Конная пехота. Кавалерия в великой отечественной войне

«Нас водила молодость в сабельный поход!»

Гражданская война на территории России носила высокомобильный характер, в силу чего и велась вдоль железных дорог и рек. Уйти в сторону было трудно, попросту говоря «ног не хватало», вот почему уже очень скоро красные комиссары выдвинули лозунг «Пролетарий, на коня!».

Были созданы сразу две конные армии – Первая – Семена Буденного и Вторая – Оки Городовикова, сыгравшие очень важную роль в разгроме Белой армии. Родилась даже новая тактика их применения: при атаке вражеской конницы впереди мчатся тачанки, затем они разворачиваются и косят врага пулеметным огнем. Всадники действуют парой: один рубит шашкой, другой расстреливает противников первого из пистолета или карабина.

«Двигаться не по шоссе, а лесами!»

Из Гражданской войны молодая советская конница вышла ослабленной. «Сработался» конский состав, причем настолько, что хороших лошадей в 20-х годах пришлось закупать в Канаде по линии Амторга.

В предвоенные годы количественный состав советской конницы сокращался прямо пропорционально росту ее механизации. Так, являвшийся с 1938 года инспектором кавалерии все тот же Ока Городовиков, выступая на совещании высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 года, так и сказал, что главное в современной войне это воздушные силы.

«Крупные силы конницы при всем своем желании, хоть семь звезд во лбу, как говорят, ничего не могут сделать… Я считаю, что конница при таких условиях может двигаться не по шоссе, а лесами и другими путями. Поэтому, в современной обстановке… надо полагать, что превосходство будет на той стороне, которая имеет превосходство в воздухе. При этом превосходстве может двигаться любой род войск, драться и выполнять задачу. Если же этого превосходства в воздухе нет, то любой род войск двигаться не сможет и не выполнит поставленных задач». (РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 58, л. 60 – 65.)

То есть он вполне справедливо считал, что конница имеет полное право на существование, при условии надежной поддержки ее с воздуха. А передвигаться в ее отсутствие он предлагал не по шоссе, а лесами.

«Воевать строго по уставу!»

Специфическую роль конницы в новых условиях закреплял и Полевой устав 1939 года: «Наиболее целесообразно использование кавалерийских соединений совместно с танковыми соединениями, моторизованной пехотой и авиацией – впереди фронта (в случае отсутствия соприкосновения с противником), на заходящем фланге, в развитии прорыва, в тылу противника, в рейдах и преследовании. Кавалерийские соединения способны закрепить свой успех и удержать местность. Однако при первой возможности их нужно освобождать от выполнения этой задачи, чтобы сохранить их для маневра. Действия кавалерийского соединения должны быть во всех случаях надежно прикрыты с воздуха». Ну, а поскольку военные должны воевать строго по уставу, то… так они по идее и должны были бы воевать в 41-ом, если бы не одно «но»…

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!»

После всех сокращений кавалерия РККА встретила войну в составе четырех корпусов и 13 кавалерийских дивизий. По словам Оки Городовикова, ставшего с июня 1941 года генерал-инспектором и командующим кавалерией Красной Армии, кавалерийский корпус трех дивизионного состава тогда состоял из 12 полков, и имел 172 танка БТ-7 и 48 бронемашин в трех танковых полках, 96 орудий дивизионных, 48 полевых и 60 орудий ПТО; станковых пулеметов – 192 и ручных – 384, и усиленной танковой бригады в составе 150 – 200 танков.

Но, как известно, Великая Отечественная война началась с разгрома советской авиации, из-за которого самолетов у нас стало не хватать настолько, что дальние бомбардировщики ДБ-4 отправляли на штурмовку вражеских танковых колонн без прикрытия истребителями. Чего уж тут говорить о коннице, которая в этих тяжелых условиях, во-первых, стала едва ли не единственной по-настоящему мобильной силой Красной армии, не зависящей ни от состояния дорог, ни от поставок горючего, а во-вторых – лишилась обещанного уставом прикрытия с воздуха.

Немецкие «Штуки» с включенными сиренами пикировали на кавалеристов и нервы у лошадей не выдерживали, они кидались в стороны и попадали под пули и бомбы. Тем не менее, красные конники воевали даже в таких условиях.

«Казаки, казаки!»

Многие конники после войны вспоминали, что лошадей они использовали в качестве транспортного средства, а вот атаковали противника исключительно в пешем строю. Махать шашками большинству практически не приходилось.

Исключение составляли участники рейдов по тылам противника. Днем их части отстаивались в лесах, а ночью по наводке партизан наносили удары по оккупированным селам. При первых же звуках выстрелов немцы выбегали из домов и тут же, громко крича от ужаса «Казаки, казаки!», попадали под шашки. Потом конники опять отходили и днем, когда их разыскивала немецкая авиация, до времени прятались в лесах!

Об успехе действий тех же казачьих подразделений Красной Армии говорит и тот факт, что Гитлер разрешил создание в вермахте конных казачьих подразделений, объединенных в казачий корпус СС под командованием бывшего атамана, а теперь уже генерала Краснова, а самим донским казакам, перешедшим на свою сторону, создание на их землях (уж неизвестно насколько искренне) республики «Казакия». Выведенный в Югославию для участия в действиях против партизан, этот корпус зарекомендовал себя так, что там потом еще долго матери пугали детей казаками: «Смотри, казак придет, заберет тебя!»

Война моторов и коней!

Следует отметить, что в Красной Армии на начальном этапе войны просто не было крупных подвижных соединений, кроме конных, танковые войска могли оперативно использоваться только как средство поддержки пехоты.

Таким образом, единственным средством, позволяющим осуществлять глубокие охваты, обходы и рейды в тыл врага, была именно конница. Даже в конце войны, когда характер боевых действий существенно изменился по сравнению с 1941– 1942 гг., в составе Красной Армии успешно действовали восемь кавалерийских корпусов, семь из которых носили почетное звание гвардейских.

Фактически кавалерия до появления в Красной Армии крупных самостоятельных механизированных соединений и, добавим, автомобилей из США и Англии, была единственным маневренным средством на оперативном уровне боевых действий. Понятно, что проблем с использованием конницы было много. Корм для лошадей, снабжение боеприпасами, громоздкость – все это были такие трудности, преодолеть которые должно было военное искусство, но которого тоже нередко не хватало. Но героизма нашим конникам было не занимать.

Мы — красные кавалеристы,
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ -
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо и смело в бой идём!

«Маш Будённого»

Герои и злодеи

Если во времена Советского Союза гражданам первого в мире государства рабочих и крестьян задали бы вопрос, с какими словами у них в первую очередь ассоциируется Гражданская война, то в числе первых, несомненно, прозвучали бы «будёновка» и «будёновец».

Семён Михайлович Будённый стал главной «красной легендой» Гражданской войны, а его Первая Конная армия была воспета в книгах, стихах и кинофильмах.

В постсоветский период изменилось отношение к Гражданской войне и, разумеется, к прежним её героям.

Старший унтер-офицер Приморского драгунского полка Семён Будённый. 1904 год. Фото: РИА Новости

Самые умеренные критики теперь полагали правильным оценивать Первую Конную и её командарма на основе сборника рассказов Исаака Бабеля «Конармия», показывающего красных кавалеристов в довольно критическом свете.

Более радикальные «разоблачители» высказывались ещё категоричнее — якобы все разговоры о боевых подвигах Первой Конной являются мифом, белые многократно громили это подразделение, являвшееся попросту шайкой грабителей и садистов.

Разумеется, мифологизированный и приглаженный образ Первой Конной, созданный советской историографией, далёк от действительности. Как далеко от неё и карикатурное изображение, сформированное за последние годы. Истина, как водится, где-то посередине.

Революционная карьера героя Первой Мировой

В феврале 1918 года бравый кавалерист, герой Первой мировой войны, кавалер «полного георгиевского банта» вахмистр Семён Будённый сформировал на Дону конный революционный отряд, выступивший против действовавших в этих местах белогрвардейцев. Вскоре отряд Будённого влился в 1-й кавалерийский крестьянский социалистический полк под командованием Бориса Думенко , в котором Будённый был назначен заместителем командира полка.

Командиры Первой конной армии РККА К. Е. Ворошилов, ?, С. М. Будённый, фото периода 1918-1920 годов. Фото: Public Domain

Полк постепенно вырос до бригады, а затем до дивизии, хорошо зарекомендовавшей себя в боях.

К началу 1919 года опыт сражений Гражданской войны позволил командованию Красной Армии сделать вывод о необходимости формирования крупных конных соединений, способных эффективно противостоять кавалерии белых.

В марте 1919 года Семён Будённый становится командиром 4-й Петроградской кавалерийской дивизии, которая два месяца спустя вливается в 1-й Конный корпус Красной армии. Решение о его создании принял командующий 10-й армией Александр Егоров .

В состав 1-го Конного корпуса влились дивизия Будённого и 1-я Ставропольская кавалерийская дивизия Апанасенко . Командование корпусом было поручено Будённому.

Исход Гражданской решала битва кавалеристов

13 мая 1919 года Конный корпус одержал свою первую победу — в районе станицы Граббевской неожиданным ударом красные конники нанесли поражение двум дивизиям 2-го Кубанского конного корпуса генерала Улагая.

В октябре - ноябре 1919 года советские войска провели Воронежско-Касторненскую наступательную операцию, целью которой было уничтожение ударной конной группировки армии Деникина . Главная роль в операции отводилась конному корпусу Будённого.

Эскадроны Первой конной армии, 1920 год. Фото: РИА Новости

Многие историки полагают, что ожесточённые конные сражения корпуса Будённого против белой конницы Мамонтова и Шкуро на подступах к Воронежу во многом решили исход Гражданской войны.

К середине ноября 1919 года конница белых потерпела серьёзное поражение, которое подорвало надежды Деникина на захват Москвы.

Успех 1-го Конного корпуса убедил советское командование в эффективности использования крупных кавалерийских формирований.

17 ноября 1919 года по предложению члена РВС Южного фронта Иосифа Сталина Реввоенсовет Советской Республики принял решение о создании Первой Конной армии под командованием Семёна Будённого.

Армия формировалась на базе 1-го Конного корпуса за счёт присоединения к нему других частей. Помимо нескольких кавалерийских дивизий, в Первую Конную армию вошли четыре бронепоезда, автобронеотряд, авиагруппа, а также стрелковые дивизии. Общая численность армии доходила до 17 тысяч человек.

Приказ номер 1 о создании Первой Конной армии был подписан 6 декабря 1919 года на совещании членов РВС Южного фронта в селе Великомихайловка современной Белгородской области, где и по сей день действует Музей Первой Конной армии.

Репродукция с картины Грекова М. «Трубачи Первой Конной».

От Донбасса до Львова

Новоявленная армия в ноябре - декабре 1919 года нанесла белым серию поражений, сыграв главную роль в прорыве Красной Армии на Донбасс.

95 лет тому назад в военных сводках звучали те же населённые пункты, что звучат в них и сейчас.

Судите сами: 29 декабря 1919 года подразделения Первой Конной выбили белых из Дебальцево, 30 декабря завладели Горловкой, а 1 января 1920 года конники Будённого заняли Амвросиевку и станцию Иловайск.

С этого момента Первую Конную армию белогвардейцы стали воспринимать как наиболее опасного и сильного противника.

10 января 1920 года Конармия взяла Ростов-на-Дону, захватив склады продовольствия, имущества и оружия белых. В плен попали до 10 тысяч солдат и офицеров противника.

Отдельная страница истории Первой Конной — её участие в советско-польской войне. Как разнятся оценки этой войны в целом, так расходятся и мнения о роли в ней Первой Конной. Армия действительно понесла в этой кампании серьёзные потери, но благодаря мужеству и стойкости кавалеристов Буденного Советской России удалось избежать худшего.

В 70 километрах от Львова в советские времена был установлен Памятник бойцам Первой конной армии, которые нанесли поражение польским войскам и вышли на подступы к Люблину и Львову, но не смогли овладеть Львовом и в августе 1920 года были вынуждены отступить. Памятник, считавшийся одним из лучших монументов, возведённых в память о событиях времен Гражданской войны, в эпоху независимой Украины подвергался планомерному уничтожению.

Памятник бойцам Первой конной армии С. Будённого, установленный над автострадой Львов-Киев возле села Хватов недалеко от посёлка Олеско Львовской области. Фото: РИА Новости / Павел Паламарчук

Конная вольница

В сентябре 1920 года Первая Конная была переброшена к Перекопу, где ей предстояло сыграть одну из решающих ролей в разгроме врангелевских войск в Северной Таврии.

После окончания боевых действий в Крыму Первая Конная добивала отряды Махно , уничтожала последние очаги белогвардейского сопротивления на Украине.

Фактически история Первой Конной завершилась к весне 1921 года, несмотря на то, что формально она сохранялась ещё в течение двух лет. С окончанием Гражданской войны необходимость в подобном соединении исчезла. Подразделения расформированной Первой Конной были рассредоточены по различным военным округам.

Критики Первой Конной охотно приведут длинный список донесений и приказов, в которых задокументированы факты грабежей и иных преступлений, совершавшихся бойцами армии.

Эти зарисовки есть и в рассказах Исаака Бабеля .

Представлять армию Будённого как сообщество революционных идеалистов было бы нелепо. Красные кавалеристы были лихими рубаками, однако с дисциплиной и законностью не дружили. В этом смысле они совершенно ничем не отличались от конников батьки Махно или атамана Шкуро .

Больше того, пожалуй, именно среди кавалеристов в Гражданскую войну царило наибольшее брожение умов. Случаи, когда не только отдельные конники, но и целые отряды успевали повоевать и за красных, и за белых, и за всех остальных, не являлись в ту эпоху чем-то исключительным.

Командиры Первой Конной армии в Полевом штабе РККА, 1920 год. Сидят: С. С. Каменев, С. И. Гусев, А. И. Егоров, К. Е. Ворошилов, стоят: П. П. Лебедев, Н. Н. Петин, С. М. Будённый, Б. М. Шапошников. Фото: wikipedia.org

Заслуга Будённого заключается в том, что он, как никто другой, смог подчинить эту вольницу и умело использовать её в интересах красных. И личный авторитет выходца с Дона, героя Первой Мировой, сыграл в этом не последнюю роль.

Представление о том, что Первая Конная Будённого являлось сборищем грабителей, не имевших ни малейшего понятия о военном искусстве, не вяжется с фактами. Именно Первая Конная дала большое количество командиров, ставших прославленными командирами в годы Великой Отечественной войны: Рыбалко, Лелюшенко, Москаленко, Мерецков, Еременко, Белов, Кривошеин и многие другие.

Идеальной истории не бывает. Но как бы то ни было, Первая Конная армия Будённого была, есть и будет одной из ярчайших легенд советского периода.

Искусство подготовки лошадей

(статья не соответствует видео и фото, но очень интересно узнать о подготовке лошадей более раннего времени)

Во все исторические периоды первоочередной задачей кавалерийских командиров было правильно подобрать и подготовить нужных для определённого рода боя лошадей. Те же проблемы существовали и в эпоху Наполеоновских войн.

Для тяжёлой кавалерии покупали лошадей крупных, ширококостных; возможно, несколько медлительных, но способных легко выдерживать вес кирасир со всей их амуницией и вооружением. Эти кони должны были хорошо двигаться рысью, быть менее чувствительными к шенкелю, выезжены для действий в плотном строю. Рост кирасирских лошадей колебался от 151 до 160 и более см.

В русских мерах длины того времени это составляло от 2 аршин 2 вершков до 2 аршин 4 вершков.

Тяжеловооружённые всадники не обязательно должны были быть искусными наездниками. Участие в индивидуальных поединках, как правило, не входило в их задачу. Практически все уставы европейских армий предусматривали рассыпную атаку в кирасирских полках только в случае преследования опрокинутого противника или налёта на артиллерийскую батарею; при любых других обстоятельствах атака производилась сомкнутым строем.

Лёгкая конница снабжалась менее высокими лошадьми. В России рост их определялся от 2 аршин до 2 аршин 2 вершков, в Англии 145-150 см. Это должны были быть более резвые, вёрткие кони, послушные и смышлёные, умеющие совершать резкие повороты, останавливаться на галопе и трогаться с места в галоп.

Соответственно, и ко всадникам предъявлялись более высокие требования. Они должны были умело управлять своим конём и контролировать его действия. Главным оружием гусара или улана в бою против кирасира должны были быть быстрота и мастерство наездника.

Надежда Дурова описывает один курьёзный случай, произошедший с ней на учениях во время службы в Мариупольском гусарском полку. Она упала с лошади и, хотя вина её была минимальной, реакция командира была очень негативной.

Однако, в любом случае даже лёгкий всадник регулярной кавалерии уступал в мастерстве коннику иррегулярных войск. Поэтому во всех частях европейской регулярной кавалерии вынуждены были уделять внимание сомкнутому способу боя, ибо только таким образом можно было обороняться от природной кавалерии.

Как правило, хорошо выезженная лошадь, даже потеряв всадника, продолжала вместе со всеми скакать вперёд и таранить строй врага. Нолан приводит по этому поводу один любопытный факт из военной истории:

«В сражении при Стригау, лошадь без всадника, с оторванной ядром задней ногой, присоединилась к эскадрону, и, несмотря на то, что мы несколько раз рассыпались, она оставалась в строю в продолжение всего сражения. По сбору она постоянно возвращалась на то самое место, которое занимала, находясь ещё под седлом».

Огонь противника направлялся большей частью именно на лошадей, поскольку только таким образом можно было остановить мчавшуюся во весь опор лавину кавалеристов.

Этими причинами объяснялась большая убыль лошадей в полках во время сражений. Часто потери животных превышали потери личного состава. Например, при Бородино лейб-гвардии кавалергардский полк на 104 убитых и раненых солдата и офицера потерял 135 лошадей.

Всадник, оставшись без коня, не представлял собой особой опасности и вынужден был отправляться в тыл, если не удавалось поймать свободного коня, чтобы на нём продолжить участие в битве.

Боевых коней непременно заранее приучали к шуму выстрелов и взрывов. Делалось это самыми разными способами. Один из них предлагал, например, Н. Осипов:

«Г. Де ла Бру говорит, что легчайшее и удобнейшее средство приучить лошадей в короткое время к шуму оружия и стрельбе состоит в том, чтобы по одному разу в день стрелять в конюшне из пистолета и бить в барабан; а особливо перед задаванием овса; от чего они будут в сей шум и стук вслушиваться охотно, и скоро к нему привыкнут».

«Можно приучить лошадь к огню ещё и другим образом. Наперёд дать им пистолет видеть и обнюхать; потом, не заряжая его, спускать перед ними курок, чтобы приучить их к стуку курка и полки, когда они к сему стуку привыкнут, то поодаль от лошади сделать несколько раз с полки вспышку; потом подойти к ней ближе, дабы она привыкла и познакомилась с пороховым запахом и дымом. После того выстрелить самым малым зарядом, сперва вдали, а потом от часу ближе, а наконец и сидя на ней. При всяком же разе надобно к ней подойти, приласкать и дать немного овса, или какой-нибудь другой приманки. С таким же точно терпением приучать её к барабанному бою, шпажному и сабельному стуку и прочим военным крикам».

Необходимой частью обучения боевого коня была его подготовка к форсированию водных препятствий. Не все породы лошадей в одинаковой степени хорошо плавают, и эти нюансы также учитывались ремонтёрами, занимающимися закупками коней для армии.

«В Финляндии, в Польше и на берегах Волги лошади превосходно плавают и без всякого затруднения переплывают огромные водные пространства; в Африке же, в Аравии и вообще в тех местах, где существуют одни только небольшие и неглубокие речки, которые иногда в летнее время совершенно высыхают, лошади совсем не умеют плавать, и если даже немного оступятся, то обыкновенно тонут. Как бы хорошо лошадь не плавала, но если желают, чтобы она переплыла столько же быструю, сколько и широкую реку, то необходимо, по возможности, освобождать её от тяжестей и всадника.

Если под рукой не имеется лодок для склада боевых припасов, то их заменяют небольшими плотами, сделанными из камыша, тростника или фашин, на которые люди складывают одежду, оружие, амуницию и т. д., и потом, привязав их с помощью верёвок к своему телу, в таком виде перетаскивают с одного берега на другой. Кавалеристы должны переправляться без всякой одежды; они должны сидеть верхом только на тех лошадях, которые более других искусны в плавании, и, наконец, управлять теми лошадьми, за хвосты которых придерживаются руками прочие всадники. Подобным образом переправляются через реки татары и поляки. При переправах вплавь никогда не следует сажать двух кавалеристов на одну плавающую лошадь».

«При переправах лошади должны плыть отдельными шеренгами в направлении, параллельном течению воды. При этом необходимо наблюдать за тем, чтобы люди смотрели не на воду, а на противоположный берег: иначе они могут быть снесены течением. Они должны держаться за гриву и управлять одной только уздечкой; а чтобы лошади во время плавания не могли путаться ногами, то поводья необходимо держать высоко и коротко».

Что касается выездки лошадей, то в разных армиях она проводилась по-разному. Пожалуй, один из самых варварских методов подготовки молодняка для службы в лёгкой кавалерии использовался в России, правда, такой способ просуществовал только до 1812 г.:

«До 1812 г. в нашей коннице для ремонтирования употреблялись нехитрые приёмы. К 1 мая полки, обыкновенно, собирались на 6-недельный кампамент, ко времени которого ремонтёрские команды гоном пригоняли из донских, крымских и украинских косяков молодых лошадей для пополнения лёгкой кавалерии. Лошади, конечно, были неподъезжанные, почти в совершенно диком состоянии и потому с весной наступало для эскадронных командиров самое горячее дело: надлежало как можно скорее ставить этих дикарей во фронт».

«Обычные приёмы выездки состояли в том, что на дикую лошадь накладывали с чрезвычайными усилиями, иногда валя её, мешки с песком, от 5 до 6 пудов весом и гоняли на корде с тяжёлым капцуном до изнеможения. Всё это проделывалось с целью поскорее усмирить дикарку. Дня через 2 её засёдлывали, переваливали через седло те же мешки и повторяли гоньбу на корде.

После этого следовала окончательная выездка, которая заключалась в том, что засёдланную лошадь выводили на выгон, где смелый и самый сильный всадник, вооружившись плетью, мгновенно вспрыгивал в седло и, подняв лошади голову и не давая опомниться, начинал хлестать её плетью и пускал во весь опор полного изнурения лошади. Тогда всадник уменьшал вольт по направлению к конюшне, не переставая, однако, действовать плетью. Лошадь, потеряв последние силы и бодрость, переходила на рысь и шаг, а всадник слезал с неё не раньше, как дотащившись до конюшни. Точно та же проделка повторялась иногда и на другой день, уже при меньшем сопротивлении со стороны животного, и на этом кончался курс выездки: лошадь считалась достаточно приезженной и ставилась во фронт.

Иногда подобная приездка кончалась тем, что животное сразу разбивалось на ноги, или надрывалось и получало запал, так что в полках того времени большинство коней шло в брак… Кроме того, многие лошади носили, а некоторые опрокидывались».

При подготовке лошадей для тяжёлой кавалерии применялся другой способ выездки, более «человечный», поскольку эти кони, как правило, поступали с конских заводов и были уже частично подготовлены к строевой службе. К тому же они были слишком дороги для таких экспериментов.

Это был в прошлом основополагающий род войск, проходящий сквозь пешие войска, словно нож через масло. Любой кавалерийский полк был в силах атаковать вдесятеро превосходящие пешие силы противника, поскольку обладал манёвренностью, подвижностью и возможностью для стремительного и мощного удара. Конница не только могла вести бой в отрыве от остальных войск, она могла преодолевать большие расстояния в самое короткое время, появляясь в тылу и во флангах противника. Кавалерийский полк мог мгновенно развернуться и перегруппироваться в зависимости от обстановки, менять один вид действий на другой, то есть бойцы умели воевать и пешими, и конными. Задачи решались во всём многообразии боевой обстановки - и тактические, и оперативные, и стратегические.

Классификация кавалерии

Так же, как в русской пехоте, здесь существовало три группы. Лёгкая кавалерия (гусары и уланы, а с 1867 года к ним примкнули казаки) была предназначена для разведывательной и сторожевой службы. Линейная была представлена драгунами - первоначально они назывались драконами, когда пехоту только что посадили на коней. Впоследствии это стал именно тот кавалерийский полк, который может действовать и в пешем строю. Особую славу драгуны снискали при Петре Первом. Третья группа кавалерии - иррегулярная (в переводе - неправильная) и тяжёлая - состояла из казаков и калмыков, а также тяжеловооружённых кирасиров, которые были мастерами сомкнутых атак.

В других странах кавалерия подразделялась проще: на лёгкую, среднюю и тяжёлую, что зависело в первую очередь от массы лошади. Лёгкая - конные егеря, уланы, гусары (лошадь весила до пятисот килограммов), средняя - драгуны (до шестисот), тяжёлая - рыцари, рейтары, гренадёры, карабинеры, кирасиры (лошадь в раннем средневековье весила более восьмисот килограммов). Казаки русской армии долго считались иррегулярной кавалерией, но постепенно вписались в структуру армии Российской империи, заняв место рядом с драгунами. Именно казачий кавалерийский полк стал главной угрозой противнику в войнах девятнадцатого века. Конные войска подразделялись на звенья согласно требованиям управления и поставленным задачам. Это стратегическая, тактическая, фронтовая и армейская конницы.

Киевская Русь

Киевская Русь знала два рода войск - пехоту и конницу, но именно с помощью последней выигрывались сражения, проводились работы инженерные и транспортные, прикрывались тылы, хотя основное место занимала, конечно же, пехота. Лошади использовались для того, чтобы доставить воинов в данную местность. Так происходило вплоть до одиннадцатого века. Далее пехота некоторое время на равных добывала победу со всадниками, затем конница начала доминировать. Возможно, именно тогда и появился первый кавалерийский полк. Постоянные неудачи в войне со степняками многому научили киевских князей, и скоро русские стали наездниками ничуть не худшими: дисциплинированные, организованные, сплочённые, храбрые.

Тогда и начались главные победы русского войска. Так, в 1242 году кавалерия сыграла огромную роль в разгроме Тевтонского ордена (Ледовое побоище). Затем была Куликовская битва, где засадный запасной кавалерийский полк Дмитрия Донского предрешил исход боя с войском орды. У татаро-монголов была ударная, лёгкая конница, превосходно организованная (тумэны, тысячи, сотни и десятки), прекрасно владеющая луком, а кроме того, копьём, саблей, топором и палицей. Тактика была отчасти персидская или парфянская - заход лёгкой кавалерии во фланги и тыл, затем точный и длительный обстрел из монгольских дальнобойных луков, а напоследок атака сокрушительной силы, которую проводила уже тяжёлая конница. Тактика проверенная и почти непобедимая. И тем не менее в пятнадцатом веке русская кавалерия уже сложилась настолько, что могла противостоять ей.

Огнестрел

Шестнадцатый век выдвинул на первый план лёгкую конницу, вооружённую огнестрельным оружием, за счёт этого изменились и способы ведения боевых действий, и способы применения её в бою. Ранее отдельный кавалерийский полк атаковал врага холодным оружием, теперь организовывалась стрельба шеренгами прямо с коня. Строй полка был достаточно глубоким, вплоть до пятнадцати и более шеренг, которые выдвигались поочерёдно из боевого порядка в первый ряд.

Именно тогда, в шестнадцатом веке, и появились драгуны и кирасиры. Кавалерия шведов семнадцатого века полностью состояла из них. На поле боя король Густав Адольф выстраивал конницу двумя линиями по четыре шеренги, что давало армии огромную мощную силу, в ударе способную не только решительно атаковать, но и гибко маневрировать. Именно оттуда появился состав армии из эскадронов и кавалерийских полков. В семнадцатом веке конница составляла более пятидесяти процентов армии во многих странах, а во Франции пехоты было в полтора раза меньше.

У нас

В России в эти века кавалерия уже подразделилась на тяжёлую, среднюю и лёгкую, но гораздо ранее, в пятнадцатом веке, была создана поместная мобилизация людей и лошадей, и её развитие сильно отличало подготовку русских конников и западно-европейских. Эта система комплектования пополняла русские войска весьма многочисленной дворянской кавалерией. Уже при Иване Грозном она стала ведущей в родах войск, численностью в восемьдесят тысяч человек, и в участвовал не один казачий кавалерийский полк.

Состав русской конницы постепенно изменялся. При Петре Певом была создана регулярная армия, где кавалерия составляла боеле сорока тысяч драгунов - сорок полков. Именно тогда всадникам были переданы на вооружение пушки. Северная война научила кавалерию действовать самостоятельно, а в конница Меншикова очень изобретательно действовала и в пешем строю. Тогда же решающей исход сражения стала иррегулярная кавалерия, которая состояла из калмыков и казаков.

Устав

Петровские традиции были возрождены в 1755 году царицей Елизаветой: был разработан и внедрён Кавалерийский устав, намного улучшивший боевое использование конницы в бою. Уже в 1756 году русской армии принадлежали гвардейский кавалерийский полк, шесть кирасирских и шесть гренадёрских, восемнадцать штатных драгунских и два заштатных полка. В иррегулярной коннице были опять же калмыки и казаки.

Русская кавалерия была обучена не хуже, а во многих случаях и лучше любой европейской, что было подтверждено Семилетней войной. В восемнадцатом веке увеличилась численность лёгкой конницы, а в девятнадцатом, когда появились массовые армии, кавалерия подразделилась на войсковую и стратегическую. Последняя предназначалась для ведения боя как самостоятельно, так и вместе с другими родами войск, а войсковая входила от взвода до целого полка в пехотные соединения и нужна была для охраны, связи и разведки.

Девятнадцатый век

У Наполеона было четыре кавалерийских корпуса - сорок тысяч всадников. Русская армия имела шестьдесят пять конных полков, среди которых - пять гвардейских, восемь кирасирских, тридцать шесть драгунских, одиннадцать гусарских и пять уланских, то есть одиннадцать дивизий, пять корпусов плюс отдельные кавалерийские корпуса. Бой русские конники вели сугубо верхом, и в разгроме наполеоновской армии они сыграли самую значительную роль. Во второй половине века мощь артиллерийской огневой подготовки выросла многократно, а потому кавалерия несла огромные потери. Тогда и встала под вопрос необходимость её существования.

Гражданская война в США, однако, показала успешность этого рода войск. Естественно, если боевая подготовка соответствует и командиры грамотные. Рейды по тылам и коммуникациям были глубоки и весьма успешны, несмотря на то, что револьверы и карабины уже были не просто огнестрельные, но и нарезные. Холодным оружием американцы в то время практически не пользовались. В США до сих пор история армии пользуется огромным почтением. Так, 2 кавалерийский полк (драгунский, 2nd Cavalry Regiment ) был создан в 1836-м и постепенно, не меняя названия, становился сначала стрелковым, затем мотопехотным. Теперь он располагается в Европе, входя в состав контингента войск США.

Первая мировая война

В двадцатом веке, даже в его начале, кавалерия составляла примерно десять процентов от численности армий, с её помощью решались задачи тактические и оперативные. Однако чем далее насыщались армии артиллерией, пулемётами и авиацией, кавалерийские её части несли потери всё более огромные, а потому становились практически неэффективными в бою. Например, непревзойдённое умение ведения боя продемонстрировало немецкое командование, осуществляя Свенцянский прорыв, когда было использовано шесть кавалерийских дивизий. Но это, пожалуй, и единственный положительный пример такого плана.

Русская кавалерия Первой мировой была многочисленна - тридцать шесть дивизий, двести тысяч прекрасно обученных конников, - но успехи даже в начале войны были весьма незначительны, а когда наступил позиционный период и манёвры закончились, боевые действия для этого рода войск практически прекратились. Все кавалеристы спешились и ушли в окопы. Изменившиеся условия войны в данном случае ничему русское командование не научили: игнорируя важнейшие направления, оно распылило кавалерию по всей длине фронта и использовало высококвалифицированных бойцов как снабженцев. Учения посвящались атакам сомкнутым строем в седле, а наступления в пешем порядке практически отработаны не были. После окончания войны армии западных стран были моторизированы и механизированы, конница постепенно ликвидирована либо уменьшена до минимума, как во Франции, Италии, Великобритании и других. Только в Польше осталось одиннадцать полных кавалерийских бригад.

"Мы - красная кавалерия..."

Формирование советской кавалерии началось вместе с что в 1918 году было сделать достаточно трудно. Во-первых, все районы, поставлявшие русской армии и лошадей и всадников, были оккупированы иностранными интервентами и белогвардейцами. Опытных командиров не хватало. После окончания Первой мировой только три кавалерийских полка старой армии полностью вошли в состав советской. С оружием и снаряжением тоже было очень плохо. Поэтому как таковой первый кавалерийский полк из новых формирований появился далеко не сразу. Сначала были просто конные сотни, отряды, эскадроны.

Например, Б. Думенко создал в 1918 году небольшой партизанский отряд весной, а осенью это уже была Первая донская кавалерийская бригада, затем - на Царицынском фронте - сводная кавалерийская дивизия. В 1919 году против армии Деникина были задействованы только что созданные два конных корпуса. Красная кавалерия была мощнейшей ударной силой, не лишённой самостоятельности в оперативных задачах, но и во взаимодействии с другими соединениями прекрасно себя показала. В ноябре 1919 года создана в июле 1920-го - Вторая. Объединения и соединения Красной кавалерии побили всех: и Деникина, и Колчака, и Врангеля, и

Кавалерия навсегда

После окончания Гражданской войны конница долго оставалась многочисленной в войсках Красной армии. Разделение было на стратегическую (корпуса и дивизии) и войсковую (подразделения в составе стрелковых частей). Также с 20-х годов в Красной армии присутствовали и национальные части - традиционно казаки (несмотря на ограничения, отменённые в 1936 году), конники Северного Кавказа. Кстати, после постановления наркома обороны 1936 года кавалерийские части стали исключительно казачьими. Несмотря на противоположную информацию, которая с перестроечного времени бытует повсеместно, о том, что перед Великой Отечественной многочисленнее кавалерии войск у страны советов не было, необходимо восстановить объективную правду: документы говорят, что никакого "лобби Будёного" не было, и кавалерия к 1937 году уже сократилась более, чем в два раза, далее - к 1940-му она исчезала ещё стремительнее.

Однако бездорожье у нас повсюду, и оно не имеет края. Жуков неоднократно в первые недели войны отмечал, что конницу недооценили. И это впоследствии было исправлено. Летом и особенно зимой 1941 года кавалерийский полк ВОВ был просто необходим практически повсеместно. Под Смоленском летом рейды провели пять конных дивизий, помощь остальным нашим войскам была оказана не просто существенная, её просто невозможно было переоценить. А потом под Ельней, уже в контрнаступлении, именно конница задержала подход фашистских резервов, и именно поэтому успех был обеспечен. В декабре 1941 года уже четверть состава дивизий под Москвой были кавалерийскими. А в 1943 году почти двести пятьдесят тысяч конников воевали в двадцати шести дивизиях (в 1940-м их было всего 13, и все с меньшей численностью). Донской казачий корпус освободил Вену. Кубанский - Прагу.

Без него не появились бы наши любимые фильмы. Это соединение точно также, как все другие, принадлежало к Вооружённым Силам страны, но использовалось для съёмок кино. 11 отдельный кавалерийский полк - 55605 номер войсковой части, сформированной в 1962 году. Инициатором стал режиссёр Сергей Бондарчук. Первый шедевр, без помощи этого полка не состоявшийся бы, знаменитейший и прекрасный фильм-эпопея "Война и мир". Именно в этом полку служили актёры и Сергей Жигунов. Содержание "киношных" военных вплоть до 90-х годов оплачивал Мосфильм, затем он это продолжать, естественно, не смог.

В десять раз сократилось число всадников, их осталось чуть более четырёхсот, а лошадей менее полутора сотен. Содержать полк в этом составе согласились Министерство культуры и Министерство обороны РФ. Но всё-таки вопрос о полном расформировании стоял очень остро. Только обращение Никиты Михалкова к президенту помогло сохранить 11 кавалерийский полк. Это помогло ему снять фильм "Сибирский цирюльник". В 2002 году это уже был не Президентский кавалерийский полк, а почётный эскорт в составе Президентского полка. Необходимо помнить, что киношедевры рождались с его помощью! "Князь Игорь", "Белое солнце пустыни", "Ватерлоо", "О бедном гусаре...", "Бег", "Битва за Москву", "Первая конная", "Багратион", "Чёрная стрела", "Пётр Великий".

Конница была эффективным участником боев с фашистами


26 апреля 1945 года бойцы 7-го гвардейского кавалерийского корпуса начали штурм города Бранденбург, в 40 километрах к западу от столицы Германии. Тем самым именно кавалеристы в ходе финального наступления Великой Отечественной войны замкнули окружение вокруг Берлина

Всего же в Берлинской операции участвовало 12 конных дивизий, почти 100 тысяч кавалеристов. Вопреки распространённым мифам, конница оказалась полноценным и эффективным участником той войны от первого до последнего её дня.

Красная конница и советское казачество

Опять же вопреки распространённым домыслам о «кавалерийском лобби» Будённого, советское руководство перед войной, развивая бронетанковые части, усиленно сокращало именно «красную конницу». Численность советской кавалерии с 1937 по 1941 год сократили в два раза.

Но война на бескрайнем бездорожье Восточной Европы сразу заставила пересмотреть довоенные взгляды на скромную роль конницы. Уже 15 июля 1941 года маршал Жуков, обобщая опыт первых трёх недель войны, писал в директивном письме Ставки Верховного командования: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск…»

Летом 1941 года, в оборонительном сражении под Смоленском, рейды пяти кавалерийских дивизий в немецкий тыл оказали существенную помощь советским войскам. В ходе первого советского контрнаступления под Ельней, именно рейдовые действия советской конницы задержали подход германских резервов и тем самым обеспечили успех.

В ноябре-декабре 1941 года во время наступления под Москвой почти четверть советских дивизий были кавалерийскими. Два кавалерийских корпуса, именно в эти дни ставших гвардейскими, сыграли стратегическую роль в советском контрнаступлении. Конники, стремительно продвигаясь по заснеженным лесам Подмосковья, громили вражеские тылы и резервы.

Боевой опыт Великой Отечественной войны заставил резко увеличить численность конницы - если 22 июня 1941 года в Красной армии насчитывалось 13 кавалерийских дивизий и 116 тысяч конных бойцов, то к весне 1943 года кавдивизий было уже 26, в них воевали почти четверть миллиона кавалеристов.

Советские конные части успешно участвовали во всех больших наступлениях 1942-44 годов. Часть кавалеристов составляли бойцы с Дона и Кубани - самое настоящее советское казачество. Два гвардейских кавалерийских корпуса в годы Великой Отечественной войны официально именовались «казачьими». В 1945 году 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями дошел до Вены, а 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал Прагу.

Война лошадей

Лошади участвовали в Великой Отечественной войне не только в кавалерии - к 22 июня 1941 года численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи, но уже к 1 сентября в армии было 1,324 тысячи этих четвероногих копытных. Например, каждому пехотному полку полагалось 350 лошадей для перевозки артиллерии, снаряжения и полевых кухонь. Даже в пехоте на каждую советскую дивизию полагалось по штату 3039 лошадей.


Советский кавалерист в тылу немецких войск. Фото: voenpravda.ru

Но в германском «вермахте» четвероногих военнослужащих было еще больше - по штату в их пехотной дивизии насчитывалось свыше 6000 лошадей. Хотя к моменту вторжения в нашу страну автомобилей в гитлеровских войсках было выше, чем во всём СССР, но они так же использовали и свыше одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях. Всего же за годы войны немцы эксплуатировали на «восточном фронте» более 3 миллионов лошадей.

Так Вторая мировая стала не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадиных сил. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем по обе стороны фронта.

В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ - лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом… Весной 1942 года все попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели своих лошадей, но сумели вырваться из вражеских тисков.

Лошадь стала незаменимым средством войны и для партизан. Руководитель партизанского движения на Украине Сидор Артемьевич Ковпак писал об этом: «Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда... Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 г. превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары. Стремительный марш в 80-100 километров за зимнюю ночь, а на рассвете налет на вражеский гарнизон, живший до этого тихо и спокойно... В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не могут заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50-60 км за ночь».

Многоопытный Семен Михайлович Будённый оказался вполне прав, когда говорил, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы она сыграла свою безальтернативную роль - время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже. Лошадь в годы войны заменила советским солдатам отсутствующие бронетранспортёры и автомобили-внедорожники.

Поэтому именно кавалерия оказалась незаменимым инструментом в прорывах и рейдах по тылам противника. Советские кавалеристы успешно участвовали во всех операциях, завершившихся окружением германских войск. В наступлениях обычно действовали так называемые «конно-механизированные группы», соединявшие ударную мощь танков и подвижность кавалерии. Вопреки мифам конники не скакали с шашками наголо против вражеских танков - скорее, это была «ездящая пехота», стрелки на лошадях, способные даже без дорог за сутки преодолевать до 100 километров.

Впрочем, Великой Отечественной войны знает и несколько классических кавалерийских атак и боёв. Так утром 2 августа 1942 года казаки 13-й Кубанской кавалерийской дивизии, умело использовав высокую степную траву, в конном строю неожиданно и с успехом атаковали немецкую пехоту у станицы Кущевской.

Немецкое командование за время войны поняло, что недооценило конницу и уже в конце 1944 года был сформирован 1-й конный корпус «вермахта» из немецких и венгерских кавалерийских дивизий. Так же создали и две кавалерийские дивизии СС. Все они были разгромлены Красной армией в начале 1945 года в ходе боёв за Будапешт.

Под Будапештом произошёл и последний в истории войн классический кавалерийский бой - казаки из 5-го гвардейского Донского корпуса в конном строю атаковали конницу противника, зарубили шашками около 150 кавалеристов из СС и захватили более сотни оседланных лошадей.

Пахота на коровах

С 1942 по 1945 год в советской армии постоянно насчитывалось не менее 2 миллионов лошадей. Всего за время войны в армию было мобилизовано свыше 3 миллионов этих животных. Их так же, как и людей, ранили и убивали на войне. Они погибали от переутомления, голода и болезней. Свыше 2 миллионов лошадей вылечили от полученных в боях ран армейские ветеринарные лазареты.


Артиллеристы переправляются вброд через реку Шешупе. Фото: feldgrau.info

Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более. Считается, что за 1941-45 годы в СССР в армии и на оккупированной территории из-за войны было утрачено до 8 миллионов лошадей. Из них 2 миллиона насильно забрали и угнали с собой оккупанты. В Харьковской, Ворошиловградской (ныне Луганской. - РП.), Запорожской и других областях Украинской ССР после изгнания захватчиков лошадей оставалось менее 10% от довоенной численности.

В этих условиях главным источником лошадей для советской армии стала российская деревня. Несмотря на успехи предвоенной механизации, лошадь в те годы всё еще оставалась основой сельской жизни, поэтому массовая мобилизация «конского состава» страшным бременем легла на крестьянство.

Уже в первый год войны резко снизилась механизация сельского хозяйства. К 1942 году из колхозов в действующую армию ушло 70% тракторов и 80% грузовых автомобилей, но даже для остававшихся машин не хватало горючего. Большую часть сельских работ вновь пришлось выполнять исключительно на «лошадиной силе» - можно без преувеличения сказать, что в годы войны без лошади не только невозможно было вести боевые действия, но и нельзя было бы обеспечить армию и тыл хлебом. Между тем лошадей повсеместно не хватало - лучшие были мобилизованы в армию, а остальные из-за непосильной работы и скудного кормления болели и гибли.

Поэтому даже в тыловых районах СССР число рабочих лошадей в сельском хозяйстве к концу войны исчислялось мизерным количеством. Так летом 1944 года Усман Камалеевич Хисамутдинов, председатель колхоза имени Кирова Илекского района Чкаловской (ныне Оренбургской. - РП.) области, ставший впоследствии Героем Социалистического труда, сообщал областному начальству, что весной колхоз использовал для пахоты 204 быка, 13 верблюдов, 20 коров и 6 последних оставшихся лошадей. Таким образом, из 243 животных, задействованных в полевых работах, лошади составляли всего 2,5%, уступая в численности и коровам…

Неслучайно в СССР 1944 года даже выпускались плакаты, рассказывающие, как правильно запрягать и пахать на коровах.

Монгольский «ленд-лиз»

Ещё в первый год войны, из-за стремительного наступления противника, СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья - к июню 1941 года в нашей стране насчитывалось 17,5 млн лошадей, а к осени 1942 года на территории, не захваченной противником, их осталось всего 9 млн, включая жеребят, не способных работать.


Лошадь на развалинах Сталинграда. Фото: portal-kultura.ru

Но что еще хуже в военных условиях - экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь чтобы жеребенок стал способен хоть к какой-то работе, требуется время, которое никак не сократить никакими начальственными приказами, денежными вложениями или технологиями.

И вот с началом Великой Отечественной войны у СССР, помимо собственного сельского хозяйства, оказался единственный дополнительный источник лошадей - Монголия. Большевики когда-то в 1920-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи. Помимо того, что Монгольская Народная Республика была советским плацдармом против японской Маньчжурии, она еще сыграла важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Великой Отечественной войны.

Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше, чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 года монгольские власти начали плановое «заготовление» лошадей для СССР. За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено более 500 тысяч лошадей- «монголок» (именно так эту породу называли в годы войны. -РП.).

Не зря говорится: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 годах СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке - не говоря уж о цене (закупка такого количества в сжатые сроки взвинтила бы их очень сильно. -РП.), доставить по морям живой груз в воюющий СССР было бы куда сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз».

Из Монголии же лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом окупились все политические, военные и экономические вложения Советского Союза в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» - крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники».

При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий «восточного фронта», чем их селекционированные европейские собратья. Не зря генерал Исса Александрович Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «Неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

Фактически в 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят рассуждать насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом забывают его монгольский конный аналог.

Исторический финал кавалерии

К концу Великой Отечественной войны в советской армии сражалось 8 кавалерийских корпусов, из них 7 носили звание гвардейских. Каждый корпус помимо трёх дивизий конницы имел танковые, зенитные и артиллерийские части.

Сокращение советской кавалерии началось сразу после победы 9 мая - лошади требовались для восстановления разрушенного войной сельского хозяйства. Поэтому три кавдивизии расформировали еще летом 1945 года, а в следующем году все конные корпуса переформировали в механизированные или сократили в три раза до дивизий. К осени 1946 года из 26 имевшихся на конец войны кавдивизий осталось всего 5.

Только в эпоху ядерного и повсеместной автомобилизации время кавалерии окончательно закончилось, лошадь, наконец, уступила место технике. За первое послевоенное десятилетие все оставшиеся кавалерийские дивизии постепенно переформировали в танковые или механизированные. Последние две конные дивизии Советской армии исчезли осенью 1954 года - 4-я гвардейская Кубанская казачья дивизия была ликвидирована, а 5-ю гвардейскую Донскую казачью дивизию переформировали в танковую.

Последней конной частью в истории русской армии стал 11-й отдельный кавалерийский полк Министерства обороны СССР, в основном использовавшийся для киносъемок исторических фильмов. В наше время эта единственное кавалерийское подразделение стало частью Президентского Кремлёвского полка.