Йога: польза для здоровья, виды, как она работает. История йоги и ее виды Где зародилась йога

Йога — это практическая древняя система самопознания. В Индии (примерно 2500-1800 гг. до н.э.) находят первые изображения йогов. Примерно 500-100 г. до н.э. были записаны Веды (Гимны "знания"), из которых сформировались основные направления — Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. В этих разделах заключались знания о мироустройстве, науке, искусствах, медицине, семье и многие другие аспекты знаний. В дальнейшем были написаны шастры, непосредственно практически поясняющее тексты по Йоге.

Для понимания и расшифровки этих знаний необходимы ключи традиции и личный опыт практики, также знание праведического языка. Как вы понимаете, это не вполне выполнимая задача для начинающего. Но с течением времени появлялись и более поздние авторитетные более понятные тексты.

Основные более поздние тесты по Йоге — "Йога сутра Патанджали", "Хатха йога Прадипика", "Шивасамхита" и "Гхерандасамхита", которые появились в 11-17 вв. н.э.

Йога опирается в космологию, согласно которой, каждый поступок, каждое действие (карма) помимо своего естественного значения имеет ещё один смысл, который не зависимо от пространства и времени, но, только исходя из взаимосвязи обстоятельств, может естественным образом вызывать новые обстоятельства и оказывать на них влияние.

Поэтому в йоге необходимо правильное понимание причинно-следственных связей и правильный образ жизни. Из этих рекомендации стояться основные методы Йоги, в том числе и Хатха, Пранаяма, Мантра Йоги и другие.

В основе йогических практик должно лежать гармоничное развитие физического тела, ментально-эмоционального уровня (тонкое тело), логического и интеллектуального ума. Это позволяет избавиться не только от физических и психических расстройств, но и так открывает неограниченный внутренний источник энергии и саморазвития, духовного самосовершенствования.

Перейдём непосредственно к практике.

Зачем заниматься Йогой, или что даёт Йога?

Йога ничего не даёт и не привносит. Йога помогает вам раскрыть, то, что и так в вас есть! С другой стороны, если в себя не особо верится, приходит осознание могущественности своего Я.

В Йоге считается, что наше естественное состояние — это гармония, здоровье, вдохновение.

Используя методы и упражнения йоги, мы раскрываем в себе это состояние, то что и так в нас заложено.

Почему мы всегда не ощущаем этого?

Мы проявляемся через наше физическое тело, мысли, эмоции, а тело часто болеет, мысли негативные, эмоции тоже. Почему? Потому что есть негативная карма, то есть в прошлом мы неправильно использовали свою свободу и в будущем её сократили.

Используя упражнения Йоги, мы получаем приток жизненных сил, энергии, Праны, избавляемся от негативной последствий. Так как Прана — это ресурс для сотворения того, чего вы хотите или искоренение нежелательного в вашей жизни, как им распорядиться, решаете вы.

Как она проявляется? Ощущение силы, творчества, желания делать, отличное настроение, самочувствие, сознание себя и своих возможностей, понимание, что настоящее сокровище — это и есть вы, ваша суть, а упражнения Йоги — это инструмент, последовательно приближающий вас к этому.

Теперь мы рассмотрим основные методы Йоги.

Существует 2 основных метода: метод Энергии и метод Сознания, эти методы нужны лишь для того, чтобы прийти к пониманию гармонии, умению находить свой ритм. Объединения того, где и когда надо себя заставить, и где, и когда можно себе позволить. Они универсальны, их применение распространяется на любую сферу жизни, на любую деятельность.

М. Энергии подразумевает, что мы набираем время, делаем без усилия, позволяем себе, находим наиболее приятный вариант выполнения.

М. Сознания — мы занимаем активную позицию, видим себя уже совершенным в позе, прикладываем усилия, берём ситуацию в свои руки.

Существует 3 метод, он скорее поясняет использование первых двух.

M . Масштабируемости . Какое упражнение вы бы не выполняли, делайте его в таком объёме, за такое количество подходов, которое вам гармонично.

Какой метод вы бы не использовали, вы должны испытывать радость. Насилие, дискомфорт не допустим в Йоге!

Сочетание этих 3 методов приводит к пониманию, умению находить гармонию или собственный ритм.

Как всё начинается?

Первые шаги в Йоге — это огромное количество вопросов и желание всё выверить и сделать правильно! Трудно поверить, что инструктор, преподаватель — это всего лишь указатель, куда идти, а не форма, которую нужно копировать. Тратиться огромное количество времени на то, чтобы выработать у себя независимость от внешних условий и самостоятельность в практике. Для того чтобы это происходило быстрее, нужно понять отличие Йоги от других физических культур.

В чём разница?

Разница между Йогой и физическими культурами.

  1. Всё начинается с себя.

Задача не копировать других людей, преподавателя, не достигать любой ценой наибольшего числа подходов или времени выполнения. Задача найти гармонию в самом себе, собственный ритм выполнения.

  1. Количество видов Йог огромно. Они не ограниченны только работой с физическим телом или дыханием.
  2. Методы Йоги универсальны, они применимы к любой сфере деятельности.

Таким образом, Йога — это универсальный метод, воплощённый во множестве упражнений, направленных на различные цели. Главное в практике — научиться работать со своими ощущениями и заниматься регулярно, тогда результат не заставит себя ждать.

Гармонии вам во всём!

История йоги - это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, - не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры - Веды.

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000-1800 л. до н.э.)

Родина йоги - долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV-III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды - сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога - это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ - первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов - Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла - это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500-500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII-III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 - 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли -с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья - это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата - это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, - «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 - 500 л. н.э).

Классическая йога - одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр - афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 - 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV-XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.


Лично я, как и многие советские люди, слышал о йоге чуть ли не с раннего детства. В Советском Союзе отношение к йогам было самое тёплое. Мы все знали, что йога - это, якобы, народная индийская гимнастика, которой, как говорили, 4000 лет. А упражнения в этой физкультуре такие странные от того, что в индийском климате бегать и прыгать жарко, а можно только стоять на голове.

Мы были уверены, что система упражнений йоги нужна для "здоровья" и "хорошей физической формы". Некоторые из нас видели советский медиапродукт - фильм "Индийские йоги. Кто они?". Там показывали, что йоги отдыхают на гвоздях, едят стекло и совершают другие немыслимые вещи. Помню, что когда мне впервые попала в руки книга о йоге Патанджала-Даршана "Йога-Сутры", то я был очень удивлён, так как оказалось, что йога - это совершенно, абсолютно другое, нечто совсем не соответствующее распространённому представлению о ней.

А в настоящее время создаётся впечатление, что йога - это не просто хорошо и полезно, но ещё и "круто". Звёзды и киногерои "практикуют" йогу. К словам "здоровье" и "физическая форма", которые, как кажется, она с собой несёт, в нашем сознании добавляются слова "гармония" и "совершенство". Абсолютное большинство из нас, так или иначе, с йогой сталкивались. Если не напрямую лично, то наверняка знаем тех, кто ею занимается. И уж точно нас хоть раз приглашали самим попробовать. Поэтому закономерно возникает вопрос: что же это такое и как нам к этому относиться?

Так это полезно или нет

Когда мы говорим о долгожителях, то, конечно, вспоминаем Кавказ или Японию. Как-то не слышно о том, что есть кто-то в Индии, чья продолжительность жизни больше, чем у других. Там, в Индии, в 1980-ых годах, единственный раз за всю её историю, была проведена всеобщая диспансеризация. Если бы выяснилось, что йоги здоровее всех остальных индийцев, то это была бы самая настоящая мировая сенсация. Но, вместо этого, выяснилось, что йоги, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и болеют не меньше других. Но, как показало обследование, у них встречаются специфические болезни. Например, катаракта глаз, потому что им приходится постоянно концентрировать взгляд на солнце, вывихи суставов, артриты и артрозы из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные йоги глотают один конец длинного жгута, и когда тот выходит из анального отверстия, начинают его туда-сюда двигать, думая, что этим они "очищают" кишечник. Такая "практика" приводит к гастритам, колитам и проктитам. Такие вот дела…

Что такое йога?

Что мы понимаем под этим словом? Чаще всего, речь идёт о том, что йога - это комплекс упражнений, в том числе дыхательных, которые помогают человеку стать здоровым, сильным и достичь гармонии. Но это - не совсем правда! Физические упражнения являются в йоге только средством или инструментом в духовных практиках. Согласно принципу, который у йогов называется "законом сопряжения" и принимается ими почему-то на веру, считается, что воздействуя на тело путём принятия различных поз, йог "получает эффект на тонком теле", то есть воздействует на душу и дух. Это и является главным в йоге. Говоря другими словами, йога - это не просто оздоровительная система, не философия и не наука. Это - религия.

***

Читайте же по теме:

  • Индия - страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий - подборка публикаций
  • Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
  • - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
  • Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
  • Йога и Православие - фильм Сергея Андрюшкина
  • Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
  • Штурм неба или релаксация? Почему у современных горожан так популярна йога? - Дмитрий Петровский
  • Тантра-йога: по ту сторону добра и зла - Регина Крауклис
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
  • Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
  • Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
  • Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади

***

Откуда появилась йога?

Конечно, проще всего сказать, что на протяжении веков мудрецы и подвижники, путём проб и ошибок, создали эту систему. Но если это так, то кто они? Кто придумал "асаны", "мудры" и все эти методики? Известно имя хоть одного из этих людей? Нет… Вместо этого, знаменитые авторы самых древних йогических книг называют другое имя. Шива. Кто это? Оказывается, Шива - одно из индийских божеств, наряду с Брахмой, Вишну, Шакти и другими. Имеет жену Парвати, дочь Манаси и сыновей - бога войны Сканду и бога учёности Ганешу. На лбу у него изображается третий глаз и рисунок, нанесённый священным пеплом, который получают из навоза коров или сожжённых трупов. Свита его состоит духов и демонов, которые сопровождают его по своей собственной воле. Интересен следующий факт, на мой взгляд, напрямую связанный с темой возникновения йоги. По поверьям, Шива курил марихуану. Поэтому в индуизме некоторые считают это занятие приближением к Шиве, его благословением. И в настоящее время праздник "великой ночи Шивы" встречают курением той самой травы.

Может быть, атеист и скажет, что всё это - лишь народный эпос. Но для христианина вся эта информация имеет принципиальное значение. Приходится признать, что возникновение йоги объясняется не физическими, а духовными причинами. Основатели её - сверхъестественные личности, о которых в Библии написано по-русски: "все боги народов - идолы", а по-славянски: "вси бози язык - бесове" (Псалом 95:5) Все эти личности - падшие ангелы, завидующие человеку, так как человек, в отличие от них, может обрести вечную жизнь. Их желание - погубить как можно больше человеческих душ.

Какова цель йоги?

Может ли быть, чтобы, несмотря на явно демоническое происхождение, йога была хотя бы "нейтральной" духовно? Существует текст, называющийся "Повествование о Хатха-Йоге", который йоги называют "древний трактат" и "редкий манускрипт". Он объясняет цель йоги так. Вроде бы, каждый человек до своего рождения прожил миллионы жизней в телах животных. И вот, живя в теле того или иного животного, душа, якобы, выполняет либо не выполняет заповеди жизни этого животного. И всё, что не выполнила душа в теле животного, как будто бы, передаётся в тело человека, как загрязнения или семена болезней. Это называется словом "карма". Йога сжигает карму. Этим, а совсем не физическими упражнениями, объясняется ожидаемый оздоровительный эффект. Практика йоги имеет восемь ступеней. Первые четыре называют хатха-йогой. Это: самоограничение, посвящение себя духовным практикам, объединение ума и тела (вот для этого и используют различные позы) и контролирование дыхания. Это низшие ступени. Они считаются бессмысленными без высших четырёх, называющихся раджа-йогой. В них входят: отвлечение чувств, сосредоточенность ума, медитация, и, наконец, "осознание своей истинной природы". Как видим, физические и дыхательные упражнения в этом ряду не просто второстепенны, но вообще выглядят незначительными. И вот главное! Цель всего этого - исчезновение идеи собственной индивидуальности и слияние сознания с "космическим абсолютом".

Как всё это можно прокомментировать? Идея о переселении души явно противоречит Священному Писанию, в котором сказано: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27). Человек (и только человек) сотворён Богом по Его образу и подобию. Нельзя унижать образ Божий верой в то, что душа человека может переселиться в животное и обратно. Да и как можно согласиться с идеей "сжигания кармы"?! Мы знаем, что существуют в мире грехи. Прощение грехов человек получает в покаянии. За наши грехи на Кресте пострадал и умер Спаситель Господь Иисус Христос. Именно Его Смерть и делает возможным очищение от греха. Если бы было возможно отработать "карму" путём перерождений или каких-то практик, то не нужно было бы для спасения мира воплощаться и умирать на Кресте Сыну Божьему. Поэтому, верящий в "карму" и перерождение - не верит во Христа, а верящий во Христа не может верить в "карму" и перерождение. Далее. Личность каждого человека драгоценна в глазах Божиих. И смысл духовной жизни - не "слияние" или "растворение", а возвращение к Богу и вечное общение с Ним.

Почему инструкторы на этом не настаивают?

Йога является сложной и серьёзной духовной системой. На мой взгляд, довольно зловещей системой. Почему же чаще всего приходиться слышать только об упражнениях, оздоровлении, равновесии, присутствующих в йоге. Есть люди, которые уверены, что нет ничего неуместного в том, чтобы христианин поправил свой позвоночник или разработал суставы в зале йоги. Зачем, мол, вникать в эту мистику, просто позанимайся - и будь здоров! Не хочешь, говорят, быть язычником, так и не будь. Верь, говорят, во что хочешь, только будь добрым и хорошим, как и учит йога, и можешь заниматься. Даже есть, говорят, можно всё, а не только варёные растения и коровье молоко. Я долго не мог понять, почему делается вид, будто самое основное в йоге - её духовная сторона, не так уж и важна. Потом выяснилось, что в йоге есть два принципа. Это принцип совершенства и принцип энергии. Принцип совершенства состоит в том, что любое упражнение, как бы оно ни было сделано, самим фактом его выполнения, становится сделанным совершенно.

Принцип энергии формулируется йогами так: "подобно тому, как шарик в воронке всегда скатывается в горлышко, если он брошен в неё, подобно этому, когда мы приблизительно делаем то или иное упражнение в йоге, мы возбуждаем энергию, а энергия действует на тело таким образом, что изгибает (трансформирует) тело нужным для йоги образом". Таким образом, нельзя просто "попробовать" йогу. Нельзя быть наполовину йогом. Шива знал, чему учил. Стоит только сделать одно движение, и начинается путь к смерти (то есть к освобождению от) индивидуальности и к растворению сознания в космосе. Компромисса нет. Или ты йог, или не йог.

Не знаю кого как, но меня эта информация разочаровывает. Как было бы хорошо, если бы йога оказалась мудрой наукой о гармонии! Учением о равновесии души и здоровье тела! Но при всём уважении к мнению других, я берусь утверждать, что йога - языческая оккультная религия. Польза от неё для её последователей очень и очень сомнительна, а вред очевиден. Это - риск погубить душу, изменив Христу.

Во времена мучеников, в первые века христианства, избежать смерти за веру было, в принципе, не трудно. Например, при императоре Траяне, в начале II века, если человека обвиняли в христианстве, и обвинение было доказано, то в суде любой мог получить прощение. Для этого нужно было просто совершить возлияние или курение перед изображением императора. Как мы понимаем, после этого можно было быть свободным и верить во что угодно. Но тысячи и тысячи христиан шли на смерть по тому, что знали, что это простое действие, жертвоприношение идолу, означает отречение от Христа. Они не хотели иметь ничего общего с ложными богами, которые есть бесы. Так как компромисса нет. Или со Христом, или нет.

Подготовил:

Виталий Юренко , протоиерей

руководитель Миссионерского отдела Бердянской епархии

Русской Православной Церкви

Практический каждый человек что-нибудь слышал о йоге. Действительно, сегодня она стала очень популярна во многих странах, с успехом распространилась по всему миру. Люди на своем опыте ощутили благотворное влияние йоги на свой организм. Но, к сожалению, мало кто до сих пор знает и понимает истинную суть йоги. В этой статье я хочу восполнить этот пробел и рассказать вам, что же такое йога на самом деле, зачем она вообще нужна современному человеку.

Дело в том, что в современном обществе йога начинает обретать новые грани, изменяться до неузнаваемости, терять истинную суть, которая присутствовала в древности.

Эта тенденция прослеживается даже в самой родине йоги - Индии. Даже там сегодня можно встретить множество школ, которые с настоящей йогой не имеют ничего общего. А что тогда говорить о других странах.

Итак, йога, загадочная и непостижимая, что же это такое и для чего она нам нужна.

Давайте разберемся в этом вопросе и раскроем истинную правду.

Современная йога

Сначала я хочу вам рассказать, во что сегодня превратилась йога, а также, почему это произошло.

Если вы увидите в своем городе объявление о курсах йоги, начнете туда ходить, то чему вас там научат?

Скорее всего, вам покажут так называемые асаны, расскажут, что занятие йогой это их выполнение. Что нужно в асанах тянуться, развивать гибкость. В более продвинутых школах могут даже показать дыхательные упражнения - пранаяму, очистительные процедуры. Расскажут что это полезно для здоровья, что после усвоения их, вы можете называть себя йогом.

Это самое популярное сегодня искажение йоги, даже смело, можно сказать - вырождение.

Она просто превратилась в физкультурную практику. Отличие от обычной физкультуры лишь в том, что практикующий старается принять сложные позы - асаны, задерживается в них, делает растяжку. А так это банальная физкультурная гимнастика.

Во-первых, эти школы взяли лишь небольшую часть йоги, так называемую хатху-йогу. А во-вторых, даже вырвав небольшой кусочек из стройной системы, все равно неправильно его трактуют, понимают и преподают.


Существуют также множество других направлений современной и неправильной йоги. Некоторые искренне стараются приблизиться к истинной сути, другие просто уродливо искажают смысл настоящей йоги, третьи использую громкие названия для своего обогащения.

Вот какие сегодня можно встретить приставки к слову йога: пауэр, трай, ишвара, акро, флай, голая, пилатес, парная, классическая и т.д. Фантазии человека нет предела. Либо добавляют к названию свою фамилию, название школы. Либо маскируются под исконно древние, индийские названия: тантра, кундалини, аштанга и др.

Да, конечно, существуют школы, которые учат по-настоящему. Но таких школ очень мало. Человеку сложно разобраться во всем этом разнообразии. Да ему просто некогда этим заниматься. В стремлении избавиться от какой-либо болезни или психологической проблемы, он находит информацию о благотворном влиянии йоги, в отчаянии записывается в первую, попавшуюся на глаза школу, а затем в надежде ждет избавление от своих проблем.

То есть занимаемся мы йогой только в том случае, если мы останавливаем этот внутренний диалог и не важно, что вы делаете и какую разновидность йоги применяете. Выполняете ли вы асану, дышите пранаяму или что-нибудь еще. Выше я говорил, что йогой занимается тот, кто идет по духовному пути.

Именно так. Потому что остановка внутреннего диалога это и есть загадочный универсальный механизм или алгоритм раскрытия в себе духа, души, а значит следование духовному пути. Почему так?

Обратимся опять же к Патанджали.

Он пишет, что при прекращении неконтролируемых состояний сознания "Зрящий в своей сущности остается".

"Зрящий"- есть наша истинная суть, душа, которая соединяется с духом, Богом, Вселенной, всей природой. Йоги утверждают, что внутри нас она имеется у всех, просто мы не замечаем ее из-за постоянно включенного умственного шума, то есть скрыта под покровом эго.

Они оказались правы.

Дело в том, что наше сознание состоит из двух основных частей: психики или еще говорят , ума, которая всегда на поверхности и истинного осознания. Именно последнее настоящее осознание или еще говорят душа, настоящее Я скрыто глубоко внутри, но именно оно и есть главное сознание, которое определяет все, что происходит с человеком.

Это корни его характера, глубинные и непонятные уму душевные порывы, внутренние устремления. Человек, который смог добраться до глубин своего сознания, то есть раскрыв свою душу, способен на невероятное. Именно там обитает Любовь, возвышенные чувства, способность все понимать без слов, интуиция, паранормальные способности, тяга на подвиги, где нами движет то, что сильнее смерти.

Именно истинное осознание, душа соединяется с духом. Открытие в себе души это и есть путь к духу, духовное развитие. А как прийти к духу. Да, очень просто, ведь Патанджали это написал всего в двух предложениях. Остановите неконтролируемый умственный шум, тогда "Зрящий" выйдет на поверхность.

Шум ума или внутренний диалог это и есть работа нашей психики, а когда она умолкает, мы приходим к настоящему осознанию, а значит духовно развиваемся. Лишь прекратив работу низшего сознания, высшее сознание выходит на поверхность.

А заниматься йогой это значит останавливать свой внутренний диалог, стремиться раскрыть свою душу, прийти к духу. Для этого применяются множество способов. Все направления, ответвления йоги стремятся к этой цели, только тогда это настоящая йога.


А лучшее средство обретения тишины ума, остановки внутреннего диалога, которую придумали йоги это конечно . Именно она должна занимать основное время занятий. Только тогда вы сможете прийти к духу, а значит сказать себе, что теперь вы занимаетесь йогой, а ни чем-то другим.

В одних из самых древних раскопках Индии нашли изображение человека-божества, который просто сидит и медитирует. Он не исполняет сложные асаны, не тянется, не развивает гибкость, он просто сидит, стремясь остановить свой ум. Так он постигает Высшее.

Йога разделяется на ступени и направления. Все они служат основной цели, то есть помогают прийти к духу. Давайте их рассмотрим. Но также вы узнаете как отличить настоящую ступень или направление от ее пародии или неправильного понимания, для того чтобы не попасть в какую-нибудь школу, где вместо йоги преподают неизвестно что.

Виды йоги

Хатха-йога

Пожалуй, это самая известная и популярная разновидность йоги, но и самая чудовищная сегодня с точки зрения искажения древнего учения.

Из-за этого неправильного трактования древних знаний, большинство людей думают, что заниматься йогой значит закручивать себя в какие-то сложные позы под названием асаны.

Многие школы преподают хатху в виде комплекса асан, якобы для обретения идеального здоровья.

Нужно понимать: во-первых, чудесные эффекты исцеления тела и психики возникают именно от того универсального механизма раскрытия духа, о котором упоминалось выше, то есть от остановки внутреннего диалога, а не от того, что вы принимаете какие-то позы. Для понимания этого факта я предлагаю вам почитать с , а также об этом упоминается и в других статьях этого блога.

А во-вторых, хатха это вспомогательный метод обретения духа, одна из ступеней целостной системы. А значит, для достижения главной цели йоги должна занимать по времени лишь небольшой процент от общего времени занятий. А основное время должно тратиться на главный метод-медитацию. Именно в ней получается качественно прийти к тишине ума, а значит двигаться к главной цели йоги.


А тогда вообще зачем нужно выполнять асаны в йоге. Все просто.

Выполнение комплекса асан помогают практикующему двигаться по духовному пути. Чтобы тело не мешало йогу постигать Высшее, оно должно быть идеально здоровым. Медитация сама по себе дает идеальное здоровье.

Но, во-первых, с помощью асан это достигается намного быстрее, а во-вторых, для избавления от некоторых заболеваний нужно именно работать с телом: делать массаж внутренних органов, воздействовать на позвоночник, менять положение тела относительно гравитации земли, растягивать мышцы.

В-третьих, для многих людей, а также при больших объемах практики медитации может возникнуть сильная расслабленность или низкое давление. Это можно компенсировать либо обычной физической нагрузкой, либо грамотно подобранным комплексом асан.

Но выполняя асаны неправильно, можно вместо здоровья наоборот нанести себе большой вред.

Правильно выполняете упражнения хатха-йоги вы только в том случае если:

  • выполняете их не через боль;
  • не просто делаете упражнения, а именно работаете с сознанием (отвлекаетесь от внешнего мира, переводите внимание на тело, деконцентрируетесь);
  • даже здесь применяете универсальный механизм пути к духу, то есть стараетесь остановить внутренний диалог, приходите к тишине ума.

Помните, что сказал Патанджали: йога есть остановка ума.

Значит, если вы просто гнетесь в сложные позы ради растяжки, поддержания физической формы или неизвестно ради еще чего-нибудь, вы занимаетесь не йогой, а обычной физкультурой, акробатикой или еще чем-нибудь.

Только сочетание остановки психики и выполнение асан делает чудеса. Можно сказать, что вы должны в асанах медитировать.

Теперь вы можете понять, придя в какую-нибудь школу хатха-йоги, правильно ли вам преподают.

Если вас заставляют просто выполнять асаны, якобы для увеличения здоровья, то это не йога. Без остановки ума эффект приобретения здоровья будет мизерным, либо вы просто потратите время или даже нанесете себе вред.

Некоторые школы, например всем известная школа Виктора Бойко учат в асанах расслабляться. это, по сути, и есть приобретение тишины ума, а значит это правильное выполнение асан. Многие чудесные исцеления в этой школе возникают от того, что расслабляясь в асанах, люди отключают внутренний диалог.

Но помните, все это школы именно хатхи, одной из разновидности целостной системы. Если вы хотите по-настоящему заниматься йогой, медитация должна занимать основной объем практики.

А хатха лишь помогает вам идти по духовному пути. Конечно, можно заниматься одной хатхой-йогой, но это будет не полноценная йога, а многие эффекты вы просто не получите. Тогда зачем на нее тратить много времени, как это делают во многих школах. В современном обществе у нас и так мало времени, много дел и обязанностей. Лучше займитесь медитацией, она принесет вам намного больше пользы. А асаны пусть идут как небольшая разминка, вступление, подготовка к медитации.

Тантра-йога


У многих при произношении слова тантра, возникает ассоциация с сексуальными практиками. Это также большое искажение, неправильное понимание древнего учения. Да, действительно в некоторых практиках тантры используется секс, но он используется опять же для достижения основной цели - постижения духа, раскрытии души. А сама тантра большая и многогранная. Тантра это не только сексуальные практики, поэтому неправильно ставить знак тождества между этими понятиями. Это учение содержит очень много методов следования духовному пути, например метод подъема энергии кундалини.

Кундалини-йога

Также сегодня очень популярное ответвление древнего учения.

Кундалини-йога это работа с тонкой энергетикой в теле, с чакрами и энергетическими каналами.

При правильной медитации или при правильном выполнении асан, то есть во время тишины ума, практикующий рано или поздно начинает ощущать внутри себя проявления внутренней тонкой энергии тела или еще говорят биоэнергии.


Если ее управлять, можно достичь многого, в том числе быстрее достичь духа. Также можно сказать, что любой духовный искатель сталкивается с тем, что начинает ощущать внутреннюю энергию, понимать, что есть соблазн ею управлять. Но это тонкая игра, которая требует высоких навыков.

Многие техники кундалини-йоги могут быть просто опасны без хорошего наставника, а таких сейчас очень мало.

Поэтому я бы не советовал вам самостоятельно играться с кундалини без хорошего учителя.

Раджа-йога

Раджа или еще говорят "царская йога" это и есть высшая йога сознания, когда мы занимаемся основной практикой - медитацией. В нее входят как обычная, но , так и разнообразные, легкие, а также сложные психотехники: концентрация, деконцентрация и другие. К сожалению, мало кто преподает настоящую медитацию, хорошего учителя сложно найти.

Людям ничего не остается, как искать информацию в интернете. Но в интернете очень много мусора, чтобы докопаться до сути, приходится разбираться, тратить время. Читателям этого блога можно сказать повезло. Вы можете скачать мою и правильно ее практиковать.

Существуют еще другие направления йоги, но перечисленные это самые популярные из древних. Про новомодные названия, от которых толку мало и говорить не хочется.

Ступени йоги

Давайте теперь разберемся, какие есть ступени йоги. Но нужно понимать, что их так называют лишь условно. Такое название на самом деле сбивает с толку, также приводит к неправильному пониманию.

Например, существует мнение, что прежде чем приступить к раджа, якобы высшей ступени йоги, нужно несколько лет готовить тело и практиковать хатха-йогу. Это неверно. Так можно всю жизнь готовиться к медитации и никогда не прикоснуться к такой чудесной возможности. Медитация сама по себе уже оздоравливает тело посредством остановки психики. Психика и тело тесно взаимосвязаны, одна лишь остановка ума благотворно влияет на весь организм.

Поэтому не откладывайте медитацию на потом. Все ступени йоги нужно практиковать сразу, только так вы добьетесь результата. Они тесно взаимосвязаны между собой, одна без другой просто не существует. Почему так, сейчас вы все поймете.

Яма и Нияма

Первые две ступени на первый взгляд похожи на моральные принципы: например не причинение вреда, правдивость, щедрость, а также склонность к воздержанию, ограничению. Но если разобраться глубже, то становится понятным глобальный смысл этих предписаний.

Ведь следование йоговской морали это то же самое, что обуздание в себе греховных страстей: ревность, зависть, эгоизм, чревоугодие, похоть и другие.

А это и есть первичное обуздание своей психики, начальная приостановка внутреннего диалога, навыки умения , освоение . Ведь отрицательные мысли, эмоции порождает наше низшее сознание эго, посредством своих эгоистических механизмов: чувства собственной важности, всевозможных страхов, страстей и хотений.

У многих людей психика настолько вышла из-под контроля, порождая отрицательные чувства, что они даже просто не могут сесть в медитацию для наблюдения своих мыслей.

Их просто выносит из правильного состояния, а также они обычно не понимают, зачем вообще этим заниматься.

Вот поэтому любой духовный путь начинается с контроля своей психики не только во время медитации, но и везде и всегда. Не только начинается, но также присутствует постоянно в течении всей жизни. Так мы приходим к в повседневной жизни, к безупречности, к лучшему, с точки зрения эволюции состоянию человека.

Можно сказать, что придерживаясь принципам ямы и ниямы, мы практикуем йогу везде и всегда, как и должно быть, а не только тогда, когда мы садимся на коврик.

Асана

Эта ступень посвящена именно хатха-йоге. О ней упоминается выше. Тот, кто занимается раджа-йогой не забывает и про хатху. А хатха невозможна без раджи. А не так, что сначала надо несколько лет выполнять асаны, чтобы подготовить тело к высшим ступеням учения.

Пранаяма

Пранаяма это не контроль дыхания, как многие, заблуждаясь, думают.

Контролировать дыхание очень опасно. Это, прежде всего выход сознания на тонкие уровни через дыхание.

Да, существуют в пранаяме техники манипулирования дыханием. Но в основном в них создаются определенные условия, когда дыхание естественно меняет рисунок или темп в результате перестройки организма. Пранаяма также помогает глубже останавливать внутренний диалог, а значит двигаться к главной цели.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна

Последующие ступени это уже сама медитация. Она начинается с пратьяхары - отвлечение внимания от внешних раздражителей, перевод его внутрь себя. А во время медитации дхарана-концентрация часто сменяется дхьяной - созерцанием, деконцентрацией.

Все три ступени взаимозависимые и часто смешиваются в медитации. Истинное созерцание приводит к концентрации и наоборот. Концентрация также часто меняется на деконцентрацию, созерцание. Все эти слова вам будут понятны после того, как вы научитесь правильно медитировать.

Самадхи это уже конечная цель, когда практикующий достигает единство, высшее, дух. Становится просветленным.

Но на самом деле, достигнув самадхи, йогин понимает, что это не конец, а лишь начало новой дороги. Совершенству нет предела и это хорошо.

Духовный путь это всегда путь, в котором, дойдя до нового поворота, мы открываем новые бесконечные дали неизведанной вселенной.


Каждая ступень, множество видов йоги тесно взаимосвязаны между собой и представляют стройную, глубокую систему самосовершенствования человека. К сожалению люди, вытаскивают небольшой кусочек из целостной красивой картины и стараются что-то в нем рассмотреть. В итоге получается ущербное, искаженное наблюдение. А также часто просто наносят себе вред.

Например, практикуют асаны, забывая про тишину ума. Или наоборот много медитируют, не уделяя внимания телу, не взаимодействуя с окружающим миром с помощью ямы.

Или совсем забывают, что йога это духовный путь. Печально это наблюдать. Надеюсь, эта статья хоть как-то исправит это невежество, безграмотность, искажение великого учения.

Конечно, вы можете взять какую-то часть йоги и практиковать ее.

Но, во-первых, это будет не полноценная йога, а во-вторых, польза, которой так славится йога, будет только в том случае, если вы примените остановку психики, придете к тишине ума. А если вы уж беретесь практиковать часть йоги, а не саму йогу, для достижения каких-то своих целей, то хотя бы делайте это правильно, иначе не надо говорить, что вы занимаетесь йогой.

На этом сегодня все.

До скорых встреч друзья.

А чтобы понять к чему может привести настоящая йога, предлагаю вам посмотреть вот этот видеоролик:

С уважением, Сергей Тигров

Есть в Индии замечательный город под названием Майсур. Назван этот город в честь демона (асура) по имени Махишасура («буйвол-демон»). Нет-нет, в этом городе не поклоняются демонам. В этом городе чтут воинственную индуистскую богиню Дургу, которая демона-буйвола победила.

Легенда гласит, что однажды король демонов Рамбха воспылал извращенной страстью к буйволице и покрыл ее. А через некоторое время буйволица родила Махишасуру.

Демон-буйвол долгие годы занимался самоистязанием - практиковал «ведическую» аскезу - тапас. По-видимому, загипнотизированный столь значительными аскетическими подвигами верховный бог Брахма даровал Махишасуре страшный дар - убить демона отныне смогла бы только женщина. Помните, как у Толкиена? «Меня не убить смертному мужу!»

Вооруженный этим страшным даром, Махишасура начал войну против богов и почти победил их, но потом пришла десятирукая Дурга, вооруженная до зубов и восседающая на тигре, и убила Махишасуру:

Одна из основных достопримечательностей индийского города Майсур - Майсурский дворец. Вглядитесь в его архитектуру. Это древнее и величественное здание, построенное, по-видимому, давным-давно, возможно, еще в седой ведической древности.

На самом деле, нет. Майсурский дворец - это типичный новодел. Строился дворец с 1897 по 1912 год, а его архитектура является весьма эклектичной и сочетает в себе индуистские, мусульманские и готические элементы.

Но при чем тут город Махиши-демона и Майсурский дворец? Давайте разбираться.

Если спросить любителя йоги о том, откуда йога взялась, мы чаще всего услышим что-то вроде «йога - это индийская народная оздоровительная гимнастика, все индусы выполняют те или иные йогические асаны».

Люди, которые считают себя более продвинутыми знатоками вед, индийской культуры, индуизма или йоги расскажут вам о том, что йога - это одна из шести даршан (течений) индийской философии, что первым учителем йоги был Патанджали - автор Йога-сутры, который выделил в йоге восемь ступеней (так называемая аштанга-йога). При этом ваш продвинутый визави может объяснить вам, что первые две ступени йоги касаются нравственного облика человека (яма и нияма), а вот третья и четвертая ступени как раз и составляют телесную йогу, которая у индусов именуется хатха-йогой, ну а ступени с пятой по восьмую составляют йогу ума - раджа-йогу («царская йога»).

Кстати, именно такую версию мы находим в советском фильме «Индийские йоги - кто они?» который сбил с пути истинного приобщил к йоге многих советских людей (отметим, что термин «раджа-йогу» в фильме заменили словами «дисциплина ума» ибо негоже советскому человеку преклоняться перед раджами - угнетателями и эксплуататорами простых индусов). Примерно со второй минуты этого фильма индолог, доктор философских наук, профессор Василий Васильевич Бродов объясняет, как называются ступени йоги.

Бродов говорит, между прочим, и о том, что йога аккумулирует в себе 4000 летний опыт индийского народа! И это, как минимум, странное заявление, ведь Йога-сутра Патанджали, в которой, собственно, и описываются 8 ступеней йоги, была написана даже если взять самую оптимистичную в плане древности датировку (а ведь есть ученые, которые считают, что Йога-сутра написана не ранее III-IV веках нашей эры) лишь в V веке до н.э. Да, сумма 500 +2000 ну никак не равняется 4000. Впрочем, такое голословное «удревнение» йоги сегодня не редкость. Любители эзотерики, оккультизма, альтернативной медицины и всяческих исконно-народных средств обожают все удревнять, искренне веря, по-видимому, что «древнее» означает «истинное» или «многократно проверенное».

Еще более продвинутые адепты, возможно, раскроют вам таинственное значение слова хатха-йога. Они вам скажут, что ха-тха-йога, обозначает объединение (йога) солнца (ха) и луны (тха). При этом нельзя не отметить, что очень смешно бывает наблюдать за йогами, когда задаешь им такой вопрос «но ведь солнце на санскрите называется «сурья» (слово «сурья» как обозначение солнца и в йоге используется, в частности, тут приходит на ум последовательность асан под названием «сурья-намаскар» (приветствие солнцу)), откуда же взялось слово «ха»?»

Но оставим на время эти попытки описать предрассудки и заблуждения о постуральной или телесной йоге, бытующие в массовом сознании. Давайте проследим подлинную историю всех этих асан и пранаям.

И вот в попытке выяснить, откуда современные фитнес-инструкторы по йоге и йогические гуру черпают свои познания об асанах и пранаямах, мы рано или поздно выйдем всего на нескольких человек (конечно, нужно понимать, что огромное количество адептов йоги учились по книжкам, фильмам или вообще на основе самиздата еще в советские времена).
Вот эти несколько человек:


  • Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (пожалуй, это самый известный в России крупный йогический гуру);

  • Паттабхи Джойс;

  • Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон);

  • А.Г. Мохан.

Но куда двигаться дальше? Кто обучил йоге этих людей? Кто был гуру этих гуру? Откуда они черпают свои познания о человеческом организме, о характере воздействия различных асан и пранаям? Может быть, каждый из них являлся представителем самостоятельной линии передачи йогических секретов, которая тянется из седой ведической древности?

Нет. Все эти люди обучались йоге у одного и того же человека. Его звали Тирумалай Кришнамачарья. Вот он:

Жил Тирумалай Кришнамачарья долго: родился в 1888 году, а умер аж в 1989. Впрочем, вполне возможно, что он сам или же его адепты и последователи специально приписали ему более раннюю дату рождения. В те времена и в тех краях даты рождения не фиксировались столь точно, как в современных европейских странах. Подобные подмены, кстати, совершали и другие гуру из области оздоровления и долголетия, например, всем известный Поль Брэгг. Но даже если Кришнамачарья на самом деле прожил 101 год, это никак не доказывает эффективность йоги: выборка маловата, нерепрезентативна.

Рассвет деятельности Тирумалая пришелся на тот период его жизни, когда он проживал в городе Майсур. Школа йоги (йога-шала) Кришнамачарьи располагалась именно в Майсурском дворце.

Но откуда же Тирумалай Кришнамачарья черпал свои познания о йоге?

Попытавшись это выяснить, мы находим следующих его «учителей».

Прежде всего, мы находим утверждения о том, что первым учителем Кришнамачарьи был его отец. Мне это утверждение кажется сомнительным, поскольку отец Тирумалая умер, когда мальчику было всего лишь десять лет отроду. Конечно, можно допустить, что Кришнамачарья был вундеркиндом и уже с довольно раннего возраста мог впитывать йогические познания и множество тонкостей асан и пранаям. Но, скорее всего, ребенок вряд ли может стать йогическим гуру. К тому же тогда возникает вопрос о том, кто научил йоге отца Кришнамачарьи.

Но самый главный аргумент против того, что учителем Кришнамачарьи был его отец, заключается в том, что в различных источниках мы находим описания и других учителей Кришнамачарьи. Зачем их описывать, если Тирумалай получил семейное посвящение? Затем, что его отец не успел передать ему все тонкости? Сомнительная ситуация, согласитесь.

Также в сети можно найти сообщения о том, что секреты йоги Тирумалай получил в видении. В 16 лет Тирумалаю якобы во сне явился вайшнавский святой по имени Натхамуни и повелел отправиться в один тамильский город. Приехав туда, Тирумалай якобы впал в транс и увидел трех старцев, которые поведали ему давно утерянный йогический манускрипт под названием «Йога-рахасья».

Согласитесь, подобная версия получения Тирумалаем йогического посвящения является, мягко говоря, фантастической.

Еще один предполагаемый учитель Тирумалая - загадочный гималайский йогический гуру по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который якобы обучал йоге в своей пещере, расположенной в священной горе Кайласе. Стоит ли говорить, что документальных подтверждений существования этого йога не существует. И возникает резонный вопрос о том, зачем Тирумалай придумал эту историю. Впрочем, возможно, эту историю придумали ученики Кришнамачарьи, чтобы повысить авторитет своего учителя.

Проанализировав все эти версии преемственности Тирумалая, я прихожу к выводу, что йогу - как набор асан и пранаям, которые нужно практиковать для достижения здоровья и долголетия, Тирумалай просто выдумал. Действительно, проследить линию преемственности йогических познаний дальше Тирумалая Кришнамачарьи не удается.

Таким образом, в случае современной йоги речь не идет о какой-то проверенной тысячелетиями практике, а лишь о похожем на нечто традиционное новоделе. И это еще один аспект, который сближает йогу и Майсурский дворец.

Поясню, на всякий случай, еще раз, что стремление йогов и прочих любителей эзотерики, оккультизма и секретных техник достижения долголетия удревнить их методы ошибочно. Древность практики не доказывает эффективности этой практики. Тысячи лет люди считали, что Солнце вращается вокруг земли, что тяжелые предметы падают быстрее легких, несколько веков врачи считали, что кровопускание помогает. Так что проблема избавления от заблуждений, отсева неэффективных методов - это проблема не долготы проверки, а качества проверки.

Необходимо отметить, что Тирумалай Кришнамачарья был бедным человеком. Он всячески старался справиться с бедностью, а на жизнь зарабатывал с помощью аюрведы (это индийская народная медицина, к четырем Ведам она не относится), т.е. был чем-то вроде наших народных целителей а-ля Малахов, вот только практиковал в Индии. По-видимому, именно Тирумалаю первому в индийской истории пришла в голову идея объявить йогические асаны и пранаямы не средством достижения самадхи, освобождения, а оздоровительным средством. Идея эта позднее пленит множество людей, особенно, на Западе, деньги на йогических гуру польются рекой, но Тирумалай этого уже не увидит.

— Но как же так! — Возразит какой-нибудь экзальтированный адепт йоги. — Почему вы молчите о по-настоящему древних трактатах, в которых описаны йогические асаны?! Почему не упоминаете о Хатха-йога прадипике, о Гхеранда-самхите, о Шива-самхите?

Что тут скажешь? Этим «древним» трактатам (Хатха-йога прадипика написана в XV веке, два других - в XVII веке) будет посвящена отдельная статья.