Образ героя лука из пьесы на дне. Образ и характеристика луки в пьесе на дне горького сочинение

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука - странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме - в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин - мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Пьеса «На дне» является новаторским произведением М. Горького. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле его жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи. восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных формах они ни представали.
В ночлежке живут люди «дна», босяки. - бывший богач, бывший актер, бывший рабочий, вор, проститутка. Опустившись на «дно», они не смогли уйти от жизни, она настигает их и здесь. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща, Актера.
В среде этих ожесточившихся людей появляется Лука Он странник. С его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего вспомнить хорошего в жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем его жизненный опыт таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И он безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том сеете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири.
Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовке образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Однако, если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства и проще и в то же время сложнее. Он просто не очерствел душой. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: «Он врал... но - это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает, он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным.
Лука не лжет людям, он просто верит в них и верит им. Он верит в силу слабого Актера, и тот, пока в него верят, сам загорается верой в то, что сможет изменить и исправить свою жизнь. А лишившись поддержки, сорвавшись, запив, он вешается. Не потому, что разбита хрупкая ложь о лечебнице, где лечат от алкоголизма (что, кстати, и не ложь), но потому, что разбита хрупкая истина о его человеческом достоинстве, об уважении, которое может питать к нему другой человек. Лука верит в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что и у нее была чистая и высокая любовь, и Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. А разве тоска по чистой и высокой любви - это не любовь? Разве это не истина обретения любви? Но когда вокруг нее остаются только издевающиеся над ней люди, она теряет всякую любовь и желает им смерти.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека может только добро, а не насилие и тюрьма: «Человек может добру научить.... Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился».
Итак, в пьесе главный носитель добра - Лука. Он желает людям добра, жалеет их, старается помочь словом и делом.
Обычно против Луки обращают монолог Сатина. Но, во-первых, Сатин сам в начале своего монолога говорит, что никто не понимает, что такое Лука, а он, Сатин, понимает и ценит его. А потом - нужно вдуматься в слова, которые Сатин говорит.
Он говорит, что ложь - религия рабов и хозяев, а правда - бог свободного человека. Но все, кого мы видим в пьесе, совсем не похожи на свободных людей. Они - худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они - те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. «А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?» - говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин.
Человека не надо унижать жалостью, далее утверждает Сатин. Человека нужно уважать. Но что такое для него человек? «Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... 3 одном!.. Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все - для человека». Но Лука менее радикален, его объяснение, почему надо уважать человека, гораздо более способствует уважению тех людей, которые живут рядом с нами, даже самых потерянных и несчастных. «Все. милачок, все, как есть, для лучшего живут! - говорит Лука. - Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать, ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте». Получается, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и еще не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.
Те мерзости, которые говорят друг другу остальные персонажи, вовсе не есть правда. Это какая-то видимость правды, это душа человеческая, увиденная без любви к ней. А без любви и самое прекрасное может показаться отвратительным. Лука чувствовал боль и унижение каждого человека, с которым его сводила жизнь, поэтому он каждому умел подарить надежду. Главные его слова в пьесе, как мне кажется, это: «Всяк человек своей цены стоит». А это значит, что всякий, как бы низко он ни пал, всегда может подняться.

/ / / Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»

Прочитав пьесу « », передо мною открылась одна из самых глобальных проблем, на которую пытался сделать акцент автор произведения. Конечно же, это проблема приятной лжи и горькой правды.

Максим Горький написал свою пьесу в 1902 году, накануне революции. Именно в это время в обществе появилось так много людей, которые от своей бедности и безутешности скатились на самое дно, они совершенно перестали видеть и верить в счастливое будущее, они захлебнулись черствостью суровых будней, они погрязли в грязи, из которой не выбраться.

Главными персонажами пьесы являются Сатин, Актер, слесарь Клещ, Квашня – торговка пельменями, проститутка Настя. Кем они были в своей жизни? Никем! Не нужными и невостребованными в обществе. От этого, их внутренний мир совершенно перестал существовать. Они просто отбывали свои дни, веря в любовные рассказы, заливая горло алкоголем, живя мечтами о прекрасном будущем. Казалось, для них все закончено. Но тут, появляется образ странника – Луки, который переворачивает их жизни, меняет все вверх дном.

Лука – интересный и достаточно неоднозначный персонаж. Он использует лож, сладкую и чистую, чтобы пробудить во всех этих «утоплениках» желание жить. Он придумывает мифы и рассказы о том, что все может быть хорошо.

Умирающей Анне он обещает облегчение после смерти. Актера побуждает воздержаться от алкоголя и продолжить лечение в бесплатной клинике. Настю выслушивает и подбадривает верой в существование истинной, чистой и крепкой любви.

В словах странниках была ложь, она искушала людей, пробуждала в них веру. Но, в конечном итоге, все иллюзии разрушились и привели к еще более трагичным последствиям.

Так как же нам оценивать Луку, как характеризовать его образ, куда относить – к добру или к злу?

Своими действиями он хотел научить людей верить во что-то светлое и хорошее. Он пытался пробудить в них человеческие качества. Лука испытывает жалость ко всем персонажам. Он, не смотря на свою ложь, хочет хоть на мгновение осчастливить этих убогих и «погибших» людей. И у него это получается.

Скорее всего, обманутые просто не смогли справиться со своими эмоциями, и снова рухнули на привычное для них дно. Борьба за жизнь и стремление к лучшему – это не их главные качества. Поэтому, сладкая ложь странника Луки и сыграла с ними злую шутку. Его добрые намерения создать хоть немного счастья для этих людей не сработали. Каждый открывает образ странника по-своему. Лично для меня, он остался загадочным и не раскрытым до конца.

Характеристика Луки в пьесе Горького «На дне».

В пьесе « На Дне» Максим Горький показывает нам жизнь и нравы обитателей ночлежки. Ночлежка – грязный и полутемный подвал. Здесь тесно и душно, но вырваться из этого мирка обитателям ночлежки некуда, они уже давно морально сломлены

Образ Луки у Горького — это самый светлый образ из всех обитателей ночлежки. Сам Горький неоднозначно относится к Луке, но считает его положительным героем. У многих жителей ночлежки появление Луки вызывает раздражение, но кто-то и рад его появлению, например Анна. Лука пытается успокоить ее перед смертью: «Помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!» Многие считают, что это ложь, но для верующего человека, каковым является Лука, это не ложь, а правда.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице, где его излечат от пьянства. Он с состраданием выслушивает всех жителей ночлежки, Настю с её романтическими фантазиями. Лука заведомо говорит неправду, говорит то, что хотят услышать его собеседники. Пусть Лука лжёт, но после разговоров с ним людям становится легче, они обретают веру и надежду. Лука помогает ночлежникам увидеть темные стороны своих душ, но не винит их самих в этом, а винит обстоятельства. У жителей ночлежки нет будущего, они живут сегодняшним днем, у них одна судьба, и они уже не надеются ее изменить. Но приходит Лука, и все так или иначе реагируют на его появление, никто не остается равнодушным. Одни видят в нем проходимца и обманщика, а другие — ласкового и доброго человека.

Ложь Луки иногда вызывает непонимание. Что это за «хорошая сторона Сибирь», куда он предлагает отправиться Пеплу с Наташей? Сибирь — далеко не благодатный край, и путь туда труден. Но не напрасно Пепел, вор с раннего детства, так цепляется за мечту о лучшей жизни в Сибири. Есть в Луке что-то, что заставляет людей доверять ему.

Лука много повидал и испытал на своем веку. Он верит, что всякий человек достоин жалости. Он убедился на своем горьком опыте, что в мире почти не осталось ни правды, ни справедливости.
Лука — удивительный человек. Он улавливает мечты каждого обитателя ночлежки и помогает им осуществиться. У ночлежников уже нет целей в жизни, что так важно для каждого человека. Ключом к пониманию жизненной философии Луки является рассказанная им притча о человеке, который мечтал о праведной земле, где живут хорошие люди. Но оказалось, что этой земли не существует, и он с горя повесился.

Ночлежники считали, что Лука вселил ложную надежду в их души, но он не врал, а лишь поддерживал в них веру в себя, в свои силы и возможности. Но вера оказалась непрочной, и с исчезновением Луки тут же угасла. Все дело в слабости самих героев, в неспособности и нежелании что-либо сделать, чтобы противостоять обстоятельствам, которые обрекают их на существование в ночлежке Костылевых.

К Луке тянутся люди, потому что он всегда им сопереживает. К нему располагает его человеколюбие, его потребность делать добро, стремление помочь нуждающимся, чем только можно. У Луки нет никаких особенных убеждений. Лука умеет становиться эхом других людей. Он — зеркало, в котором отражаются души тех, с кем он беседует. Лука мудр, потому что он не только делится своим опытом, но и впитывает опыт других людей. Людям хочется простой, лёгкой жизни, потому им проще верить сказкам Луки, чем лозунгам Сатина.

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех. Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях». Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых - что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы. Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация - попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», - внушает он). Развязка - крушение всех иллюзий - связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

Лука - старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии - тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка. Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», - говорит Актер Сатину. - «Дурак, дважды убить нельзя», - восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику - где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,- житье ваше - о-ой!»

Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», - скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

Сконфуженный Барон отвечает:

Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но - они никуда не годятся.

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку. Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер - Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит»). Приласкал Лука смертельно больную Анну - и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.» Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека - «дедушку», «отца».

Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», - обращается он к смертельно больной Анне.

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука - лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя - все исповедуются ему - так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» - синонимы): «Любить - живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны. «Хорошие мужики! Не пожалей я их - они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом - суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма - добру не научит, а человек - научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение - люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька - вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену - но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний. Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков. Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом - и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи. Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса. И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду. Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»- и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует - удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

Эх …испортил песню… дур-рак

«Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, - вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

Четвертое действие пьесы - это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека». Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека - жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства. А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

«Хороший был старичок!» (Настя);
«Он жалостливый был…» (Клещ);
«Старик хорош был… закон душе имел!..»;
«Не обижай человека - вот закон» (Татарин).

Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» - А - для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю. Свои размышления над проблемой, что лучше - безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины». Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя. И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам. Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.