Что такое тайцзи-цюань, цигун и ушу. Тайцзи и цигун – это синонимы

1. Шен поднимается вверх
Для того чтобы Шен, или дух, поднялся вверх, следует прямо держать голову. Движение должно осуществляться без видимых усилий; в противном случае кровь и Ци не смогут свободно циркулировать и, даже не смотря на волевое усилие, Шен не достигнет головы, а вы - свежести ума.

2. Сжимание грудной клетки и выпрямление спины
Сжать грудь означает позволить Ци опуститься в Дан Тянь (энергетический центр - чакра, расположенная примерно в 8 см. ниже пупка). Не пытайтесь расправить грудь; если вы это сделаете, то Ци устремится в грудную клетку, преобразуясь в "тяжелый, нижний свет", а ваши пятки потеряют точку опоры. Выпрямление спины означает фокусировку ци в области спины. Сжимая грудь, вы естественным образом выпрямляете спину. В этот момент внутренняя сила вашей спины приходит в движение и обеспечивает вам победу в поединке.

3. Расслабление области пояса
Область пояса контролирует все тело, и ее расслабление придает вашим ногам силу, а боевой стойке равновесие. Все приемы по осуществлению взаимодействия "видимого" и "реального" начинаются на уровне пояса. По этому поводу существует выражение: "Воля к жизни заключена в области пояса". Тем, кто в поединке оказался недостаточно силен, следует контролировать область пояса.

4. Различайте "видимое" и "сущностное"
Способность отличить "видимое" от "сущностного" является краеугольным мастерства в тайцзи цюань. Если весь вес тела сосредоточен на правой ноге, она является "сущностной", а левая - "видимой". Когда между "видимым" и "сущностным" существует четкое разграничение, движения становятся быстрыми и как бы не требующими усилий. В противном случае техника ног становится тяжеловесной, а стойки - нестабильными и легко уязвимыми для противника

5. Опустите плечи и не выставляйте локти
Опустить плечи означает держать их в естественном расслабленном положении. Если плечи приподняты, ци поднимается, и тело теряет свою силу. Локтевые сгибы также следует держать в естественном положении. Когда локти растопырены, плечи самопроизвольно приподнимаются, а поток ци выходит из-под контроля. Эта ошибка известна во внешнем кунг-фу под названием "прерванная сила".

6. Используйте силу воли, но не грубую силу
В тайцзи цюань есть аксиома: "Что бы ни случилось, вооружитесь волей, но не силой". Во время занятий по тайцзи цюань все тело должно быть расслабленным так, чтобы в мускулах, костях и кровотоке не ощущалось ни малейшего напряжения, которое может перейти в скованность движений. По достижении полного расслабления вы обретаете способность к непринужденным и плавным круговым движениям по собственному выбору. Некоторые люди выражают недоумение: "Как можно увеличить силу, не используя ее?". Ответ на этот вопрос кроется в системе меридианов, проходящих сквозь наше тело, подобно меридианам, опоясывающим Землю. Если течение реки не ограничено плотинами, она течет плавно. Аналогичным образом отсутствие препятствий на пути ци по меридианам тела гармонизирует ее поток. Напряженное в усилии тело препятствует току ци и крови, и движения становятся неуклюжими, теряя свою плавность и непрерывность. Толкнув стул, вы уже приводите в движение все тело (это означает, что все участки на теле человека связаны друг с другом меридианами, а усилие любой части тела сообщается всему организму). И напротив, если вы используете не силу, а волю, на что бы последняя ни направлялась, ци дойдет до места назначения. Таким образом, в течение всего дня кровь и ци должны беспрепятственно циркулировать по всему телу. Упорная тренировка поможет развить истинную внутреннюю силу. По этому поводу в философии тайцзи цюань есть такое высказывание: "Будьте бесконечно мягки и нежны, но в то же время тверды и могущественны". Рука мастера тайцзи цюань, подобна железу, обернутому замшей, сильна и тверда. Приверженцы внешних школ боевых искусств сильны только тогда, когда используют силу, но слабы и неустойчивы, когда она не применяется. Это говорит о том, что такая сила поверхностна. Использование грубой силы без участия воли означает отсутствие стабильности и не может претендовать на всю полноту знаний истинного боевого искусства.

7. Координация между верхом и низом
Это правило находит отражение в следующей аксиоме тайцзи цюань: "Она (ци) проходит от ступней в бедра, контролируется поясом и материализуется в руках и пальцах". Процесс завершается "за одну ци", что в терминах кунг-фу означает "непрерывное и произвольное на одном дыхании". Движения рук, ног и пояса, сопровождающиеся "настороженностью глаз", совершаются за один цикл, которые и воплощает координацию верха и низа; если хотя бы один из этапов процесса пропущен или выполнение техники прервано, гармоничность движения нарушается.

8. Союз внутреннего и внешнего
Тайцзи цюань постигается умом, т.е. "ум - начальник, тело - подчиненный". Когда разум достаточно натренирован, движения становятся быстрыми и непринужденными. Техника проведения приемов тайцзи цюань выполняется в строгом соответствии с принципом "видимого" и "сущностного", "открытия" и "закрытия". Под "открытием" подразумевается не только движения рук и ног в сторону оппонента, но и расширение сознания; "закрытие" состоит не только в возвратном движении конечностей, но и в возврате сознания и воли в первоначальное (сфокусированное) состояние. Если внешнее и внутреннее объединены в "одно ци" (или энергетическое тело), это означает единство и неделимость космоса.

9. Непрерывность
Во внешних школах боевых искусств сила является результатом "послеродового эффекта" (достигнутого искусственным путем), следовательно, есть начало и завершение, процесс и прекращение. Когда момент силы исчерпан, а новый потенциал не задействован, у противника больше всего шансов использовать вашу слабость. В тайцзи цюань используется воля, но не сила, поэтому на протяжении всей схватки энергетический поток течет непрерывно, начиная очередной цикл по завершении предыдущего без каких либо остановок. Согласно первоисточникам, присутствие волевого начала напоминает волны Длинной Реки (Янцзы Киань, самой длинной реки Китая). Применение силы в тайцзи цюань уподобляется процессу создания шелка (долгому и непрерывному) и выражается в аккумулировании и поддержании одной ци (непрерывный ток внутренней энергии, регулируемый правильным дыханием).

10. Обретите неподвижность в движении
Внешние боевые искусства подчеркивают важность быстрого бега и прыжков, во время которых растрачивается значительное количество энергии, а занимающиеся начинают задыхаться от недостатка кислорода. В тайцзи цюань покой направляет движение. Двигаясь, мастер тайцзи цюань всегда спокоен, и чем медленнее его движения, тем лучше. Когда движение неторопливо, дыхание становится глубоким и продолжительным, ци опускается в дан тянь (энергетическое поле в области живота) и ничто не затрудняет свободную циркуляцию крови и ци. Ученикам следует уделить этому моменту особое внимание; только убедившись на собственном опыте в справедливости сказанного, они добьются успеха.

Тайцзицюань — один из самых распространённых внутренних стилей ушу . В переводе с китайского означает — "кулак великого предела ".

История возникновения тайцзицюань имеет две версии. По первой версии, своим возникновением и развитием тайцзицюань обязан семье Чэнь , основавшей его в XVII веке. Создателем стиля является Чэнь Вантин — именно от него можно проследить непрерывную передачу традиции. Согласно второй версии, тайцзицюань зародился в двенадцатом веке — у истоков стиля стоял знаменитый даос Чжан Саньфэн . Его заслугой стало объединение даосских внутренних практик управления энергией (ци) с различными стилями боевого ушу , которые он познал в своих путешествиях, встречаясь с прославленными мастерами, монахами, воинами.

Современной популярностью тайцзицюань обязан Ян Лучаню , который в середине 19 века пропагандировал данный стиль и даже преподавал его в императорском дворце. Именно тогда тайцзицюань разделился на два направления — боевому аспекту Ян обучал воинов, а придворных более интересовали оздоровительные упражнения. В начале двадцатого века, после буржуазной революции, стиль тайцзицюань стал стремительно распространяться по всему Китаю. Интересно, что несмотря на притеснения мастеров ушу, китайские власти эпохи Мао Цзэдуна проявили интерес к оздоровительному аспекту тайцзицюань. В 60-х годах 20-го века были опубликованы книги "Упрощённое тайцзицюань " и "88 движений тайцзицюань ", по ним трудящиеся имели возможность самостоятельно обучаться основам данного стиля, касающимся, разумеется, только его оздоровительных аспектов.

По некоторым сведениям, тайцзицюань является самым массовым стилем ушу — он получил наибольшее распространение не только в Китае, но и во всем мире. В чем же его секрет? Прежде всего, это минимальные требования к физической подготовке и возрасту занимающихся — касается оздоровительного направления. Медленные плавные движения позволяют наладить правильную работу опорно-двигательного аппарата, помогают сконцентрироваться и отрешиться от внешнего. Чем-то движения в тайцзицюань похожи на движения ребёнка — они максимально гармоничны и естественны . Мягкие перекатывающиеся шаги, плавные движения рук — все это в сочетании с правильным дыханием позволяет работать не только на физическом уровне, но и параллельно осуществлять внутренние практики, развивать чувствительность, управлять универсальной энергией ци. Таким образом, тайцзицюань немыслим без цигуна , это ещё одно отличие его от других стилей ушу, в которых внутренней работе может уделяться меньшее внимание. Движение в тайцзицюань никогда не замирает — постоянно ощущается переход от активности (ян ) к пассивности (инь ). Занимающийся находится все время внутри энергетического шара, контролируя его размеры, плотность. Существуют комплексы тайцзицюань и с различным оружием — прежде всего с мечом (дзянь).

Достаточно один раз увидеть комплекс тайцзицюань в исполнении мастера, чтобы навсегда полюбить этот красивый стиль. Но, к сожалению, как это часто бывает, массовость и широкое распространение стиля отрицательно сказываются на качестве его преподавания. Многие увлекаются внешней стороной движений, не улавливая их сути, что превращает тайцзицюань в простой танец. Разумеется, эффект от таких занятий гораздо меньший, чем мог бы быть. Дело в том, что тайцзицюань — это боевой стиль ушу , предназначенный для применения в бою и зарекомендовавший себя как очень эффективное средство противостояния одному или нескольким противникам. Мастера тайдзи способны, концентрируя в ударе энергию ци, ломать толстые доски практически без замаха — коротким ударом с расстояния нескольких сантиметров. Конечно, подавляющееся большинство занимающихся изучают тайцзицюань не ради применения в бою, а для здоровья и самосовершенствования, но суть в том, что необходимо понимать каждое движение тайдзи ещё и как боевое применение, именно тогда возникает осознание — почему стойки, шаги, движения рук и ног именно такие, а не другие. Туй шоу — один из методов изучения тайцзицюань, подразумевающий работу в парах, позволяет осуществить переход от оздоровительных практик к пониманию гармонии тайдзи как боевого искусства.

Резюмируя суть тайцзицюань, можно сказать, что это — уникальное искусство саморазвития , включающее и боевое искусство , и оздоровительную систему , и медитативную практику . Тайцзицюань — это один из оптимальных и гармоничных путей познания цигун — практики управления своей внутренней энергией. Как и цигун тайцзицюань требует одновременного действия трёх факторов — сознания, движения и дыхания. На стыке цигуна и тайцзицюань возникли комплексы упражнений тайдзицигун .

По одной из распространённых классификаций, тайцзицюань включает следующие направления:

  • тайцзицюань семьи Чэнь;
  • тайцзицюань семьи Ян и его разновидности;
  • тайцзицюань У Юйсяна;
  • тайцзицюань У Цзяньцюаня;
  • тайцзицюань семьи Сунь;
  • прочие направления: "тайцзицюань деревни Чжаобао ", "тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси ", семейный стиль Шэнь и т.д.;
  • даосские стили, например Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай).

Так что же получит занимающийся тайцзицюань? Во-первых, физическое и духовное здоровье, долголетие. Во-вторых, средство для релаксации и снятия напряжения, возможность быстрого преодоления стресса и осознанных действий в экстремальных ситуациях. В-четвёртых, гармонизацию эмоциональной сферы и межличностных отношений. Ну а кому этого недостаточно, можно прислушаться к мнению адептов стиля, которые рассматривают тайцзицюань как путь к просветлению.

Практикующему тайцзицюань будет полезно подумать над несколькими поэтическими метафорами, используя которые, китайцы дают точные и ёмкие характеристики различным аспектам тайдзи:

  • "Нет формы, нет тени ". "Я " занимающегося соединяется с миром, растворяясь в нем, теряя свою форму;
  • "Все тело прозрачное и пустое ". Опустошение сознания, концентрация на энергии — даёт объективное восприятие и возможность правильной реакции;
  • "Забудь окружающее и будь естественным ". "Каменный колокол подвешен на Западной горе ". "Чистый источник, спокойная вода ". Сознание открыто, свободно, безгранично. Прекращение внутреннего диалога;
  • "Тигры ревут, обезьяны кричат ". "Бурная река, штормящий океан ". Безграничная мощь приложения накопленной энергии;
  • "Всем своим существом совершенствуй свою жизнь ".

Нет. Несмотря на то, что очень часто оба термина упоминают в паре, это совершенно разные вещи. Изначально тайцзицюань – это китайское единоборство, один из самых известных стилей ушу, дословный перевод – «кулак великого предела». Боевому искусству больше трёх веков (по одной из версий – более восьми), и зародилась традиция в семье Чэнь, которая передавала учение из поколение в поколение. Согласно второй версии, у истоков стоял даосский практик Чжан Саньфэн, который объединил практики управления энергией «ци» с боевым ушу.

Как бы то ни было, сейчас тайцзи «базируется» в Шаолине – знаменитом монастыре-источнике духовных практик и единоборств. Тайцзи (более употребительное название тайцзи-цюань, tai chi chuan) относится к боевым искусствам, а цигун – к духовной составляющей, но оба эти направления всё же во многом пересекаются благодаря использованию физических упражнений, гимнастике и связующей энергии «ци».

Загвоздка заключается как раз в том, что Китай и Древний Китай подарил нам множество различных физических и духовных способов развития, некоторые единоборства получили постоянную прописку в спортивных секциях и на Олимпиаде, практики проводят в фитнес-клубах и центрах здоровья. Однако очень многие обходят непонятные слова стороной, не пытаясь разобраться, что это такое. А ведь на самом деле всё просто!

Тайцзи

Судя по официальному сайту Шаолиня (именно на него мы будем ссылаться в статье как на первоисточник), тайцзи само по себе всё-таки больше относится к боевым искусствам, хоть и не ограничивается им. Различают внешние и внутренние стили восточных единоборств. К внешним относятся те, в которых обучение сосредоточено на самозащите и нападении без упора на развитие внутренней энергии, что бы это ни значило. Другими словами, внешние боевые искусства – это сила, ловкость и навыки для реального боя, как правило, без оружия.

Внутренние единоборства работают иначе. К ним относятся всем известные айкидо и некоторые виды ушу, в том числе как раз тайцзи. Обучение воина проходит с развитием его внутренних качеств – готовности к действиям, энергии, воли, чувствительности тела, анализу обстановки на психологическом уровне. Мастеров внутренних стилей готовят к управлению как своей, так и чужой энергией, какой бы она ни была. В отличие от внешних, внутренние стили требуют гораздо большего времени для освоения, однако и эффект от них совсем иной.

Учение тайцзи («великий предел») не подразумевает использование оружия, всё мастерство воина – в его руках и его сердце. На занятиях будущие мастера тренируют аналог каты – таолу, то есть последовательность движений, которые похожи как на бой с тенью, так и на некий восточный танец с необычными движениями.

Таолу повторяют ежедневно на протяжении многих месяцев и лет, пока движения не станут единым целым с телом человека, пока они не войдут в привычку и даже стиль перемещения. Именно поэтому походка тех, кто долго занимается тайцзи, меняется и становится лёгкой, плавной и пружинистой. Другой элемент тайцзицюань – это так называемые «формы», такие заготовки боевых приёмов: захватов, блоков, ударов, подсечек. Но управляет всем этим не мышцы, не ударные рефлексы, а внутренняя энергия ци.

Согласно древним учениям, ци – повсюду, в любом одушевлённом или неодушевлённом предмете окружающего мира. Ничего общего с теорией струн здесь нет, ци не управляет гравитацией и не похожа на то, что изучают физики. Ци всё время движется, пронизывая своим потоком всё вокруг. Ци наполняет жизнью здоровых людей, а у больных сказывается её недостаток или застой – именно поэтому так важно научиться управлять тем, что мы не можем «потрогать» своими органами чувств. Для этого существует цигун.

Цигун

Мастера тайцзи используют энергию для того, чтобы привести своё тело в движение, выполняя «формы». Сначала нужно научиться накапливать ци и правильно распределять её по организму. Если боец научится «гонять» свою ци по телу и взаимодействовать с ци из окружающего мира (в том числе с ци противника), значит, он будет непобедим в тайцзи. Сложно? Вероятно, сложно, но только для скептиков. Чтобы лучше понять ци, можно провести аналогию с душой, ведь она тоже эфемерна, но и с нею можно совладать. Совсем-совсем скептикам, которые не верят и в душу, тайцзи, возможно, покажется совершенно непонятной «гимнастикой».

Слово цигун в переводе на русский означает «работа с ци», то есть оттачивание навыков накопления и управления внутренней энергией. Цигун – это различные комплексы (наборы, последовательности) упражнений, во время выполнения которых важны концентрация и внимание к мельчайшим движениям.

Туда, где сейчас находится точка сосредоточения внимания, «приливает» ци. Эта энергия тесно связана с мыслью, причём если начать концентрироваться на другом человеке, ему уйдёт часть вашей ци. Изначально у человека три центра сосредоточения энергии – верхний, средний и нижний, в нижнем скапливается больше всего ци.

Практика тайцзи-цигун – это способность перемещать энергию ци по всему организму и уметь вести тело вслед за ней. На этом основаны все боевые приёмы тайцзи. При этом ци влияет и на другие способности – выносливость, гибкость, растяжку. Для тренировок общего развития тела существуют различные виды цигун, способствующие укреплению здоровья, есть даже и такие комплексы цигун, которые способствуют похудению.

Мастера могут освоить и совершенно сверхъестественные способы управления ци, вплоть до способности противостоять экстремальным температурам, воздействию ножей, они могут тренировать невероятную прыгучесть или навык падать с большой высоты без последствий для организма. Всё это не просто мифы, мастеров тайцзицюань и цигун можно увидеть на специальных показательных выступлениях в Китае.

Если ваша цель – не нападать на посторонних и не кичиться физической силой, попробуйте тайцзи. Боевое искусство обещает укрепить силу вашего духа, а годы тренировок установят особую гармонию в духовном мире, научат избегать конфликтов и разрешать их с минимальным уроном для обеих сторон.

В этом смысле тайцзы и цигун очень похожи на йогу: вы становитесь сильнее и здоровее, но не за счёт отточенных сокрушительных ударов.

Ц И Г У Н

Причиной написания этой статьи стали многочисленные обращения людей в центр «Синтез знаний» с огромным желанием заняться изучением исключительно направлением Цигун. Как удается выяснить, пообщавшись с такими людьми, среди них мало кто понимает, что такое Цигун и с чем его едят. Но все-таки многие настойчиво требуют подать им блюдо под названием «ЦИГУН», так как блюдо их категорически не устраивает. Хочется спросить: «Откуда к вам? Откуда приходят эти Хочу, если дальше ХОЧУ мы никуда не идем?»

Человек, который хочет купить определенную машину (сейчас речь идет о человеке разумном), сначала подробно узнает о том, чего хочет. Он читает обзоры в интернете, спрашивает о машине людей, уже ставших счастливыми обладателями такого авто, и только потом идет покупать машину. Есть, конечно, и те, кто приходит в салон подержанных авто и говорит что-то вроде: «У меня есть 500 тысяч рублей – дайте мне авто на эти деньги, и получше». Но таких людей единицы. Обычно подобные и приходят заниматься Цигун: дайте мне побольше и повкуснее (и неважно, что о большом и вкусном самое поверхностное представление). Никого не напоминает? Налицо капризный ребенок, который плачет и топает ножками: «ХОЧУ ЭТУ ИГРУШКУ!». И как такому истеричному , что эти два направления – цигун и тайцзи – настолько тесно сплетены друг с другом, что можно разъединить их, только если вводить понятие «ШКОЛА» и навешивать ярлыки. А по факту это просто разные стороны одной медали.

Между цигун и тайцзи есть лишь небольшие различия, но смысл обоих направлений один и тот же – Управление Энергией и изучение, познание себя. Все, что дальше этого смысла, – влияние разных школ, ответвлений,и специализаций. База, основа у цигун и тайцзи одна и та же, методы у этих двух направлений одни и те же, и цель у них, тоже, как ни странно, одна. Это как со школой вышивания: одни вышивают крестиком, а другие гладью, но и те, и другие ВЫШИВАЮТ.

Обычно мастера, которые преподают одно, знают и могут преподавать другое, но часто, руководствуясь коммерческой выгодой с точки зрения маркетинга и подстройки под клиента, для «капризных детей» направления разделяют. На наш взгляд, правильно объединить Цигун и Тайцзи воедино. Тогда, дополнив Тайцзи упражнениями из Цигун – дыхательными и статическими – на выходе мы получаем универсальную систему под названием «Синтез знаний» для как целостного человеческого существа.

Ниже приводится информация из различных источников в интернете, отвечающая на вопрос, что такое Цигун. Судите сами!

* * *

Определение Цигун

Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) - это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями.

Описание физических упражнений. Рисунок на шелке, изображающий практику Цигун Тайцзи. Найдено в 1973 году в провинции Хунань, Китай, в захоронении периода Западной Хань (II век до н. э.) в могильнике Мавандуй, гробница №3.

Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений.

Этимология

Цигун или Ци Гун - русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом. Буквальный перевод «цигун» - «работа с Ци(энергией)».

Практики

Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей. В сообществах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, повышающим боевые возможности. Религиозные общины, в том числе даосская и буддийская традиции, используют цигун в качестве части медитативной практики. Сторонники конфуцианства используют практики цигун для улучшения моральных качеств.

Медитация – один из видов обучения Цигун

Практики цигун включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и требующее внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие, как Тайцзицюань. Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением.

Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания.

Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами. Система цигун может состоять из одного или нескольких видов профессиональной подготовки.

В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать Тайцзицюань и Цигун как разрозненные подходы в единую систему с целью создания прочной научной базы для такой практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка, по мнению некоторых китаистов, оценивается как начало современной интерпретации цигуна. Через миграции, туризм и глобализацию практика и перспективы цигуна стали постепенно распространяться из китайской общины на весь мир.

В настоящее время, цигун как духовная и телесно-ориентированная практика переживает относительный подъем своей популярности на Западе, а также России. Есть мнение, что на фоне распространения и популяризации культуры Китая, у жителей крупных городов практика цигун занимает место популярной ранее йоги.

Практика цигун является одним из видов вспомогательных наработок, используемых при тренировке китайских боевых искусств.

* * *

Что такое тайцзи и цигун?

Все чаще мы слышим слова «тайцзи», «тайцзицюань», «цигун». Как известно, это названия различных практик саморазвития, берущих своё начало в Древнем Китае. В последнее время они стали популярными, почти модными и довольно широко преподаются в боевых школах и оздоровительных центрах. Кто-то считает и преподносит тайцзи и цигун как боевые искусства, кто-то – как дыхательную гимнастику, третьи – как духовную практику. Как же разобраться во всём нынешнем изобилии подходов и мнений?

Начнём с того, что тайцзи – это всё-таки боевое искусство (хотя и не только!) и уж никак не просто дыхательная или какая-либо ещё гимнастика. А прежде чем говорить о тайцзи, расскажем кратко вообще о боевых искусствах.

Боевые искусства – что есть что?

Различают внешние и внутренние стили боевых искусств. Во внешних стилях изучаются и отрабатываются приёмы самообороны и нападения для вполне конкретных ситуаций, развивается физическая сила и выносливость, скорость и быстрота реакции, воля в преодолении противника. Это, например, всем известные каратэ, дзюдо, таэквондо, джиу-джитсу, хапкидо, вин чун (китайский бокс), внешние стили ушу (шаолинь-цюань и т.п.). Такие европейские виды боя, как греко-римская и вольная борьба, бокс, кикбоксинг, самбо, фехтование также относятся к внешним стилям. Главное их преимущество в том, что они довольно быстро осваиваются. Например, человек, целеустремлённо и с упорством отзанимавшийся около двух лет в группе каратэ, уже, как правило, может защитить себя на улице. Оговорка «как правило» здесь не случайна – далеко не во всех случаях. Если противник достаточно силён, быстр и энергичен, не дай Бог сам чем-то владеет или если нападающих несколько, – шансы на успех резко снижаются. В каждом внешнем стиле число боевых приёмов хотя и немалое, но ограниченное, и вполне реальны ситуации, когда человеку просто нечего будет применить. Кроме огнестрельного оружия конечно, если есть.

Другой оборотной стороной внешних стилей является то, что их изучение сопровождается, как правило, довольно большими физическими нагрузками. В этом отношении они ничем не отличаются от тяжёлых видов спорта. Не ушедшим вовремя «на пенсию» грозят серьёзные проблемы со здоровьем, вплоть до самых печальных. Известно, что многие мастера умирали молодыми, в полном расцвете сил.

К внутренним стилям относятся айкидо, внутренние стили ушу (тайцзи-цюань, синъи-цюань, багуа-чжан). В отличие от внешних, внутренние стили действуют совершенно иначе. Они взращивают внутреннюю энергию человека и сверхчувствительность тела. Можно ли ударить кулаком воду? Можно, только вода мгновенно расступится в стороны, и кулак просто займет её место. А вода как была водой, так и останется, она «не сломается» и её целостность не нарушится. Так же и тело мастера внутреннего стиля становится подвижным и текучим, как вода или ртуть – его невозможно ударить, тело будет мгновенно реагировать на внешнее воздействие и уходить в сторону. А при необходимости ещё и возвращать удар в самого противника, используя его энергию. Можно сказать, что совершенный мастер внутреннего стиля непобедим в принципе, поскольку может нейтрализовать любое воздействие независимо от его силы, направления и характера. Он не преодолевает чужую силу боевыми приёмами, а просто управляет ей так, как ему нужно. Что на самом деле крайне не просто: овладеть таким искусством – огромный труд и очень долгий путь. Боевой аспект внутренних стилей начинает проявляться после примерно семи-восьми лет постоянных и упорных занятий. Самым древним боевым внутренним стилем ушу является тайцзи-цюань. Мы подробнее остановимся на нём.

Тайцзи, тайцзи-цюань

«Тайцзи» (taiji) означает «великий предел». «Тайцзи-цюань» (taiji quan) – «кулак великого предела». Это боевое искусство без оружия. Во время тренировок ученики не отрабатывают боевые приёмы. Здесь, собственно, их и нет – как таковых по отдельности. Вместо этого выполняются так называемые «формы», или таолу – длинные последовательности плавных и замысловатых движений, внешне напоминающих некий загадочный танец. По этой причине многие не знакомые с тайцзи люди сравнивают это искусство с танцем или гимнастикой, что конечно неверно. На тренировках одни и те же «формы» и их фрагменты многократно повторяются – днями, неделями, месяцами и годами, – пока прочно не войдут в естественную органику тела, не станут его неотъемлемой частью, как, например движения ног и покачивания рук при ходьбе, или движения языка при разговоре. А элементы «форм» тайцзи – не что иное, как мощные боевые приёмы: захваты, заломы, подсечки, удары, защитные блоки и т. д. Но в чём же тогда принципиальное отличие от внешних стилей?

Энергия ци

Во внешних стилях человек двигает телом физически, с помощью силы мышц. Во внутренних боевых стилях движениями тела управляет энергия. Эту энергию китайцы называют ци, или чи (qi). Энергия ци пронизывает всё вокруг, подобно мировому эфиру: она есть у любого неодушевлённого тела или живого существа: камня, воды, травинки, дерева, животного, человека, планеты, звезды. Ци находится в непрерывном потоке. Она может быть «холодной», может – «теплой», может быть «бурной», может – «спокойной», «тёмной» – «светлой», «земной» – «небесной», и т. д. Слова в кавычках не стоит понимать буквально: скорее это некие отвлечённые категории.

Ци – энергия жизни. В здоровом сильном человеке её много и она течёт по телу свободно. У слабого или больного человека ци мало, либо её свободный поток нарушен, и она где-то застаивается. Это тонкая энергия, в малых количествах она не воспринимается нашими органами чувств непосредственно. (Для скептиков отметим, что методами западной науки ци уже исследована и даже измерена). Человек рождается с некоторым количеством изначальной (первородной) ци, но большинство людей в течение жизни её постепенно теряют вследствие урбанизированной жизни, частых стрессов, алкоголя, груза бытовых проблем и т. д. У обычного человека, как правило, мало ци.

Что такое цигун?

Для того, чтобы в «формах» тайцзи движения энергии ци управляли движениями тела необходимо прежде всего накопить много внутреней силы(воли). Вслед за этим нужно научиться перемещать её по телу, и сделать тело послушным её движениям. А после – научиться взаимодействовать с внешней ци. Тайцзи неразрывно связано с энергией: все движения энергетически наполненные. В противном случае вместо тайцзи будет некая замысловатая и по сути бессмысленная гимнастика, не имеющая ничего общего с боевым искусством.

Для спресовывания и развития ци существует множество различных практик цигун («qigong»). «Гун» («gong») означает «работа», то есть цигун – это работа с ци(энергией) .

Каждый отдельный цигун – это комплекс последовательных упражнений. Во всех упражнениях помимо внешних физических движений присутствует внутренняя работа, основанная на концентрации и тренировке внимания. Например, если мы сосредоточили внимание на макушке головы, то в этом месте количество ци увеличилось. Энергия ци непосредственно связана с нашей мыслью. Собственно, куда направлена мысль, там и собирается ци. Если наше внимание плавно движется по участку тела в каком-то направлении – в этом же направлении движется и ци. Если мы пристально смотрим на другого человека, мы отдаём ему часть своей энергии.

Ци существует объективно, но её развитие и качество подвластны нашей мысли. От природы мы обладаем тремя главными энергетическими центрами, резервуарами изначальной ци, данными нам от рождения – нижним («ся дантьянь»), средним («чжун дантьянь») и верхним («шан дантьянь»). Нижний резервуар – основной, у здорового человека там должно быть больше всего ци. Взращивание ци начинается именно с этого центра.

Практик цигун – множество, и каждый комплекс служит определённым целям. Например, практика «тайцзи-цигун» перемещает энергию ци по телу, и ведёт тело вслед за энергией, что необходимо для выполнения и отработки боевых «форм» тайцзи. Есть цигун для укрепления и гибкости мышц и сухожилий – цигун «Дамо Ицзинь Цзин» («цигун Бодхидхармы»). Есть жёсткий цигун или цигун-«железная рубашка» – цигун для укрепления тела и развития нечувствительности к сильным ударам, колющим, режущим и температурным воздействиям. Есть «лёгкий цигун» – цигун уменьшения веса, овладев которым можно взбираться по отвесным стенам, прыгать вниз с огромной высоты не разбиваясь, перепрыгивать через препятствия высотой в дом, бежать по воде и т. д. «Жёсткий», «лёгкий» и «тайцзи» цигуны – непосредственно боевые, они, как правило, изучаются в боевых школах. Есть ещё «шоу-цигун» – цигун похудания (вернее — восстановления веса) и очистки организма, открытия энергетических каналов. Есть «чи-цигун» – цигун замены физической пищи на энергетическую, когда человек становится способным обходиться долгое время без еды(праноедение). Цигун для глаз – для улучшения зрения. И ещё много самых разных.

Здоровье

Все практики цигун, также как и тайцзи, направлены на улучшение жизненной энергию ци человека, чрезвычайно . По этой причине многие люди, особенно преклонного возраста, практикуют тайцзи и цигун, не преследуя непосредственно боевых целей, прежде всего – просто для здоровья. Чем раньше человек начал регулярные занятия –тем скорее избавится от существующих и возможных болезней. Без преувеличения можно сказать, что тайцзи и цигун – лучшее лекарство почти от всех и лучшее средство укрепления духа и жизненного тонуса.

Цель внутренних боевых искусств – не уничтожать противника, а прежде всего – избегать конфликтов и боя. Годами и десятилетиями выращивая в себе «хорошую» ци, человек постепенно притягивает к себе больше хороших людей, меньше попадает в неприятные ситуации. В этом, возможно, один из глубинных смыслов всех внутренних боевых стилей, и в частности, искусства тайцзи.

Тайцзи цюань как отличное средство укрепления здоровья

За последние сто лет тайцзи цюань постепенно развиваясь, стал широко распространен как в Китае, так и во всем мире. Это течение стало самым массовым движением в ушу. Как показывает практика, тай цзи цюань - это такой вид спорта, в котором физиологические и физкультурные нормы способствуют укреплению здоровья. Тайцзи цюань - это эффективное средство лечения болезней, укрепления здоровья, профилактики заболеваний и долголетия. Он широко практикуется в больницах, санаториях и стал одним из основных методов комплексного лечения.

Сейчас тайцзи цюань считается благоприятной лечебно-оздоровительной гимнастикой не только в Китае, но и за рубежом. И все же, почему тайцзи цюань укрепляет здоровье и предохраняет от болезней?

1) Тайцзи цюань оказался действенным средством для закалки нервной системы и повышения работоспособности органов чувств. Во время тренировок необходимо настроиться на этический лад и сосредоточиться, "разум концентрируется в точке дань-тянь"; отбросить посторонние мысли и "усилием воли успокоиться". Таким образом, управляя сознанием, сосредоточиться на движении; усилием воли укрепить способность управления телом, направить свой разум на укрепление силы. Нервные клетки коры головного мозга следует привести в активное состояние, что должно обеспечить тонус всем частям тела и привести в порядок обмен веществ, после чего появляется возможность для усиленной циркуляции энергии ци и крови. Отсюда эффект укрепления здоровья и нервной системы. На тренировках, во время выполнения упражнений, глаза должны следить за руками, а в моменты остановок - смотреть прямо перед собой. Издавна умелое обращение со зрительным аппаратом на тренировках помогало сохранить остроту зрения. Выполнение упражнения туй-шоу (толкающие руки) с использованием толчков, качаний, защиты или нападений повышает чувствительность кожи, улучшает осязание.

2) Тайцзи цюань укрепляет сердечно-сосудистую систему. На тренировках необходимо соблюдать принцип "любое движение без управления - не движение". Это касается движения всего тела. Так как в тайцзи цюань движения медленны и плавны, то проработка каждого сустава и мышцы тела способствует равномерной циркуляции крови, улучшает питание сердечных мышц, повышает работоспособность кровеносных сосудов, замедляет сердцебиение и увеличивает силу сердечной мышцы, уменьшает застой крови в организме и предотвращает атеросклероз.

3) Брюшное дыхание укрепляет дыхательную систему организма. В тайцзи цюань применяется брюшное или внутреннее дыхание (т.е. "энергия ци погружается в центр дань-тянь"). Жизненная энергия ци направляется вниз. Естественные и скоординированные движения постепенно приводят к тому, что дыхание становится "глубоким, продолжительным, тонким, неторопливым, равномерным и мягким". Это сохраняет эластичность легких, развивает дыхательные мышцы, увеличивает объем легких и великолепно улучшает такие функции легких, как вентиляция и кислородный обмен.

4) Тайцзи цюань стимулирует функции пищеварения. В процессе тренировки в работе всего тела участвуют кишки, желудок, печень, почки, стимулируется циркуляция крови в печени, улучшается работа желудочно-кишечного тракта, пищеварение и усвоение питательных веществ организмом, возбуждается аппетит, вылечивается запор и другие заболевания.

5) Благодаря тайцзи цюань, укрепляются мышцы и улучшается подвижность суставов. В дугообразных и спиралеобразных движениях участвуют все части тела, что, естественно, способствует наращиванию мышечной массы и укреплению мышечных волокон. Длительные тренировки делают телосложение пропорциональным, тело становится гибким и упругим, резко улучшается способность сокращения мышц. Вместе с тем, благодаря движению в форме спиралей, прекрасно укрепляются скелет и суставы, улучшается гибкость и подвижность суставов. Регулярные тренировки эффективно лечат артрит и оказывают профилактическое воздействие в отношении слабости мышц ног у пожилых людей, вялости ступней и колен, закостенелости и неподвижности суставов, физической недостаточности и других старческих недугов.

Благодаря взаимодействию трех составляющих - сознания, движения и дыхания - тайцзи цюань приводит к тому, что покой правит движением, и когда движение становится подобно покою, покой постепенно превращается в движение. Медленное и равномерное движение всею тела находятся в гармонии с физиологией человека. Тайцзи цюань подходите только молодым, но и пожилым людям, женщинам, работникам умственного труда и даже больным и хилым. Упорно тренируясь можно вылечить целый ряд болезней: неврастению, невралгию, гипертонию, болезни сердца, желудочно-кишечные заболевания, болезни легких и почек, ревматизм ног, повреждение поясницы, артрит, сахарный диабет, сперматорею, внутренний геморрой и другие хронические заболевания.

В местечке Лньян провинции Хэнань доктор Ти Вэйцзан провел исследование сорока одного человека различных профессий в возрасте от 31 до 72 лет, занимающихся этим замечательным стилем. Проследим только один показатель исследования - давление. До занятий ушу четырех человек из сорока одного было пониженное давление, у тридцати семи - повышенное, составлявшее в среднем 150,3 на 99,6 мм ртутного столба. Через три месяца регулярных занятий у 29 человек, что составляет 78,4% от 37 человек, давление снизилось, а средний показатель давления у всех 37 человек составил 143,1 на 94,8 мм ртутного столба. У трех из четырех исследуемых с пониженным давлением, давление поднялось, уменьшились головокружения, слабость и другие симптомы болезни. Даже один этот факт ярко свидетельствует о замечательных показателях в лечении и сохранении здоровья гимнастикой тайцзи цюань.

Школы Тай цзи цюань

За время существования тайцзи цюань возникло множество различных направлений и из всего этого многообразия выделилось пять сравнительно распространенных стилей.
I. Стиль чэнь. Этот стиль подразделяется на два подвида - старый и новый. В старом, основанном Чэнь Вантином,- пять комплексов тао-лу. За более чем трехсотлетнюю историю развития этот стиль непрерывно оттачивался и шлифовался, и до наших дней дошли комплексы первая и вторая цепочки лу. Первая дорожка стиля чэнь содержит восемьдесят три формы. Ниже приведены ее основные особенности.
1. Движения совершаются по спирали, при этом как бы накручивается пружина. Все действия берут начало в пояснице. Во время движения воля и энергия аккумулируются в четырех конечностях с соблюдением принципа: "Каждое движение есть прообраз внутренней и внешней работы всего комплекса в целом".
2. За внешней податливостью скрывается внутренняя прочность. Твердость и мягкость переливаются друг в друга, в движении кулака твердость - не твердость, мягкость - не мягкость, внутренняя сила сокрушительна - и в тоже время гибка.
3. Все действия и дыхание направлены на возбуждение энергии ци, движения неразрывны. Во время работы энергию ци необходимо погрузить в дань-тянь - область, находящуюся на один-два сантиметра ниже пупка - и одновременно производить накручивание внутренней энергии вокруг данъ-тяня. Перемещаясь, производить выкрики с выдохом и другие устрашающие возгласы, тем самым увеличивая силу ли.
4. Чередование большой и малой скорости, молниеносные изменения действий, движения кулака медленные.
5. Старый стиль чэнь имеет высшую, среднюю и низшую категорию. Занимающиеся этим стилем выбирают себе подходящую категорию в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Вторая цепочка лу первоначально именовалась пао-чуй (пушечный удар), имеет сейчас 71 форму. Ее основные особенности следующие: 1) большое количество сокрушительных ударов ногой; 2) движения по сравнению с первой цепочкой быстрее и жестче, удары сильнее; 3) изобилие ударов в прыжках, большое количество наскоков, уворачиваиий, молниеносных разворотов и перемещений - во всем ощущается могучая сила.
Тао-лу нового направления также имеет два подвида. Первый по основным положениям напоминает стиль чэнь, созданный учителем Чэнь, порядок движений аналогичен старому направлению, только опущены некоторые наиболее трудные элементы, Его также называют сяо цюань цюань (кулак малого круга). Старое направление называют соответственно да цюань цюань (кулак большого круга). Второй подвид нового направления - это прообраз стиля, созданного учеником Чэня Чэнь Цинпином. Его визитная карточка - изящность, сжатость, медленность. По мере усвоения упражнений круг постепенно увеличивается, достигая высшей степени сложности. Так как этот комплекс первоначально распространился в селении Чжаобао уезда Вэнь провинции Хэнань, он получил название чжао-бао-цзя.

I. Стиль чэнь - древнейшая ветвь на дереве тайцзи цюань и является самым ранним его направлением. Все другие стили и течения - это в той или иной мере видоизменения стиля чэнь.

II. Стиль ян. Этот стиль основан долгожителем провинции Хэбэй Ян Лучаном (1800-1873). Его семья была бедной, поэтому в детстве Ян батрачил в уже хорошо нам известной семье Чэнь Цэягоу. Юношей работал прислужником у учителя Чэнь и освоил его стиль. В зрелом возрасте вернулся к себе на родину и стал там практиковать тайцзи цюань. Сам, упорно тренируясь, видоизменил стиль чэнь, добавив ему мягкости в сочетании с решительностью и силой. Современники называли его чжань-мянь-цюань (нежный кулак), жуань-цюань (мягкий кулак), хуа-цюань (исчезающий кулак). Позже Яни Лучань, применительно к требованиям простого люда, постепенно упростил выброс силы, прыжки, сотрясающие удары ногой и другие сравнительно трудные элементы. Его сын Ян Цзянхоу еще больше переработал этот стиль в сторону упрощения. В этом виде стиль Ян и стал наиболее распространенным. Его особенности:
методика тренировок ровная и упрощенная; непринужденность и доступность; движения покорные; твердость и мягкость таятся внутри. Легкое и тяжелое сочетаются естественно, расслабление ведет к мягкости, накопленная мягкость превращается в твердость, непрерывность и естественность проявляется посредством выброса энергии Ци. Это особо заметно в красивых образных движениях. Этот стиль также имеет три категории: высшую, среднюю и низшую. Поклонники тайцзи цюань могут выбрать любую, в соответствии с возрастом и здоровьем. "Спортивный Тайцзи цюань", "Стиль Ян Тай цзи цюань, "Искусство Тайцзи цюань" и другие специальные работы содержат более подробную информацию о стиле ян.

III. Стиль у (первый). Основателем этого стиля считается маньчжур Цюань Ю, живший на закате правления династии Цин в провинции Хэбэй. Цюань Ю сперва обучался у знаменитого Ян Лучаня, а затем пошел в ученики к его сыну Ян Баньши и стал первоклассным мастером мягких стилей. Его сын Цзята Цюань изменил фамилию на китайскую У и продолжил семейную традицию по изучению и распространению тайцзи цюань. Видоизменив и пополнив арсенал приемов более пластичными и мягкими, убрав сложные трюки и прыжки, У Цзянь Цюань создал свою школу, вылившуюся потом в стиль у. Особенности этого стиля таковы: движения легкие, расслабленные и свободные, спокойные и естественные, непрерывные, как поток воды. Хотя стиль у и изящный, в то же время он довольно эффективный, сжатый и свободный. По этому стилю есть специальная книга "Стиль У Тайцзи цюань".

IV. Стиль у (второй) (омофон вышеизложенного стиля у). Основателем этого стиля считается мастер У Юйсянь, живший в конце правления династии Цин, в провинции Хэбэй. Сначала он обучался у Ян Лучаня, а затем постигал искусство старого направления стиля чэнь. Благодаря ему искусство тайцзи постоянно совершенствовалось и обновлялось. Он стал мастером стиля чэнь и его нового и старого направлений. Позже он изучил стиль ян и его направления большое да и малое сяо. Практикуя и изменяя эти направления, он пытался постичь, корни и соединить их воедино, выбрав из этих направлений все лучшее. Так возникло еще одно направление тайцзи, которое в народе назвали стилем у. Его особенности: шаг строгий, движения плавные, кулаки сжатые, пустое и полное строго разграничены, раскрытия и закрытия ясные; энергия ци во время вращении и движений в разные стороны находится в средоточии дань-тянь в области живота. Трансформация пустого и полного во внутреннем движении и скрытая циркуляция ци обретают внешнюю форму.

V Стиль Сунь. Имеется специальная книга "Тайцзи. Стиль сунь." Основателем этою направления является Сунь Лутан из уезда Вань провинции Хэбэй, живший в ХIХ веке. Сунь был страстным поклонником ушу: изучал син и цюань, затем багуа чжан и в конце концов стиль у тайцзи цюань. Вникнув в суть каждого из этих стилей и соединив их, он основал близкий себе по духу стиль сунь.
От других этот стиль отличается челночными движениями взад-вперед, гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Его комплексы тао-лу напоминают плывущие облака и бесконечный и непрерывный поток воды. Принцип каждого поворота тела подобен раскручиванию кай и скручиванию хэ, поэтому старые друзья называли этот стиль кай-хэ хо-бу (быстрые шаги скручивания и закручивания). Это не только уклонения, развороты, прыжки, перемещения, заимствованные из багуа чжан, где движению рук непременно предшествует движение тела, начинающееся от талии. Короче говоря, основное правило для движения тела и рук - начинать движения от пояса. Эти взлеты, падения, уходы вниз и перевороты заимствованы из сини цюань. Здесь приложение силы невидимо, начало падения незаметно, приложение рук скрыто. За внешним спокойствием таится огромное внутреннее напряжение, готовое выплеснуться и любую минуту. Плюс ко всему не забыты цепкость, вязкость, слитность и преследования, присущие тайцзи цюань. Легкое побеждает тяжелое, полное разбивается о пустое. Все эти три школы объединились в одну. У стиля сунь появился свой облик, и сейчас он имеет широкое практическое применение.

Овладение различными частями тела

Овладение различными частями тела и освоение правильной манеры держаться

Изучая этот стиль, необходимо особое внимание уделить правильному расположению различных частей тела во время тренировок.

Область головы
1. Голова. Голову держать ровно, не опускать, не запрокидывать, не наклонять в сторону, поворачивать аккуратно и естественно. Голова словно "подвешена за макушку", т.е. темя слегка приподнято, словно ее тянут за макушку. Мышцы лица расслаблены, лицо сохраняет спокойствие, глаза смотрят прямо, рот прикрыт, зубы сжаты, язык слегка облизывает нёбо, дышать через нос, дыхание естественное, слух обострен. Ничего не упускать из виду
2. Шея. Шею выпрямить, но не напрягать, держать свободно, поворачивать естественно и живо.

Верхние конечности
1. Плечи. "Плечи опустить, локти свесить" - плечевые суставы расслабить, оба плеча свободно опустить вниз на один уровень.
2. Локти. "Плечи опустить, локти свесить" - опуская плечи, одновременно свесить локти, рука слегка согнута в локтевом суставе и свободно опущена вниз.
3. Запястье. Из всех суставов самым подвижным является запястье - оно обладает большим числом степеней свободы. В тайцзи самое серьезное внимание уделяется "сидячему запястью", когда в процессе в ращения запястье не сильное и не слабое, но подвижное и эластичное.
4. Кисть. В тайцзи цюань используется три формы кисти: ладонь, кулак и крюк, но в таолу основной формой является ладонь. Пальцы ладони расслабить, ладонь движется свободно и непринужденно, пальцы сжимаются и разжимаются без усилий.
5. Кулак. Схема сжатия кулака такова: четыре пальца собрать вместе и кончики пальцев прижать к центру ладони, после чего большой палец прижимается к центру среднего пальца. Другие формы кулака образуются идентично. Так как все требования тайцзи цюань следуют "мягкому" началу, то сжимать кулак сильно не следует.

Верхняя часть туловища
1. Спина и грудь. Тайцзи цюань требует "грудь развернуть, спину распрямить". Грудь расправить так, чтобы в ней чувствовался простор, широта, и не было внутреннего напряжения. Расправив грудь, распрямить спину. В момент внутреннего наполнения груди расслабить, мышцы спины, позвоночный столб вытянуть наверх и далее держать его в этом состоянии, но только не оттягивать его назад.
2. Поясница. Поясница соединяет верхнюю и нижнюю части тела. Она играет главную роль в изменении движения, в регулировке центра тяжести, а также в передаче силы верхним и нижним конечностям. На тренировках поясница должна быть расслабленной, выпрямленной и слегка опущенной вниз. "Расслабление и погружение "возможны только" в том случае, если энергия ци помещена в дань-тянь". Ци не выходит на поверхность, а лишь передается в конечности. Шаг уверен и тверд и вместе с тем сохраняет живость и подвижность.
3. Живот. Живот "расслаблен и успокоен". Следуя принципу "Ци должно быть погружено в дань-тянь", осуществлять

Нижняя часть тела
1. Область паха вместе с половыми органами. Пах должен быть округлый и пустой, не расставлять ноги слишком широко и не выгибать их дугой внутрь, подобно тому как изогнуты штрихи в иероглифе жэнь (человек). Бедра раскрыть, колени слегка повернуть вовнутрь, так чтобы вместе с пахом они образовали круг.
2. Бедра. Сочленения тазобедренных суставов расслабить. Помните, что они играют ключевую роль в управлении вращением в звене талия - бедра. Движения должны быть скоординированные и живые.
3. Ступня. Ступня - это основа стоек и передвижений. Если корень неустойчив или хоть чуть-чуть отклоняется от правильного положения, то стойки и поступь неизбежно будут хаотичными. Передвижения могут быть различны по размерам и степени сложности, однако общее требование таково: "поступь уверенная, как у кошки". Другими словами, шаг должен сохранять правильность, живость и уверенность.

Овладение основными законами движения

Для освоения тайцзи цюань необходимо уловить суть тренировок. Хотя каждый стиль тайцзи и имеет свои особенности, но основа их едина. Поэтому когда говорится об овладении сущностью тренировок, имеется в виду усвоение правильных поз, а также законов движения тайцзи цюань в целом.

Успокой сердце, применяй волю
Основной принцип тайцзи цюань - "успокой сердце, применяй волю" - красной нитью проводится через все этапы занятия. Его смысл заключается в том, что первоначально следует сосредоточить мысли и непрерывно руководить движением.

Внутреннее и внешнее расслабление
Внутренние и наружные части тела должны быть полностью расслаблены. Это один из ключевых моментов тайцзи цюань". Только расслабившись, можно использовать волю и применять силу. Это правило, являясь предпосылкой первого, позволяет руководить расслаблением различных органов и частей тела. Его последовательное применение приводит к отказу от насилия над собой, когда все внутренние и наружные части тела расслаблены, и нет таких мест, которые не были бы расслаблены.

Слитность и гибкость
Согласно таким правилам, как "чуть двинешься и уже нет покоя", нот ступни к бедру и далее к талии завершить движение на одном дыхании", в движении следует сохранять волнообразность, слитность и гибкость. Все позы связаны между собой от начала до конца, выполняются на одном дыхании и составляют одно непрерывное целое, как поток воды, и свободны, как плывущие облака.

Правильная техника работы с телом
Техника работы с телом в тайцзи требует, чтобы корпус был прям, ровен и спокоен, так как на нем все держится". Корпус должен быть прямым, непринужденным, строгим, спокойным, мягким, но не расхлябанным. Во время движения вперед, назад, плево, вправо, при любых движениях конечностей туловище от макушки до промежности всегда должно составлять одну вертикальную линию.

Согласованность движений
Движения различных органов тела должны быть не только точными, но и строго скоординированными, волнообразными и всегда составлять единое целое.

Мягкость и ровность
На начальном этапе занятий движения должны быть мягкими и плавными, ровными и естественными, весь комплекс выполняется на одной скорости, без ускорений и замедлений. Стойки также не должны быть слишком высокими или слишком низкими.

Разграничение пустого и полного
Одно из основных правил тайцзи цюань - четкая грань между пустым и полным. Прежде всего это относится к нижним конечностям. Например, если перенести вес тела на левую ногу, то она станет полной, а правая пустой; если же вес тела перенести на правую ногу, тогда она будет полной, а левая пустой. Следует воздерживаться от равномерного распределения веса на обе ноги. Кроме того, разграничивая пустое и полное, надо концентрировать мысль на одной из верхних конечностей. Например, при работе с бянь (холодное оружие в форме железной палки с рукояткой) следует мысленно сосредоточиться на левой руке, и, таким образом, левая станет полной, а правая - пустой.

Координация дыхания и движения
Естественная координация движения, мысли и дыхания - также важнейшая особенность тайцзи цюань. Дыхание должно гармонично сочетаться с элементами движения. Перемещаясь, мы вдыхаем и выдыхаем и делаем это по определенным законам. Обычно, поднимаясь, сгибая руку, толкая или ударяя ногой, мы производим выдох, а присаживаясь, вытягивая руку, останавливаемся и делаем вдох. Сочетая дыхание с движением, основное внимание уделить тому, чтобы дыхание не скрывало силу, не задерживать дыхание, не прилагать для этого усилий. Хотя дыхание и регулируется сознанием, все же необходимо добиться гармоничного единства дыхания и движения.