Стоит ли покупать fatbike. Какой фэтбайк лучше выбрать? Обычный велосипед или фэтбайк: делаем выбор

Обновлено: 17.10.2018 15:56:25

Эксперт: Залман Ривлин

Для любителей экстремальной езды по горным склонам, бездорожью полей, песчаным барханам пустынь и пляжей существует особый вид велосипеда – фэтбайк. Он отличается от городского или спортивного прототипа колёсами с полноценными шинами, усиленным приводом и увеличенной рамой. Представляем рейтинг, в который вошли 7 лучших фэтбайков по версии экспертов интернет-журнала EXPERTOLOGY, составленный на основе мнения спортсменов и любителей велоезды.

Как выбрать фэтбайк

Как любой другой вид спортивного оборудования, фэтбайки отличаются между собой по разным параметрам. Их необходимо учитывать при выборе «толстого велосипеда» (так дословно переводится fatbike) для конкретного человека.

Колёса

Толщина колеса определяет, насколько удобной будет езда. Расчёт простой: чем шире шина, тем меньше давление на единицу поверхности, тем проще перемещаться по бездорожью. Плюс ко всему узкие колёса более подвержены утоплению в снег или грязь, чем толстые, показатель для фэтбайков – 3,5…4,8 дюйма против 2 дюйма у велосипеда.

Широкие колёса требуют увеличенного размера дисков и втулок: они сделаны из металла, соответственно общая масса велосипеда значительно увеличена по сравнению с городским и даже горным аналогом.

Диаметр колеса определяется высотой велосипеда и ростом райдера, минимальный размер – 26 дюймов. Однако увеличение даже на 1 дюйм значительно повышает цену на байк, поэтому при желании сэкономить следует выбирать минимальный диаметр колеса.

Рама и трансмиссия

Установить широкие колёса с шинами на обычный велосипед не получится – не позволит узкая рама. У фэтбайка она уширена, модифицирован задний треугольник, усилена передняя вилка. В качестве тормоза используются зажимные диски механические или гидравлические, способные сбросить скорость и остановить тяжёлые колёса даже в условиях склона или бездорожья. Для передачи тяги на колесо предусмотрена низкая передача – только она может удерживать сцепление сложных поверхностей и колёс без особых усилий. Высокая передача на таком транспорте неудобная – педали придётся крутить, прикладывая немало сил, а стабильность езды оставляет желать лучшего.

Размер байка

Как и в случае с обувью, при выборе размера фэтбайка ошибаться нецелесообразно – со слишком маленьким транспортом будет ездить некомфортно из-за ограниченности движения, слишком большой наоборот будет тяжёлым и неманевренным на бездорожье.

Размер рамы

Буквенное значение и размер

Рост, см

Второй способ определить подходящий размер рамы – измерить внутреннюю сторону ноги от паха до основания пятки. Так можно узнать расстояние от седла до педали более точно, ведь пропорции внутри одного роста у людей разные. За теми следует 2 способа покупки фетбайка по размеру:

Прийти в магазин и «оседлать» понравившийся байк, подходящий по размеру в соответствии с ростом вышеуказанными методами.

Найти в документации схема посадки байкера, в ней все размеры и расстояния между ключевыми точками указаны точнее. Способ подойдёт для тех, кто хочет сэкономить на покупке и приобрести фэтбайк в интернет-магазине.

Что выбрать фэтбайк или горный велосипед

Чтобы более точно определить потребность в фэтбайке, сравним его с прототипом – более известным и распространённым горным велосипедом.

Параметр сравнения

Велосипед горный

Фэтбайк

Тип колёс

Велосипедные, усиленные

С толстой покрышкой и глубоким протектором

Диаметр колёс

От 26" (взрослые модели)

Внутреннее колёсное давление

От 2 до 4 атмосфер

0,5…2 атмосферы

Ширина колеса

3,5…4,8 дюймов

Манёвренность

Проходимость по снегу, песку

Низкая даже со специальными шинами

Плавность хода

Оптимальная благодаря воздушному амортизатору

Идеальная с амортизатором и без него благодаря пониженному давлению в колёсах

Особенности конструкции

Классическая

С уширенной рамой, задним треугольником и модифицированным треугольником под широкое колесо

В среднем 14…20 кг

На 1-2 кг больше, чем обычный велобайк для горной местности

От 7 000 рублей

От 28 000 рублей и выше + очень дорогой ремонт

Анализируя результаты сравнения, делаем вывод: фэтбайк станет полезным для истинных велопутешественников, преодолевающих сложное бездорожье в виде снега, песка, трясины. По езде по относительно ровным или твёрдым основаниям сгодится горный велосипед – он гораздо легче и дешевле, к тому же педали крутить куда удобнее и проще. К тому же, выбор достойных фэтбайков в России невелик из-за слабой развитости спортивного направления.

Рейтинг лучших фэтбайков

Первый в рейтинге байк Haibike Fatcurve 6.20 модель 2016 года выпуска. Это настоящая «акула» среди велогигантов: он рассчитан на спортсмена ростом 167…168 см при общем весе 14,3 кг и размерах алюминиевой рамы 15.74, 17.71 или 19.68 дюймов (3 размера). Колёса для фэтбайка небольшие – минимальный размер 26 дюймов, похвалы заслуживают мощные широкие покрышки Schwalbe Jumbo Jim Evolution на 4,8 дюйма на алюминиевом ободе. Если не до конца надувать колёса, езда будет мягкой и комфортной в условиях отсутствия дороги, для дополнительной плавности предусмотрен амортизатор Hard tail.

Воздушно-масляная вилка профессионального уровня мягкости RST Renegade Air TRL 100 мм отвечает за уверенность маневрирования и управления, позволяет преодолевать препятствия без тряски и наряду с пневмоколёсами смягчает ход. Для неё можно настроить жесткость и скорость сжатия пружины, скорость обратного и блокировку хода, вилка сообщается с безрезьбовой рулевой колонкой полуинтегрированным соединением. Вся конструкция надёжная, работает безотказно и не подводит в дороге.

Руль фэтбайка Haibike Fatcurve изогнутый, подходит для спортсмена с любой конституцией и посадкой. На нём расположен переключатель предусмотренных 20 скоростей, сообщающихся цепью спереди и сзади. На таком мощном фэтбайке просто обязаны быть сильные и выносливые тормоза: полупрофессиональные дисковые на гидравлике спереди и сзади, оба по 180 мм, фиксирующиеся на втулке, вилке или раме.

Внушительные характеристики фэтбайка Haibike Fatcurve 6.20 делают байк универсальным: он подойдёт для поездок по полям, горам, снегу и грязи, все мелкие детали и рама сделаны добротно, но за ремонт отдельных деталей придётся выложить круглую сумму, ведь стоимость самого горновела – около 135 000 рублей. Но любителей путешествий своим ходом это не останавливает, ведь техническое обслуживание велосипеду почти не требуется – так надёжно он сделан.

Достоинства

  • Вездеходный велобайк;
  • Широкие колёса с универсальным протектором;
  • Прочный алюминий в раме и ободе колёс;
  • Удобный руль изогнутой формы;
  • 20 скоростей;
  • Добротно сделанные мелкие, но ответственные детали: каретка, кассеты;
  • Профессиональная вилка.

Недостатки

  • Высокая цена и дорогое обслуживание (но требуется редко).

На втором месте фэтбайк Silverback Scoop Fatty 2017 года, более тяжёлый по сравнению с лидером – его масса немного превышает 15 кг, но она незначительно отличается у байков для разного роста из-за различий в размерах рамы.

Рамная часть и вилка также изготовлены из алюминия, колёса тоже диаметром 26 дюймов, но шириной чуть меньшей – 4,7, хотя разница с 4,8 практически не ощущается. Покрышки фэтбайка Vee tire Bulldozer, 26x4.7, Foldable, 120TPI показывают себя хорошо на любой бездорожье, сохраняют протектор и смягчают езду, тем более, что амортизаторы в фетбайке отсутствуют, да и вилка жёсткая – на скалистой местности ездоку будет некомфортно. Прямой руль на безрезьбовой колонке передаёт на руки все неровности от дороги, которые не погасил объём шины, поэтому на Silverback Scoop Fatty нужно садиться только в хорошей физической форме.

Отсутствие амортизации и несколько жёсткая езда не предусматривают сверхбыстрого разгона, поэтому задний дисковый тормоз уменьшен до 160 мм против переднего 180 мм. Разница небольшая, но всё же ощутимая при значительной скорости.

Переключатели 20 скоростей спортивный и полупрофессиональный, с ними нет проблем, работают слаженно, в частности благодаря качественным двухрычажным триггерным манеткам и интегрированным кареткам, в кассете 10 звёзд.

Средняя цена фэтбайка Silverback Scoop Fatty (2017) значительно ниже по сравнению с лидером – около 85 000 рублей.

Достоинства

  • Высокая проходимость;
  • Качественная сборка;
  • Разные размеры рамы под рост;
  • Мягкие пневматические колёса;
  • Практически не выходит из строя.

Недостатки

  • Высокая цена;
  • Отсутствие амортизации и жёсткая вилка – не самый мягкий ход по пересечённой местности.

Фэтбайк Momentum iRide Rocker 3 увидел свет в 2018 году и успел заслужить доверие любителей покататься за пределами дорожного полотна. У него такое же колесо на 26 дюймов, усиленное двумя ободами, но ширина покрышки уже 4 дюйма, то есть по снегу и песку передвигаться на нём пусть и немного, но всё же хуже, чем на ранее рассмотренных фэтбайках. Амортизации нет, вилка жёсткая – на Momentum iRide Rocker 3 в горах будет не очень комфортно. Хорошо, что изогнутый руль позволяет сделать удобный захват для упрощения рулёжки. Разогнаться на таком велосипеде быстро не получится – у него только 7 скоростей, при этом задний переключатель прогулочный, как и 160-мм тормоз дискового типа без пневматики. Он может быть закреплён на раме или вилке. Манетки тоже прогулочные, каретки неинтегрированные. Всё говорит о том, что Momentum iRide Rocker 3 – это, скорее, большой велосипед для катания по дорогам из гравия, полевым тропам, но не по горам и пересечённым местностям. У него есть удобная подножка для парковки и флягодержатель.

Средняя цена фэтбайка – 51 000 рублей.

Достоинства

  • Усиленные двумя ободами колёса;
  • Число зубьев в системе 38;
  • Большие колёса средней ширины;
  • Оптимальная цена.

Недостатки

  • Не подходит для жёсткого бездорожья.

Четвёртый в рейтинге FORWARD Bizon – двухразмерный фэтбайк с рамой на 16" (150-165 см) и 18" (167-178 см). У него такие же 26-дюймовые колёса, как у предшественников, ширина покрышки CST C-1752, 26x4.0", 60TPI 4 дюйма – достаточная для прогулок по бездорожью, но не экстремальной местности. К тому же амортизаторов у колёс нет, вилка жёсткая. На помощь приходит изогнутый руль на полуинтегрированной безрезьбовой колонке.

Скоростей у велобайка 8, но трансмиссия адаптирована к неспешным прогулкам, как и тормозная система из механических дисков на 160 мм. Каретка неинтегрированная, манетки рычажные, но надёжные, в замене нуждаются редко.

В целом фэтбайк FORWARD Bizon 2018 года – это более мощная альтернатива горному велосипеду для внедорожной езды по умеренно пересечённой местности. Средняя его цена – 28 500 рублей.

Достоинства

  • Облегчённая рама MTB;
  • Безрезьбовой вынос изогнутого руля;
  • Средней ширины большие колёса;
  • 2 размера для соответствующего роста;
  • Доступная цена.

Недостатки

Пятый в рейтинге фэтбайк STARK Fat 26.2 D 2018 года в двух размерах 18 и 20 дюймов и пяти вариантах расцветки рамы и обода колеса. У него больше скоростей по сравнению с предшественником FORWARD – все 21, он переключаются на руле, но задний переключатель не вполне надёжный – его уровень определён как начальный, а передний – спортивный, более манёвренный и практичный, что особенно важно при жёсткой вилке при отсутствии амортизаторов.

Колёса аналогичны предшественникам – 26х4 дюйма, на них покрышки Chaoyang H5176, известные оптимальной надёжностью и проходимостью, несмотря на китайское происхождение. Однако на холодную погоду они не рассчитаны и зимой доставать велобайк не следует. Бортировочный шнур металлический, а не композитный, при бережном обращении и правильном уходе не ржавеет.

Тормоза на дисках 160 мм механические прогулочного типа. Манетки тоже начальные двухрычажные Shimano ST-EF500, каретки прогулочные, а посадочная часть вала каретки квадратная, так обеспечивается надёжная её фиксация без потребности в дополнительном креплении.

Как и предшествующие модели фэтбайков, STARK Fat 26.2 D не подходит для профессиональной езды, но для города и загородных прогулок – самое то. Средняя цена – 33 000 рублей.

Достоинства

  • 21 скорость;
  • Несколько размеров и цветовых вариаций;
  • Яркий дизайн;
  • Доступная цена.

Недостатки

  • Жёсткое сиденье;
  • Ограниченная допустимой нагрузкой проходимость;
  • Грубые тормоза.

У велобайка STELS Navigator 680 MD 26 V040 два рамных размера – 18" на рост 167-178 см и 20" на 178-185 см и общий вес 16,26 кг. Колёса с покрышками 26x4.0 дюймов из стоковой резины не оснащены амортизаторами, но и без них гасят неровности дороги и создают плавный ход байка. Кстати, двойного обода у колеса нет, поэтому высокие нагрузки ему противопоказаны! Бортировочный шнур металлический, требует внимания и ухода.

Скоростей у байка STELS Navigator 680 MD 26 V040 всего 8, но их переключатели могут преподнести сюрприз в дороге – цепь время от времени на манёврах спадает. На сложном бездорожье покататься не придётся – не выдержат ни колёса, ни комплектующие прогулочного уровня, годные для начинающих ездоков по городу и паркам. Вал каретки жёстко посажен на квадрат. Приятный бонус – установленный звонок.

Средняя цена фэтбайка STELS Navigator 680 MD 26 V040 (2018) – 30 800 рублей.

Достоинства

  • Для прогулочного уровня комплектующие весьма качественные;
  • Эргономичный дизайн рамы и руля;
  • Мягкая колёсная резина для комфортной езды;
  • Доступная цена.

Недостатки

  • Неприспособленность к жёсткому бездорожью;
  • Передняя звезда иногда сбрасывает цепь;
  • Не подходит для зимнего катания.

В завершение рейтинга не можем пройти мимо фэтбайка для подростков STELS Pilot 280 MD 20 модели 2017 года. Он рассчитан на детей ростом 80…135 см, рама 11 дюймов. Высокие нагрузки велосипеду не угрожают, поэтому амортизация отсутствует, а передняя вилка жёсткая. Тряску компенсируют мягкие колёса уменьшенного диаметра 20 дюймов на покрышках Chao Yang, 20x4.0, 30TPI с двойным ободным профилем.

Тормоза у фэта STELS Pilot 280 механические дисковые спереди и сзади, оба по 160 мм. Скоростей 7, но для детей их вполне достаточно. Переключатели прогулочного уровня собраны хорошо, цепь не спадает – это важно для ребёнка. Руль прямой, анатомически неудобный, но жалоб на него практически не поступает. Украшение руля и элемент безопасности – звонок.

Средняя цена фэтбайка STELS Pilot 280 MD 20 (2017) – 22 000 рублей.

Достоинства

  • Подходит для езды по дорогам и незначительному бездорожью;
  • Уменьшены колёса для безопасности;
  • 3 яркие расцветки;
  • Удобное сиденье;
  • 7 скоростей.

Недостатки

  • Фэтбайк подходит только для подростков и езды по дорогам и бездорожью с неагрессивным рельефом.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Если вы любите велосипедный спорт и не хотите расставаться со своим «железным конём» ни при каких обстоятельствах, есть смысл приобрести фэтбайк. Узнайте, что это, как работает и зачем нужно.

Что это?

Что такое фэтбайк? Название произошло от двух английских слов «fat» и «bike», что дословно переводится как «толстый велосипед». И это отражает суть конструкции «железного коня», ведь он оснащён толстыми колёсами, которые позволяют пересекать любые поверхности в любое время года.

Считается, что изобрёл фэтбайк в 80-х годах прошлого столетия один из жителей Аляски Марк Грюнвальд. Транспортное средство позволяло ездить в условиях сурового холода. Но ещё в 30-х годах того же века в одной из газет появилась фотография с велосипедом, имеющим неправдоподобно широкие и объёмные шины. Тогда изображение приняли за рекламную акцию или розыгрыш.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим все плюсы современных фэтбайков:

  • Оригинальный внешний вид. На таком велосипеде вы точно будете привлекать удивлённые и восторженные взгляды.
  • Отличная проходимость. На фэтбайке можно ездить по пересечённой местности, снегу, лесам. Он преодолеет сугробы, грязь, песок и прочие вариации рельефа.
  • Возможность ездить при любых климатических условиях и в любое время года: снежной зимой, слякотной ранней весной или поздней осенью, жарким летом.
  • Универсальность. На таком велосипеде реально кататься как по асфальтированной дороге, так и по местностям с нетронутой природой: горам, овражистым участкам.
  • Отличная амортизация. Благодаря ей, препятствия, возникающие на пути, преодолеваются мягко, а мелкие – остаются практически незаметными.
  • Возможность преодоления различных препятствий: неровностей дороги, камней, бугров. Шины толстые и прочные, поэтому не лопнут даже при наезде на что-то твёрдое и острое.
  • Велосипедиста не трясёт, он не испытывает значительного дискомфорта, как на стандартном байке с тонкими колёсами, реагирующими на все неровности.
  • Безопасная езда. Увеличенная ширина шин повышает устойчивость, минимизирует риски падений.

Есть и минусы:

  • Значительный вес, который может достигать 20-25 килограммов. Масса требует приложения усилий во время езды. Ноги при вращении педалей сильно устают, что для новичка чревато болями. Кроме того, возможен рост мышц икр и бёдер, что нужно не всем и не всегда.
  • Высокая стоимость, особенно в сравнении со стандартными привычными велосипедами.
  • На колёса можно устанавливать далеко не все обода, что усложняет ремонт.
  • Если покрышка или камера пострадает от повреждения, найти её в небольшом населённом пункте будет проблематично. Есть возможность сделать заказ через интернет, но при такой покупке никто не гарантирует, что деталь будет качественной и точно подойдёт. Если сравнивать столь необычную модель со стандартными велосипедами, то она имеет не такой широкий функционал. В некоторых моделях тормозная система несовершенна, что связано с неудобством настроек заднего тормоза (просвет тормозного механизма узкий, закрывается колесом).

Особенности выбора

Как выбрать фэтбайк? Прежде всего, определитесь, какая модель вам нужна. Все велосипеды с толстыми колёсами делятся на две больших группы:

  1. Офсетные. Положение втулки в таких моделях смещается относительно рамы, оси колеса и втулки. Такая конструкция позволяет при необходимости менять местами заднее колесо и переднее. Кроме того, для ремонта подойдут стандартные детали, что упростит устранение неполадок и позволит избежать значительных затрат. Но офсетные фэтбайки могут иметь весьма специфический внешний вид
  2. Безоффстетные модели отличаются симметричностью конструкции. Заднее и переднее колёса имеют втулки разных размеров, причём они специализированные, то есть стандартные детали не подойдут. Но зато можно использовать обода разной ширины, например, узкие летние или расширенные зимние.

Отдельно стоит выделить складные фэтбайки. Конструкция такая же, но модели предоставляют возможность складывания, и такая особенность упростит хранение: в сложенном виде велосипед не займёт много места. Механизм, как правило, прост в использовании, специализированных инструментов не требуется.

Известные крупные компании, специализирующиеся на производстве велосипедов, выпускают электрические фэтбайки, оснащённые моторами. Конечно, их стоимость велика, но зато при езде не нужно прилагать больших усилий: транспорт приводится в движение электродвигателем.

При покупке обратите внимание на три основных параметра:

  • Вес. Он варьируется от 15-17 килограммов до 20-25. Каждое колесо может весить по 3-5 кг, в зависимости от размеров и ширины.
  • Нагрузка. Выясните, какой вес выдержит фэтбайк. Если на нём будет ездить крупный человек, выбирайте модель со значительной допустимой максимальной нагрузкой – 120-130 килограммов.
  • Размер колёс. Покрышки фэтбайков могут иметь ширину от 3,5 дюймов до 4,5, что соответствует 9-12 см. Обод имеет ширину от 65 мм до 100. Но встречаются массивные модели с пятидюймовыми колёсами.

Производители

Существует немало производителей фэтбайков в разных странах, но наиболее популярными и предлагающими качественную продукцию являются такие как «Surly», «TREK», «Scott», «Specialized», «Cube», «Fatback», «Vicious Cycles», «Fatbikes».

Приобрести качественный фэтбайк в крупном городе можно в специализированном спортивном магазине. Если такового в населённом пункте нет, или же в ассортименте отсутствуют современные модели, то придётся приобретать «железного коня» через интернет и заказывать на официальном сайте производителя. Неизвестным посредникам доверять не стоит.

Стоимость

Сколько стоит фэтбайк? Цена зависит от функций, дизайна, особенностей конструкции велосипеда. Все модели можно условно разделить на три ценовых категории. Бюджетные – это байки стоимостью до 40 тысяч. В группе есть варианты за 20-25 тысяч. Вторая категория – от 40000 до 70000-80000 руб. Если же вы хотите многофункциональный, стильный и эксклюзивный байк, придётся выложить больше 80-90 тысяч рублей.

Хотите приобрести проходимый транспорт, но не желаете изменять велосипедному спорту? Купите ультрамодный фэтбайк. Удачного выбора и лёгкой узды!

Нет сил больше держать в себе: теперь у меня самый толстый в Киеве! Это по словам велосипедисток;)
Мечтал давно, а тут взял и сбыл мечту: а Дружественная Вселенная помогла и настояла на этом.
Короче, фэтбайк это - велосипед-эмоция!
На катушках ты в центре внимания: знакомятся, задают вопросы, берут катнуть. Просто на улице прохожие оборачиваются, фоткают. Это как на Феррари ездить!

Пару слов про то, что это вообще такое: грубо говоря, велосипед с очень толстыми колесами. Отлично себя чувствует на мякгом, рыхлом, и твердом. Например, по песку и снегу он катит лучше других. Отличается также специальной рамой, куда такие колеса влазят. Для пущей проходимости давление в шинах нужно держать низкое.

Самые частые вопросы:
— И как на нем ездить?
— Сколько атмосфер накачиваешь?
— Сколько стоит?
— Сколько весит?
— Тяжелый?
— С мотоцикла снял?
— И как накат?
— И как оно?

На нем ездить замечательно! Мелкие неровности съедаются, ехать комфортно. Приятнее ехать по трейлам, чем по асфальту. На асфальте звук протектора изрядный: когда шел на обгон незнакомых велосипедистов, один прижался к обочине и в спину крикнул «Блин, я думал фура тулит!».

Это настолько новое и клевое ощущение от езды, что в первые сутки обладания отмотал 3 катушки (2 ночных и 1 лосиная), несмотря на жесткий график в работе. Спал в промежутках между встречами. На третьей катухе (Electra Night Ride) уже почувствовал, что батарейка села совсем и срочно потулил домой вырубаться.
Папа на даче тоже пришел в полный восторг. Настолько, что уехал по бездорожью так, что я его найти не мог, не то, чтобы догнать. Все время я плелся сзади на жалких 26х2)

Колеса больше не только по толщине, а и по диаметру, несмотря на 26-е диски. Примерно как найнер в этом плане, но накат хуже. На скорости гораздо сильнее ощущается гироскопический эффект, с непривычки можно вылететь из поворота. Вел сложно наклонить, руль хочет ехать только прямо. Но к этому быстро привыкаешь.

Несмотря на отсутствие аммортизирующей вилки, ехать мягко (до больших препятствий).

Весит он около 15 кг. Плюс здоровые колеса. Иннерция хорошая! Но вилли и банник выходят лучше, чем на моем 26″ MTB.

Участвовать в соревнованиях, думаю, можно!

Минусы: 2 передних звезды, отсюда настройка манетки соответствующая (как на шоссерах, нужно доводить) и большой перекос цепи на крайних передачах. Больше минусов не обнаружено!

Если есть сомнения, покупать или не покупать фэт: однозначно покупать!



На улицах всё чаще можно встретить велосипеды с очень странными толстыми шинами. Они именуются fatbike, что дословно означает «толстый байк» (англ. fat – толстый).

Так что это: новый тренд, инновацию в спортивной сфере или просто очень удобный агрегат?

Описание

Благодаря своим широким покрышкам fatbike и получил своё броское название. Как правило, ширина колеса не превосходит 4-5 дюймов (около 12 см), а обод – 100 мм. По сравнению с маунтинбайком, ширина покрышки у которого не превышает 2 дюймов, фэтбайк выглядит куда мощнее.

Массивность, однако, нужна не только для запоминающегося внешнего вида. Она обеспечивает хорошую проходимость на различной поверхности: песок, пересечённая местность, камни и т.д.

Можно сказать, что фэтбайк – это внедорожник, так что на нём можно кататься круглогодично без проблем, даже зимой (отсюда другое название — snowbike).

В зависимости от конструкции существует 3 вида этого транспортного средства:

  • Складной. Это очень удобный тип fatbike. Не уступает в прочности конструкции и других характеристиках, но зато удобен в хранении.
  • Двухподвесной. Для этого пришлось переделывать раму. В основном существует лишь как образец, но вполне возможно, что скоро поступит в продажу. Ведь двойная подвеска обеспечивает отличную управляемость на сложных участках трассы.
  • Love freedom. Этакий городской вариант китайского производства со сниженной стоимостью и упрощённой конструкцией. Несмотря на это, технические характеристики внушают доверие.

Любой из вышеперечисленных типов способен удовлетворить нужду в надёжности и проходимости, вопрос лишь в цене и личных предпочтениях.

Выделяют следующие преимущества:

  • лёгкое преодоление препятствий;
  • универсальность в любой местности;
  • проходимость;
  • для катания на нём не нужны специальные навыки.

Несмотря на это, большой вес может сыграть решающую роль в выборе, ведь не все могут тащить на себе 18 кг. Также ценник довольно внушителен, что не всем по карману.

Немного истории

Отцом этой двухколёсной машины принято считать Марка Грюнвальда, который и придумал название своему детищу. Проживая на Аляске, он сталкивался с проблемами непроходимости на маунтинбайке – отсюда и появилась мысль растягивать покрышки с 3 до 3,5 дюйма.

SURLY PUGSLEY стал первой серийной моделью. Знаменитый веломеханик Шелдон Браун отреагировал на это словами: «Это такой же прорыв, как и маутинбайк в своё время».

С 2013 года байки стали более технологичными – в производстве начали использовать карбон (сверхпрочный углерод), что заметно уменьшает вес – вплоть до 10 кг. Но, конечно, стоимость таких моделей возросла.

Особенности конструкции

Самая запоминающаяся часть – колёса. Они не только широкие, но и очень тяжёлые. Одна штука весит около 3,5 кг, что значительно затрудняет транспортировку. Эти 3,5 кг складываются из: резины (1500-1700 г), обода (1100 г), камеры (450 г), ободной ленты (150 г) и других деталей меньшего веса. Тяжесть всего «стального коня» достигает 15-18 кг в зависимости от особенностей конкретной модели. Чтобы хоть как-то снизить её, производители часто прибегают к трюку: просверливают дыры в ободе.

Этот велосипед с широкими колесами имеет главную особенность – это давление в камерах, которое колеблется от 0,2 до 2 атм. (у горного – около 3-4 атм.). Именно такое пониженное давление позволяет «съедать» все неровности. Но стоит помнить о законах физики: чем ниже давление в камерах, тем сильнее сопротивление поверхности, благодаря увеличенной площади соприкосновения. Поэтому новичкам рекомендуется давление в 2 атм.

Тяжеловесность компенсируется тем, что нет нужды ставить амортизационную подвеску, которая обычно присутствует на передней вилке. И без амортизации ход очень мягкий и ровный. Даже в сравнении с дорогим маунтинбайком с отличной подвеской фэтбайк выиграет в комфортности езды.

Ощущения от катания

Может сложиться впечатление, что катание на таком агрегате – это тяжёлый труд. Но это мнение давно опровергнуто, ведь он очень устойчив и надёжен. По ощущениям езда не отличается от маунтинбайка. Во многом благодаря трансмиссии, с помощью которой можно определить необходимое передаточное число, езда становится комфортной. Лишь на скорости свыше 30 км/ч можно ощутить тяжесть агрегата, так что для быстрой езды это не лучший вариант.

По этой причине фэтбайк пользуется популярностью у спортсменов, которые как раз желают получить высокую физическую нагрузку от тренировки.

Производители

Можно выделить около 20 брендов, занимающихся производством и продажей. Некоторые выпускают их массово, а другие работают с индивидуальными заказами.

Самыми популярными брендами считаются:

  • Surly (США). Это первая компания, которая решилась на массовое производство. И не прогадала, нужно отметить. Продукция этой компании имеют особенность: в качестве материала для рам используется только хромомолибден, придающий защиту от коррозии и прочность. Surly настолько широко известна, что детали этой фирмы можно увидеть практически на каждом велосипеде с широкими колесами.
  • Salsa. Эта крупная компания выпускает три вида рам: алюминиевые – MUKLUK 2 и MUKLUK 3, титановые – MUKLUK Ti.
  • Fatback (США). Также известна благодаря качеству продукции.
  • Fatbikes (США). Занимается изготовлением самих велосипедов и комплектующих. Материал рам – алюминий.
  • Sandman (Европа). Выпускает продукцию спортивной направленности.

В России fatbike-тренд в новинку, поэтому и компаний-производителей немного. Основными являются Eltreco, Norco и Trek.

Вопрос цены

В зависимости от материалов, используемых в производстве, и сложности конструкции, цена может колебаться от 40 т.р. до 100 т.р. и выше.

Как правило, байки до 40 т.р. берут те, кто хочет кататься «для себя» в черте города и природе. Хороший выбор – StelsNavigator 680 MD.

Продукция до 100 т.р. пользуется спросом у спортсменов, которые используют фэтбайк в целях тренировки ног и дыхательной системы. В данном случае подойдёт Silverback Sphere Delight.

Байки свыше 100 т.р. имеют ряд особенностей, понятных лишь профессионалам. Их берут спортсмены, специализирующиеся на гонках. Лучшие модели — Cube Nutrail Pro 2017, KTM Fat Flea 2016.

Наверное, фэтбайк – это не просто модный тренд, а некая инновация, полезная и в городе, и на природе, на сложных участках дороги и в разное время года. Он понравится как спортсмену, так и рядовому любителю прогулок на природе, что определённо делает фэтбайк востребованным.

На вопрос о том что такое фэтбайк, каждый специалист в области велотехники ответит так: это не только велосипед с широкими колёсами, но и особая модель велотранспорта, которая отличается как своим комплектующим, так и диаметром самих шипов. Из-за своего уникального покрытия, он без особых затруднений может проехать по грязи или снежному сугробу. Ширина таких нестандартных шин позволяет преодолевать ему такие препятствия, которые «не в силах» преодолеть ни один обычный велосипед в мире.



И так, данная статья будет полезна для почтения тем, кто действительно желает подробно разобраться не только в принятых преимуществах, но и в существующих недостатках то оригинального средства передвижения.

Плюсы фэтбайка

Совершенно бесспорно, самой весомой и в то же время положительной чертой в данном велотранспорте являются все те качества, которые могут быть присущие только вездеходу. Наверно именно по этой причине фэтбайк имеет сегодня бешеную популярность не только у профессиональных спортсменов, но и у обычных людей.

- За счет своих громоздких шин, в данном велосипеде создается низкое давление внутри резины, что и позволяет ему спокойно преодолевать абсолютно любые препятствия на своем пути.
- Универсальность. Как уже упоминалось выше, даже несмотря на то, что ориентирован на горную местность, его все равно можно использовать в качестве транспортного передвижения как по пляжному песку, так и по обычным городским дорогам.
- Для тех, кто очень трепетно относиться к своему внешнему виду (а точнее к своей собственной фиге) будет рад узнать о том, что этот необычный велосипед может послужить отличным помощником для сжигания лишних килокалорий. Профессиональные тренеры так же говорят, что если совершать хотя бы 6-7 прогулок на фэтбайке в течение месяца, то он непременно подарит своему обладателю заметно проявившейся рельеф в мышечной массе и убрать 2-3 сантиметров на талии.

Минусы фэтбайка

- Велосипед достаточно тяжелый. Общий вес может доходить даже до 20 килограмм. Разумеется, такое положение вещей обусловлено только его отличительными громоздкими колесами.
- Внешний вид. Даже несмотря на то, что корпус фэтбайка более или менее ничем не отличается от стандартного велосипеда, то имеющиеся на нем необычные формы шин - заставляют его быть похожим на гибрид из велосипеда и мотоцикла. Но в том случае, если человек не боится укоризненных взглядов, то тогда данный недостаток для него будет нипочем.
- Высокая ценовая категория. В оправдание своей высокой стоимости, не стоит забывать и о том, для чего нужен фэтбайк на самом деле. Как ни крути, но он предназначен именно для горной езды + состоит только из тех комплектующих, которые является максимально прочным и максимально надежным для своего хозяина. Именно поэтому, высокая цена фэтбайка является совершенно оправданной и ни в коем случае не переоцененной.

Подводим итоги

Выбрать обычный прогулочный велосипед или все-таки отдать свое предпочтение в пользу фэтбайка - дело сугубо личное. Но так бы там ни было, прежде чем принимать окончательное решение в пользу одно из двух вариантов - лучше всего начать с тщательного и скрупулезного анализа как за, так и против обеих моделей велотранспорта.