Сэр мэтт басби и искусство делать любую мечту возможной. Слова, которые останутся в истории навсегда

  1. Футбол
  2. Легендарный игрок московского футбольного клуба "Динамо". С 1954 года постоянный вратарь сборной СССР, общее число игр за сборную Советского Союза составляет 79 игр. Лев Яшин признан одним из лучших вратарей мирового футбола. В матче за 3-е место чемпионата мира в 1966…

  3. (Родился в 1960 г.) Играл в аргентинских клубах "Архентинос Хуниорс", "Бока Хуниорс", "Ньюэллз Олд Бойз", испанских клубах "Барселона" и "Севилья", клубе "Наполи" (Италия). В 1977-1994 годах провел 91 матч за сборную Аргентины. На рубеже двух столетий ФИФА провела через Интернет опрос…

  4. (Родился в 1977 г.) Играет в клубе "Реал" Мадрид. С 1996 года выступает в сборной Испании. Великий мадридский "королевский клуб" - интернациональная сборная мира. Здесь играют бразильцы Карлос Альберто и Роналдо, француз Зидан, португалец Фигу, англичанин Бекхэм. Кажется даже удивительным, что…

  5. Играл в клубах "Ноордвейк" и "Аякс" (Голландия), "Ювентус" (Италия). В 2001 году перешел в клуб "Фулхэм" (Англия). С 1995 года вратарь сборной Голландии. Вот уже более десяти лет в воротах сборной команды Голландии свое привычное место занимает ее основной голкипер Эдвин…

  6. (Родился в 1973 г.) Играл в бразильских клубах "Унио Сан-Хуан" и "Палмейрас", итальянском клубе "Интер". С 1996 года в клубе "Реал" Мадрид (Испания). С 1995 года выступает за сборную Бразилии. Болельщики "Реала" и сборной Бразилии в каждом матче ожидают от Роберто…

  7. Ривалдо бразильский футболист благодаря упорству сделавший себя из посредственного футбольного игрока в футбольную звезду. Отличительной чертой является его манера игры: быстрые передачи и неожиданное ускорение.

  8. (Родился в 1967 г.) Играл в итальянских клубах "Виченца", "Фиорентина", "Ювентус", "Милан", "Болонья", "Интер", "Брешиа". В 1988-2004 годах провел 56 матчей за сборную Италии. В долгой карьере Роберто Баджо были великие достижения и горькие разочарования. Он знал неистовую любовь поклонников и…

Мэтт Басби


«Мэтт Басби»

Тренировал английский клуб "Манчестер Юнайтед".

До Второй мировой войны Мэтт Басби, родившийся в местечке Орбистон графства Ланкашир, играл в "Манчестер Сити" и в "Ливерпуле", провел несколько матчей за сборную Шотландии на месте крайнего полузащитника. Еще будучи игроком, он проявил склонность к тренерской работе, и сразу после войны Басби предложили место помощника тренера в "Ливерпуле". Однако тридцатишестилетний Мэтт предпочел возглавить терпящий бедствие клуб "Манчестер Юнайтед" в качестве главного тренера. Это случилось в феврале 1945 года.

В предыдущие десятилетия этот клуб не хватал звезд с неба. Чемпионом Англии был лишь дважды, и последний раз в 1911 году. Один-единственный раз выиграл Кубок Англии - в 1909 году. Война принесла "Манчестеру" огромный урон: стадион "Олд Траффорд" был почти полностью разрушен бомбежкой, футболистам приходилось играть на чужом стадионе "Мэйн Роуд". Клубная касса была пуста, зато на клубе висел долг в 15 тысяч фунтов стерлингов - по тем временам очень большая сумма. Засучив рукава, Мэтт Басби принялся за работу.

Пожалуй, самым важным качеством этого человека было умение разбираться в людях и сплачивать вокруг себя тех, на кого он полностью полагался. Первой находкой Басби стал валлиец Джим Мерфи, бывший футболист, ставший помощником главного тренера "Манчестера" и его правой рукой. Вместе с тем Басби умел требовать и добиваться беспрекословного выполнения своих распоряжений. Внешне он мог показаться жестким, даже грубоватым человеком, однако вместе с тем всегда был для своих футболистов - тех, в ком видел единомышленников и людей, преданных клубу, - заботливым опекуном.

В "Манчестере" были неплохие игроки - защитники Джон Кэри, Джон Астон, Аленби Чилтон, форварды Стэн Пирсон, Чарлз Миттон, Джек Роулей. Однако клуб явно нуждался в усилении и отработке командных действий.


«Мэтт Басби»

Басби требовал от футболистов строгой и самоотверженной игры на своих местах, сыгранности линий защиты, полузащиты и нападения и взаимной подстраховки. Никаких особенных тактических новинок он не изобретал, команда играла по классической схеме "дубль-вэ", но Басби умел максимально использовать возможности каждого футболиста и экспериментировал разве что, пробуя их на разных позициях, пока не добивался наилучшего результата.

Однако больше всего Басби заботился об усилении линии атаки, добиваясь максимально быстрого перевода мяча в чужую штрафную площадку. Важное значение он придавал и тому, чтобы команда показывала яркий, красивый футбол, увлекающий зрителей. Об этой стороне Великой игры он однажды высказался так: "Когда играют первоклассные команды - футбол великолепное зрелище. Я люблю его драму, отшлифованное мастерство игры, ее тщательно отлаженный ритм с добавлением аромата контрастирующих стилей. Его великие игры, для меня, во всяком случае, ни с чем не сравнимы в мире спорта. Я чувствую ощущение романа, удивления и тайны, красоты и поэзии".

Кропотливая работа Мэтта Басби по становлению командной остроатакующей игры довольно быстро стала приносить плоды. Уже в 1947 году "Манчестер Юнайтед" стал вице-чемпионом, пропустив вперед "Ливерпуль". В следующие два сезона он вновь оказывался вторым, а в 1948 году завоевал Кубок Англии, выиграв в финале у "Блэкпула" - 4:2. Успехи позволили восстановить стадион "Олд Траффорд", рассчитаться с долгами и даже получить солидную прибыль.

Но Мэтт Басби заглядывал далеко в будущее, для чего реорганизовал клубную молодежную футбольную школу и наладил масштабную селекционную работу. Скауты "Манчестера" разъезжали по всей Англии в поисках юных футбольных талантов. Результаты оказались блестящими - в 1952 году "Манчестер Юнайтед" стал чемпионом, а к середине 1950-х годов Басби удалось создать по-настоящему великий клуб, собрав блестящий ансамбль великолепно сыгранных молодых футболистов.

Среди них были Бобби Чарльтон, Эдди Колман, Дэвид Пегг, Томми Тейлор и юный, подающий особые надежды форвард Дункан Эдвардс.


«Мэтт Басби»

Вскоре молодую команду "Манчестер Юнайтед" уже называли не иначе, как "мальчики Басби" Эта молодая команда с сильнейшей линией атаки азартно, дерзко и весело ворвалась в элиту английского футбола, и казалось, никакой соперник ей не страшен. В 1956 и 1957 году "Манчестер" дважды подряд был чемпионом Англии. В 1957 году мог выиграть и Кубок Англии, однако неожиданно проиграл в финале "Астон Вилле" - 1:2.

В 1957 году "Манчестер" столь же дерзко ворвался и в розыгрыш Кубка европейских чемпионов, дойдя до полуфинала, где все-таки уступил великому мадридскому "Реалу", который в те годы выигрывал Кубок пять раз подряд. Но в 1958 году "Манчестер Юнайтед" снова вышел в полуфинал Кубка чемпионов, победив по сумме двух матчей белградскую "Црвену Звезду".

6 февраля 1958 года, когда клуб возвращался в Англию из Белграда после игры с "Црвеной Звездой", случилась трагедия. Самолет, на котором летели футболисты, сделав остановку в Мюнхене для дозаправки, после взлета рухнул на землю. В катастрофе погибли 28 пассажиров, среди них 8 "мальчиков Басби", в том числе и подававший огромные надежды Дункан Эдвардс, 3 руководителя клуба и 8 журналистов, сопровождавших команду на игру. Одним из журналистов был знаменитый Фрэнк Свифт, бывший вратарь сборной Англии и клуба "Манчестер Сити".

Остальным футболистам суждено было уцелеть, сам же Мэтт Басби был тяжело ранен, перенес несколько операций и долго восстанавливался. После трагедии он еще долго боялся летать на самолете и в первый раз решился подняться в воздух, лишь изрядно нагрузившись перед полетом спиртным.

По прихоти судьбы, в самолете не было помощника Басби Джима Мерфи, который одновременно был тренером сборной Уэльса и как раз в те дни работал с валлийской командой. Он и руководил "Манчестером", пока Басби лечился. Обескровленная команда смогла тем не менее дойти до финала Кубка Англии, но проиграла "Болтону" - 02.

Несколько лет после этого "Манчестер Юнайтед" оставался середнячком.

Но Мэтт Басби вновь, кропотливо, исподволь, создавал новую великую команду ярких дарований. Уже в начале 1960-х годов в клубе появились такие звезды, как Денис Лоу и Джордж Бест, а рядом с ними блестяще действовал "старожил" клуба Бобби Чарльтон.

"Манчестер" возрождался, вновь показывая эффективную атакующую игру. В 1963 году клуб выиграл Кубок Англии, в 1965 и 1967 годах становился чемпионом страны. Высшим же тренерским достижением Мэтта Басби стал выигрыш Кубка европейских чемпионов в 1968 году.

В следующем сезоне Мэтт Басби объявил о том, что завершает свою карьеру тренера, которой отдал 24 года. Он стал генеральным менеджером "Манчестера", правда, в сезоне 1970-1971 года вновь возглавлял клуб в качестве тренера, но затем целиком и окончательно сосредоточился на административной работе. В 1982 году он был избран президентом клуба "Манчестер Юнайтед".

Англия оценила великие заслуги Мэтта Басби на тренерском посту по достоинству. Еще в 1967 году он стал почетным гражданином Манчестера, а после выигрыша Кубка европейских чемпионов королева Елизавета II возвела его в рыцарское звание. В 1983 году в его честь была названа одна из улиц Манчестера. Сэр Мэтт Басби умер в январе 1994 года, а два года спустя перед входом на стадион "Олд Траффорд" появилась его бронзовая статуя.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

У некоторых футбольных тренеров едва получается построить одну великую команду. Сэр Мэтт Басби построил три. На «Олд Траффорд» легендарный шотландец сделал «Манчестер Юнайтед» клубом, о котором заговорили. «Босс», как его называли три поколения футболистов, укрепил «Манчестер Юнайтед» как институт и как мировую силу. Его влияние и видение того, как нужно играть в футбол, по сей день остаются ключевой составляющей этого клуба.

Без Басби не было бы Ферги. Последний за время своего пребывания во главе клуба пользовался беспрекословным авторитетом и уважением со стороны игроков, нравился он им лично или нет. Басби, вероятно, обладал еще более сильным флером невозмутимости и такой же степенью авторитарности и влияния.

Отец всей британской футбольной журналистики Хью МакИлванни однажды отдал должное Басби, рассказав короткую, но показательную историю о нападающем «Юнайтед» Лиаме Уилане, погибшем в мюнхенской катастрофе, у которого как-то хватило духу придти в кабинет Басби и потребовать не включать его в состав команды. Басби ответил ему выражением вдумчивой серьезности на лице, прежде чем сказать: «Никто не может говорить мне, кого включать в состав, а кого нет. Я тренирую эту команду. Если я держу тебя в ней, то это потому, что ты играешь, как я хочу. Продолжай играть так же и больше никогда так не делай».

Это стало стилем жизни «Юнайтед» на четверть века: Басби говорил тебе, что делать, и ты это делал. Игроки «Юнайтед» были достаточно умны, чтобы слушаться, и поэтому они выиграли 13 трофеев.

Он - тренер, которые ассоциируется одновременно с лучшими и худшими днями «Манчестер Юнайтед». Его имя всегда связано с мюнхенской катастрофой просто потому, что игроки были «малышами Басби», но необходимо помнить, что он помог клубу справиться с этой беспрецедентной трагедией и смятением, провел его через десятилетие ужасающей неопределенности и вышел с другого конца тоннеля с Кубком чемпионов. Этот промежуточный период, пожалуй, является самым удивительным с точки зрения анализа работы Басби. Иэн МакКартни назвал его «Подъемом из бездны», и трудно не согласиться с такой безрадостной оценкой.

Это показательный момент, чтобы понять, что сделал Басби для британского футбола. Вместе со своим верным помощником Джимми Мерфи Басби провел восстановление, аналогов которому не будет никогда. Для болельщиков «Манчестер Юнайтед» конвейер по производству трофеев Ферги, запущенный в 90-х, всегда будет золотой эпохой, и, хотя каждый фанат знает о сэре Мэтте, необходимо потратить некоторое время, чтобы по-настоящему оценить то, чего он достиг.

Басби был назначен тренером «Манчестер Юнайтед» 19 февраля 1945 года, официально приняв на себя руководство 1 октября. При том что Басби действительно унаследовал превосходный состав «Юнайтед», среди прочих включавший в себя Джека Раули, Джонни Кэри и Генри Кокберна, его эффективность и мастерство действительно проявились в том, как он использовал этот состав.

Власть Басби оказала незамедлительное воздействие на «Юнайтед». К концу сезона 1946/47 он использовал свою силу убеждения, чтобы сделать Мерфи тренером первой команды в «Юнайтед», и вместе они приводили команду ко второму месту в 1947, −48, −49 и −51 годах. Да, за пять лет у руля команды Басби не выиграл чемпионат, но, что важно, он привел «дьяволов» к победе в Кубке Англии в 1948.

Тот кубок Англии, оглядываясь назад, можно назвать важнейшим трофеем в истории «Юнайтед». Да, 70 лет назад времена были другими, но никто бы не удивился, если бы клуб рассмотрел другие кандидатуры на пост главного тренера после пяти сезонов без трофеев. Получилось так, что Басби первым открыл тот атакующий стиль, который стал синонимом игры «Юнайтед», обыграв «Блэкпул» под руководством Стэнли Мэттьюза и завоевав первый крупный трофей для клуба почти за 40 лет, после того как получил в свое распоряжение длительный срок во главе команды без вмешательства руководства, буквально безграничную власть, отношение к которой выразил директор клуба Гарольд Хардман, сказавший: «Наш тренер спросил у нас совета, и мы дадим его только затем, чтобы потом он, черт возьми, сделал все по-своему!».

Как бы там ни было, интересно, что только после того, как «Юнайтед» наконец выиграл чемпионат в 1952, революционный подход Басби начал набирать обороты. Состав, безусловно, успешный, все-таки старел, и Басби принял решение о необходимости воспитывать молодых доморощенных игроков и делать из них звезд первой команды на «Олд Траффорд». Благодаря философии Басби такие игроки, как Роджер Бирн и Джеки Блэнчфлауэр, стали известны как первые «малыши».

За ними последовали центральный защитник Марк Джонс, Эдди Коулман и Дункан Эдвардс, ворвавшийся в стартовый состав команды Басби, когда ему было всего 17. С этими игроками Басби взял титулы в 1956 и 57 годах. Показательно, что в тот период единственными крупными подписаниями «Юнайтед» за пять лет были центральный нападающий Томми Тэйлор и вратарь Харри Грегг. Настолько заметны были прогресс молодежи и, что еще более важно, уверенность Басби в том, что они продолжат развиваться.

Сам Басби сказал: «Полагаю, это мечта любого тренера - построить команду, тренируя молодых игроков от 15 до 17 лет. Поэтому я создал структуру молодежи. Вы можете получить от них преданность и постоянство». Сэр Мэтт был человеком, который всегда действовал с прицелом на будущее, и его методом достижения этого было вдохновение молодых талантов.

Футбол тогда представлялся игрой для суровых мужчин, потому что это была суровая игра. Медицинские средства менее походили на произведение искусства, что вынуждало футболистов быть в состоянии максимальной готовности - физически и психологически - к жесткому сражению на поле. Проект Басби по созданию команды вокруг молодежи и игроков двадцати с небольшим лет был совершенно революционным. Он видел футбол как игру для молодых, и это его видение изменило футбол навсегда, положив начало развитию академий и заложив фундамент для точки зрения, ставшей неотъемлемой частью сущности «Манчестер Юнайтед».

Затем была дата, вписанная кровью в историю «Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года случилась трагедия. Тьма поглотила клуб. Двадцать три человека, среди них восемь игроков «Юнайтед», три члена тренерского штаба и восемь спортивных журналистов, потеряли свои жизни, когда самолет Airspeed Ambassador не сумел взлететь из аэропорта Мюнхена после игры против белградской «Црвены Звезды» в Европейском Кубке (которая закончилась ничьей 3–3, позволившей «Юнайтед» пройти в полуфинал в Югославии). Семеро игроков «Юнайтед» скончались на месте, а Дункан Эдвардс скончался от полученных ранений две недели спустя в больнице.

Басби и Бобби Чарльтон оба выжили, и именно смелость и сила духа этих людей позволила «Юнайтед» оправиться. Боль была невыносимой, страдания не стали меньше, но Басби и его уцелевшие герои взвалили тяжкий груз трагедии на свои плечи и пронесли его, даже когда ничего постыдного не было бы в том, чтобы уйти.

Басби получил серьезные повреждения, и Мерфи взял на себя руководство командой, приведя «Юнайтед» - что довольно удивительно - к финалу Кубка Англии на «Уэмбли», где они просто выдохлись и проиграли «Болтон Уондерерз» 2–0.


На тот момент сил Басби хватало на то, чтобы со скамейки наблюдать за событиями на поле. Правда была в том, что Басби считал свое время в футболе подошедшим к концу. После трагедии он просто не мог представить себя продолжающим тренировать, но его жена и сын, Джин и Сэнди, убедили его остаться и снова бороться за право оказаться на вершине. Наконец, Басби чувствовал, что это его долг не только перед теми, кто умер, но и перед выжившими тоже. Он всегда чувствовал, что если бы Мюнхен не уничтожил его команду, тот состав малышей Басби развился бы и доминировал в европейском футболе на протяжении 60-х. Несмотря на эту гнетущую мысль, он вернулся.

Было тяжело, но Басби продемонстрировал свою гибкость, построив команду заново вокруг Грегга, Чарльтона и Билла Фоулкса, приведя также и новых игроков, таких как Денис Лоу и, естественно, Джордж Бест, который пришел в 1963. Команда Басби, построенная после Мюнхена, стала еще лучше, соединив в себе необычайную смесь таланта и опыта, которая смогла поднять «Юнайтед» из пепла к вершинам славы клубной истории, толчком к чему послужили голевые подвиги Денниса Вайолетта, чей рекорд в 32 гола в чемпионате в сезоне 1959/60 сохраняется по сей день.

Басби превзошел ожидания, собрав в своей команде трех лучших футболистов года в Европе в лице Чарльтона, Лоу и Беста - блистательное атакующее трио, сыгравшее решающую роль в победах «Юнайтед». Два чемпионства в 1965-м и 1967-м выглядели как чудесный конец возрожденного феникса, футбольная сказка, которая помогла частично изгладить боль от Мюнхена.

29 мая 1968 года: стадион «Уэмбли», соперник - «Бенфика». Пройдя «Реал Мадрид», команду, которая с открытом сердцем помогла «Юнайтед» после Мюнхена и показала щедрость, затмившую их историческое соперничество, «Юнайтед» сошелся в противостоянии с могучими португальскими воинами.

Учитывая статус потрясающего бомбардира, вы могли ожидать, что Денис Лоу был для Басби самым очевидным выбором в составе на игру. Однако харизматичный нападающий завалил тогда концовку сезона, забив всего три гола в 18 матчах с января и заставив своего тренера ломать голову над стартовым составом. Даже зная о том, что находящийся не в форме Лоу все равно способен помочь «Юнайтед» заполучить Святой Грааль европейского клубного футбола, Басби все же решил, что нападающий сначала должен перенести операцию на колене, чтобы успеть набрать физическую форму к началу следующего сезона. Решение было сделано. Лоу не попал в состав, и с уверенностью можно сказать, что любой менее дальновидный тренер не сумел бы сопротивляться искушению выпустить в старте своего лучшего нападающего.

Басби отвечал на предматчевых конференциях с присущими ему вежливостью и профессионализмом. Ему задали вопрос о его неугасаемой одержимости одержать победу в Европейском Кубке. Его ответ был простым и колким: «Я всегда был уверен, что однажды игроки „Манчестер Юнайтед“ поднимут над головой кубок чемпионов, пусть и не под моим руководством. Я не сомневаюсь, что в свое время домюнхенская команда выиграла бы его. Все, что я пытаюсь сделать, - добиться этого как можно скорее».

Басби подготовил своих игроков и дал каждому из них указания относительно того, что они должны делать в финальном матче. Необходимо было нейтрализовать главные угрозы в составе «Бенфики»: Торреса и Эйсебио. Это было главной задачей, но Басби ни за что не собирался отказываться от своего атакующего стиля. Прямо перед игрой говорилось мало. Игроки и тренерский штаб детально знали стратегию на матч, и не оставалось ничего, кроме как дождаться стартового свистка на поле.

Первый тайм был энергозатратным, напряженным и не особо зрелищным. Игроки «Бенфики» затолкали Беста и тщательно закрывали Чарльтона. Однако через восемь минут после перерыва ему удалось вырваться из под их опеки и вывести «Юнайтед» вперед. «Уэмбли» взревел от восторга. «Юнайтед» живо играл во втором тайме, но на 79 минуте Аугусто с правого фланга навесил на Торреса, сбросившего мяч головой Грасе, сравнявшему счет. Мечта Басби внезапно оказалась под угрозой.

За считанные минуты до конца матча Эйсебио нанес мощный удар по воротам «Юнайтед». Время словно остановилось на те мгновения, в которые обладатель золотой бутсы Чемпионата мира 1966-го испытывал Алекса Степни. Его удар пришелся в плечо вратарю, и болельщики «Юнайтед» выдохнули. Бобби Чарльтон вспоминал, что чувствовал себя беспомощным и выдохшимся перед началом экстратаймов. «Бенфика» почувствовала свой ритм и набрала скорость, с которой становилось трудно справляться.

Басби и его тренеры поспешили на поле, чтобы размять сведенные ноги свои подопечных. Босс не особо много говорил. Ему и не требовалось этого делать, только напомнить, что они «способны победить их». Басби сказал: «Вы лучшая команда. Теперь идите и докажите это. Этот день будет нашим». И все. Это было примером мастерства Басби как мотиватора. В этом не было ничего напускного, кривляния или пафоса со стороны шотландца - просто то, как он видел правду.

Методы Басби сотворили чудо. Всего через две минуты после начала экстратайма Бест уничтожил защиту «Бенфики» и вывел «Юнайтед» вперед. Еще две минуты спустя девятнадцатилетний Брайан Кидд сделал счет 3–1, и «Юнайтед» достиг земли обетованной. «Уэмбли» стал для Басби «Театром Мечты», после того как его воины в синей форме ответили на его призыв. «Юнайтед» продолжил атаковать, найдя второе дыхание, в то время как игроки «Бенфики» выдохлись. Окончательный победный счет установил Чарльтон, забив четвертый мяч и утвердив «Юнайтед» в статусе королей Европы, одержавших красивую и волнующую победу.


Став первым триумфатором Кубка чемпионов с английским клубом, Басби сказал: «Это лучшая ночь в моей жизни, исполнение моего самого заветного желания о том, чтобы стать первым английским клубом, который выиграет Кубок европейских чемпионов. Я горжусь командой, горжусь Бобби Чарльтоном и Биллом Фоулксом, которые прошли со мной долгий путь за последние 11 лет». Эта долгая дорога была темна и полна боли, но они справились и прошли ее.

Невероятная сила характера Басби подняла «Юнайтед» из глубин отчаяния к вершинам успеха, завершив десятилетие упорной работы, которая была предначертана ему со времен его дней в шахтерской компании Белшилла в Ланкашире. Басби, познав горе и триумф, никогда не забывал, как далеко могут привести упорный труд и честность. Но никто не мог предположить, насколько пророческими окажутся слова Басби, которые затем вспоминал Нобби Стайлз: «Босс сказал, что уйдет десять лет на перестройку команды, и ровно десять лет спустя, в 1968, мы выиграли Кубок чемпионов».

Басби еще не было шестидесяти, когда он привел «Юнайтед» к триумфу, но для него это было временем, чтобы уйти. Вся его карьера оформилась под влиянием желания завоевать величайший из возможных призов, и, однажды его выиграв, он решил, что время пришло. Басби тренировал «Юнайтед» двадцать четыре года, и это, понятное дело, потребовало больших сил. Он объявил о своей отставке в январе 1969. «Я чувствую, что время пришло, - сказал он. - Чтобы кто-то еще в тренировочном костюме выводил игроков на разминку. Теперь „Юнайтед“ стал чем-то больше, чем просто футбольный клуб».

Возможно, самым крупным аргументом для критики после отставки в адрес Басби стало то, что на самом деле он не ушел в отставку. Он занимал пост директора с обреченным Уилфом МакГиннессом под своим руководством, и бывали случаи, когда Басби напрямую вмешивался в процесс подготовки первой команды, и, когда его преемник был освобожден от своих обязанностей в декабре 1970, Басби вернулся на короткий срок. Относительно своей продолжительной вовлеченности Басби написал в мемуарах 1973 года «Футбол на вершине»: «Как я мог покинуть это место? Как я мог уйти из клуба, который я построил из пепла войны и создал заново после трагедии в Мюнхене, из клуба, который я искренне любил и ради которого практически убил себя?». И его можно было понять.


Годы после Басби, как и можно было ожидать, стали эпохой непостоянства и неопределенности. Клубу пришлось ждать шестого года под руководством Ферги, чтобы снова насладиться успехом в чемпионате в 1993 году. Алекс Фергюсон, больше чем кто-либо из его предшественников, был привержен принципу Басби доверять молодежи. Как и в случае с малышами Басби, Ферги сказали, что он не сможет выиграть ничего с детьми. И, естественно, ошиблись. Как и в случае с Басби в 1950-х, успех Ферги 40 лет спустя был основан на вере в молодежь и на плодах работы с молодежными программами и академиями.

Басби никогда не был тактическим гением, он обладал не тем складом футбольного ума. Что у него было, однако, так это разум победителя, лучше всего подходивший для того, чтобы добиться успеха в этой игре. Басби сказал бы, что в поражении есть бесчестие, до тех пор пока футболисты не выкладываются до предела своих физических и технических возможностей. Важнее всего для него было, чтобы игра велась с правильным настроем и честностью и чтобы поражение принималось без горечи.

«Я ощущаю романтику, нечто удивительное и загадочное, чувство красоты и поэтичности. В такие моменты игра становится вневременной, магической, словно легенда», - его высказывание о любви к футболу. Сэр Мэтт действительно романтизировал Манчестер и Европу со своими командами и укрепил чувство магии и превосходства, витавшие в «Юнайтед» в те времена.


Он всегда будет тем человеком, который привел «Юнайтед» к величию, провел «Юнайтед» сквозь темный период. Без Басби «Юнайтед» не стал бы футбольным гигантом, коммерческой машиной, признанным клубом-тяжеловесом, который крушил соперников во времена золотой эпохи Ферги.

Басби всегда будет сиять как человек, построивший «Театр мечты» и сделавший все последовавшее возможным.

Шотландия 1970-1971 Манчестер Юнайтед

* Количество игр и голов за профессиональный клуб считается только для различных лиг национальных чемпионатов.

** Количество игр и голов за национальную сборную в официальных матчах.

Сэр Алекса́ндр Мэ́ттью Ба́сби , KCSG (англ. Sir Alexander Matthew Busby ; 26 мая , Орбистон, Шотландия - 20 января , Манчестер , Англия), более известный как Мэтт Ба́сби (англ. Matt Busby ) - шотландский футболист и футбольный тренер, командор Ордена Британской империи (CBE). Наиболее известен как главный тренер английского клуба «Манчестер Юнайтед » в 1945-1969 и 1970-1971 годах. Второй в списке тренеров «Юнайтед» по длительности руководства клубом (в декабре 2010 года сэр Алекс Фергюсон побил рекорд Басби по времени пребывания на должности главного тренера клуба) .

Один из лучших тренеров в истории футбола. Занял 2-ую строчку лучших тренеров послевоенного периода по версии The Times , а также 11-ю строчку в списке лучших тренеров всех времен и народов по версии Football Pantheon .

Ранние годы

Мэтт родился в шахтёрском поселке Орбистон (ныне - часть Беллсхилла), Северный Ланаркшир , в семье католиков , имеющих литовские корни. Его отец и все его дяди были убиты в Первой мировой войне .

Футбольная карьера

Басби начал футбольную карьеру в «Манчестер Сити ». В 1933 году сыграл в финале Кубка Англии , в котором «Манчестер Сити » уступил «Эвертону », но уже в следующем году выиграл Кубок Англии. Главный тренер «Ливерпуля » Джордж Паттерсон подписал Басби за 8 тыс. фунтов в марте 1936 года. Дебютный матч Мэтта, в котором «Ливерпуль» играл на выезде с «Хаддерсфилдом » 14 марта, сложился неудачно: «красные » проиграли со счётом 1:0. Месяц спустя в матче с «Блэкберном » на «Ивуд Парк » Басби забил свой первый гол за «Ливерпуль». Матч завершился ничьей со счётом 2:2.

Вскоре Басби получил футболку с номером «4», вытеснив из состава Роберта Сэвиджа . Мэтт играл почти в каждом матче на протяжении последующих трёх сезонов. Благодаря своей надёжной и стабильной игре Басби стал капитаном «Ливерпуля» и добился большого уважения.

Басби начинал в позиции оттянутого форварда , но затем стал играть правого полузащитника . Басби вместе с Джимми Макдугаллом и Томом Брэдшо сформировал лучшую, по мнению многих, линию полузащиты в истории клуба - вплоть до момента, когда «полу-защитников» (англ. half-back ) сменили «игроки центра поля» (англ. midfielder ) в -80-е годы - эпоху наивысшей славы «Ливерпуля».

В мае 1939 года в «Ливерпуль» из «Бишоп Окленд» перешёл Боб Пейсли . Басби помог ему освоиться в клубе, они подружились и оставались друзьями до самой смерти. Никто тогда ещё не знал, что это была дружба в будущем двух самых успешных тренеров в истории английского футбола.

Свой первый (и единственный) официальный матч за национальную сборную Шотландии Басби провёл 4 октября 1933 года, когда на «Ниниан Парк » в Кардиффе в рамках Домашнего чемпионата Великобритании Шотландия проиграла Уэльсу со счетом 2:3. Во время войны Басби также провёл 7 неофициальных матчей за сборную Шотландии.

Тренерская карьера

После завершения войны в 1945 году 36-летнему Басби предложили работу в тренерском штабе «Ливерпуля». Басби заявил, что он хочет получить больше полномочий для управления собственно игрой команды - эта работа была традиционно закреплена за секретарём клуба. Тогда руководство «Ливерпуля» не решилось на подобные перемены.

В феврале 1945 года Басби принял предложение «Манчестер Юнайтед », а после демобилизации в октябре того же года приступил к работе главным тренером клуба. Он сразу же продемонстрировал свои высокие амбиции, когда «Юнайтед» в сезоне 1946/1947 завоевал серебряные медали Первого дивизиона (чемпионом стал «Ливерпуль»). «Манчестер Юнайтед» занимал второе место в чемпионате в сезонах 1946/47 , 1947/48 , 1948/49 , 1950/51 , пока, наконец, не стал чемпионом в сезоне 1951/52 . К этому времени состав «Манчестер Юнайтед», капитаном которого был Джонни Кэри , был уже достаточно «возрастным», и Басби нужно было искать молодых игроков для построения новой команды.

Басби добился больших успехов с «Манчестером» несмотря на недостаток в прошлом тренерского опыта. Все ждали, что он потратит много денег на приобретение высококлассных игроков. Но Басби вместо этого постепенно заменял возрастных игроков молодыми ребятами возраста 16-17 лет. Среди них были правый защитник Билл Фоулкс , центральные полузащитники Марк Джонс и Джеки Бланчфлауэр , крайние полузащитники Альберт Скэнлон и Дэвид Пегг , нападающий Лиам Уилан . Среди них был и Дункан Эдвардс , которого многие называют лучшим футболистом Англии своего поколения - он получил вызов в сборную Англии в возрасте 18 лет - рекорд, который продержался более 40 лет.

В течение этого периода команду стали ласково называть «малыши Басби » - из-за юности многих игроков. «Малыши Басби » выиграли чемпионат в сезонах 1955/56 и 1956/57 , а в 1957 году дошли до финала Кубка Англии , в котором уступили «Астон Вилле ». Молодая команда была настолько успешной, что в течение четырёх лет единственными серьёзными приобретениями «Юнайтед» были лишь центральный нападающий Томми Тейлор и вратарь Гарри Грегг .

Сезон 1957/58 «малыши Басби » начали с серьёзными перспективами завоевания титулов чемпионов Англии, обладателей Кубка Англии и Кубка европейских чемпионов . На пути домой после матча Кубка европейских чемпионов против белградского клуба «Црвена Звезда » 6 февраля 1958 года самолёт с футболистами потерпел крушение в аэропорту Мюнхена . Погибло 23 человека, в том числе 8 игроков и трое работников клуба. Дункан Эдвардс скончался через 15 дней в больнице. Двое игроков получили травмы, не позволившие им в дальнейшем играть в футбол. Мэтт Басби получил многочисленные травмы, но выжил и был выписан из госпиталя через два месяца после катастрофы. Три месяца спустя он присутствовал на финальном матче Кубка Англии , где обескровленный «Юнайтед» проиграл «Болтону » на стадионе «Уэмбли ». В следующем сезоне он вернулся к работе на должность главного тренера клуба, которую временно исполнял его помощник Джимми Мерфи .

В 1958 году Басби был назначен исполняющим обязанности главного тренера сборной Шотландии . Под его руководством Шотландия провела две игры против Уэльса и Северной Ирландии . Тогда же свой первый матч за сборную сыграл Денис Лоу .

После катастрофы Басби начал строить новую команду вокруг выживших в Мюнхене Гарри Грегга , Бобби Чарльтона и Билла Фоулкса . Он купил из других клубов Дэвида Херда , Альберта Куиксолла и Дениса Лоу . К 1964 году Басби обнаружил молодого талантливого игрока Джорджа Беста из Северной Ирландии , которого многие считают лучшим футболистом того десятилетия.

К 1963 году Басби успешно перестроил «Юнайтед», приведя команду к победе в финале Кубка Англии над «Лестером » со счётом 3:1. «Манчестер Юнайтед» выиграл Первый дивизион в сезонах 1964/65 и 1966/1967 , упустив чемпионство в сезоне 1965/66 в последнем туре, что не позволило команде сделать чемпионский «хет-трик», взяв лигу три сезона подряд (этого достижения «Манчестер Юнайтед» добьется позже под руководством Алекса Фергюсона).

Наибольшего успеха в своей карьере Басби добился 29 мая 1968 года , когда «Манчестер Юнайтед» выиграл Кубок европейских чемпионов , обыграв в финальном матче на «Уэмбли » португальскую «Бенфику ». Год спустя Мэтт ушёл с поста главного тренера, но остался директором клуба, передав тренерские полномочия бывшему игроку Уилфу Макгиннессу . После увольнения Макгиннеса в декабре 1970 года Басби временно стал главным тренером команды, хотя вопрос о его возвращении в качестве главного тренера на постоянной основе даже не обсуждался. После этого он был директором клуба в течение 11 лет, а в 1982 году стал президентом «Манчестер Юнайтед».

Память

Имя сэра Мэтта Басби было занесено в Зал славы английского футбола в 2002 году в честь признания его заслуг по развитию английского футбола.

Дорога имени сэра Мэтта Басби

Длина улицы составляет около 420 м. Она протянулась от «Честер Роуд» (A56) до «Траффорд Парк Роуд» (A5081). Улица ведёт к «Юнайтед Роуд», которая проходит под Северной трибуной «Олд Траффорд», и к «Рейлуэй Роуд», которая проходит вдоль железнодорожной линии, примыкающей к стадиону.

С внешней стороны Восточной трибуны стадиона «Олд Траффорд» находится бронзовая статуя сэра Мэтта Басби, обращённая лицом к носящей его имя улице.

Достижения

В качестве игрока

Манчестер Сити

  • Обладатель Кубка Англии : 1934
  • Итого: 1 трофей

В качестве тренера

Манчестер Юнайтед

  • Чемпион Первого дивизиона (5 ): 1951/52 , 1955/56 , 1956/57 , 1964/65 , 1966/67
  • Обладатель Кубка Англии (2 ): ,
  • Обладатель Кубка европейских чемпионов :
  • Обладатель Суперкубка Англии (5 ): , , , *, *
  • Итого: 13 трофеев

* Разделённые победы в Суперкубке

Статистика выступлений

Клубная карьера
Клуб Сезон Лига Кубок
Англии
Суперкубок
Англии
Итого
Игры Голы Игры Голы Игры Голы Игры Голы
Манчестер Сити 1928/29 0 0 0 0 0 0 0 0
1929/30 11 3 1 2 0 0 12 5
1930/31 20 0 1 0 0 0 21 0
1931/32 41 1 5 0 0 0 46 1
1932/33 39 1 7 1 0 0 46 2
1933/34 39 4 8 0 0 0 47 4
1934/35 33 1 1 0 1 0 35 1
1935/36 19 1 1 0 0 0 20 1
Итого 202 11 24 3 1 0 227 14
Ливерпуль 1935/36 11 1 0 0 0 0 11 1
1936/37 29 1 1 0 0 0 30 1
1937/38 33 0 3 0 0 0 36 0
1938/39 42 1 3 0 0 0 45 1
Итого 115 3 7 0 0 0 122 3
Всего за карьеру 317 14 31 3 1 0 349 17

Тренерская статистика

Команда Страна Начало работы Завершение работы Показатели
М В Н П МЗ МП % побед
Манчестер Юнайтед Англия Англия 1 февраля 1945 8 июня 1969 1120 565 263 292 2286 1536 50,08
Великобритания Великобритания Великобритания Июль 1948 Август 1948 4 2 0 2 9 11 50,00
Шотландия Шотландия Шотландия Сентябрь 1958 Декабрь 1958 6 1 2 3 7 12 16,66
Манчестер Юнайтед Англия Англия 28 декабря 1970 2 июня 1971 21 11 3 7 38 30 52,38
Итого 1151 579 268 304 2340 1589 50,30

В популярной культуре

Мэтт Басби упоминается в песне «Dig It » группы The Beatles с альбома Let It Be .

Напишите отзыв о статье "Басби, Мэтт"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Басби, Мэтт

– Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!..
– Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца.
– Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник!
Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться.
– Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята!
– Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности.
– Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку.
– И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними.
У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках.
– Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал.
Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе.
Куда идет народ то?
– Известно куда, к начальству идет.
– Что ж, али взаправду наша не взяла сила?
– А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит.
Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку.
Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов.
– Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь.
– Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их.
– Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.
У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу.
– Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу.
Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.
«Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем».
Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти.
Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.
– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.
Получив, пробужденный от сна, холодную и повелительную записку от Кутузова, Растопчин почувствовал себя тем более раздраженным, чем более он чувствовал себя виновным. В Москве оставалось все то, что именно было поручено ему, все то казенное, что ему должно было вывезти. Вывезти все не было возможности.
«Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? – думал он. – Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» – думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого то изменников, которые были виноваты в том фальшивом и смешном положении, в котором он находился.
Всю эту ночь граф Растопчин отдавал приказания, за которыми со всех сторон Москвы приезжали к нему. Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным.
«Ваше сиятельство, из вотчинного департамента пришли, от директора за приказаниями… Из консистории, из сената, из университета, из воспитательного дома, викарный прислал… спрашивает… О пожарной команде как прикажете? Из острога смотритель… из желтого дома смотритель…» – всю ночь, не переставая, докладывали графу.
На все эта вопросы граф давал короткие и сердитые ответы, показывавшие, что приказания его теперь не нужны, что все старательно подготовленное им дело теперь испорчено кем то и что этот кто то будет нести всю ответственность за все то, что произойдет теперь.
– Ну, скажи ты этому болвану, – отвечал он на запрос от вотчинного департамента, – чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади – пускай едут во Владимир. Не французам оставлять.
– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.
Растопчин чувствовал это, и это то раздражало его. Полицеймейстер, которого остановила толпа, вместе с адъютантом, который пришел доложить, что лошади готовы, вошли к графу. Оба были бледны, и полицеймейстер, передав об исполнении своего поручения, сообщил, что на дворе графа стояла огромная толпа народа, желавшая его видеть.
Растопчин, ни слова не отвечая, встал и быстрыми шагами направился в свою роскошную светлую гостиную, подошел к двери балкона, взялся за ручку, оставил ее и перешел к окну, из которого виднее была вся толпа. Высокий малый стоял в передних рядах и с строгим лицом, размахивая рукой, говорил что то. Окровавленный кузнец с мрачным видом стоял подле него. Сквозь закрытые окна слышен был гул голосов.
– Готов экипаж? – сказал Растопчин, отходя от окна.
– Готов, ваше сиятельство, – сказал адъютант.
Растопчин опять подошел к двери балкона.
– Да чего они хотят? – спросил он у полицеймейстера.
– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.

Великий тренер... Тренер, чьё имя по сути, стало синонимом "Юнайтед". Мэтт Басби. Его история жизни - одна из ярчайших страниц английского футбола. Родившись в местечке Орбистон графства Ланкашир, Мэтт с детства мечтал стать футболистом. Басби рос в обеспеченной семье и с раннего детства родители отдали его в футбольную школу. Выступая на позиции крайнего полузащитника юноша обладал свойственной для игроков его позиции скоростью, но отличимой чертой Басби - футболиста было умение быстро и эффектно отдать разрезающую передачу. Он не обладал сильным ударом, но умение отдать "последний пас" затмевало все его недостатки. Басби провёл несколько матчей за сборную Шотландии, а в клубной карьере довольно успешно выступал за "Манчестер Сити" и "Ливерпуль". Ещё будучи футболистом, он проявил склонность к тренерской работе, и вскоре после войны Мэтту предложили место помощника главного тренера в "Ливерпуле". Но Басби предпочёл выйти из этой ситуации красиво и по иронии судьбы возглавил терпящий бедствие "Манчестер Юнайтед". В предыдущие десятилетия клуб звёзд с неба не хватал: единичные победы в Английских турнирах за такое продолжительное время вызывало в фанатах "Юнайтед" меланхолическое состояние, не говоря уже о международных турнирах. На тот период, когда команду возглавил Басби, "Манчестер Юнайтед" считался крепким середняком Английского футбола. Война принесла клубу значительный урон: легендарный стадион "Олд Траффорд" был чуть ли не полностью уничтожен бомбёжкой, а футболистам приходилось играть на чужом стадионе "Мэйн Роуд". Клубная касса опустела, но не опустели большие долги - 15 тысяч фунтов стерлингов - по тем временам сумасшедшие деньги. Засучив рукава, Мэтт Басби принялся за работу. Существует много тренеров, которые прославились благодаря тому, что они создавали новые тактики, оставляли свой след в тренерской деятельности своего клуба. Басби не из таких. Его "Юнайтед" всегда играл по классической схеме "дубль-ве". Пожалуй, самым важным качеством этого человека было умение разбираться в людях и сплачивать вокруг себя тех, на кого он полностью полагался. По крупицам он строил новый "Юнайтед". Басби был в меру жестковат, умел требовать и добиваться беспрекословленного выполнения своих распоряжений, порой мог вставить своим футболистам по самое "не балуй", но везде его уважали и это позволяло ему строить именно команду, а не отдельных сильных личностей, которые играли бы на себя. Мэтт требовал от своих подопечных строгой и самоотверженной игры на своих местах, сыгранности всех линий и взаимной подстраховки. Басби редко экспериментировал и никогда не шёл в "онг-банг". Сейчас таких как он называют консерваторы, но с ним Юнайтед научился побеждать на классе, к игрокам приходила уверенность, клуб стремительно прогрессировал. Однако больше всего Басби заботился об усилении линии атаки, добиваясь максимально быстрого перевода мяча в чужую штрафную. И самое важное значение он придавал тому, чтобы команда показывала яркий красивый футбол, на который пойдут боллельщики. "Когда играют первоклассные команды - футбол великолепное зрелище. Я люблю его драму, отшлифованное мастерство игры, её тщательно отлаженный ритм с добавлением аромата контрастирующих стилей. Его великие игры, для меня, во всяком случае, ни с чем не сравнимы в мире спорта. Я чувствую ощущение романа, удивления и тайны, красоты и поэзии" - читая эти строки я поперхнулся горячим чаем и был очарован словами великого Басби. Тяжелейшая работа Мэтта Басби по становлению общекомандной остроатакующей игры довольно быстро начала давать результат. Уже через два года его работы в клубе, "Юнайтед" занял второе место, уступив лишь злейшему врагу "Ливерпулю". В следующие два сезона он вновь довольствуется лишь серебром, но в 1948 году Басби взял - таки свой первый титул в качестве тренера, выйграв кубок Англии. Успехи позволили восстановить стадион, рассчитаться с долгами и даже получить неплохую прибыль. Но Мэтта Басби, пожалуй, больше волновали далёкие перспективы, чем сиюминутные результаты. Басби реорганизовал клубную молодёжную футбольную школу и наладил масштабную селекционную работу. И результаты оказались феерическими. В 1952 году Манчестерцы стали чемпионами Англии, а 4-5 лет спустя Мэтту удалось создать величайший клуб, собрав настоящий ансамбль из великолепно сыгранных, талантливых и молодых футболистов. Басби постепенно превращался в народного любимчика. Та команда Манчестера была чрезвычайно молодой, а звали тот Юнайтед не иначе, как "мальчики Басби". И в итоге последовала масса титулов, а Юнайтед несмотря на "командную молодость" стал очень стабильной и уверенной в себе командой. Мэтт сделал из хрупких и стремительно погибающих утят красивого и гордого лебедя. И вроде бы всё шло удачно, но "Юнайтед" никак не удавалось выйграть что-то значимое на международной арене. В 1957 и в 1958 годах клуб останавливался лишь на полуфинальной стадии. Казалось бы всё... Басби своё дело сделал. Теперь "Манчестер Юнайтед" - гранд мирового футбола, можно и на пенсию. Но 6 февраля 1958 года, когда клуб возвращался в Англию из Белграда после игры с "Црвеной Звездой", случилась трагедия. Самолёт, на котором летели футболисты рухнул на землю. В катастрофе погибли 28 человек, среди них 8 игроков "Юнайтед". Команда вновь была на грани пропасти. Многим футболистам суждено было уцелеть, сам же Мэтт Басби был тяжело ранен, перенёс несколько операций и долго лечился. Но тот факт, что обескровленная команда, которая потеряла многих игроков, чьих-то друзей, чьих-то сыновей, чьих-то отцов, которая была сломана и физически и психологически и морально, вопреки всему смогла дойти до финала Кубка Англии заставляет восхищаться той командой, тем характером, теми ребятами и тем тренером. Но эта трагедия принесла свои плоды и некоторое время после этого "Манчестер Юнайтед" снова стал середнячком. И опять своё веское слово в истории клуба и в её дальнейшей судьбе сказал Мэтт Басби. Кропотливо, из последних сил, так как он был уже не молод, Басби новую великую команду, которая вновь показывала эффектную атакующую игру. Манчестер снова возродился. В 1963 клуб выиграл Кубок Англии, в 1967 и 1967 - стал чемпионом страны. И всё-таки Басби добился того, чего так хотел. В 1968 году "мальчики Басби" овладевают Кубком Европейских чемпионов. И в следующем сезоне он обьявил, что заканчивает тренерскую карьеру. Он ушёл также красиво, как ворвался. Но клубу он остался верен, что называется, до конца своих дней, исполняя обязанности генерального менеджера. А через несколько лет Басби был избран президентом клуба. Англия оценила великие заслуги тренера. В 1967 году Басби стал почётным гражданином Манчестера, а через год,после своего триумфа на международном уровне, королева Елизавета вторая возвела его в рыцарское звание. В честь него была названа одна из улиц Манчестера. Великий Мэтт скончался в январе 1994 года. Вскоре у входа на "Олд Траффорд" появилась его бронзовая статуя. Басби вложил в "Юнайтед" всего себя и сделал его великой командой в истории.

Мэтт Басби - это имя, которое знакомо любому человеку, увлекающемуся футболом. И действительно, человек, известный под этим именем - настоящая легенда. И поэтому о нем просто необходимо рассказать.

Шотландская легенда

Сэр Александр Мэттью Басби родился 26 мая 1909 года в Шотландии. Он был известным футболистом и тренером, командором Ордена Британской империи. Огромную славу получил, будучи главным тренером команды “Манчестер Юнайтед”, которой руководил с 1945 по 1969 год, а также после - еще год, с 1970-го по 1971-й. Он занимает второе место в списке тренеров “МЮ” по длительности руководства командой. Только в 2010-м рекорд Басби был побит Под руководством этого человека “МЮ” существовал 27 лет.

Александр Мэттью считается одним из наилучших тренеров во всей футбольной истории. Он находится на второй строчке лучших руководителей послевоенного периода по официальной версии The Times. Также он занимает 11 место в списке лучших тренеров всех народов и времен (версия Football Pantheon).

Начало футбольной карьеры

Мэтт Басби появился на свет в шахтерском поселке под названием Орбистон, в семье католиков с литовскими корнями. Все его дяди и отец были убиты на фронте во время Первой мировой войны.

Карьеру юный футболист начал в известном на сегодняшний день клубе “Манчестер Сити”. В 1933-м он выступал в Кубке Англии, в финале, правда, тогда его команда проиграла. Зато в следующем году была одержана победа.

Джордж Паттерсон, являвшийся главным тренером “Ливерпуля”, выкупил игрока в 1936 году за 8 тысяч фунтов. Дебютный матч шотландца был неудачным - проигрыш с минимальным счетом. Но спустя месяц юный футболист забил свой первый гол за новую команду. Тогда игра завершилась со счетом 2:2.

Мэтт с первых матчей хорошо себя проявлял. Вскоре он вытеснил из “основы” Роберта Сэвиджа и начал выходить на поле практически в каждой игре - на протяжении трех лет подряд! Он демонстрировал надежную и стабильную игру. И именно эти качества позволили стать ему капитаном “Ливерпуля”.

Кстати, начинал Басби с позиции оттянутого форварда, однако потом стал правым полузащитником. Вместе с Томом Брэдшо и Джимми Макдугаллом они сформировали отличную связку. Многие утверждали, что это лучшая линия полузащиты за всю историю клуба.

Военные годы

Мэтт был не просто хорошим “ливерпульским” футболистом. Он ещё был человеком с большой буквы. Так, например, в 1939 году, в мае, в команду пришел Боб Пейсли - игрок из ФК “Бишоп Окленд”. Мэтт помог новичку освоиться в новом клубе, а потом они подружились. И эта дружба длилась до самой смерти. И что самое интересное, никто еще тогда не мог подумать, что эти крепкие приятельские отношения - дружба двух людей, которые в будущем станут самыми великими тренерами в истории английского футбола.

Всё было хорошо. Пока не пришла Вторая мировая война. Как и многие "ливерпульские" игроки, Басби отправился на войну. Мэтт устроился в Королевский пехотный полк Ливерпуля. Но выступать на поле во время войны продолжил. Три раза он играл в футболках “Челси”, также выходил в качестве игрока следующих команд: “Хиберниан”, “Борнмут”, “Брентфорд”, “Рединг” и “Мидлсбро”.

В 1933-м, 4 октября, шотландский футболист провел свой первый (и надо сказать, единственный) официальный матч за свою родную национальную сборную. Тогда его команда проиграла Уэльсу. Счет составил 2:3. Во время войны Басби еще семь раз вышел на поле в качестве игрока национальной сборной (только в неофициальных матчах).

Деятельность тренера

Когда война закончилась, то 36-летнему шотландскому футболисту была предложена работа в качестве тренера ФК “Ливерпуль”. Сэр Мэтт Басби тогда сказал, что ему хотелось бы получить побольше полномочий для того, чтобы управлять непосредственно игрой футболистов. Но эта работа всегда поручалась секретарю клуба. И в то время руководство английской команды решило не идти на подобного рода перемены.

В 1945-м ему предложили должность главного тренера ФК “Манчестер Юнайтед”. И с октября он начал работу. Результат был показан тут же. В сезоне 1946/47 команда выиграла серебряные медали Первого дивизиона. В следующие три сезона результаты были такими же. Долгожданное чемпионство было одержано в 1951/52. К тому моменту в ФК “Манчестер Юнайтед” играли уже довольно возрастные футболисты. Капитаном, кстати, был Джонни Кэри. Потому Мэтт стал искать новых игроков, молодых.

И все ожидали, что тренер начнет покупать дорогих амбициозных звезд футбола. Но нет. Тренер приглашал перспективных юношей 16-17 лет и учил игре их. Именно так писалась его история футбола. Мэтт Басби создал многих именитых игроков. Билл Фоулкс, Марк Джонс, Джеки Бланчфлауэр, Дэвид Пегг, Альберт Скэнлон, Лиам Уилан, Дункан Эдвардс - вот их имена. А последний и вовсе стал тем, кого назвали лучшим футболистом Англии своего поколения. Его вызвали в национальную сборную в 18 лет - а это рекорд. Продержался он, кстати, 40 лет.

Мюнхенская трагедия

Во второй половине пятидесятых команду “МЮ” стали называть “малышами Басби”. А все потому, что игроки были действительно юными, и относился к ним Мэтт не просто как к футболистам, а как к своим воспитанникам. Которыми они, собственно говоря, и являлись.

В 1957 году они дошли до финала английского Кубка. Следующий сезон должен был быть перспективным. Но случилось то, чего никто не ожидал. Команда полетела в Мюнхен на матч с ФК “Црвена Звезда” (в рамках Кубка европейских чемпионов). 6 февраля 1958 года они возвращались домой. Два раза самолет пытался подняться в воздух, но попытки не увенчались успехом. На третий раз самолет взлетел, но через несколько минут полета разбился. Это стало настоящей трагедией.

Выжившие

Мэтт Басби выжил. Как и легендарный Бобби Чарльтон. Семеро юных игроков погибли - всем было по 22 года максимум. Дункан Эдвардс - молодой, но знаменитый на тот момент игрок, выжил. Но от многочисленных травм он скончался 21 февраля.

Еще выжило 8 игроков и 7 других пассажиров. Большинство людей, находившихся на борту, погибло. Этот период связан не просто с историей ФК “Манчестер Юнайтед”, но и с самим Мэттом Басби. К слову, о катастрофе в 2011 году был снят отличный фильм под названием “Юнайтед. Мюнхенская трагедия”. Основан он на реальных событиях и максимально точно отображает не только случившееся, но и историю, которая была как до, так и после катастрофы.

“Воскрешение” команды

“Юнайтед” стал в прямом смысле слова обескровленным. Но Басби не сдался. Он твердо решил - “Юнайтед” не станет низшей командой. В честь погибших игроков и в честь будущего этого клуба он начал воскрешать команду. Набирал молодых парней по принципу: “Если они знают, как выглядит мяч, - они будут играть”. И пытался воспитать новых игроков.

Спустя три месяца был финальный матч Кубка Англии. Но “МЮ” проиграл. Однако Басби продолжил верить в будущее и строить новую команду. И к 1963 году это получилось. Тогда клуб выиграл финал Кубка Англии, обыграв “Лестер” со счетом 3:1. В 1964/65 была новая волна успеха - команда под руководством Мэтта выиграла Первый дивизион. И через сезон (1966/67) повторила этот результат.

Но самый крупный успех был в 1968-м, 29 мая. Тогда “МЮ” выиграл в Кубке европейских чемпионов. После этого Басби решил завершить карьеру тренера. Но он остался директором “МЮ”. Правда, в 1970-м вновь стал руководить футболистами, когда Уилф Макгиннес (бывший игрок “Юнайтеда”), ушел с должности тренера, переданной ему Басби.

У такого человека, как Мэтт Басби, биография очень интересна. Этот человек - великий игрок и личность. Его наградили Британской империи и наделили титулом “сэр” в 1958 году. В 1991-м, на стадионе “Олд Траффорд”, состоялась игра в честь Мэтта Басби - в рамках этого матча сошлось новое поколение английского клуба, а также сборная Ирландии. Закончилось всё минимальным счетом 1:1.

Имя сэра Мэтта Басби многое значит не только для футбола, но и для истории.

В Большом Манчестере есть дорога имени сэра Мэтта Басби. Находится она в Стретфорде - там расположен домашний стадион “МЮ”.

Слова, которые останутся в истории навсегда

Автором многих выражений со смыслом, посвященных футболу и “МЮ”, является Мэтт Басби. Цитаты этого человека многочисленны, но некоторые известны больше всего. Например, о Джордже Бесте он говорил так: “Он мог использовать любую ногу. Иногда даже казалось, что их у него шесть”. Эта фраза запомнилась многим. Вообще, Басби никогда не стеснялся кого-то хвалить, если он того действительно заслуживал. И делал это красиво.

Например, о погибшем Дункане Эдвардсе он говорил примерно так: “Прошли годы, и люди иногда называли молодых игроков новым Дунканом Эдвардсом. Были Дэйв Макэй, Брайан Робсон… Но ни один из них не приблизился к нему. Дункан был единственным игроком, заставившим меня чувствовать себя подчиненным”.

И напоследок одна из наиболее мощных цитат, которая может применяться не только по отношению к футболу. И звучит она так: “Победа - не всё. В победе не должно быть заносчивости, а в поражении - безнадёжности”.