Какие элементы должны выделяться в дизайне вашей страницы. Просто и экономно: чем можно украсить свой дачный участок Все элементы должны составлять единое

Видеошкола. Статья третья: «Законы композиции»

Латинское слово «композиция» (composition) означает «сочинение, сопоставление, соединение, связь». То есть соединение, сочетание отдельных компонентов в единое целое. Ключевое слово здесь – «единое». Значит, композиции подчиняется не только кадр, но и монтаж, каждый эпизод, весь фильм – в том числе и любительский. Композиция основана на объективных законах соединения и сочетания элементов в единое целое. Она не чья-то досужая выдумка, а открытые законы восприятия человеческой психики. Не соблюдать их, значит воевать с природой – своей и зрительской. Как Вы думаете, за кем всегда останется в этом случае «поле боя»?

Эта статья написана как конспект основ композиции. Для тех, кто делает первые шаги и заинтересуется более глубоким изучением ее законов, она может стать первым шагом к специальной литературе. Здесь же собрана только «выжимка» основ – базовая «памятка на каждый день» и для любителя, и для профессионала.

К.С.Станиславский говорил о том, что любое произведение «зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения». Значит, и первый закон любой композиции – закон целостности.

ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ – приведение всех элементов произведения к единому целому, непрерывному во времени и пространстве.

Увы, именно нарушение этого закона чаще всего и подводит любителя, делая его фильм «свалкой» никак не связанных эпизодов. Сколько раз большинству из нас вместо цельных законченных 10-20-минутных роликов о поездке на рыбалку, потом Дне рождении и т.д., приходилось видеть безумную смесь всевозможных, никак не связанных эпизодов, собранных вместе только потому, что именно в таком порядке они снимались! Но ведь любые кадры – это не фильм, а лишь исходный материал для него. «Сырые» немонтированные съемки отличаются от фильма так же как словарь – от рассказа. Другое дело, что рассказ может быть хорошим или плохим, интересным или нет, но для того, чтобы он хотя бы приблизился к рассказу, нам нужно отобрать определенные слова, выстроить их в предложения, описать ими некое событие. Любой фильм, даже самый простой – тот же рассказ, только сделанный на основе движущихся запечатленных камерой изображений.

Так же как слова в рассказе, кадры должны сложиться в какую-то осмысленную, пусть и очень простую историю. Например, о том, как ваш ребенок пошел в школу, или жена приготовила обед, или вы с друзьями съездили на рыбалку. Если вы поставите себе такую задачу еще до съемки и определите, про что будет ваше «кино», если вы будете помнить об этом, снимая каждый кадр, тогда у вас будет шанс собрать на экране что-то цельное и внятное. То есть сделать пусть простой и любительский, но фильм, а не просто показать родным и друзьям набор лучше или хуже снятых кадров, которые они будут смотреть с той же тоской, с какой вы смотрите семейный альбом троюродной тети своей тещи.

В конце концов, вспомните свои собственные чувства: разве в любом фильме вас самих что-то когда-то интересовало, кроме самой истории и того, как именно она рассказана? И разве интересно смотреть фильмы, в которых история отсутствует (такой и вспомнить-то будет сложно) или рассказана невнятно?

Рассказывая с экрана историю, вам придется отбрасывать все лишнее, мешающее ее внятному восприятию, то есть привести все кадры, монтажные фразы и эпизоды к единству и целостности. Ценность каждого кадра, каждой фразы, каждого эпизода определяется только его значением в рамках рассказываемой вами истории.

Но ведь не каждый элемент обладает ценностью. Одни могут дать нам ключ к считыванию, пониманию ситуации или характера. А другие наоборот, будут загромождать смысл ненужными подробностями, запутывать зрителя, скрывать и размывать главное. В каком случае каждый конкретный элемент (кадр, деталь, эпизод и пр.) окажется жизненно важным, а в каком – лишним, может решить только сам автор.

Допустим, если в «дорожном» сюжете из второй статьи вы решили показать жену как растяпу, то оставленный на дороге ключ «балонник» акцентирует вашу мысль. Но если задача будет прямо противоположная, то та же деталь – забытый ключ – разрушит создаваемый вами на экране характер.

Тогда главный критерий использования любой детали, кадра, ситуации – помогают они передать нужные смыслы (мысли и чувства) или наоборот, мешают созданию цельности, внятному пониманию рассказываемой с экрана истории. Каждый раз нам нужно определиться: необходимы они или случайны? сочетаются с остальными элементами или наоборот входят с ними в логическое противоречие? И все, что разрушает единство, цельность, должно безжалостно выбрасываться.

Но где критерий этого отбора? Он во втором законе композиции – законе типизации.

ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ – отбор основных деталей происходит по принципу их типичности для данной ситуации или персонажа. Отобранные типичные элементы должны быть тождественны друг другу и общему замыслу.

То есть, если вы задумали снять рыбалку вашего приятеля, а для него обычна везучесть, то вытаскивание подряд десятка рыб будет типичным эпизодом, а полное ведро рыбы в финале – типичной деталью. Если нет – тогда придется либо от этих элементов отказаться, либо выстраивать эпизод так, чтобы ваш зритель понял, что, например, именно ваша съемка и приманила к приятелю всю рыбу.

Если вашему приятелю везет на рыбалке, то вытаскивание
подряд десятка рыб будет типичным эпизодом, а полное ведро
рыбы в финале – типичной деталью

Но если мы будем отбирать в персонаже или ситуации лишь некие типичные черты, то в итоге получим на экране, вместо живых людей и событий, лишь некую «подборку» общих мест, «архив» типичных признаков. Но ведь человек разнообразен, каждый из нас интересен и ценен как персона, личность – поэтому именно личность мы и стремимся запечатлеть, в том числе и в бытовой съемке. И каждая ситуация заражает нас эмоционально не как вариация общей типичной схемы, а благодаря своим уникальным качествам. Значит, отбираться должны не только типичные, но и характерные, индивидуальные детали. Типизация не должна отметать или отодвигать на задний план личностных черт. Но если типичные и индивидуальные черты будут противоречить друг другу, то на экране получится полный сумбур. Поэтому третьим законом композиции является закон сочетания и сопоставления.

ЗАКОН СОЧЕТАНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ – элементы, отобранные как типичные или характерные не должны противоречить друг другу и разрушать понимание смыслового значения, которое они несут.

То есть, если вы хотите показать, что ваш приятель – стильный пижон, то вряд ли стоит вставлять в монтаж кадры, где он ходит в драных джинсах или садится за руль старенького «Запорожца». Все кадры с ним тогда надо отбирать по принципу выявленности этих качеств: акцентированности на «стильности» и «пижонстве».

Но что будет, если мы отберем все детали по одному признаку? Если мы будем играть музыку, барабаня по одной ноте или писать картину одной краской? Музыка получается благодаря разнице высоты нот, а картина – сочетанию разных цветов, полутонов и оттенков.

Более того, даже типичные черты никогда не бывают одноплановыми. Например, чем более жесток, жаден и злобен человек, тем более высокие оправдания – «общим благом» или «высшей справедливостью» – он будет находить своим поступкам. Больше всех хвастается своим интеллектом и познаниями во всех областях свойственно именно дуракам. «Все познается в сравнении», – говорили древние.

Отсюда и возникает закон контрастов.

ЗАКОН КОНТРАСТОВ – сопоставляемые элементы должны, не нарушая законов целостности, сочетания и сопоставления, быть контрастны, конфликтны по отношению друг к другу, подчеркивая, в соотношение друг с другом, диапазон различий.

Это касается и каждого из персонажей, и их соотношений друг с другом, и всех ситуаций. То есть, если «Запорожец» будет разрушать образ «стильного пижона», то тот же «Запорожец» на фоне стильного «Форда» его усилит, акцентирует. Так же как грязная телогрейка подчеркнет стильность костюма «от Кардена».

По закону контрастов сопоставляемые элементы подчеркивают, в соотношение друг с другом, разницу объектов. В кадре, который вы видете выше, общий контраст возраста усиливается контрастными деталями: фактур кожи (девичье лицо и рука старухи), закрытостью-открытостью (открытая голова одной и платок на второй) и т.д.. Закон сочетания и сопоставления здесь выполняется за счет аналогий: оба персонажа женщины, их кофты похожи по цвету и фактуре и пр.. Объединяет героев действие (жест поза), эмоциональное состояние, подчиняя кадр идейному замыслу. Оба персонажа очень типичны. В итоге все элементы кадра приведены к цельности и его смысл легко "прочитывается" зрителем.

Закон типизации требует тождественности, а закон контраста – конфликтности и разнообразия. Чтобы избежать парадокса, нам нужен некий принцип, приводящий их к согласию, к той самой целостности, которую провозглашает первый закон композиции. Этот принцип в композиции называется законом подчинения идейному замыслу.

ЗАКОН ПОДЧИНЕНИЯ ИДЕЙНОМУ ЗАМЫСЛУ - все элементы должны подчиняться единому авторскому замыслу, сформулированному в идее произведения и цели его создания.

Если вы хотите оставить своим детям добрую память о деде или «дискредитировать» в их глазах свою тещу, сделать это с камерой проще простого. Не зависимо, увы, от объективной реальности. Для этого достаточно точно определиться с задачей, а затем, в соответствии с законами композиции, отобрать нужные элементы и выстроить их, по тем же законам, в определенном порядке. Например, сочетание постоянно недовольного ворчания тещи, контрастно соединенное с «добродушием» папы (даже снятыми в разное время и в разных местах), повторенное в нескольких эпизодах, создаст на экране вполне неприглядный характер первой и покажет «невинные страдания» второго. Но пара, а то и один эпизод, который ярко покажет противоположные качества характера тещи (например, где она накормит всех вкусными пирогами), этот негативный образ наверняка разрушит.

А если вы задумали показать на экране свою подругу идеальной красавицей, то вам придется искать и отбирать для съемки только те эпизоды, где она действительно хорошо выглядит. И исключать все кадры и эпизоды, где она не только одета в затрапезный халат, но и злится (злое лицо и на экране, и в жизни некрасиво), ест (процесс еды всегда на экране выглядит неэстетично), плачет и т.д. И еще один совет – снимайте ее рядом с некрасивыми подругами.

Конечно, все законов здесь описаны в предельно простом виде, а примеры приведены самые доступные для понимания. Чтобы максимально подробно и точно описать, как работают законы композиции в любом, даже самом простом любительском фильме, понадобился бы объем книги. Но существуют приемы, помогающие кратчайшим путем достичь требуемых ими результатов. Все, что будет описано в следующих статьях, будет подчинено законам композиции: зрячий да увидит!

В этой статье мы рассмотрим на какие элементы необходимо обратить особое внимание при создании дизайна для сайта, что должно выделяться из дизайна и акцентировать внимание посетителя.

Это позволит сделать сайт наиболее эффективным для Вас и понятным для пользователя.

Все страницы сайта должны быть выполнены в каком то определенном дизайнерском стиле, который был изначально задуман. Но при оформлении определенных элементов страницы им следует уделить большее внимание. Потому как они являются наиболее важными и стратегическим, необходимо чтобы они как то выделялись из страницы и пользователю не приходилось их долго искать.

Что же это за элементы:

Элемент #1. Меню. Меню является важной частью любого сайта, поэтому оно должно быть оформлено соответствующим образом, быть логически и графически понятным и сразу бросаться в глаза посетителя. Не вынуждайте человека зашедшего на сайт искать ваше меню.

Элемент #2. Форма подписки. Форма подписки является стратегически важной частью вашего сайта. От ее месторасположения и оформления в большой степени будет зависеть количество подписок на вашу рассылку. Сама по себе форма и так притягивает внимание. Однако иногда ее размер очень сильно уменьшают и устанавливают в таких местах, что заметить ее среди остального содержимого весьма трудно.

Поэтому старайтесь устанавливать форму как можно выше, например, в шапке сайта, сразу под меню или вверху правой или левой колонки сайта. Здесь все будет зависеть от того какой у вас сайт и как вы задумали разметить различные элементы.

Элемент #3. Подписка на RSS. В настоящее время в Рунете не так охотно, как хотелось бы, подписываются на RSS, хотя это еще зависит от тематики сайта. Однако пренебрегать и где-нибудь прятать кнопку подписки на RSS не стоит. Она должна выделяться и быть на виду. Поэтому большинство сайтов делают большие красивые кнопки для подписки на RSS, а так же пишут различные призывы, лозунги и поступают абсолютно правильно.

Элемент #4. Услуги и товары. Если вы оказываете, какие либо услуги или располагаете определенными товарами, которые продвигаете через ваш сайт, то обязательно указывайте ссылку на страницу с их описанием на самом видном месте. Лучше всего, ее выделить в какой либо цвет, чтобы она была хорошо заметна и выделялась среди остальной ссылочной массы расположенной на вашей странице. В большинстве случаев ее располагают в верхнем меню сайта или блога.

Элемент #5. Связь. Ссылку на форму обратной связи или страницу с указанием контактных данных, очень часто располагают в мало заметных местах, и ее приходится искать. Лучше всего если она будет размещена в верхней части страницы и будет легко бросаться в глаза посетителей.

Элемент #6. Форма поиска. Некоторые сайты вообще игнорируют данный элемент, и форма поиска на них отсутствуе. Некоторые не уделяют ей особого внимания и чтобы ею воспользоваться, приходится в начале ее поискать. На самом деле если у вас сайт содержит даже не очень большое количество страниц, то вам просто необходимо иметь форму поиска и располагаться она должна, где-нибудь в верхней части вашего сайта.

Чтобы пользователь, зашедший на сайт, мог ее легко заметить и при необходимости сразу же воспользоваться. Часто у посетителей сайта нет время, чтобы просматривать весь раздел или сайт в поисках определенного материала, поэтому от наличия этой формы на видном месте будет зависеть останется посетитель на вашем сайте или пойдет дальше.

Вот в принципе и все основные важные элементы, которые должны быть на виду и выделяться на вашей странице.

Сюда можно еще добавить разве что форму регистрации и авторизации на сайте, если такая возможность вообще на сайте предусмотрена.

Материал подготовлен проектом:

Вариант 4

Прочитайте тект и выполните задания 1 – 3

(1)В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. (2)Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям было привычнее и, казалось, проще писать обычной перьевой ручкой. (3)<…> шариковой ручкой можно было писать с более сильным нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.

2) Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, разработал британец Ласло Биро: он использовал стержень, состоящий из перекрытого металлическим шариком канала.

3) Первые шариковые ручки, изобретённые по заказу Британских Королевских воздушных сил, не были востребованы населением: люди предпочитали писать обычными перьевыми ручками.

4) Вопреки тому, что первые шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, имели множество недостатков, они очень быстро стали популярными благодаря принципиальным преимуществам перед перьевыми ручками.

5) Ласло Биро вошёл в историю как изобретатель шариковой ручки, которая могла писать на больших высотах при низком давлении, не царапала бумагу и делала меньше клякс.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Вследствие этого

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЗКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЗКИЙ , -ая, -ое; -зок, - зка, - зко, - зки.

1) Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого-н. уровня. Н. забор.

2) Не достигающий среднего уровня, меньше средней нормы, незначительный. Низкие цены.

3) Плохой, неудовлетворительный в качественном отношении. Н. сорт.

4) Подлый, бесчестный (презр.). Н. поступок.

5) Густой на слух. Н. бас.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИть

прозорлИва

плодонОсить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Все элементы должны составлять единое ГАРМОНИЧНОЕ целое и соответствовать вашему идейному замыслу.

Он сделал глубокий ВДОХ и решительно подошёл к Герасиму.

Вода была ЛЕДЯНАЯ, от неё ныли зубы, и глоталась она со звоном.

В провинции ОТКЛОНЕНИЕ от почётной обязанности присяжного в первые годы было незначительным.

ТЕХНИЧНЫЙ шахматист должен уметь играть на двух флангах.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

закрепил более НАДЁЖНЕЕ

старые ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ на спину

саженцы ЯБЛОНЬ

забрать из ЯСЛЕЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении сложного предложения

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Антипов надоедал службе ремонта жалобами на материал, отгружаемый ему для обновления рельсового полотна.

2) Стоя на пороге дома, родители долго смотрели вслед уезжающих детей.

3) По прилёте из Греции я сел писать новую книгу.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от няни Арины Родионовны.

5) Чтобы пройти к Рябцеву, занимавшего кабинет на пятом этаже, Настасье пришлось объяснить цель своего визита доброму десятку охранников.

6) Меня не приняли в баскетбольную команду школы. Потому что я был маленького роста.

7) Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать это здание самым красивым в городе.

8) Ошибки не только приносят боль, но и делают нас мудрее.

9) Война была тяжёлым испытанием для всего народа, но все верили и надеялись на победу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обн..мать

пл..вчиха

оз..рение

см..риться (с обстоятельствами)

бл..стающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..пробует, во..главь (учреждение)

пр..возмог, пр..берёг

супер..гра, об..ск

пр..дед, пр..поведую

(вижу) в..явь, раз..ярён

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

часов..нка

раскле..вать

отрасл..вой

нищ..нский

раскашл..лся

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ове..нный

натерп..шься

дремл..шь

намет..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Зима (НЕ)ДАРОМ злится, прошла её пора…

Домашняя жизнь его, никому из окружающих (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ, шла своим чередом.

Это был месяц (НЕ)ОМРАЧЁННОГО дурными событиями счастья.

Мой новый приятель был человеком отнюдь (НЕ)БЕДНЫМ, но скупость его меня обескураживала.

(НЕ)РАДУШНО и приветливо встретил Ольгу Стас, а холодно и отчуждённо.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью…

(ПО)ВИДИМОМУ, самый принцип, из которого исходит эта истина, обязывает вас, (В)ВИДУ вашего положения в обществе, признавать в ней только внутренний светоч.

(ПО)СРЕДИ комнаты (В)ТЕЧЕНИЕ 20 лет стоял один и тот же стол, покрытый всё той же кружевной скатертью.

Я во ЧТО(БЫ) то ни стало хотел встретиться с Соней, сказать ей, как скучал, как страдал (В)ОДИНОЧКУ, не смея признаться никому в своих чувствах.

Офицер стоял (НА)ВЫТЯЖКУ, а генерал тем временем отдал приказ солдатам строиться в колонны (ПО)ДВОЕ.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тут же запомнилось зеркало до самого пола, немедле(1)о отразившее второго истаска(2)ого и рва(3)ого Шарика, оленьи рога в высоте, бесчисле(4)ые шубы и калоши.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали послышался звук мотора или хруст упавшего дерева.

2) Василий Порфирыч раздал детям по микроскопическому кусочку просфоры напился чаю и засел в кабинет.

3) Это был господин немолодых уже лет чопорный и осанистый с осто- рожною и брюзгливою физиономией.

4) Веками роднились с нами эти деревья и дарили нашим предкам скрипучие лапти и бездымную лучину.

5) Дарвин отличался почти всю жизнь расстроенным здоровьем и это не помешало ему проявлять высочайший уровень интенсивности умственного труда.

16. Расставьте все знаки препинания:

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако (9) воля родителей препятствует нашему благополучию, нельзя ли нам будет обойтись без неё?

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Гороховой улице, в одном из больших домов (1) народонаселения (2) которого (3) хватило бы на целый уездный город (4) лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Егорушка оглядывался (1) и не понимал (2) откуда эта странная песня (3) но (4) когда он прислушался (5) то ему стало казаться (6) что это, жалуясь на зной и засуху, поёт трава.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва - это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность - это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лихачёв пишет о том, что к нему обратилась с вопросом школьница, его ученица.

2) В тексте очень тесно связаны друг с другом такие понятия, как «честь» и «совесть».

3) Жертвовать собой – это героический поступок, и нужно очень хорошо подумать, прежде чем идти на него.

4) Когда человек находится не в ладу со своей совестью, ему кажется, что все вокруг лгут и дурно поступают.

5) Друг героя-рассказчика признался ему в совершённых ошибках на теплоходе.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 13–14 представлено рассуждение.

2) Предложение 21 поясняет, раскрывает содержание предложения 20.

3) Предложение 24 содержит вывод, следствие того, о чём говорится в предложении 23.

4) В предложениях 26–28 содержится рассуждение.

5) В предложения 34–35 представлено описание.

23. Из предложений 18–22 выпишите фразеологизм со значением «подразумевать кого-либо, что-либо».

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного местоимения и форм слова.

25. «Приёмы выразительности в произведениях Д.С. Лихачёва играют особую роль: они уточняют авторскую мысль, конкретизируют детали, расставляют нужные логические акценты. В представленном тексте среди таких приёмов можно выделить (А)_______(предложения 11–12) и (Б)________ (в предложениях 23, 29). Особенностью стиля Д.С. Лихачёва является и такой приём, как (В)________ («в нашей жизни» в предложении 7). Среди немногочисленных тропов стоит выделить (Г)_______ ("горькие ситуации" в предложении 13».

Список терминов:

1) эпитеты

2) антонимы

3) парцелляция

4) разговорные слова

5) ряды однородных членов предложения

6) цитирование

7) лексический повтор

8) метонимия

9) ассонанс

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Вариант 4

1. Ответ: 14|41.

2. Ответ: однако.

3. Ответ: 2.

4. Ответ: плодоносить.

5. Ответ: уклонение.

6. Ответ: надёжно.

7. Ответ: 26579

8. Ответ: смириться

9. Ответ: въявь разъярён

10. Ответ: расклеивать

11. Ответ: дремлешь

12. Ответ: недаром

13. Ответ: зачем наперекор

14. Ответ: 124.

15. Ответ: 25

16. Ответ: 12578

18. Ответ: 14.

19. Ответ: 2356.

20. Ответ: истинную.

21. Ответ: 24

22. Ответ: 12.

23. Ответ: 3

25. Ответ: 3671

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений

Когда мне предложили данную тему для написания своих мыслей в виде статьи, я долго думал, о чем же написать, потому что, по сути, вся данная статья укладывается в одно предложение, которое является прямым ответом на данный вопрос - Все документы должны быть прописаны и никаких моментов не должно быть в уме. Почему именно так? Рассмотрим по пунктам:

1. Обычно то, что вы держите в уме, никогда не совпадает с тем, что держит в уме заказчик. В таких случаях возникает момент, когда Заказчик говорит, что он предполагал работа/вид/дизайн не такой, что вы сделали и, к сожалению, не поспоришь с этим, так как нет никакой документации, которая подтвердит Ваши слова. И начинается бесконечный этап переделок, пока клиент не наиграется, либо не получит продукт, который по его мнению идеален. При этом вы выходите за рамки бюджета, и проект в целом становится не то что не прибыльным, а убыточным .

2. Проект – «вещь» живая и, само собой, во время его выполнения, возникнут новые веяния и цели/задачи, которые клиент захочет сразу же реализовать. Опять же, если не прописаны все данные вещи в задании, то вы будете много работать, а самые главное – бесплатно. Ведь если вы откажете, то клиент откажется платить даже за ту работу, которая уже сделана и в такой момент все делается, чтобы получить «хоть что-нибудь». При этом имея грамотное задание, вы можете не только отказать, но и мотивировать клиента на дополнительные оплачиваемые работы.

Рассмотрим, на примере компании РБК СОФТ , что и в каком формате нужно описывать в техническом задании.
Наша компания разрабатывает проекты на собственной CMS, и практически весь типовой функционал уже реализован в стандартных модулях. Все данные модули имеют техническое описание функционала модуля. И для разработки типовых проектов, нет смысла писать все с нуля. Поэтому, вместе с клиентом при обсуждении проекта, сразу определяется весь функционал будущего проекта, выбираются нужные модули и их описание сводится в техническое задание. При нестандартном функционале, тщательно описывается новый функционал в формате данного документы. Далее, готовы документ согласовывается с клиентом, подписывается и является неотъемлемой частью договора.

Далее вводится новый документ – Художественное задание описывающий всю структуру и художественную составляющую проекта. После 2-3 часового брифинга клиента, аналитик и арт-директор разрабатывают данный документ, где описывают структуру, визуальные блоки, фирменные цвета, цепочки следования пользователя, портреты целевой аудитории, цели и бизнес задачи проекта. Опять же, данный документ согласовывается с клиентом и подписывается. На основе художественного задания разрабатывается дизайн будущего проекта и клиент в 99% случаев принимает работу, так как при презентации у него не возникает вопрос, почему именно так, а не по-другому. Все согласовано и описано в художественном задании и при желании что-либо изменить, задайте вопрос: «Зачем? Что изменит данная правка в предложенном решении бизнес задачи, которая была сформулирована в задании?». Не имея похожего документа, можно впасть в этап «двигания» картинок и «увеличения» логотипа, который может продлиться до бесконечности и в итоге родится мертворожденный проект, не решающий ни одной задачи с точки зрения бизнеса, а, как известно, любой коммерческий проект призван решать бизнес-задачи.

И так, еще раз подведем итог, в документации, описывающей задание (это должно быть не только техническое задание), должно содержаться максимально полное описание всех граней проекта, от функционала до внешнего вида и бизнес задач, иначе вы рискуете получить мертворожденный

Напоследок, правило работы с клиентом: Больше бумаги – чище попа!

Игитян Тачат,
Директор направления интерактивных коммуникаций,
РБК СОФТ

Можно выделить несколько основных элементов способствующих созданию успешного сайта. Интересный контент, удачное оформление и простота в обращении - наиболее важные элементы, которые помогут сделать ваш сайт популярным.

Давайте теперь рассмотрим более подробно основные элементы сайта.

1. Контент (содержимое).

Хороший контент - самый важный ключевой элемент любого сайта. Контент сайта - это основная причина, по которой посетители посещают ваш сайт. Если содержимое вашего сайта - некачественное, вы можете быть уверены в том, что случайные посетители быстро покинут ваш сайт и больше никогда не вернутся. Контент вашего сайта должен быть грамотным и хорошо оформленным. Правдивая информация о вашей компании, товарах или услугах - обязательное условие. Никогда не стоит забывать о размещении общей информации о компании, а также контактной информации. Всегда следует помнить о том, что информация, размещенная на сайте, должна быть полезной для посетителей. Также позаботьтесь о том, чтобы контент сайта периодически обновлялся и не содержал грамматических, а также лексических ошибок, так как это является прямым отражением имиджа вашей компании.

2. Визуальная привлекательность (красивый дизайн).

Все мы знаем о важности первого впечатления. Эта важность распространяется также и на сайты. Принятие решения о просмотре содержания сайта во многом зависит от того, понравится ли вашему посетителю внешний вид вашего сайта или нет. Дизайн сайта должен быть простым, но одновременно и привлекательным (как наш сайт:)). Сайт должен быть оформлен со вкусом, но не должен быть вычурным. Мерцающие буквы и изображения могут вызвать раздражение и отпугнуть большую часть посетителей вместо того чтобы наоборот привлечь их. Кроме того это может затруднить прочтение информации, что вряд ли понравится читателям. С другой стороны, динамичные и интерактивные элементы - придают сайту современный вид. В данном вопросе важен баланс удобства, средств привлечения внимания и информационной составляющей.

3. Интерфейс пользователя.

Хороший интерфейс пользователя - еще один ключевой элемент хорошего сайта. Интерфейс пользователя должен быть удобен для любого пользователя и должен облегчать поиск нужной информации. Для ссылки к ключевым разделам лучше всего разместить в верхней части сайта. Это облегчит поиск нужной информации. Хороший интерфейс пользователя также предполагает наличие этих ссылок в нижней части страницы сайта или даже несколько дополнительных ссылок. У крупных сайтов содержащих большое количество страниц должна быть карта сайта.

4. Расположение информации.

Не стоит размещать текст поверх фона, особенно темного фона, так как это затрудняет процесс чтения. Исследования показали, что темный текст на белом фоне является наилучшей комбинацией для чтения и запоминания. Текст лучше всего разделять на абзацы, содержащие по 4 - 5 предложений. Следите за тем, чтобы ваша страница содержала достаточно белого пространства, что способно придать ей четкость и аккуратность. На всех страницах должны быть одинаковые поля. По всему сайту должна прослеживаться последовательность, что достигается благодаря использованию одинаковых шрифтов, цветов и плана на всех страницах. Замечено, что многократные полосы прокрутки больше всего раздражают посетителей. Поэтому постарайтесь свести их использование к минимуму.

5. Средства поиска по сайту.

На хороших сайтах содержащих множество страниц есть область поиска, которая используется посетителями сайтов. Это - очень полезная особенность, так как она позволяет потенциальным клиентам найти то, что им нужно без особого труда.

6. Дизайн и содержание сайта должны существовать отдельно.

Наиболее развитые сайты интернета сочетают в себе использование (X)HTML и CSS, которые способствуют отделению дизайна от содержания. Среди многочисленных преимуществ использования этого стандарта следует отметить то, что при обновлении всего лишь одного файла CSS изменяется весь сайт. Более того отделение содержания от дизайна обеспечит быструю загрузку, так как поисковым системам не придется проверять дополнительные коды, чтобы выяснить является ли содержание сайта уместным или нет.

Точно также минимальное возможное использование анимации, музыки и видео способно обеспечить быструю загрузку сайта. Интернет-пользователи обычно не обладают достаточным количеством терпения и времени.

7. Взаимная совместимость браузеров (кроссбраузерность).

Еще один ключевой элемент хорошего сайта заключается в совместимости со многими основными браузерами и платформами. Успех сайта также может зависеть от того насколько хорошо он оптимизирован под поисковые системы.

Это всего лишь несколько ключевых элементов хорошего сайта. Благодаря постоянному усовершенствованию технологий появляются новые методы позволяющие улучшить сайт, которые мы используем при создании сайтов.