Как быстро научить ребенка плавать в бассейне: основные техники и уроки плавания. Алгоритм обучения плаванию дошкольников

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно всесторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух. Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7—9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8—10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнообразных тренировок на воде. Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах — в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:

  1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.
  2. Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно быть каменистым, течение — быстрым.
  3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.
  4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.
  5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

г 6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.
| Сначала детям разрешается быть в воде 5—10 мин при условии, что ее температура 20—24°С, а температура воздуха 24—28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно Догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и дру гие части тела, хорошо прочистили бы уши.
Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды Дети дошкольного возраста часто боятся воды — нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.
Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений.

  1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.
  2. Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом — лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.
  3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.
  4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.
  5. Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку. листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнений

ожно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.
В воде можно играть в разнообразные игры.

  1. «Фонтан» — дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.
  2. «Море штормит» — дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.
  3. «Воробьи в воде» — на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.
  4. «Поезд и тоннель» — стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.
Учитывая возрастные особенности ребенка 5—6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.
У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются. Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро Утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.
Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной группы последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.
Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.
Ребенок 6 лет способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию.
Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.
В 5—6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т. Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта.
Исследования, проведенные с младшими школьниками (Т.А.Протченко) и старшими дошкольниками (М.К.Ланцовой, И. Головой и др.), направленные на нетрадиционные системы од-I довременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.
Наиболее эффективным для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше получается у ребенка. Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс — ноги кроль; руки брасс — ноги дельфин; дельфин на спине и т.д.).
Ребенок лучше усваивает неспортивный (облегченный) способ: руки брасс — ноги кроль. При этом дыхание у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть обучения), что облегчает освоение этого стиля. На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных способов по элементам и полной координации движений.
Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде — гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.
Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются в спортивных праздниках.
Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и вос-, питывающее у него интерес и любовь к спорту.
Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями.

Начинать учить детей плаванию можно с 5-6 лет. Плавание способствует закаливанию организма, развивает легкие, укрепляет сердце и воспитывает смелость у детей.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста лучше начинать летом. Однако задолго до лета нужно разучивать подготовительные движения на суше, чтобы ребенок был готов к упражнениям в воде.

Упражнения для обучения плаванию детей — на суше:

Эти специальные упражнения имитируют первые движения в воде. Взрослым нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнял все рекомендуемые упражнения.

  1. Встать прямо. На счет 1-2 ребенок поднимается на носки, руки поднимает через стороны вверх ладонями вперед, сначала левую руку, затем таким же движением поднимает правую руку, чтобы большие пальцы рук прикоснулись друг к другу – сделать вдох. На счет 3-4 опускает через стороны сначала левую руку, затем – правую, принимает исходное положение, делает выдох. Выполнить 6-8 раз.
  2. Встать прямо. На счет 1-4 выполнять прямыми руками круговые движения назад, делает вдох. На счет 5-8 делает круговые движения вперед, выдох. Голову держать прямо, круговые движения руками выполнять с максимальной амплитудой. Повторить 2-4 раза.
  3. Встать, наклонить вперед туловище, левая рука вверху ладонью вперед, правая – у бедра. Прямыми руками попеременно выполнять круговые движения вперед, как при плавании способом «кроль». На счет 1-4 поднять голову, смотря вперед, сделать вдох, на счет 5-8 опустить голову, делая выдох. Выполнить 4-6 раз.
  4. Сесть на пол, наклониться назад, опираясь на локти. Приподнять прямые ноги, развести их на 30-40 см между ступнями, оттянуть и слегка повернуть внутрь носки, производить встречные движения, как при плавании способом «кроль», дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз по 10-15 секунд.
  5. Лечь на спину. На счет 1-2 согнуть в коленях ноги, руками взяться за голени и плотно прижать их к груди, одновременно наклоняя голову и прижимая к груди подбородок, сделать выдох, на счет 3-4 вернуться в исх. положение, делая вдох. Повторить 6-8 раз.
  6. Встать на колени, прямыми руками опереться о пол. Сгибая руки касаться грудью пола 5-6 раз, голову не опускать. Выполнить 3-4 подхода.
  7. Встать, затем приседать на носки, поднимая руки через стороны вверх, ладони вперед, большие пальцы касаются друг друга, голову держать прямо – выдох. Вернуться в исх. положение – вдох. Сделать 5-6 приседаний. Повторить 2-4 раза.
  8. Прыжки на носках: попеременно хлопая руками то над головой, то за спиной. Дышать свободно. Выполнить 20-30 прыжков.
  9. Ходьба в течение 30-40 секунд.

Обязательно после занятий принять душ или растереть тело влажным полотенцем. Обтирание и обливание подготовит кожу ребенка к охлаждению во время купания в водоеме.

Если обучение плаванию дошкольников проводится в естественном водоеме, тогда нужно выбрать место с чистой водой, ровным дном, не быстрым течением, с глубиной воды не больше 30-50 см, а при купании детей – глубина воды не должна превышать 60-80 см в 2-3 метрах от берега.

Приучайте ребенка соблюдать определенные правила купания в водоемах:

— заранее сходить в туалет,

— начинать купаться можно только через час после еды,

— входя в воду, сначала нужно намочить водой лицо и под мышками.

Продолжительность купания в первые дни ограничивается 2-5 минутами и постепенно доводится до 10-20 минут. Если у ребенка посинели губы, он дрожит, его немедленно нужно вывести на берег, растереть полотенцем и одеть в сухую одежду.

Упражнения для обучения плаванию детей – в воде:

Успех первых занятий в воде во многом зависит от подготовки ребенка: выполнял ли он специальные упражнения, приведенные выше, ежедневно ли делал утреннюю зарядку.

При обучении плаванию не следует принуждать детей, старайтесь заинтересовать их, хвалите за успехи – все это облегчит процесс обучения.

Вначале нужно помочь ребенку научиться не бояться воды: пусть он побегает по воде около берега и поиграет с надувными игрушками. Но не рекомендуется надевать на ребенка надувной резиновый круг.

Хотя ребенок всегда тянется к воде, но впервые в водоеме он может испытать и неприятные ощущения: даже на мелком месте он может захлебываться, падать в воду, безуспешно пытаться встать на ноги и т. п. Это может напугать его, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными. Помнить, что некоторые упражнения для ребенка могут оказаться трудными. Не нужно повышать голос и раздражаться, а просто объяснять, что нужно делать и в чем его ошибка, а пояснения дополнить личным показом.

Данный комплекс упражнений помогает разучить самый простой способ плавания, легкий для детей – это плавание без выноса рук из воды, его еще называют плавание «собачкой». Все упражнения дети выполняют, находясь по пояс в воде, стоя лицом к берегу.

  1. Упражнение «Душ». Стоя в воде, пригоршнями зачерпнуть воду и вылить на голову, глаза при этом не закрывать. Выполнить 5-10 раз.
  2. Упражнение «Ходьба по дну». Ребенок ходит по дну с опущенными в воду руками, размахивая одновременно двумя руками и поочередно каждой рукой.
  3. Упражнение «Погружение в воду с головой». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Один из них делает глубокий вдох ртом, приседает, опускаясь в воду на 3-5 секунд, другой ребенок стоит. Затем другой погружается, а этот держит его за руки. Каждый погружается 5-6 раз. После выныривания не нужно вытирать лицо руками, достаточно стряхнуть воду движением головы.
  4. Упражнение «Открывание глаз в воде». Два ребенка одновременно делают вдох, приседают, погружаясь в воду, открывают глаза и поднимают со дна камешки или положенные заранее предметы. Дети могут держаться за руки.
  5. Упражнение «Выдох в воду». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. После глубокого вдоха ртом один из них или сразу оба приседают и погружаются в воду. В воде они делают энергичный, продолжительный выдох через рот и нос, чтобы на поверхности воды были видны пузыри и открывают при этом глаза. Повторяют упражнение 5-10 раз. При выныривании лицо руками не вытирать.
  6. Упражнение «Ложиться грудью на воду» — очень важное упражнение, выполнив которое, ребенку будет интересно, и обучение пойдет быстрее. Основная задача – отрывая ноги от дна, ложиться грудью на воду. Для этого ноги нужно поставить врозь, руки поднять вверх. Ребенок делает глубокий вдох, наклоняется, опускает руки на воду, слегка отталкивается ногами от дна, ложится на воду. При этом лицо погружается в воду до середины лба, руки лежат на поверхности воды, пятки слегка закрыты водой. Оставаться в таком положении нужно 3-5 секунд.
  7. Упражнение. Выполнить такое же упражнение, но соединив ноги и руки.
  8. Упражнение «Скольжение на груди». Стоя в воде, поднять вверх руки и соединить их большими пальцами. Сделать глубокий вдох, присесть и наклониться, голову опустить между руками, обеими ногами оттолкнуться от дна и сколько удастся проскользить по воде, голову не поднимать. Выполнив 2-3 скольжения, сделать 5-10 выдохов в воду.
  9. Упражнение «Движение ног кролем». Лечь грудью на воду, держась за опору, делать встречные движения ногами. Научившись скользить по воде без опоры, нужно следить за тем, чтобы ноги не были напряжены, носки были оттянуты, а ступни не выходили из воды.
  10. Упражнение «Движения рук и ног». Если ребенок уже научился продвигаться по воде, работая ногами, тогда подключаются к этому упражнению гребковые движения руками. Сделав гребок, руку не вынимать из воды, она проходит, как можно ближе к телу, чтобы сделать следующий гребок. Следите за ногами, чтобы они двигались чаще, чем руки.
  11. Упражнение «Правильное дыхание». Теперь важно научиться правильному дыханию: голову до подбородка поднять из воды, одновременно делая короткий вдох, затем опустить голову, делая продолжительный выдох в воду. Во время вдоха руки и ноги не прекращают двигаться, а тело не прогибается.

Плавая таким способом, в дальнейшем ребенок может с успехом освоить другой способ плавания – «кроль».

При обучении детей плаванию следует принимать во внимание множество факторов.

Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов: от профессиональной подготовки и педагогического мастерства тренера-преподавателя (инструктора), от уровня развития юных спортсменов и от внешних условий.

Тренер (инструктор) прежде всего, должен подготовить такой комплекс упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечили систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали развитию моторики у ребенка и стимулировали рост его спортивных достижений.

Следует всегда тщательно продумывать, как разговаривать с детьми, как пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок физической и психической точек зрения.

Все объяснения должны быть краткими, простыми и понятными для ребенка, а задания – четко сформулированными. При этом необходимо всегда использовать спортивную терминологию и воздерживаться жаргонных словечек, т.к. они будут затруднять последующую работу с детьми.

Имеются еще некоторые факторы, существенные с педагогической точки зрения. Если, например, разучивать новое движение или новый вариант уже знакомого движения, то в начале это движение ребенку должен правильно показать тренер (инструктор). Если в группе имеется один ребенок или несколько детей, которые уже усвоили это упражнение, то их нужно привлечь для показа.

Все упражнения, требующие смелости или ловкости, сначала выполняют наиболее подготовленные дети. Однако тренеру (инструктору) не рекомендуется выдвигать одних и тех же детей и только их ставить в пример. Это может развить у них ненужное чувство превосходства, другие же могут утратить веру в свои силы, что нанесет вред всему коллективу.

Стоит ребенку преодолеть какую – либо трудность, как это тотчас скажется на его поведении. Тренер (инструктор) должен обязательно заметить успех ребенка, чтобы ребенок мог осознать свои достижения. Подбадривание необходимо также и отстающим детям. Похвала поможет им концентрировать свои усилия на выполнении задания тренера. Часто своевременная похвала помогает отстающим детям, заставляет их целеустремленнее заниматься и способствует развитию у них волевых качеств.

Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и несформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное возможностей каждого ребенка.

Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию.

Методика обучения плаванию дошкольников опирается на общедидактические требования педагогики и имеет воспитывающий развивающий характер.

Основные принципы при обучении детей плаванию:

Систематичность. Следует помнить: регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

Доступность. Объяснения инструктора, показ упражнений, выполнение, физическая нагрузка должны быть доступны детям. В проведении занятий следует руководствоваться принципом «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному».

Активность. Основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, на каждом занятии необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятие, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.

Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, объяснение следует сопровождать показом: дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесно описание.

Последовательность и постепенность. При обучении детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным, следует форсировать освоение большого количества движений. К разучиванию новых движений целесообразно приступать только после того, как дети правильно и уверенно будут выполнять предыдущие. На каждом занятии надо разучивать небольшое количество упражнений и начинать с повторения движений предшествующего занятия.

При обучении детей плаванию применяют общеразвивающие, специальные физические упражнения для освоения на воде, подготовительные упражнения для овладения облегченными и спортивными способами плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.

Специалисты считают, что обучение плаванию детей следует начинать с брасса.

Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, в вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.

Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включаю в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8-10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучают.

Содержание обучения. Детей дошкольного возраста можно обучить плаванию способами «кроль на груди без выноса рук», «кроль на груди с выносом рук», «кроль на спине». Дети срав­нительно быстро овладевают плаванием: у них больше, чем у взрослых, развит подкожный жировой слой, благодаря которо­му они легко держатся на воде. В детском саду не всегда уда­ется организовать обучение плаванию. Вот почему там ведется главным образом подготовительная работа, особенно с роди­телями. Ведь именно они могут создать все условия для того, чтобы научить своего ребенка плаванию.

Общим правилом при обучении всем спортивным способам плавания является методическая последовательность: «движения ногами - движения руками - полная координация движений -дыхание» Эта принципиальная последовательность не исключает, однако, одновременного изучения дыхания и движений рук и ног.

Изучение каждого движения начинается с его показа. Показ помогает маленькому пловцу лучше понять структуру и ритм разучиваемых движений. Ребенок получает первое зрительное представление о движении и стремится его воспроизвести. Однако полное представление о движении получит только после того, как сам выполнит его, ощутив влияние воды. Благодаря постоянному повторению упражнений закрепляется чередование напряжений и расслаблений мышц и в результате движения пловца становятся более экономичными.

Методика обучения. Начинать нужно с приучения детей к воде и с подготовительных упражнений к плаванию (на суше и вводе).

Ребенок, умеющий ходить или бегать, как правило, смело входит (или даже вбегает) в воду, выходит из нее, подпрыги­вает, плескается, держась за руку взрослого. Упражнения по­степенно усложняются. В средней группе дети могут уже сво­бодно передвигаться в воде, делать движения руками, выполнять различные задания: бросать и ловить мяч; ползать на четве­реньках на мелком месте; «ходить» на руках вперед и назад, сидя на мелком месте; выполнять движения ногами вверх и вниз; приседая, погружаться до подбородка или до глаз, опу­скать в воду все лицо; дуть на воду. Используется также ими­тация: дети подражают, ракам, крабам. Проводятся игры в воде: «Цапли», «Дровосек», «Карусели», «Футбол», «Бегом за мячом»; «Покажи пятки», «Катание на кругах». Эти упражне­ния и игры укрепляют мышцы, приучают ребенка свободно ориентироваться в воде и подготавливают к плаванию.

В дальнейшем детей учат открывать глаза под водой, делать выдох в воду. Ребенок сначала делает вдох, а затем вместе со взрослым окунается в воду; под водой открывает глаза и по­степенно выдыхает воздух через сомкнутые губы.

Надо научить также, задерживать дыхание. Для этого да­ются задания: сделать вдох и опуститься в воду; присесть там, обхватить руками колени и пригнуть к ним голову. Тело вы­талкивается водой спиной кверху («Поплавок»).

После этого дети выполняют движения ногами и руками, скольжение на груди - подготовительные упражнения к плаванию способом кроль. Сначала обучают движениям ногами: поочередное поднимание и опускание. Эти упражнения выпол­няются на мелком месте в положении сидя и лежа (на животе, опираясь на руки, и спине), на суше и в воде. Передвигаясь по дну на руках, а также держась прямыми руками за рези­новые надувные игрушки -(круг, «гусь», «лягушка») или за доску, дети попеременно поднимают и опускают ноги. Движение производится всей ногой - от бедра до носка. При этом нельзя сильно сгибать ноги в коленях и напрягать стопы. В старшей группе эти упражнения дополняются играми: «Фон­тан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели», «Поезд в тун­нель», «Поймай воду», «Волны на море».

Подготовительные упражнения для рук целесообразно сна­чала проводить лежа на скамейке. Освоив их, надо соединить движения рук и ног. Как только дети научатся координировать эти движения на скамейке, можно перейти к закреплению приобретенных навыков и умений, но теперь уже в воде, используя надувные резиновые игрушки. Чтобы научить поддерживать го­ризонтальное положение тела и сохранять равновесие, проводят упражнения в скольжении. Сначала надо присесть, потом от­толкнуться двумя ногами и руки вынести вперед. Тело примет горизонтальное положение и продвинется вперед.

Детей подготовительной к школе группы можно учить скольжению как на груди, так и на спине; двигать ногами вверх-вниз; передвигаться на руках по дну водоема; делать вдох, а потом выдох в воду (3-4 раза подряд); плавать с надувной игрушкой, с кругом в руках и даже без всякой поддержки. По­лезны и такие игры в воде: «Смелые ребята»," «На буксире», «Лягушка», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Передай мяч» и др.

Плавание способом «кроль без выноса рук» выполняется следующим образом. Прежде всего, нужно принять горизон­тальное положение грудью вниз; голова должна быть над во­дой, подбородок до губ погружен, в нее, ноги и руки свободно вытянуты вверх (по отношению к вертикальной оси тела). За­тем делается гребок одной рукой: она опускается вниз-назад, доходя до бедра, а после этого сгибается в локте и возвраща­ется в исходное положение (вверх). Не успеет она дойти до этой крайней точки, как другая рука начинает делать гребок. Так руки действуют поочередно.

Гребок выполняется выпрямленной рукой, причем пальцы соединены. Ноги во время гребков двигаются попеременно вверх и вниз, слегка сгибаясь в коленях. Движения руками должны быть плавными, скорость немного увеличивается к кон­цу гребка. И, конечно, обязательно согласование движений ног и рук: на каждые 2 гребка руками приходится 6 движений но­гами.

Дышать надо через рот: на 2 гребка руками - вдох, на 2 следующих - выдох. Вначале выдох делается над водой, за­тем постепенно приучают детей выдыхать в воду.

Когда дети овладеют этими элементарными навыками, тог­да отпадет надобность в надувных резиновых игрушках и воспитатель начинает учить умению держаться на воде и плавать с поддержкой. Вначале он держит воспитанника рукой под животом. Постепенно поддержка ослабляется, и спустя некоторое время ребенок плывет самостоятельно. Педагог находит­ся рядом, чтобы в любой момент оказать помощь и поддержку. Детей обучают плавать и способом «кроль на груди с выно­сом рук». Он выполняется так: принять горизонтальное положение, голову опустить в воду. Ногами поочередно делать дви­жения снизу вверх (ноги выпрямлены) и сверху вниз (ноги слегка согнуты в колене). Рука из положения вверх опускает­ся вниз, несколько сгибается в локте, производит гребок и за­канчивает его у бедра. К середине гребка движение руки ускоряется. Во время гребка пальцы рук соединены и немного согнуты, чтобы кисть лучше захватывала воду. После гребка руку мягко выносят из воды и быстро проносят по воздуху вверх (мышцы рук в это время расслаблены). Впереди головы она погружается в воду (пальцами кисти, предплечьем и пле­чом). Другая рука совершает такие же движения. Руки пооче­редно то гребут, то проносятся по воздуху. Ноги работают чаще, чем руки: на 2 гребка руками ноги делают 5-6 пооче­редных движений.

Дышат так: лицо надо повернуть в сторону, чтобы рот ока­зался над водой, и сделать вдох через рот; потом опустить ли­цо в воду и выдохнуть через рот и нос. Выдох должен быть равномерным и полным.

Воспитатель следит за самочувствием детей, предупреждая переохлаждение тела и утомление. Признаки переохлаждения: мурашки, дрожь, посинение губ, икота, снижение двигательной активности.

Движения ногами разучивают сначала с помощью плавательной доски, а затем и без нее после отталкивания от стенки бассейна. Вначале следует стремиться к тому, чтобы дети держали руки свободно опущенными вдоль туловища и не подгребали ладонями, т.к. при этом возникают вредные навыки.

В другом, более сложном упражнении - одна рука вытягивается вдоль тела, а вторая выносится вперед в направлении движения. Положения рук периодически меняются. Затем упражнение усложняют: пловец вытягивает вверх обе руки и при этом соединяет большие пальцы рук. Можно рекомендовать скрестное положение кистей; когда тыльная сторона правой кисти обращена влево, а тыльная сторона левой кисти - вправо (при этом оба мизинца направлены вниз).

При разучивании движений ногами без плавательной доски нужно обратить внимание на то, чтобы руки были вытянуты вперед, а кисти наложены одна на другую. Тем самым облегчается вытянутое положение тела и создается поддержка для головы.

При отработке движений руками для повторения периодически включают более простые упражнения. Это целесообразно в тех случаях, когда ребенок не может понять характер приложения усилий в гребке или когда он вновь сталкивается с трудностями дыхания при полной координации движений.

При плавании с полной координацией движений следует обратить внимание на то, чтобы дети плавали вначале на коротких отрезках, где нет необходимости поворачивать голову в сторону для вдоха. Дети могут проплыть без дыхания до 8 метров.

При подключении дыхания к общей координации движений целесообразно вернуться к знакомым более простым упражнениям, в которых дыхание было связано с поворотом головы. Например, к упражнению, где дыхание согласуется с движениями рук, когда пловец стоит на дне бассейна. Поворачивается только голова и лишь настолько, чтобы рот для вдоха показался над поверхностью воды. Нужно напомнить детям, что поворот тела является серьезной ошибкой. Очень часто маленьким пловцам кажется удобным выполнять цикл дыхания (вдох-выдох). Это можно разрешить. Чтобы у детей не выработалась привычка поворачивать голову для вдоха только в одну сторону, необходимо регулярно менять сторону для вдоха. В дальнейшем маленькие пловцы должны изучить дыхание, выполняемое через три гребка.

      Анатомо-физиологические особенности развития детей 5-6 лет

Возраст с 1 до 7 лет называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. С 4 лет начинается период первого детства , который заканчивается в 7 лет. В это время у детей заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органаов.

Кожа. Происходит ее утолщение. Но неприятная возможность переохладиться или перегреться не снижается.

Костная система. Ее окостенение еще не завершено. Позвоночник соответствует по форме взрослому, но только по форме. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметны к 5 - 6 годам. С возросшей весовой нагрузкой на неокрепший скелет ребенка как никогда связан контроль над его осанкой.

В возрасте 6 - 7 лет рост грудной клетки замедляется, а к 17-20 годам она приобретает окончательную форму. Ребра принимают такое же положение, как и у взрослых, грудная клетка - цилиндрическую форму. Дыхание более глубокое и редкое, к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту. Физические упражнения не только укрепляют грудную мускулатуру, но и увеличивают размах движения в суставах ребер, что приводит к увеличению размера грудной клетки при дыхании и жизненной емкости легких. У детей 3 -8 лет размах движений во всех суставах увеличивается, что влияет на их развитие.

Мышцы. После рождения мышцы растут, постепенно увеличивается их размер и масса. Удлиняются сухожилия. Наиболее интенсивный рост мышечных волокон и мышц в целом происходит в детском и подростковом возрастах. Благодаря двигательной активности и физическим нагрузкам мышечные волокна утолщаются, увеличивается масса мышц.

Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечник: гипофиз. Начинается "подготовка" половых желез к периоду полового созревания.

Иммунная система . Клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим - более легкое течение многих болезней (Сапин М.Р., Брыксина З.Г., 2000).

Заключение по I главе

В результате анализа научно-методической литературы мы выяснили, что плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания. Плавание имеет оздоровительное, развивающее и прикладное значение.

К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию,являются подвижные игры.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты:

- «Сюжетная» организация.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоцио­нальность.

Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирова­ния нагрузки.

Игры при обучении плаванию делятся на три группы.

Первая группа – игры-соревнования.

Вторую группу составляют игры сюжетного характера.

К третьей группе относятся командные игры, где играющие объединяются в равные по силам команды.

Техника кроля на груди характеризуется фазами в каждой составляющей: положение тела; движение ног; движения рук; дыхание; общая координация движений.

Проанализировав возрастные особенности детей 5-6 лет, мы выяснили, что занятия плаванием являются для них важнейшим средством развития. Так как в этом возрасте происходит становление основных систем: развитие легких, рост позвоночника, мышц и сухожилий.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физической культурой, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д. .

В настоящее время в России имеется значительное разнообразие методик и подходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления детей дошкольного возраста - Казаковцева Т.С., 1987; Котляров А.Д., Васильев В.С.,1989; Осокина Т.И., 1991; Мосунов Д.Ф., 1998; Меньшуткина Т.Г., 1999; Велитченко В.К., 2000 Булгакова Н.Ж., 2001; Еремеева Л.Ф., Большакова И.А.,2005; Петрова Н.Л., Баранов В.А., 2006, Воронова Е.К., 2010.

В своей исследовательской работе мы рассмотрим несколько методик.

Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного учреждения. Выше, мы уже говорили, что в качестве основной программы обучения плаванию, можно считать методику Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. «Учение плаванию в детском саду»).

По мнению авторов этой программы, в процессе обучения плаванию рекомендуется использовать принцип наглядности, который является основным во всем процессе обучения. Суть в том, мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт маленький, восприятие движений в водной среде осложнено. Незнакомая обстановка возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос инструктора. В этих условиях тактильные ощущения - зрительные, слуховые, мышечные - в сочетании, создают более глубокое представление о разучиваемых движениях и способствуют их усвоению. Огромное значение при этом имеет тесная связь показа с живым, образным словом - рассказом, объяснением .

IV этап – (старший дошкольный и младший школьный возраст) происходит усвоение и совершенствование техники способов плавания на глубокой воде, несложных поворотов, разучивание движений ног, движений рук, изучение способа плавания в целом, т.е. постоянная работа по согласованию движения рук и ног и дыхания, умение способа плавания с полной координацией движения. Условное определение указанных этапов, позволяет инструктору по плаванию, более конкретно представить себе основные направления работы по обучению плаванию с детьми разного возраста и подготовленности .]

По мнению Т.И. Осокиной, к концу учебного плана обучения, воспитанники младшей группы в воде должны достать со дна игрушку, войти в воду с открытыми глазами; выдохнуть в воде 5-6 раз, скользить на груди (2-3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза).

На занятиях в средней группе воспитанники обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение недолгого времени, тем самым получая знания о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Дошкольники должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох - выдох в воду несколько раз. Методические рекомендации по обучению в средней группе:

Не следует выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед.

Также не необходимости использовать поддерживающие предметы, потому что при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, ведет к появлению значительных ошибок в работе ног .

Основной задачей в обучении по плаванию в средней группе, является достаточно умелое свободное лежание на груди и на спине. Для этого ребенка надо научить погружаться в воду, а также нырять и открывать в воде глаза, и после этого не тереть глаза руками. Научив открывать глаза под водой, помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок умеет задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна разные предметы (игрушки, шайбы, ракушки).

Дети также должны знать, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Для большей убедительности заставить их присесть под воду после глубокого вдоха и затем после энергичного выдоха.

Для получения знаний о плавучести тела и действий подъемной силы, Т.И. Осокина предлагает выполнять упражнение «Поплавок»: «стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться». Для того чтобы понять, что вода держит ребенка, можно выполнять упражнение «Крокодил». При выполнении упражнения необходимо достичь правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха. Научив детей лежать на груди, необходимо перейти к обучению лежания на спине на неглубоком месте. Для этого ребенок, сидя на дне и незначительно опираясь на него локтями, пробует лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать. При этом ребенок не должен запрокидывать голову назад и не прижимать подбородок к груди (носик и животик вверх). Сначала необходимо помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения: педагог, стоя сзади, мягкими руками уверенно поддерживает голову ребенка и, говорит нужные слова, добивается цели. Когда ребенок научится лежать на мелководье, нужно переходить к выполнению этого упражнения на большой глубине .

Очень важно научить подопечных вставать из положения лежа на спине. Т.И. Осокина рекомендует выполнять это упражнение следующим образом, дети вытягивают руки вдоль туловища и энергично нажимают ими на воду вниз; ноги подтягивают к туловищу (ребенок как бы садится). Туловище принимает вертикальное положение, после этого ноги вытягиваются и встают на дно.

Чтобы ребенок ощутил скольжение в воде, необходимо использовать упражнения с буксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проплывать в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).

Огромное значение в обучении уделяется прыжкам, которые придают занятию эмоциональную окраску, дети преодолевают неуверенность, появляется решительность и смелость. На обучение прыжкам в воду влияют объективные возможности бассейна. Можно прыгать с лестницы, но рекомендуется прыгать с прикрепленной к лестнице съемной тумбы со ступенями, это гораздо безопаснее, высота которой соответствует уровню воды. Нельзя заставлять ребенка прыгать, ни в коем случае нельзя толкать ребенка, если он не хочет. Во избежание травм, инструктор во время прыжков должен стоять на тумбочке и видеть место куда будет прыгать подопечный, оно должно быть свободно. Начинать лучше с простых прыжков - ногами вниз. После освоения этих прыжков переходят к обучению прыжков головой вперед (прыжок поверхностный). Сначала дети «плюхаются» в воду, разводя руки и ноги в стороны, инструктор должен научить детей хорошо отталкиваться, прыгать как можно дальше .

И.А. Большакова (2005) разработала альтернативную программу обучения плаванию «Маленький дельфин». Ее программа рассчитана на время пребывания ребенка в детском саду с трех до семи лет, так же как и традиционная методика Т.И. Осокиной. Программа «Маленький дельфин» имеет свои особенности, для должного усвоения плавательных движений широко используются контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта.

В методике, предложенной Большаковой, занятия проводятся в форме круговой тренировки, где плавательные упражнения и элементы техники выполняются на мелководье, а совершенствуются на глубокой воде. .

И.А. Большакова, так и Т.И. Осокина основной задачей обучения плаванию считают научить детей держаться на воде, экономично распределять силы при движении по воде, создание условий способствующих почувствовать уверенность в воде на начальном этапе обучения.

Выделяются следующие типы уроков: учебный, учебно-игровой; игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный. Формы организации урока по плаванию - фронтальный, групповой и индивидуальный. При обучении плаванию детей дошкольного возраста, по мнению Васильева В.С. и Никитского Б.Н. (1973) ребенок должен учиться познавать окружающий мир, приобретать нужные для жизни знания и навыки. К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения. Их следует использовать не только для укрепления здоровья детей, формирования движений, двигательных навыков и физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной деятельности .

Авторы Васильев В.С. и Никитский Б.Н. (1973) рекомендуют инструкторам по плаванию использовать методы речевого воздействия (объяснительный рассказ и инструктирование), наглядно – демонстрационный метод, практический метод (расчлененно – конструктивный и целостный, кроме того методы частично регламентированные (игровой и соревновательный).

Кроме того, Васильев В.С. и Никитский Б.Н. (1973)говорят в своей программе, что при комплексном использовании различных методов и методических приемах в зависимости от задач урока, достигается наибольший результат в обучении плаванию.

При обучении плаванию по методике Васильева В.С. и Никитского Б.Н. воспитанники не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, усваивают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и увеличивают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости).

Далее мы рассмотрим методику индивидуализированного обучения, эффективность которой доказана в опыте, разработана и описана Т.А. Протченко и Ю.А. Семеновым. В их методике основным является обучение тем элементам техники, и тому способу плавания, который лучше всего получается.

Склонности и способности детей определяют при ознакомлении их с достаточным количеством разнообразных плавательных упражнений, применяемых при одновременном обучении элементам всех способов плавания. Чтобы найти то сочетание движений, которое получается лучше всего и с которого необходимо начать обучение, инструктор дает задание попробовать выполнить плавательное движение в различных вариантах. Такой прием значительно сокращает сроки обучения. Опираясь на этот избранный способ, дети комфортнее чувствуют себя в воде, быстрее осваивают навык плавания как "своим" способом, так и остальными.

Одновременно с этим неспортивным способом с первых же занятий детям предлагают элементы и других способов плавания. Их обучение начинается с движений рук. Каждому ребенку преподаватель указывает на те движения, которые у него лучше получаются .

Далее в своей исследовательской работе мы изложим конкретные методические особенности по организации и проведению учебных занятий по плаванию детей дошкольного возраста, которые совпадают практически у всех авторов программ.

Начнем с того что, обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях может проводиться круглогодично.

Современные технологии позволяют в настоящее время использовать не только стационарные бассейны открытого типа, но и надувные бассейны, бассейны, состоящие из разборных секций, что позволяет при минимальных затратах быстро и эффективно организовать занятия по плаванию. Тем более для дошкольников требуются небольшие объемы бассейна, и, соответственно, места для его расположения нужно немного. Главное условие - выполнение санитарных норм и норм безопасности .

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно - оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей.

Плавание в детском саду проводятся 1 раз в неделю для детей младшего возраста и 2 раза в неделю для детей среднего и старшего возраста. Те дошкольники, которые успешно занимаются и показывают отличные навыки, могут заниматься дополнительно ещё 2 раза в неделю.

Учебные группы для занятий плаванием комплектуются с учетом возраста и уровня физического развития детей. В каждой группе должно быть не более 6–10 человек.

Материально – техническое обеспечение для занятий плаванием состоит:

Большие и маленькие плавательные доски;

- «колобашки»;

Корзины с игрушками, мячами;

Горка для катания и отдыха;

Резиновые ласты.

Один из главных атрибутов это - резиновые ласты. Они развивают мышечную массу ног, увеличивают гибкость и подвижность стопы, что является неотъемлемой частью профилактики плоскостопия, помогают развитию чувства воды и скорости, они необходимы при обучении технике работы ног, обучению дыхательных упражнений, в полной координации всеми спортивными способами, кроме «брасса».

Дети четырех пяти лет занимаются без плавательных очков, а в старшей и подготовительной группе очки желательно иметь каждому ребёнку .

Воспитатели, проводящие занятие или помогающие инструктору, должны находится в воде. Во время урока необходимо присутствие врача или медсестры.

До проведения занятий плаванием допускаются только те воспитатели и инструктора, которые прошли специальную теоретическую и практическую подготовку. Инструктор по плаванию должен вести наблюдение за детьми, потому что дети своим поведением в воде сами подсказывают, какие упражнения необходимо учить. Если дети боятся брызг - учить опускать лицо в воду, боится упасть - учить вставать, боится захлебнуться - учить дышать, хочет поднять со дна игрушку - учить нырять и т.д.

Начальный период обучения (привыкание к воде) у воспитанников старшего дошкольного возраста значительно короче, но последовательность и постепенность выполнения плавательных движений для начального обучения сохраняется в работе с детьми всех возрастных групп.

На всех этапах обучения плаванию необходимо применять игровой метод обучения. Игра – часть занятия, она не является случайной. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает дошкольнику устранить чувство боязни воды, неуверенность. Основными задачами игры – является овладение и закрепление элементов техники плавания, закаливание организма. Разучивание игр происходит постепенно, от простых игр к сложным. При этом, ранее изученные игры, чередуются с новыми. Надо сказать, что каждое занятие для детей – это еще и большая радость. Использование подвижных игр позволяет сохранить радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые спокойные дети быстро привыкают к воде. Игровой метод приносит заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разные исходные положения. Нужно учитывать, что дети в этом возрасте, увлекшись игрой, плохо контролируют свои силы, возможности и поэтому могут играть и выполнять физические упражнения до полного изнеможения. Поэтому инструктор должен использовать интенсивные, эмоциональные упражнения и игры с более спокойными и менее утомительными занятиями.

По мнению Г.Б.Муратовой особое место в дошкольном возрасте занимает сюжетная игра, потому что именно она способствует развитию воображения ребенка, в сюжетно игре можно изображать сказочных героев, животных и.т.д. Кроме того в обучении плаванию должны использоваться образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений («раки», «черепашки», «крокодилы», «морской паровоз» и. т.д.). Эти образы помогают создать реальные представления о выполнении движения, облегчают овладение им. При этом обязательно используется игровой и наглядный материал .

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

При обучении плаванию, сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм влияет на достижения положительных результатов. Воспитатель доходчиво должен объяснять упражнения, чтобы дети достаточно хорошо поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание (оттолкнуться сильнее, чтобы проскользить подальше).

Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует осмыслению и осознанию значения упражнений. Это побуждает дошкольников выполнять движения как можно лучше, четче. .

Кроме того, после разбора занятий и оценке выполнения ими упражнений у занимающихся также повышается уровень сознательности и активности в выполнении заданий.

В качестве отправных установок, регламентирующих проведения занятий по плаванию сформированы принципы систематичности, последовательности, преемственности.

В занятиях упражнения должны постоянно меняться, от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе задачи обучения не будут решены. Инструктор - педагог должен иметь хорошие знания и понимать всю схему последовательного обучения, где учебные задачи находятся в порядке возрастающей сложности с учетом постепенного увеличения нагрузки и глубины воды.

Следует помнить, что доступность заданий для детей дошкольного возраста предполагает выполнение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил.

Преемственность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время несложного передвижения по дну к разучиванию различных плавательных движений, является главным из условий обучения детей.

При работе с воспитанниками детского сада обязателен индивидуальный подход в обучении, так как организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп и имеет различную физическую подготовленность. Главно, чтобы учитывались задачи определенного этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий .

При организации и проведении занятий по плаванию в детском дошкольном учреждении должны соблюдаться требования по технике безопасности:

Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения инструктора.

Не проводить занятия в бассейне раньше, чем через 40 минут после принятия пищи.

Одно из условий успеха в работе с маленькими детьми - это поддержание положительного отношения детей к плаванию на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли дошкольникам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению отлично плавать.

В процесс обучения должны обязательно вовлекаются родители, особенно нужна их помощь на первом этапе привыкания к водной среде. Воспитатели должны проводить консультации. На примере куклы, сидящей в игрушечной ванне, показываются приемы, которые дети должны приобрести дома, прежде чем они попадут в бассейн .

Резюме: плавание является уникальным средством физического воспитания, и оказывает прямое влияние на состояние его здоровья. Безопасность на воде маленьких детей основное назначение массового обучения плаванию.

В настоящее время в России имеется множество различных методик и подходов по обучению плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников – это методика В.С. Васильева, Т.И. Осокиной, Д.Ф. Мосунова, Н.Ж. Булгаковой, И.А. Большаковой и другие.

Обучению плаванию в детских дошкольных учреждениях начинается с четвертого года жизни ребенка. За основу берется программа Т.И. Осокиной.

1 – этап (третий – четвертый годы жизни ребенка) ознакомление со свойствами воды, плотностью, вязкостью, прозрачностью, которое необходимо получить в раннем и младшем дошкольном возрасте;

II этап - (четвертый – пятый годы жизни ребенка) приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, учить выдоху в воду, которые необходимо осуществлять в младшем и среднем, дошкольном возрасте;

III этап – (шестой - седьмой годы жизни ребенка) дети должны уметь проплыть 10-15 метров способом «кроль на груди» на мелкой воде;

С детьми четырех пяти лет используется следующий спортивный инвентарь: обручи, мячи, резиновые и тонущие игрушки, большие и маленькие плавательные доски – «лодочки», а также нестандартный материал – камешки.

При организации и проведении занятий по плаванию должны соблюдаться требования по технике безопасности:

Допускать детей к занятиям по плаванию только с разрешения врача;

Обязательно организовать перекличку детей до входа в бассейн и после выхода из него;

Во время выполнения физических упражнений в воде, внимательно наблюдать за детьми, видеть каждого воспитанника;

Не допускать случаи толкания детей и погружать с головой в воду, нырять навстречу друг другу, хватать за руки и за ноги, кричать о помощи, когда она не требуется;

При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) увести детей из бассейна и дать им согреться.


Заключение

Анализ научно-методической литературы по дошкольному образованию позволяет нам сделать вывод о том, что в настоящее время для дошкольного образования установлены новые федеральные государственные образовательные стандарты. Цель физического воспитания детей дошкольного возраста это - воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка, а также создание комфортной развивающей образовательной среды,оптимизация оздоровительной деятельности.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для решения задач физического воспитания в ДОУ используются различные средства: физические упражнения, гигиенические факторы, естественные факторы внешней среды и др.

В дошкольных учреждениях проводятся занятия по здоровье сберегающим технологиям. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных формах деятельности. К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья.

Плавание является уникальным средством физического воспитания, и оказывает прямое влияние на состояние его здоровья. Безопасность на воде маленьких детей основное назначение массового обучения плаванию.

В настоящее время в России имеется множество различных методик и подходов по обучению плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников – это методики В.С. Васильева, Т.И. Осокиной, Д.Ф. Мосунова, Н.Ж. Булгаковой, И.А. Большаковой и другие.

Обучению плаванию в детских дошкольных учреждениях начинается с четвертого года жизни ребенка. В основном за основу берется программа Т.И. Осокиной.

В методике обучения плаванию детей дошкольного возраста принято выделять 4 этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:

1 – этап (третий – четвертый годы жизни ребенка) ознакомление со свойствами воды, плотностью, вязкостью, прозрачностью, которое необходимо получить в раннем и младшем дошкольном возрасте;

II этап - (четвертый – пятый годы жизни ребенка) приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, учить выдоху в воду, которые необходимо осуществлять в младшем и среднем, дошкольном возрасте;

III этап – (шестой - седьмой годы жизни ребенка) дети должны уметь проплыть 10-15 метров способом «кроль на груди» на мелкой воде;

IV этап – (старший дошкольный и младший школьный возраст) происходит усвоение и совершенствование техники способов плавания на глубокой воде, несложных поворотов, разучивание движений ног, движений рук, изучение способа плавания в целом.

На всех этапах обучения плаванию необходимо применять игровой метод. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает дошкольнику устранить чувство боязни воды, неуверенности. Использование подвижных игр позволяет сохранить радость на протяжении всего занятия. Игровой метод приносит заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разные исходные положения. Особое место в дошкольном возрасте занимает сюжетная игра, потому что именно она способствует развитию воображения ребенка, в сюжетно игре можно изображать сказочных героев, животных и.т.д. Кроме того в обучении плаванию должны использоваться образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений («раки», «черепашки», «крокодилы», «морской паровоз» и. т.д.). Эти образы помогают создать реальные представления о выполнении движения, облегчают овладение им.

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, постепенности и последовательности, систематичности, наглядности и доступности.

Большакова И.А.(2005), Васильев В.С. и Никитский Б.Н. (1973) и др. разработали альтернативные программы обучения плаванию, которые успешно используются в практике детских садов.

Организация обучения дошкольников плаванию осуществляется в комплексе физкультурно - оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом двигательной активности и отдыха детей.

Учебные группы для занятий плаванием набираются с учетом возраста и уровня физического развития детей, не более 6–10 человек.

Материально – техническое обеспечение для занятий плаванием состоит: большие и маленькие плавательные доски, «колобашки», обручи, корзины с игрушками, мячами, горка для катания и отдыха, резиновые ласты.

С детьми четырех пяти лет используется следующий спортивный инвентарь: обручи, мячи, резиновые и тонущие игрушки, большие и маленькие плавательные доски – «лодочки», а также нестандартный материал – камешки.

Дети четырех пяти лет занимаются без плавательных очков, а в старшей и подготовительной группе очки желательно иметь каждому ребёнку. Воспитатели, проводящие занятие или помогающие инструктору, должны находится в воде. Во время урока необходимо присутствие врача или медсестры.

При организации и проведении занятий по плаванию есть свои особенности:

Допускать детей к занятиям по плаванию только с разрешения врача;

Обязательно организовать перекличку детей до входа в бассейн и после выхода из него;

Во время выполнения физических упражнений в воде, внимательно наблюдать за детьми, видеть каждого воспитанника;

Не допускать случаи толкания детей и погружать с головой в воду, нырять навстречу друг другу, хватать за руки и за ноги, кричать о помощи, когда она не требуется;

При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) увести детей из бассейна и дать им согреться.

Инструктор по плаванию должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли дошкольникам удовольствие и радость.


Список использованной литературы

1. Акулина, Н. Интеграция на занятиях по плаванию [Текст] / Н. Акулина // Дошкольное воспитание. - 2014. -№ 2. - С. 66-69

2. Бабенкова, Е.А. Оздоровительная технология для детей в образовательных учреждениях [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Бабенкова. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 80 с.

3. Божко, Н. Л. Праздник в бассейне для детей и родителей (в подготовительной к школе группе) [Текст] / Н. Л. Божко // Инструктор п о физкультуре: науч.-практ. журн. - 2014. -№ 7. - С. 64-67.

4. Большакова, И.А. Маленький дельфин: Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов ДОУ /И.А. Большакова. – Изд. АРКТИ, 2005. – 24 с.

5. Булгакова, Н.Ж. Плавание [Текст] / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 160 с.

6. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Бычкова С.С. – М.: АРКТИ, 2001. - 64 с.

7. Васильев, В.С. Обучение детей плаванию [Текст] /В.С. Васильев. М.: Физкультура и спорт, 1989. С. 65-67

8. Вахрушев, А.А. Модель организации образовательной деятельности "Мы сами" как способ реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / А. А. Вахрушев [и др.] // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 5. - С. 72-75

9. Викулов, А.Д. Плавание [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. - М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. - С. 67

10. Жигаленкова, Л. В. Организация занятий на глубокой воде со старшими дошкольниками [Текст] / Л.В. Жигаленкова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2012. -№ 1. - С. 24-27

11. Залетова, Н. Н. Решение типичных проблем при начальном обучении плаванию [Текст] / Н.Н. Залетова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2012. -№ 2. - С. 49-55

12. Иоакидими, Ю. А. Значение и организация занятий плаванием в дошкольном учреждении [Текст] / Ю. А. Иоакидими, Д. А. Гринева // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2013. -№ 3. - С. 10-14

13. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие /А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М., 1985.- С. 34-41

14. Клецко, С. Обучение дошкольников плаванию в условиях глубокого бассейна [Текст] / С. Клецко // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 31-36

15. Козляковская, Н. Плавание - залог здоровья [Текст] / Н. Козляковская // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 4-5

16. Курцева, З. И. Социально-коммуникативное развитие личности ребенка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] / З.И. Курцева // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 3. - С. 11-16.

17. Лакеева, Т. Учимся плавать, играя! [Текст]: игры для детей от 3 до 6 лет / Т. Лакеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 106-109

18. Муратова, Г. Б. Плавание в ДОУ. Перспективный план обучения плаванию детей младшей группы [Текст] / Г. Б. Муратова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 8. - С. 35-39

19. Мухортова, Е. Лодочка, плыви!" [Текст]: обучение плаванию детей раннего возраста в малогабаритном бассейне / Е. Мухортова // Здоровье дошкольника. - 2013. - № 1. - С. 18-28

20. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта [Текст]: учебник / В.Г. Никитушкин. – М.: Советский Спорт, 2013. – 280 с.

21. Новикова, М. В. Плавать раньше, чем ходить [Текст] / М. В. Новикова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2014. -№ 3. - С. 32-39

22. Нечунаев, И.П. Плавание [Текст] / И.П. Нечунаев. – М.: Издательство: Эксмо, 2012.- С. 272 – 274

23. Орлова, М. В. Учимся плавать в детском саду [Текст] / М. В. Орлова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2012. - № 8. - С. 50-61. –

24. Осокина, Т.И. Учите детей плавать [Текст] /Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985. С. - 34

25. 2. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей [Текст] /Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Е.А. Богина. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

26. Павлова, Е. Обучение плаванию в детском саду. Путешествие Лягушонка Кваки [Текст] / Е. Павлова // Здоровье дошкольника. - 2013. - № 3. - С. 21-23


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20