Научные открытия в спорте. Знаменитые ученые, которые были чемпионами в спорте. «Умный» футбольный мяч adidas MiCoach

Современная спортивная наука представляет собой целую отрасль производства знаний о физической культуре и спорте. Отдельные ученые, исследовательские коллективы и институты постоянно работают над теоретически и практически значимыми проблемами, выявляют ранее неизвестные законы и тенденции в области социальных, экономических и естественных наук физкультурно-спортивной направленности. Представителями спортивной науки выдвигаются новые гипотезы и теории, разрабатываются различные концепции, делаются изобретения и открытия.

Понятие «спортивная наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – совокупность полученных к данному моменту научных знаний, образующих целостное представление о физической культуре и спорте. Непосредственные цели спортивной науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений соревновательной и физкультурно-оздоровительной деятельности, составляющих основной предмет ее изучения. Спортивная наука накапливает знания о физической культуре и спорте, систематизирует и анализирует их, а также выдает практические рекомендации по наиболее рациональному использованию полученных знаний.

Спортивная наука является основной движущей силой физической культуры и спорта, ядром научно-технического прогресса этой сферы. Без развития спортивной науки ослабевают и принимают застойный характер достижения профессионального спорта, спортивного образования, массовой физической культуры. Современному спорту постоянно требуются новые методики тренировки, тренажеры, витамины и пищевые добавки, снаряжение и амуниция. Помимо этого, физкультурно-спортивной отрасли требуются качественные правовые акты и законы, более совершенные модели взаимодействия государства и спортивного бизнеса, работы с болельщиками и спонсорами, эффективные способы борьбы с вредными привычками и многое другое.

Однако достижение хороших результатов в спортивной науке становится делом трудновыполнимым и даже вовсе неосуществимым без надлежащего менеджмента, умелого управления ресурсами, финансами и инновациями.

Общая задача эффективного управления спортивной наукой распадается на ряд подзадач, которые требуют оптимального решения. Назовем эти подзадачи.

1. Определение приоритетов в спортивной науке . С точки зрения менеджмента чрезвычайно важным является определение стратегических целей и задач в спортивной науке, выявление «прорывных направлений», на которых следует сконцентрировать исследования и финансирование. Иными словами, финансовые и интеллектуальные ресурсы отрасли физической культуры и спорта следует направлять на решение тех задач, которые в обозримом будущем дадут максимальный эффект, станут тем ведущим звеном, потянув за которое, можно вытащить всю «цепь науки» на качественно более высокий уровень.

Однако выяснение таких «точек роста» – задача весьма непростая и противоречивая. Никто не может точно сказать, какое из направлений научных исследований даст в перспективе наилучший результат. Здесь можно говорить лишь о вероятностных категориях. Управленческим структурам следует также определиться, в какие отрасли следует направлять большую часть ресурсов – в фундаментальные исследования (главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов развития природы и общества, причин возникновения явлений и взаимосвязей между ними) или в прикладные разработки (направленных на изучение путей и способов практической реализации выводов фундаментальных исследований). Выбор пропорций финансирования и привлечения иных ресурсов осуществляется с учетом сроков окупаемости, конкурентоспособности (по сравнению с аналогичными разработками зарубежных исследователей) и капиталоемкости проектов. Таким образом, главной задачей менеджмента в данном вопросе является определение приоритетных задач и направлений финансирования спортивной науки с учетом имеющихся объективных предпосылок, фактов и будущих перспектив.

2. Определение необходимого количества научных работников . Важнейшей задачей государственного менеджмента в сфере физической культуры и спорта является выявление требуемой численности исследователей и научно-педагогических работников для спортивной науки и спортивного образования. Таким государственным структурам, как Министерство образования и науки, Министерству спорта, туризма и молодежной политике РФ необходимо располагать сведениями об оптимальной численности профессоров, доцентов, старших и младших научных сотрудников, аспирантов и соискателей.

Подбор и подготовку научных кадров для спортивной науки можно производить по разным критериям – например, исходя из сумм выделяемого государством финансирования или опираясь на численность сотрудников с учеными степенями в прошлые годы (или в развитых странах). Совершенно очевидно, что в данном случае важно не количество, а качество исследователей, их мотивация, научные заделы и талант. Не менее значимы такие факторы, как функционирование научных школ, иногородние и зарубежные контакты ученых (проведение совместных исследований, научно-практических конференций, съездов и симпозиумов), обмен научными данными и проч. Задача менеджмента спортивной науки состоит в рациональном сочетании всех компонентов качественной подготовки научных кадров для отрасли физической культуры и спорта, в адекватном финансировании таких статей, как зарплата сотрудников, закупка исследовательского оборудования, финансирование исследовательских коллективов, вузов и НИИ, поддержка молодых ученых и т.п. В этих вопросах весьма нежелательны диспропорции, которые искажают оптимальные сочетания уровней доходов научных работников высокой и средней квалификации, а также начинающих исследователей. Недопустимы перегибы в части финансирования научных программ и в сфере социальной защиты ученых, в практике научных обменов и «утечки умов».

3. Модернизация органов управления спортивной наукой . Цели и задачи управления спортивной наукой не остаются статичными и навсегда зафиксированными. Они могут меняться с течением времени в соответствии с уровнем развития экономики, материальной и интеллектуальной базы отрасли. Потребности профессионального и любительского спорта также претерпевают изменения, запросы индивидов и физкультурно-спортивных организаций постоянно растут и под обновленные запросы формируются новые цели и задачи отрасли физической культуры и спорта.

Под скорректированные цели и задачи сферы физической культуры и спорта выстраивается и структура управления спортивной наукой, которая формируется не произвольным способом, а с учетом достижений и рекомендаций спортивного менеджмента, ведущих ученых и исследовательских коллективов отрасли. С развитием рыночных отношений и появлением целых отраслей спортивного и около-спортивного бизнеса (букмекерства, тотализаторов, частных спортклубов, коммерческих соревнований и т.п.) по иному должна выстраиваться система управления физической культурой и спортом, на новой основе выявляться потребности в физкультурно-спортивных услугах широких слоев населения и представителей профессионального спорта.

На все вызовы времени должна адекватно реагировать система управления физкультурой и спортом. В частности, необходимо своевременно вносить изменения в структуру управления отраслью, оперативно обновлять кадровый состав (доверяя молодым спортивным менеджерам с новыми идеями и знаниями ответственные посты), реформировать систему подготовки и переподготовки спортивных кадров, внедрять более совершенные управленческие технологии. Все это позволит управлять отраслью физической культуры и спорта в духе времени, адаптировать ее под новые цели и задачи в сжатые сроки.

4. Управление взаимодействиями по линии «спортивная наука – производство» и «спортивная наука – потребление» . Достижения спортивной науки в малой степени востребуются обществом и экономикой без надлежащей работы механизмов освоения инноваций промышленностью и потребителями. В рыночной экономике оказывается недостаточным сделать значимое открытие или изобретение. Важно данное открытие или разработку довести до массового производства, убедить потребителей в полезности и удобстве нового продукта, побудить покупателей приобрести предлагаемый продукт.

Практика показывает, что самопроизвольно такие механизмы не возникают на ровном месте, а тем более не начинают вдруг эффективно работать. Для их создания и запуска требуется кропотливая организационная и управленческая работа, нужны соответствующие условия, мотивация, нормативно-правовые акты. Создать и запустить механизмы производства инноваций и внедрения их в производство – во многом задача органов управления физической культурой и спортом.

Следует отметить, что модернизация управления спортивной наукой в нашей стране хотя и не вполне оперативно и качественно, но все-таки проводится. За последние годы сделано немало – начаты исследования по новым, ранее не разрабатываемым направлениям (спортивной юриспруденции, спортивному маркетингу и проч.), стали налаживаться контакты с иностранными учеными, активизировались научные обмены. В то же время говорить о крупных достижениях российской спортивной науки пока рано. Хроническое недофинансирование, постоянные перетасовки в структурах управления спортом и спортивной наукой, наконец, неадекватно низкий статус спортивной науки – вот далеко не полный перечень наиболее проблемных узлов, которые необходимо расшить в ближайшие годы.


На этой неделе в Москве проходит Чемпионат Мира по легкой атлетике, на который съехались лучшие спортсмены со всего мира. Но современный спорт – это не только физические достижения, но и технологии . О десятке лучших примеров слияния физики и физиологии пойдет речь в этом обзоре.



Интерактивные очки Recon Jet созданы, в первую очередь, для того, чтобы помочь любителям активных видов спорта. Они оснащены процессором, камерой, снимающей видео в HD-разрешении, слотом памяти, беспроводными интерфейсами и 3D-акселератором. Пользоваться этим девайсом можно и летом, и зимой.




Иногда появление какого-то нового девайса становится началом рождения нового вида спорта. Подобное случилось и с устройством под названием Flyboard, которое позволяет человеку буквально летать над водой, выполняя при этом невероятные кульбиты.




Компания NIKE запустила в Мадриде необычный спортивный и социальный проект. Она создала микроавтобус, который может ездить из района в район и создавать на площадях, парковках и прочих пустырях лазерный вариант спортивной площадки. Достаточно лишь отправить СМС на нужный номер, указав в нем время и место.




Иногда не только технологии влияют на спорт, но и спорт на технологии. В качестве одного из самых ярких примеров тому можно назвать появление миниатюрного аудиоплеера iPod Nano, который компания Apple создала специально для нужд людей, занимающихся спортом. Ведь им нужен был очень компактный плеер с быстрым и удобным доступом к музыке во время тренировок.




Не так давно компания Adidas запустила технологию цифрового тренера под названием MiCoach. К этим ее начинаниям присоединилась главная футбольная лига США – MLS, которая решила оснастить каждого игрока и тренера в каждой из девятнадцати команд комплектом девайсов, контролирующих его физическое состояние во время матчей и тренировок.




Иметь доступ к современным технологиям на стадионе должны не только спортсмены, оганизаторы и судьи, но и зрители. Понимая это, команда по американскому футболу San Francisco 49ers возводит стадион Santa Clara Stadium на 69 тысяч мест, который после завершения строительства станет спортивной ареной с самой высокой в мире плотностью покрытия Wi-Fi.




MINI MINI – это уменьшенная в четыре раза копия автомобиля MINI E. Создана она была ограниченной партией специально к Олимпийским Играм 2012 года в Лондоне. И предназначено это транспортное средство для обслуживания состязаний – перевозки копий, ядер, дисков и прочего спортивного инвентаря.




Камеры из серии GoPro – это излюбленный девайс людей, занимающихся экстремальными видами спорта. Ведь этому устройству не страшна ни вода, ни жара, ни холод, ни удары. Оно будет снимать ваши занятия спортом в любых условиях, чтобы потом у вас была возможность продемонстрировать свои достижения всему миру!




Уже несколько лет существует футбольный мяч, который в автоматическом режиме определяет, пересек он линию ворот или нет. miCoach Smart Ball от Adidas умеет куда больше. Он может выступить в качестве личного тренера для футболиста, помогая тому отточить мастерство по нанесению разнообразных ударов (пенальти, штрафной, на дальность, угловой и т.д.)




C-Ring Dumbbells – это гантели, которые сами подсчитают количество сожженных вами во время тренировки калорий, и, в зависимости от показателя, будут светиться разными цветами. Зеленый означает, что вам еще тренироваться и тренироваться. Желтый – что тренировка в самом разгаре. А красный – что вам уже достаточно нагрузки на сегодня.


Именно об этом говорили с 30 ноября по 2 декабря в Москве на Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском спорте и спорте высших достижений.

К чему менять мышление?

По признанию организаторов конференции, с начала 90-х прошлого века отечественная спортивная наука прилично в своём развитии отстала. И, даже если в каких-то её областях и происходили прорывы, то тренеры и спортсмены узнавали об этом далеко не сразу.

«Главная проблема в этой сфере, - поясняет Александр Ваваев, начальник Управления научно-методологического сопровождения Центра, - в том, что все специалисты, работающие с нашими спортсменами, разобщены. И эту конференцию мы задумали, чтобы их свести и дать возможность работать в едином направлении - пусть слушают и слышат друг друга, находят общий язык. В конечном счёте работа в одном направлении - организм спортсмена».

В Москву съехались не только ведущие российские специалисты, но и приглашённые из-за рубежа. Прибыли самые сильные учёные в области спортивной кардиологии - представители питерской школы, здесь выступали спортивные психологи, речь шла о спортивной биомеханике, о питании для спортсменов, о гипоксических тренировках, говорили специалисты в сфере спортивной физиологии, детской спортивной медицины, шли мастер-классы «по практике».

Изюминкой встречи стал круглый стол «Спортивная наука в России: достижения, проблемы, перспективы». «Я обязательно хотел привлечь внимание всех собравшихся к системе оплаты труда тренеров, - говорит А. Ваваев. - Надбавки даются только за конкретные сегодняшние результаты, а о долгосрочной перспективе как будто никто не думает. Молодёжь с набором травм вместо оздоровления выгорает и зачастую сходит с дистанции. Думаю, мышление в этом вопросе надо менять, работая на перспективу».

Куда записать ребёнка?

«Дети - потенциал здоровой нации, - считает Кадрия Ахмерова, директор Центра . - Как врач-гематолог и педиатр уверена, что только физкультура и спорт помогут нам в вопросе улучшения национального генофонда. И речь здесь не только о спорте высших достижений».

Более 120 видов спорта предлагает Москва своим маленьким гражданам, весь детский спорт в городе бесплатный. С 1 октября столичный Департамент спорта и туризма запустил новый проект «Помощь родителям в выборе спорта для детей» - на 11 московских площадках специалисты подбирают подходящее каждому конкретному ребёнку направление во избежание возможных ошибок.

Участники конференции узнали первые итоги работы программы, а сотрудники Центра с удовольствием выслушали советы и конструктивные замечания специалистов.

Самым значимым результатом форума его организаторы и участники хотели бы видеть создание Всероссийского общества спортивной науки, что, по их мнению, повлечёт за собой конкретную работу и консолидацию. Предполагаемый банк данных в области спортивной науки, подобный норвежскому, станет аккумулировать все методические рекомендации и последние достижения в этой области, оказывая неоценимую комплексную помощь тренерам и спортсменам.

Кандидат педагогических наук, профессор Т.М. Абсалямов

«Наука - спорту». Эти слова всё чаще встречаются на страницах газет и журналов, произносятся с трибун совещаний и конференций. Сотни и тысячи научных работников в разных странах изучают различные стороны многогранного явления, каким стал в наше время спорт высших достижений. В научной работе используются самые современные приборы с привлечением точнейших методов математики, физики, биологии и т.п.

И все же, задавая специалистам вопрос: «А каков практический вклад науки в достижение высших спортивных результатов?», можно получить целый ряд противоречивых, порой взаимоисключающих точек зрения.

Первую из них можно выразить следующим образом: «В настоящее время влияние науки на спорт так велико, что борьба, происходящая на беговых и водных дорожках, на рингах и игровых площадках, - это только небольшая, видимая над поверхностью воды, верхушка айсберга. Главное же скрыто от глаз зрителя, основная борьба происходит в тиши лабораторий, вычислительных центров и конструкторских бюро, откуда приходят математически рассчитанные программы тренировок и рационы питания, препараты, ускоряющие восстановление и повышающие работоспособность, новый спортивный инвентарь и тренажерные устройства. Пройдет еще несколько десятилетий - и спортсмен превратится в некое подобие баллистической ракеты, высота, дальность и направление полета которой полностью определяются программой, заложенной в нее конструкторами».

Есть немало фактов, свидетельствующих в пользу этой точки зрения, однако в то же время существует и другая, прямо противоположная ей. Ее можно было бы сформулировать так: «Научные работники действительно много и подробно исследуют спортсменов высокого класса. Однако результаты этих исследований находят отражение в статьях, диссертациях, монографиях, разработке новых теорий и ничего или почти ничего не дают спортсмену и тренеру». Нельзя не отметить, что защитники этой точки зрения также могут привести немало примеров, свидетельствующих в ее пользу.

При наличии столь диаметрально противоположных мнений истина, как правило, находится где-то посередине. С одной стороны, тезис о «засилье» науки в спорте опровергается примерами целого ряда спортсменов (здесь можно сослаться на некоторых американских пловцов), которые пришли в элиту мирового спорта прямо из клубов, в которых не только не ведется никакой научной работы, но нет даже врача или медсестры. В то же время многие ведущие тренеры и спортсмены, как у нас в стране, так и за рубежом, испытали бы серьезные затруднения, если бы вдруг лишились помощи со стороны медиков и биологов, если бы остались без видеозаписи, восстановительных комплексов, других средств и методов, в настоящее время прочно вошедших в практику тренировки.

Каковы же на сегодняшний день основные пути внедрения результатов научных исследований в практику спорта? В первую очередь нам хотелось бы обратить внимание читателя на то, что иногда упускают из виду, обсуждая конкретный вклад спортивной науки в дело достижения высоких спортивных результатов. Мы имеем в виду данные фундаментальных общетеоретических разработок. Поколения советских тренеров еще в процессе учебы в институтах впитали в себя основные положения нашей системы физического воспитания, теории и методики спортивной тренировки. На многочисленных тренерских конференциях, семинарах, дискуссиях неоднократно обсуждались и обсуждаются основные положения этой теории. Подчас мы считаем ее само собой разумеющейся, и порой тренер, планируя подготовку своих учеников, исходит из общетеоретических положений профессоров Н.Г. Озолина, Л.П. Матвеева или В.В. Кузнецова, не вспоминая при этом об их авторах и в определенной мере уподобляясь тому мольеровскому герою, который всю жизнь говорил прозой, даже не подозревая об этом. Мы привыкли к тому, что у нас существует стройная и логичная система спортивной тренировки, ждем и требуем от спортивной науки оперативной и все новой информации, конкретных рекомендаций. В значительной мере это объяснимо и справедливо. Однако есть и другая сторона медали. Автору этой статьи довелось читать курс лекций на европейском семинаре тренеров по плаванию. Особенно запомнилось то, с каким обостренным вниманием слушатели (а среди них было немало ведущих тренеров национальных и сильнейших клубных команд Европы) воспринимали именно общетеоретические положения о взаимосвязи различных сторон тренировочного процесса, о его периодизации, непрерывности, то есть те вещи, которые изучают у нас еще на студенческой скамье, но которые от этого не утрачивают своего значения.

Второй путь внедрения результатов научных исследований в практику спорта в настоящее время называют научно-методическим обеспечением тренировочного процесса. Научный работник, идущий по этому пути, внедряет свою разработку - новый тренажер, метод тренировки или способ контроля за подготовленностью спортсмена - непосредствен но в работу конкретной команды, конкретного тренера, определенной группы спортсменов.

Вышесказанное, естественно, не предполагает, что между этими двумя формами существует некая непреодолимая граница. Напротив, они тесно взаимосвязаны. Существующая в настоящее время система научного обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов предусматривает следующие формы работы:

Прогнозирование спортивного результата, необходимого для достижения успеха на различных этапах подготовки;

Анализ и моделирование соревновательной деятельности спортсмена;

Анализ и моделирование различных сторон подготовленности спортсмена;

Анализ и программирование спортивной тренировки, направленной на достижение запланированного результата.

Работа по каждому из этих разделов складывается из контроля за состоянием спортсмена, который в общем виде представляет собой проверку соответствия различных сторон его подготовленности модельным характеристикам, и из разработки новых методов тренировки, восстановления и способов контроля за их воздействием на организм спортсмена.

В течение долгого времени в спортивной науке господствовал преимущественно аналитический подход. Это означало, что исследователь избирал предметом своей работы одну из сторон подготовленности спортсмена, изучая, как правило, одну из систем его организма. Результатом такой работы являлись данные о том, как работает, например, сердечно-сосудистая система спортсмена в покое и при нагрузках различной интенсивности; каких максимальных показателей производительности достигает она у квалифицированных спортсменов; как меняются эти показатели на различных этапах подготовки. Эти данные сами по себе были весьма интересными, более того, в нашей сегодняшней работе мы в значительной мере опираемся на них. Но их практическое использование в процессе управления тренировкой затруднялось из-за их фрагментарности, оторванности от исследования дееспособности других систем организма и сторон подготовленности спортсмена.

Приведем несколько достаточно простых примеров.

Пример 1. Исследователь провел работу, в которой показал, что сила мышц, участвующих в рабочем движении, в значительной мере влияет на спортивный результат. В ходе экспериментов им была разработана аккуратная методика тестирования силы этих мышц. Желая внести конкретный вклад в подготовку спортсменов, исследователь приходил в команду с предложением провести измерения, оценить силовые возможности спортсменов, дать рекомендации по их совершенствованию. Предположим, что такая работа проводилась. Как правило, результаты бывали следующими. Во-первых, выяснилось, что выводы, справедливые для большой группы спортсменов различной квалификации («больше сила - лучше результат»), не оправдались при исследовании небольшой группы спортсменов высокого класса. То есть в этой группе спортсмены, показавшие высшие результаты во время тестирования, подчас не блистали на соревнованиях, и напротив среди чемпионов и рекордсменов встречались спортсмены с весьма посредственными силовыми показателя ми. Итог - недоумение исследователя и весьма нелестные отзывы тренеров о данной работе и спортивной науке вообще.

Пример 2. Предположим, что в то же время другой исследователь разработал методику, с помощью которой можно в короткий срок увеличить силу тренируемых мышц. С самыми лучшими намерениями он появляется в команде, предлагая опробовать свой метод. Вновь предположим, что он встретил взаимопонимание и получил возможность реализовать свои разработки. Через некоторое время выясняется, что сила мышц действительно увеличилась, но спортивный результат в лучшем случае остается прежним. Итог - тот же, что и в первом примере.

Автор этих строк неоднократно оказывался в положении и первого, и второго исследователя, поэтому может с полной ответственностью заявить, что основным источником ошибок было забвение достаточно простой и общеизвестной истины: человеческий организм - это целостная система, и система чрезвычайно сложная, а спортивный результат есть функция огромного числа переменных.

Основа для действительно плодотворного сотрудничества тренеров и научных работников была заложена с появлением и внедрением в науку и практику спорта системно-структурного подхода. В книге «Современная спортивная тренировка» В.Н. Платонов, в частности, пишет: «Исследование системных объектов всегда было присуще науке. В частности, необходимо признать, что в работах, изданных и 30-50 лет назад, тренировка спортсмена рассматривалась как целостная система. Однако исследователям этой системы, за редким исключением, был присущ исключительно аналитический характер с последующим синтезом имеющихся данных. В противоположность этому системное исследование объекта выдвигает на первый план синтез знаний, но такой синтез, который не завершает анализ, а выступает в качестве исходного принципа исследования» (Киев: Здоровье, 1980, с. 24). Системная ориентация исследования предполагает прежде всего то, что любое явление, каким бы сложным оно ни было, есть часть некой еще более сложной системы и в то же время, каким бы простым оно нам ни казалось, состоит из целого ряда подсистем, связанных друг с другом, зависящих друг от друга и влияющих друг на друга. При первом знакомстве с принципами системно-структурного подхода могут возникнуть две мысли: 1) это де само собой разумеется, 2) какой из этого может быть практический выход в нашей работе?

Можно считать, что приведенные выше примеры достаточно хорошо иллюстрируют, как можно не учитывать в работе даже «сами собой разумеющиеся» истины. Что же касается вопроса о практическом применении, то на нем стоит остановиться подробнее.

Одним из конкретных вариантов использования системно-структурного подхода в практике стал метод целевого программирования. Широко используемый в настоящее время в различных отраслях человеческой деятельности, этот метод подразумевает, что в качестве отправного показателя при планировании принимается конкретный результат, та конкретная цель, которую мы хотим достичь в результате нашей работы. Вслед за этим разрабатывается структура слагаемых, обеспечивающих достижение запланированного результата, и система промежуточных слагаемых. И только потом формируется система средств и методов, с помощью которых достигается каждая из промежуточных и конечных целей.

Как сказано выше, планирование начинается с конечного результата. Определяются главные соревнования сезона и результаты, которые должны быть на них показаны. После этого определяются показатели соревновательной деятельности, которые должны соответствовать запланированному результату. Это могут быть результаты на отдельных участках дистанции, длина и частота шагов в циклических видах спорта, количество и эффективность атакующих действий в единоборствах и т.п.

Таким же образом и для других показателей, характеризующих подготовленность спортсмена, определяется их модельный (плановый) уровень и время, когда этот уровень должен быть достигнут.

При этом даты, когда мы контролируем уровень того или иного показателя, совпадают с пери одом тренировки, посвященной развитию этого качества.

Так, если основная работа по общей физической подготовке идет с середины сентября по середину октября, то соответствующие тесты проводятся в середине октября.

Если основная развивающая тренировка в аэробной зоне планируется в ноябре-декабре, то соответствующие тесты (определение максимального потребления кислорода, содержание молочной кислоты в крови на заданной скорости и т.п.) проводятся в этот же период.

Каковы же преимущества такого метода планирования?

1. Конкретность:

а) каждое качество развивается до того уровня, который необходим, чтобы обеспечить запланированный результат;

б) все тренировочные упражнения подбираются так, чтобы достичь именно этого (не больше и не меньше) уровня данного качества.

2. Контролируемость.

Наличие промежуточных тестов дает возможность по нескольку раз в месяц контролировать правильность хода подготовки, сравнивать достигнутые показатели с плановыми и оценивать качество проделанной работы.

3. Возможность анализа.

По окончании каждого периода подготовки появляется возможность его подробного анализа. Можно детально оценить все, что удалось и не удалось достичь на каждом этапе подготовки, в ходе развития того или иного качества.

4. Возможность совершенствования.

По итогам такого анализа можно внести необходимые коррективы в план следующего периода подготовки. Если же у спортсмена есть такие планы и результаты их выполнения за прошедшие 2-3 года, то управлять его подготовкой можно достаточно уверенно.

Рассмотрение даже такого простого примера дает возможность заметить, что, во-первых, этот способ планирования позволяет в значительной мере конкретизировать подготовку, а во-вторых, что пугающие термины «системно-структурный» подход или «целевое программирование» отнюдь не обязательно требуют применения каких-то сверхсложных методов исследования и дорогостоящей аппаратуры.

Кроме того, в ходе работы по данной схеме достигается постоянное сотрудничество между тренером и научным работником:

Все плановые (модельные) показатели формируются в ходе совместной работы с учетом результатов обследований прошедшего сезона;

Каждое тестирование текущего сезона представляет равный интерес для тренера, спортсмена, научного работника, являясь предметом их совместного анализа и обсуждения;

Любая коррекция, вносимая в тренировочный процесс на основании этого анализа, является результатом совместного решения и предусматривает равную заинтересованность в успехах и равную степень ответственности при неудаче.

Спорт и известные ученые

Жизнь многих великих и известных ученых неразрывно связана со спортом. История знает значительное число случаев, когда ученые, внесшие существенный вклад в развитие науки, активно занимались спортом и даже добивались в нем определенных высот. Так, к примеру, древнегреческий философ Платон был неплохим борцом и считал, что для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия физическими упражнениями. Историк Плутарх становился олимпийским чемпионом по панкратиону (вид едино­борства, соединяющий кулачный бой и борьбу). Великий датский физик-теоретик Нильс Бор в молодости играл в футбол за сборную своей страны, являлся постоянным участни­ком лыжных соревнований и не оставлял лыжные прогулки до преклонных лет. Когда он стал Нобелевским лауреатом, датские спортивные газеты вышли с заголовками: «Нашему вратарю дали Нобелевскую премию». В.К. Рентген - знаменитый немецкий физик, первый Нобелевский лауреат по физике - охотно занимался греблей и альпинизмом, коньками и санным спортом. Супруги Кюри объездили всю Францию на велосипедах. Великие российские ученые также любили спорт, к примеру, выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов в годы своей учебы в России и за рубежом не оставлял занятия верховой ездой, фехтованием, стрельбой, борьбой на руках, танцами, английским боксом и поднятием тяжестей. Всю свою жизнь М.В. Ломоносов активно занимался спортом. Его интересы и вкусы менялись, но неизменной оставалась любовь к гирям, которые сопровождали его всю жизнь. Он постоянно занимался с ними, даже когда испытывал недомогание. Л.Д. Ландау, являющийся основоположником советской теоретической физики, очень любил кататься на горных лыжах, ему приписывают изобретение собственного особого способа бесконечно медленного спуска. Л.Д. Ландау совершил беспримерный по сложности и опасности переход через горный перевал Донгуз-Орун. Капитан женской сборной команды СССР по волейболу Клавдия Васильевна Топчиева, мастер спорта СССР, после окончания спортивной карьеры стала профессором Московского государственного университета. Академик РАН Фортов В.Е. избранный в мае 2013 г. Президентом Российской академии наук, является мастером спорта по баскетболу и парусному спорту, кандидатом в мастера спорта по шахматам. Перечислять спортивные достижения великих ученых можно бесконечно. Существует огромное число примеров, свидетельствующих о том, что занятия спортом не только не мешали знаменитым ученым заниматься научными исследованиями, но и в определенной степени способствовали их научному и творческому росту.

Сегодня необходимость занятий спортом для современного ученого является крайне актуальной. Значительные умственные и эмоци­ональные нагрузки, связанные с частыми нарушениями режима труда и отдыха, малопод­вижный образ жизни способствуют частым переутомлениям и возникновению самых разных, хронических заболеваний, в числе которых болезни сердечнососудистой системы, остеохондроз, ожирение и др. Значит со­временному ученому жизненно важно компенсировать недостаток физической активности на работе регулярными спортивными занятиями. Физические упражнения являются оптимальной профилактикой различных заболеваний, правильно подобранные нагрузки помогают сохранить здоровье, снижают стрессы, способ­ствуют активной творческой деятельности. Нельзя не отметить и социальную составляю­щую при участии в спортивных мероприяти­ях. Совместные спортивные занятия способ­ствует общению между учеными из разных институтов, специалистов из разных областей науки, помогает налаживанию деловых и дружеских контактов.

Поэтому развитие спортивно-массовой работы в среде молодых ученых должно стать одним из приоритетов деятельности Советов молодых ученых академических учреждений. Крайне важно вовлечь молодое научное сообщество в спортивную жизнь, сделать спорт нормой жизни для молодого ученого.

Нугуманова Т.Р. канд. х. наук ИОХ УНЦ РАН