Как называется учитель йоги. Рекомендации начинающим преподавателям йоги. Какие есть школы по подготовке инструкторов

Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая учителя йоги.

Какую йогу он преподает?

Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле, это многообразие – явление сравнительно недавнее, возникшее в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.

«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, – признает психолог Алена Хромова. – Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то – другие».

Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.

Какой у него диплом?

Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, четырехнедельные интенсивные курсы подготовки инструкторов по йоге – пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.

Как практикует он сам?

Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги – тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.

«Отношение к преподавателю йоги – наше основополагающее отношение, – отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, – мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»

Насколько он внимателен?

Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.

Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?

Каковы его познания в анатомии

«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, – подчеркивает Алена Хромова. – Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».

Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?

Рассказывает ли ваш учитель йоги о точном выстраивании тела в каждой позе?

Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.

Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?

Это необходимые основы для преподавания.

Насколько он заботится о спокойствии

Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.

Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.

Для того, чтобы стать инструктором йоги, необходимо, в первую очередь, ваше желание и намерение учить, передавать знания и опыт людям и помогать им. Во-вторых, – опыт самостоятельной личной практики не менее года. И, в-третьих, – записаться сейчас на курсы в Школу инструкторов йоги Федерации йоги России!

На данный момент есть следующие ближайшие группы курса Инструкторов хатха-йоги, куда вы можете записаться:

Даты Занятия
6 апреля – 2 июня 2019 г.
курс выходного дня, группа №135
суббота, воскресенье
с 10:00 до 17:00
3 – 26 июня 2019 г.
очный курс, группа №139
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00
1 – 24 июля 2019 г.
очный курс, группа №140
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00

Обучение и на очном, и на курсе выходного дня (заочном) проводится по единой программе подготовки инструкторов хатха-йоги и тем же педагогическим составом. Программа обучения и на очном, и на курсе выходного дня одинакова, разница лишь в графике занятий (по будням, либо по выходным), что сделано специально для удобства поступающих.

Сертификаты и дипломы

При успешном окончании обучения выпускники курса инструкторов хатха-йоги получают:

  • Сертификат Инструктора хатха-йоги, подтверждающий квалификацию,
  • Удостоверение Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Школа инструкторов йоги» о прохождении курса «Теория и практика хатха-йоги», дающее право преподавать йогу,
  • Карточка инструктора ,
  • Ваше имя вносится в Общероссийский реестр преподавателей йоги.

Дополнительно по желанию выпускники могут получить Сертификат Международного Альянса Йоги (Индия) и Сертификат Альянса йоги США с регистрацией в Реестрах этих международных организаций.

Программа курса

Обучение на инструктора хатха-йоги проходит по специально разработанной программе YTTC-200 (Yoga Teacher Training Course, 200 часов), зарегистрированной в Международном Альянсе йоги (Yoga Alliance International Worldwide, Индия), Международной Федерации йоги (International Yoga Federation), Европейском союзе йоги (European Union of Yoga Association) и в Альянсе йоги США (Yoga Alliance USA).

Обучение в Школе инструкторов йоги Федерации йоги России не только соответствует всем российским и международным стандартам, но и дает возможность выпускникам Школы без дополнительных экзаменов получить дипломы и попасть в реестры самых крупных международных организаций йоги – Международного Альянса йоги и Альянса йоги США.

  1. Йога – определение самой дисциплины. История и основы философии. Немного о разных стилях и основных современных школах хатха-йоги.
  2. Основные трактаты по йоге (Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Йога-сутры Патанджали, Шандилья-панишада), Восьмиступенчатая йога согласно Йога-Сутрам Патанджали и семиступенчая йога согласно Гхеранда-Самхите.
  3. Этические и моральные принципы йоги : Яма и Нияма. Универсальный кодекс нравственных законов и ежедневных предписаний Йоги. Кармическое значение этих законов.
  4. История йоги России . Первые печатные издания, школы, основатели. Дореволюционный период, первые упоминания о йоге: Рерихи, Смирнов Б.Л., Ефремов И.А., Зубков А.Н. и другие.
  5. Гуны : Раджас Тамас и Саттва Мантры. Санскрит. Названия асан. Дословные значения терминов йоги.
  6. Варианты Сурья намаскар (простые и усложненные по разным стилям (школам) йоги. Асаны стоя, их детальная отстройка и проработка: а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  7. Разминочные техники. Вьяяма, как разминочные серии упражнений и самодостаточная практика. Что такое вьяяма и её разновидности. Основные задачи предварительных практик. Сочетание движения, дыхания и внимания (тристана). Специализированные вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов, техники, способствующие быстрому освоению таких асан, как поза лотоса, шпагаты, мосты и пр.
  8. Асаны на спине, перевернутые, на животе, их детальная отстройка и проработка : а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  9. Брюшные манипуляции – уддияна-бандха, агнисара-дхаути, наули. Подробный разбор техники выполнения. Практики, улучшающие состояние пищеварительной системы и системы кровообращения: эффект, польза, противопоказания, последовательность освоения, диетические рекомендации.
  10. Базовые типы дыхания : а) полное йогическое дыхание; б) дыхание уджайи; Виды пранаям. Подробное изучение каждой пранаямы по отдельности с учетом ее влияния на физиологию: – Капалабхати – Бхастрика (упрощенная форма) – Вилома-пранаяма – Сурья-бхедана – Нади-шодхана – Анулома-вилома – Брамари-пранаяма– Брахма-мудра и прана-мудра пранаяма. Кумбхаки – принципы, виды.
  11. Бандхи . Мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха, набхо-бандха, Маха-бандха. Практика бандх, пранаям, кумбхак отдельно и внутри асан.
  12. Шаткармы – общее название очистительных практик для тела , применяемых в хатха-йоге. Классификация и их описание в древних йогических текстах Хатха Йога Прадипика и Гхеранда-самхита.
  13. Теория объяснения виньяс. Группы Виньяс. Иерархия уровней сложности Виньяс. Практика хатха, с использованием виньяс.
  14. Пратьяхара и Дхарана. Методы контроля и управления вниманием. Контроль над чувствами, регулирование и отвлечение органов чувств, направление внимания вовнутрь.
  15. Дхьяна (медитация) и Самадхи (осознание). Иерархия самоконтроля (самьямы), самоосознания и изменённых состояний сознания. Связь духовного роста с кармой. Современное понимание йогических техник.
  16. Техники осознанного расслабления. Шавасана. Универсальные методы контроля оболочек. Примеры схем расслабления. Йога-нидра. Теория и практика.
  17. Понимание значения и функций позвоночника. Направления подвижности позвоночника. Наклоны, скрутки, повороты, прогибы и вытяжение. Учитель. Общность и различие между начинающими и опытными практикующими, йога-инструкторами, учителями, мастерами-йоги.
  18. Психология отношений: Инструктор и практикующий. Применение знаний о структуре человеческого существа для построения индивидуальных тренировочных программ, гармонично дополняющих и компенсирующих повседневные социальные действия.
  19. Асаны на баланс – удержание тела в заданном положении. Развитие ощущения устойчивой опоры в положениях на баланс. Способы адаптации тела к нагрузке на мышцы при отработке балансовых поз. Разные типы опоры тела в балансах: опоры на ноги, голову, руки, предплечья. Прогибы назад с разными точками опоры.
  20. Движения, голос инструктора (сценическое мастерство). Контроль мышления и искусство энергетического влияния на учеников тончайшими оттенками речи. Подбор музыки, атрибутики, одежды для практики и т.д. Связь практики йоги с обычной жизнью и наоборот. Использование принципов йоги для внутреннего мира и внешнего практикующего. Важность внутренней практики для инструктора. Инструктор как пример для подражания. Сознание в тренировочном зале и осознанность жизни. Основные принципы травмобезопасности в практике асан.
  21. Шесть причин, разрушающих йогу, и шесть причин, способствующих успеху в практике. Порядок составления тренировочной последовательности. Мотивация и задачи практики. Последовательности практик в развитии формы и содержания техники йога-асан. Принципы построения тренировочных последовательностей. Правая и левая сторона, балансировка времени пребывания на основе ощущения наполненности. Принцип построения тренировок утренней и вечерней.
  22. Анатомия: Общий план строения организма. Анатомия костной системы, Теоретическая анатомия мышечной системы. Функциональная анатомия мышечной системы. Теоретическая и функциональная анатомия. Общая динамическая анатомия (циклические, ациклические, вращательные движения). Смещаемость органов и механизм дыхания.
  23. Физиология: Понятие физиологии человека. Основные физиологические процессы. Физиология дыхания. Питание, вегетарианство, работа нервной системы и стресс. Биомеханика. Предклиническая диагностика.
  24. Педагогика: Принципы работы с группой. Основные особенности в проведении индивидуальных занятий.

Преподаватели курса

Данный сертификационный курс проводят опытные преподаватели, мастера йоги с многолетним опытом преподавания и практики.

– президент Федерации йоги России, руководитель и старший преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и медитации Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги RYT-500 и ERYT-200 в Альянсе йоги США. Занимается различными восточными практиками более 30 лет, медитативными практиками более 19 лет (с 1994 года адепт школы Сато). Мастер боевых искусств, кобудо и йоги. Образование: высшее (МГИМО, Восточный факультет). Специальное: педагогическое (РГУФК), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-1000). Член IYAT (Международная Ассоциация Йога Терапевтов), Yoga Hand Healing (YTTC-200). Специализация: transformational yoga, раджа-йога, медитативные практики, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 20 лет, преподавательский стаж – более 12 лет. Образование – высшее МГГУ (Московский Государственный Горный Университет), кандидат наук, доцент. Специальное образование: курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500). Неоднократный чемпион России и призер международных соревнований в различных категориях йога-спорта. Специализация: построение динамических комплексов, травмобезопасность в йоге, вьяямы, дыхательные практики. Изучаемые стили и направления: классическая хатха-йога, аштанга-виньяса йога, универсальная йога, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 30 лет, преподавательский стаж – более 20 лет. Образование – высшее педагогическое МГПИ (Московский Государственный Педагогический институт). Специальное образование: РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500), персональные семинары Б.К.С. Айенгара, Ф. Бириа и Е. Рушпол. Специализация: отстройка асан, порядок составления тренировочных последовательностей и занятий в целом, педагогика и риторика. Изучаемые стили и направления: хатха-йога Б.К.С. Айенгара, комфортная (универсальная) йога Евы Рушпол. Профессиональный преподаватель и методист йоги.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: Воронежский государственный университет, Школа развития осознанности и интуиции, Московская государственная академия физической культуры и спорта «Теория и практика хатха йоги», Школа инструкторов йоги. Личный стаж в йоге и медитативных практиках – более 20 лет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга виньяса йога, с 2002 года практикует випассану в традиции Махаси Саядо и Гоенке. Много путешествует по Непалу и Индии по монастырям и местам паломничества.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги. Личный стаж занятий – более 15 лет, преподавательский стаж – более 11 лет. Образование – высшее педагогическое МаГУ (Магнитогорский государственный университет). Специальное образование: Международный Альянс йоги (YTTC-500), курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», практический курс в Культурном центре посольства Индии (Москва), РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», персональные семинары российских и зарубежных преподавателей йоги. Специализация: анатомия позвоночника и травмобезопасность в йоге, йога-нидра, виньяса-йога. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга-виньяса йога, пауэр-йога, универсальная йога, йога КПП (травмобезопасная йога), йога для женщин, йога для детей, йога для пожилых людей. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в йога-студиях Москвы, так и персональным тренером.

Мира (Анастасия) – преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и йогатерапии Международного Альянса Йоги, RYT-200 Альянса йоги США. Образование: высшее ГУУ (Государственный Университет Управления, University of Wolverhampton, Великобритания, Институт психоанализа). Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха йоги», «Детская йога», «Перинатальная йога», Международный Альянс йоги (YTTC-500), Healing Hand Center (YTTC-200), «Acient Thai massage foundation» (YTTC-200), практика йогатерапии в Vinieyoga Healing Centre. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, йогатерапия, transformational yoga, оздоровительные энергетические практики.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: высшее педагогическое, к.п.н., доцент. Личный стаж занятий – более 9 лет, преподавательский стаж – более 6 лет. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, санскрит, философия йоги. Имеет персональную группу по хатха-йоге, проводит персональные занятия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 16 лет, преподавательский стаж – более 9 лет. Образование высшее (Томский политехнический институт – инженер-математик, инженер-социолог). Специальное образование: ряд тренингов хатха-йоги в традиции Дхирендры Брахмачари (Бал Мукунд Сингх), аштанга-виньяса йога (Паттабхи Джойс), йога-нидра (Сатьянанда Сарасвати), крия-йога (Ш.Ш. Шарма), специальный курс «Теория и практика классической хатха йоги» в ГБУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта. Профессиональный преподаватель йоги, работающий в различных клубах и студиях Москвы, ведущий индивидуальные и групповые занятия, семинары и зарубежные ретриты. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога-нидра, йогатерапия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, занимается йогой самостоятельно. Образование – высшее. Доцент кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКа. Кандидат в мастера спорта по плаванию. Автор более 20-ти научных статей, учебных программ и пособий по анатомии, биологии и спортивной морфологии.

– преподаватель Школы инструкторов йоги по направлению «Педагогика». Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий более 10 лет, преподавательский – более 6 лет. Образование: высшее, МТУСИ (Московский Технический Университет Связи и Информатики). В прошлом – бизнес-тренер, автор двух книг по административному менеджменту. Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха-йоги» и «Йогатерапия: опорно-двигательный аппарат». Изучаемые стили и направления: хатха-йога, виньяса-флоу, пауэр-йога, йога для старшего возраста, йогатерапия позвоночника.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 7 лет, преподавательский стаж – более 4 лет. Образование: высшее (Омский Государственный Политехнический Университет). Специальное образование: Школа инструкторов йоги, семинары по йоге 23 и хатха-йоге, специалист по правильному питанию (аюрведа) – Новосибирский Государственный Университет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога 23, стретчинг, пауэр-йога.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, личный стаж занятий – более 12 лет, преподавательский стаж – более 6 лет, опыт работы с детьми с 1991 года. Образование: высшее (Самарский педагогический институт, факультет физического воспитания, Самарский педагогический университет – факультет психологии). Специальное образование: Школа инструкторов йоги (хатха-йога), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», сертифицированный преподаватель йоги Международного Альянса йоги (YTTC-200). Специализация: йога для детей, детский психолог, хатха-йога, пилатес. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в клубах и студиях Москвы, так и персональным тренером.

Отзывы о курсе

Очень хочется оставить свой отзыв. Очень благодарна Сергею Репину за создание удивительной Школы инструкторов йоги, обучаясь в которой словно из гусенички плавно превращаешься в красивую, легкую, добрую, радостную бабочку с правильными, грамотными представлениями о йоге и пилатесе. И желаю школе непрерывного развития и процветания. Спасибо всем преподавателям, они словно видят учеников насквозь…
Ольге Полушиной спасибо за появившийся интерес к учению Айенгара и фразу «Я буду мстить за носки», после которой я сняла тапочки для занятия йогой, в которых занималась всегда, и по дороге домой выбросила их в мусорный бак, – уверена, с интересным выражением лица. И после этого события личная практика изменилась.
Светлане Артисевич спасибо за волшебную, божественную практику и медитацию, дающую уверенность в своих силах и радость от всего происходящего вокруг.
Николаю – за правильный для меня настрой к йоге, важные и твердые слова касательно травмобезопасности и морально-этических принципов практикующих йогу. Если вы несколько лет делаете асаны с неправильной отстройкой это приведет вас к инвалидности. Это понимание останется со мной навсегда.
Мире спасибо за пример доброго и бережного отношения к каждому ученику. Ирочке спасибо за знания по Пилатес и ответственность. Спасибо всем преподавателям, которых я не указала, за знания и личный опыт, которым не все равно, что останется с нами внутри на долгие годы.

~ Ксения Александрова, июнь 2017

Спасибо Вам огромное за преподавательский курс Хатха-йоги!
За учителей, которые нам давали отличные знания, за то, что вы создали Федерацию йоги России, где дают истинные знания!
Я бы вообще в вашей Федерации жить осталась…)), приятно находиться с единомышленниками…, но пока буду просто приезжать на занятия))

~ Карина Касимова

Опыт получен колоссальный, необыкновенный, несравнимый! Многое за эти 3 недели было пережито, передумано и прочувствовано. Самое главное – это свершилось задуманное: правильное направление Пути задано, даны инструменты в помощь для движения вперёд, появилась вера в себя и свои силы Большое Вам Спасибо за это!

~ Яна Лехтсаар

Одна из целей, по которой я к вам пришла, была узнать, насколько йога – это мое, мой путь и моя философия, так как начинала заниматься я через “физкультуру” мне надо было знать, что дальше. И уже после первого занятия я поняла, что да, я делаю шаги в том направлении, которые мне близки, все на курсе – и ученики, и преподаватели – были “моими” людьми, и мое видение и мои движения в йоге, все совпадало с тем, чему нас учили.

Страха, испуга и прочего ни в процессе обучения, ни теперь, после, я не испытала, наоборот, вы и ваши лекции дали мне большую уверенность в себе и поддержку. Теперь я точно знаю, что это часть моей жизни, мой мир. Я никогда не хотела учить йоге, я хотела делиться тем, что йога для меня. Теперь мне делать это еще проще. Моя йога – это мое творчество) курс инструктора – мое вдохновение продолжать и углублять свои знания и навыки, читать нужные книги, думать и делать выводы.
Огромное спасибо вам за то, что вы делаете, мягко наставляете нас, не требуете, даете поддержку.
В моих планах – освоение пранаямы Вот что стало для меня интересным, хоть и сложным уроком. Буду дальше расти и развиваться. Пробовать, находить свое и делиться тем, что знаю, чувствую и могу дать с теми, кто приходит ко мне на “мою” йогу.

~ Всего Вам наилучшего в вашем добром деле.
Виктория Тарабукина

Всем огромное спасибо!!! ВЫ ПРОСТО СУПЕР!!! Эти два месяца я как будто оказалась в другом мире, полным добра и любви!!! Хотя… вначале было тяжело… Казалось, что происходит полная “чистка” организма и сознания, а как известно, такое перестроение проходит нелегко. Зато потом, стало легко, и я с нетерпением ждала каждых выходных, чтобы очутиться на наших занятиях))))) Я очень Вам всем благодарна))))) и нашим учителям и нашей группе))) Вы все стали родными))) Вы все несете свет и тепло, как наше солнце!!! Еще раз говорю все огромное СПАСИБО!!! Удачи, любви и успехов в нашем общем деле))))))))

~ С уважением,
Юлия Зимкина

«Собраться вместе – начало, остаться вместе – прогресс, работать вместе – успех!» Каждый на курсе пытался: и собраться, и оставаться, и работать. Это относится и к преподавателям, и к студентам курса. И хочу с полной ответственностью заявить – у нас это получилось!!! Спасибо всем, кто был с нами все это время.
Ом Тат Сат!

~ Андрей Дроздов

Здравствуй, Школа инструкторов йоги во всем ее составе!

Я от души хочу поблагодарить Сергея Репина и за организацию Федерации йоги и за организацию обучения, за то, что нашли и заинтересовали таких замечательных преподавателей – я, честное слово, и не ожидала, что они окажутся настолько замечательными, – и еще очень хочу поблагодарить самих преподавателей Школы инструкторов за то влияние, которое оказали на меня и которое стало и для меня самой неожиданностью. Я шла на обучение с совсем другими мыслями – и не подозревала, что оно начнет для меня новый виток в жизни, новый поворот. Учеба в Школе начала во мне внутренний процесс трансформации, который, я уверена, приведет к хорошим изменениям. Я хочу поблагодарить и за долготерпение к моей “придирчивости” :)) которая была по большей части просто тягой к новым знаниям – я очень соскучилась по учебе, давно уже закончила университет и просто рада была вновь окунуться в образовательный процесс, именно в плотное взаимодействие “преподаватель – ученик”. :))

Спасибо, Сергей, Ольга, Николай, Камилла, Людмила, Светлана, Павел, Дмитрий и все-все остальные! Я буду следить за новостями Федерации и, надеюсь, еще не раз увижусь с вами в будущем.

~ С уважением,
Евгения Шафранова

Огромное спасибо за все что вы сделали, за эту замечательную школу, где чувствуешь себя как дома, благодаря уютной и дружеской атмосфере, за прекрасный преподавательский состав, в котором каждый преподаватель открывает что-то новое, бесценное, дарит кусочек своей души! Я очень рада, что судьба привела меня к вам, и я надеюсь еще не раз вернуться в это прекрасное место.
P.S. И отдельное спасибо Вам, Сергей, за вашу заботу и доброту, за ваш позитив и откровение, от Вас исходит светлая и мощная энергетика и это чувствуется, спасибо что вы есть!!!

~ С уважением,
Гидревич Оксана

Вот и пролетели два чудесных месяца познавательнейшего курса обучения “Инструкторов Хатха-йоги”. Для себя я его обозначила как этап расширения границ своего сознания! Так интересно и так увлекательно мне еще не было ни на одном обучении, семинаре, мастер-классе, наверное, потому что каждое слово и каждое движение преподавателей курса (огромное им за это спасибо) были наполнены знаниями и направлены на раскрытие потенциала ученика, – как оказалось, он, т.е. потенциал, у меня тоже имеется) Еще раз убеждаюсь, что любовь к своему делу творит чудеса! А благодаря такому профессиональному подходу преподавателей с первых же дней в нашей группе воцарилось единение, которое помогло мне за эти два месяца не только понять суть йоги и освоить некоторые, казавшиеся ранее невозможными, асаны, но и подружиться и перенять опыт моих теперь уже коллег и друзей! Подводя итог вышесказанному, хочу выразить искреннюю благодарность и восхищение счастливым людям – нашим преподавателям Федерации йоги России, которые творят поистине важное для всего человечества дело! Дай Бог вам здоровья и неиссякаемого желания передавать знания таким же интересующимся и жаждущим знаний людям, как на нашем курсе!

Подробную информацию о стоимости и порядке поступления на курсы Школы инструкторов Федерации йоги России читайте на странице: .

Зарегистрируйтесь на курс

Присылайте вашу заявку и вопросы, заполнив форму ниже, либо отправив письмо на

Самое счастливое для вас время - часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать - и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать - и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя - это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие - даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать - особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах - не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели - те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги - ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя - гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы - те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию - без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц - опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога - мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём - мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в !

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – , харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

С каждым годом йога, индийская философия, как одна из не разгаданных тайн, приобретает все возрастающую популярность. Она, как уверяют, улучшает психическое состояние человека, успокаивает ум и дарует прекрасное здоровье.

Древнее учение, пришло к нам из глубины веков, поэтому преподавать, быть учителем и наставником, имеет право только «посвященный» человек.

Занятие с опытным инструктором йоги — гарантия безопасного овладения практикой

Кто же это такой? Как и где можно получить весь комплекс знаний и стать «посвященным»?

Йога не просто физические упражнения, которые выполняются и зависят от твоего состояния и развитости мускулатуры, это отдельное мировоззрение. И только те люди, которые готовые его принять, расти, развиваться духовно и физически, могут быть инструкторами. Все здесь зависит от личных качеств человека, его способностей.

Случается так, что человек идет на курсы с целью поправить свое здоровье, а лет через 5 понимает, что мог бы сам учить других. Возникает вопрос: «Как стать инструктором по йоге?»

Посещение занятий в течение нескольких лет мало для того, чтобы быть учителем, потребуется дополнительное образование, а еще много времени для усовершенствования своего мастерства. Иногда занятия, которые раньше приносили радость и удовольствие, становятся в тягость, на них не остается моральных сил, и учитель сокращает свою практику в несколько раз.

Но это редкие исключения, обычно инструкторами становятся люди увлеченные, для них уровень учителя – это дополнительный стимул совершенствовать и поднять свое мастерство, проводя занятия и помогая другим понять тайну древнего учения, они чувствуют себя счастливее.

Если вы чувствуете духовное призвание, стать учителем, а не получить сертификат с коммерческой целью, следует пройти все этапы обучения.

Международная Федерация Йоги обучение на инструктора классифицирует по трем уровням:

  • инструктор;
  • тренер;
  • мастер.

Любой, вступающий на путь преподавания, начинает свою трудовую деятельность с квалификации инструктора, только после того, как пройдет курс обучения, сдаст экзамен на квалификационные требования и получит сертификат.

Как и с чего начать

При российской Федерации йоги действует школа, преподавание в которой ведется по международным стандартам (InternationalYogaFederation) и утвержденной программе. Без рекомендации преподавателя и стажа не менее двух лет, поступить в школу невозможно. Курс обучения занимает как минимум три года. Прошедшие весь курс обучения, получают диплом без сдачи дополнительных экзаменов и сразу же зачисляются во все популярные международные реестры преподавателей йоги.

Если вы уже определились и есть желание называться инструктором, то вам придется получить знания по:

  • анатомии;
  • психологии;
  • физиологии человека;
  • в области традиционной индийской медицины – аюрведы;
  • биомеханики;
  • безопасности травм.

Чтобы стать инструктором придется изучать:

  • классические тексты йоги;
  • историю;
  • философию;
  • основные направления, ведущие к вершине.

Обязательно надо знать теорию, так как не приняв и не осознав учение, невозможно постичь всю глубину асан, философских и ментальных составляющих.

Затем приступайте к практике, как в статике, так и в «в потоке».

Будущему инструктору необходимо знать базовые техники дыхания (пранаямы), чтобы контролировать жизненную энергию (прану), поступающую из космоса.

Обязательно выучить шесть степеней очистки (шаткармы), что практикуется в Хатха йоге. В некоторых школах и на курсах инструкторов шаткармам уделяют первостепенное внимание, и пока ученик не пройдет и не изучит технику очищения для тела, его не переводят на следующую ступень обучения.

Учителю необходимо освоить техники индивидуальных и групповых обучений, видеть и помогать исправлять ошибки, пришедших на йогические курсы.

Кроме того, инструктором не может быть человек, если у него отсутствует чувство эмпатии (осознанного сопереживания чувствам другого человека и понимание его внутреннего мира). Если инструктор не будет понимать ученика, он не сможет дать ценные советы, и в этом случае, лучше оставить обучение и не стремиться стать учителем.

Самые популярные методы йоги:

  1. Аштанга.
  2. Айенгара.
  3. Кундалини.
  4. Шивананда.

Каждый из методов имеет свои собственные характеристики, динамику и правила.

Учитель Айенгар йоги

В контексте наиболее популярных методов, сертифицированным преподавателем Айенгар йоги может быть тот, кто отвечает нескольким критериям. Инструктор курсов квалифицируется только тогда, когда его практика составляет не менее трех лет, есть рекомендация от преподавателя, у которого обучались. По истечению этого срока он может выбрать один из двух путей обучения:

  1. Традиционный - с участием ученика и учителя.
  2. Современный - в форме подготовки на одних из курсов, организованных в стране.

Первое и второе обучение длится в общей сложности три года. После трех лет сдают экзамены, сначала один, затем второй.

После выполнения всех формальностей, связанных с присоединением к Ассоциации Айенгар Йоги, он может быть инструктором. Но эти два экзамена только начало. В Айенгар йоге при подготовке компетентных учителей используется система сертификации. Созданы четкие критерии прав, связанные со степенью. Система сертификации представляет собой иерархию, в которой каждый из более высокого уровня квалификации, получает и имеет больше возможностей, но и несет большую ответственность. Старший инструктор (степень интермедия сеньор) может преподавать классы медицинские и по беременности.

Метод Айенгара - это полный спектр знаний с точки зрения динамики, глубины и полноты работы с телом, дыханием и умом.

Его вклад в развитие преподавания асан и пранаямаы трудно переоценить. Он систематизировал и классифицировал позиции йоги, создал очень стройную систему.

Большим нововведением стало внедрение в практику инструментов (одеяла, ремни, деревянные блоки), что позволило регулировать практику и применять метод для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей разного возраста и разных возможностей. Благодаря Айенгару учителя получили мощный инструмент для работы не только со здоровыми людьми, но и с людьми, страдающими различными заболеваниями. Создатель этого метода, 96-ти летний Айенгар до сих пор усовершенствует свои достижения, улучшает передачу накопленных знаний своим ближайшим ученикам, которые понесут их в мир.

Стать инструктором Аштанга йоги

Аштанга йога представляет собой метод, изобретенный Шри Паттабхи Джойс. Чрезвычайно важно в этом методе Парампара (с санскрита) и означает, что знания передаются ученику от учителя через непосредственный опыт. Мастерство достигается не путем демонстрации знаний, знания анатомии или сутр, но на практике с учителем или под его наблюдением, и непосредственно от него. Ученик должен верить учителю и тому, что гуру знает, когда кто-то готов быть инструктором, учителем.

В Аштанге йоге для получения сертификата, надо пройти два уровня:

  1. Авторизация (проверка подлинности).
  2. Аутентификация, сертификация, которая является самой высокой практикой распознавания.

Чтобы получить авторизацию (разрешение) на практику. Необходимо практиковать под наблюдением учителя из Института Йоги Шри К.Паттабхи Джойса Аштанга Майсура один месяц или три, но не более, с интервалом не менее шести месяцев между пребыванием.

Сертифицированные учителя, учатся около 8 лет. Они должны иметь больше 10 лет собственной ежедневной практики и освоить минимум три асаны из 6 серий.

В институте имеется список всех учителей, которые получили разрешение и сертификат по всему миру.

Обучать Кундалини йога

Кундалини йога по системе йога Бхаджана является относительно молодым методом, но уже вызывает большой интерес. Курсы учителей и инструкторов йоги Бхаджаны находятся под личным руководство Йога Бхаджана, программа подготовки включает три шага:

Основа и Просветление

Включает в себя понимание и опыт, как одно из единства (Эк Онг Кар), понимание природы и человека и основных принципов и практики Кундалини-йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Участники квалифицируются с точки зрения уровня зрелости и готовности заниматься, а не физической подготовки или продвинутости в практике йоги.

Трансформация

Этот уровень включает в себя проекцию личности (Сэт Нам); это воплощение природы через слова и поведение; расширение и углубление сознания учителя. Завершение этого уровня свидетельство – стажер Кундалини йоги. Это углубление личной трансформации, основных способностей, характера и сознания.

Реализация

Этот уровень (Сири Уо Гуру). Опыт выражается в словах учителя, достижениях, работе и репутации. Завершение учебы на уровне делает вас признанным сертифицированным инструктором Кундалини йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Шивананда йога

Искреннее желание учиться и открытость по отношению к технике йоги является важным требованием. Программа подготовки инструкторов включает в себя: асаны, пранаямы, йогические диеты, крийи, медитации, мантры, веданты, Бхагавадгита, четыре пути йоги, анатомию и физиологию человека. Чтобы получить всемирно известный сертификат инструктора Шивананда йоги, знание и наличие всех классов обязательно. Сертификат, выданный Международным Шивананда Йога Веданта Центром, подтверждает успешное завершение курсов и дает право быть преподавателем. Существуют еще продвинутые курсы для учителей Шивананда йоги, которые позволяют углубить знания о духовных ценностях, изучить подробно философию ваданты и практики со сдачей экзамена в конце.

Чтобы поступить на курсы никаких формальных требований к квалификации не требуется, предпочтительно базовые знания асан и философии, но это не является абсолютным условием.

Курсы Шивананда йоги заканчивает много людей, но не для того, чтобы стать инструктором и зарабатывать деньги, а для личного самосовершенствования.

Инструктор йоги, какой он?

Будущему инструктору важно перенять опыт своего учителя, а также безупречные моральные принципы. Это постоянная, нескончаемая собственная практика. Инструктор йоги, преподаватель или учитель, профессия привлекательная, модная, интересная. Но также важно, что он работает с людьми, может помогать им, лечить их, а это большая ответственность.

Перед поступлением на курсы или в школу важно спросить себя: «Действительно ли я хочу это сделать? Хочу ли я помогать другим людям? Хочу практиковать с преданностью и усердием? Что я хочу передать другим? Что я должен им предложить? И ответ на эти вопросы вы должны дать себе честно и сознательно.

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею – научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея – лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна. Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства. Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте yogamaster.ru .

Фото: Instagram.com/talia_sutra