Должен ли велосипедист знать правила пдд. ПДД для велосипедистов: требования и обязанности. Световые приборы для велосипедов

Приобретая велосипед, многие ли помнят о том, что он велосипедист является полноправным участников дорожного движения. А значит знать и выполнять правила дорожного движения просто необходимо. Мы напоминаем основные моменты ПДД, относящиеся к водителям велосипедов.

Общие положения

Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. Таким образом, велосипедист является водителем транспортного средства, а значит и участником дорожного движения.

Водитель обязан знать и соблюдать требования Правил дорожного движения (ПДД), сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.

Требования к движению велосипедов:

1. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

2. Велосипедсты должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

3. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 -100 м.

4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге.

Водителю велосипеда запрещается:

1. ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

2. перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

3. перевозить груз, мешающий управлению, или который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине;

4. двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

5. поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения;

6. буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.

7. двигаться по тротуару, пешеходной дорожки;

8. ездить по дорогам, обозначенным знаками 5.1 «автомагистраль» и 5.3 «дорога для автомобилей»;

9. пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

10. управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии.

При прослушивании музыки во время езды, для контроля ситуации сзади, рекомендуется не закрывать одно ухо.

Технические требования

Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал; быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Желательно наличие велосипедного шлема, либо любого другого с закрытой затылочной частью.

Ответственность за нарушение ПДД

Нарушение статьи 12.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере 100-500р. Несоблюдение иных требований ПДД также влечет за собой наложение штрафа или предупреждение.

Если действия велосипедиста нанесли ущерб здоровью людей или транспорту, то к нему применяются меры гражданской ответственности.

Уголовная ответственность наступает при нарушении ПДД, повлекшее по неосторожности смерть или причинение тяжкого вредя здоровью человека.

Сигналы велосипедиста

Сигналу левого поворота, разворота, перестроения, начала движения соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом.

Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом.

Сигнал торможения подается любой поднятой вверх рукой.

Указания к действию

При включении запрещающего сигнала светофора необхадимо остановиться возле стоп-линий или дублирующего ее знака 6.16 «СТОП».

При включении разрешающего сигнала светофора, не оборудованного дополнительной стрелкой, необходимо обозначить маневр и сместится левее. Водители, поворачивающие направо, обгонять и подрезать не станут. По статистике - это самый распространенный вид ДТП. Такую же тактику желательно применять при проезде правых поворотов на второстепенные дороги.

При выезде со двора, либо со второстепенной дороги на главную, велосипедист должен уступить дорогу другим участникам движения, в том числе и пешеходам. При повороте направо, съезде с главной дороги, пересечении нерегулируемого пешеходного перехода также необходимо уступить дорогу пешеходам.

На перекрестке равнозначных дорог водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Приближаясь к такому перекрестку, необходимо убедится, что водитель слева пропускает. Если есть сомнения - лучше пропустить.

На дорогах с трамвайными путями или дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении водители для поворота налево или разворота должны спешиться и перейти дорогу, ведя велосипед рядом с собой.

В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенной остановки.

Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, велосипедист должен уступить дорогу трамваю, кроме случаев выезда трамвая из депо.

Конспект учебного занятия по теме:

« Велосипедист-водитель транспортного средства»

Город: Магнитогорск

ОУ: МС (К)ОУ школа-интернат №4

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

1.Сформировать у учащихся убеждение, что водитель является главной фигурой в обеспечении дорожного движения и безопасность на дороге во многом зависит от уровня его подготовки.

Нужно Нельзя

Велосипед выбрать по росту.

Не держаться за руль.

Надеть шлем.

Следить за осанкой.

А вот правильные ответы.

Велосипед выбрать по росту.

По дороге разрешается ездить с 14 лет, изучив ПДД.

Проверить исправность велосипеда.

Надеть шлем.

Ехать по велосипедной дорожке.

Двигаться по правой полосе как можно ближе к краю дороги.

Двигаться в направлении движения транспорта.

Перед тем как совершить поворот, нужно сделать сигнал рукой и посмотреть, нет ли машин.

Соблюдать требования дорожных знаков.

Следить за сигналами светофора.

Если едет спецмашина, нужно её пропустить.

Следить за осанкой.

Буксировать велосипед, так как он неустойчив.

Ездить по автомагистрали, если нет 14 лет.

Пересекать дорогу, не слезая с велосипеда.

Не держаться за руль.

Заезжать на дорогу под знак «Движение на велосипедах запрещено».

Ездить вперегонки, цепляться за движущиеся транспортные средства или за другого велосипедиста.

Ездить близко к движущейся впереди машине.

Ездить по улицам и дорогам, обучая и обучаясь езде на велосипеде.

Катать ребят на раме или багажнике.

6. Закрепление знаний и способов действий.(5 мин)

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменной ситуации.

Кроссворд на тему «Правила дорожного движения»

По горизонтали:

2.Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

3. Техническое средство со световыми сигналами, регулирующее дорожное движение.

5.Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.

6. Полоса земли, обустроенная для движения транспортных средств.

8. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.

9. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

По вертикали:

1. Важнейшее условие пребывания человека на дороге.

4. Одно из необходимых средств дорожного сервиса.

7. Предупреждающий знак вблизи детского учреждения.

Ответы к кроссворду:

По горизонтали: 2. Пешеход. 3. Светофор. 5. Велосипед. 6. Дорога. 8. Тротуар. 9. Водитель.

По вертикали: 1. Безопасность. 4. Телефон. 7. Дети.

7.Контроль и самопроверка знаний.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Тест «Юные велосипедисты».

1. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части?

А) с 14 лет +

Б) с 16 лет

В) с 12 лет.

2.На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде?

А) не более 0,5 м

Б) не более 1,0 м+

В) не более 2,0м

3.Разрешена ли езда на велосипеде по обочине?

Б) разрешена, если это не создает помех пешеходам.+

4.Разрешено ли перевозить пассажира на велосипеде?

Б) разрешено, ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье.+

5.При езде на велосипеде в сумерках обязательно ли иметь световой фонарь?

В) нет, достаточно светоотражателей.

6.Какое расстояние должно быть между группами велосипедистов в колонне?

8.Итог урока.

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Изучить *2.4 учебника, записать в тетрадь основные требования к техническому состоянию велосипеда. Дополнительное задание: Из различных источников подготовить сообщение на тему «История возникновения велосипеда».


Дорожное хозяйство России
строительство и содержание дорог - это очень важно
  • Дорожное хозяйство России - что входит в понятие "дорожное хозяйство "
  • Дорожное хозяйство - сколько это стоит
  • Генеральная цель – удвоение пропускной способности и протяженности автодорог - основные цели по развитию автомобильных дорог России
  • Дорожные машины - средства механизации, применяемые при строительстве, содержании и ремонте дорог
  • Проблема обеспечения безопасности дорожного движения - и водитель, и пешеход, и даже инспектор - все они участники дорожного движения

Строительные профессии

Водитель - главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Напомним, что в нашей стране высокими темпами идет рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1 300 000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов в ближайшем будущем на 1000 человек будет приходиться 330-440 автомобилей (в 2009 г. этот показатель составлял в среднем 225 единиц автомобилей).

Следовательно, также быстро растет и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).

Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:

  1. Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.
  2. Глубокие знания Правил дорожного движения, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.
  3. Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.
  4. Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.

Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.

Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.

    Внимание!
    Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населенных пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьезно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.

Обучаться езде на велосипеде лучше всего на велодроме или в ве-логородках, которые в настоящее время стали устраиваться в различных регионах страны.

    Запомните!
    Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Это должен знать каждый

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда

  • Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).
  • При движении на дорогах в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Водителям велосипеда запрещается

  • Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.
  • Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.
  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.
  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.
  • Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
  • Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.
  • Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар - это дорога для пешеходов).

Основные обязанности велосипедиста

  • На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.
  • Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.
  • При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку. Перед остановкой поднимают вверх правую или левую руку.
  • На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нем, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

По состоянию на 1 января 2011 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 46 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.

Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России - создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков, на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

  • 3-годичное обучение с 14 лет;
  • 2-годичное обучение с 15 лет;
  • 1-годичное обучение с 16-16,5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200 грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100 автомобилей.

Работа юношеских автомобильных школ строится с учетом требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», региональных программ «О безопасности дорожного движения» с учетом требований администраций регионов и городов в вопросах воспитания подрастающего поколения.

В юношеских автошколах решаются следующие педагогические задачи:

  1. Повышение общего уровня культуры участников дорожного движения как гарантии безопасности.
  2. Профессиональная подготовка водительских кадров из числа подростков и молодежи.
  3. Профессиональная ориентация молодежи на профессии, занятые в автомобильной отрасли.
  4. Обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
  5. Организация свободного времени в целях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  6. Совершенствование гражданско-патриотического, эстетического, нравственного, физического воспитания.
  7. Создание автодромов, автогородков, секций, кружков для детей по обучению безопасному вождению на велосипедах, мотоциклах, автомобилях.
  8. Организация методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, работникам оздоровительных лагерей, родителям и общественным организациям по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В заключение отметим, что снижение количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах зависит от каждого человека - участника дорожного движения. Снизить отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность дорожного движения можно при условии коренного изменения отношения участников дорожного движения к выполнению Правил дорожного движения и соблюдения общеизвестных мер безопасности на дорогах, при осознании каждым человеком факта, что жизнь и здоровье зависят во многом от его поведения.

Вопросы

  1. Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?
  2. Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?
  3. Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?
  4. Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?
  5. Перечислите основные обязанности велосипедиста.

Задание

Из Правил дорожного движения выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.

Велосипедист является таким же водителем транспортного средства, как и сидящий за рулем автомобиля или мотоцикла, поэтому ему необходимо выполнять правила дорожного движения (ПДД), действующие на территории своей страны. А это значит, что никакого спиртного за рулем, разговора по мобильному телефону во время движения, разворота через сплошные полосы, езды навстречу по дороге с односторонним движением. Основные обязанности велосипедиста изложены в отдельном разделе Правил дорожного движения.

Основные обязанности

1. В обязанности велосипедистов входит содержание своего транспортного средства в исправном техническом состоянии. Велосипед должен быть с исправным тормозом и работающим звуковым сигналом. Зачем нужны исправные тормоза, объяснять не стоит. А что касается звонка, то он, главным образом, требуется для предупреждения пешеходов о приближении велосипеда. При движении в потоке машин вряд ли кто-то из других водителей услышит ваш колокольчик.

Ездить ночью по дороге или во время дождя, тумана или снега, то есть в условиях недостаточной видимости, разрешается только с освещением. Спереди на велосипед нужно поставить фару или дополнительно белый световозвращатель, сзади - фонарь и обязательно красный световозвращатель, по бокам (ближе к передним и задним габаритам) - фонарики или световозвращатели оранжевого цвета, также разрешены задние боковые огни красного цвета. Глупо и опасно ставить спереди красный отражатель, даже если он валяется без дела, водители машин и так редко замечают велосипедистов, а тут ещё такая путаница.

2. Велосипедист должен ездить как можно ближе к правому краю дороги и только в один ряд с другими байкерами. В старых Правилах дорожного движения указывалось конкретное расстояние от обочины дороги, которого должен был придерживаться велосипедист. Оно должно составлять не более 1 метра. В новых редакциях это ограничение отсутствует. Каждый разумный человек и так должен, в первую очередь, думать о своей безопасности.

Во время обгона другого велосипедиста или гужевой повозки, а также объезда стоящего транспорта всё же нужно кратковременно удаляться от правого края дороги. И лучше как можно дальше объезжать препятствие, особенно остановившийся автомобиль, ведь из него в любой момент может начать выходить водитель, широко распихнув дверь, или непорядочный человек выбросит окурок в окошко.
И не забывайте, что обгон или объезд нужно совершать только слева, если не хотите быть придавленным к бордюру.

3. В обязанности велосипедиста также входит подача предупредительных сигналов перед каждым маневром, даже если сзади нет движущегося транспортного средства. Перед любым поворотом или перестроением и до торможения водитель велосипеда должен подать предупредительный сигнал рукой, и, что важно, не за секунду до начала вращения руля или нажатия на тормозные рычаги. Вам нужно заблаговременно предупредить сзади едущего водителя, иначе ваша запоздалая реакция будет критичной.

В ПДД предусмотрены следующие сигналы, подаваемые рукой:

  • Сигнал правого поворота или перестроения - вытянутая в направлении поворота правая рука либо левая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал левого поворота или перестроения - вытянутая в направлении поворота левая рука либо правая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал торможения - поднятая вверх и выпрямленная в локте левая или правая рука.

Подав сигнал рукой, вы не получаете никакого преимущества в движении, поэтому всегда убеждайтесь в том, что сзади едущий участник движения понял ваши намерения и не начал обгон.

4. Если рядом с дорогой есть , водители велосипедов должны ездить только по ней. О наличии такого блага цивилизации сообщает круглый дорожный знак с былым велосипедом на синем фоне. А если велосипедная дорожка частично разрушена, засыпана строительным мусором или занята припаркованными автомобилями, тогда эти заторы велосипедист может объезжать по проезжей части дороги, это входит в его права.

5. При движении в колоннах водители велосипедов обязаны двигаться только в один ряд по дороге группами по 10 человек. Расстояние между группами – 80-100 метров для облегчения обгона автомобилями.

При езде в группах приняты условные жесты, которые посылаются не автомобилистам, а движущимся за вами друзьям-велосипедистам:

  • Яма или препятствие справа - указывающая вниз правая рука.
  • Яма или препятствие слева - указывающая вниз левая рука.

Первым эти сигналы подает ведущий в группе, а следующие за ним должны немедленно их повторить. Не нужно дожидаться приближения к яме или кирпичу на дороге. Следует сразу же передать сигнал об опасности едущим за вами велотуристам.

Водителям велосипедов запрещается

1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Взрослые люди обычно пользуются велосипедом как транспортным средством, а дети катаются на нём для развлечения. Именно безответственные велосипедисты при езде по проезжей части могут отпустить руль и ехать дальше, скрестив руки на груди. При падении горе-лихач распластается по асфальту вместе с велосипедом, а при этом не исключен наезд на него рядом проезжающих автомобилей.

2. Кататься по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочинам. В правах всё-таки допускается движение по обочине, нужно только не мешать пешеходам идти по ней или садиться в автобус. Ну а пешеходные дорожки или тротуары предназначены только для пешеходов, и при движении по ним каждый человек должен чувствовать себя в безопасности.

3. Передвигаться по автомагистралям. В этом запрете заложена забота о здоровье и безопасности велосипедиста.

4. Поворачивать налево или разворачиваться на дороге, которая имеет трамвайные пути или более одной полосы движения в определенном направлении. При необходимости повернуть или развернуться нужно доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда и перекатить его на противоположную сторону дороги.

5. Буксировать велосипед другим транспортным средством. Велосипедом перевозить прицеп в жесткой сцепке разрешается.

Часто трагичными последствиями заканчивается попытка проехать, ухватившись за борт грузового автомобиля. Водитель грузовика в этом случае не видит пристроившегося велосипедиста и не думает о его безопасности. Любой автомобиль может двигаться со скоростью свыше 60 км в час. Совершая объезд ямы на дороге или осуществляя экстренное торможение, любитель автостопа может оказаться под колесами.

6. Перевозить груз, выступающий за габариты по ширине или длине более чем на 0,5 метра и мешающий управлению. Удочки, трубы и какие-то палки на велосипеде нарушают устойчивое положение, особенно при выполнении поворотов. Зацепив выступающий предмет, автотранспортное средство может перевернуть велосипед с езоком.

7. Катать взрослых пассажиров. А перевозить детей в возрасте от 2 до 7 лет можно, но только на дополнительно установленном сиденьи с подножками. При перевозке тяжелого человека на раме или багажнике серьезно нарушается упомянутое ранее устойчивое положение.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Некоторые пункты статей об административных нарушениях подразумевают наказание водителей велосипедов. Например, есть штраф в размере от 1 до 2 минимальных зарплат за нарушение ПДД пешеходами и другими участниками движения. Это подразумевает 122-я статья - самая основная и легко оформляемая сотрудником ДПС.

Существуют также штрафы за нарушение правил пересечения пешеходных переходов, железнодорожных переездов, за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, за проезд на запрещающий сигнал регулировщика или светофора. Так что не стоит верить в полную безнаказанность при езде на велосипеде.

Тема 6. Велосипедист – водитель транспортного средства

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения:

Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Мусагитов Р.Т.

Цель: ознакомиться с Правилами дорожного движения для велосипедиста.

Ход урока

    Повторение пройденного материала.

    Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?

    Назовите дорожные знаки, показанные учителем.

    Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Велосипедист – водитель транспортного средства».

Цель урока: ознакомиться с Правилами дорожного движения для велосипедиста.

    Изложение программного материала.

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов сейчас на 1000 человек приходится 330-440 автомобилей.

Следовательно, также быстро растёт и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).

Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:

    Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.

    Глубокие знания Правил дорожного движения, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.

    Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.

    Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.

Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.

Внимание!

Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Этот возраст решениями соответствующих органов регионов может снижаться, но не более чем на 2 года. В соответствии с этим управлять велосипедом на дорогах может подросток в возрасте 12 лет, а мопедом – в возрасте 14 лет.

Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью, и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.

Запомните!

Велосипедист является водителем транспортного средства. Поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Это должен знать каждый

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда

    Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).

    При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозрващателями оранжевого или красного цвета.

Водителям велосипеда запрещается

    Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.

    Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.

    Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.

    Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.

    Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.

    Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

    Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.

    Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар – это дорога для пешеходов).

Основные обязанности велосипедиста

На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.

    Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.

    При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку.

    На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

По состоянию на 1 января 2004 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 32 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.

Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России – создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

    3-годичное обучение с 14 лет;

    2-годичное обучение с 15 лет;

    1-годичное обучение с 16-16,5-летнгео возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200 грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100 автомобилей.

Работа юношеских автомобильных школ строится с учётом требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», региональных программ «О безопасности дорожного движения» с учётом требований администраций регионов и городов в вопросах воспитания подрастающего поколения.

В юношеских автошколах решаются следующие педагогические задачи:

    Повышение общего уровня культуры участников дорожного движения как гарантии безопасности.

    Профессиональная подготовка водительских кадров из числа подростков и молодёжи.

    Профессиональная ориентация молодёжи на профессии, занятые в автомобильной отрасли.

    Обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

    Организация свободного времени в целях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

    Совершенствование гражданско-патриотического, эстетического, нравственного, физического воспитания.

    Создание автодромов, автогородков, секций, кружков для детей по обучению безопасному вождению на велосипедах, мотоциклах, автомобилях.

    Организация методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, работникам оздоровительных лагерей, родителям и общественным организациям по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В заключение отметим, что снижение количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах зависит от каждого человека – участника дорожного движения. Снизить отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность дорожного движения можно при условии коренного изменения отношения участников дорожного движения к выполнению Правил дорожного движения и соблюдения общеизвестных мер безопасности на дорогах, при осознании каждым человеком факта, что жизнь и здоровье зависят во многом от его поведения.

Домашнее задание

Из Правил дорожного движения выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.