Что за спорт скелетон. Почему скелетон – самый опасный вид спорта

Всего несколько дней остается до открытия сочинской олимпиады. Я собираюсь посмотреть максимум трансляций, однако о большинстве олимпийских дисциплин имею достаточно смутное представление. Поэтому решила написать несколько статей, а попутно разобраться в различных видах спорта. Начну, пожалуй, со скелетона.

Warning!

Скелетон как вид спорта появился относительно недавно. Его прародителем считается спуск со снежных склонов на деревянных санях без полозьев – тобогтанах. Они были придуманы канадскими индейцами.

Спортивные состязания по спуску на санях впервые провели в середине XIX века. В 1892 году англичанин Чилд сконструировал металлические сани. Сани для скелетона внешне действительно напоминают скелет. Первый спуск на санях-скелетонах произошел на соревнованиях по бобслею в 1905 году. В 1926 году скелетон и бобслей стали олимпийскими видами спорта.

Небольшие по размеру сани несутся по трассе со скоростью 120-130 километров в час. Спортсмен разбегается и ложится на кусок металла размером со стиральную доску, однако стоит такая «доска» порядка 7-10 тысяч долларов. Для каждого спортсмена она изготавливается командой инженеров индивидуально. На специальную рвму снизу крепят конькодержатель, а сверху – седло. Седло – это металлические ребра, которые удерживают спотсмена. Ширина и длина седла зависит от длины плеч и рук того, кто будет в нем лежать. По бокам рамы есть небольшие бамперы, которые защищают спортсмена от ударов о стенки желоба. Главным в конструкции саней является сверхпрочный карбоновый обтекатель. Обычно сани весят около 40 килограммов. На старте (примерно 30-40 метров) спортсмен должен разбежаться и быстро толкать перед собой сани. Чтобы ноги не скользили, надевают специальную обувь с сотнями крошечных шипов, врезающихся в лед. В конце разгона нужно прыгнуть в сани и лечь.

Впрочем, расслабиться и получать удовольствие не очень получится. На некоторых виражах спортсмены испытывают перегрузки до 5G. Аналогичные перегрузки испытывают и космонавты при взлете ракеты с космодрома или при вхождении в плотные слои атмосферы. Иногда может нарушиться кровоснабжение мозга, и тогда спортсмен просто потеряет сознание. Не исключена вероятность упасть лицом на лед, до которого во время спуска всего несколько сантиметров. Скелетонисты тренируются и выступают в специальных шлемах, закрывающих подбородок. Рулить скелетоном непросто. Спортсмен управляет санями при помощи собственного тела, наклоняясь и смещая центр тяжести.

Профессиональных трасс для скелетона в мире немного – всего 16. Одна из них – в Сочи. За ней регулярно ухаживают специалисты из бригады айс-мастеров. Они буквально падают на лед и руками прощупывают каждый сантиметр. Иней и неровности срезают, чтобы спортсмены не теряли скорость.

Warning!

В Красной поляне трасса для скелетона имеет длину 1814 метров. В ней целых 17 виражей, а перепад высоты составляет более 100 метров.

Каждый спортсмен участвует в 4 заездах. Скорости в скелетоне настолько высоки, что судьбу победителя решают сотые доли секунды. Некоторые спортсмены вставляют в сани пластины, чтобы увеличить скорость или улучшить маневренность. Однако судьи строго следят, чтобы вес скелетониста вместе с санями не превышал 115 килограммов (мужчины) и 92 килограмма (женщины). Спортсмены перед выступлением самостоятельно регулируют изгиб конька саней. Чем больше этот изгиб, тем выше скорость, однако управлять таким скелетоном становится сложнее.

Скелетон - это зимний олимпийский вид спорта, суть которого заключается в скоростном спуске на двухполозных санях по ледяному желобу.

История возникновения и развития скелетона

В 1892 году общественности были представлены железные сани - скелетон. Принято считать, что такое название они получили из-за своей схожести со скелетом. Спуск на новых санях впервые был продемонстрирован на соревнования по бобслею в 1905 году, уже со следующего года стали проводится соревнования по скелетону.

В 1913 году была сформирована Международная ассоциация скелетона.

В 1928 году на Олимпийских играх в Санкт-Морице прошли первые официальные соревнования по скелетону.

В 1968 году была открыта первая искусственная санно-бобслейная трасса, это дало возможно спортсменам тренироваться в любое время года и при любых погодных условиях.

В 1982 году в Санкт-Морице был проведен первый чемпионат мира по скелетону, а в 2002 году скелетон вновь попал в программу Олимпийских игр.

Правила скелетона

Спортсмен должен максимально разогнать скелетон с горы, держась за него рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, он должен быстро лечь на сани. Отсчёт времени начинается с того момента, как только скелетон пересечет луч хронометра, который располагается на расстоянии 15 метров от старта. Далее спортсмен спускается по трассе, управляя скелетоном при помощи движений тела или специальной обуви. Победитель в соревнованиях по скелетону определяется по сумме двух или четырех заездов.

Трасса для скелетона

Спортивная трасса для скелетона представляет собой ледяной желоб протяженностью не менее 1200 метров. Под желобом находится холодильная установка, которая поддерживает необходимую для трассы температуру. Перед самым заездом трассу поливают холодной водой со шланга.

В начале трассы расположены «рельсы», по которым спортсмены выполняют разгон. Рельсы представляют собой углубление в 2 см и делаются специальным оборудованием. После финиша есть запас трассы из нескольких сотен метров для остановки спортсмена.

Сани для скелетона

Сани для скелетона не должны иметь вес более 43 кг для мужчин и 35 кг для женщин. Предельный вес скелетона и спортсмена мужского пола - 115 кг, женского - 92 кг. Обычно сани изготавливают из высококачественного стекловолокна и стали. Они не имеют рулевого управления, спортсмен управляет санями с помощью специальных ботинок. Спереди и сзади скелетона предусмотрены бамперы, которые защищают спортсмена от удара о стены ледового желоба.

Современный вид спорта скелетон входит в программу Олимпийских игр и в наше время продолжает активно развиваться. Заключается он в спуске спортсмена с ледяного желоба лежа на санках. Главное в игре – это скорость езды, победителем является самый быстрый.

Что такое скелетон в спорте?

Официальные соревнования по скелетону начали проводиться не так уж и давно. Североамериканские индейцы в середине девятнадцатого века открыли опасные спуски с гор Альпов. Далее катания развивались следующим образом:

  • 1892 год – испробовали сани скелетоны на бобслее.
  • 1913 год – появление ассоциации скелетона на международном уровне.
  • 1928 год – первые официальные соревнования на Олимпийских играх.
  • 1968 год – открытие первой искусственной трассы.
  • 1982 год – первый чемпионат мира и сразу за ним включение в список Олимпийских соревнований.

Считается что скелетон – это опасный вид спорта. Разгон до высокой скорости порой приводит к неприятным последствиям. Поэтому конструируют специальные трассы в форме желоба, чтобы спортсмену было сложнее перевернуться. Вес катающихся не должен превышать указанные рамки:

  • мужчины – 115 кг;
  • женщины – 92 кг.

Спортсмены могут увеличивать вес с помощь балластов, но некоторые считают, что они мешают комфортному катанию. Человеку в санях необходимо быстро набрать скорость более 100 км/ч, и сильные различия влияют на итог действия. В первой половине трассы спортсмен набирает скорость, остальное время пытается ее поддержать и сохранить баланс. Победа присваивается по итогу нескольких заездов нечетного количества.

Скелетон и бобслей – разница

Два совершенно разных вида спорта бобслей и скелетон одинаковы в следующем: их курирует одна организация и для них приготовлена одна трасса. Олимпийские дисциплины похожи стилями, спортсмены съезжают на санях, в остальном они сильно различаются. Вид спорта скелетон имеет свои собственные особенности.

  1. Конструкция санок внешне похожа на скелет, отсюда и пошло название. Плоская рама крепится на двух коньках, которые скользят по желобу.
  2. Спортсмен после разгона полностью ложится на сани и держится за ручки, управляя телом и ногами.
  3. В соревнованиях разделяют мужчин и женщин. Съезды проходят по два забега в один день и по четыре в два.

Бобслей появился гораздо раньше и попал в список Олимпийских игр первым. Название свое они получили от внешнего вида саней, имеющие форму боба. Он имеет свои правила, которые не схожи со скелетоном.

  1. Сани внешне похожи на продолговатый овал, который устанавливается на шасси. В них имеются специальные сидячие места для экипажа, в которые они запрыгивают по мере разгона. Управление происходит передним мостом.
  2. В соревновании участвует либо пара, либо четыре человека.
  3. Каждое соревнование представляет собой четыре забега, и та команда что в сумме наберет меньше времени, победила.

Чем отличается санный спорт от скелетона?

Активные , такие как скелетон и санный спорт также имеют немало различий. Правила скелетона были представлены выше, но и катание на санках тоже имеет свои особенности.

  1. Спортсмены ложатся на сани ногами вперед.
  2. Сани выполнены в форме лежанки, со специальными полозьями для того, чтобы спортсмены могли держаться и управлять.
  3. Спускаясь, спортсмен не видит куда едет и меняет траекторию с помощью своего тела.

Правила соревнований допускают следующие команды:

  • мужские;
  • женские;
  • парные;
  • командные.

На чем соревнуются в скелетоне?

Сани являются самым главным атрибутом данного вида спорта. Изготовлены они максимально просто по сравнению со своими собратьями из биатлона или бобслея. Плоская рама из пластмассы или дерева легкая и со стойками не превысит 22 килограмма. Официальные требования:

  • длина от 80 до 120 см.;
  • вес с грузом для мужчин не более 43 кг.;
  • для женщин – 35 кг.;
  • размер между полозьями – от 34 до 38 см.

Каждая модель подбирается индивидуально для разного типа людей. Сани для скелетона непросто спортивный инвентарь, а продолжение экипировки, ведь даже на самые незначительные соревнования спортсмен не пойдет на чужих моделях. Их длина обязательно должна соответствовать росту человека, а ручки находится в максимально удобном положении. Для мужчин советуют брать более объемные варианты, для удобства при езде.


Скелетон - управление

Общий инвентарь для скелетона не подразумевает рулевое управление. Сани полностью неподвижны и спортсмену приходится с помощью подручных средств менять траекторию. Сделать это можно несколькими способами, главное правильно распределять массу тела:

  • наклонами тела;
  • носками ботинок;
  • руками.

Скорость в скелетоне

Каждый соревнующийся мечтает побить рекорд Александра Третьякова, который разогнался на 146,4 км/ч. Средняя скорость скелетона сейчас составляет около 110 км/ч, но те, кто выступают на мировом и Олимпийском уровне практически всегда ее превосходят. Нет предела совершенству и обогнать Александра стараются тысячи спортсменов и по этому поводу устраиваются даже массовые соревнования с элементами обучения.

Экипировка для скелетона

Одежда для данного вида спорта не слишком разнообразна. Правил по ее приобретению никаких не установлено, поэтому спортсмен выбирает то в чем ему удобно и безопасно.

  1. Костюм представляет собой супероблегающий аэродинамический комбинезон, хорошо греющий, но и не негромоздкий.
  2. Специальная обувь для скелетона жесткая и прочная. На ней имеются шипы для регулировки поворотов и торможения.
  3. Компактный шлем для скелетона, со специальной защитой подбородка.

Скелетон нельзя назвать молодым спортом. Его придумали еще в далеком 1882 году. Он являет собой спуск по ледяному желобу на специальных двухполозьевых санях на укрепленной раме. Отличается от санного спорта тем, что спортсмен в скелетоне лежит на санях на животе и вперед лицом (в санном спорте - на спине, а голова назад). Скелетонистов можно назвать бесстрашными людьми. Ведь ехать в столь узком пространстве с перепадом высот около 100 метров от высшей точки до низшей на скорости свыше 100 км/ч - не это ли настоящее безумие? Сейчас скелетон переживает второе рождение. Он уже входил в олимпийскую семью в середине прошлого столетия. Но затем его исключили их списка олимпийских видов спорта. В программу Зимних олимпиад спуск с горы на санях-скелетоне вновь вернулся в 2002 г. в Солт-Лейк-Сити. И сразу стал набирать огромную популярность. Ей во многом способствуют огромные скорости, которые показывают на трассах спортсмены.

На большинстве мировых трасс скелетонисты развивают скорость выше 130 км/ч.

В скелетоне большую роль играет разгон, когда спортсмен держа скелет одной рукой разбегается и прыгает на него. Уже за эти 4-5 секунд скелетон разгоняется до 40 км/ч. А дальше только набирает скорость с каждым метров. Малейшая ошибка чревата потерей драгоценных сотых секунды. Большинство рекордов в скелетоне в настоящее время принадлежат российскому мастеру Александру Третьякову. Это самый быстрый скелетонист мира. Ему принадлежат рекорды разгона практически на всех трассах, где проходят этапы Кубка мира и другие крупные соревнования. Александр на заре своей карьеры разгонялся на несколько десятых секунды быстрее своих конкурентов, но затем терял многое за счет ошибок на трассе. Но с опытом он стал лучше пилотировать свой любимый снаряд. Как уже говорилось, скелетон способен развить скорость до 130 км/ч. Так было до 2010 года, пока скелетонисты не попали на олимпийскую трассу в Ванкувере. Здесь уклон желоба позволяет показывать поистине фантастические скорости на 10-15 км/ч быстрее, нежели на других трассах. И вот во время третьего заезда на ванкуверской олимпиаде (всего скелетонисты на ОИ проводят 4 спуска, по сумме которых определяется победитель) произошло историческое событие. Александр Третьяков установил рекорд скорости для скелетона. Теперь для вида спорта скелетон рекорд скорости равняется 146,4 км/ч. Тогда этого не хватило Третьякову, чтобы стать чемпионом ОИ, но его мечта сбылась через 4 года в Сочи!

Наверняка, смотря анонс олимпийских игр, вы не раз слышали о таком виде спорта, как скелетон. Действительно, название звучит немного странно и даже забавно.

Скелетон в переводе с английского языка означает — каркас, скелет. Это один из самых опасных олимпийских зимних видов спорта. Скелетон представляет собой спуск на двухполозьевых санях с утяжеленной рамой. На нем спортсмены спускаются по ледяному желобу вниз головой, на скорости более 100 км/час! Именно поэтому данный вид спорта требует жесткого соблюдения всех правил, иначе заезд может закончиться серьезными травмами или даже смертью. Давайте узнаем, правила скелетона и что такое скелетон.

Правила скелетона

Скелетон и его правила. Перед тренировкой, спортсмены особое внимание уделяют качественной и долгой разминке. Необходимо хорошо разогреть мышцы ног, так как половина успеха — это яркий старт, а точнее, быстрый разгон.

Существует определенное строгое правило по весу: общий вес спортсмена и саней в женских соревнованиях не должен превышать 92 кг, а в мужских — 115 кг. В случае, если у скелетониста еще есть "свободный вес", он может заполнить его дополнительными утяжелителями, об утяжелителях поговорим чуть позже.

Каждый спортсмен имеет право на два заезда, победитель определяется по сумме временных показателей этих двух попыток. За тем, как скелетонист проходит дистанцию, наблюдают тренера, которые сидят в аппаратной. По всей длине желоба расставлены видеокамеры, позволяющие отслеживать каждую секунду передвижения. Кстати, эти же картинки транслируются и для обычных наблюдателей, и для соперников, на больших экранах снаружи. Правда, качество записи для фанатов немного хуже, ведь в аппаратную приходят результаты с 16-ти встроенных камер, а для соперников и фанатов — всего с 4-х. Как и в любом другом виде спорта, заезд записывается и по итогу тренер может указать спортсмену, что ему следует изменить в своей тактике и на какие ошибки ему стоит обратить свое внимание.

История скелетона

Первые заезды на санях были устроены, как это ни странно, для туристов, которые приехали весело провести свое время в Швейцарии. Начало веселой забавы было положено в 1883 году в Альпийских горах, во вторую половину 19-го века такое развлечение было безумно популярным. И это не странно, ведь спуск на санях с горы и по сей день не утратило своей актуальности. Правда, экипировку для спуска за столько лет, пришлось немного модифицировать.

А вот в далеком 1887 году спортсмен-любитель, имя которого Марк Кормик, решил поэкспериментировать и спустился на санях по заснеженной трассе вниз головой. Никакого несчастного случая с ним не произошло. Именно с него и началась история скелетона.

В 1892 году англичанин Чилд решил, что для такого "удачного эксперимента" жизненно необходимо изобрести новый вид саней, которые были бы более практичными при спуске вниз головой, и соорудил сани из металла, которые были похожи на скелет. Отсюда и пошло название "скелетон".

Первое соревнование прошло в 1905 году, правда, названия ему еще никто не дал, поэтому соревнования были не по скелетону, а по бобслею. А вот в 1906 году у этого вида спорта наконец появилось свое название и отдельная категория. В Австрии уже проходит соревнование не по бобслею, а именно по скелетону. Конечно, совсем нетрудно догадаться, что в подобных соревнованиях сначала принимали участие только мужчины. Популярность начинает расти. В состав Олимпийских игр случайно изобретенный новый вид спорта вошел только в 1928 году да и то, не надолго. Всего через 10 лет скелетон исчезает из списка соревнований Олимпийских игр и возрождается спустя много лет, в 2002 году!

Сани для скелетона

Как ни странно, сани имеют идентичное название с самим видом спорта и называется "скелетон". Они состоят из:

1. Полозьев. Перед заездом скелетонист обязательно первым делом снимает защитные чехлы с коньков на полозьях и затачивает их, а если говорить точнее, шлифует. Полозья изготовляются из высокоуглеродной стали, как и самые качественные ножи в мире. При производстве используется именно этот материал, так как он очень долго не затупляется. Однако, затачивать полозья так же, как и ножи, не имеет смысла, их нужно шлифовать ровно до того момента, пока скелетонист не увидит свое отражение.

2. Корпуса. Для того, чтобы у скелетона была хорошая обтекаемость, спортсмен мажет его специальным восковым средством, которое выравнивает поверхность, образует пленку и заполняет даже самые мелкие трещинки. Естественно, нетрудно догадаться, что за счет этого, увеличивается и без того немаленькая скорость (но ведь для спортсмена главное — победа!). После чего, остатки средства просто удаляются с поверхности.

Это, пожалуй, все основные составляющие саней для скелетона.

Однако, перед подготовкой к заезду это не все, что делает скелетонист.

После выполнения всех вышеназванных действий, спортсмену необходимо отрегулировать дугу (от 1 до 4 см), то есть, выставить оптимальную высоту полозьев. От этого также зависит скорость и чувствительность к управлению. Соответственно, чем выше полозья — тем выше чувствительность, но в то же время управление становится более опасным и возрастает риск с ним не справиться.

Никакого рулевого управления на санях для скелетона не предусмотрено. Им управляет спортсмен с помощью собственного тела, а если быть точнее — с помощью плеч. Делая упор на правое плече — он поворачивает сани в влево, делая упор на левое плече — соответственно поворачивает в вправо.

Теперь немного подробнее о вышеупомянутых утяжелителях для саней. Чем тяжелее снаряд — тем выше скорость. Чтобы увеличить вес, используются специальные свинцовые пластины, которые просто прикручиваются к скелетону обычными болтами или шурупами. После чего, специальным методом, перед квалифицированным специалистом, проверяется балансировка. Это является последним этапом при подготовке скелетона к заезду. После чего, в целях безопасности, на коньки надеваются защитные чехлы и сани перемещаются в отведенное для них место.

Трасса для скелетона

За готовность трассы для соревнований отвечает целая бригада рабочих. И это не странно, ведь от качества трассы порой зависит самое главное — безопасность заезда и результаты спортсменов.

Подготовка занимает довольно много времени, ведь для качественной трассы необходима хорошая обработка. Невероятно острые полозья саней очень легко деформируют лед и на трассе появляются ямки. Рабочие ставят на них заплатки, как на обычном асфальте, только в качестве строительных материалов они используют обычный снег с водой. Да и вместо асфальтоукладчика для такого ремонта достаточно шпателя. На хороших трассах температура льда также поддерживается специальной системой охлаждения, встроенной в днище. Это позволяет спортсменам не ждать зимы и морозов, теряя мастерство, а тренироваться, даже если на дворе — жгучее солнце и невыносимая жара.

Стоит заметить, что в зависимости от возрастной категории участников, длина заезда может варьироваться, для более молодых "юниоров" трасса на несколько сотен метров меньше, чем для более старших спортсменов.

После обработки льда, необходимо сделать две колеи, этим также занимаются рабочие. Для чего это нужно? При старте скелетонист разгоняет свои сани, чтобы набрать необходимую скорость в дальнейшем. Но помимо скорости этот отрезок пути позволяет задать необходимое направление. Этот пункт особо важен, так как правильное направление играет огромную роль в безопасности. Если они действительно правильные — спортсмен может не переживать о том, что его выбросит из трассы. Именно для этого необходимо, чтобы в начале трассы были так называемые "рельсы". Для того чтобы они были продавлены именно на два сантиметра, существует специальное оборудование, позволяющее все сделать по правилам.

Также огромную роль играет само качество льда, ведь именно от него зависит то, насколько быстрыми окажутся участники заезда. В завершающем процессе подготовки льда, один из рабочих поливает его холодной водой со шланга. Главное, в технике безопасности для этого человека — не забыть о специальной обуви, позволяющей крепко стоять на ногах. В подготовке трассы к соревнованиям этот пункт является завершающим.

Кстати, после финиша трасса не заканчивается, а продолжается еще на несколько сотен метров, но уже вверх для того, чтобы скелетонист смог остановиться. Такой подъем называется "контруклон". Также для того, чтобы спортсмену упростить задачу с торможением, его обувь, как и обувь поливальщика, оснащена специальными шипами, которые предотвращают скольжение.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.