Когда разбился самолет с хоккейной командой локомотив. Александр сизов - единственный выживший в авиакатастрофе под ярославлем. Чем сейчас занимаетесь? Работаете

На фото: командная фотография хоккеистов "Локомотива".

Нападающий Иван Ткаченко провел за "Локомотив" 220 матчей, в которых забросил 43 шайбы и сделал 51 результативную передачу. Уроженец Ярославля Иван Ткаченко родился в 1979 году. Выступал за нижнекамский "Нефтехимик" и "Локомотив". В 2002 году, завоевав в составе сборной России серебряные медали чемпионата мира по хоккею, получил звание заслуженного мастера спорта. По два раза становился золотым, серебряным и бронзовым призером первенств России.

На фото: нападающий "Локомотива" Иван Ткаченко радуется победе после окончания матча финальной серии конференции "Запад" Континентальной хоккейной лиги сезона-2010/11 между ХК "Локомотив" (Ярославль) и ХК "Атлант" (Московская область).

Нападающий Александр Калянин в составе "Локомотива" сыграл 129 матчей. На счету 23-летнего хоккеиста 29 заброшенных шайб и 29 результативных передач.

На фото: нападающий "Локомотива" Александр Калянин во время матча финальной серии конференции "Запад" Континентальной хоккейной лиги сезона-2010/11 между ХК "Локомотив" (Ярославль) и ХК "Атлант" (Московская область).

Чешский нападающий Йозеф Вашичек за "Локомотив" сыграл 220 матчей, в которых забросил 75 шайб и сделал 110 результативных передач. Чемпион мира-2005 в составе сборной Чехии.

На фото РИАНОВОСТИ: нападающий "Локомотива" Йозеф Вашичек радуется голу в матче финальной серии конференции "Запад" Континентальной хоккейной лиги сезона-2010/11 между ХК "Локомотив" (Ярославль) и ХК "Атлант" (Московская область).

Защитник Марат Калимулин за "Локомотив" сыграл 66 матчей (две заброшенные шайбы, 15 результативных передач). Ранее 23-летний хоккеист выступал в составе тольяттинской "Лады".

На фото РИАНОВОСТИ: нападающий рижского "Динамо" Томаш Суровы и защитник "Локомотива" Марат Калимулин (слева направо) в полуфинальном матче конференции "Запад" Континентальной хоккейной лиги сезона-2010/11 между ХК "Локомотив" (Ярославль) и ХК "Динамо" (Рига).

Вратарь Александр Вьюхин сыграл за ярославский клуб 19 матчей, в которых отразил 91% бросков. Ранее 38-летний хоккеист выступал за череповецкую "Северсталь" и новокузнецкий "Металлург".

На фото РИАНОВОСТИ: вратарь "Локомотива" Александр Вьюхин в матче регулярного сезона Континентальной хоккейной лиги сезона-2010/11 между ХК "Ак Барс" (Казань) - ХК "Локомотив" (Ярославль).

Чешский защитник Карел Рахунек провел за "Локомотив" 68 матчей, в которых забросил 19 шайб и сделал 40 результативных передач. Ранее 32-летний хоккеист выступал за московское "Динамо".

На фото: защитик ХК "Локомотив" Карел Рахунек во время матча регулярного сезона-2010/11 Континентальной хоккейной лиги между ХК "Металлург" (Магнитогорск) и ХК "Локомотив"(Ярославль).

Словацкий нападающий Павол Демитра сыграл за "Локомотив" в 72-х матчах. На его счету 24 заброшенных шайб и 57 результативных передач.

На фото: нападающий ХК "Локомотив" Павол Демитра во время матча регулярного сезона-2010/11 Континентальной хоккейной лиги между ХК "Металлург" (Магнитогорск) и ХК "Локомотив"(Ярославль).

Нападающий Даниил Собченко за "Локомотив" сыграл 68 матчей. На счету 20-летнего хоккеиста 6 заброшенных шайб и 3 результативные передачи.

На фото: нападающий Даниил Собченко во время встречи команды в аэропорту "Шереметьево". Молодежная сборная России по хоккею, завоевавшая титул чемпионов мира-2011, прилетела в Москву.

Чешский нападающий Ян Марек перешел в "Локомотив" перед началом сезона-2011/2012. Ранее 31-летний хоккеист выступал за магнитогорский "Металлург", ЦСКА и подмосковный "Атлант".

На фото: нападающий ЦСКА Ян Марек в матче регулярного сезона-2010/11 Континентальной хоккейной лиги между ХК "Динамо" (Москва) и ХК ЦСКА (Москва).

Нападающий Геннадий Чурилов провел за "Локомотив" 218 матчей, в которых забросил 35 шайб и сделал 76 результативных передач.

На фото: хоккеист Геннадий Чурилов на тренировке сборной России по хоккею перед началом турнира "Кубок Карьяла 2010".

Защитник Михаил Баландин перешел в "Локомотив" перед началом сезона-2011/2012. Ранее 31-летний хоккеист выступал за московское "Динамо" и подмосковный "Атлант".

На фото: спартаковец Игорь Мусатов и динамовец Михаил Баландин (на переднем плане) в матче регулярного сезона-2010/11 КХЛ между ХК "Спартак" (Москва) и ХК "Динамо" (Москва).

Защитник Виталий Аникеенко провел в КХЛ за "Локомотив" 175 матчей, в которых забил 15 шайб и сделал 39 результативных передач.

На фото РИАНОВОСТИ: нападающий ХК МВД Юрий Добрышкин и защитник "Локомотива" Виталий Аникеенко в матче полуфинальной серии плей-офф Континентальной хоккейной лиги сезона-2010/11 между ХК МВД (Московская область) и ХК "Локомотив" (Ярославль).

Нападающий Никита Клюкин выходил на лед в составе "Локомотива" 130 раз. На счету 21-летнего хоккеиста 14 шайб и 17 результативных передач.

На фото РИАНОВОСТИ: нападающий "Локомотива" Никита Клюкин (на первом плане) во время матча открытого чемпионата России — чемпионата Континентальной хоккейной лиги сезона-2009/10 между командами "Локомотив" (Ярославль) и "Салават Юлаев" (Уфа) на стадионе УКСК "Арена-2000" в Ярославле.

На фото: Нападающий Александр Васюнов 1988 года рождения провел за "Локомотив" два матча.

Стефан Лив, уроженец польской Гдыни, был усыновлен в возрасте двух лет шведской семьей. В 2000 году 19-летним он дебютировал в матче сборной Швеции, с которой в 2006 году выиграл золото Олимпиады в Турине. Кроме того, самый полезный игрок "Сибири" в сезоне-2010/2011 побеждал на хоккейном чемпионате мира в 2006 году, становился серебряным (2004) и бронзовым (2002, 20009) призером ЧМ.

На фото: вратарь "Сибири" Стефан Лив во время матча регулярного сезона-2010/11 Континентальной хоккейной лиги между ХК "Сибирь" (Новосибирск) и "Амур" (Хабаровск).


Защитник Павел Траханов перешел в "Локомотив" перед началом сезона-2011/2012. Ранее 33-летний хоккеист выступал за подмосковные ХК МВД и "Атлант".

На фото: Павел Траханов ("Атлант") в полуфинальном матче конференции "Запад" Континентальной хоккейной лиги сезона-2010/11 между ХК СКА (Санкт-Петербург) и ХК "Атлант" (Московская область).


На фото РИАНОВОСТИ: нападающие СКА и "Локомотива" Александр Кучерявенко и Сергей Остапчук (справа налево) в матче регулярного сезона-2010/2011 Континентальной хоккейной лиги между ХК СКА (Санкт-Петербург) и ХК "Локомотив" (Ярославль).

Нападающий Андрей Кирюхин за "Локомотив" провел 142 матча, в которых забросил 24 шайбы и сделал 33 результативные передачи.

На фото: нападающий "Локомотива" Андрей Кирюхин и нападающий "Атланта" Александр Нестеров (слева направо) в матче финальной серии конференции "Запад" сезона-2010/2011 Континентальной хоккейной лиги между ХК "Атлант" (Московская область) и ХК "Локомотив" (Ярославль).

Вот и прошел еще один год со дня жуткой трагедии, случившейся в небе над Ярославлем 7 сентября 2011 года. Самолет Як-42, следовавший в Минск, рухнул, не набрав нужной высоты, сразу после взлета в двух километрах от аэропорта Туношна. Авиакатастрофа унесла жизни 44 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды «Локомотив», летевших в столицу Белоруссии на первую игру сезона.

Единственными, кому удалось выбраться из горящего лайнера, были хоккеист ярославской команды Александр Галимов и инженер по эксплуатации воздушного судна Александр Сизов. Спасти любимца ярославской публики Сашу Галимова, получившего ожоги 90 процентов тела, врачам не удалось. А вот Александр Сизов, доставленный в институт Склифосовского с травмой головы, переломами и ожогами, благодаря неимоверным усилиям медиков сумел выкарабкаться и снова встать на ноги. Долгое время он сторонился журналистов и лишних расспросов. Но нам удалось разыскать Александра Борисовича, который согласился ответить на несколько вопросов.

Признаться, найти Сизовых было не так уж и сложно. Семья как жила, таи и живет в своей квартире в подмосковном Жуковском. На наш звонок по домашнему телефону ответила супруга Александра Светлана Константиновна. Узнав, что мы хотим поговорить с Александром Борисовичем, сразу же передала ему трубку.

- Здравствуйте, Александр Борисович! Как ваше здоровье?

Да ничего, нормально.

- Чем сейчас занимаетесь? Работаете?

Да, работаю авиационным механиком в ОКБ имени Яковлева.

- Значит, не бросили авиацию?

Нет. А зачем ее бросать? Столько лет ей отдал. Но больше не летаю. Хвaтит, отлетал уже свое.

- Вы долгое время не общались с прессой. Почему?

Просто пресса себя плохо вела. Но я ни от кого не прятался. Как жил, так и живу в Жуковском. Да и после годины интерес ко мне у журналистов значительно снизился.

- Пластических операций тоже не делали?

Нет, мне делали пластические операции по пересадке кожи. Но внешность я не менял. То есть лицо какое было, такое и осталось.

- А страховку вам выплатили?

Если это можно назвать страховкой, то выплатили.

- А сейчас вам финансовую помощь какую-нибудь оказывают?

Нет. Да я в принципе сейчас ни в какой помощи и не нуждаюсь. Работаю, сам зарабатываю.

Вспоминать о том трагическом сентябрьском дне Александр Борисович не любит. Это стало сразу понятно по изменившейся интонации его голоса.

Я ничего нового вам все равно не расскажу. Был обычный день, обычный рейс. Последнее, что я запомнил, когда находился в салоне, - лайнер начал сваливаться на левый борт. Потом удар - и я потерял сознание. То, что я выжил, просто какое-то чудо. При таком-то ударе, когда от самолета в буквальном смысле ничего не осталось!

- Вы почувствовали, как лайнер задел мачту радиомаяка?

Нет, я не почувствовал никакого удара.

- Вы целый год летали с «Локомотивом», наверняка знали многих лично…

Да, конечно, я был знаком со многими ребятами. В самолете передо мной всегда сидел Иван Ткаченко, а напротив - техник команды Александр Беляев. С ними я часто разговаривал во время полетов. Кроме того, рядышком сидели Александр Галимов и Володя Матюшкин (инженер по наземному обслуживанию лайнера).

- Что вы чувствовали, когда очнулись в больнице?

Сложно сказать, какие тогда я испытал чувства. Первые две недели я постоянно был под наркозом или наркотиками.

- Вы встречались с родственниками погибших ребят?

С родственниками членов экипажа, разумеется, я поддерживаю связь. Мы встречаемся, общаемся. А с семьями ребят из «Локомотива» встретиться возможности не было.

- А в Ярославль не хотите приехать?

Я приезжал в прошлом году перед годиной. Может быть, приеду и в этом.

- Боль внутри вас за два года попритупилась? Немного оправились от трагедии?

Нет. Я думаю, что от этой трагедии нельзя оправиться.

На выходных гостил в Ярославле. Выбрался в деревню, где проводил все лето. Погода была отличная. Настроение тоже отличное... было... Жарим шашлык. И вдруг прилетает вопрос: «Ну, а что у вас в Москве говорят по поводу гибели Локомотива?». Удивляюсь: «А что говорить? Все вроде бы ясно. Пилот почему-то не остановил самолет когда стало понятно, что они не взлетят.»

И тут я узнаю о том, о чем знает весь (ну или почти весь) Ярославль и о чем говорит интернет под заголовками «Правда о гибели Локомотива».

Итак, как вы наверное знаете...

В эти дни в Ярославле проходил международный политический саммит... Изначально планировалось, что он будет проводиться в новом концертном зале. Но его не успели открыть и было принято решение перенести его в Арену 2000, где проводит домашние матчи Локо. Поэтому «домашний» матч с минским «Динамо» ярославцы были вынуждены провести в Минске...

Кто-то из журналистов снял репортаж, но сюжет быстро исчез. И заголовки типа «Вся правда о гибели Локомотива» воспринимались как «чушь недовольных властью». Далее небольшая цитата из интернета, которая полностью совпадает с тем, что я услышал: «Небольшой аэропорт Ярославля в тот день был полностью заполнен прилетевшими на саммит самолетами VIP персон. В момент взлета экипажа с ярославской командой „Локомотив“ половина полосы была закрыта, так как её готовили для приема самолета Президента Медведева. Экипаж был вынужден взлетать с середины полосы. Теоретически, по расчетам, такой маневр был возможен, так как в стандартных условиях, при стандартной загрузке самолета, стандартных метеоусловиях и стандартных параметров работы двигателей отрыв самолета должен был произойти всего за 200 метров до конца взлетно-посадочной полосы. А пролет над антеннами ближнего привода радио-маяка аэродрома всего в 5-10 метрах над ними. Но, при этом, в случае экстренного прекращения взлета, у экипажа уже не оставалось шансов на его безопасное выполнение - экипаж должен был только взлетать. Такой взлет не только очень сложный, и требует сверх мастерства экипажа, но и очень рискованный, так как в аварийной ситуации был только один исход - ГИБЕЛЬ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА. »

Но все это, я повторюсь, носит характер неофициальной (а стало быть и неправдоподобной) версии. Но если так, то почему на следующий день все сотрудники аэропорта Туношна, работавшие в тот день были отправлены на юг? Получили бесплатные путевки и были «высланы» из города... Я хочу подчеркнуть, что эту информацию я узнал не из интернета...

____________________________

В Ярославской районном суде на процессе по делу о крушении самолета с хоккейной командой «Локомотив» свидетель защиты летчик-испытатель первого класса Константин Малинин заявил, что официальная версия причин катастрофы - притормаживание во время взлета - не выдерживает никакой критики. По мнению свидетеля, который испытывал Як-42 с момента его создания, следствие не выполнило свою задачу и не смогло ответить на вопрос, что же произошло 7 сентября 2011 года возле ярославского аэропорта «Туношна».


Из блога

Это очень загадочное летное происшествие, - считает летчик-испытатель Малинин. - Официальная версия, которая существует, - это версия на выброс, она не работает. Есть масса предположений: от невменяемости командира и препятствия на полосе до проблем с организацией вылета, связанных с прилетом в Ярославль на саммит большого количества высокопоставленных лиц. Возможно, организация вылета была такова, что самолет был вынужден взлетать с середины полосы. Многие очевидцы говорят, что борт не взлетал, а рулил по полосе. Надо искать ту реальную ситуацию, которая произошла и следствие проводить по новой.

Свидетель полагает, что один из важнейших вопросов, на который не ответило следствие, - почему самолет целых 16 секунд катил по полосе при режиме работы двигателей 74, то есть в режиме быстрого руления. Норма для такого режима - 3 секунды.

Есть такое понятие, как средства объективного контроля. Согласно им, самолет разбегался с нормальной тенденцией к ускорению до скорости порядка 190 километров в час, - объясняет летчик-испытатель. - То есть на этом этапе никакого торможения не было. 190 километров - это начало подъема передней стойки шасси, то есть начало отрыва самолета. Почему-то средства объективного контроля зафиксировали режим работы двигателей на отметке 74 в течение 16 секунд, хотя на этом режиме он должен был работать только 3 секунды. А на речевом информаторе пилоты якобы выводят двигатель на номинальный режим, хотя самолет бежит в это время в режиме 74. Нестыковка колоссальная. Такого не может быть, это абсурд. Я не говорю, что была подтасовка пленки, хотя все возможно... Но абсурд полный.

Сомневается свидетель и в правильности расчета центровки. Поскольку багаж команды не взвешивался (об этом ранее рассказали многие свидетели), предположить можно все, что угодно. Со слов Малинина, он сам три года на таком же самолете Як-42 возил хоккеистов, в частности, рижское «Динамо», и прекрасно представляет, сколько багажа они возят с собой.

Я знаю, что когда летит команда, багажники забиты полностью, - продолжает свидетель. - А полностью забитые багажники не дадут центровку по факту 8,5. Там явная десятка должна была быть по центровке.

Невозможен, по мнению летчика, освоившего 30 типов самолетов, и перенос навыков с одного самолета на другой - с Як-40 на Як-42, в чем следствие заподозрило одного из пилотов («покажите, кто это говорит - я ему в глаза посмотрю»). О неподготовленности и неслетанности экипажа рассуждать, считает он, тоже нет причин - Як-42 изначально готовился под двух пилотов, и бортмеханику впоследствии отвели лишь контролирующие функции, то есть в процессе управления самолетом он не участвует, только следит за приборами, а пилоты Соломенцев и Жевелов летали вместе давно. Учебу же в УТЦ летчик назвал во многом «лабудой и ерундой», потому что пилоты «12 дней травят там анекдоты, поскольку из года в год слушают одно и то же» (напомним, подсудимого Тимофеева обвиняют в том, что он плохо контролировал посещение этих курсов).

Свидетель Малинин предположил, что взлету Як-42 с хоккеистами мог помешать какой-то другой самолет, поскольку в тот день в аэропорту было достаточно суетно в связи с проходившим в Ярославле Мировым политическим форумом, на который прилетели российские и зарубежные политические лидеры. По словам летчика, вскоре после происшествия ему позвонил знакомый пилот, находившийся в тот момент в «Туношне» (привез кого-то из полтиков), и рассказал, что экипаж и пассажиров Як-42 очень торопили на вылет. Так как свидетель забыл фамилию приятеля, суд эту часть показаний во внимание брать не стал.

Возможно, на кругу (то есть в небе - авт.) находился какой-то борт, которому нужно было срочно сесть, - озвучил одну из версий летчик-испытатель.

И диспетчер мог сказать командиру экипажа: давай сруливай. Хотя в эфире этой команды нет, там тишина. А потом, прикинув, что Як-42 может успеть взлететь, дал ему разрешение на взлет. Успеешь? Успею. Очень похоже. Но пока самолет 16 секунд рулил, он проехал большую часть ВПП, и у него впереди осталась очень маленькая ее часть. При этом командир почему-то вместо взлетного дал номинальный режим, что было большой ошибкой. А потом началась эта катавасия, паника. Если бы бортмеханик не поставил самопроизвольно двигатели на малый газ, они бы взлетели. Если бы двигатели были установлены не на номинальный, а на взлетный режим, самолет тоже бы взлетел. Надо серьезно в этом разбираться, потому что взяли одну версию, не самую лучшую. Но если вникать как следует, к большему количеству структур появятся вопросы. А так виноваты летчики, как всегда.

Напомним, что, со слов Ария Новика, работавшего в 2011 году в «Туношне» старшим диспетчером, никаких отклонений во время выруливания самолета по ВПП не было. А бывший гендиректор «Туношны» Олег Кочанов рассказал ранее в суде, что 7 сентября 2011 года в аэропорту было совсем не суетно.

Я видел, что нахлестов и перехлестов нет, и мы свободно справляемся с потоком, особенно после обеда, - рассказал экс-гендиректор аэропорта.

8 сентября 2011 г. Летчик-испытатель первого класса Константин Малинин в программе «Пусть говорят».

____________________________

Ярославский районный суд приговорил фигуранта дела о крушении самолёта Як-42 с хоккеистами «Локомотива» - заместителя гендиректора по организации лётной работы а/к «Як Сервис» Вадима Тимофеева - к пяти годам заключения в колонии-поселении и... тут же освободил его от отбывания наказания - по амнистии.

Ранее суд признал Тимофеева виновным по делу о гибели хоккеистов ярославского «Локомотива». По версии следствия, подсудимый незаконно разрешил экипажу полёты. Он отвечал за подготовку лётчиков и знал, что те пропускают занятия и совершают ошибки во время полётов. Следователи пришли к выводу, что причиной катастрофы стала неопытность экипажа. Тимофееву инкриминируется нарушение правил безопасности полётов и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.


Из блога

Авиакатастрофа под Ярославлем произошла 7 сентября 2011 года. При разгоне Як-42 выкатился за пределы ВПП, не успел набрать нужную высоту, зацепился за курсовой радиомаяк и разбился. На борту находились 45 человек: восемь членов экипажа и 37 пассажиров - игроки, тренеры и врачи ХК «Локомотив», - летевшие на игру в Минск. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Тимофеев - единственный обвиняемый по делу об авиакатастрофе. За время следствия экспертами были сделаны и системные выводы о проблемах в гражданской авиации.

Ни показания эксперта в суде, ни (что естественно) альтернативный отчёт ни оказали ни малейшего влияние на такое вот «эзопово» решение суда... Амнистия, блин.

По данным нашего источника, заслуживающего доверия, комиссией уже установлено, что самолет начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Это устройство - аналог ручного тормоза в автомобиле - используется только во время стоянки. Мощности двигателей вполне хватает, чтобы воздушное судно тронулось с места, находясь на стояночном тормозе (так же, как некоторые забывчивые автомобилисты трогаются на "ручнике") и проехало по рулежной дорожке на ВПП. А вот разогнаться до взлетной скорости уже становится проблематично.

Справка МК Между тем

Ошибки, когда пилоты не отключают стояночный тормоз, хоть и редко, но все же случаются. Так, в 2005 году в Хабаровском аэропорту не смог взлететь Boeing американской компании Kalitta Air, поскольку экипаж не снял шасси со стояночного тормоза. В результате колеса разрушились, их фрагменты попали в двигатели. К счастью, тогда обошлось без тяжелых последствий.

Кроме того, источник сообщил "МК", что, как следует из расшифровки речевого самописца Як-42, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.

Стояночный тормоз должен был отключить именно командир. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом он не дублируется).

Неисключено, что когда Як-42 начал разгоняться на взлет и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз. Кстати, теоретически на то, что стояночный тормоз не отключен мог обратить внимание и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов, хотя на взлетном режиме он загружен работой не меньше командира.

Кабина “Як-42”. Ручка стояночного тормоза. Фото: Антон Банников.

Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП - самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.

По данным "МК", официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина доложила премьеру Владимиру Путину, что самолет был полностью исправен и даже "разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено". Кроме того, по ее словам, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.


Тем не менее наш источник предположил, что в официальных выводах, которые будут оглашены, "комиссия из чисто этических соображений попытается не валить всю вину на экипаж, а найти, что же все-таки там могло сломаться". Поскольку летчики сами стали жертвами катастрофы.