План-конспект утренней гимнастики в подготовительной группе. Комплекс утренней гимнастики из подвижных игр

Двигательное содержание

Дозировка, темп, дыхание

Организационно-методические указания

Построение в шеренгу.

Сообщение задач.

Ходьба в колонне обычным шагом

Ходьба змейкой.

Ходьба четверками (разведением)

Перестроения в звенья.

Во время ходьбы не отстаем от товарищей

«Руки вверх с отставлением ноги назад»

И.п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В: 1-руки вверх

2-отставить правую /левую / ногу назад

Руки в локтях не сгибаем

Ногу ставим на носочек

«Повороты в стороны, руки в стороны»

И.п: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В:1- поворот вправо, отвести руки в стороны

2-сказать «вправо»

3- вернуться в и.п.

Темп средний

Руки прямые, на уровне плеч

«Хлопок под коленом»

И.п: пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В: 1-согнуть правую /левую/ ногу в колене

2-хлопок под коленом

3- вернуться в и.п.

Темп медленный

Удерживаем равновесие, спина прямая

Ногу ставим тихо

«Наклоны вперед»

И.п: ноги на ширине плеч, руки на поясе

В: 1-наклониться вперед

2- вернуться в и.п.

Темп средний

Ноги в коленях не сгибаем

«Прыжки на месте, на двух ногах»

И.п: пятки вместе, носки врозь

В: 12 прыжков на месте

Ходьба на месте

12 прыжков на месте

Упражнения на дыхание

Прыгаем легко на носочках, ноги сгибаем в коленях

Перестроение из звеньев в колонну.

Ходьба в колонне обычным шагом.

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке»

Энергично взмахиваем руками

Заключение

Итак, все больше внимания дошкольные образовательные учреждения уделяют физическому воспитанию дошкольников и приобщению их к здоровому образу жизни. Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность. Проблема грамотного планирования и реализации программ двигательной активности и в частности утренних гимнастических упражнений является достаточно важной и нуждается в дополнительном изучении.

Анализ теоретической литературы позволяет сказать, что потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности. Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. Важно отметить, что объем двигательной активности индивидуален. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Гимнастика - важная составная часть физического воспитания. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции.

Примерный конспект утренней гимнастики в средней группе.

Возрастная группа: средняя группа

Образовательная область: физическое развитие

Вид: утренняя гимнастика

Цель: создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений

Способствовать укреплению здоровья детей

    Образовательная:

Совершенствовать основные двигательные умения и навыки; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, при построении в колонну, при перестроении в две колонны; Совершенствовать умение правильно дышать носом

Соблюдать правильную осанку; обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;

    Развивающая:

Развивать все группы мышц, координацию движений, выносливость, точность движений при выполнении упражнений; Способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками

    Воспитательная

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражненим, раскрепощенность, ценность, творчество в движении, дружелюбие друг к другу.

Принципы воспитания и обучения:

принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности.формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.

Принципы дошкольного образования(ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(далее- индивидуализация дошкольного образования);

2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5)возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Методы воспитания и обучения: словесная инструкция, показ, стимулирование занимательным содержанием.

Планируемые результаты:

    в двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.

    Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве.

    Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.

Время проведения: 7:50 – 7.58

Место проведения: музыкально-физкультурный зал

Инвентарь: султанчики по количеству детей,

Литература: «Министерство образования и науки РФ приказ от 17 октября 2013 года, №1155 об утверждении ФГОС ДО»

«От рождения до школы» .Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Название части занятия

Темп, дозировка

Методические указания

Ходьба в колонне по одному.

Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Бег, в сочетании с упражнением на равновесие (по сигналу воспитателя «Цапля», остановиться, встать на одну ногу, руки в стороны)

Медленный

Следить за осанкой, за правильным выполнением движений, согласованностью движений рук и ног.

Инд. Работа с Кириллом, над постановкой ног во время ходьбы.

Следить за дыханием во время бега.

Основная часть

1) Комплекс ОРУ (с султанчиками)

    И.п.: о.с; руки на поясе

1-Поворот головы вправо, 2 – голова прямо, 3- Поворот головы влево, 4 - прямо

    И.п.:, стойка ноги врозь, султанчики в руках вдоль туловища

    Руки в стороны, 2- руки вверх, 3- вперед, 4- вернуться в и.п.

    И.п.: стойка, ноги врозь, султанчики в руках вдоль туловища;

1-3 наклон туловища вниз с касанием пола руками; 4- вернуться в и.п.

    И.п.: стойка ноги врозь, руки вдоль туловища; 1- поднять одну ногу, хлопок под бедром, 2 вернуться в и.п., 3-4 тоже.

    И.п.: о.с, руки на поясе.

1-8 Прыжки на двух ногах на месте с попеременной ходьбой 1-8

Формировать правильную осанку

При повороте головы смотрим на султанчик

Руки прямые, в локтях не сгибаем.

Ноги прямые, в коленях не сгибать.

На счет «4» проверить положение тела

Следить за положением тела, корпус сильно вперед не наклонять, стараться поднять ногу выше.

Следить за работой ног (сгибать и разгибать при прыжках)

Следить за дыханием.

Заключительная часть

Ходьба в быстром темпе. На сигнал «Лягушки» присесть, коснуться пола руками, продолжить ходьбу.

Медленный

Выполнять полный присед, спина ровная.

Восстанавливаем дыхание, вдох через нос- руки в стороны, выдох-руки опустили вниз.

Комплекс утренней гимнастики на воздухе

Старший возраст

«Давайте поздороваемся»

I часть:

1. «Здороваемся с деревьями» - ходьба по дорожке гурьбой.

2. Игра «Давайте поздороваемся» - бег стайкой (гурьбой) в медленном темпе за воспитателем вокруг детского сада, здороваемся со всеми, кто встречается.

3. «Здороваемся с дворниками» - ходьба по пересеченной местности (по участкам).

4. «Поздоровались с березкой» - бег в быстром темпе до березки (20-30 метров, 2 раза).

5. Этюд «Утреннее фото» - «Поздоровались с солнышком»

Движения: Слова:

Вытянуть руки вверх - Встань, как только солнце встанет,

Вытянуть руки вперед - И тихонечко к окошку

Руку луч тебе протянет -

Подставить ладошки - Ты подставь скорей ладошку,

Провести руками по лицу - Пусть тебя увидит мама

Наклониться, дотронуться до - обуви

И умытым, и обутым.

Шагать на месте - Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром

А потом с улыбкой, с песней

Широко развести руки - Выйди к травам, людям, птицам…

Улыбнуться друг к другу - И веселым, интересным

День твой должен получиться!

II часть: Общеразвивающие упражнения:

1. «Так здороваются ладошки вверху»

И.П. – О.С.,

1-подняться на носки, хлопок над

2- вернуться в И.П. (8-9 раз)

2. «Так здороваются ладошки внизу»

И.П. – О.С., руки вверху,

1- опустить руку через

стороны вниз, хлопок,

2 - вернуться в И.П. (8-9 раз).

3. «Ладошки вниз - вверх»

И.П.- О.С., руки внизу,

1- поднять руки через стороны

вверх, хлопок над головой,

2 – опустить руки вниз, хлопок перед собой (10 раз).

4. «Поворот – ладошки здороваются в стороне»

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на

1- поворот вправо, хлопок руками,

2 - вернуться в И.П.,

3-4- то же, влево (по 6

5. «Наклоны» -

И.П. – О.С.,

1 – наклониться вперед, руки вперед, хлопок,

2 - вернуться в И.П. (8-10 раз).

6. «Мах ногой – хлопок» -

И.П. – О.С., руки на поясе,

1- мах ногой вверх, хлопок под ногой,

2 - вернуться в И.П. ,

3-4- то же, другой ногой (по 6 раз).

7. «Присели – поздоровались»

И.П. – О.С., руки внизу,

1- присесть, хлопок перед собой,

2- вернуться в И.П.(8-9 раз).

8. «Выпад – хлопок»

И.П. – О.С., руки на поясе,

1 – выпад вправо, хлопок руками под ногой,

2- вернуться в И.П. ,

3,4 – то же, влево (по 5-6 раз).

9. «Прыжки в паре»

Прыжки на двух ногах, лицом к товарищу, ладошки перед собой,хлопать друг друга в ладоши (по 30 прыжков в чередовании с ходьбой на месте, держа друг друга за руки – 2 раза).

10. «Вот и поздоровались!» - упражнение на дыхание, вдох – на выдохе произнести слова.

III часть:

1) Подвижная игра «Здравствуй, сосед! »(рус. нар.)

Правила игры: Играющие делятся на две равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки – ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку:

«Здравствуй, сосед!» Тот к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим.

Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими. Примечание:

1- дети должны повторять движения ведущего,

2- тот, кто не точно выполняет движения, выходит из игры,

3 – движения должны быть разнообразными: на левой ноге, на подскоках, на двух

ногах, боком и т.д.

2) Коммуникативная игра «Дрозд».

Дети стоят в парах, говорят слова и выполняют движения.

Слова: «Я – дрозд, и ты – дрозд, у меня хвост, и у тебя хвост, у меня сладко, и у тебя сладко, у меня гладко, и у тебя гладко. Мы друг друга любим!»

Комплекс ритмической гимнастики

Средняя группа

I Оздоровительная часть- 4 минуты:

1. Пальчиковая гимнастика – «Моя семья», «Зверята».

2. Дыхательная гимнастика

«Кошка фыркает» или «Насос»

3. Оздоровительная игра- «Кто самый громкий?».

4. Артикуляционная гимнастика – «Трубочка», «Часики», «Конфетка».

II Основная часть – музыкально-ритмические композиции- 12 минут:

1. Танец «Ки-Ко-Ко»

2. Танец «Полкис»

3. Полька «Карабас»

4. Танец «Чунга - Чанга»

III Оздоровительная часть – 4 минуты:

1. Дыхательная гимнастика – «Журавль», «Ветерок».

2. Самомассаж

3. Пальчиковая гимнастика – «Музыкальные инструменты».

Комплекс утренней гимнастики из подвижных игр

Старшая группа - I квартал

I. Вводная часть: построение свободное, перестроение в колонну.

1.Ходьба обычная – «Темным лесом, пестрым лугом мы шагаем друг за другом».

2.Ходьба с высоким подниманием колена – «Чтоб росы с травы не сбить – ноги поднимаем».

3.Ходьба змейкой – «И между деревьями змейкой мы шагаем».