Что значит уровень олимпиады 1.2.3. Что такое олимпиады рсош? I. Общие положения

При котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте.
Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы . Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников .

Зарубежный опыт

Родоначальником системы дуального образования считается Германия . Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза . Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

Российский опыт

Ярким примером дуального образования является система, заложенная в при его создании: с третьего-четвертого курса студенты привлекаются к исследовательской работе в научных организациях. Система хорошо зарекомендовала себя и позже была распространена на Новосибирский государственный университет .

Региональные проекты, направленные на развитие дуального образования

Некоторые регионы России уже начали реализовывать проекты, направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы.
Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область . В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.

Алексей Кобилев, Депутат Государственной Думы, автор законопроекта о “Дуальном образовании”

Рынок труда, пожалуй, один из самых динамично - развивающихся в нашей стране. Потому, что он первым вынужден реагировать на структурные изменения в экономике - предлагать новые специальности, потребности в которых не было еще вчера. Новые специальности требуют новых технологий производства, которых тоже еще не было. И, конечно, рынок труда в современной развитой стране требует трансформации системы образования. И здесь система не всегда успевает за веяниями жизни.

Можно ли сказать, что современное российское образование не такое уж современное? Косвенное подтверждение этому отображается в сухих цифрах статистики. Во-первых, с уверенностью можно констатировать очевидный тренд на рост безработицы среди молодежи. Если общие число незанятых в РФ составляет 5.5%, что является весьма неплохим показателем для развитых экономик, то процент 20-30 летних среди этого количества равен 35%. Эта тенденция наметилась с конца нулевых, тогда и начался рост доли нетрудоустроенных молодых людей.

Все дело в том, что, при приеме на работу в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника ВУЗа нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности. Это может подтвердить любой специалист по подбору кадров. И такая проблема действительно существует.

На нее обратил внимание и Президент. Так на одной из сессий ПМЭФ несколько лет назад он назвал обновление и повышение качества среднего и высшего профессионального образования и укрепление его связи с реальным образованием важнейшей задачей: "Во многих регионах уже активно и успешно занимаются развитием так называемого дуального образования, когда практика на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой", - говорил Путин. Он отметил, что и инженерные, и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, в соответствии с этим РФ выстраивает систему современных профессиональных стандартов.

Термин “дуальное образование”, прозвучавший из уст главы государства в той речи до сих пор никак не закреплен на законодательном уровне. Меж тем “дуальное образование” - это такой вид образования, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на определенное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы, а учащиеся проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.

В той своей речи Президент также отметил, что считает необходимым обобщить опыт, объединить наши усилия и выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик.

А у “международных практик” действительно есть чему поучиться. Так, родоначальником системы дуального образования считается Германия. Там задачи будущего трудоустройства молодежи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

Необходимо отметить, что в дуальной системе образования усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

Плюсов у дуального образования не мало. Так для бизнеса это, прежде всего подготовка кадров под конкретные технологические процессы предприятий. А также сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии, что прямо влияет на повышение производительности труда.

Для системы образования это возможность повысить качество профессионального образования и как следствие увеличить конкурентоспособность образовательной организации. Да и процент трудоустройства выпускников ощутимо повыситься.

Для будущих специалистов э то овладение профессиональными компетенциями и умениями для работы и трудовой деятельности уже во время обучения. Важно отметить, что все время, проведенное на предприятии в рамках обучения, будет оплачено. И конечно, гарантированное трудоустройство

Регионы тоже останутся в выигрыше. Потому что будет обеспечен баланс баланса спроса и предложения на рынке труда. В результате чего, инвестиционная привлекательности региона тоже повысится.

Нельзя сказать, что в России этому вопросу не уделялось бы никакого внимания. Так, о внедрении программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП).

Эксперимент, в котором участвуют 15 российских регионов, 105 учебных заведений и 1005 предприятий, 20899 студентов, 5602 наставника, успешно реализуется в поле среднего профессионального образования и уже получил высокие оценки немецкой стороны. Так отметил положительную динамику развития немецкой практико-ориентированной системы подготовки кадров в РФ. Эксперты BIBB также отметили наличие в регионах нормативно-правовой базы, практико-ориентированных программ обучения, участие работодателей в образовательном процессе, независимую оценку уровня квалификации выпускников и возможности для их дальнейшего трудоустройства.

Дуальное образование, но на уровне старших классов, собираются постепенно внедрять в Москве. Так в Общественном совете при Департаменте образования Москвы родилась инициатива провести эксперимент на базе нескольких столичных школ под названием “Профнавигация 2.0. Полное погружение”. Его суть в том, что дети уже со старших классов будут полностью погружены в процесс выбора будущей профессии. И дело не ограничится только традиционными тестами. Это целая комплексная программа, которая полностью вовлекает ребенка в процесс построения карьеры. Она рассчитана на совместную работу разных ведомств и общественных организаций.

Такая инициатива как нельзя лучше перекликается с идеей дуального образования, потому что помимо экономической составляющей - подготовки квалифицированных кадров для нашей экономики, образование профориентированного формата несет в себе важную социальную функцию - дает молодежи альтернативу времяпрепровождения. Дает выбор между тем, чтобы готовиться к взрослой жизни или заниматься вещами, скажем так, мало связанными с этим. А это в последнее время стало особенно актуальным.

Но это все эксперименты. А чтобы система заработала на полную мощность необходимо закрепить это понятие на федеральном законодательном уровне. Потому что сейсчас термин «дуальное образование (обучение)» может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента. Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне приведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

Можно долго перечислять плюсы введения системы дуального образования в нашей стране, но достаточно упомянуть о том, что Россия, несмотря на те временные сложности в области санкций, является неотъемлемой частью глобальной мировой экономики. А лидирующие государства в этой области свой выбор в пользу такого образования уже сделали.

Образование >> Билингвизм

«Партнер» №9 (240) 2017г.

Дуальное образование в Германии: плюсы и минусы

Дуальное образование: плюсы и минусы

Высшее образование

Наталия Куделя (Гейдельберг)

Дуальное образование - это вид обучения, при котором студенты приобретают теоретические знания в университете, а практические - на рабочем месте на предприятии. Всего в Германии существует около 1.500 дуальных программ, что соответствует примерно 4% всех специальностей в стране. Предпосылкой поступления на дуальную программу является один из следующих документов, удостоверяющих получение среднего школьного образования: Abitur, Fachhochschulreife, fachgebundene Hochschulreife, в некоторых случаях Meisterprüfung.

Существуют два вида дуального образования: Studium mit vertiefter Praxis (называют также praxisintegrierend) и Verbundstudium (или ausbildungsintegrierend). В первом случае выпускники получают степень бакалавра и практический опыт работы. Во втором случае студенты еще дополнительно приобретают профессию (Berufsausbildung), сдав экзамен при торгово-промышленной или ремесленной палате (IHK/HWK) во время учебы.

Дуальная система имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной учебой в вузе, поэтому ее популярность все время растет. В этой статье мы рассмотрим как плюсы, так и минусы дуального образования.

Ограниченный выбор дуальных программ

Далеко не каждую специальность можно изучать дуально. Предложение диктует индустрия: чем выше нехватка специалистов в определенной области, тем больше дуальных специальностей по данному направлению. По этой причине невозможно изучать, например, германистику или историю дуально. Больше всего предложений можно встретить в сфере инженерии, информатики, бизнес-администрирования. Последнее время появляется также все больше предложений в социальной сфере и сфере здравоохранения (например, эрготерапия, гериатрия). Наиболее популярные сайты, на которых представлены все дуальные специальности это duales-studium.de ; http://wegweiser-duales-studium.de и ausbildungplus.de .

Дуальные специальности больше всего распространены в федеральных землях Бавария, Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия. В поисках подходящей дуальной программы стоит обратить внимание на предложения университетов прикладных наук (Hochschule für angewandte Wissenschaften), так как классические университеты (Universität) предлагают дуальное обучение весьма редко. Студенты, интересующиеся какой-то конкретной специальностью, могут посмотреть на сайте выбранного вуза, с какими компаниями кооперирует данный университет. Или же наоборот, имея интерес в какой-либо конкретной фирме, можно узнать, предлагает ли она дуальную программу и с какими вузами кооперирует. Начинать нужно с подачи резюме в компанию, и после подписания рабочего контракта можно подавать документы в вуз.

Высокая конкуренция

Дуальное образование довольно популярно в Германии, и получить место не так просто. Особенно предстоит побороться за место у больших известных компаний, так как конкуренция у них очень высокая. Например, в 2016 году в фирме Адидас на одно дуальное место претендовали 113 соискателей. Подавать заявку необходимо за год до окончания школы. Быстро получить место можно только на маленьких и средних предприятиях.

Небольшие фирмы представляют собой тоже хороший вариант, ведь многие из них имеют международную направленность и часто являются мировыми лидерами в своей области деятельности. После получения места и подписания договора можно подавать документы на выбранную специальность в вузе. Здесь следует быть внимательным, так как требования и сроки подачи документов в университет разнятся от вуза к вузу.

Зарплата с первого учебного дня

Дуальные студенты получают зарплату с первого рабочего дня, причем как во время практики, так и во время теоретического обучения в вузе. Размер зарплаты зависит от величины компании, специальности и отрасли промышленности. Так, большие концерны платят, как правило, более высокую зарплату, чем средние предприятия. Учащиеся на экономических специальностях зарабатывают больше, чем студенты технических и социальных направлений. В сфере торговли зарплаты выше, чем в сфере здравоохранения.

В среднем в первый год учебы зарплата составляет 700-1.000 евро в месяц. Студенты, которые учатся ausbildungsintegrierend, получают столько же, как и обычные Auszubildende. Зарплата растет с каждым годом обучения.

Практический опыт работы

Дуальные студенты приобретают во время обучения в вузе не только теоретический багаж знаний, но и практический опыт. В общей сложности как минимум 12 месяцев приходятся на практику на предприятии, в некоторых случаях практическая часть составляет 18 месяцев и больше. Время практики может распределяться совершенно по-разному. В некоторых случаях студенты ходят 2 дня в неделю на лекции, а остальные 3 дня работают на предприятии, а завершив Ausbildung, дальше ходят только на лекции. Иногда нужно сначала пройти 12-месячный Ausbildung, затем следует теоретическая часть и заканчивается учеба снова работой на предприятии в течение 10 месяцев. Существует также вариант, когда студенты 3 месяца учатся, а затем 3 месяца работают, и так поочередно проходит вся учеба. В целом учеба длится 4-5 лет.

За время всей учебы дуальные студенты имеют возможность приобрести опыт во многих отделах компании. Благодаря этому к концу обучения они уже точно знают, работа в каком отделе их заинтересовала больше всего и где именно они хотят работать по завершении образования. Это огромное преимущество перед недуальными студентами, которым зачастую бывает сложно определиться с будущей специализацией.

Дуальные студенты должны учиться и работать одновременно, и это непросто. Во время работы они обязаны соблюдать дресс-код, выполнять поручения руководства, отчитываться за проделанную работу - всё, как у обычных наемных сотрудников. Во время теоретической части студентам тоже не удается расслабиться, так как учеба в вузе проходит по строгому плану. К тому же часто предприятие находится в другом городе, не там, где университет, и тогда много времени уходит на ежедневную дорогу к месту практики. В целом нагрузка очень высокая - на работу и учебу нередко уходят значительно больше, чем 40 часов в неделю.

Мало отдыха и во время каникул: вместо 6-месячных каникул у дуальных студентов есть только отпуск; он составляет 24-30 дней в году. Чтобы справиться с такой нагрузкой, студентам не обойтись без таких личностных качеств как высокая мотивация и самоорганизация. С другой стороны, дуальные студенты имеют довольно стабильный образ жизни на протяжении всей учебы: им не нужно искать подработку, как другим студентам; им известно, какую зарплату они получат в конце месяца, а также когда и сколько дней в году у них отпуск - всё это изначально оговаривается в рабочем контракте.

Отличные карьерные перспективы

Компании, вложившие финансовые и временные ресурсы в обучение дуальных студентов, заинтересованы в том, чтобы выпускники остались у них работать после завершения учебы. Иногда работодатели даже обязуют своих выпускников отработать какое-то время после учебы. Студенты, нарушившие этот пункт контракта и покинувшие фирму раньше оговоренного времени, обязаны выплатить фирме денежную компенсацию.


Чаще всего выпускники тоже заинтересованы в том, чтобы их рабочий контракт продлили. Ведь в этом случае им не придется тратить время на поиски другой работы, а затем осваивать новые должностные обязанности и привыкать к новому коллективу. В среднем свыше 70% всех выпускников дуальных программ остаются в компании, в которой они проходили дуальное обучение. По статистике консалтинговой фирмы Deloitte, в 2015 году 7% дуальных студентов не только остались работать в «своей» компании, но и сразу получили должность руководителя отдела.

Если же фирма не заинтересована перенять дуального студента после окончания учебы, такой выпускник легко находит другую работу благодаря приобретенному практическому опыту. Кроме того, выпускники могут продолжить обучение на магистратуре, но это происходит редко, так как дуальное образование имеет изначально другие цели.

Резюмируя, хочется подчеркнуть, что дульная система подходит, прежде всего, людям с очень высокой степенью целеустремленности, организованности и гибкости и требует большой выдержки и мотивации на протяжении всего обучения. Но пройдя этот нелегкий путь, можно рассчитывать на достойный оклад и отличное развитие карьеры.