Ранения клинковым оружием. Дуэли и знаменитые дуэлянты Раненный шпагой дуэлянт

Поединки между соперниками были обычным делом во все времена – у различных сословий и разных народов. Где-то дрались только до первой крови (как, например, викинги), а где-то – до гибели одного из дуэлянтов. В некоторых странах бои проходили в присутствии множества зрителей, в других же – совершенно секретно. Оружие при этом могло быть также самым разнообразным.

Интересная вещь: если двое сходятся и лупят кулаками друг друга, это считается недостойным поведением. А если два поединщика устраивают дуэль, это говорит об их чести и достоинстве. Разумеется, кое-кто считал дуэлянтов просто задирами, подающими дурной пример, однако очень многие полагали, что настоящие мужчины должны вести себя именно так.

Со временем дуэли сделались основным способом решения частных конфликтов, из-за чего погибло множество людей. В ряде стран дуэли были запрещены законом, однако все равно проводились. Появились даже правила их проведения. К примеру, в 1836г. во Франции вышел специальный кодекс для дуэлянтов, хотя сами дуэли здесь были уже официально запрещены. И этот кодекс благополучно был принят к действию не только во Франции, но и во многих других странах мира, например, в России.

Правила жестко регламентировали поведение участников боя, которые до этого могли ставить противнику подножки, бить его в спину и даже добивать раненого. Также согласно правилам, при вызове на дуэль обидчика следовало ударить по лицу или бросить белую перчатку ему под ноги. После этого выбиралось «место действия», приглашались доктора и двое секундантов, из которых один назначался распорядителем. Дуэлянтам разрешалось опаздывать на поединок не более чем на пятнадцать минут. Когда же все были на месте, распорядитель традиционно обращался к противникам с предложением помириться. Если те отказывались, то далее выбиралось оружие для поединка и вымерялось расстояние. Поединщики расходились к барьерам и после команды распорядителя стреляли друг в друга.

Перед дуэлью они договаривались также о том, будут ли стрелять одновременно либо поочередно. Обычно стрельба производилась с тридцати шагов. Иногда оба противника получали ранения или даже погибали.

Если стреляли по очереди, то первый выстрел делал тот, кто вызвал на поединок. Тот, кого вызвали, мог разрядить свое оружие в воздух. Раненому дуэлянту разрешалось стрелять лежа. В том случае, если оба соперника оставались живы и невредимы, они жали руки друг другу и расходились.

Помимо огнестрельного, дуэлянты использовали также холодное оружие – шпаги, сабли, ножи. Некоторые оригиналы использовали для выяснения отношений топоры, трости, бритвы, канделябры и так далее. Впрочем, в таких боях секундантам было нелегко следить за действиями дерущихся, а кроме того, силы дуэлянтов часто оказывались неравными. Поэтому большинство соперников старалось не прибегать к такого рода оружию.

Запрет дуэлей

Дуэли во Франции были запрещены в XVI веке. Причиной этого послужила гибель тысяч и тысяч аристократов. Подобные законы действовали также в других государствах, однако все было тщетно…

Если властям становилось известно о проведенном поединке, они примерно наказывали дуэлянтов, чтобы неповадно было другим. Кардинал Ришелье, к примеру, ввел для них смертную казнь, которую в редких случаях заменяли ссылкой при полной конфискации имущества. Это относилось не только к дуэлянтам, но также к секундантам и зрителям.

При Петре Первом в России также была введена (впервые) смертная казнь за участие в дуэли, а согласно указу Екатерины Великой, провинившихся либо ссылали в Сибирь, либо сажали в тюрьму. Николай Второй отправлял дуэлянтов на войну в качестве рядовых.

Однако все было напрасно. Мало того, в России стали стреляться без врачей, без секундантов, с расстояния в десять шагов! Единожды выстрелив, противники не расходились, а дрались «до попадания». Понятно, что большинство дуэлей заканчивалось чьей-либо смертью.

Женские дуэли

Удивительно, но среди дуэлянтов были и женщины, которые сражались еще суровее и изощреннее мужчин: женские поединки гораздо чаще заканчивались смертью. Зачастую они перерастали в настоящую бойню с участием секунданток и подруг-зрителей. Если дрались на шпагах, то кончик оружия частенько смачивали ядом, если же стрелялись, то до тяжелого ранения или чьей-нибудь кончины.

Известная оперная певица Жюли д’Обиньи много раз сражалась на дуэлях с дамами и даже мужчинами. Однажды на балу она выступала против троих соперников и сумела их ранить. Чтобы избежать казни, Жюли пришлось провести несколько лет за пределами Франции.

Истории известны и довольно забавные женские дуэли. К примеру, та, что произошла из-за композитора Ференца Листа между его возлюбленной Мари д’Агу и любвеобильной французской писательницей Жорж Санд. В качестве оружия эти решительно настроенные дамы выбрали… свои длинные ногти. Поединок происходил в доме Листа, причем сам композитор в это время отсиживался у себя в кабинете. «Дуэль на ногтях» закончилась вничью; поорав и изрядно исцарапав друг друга, дамы разошлись. После этого Жорж Санд уже не добивалась расположения Листа.

А как вам такой факт: упомянутая нами императрица Екатерина Вторая, запрещавшая дуэли в России, в молодости (до восшествия на престол) участвовала в вооруженном поединке и не раз исполняла обязанности секунданта у прочих дам.

Самые известные мужские дуэли

А.С. Пушкин участвовал более чем в сотне дуэлей. Его противниками были многие известные люди того времени (к примеру, Кюхельбекер), однако последней для поэта стала дуэль с Дантесом, распространявшим злые шутки о Пушкине и его семье. Получив смертельное ранение, российский гений скончался через два дня.

Живший в эпоху Возрождения датский астроном Тихо Браге сражался однажды на мечах с родственником, который ухитрился отрубить ему часть носа. Всю последующую жизнь Браге провел с серебряным протезом в носу…

Лермонтов и Мартынов считались приятелями, что, однако, не спасло их от рокового поединка. Причиной противостояния послужили шутки, которые поэт отпускал в адрес Мартынова. Итог всего этого оказался далеко не шуточным: пуля пробила Лермонтову сердце и легкие…

Два английских джентльмена – член парламента Хамфри Ховарт и вельможа граф Берримор — поссорились в пабе и назначили дуэль. Ховарт, бывший армейский хирург, явился на нее абсолютно голым, хотя он не был шутником, тем более извращенцем. Просто как медику ему было известно, что раненые умирают, как правило, не от самих ран, но от инфекции, занесенной с одежды. Увидев своего противника в таком виде, граф Берримор расхохотался и объявил, что не станет стрелять в голого мужика, а также не желает быть убитым им. Дуэль, таким образом, не состоялась.

В довольно своеобразном поединке участвовал Александр Дюма: проигравший по жребию должен был себя убить. Знаменитому писателю не повезло. Дюма вышел в другую комнату и выстрелил в воздух, после чего вернулся и объявил, что целился в висок, однако промахнулся.

Седьмой американский президент Эндрю Джексон в молодости сражался на дуэли с человеком, который оскорбил его жену. Эндрю получил ранение в грудь, и хирурги не сумели извлечь пулю. Она осталась у Джексона на всю жизнь…

Довольно известна дуэль миньонов (приближенных французского короля Генриха III) с гизарами (сторонниками герцога де Гиза), в которой четверо участников было убито, а двое – серьезно ранено. По приказу короля на могиле погибших установили мраморный памятник.

Французский аристократ, к тому же красавец и ловелас, граф де Бутвиль дрался на дуэлях двадцать раз, и это при том, что кардинал Ришелье запретил их в стране под страхом смертной казни. Конечно, Ришелье знал обо всех этих поединках своего любимца и постоянно прощал его. Однако в двадцатый раз Бутвиль перешел все границы, устроив разборку средь бела дня, причем при большом скоплении парижан. Этого кардинал простить просто не мог, не уронив свою репутацию. И графу публично отрубили голову.

Дрался на дуэлях и первый канцлер Германии Бисмарк, в двадцати семи поединках он проиграл только два сражения, получив легкие ранения. Кстати, в Германии в то время запрещались дуэли только со смертельным исходом, а вот такие, завершающиеся легкими ранениями, нет.

Но самая примечательная дуэль в мире состоялась в 1808 году, она проходила на воздушных шарах. Молодые люди не поделили даму и решили вот таким оригинальным образом выяснить отношения. Выиграл в этом поединке не самый меткий, а самый хитрый стрелок, который выстрелил в шар – и его соперник просто разбился.

И под конец стоит сказать, что во многих странах Латинской Америки поединки были запрещены лишь на рубеже тысячелетий, то есть совсем недавно, а в Парагвае разрешены и по сей день…

Фото из открытых источников

Поединки между соперниками были обычным делом во все времена - у различных сословий и разных народов. Где-то дрались только до первой крови (как, например, викинги), а где-то - до гибели одного из дуэлянтов. В некоторых странах бои проходили в присутствии множества зрителей, в других же - совершенно секретно. Оружие при этом могло быть также самым разнообразным. (сайт)

Психология дуэлянтов

Интересная вещь: если двое сходятся и лупят кулаками друг друга, это считается недостойным поведением. А если два поединщика устраивают дуэль, это говорит об их чести и достоинстве. Разумеется, кое-кто считал дуэлянтов просто задирами, подающими дурной пример, однако очень многие полагали, что настоящие мужчины должны вести себя именно так.

Со временем дуэли сделались основным способом решения частных конфликтов, из-за чего погибло множество людей. В ряде стран дуэли были запрещены законом, однако все равно проводились. Появились даже правила их проведения. К примеру, в 1836г. во Франции вышел специальный кодекс для дуэлянтов, хотя сами дуэли здесь были уже официально запрещены. И этот кодекс благополучно был принят к действию не только во Франции, но и во многих других странах мира, например, в России.

Фото из открытых источников

Правила жестко регламентировали поведение участников боя, которые до этого могли ставить противнику подножки, бить его в спину и даже добивать раненого. Также согласно правилам, при вызове на дуэль обидчика следовало ударить по лицу или бросить белую перчатку ему под ноги. После этого выбиралось «место действия», приглашались доктора и двое секундантов, из которых один назначался распорядителем. Дуэлянтам разрешалось опаздывать на поединок не более чем на пятнадцать минут. Когда же все были на месте, распорядитель традиционно обращался к противникам с предложением помириться. Если те отказывались, то далее выбиралось оружие для поединка и вымерялось расстояние. Поединщики расходились к барьерам и после команды распорядителя стреляли друг в друга.

Перед дуэлью они договаривались также о том, будут ли стрелять одновременно либо поочередно. Обычно стрельба производилась с тридцати шагов. Иногда оба противника получали ранения или даже погибали.

Если стреляли по очереди, то первый выстрел делал тот, кто вызвал на поединок. Тот, кого вызвали, мог разрядить свое оружие в воздух. Раненому дуэлянту разрешалось стрелять лежа. В том случае, если оба соперника оставались живы и невредимы, они жали руки друг другу и расходились.

Помимо огнестрельного, дуэлянты использовали также холодное оружие - шпаги, сабли, ножи. Некоторые оригиналы использовали для выяснения отношений топоры, трости, бритвы, канделябры и так далее. Впрочем, в таких боях секундантам было нелегко следить за действиями дерущихся, а кроме того, силы дуэлянтов часто оказывались неравными. Поэтому большинство соперников старалось не прибегать к такого рода оружию.

Запрет дуэлей

Дуэли во Франции были запрещены в XVI веке. Причиной этого послужила гибель тысяч и тысяч аристократов. Подобные законы действовали также в других государствах, однако все было тщетно…

Фото из открытых источников

Если властям становилось известно о проведенном поединке, они примерно наказывали дуэлянтов, чтобы неповадно было другим. Кардинал Ришелье, к примеру, ввел для них смертную казнь, которую в редких случаях заменяли ссылкой при полной конфискации имущества. Это относилось не только к дуэлянтам, но также к секундантам и зрителям.

При Петре Первом в России также была введена (впервые) смертная казнь за участие в дуэли, а согласно указу Екатерины Великой, провинившихся либо ссылали в Сибирь, либо сажали в тюрьму. Николай Второй отправлял дуэлянтов на войну в качестве рядовых.

Однако все было напрасно. Мало того, в России стали стреляться без врачей, без секундантов, с расстояния в десять шагов! Единожды выстрелив, противники не расходились, а дрались «до попадания». Понятно, что большинство дуэлей заканчивалось чьей-либо смертью.

Женские дуэли

Удивительно, но среди дуэлянтов были и женщины, которые сражались еще суровее и изощреннее мужчин: женские поединки гораздо чаще заканчивались смертью. Зачастую они перерастали в настоящую бойню с участием секунданток и подруг-зрителей. Если дрались на шпагах, то кончик оружия частенько смачивали ядом, если же стрелялись, то до тяжелого ранения или чьей-нибудь кончины.

Фото из открытых источников

Известная оперная певица Жюли д’Обиньи много раз сражалась на дуэлях с дамами и даже мужчинами. Однажды на балу она выступала против троих соперников и сумела их ранить. Чтобы избежать казни, Жюли пришлось провести несколько лет за пределами Франции.

Истории известны и довольно забавные . К примеру, та, что произошла из-за композитора Ференца Листа между его возлюбленной Мари д’Агу и любвеобильной французской писательницей Жорж Санд. В качестве оружия эти решительно настроенные дамы выбрали… свои длинные ногти. Поединок происходил в доме Листа, причем сам композитор в это время отсиживался у себя в кабинете. «Дуэль на ногтях» закончилась вничью; поорав и изрядно исцарапав друг друга, дамы разошлись. После этого Жорж Санд уже не добивалась расположения Листа.

Фото из открытых источников

А как вам такой факт: упомянутая нами императрица Екатерина Вторая, запрещавшая дуэли в России, в молодости (до восшествия на престол) участвовала в вооруженном поединке и не раз исполняла обязанности секунданта у прочих дам.

Самые известные мужские дуэли

А.С. Пушкин участвовал более чем в сотне дуэлей. Его противниками были многие известные люди того времени (к примеру, Кюхельбекер), однако последней для поэта стала дуэль с Дантесом, распространявшим злые шутки о Пушкине и его семье. Получив смертельное ранение, российский гений скончался через два дня.

Фото из открытых источников

Живший в эпоху Возрождения датский астроном Тихо Браге сражался однажды на мечах с родственником, который ухитрился отрубить ему часть носа. Всю последующую жизнь Браге провел с серебряным протезом в носу…

Лермонтов и Мартынов считались приятелями, что, однако, не спасло их от рокового поединка. Причиной противостояния послужили шутки, которые поэт отпускал в адрес Мартынова. Итог всего этого оказался далеко не шуточным: пуля пробила Лермонтову сердце и легкие…

Фото из открытых источников

Два английских джентльмена - член парламента Хамфри Ховарт и вельможа граф Берримор - поссорились в пабе и назначили дуэль. Ховарт, бывший армейский хирург, явился на нее абсолютно голым, хотя он не был шутником, тем более извращенцем. Просто как медику ему было известно, что раненые умирают, как правило, не от самих ран, но от инфекции, занесенной с одежды. Увидев своего противника в таком виде, граф Берримор расхохотался и объявил, что не станет стрелять в голого мужика, а также не желает быть убитым им. Дуэль, таким образом, не состоялась.

В довольно своеобразном поединке участвовал Александр Дюма: проигравший по жребию должен был себя убить. Знаменитому писателю не повезло. Дюма вышел в другую комнату и выстрелил в воздух, после чего вернулся и объявил, что целился в висок, однако промахнулся.

Седьмой американский президент Эндрю Джексон в молодости сражался на дуэли с человеком, который оскорбил его жену. Эндрю получил ранение в грудь, и хирурги не сумели извлечь пулю. Она осталась у Джексона на всю жизнь…

Довольно известна дуэль миньонов (приближенных французского короля Генриха III) с гизарами (сторонниками герцога де Гиза), в которой четверо участников было убито, а двое - серьезно ранено. По приказу короля на могиле погибших установили мраморный памятник.

Французский аристократ, к тому же красавец и ловелас, граф де Бутвиль дрался на дуэлях двадцать раз, и это при том, что кардинал Ришелье запретил их в стране под страхом смертной казни. Конечно, Ришелье знал обо всех этих поединках своего любимца и постоянно прощал его. Однако в двадцатый раз Бутвиль перешел все границы, устроив разборку средь бела дня, причем при большом скоплении парижан. Этого кардинал простить просто не мог, не уронив свою репутацию. И графу публично отрубили голову.

Фото из открытых источников

Дрался на дуэлях и первый канцлер Германии Бисмарк, в двадцати семи поединках он проиграл только два сражения, получив легкие ранения. Кстати, в Германии в то время запрещались дуэли только со смертельным исходом, а вот такие, завершающиеся легкими ранениями, нет.

Но самая примечательная дуэль в мире состоялась в 1808 году, она проходила на воздушных шарах. Молодые люди не поделили даму и решили вот таким оригинальным образом выяснить отношения. Выиграл в этом поединке не самый меткий, а самый хитрый стрелок, который выстрелил в шар - и его соперник просто разбился.

И под конец стоит сказать, что во многих странах Латинской Америки поединки были запрещены лишь на рубеже тысячелетий, то есть совсем недавно, а в Парагвае разрешены и по сей день…

ВО ФРАНЦИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

В одном из бесчисленных кодексов, учрежденных во Франции с целью если не обуздать, то хоть как-то урегулировать практику дуэлей, есть статья, запрещающая посылать или принимать вызов, если дело не может быть разрешено менее чем за два с половиной пенса. Это умеренное во всех смыслах ограничение показалось слишком крутой мерой для тех, кому оно предназначалось. В долгой истории дуэльных поединков есть множество случаев, когда истинная причина была куда менее значительной, чем эта скромная сумма. Смешение отважных и мужественных племен, которые с течением времени составили французскую нацию, - галлов, бретонцев, бургундов, норманнов и готов - породило народ, по воинственности своей далеко превосходящий других обитателей Европы. Помимо нескончаемых войн, которыми отмечена вся история Франции, эта страна безоговорочно удерживает пальму первенства в области поединков и связанных с ними жертв. Этот кровавый шлейф стелется сквозь века, уподобляясь то узким ручейкам, то мелким речушкам, а зачастую напоминая широкие бурные потоки, которые вполне можно объяснить внезапными эпидемиями массовых помешательств и убийств. Не столь давние события убедительно доказывают, что эта черта национального характера по - прежнему сильна, и что искусство дуэли, ставшее анахронизмом во всех европейских странах, все еще живет в этом храбром и доблестном народе, чье гипертрофированное представление о чести зачастую берет верх и заставляет забыть о благоразумии.

Не подлежит сомнению, что дуэль уходит своими корнями в древние религиозные обряды и происходит от так называемого «Божьего суда», когда само Провидение было на стороне острого копья и праведного меча. Подобная догма была очень близка по духу жестоким племенам, сокрушившим Римскую империю. Если они и пренебрегали другими правилами и наставлениями тогдашнего христианства, то подобная «концепция» святости силы встретила у них самый восторженный отклик. Германцы, франки, готы, вандалы и особенно бургунды превратили бога в верховного судью, председательствовавшего на их состязаниях и разрешавшего все их споры. Из тех далеких веков до нас доносится звон мечей, заглушающий шепот молитв. Нам видятся люди, облаченные в кольчуги и латы, сошедшиеся в смертельной схватке по причине, могущей показаться нам пустяковой, но для них представлявшей вопрос жизни и смерти. Доблестный молодой Ингельгерий, один из первых графов Анжуйских, отрубает голову негодяю и очернителю Гонтрану - и честь графини Гасконской спасена. Королеву Гундебергу избавляет от навета ее благородный и бесстрашный кузен, наповал сразив лжеца и клеветника Адалульфа. В те давние времена поединок был средством пусть и жестоким, но не всегда бесполезным. Среди варварского хаоса он стал предпосылкой закона, каким бы несовершенным и слабым (призрачным) он ни был. По крайней мере, бесспорно одно - оскорбленные дамы не испытывали нужды в воинах - заступниках, вероятнее всего - рыцари - защитники остро нуждались в оскорбленных дамах.

По мере становления рыцарства и распространения его кодекса и уклада среди высших классов к поединку «вышнего суда» также добавляется единоборство «во имя чести и славы». Так продолжается многие века, особенно во время Столетней войны. Молодые английские рыцари с яркими плюмажами на шлемах оставляют свои ряды и на полном скаку сшибаются с такими же безрассудными французскими шевалье. Шотландец Ситон подъезжает к воротам Парижа и, согласно данному им обету, в течение получаса сражается со всеми оказавшимися там французскими рыцарями, после чего возвращается в ряды британцев с галантным «Премного благодарен, господа, премного вам благодарен». Тридцать храбрецов - англичан сходятся в схватке с тридцатью бретонцами при Плермеле и едва успевают унести ноги. Та же участь постигает семерых британцев в Монтендре. При любой ситуации - будь то публичная ссора или личная вражда - бросается перчатка и принимается вызов.

Поединки «во имя торжества закона и справедливости», однако, не теряются среди многочисленных хроник рыцарских турниров. В конце четырнадцатого века произошло полное драматизма состязание между маркизом Монтаржи и главарем шайки разбойников. Уже в эпоху Просвещения, в 1547 году, состоялся один из последних и, пожалуй, один из самых известных поединков «вышнего суда» между Франсуа де Вивонном, сеньором де Шатеньере, и Ги Шабо, сеньором де Жарнаком.

Шатеньере и Жарнак, оба принадлежавшие к высшей французской знати, вступили в раздор касательно добродетели матери супруги Жарнака. Это дело вызвало интерес самого короля, и в конечном итоге он высочайше повелел, что эта усобица должна быть разрешена посредством оружия. Как оказалось, Шатеньере был одним из лучших фехтовальщиков Франции, поэтому Жарнаку пришлось проявить чудеса изобретательности. Он «сконструировал» клинок весьма необычной формы, с помощью которого надеялся выступить с Шатеньере более - менее на равных. Тридцать видов холодного оружия были представлены Высокому Королевскому суду, который, к великому огорчению Жарнака, отклонил их все и вынес решение в пользу меча. Почти отчаявшись, де Жарнак испросил совета у пожилого бретера - итальянца. Тот, как мог, постарался ободрить вельможу и обучил его хитроумному фехтовальному приему, который придумал сам и который был неизвестен никому из смертных. Вооружившись этой уловкой, Жарнак отправился на ристалище, где два соперника должны были сойтись лицом к лицу в присутствии короля Генриха II и всей высшей знати. Шатеньере, уверенный в своем мастерстве, начал яростно наседать на менее опытного Жарнака, когда вдруг тот, к удивлению всех присутствующих, применил дотоле никем не виданный обманный выпад и резким ударом рассек сухожилие на левой ноге противника. Мгновение спустя Жарнак тем же манером ранил своего оппонента в правую ногу, и несчастный Шатеньере упал наземь как подкошенный. кое-как поднявшись на колени, он пытался продолжить бой, делая выпады в сторону своего соперника. Однако вскоре меч был выбит у него из рук, и он упал, сдавшись на милость победителя. Хитроумный Жарнак намеревался, вопреки тогдашним обычаям, подарить побежденному жизнь, тем не менее поверженный и искалеченный Шатеньере был не в силах снести столь глубокого унижения - он по своей воле отказался от всякой помощи и истек кровью. Так называемый «Удар Жарнака» сохранился в фехтовании по сей день, напоминая нам об этом драматичном поединке.



Дуэль в нашем современном понимании с ее кодексами и правилами распространилась по Европе из Италии. В течение полувека, до самого конца правления Франциска I, французские войска постоянно находились в Италии, где переняли не самый лучший обычай потомков римлян. В начале шестнадцатого столетия, сразу после возвращения французской армии на родину, по Франции прокатилась эпидемия убийств и кровопролития. Жизнь Дюпре, барона де Витэ может послужить типичным образцом биографии тогдашних бретеров - аристократов. Писатель Пьер де Бурдейль Брантом назвал эту интереснейшую личность «образцом француза», поэтому его жизнеописание дает нам прекрасную возможность узнать, кто же снискал громкую славу в самом конце средневековья. Еще не достигнув двадцати лет, он заколол барона де Супэ, который, безусловно, оскорбил его, ударив канделябром по голове. Его следующим «достижением» была смерть некоего Гунелье, с которым у Дюпре была семейная ссора. За это деяние он был выслан, но очень скоро вернулся. С двумя соучастниками он напал на барона де Митто и буквально растерзал его на улицах Парижа. Гуар, фаворит короля, осмелился выказать недовольство негласным вежливым запросом, что Дюпре надо бы амнистировать за все свои злодеяния. За это «оскорбление» молодой головорез напал на него в его собственном доме и жестоко убил. Это преступление оказалось, однако, последним в недолгой, но бурной жизни Дюпре, поскольку вскоре он сам был заколот братом одной из своих жертв. «Он был очень утонченным человеком, - пишет Брантом, - хотя многие утверждали, что он убивал не столь галантно, как то было должно». Карьера этого негодяя знаменует собой переходный период, когда тщательно регламентированные рыцарские поединки уходили в прошлое, а строгий дуэльный кодекс еще окончательно не сформировался.

Однако ближе к концу шестнадцатого века, во время правления Генриха III, дуэли все больше стали проходить по установленным правилам. От итальянцев был перенят нелепый обычай, когда секунданты вступали в поединок вслед за главными участниками дуэли, что превращало одиночный вызов в небольшую битву. До нас дошло описание схватки между двумя придворными, Келюсом и Д’Антрагэ. Риберак и Шомберг были секундантами Д’Антрагэ, Можерон и Ливаро - секундантами Келюса. Риберак спросил Можерона:

Не лучше ли нам помирить этих двух господ, нежели позволить им убить друг друга?

Сударь, - отвечает Можерон, - я пришел сюда не рукоделием заниматься, а сражаться.

И с кем же? - спрашивает Риберак.

С вами, если быть точным.

Они тотчас же схватились и прокололи друг друга насквозь. Тем временем Шомберг и Ливаро обменялись ударами шпаг, в результате чего Шомберг погиб на месте, а Ливаро получил рану в лицо.

Келюс был смертельно ранен, а его противник получил сквозной укол шпагой. Таким образом, поединок один на один закончился смертью четырех человек, еще двое были тяжко изувечены. Какие бы обвинения ни выдвигались против тогдашних французских дуэлянтов, нельзя было заявить, что их намерения были недостаточно серьезными. В период правления Генриха IV дуэли достигли своего апогея. По некоторым данным, за это время в поединках погибло более четырех тысяч дворян.

Историк Шавалье пишет, что только в городе Лимузене на протяжении семи месяцев было убито сто двадцать человек. Малейшее расхождение во взглядах вело к поединку. К тому времени в самой полной мере относится замечание Монтескье, что окажись трое французов в ливийской пустыне, двое мгновенно послали бы друг другу вызовы, а третий тотчас бы сделался секундантом.

Вызываемый на поединок порой очень странным образом использовал свое право выбора оружия и условий проведения дуэли. Так, человек очень маленького роста настоял, чтобы его противник исполинского сложения надел стоячий воротник, утыканный шипами. Таким образом, он почти не мог бы двигать шеей, и ему было бы трудно уследить за своим низкорослым соперником. Другой дуэлянт добился того, чтобы вызывавший его был в кирасе с небольшим отверстием прямо над сердцем, поскольку ему особенно удавался именно такой выпад. Какими бы нелепыми ни были выдвигаемые условия, они, по крайней мере, давали вызываемой стороне некоторые преимущества; более того, становилось гораздо трудней втянуть человека в ссору.

Иногда находились люди, имевшие достаточно мужества, чтобы отклонить вызов. Некто де Рейи, армейский офицер, привел в качестве аргументов своего отказа цитаты из Библии и свода законов Империи. Однако его противник, полностью уверенный, что имеет дело с отъявленным трусом, вместе с сообщником подкараулил его на улице и предательски напал из-за угла. Молодой офицер не спасовал и заколол их обоих, силой доказав свое право не ввязываться в конфликты.

Лорд Герберт Чербери, английский посол при дворе Людовика XIII, сам будучи известным дуэлянтом, оставил немало интересных свидетельств тому, какой славой и почетом пользовалось бретерство во французских аристократических кругах. Он писал: «Все было готово к началу бала, все стояли на своих местах. Я находился рядом с королевой, ожидая, когда танцоры начнут первый тур, как вдруг раздался стук в дверь, стук слишком громкий для подобной церемонии. Вошел мужчина, и я отчетливо помню, как среди фрейлин и дам пронесся шепот: «Это мсье Балаги». Я наблюдал, как придворные и в особенности дамы наперебой приглашали его присесть рядом с ними. Более того, когда он пребывал в обществе одной дамы, другая говорила: «С вас уже довольно, милочка, позвольте же и мне переговорить с ним». Я был поражен столь язвительной и вызывающей вежливостью, однако еще более я был удивлен тем, что этого человека едва ли можно было счесть привлекательным. Его волосы, подстриженные очень коротко, были сильно тронуты сединой, его камзол был чуть ли не из мешковины, а кюлоты - из простой серой ткани.



Разговорившись с соседями, я узнал, что это один из храбрейших людей на свете, поскольку он уложил восьмерых или даже девятерых в одной схватке; и именно поэтому он пользовался таким успехом у дам. Француженки обожают бравых мужчин, полагая, что ни с кем другим их добродетель не будет в большей безопасности». Чуть позже мы обнаруживаем, что лорд Герберт сам искал случая затеять ссору с этим Балаги, однако его попытки не увенчались успехом. Тем не менее нарисованный лордом Чербери портрет мрачного дуэлянта, вращающегося среди разодетых придворных, весьма красноречив.

К той же эпохе принадлежит и некий де Бутевилль, прославившийся своими бесконечными дуэлями и совершенно невообразимого размера усами. «Вы все еще думаете о жизни?» - спросил его епископ Нантский, когда того вели к виселице, которая давно стенала по нему. «Я думаю только о своих усах - лучших во всей Франции!» - отвечал шедший на смерть головорез.

Людовик XIV пытался, и небезуспешно, покончить с этим порочным и вредящим престолу обычаем. Его далеко шедшие планы могли быть реализованы только ценой крови подданных короны, и он искренне скорбел по всем павшим, кроме тех, что были убиты на дуэлях. На самом же деле за все его долгое правление для «благородных клинков» нашлось столько работы за пределами Франции, что даже самые отчаянные храбрецы не могли пожаловаться на неутоленную жажду опасности и приключений.

И все же, несмотря на указы и суровые кары, дуэли по - прежнему цвели пышным цветом. Даже миролюбивый Лафонтен вызывает драгунского капитана за то, что тот слишком часто наведывается к его жене. Затем, в момент раскаяния, он вновь посылает ему вызов, поскольку тот совсем оставляет его супругу своим вниманием. Или же доблестный одноногий маркиз де Риво, получив вызов от некоего Мадальона, посылает сопернику комплект хирургических инструментов, тем самым намекая, что примет вызов, когда тот окажется с маркизом на равных - на одной ноге.

Во время беспутного правления Людовика XV дуэли становятся чуть ли не забавой знати. Шпаги звенят прямо в окрестностях дворца или в полуденный час в садах на набережной Тюильри. Финансисты посягают на исконные привилегии «благородного сословия», и некто Скочман Лоу, родом с Миссисипи, владеет клинком не хуже, чем конторскими счетами. Самые завзятые дуэлянты и бретеры - герцог де Ришелье, графы дю Виган, Сент - Эвремон и Сен - Фуа. Последний отличался не только грубостью и жестокостью, но и своеобразным чувством юмора. Однажды он получил вызов от некоего дворянина, которого спросил, отчего тот испускал «недостойный аромат». Сен - Фуа, вопреки обыкновению, вызова не принял. «Если вы меня заколете, то не станете пахнуть лучше, - заявил он. - Если же я вас заколю, то вы завоняете гораздо хуже».

Недолгое и трагичное правление Людовика XVI ознаменовано появлением по крайней мере двух выдающихся дуэлянтов: «шевалье в юбке» Шарля де Эона и мулата Сент - Джорджа. Де Эон умер в Лондоне в 1810 году, и хотя не было никаких сомнений по поводу его «половой принадлежности», ни его современники, ни историки не смогли представить убедительных доказательств, почему он почти четверть века одевался в женское платье. Мулат Сент - Джордж очень быстро сделался лучшим фехтовальщиком и стрелком и подтвердил свою репутацию во многих поединках. Несмотря на славу дуэлянта, он слыл весьма покладистым человеком и избегал ссор, насколько это было возможно. Одним из самых известных случаев является следующий. Как-то Сент - Джордж, занимавший место в партере, сделал замечание маркизу де Тентеньяку, что тот сидит слишком близко к кулисам. Аристократ воспринял это как личное оскорбление. «Дамы и господа! - заявил он. - Завтра будет дана пьеса «Укрощение строптивого партера» в стольких актах, сколь того пожелает публика. Автор - маркиз де Тентеньяк». На этот воинственный вызов аристократа все сидевшие в партере не обратили ни малейшего внимания.

Наполеоновские войны на некоторое время положили конец дуэлям, однако в период реставрации Бурбонов они возродились с новой силой. Бушевали социальные страсти, бонапартисты люто ненавидели роялистов, кипела вражда между французами и иностранными оккупационными войсками. В этой обстановке конфликты и столкновения возникали сплошь и рядом. С одной стороны, старые наполеоновские офицеры приходили в бешенство, видя оккупантов, фланирующих по парижским улицам, и жаждали искупить свои поражения на поле брани доблестными подвигами в Булонском лесу. С другой стороны, молодые придворные - роялисты были полны решимости ответить клинком и пулей на любое оскорбление в адрес законного монарха и правящей династии.

В своих интересных мемуарах граф Гронов ярко описывает Париж того времени. Дуэли между французами и офицерами стран Коалиции были обыденным делом и в большинстве случаев заканчивались в пользу первых, поскольку они владели оружием более искусно. Больше всего они ненавидели пруссаков, и поэтому очень часто французы безо всякого соблюдения дуэльного кодекса врывались в кафе Фуа на площади Пале - Рояль, излюбленное место встреч прусских офицеров, и затевали схватку с посетителями. В одном из таких столкновений погибло четырнадцать пруссаков и десять французов. Англичане также потеряли многих достойных офицеров. Однако Гронов, находившийся тогда в Париже, приводит множество примеров, когда британцы выходили победителями. На юге, в Бордо, где французы переходили мост через Гаронну с единственной целью оскорбить английских офицеров, они понесли столь тяжкие потери, что это отбило у них всякую охоту повторять подобные вылазки. Д - р Джон Миллинген, чья монография, посвященная дуэлям, представляет собой поистине кладезь информации по этой теме, был свидетелем тех событий и сообщил интересные детали. Французы, по его словам, несравненно лучше владели оружием, однако молодые англичане, обладая более высокой «физической подготовкой», с такой силой и полным презрением к опасности бросались на противников, что им очень часто удавалось поразить наповал своих ошеломленных врагов.

Искусство дуэли во Франции не исчезло, и это подтверждается тем фактом, что в течение двадцати лет после Ватерлоо оно было с успехом перенято «низшими сословиями». Вполне могло случиться, что то, с чем не могли покончить указы королей, умрет под градом насмешек, когда конкуренты - бакалейщики станут посылать друг другу вызовы или же владелец бань пошлет секундантов к печнику за то, что тот сложил ему негодную печь. Тем не менее эти «плебейские единоборства» зачастую не уступали по накалу дуэлям воинов или вельмож. В городе Дуэй медник и галантерейщик были найдены мертвыми после поединка на саблях. Все споры по любому предмету и поводу разрешались одним и тем же нелепым способом. Двое критиков выпускают друг в друга четыре пули по поводу достоинств и недостатков классицизма и романтизма. Дюма - отец стреляется с драматургом Гайяром и в своем стремлении отстоять авторство драмы рискует сделаться участником трагедии. И наконец, в Бордо драгунский офицер вызывает старьевщика, после чего едва избегает расправы со стороны разъяренных иудеев - ортодоксов.



Потрясшая всю Европу дуэль между мсье Дюлонгом и генералом Бужо являет собой апофеоз жестокости и бессмысленности этого обычая. Дюлонг был мирным адвокатом и депутатом Национального собрания, а Бужо - профессиональным солдатом и метким стрелком. Дюлонг как член законодательного органа произносит в парламенте критическую речь, после чего тотчас получает вызов от пламенного «правдолюбца». Напрасно он заявляет, что в его выступлении не было ни малейших намеков на какие-либо личности. Он обязан принять вызов, иначе подвергнется суровому общественному порицанию. Они оба выходят на дуэль, и опытный стрелок убивает своего гражданского соперника прежде, чем тот успевает выстрелить в воздух. Тут мы задаемся теми же вопросами, что и оксфордский профессор математики, прочитавший «Потерянный рай» Мильтона. Что доказал этот меткий выстрел? Восторжествовали ли истина и справедливость? Это навсегда останется тайной.

Англичане едва ли имеют право резко и критично осуждать дуэли, поскольку наша история столь же изобилует кровавыми пятнами, как и история Франции. Однако наконец-то настало время, когда и в Британии, и в странах Содружества дуэль сделалась таким же историческим анахронизмом, как применение пыток и сожжение ведьм на кострах. Франция лишь тогда сможет считать себя равной англосаксонским народам по уровню развития общества, когда навсегда избавится от этого мрачного пережитка прошлого.




| |

О том как возникла и как развивалась дуэль

Дуэль покрыта таким количеством мифов и штампов, как никакое другое событие в истории человечества. Мы «помним» уже поздние дуэли, опутанные многовековыми традициями, пятью сотнями лет дуэльных кодексов, тремя сотнями лет запрещающих эдиктов, сулящих от смертной казни до пожизненного заключения для обоих дуэлянтов. Мы «знаем» дуэли по «Трём мушкетёрам», «Графине де Монсоро» и школьному курсу литературы, где нас изо всех сил учили ненавидеть Дантеса и Мартынова. Однако история дуэлей была настолько разухабистой и богатой, что даже не знаю, как подступиться к такой глыбище, а впрочем, начну с самого начала.

Древние египтяне, шумерцы, индусы, китайцы, греки и римляне были по сути своей сутяжниками и бегали в суд с любой проблемой вроде отдавленной ноги или перепалки с соседом. Для них поединок или какое-то вооружённое выступление было немыслимым: статусы и ранги прописаны жёстко, общество строго регламентировано – посмотрел на погон (цвет и отделку тоги, форму шапочки, отметку касты) и проявил субординацию, уберегаясь от стресса. Конечно, всякое приключалось, но что-то я не слыхал про знаменитые дуэли александрийских философов или римский дуэльный кодекс, гладиаторы в известной степени были дуэлянтами, но, как правило, их к этому принуждали или они делали это за деньги и формально это цирковое представление, а не дуэль. Но с уходом развитой системы государственной централизованной власти, когда суда как такового не стало, а военная демократия напрямую решала все вопросы мечом – возникла необходимость хоть как-то решать споры между членами племени или рода. Появилась необходимость в поединках для отстаивания имущества, авторитета и самой жизни. Даже слово дуэль (фр. duel от лат. duellum - «поединок», «борьба двух») – говорит о противостоянии двух противников.

Судебный поединок, как способ разрешения споров предусматривался, прежде всего, Варварскими правдами и применялся в основном германскими народами и славянами Древней Руси, он получил название «поле». По сообщениям арабских писателей X века Амина Рази и Мукаддези: «когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими - чей острее, того и победа». Обычно использовался в случаях, когда установить истину путём допроса свидетелей было невозможно, но ни одна из сторон не признавала своей неправоты. По сути, судебный поединок представляет собой санкционированную правом дуэль.

Согласно верованиям древних славян и германцев, битва была спором, отданным на решение божества. «То уже Богови судити» - обыкновенная формула, какую произносили князья перед началом военных действий. Поэтому и в частных раздорах, если обиженный восставал с оружием на обидчика, божество должно было помогать правому и карать нарушителя священных законов. Первые упоминания поля в русских источниках относятся к XI-XII веку.

Псковская Судная грамота постановляет, что выходить на поле могли не только мужчины, но и женщины. По общему правилу бой должен был быть равный, и поэтому малолетние, престарелые, больные, священнослужители, инвалиды и женщины могли нанимать и ставить вместо себя наёмных бойцов. Если иск подавала женщина против женщины, то наймиты запрещались. Допускался также поединок между ответчиком и свидетелем, когда последний показывал против первого. Показания нескольких свидетелей сами по себе являлись доказательством и их наличие делало поединок ненужным. Бой происходил под наблюдением приставов. За «полем» наблюдал посадник (об этом упоминается в Новогородской Судной грамоте), кроме представителей власти, присутствовали ещё стряпчие и поручители со стороны тяжущихся. Во Пскове и Новгороде на «поле» выходили в доспехах со щитами (в шлемах и кольчугах или ламеллярах), в Новгороде оружием были ослопы (дубинки иногда окованные, массой до 12 кг, как правило 5-6 кг – оружие бедноты, но крайне эффективное из-за мощного ударно-дробящего действия) и палки. Побеждённый, разумеется признавался неправым, сложных правил поединка не было, некоторые условия оговорены в Судебнике Ивана IV. «Поле» допускалось и между свидетелями, показания которых противоречили друг другу. Стоглав (Стоглавый собор - церковный и земский собор), запрещает «поле» для монахов и священников по всем преступлениям, кроме убийства, церковь вообще была против судебных поединков. Обычай решать спорные дела «полем» продолжал существовать в течение всего XVI века и исчез в XVII веке, соборное уложение 1649 года ничего не упоминает о «поле», заменяя его присягой.

Судебный поединок имел место не только на Руси, а например, в Чехии и регламентировался «Рядом земского права». Согласно ему, суд об убийстве родственника кончался поединком. Противники перед битвою присягали, вооружение состояло из меча и щита. Состязание происходило в специальном месте, ограждённом перилами. Утомленный боец мог просить отдыха до трёх раз. На время отдыха между соперниками клали бревно, через которое они не имели права переступать. Победитель отрубал своему врагу голову. Люди низкого звания должны были биться палками. За малолетнего сироту выходил на поединок один из родственников. Если в суд за убийство мужа или родственника подавала вдова, и доходило до поединка, то ответчик должен был стать по пояс в яму и оттуда сражаться с ней. Той же льготой пользовались незамужние женщины, если они того желали, в противном случае им предоставлялось сиротское право.

У викингов существовал особый вид дуэли – хольмганг (др.-исл. hólmganga - «прогулка по острову»). Доподлинно о проведении хольмганга неизвестно, считается, что он мог проводиться на каком-то острове, отмели (которую скрывает прилив для ограничения времени), шкуре в три метра шириной, на лодке или лодках и т.д. Проигрыш логично назначался по смерти противника, его тяжёлом ранении или сходе с места боя, тогда могли потребовать уплаты штрафа (виры). Жёсткого «Дуэльного кодекса Дурасова в извлечении для викингов», разумеется, не было, поэтому правила могли варьироваться в зависимости от участников, условий или страны. О правилах договаривались, непосредственно перед боем (например, о том, сколько раз допускается менять пробитый щит, где стучаться, чем и вообще куда бежать и что делать, а кто виноват выяснят в процессе). Причинение смерти на хольмганге не считалось убийством, хольмганг нередко служил способом обогащения для берсерков, считавшихся заядлыми тогдашними дуэлянтами. В IX-X веках он фактически приобрёл форму узаконенного разбоя: опытному воину достаточно было заявить притязания на собственность либо женщину другого, чтобы обязать противника к вступлению в поединок. Отказ от поединка навлекал на уклонившегося наказание - объявление нидингом, что обычно было равнозначно статусу презираемого изгоя.

Но поскольку викинги всё более цивилизовывались (из-за общения с Русью, Византией и Франкским королевством), стала крепнуть центральная власть, а с ней судебная система. К окончанию эпохи викингов (рубеж X и XI веков) стали предприниматься попытки законодательного регулирования хольмганга, с тем чтобы избежать бессмысленной гибели – людей и так было мало, а ещё они между собой резались, а не с врагом королей. Вскоре хольмганг уже вёлся до первой крови и заканчивался уплатой трёх мер серебра победителю. Хольмганг фигурирует в сагах об Эгиле, о Йомсвикингах, о Гуннлауге, о Кормаке. Оружие на хольмганге было обычным: копья наверняка редко использовались, а вот дубины, топор, сакс, реже секира или молот, ещё реже меч – сколько угодно. Доспех могли надевать, могли не надевать, всё зависело от благосостояния, оружие так же – дуэльных наборов у викингов не было, топор против сакса, меч против секиры.

Рыцарские времена как таковых дуэлей не знают – отдушину там находили в рыцарских турнирах и непрестанных войнах, было чем заняться, народа было и так немного. Непосредственно более-менее похожая на современную дуэль появилась в Италии, около XIV века. Тогда вошли в моду стычки по глухим углам в среде молодёжи, живущей вполне вольготно и потому бесящихся с жира. Поединки носили ожесточённый характер и назывались «бой в кустах» (ит. «bataille àla mazza») или «схватка зверей» (ит. «bataille en bestes brutes»), естественно ни о каком регламенте речи идти не могло, бились чем угодно и как угодно. Тогда же в Италии появился «Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi» (около 1410) - первый известный дуэльный кодекс. Как-то ни странно, но такой вид схваток стал для итальянского общества большим шагом вперёд – там до этого собирались в настоящие шайки и вырезали дом обидчика подчистую. Всё это хорошо описано в шекспировских пьесах, где постоянно кто-то кого-то режет, стреляет, травит, происходят настоящие сражения слуг, бои со стражей и прочие безобразия.

Франция влезла в Итальянские войны (1494-1559 годов) из-за Неаполитанского королевства и поквартировав по итальянским городишкам, многие французы, англичане и испанцы впитали тамошние нравы. Крошилово пошло неимоверное, бились как хотели, поскольку хоть какой-то регламент появился лишь в XVI веке: «Восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583) это ранние французские дуэльные кодексы, сформированные на основе итальянских. Дуэль была опаснейшим и желанным для многих мероприятием, началась так называемая «дуэльная лихорадка». Во-первых, дуэль могли использовать, как повод выманить в уединённое место и там убить при помощи наёмников. Во-вторых, могли нанять профессионального бретёра и тот либо просто подменял нанимателя (могли драться и два наёмника вместо дуэлянтов) или тот провоцировал дуэль сам. Изначально бретёрство преследовало банальный грабёж, после дуэли снимали сапоги и забирали оружие, а если повезёт и лошадь. Позже этого уже не делали, но всё равно бретёры постоянно продавали свою шпагу, хотя были и идейные экземпляры. В третьих никогда нельзя быть уверенным, что пока вы там корячитесь со шпагой, кто-нибудь не выстрелит из винтовальной пищали в спину. В принципе для этого и нужны были секунданты, они часто не стояли со скучающими лицами, а сами принимали активное участие – либо в групповой дуэли и бились с секундантами противника, либо отстреливая и закалывая возможных убийц. Никто не осудил бы дуэлянта, выстрелившего в противника вооружённого шпагой; профессионального солдата, заколовшего юнца или старика; добившего раненого. Дуэльные наборы это уже дела 19 в., тогда могли в лучшем случае сравнить длину шпаги или калибр ствола (Виконт Тюренн и граф Гиш затеялись как-то стреляться из аркебуз, перестреляли лошадей и зрителя, а потом пошли вместе бухать). Как правило, на дуэлях до 19 в. убивали или калечили, оставлять противника в живых считалось дурным тоном, а отклонить вызов почитали признаком слабости и общество этого бы не одобрило. Впрочем, опять же, если дворянин достаточно знатен и уверен в себе, он мог бы просто избить оппонента или что ещё позорнее приказать это сделать слугам, такое тоже практиковалось. А так на дуэли победивший убивал противника или намеренно его калечил, отрубив кисть, ухо, нос или щёку, это считалось ещё более почётным, чем убить. Калечили для того, чтобы дуэль не могла повториться, короткие гранёные шпаги могли нанести небольшую рану, особенно в конечности, а после выздоровления снова мог состояться поединок, число вызовов ограничивалось только здоровьем дуэлянтов.

Классическим примером французской дуэли раннего периода можно считать дуэль молодого Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом в 1559 году. Во время охоты Мурон с Матасом повздорили, Мурон потребовал немедленного поединка, в ходе которого Матас, гораздо более опытный во владении шпагой, легко обезоружил Мурона, чем счёл дело законченным, после чего прочитал молодому человеку мораль касательно того, что не следует бросаться со шпагой на человека, если не знаешь, насколько он может быть опасен. Закончив свою речь, капитан отвернулся от противника, чтобы сесть на лошадь; в этот момент Мурон поднял шпагу и нанёс Матасу удар в спину, убив того наповал. Благодаря родственным связям Мурона дело было замято. При этом в обществе его подлый удар не получил никакого порицания, напротив, большинство удивлялось, как опытный капитан мог допустить такую оплошность и упрекало его за неуместный гуманизм. Надеть доспехи под одежду было вполне обычным делом. В то же время распространены «мужицкие дуэли» - различные схватки на ножах в Испании и Италии, в частности со связыванием левой руки.
Постепенно складываются общепринятые далее правила дуэли: оскорблённый выбирает вид дуэли, оружие, детей и стариков не трогаем, вышестоящего по положению тоже. Вырабатывается институт секундантов, которые могут убить нарушившего правила дуэли, сами дуэли становятся всё более формализованным и подчинёнными правилам. Появляется понятие равных калибров оружия, равных типов и длины шпаг, пользование своим пристрелянным или чужим не пристрелянным оружием (для тогдашних штучных пистолей это важно). Уделяется внимание отсутствию доспехов, предпочитают уже драться в рубахах или голыми по пояс.

Первоначально власти относились к дуэлям спокойно, нередко короли даже присутствовали при дуэлях наиболее известных бретёров или своих приближённых. Этой практике положил конец король французский Генрих II, после того как на дуэли в его присутствии фаворит Франсуа де Вивонн, сеньор де Ла Шатеньерэ получил ранение и через несколько дней умер. Трентский собор (1545-1563 год) запретил государям устраивать судебные поединки под угрозой отлучения и объявил автоматически отлучаемыми от церкви всех участников, секундантов и даже зрителей дуэлей. Погибших на дуэли, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбище. Указ кардинала Ришельё от 1626 года установил в качестве наказания за дуэль смертную казнь либо ссылку с лишением всех прав и конфискацией всего имущества для всех участников дуэлей, включая даже зрителей. В царствование Людовика XIV было издано 11 эдиктов против дуэлей. Тем не менее, практика дуэлей продолжалась в тех странах, где она изначально прижилась и где дуэли были распространены, в основном - в Италии, Испании и Франции. В правление Генриха IV дуэли стали важным источником наполнения постоянно истощавшейся королевской казны: за 20 лет правления было выдано более 7 тысяч официальных королевских прощений выжившим участникам дуэлей, только на их нотариальном оформлении (за которое платил получатель) казна выручила около 3 миллионов ливров золотом. При этом за те же годы на дуэлях погибло, по разным подсчётам, от 7 до 12 тысяч дворян. Император Иосиф II законодательно приравнял дуэль к умышленному убийству, Фридрих Великий ввёл жестокие наказания за дуэли в армии. Со временем наказания за дуэли смягчались. В XIX веке по уголовному кодексу Австрии за дуэль полагалось тюремное заключение, а по уголовному кодексу Германии - заключение в крепости. Наказание смягчалось, но общество в Европе уже не хотело дуэлей, поэтому за редким исключением всплесков популярности, как например «журналистские дуэли» во Франции в 30х- годах 19 в., становились редким и осуждаемым явлением.

В Россию дуэль пришла в основном при Екатерине II, первая приключилась в 1666 году и то между шотландцем Патриком Гордоном и англичанином Монтгомери. До Петра I и в его времена, споры решались судебным порядком, в русском обществе это считалось общепринятым как для бояр, так для помещиков и простолюдинов. При Петре Великом была смертная казнь за дуэль, однако никого так и не повесили, при Екатерине дуэли карали жестоко, но если не было ран и смертей, брали штраф, а зачинщика ссылали. Оживление дуэлей и их популярность в России пришла довольно поздно при Александре I, когда уже везде, кроме Германии (там студенты использовали вычурные мечи и тяжёлые рапиры, вкупе с доспехами) они были практически изжиты. Граф Фёдор Иванович Толстой (Американец) самый известный наш дуэлянт, убил то ли 11, то ли 17 человек, лишь однажды посидел за это в крепости, разжалован в солдаты, но гонял Наполеона так рьяно, что выслужился в полковники. Он же в 1826 году мог досрочно убить на дуэли Пушкина, но пронесло, впрочем, с точки зрения шпаги дуэлей в России практически не было, в основном стрелялись. Павел I как-то вызвал на дуэль всех монархов Европы, но дальше брошенного картеля дело не пошло.

При во ном министре П. С. Ванновском (1881-1898), в целях укрепления боевого духа в армии, в 1894 году изданы правила об офицерских дуэлях: все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров:

Суд мог либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка (решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке - обязательный к исполнению);
- офицер, отказавшийся от дуэли, обязан был в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку - в противном случае он подлежал увольнению без прошения;
- если один из участников дуэли погибал или получал тяжёлое ранение, то его противник мог быть подвергнут заключению в крепости сроком до полугода, без лишения прав состояния;
- секундантов, которые не предприняли оговорённых дуэльным кодексом мер к примирению противников ожидало до 8 месяцев заключения, за подстрекательство к дуэли до 4 лет заключения;
- за нарушение правил дуэли участники могли быть осуждены на каторжные работы.

Согласно статистике, в период с 1894 по 1910 год в русской армии состоялось 322 дуэли, в том числе 256 - по постановлению суда общества офицеров, 19 - самочинно, остальные - с разрешения начальника. В 315 дуэлях из 322 применялось огнестрельное оружие, в 7 - холодное. Участвовало: генералов - 4, штаб-офицеров −14, капитанов и штабс-капитанов - 187, поручиков, подпоручиков и прапорщиков - 367, гражданских лиц - 72. Смертью или тяжёлым ранением завершилось 30 поединков, остальные были бескровными или закончились лёгкими ранениями одного или обоих участников. Ни одно дело о дуэли не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников.

Почему-то дуэль считается сугубо мужским делом, но дамы не менее увлечённо дырявили друг друга. Самой легендарной женской дуэлью (впрочем, ничем не выдающейся, обычная дуэль) считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив герцога Ришельё, (будущего кардинала), дамы, вооружившись шпагами, фехтовали в Булонском лесу, дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо, о событии мы знаем благодаря запискам Ришельё и воспоминаниям самих дуэлянток. Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку, пик моды на дамские дуэли пришёлся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу: одинаковые платья, любовники, косой взгляд, громкий пук. Интересно, что будущая Екатерина Великая дуэлировала на шпагах в июне 1744 года, тогда она была ещё принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая императрица получила вызов от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт (без тяжких последствий для обеих). Вслед за Екатериной русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из них секунданткой была сама императрица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооружённых поединков между женщинами, Екатерина была жестокой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток. Это же относится и к мужским дуэлям при Екатерине, бились, но громких дуэлей со смертельным исходом никто сейчас и не вспомнит, две, которые помнят, произошли с Пушкиным и Лермонтовым значительно позже и были действительно чем-то из ряда вон выходящими. Российские женщины полюбили дуэли: в салоне госпожи Востроуховой только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнажённом виде, а впоследствии, и полностью обнажённые, поэтому они называли русские женские дуэли «варварскими» - у нас женщины дрались в одежде.

Однажды графиня де Рошфор предложила шевалье д’Эон поучаствовать в розыгрыше: нарядила его в женское платье и отправила на маскарад, Людовик XV весь вечер оказывал знаки внимания незнакомке, когда же интрига раскрылась, король в гневе выслал графиню Рошфор из Парижа, та же участь ожидала и д’Эона. Но тут в дело вмешалась фаворитка его величества маркиза де Помпадур: она посоветовала Людовику использовать талант перевоплощения и актёрские способности шевалье в государственных интересах. В 1755 г. в Россию были отправлены шотландский дворянин Маккензи и его «племянница» Луиза де Бомон. Д’Эон в женском образе добился статуса придворной чтицы императрицы Елизаветы Петровны и регулярно отправлял во Францию донесения о состоянии дел в России. Благодаря этому Людовику удалось наладить дипломатические отношения с Россией. По возвращении во Францию шевалье за заслуги перед отечеством произвели в капитанский чин и отправили на войну, затем в той же «роли» шпионил в Англии. На закате своих дней д’Эон зарабатывал тем, что через подставных лиц заключал пари о своей половой принадлежности и в женском обличье устраивал показательные поединки на шпагах с мужчинами. Он оставался в образе старушки до самой смерти в 1810 г.

Дуэ́ль (фр duel < лат duellum - «поединок», «борьба двух») - строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира.

Непосредственным историческим предшественником дуэли можно считать судебный поединок, имевший широкое распространение в средние века и происходивший, в свою очередь, от древней, уходящей корнями в язычество, традиции «божьего суда», основанной на представлении, что в равном с технической точки зрения поединке боги даруют победу тому, кто прав. У многих народов существовала практика вооружённого разрешения спора в ситуации, когда суду не удавалось установить истину путём рассмотрения доказательств и опроса свидетелей: суд мог назначить поединок для оппонентов. Победитель этого поединка считался правым в рассматриваемом деле, побеждённый, если он оставался жив, подлежал наказанию по закону. Судебный поединок обставлялся торжественно, порядок его проведения регулировался законами и традициями. Победитель судебного поединка вовсе не должен был убивать противника - ему было достаточно зафиксировать безусловную победу (например, обезоружить противника или сбить с ног и удерживать его, не давая возможности подняться).

Хотя судебный поединок оставался легитимным в законодательствах европейских государств до XV-XVI века, практическое его применение прекратилось или, во всяком случае, сильно сократилось уже к XIV веку.

Дуэль как форма выяснения отношений и способ призвать обидчика к ответу за оскорбление появилась около XIV века в Италии. Именно там у молодых дворян-горожан вошло в обычай превращать конфликт в повод для поединка.

Дуэльным кодексом обычно именуют свод правил, регламентирующих причины и поводы для вызова на дуэль, виды дуэлей, порядок вызова, его принятия и отклонения, порядок подготовки и проведения самой дуэли, определяющих, какое поведение участников дуэли допустимо, а какое - нет.

Основным видом дуэльного оружия изначально было холодное. Историки вопроса замечают, что первоначально предполагалась готовность дворянина драться на дуэли тем оружием, которое он имеет при себе, поэтому естественным образом дуэльным стало постоянно носимое с собой клинковое холодное оружие:

Одноручный или полуторный меч;

Меч, кинжал или дага;

В дуэлях дворян Западной Европы XIV-XVII веков чаще всего использовалась лёгкая шпага или рапира в паре с дагой, так как это было единственное оружие, которое в пределах города дворянин мог носить при себе вне службы. Оружие законных дуэлей (судебных поединков) назначалось судом и могло зависеть от сословия соперников. Так, соперники простого звания могли драться на дубинах, палках или топорах, для дворян же такое оружие считалось недостаточно «благородным».

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом - курковые однозарядные пистолеты. Применение пистолетов снимает главную проблему всех дуэлей с использованием физической силы или холодного оружия - влияние на результат разницы в возрасте и физической подготовки дуэлянтов. Для ещё большего уравнивания шансов дуэлянтов дуэльные пистолеты делают парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличающимися, за исключением цифры 1 или 2 на стволе.

Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы.

Позднейшие дуэльные кодексы классифицировали поводы к дуэли следующим образом:

Обычное, или лёгкое оскорбление (оскорбление первой степени).

Тяжкое оскорбление (оскорбление второй степени).

Оскорбление действием (оскорбление третьей степени).

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях (когда обидчик был непосредственно доступен и не было никаких объективных затруднений для передачи вызова) считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Участники дуэли:

В дуэли могли принимать участие сами дуэлянты, то есть оскорбитель и оскорблённый, секунданты, врач. Друзья и близкие дуэлянтов также могли присутствовать, хотя не считалось хорошим тоном превращать дуэль в спектакль, собирая на ней зрителей.

В позднейших дуэльных кодексах содержался прямой запрет вызывать на дуэль близких родственников, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также, что интересно (и понятно), категорически запрещались дуэли между кредитором и должником.

Вид дуэли определялся родом оружия: холодного или огнестрельного.

Дуэли на холодном оружии делились на подвижные (с возможностью двигаться и маневрировать) и неподвижные.

Дуэли на пистолетах - виды:

«Неподвижная дуэль»

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

«Подвижная дуэль с барьерами»

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.


«На благородном расстоянии»

Cамо назначение расстояния свыше 15 шагов было, как правило, указанием на «миролюбие» соперников: вероятность результативного исхода была невелика.

«Дуэль на параллельных линиях»

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

«Неподвижная дуэль вслепую»

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.

«Приставить пистолет ко лбу»

Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.

«Дуло в дуло»

Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.

«Через платок »

Поединок со стопроцентно смертельным исходом назначался в исключительных случаях. Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. Заряжен был только один пистолет.

«Дуэль в могиле»

Пистолетная дуэль на расстоянии не более десяти шагов была чревата либо тяжёлыми ранениями, либо смертью обоих участников и назначалась из-за серьёзного оскорбления. В дуэльных кодексах такие дуэли называются чрезвычайными или даже недопустимыми.

«Американская дуэль»

Фактически «Американская дуэль» представляла собой самоубийство по жребию, либо охоту друг на друга на ограниченной территории.

Первоначально власти относились к дуэлям спокойно, нередко короли даже присутствовали при дуэлях наиболее известных бретёров или своих приближённых. Этой практике положил конец король французский Генрих II, после того как на дуэли в его присутствии фаворит Франсуа де Вивонн, сеньор де Ла Шатеньерэ получил ранение и через несколько дней умер.

Тем не менее, несмотря на запреты, известна, например, «Дуэльная лихорадка» во Франции XVI-XVIII веков.

Описывая «русскую дуэль» XIX века, западные авторы отмечают её крайнюю жестокость, по сравнению с дуэлью европейской, называют дуэль в России «узаконенным убийством». Как отмечалось выше, европейские представления о дуэли к первой половине XIX века существенно смягчились, считалось вполне достаточным для восстановления чести просто принудить обидчика к реальному риску для жизни, даже если риск этот был не особенно велик. Поэтому типичная европейская пистолетная дуэль в это время проводилась из неподвижного положения, на 25-35 шагах или даже дальше, стреляли по очереди, определяемой жребием. В таких условиях тяжкий исход был вероятен, но отнюдь не обязателен, большинство дуэлей заканчивались бескровно. Российские же бретёры, вроде Толстого-Американца, называли такие дуэли «опереточными» и откровенно смеялись над ними. В России типичной барьерной дистанцией были 15-20 шагов (примерно 7-10 метров) или меньше, на такой дистанции хороший стрелок даже из неизвестного оружия промахивался редко. При подвижной дуэли в России почти всегда применяли нехарактерное для Западной Европы правило, согласно которому дуэлянт, стреляющий вторым, имел право потребовать, чтобы противник подошёл к барьеру, то есть, фактически, встал в качестве безоружной мишени, давая возможность сопернику подойти на минимальное расстояние, спокойно прицелиться и выстрелить (именно от этого правила происходит известное выражение: «К барьеру!»). При дуэлях «пистолет ко лбу», «дуло в дуло» или «через платок», практически, избежать смерти одного или обоих дуэлянтов было нереально. Если в Европе обоюдный промах обычно завершал дуэль, и честь участников считалась на том восстановленной, то в России нередко принимались условия боя «до решительного результата», то есть до смерти одного из противников или до момента, когда один из них не потеряет сознание. Если оба соперника выстрелили и никто не был убит или ранен, оружие перезаряжалось и дуэль продолжалась. Обидчик имел право стрелять в воздух (в сторону), если не желал подвергать противника опасности, но если он так поступал, то оскорблённый был вынужден стрелять на поражение - при обоюдном намеренном промахе дуэль считалась недействительной, поскольку ни один из участников не подвергся опасности.

Некоторые известные дуэлянты:

Граф де Бутвиль

Граф де Бюсси

Отто фон Бисмарк

Александр Гамильтон - был смертельно ранен на дуэли Аароном Бёрром

Фердинанд Лассаль - основатель немецкого рабочего союза

Отто Скорцени был известным дуэлянтом, на его счету пятнадцать поединков на шпагах. От одной из дуэлей остался шрам на его левой щеке.

Граф Ф. И. Толстой-«Американец» слыл отчаянным бретёром, дрался на дуэли неизвестно сколько раз, убил одиннадцать человек. Одиннадцать детей Толстого умерли во младенчестве, и, по слухам, Американец считал это карой за убитых им на поединках.

Гениальный математик Эварист Галуа погиб в неполный 21 год на дуэли при неясных обстоятельствах, едва успев изложить на бумаге результаты своих исследований.

Даже в вермахте, сохранявшем пережитки этики старой прусской армии, дуэль была возможна. Так, обострённые отношения между фельдмаршалом Клюге и генералом Гудерианом привели к тому, что младший по званию вызвал старшего на дуэль, которая, впрочем, не состоялась.

Несмотря на то, что наиболее известные дуэльные кодексы не разрешали женщинам принимать непосредственное участие в дуэлях, исключение могло быть сделано в том случае, если и обидчица, и оскорбленная были женщинами. Первые упоминания о женских дуэлях относятся к тому же периоду, что и первые упоминания о дуэлях вообще: к XVI веку (дуэль между двумя знатными дамами в миланском монастыре св. Бенедикты). Особенно распространенными женские дуэли в Европе стали в середине XVII века.

В России моду на женские дуэли ввела Екатерина II, которая и сама в молодости участвовала в подобном мероприятии. В екатерининскую эпоху женские дуэли не были смертельными; сама императрица настаивала на том, чтобы они проводились только до первой крови. Большинство сообщений о смертях в результате женских дуэлей относятся к XIX веку.

Женские дуэли проводились главным образом на почве ревности. Но в XVII веке, в европейский пик популярности этого вида выяснения отношений, повод для такой дуэли мог быть и вполне незначительный, вплоть до одинаковых платьев у «оскорбленной и обидчицы».

Подводя небольшой итог, можно сделать несложный вывод, что дуэли, представляя собой выродившийся и деградировавший обычай судебного поединка (божьего суда), в определённый момент были превращены просто в узаконенный инструмент убийства дворян и аристократов (особенно с учётом того, что зачастую гибли оба поединщика, смертельно поражая друг друга). Из средства защиты чести и достоинства дуэли часто превращались в развлечения и потеху для агрессивных и драчливых бретёров, нередко участвовавших за жизнь в нескольких десятках дуэлей. На дуэлях за несколько столетий вплоть до 20 века было убито огромное количество политических деятелей, дипломатов, деятелей науки, культуры и искусства, писателей, военных деятелей. Во многих случаях убийца-победитель дуэли не нёс никакой ответственности за убийство, что явно говорит в пользу того, что данная деятельность, несмотря на запреты, фактически поощрялась. Дуэли можно считать одним из мощных инструментов селекции в обществе (ведь убитые уже не могут дать потомства), когда гибли лучшие и талантливые представители древних дворянских родов и аристократии, тем самым ухудшалось генетическое разнообразие (как и на войне) в сторону деградации и вырождения (гибли умные, честные и благородные, оставались подлые, хитрые, недалёкие). Особо стоит отметить, что для по-настоящему благородных людей, истинных дворян и аристократов было недопустимо оскорблять кого-либо (это было просто ниже их достоинства), потому до определённого момента в дуэлях просто не было необходимости - до тех пор, пока в обществе не начался процесс замены истинной древней элиты - честной, благородной, справедливой, на элиту нового типа - жадных и алчных, безсовестных и безчестных, грубых и безпринципных, распутных и несдержанных. Дуэль была очень эффективным средством уничтожения неугодных - спровоцировать при должном умении и усердии можно кого угодно, а от вызова (брошенного, например, профессиональным убийцей, или просто хорошим фехтовальщиком и прекрасным стрелком), отказаться уже нельзя.