Психологическая подготовка спортсмена - стрелкаЛев Вайнштейн (глава из книги) - "Путь на Олимп". Психология подсознательной подготовки стрелка

05.04.2016

Состязания в меткости стрельбы уходят корнями в седую древность. Меткий охотник всегда был гордостью своего племени. В наше время спортивная стрельба культивируется во многих странах мира, являясь одним из наиболее массовых и престижных видов спорта.

Своей популярностью стрелковый спорт обязан самим интересом стрельбы в цель, доступностью всем желающим независимо от пола, возраста, физических данных, Победители Олимпийских игр и чемпионатов мира становятся национальными героями. К завоеванию высших спортивных титулов стремятся стрелки - энтузиасты многих стран мира. В большинстве это молодые честолюбивые спортсмены, обладающие хорошими способностями и высоким спортивным трудолюбием. Они располагают всеми условиями для полноценного тренировочного процесса, но чаще всего останавливаются в росте результатов, так и не достигнув желаемой цели. В чём причина, ведь раньше результаты росли, перед спортсменом открывалась высокая спортивная перспектива.

Сейчас работа не хуже, почему же она перестала давать отдачу? Ответ один: переход на более высокий уровень подготовленности требует совершенствования тренировочного процесса, новые задачи требуют новых решений. Мировой стрелковый спорт постоянно развивается. В ряде упражнений пулевой стрельбы результаты достигли предельного уровня или близки к нему. Чем ближе вершина, тем труднее продвижение.

Поражение центра мишени каждым производимым выстрелом требует специальной подготовки, как технической, так и психологической, всё большее значение приобретает надёжность владения техникой прицельного выстрела. На подступах к рекордному уровню скапливается большое количество сильных спортсменов стрелков.

Соревновательная стрельба значительно отличается от тренировочной. Одного искусства меткого выстрела становится недостаточно. Эмоциональное напряжение, неизбежно возникающее у стрелка участвующего в ответственных соревнованиях, затрудняет выполнение даже хорошо освоенных действий. Владение методиками психорегуляции становится одной из центральных задач подготовки.

Спортсменов-стрелков, по целям которые они ставят перед собой, можно условно разделить на три группы:
* «Спорт для себя». Любовь к оружию, интересное занятие в часы досуга, укрепление чувства уверенности в себе.
* «Для друзей». Участие в соревнованиях клубного, регионального, национального масштабов. Победа в соревнованиях здесь оценивается выше уровня показанного результата.
* «Для страны». Овладение рекордным уровнем результатов. Подготовка как к борьбе за победу в соревнованиях высшего ранга - Олимпийских играх, чемпионатах мира.
Это разные цели, требующие различного времени, усилий, материальных затрат. Различного содержания тренировочного процесса.

Руководство подготовкой стрелка высокого класса требует специальных, профессиональных тренерских знаний. Для методически грамотного построения подготовки необходимо знать к чему мы стремимся, какие конкретно качества хотим формировать, каков конечный продукт нашей работы. Психологи на основе изучения выдающихся имен мирового спорта установили присущие им черты, способствующие достижению победы на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Совокупность этих черт может рассматриваться как «Модель чемпиона».

Применительно к спортивной пулевой стрельбе она ориентировочно сводится к следующему:
* Увлеченность, любовь к спорту.
* Постановка высоких, спортивных целей.
* Низкий уровень личной тревожности.
* Совершенное владение спортивной техникой.
* Высокое спортивное трудолюбие.
* Развитое чувство соревновательности, спортивной агрессивности.
* Навыки психорегуляции.

Мы не знаем имен победителей будущих Олимпийских игр, но знаем, какой сплав спортивного мастерства и личностных качеств потребует успешное выступление в этих соревнованиях. Наш спорт накопил опыт позволяющий прогнозировать подготовленность победителя Олимпиады третьего тысячелетия.

Предлагаемая работа делает попытку найти ответы на вопросы, выдвигаемые практикой стрелкового спорта. Раскрыть систему взглядов на подготовку спортсмена-стрелка высокого класса, сложившуюся на основе сочетания многолетнего практического опыта с прикладными положениями спортивной педагогики, физиологии, психологии.

Обращение к этим дисциплинам не преследует общеобразовательные цели, а носит избирательный характер, для обоснования отдельных вопросов методики тренировочного процесса. Работа включает отдельные положения более ранних публикаций автора и методические разработки последнего времени.

Разделы подготовки спортсмена-стрелка
В пулевой стрельбе, равно как и в других видах спорта, принято рассматривать пять основных разделов подготовки спортсмена: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую. Все они выступают в тесной взаимосвязи, составляя единый комплекс подготовки спортсмена-стрелка высокого класса. Каждый из этих разделов имеет свои цели, задачи, методы. Распространённой ошибкой является переоценка значимости одних сторон подготовки и недооценка других. Преимущественное развитие одной стороны подготовки не может компенсировать недостатков другой. Резервы совершенствования спортивного мастерства содержатся в каждом из этих разделов, но имеют определённые пределы. Каждое может быть главенствующем на определённом этапе подготовки и утратить своё центральное значение после решения стоящих перед ним задач.

Теоретическая подготовка
В методической литературе по стрелковому спорту теоретическую подготовку обычно ставят на последнее место. Такое ранжирование заимствовано из атлетических видов спорта и не отвечает специфике пулевой стрельбы. Действия стрелка программируются, проходя «через призму его сознания». Теоретические знания способствуют целенаправленности подготовки, конкретизации ставящихся тренировочных задач, методической грамотности их решения. Позволяют определить причины неудач, стимулируют усилия на их преодоление. Создавая убеждённость в правильности методов подготовки, раскрывают видение высокой спортивной перспективы.

ЗНАНИЯ, которыми должен обладать стрелок, следует рассматривать в ТРЁХ УРОВНЯХ:
* ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ, создающий общее видение спорта, позволяющий ориентироваться в его проблемах, определять направления работы.
* ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ, владение которыми, позволяет использование их в практической работе, когда возникает потребность в этом.
* НАВЫКОВ, повседневных действий, многие из которых протекают на автоматическом уровне.

С ростом мастерства возрастает доля самостоятельности стрелкам в определении и решении проблем своей подготовки. Возникает необходимость расширения и углубления знаний, относящихся к методической стороне тренировочного процесса. Теоретическая подготовка стрелка высокого класса может и должна включать вопросы из различных областей знаний, но все они должны иметь избирательную направленность на совершенствование спортивного мастерства.

В руководстве "Путь на Олимп" теоретическая подготовка стрелка начинается с рассмотрения вопросов психологической подготовки. Деятельность психических механизмов пронизывает все направления подготовки стрелка, присутствует во всех сторонах его работы. Ориентация в психических функциях, их месте и роли в стрелковом спорте, поможет читателю при рассмотрении дальнейшего материала.

Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание.
На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внимание. Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание.
На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма. Чтобы не утонуть в этой массе информации, человек должен отобрать наиболее значимое для него в данный момент, ограничив в доступ сознания всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание. Таким образом, внимание – это направленность сознания человека на избранные предметы или явления.

Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на её выполнение до начала работы. Предварительное продумывание содержания предстоящих действий программирует внимание: на что смотреть, что видеть, как реагировать на увиденное. Внимание организует пусковые воздействия мышц указательного пальца и контролирует развитие усилия спуска. При этом оно имеет как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Внутрь направленное внимание даёт информацию об общем состоянии
готовности /неподвижность стояния, тонус мышц, надёжность устойчивости оружия, работа указательного пальца/, внешне направленное - контролирует положение мушки относительно точки прицеливания.

Большое количество элементов составляющих работу стрелка над выстрелом не означает, что все они одновременно и в полной мере контролируются сознанием. Объём внимания ограничен, одновременно
в поле внимания может находиться до семи объектов. Стрелок концентрируется на центральной задаче, остальные оттесняются, ясность внимания к ним снижается соответственно их значимости. В
последующий момент центральное значение может приобрести другой элемент работы. Сосредоточению внимания стрелка на производимых действиях могут мешать как неуверенность, опасение неудачи, так и излишняя самоуверенность, неоправданная решительность. Отвлечение
посторонними мыслями может привести к ошибкам в работе над выстрелом, которые остаются незамеченными.

Объём и концентрация внимания находятся в обратной зависимости. В практике стрелкового спорта известны досадные случаи стрельбы по чужим мишеням на крупнейших соревнованиях. Высокая концентрация на своих действиях вытесняла из сознания необходимость контроля номера своего щита. Характерно, что произведенные выстрелы по чужим мишеням были, как правило, хорошими. Работа над выстрелом должна содержать две фазы: предварительную и завершающую. Переход от первой фазы ко второй определяет сам стрелок по мере готовности. Предварительная фаза: внутрь направленное внимание, восприятие мышечных процессов, оказание установочного влияния на программу деятельности, контроль состояния готовности, пусковые воздействия на включение в работу, установление обратных связей. Завершающая фаза: концентрация на уточнении прицеливания, устойчивости оружия, управлении спуском, отметке выстрела.

В тренировке сосредоточение на элементах предварительной фазы должно занимать центральное место. Чем правильнее и прочнее будут сформированы навыки их выполнения, тем легче и надёжнее решаются задачи завершающей фазы прицельного выстрела. В соревнованиях, после мысленной проработки технических действий, предваряющих зачётную стрельбу, внимание концентрируется на завершающей фазе выстрела. При этом элементы предварительной фазы должны осуществляться автоматизировано, за счёт сформированных навыков. В завершающей фазе работы над выстрелом внимание стрелка распределяется примерно следующим образом:

Элементы работы
Направленность внимания
Уточнение прицеливания, работа указательного пальца
Полная концентрация внимания.
Устойчивость оружия, отметка выстрела, последействие /сохранение положения оружия и направленности внимания/
Сохранение в поле внимания.
Чувство привычности изготовки, тонус мышц удерживающих оружие.
На уровне навыка, осознаётся в случаях нарушений.
Отметка выстрела, установка на последующее выполнение.
Активизируется при завершении выстрела.

Мышление.
Не следует понятие «мышление» отождествлять с понятием «сознание». Большое количество осознанных действий осуществляется без привлечения мысленных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний. Так при нормально идущей стрельбе хорошо подготовленный стрелок осуществляет привычную схему технических действий. Пока работа протекает гладко, не требует новых решений, говорить о мышлении - нет оснований. Но возникли нарушения. Например, появились отрывы. Сразу же активизируется мышление: необходимо установить причину, определить программу дальнейших действий. Возникновение проблемной ситуации всегда вызывает задержку движения. Это неизбежное явление следует учитывать, особенно стрелкам, специализирующимся в скоростных упражнениях.

Роль и значение мышления в работе стрелка зависит от содержания выполняемой им в данный момент деятельности. Оно может иметь важное положительное значение, но может оказывать и негативное
влияние на результаты стрельбы. Стереотипность действий свойственная стрелковому спорту, стабильность условий в которых протекает тренировочная работа, сравнительно редкое возникновение «внештатных ситуаций» с которыми приходится сталкиваться стрелку в соревнованиях, всё это, казалось бы, ограничивает проблемные ситуации, требующие активных мыслительных процессов. Однако эта видимая, внешняя лёгкость действий требует совершенства их выполнения, а это и порождает проблемы, решение которых сопряжено с активной мыслительной деятельностью. Необходимо представлять содержание разучиваемых и тренируемых действий, составляющих их узловые элементы, требования, предъявляемые к их выполнению, критическая оценка результатов.

В соревнованиях, техническая сторона работы стрелка должна проходить вне активных мыслительных процессов; стереотипные, хорошо разученные действия осуществляются на автоматическом уровне. Всё заранее известно, многократно отработано, не требует корректировки. В то же время соревновательная стрельба имеет свои особенности, выдвигает свои проблемы, решение которых требует активной мыслительной деятельности. Так, например, при хорошо идущей стрельбе возникает соблазн подсчитывать результаты проведенных серий, прогнозировать конечный результат упражнения, место среди участников. Возникает чувство удовлетворенности, меняется психическое состояние, и результаты стрельбы резко падают. Задача в том, чтобы не допустить этого, сохранить уровень психической напряженности, способствующий ведению стрельбы. Спортсмен должен уметь управлять своими мыслями, вызывать в сознании образы, нейтрализующие эмоциональное воздействие соревновательных ситуаций.

Решение ряда проблем, с которыми сталкивается стрелок в тренировке и соревнованиях требует определённых знаний. Многие тренеры и спортсмены обладают хорошей теоретической подготовкой, но в практике работы нужна не общая эрудиция, не сумма знаний, а умение отобрать те из них которые «работают» на основную задачу. Мышление стрелка должно быть конкретно, реально. Принимаемые решения должны основываться не на интуиции, а на твёрдых знаниях относящихся к рассматриваемому вопросу. Рассмотрим, как пример, направленность мыслительной деятельности стрелка в некоторых ситуациях стрелкового спорта.

Проблема
Направленность мыслительной деятельности
Разучивание технических действий
Создание зрительного образа конечной цели движения. Осознание структуры действий /содержание, последовательность, согласованность/. «Прочувствованность» движений.
Конкретизация тренировки.
Организация сознания на предстоящую деятельность.
Понимание цели данной тренировки. Определение задач, уровень требований к своим усилиям, направленность и последовательность переключения внимания. Отношение к тренировке.
Понимание, что тренировка это процесс развития нужных спортивных качеств. Цель тренировочного занятия – оказание тренирующего воздействия. Результат стрельбы на мишени – показатель правильности выполняемых действий.
Повышение продуктивности тренировки.
Осознание того, что психологические стороны работы над выстрелом такие же составляющие подготовки, как и технические. Понимание различий учебной и тренировочной работы. Приоритетное развитие базовых качеств техники стрельбы. Конкретность задач тренировочного занятия, понимание путей их решения.
Управление вниманием.
Внутрь направленное, сосредоточенное, устойчивое. Определение последовательности переключения: на тонус мышц, на согласованность действий. На промежуточные задачи, на конечную цель.
Идеомоторная тренировка.
Создать полный и точный образ тренируемого действия, связать его с мышечно-суставным чувством, прочувствовать представляемое движение.
Психологический барьер.

Критический анализ результатов тренировочной и соревновательной стрельбы. Выявление ошибочных или недостаточно продуктивных методов тренировки и воспитания, тормозящих спортивное совершенствование. Нахождение путей их преодоления. Ситуация ожидания своего выхода на огневой рубеж соревнований. Отвлечься от навязчивых мыслей связанных с предстоящей стрельбой, сохранить состояние готовности к соревнованиям.

Вызвать в воображении картины приятного прошлого, спокойного, не связанного со стрельбой. А если цейтнот? Мобилизация собранности, решительности, сосредоточенности. Создание установки на более быстрое выполнение выстрела, сохраняя контроль над правильностью действий. Соглашаться на некоторое снижение результата. Пожертвовать меньшим, чтобы сохранить основное.

Прошлый опыт выступления в соревнованиях.
Анализ результатов. Закрепление в памяти психического состояния способствовавшему достижению высоких результатов. Установление слабых звеньев подготовленности, не выдержавших напряжения
соревновательной стрельбы. Определение задач и методов работы, направленных на их укрепление. Психологическая подготовка к ответственным соревнованиям. Прогнозирование и оценка обстоятельств готовых приобретать свойства стресс-факторов. Применение методик психорегуляции направленных на нейтрализацию их воздействия. Уровень притязаний. Трезвая, без эмоций, оценка привлекательности высокой цели и реальность её достижения. Видение средств и методов решения стоящей задачи. Определение промежуточных рубежей.

Характеристика психических процессов стрелка

Высокие стабильные результаты в стрельбе связаны с высокой работоспособностью спортсмена, которая основывается на отличном здоровье, полноценном функционировании всех систем и органов, высоком тонусе нервной системы.

В то же время стрелковый спорт содержит ряд особенностей, отражающихся на физическом состоянии стрелка. К ним относятся:

Высокая степень напряжения нервной системы, необходимая для ведения целевой стрельбы, особенно возрастающая в связи с участием в соревнованиях;

Применение больших тренировочных нагрузок, связанных с выполнением однообразной работы статического характера;

Необходимость сохранения на всем протяжении упражнения большой точности действий, требующей высокой сосредоточенности;

Хроническое кислородное голодание организма, вызываемое коротким поверхностным дыханием стрелка при осуществлении первичной наводки оружия, полным прекращением дыхания при прицеливании и производстве выстрела, вдыханием воздуха, содержащим значительные примеси пороховых газов (особенно при работе в тирах полузакрытого и закрытого типов, имеющих, как правило, неудовлетворительную вентиляцию), степенным положением грудной клетки при изготовке к стрельбе (особенно в упражнениях стрельбы из винтовки);

Постоянное и весьма сильное раздражение органа слуха.

В начальном периоде обучения развитие психологических качеств было направлено на лучшее и более быстрое овладение техникой стрельбы и выполняло «обслуживающие» функции, то в фазе совершенствования стрелка психологическая подготовка формирует конкретные психологические качества, необходимые для достижения вершин спортивного мастерства, и становится самостоятельным, нередко главенствующим, направлением.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка полностью базируется на положениях теории психологии спорта.

К психическим процессам относятся:

Ощущение,

Восприятие,

Внимание,

Мышление,

Ощущение - отражение в сознании отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма. Для стрелка основное значение имеют ощущения, идущие от мышц. Это ощущение удобства или неудобства изготовки, ощущение правильной хватки, положение пальца на спуск, развиваемых им усилий, отдачи оружия, а также ощущение утомления или бодрости, готовности к ведению огня и многие другие. Развитие ощущений способствует спортивному совершенствованию стрелка и должно рассматриваться как самостоятельная учебная задача.

Восприятия - отражение в сознании раздражений, воздействующие на органы чувств. Правильность восприятий занимает важное место в достижении высоких результатов в стрельбе. Исключительно важное значение правильность восприятий приобретает в обстановке соревнований. Состояние возбудимости, равно как и нервное утомление, затрудняет оценку всесторонней готовности к ведению огня.

Внимание - активная направленность сознания человека на выделяемые объекты при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание может сосредотачиваться как на окружающей действительности, так и на мыслях, воспоминаниях, чувствах, ощущениях. Спортсмену-стрелку нужно развивать способность сосредотачиваться на мыслях и действиях, которые определены задачами выполняемой или предстоящей работы, отключаться от окружающей обстановки, не замечать присутствия зрителей, судей, не реагировать на посторонний шум, разговор, поведение соседа по кабине и т.п., подавлять непроизвольно возникающие мысли, воспоминания, переживания, не относящиеся к выполняемой работе.

Воспитание внимания должно проводится в сочетании с другими сторонами подготовки.

Хорошо влияют на развитие внимания:

Целеустремленность - осознанная необходимость выполняемой работы для достижения поставленной цели;

Заинтересованность - переживание удовольствия от выполняемой деятельности, чувство эмоционального подъема и жизнерадостности;

Сознание долга или обязанности, внутренняя дисциплинированность, побуждающая к полноценному выполнению работы, большое трудолюбие, аккуратность и добросовестность.

Мышление. Знания, накапливаемые в ходе занятий стрелковым спортом, создают мыслительный фон, охватывающий все стороны деятельности стрелка. Стрелок должен научиться направлять свое мышление в зависимости от конкретной ситуации. Воспитание мышления стрелка преследует цели:

а) не допускать эмоциональной вспышки в угрожающей ситуации;

б) мобилизовать спортсмена на лучшее решение задач при благоприятных условиях.

Эмоции - переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Нервные центры эмоции находятся в подкорковых образованиях, регулирующих действие внутренних органов. Поэтому эмоции вызывают глубокие сдвиги вегетативных функций: сердечно-сосудистой системы, дыхания, желез внутренней секреции, органов пищеварения.

Возникшее эмоциональное состояние доминирует над всеми другими раздражителями. Оно обладает большой стойкостью, и изменение его крайне затруднительно. Эмоции принято делить на две группы:

Положительные, или активные, - стенические (от греч. «стенос» - сила);

Отрицательные, или пассивные, - астенические.

Психологическая подготовка включает умение стрелка воздействовать на свое состояние такими приемами, как самовнушение, самоубеждение, самообязательство, самоободрение, самоприказ.

Эти средства преследуют цель способствовать возникновению у спортсмена на соревнованиях благоприятного стартового состояния боевой готовности. Основные черты этого состояния: желание участвовать в соревнованиях, ясное представление приемов и действий, которые предстоит выполнить, ощущение своей власти над отрицательным влиянием обстановки соревнований.

Самовнушение. Внушением называется воздействие на психику человека путем сильного, впечатляющего словесного и эмоционального влияния со стороны другого лица или вызванного стечением обстоятельств. Самовнушение - подобное же влияние на душевное состояние человека, исходящее из его собственных мыслей и переживаний.

Сущность «техники самовнушения» состоит в том, что, готовясь к соревнованиям, спортсмен мысленно представляет обстановку соревнований, свое участие в них, вызывает психическое состояние, которое он желает испытывать на соревнованиях. Это необходимо выполнять заблаговременно, многократно, с полной сосредоточенностью.

Стрелку необходимо накапливать опыт регулирования своего эмоционального. Эффективным средством может служить применение словесных формул самовнушения.

В.М. Бехтерев указывал, что наиболее подходящее для осуществления самовнушения время - это периоды перед засыпанием и после пробуждения. Самовнушение помогает спортсмену создавать настроение, психологический фон и окраска которого способствует самообладанию, решительности, внимательности.

Самоприказ - побуждение к выполнению требуемых действий или выполнению усилий без размышления о причинах, побуждающих к их выполнению. Он должен применяться в условиях сильного утомления, когда спортсмен побуждает себя к полноценному завершению усилий. Стрелок заставляет себя откладывать выстрел, давая себе приказ: «Пока не буду стоять неподвижно, стрелять не буду!».

Самоубеждение - Форма воздействия, когда спортсмен убеждает себя мотивированными доказательствами, стремясь настроиться на нужные действия.

Эмоции человека всегда находят свои внешние выражения в характерных движениях, выражением лица, изменении тембра голоса и др..

Психологическая подготовка должна проводиться в течение всего учебно-тренировочного процесса. Сущность психологической подготовки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый уровень результатов в условиях эмоциональной напряженности. Эмоционально возбужденный или заторможенный стрелок, как правило, показывает худший результат, чем на обычных занятиях-тренировках, потому что страх сделать ошибку вовремя стрельбы постоянно доминирует в его мыслях, это мешает сосредоточиться на производимом выстреле.

По мнению психологов, для эффективной работы с другими людьми крайне важно изучить его индивидуальные особенности и понять его внутренний мир. Установлено, что кора головного мозга в случае необходимости может влиять - изменять или подавлять рефлексы. Следовательно, стрелок в процессе образования правильного навыка стрельбы должен научиться подавлять эти рефлексы и вызываемые ими реакции. Задача преподавателя - помочь ему подавить нежелательные рефлексы.

Отрицательные эмоции (тревога, страх) вызывают вегетативные реакции, которые внешне проявляются побледнением или покраснением лица, потливостью (влажные ладони, испарина на лбу), учащением дыхания, пульса, тремором у начинающих стрелков наблюдается изменение речи (дрожащий голос, очень тихая или громкая речь), мимики жестов (напряженное маскообразное лицо, дрожание рук, тела, скованные движения). Также происходит замедление темпа деятельности, ухудшается внимание, память, нарушается сознательный контроль за ошибками, количество ошибочных действий увеличивается, движения нарушаются, становятся менее точными, а в состоянии страха - зажмуривание глаз, втягивание головы в плечи, пригибание к земле, отшатывание после выстрела, оцепенение.

Основным условием воспитания стрелка является воспитание воли, то есть привитие стрелку качеств, позволяющих в условиях эмоциональной напряженности реализовать навыки и умения, приобретенные в ходе учебно-тренировочного процесса. Решение этой задачи невозможно без развития способности противостоять эмоциональным реакциям, препятствующим достижению высших результатов.

Л.М. Вайнштейн считает, что проведению занятий должно предшествовать объяснение преподавателя и установка, на каких моментах стрелку необходимо сосредоточиться в ходе выполнения какого-то упражнения или действия. Иными словами, произвести внушение стрелку путем сильного впечатляющего словесного или эмоционального воздействия, создать словесным внушением состояние боевого воодушевления, уверенности и решительности.

Известно, что эмоциональные возбуждения глубоко и прочно закрепляют в памяти человека пережитые события. У каждого стрелка были моменты, когда, он показывал отличные результаты или одерживал победу. Чтобы стрелок мог самостоятельно владеть способностью вызывать такое состояние в ответственный момент стрельб, ему необходимо постоянно упражняться в этом, то есть владеть «техникой самовнушения». Стрелку необходимо накапливать опыт регулирования своего эмоционального состояния. Эффективным средством может служить применение словесных формул самовнушения.

Одним из доступных методов совершенствования своего организма служит аутогенная тренировка. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы научить спортсменов произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов техники и т.д. с целью повышения способности к саморегуляции, с помощью которой можно регулировать своё психическое состояние. В таких случаях используются ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, - самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и другие приемы самовнушения .


Заслуженный мастер спорта СССР (1973) по пулевой стрельбе, 7-кратный Чемпион мира (1973-75, 1979), серебряный призер XXI летних Олимпийских игр (1976) в личном и командном зачете, 6-кратный Рекордсмен Мира в личном и командном зачете в упражнении "Бегущий кабан", 7-кратный рекордсмен Европы, 7-кратный Чемпион СССР (1972-74, 1978).

О тренировке

Следует учитывать границу порога восприятия информации у стрелка. Если стрелок утомлен или устал физически, то дальнейшая эксплуатация его внимания будет мало эффективна, а в большинстве случаев и вредна, т.к. в таком состоянии наряду с заучиванием правильной техники движения происходит закрепление вкравшихся ошибок. Поэтому на занятиях надо быть очень внимательным к своим действиям и состоянию. Лучше давать нагрузку меньшую по объему и тем сохранить свежесть восприятия своих ощущений и желание тренироваться, чем постепенно накапливать утомление, которое может привести к апатии и механическому, неосмысленному повторению движений.

Перед началом занятия надо определить, над чем и как работать, распределить по времени количество повторений, смену акцента внимания при повторах одного и того же движения. Вначале акцент идет на мышцы, удерживающие оружие в определенном положении, затем на мышцы, корректирующие прицеливание.

Распределение акцентированного внимания на элементы техники, на различные группы мышц во время движения или положений при удержании оружия можно сравнить с узким лучом фонаря, который по частям освещает обстановку в комнате: мебель, картины, ковры, статуэтки и т.д., чтобы затем представить себе убранство дома в целом. Такая форма акцентирования внимания способствует значительно лучшему запоминанию деталей, их взаиморасположению и взаимодействию.

Поэтому при изучении на тренировке какого-либо элемента техники необходимо при повторении движения переносить акцент внимания на различные группы мышц, ощущение степени напряжения или расслабления, ощущение гармонии взаимодействия при выполнении связок элементов и т.д.

При изучении элементов техники выстрела стрелок должен быть предельно внимательным к восприятию и оценке ощущений, иначе его действия могут переключиться на чисто механическое повторение движений, а это зря потраченное время и усилия.

Необходимо приучить себя прикладывать достаточно усилий в достижении поставленной задачи. Это приучит к мобилизации воли и преодолению негативных влияний не только в тренировочной, но и в соревновательной практике.

Для максимальной отдачи тренировки должны быть поставлены конкретные и доступные по решению задачи. Стрелок должен предварительно мысленно прокрутить все занятие, вникая во все тонкости. Этим достигается успешное решение задач на 50-60%.

Для лучшего управления своими действиями на соревнованиях стрелок на тренировках должен делать каждый выстрел осознанно, будь то работа без патрона или стрельба по мишени с целью проверки качества усвоенного материала.

Важное значение имеет внутреннее психофизическое состояние, оно определяет качественный уровень подготовки к соревнованиям.

Для того, чтобы научиться управлять своими действиями на соревнованиях, стрелок должен научиться быть в контакте с собой, а это значит сознательно фиксировать мышечные ощущения производимых движений, научиться мысленно представлять выполнение каждого отдельного элемента, затем объединять их в связки и далее в целостное движение, на основе мышечного ощущения каждого элемента создавать ощущение гармонии целостного движения, которое включает эти элементы. Уметь вовремя уловить ощущение особенного состояния, когда стрельба получается легко, т.е. пробоины "вяжутся" друг с другом или "вырубается колодец" из пробоин в "10" без особенных усилий со стороны стрелка, увязать это состояние с каким-нибудь зрительным образом с тем, чтобы в последствии суметь воспроизвести его произвольно, по своему желанию. В этом случае надо взять такое сравнение своего состояния с определенным образом и зафиксировать в дневнике, чтобы при прочтении оно вновь возникало или было близкое к нему.

О разминке

Задача разминки - помочь спортсмену привести свой организм в оптимальное состояние. Для этого необходимо сделать специальные упражнения, чтобы мысли, действия и чувства были направлены на достижение поставленной цели. Поэтому подготовка к старту мышечного аппарата начинается во время утренней физзарядки, продолжается в мысленной форме по дороге на стрельбище, а действия с оружием - уже непосредственно в тире. Разминке с оружием должна предшествовать мысленная тренировка с программированием своих будущих действий, и только после их ясного представления можно приступать к разминке по стоячей мишени.

Разминка по стоячей мишени может проводиться по-разному, в том числе, применяя ту последовательность изучения элементов, которая рекомендована при обучении технике стрельбы по стоячей мишени:

Последовательное акцентирование внимания на элементы, связки элементов, части движения до появления ощущения комфортного восприятия целостного движения выстрела "вхолостую" и чувства уверенности в своих действиях на огневом рубеже;

Стрельба по стоячей мишени проводится стрелком при удержании психологического фона уверенности и ощущения целостного движения. Акцент внимания направлен на восприятие работы пальца при обработке спуска, которое помогает удерживать состояние сосредоточенности "в себе" и помогает в оценке зрительных и мышечных анализаторов и внесению необходимой коррекции.

Как правило, опытный стрелок во время разминки использует стрельбу по стоячей мишени до появления ощущения гармонии при выполнении выстрела, старается запомнить его и сохранить до конца зачетной стрельбы.

Разминка спортсмена похожа на настройку музыкального инструмента: сначала проверяется звучание каждой струны, ее настройка, а затем - гармонию аккордов, или на действия врача-треапевта при медосмотре пациента. Врач прослушивает работу важнейших органов, прежде чем поставить диагноз: "здоров".

Правильная обработка спуска

Своевременная обработка спуска имеет трудно переоценимое значение во время выполнения упражнения. Это подтверждается показаниями электронного тренажера СКАТ, где можно проследить график обработки спуска как по траектории наведения оружия, так и по времени дожатия спускового крючка на любом отрезке до выстрела, особенно заметна результативность своевременного нажима на отрезке времени от 0,5 сек до появления пробоины на мониторе. У отдельных стрелков выстрел производился спустя 0,2 сек. после стабильного положения мушки в районе прицеливания, а в момент выстрела оружие смещалось, и результат был ниже, если бы он сделал дожатие на 0,2 сек. раньше.

Это происходит из-за того, что стрелок начинал обработку спуска лишь во время устойчивого положения оружия в районе прицеливания, а не во время наведения, поэтому и выстрел происходил с запозданием. Следовательно процесс обработки спуска должен начинаться в конце грубого наведения орудия в цель, а дожатие - при устойчивом положении в районе прицеливания.

Отсюда возникает необходимость научиться в совершенстве владеть контролем за мышечно-суставным ощущением правой кисти (хвата) и нажатием пальца на спусковой крючок. Если стрелок овладеет этим, он избавится от таких ошибок, как "дернул пальцем", подработал кистью, затянул выстрел, не вовремя нажал, не чувствовал палец, толкнул плечом и т.д. и т.п. Наоборот, все действия стрелка наведенного оружия будут подчиняться соответствующей фазе обработки спуска.

О саморегуляции

Современные условия проведения соревнований и выявление победителя после отстрела дополнительной финальной серии требуют от спортсмена умения целенаправленно реализовывать свое мастерство, чтобы пробиться в число призеров или удержать свое лидирующее положение. Для этого стрелок должен мастерски владеть не только техникой точного выстрела, но и приемами саморегуляции.

Приемам саморегуляции необходимо учиться с первых шагов знакомства с техникой точного выстрела. Успех обучения зависит от умения ученика внимательно слушать тренера и сосредоточиться на своих действиях. В процессе обучения стрелок должен научиться акцентировать внимание на различные действия или движения и управлять степенью напряжения или расслабления отдельных групп мышц, создавать мысле-образ движения и произвольно воспроизводить его, оценивать свое психо-эмоциональное состояние.

В процессе тренировок и контрольных стартов вырабатывается оптимальное боевое состояние, когда стрелок уверенно попадает в "10", все его движения точны и гармоничны, а сам он решительно настроен показать высокий результат. Стрелок должен прежде всего осознать это состояние, а затем произвольно воссоздавать его перед каждым выходом на огневой рубеж.

Самоорганизация тренировочного занятия

1. Пробудившись: когда сознание ясное, а мышцы еще расслаблены, вспомнить не спеша проделанную накануне тренировочную работу, проанализировать составляющие "легких" выстрелов, что предшествовало этому (настроение психофизическое состояние и т.д.), из чего складывалось целостное движение выстрела, проделать мысленно "легкие" выстрелы в течение 10-15 минут. Критерием завершения такой тренировки будет служить осознанное выполнение таких выстрелов с положительной самооценкой. Закончить мысленную тренировку дыхательными упражнениями.

2. Разминка: в изготовке начать с "прослушивания" своего "Я". Решаются одновременно такие задачи: специальная тренировка рабочих групп мышц, вхождение в привычное состояние оптимальной боевой готовности к выполнению выстрела. Порядок "настройки": плечо, локоть, предплечье, запястье, кисть, чувство пальца на спуске. Сборка техники: ощущение включения пальца в работу, сам - рука - палец, сам - рука - палец - ровная мушка, сам - рука - палец в работе - ровная мушка в районе прицеливания - дожатие. В каждом звене - фиксация мышечных ощущений действия на фоне оптимальной боевой готовности. Цель: концентрация отдельных ощущений в единое чувство состояния оптимальной боевой готовности, когда все функции, обеспечивающие точный выстрел, работали в едином режиме навыка.

Высшая цель: достичь положения "Дирижера", который управляет "игрой отдельных инструментов", а в итоге - звучит оркестр!

Завершение разминки - чувство (самооценка) гармонии в выполнении всех элементов техники выстрела.

3. Тренировка: используя наработанный фон, решать поставленные задачи: технические, фактические и т.д. В промежутках между сериями: произвольное воспроизведение психофизического состояния "когда все получается легко", удержание этого состояния в заданном режиме, произвольная релаксация с целью восстановления, настрой на серию или конкретный участок работы.

4. Анализ работы: оценка каждого выстрела, серии, тренировки в целом. Акцент на положительные находки, фиксация в памяти, программирование навыка на завтра и будущие соревнования, на конкретные соревнования.

5. Во время отдыха: - САТ и мысленная тренировка. Перед сном - релаксация, кайф. На этом фоне мысленное закрепление в памяти психофизического состояния оптимальной боевой готовности и навыка "легкого выстрела с уходом в сон. Сопроводительная мысль: "Сон восстановит силы, завтра проснусь в "?" отдохнувшим, полным сил."

Памятка для тренеров по пулевой стрельбе и спортсменов

Стрелок достигает высокого для себя результата на соревнованиях в том случае, если уровень его технического мастерства при выполнении выстрела достаточно высок, если он может управлять своими действиями в экстремальных условиях высокой конкуренции, но рекорды устанавливаются при гармоничном сочетании высокого технического мастерства и тонкой координации движений, уверенного поведения на огневом рубеже при оптимальном боевом состоянии.

Это особенное психофизическое состояние спортсмена, когда соревновательное волнение слегка возбуждает нервную систему, обостряет восприятие мышечных ощущений своих действий с оружием, когда стрелок тонко реагирует на любые изменение, которые происходят в процессе стрельбы и соответственно корректирует свои действия.

Научиться целенаправленно подходить к такому психофизическому состоянию - мечта любого тренера и спортсмена. Поэтому специалистами велись и ведутся непрерывные поиски в различных направлениях: оптимального режима тренировочных нагрузок, подводящих упражнений, сочетаний нагрузок и средств восстановления работоспособности организма, различных методик планирования спортивно-технической подготовки и т.д. и т.п.

Прежде чем приступить к работе, необходимо определить ее цель, а затем решать, какими путями ее достичь. Поэтому каждый тренер ставит перед собой и учениками задачи, которые необходимо решать на тренировках.

Чего должен добиваться стрелок, совершенствуя свое мастерство на тренировках, чтобы стрелять на рекордном уровне?

1. Устойчивое комфортное удержание оружия в районе прицеливания при поводке и уверенную обработку спуска (основа меткой стрельбы).
2. Автоматизма в управлении оружием, основанном на подсознательном восприятии мышечного ощущения гармоничного взаимодействия групп мышц, участвующих в выполнении выстрела.
3. Состояния сосредоточенности "внутри себя" для оценки своих действий и принятия правильных решений в процессе стрельбы.
4. Поддерживать на высоком уровне работоспособность организма, используя средства общей и специальной физической подготовки.
5. Умение программировать и регулировать психофизическое состояние в различных ситуациях.
6. Вариативность в технике и тактике выполнения выстрела. Практика подготовки стрелков к соревнованиям различного ранга показала необходимость комплексной подготовки. В этот комплекс должно входить все многообразие средств подготовки:
= общефизическая и специально-физическая подготовка;
= техническая подготовка;
= психологическая подготовка;
= тактическая подготовка.

Это общеизвестная истина, но как ее увязать воедино с планированием объема и интенсивности нагрузок и эффективным восстановлением работоспособности организма спортсмена, по какому принципу строить тренировочную программу каждого занятия, чтобы одно задание дополняло другое, а весь учебный процесс был взаимосвязан и конечном итоге спортсмен мог целенаправленно и успешно подготовиться к соревнованиям, быть в оптимальной спортивной форме? С чего начать обучение и как объединить и решить выше перечисленные задачи?

Автор предлагает свой вариант обучения и подготовки стрелков по движущейся мишени, который сможет практически помочь тренеру и стрелку организовать тренировочный процесс. Он состоит из четырех основных моментов:

1. Планирование тренировочных нагрузок по принципу "маятника".
2. Обучение технике стрельбы, применяя "пирамиду мастерства".
3. Освоение технических элементов выстрела, используя восприятие и осмысление мышечных ощущений движения с последующей коррекцией, применение аутотренинга (идеомоторной) тренировки.
4. Применение в занятиях упражнений для снятия остаточного статического напряжения в отдельных группах мышц и восстановления, а также с целью дополнительного обучения самоконтролю и управлению своими действиями.
А теперь подробнее рассмотрим каждый из них.

Планирование тренировочных нагрузок по принципу "маятника"

Распределение тренировочной нагрузки по принципу "маятника" используется в спортивной практике давно. В основе этого метода лежит чередование накопления спортивно-технического потенциала с его реализацией, т.е. чередование объемной работы с ее закреплением в соревновательных условиях на огневом рубеже.

Эта методика использовалась при подготовке сборной команды СССР по движущейся мишени с середины 70-х годов и позволяла стрелкам успешно выступать на крупнейших международных соревнованиях.

Планирование тренировочных занятий по принципу "маятника" позволяет тренеру использовать учебный материал более эффективно, так как помогает ему ступенчато распределять и чередовать объем нагрузок и интенсивность по циклам.

"Маятник" раскачивается от одного полюса - вида нагрузки к другому. На одном полюсе идет вдумчивая работа по отработке и закреплению навыка техники точного выстрела, на другом полюсе - практическое использование навыков в соревновательных или близких к ним условиях. Это необходимо для того, чтобы закрепить образ правильной техники и в дальнейшем использовать накопленный потенциал в серьезных соревнованиях. Назовем их условно микроциклами накопления (МцН) и микроциклами реализации (МцР).

В микроцикле накопления стрелки отрабатывают технику выполнения выстрела по компонентам и в целостном движении, используя различные подводящие упражнения. При помощи мысленных тренировок стараются создать и сознательно закрепить образ идеальной техники движения, совмещая воедино с мышечными ощущениями, добиваясь комфортного ощущения целостного движения при производстве точного выстрела. Этот процесс познания и закрепления навыков идет произвольно без временных ограничений на серию выстрелов и на количество выстрелов в серии. Сохраняется лишь лимит времени на выстрел по движущейся мишени 5 сек. и 2,5 сек., а также в стрельбе по появляющимся мишеням.

В микроцикле реализации стрельба носит другой характер, она соответствует условиям соревнований на всех этапах, начиная с разминки и кончая финальной серией.

Если в первом микроцикле стрелок может не обращать внимания на достоинство и расположение пробоины, так как отрабатывает технику движения выстрела, то при стрельбе на результат должен мгновенно реагировать на малейшие несовпадения контролируемых действий с реальными результатами. В этих условиях реализации спортсмен учится выступать на соревнованиях, накапливает опыт действий в каждой модельной ситуации, с тем чтобы потом использовать его в реальных экстремальных ситуациях.

Известно, что соревновательная обстановка меняет состояние стрелка, поэтому ему приходится выполнять заученные движения техники стрельбы в совершенно других условиях, чем на тренировках. Управлять своими действиями и непременно попадать в 10 сможет только спортсмен, привыкший к постоянной мобилизации воли в достижении и выполнении стоящей перед ним задачи. Это умение управлять своими эмоциями и действиями воспитывается от тренировки к тренировке. Стрелок должен стараться при любом состоянии правильно выполнить движение техники выстрела, чтобы такое стремление стало привычным психологическим фоном его действий. В основе этого старания лежит чувство ответственности за успешное выполнение любого задания. Это не означает, что спортсмен должен выкладываться полностью на каждом занятии, но не должно быть легкомыслия и беспечности при выполнении тренировочного занятия.

В памяти ярче сохраняются только те действия, на которые были направлены значительные волевые усилия, а то, что было достигнуто легко, как бы походя, оставляют слабый след в памяти и легко забываются.

На каждом занятии тренер должен дозировать степень напряжения стрелков в решении тренировочного задания. Эти задания должны быть реально выполнимыми и разнообразными с тем, чтобы можно было регулировать уровень напряжения волевых усилий.

Используя принцип маятника, тренер проводит занятия более интересно. На тренировках нет монотонности, задания носят целенаправленный и последовательный характер, и стрелки могут видеть прогресс на основе результатов в ударных микроциклах. При такой цикличности нагрузок тренеру легче контролировать процесс восстановления.

В качестве средства оперативного восстановления автор рекомендует приемы спортивного аутотренинга.

Научно доказано, если использовать аутотренинг для отдыха сразу же после нагрузки, то эффект восстановления сил значительно выше, чем его использование через продолжительное время.

После выполнения напряженной работы в организме спортсмена продолжается процесс затраты энергии на сопереживание собственных действий, происходивших на огневом рубеже. И если спортсмен хорошо знаком с приемами аутотренинга и активно может их использовать на практике, он имеет больше шансов сохранить накопленную на тренировке энергию, чтобы использовать ее в будущем.

Аутогенное расслабление и сон в течение 15-30 минут сразу после нагрузки почти полностью восстанавливают силы спортсмена. Поэтому обучение приемам аутотренинга имеет значение в практике стрелкового спорта для восстановления сил и психорегуляции своего состояния.

Вариантов построения тренировок по принципу "маятника" много. Некоторые специалисты стрелкового спорта предлагают строить планирование продолжительности микроциклов реализации при подготовке к соревнованиям в зависимости от длительности соревнований, а применительно к конкретному стрелку - участие его в одном или нескольких упражнениях. Если спортсмен будет стрелять не одно, а несколько упражнений, то планируемые микроциклы в этих случаях будут растянутыми, и тренировки будут носить более монотонный и утомительный характер.

Микроциклы могут включать в себя разное количество дней. Все зависит от условий проведения тренировочных занятий и задач, которые решаются при подготовке к соревнованиям. Микроциклы могут быть недельными. Неделя может содержать два микроцикла и дни отдыха: 1-й, 2-й, 3-й дни - микроцикл накопления, 4-й день - активный отдых, 5-й и 6-й дни - микроциклы реализации, 7-й день - отдых (3-1-2-1).

Принцип разделения недельной нагрузки по объему и интенсивности, как 3-1-2-1 использовался в последнее десятилетие и в сборной команде Вооруженных Сил СССР при подготовке к основным соревнованиям сезона и позволял стрелкам достигать высоких результатов.

Такой вариант планирования более предпочтителен, так как дает оптимальную возможность для накопления технического мастерства, а также для восстановления сил, и сохраняет желание спортсменов тренироваться.

Процесс обучения будет идти более эффективно, если тренер на занятиях будет использовать навыки аутотренинга. Это поможет стрелкам концентрировать и переключать внимание с одного объекта на другой, будь то компоненты техники выстрела или ощущения усилий отдельных групп мышц или восприятие целостного движения, а также мысленно представлять действия с оружием и без (идеомоторная тренировка).

Применение спортивного аутотренинга в обучении технике выстрела

Аутотренинг и идеомоторная (мысленная) тренировка давно нашли применение с стрелковом спорте и позволяют более быстро и эффективно осваивать спортивно-техническое мастерство, помогают стрелкам регулировать свое психофизическое состояние при стартовых волнениях.

В основе построения идеомоторной тренировки лежат положения выдающихся физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова о том, что в центральной нервной системе в соответствующих анализаторах при "проигрывании" в нашем воображении определенных двигательных действий происходят процессы, близкие к тем, которые совершаются при реальных действиях. Но в этом случае сигнал (команда), идущий по тем же проводящим нервным путям к группам мышц, которые должны бы выполнить движение, будет более слабым, чем при выполнении реального действия. И если стрелок будет регулярно "прокручивать" будущее движение, то тем самым он закрепит в памяти этот образ и ему будет легче воспроизвести его при реальной стрельбе. Но только идеомоторного повторения движения недостаточно для разучивания и закрепления техники выстрела. Это один из приемов, помогающих более быстрому и прочному закреплению навыка движения у спортсменов.

На каждой ступени изучения техники выстрела необходимо осознанное внимание на ощущении мышечных усилий, их сравнительной оценке с предыдущим выполнением того же движения с тем, чтобы спортсмен сам понял, какое усилие является наиболее оптимальным для его правильного выполнения.

Необходимо предварительное обучение спортсмена первичным приемам аутотренинга, чтобы он уверенно и четко ориентировался в своих ощущениях.

Если стрелок будет заинтересован в этом и будет прилагать достаточно усилий, то ему понадобится 2-3 недели на освоение приемов и формул аутотренинга.

Освоение техники выполнения выстрела идет в комплексе. В процессе выполнения какого-либо компонента тренер акцентирует внимание спортсмена на определенные мышечные ощущения. Это очень важный момент в процессе обучения. Как правило, стрелки при производстве выстрела фиксируют внимание на конечном результате, т.е. на пробоине, упуская из-под контроля предварительное управление своими действиями при наведении оружия в цель и обработки спуска. Задача тренера - последовательно обращать внимание стрелков на восприятие ощущений мышечных усилий при выполнении выстрела на всех фазах движения.

Многократно повторяемое спортсменом представление и "программирование" определенной схемы действий (состояний) и мысленное их выполнение (воспроизведение) является идеомоторной тренировкой. По данным профессора А.Ц. Пуни, такой метод тренировки позволяет улучшить точность движений на 34%. Мысленное представление и выполнение действий перед стрельбой является идеомоторной настройкой (М.А. Иткис. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. М., ДОСААФ СССР, 1982, стр. 29).

Повторяемый опытным спортсменом-стрелком множество раз процесс производства выстрела настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем представлении. Однако некоторые стрелки затрудняются последовательно воспроизвести даже основные действия, движения, отличительные особенности выстрела, в том числе и определить ошибочные. Вероятно, это бывает в тех случаях, когда спортсмен не приучен к анализу своих действий или их запоминание блокируется значительным эмоциональным напряжением.

Когда в сознании спортсмена совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, особенно в производстве выстрела, вероятность хорошей стрельбы значительно повышается. как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно развито или значительно притупляется (блокируется) вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания от основного действия и т.п.

Например, стрелок настроился на выполнение серии, составил поэтапную программу действий и начал ее практическую реализацию. После стрельбы оказывается, что стрелок "завалил" начало, середину или конец серии. После глубокого анализа выясняется, что стрелок не смог сразу войти в рабочее состояние мобильной готовности:
= провел недостаточную разминку;
= не смог урегулировать предстартовое волнение и из-за этого не "вошел в контакт" с мышечными ощущениями своих движений;
= не смог пристрелять оружие на пробных выстрелах;
= потеря самоконтроля после удачной пристрелки на пробных выстрелах и т.д.

Потери очков в середине серии могут быть из-за успокоенности и потери самоконтроля после меткой стрельбы в начале серии.

В конце серии вольно или невольно стрелок прикидывает в уме, сколько у него потерь, сколько выстрелов осталось до конца серии и какая сумма может получиться, если...

В этот момент происходит переключение внимания с оценки мышечных ощущений своих действий на посторонние мысли и стрелок начинает допускать ошибки, которые приводят к потере очков. Зачастую очки теряются в последних выстрелах серии. Победную точку в финальной серии обычно стрелок ставит двумя последними точными выстрелами.

Мишенные установки "Т-Медиа"
Мишенный модуль "Призма" Мишенный модуль "Биатлон"

О навыке

Основой хорошего выступления стрелка высокого класса наряду с другими качествами немаловажную роль играет навык выполнения точного движения техники выстрела.

Давно замечено, что после длительного перерыва в тренировках стрелок может показать в серии довольно высокий результат, но по мере втягивания в тренировочный процесс результаты тестовой стрельбы падают до определенного уровня, а затем постепенно и уверенно начинают расти. В чем причина такой закономерности?

После длительного перерыва в тренировочных занятиях стрелок более остро воспринимает все погрешности в технике выполнения выстрела. Незначительные колебания оружия в изготовке воспринимаются весьма большими, поэтому стрелок мобилизует волю и концентрирует внимание на правильном выполнении всех элементов техники выстрела. Однако выносливости внимания хватает только на нескольких серий, затем глаз перестает замечать мелкие ошибки в технике выполнения выстрела, что приводит к снижению результатов стрельбы.

В процессе многократных и целенаправленных повторений движений, отрабатывая их поэлементно или в целостном движении, у стрелка вырабатывается навык выполнения точного выстрела, т.е. автоматизм точного движения.

Вначале стрелок контролирует правильное выполнение каждого элемента техники выстрела, затем связок из двух или нескольких элементов, затем связки, в свою очередь, образуют целостное движение. По мере повышения точности выполнения движений отпадает необходимость контролировать элементы техники. Они приходят в гармоничную взаимосвязь и воспринимаются стрелком комфортно, как целостное точное движение. В сознании стрелка откладывается целостное восприятие зрительного образа и комплекса мышечных ощущений рационального выполнения движения. По мере достижения высокой спортивной формы стрелок подсознательно воспринимает сбалансированность комплекса зрительных, мышечных и суставных ощущений как единого целого комфортного состояния при выполнении точного выстрела. Теперь внимание его направлено на совмещение мушки с районом прицеливания и своевременной обработке спуска. При выполнении выстрела стрелок акцентирует свое внимание только на восприятие мышечных ощущений работы указательного пальца, остальные элементы воспринимаются подсознательно.

Степень качества и прочности навыка зависит от осознанного освоения движения по частям и в целом. Чем прочнее навык, тем он дольше сохраняется в памяти стрелка и при возобновлении тренировочных занятий стрелок быстрее может восстановить его.

Что надо знать и уметь стрелку-спортсмену!

1. Настроить себя на предстоящую тренировку и конкретные действия на тренировке.
2.Продумать, что конкретно надо делать и как, чтобы добиться поставленной цели.
3. Приступая к действиям внимание свое нацелить на восприятие и оценку производимых движений;
а) зрительная оценка точности движения,
б) мышечное ощущение движения, чтобы оно выполнялось слитно, экономично и точно.
4. Точные, слаженные действия способствуют стабильному попаданию в цель и чувству уверенности в себе. Это чувство надо запомнить и уметь воспроизвести, тогда оно в свою очередь будет основой точных движений.
5. Управление ходом своих мыслей в нужном, заданном направлении. Любая мысль вызывает ответную реакцию организма. Чтобы не было сбивающего фактора, надо учиться удерживать внимание на выполняемых действиях. При удачной стрельбе, когда каждый выстрел попадает в "10", спортсмен невольно начинает подсчитывать результат. В этом случае преодоление привычного уровня вызывает всплеск различных мыслей, а вслед за ними - эмоций. Например: "если сейчас попаду еще три десятки, то серия получится 100 очков, по сумме- МСМК и т.д." В этом случае оценка предстоящего успеха напрямую не связана с выполнением конкретных действий, в программе происходит сбой и в выполнение выстрела включаются лишние группы мышц. 6 Чтобы не было "перехлеста" эмоций, необходимо заранее продумать и дать оценку значимости предстоящих соревнований. Представить свое психофизическое состояние, каким оно может быть в случае удачной стрельбы и каким должно быть! Легче управлять своими действиями, когда внимание направлено на точное выполнение привычных движений. Если мозг постоянно обрабатывает информацию о точности и слаженности привычных движений, спортсмен входит в состояние обостренного восприятия своего "Я". Это наилучшее состояние спортсмена во время тренировок и соревнований!

А теперь о конкретных действиях на тренировке и соревнованиях

Прежде всего надо подготовить себя к предстоящим действиям. Для этого надо войти в контакт со своим "Я". Простейший путь- оценка своих действий через их осознанное восприятие. Выполняя разминочные упражнения с оружием или без него, направить внимание на то, как делается движение, какие группы мышц участвуют активно, какие расслаблены. Не оставлять без внимания дыхание, оно должно задерживаться только на время прицеливания и выстрел.

Выполняя действия с оружием "вхолостую" постоянно давать оценку качеству каждого компонента техники и целостному движению. Добиваться точности и слитности действий. Ни одно действие не должно выполняться "просто так".

Прежде чем приступить к выполнению конкретного движения (компонента) техники выстрела, надо в деталях продумать его правильное выполнение, создать мысленный образ этого действия и только потом его делать. Если сразу не получается, постараться выяснить причину, затем вновь представить правильную последовательность движения, и только потом выполнять с оружием. Бывает, что "заклинивает" и какой-то элемент не получается, хоть тресни. Не стоит заострять внимание на нем, надо перейти к изучению или выполнению следующего действия, которое получается без особых усилий. Состояние уверенного выполнения последнего движения поможет усвоить и предыдущее.

Причиной "отрывов" являются не только технические огрехи, но в большинстве случаев раздвоенность, расползание целостного восприятия своего "Я" и движения. "Проколы" начинаются тогда, когда спортсмен переключает внимание на что-либо конкретное, упуская из виду все остальное. Например, при прицеливании все внимание направлено на удержание мушки в районе прицеливания, а все остальные действия выпадают из под контроля. То есть палец не давит на спусковой крючок, поводка оружия делается не за счет вращения туловища в голеностопных суставах, а стрелок просто валится в сторону движения мишени.

Это были общие пожелания, а теперь о конкретных деталях при подготовке к чемпионату РБ.

С помощью ХТ научиться осознанному восприятию нажатия пальцем на спусковой крючок и при этом "видеть" свои действия изнутри.

Выполнение любого компонента или целостного движения должно восприниматься в связке через обработку спуска.

Параллельно при каждой вскидке по стоячей или по движущейся мишени надо планомерно шлифовать слитность и точность техники выстрела.

Принцип сборки компонентов в целостное движение определен в "Пирамиде мастерства".

10-12 дней посвятить ХТ с целью научиться уверенно обрабатывать спуск, выполняя предыдущее условие:

А) по белому экрану;
б) по увеличенному району прицеливания;
в) по обычному району прицеливания.
г) 3 дня- работа по стоячей мишени без ограничения времени;
д) 3 дня - в режиме МД по СМ;
е) 3 дня по ДМ в режиме
(на разминке - сборка по "Пирамиде"), переход на БД только при условии уверенной и осознанной обработке спуска и точной вскидке в район прицеливания.

При удовлетворительном выполнении техники выстрела - работу продолжим по тактике ведения стрельбы на соревнованиях.

Что нужно развивать стрелку во время тренировок и не только
Резервы и "мелочи", которыми мы пренебрегаем

Использование биоритмов для полноценного отдыха и восстановления.

Согласно биоритмам восстановление нервной энергии происходит с 21 до 0 часов, а мышцы отдыхают полноценно с 0 до 4-5 часов. Зная смену суточных биоритмов, днем в переходные часы, целесообразно отдыхать по 5-10 минут с глубоким расслаблением, граничащим со сном. Эффективность таких перерывов очень высока. Примером могут служить кошки и собаки, перемежающие активное состояние с кратковременным сном. Главное в определении времени отдыха – внимательное восприятие своего состояния. Зевота, короткий вздох и продолжительный выдох являются сигналом к отдыху. Тело, внутреннее Я не обманывают. Надо научиться доверять интуиции, тогда работоспособность и самоотдача будут выше. При правильном использовании пауз во время смены биоритмов бодрости духа и рабочего тонуса мышц хватит на весь день. В первое время паузы в тренировках можно согласовывать по расчетному графику, прислушиваясь к своему состоянию, в дальнейшем интуиция и опыт подскажут, когда делать перерыв в работе.

Накануне соревнований

Для сохранения оптимального состояния следует избегать участия в разговорах, где обсуждаются случаи неудачных выступлений на соревнованиях. Это может касаться не только к случаев, связанных непосредственно с участниками беседы. Негативная информация будет отрицательно воздействовать на задуманную программу предстоящих действий и может скопировать услышанную историю. Если трудно избежать присутствия в таких разговорах, следует направить внутреннюю силу на сохранение программы будущего поведения на огневом рубеже, профессиональных действий и коррекцию психологического состояния.

Основы идеомоторной тренировки

Как научиться мысленному восприятию реально невыполняемых движений?

Выполняется простое движение в исходном положении для стрельбы – подъем руки без оружия до уровня мишени (для скоростных упражнений). Движение делается медленно, внимание на восприятии мышечно-суставных ощущений. Повторять до тех пор, пока четко в памяти не запомнится это мышечное ощущение.

www.shooting-ua.com

Мишенные установки "Т-Медиа"
Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 Мишенный модуль "Призма" Установка мишенная УМ-2Э "Противник" Мишенный модуль "Биатлон"

Наиболее опытные стрелки понимают, что судьба стрельбы решается в их голове. Люди часто говорят о трудных днях, о невозможности сосредоточиться, но что они под этим имеют в виду? Давайте определимся в понятиях.

Чтобы получить хороший результат, стрелок должен непрерывно сопровождать глазами птицу, а руками - постоянно управлять направлением ствола. Любой умственный или физический фактор, который может помешать выполнению этих элементов, приведет к плохой стрельбе.

Если у стрелка болит спина или голова, или он просто устал, его глаза могут блуждать между птицей (которую он зрительно должен держать в надежном захвате) и прицелом ружья. То же самое произойдет, если он по каким либо причинам расстроен, то ли из-за неприятностей на работе или дома, то ли из-за неуверенности в ружье или патронах, или в правильности своих действий. Точка фокуса будет также блуждать, если стрелок чрезмерно озабочен тщательным выцеливанием и делает это очень усердно. Смещение фокуса, а это самая распространенная ошибка, приводит к слишком медленному ускорению стволов, в результате чего весьма вероятен промах в сторону отставания.

Большинство классных стрелков прекрасно сознает важность удержания фокуса на цели (и его естественную тенденцию блуждать), но мало кто понимает, что глазные мышцы для стрельбы необходимо тренировать не в меньшей степени, чем накачивать мощные бицепсы для поднятия тяжестей или гребли. Есть один американский доктор, который предлагает курс "глазной аэробики" для стрелков. Я не предлагаю вам заходить так далеко, но важность понимания того, как ваши глаза влияют на стрельбу и как ваше настроение влияет на глаза, не может быть преувеличена.

Кое-кто может подумать, что я говорю много лишнего, особенно о глазах, в статье, посвященной психологии стрельбы. Но психология - это не черная магия. Это только наука о разуме. В контексте со стрельбой это понимание того, как связаны друг с другом наши мысли и действия. Это способ определить, что необходимо делать для того, чтобы стрельба была успешной. Например, понятие так называемой "концентрации", по сути, является синонимом удержания фокуса на птице. Опытный стрелок не испытывает затруднений в концентрации просто потому, что он вполне осознанно или подсознательно понимает, на чем ему необходимо сосредоточиться. Для новичка концентрация является существенной проблемой, ибо он не знает, чему отдать предпочтение, когда так много незнакомого, и приходит в замешательство. Концентрация - это не только свойство ума, но и результат знания.

Теперь я могу предложить вам порассуждать о том, какой целесообразнее предпринимать подход к стрельбе: осознанный или бессознательный. Я предпочитаю первый просто потому, что он гарантирует меньше случайностей. Если знаешь, что следует делать, то можно сосредоточиться на том, чтобы это сделать. Но только не надо ничего усложнять. Основы стрельбы простые. Некоторые в желании сосредоточиться стараются полностью отрешиться от своих чувств. Они и стрелять пытаются одной головой, забывая при этом, что стрельба - это такой процесс, который является одновременно и искусством и наукой, в котором участвуют и сердце, и разум. Проще говоря, они стали невротиками и не верят в самих себя.

Если моим первым правилом хорошей стрельбы является "следи за птицей так, как будто бы от этого зависит твоя пенсия", то второе правило Ярдли: "верь в себя - черный ящик между твоими ушами много умнее, чем ты можешь о нем подумать".

Если кто-то раз за разом стреляет успешно, то он является частью процесса, в котором трудно отделить себя от других его составных частей. Это как взведенный лук, стрелок и цель немыслимы друг без друга в процессе, который благодаря идее старины Зена, называется стрельбой из лука. И, наоборот, когда кто-то стреляет плохо, разделение очевидно. Когда я наблюдаю за чьей-то стрельбой в качестве инструктора, я всегда ищу, что же выпадает из целого. Я бы уточнил понятие обучения, определив его как процесс поиска и направления того, что выпадает из слаженного процесса стрельбы. Те, кто слишком много переживает из-за пустяков, обрекают себя на состояние, в котором их ум и тело никогда не будут действовать как одно целое.

Если нервный порывистый подход приводит к неудаче, то уверенный является составной частью успеха. Уверенность в охотничьей стрельбе, даже небольшая агрессивность, не только обеспечивает ястребиную остроту зрения, но и улучшает качество поводки. Уверенный стрелок уравновешен и меньше волнуется. Он предпочитает спокойно сопровождать цель, держа щеку на прикладе. Он будет стрелять даже с долей щегольства. И, напротив, человек, неуверенный в себе, будет часто поднимать голову в процессе поводки, чтобы посмотреть, как он это делает, что является следствием его негативной умственной установки. Это, как эффект домино, приводит к смещению назад центра тяжести, прекращению поводки и подъему стволов (и как результат-промах выше и сзади). И все это является следствием маленькой, но скверной мыслишки: "Я не уверен, убью ли эту птичку".

"Хороший выстрел и чистое поражение никогда не гарантированы, но искусный стрелок проигнорирует неудачу и сосредоточит все свое внимание на том, что необходимо сделать, а не на возможном результате".

Если неудача продолжает преследовать вас и этот день оказался не ваш, то вернитесь к основам стрельбы. Впейтесь глазами в птичий клюв так, как будто ваш взгляд - это лазерный луч, заставьте себя положить голову на приклад и непрерывно ведите стволы. Если вы продолжаете промахиваться, то это еще не конец света, и превратите свою неудачу для себя в шутку. Ведь не секрет, что никто не вызывает столько симпатий как мазила. Если вы сомневаетесь, задайте себе такой вопрос: "Кого бы вы предпочли взять с собой пострелять? Мрачного человека, который сбивает все, что ему попадается на глаза, или счастливого занимательного компаньона, который много мажет, но продолжает улыбаться?"

Многие стрелки (в их числе - часть классных стрелков и в других отношениях очень уверенных) испытывают внутреннее беспокойство при стрельбе. Эта тревога имеет различные формы, среди которых обычная боязнь промахнуться, специфический страх перед определенной мишенью или ее местоположением, которые когда-то привели к неудаче.

Тому, кто хочет повысить уверенность в себе, можно посоветовать поработать на специальной площадке с теми мишенями, которые представляют проблему.

Другим рецептом успешной охоты на пернатую дичь в сезоне является летняя практика по диким голубям. Как говорят в армии: "Тяжело в учении - легко в бою".

И вот вы в совершенной уверенности, что ваше оружие и снаряжение в полном порядке, и нет никаких физических препятствий для успешной стрельбы (таких, например, как не совсем подходящие очки). Расслабьтесь. Я понимаю, что это значительно легче советовать, чем сделать.

Надо признать, что волнение, которое вы испытываете, не может быть подавлено полностью. Волнение - это хорошо, это естественная реакция человека на определенные ситуации. Если вы попытаетесь не обращать внимания на него или вытеснить его из вашего сознания, будет только хуже. Находиться в возбуждении - это значит быть все время начеку. Охота - утонченная форма первобытной деятельности человека - возбуждающее занятие, и она впрыскивает в кровь все виды химических веществ. Результат этого воздействия на вашу волю зависит от вас. Одни и те же химические вещества могут вас или взбадривать или угнетать.

В этом месте позвольте мне упомянуть об инвертированном "U". Психолог относит понятие инвертирования к отношению между возбуждением и действием. Оно предполагает, что, нарастая до определенной точки, возбуждение, в которое мы можем включить некоторую степень тревоги или опасения, улучшает действие. Существует, однако, пик, после которого действие ухудшается из-за того, что мы слишком напряжены. Перевозбуждение приносит неприятности подавляющему большинству охотников мужского пола. Они отчаянно стараются не ударить в грязь лицом, ведь от этого зависит их собственное "я". Такая форма отчаяния приводит к чрезмерной агрессии и торопливой манере стрельбы. Нарастает мышечное напряжение, и случаи разрыва мышц у стрелков встречается нередко.

Противоядие этому - побольше холодного рассудка. Даже лучшие стрелки временами страдают от чрезмерного возбуждения. Весь фокус в том, чтобы научиться распознавать эту напасть. У меня показателем возбуждения является чувство напряжения в шее и плечах; когда это случается, я сознательно расслабляю соответствующие мышцы. Стрельба без этой процедуры существенно ухудшала бы результаты.

Потенциальной проблемой является также и чрезмерная самоуверенность. Тот, кто выходит раз в два месяца пострелять без всякой подготовки, не может рассчитывать на приличный результат. Я часто убеждаюсь, что мужчины слишком высокого мнения о себе. Неоднократно я слышал проклятия таких горе-стрелков по поводу их глупых промахов по летящей мишени, в то время как истина проста и заключается в том, что в действительности они не готовились стрелять надлежащим образом. Женщины, по моему мнению, никогда не страдают по этой причине. Они отнюдь не считают, что их пол сам по себе присваивает им естественную охотничью способность. Они сознают необходимос

Стрельба полна парадоксов, она является искусством и наукой расслабления и концентрации. Если это звучит довольно понятно, то сохраняйте зрительный контакт с птицей, не проверяйте свою поводку и получайте удовольствие от времени, проведенного на природе.

Во всех видах стрельбы жизненно важно сосредоточить всю свою энергию на выполняемой задаче и выбросить из головы мишени, которые уже пролетели или которые появятся после (хотя это легче констатировать, чем выполнить). Если вы бьете мимо цели, отправьте вслед за ней и свой промах. Некоторые считают это очень трудным, oднако необходимость поступать именно так очевидно.

Как выигрывать соревнования?

По моему опыту и наблюдениям победа является привычкой. Чем больше вы выигрываете, тем больше вам нравится выигрывать. Это может звучать не совсем красиво, но это факт.

Победа частично достигается мастерством, частично - уверенностью, но больше всего - психологией победителя, сознанием того, что ты не кто иной, как победитель. Тот, кто рассчитывает на победу и сохраняет жажду победы, имеет в соревновании огромное преимущество.

Майкл Ярдли
Перевод с английского Владимира Зверева