Гладиаторские бои в древнем риме рисунки. Какие были виды и классификация гладиаторов в риме. Знаменитый жест «палец вниз» не означал смерть

Известно ли вам, что идея гладиаторских боев принадлежит не римлянам. И то, что наряду с мужчинами успехом в Римской Империи пользовались состязания прекрасных «амазонок». Кто и почему выставлял свою смерть на потеху зрителям. И почему во время боев иногда погибало гораздо больше зрителей, чем воинов.

«Человека - предмет для другого человека священный - убивают ради потехи и забавы; тот, кого преступно было бы учить наносить раны, выходит на арену обнаженный и безоружный, дабы развлечь зрителей; от него требуется только умереть».
(Сенека Младший)

Наследие этрусков

Кровавые забавы римлян - гладиаторские бои - не имеют аналогов в истории человечества. Однако, эти мероприятия не являются исконно италийскими, идею публичных боев римляне, как и многое другое, почерпнули из сокровищницы этрусской культуры. Загадочные глубоко религиозные этруски верили, что смерть - это не окончание человеческого существования, а лишь переход в иную форму бытия. Чтобы усопший мог беззаботно продолжать свою жизнь под присмотром, богов, родственники сооружали ему отдельный склеп и экипировали покойника всем необходимым. Погребальные мероприятия сопровождались человеческими жертвоприношениями. Но не жрецы закладывали беззащитное существо, а сами жертвы вступали в смертельную схватку между собой с мечом в руках. Этих ритуальных бойцов римляне называли гладиаторами, т.к. по-латыни «gladius» означает «меч».

Особым зрелищем стали Навмахии – гладиаторские сражения на воде. Одной из первых крупных навмахий стало сражение 46 года до нашей эры. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме . В навмахии приняли участие 16 галер и 2 тыс. гладиаторов. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, обрезающие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя.

В самом Риме подобные битвы у смертного одра появились лишь пять веков спустя от основания города. Первое упоминание о римских гладиаторских боях относится к 264 году до н.э., их устроили сыновья усопшего Брута Перы на Бычьем рынке по всем правилам этрусских погребальных церемоний. В этих поединках приняло участие только три пары, а 48 лет спустя на смертную битву вышло уже 22 пары. Кровавый ритуал быстро завоевывал популярность, в 183 году до н.э. потомки Публия Ли-циния Красса побили все рекорды, отправив на смерть не менее двухсот гладиаторов. Одним словом, человеческое жертвоприношение в честь усопшего в Римском государстве постепенно превратилось в народное увеселение.

Хлеба и зрелищ!

В 105 году до н.э. произошло событие, раз и навсегда изменившее идеологический смысл гладиаторских боев. В том далеком году римские легионы в войне с германскими племенами кимвров и тевтонов терпели сокрушительные поражения. До Рима дошли слухи, что варвары перешли Альпы и двинулись на столицу, город охватила паника. Чтобы поднять моральный дух войска и успокоить обывателей, правящие консулы Публий Рутилий Руф и Гней Маллий Максим решили устроить показательные бои. Бесстрашные войны из гладиаторской школы Гая Аврелия Сква-ра должны были наглядно продемонстрировать испуганным горожанам, как подобает вести себя истинным сынам Рима перед лицом страшной опасности. Удалось ли подобным образом вернуть мужество паникующим горожанам не известно, так как племена варваров разбрелись по Европе, так и не дойдя до стен Вечного города.

Отныне дальнейшая история гладиаторских игр была предопределена. Поначалу их устраивали только в честь основных праздников или значительных событий, но вскоре дело дошло до того, что редкая неделя не была отмечена проведением кровавых состязаний.

К концу республиканского периода в Римском государстве, благодаря успешным военным походам, количество пленных рабов значительно выросло. Бесплатная рабочая сила постепенно вытеснила свободных плебеев с привычных рабочих мест. Толпы праздных людей бесцельно бродили по улицам городов в поисках «хлеба и зрелищ». Верховные власти вынуждены были устраивать бесплатную раздачу продуктов малоимущим членам общества и организовывать различного рода развлечения для толпы, чтобы избежать ненужных всплесков народного гнева.

Каменные чаши

Изначально аренами для схваток гладиаторов служили городские площади, но по мере роста их популярности приходилось возводить небольшие помосты для зрителей в дальних рядах. На рубеже тысячелетий многие римские города уже обзавелись собственными деревянными амфитеатрами («amphi» - по-гречески «вокруг»). Подобные временные сооружения порой не выдерживали огромного скопления любителей бесплатных развлечений. В 27 году н.э. в городе Фидене произошла страшная катастрофа: переполненные трибуны рухнули, по-гребя под обломками не менее 50 тыс. человек. После этого трагического события власти всячески пытались обеспечить безопасность при проведении массовых зрелищ, так, например, устроитель игр должен был предоставить гарантии, что он располагает суммой в 400 тыс. сестерциев (около $ 300 000) на тот случай, если придется выплачивать компенсацию пострадавшим, но трагедии не прекращались.

Первый из известных каменных амфитеатров был построен в Помпе-ях около 80 года до н.э., он мог вместить 20 тыс. зрителей. Далее по всей Италии одна за другой стали появляться огромные каменные чаши, окружающие песчаные арены, и только Рим до конца I века н.э. довольствовался устаревшими деревянными конструкциями. Лишь к 80 году н.э. императоры из династии Флавиев подарили городу огромный амфитеатр, более известный под именем Колизей . Размеры его по тем времена были огромны: длина -189 м, ширина - 156 м, высота - 57 м, гигантское сооружение могло принять одновременно до 50 тыс. желающих.

Древнеримские гладиаторы были отнюдь не стройными и мускулистыми, как их изображают в современных фильмах, а обладали избыточным весом. Для набора жировой массы, которая служила дополнительной защитой от ран в сражениях, рацион гладиатора состоял почти полностью из ячменя и овощей, то есть был по сути вегетарианским. Такие выводы сделали археологи на основании изучения останков на единственном известном кладбище гладиаторов, расположенном в Турции неподалёку от руин древнего города Эфеса.

Рекламная кампания

Задолго до открытия очередной серии игр специальные рисовальщики выписывали на стенах домов объявления о том, где, когда и по какому поводу состоится очередное мероприятие. При раскопках Помпеи было обнаружено более 80 подобных надписей, одна из которых гласит: «31 мая в Помпеях выступят гладиаторы эдила Авла Светтия Церта. Под навесом амфитеатра состоится травля диких зверей. Удачи всем бойцам из школы императора Нерона!». Но большинство жителей римского государства не владело грамотой, поэтому специально ради них по улицам городов рассылали глашатаев.

Завершающим мероприятием рекламной кампании была предсмертная трапеза, устраиваемая организаторами игр специально для гладиаторов, отобранных для предстоящих состязаний, причем присутствовать там в качестве зрителей могли все желающие. Жутковатое это было зрелище. Людям, идущим на смерть, предлагались самые изысканные явства и напитки, их слух ублажали лучшие музыканты, а тело -самые дорогие жрицы любви, но над всем этим веселым разгулом уже витал дух смерти.

Участники пира хорошо знали, что на другой день большинство из них окажется во власти этрусского бога Харуна. Здесь необходимо дать небольшую историческую справку: во время гладиаторских боев смерть поверженного бойца должен был констатировать служитель, облаченный в одежды этого бога мертвых. В его обязанности входило либо подтвердить летальный исход, либо окончить агонию несчастного «ударом милосердия». Этот обычай строго соблюдался как отдаленное напоминание об этрусском происхождении кровавых игрищ.

Выбор профессии

Кто же были эти люди, для которых встреча со смертью была просто работой? Первоначально в большинстве своем они оказывались в армии гладиаторов не по своей воле: рабы или преступники, осужденные на смерть (со времен правления императора Нерона в разряд преступников стали зачислять и христиан), но особо высоко ценились военнопленные, хорошо владевшие оружием, т.к. их обучение обходилось значительно дешевле.

Наряду с теми, кто не имел права решать собственную судьбу, в рядах бойцов часто встречались и добровольцы. Их число постоянно увеличивалось, и к I веку н.э. они уже составляли основную массу профессиональных бойцов. Многих привлекало значительное вознаграждение, выплачиваемое из казны за серию удачно проведенных боев, другие пытались таким образом скрыться от преследований за долги или преступление, порой в армии гладиаторов появлялись юноши из вполне обеспеченных родов, влекомые на арену жаждой приключений. В отличие от рабов и пленных, для добровольцев это была работа по контракту, который они могли расторгнуть в любой момент, заплатив выкуп. Вольные гладиаторы жили дома, имели семьи и растили детей, но в остальном жизнь их протекала по жестким законам гладиаторского жанра.

Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.

Со временем на аренах амфитеатров все чаще и чаще стали появляться женщины. Выступление воинственных амазонок неизменно привлекало огромное количество зрителей, об их ловкости, силе и жестокости слагались легенды. Большим поклонником смертельных схваток между представительницами слабого пола был императора Домициан (81-96 гг. н.э.), который более других увеселений предпочитал любоваться боями амазонок при свете факелов в ночи. Только император Септимий Север в начале III века н.э. навсегда запретил женщинам появляться на арене.

Официально гладиаторы считались людьми низшего сорта, а их ремесло - презренным, об этом говорит тот факт, что после смерти бойцов хоронили за пределами городских кладбищ. Но при этом гладиаторы, прославившие свое имя громкими победами, пользовались большой популярностью в самых различных слоях общества. Высшей похвалой для римлянина были слова «умер, как гладиатор».

Судьба гладиатора

Как правило, жизнь на арене не была долгой, но в каждом бое обычно бывают как побежденные, так и победители. По правилам игр оставшийся в живых получал из рук устроителя пальмовую ветвь (в западных провинциях империи) или дубовый венок (в восточных). Кроме того, триумфатору полагалось денежное вознаграждение, которое для раба не могло составлять более одной пятой его собственной цены, а для добровольца - более четверти суммы от заключенного контракта. На самом деле, деньги были немалые, и каждое удачное сражение приближало день освобождения.

В истории Рима есть множество свидетельств о том, что гладиаторы одерживали десять, двадцать и более побед, после чего заслуженных бойцов отпускали на покой. По этому случаю устраивались пышные проводы, во время которых удачливому воителю вручали символический деревянный меч. Гладиаторов-пенсионеров называли «рудиариями» от латинского названия «rudis» -деревянный меч.

Это может показаться парадоксальным, но, несмотря на все тяжести гладиаторской жизни, далеко не все счастливцы соглашались оставить свое кровавое ремесло. Так, гладиатор Филамма четырежды получал символ свободы, но всякий раз после этого вновь подписывал очередной контракт. Он так и остался гладиатором до конца своих дней, смерть настигла его во время 39-го боя.

Тяжела была жизнь гладиаторов, по-разному складывались их судьбы, но большинство игроков со смертью терпели поражение, их выносили с места сражения через врата Либитины (римская богиня похорон) в сопровождении служителя в облачении бога Меркурия, а их кровь даже не успевала застыть на желтом песке арены. Покрытие быстро обновляли, и перед ревущей толпой появлялись новые пары смертников.

ГЛАДИАТОРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Римские гладиаторы вызывают смешанные чувства восхищения и замешательства. Их часто изображают как истязуемых невольников, вынужденных сражаться на смерть в жестоких и кровавых поединках. Да, это определённо имело место быть, но истина гораздо сложнее. Сегодня, во многом благодаря Голливуду, гладиаторы стали иконами поп-культуры, о которых ходит немало мифов. В этой статье мы развеем самые популярные из них, а также поведаем Вам о том, как на самом деле жили и умирали древнеримские гладиаторы.

ПОХОРОННЫЕ ИГРИЩА

П ервый гладиаторский бой состоялся в 264 году до нашей эры на похоронах Юния Брута Перы. Игрища были организованы его сыном, Децимом Юнием Брутом, и описаны историком Титом Ливием и писателем Валерием Максимом. На похоронах Юния Брута Перы сражались шестеро гладиаторов. Считается, что они боролись друг с другом, чтобы отдать последний долг умершему.

Итак, кем же был покойный и почему в его честь решили устроить такие замысловатые похоронные игрища? Точного ответа на данный вопрос никто не знает. Нам известно лишь то, что он был аристократом, а его имя ассоциируется с человеком, который помог освободить Рим от этрусского господства.

Существует несколько предположений относительно того, где проводились гладиаторские бои. Одни историки утверждают, что они проходили на Бычьем форуме, другие - у гроба покойного.

ТИПЫ ГЛАДИАТОРОВ


В фильмах все древнеримские гладиаторы представлены практически одинаково, на самом деле они делились на различные типы, основные из которых будут рассмотрены ниже.

Фракийцы дрались короткими, изогнутыми мечами; защитой им служил маленький щит, большой шлем в виде головы грифона и ножные латы. Фракийцы, как правило, сражались с оголённым торсом.

Мурмиллоны , меж тем, носили беотийские шлемы со стилизованной рыбой на гребне. Их изображения часто встречаются на древнеримских фресках и барельефах. Они сражались короткими мечами и защищались большими щитами. Мурмиллоны обычно носили один ножной щиток.

Эквиты были единственными гладиаторами, которые носили типичные римские туники. После брошенного в противника копья эквит должен был слезть со своего коня и продолжить бой длинным мечом, защищаясь круглым щитом среднего размера.

В свою очередь, провокаторы носили простой шлем с козырьком и кирасу, сражались мечом и защищались прямоугольным щитом среднего размера. Снаряжение провокаторов весило около 12-15 килограмм, что стесняло их движения и делало легкоуязвимой целью, поэтому они обычно вели бои с представителями своего типа.

Ретиарии сражались без шлема. Их доспехи ограничивались наручем и наплечником. Они обычно использовали в ходе боя сеть, трезубец и небольшой кинжал.

Секуторы обычно сражались с ретиариями, сеть которых не могла зацепиться за их круглый и гладкий яйцевидный шлем. Они были вооружены гладиусом и большим прямоугольным щитом.

Гопломахи сражались копьями, мечами и кинжалами.

Бестиарии сражались с хищными животными.

ЖЕНЩИНЫ-ГЛАДИАТОРЫ


Существуют некоторые исторические факты, которые свидетельствуют в пользу того, что в гладиаторских боях принимали участие не только мужчины.

Относительно недавно исследователи из Гранадского университета (Испания) идентифицировали 2000-летнюю статую женщины-гладиатора, одетой в набедренную повязку и держащей над головой изогнутый клинок. До недавнего времени учёные считали, что это не оружие, а стригиль - серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи. Однако поза и одежда женщины говорят о том, что она, скорее всего, держит в руках сику - изогнутый меч фракийцев.

О женщинах-гладиаторах также упоминается в некоторых письменных источниках. В одном из них говорится, что во время правления Домициана (между 81 и 96 годами нашей эры) женщины сражались между собой ночью при свете факелов. Изображения женщин-гладиаторов можно также встретить на различных барельефах. Некоторые древнеримские историки писали о том, что женщины сражались против карликов. Другие осуждали женщин, которые бросали свои семьи ради карьеры гладиатора. Таких с течением времени становилось всё больше (особенно среди тех, кто занимал высокое положение в обществе), поэтому в 200 году нашей эры император Луций Септимий Север запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях.

СРЕДИ ГЛАДИАТОРОВ БЫЛИ НЕ ТОЛЬКО РАБЫ

Гладиаторами обычно были рабы и пленённые вражеские воины, однако среди них также встречались свободные люди и преступники.

По меньшей мере, до конца I века гладиаторские бои служили наказанием для обычных преступников. Луций Анней Сенека выступал против данной практики, он считал несправедливым и бесчеловечным заставлять преступников сражаться на арене.

На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные люди. Большинство из них были солдаты, покинувшие службу, или освобождённые рабы и гладиаторы, которые не знали, что делать со своей свободой.

Когда свободные люди становились гладиаторами, они отказывались от своих прав и привилегий, которые полагались им по статусу, и давали клятву всецело повиноваться ланисте (учитель и хозяин гладиаторов).

Свободные люди становились гладиаторами в основном из-за нужды. Некоторые шли на это из высоких побуждений - заработать денег, чтобы купить свободу другого человека, или, к примеру, со всеми почестями похоронить своего отца.

НА САМОМ ДЕЛЕ МЫ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О СПАРТАКЕ


Спартак, пожалуй, является самым популярным римским гладиатором, однако мы на самом деле практически ничего о нём не знаем.

В исторических письменных источниках о Спартаке содержится крайне мало сведений, поэтому выявить истину для нас не представляется возможным.

Мы знаем, что Спартак был родом из Фракии. Предположительно он некоторое время служил в римской армии, прежде чем дезертировать и либо стать на путь бунтаря, либо превратиться в бандита. В конечном счёте, он был схвачен и отправлен в Рим, где попал в школу гладиаторов и впоследствии возглавил восстание. У Спартака была жена, имя которой нам неизвестно, однако Плутарх писал, что она была пророчицей.

Существует ещё одна большая загадка, связанная с личностью Спартака: почему он и другие восставшие не перешли Альпы, где могли запросто исчезнуть, а вернулись обратно? Догадок много, однако ни один историк не смог дать удовлетворительного ответа на данный вопрос.

ОНИ ПОЛУЧАЛИ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

В каждой школе гладиаторов имелся свой «медицинский персонал». Качество услуг, оказываемых им, зависело от того, насколько уважаемой и финансируемой была школа. В некоторых имперских школах работали целые медицинские команды, начиная от врачей и заканчивая массажистами - «ункторами», которые избавляли от боли в теле после тренировок.

Самым известным гладиаторским врачом был Гален. За время его работы лишь пятеро гладиаторов умерли от полученных травм - по сравнению с 60 при его нерадивом предшественнике. Гален уделял внимание всему, начиная от заживления ран и заканчивая назначением полноценного питания (большинство гладиаторов кормили кашей и бобами).

Гален был скорее исключением, нежели правилом, однако мы знаем, что те, кто держал школы, делали всё возможное, чтобы поддерживать здоровье гладиаторов на должном уровне.

КОДЕКС БОЯ

Гладиаторские бои в фильмах представлены кровавыми поединками «без правил». Однако учёные пришли к выводу, что у гладиаторов на самом деле существовал строгий кодекс боя.

В 1933 году археологи обнаружили в Турции место захоронения гладиаторов. Об этом говорили надписи на найденных надгробиях, датируемых примерно II веком нашей эры. Учёные исследовали останки 67 тел. На большинстве костей они обнаружили следы старых боевых шрамов, в то время как раны, вызванные смертоносными ударами, не имели ни единого признака, связанного с процессом заживления.

На 66 телах присутствовали признаки того, что гладиаторам был нанесён всего один смертельный удар. Более того, у всех них отсутствовали раны на спине.

Исследователи также обнаружили, что у десяти тел в боковой части черепа имелись отверстия квадратной формы. Это натолкнуло их на мысль о том, что гладиаторов, которые победили, но были серьёзно ранены в бою, палачи избавляли от страданий милосердным ударом молотом по голове.

ЧЕМ ПИТАЛИСЬ ГЛАДИАТОРЫ

Останки гладиаторов, обнаруженные на древнем кладбище в Эфесе, помогли учёным определить, чем обычно питались гладиаторы. Исследователи, изучив найденные кости, обнаружили, что рацион римских гладиаторов состоял в основном из овощей и круп.

Некоторые из них употребляли в пищу мясо. Более того, учёные установили, что гладиаторы имели более высокое соотношение кальция и стронция в костях, чем обычные римляне. Результаты исследований показали, что молочные продукты они не употребляли.

Современные историки считают, что такого понятия, как стандартная диета гладиаторов, не существует. Плиний писал, что питались они преимущественно бобами и ячменем; именно это придавало им сил и выносливости для боёв на арене.

ГЛАДИАТОРСКИЕ ШКОЛЫ

Обучение имело огромное значение для карьеры гладиатора. До недавнего времени самой крупной гладиаторской школой в Древнем Риме считалась «Лудус Магнус». Однако в 2011 году в Австрии был обнаружен массивный тренировочный комплекс, который явно превосходил по размерам школу «Лудус Магнус».

Комплекс был построен рядом с огромным амфитеатром (на 13000 мест) примерно в 150 году нашей эры. Он включал в себя ряд небольших комнат (по типу студенческого общежития), внутренние дворики, которые, по всей видимости, служили местом для тренировок, и мини-амфитеатр, где римские гладиаторы выступали перед потенциальными покупателями и покровителями. Также комплекс имел огромный огороженный двор, предназначение которого остаётся неясным. Предположительно, здесь держали диких зверей или лошадей.

ТИБЕРИЙ КЛАВДИЙ СПИКУЛИС И НЕРОН

Любимцем римского императора Нерона среди гладиаторов был Тиберий Клавдий Спикулус. Но даже когда он навсегда покинул арену, император продолжал осыпать его милостями.

Нерон сделал Спикулуса командиром конной гвардии, которая охраняла членов императорской семьи и выслеживала граждан, подозреваемых в заговоре против римского правителя.

Когда началось восстание против Нерона, и Преторианская гвардия перешла на сторону повстанцев, конная гвардия осталась верной императору. Когда Нерон осознал, насколько плохо обстояли дела, он попросил Спикулуса убить его. Конечно же, бывший гладиатор этого не сделал.

В конечном счёте, Спикулус был повешен как один из верных слуг Нерона.

Римляне превратили гладиаторские бои в жестокую забаву, но придумали развлечение их предки этрусски. Ритуал носил религиозное значение и сопровождал процесс погребения состоятельных людей. Совершалось жертвоприношение в честь погибшего. В борьбе решалось, кто падет в схватке и умилостивит культ Марса.

Впервые бои гладиаторов прошли в империи в 264 г. до н.э. Событие также знаменовало похороны знатного гражданина империи. Мероприятие проводилось с участием трех пар бойцов на торговой площади. О традиции вспомнили через 50 лет во время похорон сына консула. Погребальные игры были организованы на построенном по случаю римском Форуме. Бои велись три дня и в них приняли участие более 20 пар бойцов.

В течение последующих 100 лет труд гладиаторов использовался при погребениях. В 105 г. до н.э. соревнования получили статус развлечений в Риме.

Толпа была в восторге от боев, а политики в свою очередь пытались завоевать всенародную любовь и расположение римских граждан. До прихода к власти в империи Цезарь устраивал игры с участием 320 пар бойцов-гладиаторов. После этого римский Сенат постановил об ограничении числа участников мероприятия. Чиновникам запретили проводить игры за два года до избрания на высокую должность.

Были ли рабами гладиаторы в Древнем Риме

Гладиаторы считались профессионалами в мастерстве борьбы. Они специализировались на обращении с определенным видом оружия. Бои велись на публичных аренах Римской империи. Амфитеатры для представлений строились в период с 105 по 404 до н.э.

Гладиаторские бои, обычно, заканчивались гибелью. Продолжительность жизни у сражавшихся была короткой, но профессия считалась престижной. Большинство гладиаторов относились к сословию рабов, свободных граждан или являлись заключенными. Кровавые бои часто заменяли смертную казнь. Без сомнения, зрелища на аренах Римской империи были одной из самых популярных форм развлечений в древности.

Гладиаторы обучались искусству ведения боя в школах мастерства. Они давали присягу и с этого не считались людьми: не свидетельствовали в суде, продавались, сдавались в аренду. Профессия гладиатора была овеяна романтизмом, хотя на деле часто в школы поступали бедняки в поисках хорошего питания. Некоторые мужчины выходили на арены в поисках славы. Истории известны случаи, когда гладиаторам даровалась свобода.


Жизнь гладиаторов Древнего Рима

Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

Ave Imperator, morituri te salutant

«Да здравствует император, мы, пришедшие на смерть, приветствуем тебя!»

В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.


Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.


Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.


Как проходили бои гладиаторов в Древнем Риме

Дни гладиаторских боев объявлялись праздничными в империи. Подготовка к мероприятию велась длительное время, занимались ей специально подготовленные люди – эдиторы. Они делали рекламу, продавали билеты.

Поиском и выкупом гладиаторов занимались граждане с профессией ланист. Они искали на рынках физически сильных рабов и военнопленных и привозили их в школы для обучения бойцовскому мастерству.

В назначенный день граждан рассаживали строго по социальному статусу. Собиралось огромное количество граждан. Шоу сопровождалось театрализованным шоу. Потом выпускались дикие животные. С ними боролись приговоренные к смерти осужденные. В случае одержания победы им даровали жизнь.

Бои велись под музыкальное сопровождения. Ритмы музыки ускорялись по мере ведения борьбы. Главной целью гладиатора было нанесение удара по черепу или в артерию. Демонстрация военного мастерства приравнивалась гражданским населением в древнем Риме к героизму.


Виды гладиаторов в Древнем Риме

Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

  1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
  2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
  3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
  4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.


Кто давал имена гладиаторам Древнего Рима

Имя гладиатора была частью его сценического образа. Бойцам давали имена в школах мастерства или хозяева рабов. В любом случае они носили римское происхождение. О «варварских» граждане Древнего Рима не хотели и слышать.

Самые известные гладиаторы Древнего Рима

Самым известным гладиатором Рима являлся Спартак. Он возглавил в 73 г. до н.э. восстание гладиаторов и рабов из Капуи. Римский солдат, он был схвачен военными в Фракии для перевозки в школу гладиаторов.

Он организовал побег с 70 товарищами из школы и создал оборонительный лагерь на склоне Везувия. Лагерь был осажден римскими военными, после чего они покинули пзицию и отправились в путь по местности Кампания. Бывшие гладиаторы организовали собственную боевую группу. Сражаясь на пути на севере Альп, Спартак проявил черты военного лидера в борьбе с римской армией. Спартак умер в бою, но прежде ему удалось освободить триста военных заключенных в честь своего павшего товарища.


После двух лет после восстания армия Марка Лициния Красса наконец арестовала повстанцев в Апулии на юге Италии. В назидание другим было распято более 6000 гладиаторов вдоль Аппиевой дороги между Капуа и Римом. После этого эпизода число гладиаторов, принадлежащих гражданам, строго контролировалось.

Другой известный гладиатор – император Коммод (108-192 н.э.). Ходили слухи о том, что он был внебрачным сыном гладиатора. Он не был профессиональным бойцом, но получал огромные деньги за свои выступления в Колизее. Император одевался как Меркурий и соревновался на арене. Чаще он убивал диких животных с закрытой платформы с помощью лука.

Гладиатор Спикул был настолько неподражаем в искусстве ведения боя, что император Нерон подарил ему целый дворец.

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч). Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки…

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э. И, тем не менее, именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми.

Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети (от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.
Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. если боец чувствовал, что умирает.

Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.
Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!». Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.
Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене. Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. в 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «найдены останки женщины – гладиатора!». эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду.

Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при нейроне. нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери цезаря юлии. существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… а тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым. В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились. Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. после этого император Ганорий запретил гладиаторство. навсегда.

«Телемах останавливает гладиаторов». Картина Й. Сталлерта, 1890 год

А в следующий раз я вам расскажу про восстание Спартака.

источники
http://www.mystic-chel.ru/
http://www.istorya.ru/
http://www.gramotey.com/

А я вам напомню вот такую спорную тему: А так же давайте вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -


Безвольные рабы, которых выгнали на арену, или авантюристы, жаждущие богатства и крови? Кем были гладиаторы Древнего Рима? Споры по этому вопросу продолжаются среди историков и по сей день. Исследования, проводимые в течение последних десятилетий, в значительной мере пролили свет на историю этого кровавого спорта.

За время своего существования гладиаторские бои были забавой, наказанием и даже частью политической игры. Гладиаторы вызывали восторг и ужас, их любили и боялись. Многие стереотипы о гладиаторах и боях на арене связаны с тем, что они были рабами. Но, однако, как показывают результаты археологических раскопок, а также изучение древних документов, - дела обстояли несколько иначе.


Точная дата появления гладиаторских игр, как способа развлечения в Древнем Риме, не известна. При этом в римских хрониках точно указана дата становления гладиаторских игр как публичного мероприятия. Произошло это в 106 году до н.э. Известно об этом также и из юридических документов. Так, во многих постановления римского сената говорилось о том, что с этого момента, все города, имеющие арены, должны были заботиться об их благоустройстве и содержании. Также приблизительно с 106 года до н.э. появляются свидетельства о том, что государство брало на себя все расходы в отношении гладиаторских боев. Из этого следует, что обычай гладиаторских игр существовал задолго до этого.

Само латинское слово «gladiator» происходит от слова «gladius» (меч) и переводится как меченосец. Изучение древнеримских традиций натолкнуло историков на мысль о том, что первоначально гладиаторские игры были чем-то вроде наказания или исполнения судебного решения. Скорее всего, первые игры гладиаторов проводились среди пленников военных походов и преступников, которых обрекали на смерть. Двух человек вооружали мечами и заставляли драться. Тому, кто выживал в бою, оставляли жизнь. По всей видимости, обычай этот появился среди римских солдат, так как римская армия, как и большинство древних армий, имела «традицию» искоренения всего мужского населения в захваченном поселении. Таким же бесхитростным образом солдаты не только решали, кого убивать, но и развлекались. Со временем традиция могла приобрести массовый характер и стать весьма популярной среди всех римлян. Само собой, для подобных игрищ требовался живой ресурс, и здесь Риму пригодились их «говорящие инструменты». Впрочем, одно дело заставить драться между собой двух обреченных насмерть и совсем другое - организовать незабываемый кровавый способ развлечь толпу.


Существовало множество видов гладиаторов. Как правило, они дифференцировались по принципу вооружения и амуниции, а также типу противника, с которым должны сражаться. Более того, римские письменные источники повествуют, что в одном лишь Колизее устраивались постановки легендарных битв и сражений, в которых участвовали десятки, а иногда и сотни гладиаторов. В Колизее даже проводились морские сражения, для этого на арене размещалось несколько декоративных судов, а сама арена заливалась водой. Все это показывает, что гладиаторские игры с 106 года до н.э. отличались не только колоссальными капиталовложениями, но и хорошей организацией. Очевидно, что гладиаторы должны были быть не просто кучкой забитых рабов.

Стоит понимать, что при сравнении боя вооруженных рабов на арене, загнанных туда с какой-нибудь каменоломни, и боя профессиональных гладиаторов, можно найти столько же отличий, как между дракой пьяниц у местного гастронома и боем профессиональных боксеров на ринге. Значит, гладиаторы должны были быть не просто рабами, и об этом свидетельствуют письменные источники.

Безусловно, подавляющее большинство гладиаторов были именно рабами, однако для эффективного спектакля подходили лишь наиболее крепкие, выносливые и максимально подготовленные. Кроме того, одних физических данных для подобного мероприятия мало, нужна выучка, умение вести бой, обращаться с определенными видами оружия. Ведь не зря именно вид оружия был одним из определяющих в типе и названии гладиатора. Кроме того, заставить человека драться, даже подневольного, не так уж легко. Да, страх смерти - прекрасный стимулятор, однако ведь на арене гладиаторов также ждала смерть, а значит, должны иметь место и другие стимулы.


Успешные гладиаторы, хотя и оставались рабами, получали множество привилегий, число которых росло в зависимости от количества успешно проведенных боев. Так, после первых двух боев гладиатору полагалась личная комната с кроватью, столом и статуэткой для молитв. После трех боев, каждая победа или хотя бы выживание гладиатору оплачивалось. Приблизительно один успешный бой стоил гладиатору годового жалования римского легионера, что по тем временам являлось весьма и весьма приличной суммой. А раз гладиаторы получали за свой труд деньги, то должны были иметь возможность куда-то их тратить. Раз амуниция и оружие полностью предоставлялись государством или господином, значит место траты денег выходило за пределы арены.

Существует немало письменных свидетельств того, что гладиаторы выпускались в город по специальным документам. Помимо этого, профессиональные гладиаторы не знали ни в чем нужды. Бойцов хорошо кормили, заботились об их одежде и чистоте, им предоставляли женщин и мужчин. После каждого боя выживших израненных гладиаторов обслуживали римские врачи, которые славились тем, что прекрасно справлялись с колотыми, рваными и резаными ранами. В качестве наркоза использовали опиум. Со временем наиболее успешные гладиаторы могли даже завоевать себе свободу, примечательно, что многие даже после этого оставались гладиаторами и продолжали зарабатывать себе на хлеб таким вот образом.


С расцветом кровавого спорта в Древнем Риме появляться и гладиаторские школы. Отобранных рабов начали готовить, делая из них настоящие «машины смерти». Подготовка гладиаторов велась уже по армейскому образцу с дополнением в виде обучения владению экзотическими видами оружия, например боя с сетью. После постановления императора Нерона 63 года н.э., к участию в играх начали допускать и женщин. До этого же, согласно письменным источникам, становится известно о том, что в школы гладиаторов начинают принимать и жителей империи, помимо рабов. Если верить римской хронике, то смертность в этих школах была сравнительно невысока, учитывая род занятий, - 1 на 10 гладиаторов во время подготовки. Таким образом, можно сделать вывод, что бои гладиаторов в определенный момент стали чем-то сродни спорту. Интересен еще и тот факт, что судили бой не только император и толпа, но также специально назначенный судья, который нередко мог влиять на решение императора, помогая выжить наиболее эффективным, но поверженным гладиаторам.


Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что гладиаторы были скорее профессиональными спортсменами своего времени, нежели просто безвольно загнанной на убой толпой людей. К гладиаторам римляне относились с обожанием. Их знали в простом народе. В те мрачные времена они по своей популярности были сопоставимы с современными поп-звездами. В связи с этим, гладиаторы нередко становились политическим инструментом, целью которого было завоевание любви народа по отношению к будущему императору, ведь Римом всегда правил тот, кого любила толпа. Запрещены были гладиаторские игры лишь в 404 году н.э., в связи с распространением в империи христианства. Сегодня времена гладиаторов стали весьма популярной темой для кинофильмов, а энтузиасты изготавливают из винных пробок и лего.