Шанель биография. Коко Шанель: история жизни Мадемуазель

Коко Шанель удалось изменить мир моды, предложив дамам сменить корсеты и пышные юбки на джемперы и жакеты с брюками. Она одевала знать: герцогинь и баронесс – весь высший свет Франции. Придумывала им не только платья, но и шляпки, бижутерию, сумки и парфюм – все, что назовут стилем Шанель.

Воспитанная монахинями в бедности, она мечтала о роскоши и любви. К 30-ти годам у нее все это было. Благодаря таланту, упорству и конечно, мужчинам. У нее были богатые любовники и покровители, подарившие ей не только счастье, но и вложившие в нее и ее бизнес немалые деньги. Каждому из них она была за это признательна и говорила, что в ее творчестве есть частичка ее сердечных переживаний. Маленькое черное платье она создала после трагической смерти возлюбленного, и украсила его жемчужным ожерельем, когда очередной роман принес ей разочарование. Она никогда не выйдет замуж, но с гордостью будет носить имя мадемуазель Шанель до самой смерти.

Она прожила долгую жизнь, умерла в 87 лет в Швейцарии. Коко Шанель стала единственным модельером, вошедшим в список влиятельных людей прошлого века.

Ее состояние оценивали в 160 млн долларов. А ее имя до сих пор приносит деньги владельцам Дома моды Шанель и не забыто ее поклонниками и приверженцами.

Белошвейка

Габриэль родилась в небольшом городке во Франции 19 августа 1883 года. Ее родители не состояли в браке и жили не богато, воспитывая четырех детей. Мать Евгения Деволь была дочерью плотника, занималась детьми и нигде не работала. Отец Альбер Шанель – мелкий торговец. Девочке исполнилось 12 лет, когда мать заболела и умерла. Отец отдал детей в приют при монастыре. До совершеннолетия Габриэль будут воспитывать монахини, научат ее вышиванию, шитью и терпению. Она будет мечтать о безбедной жизни и удачном замужестве. Может быть именно эти мечты и сподвигли ее на побег. Вместе с подругой они добрались до тетушки Габриэль, но та настояла на возвращении в обитель. Девушки отказались, тогда им предложили другие монастырские стены – в маленьком городке Мулен.

Пансион был хорош тем, что можно было беспрепятственно его покидать, и барышни этим пользовались. Свободолюбивой натуре Габриэль требовалось пространство, она гуляла по городу, изучая окрестности и местных жителей. Через два года девушек устроили работать в маленький магазинчик, где продавали одежду и меха, сшитые здесь же. Так Габриэль начала зарабатывать деньги тем ремеслом, которое умела делать. По вечерам подруги частенько заходили в кафе, где вскоре стали завсегдатаями.

Однажды им предложили попробовать спеть со сцены и с тех пор они выходили выступать все чаще, петь незамысловатые песенки. Одна из них с шутливым названием «Ко Ко Ри Ко» была популярна. Городок был гарнизонный и успех у военных был ошеломляющий. Веселой и общительной Габриэль это нравилось.

Один из офицеров, богатый холостяк Этьен де Бальзан приметил хрупкую певичку и стал ей оказывать знаки внимания. Он был большой любитель скачек, имел собственный дом с конюшней и полями для гольфа, поэтому в Габриэль, которую называл Коко, благодаря ее песенкам, видел не только любовницу, но и наездницу. Он предложил ей переехать к себе и получил согласие.

Коко и Бой

Габриэль училась верховой езде не в амазонке, как было принято в то время, а в рубашках и жокейских брюках, перешитых ей из этьеновских. Ему было приятна ее женственность и непохожесть на дам его круга. К ней действительно относились как к странной особе, но это ее не обижало. Ей нравилось жить в замке, спать, сколько хочешь и иногда заниматься шитьем для себя и созданием шляп для богатых приятельниц Этьена. Конечно, она ждала перемен в своей судьбе, но по-прежнему оставалась лишь любовницей. Двери в высший свет для нее были закрыты, а самым страстным увлечением ее мужчины были лошади, а не она.

Все изменилось, когда Габриэль влюбилась в друга Этьена, которого близкие называли Бой, и он отвечал ей взаимностью. Ей исполнилось 26 лет, ему 28. Британский промышленник, спортивного телосложения Артур Кейпел предложил ей не руку и сердце, а кров и собственный шляпный магазинчик, о котором она уже мечтала много лет. Она соглашается и в 1910 году получает подарок, адрес который вскоре станет известен всем модницам Парижа и его окрестностей.

Артур будет помогать ей во всем: обеспечивать деньгами и заказами. Дело пойдет как по накатанной, для Габриэль это будут счастливые годы ее жизни. Через три года он посоветует ей открыть еще один бутик в Довиле. Морской стиль, который станет применять в одежде странная модистка, и соломенные шляпки станут вскоре популярными в этом курортном городке.

Девушка работает не покладая рук, круг ее клиенток расширяется: дамы становятся все смелее в выборе одежды, оглядываясь на знатных особ, которые одеваются в магазинах Шанель.

Успех приходит постепенно: ее коллекции украшают подиумы, пресса о них пишет как о революции в мире моды, платья Коко Шанель носит сама баронесса Ротшильд, которая предпочла ее знаменитому кутюрье Полю Пуаре.

Коко шла к своим победам на подиумах и сколачивала состояние через войну 1914 года и русских «белых» эмигрантов, вкупе с богемой из мира музыки и балета. Она подружилась с Сергеем Дягилевым, который познакомит ее с Жаном Кокто, Паблом Пикассо, Игорем Стравинским, Львом Бакстом и многими другими. Она будет шить простые женские платья и костюмы из дешевой ткани джерси, мягко спадающие и открывающие лодыжки. Кружевам и рюшам не место в одежде военного времени: роскошь уступит свои позиции удобству и практичности. Для артистов балета она создает сценические костюмы, а впоследствии будет помогать Дягилеву финансировать постановки, и выполнять заказы на пошив для балетной труппы. Сегодня коллекции к спектаклям Русских сезонов от Шанель хранятся во многих музеях, в том числе в Санкт-Петербурге.

В 1915 году Бой берет отпуск и везет на юг Франции, подальше от войны, в престижный городок у моря Биарицц. Сюда съезжаются богачи со всего мира, и именно здесь Шанель откроет свой Модный дом.

Совсем скоро во Францию хлынет волна эмигрантов, бежавших от революции в России. Многие портнихи, которые шили для дворян, будут работать на Шанель, привнеся в ее коллекции знаменитые русские мотивы.

Революционный год в далекой России станет поворотным и в Париже, только совсем другого рода. Коко Шанель жертвует свои длинные волосы в угоде своему новому стилю «двуполой моды». Она считает, что короткие волосы открывают длинную шею и очень идут мужским заимствованиям в женской одежде.

Артур Кейпел во всем поддерживает свою пассию, он верит в Коко, в ее талант и успех так, как ни один мужчина в ее жизни.

Еще немного и они поженятся, - думала Габриэль в объятиях своего Боя. А он хотел одного: с помощью брака получить вожделенный титул и наследников, а Габриэль не может иметь детей, не говоря о высоком положении в обществе.

Спустя девять лет близких и безоблачных отношений, он объявляет, что женится на аристократке и в 1918 году объявляет об этом своей возлюбленной. Она его понимает, но сердце ее бьется на осколки. Бой объясняет, что ничего не хочет менять в их отношениях, они по-прежнему встречаются, несмотря на кольцо на его безымянном пальце.

Но когда он ехал к ней праздновать Рождество, то его автомобиль потерял управление из-за лопнувшей шины и на большой скорости перевернулся. Через год после свадьбы он погиб.

Знаменитое черное платье она создаст в память о нем, но носить его будут всегда, потому что для нее он так и останется непревзойденным, единственным любимым человеком. Немного погодя она возьмет себя в руки и сделает еще один шаг к своей популярности – удивит мир парфюмом, выпустив духи Coco Noir, которые посвятит памяти Боя.

Слава и смерть

Окончательно пасть духом Габриэль не дала работа, она окунулась в нее с головой. Ее успехи во всех направлениях мира моды заставляют о ней говорить как о блестящем стилисте. Появляются ее костюмы, строгого покроя, точно по фигуре, и в качестве завершающего штриха к образу капелька духов Chanel №5.

Они появились благодаря князю Дмитрию, внуку Александра II. Дмитрий Павлович жил бедно и Габриэль взялась ему помочь, а потом влюбилась. Князь познакомил ее с известным парфюмером Эрнестом Бо. Он больше года работал по ее заказу над ароматом духов ее имени. Шанель выбрала пятый номер из представленных им. И не ошиблась, потому что до сих пор они творят чудеса для многих женщин.

Дмитрий Павлович вскоре уедет в Америку, но будет благодарен своей спасительнице, они сохранят дружбу до самой смерти князя в 1942 году.

Шанель часто повторяла, что ценит простоту и элегантность, прекрасная половина человечества видит в ее стиле неподражаемый и утонченный шарм.

А у нее новый роман – эта женщина не умеет жить без мужского внимания. Она приютила на своей вилле семью русского композитора Игоря Стравинского, с которым уже была знакома много лет. Страсть будет тайной и непродолжительной, но окажет на творчество обоих сильное влияние.

Когда Коко Шанель исполнилось 40 лет, она знакомится с герцогом Вестминстерским. От этих продолжительных отношений у нее остались бриллианты, дома, счастливые мгновения и разбитые надежды на брак.

В ее жизни будут коллекции не только одежды, шляпок, духов, бижутерии, аксессуаров, сумок, но и мужчин. Она умело смешивала коммерческие и интимные отношения. Так было с художником Полем Ирибом, который придумал для нее серию ювелирных украшений. Их союз был плодотворным, но быстротечным из-за внезапного сердечного приступа.

Ее не сломило ничто: ни кризис в экономике, ни война с фашистами, из-за которой пришлось закрыть бизнес, ни обвинения в сотрудничестве с фашистами, из-за чего ей пришлось уехать в Швейцарию.

Обвинение в предательстве не подтвердилось, просто Габриэль в очередной раз влюбилась. Ей уже было 56 лет, когда ей повстречался немецкий барон, младшее ее на много лет. Она позволила ему заманить ее в дела политические, ведь не догадывалась, что тот был полковником вермахта. Он просто попросил ее поспособствовать встретиться с Черчиллем, с которым Габриэль приятельствовала. После войны ей это припомнили и даже арестовали по обвинению в пособничестве фашизму. Она отрицала, но власти Франции дали ей небольшой выбор: либо тюрьма, либо она покинет родину. Любовники вместе жили в Швейцарии почти 10 лет. Но она продолжала работать, не с европейскими домами моды, а с американскими. Огромным успехом пользовались ее наряды для голливудских звезд. Ее состояние росло, несмотря ни на что и в послевоенные годы перевалило за 150 млн долларов.

Ее возвращение в Париж произошло в 1956 году, когда ей было семьдесят лет. Одинокая и бескомпромиссная она снова диктовала моду и прививала стиль. Одевала звезд кино и политический бомонд. Триумф шел за ней по пятам и она купалась в лучах обожания.

Про нее сняты фильмы и написаны книги. Ее вклад в мировой контекст моды велик, она смогла сделать большее – изменить ментальность женщин, заставила их любить себя и всегда выглядеть красивыми.

Смерть Коко Шанель наступила от сердечного приступа 10 января 1971 в отеле Ritz. Через 12 лет после этого ее дело продолжил Карл Лагерфельд, возглавив Дом моды Шанель.

«Мне наплевать, что вы обо мне думаете.
Я о вас не думаю вовсе».

Коко Шанель

19 августа весь мир моды отмечает 130 лет со дня рождения Коко, и Passion.ru вспоминает самые значимые факты из жизни этой великой женщины, а также ее остроумные и очень меткие фразы, ставшие афоризмами.

1. Желание заниматься женскими нарядами возникло у Габриэль Шанель под влиянием многолетней жизни в приюте - дети там носили унылую одинаковую одежду, и когда у девушки появилась возможность одеваться так, как ей хочется, она решила сделать это своим призванием.

2. Тяга же к минимализму возникла в противовес пышности нарядов дам «полусвета». Некоторое время Шанель проживала со своим покровителем на улице, где было много публичных домов, и для того, чтобы отличаться от их обитательниц, она стала носить строгие сдержанные костюмы и маленькие шляпки.


3. Свою первую популярность Габриэль Шанель приобрела отнюдь не благодаря созданию одежды. Ее «дебютом» стали дамские шляпки. Один из ее близких друзей помог ей открыть шляпный магазин, где она торговала своими творениями. Реакция на товар была неоднозначной. Многие обвиняли Габриэль в излишнем авангардизме. Однако уже очень скоро за шляпками «от Шанель» стали приезжать дамы со всей Франции.

4. Считается, что свое прозвище «Коко» Габриэль Шанель получила во время своей бурной молодости, когда работала певичкой в кабаре. Она исполняла две песенки, в которых упоминались цыплята («Coco»), и якобы именно за это ее и прозвали «Цыпленком». Однако есть и еще одна версия: отец, с которым Коко Шанель практически не общалась, свою дочь за маленький рост и худобу звал цыпленком, и когда Габриэль решила взять себе псевдоним, она вспомнила о своем детском прозвище.

5. Прототип известного всему миру клатча придумала Коко Шанель. Кто-то теряет перчатки и зонтики, а она вечно оставляла везде свои ридикюли. К тому же, по ее утверждению, из-за необходимости таскать сумку в руках у нее начали болеть кисти. Эта великая женщина и тут нашла выход из положения, изобретя маленькую сумочку на длинной цепочке, ставшую уже классикой моды, - модель Chanel 2.55.


6. Коко Шанель не расставалась с ножницами, они всегда были при ней - в сумочке или на веревочке на шее. Однажды на каком-то приеме она буквально покромсала наряд одной из своих манекенщиц, которая явилась туда в платье от другого известного кутюрье. При этом Коко заявила, что теперь наряд выглядит намного элегантнее. Этот эпизод вошел в фильм «Коко до Шанель» с Одри Тоту в главной роли.

6. Коко Шанель не признавала выкройки. Она создавала свои творения, окутывая тканями манекенщиц и смело срезая лишнее. Тем не менее, она стала первым кутюрье, который, имея непосредственное отношение к высокой моде, выпустил свою коллекцию одежды в промышленном масштабе.

7. В облике женщины для Коко Шанель было важно все, именно поэтому ее интересы распространялись не только на одежду, но и на обувь , и на аксессуары , и на прически . Однако было то, что занимало в ее жизни и в ее деятельности особое место - парфюм. Свой первый аромат она создала, смешав в вольных пропорциях 80 компонентов. И получила безусловный шедевр, который мы знаем под названием Chanel №5.


Правда, существует мнение, что автором этих духов была не она, а некий русский парфюмер, иммигрировавший во Францию. Он разрабатывал очередную коллекцию и предложил Коко выбрать один вариант аромата - Шанель отдала предпочтение пробирке за номером 5.

8. Коко Шанель ценила свободу во всем - в движении, в выборе, в мировоззрении. Она всегда поступала так, как хотела сама, а не так, как от нее ждала общественность. Она не побоялась избавить женщин от корсетов, одеть их в брюки и блейзеры, и заставила обрезать длинные волосы. Ее смелость проявилась и в романе с немецким офицером - красавцем, который помог освободить ее племянника из фашистского плена. За свою любовь ей пришлось заплатить тюремным заключением и выдворением из Франции.

9. 14 долгих лет Коко Шанель была оторвана от индустрии моды - сначала война, потом эмиграция и жизнь в Швейцарии, однако все эти годы эта великая женщина мечтала о триумфальном возвращении во Францию.

И она вернулась. В возрасте семидесяти лет, со своей коллекцией неувядающей классики «от Шанель». Ее освистали. Но Коко знала, что она делает. Уже через год Париж снова склонился к ее ногам. И неудивительно - кутюрье приходят и уходят, а Шанель остается.

10. Коко Шанель сыграла в формировании мировой моды столь значимую роль, что ее одну из всех дизайнеров одежды журнал Time включил в список 100 самых влиятельных людей мира.

28 цитат Коко Шанель о жизни и успехе


  1. Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и с души, иначе никакая косметика, увы, не поможет.
  2. Старость не защищает от любви, зато любовь защищает от старости.
  3. Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, что вы никогда не делали.
  4. Если вас поразила красота какой-то женщины, но вы не помните, во что она была одета, значит, ее наряд был идеальным.
  5. Женщина должна быть одета так, чтобы ее хотелось раздеть.
  6. Духи нужно наносить туда, куда хочешь получить поцелуй.
  7. Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, так как нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки.
  8. Помните: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.
  9. К некрасивой внешности можно привыкнуть, к неряшливости - никогда.
  10. Для того чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.
  11. Ничего так не старит женщину, как слишком богатый (роскошный) костюм.
  12. Мода проходит, стиль остается.
  13. Женщину, предпочитающую светлые тона в одежде, гораздо сложнее вывести из душевного равновесия.
  14. Мы делаем себя сами: если женщина некрасива в 18 - это от природы, если в 30 - от глупости.
  15. Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
  16. Главное для женщины - постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.
  17. Все в наших руках, поэтому не надо их опускать.
  18. Свобода - это всегда стильно!
  19. Женщина должна пахнуть как женщина, а не как засохший букет.
  20. Если женщина в вопросах моды слушает подруг, а не своего мужчину, она часто становится посмешищем.
  21. Мужчинам нравятся женщины, которые хорошо одеты, но не бросаются в глаза.
  22. Безжалостно убирайте все, что чрезмерно.
  23. Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, вот что такое настоящая (идеальная) женщина.
  24. У моды две цели - удобство и любовь. Красота возникает, когда мода добивается своих целей.
  25. Чем хуже у женщины дела, тем лучше она должна выглядеть.
  26. Мода - как архитектура - вопрос пропорций.
  27. Женщины с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото.
  28. Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.

10 заповедей стиля от Коко Шанель

жакеты . Это тоже дает ощущение внешней и внутренней свободы.
  • Поклоняйтесь маленьким черным платьям.
  • Духи - тоже одежда.
  • Столько, сколько сделала для женщин мадемуазель Коко Шанель, пожалуй, не сделал ни один кутюрье в мире. Ее пытались копировать, ею восхищаются до сих пор, практически каждая дама имеет в своем гардеробе маленькое черное платье и старается следовать заветам законодательницы современной моды. И все это происходит потому, что Шанель всегда актуальна.

    Надежда ПОПОВА

    Коко Шанель - икона стиля 20 века. Великая женщина. Но мало кто знает как сложилась ее личная жизнь? И были ли у нее дети? Скажу сразу нет… И почему так произошло вы узнаете в моей статье..

    Личная жизнь и дети Коко Шанель.

    Родилась Коко Шанель, а вернее Габриэль Бонёр Шанель во Франции в 1883 году в очень бедной семье.

    Когда Коко исполнилось 11 лет не стало мамы. А папа вскоре оставил ее и сестру в монастырском сиротском доме. Отца она больше никогда не видела. Там она и выросла.

    В детсве мечтала стать балериной.

    После сиротского дома Коко пыталась добиться успеха в жизни, но у нее не получалось. Она пошла на работу помошницей продавца белья в мгазине. А паралельно бегала по катсингам на роль танцовщицы, актрисы и певицы. В одной из забегаловок, где она пыталась петь ей дали прозвище КОКО.

    Но как видите, ни певицой, ни танцовщицей, ни актрисой Коко не брали…

    В 22 года Коко встретила богатог офицера Этьена Бальзама и сразу же стала его любовницей. Позже, раздумывая о том, чем бы ей дальше заняться она решила стать модисткой и сказал об этом своему богатому спонсору. Но он сначала не воспринял эту идею всеръе т.к. у нее не было опыта и модисток было полно…

    Плзже Коко встретила другого спонсора - англичанина Артура Капела, который в 1910 году открыл ей магазин шляпок и кардинально изменил ее жизнь.

    В 1924 году Коко (ей было 41) познакомилась с герцогом Вестминстерским - самым богатым человеком Англии. И начался новый роман, которые продлился 6 лет. И опять в качестве любовницы и содержанки была наша великая Шанель. А герцог успел два раза женится и развестить, завести новых любовниц… И все это происходило даже во время связи с Коко.

    Похоже статус любовницы и содержанки преследовал Коко всю жизнь…

    Коко хотела детей, но не сложилось…

    Дизайнер одежды Коко Шанель стала всемирно известна благодаря своему революционному подходу к женской моде. Сама она была иконой стиля, создававшей простые и в то же время изысканные наряды и аксессуары,

    Ранние годы

    Прославленный модельер Коко Шанель родилась во Франции в г.Сомюр в 1883 г. в семье бедного уличного торговца и получила при рождении имя Габриэль Бонёр Шанель. После смерти матери в возрасте 12 лет Коко была отдана в приют при женском монастыре. Именно там она научилась шитью — ремеслу, которое затем станет делом всей ее жизни и принесет ей всемирную славу и богатство. В 18 лет девушка покинула приют и переехала в г.Мулен, где устроилась на работу портнихой. Вечерами она пела в кабаре, где и получила свое прозвище Коко, которое произошло от названий исполняемых ею песен «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco». Внешняя привлекательность Коко очень нравились ее слушателям, однако, она не обладала выдающимися вокальными данными и вскоре поняла, что сценическая карьера не для нее.

    Новатор в мире моды и ароматов

    В 20 лет Шанель познакомилась с наследником одной из обеспеченных семей Франции и Этьеном Бальсаном и переехала к нему в г.Компьень. Он и предложил Коко начать в Париже свое дело, и в 1910 г. она открыла свой первый магазин по продаже шляп. Затем были открыты магазины в городах Довиль и Биарриц. Но в этом Коко помогал уже новый возлюбленный – близкий друг Бальсана Артур Кэйпел, богатый англичанин.

    Начав с шляп, она вскоре стала продавать и другие предметы гардероба. Первый успех на этом поприще пришел к ней с платьем, которое она создала из старых запасов ткани джерси. Отвечая на вопросы модниц, где она приобрела такое платье, предприимчивая Коко предлагала свои услуги по его пошиву. Как она позже сама признавалась, ее богатство было создано на том самом отрезке джерси, которое она надела однажды в холодный день.

    В 1920-е гг. дизайнер выпустила первый парфюм – «Шанель №5». История создания самого аромата и флакона для него окутана множеством легенд. Так, например, говорят, что парфюмер Эрнест Бо, к которому обратилась мадемуазель Шанель, представил на ее суд 10 различных ароматов. Коко выбрала пятый из них, так и появилось название ее фирменного парфюма. Строгий и лаконичный дизайн флакона для своих духов Коко выбрала в противовес другим производителям, которые соревновались друг с другом в изяществе и роскоши флаконов.

    В 1925 г. дизайнер представила свой легендарный костюм Шанель. Он состоит из юбки прямого покроя и укороченного жакета с накладными карманами и без воротника.

    В те же 20-е годы прошлого века Шанель создала свое маленькое черное платье. Она показала всему миру, как цвет скорби может становиться эффектным и элегантным в вечерних образах.

    Ее взгляды на одежду для женщин были довольно смелыми для того времени: Шанель легко заимствовала элементы мужского гардероба и уделяла особое внимание комфорту женской одежды. Она ввела в моду женские брюки, загар и кокетливую стрижку гарсон, а главное, помогла дамам избавиться от корсета и осмелилась укоротить длину юбки.

    Вдохновленная традициями Востока, Коко открыла новую страницу в истории украшений. Она ввела в моду бижутерию из стекла и пластика и сочетала с драгоценными камнями и жемчугом. Сама она носила украшения постоянно, используя их в своих ансамблях в большом количестве.


    Личная жизнь и скандал

    Еще один роман, значимый для Коко, начался в 1923 г. Шанель встретилась с богатым герцогом Вестминстерским, отношения с которым продолжались вплоть до Второй мировой войны. Герцог даже сделал Габриэль предложение, на которое гордая француженка ответила так: «Герцогинь Вестминстерских может быть несколько, но Шанель только одна!».

    Шанель пришлось закрыть свой модный дом и магазины в связи с оккупацией Франции и началом Второй мировой войны. В то время у Шанель были близкие отношения с немецким военным чином Гансом Гюнтером фон Динклаге. После войны ее обвиняли в шпионаже в пользу Германии, но вскоре подозрение в коллаборационизме с нее было снято. Полагают, что избежать печальной участи иностранного агента ей удалось лишь благодаря поручительству ее давнего друга Уинстона Черчилля.

    Коко страдала от общественного осуждения, ведь многие все равно считали ее роман с немцем предательством. Шанель оставила Париж и несколько лет прожила в Швейцарии.

    Триумфальное возвращение легенды

    В 1954 г.Коко Шанель вернулась в мир моды, ей тогда был 71 год. Она снова открыла свой модный дом, не работавший долгие 15 лет. В беседе с актрисой Марлен Дитрих Шанель призналась, что сделала это, потому что «просто умирала от скуки».

    Позже зимой 1955 г. Коко представила модной публике свою знаменитую сумку «Шанель 2.55». По словам самой королевы моды, ей не нравились ридикюли, поэтому она создала универсальную модель черного цвета прямоугольной формы на длинной цепочке, которая позволяла повесить сумку на плечо, оставляя руки свободными.

    Поначалу модные критики отпускали уничижительные комментарии в адрес модельера, но ее изящные и практичные модели вскоре снова завоевали сердца модниц во всем мире.

    Законодательница мод Коко Шанель умерла в 1971 г. в отеле «Риц» в 1971 г. Сотни поклонников собрались в Церкви Мадлен в Париже, чтобы проститься с королевой стиля. В дань уважения ее творчеству и вкладу в развитие мировой моды многие пришли на прощание в нарядах от Шанель.

    Коко Шанель - история успеха и биография

    Коко Шанель (фр. Coco Chanel).


    Коко Шанель - её настоящее имя - Габриэ́ль Бонёр Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel).
    Шанель родилась 19 августа 1883года. Кажется нет необходимости говорить о том, что Шанель была французским модельером, вдохновение и модернизм которой сделали её одной из самой известной в истории моды XX столетия - об этом знают все.

    А началось всё в маленьком городке Сомюре, где оказались родители Шанель - Альбер Шанель и Жанна Деволь. Отец Коко был бродячим торговцем и не сидел на одном месте. Какое-то время родители не состояли в законном браке - ему нужна была подруга, но не жена. Не такого мнения была Жанна, она любила Альбера, и на столько сильна была её любовь, что, скорее всего, это уже была не просто любовь, а болезнь. Она не могла расстаться с Альбером, чего бы это ей не стоило. Жанне приходилось зарабатывать на содержание всё прибывающих членов семейства тяжёлым трудом: работа на кухне, груды белья. Ей приходилось бороться, чтобы получить место на кухне, место гладильщицы или служанки. Здоровье её таяло, но она готова была всё снести, лишь бы быть рядом с мужем. Жанна умерла, когда Габриэль было всего шесть лет. А потом её с братьями и сёстрами оставил и отец. С этого момента Габриэль была на попечении, то родственников, то в приюте, в который её отдали, когда ей было 12 лет. В 18 лет Коко с помощью благотворительной организации оказалась в интернате для детей из знатных семейств. А затем устроилась продавцом в магазин тканей в городе Мулен. Она мечтала стать певицей и в свободное время в кафе «Ротонда» исполняла песенки «Тот, кто видел Коко» и «Ко-Ко-Ри-Ко». Вот тогда и прозвали её Коко.

    Вскоре Шанель познакомилась с богатым наследником Этьеном Бальзаном. У него было поместье недалеко от Парижа, где он разводил лошадей. На его предложение стать любовницей она ответила согласием - ей давно хотелось переехать в Париж и, к тому же, Габриэль знала, что за всё в жизни надо платить. Именно здесь она стала превосходной наездницей и начала делать свои восхитительные шляпки, которые всех покоряли своей новизной и шармом. И именно здесь она поняла, как женщины преклоняются перед мужчинами, стараясь понравиться, и проигрывают сражение.

    Для себя Коко решила, что из любого сражения, она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие - всё это наложило отпечаток. И Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала - шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать - всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, которым следует воспользоваться, то есть дар творческой мысли, а главное, умение выживать.

    Бальзана сменил Артур Кейпел, богатый наследник угольных шахт, превосходный бизнесмен, который погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе. Он помог стать ей деловой женщиной. В 1910 году она открыла свой первый магазин в Париже, продавая женские шляпки, через год открылся её дом моды на улице Рю- Камбон, где находится и сейчас.

    Простота и роскошь были в творениях Шанель. Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. В 1918 году Шанель расширила свое предприятие. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным - настоящим чудом портновского искусства

    «Мода - это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».

    Ее лучшие творения: маленькое черное платье, которое, в 1926 году американский журнал Vogue приравнял к популярности автомобиля «Ford» и назвал его «фордом» моды, каскады жемчуга на простой бечевке, двухцветные туфли, туфли-лодочки, приталенный жакет, камелия из белого шелка, которые стали символами её марки. Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой, которую она использовала как роскошные украшения.

    Её броши из разноцветного стекла и через плечо произвели потрясающий эффект, их в дальнейшем стали производить различные модные фирмы по всему свету. Они и сейчас считаются классикой, а модницы готовы за них отдавать приличные суммы.
    Её маленькое чёрное платье можно было носить и днём и вечером, добавив нить жемчуга или другие аксессуары.

    Идеи, которые она создала в начале ХХ - го века, остались вечными потому, что элегантность не поддаётся влиянию времени. Девизом облика её моделей были простота и подвижность. Многие свои открытия Шанель сделала, подглядев тот или иной образ или какой-то элемент, среди народной одежды. Например, русский стиль с вышивкой и меховой отделкой, геометрические узоры, прорезиненные плащи, модель которых она увидела, разглядев её в одежде своего шофёра. Она первая использовала в женском гардеробе трикотаж.

    Шанель была в дружеских отношениях со многими людьми искусства: Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Сальвадором Дали, Жаном Кокто и не оставалась в стороне от авангардного направления. Но она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять…Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе. Её принципы были создавать простые, строгие модели с четкими линиями, модели, которые подчеркивают достоинства и скрывают недостатки

    Шанель оказывала материальную поддержку многим деятелям искусства. Например, она финансировала некоторые постановки Русского балета, много лет поддерживала композитора Игоря Стравинского, помогала оплатить расходы за лечение Жана Кокто.
    В той ловкости, с которой она умела придать шик любому изделию, чувствовался не только вкус, но прежде всего умение «сделать нечто из ничего».

    Её клиентки учились нравиться, идя наперекор существующей моде. У Габриэль не было недостатка в идеях, да и продавать она умела, как в своё время и отец и дед. Габриэль унаследовала семейные качества - она была вынослива в работе. Работать и добиваться успеха… Шанель не рисовала свои модели, она создавала их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Ей было достаточно нескольких движений рук, чтобы из бесформенной материи возникла роскошь. Иногда идеи приходили ей во сне, она просыпалась и начинала работать.

    Она трудилась по 12-14 часов в сутки и того же требовала от своих коллег. Не всем было дано вынести такой труд. Шанель обладала сочетанием аристократизма и, в то же время, жёсткой деловой хваткой. Когда она ставила перед собой цель, то всегда добивалась её. По приблизительным оценкам в 20 - 30- е годы её модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год.

    Шанель была великим художником. Она хотела создавать не только новые силуэты, но и внести новые ощущения жизни. Многие годы спустя это назовут «стилем жизни».
    Коко Шанель одну из представителей высокой моды журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
    Своё сороколетие она ознаменовало выпуском совершенно новых духов, в которых не присутствует запах одного какого- то цветка. Содействие в этом ей оказали Великий Князь Дмитрий и русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо.

    Началась Вторая мировая война. В 1940 году ей пришлось обратиться к немецкому дипломату, чтобы выручить своего племянника, попавшего в плен. С дипломатом она была давно уже знакома. И когда он ей помог, её привязанность к нему ещё более возросла. В конце войны обстоятельства складываются так, что Шанель приходится покинуть Францию почти на долгие восемь лет. Её обвинили не только в любовной связи с немецким бароном, но и в контактах с начальником управления внешней разведки Германии Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.

    Ей грозил арест. За Шанель вступился сам Уинстон Черчилль, который как-то о ней записал в своём дневнике: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
    Шанель закрыла все свои бутики и уехала в Швейцарию.

    Оттуда она следила за изменениями, происходившими в модном мире. Появились новые кутюрье, такие как , Юбер де Живанши и другие. Шанель было 71 год, когда она снова вернулась в Париж и предложила свою коллекцию. Но показ её моделей происходил в полном молчании публики. Шанель хотела всем доказать, что мода изменяется, а стиль остаётся, но пресса говорила о том, что она не предложила ничего нового. Но не всем дано понять, что элегантность вечна. Шанель усовершенствовала свои модели, и через год почти все модницы сочли за честь одеваться у Шанель. Знаменитый костюм Шанель стал бессмертным, в нём чувствуешь себя уютно и свободно, и это ещё благодаря правильно подобранной ткани- лёгкому твиду. Костюм гарантирует надёжность во всех ситуациях.

    Сумочки Шанель, обувь и бижутерия стали классическими. В 60-е годы она сотрудничала с голливудскими студиями. Мода Шанель не устареет, потому что в ней заложена философская концепция Шанель: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой».
    Шанель покинула наш мир 10 января 1971 года, в воскресенье, в возрасте 88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. «Тime Magazinе» оценила ее ежегодный доход в 160 миллионов долларов.
    При этом она никогда не превозносила богатство и не восхваляла деньги. Шанель нашла среди видных деятелей искусства тех друзей, которыми гордилась. Хотя её жизнь была полностью подчинена работе - созданию одежды, самым главным для неё оставалась любовь. Поражает в ней не только успех, которого она достигла, не только её популярность, но и то, что она сумела остаться загадочной. Непостижимая Шанель…

    Как и Шанель, бессмертен ее знак: две перекрещивающиеся буквы С - Coco Chanel и белая камелия на черном сатиновом банте.

    с 1983 года руководит домом моды Шанель и является его главным дизайнером Карл Лагерфельд.

    Шанель была ценительницей прекрасного, умела создавать красивые вещи и благодаря этому ее квартира в Париже выглядит как настоящий музей. Кроме красивых зеркал в квартире много книг, наверное иначе и не могло быть, ведь Шанель была очень мудрой женщиной, которая оставила после себя не только сумочки и духи, но и много афоризмов.

    Цитаты Коко Шанель

    Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

    Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин
    это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда
    оглядываются на их женщин, потому что они красивы.

    Женщины могут выглядеть смешными. Разумеется, я говорю о немногих
    женщинах. Смешной же мужчина - конченый человек, если он не гений.

    Где следует душиться? Там где вы хотите, чтобы вас поцеловали.

    Слабым людям свойственно хвастаться преимуществами, которые способен дать
    им только случай.

    В двадцать лет мы выглядим так, как были задуманы природой; в тридцать -
    как нам бы того хотелось самим; но к пятидесяти годам мы получаем то
    лицо, которое заслужили.

    Истинная щедрость состоит в том, чтобы не замечать неблагодарности.

    За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

    Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.

    Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

    Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

    Хорошо выкроенное платье идет любой женщине. Точка!

    Не выходите замуж за мужчин с для мелочи.

    Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги - не самоцель, а того, что человек не ошибся.

    Прекрасное остается, красивое проходит.

    Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.

    Самое лучшее в любви — это заниматься ею.

    Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.

    Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.

    Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

    Уход за собой обязан начаться с сердца, в противном случае никакая не поможет.