Как научиться фехтовать в домашних условиях

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ


Обучение технике и тренировка - неразрывно связанные между собой процессы. Однако сложность техники фехтования (а, следова-тельно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть изолированно методику обучения фехтовальной технике.

Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражне-нием с присущими ему биомеханическими закономерностями, с одной стороны, соответствующим образом воздействует на организм и с дру-гой - представляет из себя элементы боевых действий, которые боец будет применять в практике спортивного вольного боя.

С самого начала обучения всякий прием должен преподноситься с освещением его тактического содержания и с образцовым показом для создания правильного представления о технике и назначении дви-жения. Однако в начале замятий главное внимание должно быть уделено технике движения приема. После овладения схемой приема необходимо дать занимающимся возможность самостоятельного ана-лиза деталей данного движения.

Закрепление усвоенного приема осуществляется повторением и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осу-ществляется путем тренировки приема в сочетании с другими при-емами, практикой применения этого приема в бою с целью выработки необходимых бойцу качеств.

Следовательно, примерная схема обучения отдельному приему будет такой: 1) образцовый показ приема в целом, 2) тактическое обоснование приема, 3) краткое обоснование техники, 4) выполнение приема занимающимся под команду руководителя, 5) самостоятель-ная работа занимающихся и проверка руководителем правильности исполнения, 6) выполнение приема в сочетании с другими приемами, 7) применение сочетания приемов в процессе ведения боя. Схема эта, не являясь догмой при изучении всех приемов, может быть вы-держана либо полностью, либо частично.

В соответствии с этим и организация занятий должна предусма-тривать последовательное проведение обучения: а) без противника, б) с использованием подсобных снарядов, в) при непосредственном соприкосновении с противником (преподаватель, товарищ по трени-ровке).


I. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ПРОТИВНИКА В ФЕХТОВАНИИ


Этот метод применяется главным образом при изучении основ-ных положений и движении н некоторых элементов боевых действий. Методические приемы следующие:


Групповое шереножное обучение

а) В 1, 2, 3 шеренгах в зависимости от количества занимающихся, б) самостоятельное выполнение занимающимися приемов по зада-нию (индивидуально или группой), в) «поточно» - один за другим (первый выполнит прием, за ним выполняет второй, третий и т. д.), г) группой или «поточно» - на внезапный сигнал руководителя (сиг-нал зрительного или слухового характера).


Индивидуальное обучение

а) Самостоятельное выполнение занимающимся приемов по за-данию (индивидуально или группой 3-5 чел.), б) то же, под кон-тролем и с помощью преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая работа (один обучает нескольких).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением элементов соревнований на лучшее исполнение техники приема производится на быстроту и точность выполнения.


II. ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ В ФЕХТОВАНИИ


Обучение на подсобных снарядах предусматривает задачи: на-учить наносить правильные, меткие уколы и удары по конкретным целям, чучелам, мишеням, рассчитывать дистанцию и выполнять приемы в соответствующем самостоятельном или заданном ритме или темпе. Методические приемы таковы:


Групповое поражение цели

а) Под команду руководителя (выполняют все занимающиеся одновременно), б) «поточно» - один за другим, в) на внезапный сиг-нал руководителя, группой или «поточно».


Индивидуальное обучение

Самостоятельно по заданию и под контролем преподавателя.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один командует другому), б) групповая (один командует нескольким).


Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением соревнова-тельных моментов (соревнования внутри групп) производится: а) на меткость поражения цели, б) на меткость и быстроту поражения
цели.


III. ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ФЕХТОВАНИИ


Задача - научить нанесению боевых ударов противнику и за-щите от них, овладению приемами боевых действий: атаками, при-емами подготовки к атакам и защитам.

Методические приемы таковы:


Парное обучение боевым действиям

а) Под команду руководителя (партнер не обороняется), б) под команду руководителя (партнер обороняется), в) по заданию с парт-нером, который периодически то обороняется, то не обороняется.


Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая (один обучает несколько пар).


Индивидуальный урок с преподавателем

Урок проводится в форме: а) обучения приемам боевых действий, б) проверки правильности изучаемых приемов, в) тренировки прие-мов боевых действий, г) урока боя.


Учебные соревнования

Соревновательная работа проводится на уроке в форме боя: а) по заданию, б) с преподавателем, в) с товарищами по обучению.


IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Методика обучения фехтованию должна начинаться с объясне-ния цели, задач и содержания того или иного вида фехтования и демонстрации его в виде боя.

Изучение техники производится в известной последовательности и состоит из пяти основных этапов : 1-й этап - изучение основ-ных положений и движений; 2-й этап - изучение основных элемен-тов боевых действий на чучелах, мишенях и т. п.; 3-й этап - обуче-ние основным простым действиям; 4-й этап - обучение сложным и усовершенствование простых действий и 5-й этап - обучение фех-товальному бою.

На первом этапе изучается техника основных положений и движе-ний с соответствующими тактическими указаниями. Задача - овладе-ние техникой основных приемов и усвоение основ специфической для фехтования координации. Далее необходимо создать предпо-сылки для дальнейшего овладения техникой путем: качественной проработки мускулатуры двигательного аппарата, по преимуществу ног и плечевого пояса, общефизиологической подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и мобилизации нужных психо-физических качеств - внимания, точности движений, быстроты реак-ции и т. д.

Приемы изучаются в такой последовательности: способ держания оружия, стойка «смирно» с оружием, фехтовальная стойка, стойка «вольнс», передвижение вперед, назад в сторону, сбор, приветствие, показ укола - как вытягивание руки или рук; выпад и воз-вращение назад, вперед, движение повторного выпада; основные позиции и переходы из одной позиции в другую.

Каждый из приемов изучается вначале по возможности самосто-ятельно. По мере усвоения материала обучение усложняется соче-танием нескольких приемов. Необходимо использовать тактически целесообразные сочетания приемов наступления и обороны.

Усвоение техники проверяется преподавателем.

В целях приучения к соревнованиям, наблюдения за ростом уча-щихся и повышения их интереса необходимо уже с первого этапа включать в обучение соревнования: на технику выполнения отдель-ных приемов, комбинацию их на балльную оценку и пр. и другие со-ревновательные элементы.


V. ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На втором этапе основные положения и движения изучаются на подсобных снарядах.

В целях освоения основных элементов боевых действий уколы и удары с ближней, средней и дальней дистанции изучаются на чучелах и мишенях в такой последовательности:

    Уколы без выпада из различных позиций.

    Уколы с выпадом: а) с показом укола (в 2 темпа) и б) слитно (в 1 темп).

    Уколы с передвижением и выпадом: а) уколы без выпада с пере-движением (шагом вперед или назад), с показом укола и выпадом и б) передвижение - укол с выпадом.

    Укол с броском «стрелой».

    Удары без выпада из различных позиций.

    Удары с выпадом: а) удары с остановкой на выпаде и б) удары без остановки на выпаде (с уходом назад или вперед).

    Удары с передвижением и выпадом.

    Удары с броском «стрелой».

    Отбивы, уколы или удары из различных позиций.

Вначале обучение производится на чучелах. Задача: научить правильно колоть или наносить рубящие удары и сочетать их с раз-личными движениями тела. Усложнение производится путем сочета-ния последовательно выполняемых приемов.

Для овладения меткостью укола и умения выполнять его в раз-личных условиях (на внезапный сигнал, з различного цвета квадраты, круги, треугольники, номера и т. п.) - дальнейшее совершенство-вание проводится на мишенях.

В процессе обучения должно быть принято во внимание не только овладение техникой и совершенствование ее, ной выработка быстроты, точности, чувства времени.

В заключение изучаются движения броска с пробежкой, т. е. движение атаки «стрелой». Применение его возможно только после усвоения движения выпада, уколов и ударов на чучелах и мишенях. Движение атаки «стрелой» с пробежкой изучается на обычных чучелах, на выставленную преподавателем маску, на внезапно появляющуюся и удаляющуюся маску, на подвесных качающихся малых и боль-ших мешках и на подвижных чучелах.

При занятиях на подвижных мишенях, чучелах и снарядах прак-тикуются движения потоком. Бойцы двигаются в колонне по одному, и поочередно, пробегая мимо, выполняют тот или другой прием. Вслед за тем они становятся в затылок левофланговому для последующей очередной работы.

Соревнования на этом этапе производятся на меткость: укола, удара по соответствующим целям и на удар с различных дистанций с разной скоростью.

В методике обучения первые два этапа (несколько схематично подразделенные) в большинстве случаев тесно между собой связаны и могут рассматриваться как один раздел, имеющий общую задачу подготовки бойца к боевым действиям с активным противником.


VI . ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Изучаются приемы простых боевых действий - простые атаки, защиты и ответные атаки при наличии активного противника. На этом этапе изучаются:


Простые атаки

а) Прямой укол, удпр, б) перевод, в) перенос. Выполняются (стоя на месте с выпадом и движением атаки «стрелой» и с пробежкой): а) из различных позиций, б) из соединения и вне соединения, в) с ближней и средней дистанции.


Защиты

а) Прямые, б) круговые, в) уступающие, г) отклонением корпуса, уходом или бегом. Выполняются (отводом и отбивом): а) из одной защиты в другую, б) круговой защитой, в) из одной в другую, усту-пая нажиму оружия противника.


Ответные атаки

а) Ответ прямым уколом или ударом, б) ответ переводом, в) от-вет переносом выполняются: без выпада и с выпадом.

Широко используется групповое парное обучение с применением различных методических приемов. Вначале необходимо научить нанесению атак уколом, ударом и принимать их, не защищаясь. В по-следующем удары изучаются с расчетом дистанций, согласованием движений своего оружия с движением оружия бойца (работающего в паре). Надо выработать соответствующую быстроту и точность атаки. Параллельно изучаются противодействующие атаке приемы защит. Здесь особое внимание уделяется точности и тонкости движе-ний, очень быстро переходя к взаимной связи их с ответными атаками. Следует добиваться максимально быстрого ответа, доводя наиболее часто встречающиеся комбинации до автоматизма. Одновременно надо создавать достаточный запас разнообразия ответных действий.

Большое значение в обучении простым действиям имеют мето-дические приемы инструкторской практики, когда один боец по за-данию руководителя обучает (тренирует) другого.

При этом оба тщательно анализируют технику и тактическое обоснование приема, совершенствуют понимание взаимодействий (взаимосвязи) атаки, защит и действий атакующего и обороняю-щегося.

На третьем этапе элементы соревнований лучше всего исполь-зуются в следующей форме: один боец стремится нанести укол или удар, а второй - взять защиту оружием. Основным требованием при этом является точное соблюдение техники выполнения приема. Таким образом, учащиеся практически усваивают основные принципы фех-тования. Для успешности того или другого действия требуются бы-строта, точность, расчет расстояния и выбор момента. Поэтому надо давать занимающимся возможность практически убедиться, что при правильном учете и хорошей технике преимущество всегда будет на стороне атакующего.

Результаты проработки простых атак, защит и ответов в группо-вом обучении должды периодически проверяться. Надо совершен-ствовать технику (в деталях) в индивидуальном уроке. Особое вни-мание надо обратить на выработку тактически наиболее целесо-образных приемов, на точность и быстроту выполнения и сочетания их.

Изучение в простых действиях атак «стрелой» с пробежкой в один темп лучше всего проводить в форме «потока» на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или заменяющих его дру-гих бойцов.

Наилучшим следует считать способ чередования бойцов, при-нимающих на себя атаки: один боец принимает не более 8-10 бой-цов, затем его место занимает другой и т. д. Выполнение атак сопровождается техническими и тактическими указаниями препо-давателя. Изучение простых действий следует заканчивать боями на 3 удара. Вначале это делается по заданию: один боец атакует про-стыми атаками с элементарным приемом подготовки - шагом впе-ред; второй - обороняется у стенки (защищается оружием, без от-ступления назад и давая ответные атаки). Работают попеременно (выполнять атаки «стрелой» с пробежкой не разрешается).

В последующем это делается в форме свободного вольного боя на основные простые действия. Бойцы свободно могут избирать лю-бой план действия (нападения или защиты), причем защита может быть и уходом назад. Следует обратить внимание бойцов на ответ-ные атаки.


VII. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


На четвертом этапе продолжается совершенствование простых действий и изучаются сложные.

Обучение производится следующим образом:


Приемы подготовки атаки

а) Сближения: шаги, скачки, бег, б) действия на оружие: нажим, захват, завязывание, толчок, удар, перемена соединения, в) обманы: оружием, телом, г) вызовы: оружием, телом, ложной атакой. Выпол-няются: а) в форме простых действий в 1 прием, б) в форме сложного действия в 2 и несколько приемов.


Атака с подготовкой

а) Без действия на оружие противника, б) с действием на оружие противника, в) с комбинированным действием, т. е. со сближением, действием на оружие и с обманом. Выполняются: а) с ближней, средней, дальней дистанции, б) стоя на месте, с движением выпада и с движением атаки «стрелой» с пробежкой.


Атаки на подготовку (в темп)

а) На движение противника без действия на оружие, б) на действие противника оружием, в) на комбинированные действия противника. Выполняются: а) без выпада, б) с выпадом: вперед, назад, в сторону и с уклонением, в) с движением атаки «стрелой» и с пробежкой.


Повторные атаки

а) На уход противника, б) на отсутствие ответной атаки, в) на ответ противника с обманом. Выполняются: а) с ближней и средней дистанции, б) с выпадом, на выпаде, во время атаки «стрелой» с про-бежкой.


Атаки на атаку с одновременной защитой одним из бойцов

а) Укол на укол, б) укол на удар, в) удар на удар. Выполняются: в момент атаки противника, без выпада и с выпадом.


Сложные ответные атаки

а) Ответные с выдержкой, б) ответные с обманом. Выполняются: а) от-вет с выдержкой одного темпа, б) ответ с обманом.

Процесс изучения сложных действий аналогичен простым. Вна-чале при изучении приемов бойцы допускают нанесение ударов, не защищаясь. Затем они противодействуют наступлению и обороня-ются, работая по заданию преподавателя. На четвертом этапе, больше чем в других этапах, должны иметь место соревновательные элементы.

Прорабатывая атаки с подготовкой, следует вначале изучить (в основном) отдельные приемы подготовки (сближение, вызов, дей-ствие с обманом и т. д.). Затем надо перейти к тренировке в прове-дении после этих приемов подготовки атак с уколом и ударом. Особое внимание следует обратить на расчет дистанций, на сочетание своей скорости (быстроты) со скоростью (быстротой) обороняющегося бойца, на сочетание приемов сближения с действиями на оружие и обманами.

Основной формой работы является парная работа под команду и по заданию руководителя и инструкторские занятия, когда один боец обучает другого, способствуя выполнению движений обучае-мого бойца вначале и затрудняя их впоследствии разнообразными элементами внезапностей (т. е. сближением и уходом, захватами, обманами в различную сторону, переменами соединений и в случае несвоевременного и; медленного действия бойца - взятием защиты оружием с последующим ответом).

Прорабатывая атаки на подготовку в парном обучении, нужно требовать постепенного увеличения быстроты движений бойца, действующего с подготовкой, постепенно переходя, от обусловленных действий к внезапным, с самостоятельным выбором момента действий.

После отработки основ техники атак на подготовкувгрупповом обучении следует провести изучение в сочетании с противодействующими приемами: уодин боец, выполняя, атаку с подготовкой, вызывает другого бойца (ложной, атакой) на атаку в темп, стараясь не допустить его, взять защиту и дать ответную атаку; второй боец стремится поймать первого бойца, т. е. нанести атаку в темп или избежать ответа.

Попутно изучаются защиты и ответные атаки. По существу сложных защит существовать не должно, ибо защита должна следовать на последнее реальное, а не обманное, движение оружия атакующего.

Очень важное значение имеет точность движений при выполнении защит оружием, При ответных атаках следует учесть необходимость отработки техники выполнения ответа: а) без наклона; корпуса вперед б) с наклоном корпуса вперед и, в) с выпадом и с уходом назад. В дальнейшем; атаки с подготовкой, и на подготовку обязательно совершенствуются и закрепляются в индивидуальном обучений с преподавателем, так же как защиты и ответные атаки.

Более сложные сочетания действий в темп и оборона от них прорабатыватотся в индивидуальном обучении.

Проработка атак с, подготовкой и на подготовку заканчивается боями на заранее обусловленные атаки по выбору атакующего и защиты от них оружием (с исключением возможности отступления для обороняющегося). Изучение атак с подготовкой и на подготовку заканчивается атакой; «стрелой», выполняемой с подготовкой в виде обмана или действия на оружие. Характер проработки атакй «стрелой» с подготовкой аналогичен простой атаке «стрелой» и выполняется, потоком на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или очередирго бойца.

Одновременно изучается оборона - защита оружием и противодействующие уклонениями подставки.

Очень серьёзное значение имеет организация занятий. Надо организовать расстановку, бойцов так, чтобы они не мешали друг другу, учитывая необходимое расстояние для пробежки после выполнения атаки.

В дальнейшем изучаются атаки на атаку с одновременной защитой одного из бойцов, повторные атаки и сложные ответные атаки – с выдержкой, с обманом. Эти сложные действия прорабатывают в парном групповом обучении по типу атак с подготовкой. Для закрепле-ния их и высокой технической отработки, атаки этй должны прора-батываться в индивидуальном уроке. Вместе с этим они совершенствуются в парном обучении по заданию в спортивно-боевой форме.


VIII . ПЯТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Основная задача обучения на пятом этапе - обучение тактике фехтовального боя. Методика обучения должна обеспечить усвоение основных тактических принципов, разумного использования технических приемов наступления и обороны в зависимости от обстановки, момента боя и конкретного противника.

Подготовкой к фехтовальному бою являются лишь отдельные элементы учебных боев и простейшие виды соревнований. Для завершения обучения необходимо освоение боевых элементов прочных и сложных действий в синтезе боя. Результаты технической и тактической подготовки бойца в предшествующие этапы обучения

выявляются в свободном, индивидуальном проявлении каждого занимающегося. Сложность и ответственность задачи требуют, чтобы в самом начале основной формой обучения на пятом этапе являлся индивидуальный урок преподавателя с занимающимися. Урок бывает либо в форме боя по заданию, либо в форме свободного боя.


Урок боя по заданию


Урок проводится без команды. Преподаватель дает краткие ука-зания бойцу о вариантах возможных действий и вступает с ним в бой, способствуя проявлению инициативы бойца и выполнению задуман-ных им планов действий. В начале боя преподаватель дает бойцу возможность довести атаку до конца, постепенно усложняя действия и повышая требовательность.

Необходимо, чтобы преподаватель менял обстановку, вводя различные новые наступательные и оборонительные действия в соответ-ствии с технической и тактической подготовкой бойца. Эти действия должны постепенно ускоряться, темп и сложность увеличиваться, план действия бойца затрудняться. Допущенные ошибки, неточности несвоевременные действия бойца должны быть во-время замечены преподавателем и исправлены краткими указаниями и соответствующими действиями оружия, наглядно подтверждающими возможные результаты допускаемой ошибки.


Урок свободного вольного боя


Преподаватель выступает в роли равноправного бойца, с учетом и соблюдением правил, вольного боя. Преподаватель использует разнообразные наступательные и оборонительные действия, практически показывая превосходство одних над другими при правильном техническом и тактическом выполнении. Допущенные бойцом во время боя ошибки (неиспользованный или плохо выбранный момент) немедленно должны «наказываться» ударом. Бой по окончании детально обсуждается с преподавателем.

Для дальнейшего совершенствования такие же бои производятся между бойцами.

Вольный бой в методике обучения рассматривается как итог обучения т. е. насколько техническая и тактическая подготовка допускает ведение боя в отдельных соревнованиях.

Во многих ВУЗах студенты могут пойти на секцию фехтования, чтобы обучиться изящному мастерству владения рапирой и научиться отбивать удары противника. Этот вид спорта сегодня привлекает многих молодых людей, имеющих интерес к истории и желающих принимать участие в соревнованиях. Узнать больше о рапире и о другом холодном оружии можно на http://antichnost-i-srednevekove.ru/srednevekovoe-oruzhie/ , а ниже будет рассказано об особенностях обучения фехтованию.

Что надо учесть?

Фехтование — это вид спорта, который отличается сильными традициями. На данный момент существует несколько основных школ фехтования, отличающихся стилями и направлениями. Поэтому прежде чем записаться в эту спортивную школу, новичкам следует почитать «Трактат об оружии». Из этой книги можно больше узнать об истории фехтования и еще больше вдохновиться на то, чтобы овладеть безупречным владением рапирой.

Прежде чем вступить в клуб по фехтованию, следует сходить на пробное занятие. Это позволит составить мнение о клубе или о секции, а также понять, насколько реальные тренировки соответствуют нарисованной в голове картинке. Очень важно оценить то, насколько тренера следят за техникой безопасности на занятиях. Ни в коем случае не стоит посещать клуб, в котором разрешается фехтовать без маски или пренебрегают другими важными правилами.

Для того чтобы добиться первых успехов в фехтовании, нужно:

  • научиться правильно фехтовать шпагой;
  • выучить основные правила и термины;
  • освоить основные приемы и маневры;
  • правильно выбрать оружие и снаряжение.

Полная профессиональная экипировка фехтовальщика стоит достаточно дорого. Но некоторые спортивные клубы сдают снаряжение напрокат и начинающим спортсменам стоит обязательно воспользоваться этой услугой. А покупать свою собственную рапиру стоит только после того, как была изучена вся необходимая информация об оружии на

Софья Демидова

«Мушкетеры короля, к бою!» Воображение рисует перед глазами романтическую барочную картинку: свист клинков, отважные рыцари, защищающие прекрасных дам. Именно романтизм и пример любимого мужа, который профессионально дерется на шпагах, толкнули меня поехать на другой конец города в студию фехтования при Институте физкультуры.

«Первое, что надо сделать, — советует тренер Александр Моисеев, похожий на породистого мушкетера из кинофильма, — выучить термины. Без них вы не поймете, что мне от вас нужно». Полчаса по выданной мне брошюре зубрю заимствованные из французского языка названия ударов, шагов и выпадов. «Ассо» — битва, «ангард» — позиция, удобная для боя, « аппель» — вызов противника на удар, «батман» — удар по клинку, «фланконад» — еще один удар, но в тот момент, когда противник держит руку высоко поднятой, «кроазе» — выбивание шпаги мгновенным ударом по ее слабой части. Учить слова трудно, потому что тренировка уже началась, и зал — огромный легкоатлетический корт — оглашается криками и звоном клинков. Кто ж способен учить французский, когда прямо перед твоим носом люди пытаются проткнуть друг друга холодным оружием!

Софья Демидова


«Надеваем защиту», — командует Моисеев. Я наряжаюсь в специальный костюм: белые гольфы, штаны с подтяжками, плстмассовую защиту на грудь и куртку на молнии, в правый рукав которой предварительно протянут электрический шнур для подключения шпаги к системе отслеживания уколов. Голову втискиваю в шлем с сетчатым забралом. Инструктор ставит меня в стойку. Стойка — это определенное положение тела, в котором фехтовальщик проводит большую часть своей жизни. Очень неудобное. Ноги согнуты, передняя нога как будто делает широкий шаг, а задняя немного отведена назад, ступня ее точно перпендикулярна пятке передней ноги. Пять минут в таком полуприседе, и с непривычки каждая мышца начинает болеть и умолять прекратить пытку. «Правильное перемещение в такой стойке гарантировано спасает от травм», — сообщает инструктор, будто бы почувствовав мою боль. Минут через десять, когда я уже всерьез задумываюсь о побеге, мне вкладывают в ладонь шпагу. Еще минут пять уходит на то, чтобы научиться складывать пальцы на рукоятке. Наконец мне ставят цель: уколоть прибитый к стене кожаный мешок. Я его уколола, но не в середину, как положено, а в краешек. «Все равно — пять баллов!» — хвалит инструктор.

Вся тренировка — это десять минут хождения в стойке и пятнадцать выполненных уколов. По ощущениям эти двадцать пять минут заменяют полуторачасовую интервальную тренировку, в которой чередуются силовые и кардионагрузки.

Вердикт инструктора после первого занятия: телосложение мое отлично подходит для фехтования. «Физика у тебя хорошая, руки и ноги длинные, — говорит Александр Моисеев, — но нужно отрабатывать технику». То есть привыкать к совершенно непривычному положению тела, отметать все ненужные мысли перед боем, учиться оценивать силу противника, концентрироваться на победе. И это абсолютно не похоже на. Там ты просто выполняешь заученные махи ногами и руками. Не похоже и на, где от тебя требуется сосредоточиться на собственных ощущениях.

Софья Демидова


«Я многих научил фехтовать, — рассказывает Моисеев. — Ходили ко мне и продюсер телеканала, и реставратор икон, и владелец завода, и руководитель одного из подразделений РЖД». И я понимаю, что всех этих людей привлекает в искусстве владения шпагой. Фехтование — не спорт, а и. Тут не только сила мускулов нужна, но и не дюжая сила воли.

Оказалось, что спортивное фехтование — это не изящное искусство, а суровый спорт. На первой тренировке я сломала ноготь, это цветочки. Следующий месяц я не могла ни сесть, ни встать — после тренировок перманентно болели ягодицы. Свой первый поединок помню плохо: дико волновалась, улыбалась, когда противник начинал атаковать, поминутно извинялась, если меня кололи, сама уколоть страшно боялась.

После месяца занятий, у меня, помимо упругой попы, появилось бесконечное уважение ко всем членам нашей группы. Ехать после работы на окраину для изнурительных тренировок на полусогнутых ногах — это требует реально рыцарского самоотречения. Я сломалась — больше не фехтую. Но мечтаю возобновить тренировки. Уж очень приятно думать, что все вокруг просто фитнесом занимаются, а я — д’Артаньян.

Учебник фехтования

(Примечание от сайт – данные материалы принадлежат http://www.aemma.org/ Академии Европейских Средневековых Боевых Искусств. Позднее будут добавлены данные об авторстве и переводу текста на русский язык)

Предисловие

Этот цикл инструкций основан на трехлетнем изучении позднесредневековых и раннеренессансных манускриптов по фехтованию, дополненном натурным экспериментированием. Эти манускрипты в большинстве своем немецкого происхождения и известны как fechtbucher, или учебники боя, в значении учебников фехтования. Эти учебники берут свое начало в 1389 году с учения мастера Йоганна Лихтенауэра. Стиль, фактически, возник значительно раньше, просто так получилось, что некоторые из его студентов были среди первых мастеров, опубликовавших обстоятельные манускрипты, описывающие различные средневековые боевые искусства. Эти трактаты сосредотачивали свое внимание главным образом на боевых приемах, применявшихся в немецких судебных дуэлях. В большинстве случаев эти дуэли проводились без доспехов, а основным оружием был длинный меч.

Это исследование привело меня к определенным взглядам относительно начал и развития современного западного фехтования. Представленная здесь программа обучения составлена согласно наставлениям, представленным в разделах учебников фехтования, посвященным длинному мечу, с добавлением моего личного опыта как студента. В большинстве книг также описывается и другое оружие, такое как рапира и дюсак, но начинаются они всегда с длинного меча, который считался базовым оружием для изучения фехтования, вне зависимости от последующего выбора. К сожалению, изучение длинного меча, также как и некоторых других мечей, вышло из моды в 17 веке и теперь только часть некогда большой области дисциплин называется западным фехтованием.

Этот анализ и инструкция имеют целью содействовать возвращению длинному мечу его истинного места ключевого элемента в обширном искусстве фехтования.

1. С чего начать

2. Основные защиты/стойки

4. Смещение

5. Расцепление

7. Принципы атаки 2,3,4: Удары

8. Мастерские удары

9. Уходы и встречные уколы

11. Второстепенные стойки/защиты

12. Стойки последней надежды

1. С чего начать

Советы по экипировке

* Начинающий (вастер) Вастер из гикори

* Фехтовальная маска

* Гамбезон или подобная набивная куртка

* Жесткие рукавицы или толстые набивные перчатки

* Наколенники и налокотники

* По желанию: кираса или другая защита грудной клетки, защита плеч

Замечание: деревянное оружие применяется только начинающими, вастер не используется в дуэли. Студентам следует переходить на сталь с течение 6 месяцев. Студенты, желающие начинать со стали, должны обеспечить себя минимальной экипировкой для поединка на стали (см. ниже)

* Дуэлянт (сталь) Точно вывешенный длинный меч (от 110 до 140 см, 1,3 – 1,8 кг) без заточенных острия и лезвий.

* Подшлемник (стальной черепник – по желанию)

* Фехтовальная маска

* Наколенники, налокотники, защита плеч

* Гамбезон или т.п.

* Кираса или другая жесткая защита грудной клетки

* Наручи (кожа или сталь)

* Стальные рукавицы.

Скрещенный и открытый хват

Как видно на рисунке, существует два основных положения хвата: закрытое и свободное. Закрытый хват – это любой хват, при котором запястья скрещены. Свободный – это такой хват, при котором запястья не скрещиваются. Хват должен быть легким и расслабленным, походящим больше на держание удочки, а не бейсбольной биты. Избегайте «мертвой хватки», т.к. это снижает подвижность.

Три фазы: Открывающая, Расчищающая и Закрывающая соответствуют майеровcким и зютеровским Начальной, Средней и Конечной фазам фехтования длинным мечом. Существует грубое соответствие между тремя фазами боя и тремя фазами инструкции, представленной здесь:

* Открывающая – начальные стойки, защиты, глазомер и сохранение дистанции, простейшее зондирование и отвлекающие маневры. Главная цель открывающей фазы – получить преимущество.

* Расчищающая – открытие возможности для атаки (действие по очистке острия/клинка, достижение четкой и открытой мишени). Способ расчистки применяется в зависимости от методов раскрытия.

* Закрывающая – различные методы атаки. Различаются от уколов до рубки и бросков. Закрывающий метод зависит от метода расчистки.

Прежде и после

Прежде – все движения, начатые вами

После – все движения, начатые вашим противником.

Четыре мишени

Разделите тело на квадранты с пересечением на уровне пояса. Так получаются четыре главные мишени: верхняя, нижняя, левая и правая. Принцип четырех направляющих применяется во всех областях. Существуют четыре главные защиты, четыре основные атаки и четыре главные контратаки (т.к. существуют четыре мишени).

На рисунке мы видим изображение всего тела, разделенного на мишени. Каждая часть – это квадрант: Высокий, Низкий, Правый и Левый. Окружность вокруг тела – это окружность защиты, которая не должна быть преодолена. Квадрантов можно достичь двумя главными иетодами: уколом и рубкой.

Четыре мишени

Упражнения

Растяжка: потратьте около 10-15 минут на растяжку рук, спины и ног.

Стойки: по существу, стойка фехтовальщика, оседлавшего слона, с любой ногой впереди.

Попытайтесь открыть настолько малую зону, насколько возможно. Вполне возможно, что длинные мечи разрабатывались с более длинными рукоятями, чем их предшественники – полутораручные мечи, не только для того, чтобы увеличить рычаг при ударе, но также и потому, что более длинная рукоять позволяет держать левую кисть и левое плечо дальше позади в стойке Плуга или Глупца (см. Основные стойки). Это уменьшает зону поражения для противника.

Работа ног 1: Подшаг и проход

Приставной шаг – движение ногой, которая ближе всего к направлению движения. Например: если двигаетесь вперед, перемещаете сначала переднюю ногу, если двигаетесь назад, первой перемещаете заднюю ногу.

Проходящий шаг – пройти одной ногой мимо другой, таким образом меняя впередистоящюю ногу.

* Упражнения 1 Шаг по квадрату – хорошее упражнение. Двигайтесь вперед, затем вправо, затем назад, затем влево, пока не окажетесь в начальной позиции. Выполнять приставным шагом. Повторить с другой ведущей ногой.

* Приставной шаг передней-передней-проходящий и укол; приставной задней-задней-проходящий и защита. Исполнять с различными упражнениями для рук. Попробуйте вариации.

Работа ног 2: Рывки и выпады

Во всех учебниках говорится об одном и том же: когда атакуете слева, шагайте левой ногой, а когда атакуете справа, шагайте с правой ноги. На первый взгляд это слишком просто. Это простое правило применимо ко всем стойкам, вне зависимости от того, какая нога впереди. В этом уроке есть два момента:

1. Любой ценой избегайте пересечения вашей стойки

2. Никогда не поворачивайтесь спиной к оппоненту

Повторим правило более упрощенно: шагая влево, шагайте с левой ноги, не важно, впереди она, или нет. Шагая вправо, шагайте с правой ноги, независимо от того, впереди она или нет.

* Если ваша задняя нога проходит мимо передней в проходящем шаге, вы выполняете рывок.

* Если вы колете вперед с передней ноги, вы выполняете выпад

Упражнения с мечом

* по 20 уколов снизу с правой и левой руки.

* по 20 уколов сверху с правой и левой руки.

* 20 уколов двумя руками из правого Плуга, затем 20 – из левого.

* 20 переходов из левого в правый Бык и назад. Держите острие вперед во время всего перехода – не мельтешите (см. Основные стойки для объяснения стойки Быка).

2. Основные защиты/стойки

Существует четыре основные стойки: Плуг, Бык, Глупец и Крыша

Плуг часто путают со средней стойкой (см. ниже). Это основная en-garde позиция с любой ногой впереди. Рука у гарды немного сбоку от ведущего колена, клинок направлен прямо вперед, острие на уровне подбородка противника. Кисть на навершии немного сбоку и впереди от ведущего бедра. Как с другими мечами, «стена» должна быть представлена снаружи. Меч продолжает эту стену.

Плуг можно также закручивать, держа меч перед вытянутым бедром. Это Закрытая стойка. Она позволяет подойти вплотную к противнику, сохраняя контроль клинка.

Окно Либери или Бык Зютера. Бык также известен как двурогая стойка. В Правом быке кисть у гарды поднята на уровень уха справа (для правши). Кисть на навершии сзади, запястья скрещены. Левая нога впереди. Острие впереди и угрожает верхнему уровню оппонента.

В Левом быке стойка обратная, а хват свободный. См. также Майера, стр. 6

Глупец – это передняя свободная стойка. В этой позиции передняя рука вытянута вперед в свободном хвате. Клинок удерживается впереди и слегка вниз. Любая нога впереди.

Крыша – это высокая стойка, острие над головой. Она является единственной основной стойкой, в которой острие клинка не направлено на противника, и является, таким образом, единственной стойкой, не применяемой в методе стены. Она, подобно быку, является левосторонней стойкой и хорошо начинает все удары с плеча, также как и zwerchhau, или проламывающую атаку.

Другой вид на Глупца и Крышу – см. Голиаф, стр. 62.

Чтобы узнать больше обо всех четырех основных стойках, см. Майера «О позициях или Стойках».

3. Первый принцип атаки: Укол/Острие

Укол – принцип, следующий за Гневным острием, или Zornort. Укол – первый принцип атаки. Прямой удар.

Существует четыре принципа атаки:

* Вертикальный,

* Диагональный,

* Горизонтальный и

* Прямой, который лежит в основе четырех принципов атаки.

Гневное острие – это первая ведущая атака. Все остальные – это рубящие удары (сверху, снизу, гневный и поперечный), которые рассматриваются в главе 7.

Основные уколы должны практиковаться изо всех трех основных стоек (кроме крыши).

* уколы могут быть с простым шагом – броском вперед с ведущей ноги – выпад.

* уколы также могут выполняться с проходящим шагом – проходящий вперед с задней ноги – бросок.

Упражнения

* Из основных стоек, выполнять: вытягивание руки (длинное острие)

* укол на коротком шаге (выпад)

* укол с проходящим шагом (бросок)

Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь попадать в мишень размером с баклер или кисть в латной рукавице.

Fiore dei Liberi (1410)

Длинное острие: из плуга или закрытой стойки, вытянуть руки и острие.

Langer Ort – длинное острие. Начинать любой укол из Плуга, подняв руки в длинное острие, где «острие» понимается как акт прицеливания. Вы должны прицелиться в свою цель, чтобы поразить ее уколом.

Hans Talhoffer (1467)

Броском из Плуга: длинное острие и шаг вперед.

Sturzhau – Навесной удар

Hans Talhoffer (1467)

Укол из закрытого Быка, или закрытого острия вниз и вперед называется навесной удар. Руки будут раскручиваться при вытягивании. Эта атака наиболее эффективна при проходящем уколе или броске (см. Талхоффер, лист 2)

Zornort – Гневное острие

Гневное острие – это укол в верхний уровень из свободного хвата (см. талхоффер, лист 3)

Подрезки

* Подрезающий укол – это любой укол, который задумывался как подрезка любым лезвием, но завершился уколом острием.

* Подрезающее отдергивание – это ведение лезвия поперек оппонента во время быстрого отдергивания клинка.

Подрезки могут начинаться как с уколов, так и с ударов, и может применяться, при возвращении из чрезмерного выпада, когда клинок достаточно близко для контакта. Подрезки – способ ударить либо во время укола, либо во время отдергивания клинка.

4. Защиты: Смещение

Hans Talhoffer (1467)

Смещение гневного острия. Поместите острие/клинок сбоку, использовав смещение (Тalhoffer, лист3)

Самые простые защиты – это блоки, уводящие угрожающее острие с линии. Они также известны как смещение (Absetzen). Правильно выполненные, они открывают возможность для рипоста.

Основные защиты из Плуга – простые «железные двери», где острие либо поднято, либо опущено, а вражеский удар сбит в сторону.

Основные защиты из Глупца – смещения, которые могут изогнуться либо вверх, либо вниз во время смещения в сторону.

Основные защиты из Высоких стоек, Подвешенного острия и Быка – это простые блоки в любую сторону, острием вниз, смещающие удар.

Основные защиты должны изучаться изо всех основных стоек. Упражнение состоит в смещении простого укола парированием из всех стоек. Пытайтесь менять работу ног, сначала шагом назад при парировании, затем в сторону, затем вперед. Проверьте позицию друг напротив друга с вашим оппонентом после всех возможных движений ногами.

Затем студенты должны тренироваться в уколах и смещениях, работая в парах. Тот, кто выполняет укол, стремится поразить противника в грудь/корпус, в то время как второй пытается защитить себя. В этом упражнении необходимо обращать внимание на работу ног и ввести принцип дистанции.

Упражнения для студентов

* Из каждой основной стойки, смещение: укола с коротким шагом

* укола с проходящим шагом.

Удары наносятся из всех стоек, кроме крыши.

Fiore dei Liberi (1410)

Изображение зон поражения из De Liberi’s Flos Duellatorum. Обратите внимание, что меч, направленный прямо снизу-вверх нацелен в шею. Он показывает основной укол из Плуга. Диагональные мечи встречаются на поясе и направлены в четыре мишени, рассмотренные в предисловии. Два поперечных меча направлены в верхние мишени.


Лист из трактата Fillipo Vadi, 1485. Здесь мы видим похожее представление четырех мишеней. Обратите внимание, что поперечные клинки теперь направлены в шею, описываемую как оптимальную мишень (см. «Удары» и гл.1 Майера, чтобы узнать о целях больше).

Fillipo Vadi, (1485)

Студенты должны пытаться целиться во все четыре зоны, практикуя уколы. Студентам следует попробовать как получать, так и наносить уколы во все четыре зоны. Это способствует лучшему прицеливанию в работе острием и игре клинком.

5. Расцепление

Графический материал по теме, применительно для длинного меча, по существу нет. Расцепление больше подразумевается, чем реально изображается.

Расцепление с мечом противника – это один из центральных принципов фехтования и рассматривается как таковой в fechtbucher. Принцип расцепления заключается в том, чтобы не позволить оппоненту найти ваш клинок, при его попытке сделать это.

Сложность с длинным мечом заключается в его массе. Даже заостренный меч приблизительно на 1,5 кг тяжелее и, таким образом, инертнее, чем шпага или рапира.

* С одной стороны, это означает, что скорость освобождения будет ограничена массой и силой запястья.

* С другой стороны, мало того, что движущийся объект стремится сохранить движение. Дополнительная инертность усложняет прекращение движения.

Это – принцип шлепка, когда вы помогаете уже двигающемуся автономно клинку противника, ударив по нему в конце расцепления. Разумеется, если ваш оппонент ожидает этого, все может обернуться против вас, так как ваш шлепок тоже имеет свою инерцию. Это показано далее в двойных и множественных расцеплениях.

Простые расцепления

Выставьте свое острие и направьте его на цель. Когда клинок противника начнет смещать ваш, расцепитесь с клинком противника, проведя ваше дальнее слабое под и вокруг его клинком. Можно помочь его клинку вращением вверх и шлепком и, либо управлять его клинком в ударе, либо нацелиться в другое место.

Применимо во всех стойках и защитах с острием, направленным вперед.

Упражнение для студентов заключается в тренировке уколов и расцеплений вместе с простым смещением. Студенты должны пытаться атаковать друг друга уколами, продолжить применением смещения и ввести новое действие как продолжнение. Когда студент показывает длинное острие, а другой студент двигается для смещения, мы должны поощрять расцепление и перенацеливание в длинное острие перед уколом во вторую цель.

Двойные и множественные сцепления

Заключаются в неоднократном уклонении от клинка противника с быстрым перенацеливанием, дергаясь от одной стороны вражеского острия к другой.

Быстрое нацеливание, расцепление, перенацеливание (и, возможно, снова) – основное в атаке. Ведет к вариациям со сменой стойки, сменой цели и переориентацией клинка.

Когда вы расцепились и сделали круг для шлепка, ваш противник может отодвинуться для смещения, или даже расцепиться в свою очередь. Множественные расцепления включают в себя повторные действия по зондированию, финты, расцепление и перенацеливание.

Упражнение для студентов следует из расцепления. Мы сейчас введем множественные расцепления как часть поединка.

Круговые движения применяются часто. Представьте конус, простирающийся из вашего навершия вперед. Это – окружность атаки, из которой можно перейти в любую точку.

Круговое расцепление – это круговое движение острия над и/или под острием противника. В общем виде оно ведет к удару из круга, или удару из сходного уровня. (см. ниже представление круговых атак и уровневого соответствия).

6. Круговые действия и соответствие уровня

быстрый изогнутый удар

успешный быстрый изогнутый удар

Выше изображены листы 19 и 20 из Talhoffer’s 1467 fechtbuch. Лист 19 описывает быстрый изогнутый удар и защиту поворотом острия против этого. Лист 20 показывает успешно выполненный быстрый изогнутый удар.

Быстрое круговое расцепление, переходящее в атаку мимо острия с нанесением короткого кругового удара называется быстрый изогнутый удар.

Быстрая круговая атака может быть остановлена поднятием острия вверх и над кривой атаки. Это – защита вперед, которая обладает возможностью контратаки.

Такое круговое движение клинка можно рассматривать как «конус». В круговой атаке удар может исходить из любой точки окружности. Защиты, таким образом, могут быть либо «вперед и над», либо «вниз и под».

Замечание: Meyer’s fechtbuch, внизу страницы 14 показан Rusher, или Двигатель острия, в котором принцип кругового острия рассмотрен как открыватель удара.

Круговые атаки и расцепления ведут нас прямо к соответствию планов.

Goliath (1500)

Sutor

Эти два рисунка изображают соответствие уровня. Это когда угол клинка относительно тела определяется клинком противника, позволяя укол или удар в параллель. Эффективно против кистей и предплечий. Также эффективно против точки тела, находящейся на одной линии с уровнем позади меча.

Соответствие уровня часто выходит из кругового движения либо вверх и над, либо вниз и под острием противника. Из разных планов, расцепитесь и продолжайте кривую до тех пор, пока не станете параллельно клинку неприятеля. Когда угол совпал, рубите.

Совпадающий уровень часто приводит прямо к новому скрещиванию уровня и отбиву острия, позволяющему сменить угол атаки, прорываясь сквозь защиту острия. Это называется Сквозная смена, или Durchwechselen. См. Зютер, стр. 15 для описания удара, который соответствует, когда меняет уровень из Глупца или Подвешенного острия.

Упражнения студентов теперь должны включать эксперименты с новыми принципами активного спарринга.

Удары формируют три их четырех принципов атаки: Вертикальный, Горизонтальный и Угловой. Первый принцип атаки – это колющая атака или Гневное острие, рассмотренное в главе 3.

Существует четыре главные удара:

Гневное острие не следует путать с Гневным ударом, хотя они и адресованы одним мишеням.

Рубящие удары – это удары, в которых клинок проходит дугу. Они обычно являются атаками второго уровня, пускаемыми в ход, когда острие прошло мимо.

* Oberhau / Удар сверху – Вертикальный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Zornhau / Гневный удар – Диагональный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Mittelhau / Срединный удар – Поперечные удары, выполняемый с любой стороны.

* Unterhau / Удар снизу – Удар в нижнюю часть тела, выполняемый снизу

Итальянские термины для ударов также разделены по зонам поражения.

* Fendente – То же, что и Oberhau.

* Squalembrat – Соответствует Zornhau.

* Traversi – Поперечный удар, или Mittelhau.

* Montante – Означает кверху, или Unterhau.

Рубящие удары и зоны поражения

схема нанесения ударов

На рисунке изображен другой вид зон поражения. Здесь – не просто четыре основных крадранта, но также и линии атаки.

Линии, проходящие сквозь изображение, показывают направления рубки. Но надо запомнить, что каждый квадрант и каждая линия атаки может быть связана с острием, а не только лезвием.

Эти линии, однако, представляют чистые линии атаки, которые могут быть нанесены как рубящий удар. Защищаясь от рубящего удара помните о зонах поражения и всех линиях атаки, как для острия, так и для лезвия.

Мы видим полный вид зон поражения.

Голова рыцаря теперь выделена меньшей зоной поражения. Это связано с тем, что в голову можно бить как сверху, так и снизу, слева и справа.

Обратите внимание на две поперечные линии, проходящие через голову. Одна на уровне шеи, вторая – на уровне глаз. Они, наряду с линиями, проходящими через корпус, являются оптимальными путями для атаки.

схема нанесения ударов

Другие виды зон поражения можно найти в учебниках Майера и Зютера.

Упражнения для студентов: тренируйте все удары, о которых говорилось выше, в стиле боя с тенью.

8. Мастерские удары

Мастерские удары – это не описания ударов. Это руководящие принципы для освобождения и противодействия.

К ним относят:

* проламывание (Zwerchhau),

* скольжение (Schielhau),

* раскалывание (Scheitelhau),

* изгибание (Krumphau).

Krumphau – Изогнутый удар

Krumphau Это действие, состоящее из шага /изгиба прочь с линии атаки и контрудара. Это принцип ухода.

Если атака направлена сверху, прыгните в сторону, сбивая удар в сторону скрещенной подвешенной стойкой и нанесите контрудар в голову.

Если атака с какой-нибудь стороны, шагните (ausfallen) из-под удара в сторону и вперед (vorfallen), повернув свое тело перпендикулярно противнику, находясь близко и лицом к дуге или линии атаки. Теперь контратакуйте ударом по рукам или кистям. Это подходит как для поперечного, так и для восходящего ударов. Так можно отбить и укол.

Отрывок из Голиафа:

Krumphau: Изгибайтесь, бросая свое острие в кисти. Уворачивайтесь из стойки, которая позволяет рубить. Атака предотвращает удары и большинство рубящих движений. Когда меч падает сверху, отстранитесь и отступите от направления удара. Изогнитесь к удару, не ныряйте. Изменитесь прямо и бейте позади меча, чтобы он не знал, где защищаться.

См. также 12 стр. Зютера и Майера за подробностями.

Schielhau – Скользящий удар

Schielhau Скользящий удар – это движение по перехвату наружнего удара изнутри, заставляя клинок соскользнуть наружу во время контратаки. Встречный удар отталкивает клинок противника, чтобы завершиться на внутренней линии.

Принцип атаки заключается в том, чтобы заставить соскользнуть клинок противника.

Принцип защиты – позволить атаке соскользнуть с вашего клинка наружу, когда вы двигаетесь на встречный удар. (см. талхоффер, лист 5, 18; Зютер стр 8, Майер стр. 11).

Выдержка из Голиафа:

Schielhau: Прямое скольжение ломает удары, сбрасывая их. Бейте сбоку с вашей сильной и бросайтесь вперед при попытке уколоть его в шею. Скользите прямо с перевертыванием передней кисти в уколе, пока она не окажется на верху.

Scheitelhau – раскалывающий удар

Принцип, положенный в основу Сплиттера – это центр оси, на которой вы вращаете свой клинок над, под или вокруг клинка противника и наносите прямой удар, раскалывающий защиту.

Майер сказал, что сплиттер был верхним ударом, раскалывающим голову, и что нанести удар сквозь – duplieren.

Сплиттер Чтобы найти компромисс между мастерами, мы можем сказать, что сплиттер – это высокий удар, который начинается с рубящего удара, а завершается либо уколом, либо ударом, в зависимости от той защиты, которую он встречает.

В итоге сплиттер – это любая атака, которая вращается над или вокруг защиты.

Из Голиафа:

Scheitelhau: Раскалывание защиты достигается быстрым проходом вперед и, в зависимости от защиты, которую он принял, прямым ударом и ломанием защиты уколом и подрезкой.

Zwerchhau – Ломающий удар

скрещенный ломатель

Ломатель следует принципу встречи силы силой.
Скрещенный ломатель (другой вид)

Ломатель проламывает входящую атаку ударом клинка в клинок и последующим входом для контрудара.

свободный ломатель


свободный ломатель
Если удар с вашей левой стороны (для правши), прыгните вправо и сбейте удар скрещенной подвешенной стойкой, удерживаемой высоко, острием вниз и вперед. Теперь нанесите контрудар либо навесным ударом (sturzhau), или высоким толчком навершием.

Если удар с правой стороны (тоже для правши), прыгните влево и сбейте удар свободной защитой, взятой высоко, с острием наполовину вперед. Теперь контратакуйте навесным уколом или высоким поперечным ударом.

Ломающий удар из Плуга заключается в простом подъеме меча и силовой встрече удара, заставляя его отклониться, в то время как вам меч готов к гневному удару.(См. также Майер, стр. 12; Зютер, стр. 16 и Талхоффер, лист 12)

Отрывок из Голиафа:

Zwerchhau: Контрудар, наносимый из Крыши. Зацепитесь мечом и приложите усилия в контрударе. Если из Плуга, работает хорошо противо атак из Быка. Все, что вам нужно – это нанести встречный удар, стоя более твердо и нанося удар ниже и против силы удара. Проводите удар и шагните вперед, нанося удар с локтей. Лучшим является исполнение приема как единого движения, а не разделенного на два движения, т.к. в соединении преимущество будет потеряно.

Замечание: все принципы контратаки, описанные выше, эффективны как против ударов, так и против уколов. Любая защита, которая выводит меч противника из игры и завершается контратакой, является эффективной.

Упражнение: Продолжайте тренироваться в нанесении ударов и выполнении защиты от рубящих ударов. Студенты должны не только демонстрировать как минимум две защиты от каждого удара. Они должны теперь применять как смещение, так и контратаку для каждого удара.

9. Уходы и встречные уколы

Будь там, где нет меча.

Уход от укола – это просто шаг в сторону с линии атаки. Любая встречная атака при уходе – это принцип как krumphau, так и Wechselhau, изогнутого и изменяющегося удара.

Так как уколы – линейные атаки, уход от укола заключается в смещении в сторону, влево или вправо, вперед или назад. Это приводит к работе ног и линии атаки. Положение вашей ноги и то, какая нога впереди – вот что в значительной степени является определяющим в направлении ухода.

С правой ногой впереди и когда удар приходит справа от меча, лучше всего выполнить рывок влево и вперед в проходящем шаге, прочь от клинка противника и лицом к линии атаки.

Когда удар приходит слева от клинка, лучше всего толкнуть вправо и вперед с выпадом в сторону с поворотом лицом к линии атаки. Эти движения названы лучшими, потому что они позволяют вам закрыться, отбивая острие.

С левой ногой впереди все вышесказанное остается в силе, только меняются направления.

Принцип ухода – это тот же принцип движения, рассмотренный во введении. При движении влево, шагните своей левой ногой, независимо от того, впереди она или нет. При движении вправо шагайте правой ногой.

Отшагивание назад и поворот также позволяет избежать уколов. Снова направление поворота зависит от того, какая нога впереди, и с какой стороны клинка приходится удар.

Если ваша правая нога впереди и удар приходит с левой стороны клинка, вы можете развернуться левой ногой, чтобы стать лицом по линии атаки. Уход работает также и с левой впереди стоящей ногой – развернитесь назад и в сторону правой ногой. Нет никакого практического контрудара при отшагивании впереди стоящей ногой. Это – просто уход.

Выбор Изогнутого или Изменяющегося контрудара зависит от того, как вы располагаете клинок при уходе:

* Если вы поднимаете клинок при уходе, контрудар будет нисходящим – рубящий krumphau.

* Если ваше острие направлено на противника, контрудар будет колющим Krumphau. Если меч низко, последует восходящий удар, или Wechselhau.

Уход и контратака рубящим ударом

Выход и повторный вход в круг

Уход от рубящего удара основан на том же принципе, что и уход от укола, но с добавлением дуги атаки в противоположность линии атаки.

Уход от атаки сверху (fendente) проводится толчком вперед и наружу передней ногой с поднятием рук для контратаки и поворотом внутрь к линии атаки. Затем наносится удар по кистям или предплечьям.

Диагональные атаки:

* выполняется рывок к боку противника, противоположному атакующей стороне, вперед с внешней ноги.

o Если наружняя нога уже впереди, то вместо рывка применяется шаг толчком.

o Если наружняя нога позади, рывок будет проходящим шагом.

* Поднимите свои руки одновременно с шагом наружу и поворотом внутрь.

* Контратакуйте ударом по рукам.

Поперечная атака:

* шагните назад, подняв клинок, либо опустите его вниз. Если меч был поднят, немедленно отвечайте fendente, после того, как острием меча оппонента минует вас.

* Если вы опустили клинок, поднимите острие и шагните с уколом сразу после того, как острие противника пройдет мимо вас.

Восходящие атаки: действия сходны с уходом от диагональных атак. Отличие заключается в том, что надо всегда опускать клинок перед восходящим ударом, чтобы иметь возможность пройти под дугой атаки и напасть на противника.

Удары снизу-вверх нейтрализуются также, как и удары сверху вниз, только клинок надо опускать.

Упражнение: Студенты должны работать в парах, при экспериментах с уходами и контруколамли изо всех стоек, наносимыми по всем четырем зонам против всех четырех стоек. Затем следует продолжить работу с уходами и контрударами, нанося их вдоль всех восьми линий атаки.

10. Nachreissen: следование позади

Следование за острием

Когда ваш оппонент отдергивает острие из любой попытки или атаки, вы должны использовать возможность для следования за его острием своим собственным и попытаться поразить раскрытие, пока острие возвращается и не угрожает.

Чтобы избежать преследования, важно отступать не мечом, а ногой. Всегда пытайтесь отдернуть в длинном острие. Старайтесь не отводить руки при прицеливании разъединении и перенацеливании.

Следование под поднимающимся клинком

* Если ваш противник отводит от вас кончик меча, а ваше все еще в игре, у вас имеется возможность атаковать.

* >Когда руки вашего оппонента подняты для удара, попытайтесь следовать за движением, чтобы ударить под ними.

Для того, чтобы избежать такого следования, всегда следите за тем, чтобы острие вашего противника не было нацелено на вас, готовитесь ли вы атаковать, или нет.

Старайтесь не сбивать клинок противника, т.к. наиболее мощных ударов в клинок часто легче всего избежать. В результате острие выходит из игры, открывая вашему противнику широкий выбор места для атаки.

Голиаф, стр. 83 На рисунке изображен контрудар, где левый боец уклонился от unterhau и проследовал за поднимающимся клинком, чтобы нанести гневный укол.

11.Второстепенные стойки/защиты

Cкрещенная стойка (Schranckhut) – это блокирующая стойка со скрещенными руками, удерживаемыми впереди и сбоку. Острие направлено к земле.

J. Sutor Подвешенное острие (Hangetort) – стойка со свободными руками, в которой меч держится впереди и немного сбоку. Острие направлено немного книзу, правая нога впереди. Она похожа на свободного Быка, но более направлена вверх-вперед.

Ключ (Schlussel) является как хорошей переходной, так и провокационной стойкой. Она дает позицию «взведенной пружины», которую трудно взять стремительным натиском, хотя она выглядит уязвимой и может спровоцировать стремительный ответ. Левая нога впереди меч держится перед грудью скрещенным хватом, клинок покоится на левой руке выше запястья.

J. Sutor Смена(Wechsel) – это переходная стойка, позволяющая восходящие удары. Выполняется с любой ногой впереди.

Гневная стойка J. Sutor

Гневное острие.

Гневная стойка (Zornhut) является и угрожающей (гневная), и провоцирующей (женская стойка):

* Она провоцирует тем, что выглядит уязвимой и может вызвать стремительную реакцию.

* Она угрожает, т.к. «полностью поднята» для гневного удара.

Это стойка с левой ногой впереди, меч держится над правым плечом, клинок подвешен поперек спины острие немного вперед. Вес смещен на 2/3 на правую, или заднюю ногу.

Гневное острие (Zornort) – высокая стойка, острие направлено прямо в лицо противнику, или в верхнюю зону. Это ни что иное, как длинное острие, только немного меньше вытянутое и с высоко расположенными руками, как со скрещенными, так и со свободными. Это угрожающая или гневная стойка, позволяющая атаковать как острием, так и гранью.

13. Стойки последней надежды

Преимущество теряется в соединении

Голиаф, стр. 13

Защиты, которыми только блокируют удар – это стойки последней надежды. Они являются защитами, в которых клинки соединяются, а острие не смотрит на оппонента. Любые контратаки из этих стоек должны наноситься после того, как входящий удар сблокирован, поэтому они называются контрударами «удвоенного такта». В этом случае ваш оппонент будет иметь время для возвращения клинка и реакции на ваш контрудар.

Стойки последней надежды называются Двери, Окна и Внешние подвешенные стойки. Эти стойки часто выполняются с отшагиванием при блокировании, только подвешенные стойки позволяют небольшое движение вперед.

Высокое окно -

это стойки, при которой клинок держат горизонтально над и перед головой. Руки могут быть скрещены или свободны. Применяется против атак сверху. Эта стойка – ничего более, чем глухая защита.

Низкое окно -

стойка при которой клинок держится горизонтально внизу и перед телом. Она выводит вас из стойки и помещает в плохую позицию. Если вам необходимо использовать эту стойку, вы проигрываете.

Высокая дверь -

родственна плугу, клинок поднят, а эфес толкается в сторону. Может быть как лево-, так и правосторонней. Используется против поперечных и диагональных атак сверху. Если выполнена хорошо, легко переходит в Zwerchhau.

Низкая дверь -

низкая родственница плуга. Острие опущено, меч давит в сторону. Выполняется в правую и левую стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в Wechselhau.

Высокая внешняя подвешенная стойка -

это стойка, в которой руки и клинок подвешенны высоко и с любой стороны, острие смотрит вниз. Подвешенные стойки могут выполняться как со скрещенными, так и со свободными руками с любой стороны. При удачном исполнении высокие внешние подвешенные сойки переходят либо в бросковый Schielhau, либо в скользящий Krumphau. Применяется против поперечных и диагональных атак сверху.

Низкая наружняя подвешенная стойка -

это подвешенная стойка, удерживаемая низко и с любой стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в удар навершием.

Фехтование — экзотичный, но распространённый вид спорта . Это настоящее боевое искусство с использованием специального оружия (шпага, рапира, сабля ), которое пришло к нам из глубины веков.

Соревнования по фехтованию входят в программу Олимпийских игр , а фехтовальные кружки и секции принимают на тренировки как детей, так и взрослых и мужского, и женского пола. Так как фехтование достаточно травматично, а также из-за того, что в этом виде спорта важна техника, то для обучения рекомендуется найти опытного инструктора и вступить в специальный клуб или секцию.

В каких секциях можно научиться фехтованию

Фехтовальные секции распространены по всей России. Например, в Москве организованы спортивные школы олимпийского резерва, где занятия проходят бесплатно. Принимают туда детей с 9—10 лет и старше . 10 лет , по мнению опытных инструкторов по фехтованию — это наиболее перспективный возраст для начала обучения.

Фото 1. Тренировка по фехтованию для начинающих. Сначала спортсмены учатся поражать цель, закрепленную на стене.

Если ребёнок увлечётся всерьёз, родителям придётся приобрести для тренировок специальную экипировку. Защитный костюм для занятий фехтованием состоит из специальной куртки, брюк длиной до колена, которые держатся на подтяжках, гетр, обуви на плоской подошве, маски с металлической сеткой и воротом, защищающей лицо и горло, перчаток, пластронов (защита под мышками). Экипировка может несколько отличаться в зависимости от того, каким оружием будет владеть спортсмен: сабля, рапира или шпага.

Профессиональная экипировка для занятий фехтованием довольно дорогая. Брюки обойдутся примерно в 4—8 тыс. р ., куртка — 3—7 тыс. р. , обувь — 3—4 тыс. р. , рапира — 6—8 тыс. р.

Внимание! Качественная экипировка важна для фехтовальщика, так как она защищает спортсмена от травм , которые может нанести партнёр по поединку.

Стоит ли брать несколько уроков для начинающих

Перед тем как вступать в секцию и начинать серьёзные тренировки, рекомендуется обдумать, с какой целью будут проходить занятия этим видом спорта.

Фехтование — древнее боевое искусство со своими традициями.

Удобный способ погрузиться в атмосферу этого вида спорта, познакомиться с его основами, и оценить для себя потребность в дальнейших тренировках — это взять несколько индивидуальных уроков.

На персональном занятии инструктор покажет как правильно держать оружие, продемонстрирует разные его виды, даст представление об основных стойках и, конечно же, обучит технике безопасности. Цена одного занятия с тренером — 1000—1500 р. и более.

Какие занятия бывают

Занятия по фехтованию подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Групповые занятия — удобный и экономичный способ тренировок. Во-первых , такое обучение может быть либо полностью бесплатными, либо оплачиваться за низкую стоимость (намного дешевле индивидуального ). Во-вторых , это отличный способ найти друзей по интересам .

В-третьих , на групповых занятиях партнёры по спаррингу постоянно меняются, а, следовательно, каждый раз будут попадаться разные соперники как сильнее и профессиональнее, так и слабее. Это развивает боевой и соревновательный дух. В-четвёртых , в группах организуются турниры. Победы в турнирах стимулируют на дальнейшие свершения.

Фото 2. Групповое занятие по фехтованию. Несколько пар спортсменов отрабатывают приемы друг с другом.

Индивидуальные

Минус индивидуальных занятий заключается в том, что они почти всегда отличаются высокой стоимостью. Но огромный плюс этого — возможность заниматься с инструктором один на один. Все время занятий тренер посвящает одному ученику. Техника и мастерство у таких фехтовальщиков растёт намного быстрее , нежели у их собратьев, занимающихся в группах.

Техника в зависимости от выбранного оружия

Рапира, сабля и шпага отличаются друг от друга по длине и весу. Техника нанесения ударов (уколов) практически идентична, но предусматриваются некоторые расхождения. Например, рапира требует от спортсмена наибольшей аккуратности. В спарринге будут засчитаны только те удары, которые наносились в торс противника. Сабля менее травмоопасна. Этим оружием разрешается наносить удары в любую часть тела соперника.

Такие расхождения в технике нанесения ударов появились из-за особенностей создания .

Например, шпага по своему происхождению — дуэльное оружие.

Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела, а вот рапира изначально создавалась, как тренировочное оружие. Именно поэтому у рапиристов более щадящие методы борьбы.

Вам также будет интересно:

Как проходят тренировки

Тренировка проходит в экипировке на нетравмоопасных аналогах клинкового оружия . Для начала инструктор обучает технике безопасности, рассказывает и показывает, как правильно держать оружие, обучает правильной стойке, движениям. Следующий блок занятий состоит из обучения азам фехтования.

Это всевозможные выпады, удары, защита. Ученик начинает вступать в спарринги с партнёрами, нарабатывает опыт, улучшает координацию и оттачивает технику нанесения ударов. Конечный этап: изучение связок ударов и навыков построения специальной стратегии боя.

Общая физическая подготовка

Успехи в фехтовании зависят от физической подготовки спортсмена и появляются прямо пропорционально развитию фехтовальщика в физическом плане.

Занимаясь этим видом спорта, человек развивает быстроту, ловкость, выносливость, силу, умственные способности, умение принимать молниеносные решения и контролировать собственные эмоции.

Изучение основ

Основа фехтования — навык правильного владения оружием. Задача инструктора — объяснить, как держать спортивный инструмент, рассказать о том, что оружием нельзя размахивать перед лицом, не защищённым маской, направлять на человека без экипировки. Изучая основы фехтования, ученик узнаёт, что острый конец шпаги всегда накрывается защитой для предотвращения повреждений, и то, что во время сражения руки остаются расслабленными , а запястья — гибкими.

Изучение приёмов

Изучение приёмов фехтования — главный этап в овладении техникой боя. Во время поединка важна работа ног. Спортсмен должен отработать до автоматизма плавные и лёгкие движения, а также научиться быстро перемещаться, и совершать молниеносные удары.