньсы, но на самом деле имевшие в прошлом именно северное происхождение.

Северный шаолинь

Сообщества хакка представляли собой по сути классические китайские тайные общества, ведь именно в провинции Фуцзянь возникло знаменитое общество Триада (Саньхэхуэй) или «Общество Неба и Земли» (Тяньдихуэй), провозгласившие своим лозунгом «Отомстим маньчжурам за сожжение Шаолиньсы».

Правда, не уточнялось, за сожжение какого Шаолиньского монастыря — Южного или Северного собираются покарать бесстрашные бойцы маньчжуров. Дело в том, что Северный Шаолиньсы маньчжуры не тронули, хотя горел он много раз, но в основном либо по неосторожности самих монахов (такие пожары монастырей были далеко не редкостью), либо Южный Шаолиньсы также не был подожжен маньчжурами, Он тихо угас сам в ХVIII в. из-за недостатка монахов. По преданию Южный Шаолиньсы расположен приблизительно в 50 км. от города Путянь — центра одноименного уезда в приморской провинции Фуцзянь.

Эта знаменитая монашеская обитель затеряна высоко в горах в стороне от проезжих путей. К ней ведет лишь узкая немощеная дорога, фактически — просека в горном лесу, которая размывается во время дождей. Слева и справа тянуться маленькие кумирни. Камней на высоте более пятисот метров, пригодных для постройки монастыря, практически не встречалось, и мужественным монахам приходилось таскать каменные глыбы из низины.

Именно таким образом на месте небольшого скита, основанного еще в VI в. (кстати, вне всякой связи с Северным Шаолиньским монастырем), возникла к Х-ХI вв. монашеская обитель, сложенная из мощных камней.

Монахи имели свое примонастырское хозяйство, а местные крестьяне, которые жили в деревушках чуть ниже монастыря, приносили им рис и овощи, благо природа этого края позволяет собирать по несколько урожаев в год. Имели они и свои склады и амбары, а сам монастырь с прилегающими к нему постройками занимал площадь более 20 тыс. кв. м.

Но после прихода маньчжуров на юг что-то нарушилось в неторопливой жизни горной обители, монастырь ветшал и неоднократно горел, даже сегодня в земле, что покрывает его развалины, мы то там, то здесь встречаем угольки — следы от многочисленных пожаров конца ХVIII в. У монашеской братии уже не было того энтузиазма и той возвышенной святости, которая заставила горных отшельников строить на вершине монастырь и носить сюда в течение многих лет камни.

Постепенно Южный Шаолинь полностью разрушился, и сегодня перед нами лежат лишь остатки фундамента, да сложные водоотводные сооружения, которые построили хитроумные монахи. До сих пор любопытный взгляд на площадке, где располагался монастырь, без труда заметит, что земля густо перемешана с угольками — остатки одного из последних пожаров Шаолиньсы.

Сотнями нитей Окинава была связана с Китаем, причем нитями не только торговыми, но и родственными. У тех переселенцев, что когда то в поисках лучшей жизни отправились на Окинаву (и не много выиграли от этого по сравнению с югом Китая), остались на материке немало родственников, а это вызвало к жизни активную торговлю через родственные связи. Торговали солью, знаменитым фуцзяньским чаем, шелками и материей.

Фуцзяньский чай

Листая хроники провинции Фуцзянь, я не раз встречал упоминания о том, как целые семьи отправлялись в поисках лучшей жизни на Окинаву. Есть и другие, весьма интересные заметки — окинавцы сами приезжали в Фуцзянь и даже обучались здесь «цюань» — «кулачному искусству».

Китайские поселения на Окинаве были весьма значительны, порой они составляли целые деревни. Распахивались новые поля, создавались выселки, приходили новые традиции и обычаи.

Китайцы принесли с собой не только тщательно продуманные методы землепользования и строительства домов, но, прежде всего — свою духовную культуру, ощущение внутриутробной, затаенной мудрости, которая присуща традиционному Китаю. Нет, речь, конечно же, не идет о прямом привнесении буддизма или конфуцианства на Окинаву, простолюдинам было не под силу стать проповедниками могучих духовных и этических систем.

Да, признаться честно, китайцы, тщательно поклоняясь Конфуцию и трепетно чтя Лао-цзы, весьма слабо представляли истинную сущность их учения. Они скорее ощущали этические принципы конфуцианства, нежели были посвящены в глубинную суть его учения, и вряд ли были способны связно изложить его.

Но ведь существует не только внешняя, доктринальная грань культуры, но есть еще и ее метафизическая глубина, что живет в человеке. Она дана как нечто истинное, сущностно данное человеку, не зависящее ни от его образования, ни от его социального положения.

Именно эту глубину китайской культуры, которая опережала японскую на тысячелетия, и приносят китайские переселенцы на Окинаву. Приходит новое ритуальное измерение жизни с разработанным культом предков, семейным воспитанием, соблюдением всех конфуцианских норм. Так происходит своеобразное осеменение Окинавы китайской духовной культурой, и одним из плодов этого становится рождение нового вида боевых искусств. Итак, именно китайцы приносят на Окинаву несколько разрозненных стилей ушу, которые, трансформировавшись, со временем и превратились в каратэ.

Каратэ Мастер

Но вот вопрос — а какой конкретно стиль или стили пришли из Китая на Окинаву? Естественно, что точного ответа на этот вопрос быть не может — переселенцы приезжали на Окинаву из самых разных районов Фуцзяни, Гуандуна и даже с севера Китая, принося свои местные школы, и все же стало однозначно ясным, что исток окинава-тэ и каратэ лежит на юге Китая.

Приморские районы Фуцзяни до настоящего времени малодоступны для иностранцев, к тому же до недавних пор знаменитый своими боевыми искусствами и Южным Шаолиньским монастырем уезд Путянь считался стратегической, а, следовательно, закрытой зоной, находящейся непосредственно напротив Тайваня, споры о статусе которого создают в этих районах весьма неспокойную ситуацию.

До сих пор этот регион полон самых разнообразных традиционных школ ушу, многие из которых поразительным образом напоминают по своему техническому арсеналу каратэ. Многим любителям боевых исскуств, если доводилось побывать в уезде Путянь, неоднократно приходилось встречать старых мастеров, выполнявших комплексы, весьма напоминающие по своей структуре такие известные ката каратэ как Канку-дай, Басай-дай, Сантин-но-ката.

Примечательно, что и сегодня у многих таких китайских школ не существует никаких самоназваний, сами же мастера называют свои направления просто кулачное искусство (цюань) или боевое искусство (уи), не подозревая, что их отцы и деды дали начало такому гиганту мировых боевых искусств как каратэ.

Из стилей, имеющих самоназвания и связанных с окинавской боевой традицией, могу с уверенностью назвать цзунхуцюань — «Стиль благовения перед тигром», Хухэлунцюань — «Стиль тигра, журавля и дракона» (он лег в основу окинавского стиля Уэтирю, из него пришли в каратэ такие известные ката как Сантин, Тэнсe: и многие другие), Наньчжицюань — «Кулак Наньчжи», Сухуцюань — «Стиль голосящего журавля» и ряд других.

Но если быть до конца откровенными, признаемся, мы не знаем точного названия стиля или имени того мастера, который стал первым преподавать ушу на Окинаве. Скорее всего, такого названия вообще не существовало, поскольку в ту эпоху большинство китайских стилей называлось просто «цюань» — «кулак» или «кулачное искусство».

Мы знаем доподлинно лишь одно: первые окинавские мастера боевых искусств (впрочем, не только первые) учились исключительно у китайских бойцов. Позже среди окинавских последователей боевых искусств стало обязательным паломничество в Китай «на стажировку», а в фуцзяньских хрониках до сих пор сохранились записи о гостях с Окинавы.

Здесь же можно обратить внимание еще на один интересный факт, который может немало удивить поклонников «японского» характера боевых искусств: все известные направления будо — достаточно позднего характера, например, дзюдо родилось лишь в конце ХIХ в., а каратэ появилось и того позже — в 30-х гг. нашего века! Может быть прародитель каратэ — окинава-тэ или тодэ — старше? Ведь во многих книгах весьма авторитетно утверждается, что каратэ имеет «тысячелетнюю историю». Но нет, первые известные школы окинава-тэ возникают никак не раньше конца ХVIII в., так что история предка каратэ едва ли насчитывает двести лет.

Китайские переселенцы, которые веками ассимилировались на Окинаве, не долго держали монополию на преподавание боевых искусств, вскоре и сами окинавцы принялись передавать знания боевых искусств сначала по семейной линии, а потом начали брать к себе в ученики соседских мальчишек, т.е. известном смысле нарушили закрытую семейную традицию.

Правда, занятия ушу у китайцев еще долгое время продолжали считаться престижными и модными, и родители нередко отдавали своих детей в обучение именно к китайским учителям. Комплексы тодэ вскоре стали восприниматься не столько как некие наборы приемов, но как особый тип народного ритуала, основанный на ритмичных движениях, коротких выдохах, выкриках, плавных разведениях руками, прыжках и остановках. А поскольку ряд комплексов выполнялся под ритмичные удары в барабан, то это еще больше сближало некоторые виды тодэ и ритуальные танцы.

Далеко не все окинавцы после обучения у китайцев создавали свои школы, в ту эпоху продолжение традиции боевых искусств среди окинавцев было скорее исключением, чем правилом. Традицию несли на первых порах именно китайцы, и именно они монополизировали «истинную передачу» тодэ, обучаться у них было значительно престижнее, да и полезнее, чем у окинавцев. Огромный духовный и чисто практический опыт, накопленный Китаем в области преподавания ушу, был не сравним с окинавским. В Китае в ту пору ушу уже шагнуло из области чистого боя, самозащиты, в область духовного развития, и идеал ушу лежал уже далеко за рамками исключительно рукопашного боя — ушу превратились в уникальную систему внутреннего развития человека. Но для того, чтобы пройти этот путь, потребовались века, а у Окинавы за спиной не было такого мощного исторического пласта. Поэтому в области преподавания боевых искусств практически вплоть до ХIХ в. на острове безраздельно властвовали выходцы из китайской Фуцзяни. Лишь значительно позже, когда стала формироваться чисто японская версия создания каратэ, произошло так называемое «ритуальное забывание» о китайских истоках. Этот момент очень важен, и о нем мы поговорим позже.

Японцы подспудно, а иногда и намеренно «забывали» о неприятном — о том, что в основе каратэ не просто лежит китайское ушу, но что каратэ больше чем на половину и есть китайское творение, данное только под иным называнием и в японских одеждах. Японская эпоха «воспитания национального духа» потерпеть этого не смогла и «забыла» о китайских корнях и о долгой монополии китайцев на преподавание тодэ. Поэтому сегодня нам известны в основном лишь имена японских мастеров, а китайские канули в Лету. Для этого даже не пришлось переписывать хроники и подправлять фамилии — таких хроник практически не было на Окинаве. Зато китайцы записывали практически все, что попадалось им на глаза, к тому же они никак не могли пройти мимо самого священного для них — семейных хроник (цзяпу). И именно в генеалогических книгах фуцзяньских семей мы можем обнаружить немало весьма интересного об истинной картине становления боевых искусств на Окинаве.

Одним из первых известных мастеров ушу, преподававших на Окинаве, был прибывший сюда в конце ХVII в. Ван Цзялинь из уезда Путянь. Он селится недалеко от Сюри и через несколько лет берет к себе в ученики нескольких человек. Преподавал он в основном стиль Голосящего журавля (сухэцюань), а одним из его учеников становиться некий E:наминэ, который бил ладонью настолько хлестко, что мог сбить с ног трех человек, которые стояли, упершись друг в друга руками. Приблизительно в то же время на Окинаве начинают преподавание китайские мастера Гуань Шанфу, Е Ваиъи и многие другие, имена которых не дошли до нас.

Так или иначе, сведения весьма обрывочные о ранних этапах истории каратэ. Ранняя боевая традиция Окинавы весьма скудна на рассказы о мастерах боевых искусств. В сущности, до середины ХVIII в., кажется, никакими особыми подвигами местные бойцы не отличались, если не считать обычных и то весьма редких рассказов о «силачах», носящих явно заимствованный из Китая характер. Ничего подобного китайской традиции, богатой на сотни самых разнообразных рассказов о мастерах ушу, здесь мы не встречаем.Вероятно, ни школ боевых искусств, ни систематического преподавания на Окинаве вплоть до ХVIII в. не существовало. Зато затем начинается то, что можно назвать «взрывом» боевых искусств на Окинаве.

групповая тренировка по карате в Окинаве

Самым древним видом единоборств считается ушу. Фрагменты спарринга и различных упражнений отображены в наскальных рисунках.

В 1387 г. король Рюккю укрепляет поэтические и экономические связи с Китаем, что дало экономическое развитее острова Окинава. Рюккю отправляет по несколько человек в Китай для обучения ушу. Через 10 лет на Окинаве появляются собственные специалисты для обучения данных видов единоборств.

Из - за отказа Окинавы в поддержке японским завоевателем в завоевании Кореи, Япония объявила королю Рюккю, войну. После чего, японские войска в количестве 300 человек высадились на острове, подавив местное население. Так Окинава стала частью Японской Империи.

Для предотвращений восстаний и сопротивлений Японская армия ввела многие запреты для местных жителей. Так, например, были изъяты все режущие и колющие предметы. На деревню оставлялся один нож, который был под постоянным наблюдением.

Данное обстоятельство и побудило патриотическое общество к пересмотру упражнений ушу. Так была создана новая школа – Окинава тэ (сильная рука).

Так же впервые было введено понятие тамешивари (разбивание твердых предметов разными частями рук и ног).

Партизанская война длилась в течение 30 лет, после чего патриотический дух стал спадать. Окинавы смирились со своей независимостью, теперь Окинава полностью принадлежала Японии. Различные повстанческие отряды вышли из «подполья». Создавались легальные школы Окинава тэ. Было создано очень много школ, между которыми постоянно проводились турниры. Наиболее сильной в то время было 2 школы: Асако и Фунакоши.

В начале XIX в. в Токио впервые проводился турнир воинской чести. Куда был приглашен один из представителей Окинава тэ. Выбор пал на Фунакоши. Он досрочно выигрывал всех своих соперников. После турнира японский император предложил Фунакоши открыть данный вид школы в Токио. На что Фунакоши дал свое согласие. Так впервые была открыта школа Окинава тэ. Но у многих японцев не устраивало данное название (заморского происхождения). После чего Фунакоши сменил название Окинава тэ на Каратэ. Таким образом «Китайская рука» превратилась в «Пустая рука».

Каратэ имело большую популярность в Японии. Через несколько лет, почти в каждом городе Японии существовала школа каратэ. И в 1957 г. впервые был проведен турнир по спортивному каратэ. Победителем был Масутацу Ояма.

2.Зарождение стиля «Киокушинкай каратэ»

Киокушинкай каратэ - один из мощнейших стилей, созданным Масутацу Оямой в 50-е годы XX века.

Мировой центр школы Масутацу Оямы был официально открыт в июне 1964 года, и было принято название Киокушин, имеющее значение - " Абсолютная истина ". С тех пор, Киокушин распространился больше чем по 130 странам мира, и на настоящий момент зарегистрированных членов IKO, более 4 миллионов, то есть это одна из самых больших организаций Боевого искусства в мире. В идеологии Киокушин нет дискриминации ни по расовому, ни по религиозному принципу. Здесь никого не удивит поединок между бойцом ростом 160 см и весом 67 кг и двухметровым бойцом весом 135 кг. Потому что только сам поединок выявит кто сегодня лучший.

Среди известных всем людей из мира Киокушин: Шен Коннери - Почетный первый дан, Дольф Лундгрен третий дан - Австралийский экс-чемпион в тяжелом весе, Президент ЮАР Нельсон Мандела - Почетный восьмой дан, Австралийский Премьер-министр Джон Говард - Почетный пятый дан, которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин доджо в Сиднее в июне 1988 года.

Школа Киокушинкай открыто противопоставлялась всем известным школам. Ояма отказался от догматичности постановок традиционных воинских искусств, обогатил каратэ завоеваниями китайских, корейских и других боевых искусств. Все они в комплексе призваны были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность, выносливость. Кенчикато, ученик Оямы, рассказывает, что в доджо Оямы приходили усовершенствоваться знаменитые мастера других школ. Большие изменения также наблюдались и во взглядах других школ: они постоянно совершенствовали свою технику, приспосабливаясь к условиям реального боя, тем самым косвенно способствуя развитию Киокушинкая.

Ояма ввел множество новых, заимствованных и изобретенных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумитэ), тем самым, бесспорно, пополнив арсенал каратэ. В области философии Ояма идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики Дзэн. Видную роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей тренировки, моку-со.

И все же главное в системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:
- пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения, стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- отрубание горлышка стоящей бутылки;
- проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев.
Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, сбивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Однако Ояма привлекал сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов - документальных и художественных. Но что особенно важно - его ученики побеждают на чемпионатах. И не случайно его школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию каратэ, противопоставив ей свою Всемирную федерацию. Ояма шел своим путём.

Всего за 36 лет существования, Киокушинкай каратэ-до сравнялось и превзошло по популярности другие виды восточных единоборств, имеющих не просто вековую, а тысячелетнюю историю. Однако, каратэ - принципиально традиционная школа. Это проявляется во всем: в сущности стиля, в особенностях структуры.

Биография Масутацу Оямы

Масутацу Ояма (Йонг И Чой) родился 27-ого июля 1923 года, в Южной Кореи. Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье на юг Китая, где у работающего в поместье мастера Йи учился китайскому кемпо 18 рук.

В 12 лет он вернулся в Корею и продолжил занятия корейским кемпо. В 1936 г. он получил черный пояс.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы, обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих. Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо и боксом, и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ. Это заинтересовало его, и он поехал в доджо Гичин Фунакоши в Университете Такушоку, где занимался известным видом каратэ - шотоканом, удивляя всех своими успехами. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте, он был четвертым Даном.

«Если меня спросят, чему человек должен посвятить жизнь, я отвечу – тренировкам. Тренируйтесь больше, чем спите, и, независимо от преследуемых целей, вы не пожалеете», - говорил Ояма. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был не менее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.

После поражения Японии во Второй Мировой войне, Масутацу Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. В эти годы Ояма встречается со своим соотечественником Шу Нэй Чуом, одним из авторитетных каратистов школы Годжу Рю, который по – новому освещает связь духовного с физическим. Именно он и воодушевляет Ояму на то, чтобы посвятить жизнь каратэ, отойти от мирской суеты и предаться духовному и физическому развитию в одиночестве.

В 23 летнем возрасте Масутацу Ояма встретил Эиджи Йошикаву, автора романа "Мусаши", основанного на жизни и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл. В тот год Ояма отправился на гору Минобу в Префектуре Чиба, где Мусаши основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю. Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Иошикавы. Вместе с Оямой на гору поднимается его ученик, который не выдерживает одиночества и режима суровых тренировок и тайно покидает его через 6 месяцев. Это тяжело сказалось на Ояме потому, что желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Так Ней Шу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии. Но после 14 месяцев нечеловеческих тренировок Ояма вынужден покинуть гору из – за финансовых затруднений.

В 1947 г. в Киото на Первом Всеяпонском чемпионате по каратэ Ояма, одержав блестящие победы, занимает первое место. Отсутствие достойного противника в каратэ и страстное желание постичь тайны и истину настоящего каратэ вновь зовут Ояму в горы. В 1948 г. он подымается
на гору Кийозуми в префектуре Чиба. Теперь его тренировки стали фанатическими по нагрузкам - 12 часов в день, каждый день без дня перерыва, стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни своими руками, используя деревья как макивару, совершая сотни отжиманий в день. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.

В недолгой период в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит наставлением легкомысленным ученикам:
4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 часов утра - приготовление пищи.
8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
11 часов утра - выполнение ката.

При этом ежедневно выполнять по 100 раз какое-либо одно ката. Например, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
2 часа пополудни - поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса - 200 раз; разбивание камней.
5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.
Многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

Тем не менее, для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам, желающего внедрить новую методику обучения каратэ, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек, вполне современного склада, Ояма быстро понял, что помочь ему в таком смелом начинании сможет только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной компании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч".

В 1950 году, основатель (Sosai) Масутацу Ояма начал демонстрировать свою силу, борясь с быками. Всего, он боролся с 52 быками, три из которых были убиты, и 49 быкам обрубил рога ударом руки "шуто". Нельзя говорить о том, что ему это было легко сделать. Ояма любил вспомнить о своей первой попытке, закончившейся лишь тем, что разъярил быка. В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму. Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными, после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни.

В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. Поистине, как можно было не удивляться, когда Ояма ломал огромные булыжники, словно хрупкие фарфоровые изделия, ударял молотком по рукам, ломал руками и ногами толстые доски. Бои Оямы с известными американскими боксерами длились секунды. Его называли «Божественная рука».

Ояма стал первым человеком в мире, который три дня подряд боролся с 300 разными бойцами, проводя в день по 100 боев длительностью в две минуты, каждый раз выходя победителем. Большинство участников после первых же секунд подвергались нокдауну. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как "Рука Господа", как живое проявление принципа японских воинов "Один удар - смерть". Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно). Этот своеобразный марафон состязаний прекратился из – за отсутствия желающих бороться.
В 1953 году, Масутацу Ояма открыл свой первый доджо в Медзиро в городе Токио. В 1956 году, первый постоянный доджо был открыт в прежней студии балета за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от нынешнего Японского центрального Доджо. В 1957 году Ояма имел 700 учеников, несмотря на большое количество, не выдержавших тяжелых изнурительных тренировок. В этом доджо была заложена основа 1000 – дневных тренировок для начинающих, 10000 – дневных – для раскрытия истины.
Ояма приступил к созданию новой школы каратэ, открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо, выбрав наиболее эффективные для своей системы элементы, которые в комплексе обеспечивали силу и стойкость спортсмену, назвав свою школу «Киокушинкай» (общество абсолютной истины).

В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкай Хонбу, который впоследствии становится международным центром Киокушинкай (ИКО).

В 1969 г. в Токио был организован Первый всеяпонский открытый чемпионат Киокушинкая.

В 1975 г. состоялся Первый всемирный открытый чемпионат Киокушинкая в Токио, который утвердил славу и мощь Киокушинкая. Из 128 участников из 36 стран чемпионом стал Кацуаки Сато.

В 1979 г. состоялся Второй всемирный открытый чемпионат в Токио, где чемпионом стал Макото Накамура.

В 1983 г. состоялся Третий всемирный открытый чемпионат, на котором победителем опять стал Макото Накамура.

В 1987 г. состоялся Четвертый всемирный открытый чемпионат, в котором участвовали 200 спортсменов из 70 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори.

В 1991 г. состоялся Пятый всемирный открытый чемпионат, на котором из 250 участников из 110 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори. На чемпионате Ояма Масутацу демонстрирует ката "Энтэнкэн" и сам называет это свое выступление последним. Ояма Масутацу был в зале до конца своих дней, в летних лагерях в Японии. Через шесть месяцев он ушел из жизни 26 апреля 1994 года, на 71 году жизни.

Масутацу Ояма-неповторимая яркая звезда, мысль и душа, которого, проникая во все уголки мира, распространяют здоровье, силу и волю.

Шокей Мацуи.

Шокей Мацуи родился 15 января 1963 года. Каратэ начал заниматься с 12 июня 1976 года. В 1980 году, когда ему было 17 лет, выступил на 12 - Всеяпонском чемпионате и занял 4-е место.

Шокей Мацуи - один из лучших учеников Масутацу Оямы, обладатель 8-го дана в каратэ. Отличающийся филигранной техникой, этот боец стал истинным продолжателем дела Мастера. Ояма навсегда остался одним из самых главных людей, определявших жизнь Мацуи. С самого детства он испытывал к своему Учителю чувство искреннего восхищения, которое со временем усилилось и чувством благодарности за все то, что дали ему занятия Киокушин и сам Ояма. «Великий человек и герой» - так называет его Мацуи.

С мая 1994 года, на основании завещания Масутацу Оямы, президентом международной организации Киокушинкай каратэ-до является Шокей Мацуи.

Он один из немногих, кто смог выдержать 100 кумитэ, состоявшиеся для него 18 мая 1986 года. Против одного Мацуи выступили 100 лучших бойцов. Ни один простой человек, даже обладающий огромной силой, но не имеющий определенной духовной основы, никогда не смог бы выдержать этого испытания. Тем не менее, даже на 95 противнике он сумел по-настоящему продемонстрировать свое мастерство, когда отправил соперника в нокдаун. Кумитэ Шокея Мацуи против сотни человек продолжалось 2 часа 24 минуты - время Олимпийского марафона.

Эта победа Мацуи над самим собой еще раз подтверждает истинную приверженность Киокушин к БУДО.

В 1987 г. - на 4-ом Чемпионате Мира он победил и стал Чемпионом Мира.

«После того как я стал чемпионом мира - пишет о себе сам Мацуи - я был в смятении. Мной овладели чувство превосходства, и, в то же время, чувство собственной неполноценности. Существовал разрыв между моими детскими мечтами и реальностью. Я стоял перед дилеммой. Потому что раньше у меня была цель, а после чемпионата - пустота». Перед ним встала проблема, с которой неизбежно сталкивается любой победитель: «Что дальше?» Но киокушин - это не тот вид спорта, в котором существуют резко обозначенные пределы, что, достигнув определенных высот ему некуда было бы пойти дальше. Ведь как говорил Ояма: «Стремление к абсолютной истине безгранично. Потому как совершенство беспредельно».

После 5-го Чемпионата Мира, при поддержки Оямы, Мацуи открыл собственное доджо.

Шокей Мацуи своим кредо избрал выражение «Торопись, но делай не спеша!». И жизненный путь этого великого бойца Киокушина является подтверждением действенности этого выражения на деле.


Похожая информация.