Что обязательно при выполнении кувырков. Методическая разработка на тему: Гимнастика. Техника обучения кувырков вперед, назад. Сальто поддается гибким и сильным

Как сделать кувырок назад? Данное упражнение относится к базовым элементам гимнастики, которые изучаются на школьных уроках физкультуры еще в начальных классах. Это упражнение крайне полезно для общего физического развития растущего организма ребенка. Выполнение кувырка назад, так же как и вперед, не является по своей технике чем-то сложным и его может выполнить практически каждый, кому это не противопоказано по состоянию здоровья.

Спортивная гимнастика

Гимнастика - это комплекс разработанных докторами и спортсменами упражнений, направленных на развитие и укрепление мышечного каркаса. Идеальным для того чтобы начать заниматься этой дисциплиной считается возраст от 4 до 5 лет, а в некоторых странах даже меньше. Занимаясь гимнастикой, первым делом следует уделить основное растяжек и только спустя пару месяцев переходить к более сложным упражнениям.

Почему так важны кувырки?

Кувырки и перекаты в целом оказывают благотворительное воздействие на улучшение физической формы, повышая уровень ловкости и укрепляя вестибулярную систему. Как следствие, в первую очередь среди положительных эффектов следует отметить улучшение координации. Навыки группировки, приобретаемые в процессе выполнения данного упражнения, повышают контроль над ситуацией и уровень безопасности во время падения как в бытовых ситуациях, так и в спорте.

Группировка

Под этим понятием подразумевают подготовительные меры перед выполнением непосредственно самого упражнения. В их практике и кроется ответ на вопрос о том, как сделать кувырок назад. Элементы в этом деле используются разные. Различают группировку сидя, лежа, широкую и в полуприседе. Независимо от позы выполняется она следующим образом: следует согнуть ноги, взять их за голени и подтянуть колени к плечам. Голова наклоняется вперед, локти прижимаются к туловищу, а спина округляется. Далее следует сам кувырок назад, техника выполнения которого начинается с раскачки, впоследствии переходящей и в само упражнение.

Правила безопасности

Первый раз осуществить кувырок назад, конечно, лучше под присмотром инструктора. Предварительно стоит научиться выполнять кувырок вперед и только потом переходить к его обратной форме. Местом выполнения должен служить в идеале спортивный мат, но при желании можно использовать любое мягкое, удобное покрытие. Чтобы правильно должна быть внимательно изучена. Он должен осуществляться строго по линии позвоночника.

Практическое занятие

После предварительной подготовки можно приступать к осуществлению задуманного. Необходимо сесть на корточки. Сгруппироваться, расположить ладони на полу параллельно друг другу и перед собой. После энергичного толчка делается резкий перекат на спину. Для снижения нагрузки на голову и шею при касании спиной пола необходимо помочь себе осуществить переворот, оттолкнувшись руками.

Упрощенный вариант

Часто при начале обучения используют наклонную поверхность. Упражнение в этом случае выполняется просто по инерции движения тела, после отталкивания. На этом этапе можно ознакомиться с механикой кувырка назад, что впоследствии упрощает задачу. После этого у вас вряд ли вновь появится вопрос о том, как сделать кувырок назад правильно.

Это следует учесть

Как бы ни была проста задача, лучше, конечно, предварительно посмотреть технику выполнения данного упражнения в исполнении профессионалов. Если вас интересует вопрос "Как сделать кувырок назад?", но при этом вы боитесь самостоятельно попробовать выполнить данное упражнение, обратитесь к специалистам, которые обязательно подробно о нем расскажут и наглядно покажут. Лучшим учителем станет преподаватель физкультуры или фитнес-инструктор.

Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры (спиной и ногами) и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад. Кувырки вперед могут осуществляться и с полетом после толчка ногами.

Эти упражнения необходимы для тренировки вестибулярного аппарата, развития ловкости, ориентировки в пространстве, с целью самостраховки при падениях.

Кувырок вперед из упора присев в группировке. Упражнение выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди ступней на полшага, слегка разогнув ноги, начать толчок. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, перекатиться вперед через голову в положении плотной группировки, коснувшись пола сначала затылком, затем шеей, лопатками, спиной и тазом. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, встать (рис. 10).

Основные элементы техники:

1) толчок ногами в заданном направлении и достаточной силы, обеспечивающий поступательное и вращательное движение;

2) группировка, помогающая быстрому переворачиванию и переходу занимающегося в конечное положение.

Правильная группировка помогает быстрее овладеть техникой кувырка. При изучении группировки из различных исходных положений учащиеся получают предварительное представление о разнообразных положениях тела при кувырке. Это позволит перейти непосредственно к подводящим упражнениям.

Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку вперед:

1) в упоре присев сгибание рук и наклоны головы до касания затылком пола;

2) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;

3) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.

Овладев подводящими упражнениями, переходят к изучению кувырка вперед из упора присев с опорой руками впереди ног на расстоянии полшага (такое исходное положение способствует правильному выполнению толчка ногами).

При обучении кувырку вперед могут встречаться основные и второстепенные ошибки.

Основные ошибки:

1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина - слабый толчок ногами или его отсутствие;

2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате - удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;

3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;

4) неправильная группировка: а) слишком поздняя - захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная - недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;

5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого - потеря равновесия назад;

6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).

Второстепенные ошибки:

1) неправильное положение кистей при опоре (пальцы развернуты кнаружи или внутрь);

2) кисти расположены не на ширине плеч (слишком узко или широко) или не на одной линии (одна кисть впереди другой);

3) неправильный захват голеней при группировке (за голеностопные суставы или за колени).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.

При выполнении кувырка вперед нужно делать толчок ногами, что содействует движению вперед до полного вращения и дает возможность встать на ноги.

Часто при изучении кувырка вперед учащиеся ставят руки близко, как при упоре присев. В таком положении голова оказывается впереди рук, а при выполнении кувырка вес тела приходится на голову.

При опускании на лопатки затылок должен касаться пола на линии кистей. Такое положение рук очень важно при быстром выполнении кувырка, в противном случае не исключена возможность удара головой о пол.

Для того чтобы избежать получения травмы, в момент переворота через голову необходимо уметь контролировать свое тело в упоре на руках и переносить его (центр массы тела) через точку опоры (руки). Исходя из этого, предлагается определенная последовательность этапов обучения кувырку вперед.

ВНИМАНИЕ! После общей разминки перед разучиванием кувырка вперед необходимо выполнить несколько специальных упражнений для мышц шеи и спины: наклоны головы (вперед, в сторону); повороты головы; вращения головой; исходное положение - руки за головой, надавливая на затылок, максимально наклонить голову вперед; исходное положение - то же, полуприсед с касанием лбом коленей.

На начальном этапе обучения необходимо дать учащимся представление о кувырке вперед. Они должны познакомиться с гимнастической терминологией (группировка, упор присев, упор стоя согнувшись, перекаты и т. д.).

На этом этапе большое значение имеет метод показа и объяснения. Показ упражнения должен быть безошибочным. Учитель обращает внимание учащихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время его выполнения они знали, на что нужно обратить внимание. Обучающийся должен знать, что:

  1. выполняя толчок ногами, необходимо полностью их выпрямить;
  2. подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь;
  3. переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней.

Обычно упражнение делят на несколько составных частей, к каждой из которых подбирают подготовительные (позволяющие развить необходимые мышечные группы) и подводящие (максимально доступные, позволяющие ознакомиться со структурой изучаемого упражнения) упражнения. Отрабатывается каждая из частей, а затем отдельные части соединяются в единое целое.

На этапе углубленного обучения целесообразно разделить упражнение на две части: 1) переворот через голову; 2) перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине. Начать изучение следует с более легкой второй части (перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине), параллельно отрабатывая отдельные элементы кувырка вперед.

Последовательность обучения:

1. Перекаты в группировке лежа на спине.

2. Перекаты из положения группировки сидя на краю мата . В положении группировки сидя на краю гимнастического мата (рис. 11), ноги максимально согнуты (стопы несколько разведены), кисти захватывают ноги за голени ниже колен и притягивают их к плечам, локти прижаты к туловищу, левая рука захватывает только левую ногу, правая рука - правую, колени слегка разведены, голова максимально наклонена вперед и находится между коленей. Это необходимо, чтобы придать туловищу более «округлое» положение и избежать удара лицом о свои колени во время выполнения кувырка.

При перекате назад следует слегка отвести плечи назад (ослабить группировку), а в момент касания лопатками пола опять плотно сжать группировку. Для переката вперед нужно слегка разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах и потянуться пятками вперед-вверх. Как только тело начало перекатываться на спину, резко прижать к туловищу ноги, стараясь коснуться пятками пола.

3. Перекаты в группировке из положения упора присев : присед колени вместе, опора руками на ширине плеч на уровне коленей, плечи над кистями, голова прямо, смотреть перед собой.

Перекаты в группировке из положения упора присев могут выполнять на:

а) полу (облегченный вариант, при котором разный уровень опоры позволяет учащимся легче выполнить заключительную часть переката). Исходное положение - упор присев на полу, пятки слегка касаются края мата, перекат на спину; перекат в упор присев на полу;

б) гимнастическом мате.

Во время выполнения перекатов важно обращать внимание учащихся на необходимость постоянно контролировать скорость переката на лопатки и не допускать случайного переворачивания через голову.

После того как учащиеся овладеют выполнением заключительной части кувырка, можно переходить к изучению первой, наиболее травмоопасной, части - перевороту через голову.

4. Обучение перевороту через голову . Учителю необходимо разъяснить учащимся, что:

а) кувырок выполняется с обязательной опорой на руки; голова может касаться опоры затылком, но не опираться на нее;

б) для того чтобы перевернуться через голову, нужно перенести тело (центр массы тела) через точку опоры.

Исходя из этого учащиеся должны научиться удерживать свое тело на согнутых руках и перемещать его через точку опоры.

Первое, что необходимо прочувствовать учащимся, - движение спины за счет разгибания ног. Для этого выполняют следующее подводящее упражнение: начинать движение с разгибания ног из упора присев в упор стоя согнувшись, перенести массу тела на руки, смотреть на кончики пальцев рук, округлить спину (рис. 12).

Прочувствовать положение упора на согнутых руках поможет второе упражнение: из упора стоя согнувшись - сгибание и разгибание рук (рис. 13).

Третье упражнение позволит скоординировать движение рук и ног: из упора присев (руки примерно в 1 м от ног) - упор стоя согнувшись с согнутыми руками (рис. 14).

Упражнение выполняют на четыре счета: счет 1 - разогнуть ноги, поднять спину - счет 2 - согнуть руки - счет 3 - разогнуть руки - счет 4 - вернуться в исходное положение.

То же упражнение, но выполняется на два счета: раз - разгибая ноги, поднять спину и одновременно с этим согнуть руки; два - вернуться в исходное положение.

Необходимо стараться выполнять данное упражнение максимально слитно.

5. Кувырок вперед в целом . При выполнении данного упражнения необходима страховка. Страхующий находится сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает его под плечо, помогая контролировать упор на согнутых руках, другой рукой - под колени, помогая перевернуть тело через точку опоры (стрелками обозначены места поддержки) (рис. 15).

Разучивание новых гимнастических упражнений всегда связано с повышенной опасностью получения различных травм, поэтому учитель обязан не только строго соблюдать правила безопасности, но и подобрать такие подготовительные и подводящие упражнения, которые максимально снижали бы риск травмы и одновременно с этим позволяли успешно освоить изучаемое упражнение.

Реализация данной методики по выполнению кувырка вперед позволяет учащимся в дальнейшем легче освоить длинный кувырок вперед и кувырок прыжком.

Длинный кувырок (рис. 16). Кувырок в длину осуществляется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибаясь, необходимо оттолкнуться ногами и, опираясь руками как можно дальше от ног, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Кувырок прыжком (рис. 17). Из полуприседа (руки назад) махом руками вперед и толчком ногами сделать прыжок вперед (в безопорном положении тело согнуто в тазобедренных суставах) и приземлиться на руки; наклонив голову вперед и сгибая руки, перекатиться на лопатки, сгруппироваться и закончить кувырок.

При выполнении кувырка вперед прыжком с разбега необходимо в первой фазе полета прогнуться и развести руки в стороны. Во второй половине полета нужно очень быстро перевести руки вверх, голову наклонить вперед и согнуться, затем коснуться руками пола, перенести на них тяжесть тела и, упруго их сгибая, выполнить перекат.

Кувырок назад в группировке из упора присев (рис. 18). Из упора присев, оттолкнувшись руками от пола, садясь на пол ближе к пяткам, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед и начать перекат назад. Перекатываясь на спину, лопатки и на шею, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать.

Основные элементы техники:

1) активный перекат назад в группировке, получаемый за счет толчка руками и потери равновесия назад, обеспечивающий вращательное движение тела назад;

2) опора руками, способствующая правильному завершению кувырка (в положение упора присев).

При обучении этому элементу важно правильно и качественно произвести объяснение техники выполняемого упражнения. Необходимо, чтобы ученики последовательно усвоили следующие положения: руки ставятся на мат в момент касания его затылком, разгибание ног выполняется до касания носками мата, разгибание рук должно облегчить переворачивание через голову, голова наклонена на грудь.

Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку назад:

1) в стойке на лопатках опускание прямых ног до касания пола;

2) выпрямление рук из упора присев на руках и головe;

3) перекаты вперед и назад:

  • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками на уровне головы (пальцы к плечам); при обратном движении сгруппироваться и перекатом вперед вернуться в упор присев;
  • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками за головой, прямыми ногами коснуться мата за головой;
  • используя гимнастический мостик, накрытый гимнастическим матом, из упора присев выполнить кувырок назад в группировке в упор присев.

При обучении могут встретиться следующие основные ошибки :

1) трудность в переворачивании через голову - происходит при неправильной опоре руками и при разгибании ног в тазобедренных и коленных суставах во время переворачивания через голову;

2) болезненные ощущения мышц шеи, что бывает при отсутствии активной опоры на руки во время переворачивания через голову.

В дальнейшем кувырки назад нужно изучать из различных исходных положений:

1) из седа выполнить кувырок назад в стойку на коленях и в упор присев. Предварительно нужно сделать наклон вперед;

2) из основной стойки быстро принять упор присев и выполнить кувырок назад;

3) кувырок назад с шага назад;

4) из стойки лицом к мату прыжком выполнить поворот кругом в присед и кувырок назад.

Переворот в сторону («колесо») (рис. 19). Выполняется вращательное движения через голову с равномерной поочередной опорой руками и ногами в направлении движения.

Упражнение выполняется по одной линии. Стоя лицом по направлению движения с шагом правой вперед (см. рис. 19, а) одновременно с махом левой назад, наклониться вперед, поворачивая туловище правым плечом вперед на 90°, поставить правую руку кистью вправо (см. рис. 19, б). В момент постановки правой руки активным махом левой и толчком правой ноги поставить левую руку кистью вправо и, быстро переворачиваясь через стойку на кистях, ноги широко врозь (см. рис. 19, в), поочередно опустить маховую левую (см. рис. 19, г) и поставить толчковую правую ногу на пол, выпрямляясь, встать в стойку ноги врозь (рис. 19, д).

Основные элементы техники:

1) поворачивать туловище нужно в наклоне вперед;

2) наклоняясь, сделать мах левой ногой и передать тяжесть тела с ноги на руку толчком правой ноги;

3) при опоре двумя руками ноги необходимо держать как можно шире;

4) опуская левую ногу, задержать обе руки внизу и последовательно оттолкнуться, передавая тяжесть на ногу;

5) левую руку необходимо поставить на пол под тупым углом к плечу, причем несколько согнутую, чтобы было легче переместить на нее тяжесть тела;

6) после этого выпрямиться и, подавая таз в сторону, поставить на пол правую ногу на шаг от левой;

7) при опускании маховой ноги вниз сгибаться в тазобедренном суставе точно в сторону.

Заканчивая переворот, поставить стопы развернуто. Выполнение переворота в другую сторону (влево) аналогично, только начинается он с другой ноги и руки.

При обучении могут быть допущены следующие ошибки :

1) потеря направления при опоре руками и ногами не по одной линии; сгибании в тазобедренных суставах; сильном прогибании в пояснице; отсутствии толчков руками от пола; расслабленных или согнутых ногах; 2) слабое поступательное и вращательное движение при отсутствии толчка руками и ногами; 3) одновременная опора руками и толчок; 4) слабое маховое движение ногой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Рекомендуется освоить следующие упражнения: 1) поочередные махи ногами в сторону до касания ногой руки без наклона вперед, задерживая ноги вверху; 2) из стойки ноги врозь, руки в стороны наклон в сторону до опоры рукой о пол, сгибая одноименную наклону ногу и поднимая разноименную (рис. 20);

3) выполнение разведения ног широко врозь в прыжке вверх; 4) из упора присев, правая нога сзади, мах правой в сторону и толчок левой вправо. Не доходя до стойки на кистях, опуститься на правую ногу, сгибая ее, а левую прямую отвести назад. Выполнить то же махом левой и толчком правой. После нескольких попыток можно выполнять это упражнение почти через стойку на кистях; 5) перенос веса тела с одного плеча на другое в стойке на руках (ноги врозь) с помощью партнеров, стоящих с двух сторон; 6) сохранение вертикального положения в стойке на руках с помощью (не сгибаясь и не прогибаясь).

Подготовительные и подводящие упражнения:

1. Шагом вперед стойка на руках махом . Проверить правильность стойки: плечи должны быть над кистями, голова немного приподнята, смотреть на кисти, тело выпрямлено в вертикальном положении, тянуться ногами к потолку. То же, но после проверки стойки с помощью партнеров развести ноги широко врозь, не прогибаясь и не сгибаясь.

2. Перенесение веса тела с одной руки на другую в стойке на руках ноги врозь . Один занимающийся делает стойку махом, другой поддерживает его со стороны спины, третий - со стороны груди; первый разводит ноги врозь, а второй и третий, поддерживая партнера под бедра или поясницу, переводят вес его тела то на правую руку, то на левую; выполняющий должен напрягать опорную руку и расслаблять или слегка поднимать свободную.

Освоив выполнение этого упражнения с чьей-либо помощью, можно выполнять его самостоятельно с опорой ногами о стенку.

3. Широким шагом вперед стойка махом с помощью других занимающихся. Проверить стойку, развести ноги врозь и с помощью партнеров, поддерживающих с двух сторон, колесом вправо (влево) встать.

4. Шагом левой вперед колесо влево . Помогают двое: один, стоя со стороны спины (слева от выполняющего), двумя руками поддерживает за поясницу, другой, со стороны груди, - двумя руками под бедра. Оба сопровождают выполняющего колесо по ходу движения. Страхующий со стороны груди должен предотвратить распространенную ошибку (сгибание тела), удерживая под бедра.

5. Колесо с гимнастической скамейки на мат (вначале с двух рядом стоящих скамеек, покрытых гимнастическим матом) без поддержки партнеров (рис. 21).

Этот облегченный вариант колеса помогает прочувствовать поочередное вставание на ноги, приучает к прямолинейному движению и ускоряет самостоятельное выполнение элемента.

7. Шагом вперед колесо с помощью одного страхующего и самостоятельно.

8. Шагом вперед колесо по разметке, нанесенной мелом на полу (шесть кружочков, расположенных на расстоянии небольшого шага один от другого по прямой) . Встав на первый кружочек, занимающийся, выполняя «колесо», должен поочередно наступать ногой или рукой на каждый следующий.

Освоив подводящие упражнения, можно приступить к изучению упражнения в целом (с помощью учителя или партнера).

При выполнении этого упражнения учитель должен находиться со стороны спины ученика во время положения стойки на руках, поддерживая его сзади за пояс, помогая завершить вторую половину переворота.

Вот с чем у тебя связывается понятие «акробатика»? Не говори про ролевые игры, где от этого навыка зависит, как далеко ты прыгаешь и с какой высоты падаешь. Акробатика у большинства людей упрямо соотносится с таким понятием, как сальто, то есть такой ловкий прыжок с переворотом назад или вперед (тут как кому нравится). Тот, кто хоть раз в детстве смотрел «Черепашек-ниндзя» или гонконгские боевики, нас поймет.

Учиться этому без подготовки опасно. Особенно опасно это для тех, кто ни разу в своей жизни не занимался хотя бы в качалке. Но если очень хочется, то стоит попробовать. Обязательно тренируй свои ноги - начинай свой день со скакалки: хороший «разбег и распрыг» - залог того, что ты не сломаешь себе шею и челюсть, так что готовься морально. Положи маты или одеяла и кувыркайся на них - это поможет тебе развить гибкость. Ответить на вопрос как научиться делать сальто назад тебе поможет группировка, которой жизненно необходимо обучиться. В первое время желательно прыгать с возвышенности, только маты не забудь подстелить.

С этого вида сальто нужно начинать, оно основное по своей природе. Только после него можно переходить к более трудным элементам. Помни, что прыгать нужно не с пяток, а с носков - как положено, пружинь пятками так, будто тебе снова 15, и ты сдаешь прыжок в длину в школе на уроке физкультуры. В цели как научится делать переднее сальто наиболее основное - не бить пятками в пол - приземляться надо мягко.

Для сальто назад и вперед есть общие моменты. Конечно, непросвещенному человеку они могут показаться практически идентичными, но это абсолютно не так: они совсем разные. Рассмотрим, в чем сходство этих двух видов сальто. В обоих видах сальто жизненно необходимо мягко приземляться. Кручение - тоже очень важный момент в нашем уроке как научиться делать сальто самому и причина этого простейшая - оно помогает группировать и сделать все максимально ловко.

Очень важный момент в выполнении сальто - тренировка ног. Об этом мы писали выше. Мы говорили о том, что полезно прыгать со скакалкой - так вот, необходимо пробовать самые различные виды прыжков, постепенно увеличивая высоту прыжка. Прыгай, бегай, качайте пресс (это очень помогает в вынесении своих ног туда, куда нужно), делай упражнения на гибкость - вот наши тебе советы. Очень хорошее упражнение для тех кто хочет знать как научиться делать сальто самому - это выпрыги с прямыми вытянутыми руками. Как это сделать? Мы тебе расскажем. Становишься ровно, сгибаешь колени - так, как делал это в школе на уроках физкультуры, когда хотел сдать прыжок в длину, и подпрыгивай вверх с прямыми руками, пытаясь увлечь за ними свое тело. Приземляйся на носочки, пружинь, хорошенько подпрыгивай и приземляйся - это поможет тебе развить силу ног. Особенно уделяй внимание мягкости и плавности приземления, желательно делать это под присмотром: технику должны корректировать знающие люди.

Если вдруг под рукой не нашлось хорошего тренировочного зала с матами или мягкого икеевского матраса с одеялом, то рекомендуем тебе либо забить к черту на это неблагодарное дело (шею без защиты очень легко сломать), либо найти себе яму с песком, например, на многих стадионах такая радость есть. Конечно, голову придется мыть значительно чаще, но ведь тебе страсть как нужно узнать как научиться делать сальто самому без траты средств? Помни про выпрыг и необходимость мягко приземляться на обе ноги.

А если серьезно, чувак, то это очень опасно, реально опасно! Делай все эти радости под присмотром тренера, ролики на Ютубе каждый может смотреть, только беда в том, что ты себя со стороны не видишь, да и вообще весьма субъективно к себе относишься. Если ты никогда не занимался спортом, никогда не занимался акробатикой и в детстве не умел ходить колесом, подумай несколько раз, прежде чем начать узнавать как научиться делать сальто самому, потому как лучше всего делать сальто по руководством компетентного человека, который поддержит и поймет. Так что бросай ты это пагубное дело и иди занимайся чем-то серьезным под руководством и присмотром тренера.

  1. Встаньте на гимнастический мат и убедитесь, что вам хватает места. Можно так же потренироваться на траве на открытом воздухе. Найдите ровное место без объектов, которые могут вам помешать. Вы так же можете поэкспериментировать на наклонно поверхности, чтобы сила тяжести помогала вам двигаться во время кувырка.
  2. Займите начальную позицию. Сведите ноги вместе, согните их в коленях и немного присядьте. Поставьте руки на землю перед собой и немного согните локти. Ваши руки должны быть, по крайней мере, на ширине плеч. Это начальная позиция для кувырка. В альтернативном варианте вы можете стоять прямо, вытянув руки над головой. «Нырните» вперед и согните коленки, чтобы оказаться в позиции перед началом самого переворота.
  3. Наклоните голову между рук. Убедитесь, что ваш подбородок прижат к груди. Во время кувырка, не опирайтесь на шею - ваш вес должен прийтись на лопатки. Прижатие подбородка к груди снизит риск повредить шею.
  4. Сделайте кувырок. Прокатитесь лопатками по полу так, чтобы ваше тело подалось вперед, и бедра прошли над головой. Продолжайте прокатываться на спине, держа ее согнутой, и держа руки в указанной позиции.
  5. Не заваливайтесь на сторону- прокатитесь ровно по линии позвоночника. Иначе, вы упадете на бок. Убедитесь, что ваш подбородок прижат, а спина изогнута. Если вы ее выпрямите, то не закончите кувырок.
  6. Выпрямите ноги и оттяните ступни во время кувырка. Согните их только под конец, когда нужно вставать на ноги. Это стандартные позиции кувырка для новичков.
  7. Однако, некоторые гимнасты предпочитают прижимать ноги к животу. Если это поможет вам, попробуйте сделать и так.
  8. Чтобы встать без помощи рук, в конце кувырка полностью поставьте ступни на пол и разогните ноги, не касаясь руками пола. Выпрямите руки над головой, когда встанете на ноги
Советы по выполнению:
  • Прижимайте голову к груди. Это придаст телу шарообразную форму.
  • Научитесь делать кувырок правильно с первых раз. Впоследствии будет тяжелее исправить ошибки, так как они войдут в привычку.
  • Когда вы научитесь делать кувырок, многие остальные трюки будут даваться вам намного легче.
  • Подтягивайте колени к груди, когда начинаете прокатываться на спине. Это даст вам ускорение для легкого выхода на ноги.
  • После освоения кувырка вперед можете переходить к кувырку назад.
Ошибки:
  • Отталкивание из положения упора присев выполнено одной ногой. Голова «гвоздит», т.е. обучаемый втыкаться головой в ковёр. Кувырок осуществлялся не в группировке, а с опорой на руки.
  • разведение ног во время переката на спине.
Помощь при разучивании:

Стоя сбоку на одном колене, одной рукой помочь обучаемому наклонить голову к груди, накладывая эту руку на его затылок, а другой рукой помочь выполнить толчок ногами, удерживая рукой сзади за середину бедра. При слабом отталкивании подтолкнуть обучаемого под бедро снизу.

Большой интерес представляет метод программированного обучения школьников. Для этого учитель предварительно разрабатывает обучающую программу, которая предусматривает проверку готовности учащихся к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п., а также серию учебных заданий и определение порядка перехода к следующему заданию. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, предусматривающие разделение учебного материала на части, или серии.

Обучение по алгоритму

Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, и каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладев первой серией, учащиеся могут переходить ко второй и последующим под контролем учителя или самоконтролем.
Первая серия учебных заданий включает упражнения для развития физических качеств, от которых больше всего зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.
Вторая серия включает упражнения на основе исходных и конечных положений, которые используются в изучаемых двигательных действиях.
Третья серия предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих техническую основу изучаемого упражнения.
Четвертую серию составляют задания, связанные с приобретением умения оценивать свои действия в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий.
Пятая серия учебных заданий – подводящие упражнения или часть изучаемого двигательного действия.
Только после этого изучаются движения в целом.
Можно привести примеры нескольких программ организации уроков по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» с использованием метода программированного обучения.

Обучающие программы уроков гимнастики

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2) ; сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4) ; выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6) .

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять плотную группировку.
2. Выполнять перекат в группировке.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1) ; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3) ; разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5) .

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Учащийся должен уметь :

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Лазание по канату с помощью ног

Техника выполнения. В висе на согнутых руках (кадр 1) согнуть ноги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наружная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени другой (правой или левой) плотно прижимались к канату (кадр 2) . Разгибая ноги, подтянуться еще выше и, сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватиться руками выше так, чтобы остаться в висе на согнутых руках (кадр 3) . Далее при поднимании вверх все действия повторяются, а при опускании вниз чередуются в обратном порядке.

При освоении лазания на согнутых руках учащийся должен знать следующие правила:

1. Начинать лазание надо из виса на согнутых руках.
2. Захватить канат ногами нужно так, чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять простой вис и вис на согнутых руках в течение 5–6 сек. на гимнастической стенке.
2. Поднимать согнутые ноги в висе (6–8 раз).

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые вращения головой

Выполняются вперед, назад, влево и вправо с максимальной амплитудой

2. Пружинящие приседания

Приседать на всей стопе, ноги врозь

Из упора присев – руки вперед. Сгибание рук с наклоном головы вперед и возвращение в и.п.

3. Вращение кистей

Упор присев

Ноги поставить на ширине стопы, руки впереди на 20–25 см. Тяжесть тела быстро перенести на руки

Из о.с. принять и.п. в медленном, среднем и быстром темпе с фиксацией положения в течение 2 сек.

Из положения лежа на спине, согнувшись с опорой руками за плечами, – перекат вперед в группировке

III и IV серии

(III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение; IV серия – упражнения, направленные на приобретение умения оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий и управлять ими).

Выполняются в среднем темпе с сохранением плотной группировки

Из упора присев – перекат назад и возвращение в и.п.

1. Кувырок в сед

V серия – подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Выполняются с прямыми ногами из упора стоя, ноги врозь; при выполнении нельзя касаться головой мата

2. Кувырок вперед в сед в группировке, затем в упор присев

Выполнять из того же и.п., что и предыдущее упражнение с группировкой. Голову наклонить

3. Кувырок вперед с покачиванием

Выполнять из упора присев; переставить руки вперед, разгибая ноги, подать плечи вперед за линию рук и вернуться в и.п. После 2–3 повторений выполнить кувырок

4. Из упора присев – кувырок вперед

Из упора присев, ноги на ширине стопы, переставляя руки и выпрямляя ноги в коленях, выполнить кувырок вперед

Из о.с. – кувырок вперед, затем вернуться в и.п.

Два кувырка вперед

Выполнять без остановки

Кувырки вперед в быстром темпе

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые движения

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад.

Выполняются вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера

2. Вращение кистями

Выполнять, сцепив пальцы рук

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на второй – третьей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке

Выполнять в прямом положении, локти прижаты к туловищу

Выполнять в быстром темпе.

Упор присев

II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений.

Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки

Из о.с. быстро и правильно принять и.п.

Перекат назад в группировке

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п.

Из упора присев – перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев

То же, что в III серии

IV серия – упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими.

То же, что в III серии, в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки

Из о.с. – упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев

1. Опора руками за плечами

V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой.
То же – лежа на спине

2. Перекат назад в группировке и опора руками

Выполнить группировку из положения седа, ноги на ширине стопы. Перекат назад, опереться руками за плечами; возвратиться в и.п.
То же – из упора присев

3. Кувырок назад по наклонной плоскости

Из положения седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад

4. То же – в обычных условиях с помощью партнера

Из положения седа выполнить с помощью партнера кувырок назад (партнер при этом стоит сбоку и приподнимает одной рукой плечо выполняющего упражнение) в упор присев, встать

Из о.с. – упор присев (и.п.), кувырок назад, встать в о.с.

1. Два кувырка назад с паузой

VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Из упора присев выполнить кувырок назад, встать. Пауза 2 сек. Выполнить упор присев и кувырок назад

2. Два кувырка назад

Из упора присев выполнить два кувырка назад в упор присев с группировкой, колени врозь; после первого кувырка паузы не делать

Выполнить два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять на месте 2–3 сек.

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Из виса на согнутых руках перейти в вис

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для лазания на согнутых руках.

Выполняются медленно с разгибанием рук за 5–6 сек.

Выполнить 2–3 раза

2. Вис на согнутых руках

Удерживать положение в течение 4–5 сек.

Выполнить 2 раза

3. Поднимание согнутых ног в висе

Выполнять на гимнастической стенке. Ноги поднимать как можно выше и опустить в и.п.

Повторить 8–10 раз

4. Из виса сидя, ноги врозь, перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук – в вис стоя

Выполнять на канате

Повторить 2–3 раза

1. Прыжком принять вис на согнутых руках

II серия - упражнения на освоение исходных и конечных положений.

Выполнять на канате и удерживаться в положении виса в течение 4–5 сек.

Повторить 2–3 раза

2. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната

При правильном захвате палку нужно удерживать в вертикальном положении без помощи рук

3. Захват каната ногами

Выполнять, сидя на гимнастической скамейке

Выполнить 2 раза

4. Из виса на согнутых руках – захват каната ногами

Удерживать положение в течение 5–6 сек.

Выполнить 2 раза

Из виса на согнутых руках захватить канат согнутыми ногами и, разгибая ноги, сделать перехват руками

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы лазания, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Выполнить одно движение вверх и вернуться в и.п.

Повторить 2–3 раза

1. То же, что упражнение 1 III серии, но, сгибая ноги, захватить ими канат выше и вернуться в и.п.

IV и V серии – упражнения, направленные на приобретение умения управлять своими движениями, и подводящие упражнения

Повторить 2–3 раза

2. Выполнить 2–3 перехвата руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

3. Выполнить 4–5 перехватов руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

Лазание по канату на заданное расстояние

VI серия – упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Мальчики выполняют лазание на расстояние до 2,5 м, девочки – до 2 м

Выполнять самостоятельно

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.