Как нарисовать футболиста карандашом поэтапно

Завтра в Бразилии открывается 20-й Чемпионат мира по футболу. Впереди у болельщиков месяц хорошего футбола. В канун праздника AI решил напомнить о некоторых произведениях, вдохновленных самой популярной игрой в мире

Завтра, 12 июня 2014 года в Бразилии открывается 20-й Чемпионат мира по футболу. Мир находится в предвкушении большого футбольного праздника. Будем ожидать прохода сборной России как минимум в 1/8 финала, а также сюрпризов от «темных лошадок» чемпионата - таких команд, как сборные Чили, США, Бельгии и Швейцарии. Но главное - впереди у болельщиков месяц большого футбола.

Выдающиеся художники тоже были не чужды ярких футбольных переживаний. И в канун праздника Copa do Mundo портал решил напомнить о некоторых произведениях, вдохновленных самой популярной игрой в мире.

Начать было бы правильно именно с этой работы, потому что футбольные переживания стали судьбоносными для творчества Николая Владимировича Сталя фон Гольштейна . Считается, что именно благодаря ночному футбольному матчу на парижском стадионе Парк де Пренс в 1952 году история искусства обогатилась его новаторскими находками в абстрактном искусстве. Впечатления от той игры в свете прожекторов (вероятно, это был товарищеский матч Франция - Швеция) привели к созданию двух десятков полотен на футбольную тему и положили начало очень короткого особо ценного полуабстрактного периода в творчестве русского художника (1952–1955). Конкретно этот холст «Футбол в свете прожекторов» (1952) был сфотографирован в Москве в 2004 году на первом международном Салоне изящных искусств (нынешний MWFAF) для рубрики «Инвестиции в искусство» журнала «Dиректор-инфо» - предтечи портала . Картину привозила ныне не существующая галерея «Ян Крюжье - Дитесхейм» (Ян Крюжье еще был жив), и просили за нее тогда 3 миллиона долларов. Сейчас бы такая вещь стоила порядка 6 миллионов долларов. Цены на работы художника с тех пор заметно выросли. А с 2011 года де Сталь входит в топ-10 самых дорогих художников орбиты русского искусства .

«Живописный реализм футболиста» - не единственное обращение Малевича к теме футбола. Если в датировке нет мистификации, то футбол стал одним из первых сюжетов в его новом цикле только что открытого супрематизма. Картина на фото происходит из числа четырех супрематических работ, отсуженных наследниками у амстердамского музея Стеделийк в 2008 году. Позже первая картина из этой партии была продана за 60 миллионов долларов. Сегодня вероятная цена «Живописного реализма футболиста» могла бы составить 75 миллионов долларов. Возможно, в недалеком будущем эта картина появится на одном из мировых аукционов.

Эту работу многие успели увидеть на недавней выставке «Спорт» в Институте русского реалистического искусства. Аукционный рекорд для работ Юрия Пименова (ОСТовца и автора знаменитой «Новой Москвы» 1937 г.) пока составляет 1,3 миллиона долларов без учета комиссии аукционного дома. Но при этом произведения столь высокого класса, как «Футболисты» из Астраханской ГКГ, на торгах никогда не появлялись. Случись такое гипотетически, цена за «Футболистов», скорее всего, была бы в диапазоне 1,8–2,3 миллиона долларов.


Имя Дейнеки в футбольном контексте все, наверное, в первую очередь связывают с исполинским «Вратарем» из Третьяковской галереи. Но захотелось поговорить о другой работе. Новаторский «Футбол» Александра Дейнеки считается манифестом «Объединения трех» - группы вхутемасовцев Дейнеки, Пименова и Гончарова , одной из предшественниц знаменитого ОСТа. Работа была показана в 1924 году на московской «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства». Работа ознаменовала рождение «экспрессионистического урбанизма» и в определенном смысле стала поворотной в творчестве Дейнеки.


Эта редкая ранняя работа 1956 года, ранее находившаяся в собрании Владимира Немухина , а позже в коллекции Александра Кроника, была показана на выставке «Оскар Рабин. Графика 1950-х - 1960-х» в Московском Мультимедиа Арт Музее в июле 2013 года. Зрители впервые увидели особое в своей метафоричности обращение лидера «барачной школы» к теме футбола. Мячеголовые и мяченогие игроки борются за мяч под гул трибун мячеголовых зрителей. Пусть в рисунке Рабина больше видится иронии, нежели восхищения игрой, но по крайней мере футбол и его не оставил равнодушным.

Футбол у «Таможенника» Руссо получился столь же мистичный, как и другие живописные фантазии знаменитого наивного постимпрессиониста. Все запутанно: игроки одной команды выглядят как близнецы, а играют они не в футбол, а в регби, где игрок ловит мяч руками. Впрочем, в картинах Анри Руссо всегда важнее не достоверность, а настроение. А с настроением там все в порядке - праздничное, футбольное, как надо.

Сам страстный болельщик, Пикассо много раз обращался к теме футбола в графике и скульптуре. А узнаваемый контур футболиста стал его визитной карточкой в этом жанре. Одна из копий тиражной скульптуры «Футболист» занимает сегодня центральное место в экспозиции Национального музея футбола в Манчестере. А может быть, на фото она и есть. По крайней мере скульптура была подарена музею спонсором вскоре после того, как аналогичного «Футболиста» купили на Christie’s летом 2012 года. Купили, кстати, с 10-кратным превышением эстимейта - за 67 тысяч долларов. Ну что ж, в Манчестере футбол тоже религия, почти как в Бразилии.

Тут бы самое время завершить обзор футбольной работой нашего «Пикассо» - Анатолия Зверева , выдающегося экспрессиониста и болельщика «Спартака». Доподлинно известно, что такие рисунки существуют. Валерий Силаев рассказывал, что видел целый альбом с классными зверевскими зарисовками футбола. Но пока не нашли, ищем, может, еще успеем.

А тем временем скоро пора к экранам. Поздравляю все с наступающим праздником футбола! Хороших всем впечатлений. Но не забывайте об искусстве. Ведь арт-лето в Москве и Санкт-Петербурге тоже обещает быть как никогда жарким.

Владимир Богданов, AI

P.S. Кто ищет, тот всегда найдет! Пусть даже и через десять месяцев после того, как мы опубликовали статью и посмотрели ЧМ–2014. На XXXVIII Антикварном салоне выставляется-таки зверевский футбол - точнее, «Футболисты» 1969 года. Прекрасная работа!

Владимир Богданов, AI

Ногомяч — самая популярная игра на нашей планете (Возможно, благодаря тому, что в нее может играть любой человек с любым уровнем IQ). Суть этой игры в отличие от корзиномяча (баскетбола) и сеткомяча (волейбола) в том, чтобы запинать ногами мяч в большие ворота противника и не дать проделать тоже со своими воротами. Игроков именуют футболистами. По сему случаю мы и будем учиться как рисовать футболиста карандашом . Что еще важно отметить. Суммарное количество футболистов двух команд до 22 человек. Кроме оных имеются еще так называемые болельщики. Это народ, который сам играть в ногомяч неможет/нехочет/неимеет возможности, но абсолютно точно знает, как должна играть его команда. Болельщики – сборище агрессивно настроенных человеков, желающих избить других поклонников либо устроить погром на стадионе (или хотя бы выбежать без трусов на поле). Что интересно, болельщики других видов спорта не устраивают такие культурно-массовые программы. Объяснить этот феномен ученым пока еще не удалось, но есть предположение, что причина все-таки в уровне интеллекта любителей ногомяча. Разбирать эти холивары мы сейчас не будем. Наша цель другая. И давайте к ней приступим.

Как нарисовать футболиста карандашом поэтапно

В качестве подопытного кролика я взял Эммануэля Шай Адебайора. Я сделал еще уроки рисования других видов спорта, посмотрите сюда.

Футбольная тематика в кинематографе не получила широкого размаха - по причине необычайной трудности передачи средствами кино напряжения и страстей, кипящих на поле. Однако следует отметить ряд картин, попавших в классику футбольного и околофутбольного жанра. К примеру:
  • «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» - режиссёра Вима Вендерса 1972 год. Фильм о падении человеческой личности.
  • «Финал Кубка» - режиссёра Ёрана Риклиса 1982 год. Лейтмотив этого фильма образуют взаимоотношения двух главных героев - пленника еврея и охраняющего его боевика из Палестины. События картины относят нас ко времени проведения Чемпионата мира 1982 года, и оба героя стараются следить за ходом турнира. Через бинокль на экране телевизора им удается увидеть несколько моментов: мячи, забитые в ворота Бразилии Паоло Росси в последнем матче группового этапа, и решающий гол скуадроадзуры в финальном матче с Германией. При этом у израильтянина есть билет на игру, и в самые сложные минуты он сжимает его в руке.
  • «Удостоверение» - режиссёра Филиппа Дэвиса 1995 года. Действие ленты берут начало в Англии, где четверым копам даётся задание внедриться в банду футбольных хулиганов «Dogs», с целью установить личности главарей и тех, кто замешан в околофутбольных беспорядках. Главный герой фильма (Джон Трэвел) принимает решение на одном из выездов поучаствовать в беспорядках, но быстро втягивается в это, и у него начинаются проблемы - как на слудбе, так и дома.
  • «Кубок» - режиссёра Каньесте Норбу 1999 года. Фильм основан на реальной истории детей с Тибета, чьи родители за большие деньги отправили их в монастырь Чок-Линг у основания Гималаев для прохождения курса «дхармы» - священного религиозного обучения. Но религия не единственное что увлекает умы молодых людей. Под наказом из запрещают ходить в соседнюю деревеньку и смотреть там матчи финального турнира, но запретный плод сладок.
  • «Играй как Бекхэм» - режиссёра Гуриндера Чадхи 2002 года. В картине отражена попытка, взглянуть с оптимистической точки зрения на культурные различия в современной в Соединенном Королевстве. Юная особа - дочь индийских эмигрантов, вынуждена пережить конфликт со своими родителями, прежде чем ей удаётся уехать в Америку, где она получает соккер-стипендию в учебном заведении и начинает карьеру профессионал
  • «Гол» - режиссёра Дэнни Кэнона 2005 года. Картина повествует о жизни мексиканского эмигранта из США. Весь досуг главный герой посвящает игре в футбол и волею случая, его замечает знаменитый футбольный агент, который поверив в юношу, устраивает его для просмотра в профессиональную команду «Newcastle United» английской Премьер-Лиги. Пройдя огонь, воду и медные трубы, наш герой достигает своей цели и в финале картины забивает решающий гол в ворота «МЮ».
Из отечественных фильмов стоит отметить картины:
  • «Вратарь» - режиссёра Сергея Тимошенко 1936 год. Картина снята по повести Льва Кассиля, и повествует о голкипере самоучке Антоне Кандидове - грузчика арбузов, неожиданно для себя ставшим футбольной звездой. Позднее был конфликт на почве лёгкого зазнайства, уход в команду противников, возвращение «нерадивого сына».
  • «Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» - режиссёра Виктора Садорвского 1991 года. Лента, основанная на исторических событиях, о судьбе знаменитого спортсмена Всеволода Боброва, будучи являясь фаворитом сына вождя - Василия Сталина, авиационного военачальника . В основе фильма - факты из биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею. Это фильм-повествование о спортивной жизни в Советском строю того тех годов, а так же о жизни генерала, сыне главного генералиссимуса .
  • «Околофутбола" - художественный фильм режиссёра Антона Борматова, о фанатах российских клубов "Спартака", "ЦСКА" и "Зенита". Параллельно с разборками и предательствами, в сюжетной линии переплетается любовь и дружба.