Все хоккеисты сборной ссср. Тренеры сборных ссср и россии по хоккею. Правые крайние нападающие

Стала ли главная театральная премьера года в России главным скандалом 2017-го?

Большой театр в минувший уик-энд представил публике балет «Нуреев» питерского композитора Ильи Демуцкого в постановке режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова. «Запрещенный спектакль», билеты на премьерные показы которого разлетелись в считаные часы, прошел при большом скоплении VIP"ов — друзей и знакомых спонсоров постановки — Романа Абрамовича и Андрея Костина. «Нуреева» специально для «БИЗНЕС Online» рецензирует балетный критик Екатерина Беляева.

«БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК»

В Москве на исторической сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета петербургского композитора Ильи Демуцкого «Нуреев» . Его поставили худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников , который сейчас находится под домашним арестом в связи с так называемым театральным делом, и хореограф Юрий Посохов , постоянно проживающий и работающий в Сан-Франциско. Напомню, что эта премьера должна была состояться еще в июле 2017 года и завершить прошлый театральный сезон в Большом, но после одного из прогонов ее внезапно отменили. На самом деле балет не отменили, а отправили на доработку. Спектакль перенесли сначала на май-2018, так как раньше у постановщиков не было общего времени для того, чтобы встретиться в Москве вторым дублем.

В качестве причин отмены выдвигались разные версии. Официальной считалась такая: спектакль не готов к сдаче, плохо отрепетирован, имеет много постановочных нестыковок и требует дополнительного времени на доработку. Другая версия строилась из догадок, касающихся непристойности изобразительного материала, использованного постановщиком Серебренниковым (режиссер выступил в «Нурееве» и как сценограф). Неприличным могло показаться мелькание на заднике гигантских размеров фотографии полностью обнаженного Рудольфа Нуреева авторства знаменитого американского фотохудожника Ричарда Аведона . Карточки той «естественной», то есть «обнаженной» фотосессии не являются запретными, они опубликованы, по ним в академиях учатся историки искусства и молодые фотографы.

В первую причину можно легко поверить, так как в сегодняшней гонке большинство спектаклей во всем мире делается наспех, выпускается в короткие сроки, а технологически трудные спектакли могут прирастать качеством конкретно на самых последних репетициях за счет профессионализма постановщиков и отдачи актеров. Такое случиться с балетом «Нуреев» летом запросто могло. Относительно второй догадки сказать нечего, журналистов на рабочие репетиции не пускают, и судить, «был ли мальчик» (была ли задействована такая фотография, как именно фотография и в каком формате ее демонстрировали, была ли другая «порнография»), мы не можем. И третья гипотеза «недопуска» балета к публике летом — наличие в спектакле намеренной пропаганды ЛГБТ или страх, что лирические сцены фактически супружеских отношений Рудольфа и датского танцовщика Эрика Бруна , включенных в балет как факт биографии Нуреева, какой-то важной персоне сверху покажутся таковой.

Как бы там ни было, после рокового дня, когда прозвучал приговор об отмене готового балета, состоялся еще один генеральный прогон «Нуреева», его записали для того, чтобы в любой момент можно было вспомнить порядок. Дальше разворачивался самый плохой сценарий. В августе Серебренникова посадили под домашний арест, начатые им спектакли — в Москве и Штутгарте — вышли без окончательного «досмотра» режиссера, запертого в своей московской квартире и лишенного загранпаспорта. Вышли они в самом высоком «разрешении», так как мозговая концентрация коллег-артистов и ответственность за общее дело после ареста Кирилла оказалась завидным образом накалена. В это же время в декабрьской афише Большого театра внезапно «открылось» окно и в него «влетели» два «Нуреева». Все постановщики, кроме Серебренникова, смогли приехать на экстренные репетиции.

«Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски (Нуреев – Владислав Лантратов)» Фото: Павел Рычков / Большой театр

«ШВОВ ОТ СРОЧНОГО ВЫРЕЗАНИЯ ФРИВОЛЬНЫХ СЦЕН НЕ ЗАМЕЧЕНО»

Прежде чем приступить к описанию того, что зрители (из них лишь 500 человек купили билеты в кассе предварительной продажи, а остальные были представителями СМИ, гостями театра или приглашенными лицами двух спонсоров спектакля — Романа Абрамовича и Андрея Костина ) увидели на премьере 9 декабря, надо рассказать, что представляет собой в общих чертах театр Серебренникова.

«Нуреев» — его третья работа в Большом после оперы «Золотой петушок» и балета «Герой нашего времени». Режиссеры драмы и либреттисты-драматурги в балете появлялись и до него, история зафиксировала опыт Немировича-Данченко, Радлова, Пиотровского и др... Но Кирилл особенный. В любой чистый жанр он приходит, чтобы экспериментировать, взрывать рутину и обманывать ожидания зрителей с конвенциональным мышлением. Его драматические спектакли походят на мюзиклы и балеты, в операх есть серьезные пластические вставки, а в балете — элементы вербатима и мелодекламации.

Таким образом, заказывая «Нуреева» команде Серебренникова, гендиректор Большого Владимир Урин брал не кота в мешке, а вполне конкретный синтетический театр, который он хотел показать на исторической сцене Большого театра — балет с приметами оперы, оратории, телешоу, драматического спектакля и кино. И публика, пришедшая 9 и 10 декабря в Большой, — это в какой-то степени обычная «паства» Серебренникова, поклонники его творчества и неофиты современного искусства. Эти люди едва ли бы стали наводить лорнет на неприкрытые фиговым листом гениталии Нуреева на известной фотографии. Сразу оговорюсь, никакой подобной фотографии в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии. Швов от срочного вырезания фривольных сцен тоже не замечено. Балет выполнен в нежных пастельных тонах и полон лирики.

«Фотографии полностью обнаженного Нуреева в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Спектакль о самом ярком балетном артисте второй половины XX века этой команде постановщиков заказал Большой театр в лице Урина. Гендиректор главного театра страны рассчитывал с новым блокбастером, в данном случае байопиком (биографией), повторить успех балета «Герой нашего времени», поставленного Серебренниковым и Посоховым на музыку Демуцкого в 2014 году по мотивам одноименного романа Михаила Лермонтова. Переговоры с востребованным в мире Посоховым проходили давно, хореограф заранее «озвучил» несколько названий балетов, постановки которых он мог осуществить в расчете на историческую сцену Большого, но выбор пал на «Нуреева». Урин рассудил, что Большому театру нужны, кроме сюжетов русской литературы (в сезоне 2017/2018 гамбургский хореограф Джон Ноймайер ставит балет «Анна Каренина», это будет копродукция двух балетных трупп) истории о больших художниках, чья жизнь и творчество изменили мир. Нуреев идеально подошел.

Что касается написания имени танцовщика, известного у нас больше как Нуриев, то здесь выбор делал либреттист, то есть Серебренников. Фамилия отца Рудольфа была придумана им самим и возводилась к имени Нурис, а всю родню в момент получения паспортов записали Нуреевыми. По паспорту Рудольф был Нуреевым, как Нуреев он поехал с труппой Кировского (сейчас Мариинского) театра в Париж, как Нуреев «прыгнул в свободу» в 1961 году в аэропорту Ле-Бурже, и на Нуреева в СССР завели дело изменника родины.

«Через совместные занятия с Эриком Бруном (Денис Савин) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью» Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

«ЗА КАЖДЫМ ЛОТОМ ПРЯЧЕТСЯ ФЛЕШБЭК»

Начинается балет с выкриков аукциониста на английском и французском языках (артист МХТ Игорь Верник ). Сразу в двух аукционных домах в Париже и Нью-Йорке распродаются предметы искусства и личные вещи, принадлежащие недавно скончавшемуся (1993) великому танцовщику, богу танца Нурееву. За каждым лотом прячется флешбэк — мини-путешествие в прошлое Нуреева, его встречи с людьми, участие в постановках и просто важные жизненные эпизоды. Какие-то эпизоды инкрустированы танцами, какие-то снабжены пением (поют меццо-сопрано Светлана Шилова , тенор Марат Гали , контратенор Вадим Волков ), некоторые представляют собой пластические этюды под монотонное чтение отрывка письма (большинство писем имеют вымышленное содержание).

Первый флешбэк уводит в Ленинград в хореографическое училище имени Вагановой, куда Нуреев поступил, когда ему было 17 лет. Строгие академические стены, скрипучие деревянные полы, марлевые занавески, усердные ученики и ученицы тянут подъемы, скачут в жете. Спустя время на сцену вальяжно выходит Нуреев (Владислав Лантратов ) в нахальных белых трико и танцуя, оттесняет с середины, а потом просто грубо толкает изящную девочку, как бы предвосхищая свою будущую «революционную» деятельность в области развития сольного мужского танца.

В картине «Улица Росси» Серебренников начинает посмеиваться над «снулой» жизнью, какую вели люди в СССР, и тихо демонстрировать свою и, видимо, Нуреева ненависть к режимам. На стене висят два портрета, на одном — стационарном — изображена Ваганова, на втором — сначала Николай II, а затем Ленин, Сталин, Хрущев. Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски.

«Марго Фонтейн (Мария Александрова) вводит Руди в романтический репертуар» Фото: Павел Рычков / Большой театр

Вот уже на юного Нуреева сыплются доносы коллег (их зачитывает тот же Верник), а действие незаметно переносится во Францию, в закрытую зону аэропорта Ле-Бурже — и далее в Булонский лес, «сверкающий» длинноногими трансвеститами, так потрясшими Нуреева после диетического Ленинграда. Сцена перехода из советского Ада в западный Рай строится колоритно. В центре сцены вырастает трибуна, на ней стоят корпулентные хористки и три солиста — они поют «Песню о родине». Танцовщицы-колхозницы в тесноте, но не в обиде танцуют про «хорошо в стране советской жить». И за ними финальная сцена первого акта с роскошными парижскими вечеринками.

«ВТОРОЙ АКТ РАССКАЗЫВАЕТ ПРО ТВОРЧЕСТВО НУРЕЕВА»

Второй акт рассказывает про творчество Нуреева, и он более танцевальный. Через лоты-флешбэки на сцену по очереди выходят именитые партнерши Нуреева. Марго Фонтейн (Мария Александрова ) вводит Руди в романтический репертуар, Наталья Макарова (Светлана Захарова ) танцует вместе с ним dance modern. Через совместные занятия с Бруном (Денис Савин ) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью. Верник между тем продает с торгов интимную записку Нуреева умирающему от рака Бруну, которую Руди так и не передал партнеру.

Наталья Макарова (Светлана Захарова) танцует с Нуреевым dance modern Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Безудержная страсть Нуреева к сцене, классическому балету реализована в виде сменяющих друг друга кордебалетных сцен, идущих под ловко оркестрованную, но узнаваемую музыку Чайковского, Минкуса, Глазунова. Самой красивой находкой Посохова можно счесть танцевальную сцену, где хореограф вводит в строго женский (как в женском монастыре) коллектив теней из «Баядерки» энергичных партнеров, которые не только «подкручивают» балерин и делают обводки, но самодостаточно танцуют. Это такой лобовой намек на кощунственные акты Нуреева-хореографа, который мог в своем балете лишить балерину вариации, написанной Петипа, и передать ее музыку солисту-мужчине.

В финале обыгрывается еще одна любовь Нуреева — к дирижированию. Герой Лантратова в костюме Солора из «Баядерки» берет палочку из рук настоящего дирижера (Антон Гришанин ) и встает за пульт оркестра Большого театра.

Длится балет два с половиной часа с антрактом, в нем еще есть эпизоды «Короля-солнце», где Рудольф — Луи XIV, натанцевавшись, наслаждается обществом полураздетых янычар, составляющих его мужской гарем.

«Театр приготовил трех Нуреевых (на фото — Артем Овчаренко)» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Картины, размещаясь в рамках одной декорации-трансформера (класс в Вагановке, парижское метро, зал в парижской опере, стены плебейских кварталов с красочными граффити), быстро сменяют одна другую, и, если что-то рождается подозрительное, оно исчезает так стремительно, что выглядит обманом зрения.

Театр приготовил трех Нуреевых. Артем Овчаренко станцевал 10 декабря, Игорь Цвирко прошел прогон, а спектакль у него будет в мае. Надо ждать.

Екатерина Беляева

На анонсе: Нуреев – Артем Овчаренко. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Некоторые болельщики считают, что процент вклада тренера в общий успех хоккейной команды не так уж велик, ведь на ледовую площадку выходят спортсмены, и именно они забивают голы и добывают очки. Но удачное выступление на любом соревновании по игровым видам спорта немыслимо без выбора дальновидной стратегии и оптимальной тактики. Именно мозговой центр в лице тренерского штаба подводит теоретическую базу под залог будущего триумфа, а хоккеисты ее воплощают на практике.

Тренеры СССР сделали невероятно много для того, чтобы отечественная школа хоккея стала одной из ведущих в мире. А началось все с 50-х годов прошлого столетия, когда на дебютном для себя официальном ЧМ-54 наши парни сенсационно стали первыми. Вот список наставников сборной СССР за весь период ее существования:

  • Анатолий Тарасов - 1953, 1958–1960 гг.;
  • Аркадий Чернышев - 1953–1957, 1961–1972 гг.;
  • Всеволод Бобров - 1972–1974 гг.;
  • Борис Кулагин - 1974–1977 гг.;
  • Виктор Тихонов - 1977–1991 гг.

Самыми известными и почитаемыми в нашей стране из наставников хоккейной сборной считаются Тихонов В. В. и Тарасов А. В. Между тем, Виктор Васильевич действительно завоевал со сборной Союза массу наград: под его руководством мы 10 раз становились чемпионами Европы, 8 - мира и дважды праздновали победы на Олимпийских играх. Тогда как под началом Анатолия Владимировича нам лишь трижды удавалось одерживать верх над соперниками в европейских первенствах. Но справедливости ради стоит заметить, что именно при Тарасове был заложен базис победоносной «красной машины», а впоследствии им был основан детский турнир «Золотая шайба», ставший хорошим трамплином для карьеры многих хоккеистов.

Ну а наиболее титулованным советским тренером сборной является Аркадий Иванович Чернышёв. Вместе с ним наша любимая национальная команда 11 раз поднималась на высшие ступени пьедесталов ЧМ и ЧЕ, четырежды завоевывала золото Олимпиады. В период управления Чернышева сборная СССР установила уникальный рекорд - выиграла 10 турниров подряд. Кстати, большую часть времени помощником Чернышёва был не кто иной, как Тарасов.

Список «Тренеры России» куда внушительнее, но, к сожалению, достижений у российской сборной не так много, как у советской:

  • Виктор Тихонов - 1992 (ЧМ), 1994 (ОИ), 2004 (ЧМ);
  • Борис Михайлов - 1993, 1994–1995 (ЧМ), 1996 (КМ), 2001–2002 (ЧМ);
  • Владимир Васильев - 1996 (ЧМ);
  • Игорь Дмитриев - 1997 (ЧМ);
  • Владимир Юрзинов - 1998 (ЧМ и ОИ);
  • Александр Якушев - 1999-2000 (ЧМ);
  • Вячеслав Фетисов - 2002 (ОИ);
  • Владимир Плющев - 2003 (ЧМ);
  • Зинэтула Билялетдинов - 2004 (КМ), 2012–2013 (ЧМ), 2014 (ОИ);
  • Владимир Крикунов - 2005 (ЧМ), 2006 (ЧМ и ОИ);
  • Вячеслав Быков - 2007–2011;
  • Олег Знарок - 2014–2015 гг.

Сборная России при всех этих разноплановых и, несомненно, достойных уважения специалистах обретала чемпионство лишь 5 раз. Причем это были золотые медали исключительно мирового первенства и ни разу олимпийского достоинства. За последнюю четверть века только сборная СНГ под началом Виктора Тихонова смогла достичь первого места на Олимпиаде-1992 в Альбервиле (Франция). Есть все основания поставить этот успех нам в зачет, поскольку так называемая объединенная команда была укомплектована практически полностью россиянами.

К триумфу на мировых чемпионатах в новейшей истории нас приводили четверо: Борис Михайлов, Вячеслав Быков (дважды), Зинэтула Билялетдинов и Олег Знарок.

Шайб: 60

Играл в сборной: 1973 – 1983

Матчей: 87

В дебютном для себя чемпионате мира смог отличится четырьмя заброшенными шайбами в одном поединке, записав по окончанию чемпионата на свой счет 10 голов. Является единственным хоккеистом, который выигрывал ЧМ, играя в трех разных клубах — «Крылья Советов» (1974, 1975), ЦСКА (1978, 1979) и «Спартак»(1981, 1982, 1983). В 1976 году выиграл ОИ-1976 в Инсбруке.

Шайб: 64

Играл в сборной: 1967 – 1979

Матчей: 90

Самый высокий нападающий в сборной СССР (190 см), при этом обладал высокой техникой. Такое сочетание было нехарактерно для советских хоккеистов. За свою карьеру дважды выиграл ОИ в 1972 и 1976 годах, а также стал семикратным чемпионом мира (1967, 1969, 1970, 1973, 1974, 1975, 1979). На ЧМ – 1975, проводимом в ФРГ, был отмечен индивидуальным призом – лучший нападающий турнира.

Шайб: 64

Играл в сборной: 1961 – 1971

Матчей: 78

Является одним из пионеров в СССР по активной игре на пятачке. Большинство своих голов он провел именно с близкого расстояния. Девять раз подряд выигрывал золото ЧМ (1963-1971), а также золото двух ОИ (1964, 1968). Лучший нападающий ЧМ — 1965, проходившего в Финляндии.

Шайб: 66

Играл в сборной: 1964 — 1972

Матчей: 67

Лучший нападающий ОИ и ЧМ в 1967, 1968 (ЧМ проводился в рамках ОИ), 1971 годах обладал невероятной силы ударом со щелчка. Стал первым хоккеистом в сборной СССР, который использовал клюшку с изогнутым крюком, хотя до этого считалось, что игрок обязан одинаково хорошо владеть клюшкой с обеих сторон. А. Фирсов своей игрой смог убедить А. Тарасова (тренер сборной СССР), что загнутый крюк при сильном ударе позволяет более точно направлять шайбу. После чего разрешение на применение подобных клюшек получили и другие игроки сборной. Фирсов побеждал в трех Олимпиадах (1964, 1968, 1972) и восемь раз становился чемпионом мира по хоккею с шайбой (1964 — 1971).

Шайб: 67

Играл в сборной: 1978 — 1991

Матчей: 123

Смог повторить достижение А. Фирсова, три раза подряд став лучшим бомбардиром ЧМ (1983, 1985, 1986). Кроме них двоих ни один хоккеист в мире не становился даже дважды к ряду лучшим бомбардиром мировых первенств. На провальном для сборной СССР ЧМ — 1985 в Чехословакии (бронзовые медали) был признан лучшим нападающим турнира. Является двукратным олимпийским чемпионом (1984, 1988) и восьмикратным чемпионом мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990).

Шайб: 68

Играл в сборной: 1957 — 1968

Матчей: 76

Один из самых техничных хоккеистов своего времени, изобретавший новаторские игровые элементы. А. Тарасов называл тройку нападения В. Александров – А. Альметов – К. Локтев первой в советском хоккее, которая играла на интуитивной основе, показавшей этим пример для остальных. Нападающий со сборной СССР выигрывал Олимпиаду 1964 и 1968 годов и становился многократным чемпионом мира (1963-1968).

Шайб: 84

Играл в сборной: 1969 — 1981

Матчей: 118

Первый участник легендарной тройки нападения В. Харламов – В. Петров – Б. Михайлов, представленный в нашем рейтинге. Выигрывал гонку бомбардиров на 3-х мировых первенствах (1973,1977,1979). Набранные 34 очка (18+16) на домашнем ЧМ – 1973 остаются рекордными по сегодняшний день. В 1973, 1975, 1977, 1979 годах включался в символическую сборную ЧМ. Победитель двух ОИ (1972, 1976) и девятикратный победитель ЧМ (1969, 1970, 1971, 1973, 1974, 1975, 1978, 1979, 1981).

Шайб: 89

Играл в сборной: 1969 — 1980

Матчей: 123

Негласный предводитель легендарного трио обладал образцовым катанием и неповторимым стилем обводки, неуловим движением заставляя защитников расступаться перед ним открывая ему путь к воротам. Среди партнеров по тройке забивал наименьшее количество шайб, при этом раздавая уйму голевых передач. На ОИ 1972 года Харламов играл в одной тройке нападения с Фирсовым и Викуловым, где раскрыл свой бомбардирский талант, став лучшим на турнире по набранным очкам (16 (9+7)). Победитель ОИ 1972 и 1976 года и восьмикратный победитель ЧМ 1969, 1970, 1971, 1973, 1974, 1975, 1978, 1979 годов. Четыре раза включался в символическую сборную ЧМ (1972,1973,1975,1976).

Шайб: 94

Играл в сборной: 1969 — 1983

Матчей: 126

Обладал высокой скоростью, резким и метким кистевым броском. Будучи представителем «Динамо» М (1967-1984) в сборной СССР поиграл в 68 различных сочетаниях троек атаки, выступая на позиции крайнего левого, правого и центрального нападающего. При этом попадал в символическую сборную ЧМ как правый (1970, 1971, 1978) и центральный (1972, 1981) нападающий. Является двукратным олимпийским чемпионом (1972, 1976) и девятикратным чемпионом мира (1969 — 1971, 1973 — 1975, 1978 — 1983). Трижды становился лучшим форвардом ЧМ (1970, 1972, 1981).

Шайб: 109

Играл в сборной: 1969 — 1983

Матчей: 120

Является самым результативным представителем одной из лучших троек мирового хоккея (М-П-Х) на ОИ и ЧМ в составе сборной СССР. Стал первым советским нападающим, который провоцировал соперника на силовой, контактный хоккей. Отличался особой спортивной дерзостью перед воротами противника. Обладал природной скоростью. Благодаря трудолюбию, добился на тренировках сверх выносливости, которая помогала ему во вторых и третьих периодах отличаться в воротах измотанных его маневрами соперников. Становился лучшим снайпером ЧМ 1977 и 1978 годов, лучший бомбардир 1974 года. Победитель двух Олимпиад (1972, 1976), и восьми ЧМ (1969 – 1971, 1973 – 1975, 1978, 1978).

Примечание: статистические данные приведены за игры в сборной СССР на Олимпийских играх и Чемпионатах мира. При подготовке материала использован сайт championat.com

Именно так можно представить известных Советских хоккеистов. Небольшой стишок прилагается.

Заметка сообщала, что в начале следующего года советские люди смогут ознакомиться с новым видом спорта – канадским хоккеем. Уже зимой 1947 состоялся первый хоккейный чемпионат в СССР. В финал тогда вышли московское «Динамо», московский «Спартак» и команда ЦДКА, а лучшим снайпером чемпионата (первой легендой хоккея в СССР) был назван нападающий команды ВВС МВО Анатолий Тарасов.

Многие первые хоккеисты одновременно продолжали играть в футбол – так было в биографии Анатолия Тарасова или Всеволода Боброва. Кстати, именно Тарасов стал первым спортсменом, удостоенным в 1949 году звания «Заслуженный мастер спорта».

Буквально с самого начала хоккей стал одним из самых любимых видов спорта в СССР. Вокруг него разыгрывались нешуточные страсти. Так было в 50-х, когда разогнали команду ЦДКА, и в 70-х, когда суперсерии «СССР-Канада» становились одним из пунктов приоритета в холодной войне.

Лучшей тройкой советского хоккея 40-50-х годов была тройка Бабич – Бобров – Шувалов, 60-х — Константин Локтев, Александр Альметов и Вениамин Александров; Борис Майоров, Вячеслав Старшинов и Евгений Майоров; Владимир Викулов, Виктор Полупанов и Анатолий Фирсов.

Чемпионы мира по хоккею

В 1963 году сборная Советского Союза по хоккею стала чемпионом мира и продержалась на этом пьедестале в течение 9 лет, одерживая победу за победой на крупнейших мировых турнирах, включая Олимпийские Игры 1964 года в Инсбруке и 1968 года в Гренобле и 1972 — в японском Саппоро. После побед на международной арене в СССР было учреждено звание «Мастер спорта международного класса».

2 сентября 1972 года начинается самая яркая страница в истории советского хоккея – стартует суперсерия «СССР – Канада», и уже в первом матче советские хоккеисты побеждают легенд НХЛ со счетом 7:3. Героем десятилетия становится тройка Михайлов – Петров – Харламов, на смену которой после гибели Валерия Харламова приходит знаменитая пятерка Ларионова: Владимир Крутов, Игорь Ларионов, Сергей Макаров, Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов, некоторые из которых были воспитаны лично Харламовым. Эти имена – легенды советского хоккея, мерило и образец, слава и гордость для тех, кто неравнодушен к советскому хоккею и его истории.

В 1978 году тренер сборной СССР Анатолий Тарасов вынужден уйти в отставку после того, как на чемпионате мира-77 в Вене сборная СССР завоевала только бронзу – место призовое, но расцененное как позорное. На его месть приходит молодой тренер Вячеслав Тихонов, и в 1978 году сборная снова становится чемпионом мира.

В апреле 1986 года сборная Советского Союза в двадцатый раз становится сильнейшей. Но уже в феврале 1992 былая слава идет на убыль. Сборная выступает под именем сборной СНГ и, хотя и выигрывает золотые олимпийские медали в Альбервиле, но постепенно уровень советского хоккея снижается.

Вот такая история…