Спорт отчаянных 7 букв последняя м. Модное слово на букву "к"

Русский космос пронизан тайной ностальгией по хаосу. Даже в самые лучшие времена в лучшее как-то не верится. Не привыкли мы к хорошему, - его никогда у нас на всех не хватало. И к порядку так и не приспособились, сколько ни пытались нас урядить и урезонить на европейский манер. Это у них, если верить Гегелю, история движется по спирали, а у нас – рывками, от случая к случаю.

У них всё разумное действительно и всё действительное разумно, а у нас как повезёт. Ни одна рациональная система, включая гегелевскую, не способна охватить и ограничить то жизненно необходимое нам внутреннее пространство, что метафорически можно определить как простор. В нём живёт и бесконечно множится нечто неуловимое, зыбкое, меняющее смысл и форму в зависимости от наших ожиданий и надежд. Есть традиция замыкать это неясное нечто в умозрительное понятие русская идея; примем это как данность. Велика Русь – и не счесть таящихся в ней возможностей… ни одна из которых не может окончательно и бесповоротно стать общей для всех действительностью. Всё, что происходит, идёт не так.

Оттого так сильна в нас ностальгия – мучительно-сладкое разочарование в жизни. Вера в идеал на практике оборачивается недоверием к реальности. Под каждым полезным начинанием таится некое сомнение в его целесообразности, по ходу дела разрастающееся в неуверенность и внутренний протест. Оттого и рушится один проект за другим, - если не сам по себе, то в результате склок и разборок, которыми он обрастает. Потому что в его тени вызрела другая идея, претендующая на ту же строительную площадку, и всё больше недовольных существующим готовы инвестировать свои надежды в новую утопию. А для начала поучаствовать в сносе старых стен. Ломать не строить! Чаще всего дальше ломки дело не идёт. Но само разрушение становится праздником – поруганием святынь, избиением жрецов, низвержением кумиров, ниспровержением устоев… возвращением к тёмным истокам истории: в потерянный рай вседозволенности и безответственности. Бунт – реванш хаоса, прорвавшегося в прореху порядка.

Русская идея не знает покоя. Вся наша великая литература суть выражение непреходящей метафизической тревоги. Или, если хотите, это одна неустанная духовная работа над ошибками бытия. Чтобы выжить в России, надо быть двужильным. И не столько физически стойким, сколько морально устойчивым. Русская экзистенция работает на износ. Но не как раскрученный маховик сознательной созидательной жизни, а как некий маятник, раскачивающийся над бездной бытия между неизбывной надеждой и неизжитым отчаянием. Эти душевные колебания как тайную механику бунта исследует Достоевский. Об этом «Бесы». И ещё больше об этом «Братья Карамазовы». Циничное распутство Карамазова-отца не тайный разврат, а явный бунт против морального закона в сердце – бессмысленный и беспощадный, увлекающий в бездну всё, что рядом. Три его сына тоже бунтуют против миропорядка, каждый по-своему: Дмитрий – от широты натуры, Иван – из глубины ума, Алексей – с душевным трепетом. Гротескной тенью метафизического мятежа корчится на страницах романа риторическая фигура Смердякова. Это не шутовство, - это пророчество. Если раскачивать маятник из крайности в крайность… да полно! какой же это маятник? это страшный чугунный шар, подвешенный на цепи, которым с размаху рушат дворцы и храмы, чтобы расчистить дорогу… в бездну. В свершении и в разрушении человека захватывает и движет историческая инерция, которую душа воспринимает как рок. Послушный гипнотическому зову, восставший человек отдаётся на волю революционной стихии и самозабвенно творит… творит беззакония. Пройдя по ещё свежим следам Пугачёва, Пушкин заклинал судьбу: Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Сколько раз с тех пор эту молитву с содроганием повторяли многие и многие: не приведи Бог…

Первое правило социальной динамики – всякое действие равно противодействию. Произвол, направленный сверху вниз, рано или поздно оборачивается произволом, направленном снизу вверх. То есть всякому беззаконию властей соответствует противоправная инициатива масс. Но, в отличие от физики, ответная реакция социального организма на неблагоприятные условия непредсказуема и обусловлена тысячей случайностей. В разное время она выражается по-разному. Крепостные бежали на Дон или сбивались в разбойные ватаги. Раскольники уходили в леса и назло царским сатрапам сжигались в скитах. Повальное пьянство самодеятельного населения при социализме было своего рода стихийной антисоветской деятельностью. На тотальное идеологическое насилие масса ответила самоубийственным саботажем – бунтом не на коленях, а на карачках. Когда правда в риторике власти замещена ложью, повседневность выражается матом. Мат – великий и могучий язык бессмысленного и беспощадного бунта. Все революции в России проходят по одним не писаным правилам и под единым непечатным лозунгом: эх, … вашу мать! Будь то хоть медный бунт, хоть соляной, пугачёвщина или махновщина… Да гори оно всё огнём! Где Гуляй-Поле, там и родина.

Ответная реакция массы на беззакония власти, как правило, является замедленной. Несправедливость годами накапливается в порах общества, пока не достигнет критической массы. Никто не знает, когда злоба дня достигнет опасной концентрации, при которой для взрыва будет достаточно случайной искры. Сверху меру терпения народа различить трудно. Поэтому власть так часто позволяет себе пренебрегать профилактическими мерами: после нас хоть потоп. Правительство всеми правдами и (что чаще) неправдами скрывает от самого себя симптоматику социальной болезни и оттягивает терапевтическое лечение. Пока не станет поздно. Пока не станет неизбежным и неотвратимым хирургическое вмешательство. Революционное насилие – это операция по удалению запущенной злокачественной социальной опухоли, которую проводит пьяный от крови садист с мясницким топором.

Способна ли Русь, истощённая тысячей мятежей, но новую историческую судорогу? Не знаю. Не думаю. Что-то изменилось в существе русского человека; шире – российского. Он всё меньше зависит от прежних иллюзий – общинности, соборности, коммунальности (если зависит от них вообще). Сегодня массу составляют другие русские. Они хотят и могут иметь, но не умеют ни любить, ни даже ненавидеть. Они в чём-то вольнее и сильнее прежних, но пусты внутри и живут как бы вчуже. И семя их непрочно, и время их напрасно. В них нет ни решимости, ни пламенности. Разобщённая масса других русских – зыбкий песок, и нет идеологического раствора, способного сплотить её как в добре, так и во зле. Ни вырожденная коммунистическая, ни возрождённая русская идея не властны над их холодными умами. И нет на горизонте харизматического лидера, который мог бы задурить толпу одиноких новой групповой галлюцинацией. Не считать же, в самом деле, вождями авантажных аферистов типа Жириновского и эпатажных авантюристов вроде Лимонова. Их бессмысленности и беспощадности хватает разве что на небольшой общественный скандал. За революционером Зюгановым (не пламенным, а еле-еле тёплым), зовущим в светлое прошлое, идут лишь самые стойкие пережитки эпохи. И уж совсем анекдотичен марш несогласных во главе с бывшим премьером Касьяновым, глубоко возмущенным тем, что сам натворил, будучи у власти. Эта буря – в стакане мутной воды. В преддверии парламентских и президентских выборов следует ожидать новых эксцессов, стимулирующих активность и симулирующих мятежность. Всерьёз их принимать не стоит. Опасно иное.

Россия сегодня – демократическое государство. Вот только пространство нашей свободы надёжно спрятано в закоулках законодательства. Попробуй добраться до правды… Минотавр власти в своём бесконечном бюрократическом лабиринте набирает мощь от принесённых ему жертв. На проституцию политиков и коррупцию чиновников страна откликается валовым ростом преступности. Уголовная статистика, если проанализировать её непредвзято, констатирует в конце минувшего века самую настоящую пугачёвщину, носящую рассредоточенный и безыдейный характер. Когда законодатели становятся ворами, авторитетами становятся воры в законе. Романтическая мятежность вырождается в криминальную маргинальность. Этакая массовая революционная самодеятельность…

Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, многажды подавленный и никогда не усмирённый, загнанный внутрь как дурная болезнь, овладел коллективным подсознанием и победил тихой сапой. Хаос возобладал у нас в душе. Моральный закон в сердце, поражавший воображение Канта божественной непостижностью, ныне низвержен. Но свято место пусто не бывает. На освободившуюся вакансию совести претендуют злость, зависть и корысть – движущие силы перманентного мятежа индивида против социума. Можно сказать иначе: если рассматривать склонность к бунту как социальную болезнь, то из острой формы она перешла в хроническую. Наша повседневная жизнь, не находящая прибежища в разумном порядке, вынужденно подзаконна и неизбежно противоправна. Каждый на свой страх и риск ведёт свою личную борьбу с несовершенной системой вещей. С переменным успехом. Ничего хорошего для общества в целом из этого выйти не может. Всё исходит из хаоса, но живёт лишь то, что в силах противостоять ему.

Вообще-то эти рассуждения следовало бы начать с метафизики бунта. Как мы знаем из предания, первый бунтовщик – дьявол. Ангел, восставший против Бога и низринутый с небес. Ангел, ставшей князем тьмы и владыкой ада. Если держать эту мифологему в уме, то можно оценить глубину мысли философа Жана-Поля Сартра: Ад – это другие. Другие, одержимые демоном мятежа. Мир, в котором бунт всех против всего становится образом жизни, неотвратимо погружается во тьму.

Владимир Ермаков

Россия – страна спортивная. Мы освоили за короткое время десятки видов спорта, стяжав себе мировую славу. Но при этом забыли свои исконные игры, в которые играли многие поколения наших предков.

Русский вариант гольфа. Если бы мы более ревностно относились к своему наследию, то, возможно, уже сегодня российские бизнесмены обсуждали свои сделки не на поле для гольфа, а за игрой в городки. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города».

В историческом романе «Князь Серебряный» А. Н. Толстой пишет, что в городки с удовольствием играли русские бояре времен Ивана Грозного. «Как, бывало, начнут ребята в городки играть, беда той стороне, что супротив тебя! - хвалится в романе воевода Морозов. - Разлетишься, словно сокол ясный, да как расходится в тебе кровь молодая…»

Точную дату появления городков определить сложно. Упоминание «чушек», как еще называли эту игру, можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в летописях Древней Руси. Признанными мастерами городков были Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Кстати, в СССР городки были настоящим культом: редкий стадион или предприятие не имели своей городошной площадки.

Сегодня городки являются уделом преданных энтузиастов, однако, кто знает, что будет через лет 5. Ведь достаточно российскому президенту вместо бадминтонной ракетки или горных лыж пару раз показаться с городошной битой в руках, и уже через некоторое время городки возвратят себе свою культовость.

Наверняка все знают, что лапта – это русский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту - деревянные биты и войлочные мячи - были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.

Русский писатель Александр Куприн, поклонник лапты, писал: «Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру…»

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Чиж не так известен, как городки и лапта, однако это нисколько не умаляет зрелищности это вида спорта. Игра напоминает лапту.

Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» - круглая палочка длиной 10 - 15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта - дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок - бьющий, остальные - ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Клюшкование

Сегодня мы знаем это вид спорта под тремя именами: «хоккей с мячом», «русский хоккей», «бенди». Наши предки знали эту игру под более понятным названием – «клюшкование». Эта игра известна с X века. В разных местностях она называлась по разному: в северных областях - «загон», в районе реки Вятки – «погоня», на Урале – «свинка», в других районах – «шарение», «котел», «догон», «юла», «козий рог», «клюшкование», «клюшки» и т.д.

В начале XVIII в. в хоккей играли практически повсеместно, и эти игры привлекали всегда многочисленных зрителей. Число игроков в команде строго ограничивалось. Появились железные коньки. Их привез из Голландии Петр I, и одними из первых ими воспользовались «клюшники».

По зрелищности «клюшкование» не уступает ни хоккею, ни футболу. И, возможно, мы увидим хоккей с мячом на Олимпиаде 2018 года.

На асфальте рисуют маленький круг и ставят в него консервную банку. От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий. Каждый игрок находит себе довольно длинную палку. Выбирается «пекарь».

«Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить банку из круга. Начинают все с «валета», потом переходят на «даму» и так далее. Если палка в банку не попала, то остается лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок. Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остается лежать. Когда, наконец, кто-то банку все-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее на место. А все бросаются к своим палкам. Как только банка установлена, «пекарь» палкой начинает отгонять игроков от их палок. До кого он дотронется - тот выходит из игры. Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию. Если «пекарь» увлекся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять запулить банку подальше. Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой. Когда все палки подобраны, игра продолжается. Один раз спрятаться от «пекаря» можно за своей чертой.

Зимний олимпийский вид спорта, 7 букв, начинается на "к"... Совсем недавно подобный вопрос в кроссворде мог привести в тупик даже людей с энциклопедическими знаниями. Но после Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити слово "керлинг" уже не вызывает недоумение у россиян. "Шотландский хоккей" уверенно набирает популярность, и сегодня в эту старинную игру может попробовать сыграть каждый желающий – достаточно посетить первый в России керлинг-клуб "Планета льда".

В переводе с английского "керлинг" означает "вращение", "кручение". Зародилась игра в Шотландии – первые упоминания о керлинге датируются 1511 годом. В России до революции существовали несколько клубов, открытых немецкими и английскими дипломатами, но затем игра была запрещена за свою азартность. А жаль – ведь и льда, и камней у нас сколько угодно. Лишь совсем недавно керлинг снова был возрожден в России. В 1991 г. группа энтузиастов обратилась в Международную федерацию керлинга с заявкой на вступление, а в 1993 г. состоялся первый чемпионат России.

Сравнивать керлинг с другими играми сложно – настолько он самобытен. Действительно, как и в хоккей, в керлинг играют на льду (причем на максимально чистом и ровном). На этом сходство заканчивается. Вместо изящных каучуковых шайб тут 20-килограммовые гранитные булыжники, вместо клюшек – щетки. Причем касаться щетками камней строжайше запрещено.

Правила такие: на площадке длиной 44,5 м соревнуются две команды (в каждой по 4 игрока). У одной из команд 8 камней с желтой ручкой, у другой – 8 с красной. Выпуская из специального коврика камень, игроки должны с большой скоростью натирать лед перед ним щеткой, чтобы уменьшить силу трения и продлить движение снаряда, продвигая его как можно ближе к "дому" (круг диаметром 3,6 м, распложенный в конце площадки). В каждом матче – по 10 периодов, так называемых эндов, и выигрывает каждый энд команда, чьи камни находятся ближе к центру.

Многое в игре зависит от действий лидера команды – скипа, который управляет действиями свиперов – игроков с щетками, натирающих лед. Очень важную роль играет керлер, толкающий камень по направлению к "дому". На международных соревнованиях по керлингу традиционными фаворитами считаются канадцы, датчане, швейцарцы, ну и, разумеется, шотландцы. Однако с недавнего времени конкуренцию им составляют и россияне – как мужская, так и женская команды.

Посетить керлинг-клуб можно и одному, хотя лучше, конечно, прийти сюда в компании друзей или родственников. Приходить можно даже с детьми – помимо основного поля для игры в керлинг в "Планете льда" есть детский развлекательный центр. Впрочем, не исключено, что детям гораздо интереснее будет попробовать себе в роли свиперов или скипа.

Керлинг – игра, отнимающая огромное количество энергии. После двух часов игры чувствуешь себя изрядно вспотевшим (несмотря на то, что на площадке всегда поддерживается температура не выше +8 градусов) и выжатым как лимон. А значит, и проголодавшимся. Восполнить затраченные калории нетрудно – достаточно зайти в ресторан клуба. А скоротать время в ожидании партнеров по команде можно в "Спорт-баре", где на большом экране идут трансляции наиболее интересных и захватывающих событий спортивной жизни страны и мира. По субботам в клубе проводится даже дискотека – тут можно на время забыть про строгие правила керлинга и оторваться по полной программе.

Недавно в "Планете льда" состоялся крупный международный турнир, на который съехались команды со всего мира. Это было захватывающее зрелище, с подробностями которого и с другими новостями клуба можно ознакомиться на сайте . До встречи на льду!

Какой вид спорта предпочесть детям 7-12 лет?

Спорт способствует развитию ребенка как телесному, так и умственному. Он учит самообладанию самых непоседливых, доверию - робких, самостоятельности - замкнутых, воле - боязливых, взаимопомощи - каждого.

Для достижения хороших результатов ребенок должен выбрать для себя определенный вид спорта в зависимости от своей личности и склонностей. Перед тем как определить ребенка в клуб, рекомендуется ознакомиться с некоторыми советами.

Дети робкие, незаметные, неуверенные в себе должны предпочесть командные или контактные виды спорта (единоборства, в том числе японского происхождения, регби, гандбол). Для ребят подвижных, «живчиков», не находящих себе места, ломающим все, что попадается им под руку, рекомендуются индивидуальные виды: плавание, атлетика, гимнастика, велосипедный спорт, лыжи. Спортивные дисциплины, требующие ловкости и техники (теннис большой и настольный) лучше подходят для сдержанных, уравновешенных.

Детям шести - восьми лет следует заниматься индивидуальными, всесторонне развивающими видами спорта: гимнастикой, плаванием, лыжами, танцами. Начиная с восьмилетнего возраста, лучше обратить внимание на те индивидуальные виды спорта, которые развивают координацию движений и умение противостоять (восточные единоборства), а также командные игры с мячом. И, наконец, девяти - тринадцатилетних можно ориентировать на спорт для развития выносливости (спортивная ходьба, велоспорт). Ребенок предподросткового возраста обладает наилучшими качествами для того, чтобы быть успешным. Во всех случаях предпочтение отдается направлениям, которые требуют особой личной техники.

Настоятельно рекомендуется ограничить спортивную практику, включая и школьные уроки физкультуры, четырьмя - шестью часами в неделю для восьмилетних, семью - для не достигших двенадцати лет, и, наконец, четырнадцатилетний подросток может заниматься до десяти часов. Следует исключить все особые тренировки, требующие выносливость, скорость, технику, бесконечное повторение определенных движений. Сама тренировка должна быть разнообразной.

В головах родителей наилучшим спортом для их отпрысков с точки зрения укрепления позвоночника, является плавание, а теннис - «темной лошадкой». Специалисты вносят ряд уточнений. Действительно, плавание оказывает благотворное воздействие на позвоночник при условии регулярности занятий, проводимых квалифицированными тренерами и инструкторами - спасателями; стили плавания в процессе одной тренировки должны чередоваться.

Что касается тенниса, то его подозревают в односторонности и появления у детей сколиоза. Ничего подобного! Кстати, если вас привлекает для ребенка большой теннис, загляните на сайт школы "Старт". Здесь вы сможете узнать про . На сегодняшний день Теннисная Школа Старт является опорной школой Федерации Тенниса Московской Области. Именно сейчас объявлен набор детей от 5-ти до 7-ми лет для обучения теннису.

Конный спорт без чрезмерных нагрузок в соответствующих условиях благоприятствует поясничному мышечному тонусу. Умение правильно сидеть в седле способствует правильной осанке.

Гимнастика, практикуемая чрезмерно, может вызвать заболевание, именуемое лордозом (согнутость позвоночника). Выработка дополнительной гибкости может привести к тяжелым последствиям, если не соблюдается мера. Занятия танцами, напротив, со всех точек зрения полезны.

Относительно дзюдо и борьбы известно, что потенциально они содержат в себе риск травмирования позвоночника.


7.1. определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями

Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества Ядро спорта составляет соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими).

Спорт - эго собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом (Л П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976 г.).

Социальная ценность спорта заключается прежде всего в том, что он пред-ставляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим об­щественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных зanpocов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствуюших) взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

В чем же отличие спорта от других видов занятий физическими упражнения ми? Конечно, спорт оказывает огромное влияние на сохранение и укрепление здоровья занимающихся, повышение функциональных возможностей организма, питание гармонично развитой личности, однако принципиальным отличием являет ся то, что основной целью спорта является подготовка к соревнованиям и достиже ние высшего спортивного результата. Отсутствие соревнования полностью разрушает спорт как вид социальной деятельности.

7.2. массовый спорт. спорт высших достижений

Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достиже­ний. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта с привлече­нием большого количества участников различного возраста и подготовленности с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения физического совершенство-вания на основе сдачи зачетных нормативов и разрядной классификации.

Яркими примерами массового спорта являются международные Сибирские марафоны, праздник Севера, «Королева спорта», культурно-спортивные праздники, проводимые в городе и области, в которых принимают участие не только жители города Омска, но и представители других городов и стран, Примечателен тот факт, что к участникам массового спорта относятся спортсмены от новичка до мастера спорта.

В настоящее время понятие «спорт высших достижений», прочно вошло в практику и теорию физического воспитания и спорта. Под этим термином понима­ется определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные дости­жения подкрепляются существенными материальными средствами с использовани­ем новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.

Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.

В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом. поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участни­ков, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социаль­ные, психологические, физиологические и другие особенности.

7.3. СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Спорт является многогранным общественным явлением. Существует спортив­ная классификация, разделяющая виды спорта на следующие группы:

1. Большинство основных видов спорта, представляющих собой активную двигательную деятельность с предельным напряжением психических и физических способностей спортсмена:

а) скоростносиловые. Виды спорта, в которых для достижения высокого спортивного результата постоянной массе необходимо придавать наибольшее уско­рение (прыжки в длину, метание снаряда, толкание ядра и др.);

б) собственно-силовые, отличающиеся постоянным ускорением и меняющейся массой (штанга, гири);

в) циклические, имеющие в своем составе постоянно повторяющийся один и тог же цикл, одну и ту же совокупность движений (бег, ходьба, плавание, лыжи);

г) спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.);

д) единоборства (бокс, борьба, фехтование и др.); е) многоборье. ,

2. Виды спорта, связанные с применением спортивного оружии. Двигательная деятельность обусловлена условиями поражения цели. Спортивный результат зави­сит от искусства владения этим оружием (стрельба из лука, пистолета, винтовки и

3. Виды спорта с использованием специальных транспортных средств. Резуль­тат зависит от способности управления транспортным средством и использования внешних сил (мотоспорт, картинг, ралли и др.).

4. Виды спорта, характеризующиеся модельно-конструкторской деятельно-стью. Двигательной деятельностью является изготовление и управление моделью. Результат зависит от искусства управления моделью.

5. Виды спорта, гдe основным содержанием является абстрактно-логическая деятельность. Результат зависит от абстрактно-логического обыгрывания (шахматы)

Для обозначения спортивной квалификации в спорте существует разрядная система: 3 разряд, 2 разряд, 1 разряд, кандидат в мастера спорта (КМС), мастер спорта (МС), мастер спорта международного класса (МСМК). Присвоение каждого разряда предусматривает выполнение определенных нормативов, упражнений, по­беду в соревнованиях различного уровня с учетом специфики избранного вида спорта. Данная разрядная классификация существует не только у взрослых спорт­сменов, но и у юношей, и юниоров.

7.4. национальные виды спорта

Существенное влияние на спорт в целом оказывают национальные виды спор­та, то есть те, которые можно считать традиционными для определенных нацио­нальных общностей в масштабах региона, страны: например, японская борьба «су­мо», которая сейчас вышла из рамок одной страны и приобрела международные масштабы. Борьба «самбо» имеет наши национальные корни, но теперь стала международным видом спорта.

Национальные виды обычно связаны с бытом отдельного народа, способству­ют демонстраций и совершенствованию жизненно важных сторон подготовки спортсменов. Так, для населения, занимающегося скотоводчеством, характерны конные скачки, различные игры всадников. Для народов Севера характерны гонки на оленьих упряжках. Практически у всех народов есть свой разновидности борьбы, развивающиеся с давних времен. Из русских народных видов спорта следует отме­тить такие увлекательные виды, как городки и лапту. Зрелищные и несложные по своей организации, они развивают важные прикладные навыки и качества.

7.5. Студенческий спорт.

Спортивная деятельность студентов имеет свой характерные особенности. С одной стороны, в рамках студенческого спорта происходит адаптация к условиям занятий и необходимости успешно сочетать учебу со спортом вчерашним школьни­кам, выпускникам детских спортивных школ. С другой стороны, студенческий спорт является ближайшим резервом профессионального спорта, что требует высо-кой организации тренировочного и соревновательного процессов в вузах. Таким образом, paбoта со студентами-спортсменами требует от педагогов внимательного отношения к новичкам, высококвалифицированной организации тренировок и соревноваций с созданием условий для успешной учебы. От студентов же требуется высокая дисциплина, творчество в спорте, трудолюбие в освоении своей будущей спе циальности. Студенческий спорт также характеризуется высокой инициативностью студентов-спортсменов в организации тренировочного процесса и соревнований,И хотя руководящая роль принадлежит тренерам-педагогам, студенты широко при­влекаются к организации спортивных секций, судейству соревнований и др.

Студенческий спорт в высших учебных заведениях находит выражение как при обучении на основном отделении (на уроках по физическому воспитанию), так и на более высоком уровне - в отделениях спортивного совершенствования.

7.6. специальные зачётные требования и нормативы. СПОРТ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.

Согласно положению о физической культуре и спорту в высших учебных за­ведениях каждый студент обязан посещать занятия по физическому воспитанию. Занятия основной группы проводятся по специализациям. В конце каждого семестра студенты сдают специальные зачетные нормативы по общей физической и специ­альной подготовке. Нормативы являются способом оценки физической подготов­ленности студентов и их активного участия в обучении.

В свободное от учебы время студенты посещают занятия в отделениях спор­тивного совершенствования. Как правило, такие занятия проводятся три-четыре раза в неделю. В студенческих общежитиях избираются физорги для организации спор­тивно-массовой работы, создаются самодеятельные секции по видам спорта, прово­дятся тренировки и соревнования.

Занятия физической культурой и спортом наряду с укреплением здоровья повышением физической подготовленности способствуют развитию отдельных фи­зических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и т; д.

7.7. спортивные соревнования

Незаменимым фактором роста спортивного мастерства являются соревнова­ния, так как они повышают и выявляют.уровень физической, технической и такти­ческой подготовленности участников, формируют у них потребность в систематиче­ских занятиях физическими упражнениями и способствуют привитию нравственных норм и эстетических привычек. Наряду с этим, соревнования обладают особой зре-лищностью и привлекательностью не только для спортсменов, но и для зрителей., давая им огромный заряд положительных эмоций.

На академических занятиях соревновательная деятельность студентов исполь­зуется с целью совершенствования основных функций организма, контроля за под­готовленностью, отбора по специализациям, разнообразия организации занятий, по­вышения интереса занимающихся к физической культуре. В спортивных отделени­ях к приведенным целям добавляется достижение высоких спортивных результатов.

Спортивные соревнования для студентов-спортсменов имеют особое место в их подготовке:

1) соревнование по избранному виду спорта выступает для спортсмена как ос­новное целевое направление его деятельности;

2) соревнования для спортсмена выступают не только как цель, но и как кон­кретное событие во времени и пространстве;

3) в современном спорте соревнования используются как средство и как фор­ма подготовки спортсмена;

4) соревнования используются для оценки подготовленности,

5) соревнования служат для отбора спортсменов.

Система студенческих спортивных соревнований имеет несложную структуру и содержит следующие этапы: первенство учебной группы, первенство курса (пото­ка), первенство факультета, первенство вуза, первенство вузов города, соревнования среди вузов различных городов, международные соревнования, всемирные студен­ческие игры (универсиады), т.е. ранг студенческих соревнований постепенно увели­чивается Тем самым они обладают массовостью и способствуют постепенному росту спортивного мастерства. Кроме этого, они способствуют расширению знаний о вузе, стране, мире и являются источником передачи передового опыта.

Студенты принимают участие и в Олимпийском движении, где они достигают больших высот. Так, знаменитые олимпийские чемпионы Виктор Игуменов, Генна­дий Комнатов, Денис Пиманков, Роман Слуднов и многие другие достигли этого здания еще будучи студентами Омского института физической культуры.

7.8. нетрадиционные виды спорта

В последнее время стали популярными нетрадиционные виды спорта, такие как карате, кун фу, у-шу и др. С одной стороны, данные виды способствуют укреп­лению здоровья, улучшению осанки, развитию силы, гибкости, выносливости, уве­личению продолжительности жизни, обучают самообороне, с другой стороны - они несут с собой элементы восточной культуры, мировоззрения. Задача педагогов со­стоит в том, чтобы взять от этих видов все лучшее для спорта и здоровья и повыше­ния культуры занимающихся.

В то же время, следует помнить, что использование элементов восточных единоборств должно иметь место исключительно для самообороны и только в самых крайних случаях. Вспышки насилия недопустимы как на занятиях физической культурой, так и вне учебного заведения. Об этом должны помнить студенты и педагог, использующий в обучении элементы нетрадиционных видов спорта, и способство­вать развитию чувства коллективизма, товарищества, дружелюбия.

7.9. МОТИВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОМ КОНКРЕТНОГО ВИДА СПОРТА

Согласно программе физического воспитания высших учебных заведений спортивная деятельность студентов может осуществляться по избранным специали-зяииям соответственно интересам.

Как правило, такой выбор легко осуществляется, окончившими ДЮСШ, либо занимавшимися в школьных спортивных секциях. Для студентов, не имеющих спортивной подготовки, он бывает затруднителен, и здесь им на помощь приходят педагоги. При отборе учитываются результаты тестирования по общефизической подготовке, технической и тактической подготовленности по избранному виду спорта, обучаемость (динамика освоения новых упражнений), перспектива дальнейшего роста.

Для студентов, выбирающих какую-либо спортивную специализацию и не за­нимавшихся ранее, преподаватель проводит специальное тестирование правильного выбора вида спорта. Студент должен адекватно оценить уровень своей подготов­ленности. На основе результатов тестирования определяются слабые и сильные сто­роны подготовленности и намечается конкретная специализация. При этом учитывается, конечно, и мотивационная сторона этого выбора, то есть желание освоить тот или иной вид спортивной деятельности.

Целями выбора могут быть:

укрепление здоровья, коррекция отдельных недостатков физического развития и телосложения. Многие студенты имеют слабое развитие плечевого пояса. Можно им рекомендовать занятия по индивидуальным планам, либо в секциях тяжелой ат­летики. При недостаточной выносливости также рекомендуются самостоятельные занятия, либо занятия легкой атлетикой. Для коррекции осанки упражнения подби­раются тренером и выполняются сначапа под контролем педагога, а затем, по мере правильного усвоения, самостоятельно;

развитие функциональных возможностей организма для увеличения общей работоспособности (умственной и физической);

психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками. Многочисленными ис­следованиями в спортивной науке доказано, что физическая культура и сперт явля­ются прекрасным средством целенаправленного развития таких важнейших сторон психики человека, как внимание, быстрота и точность сенсомоторного реагирова­ния, эмоциональной устойчивости, личностных качеств и т.д. В то же время, у каж­дого студента имеются большие возможности выбора форм физической культуры, видов спорта для развития конкретных сторон жизненно необходимых умений или профессионально-прикладной подготовки; достижение высоких спортивных результатов. Это возможно при следующих условиях:

высокой мотивации студента к определенному виду спорта;

высокой квалификации и энтузиазма тренера;

создания предпосылок для успешной подготовки, в том числе - спортивной базы, питания, возможности для участия в соревнованиях высокого ранга.

7.10. Характеристика основных групп видов спорта, развивающих определенные физические качества

Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых и скоростных способностей, выносливости, ловкости и гибкости.

Каждый вид спорта имеет свою специфику, что отражается на преимущест­ венном развитии каких-либо физических качеств. Рассмотрим психофизические ха­ рактеристики основных групп видов спорта, оказывающих наибольшее влияние на развитие выносливости. К ним относятся циклические виды: легкая атлетика (бег на длинные и средние дистанции), лыжные гонки, отдельные виды плавания, спортив-, мое ориентирование.

Преимущественное развитие силы проявляется в тяжелой атлетике (занятия штангой, гиревым спортом), следует отметить некоторое однообразие спортивной деятельности у занимающихся этими видами спорта. Поэтому для профилактики развития монотонии и разностороннего совершенствования необходимо вносить в тренировочный процесс упражнения, используемые в других видах спорта: напри­мер, периодически заниматься спортивными играми, легкой атлетикой.

У спортсменов, занимающихся спортивными играми, развивается быстрота реакций, таких как внимание, оперативная память, улучшение точности координа­ционных движений и др. Нагрузка распределяется как на нижние, так и на верхние конечности. В таких видах игр, как футбол, баскетбол, хоккей предполагается раз­витие общей и специальной выносливости.

Комплексное влияние на организм оказывают такие виды спорта, как лыжи, 6и-атлон, плавание, волейбол, хоккей