Виды лыжных креплений и ботинки к ним. Как правильно разместить крепление на лыжах. Установка креплений на лыжероллеры. Порядок установки креплений для горных лыж. Правила настройки крепления

На данный момент для большинства беговых лыж используются две системы креплений - SNS и NNN.

Правила установки креплений различных марок могут быть различными, но при установке абсолютно любых видов креплений, нужно придерживаться определенных критериев: во-первых не должна пострадать прочность лыжи в месте установки крепления, во-вторых нужно обеспечить надежное сцепление ботинка и лыжи, и, наконец, нужно обеспечить хорошую управляемость лыжей.

Характеристики лыжи напрямую зависят от правильности установки крепления и от его положения.

Установка креплений на беговые лыжи.

Системы креплений SNS и NNN имеют различные линейки креплений, направленные на использование различными группами людей - от профессиональных гонщиков до туристов, любителей и детей. В зависимости от сферы использования крепления отличаются весом, прочностью и жесткостью фиксации ботинка. Но для любого вида лыжных креплений остаются неизменными определенные требования:

  • Обеспечение необходимой фиксации ботинка.
  • Обеспечение возможности свободно маневрировать.
  • Сохранение прочности лыжи.

Практически все современные крепления фиксируют ботинок путем соединения со скобой на подошве ботинка. Для традиционных видов креплений любых систем правильной установкой считается такая, при которой ось крепления скобы совпадает с осью центра тяжести лыжи.

Производители пытаются обеспечить наилучшие характеристики лыж именно при креплении, установленном на центре тяжести. В таком случае обеспечивается наибольшая прочность лыжи, её устойчивость, а также наилучшая балансировка и соотношение жесткости лыжи с ее эластичностью. При потоковом производстве лыж очень сложно сделать так, чтобы все лыжи были полностью идентичными, особенно при использовании натуральных материалов. Поэтому важным положительным моментом стало создание системы NIS, которая облегчает процесс установки крепления, а также позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже. Многие современные лыжи в месте установки крепления имеют специальную платформу, которая обеспечивает прочную фиксацию. При неумелой установке креплений можно повредить внутреннюю структуру лыжи, что негативно отразится на ее прочности, а следовательно и долговечности.

При установке лучше всего использовать предназначенные для этого инструменты:

  1. Шаблон для разметки отверстий на лыже.
  2. Дрель.
  3. Сверло.
  4. Линейка.
  5. Отвертка.
  6. Маркер.
  7. Клей.
  8. Лыжи и крепления.

Разметка лыж.

При помощи линейки нужно найти центр тяжести лыжи и отметить его маркером. Для разметки отверстий лучше всего использовать специальный «кондуктор», он позволит точно позиционировать положение сверла.

Следует установить кондуктор (соответствующий типу крепления) так, чтобы центр тяжести лыжи совпал с меткой SKI BALANCE на поверхности кондуктора.

Если у вас нет такого кондуктора, то можно использовать простой бумажный шаблон. Обычно он идет в наборе с креплениями.

Если же нет ни того, ни другого, то можно приложить само крепление таким образом, чтобы ось фиксации скобы ботинка совпала с центром тяжести лыжи. Отверстия следует помечать маркером либо легким нажатием шила. Чтобы измерения были более точными, нужно делать отметки при собранном креплении, ведь некоторые детали могут двигаться, и может получиться смещение отметок.

Ни в коем случае нельзя использовать кондуктор или шаблон не с того вида креплений, так как в разных системах отверстия креплений находятся в разных местах.

Сверление отверстий.

Для сверления отверстий в лыже следует использовать дрель с регулируемой скоростью оборотов и специальные сверла. У специального сверла есть расширение, которое не даст просверлить лыжу больше чем это нужно. Сверлить нужно легко нажимая на дрель на средних оборотах.

Установка крепления.

Прежде чем устанавливать крепления, отверстие, полученное сверлением лыжи, следует залить специальным клеем. Он обеспечит гидроизоляцию и заливает трещины. Если не будет достаточной гидроизоляции, то вода будет попадать вовнутрь лыжи и вызывать ее гниение изнутри и поломки. Особенно это серьезно для лыж с сотовой структурой и для лыж из натуральных материалов.

В сервисных центрах обычно используют фирменные клеи известных брендов. Но можно использовать и клей ПВА. Он обеспечивает достаточную герметичность и прочность. Крепление должно прикручиваться до полной фиксации, нельзя допускать люфты. После того, как крепление установлено, клею нужно дать высохнуть около двенадцати часов.

Установка креплений с предустановленной платформой.

С использованием системы Rottefella NIS установка лыжных креплений упрощается в разы. Для использования такого крепления нужны специальные лыжи со специальной платформой. Для установки крепления оно заводится по направляющим до щелчка. Таким же образом устанавливается подпятник. Затем он фиксируется с помощью ключа, который идет в наборе.

Эта система позволяет найти оптимальное положение креплений на лыже, учитывая погодные условия и состояние трассы. Регулировать крепления можно перед каждым катанием, или даже во время катания. Еще один плюс этой системы в том, что можно менять крепления без какого-либо ущерба для лыж.

Выбрать лыжные крепления становится сложнее из-за борьбы брендов за удержание клиента. Если до 2015 года была только бесшурупная платформа NIS, которую все без проблем сверлили и ставили любые крепления, то с 2016 года все усложнилось. Появилась система IFP с новой платформой, на которую не так просто поставить крепления на шурупах без переходника. Теперь выбор креплений – головная боль для непосвященного в эти маркетинговые войны пользователя.

В статье кратко и понятно рассказываем о типах лыжных креплений, платформ, их совместимости и какую лучше выбрать.

Виды лыжных креплений: отличия SNS, NNN и Turnamic, совместимость

На конкуренции систем SNS и NNN выросло не одно поколение лыжников, к этому уже все привыкли – отличие SNS от NNN в количестве направляющих. В 2005 году NNN перешла на бесшурупную платформу NIS и постепенно отказалась от креплений на шурупах. В 2016 году выходит система IFP с креплениями Turnamic – с ней выпускаются только лыжи Fischer и Rossignol. Salomon и Atomic выпускают свою систему Prolink – аналог NNN, только на шурупах. Теперь разберемся в этой чехарде, чтобы все стало понятно.

Лыжные крепления NN75

Устаревшая система креплений Nordic Norm 75 . Не имеет никаких преимуществ, кроме цены. Редко встречается в продаже и даже в лыжных прокатах.

Крепления стандарта NN 75

Лыжные крепления SNS (Salomon Nordic System )

Система французского бренда Salomon, со временем ее стали копировать неизвестные производители, в том числе китайские. Крепления SNS отличаются одной широкой направляющей. Делятся на Pilot (2 скобы крепления ботинка) и остальные с одной точкой крепления (без слова Pilot в названии). Все крепления этой системы ставятся на шурупы в просверленные лыжи.

Ботинки SNS совместимы с креплениями:

  • Salomon Profil и SNS Access
  • Salomon Pilot (крепления Pilot подходят только к ботинкам Pilot, ботинки Pilot подходят к любым креплениям SNS)

Совместимость лыжи-крепление:

  • Крепления SNS ставятся на шурупы на любые лыжи

Подошва ботинка SNS Pilot

Лыжные крепления NNN (New Nordic Norm )

Система норвежского бренда Rottefella. Крепления NNN существуют на шурупах и бесшурупных платформах. В 2016 году вышла система креплений Turnamic и ботинки с подошвой Turnamic (Fischer, Rossignol) – аналогичны подошве NNN, ботинки полностью совместимы. Salomon и Atomic не остались в стороне, а выпустили свои крепления Prolink – те же NNN, но на шурупах.

Ботинки NNN и Turnamic совместимы с креплениями:

  • Rottefella NNN, NIS , Move
  • Fischer Turnamic и Rossignol Turnamic
  • Salomon Prolink и Atomic Prolink

Совместимость лыжи-крепления:

  • Крепления Rottefella NIS только на платформы NIS
  • Крепления Turnamic только на платформы IFP
  • Крепления Prolink только на шурупах (можно просверлить любую платформу, но об этом ниже)

Подошва ботинок NNN и Prolink. Turnamic совместима, но идет без протектора в средней части.

Коньковые и классические крепления

Крепления делятся на коньковые и классические. На креплениях для коньковых лыж флексор (резинка) более жесткий, а на SNS Pilot есть вторая точка фиксации ботинка. Крепления для классических лыж имеют более мягкий флексор. В любительских комбинированных креплениях стоит универсальный флексор, который подойдет только для катания классикой и прогулок.

В коньковом ходе лыжа будет болтаться на мягком флексоре в фазе проноса. В классике наоборот нужен флексор помягче, чтобы не мешал работе стопы и отталкиванию. Обязательно обратите внимание при покупке, для какого стиля предназначены крепления.

Какие крепления для лыж лучше: механические или автоматические

Все производители имеют в своей линейке автоматические и механические крепления. Автоматические защелкиваются сами, а отстегиваются вручную. Механические – застегиваются и отстегиваются вручную.

  • Автоматические крепления менее надежны и предназначены для прогулок на лыжах, стоят значительно дешевле механических. Могут отстегиваться в самый неподходящий момент, если перед катанием в механизм забился снег.
  • Механические крепления надежные и долговечные, предназначены для тренировок и соревнований, выдерживают большие нагрузки. Стоят дороже, но работают как часы – не отстегиваются в неподходящий момент, механизм не замерзает.

SNS или NNN: какая система лучше?

Маркетинг и война патентов вынуждают лыжников идти на компромиссы. В этой войне не стали огораживаться только Salomon и Atomic – выпустили ботинки с разными подошвами под разные крепления. В статье , мы писали, что лучше выбирать крепления под ботинки, а не наоборот. Нельзя сказать, лучше NNN или SNS – обе надежные и качественные. Единственное, что может остановить от покупки ботинок SNS – они постепенно теряют популярность, в продаже их становится все меньше. К тому же многие не хотят сверлить свои новые лыжи, если их можно не сверлить.

Крепления какого бренда выбрать?

Ответ, наверное, предсказуем. По возможности выбирайте крепления именитых брендов, таких как Salomon, Rottefella, Fischer, Rossignol, Atomic. Они будут дороже российских и китайских аналогов, но изготовлены из прочного, морозоустойчивого пластика и проходят жесткий контроль качества. У российских и китайских аналогов выше процент брака, хуже качество, но ниже цена.

В чем преимущества NIS и Turnamic перед креплениями на шурупах?

Основное преимущество отнюдь не в упрощении монтажа, а в возможности перемещать крепление по лыже и адаптировать работу лыж под свои нужды. Это удобно в классике, когда смещением можно регулировать держание лыж. Сдвинув на пару щелчков вперед, получите лучшее держание, но чуть пострадает скольжение. Сдвинув назад – наоборот, скольжение улучшится, но держание станет хуже. На регулировать держание и скольжение можно только сдвигом креплений.

В коньковом ходе смещением креплений настраивается соотношение устойчивость/скорость. Смещение вперед увеличивает устойчивость лыж, смещение назад – уменьшает устойчивость, но увеличивает выкат. Эффект не столь значительный, как на классике.

Как установить крепления NIS и IFP на лыжи без платформы?

Платформы NIS и IFP продаются отдельно и устанавливаются шурупами на любые лыжи.

Как установить крепления SNS на лыжи с платформой NIS и IFP?

Как пользоваться креплениями NIS?

Как пользоваться креплениями IFP Turnamic?

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению. 🙂

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.

Катание на лыжах способствует укреплению здоровья, повышает общий тонус организма и поднимает настроение. Но происходит это лишь в том случае, если экипировка подобрана правильно. Одним из важнейших элементов лыжной экипировки являются лыжные ботинки.

Как и любая другая обувь такие ботинки, будучи неудобными, могут принести массу проблем, самой малой из которых будут натертые мозоли. Поэтому к выбору лыжной обуви нужно подойти особенно тщательно, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие, а не превратились в пытку.

Виды

Ботинки для лыжного спорта можно классифицировать по двум признакам: по типу эксплуатации и по виду крепления.

Тип эксплуатации

По типу эксплуатации ботинки бывают:

  • Для конькового хода . Для такой обуви характерны жесткая поддержка голеностопа и жесткая подошва. Главное предназначение таких ботинок в том, чтобы снять нагрузку с голеностопа и зафиксировать ее. Необходимо это для того, чтобы спортсмен лучше контролировал лыжи.

  • Для классического хода . Эти своим видом и характеристиками больше напоминают обычные спортивные кроссовки. Классический ход более привычен человеку, а потому ногам можно дать больше свободы. Для этой обуви характерны мягкая подошва и свободная верхняя часть.

  • Комбинированные . Подходят для обеих техник, но, как и все комбинированное, не отличаются особой универсальностью. Отличительными чертами комбинированных ботинок являются мягкая подошва и жесткая поддержка голеностопа. Остановив выбор на такой экипировке, следует внимательно осмотреть понравившуюся модель. Некоторые, имеющиеся в продаже и заявленные, как комбинированные, таковыми на самом деле не являются. Вместо поддержки голеностопа в них установлена имитация, которая фиксирует ногу без необходимой жесткости.

Тип крепления

Существует всего 5 видов крепления лыжных ботинок:

  • NN 75 . Этот вариант использовался еще во времена СССР. На данный момент оно уже не актуально. Отличительно чертой этого вида крепления является металлическая скоба, фиксирующая ботинок. Достоинством обуви является ее низкая стоимость. К недостаткам можно отнести то, что такие крепления не подходят для конькового хода, материалы не отличаются высоким качеством и очень сложно подобрать подходящий вариант.

  • NNN (New Nordic Norm) . Это норвежская система креплений, представленная двумя направляющими, которые расположены друг от друга на определенном расстоянии. Расстояние определяется по размеру обуви. Также крепление имеет резиновый упор, жесткость которого определяется выбранным стилем хода. К преимуществам обуви можно отнести огромный ассортимент, дополнительную устойчивость при катании, универсальность и возможность как автоматического, так и механического крепления.

  • NIS (Nordic Integrated System) . Это крепление – улучшенный потомок предыдущего вида. Оно представляет из себя специальную плату, встроенную в лыжу. В эту плату легко вставляются крепления ботинок. При этом ботинки с таким креплением совместимы с типом NNN, обладают всеми ее достоинствами и возможностью выбирать положение для креплений.

  • SNS (Salomon Nordic System) . Система креплений, разработанная во Франции. Она подразделяется на два типа: SNS Profil и SNS Pilot. Первая характеризуется направляющей и резиновым упором, имеющим регулировку жесткости. Вторая содержит одну направляющую и две скобы, одна из которых выступает в качестве флексора и регулирует жесткость. Для классической прогулки рекомендуется жесткость 85-95, для комбинированной обуви — 95-115, а для конькового хода – 115-125. Второй вариант обладает дополнительным преимуществом – возможностью контролировать жесткость, благодаря наличию второй скобы.

  • Turnamic – это продукт высоких технологий, работающий на платформе IFP. Различают три варианта: детские, гоночные, автоматические. Фиксируются посредством металлических скоб, которые никак не влияют на особенности лыж. Основа крепления – поворотный механизм, благодаря которому отстегнуть лыжи даже в перчатках или варежках труда не составит. Полностью совместим с системой NNN.

Устройство и работа

Лыжные ботинки, это не просто обувь, а сложное устройство, состоящее из нескольких частей и механизмов:
  • Внешний ботинок – это видимая часть. В жестких ботинках она сделана из полиэфира или полиэстера, а в мягких – из полипропилена.
  • Голенище или манжета – подвижная часть лыжной обуви, которая соединена с нижней, неподвижной, частью шарнирами. В зависимости от типа ботинка может иметь разную жесткость, которая определяется видом пластика.
  • Механизм, позволяющий изменить жесткость наклона ботинка в переднем или заднем направлениях. Переключается спортсменом в зависимости от состояния трассы и типа катания.
  • Механизм, регулирующий угол наклона вперед. Устанавливается лыжниками в зависимости от индивидуальных особенностей ноги, а также от эксплуатационных характеристик.
  • Кантинг – устройство, позволяющее отрегулировать угол наклона голенища в боковых направлениях, в зависимости от анатомических особенностей ног спортсмена.
  • Клипса – застежка ботинка. Она служит для фиксации ноги в обуви. Современные лыжные ботинки чаще всего оснащены 4 застежками, изготовленными из пластика, металла или комбинированных материалов.
  • Силовой ремень служит для дополнительной фиксации ботинка. Может иметь ширину от 2,5 до 4 см, а также различную степень охвата голени – полную или частичную.
  • Внутренняя часть представляет собой сапожок, вложенный в оболочку. Его функции – обеспечивать максимальный комфорт ноге лыжника. Имеет теплоизоляционные, виброгасящие, защитные и усилительные вставки.

Как выбрать лыжные ботинки

Когда вы определились с видом ботинок, типом крепления (о достоинствах и недостатках которых говорилось выше) и областью применения, встанет вопрос о подборе обуви по размеру. Большинство современных моделей имеют внутри утеплители, что позволяет носить их без толстых шерстяных носков. В магазин на примерку ботинок следует взять с собой носки такой толщины, с которой вы планируете их использовать.

Лыжные ботинки для конькового хода должны жестко фиксировать ногу, а потому их нужно брать строго по размеру. Кроме того, при примерке учитывайте, что утеплитель внутри сомнется, и обувь станет немного шире. В коньковой технике недопустимо, чтобы нога «гуляла» по ботинку.

При выборе ботинок для классического хода нога может быть свободной, ведь она постоянно двигается. Очень неприятно, если при отталкивании пальцы будут упираться в носок. Поэтому при примерке отдавайте предпочтение более свободным вариантам обуви. Кстати, легко проверить, насколько удобно вам будет использовать обувь – согните ногу, как при отталкивании. Пальцы должны лишь слегка касаться носка.

При выборе стоимости учитывайте, что соотношение – тепло=цена не работает. Теплоизоляционные свойства обуви определяются ее назначением. Гоночные лыжные ботинки не так хорошо утеплены, как обувь для прогулки. Для занятий спортом обувь должна быть легкой. Если вам понравились именно гоночные ботинки, то можно либо купить утепляющий чехол, либо приобрести хорошее термобелье.

В итоге, идеальные лыжные ботинки должны быть:
  • Легкими.
  • Удобными.
  • Не промокающими.
  • Теплыми.
  • Позволяющими хорошо контролировать лыжу.

Чем ближе ваша обувь к идеальной, тем больше удовольствия доставит вам лыжный спорт.

Опубликовано: 5 февраля 2016 года.

Как выбрать ботинки для беговых лыж

При выборе ботинок для беговых лыж необходимо определиться как часто и каким стилем предполагается бегать. Если планируется выходить на лыжню всего лишь несколько раз за сезон, то стоит ли тратить серьёзные суммы на экипировку? И наоборот, если предполагается довольно часто кататься на лыжах или вовсе заниматься спортом, то к выбору ботинок нужно подойти посерьёзнее.

В том и другом случае можно подобрать достойные и качественные ботинки и крепления. Вообще, цена при выборе ботинок и креплений играет далеко не главную роль. Самое важное, чтобы в выбранной спортивной обуви было удобно бегать. А вот о креплениях стоит задумываться только после того, как уже выбрали ботинки. Это потому, что они изготавливаются под конкретный тип креплений.

Многие фирмы выпускают модели ботинок, специально рассчитанные на мужчин и на женщин, а также детские модели. Это разнообразие продиктовано различием в анатомическом строении. У мужчин стопы гораздо шире, чем у женщин. Кроме того, женские и детские ботинки делают более нарядными.

Раз уж выбор лыжных ботинок и креплений к ним взаимосвязаны, то стоит немного узнать и о лыжных креплениях.

Какие бывают крепления для лыж

Для валенок крепления для лыж бывают мягкими, сделанными из кожаных ремешков. Для другой обуви, крепления могут быть полужёсткими и жёсткими. Такими были крепления очень давно. И сегодня они уже не применяются для бега на лыжах. В валенках сегодня никто не катается на лыжах.

Сегодня все катаются в лыжных ботинках. Но ботинки тоже бывают различными. Они ведь изготавливаются под определённые крепления. А какие их виды используют сегодня?

Типы лыжных креплений

Сегодня используются четыре типа лыжных креплений:

  1. NN 75
  2. Рассмотрим поподробнее каждый тип крепления.

NN 75 или Nordic Norm 75, где цифры обозначают ширину крепления. Это уже малоиспользуемый тип креплений. Он представляет из себя металлический корпус в виде подковки с тремя стержнями — выступами. Для него используется ботинок с выступающей немного вперёд подошвой. На стержни крепления он устанавливается, выступающей частью подошвы, в которой есть соответственно три отверстия.

Затем передняя, выступающая часть подошвы зажимается металлической скобой и защёлкивается специальной защёлкой. Ботинок с таким креплением держится на лыже недостаточно плотно и может немного болтаться. Для конькового хода он вообще не приспособлен. Но ведь ещё каких-то двадцать лет назад именно на таких креплениях и ботинках и катались все.

Но прогресс не стоит на месте. И норвежская компания Rottefella усовершенствовала своё творение, и не мудрствуя лукаво назвала его NNN, добавив в старое название ещё одну букву.

NNN или New Nordic Norm. Крепление выполнено в виде пластины, которая крепится на лыжу. Она имеет две продольные направляющие, которые фиксируют ботинок от поперечного перемещения. На подошве ботинка предусмотрены две продольные выемки под направляющие крепления. В передней части подошвы ботинка вмонтирован поперечный стержень, которым он защёлкивается на креплении.

Таким образом ботинок фиксируется в продольном направлении. А чтобы он не болтался на этом стержне, его передняя часть упирается в специальную резинку — упор. Подбирая жёсткость этой резинки можно управлять жёсткостью всего крепления. Креплениями компании Rottefella пользуются такие известные компании как Rossignol, Fischer, Alpina, karhu.

NlS или Nordic lntegrated System появилась в 2005 году всё в той же компании Rottefella. Крепление ставится на лыжи без использования шурупов. Однако лыжи должны быть для этого специально подготовлены. На них должна быть установлена платформа NIS. В остальном крепления почти не отличаются от прежней версии.

Этот тип креплений используют такие гранды спортивной экипировки как Rossignol, Alpina и Madshus. Соответственно и цена у таких креплений выше.

SNS или Salomon Nordic System – крепления для беговых лыж разработанные, как видно из названия, французской компанией Salomon. Ботинок фиксируется на лыже с помощью одной продольной направляющей. Впереди ботинок зафиксирован упором из резины.

Компания выпускает 2 модели креплений: Pilot и Profil . Крепления первого типа специализированные и предназначены только для использования при коньковом ходе. Из-за этого они имеют две направляющие, а вместо резиновых упоров применены пружинные. А модель Profil является универсальной и традиционной для фирмы. Креплениями компании Salomon пользуются Adidas, Atomic, Spine, ну и сама фирма Salomon.

Какие крепления для беговых лыж лучше

Сказать однозначно какие крепления для лыж лучше нельзя. Но попробуем всё же разобраться в этом вопросе.

Устаревшее крепление NN 75, хоть и используется всё реже и реже, но значительно дешевле других типов. И, несмотря на свои недостатки, всё ещё находит поклонников. Кроме того, его часто покупают детям. Цена его сравнительно небольшая, а растущему ребёнку ботинок придётся менять уже через год – два.

Крепление типа NIS используют в основном профессионалы и увлечённые спортсмены. Это связано прежде всего с его ценой. А преимущества не столь очевидны. Поэтому самые распространёнными креплениями являются NNN и SNS.

Крепление для лыж NNN и SNS и их отличие друг от друга

Крепления обеих типов похожи по форме друг на друга. Принципиальных различий тоже немного. Основное различие в том, что тип SNS использует одну продольную направляющую, а тип NNN имеет две продольных направляющих. Для лыжника они примерно равнозначны. И те, и другие используют и спортсмены профессионалы и любители.

Как выбрать лыжные ботинки по размеру

Для того, чтобы ботинки удобно сидели на ноге, они должны быть правильно подобраны по размеру. Для этого их необходимо померить. Мерить их нужно, одев те носки, с которыми их предполагается носить.

Если у лыжника уже есть некоторый опыт, то и хорошо. Если нет, то при выборе носков лучше немного перестраховаться. Или хотите, чтобы ноги мёрзли? А если нет, то можно приобрести специально для такого случая термоноски. А ещё подойдут бабушкины шерстяные носки. В крайнем случае можно одеть несколько пар носков.

После того как ботинки одеты, их зашнуровывают. Если есть возможность, нужно немного походить туда – сюда. Если выбирается обувь для классики, то попробуйте встать на носки, как бы выполняя толчок ногой. Если подбирается обувь для конька, то поставьте ногу с наклоном, имитируя коньковый ход. Если всё хорошо и ноге удобно, то можно покупать.

Как выбрать ботинки для лыж в зависимости от стиля бега

От того, коньковым или классическим ходом предполагается кататься, тоже зависит выбор ботинок и креплений. Разные стили предъявляют и разные требования к ботинкам и креплениям. Так, например, для конькового хода, ботинки делают более высокими и жёсткими. Для классики покороче и помягче. Все основные фирмы, выпускающие спортивный инвентарь, предлагают ботинки и для конька, и для классики.

Как выбрать ботинки лыжные беговые для конькового хода

Для конькового хода ботинки выпускают более высокими. Это сделано для того, чтобы зафиксировать голеностопный сустав. Стиль бега коньковым ходом предполагает, что во время толчка нога ставится с наклоном, а лыжа на ребро. И чтобы не вывернуть сустав и снизить на него нагрузку, его фиксируют высоким ботинком.

Здесь используется более плотная подошва. Сам ботинок более плотно садится на ногу. Он изготавливается с учётом анатомического строения ноги. Для конькового хода можно использовать ботинки с креплениями обеих типов: SNS и NNN. Кроме того, существуют комбинированные ботинки. Это, что-то среднее между классикой и коньком. А для фиксации голеностопа в них используется съёмная манжета.

Как выбрать лыжные ботинки для классического хода

Лыжные ботинки для классического хода, будь то изделие от Фишер, Саломон, Альпина или другой фирмы немного короче, чем для конькового хода. Здесь нет необходимости фиксировать голеностопный сустав. Но, всё же, ботинки для классики изготавливаются передовыми фирмами с учётом очень многих требований, предъявляемых к коньковым ботинкам.

Ботинок для классики немного легче конькового. В них используется более мягкая подошва. Крепления используются и SNS, и NNN. Только если предпочтение будет отдано типу SNS, следует учесть небольшой нюанс. Ботинки с креплением Profil не подходит на крепление Pilot. А наоборот, вполне подойдёт. Но не забывайте, что Pilot предназначен только для конькового хода.

Сколько стоят лыжные ботинки и крепления

Современные ботинки для лыж от известных фирм изготавливаются из высококачественных синтетических материалов и из качественной натуральной кожи, пуха. Поэтому они очень лёгкие и тёплые. Соответственно стоят они существенно дороже изделий менее известных фирм.

Разброс цен очень большой. Это и понятно. Начинаются они от одной тысячи за ботинки попроще, до нескольких десятков тысяч за изделие для профессионалов. Хорошие же можно приобрести за две – четыре тысячи рублей. Хорошие крепления также начинаются от тысячи рублей и заканчиваются многими тысячами.