Болевые приемы в самбо. Боевое самбо: секреты рациональной техники

Болевые приемы с удержания со стороны головы

Рычаг локтя захватом руки между ног: если противник
пытается освободиться от удержания,упираясь рукой в
подбородок,необходимо захватить его руку в «замок»
(левой рукой захватить запястье правой руки противника,
правой рукой из-под его локтя захватить запястье своей
левой руки),подтянуть колени к голове противника,левую
ногу положить сверху на его шею,правой голенью
упереться в туловище противника так,чтобы рука его была
зажата между бедер.Если противник в момент перехода на
болевой прием успеет захватить кисть атакуемой руки
своей второй рукой,разрывать захват необходимо в
сторону его головы.Хороший эффект создает надавливание
на руку противника сверху своей рукой,держащей за
запястье-происходит ущемление мышц его руки,и от
болевого ощущения захват распускается (рис. 88,89,90).
С этого удержания можно выполнять узел руки наружу через
грудь.Если противник обхватил туловище руками и сковывает
действия борца,необходимо,захватив одну из его рук за
локоть сверху,сделать высед в сторону этой руки.Ногой,
ближней к противнику,перекрыть его туловище,ограничив
возможность передвижения.Прогибаясь,приподнять локоть
противника вверх.

Болевые приемы с удержания сбоку

Рычаг локтя через бедро: если противник пытается уйти с
удержания,упираясь кистью в подбородок,необходимо
перехватить эту руку за запястье,подвести бедро под нее
и сделать перегибание руки в локтевом суставе (рис. 91).
Если трудно выпрямить руку,нужно резко подвести
предплечье атакуемой руки под голень. Поворачиваясь на
живот в сторону головы противника,сделать узел руки
наружу (рис. 92).
Если противник обхватил туловище руками,необходимо подвести
свое предплечье под его локоть и,подняв этот локоть вверх,
сделать узел руки внутрь (нельзя позволять противнику
выпрямлять руку) (рис. 93).

Болевые приемы с удержания поперек

Узел наружу: если противник пытается уйти с удержания,
упираясь в подбородок,необходимо перехватить его руку
за запястье рукой со стороны головы и отвести ее в
сторону,второй рукой из-под локтя атакуемой руки
захватить запястье своей руки.Приподнять плечо
противника вверх,прижимая его предплечье к ковру
(рис. 94,95).
Если противник выпрямляет атакуемую руку,необходимо
сделать ему рычаг локтя,перегибая руку через предплечье
(рис. 96).
Если только есть возможность захватить руку противника
рукой со стороны ног,то второй рукой необходимо захватить
запястье своей руки из-под локтя противника.Приподнимая
плечо противника,отвести предплечье его руки вниз и
сделать узел руки внутрь (рис. 97).
При выпрямлении противником руки сделать рычаг локтя
через предплечье.Если противник обхватил туловище,
необходимо захватить его дальнюю руку сверху и,начав
забегание в сторону головы противника,перейти на рычаг
локтя захватом руки между ног (рис. 98).

Болевые приемы с удержания верхом

Рычаг локтя захватом руки под плечо: если противник
упирается в грудь прямыми руками,не давая прижаться к
нему,необходимо быстрым круговым движением руки (изнутри
наружу) подвести его руку под плечо.Упираясь второй
рукой в плечо противника,сделать рычаг локтя через
свое предплечье (рис. 99).
Если противник упирается согнутыми руками,захватить
одну из его рук в «замок» и маховым движением перенести
свою ногу со стороны захваченной руки на шею противника.
Скрестить ноги и сделать рычаг локтя захватом руки между
ног (рис. 100, 101).

Болевые приемы с удержания со стороны ног

Ущемление ахиллова сухожилия: если противник не дает
прижаться к нему,упираясь руками (не захватывая куртку),
необходимо захватить пятку его ноги предплечьем,заведя
стопу себе под плечо.Сесть,продвинув колено своей ноги
между ног противника,и зажать его ногу между бедер.
Приподнимая свое предплечье вверх,сделать ущемление
ахиллова сухожилия (рис. 102).Если противник держится
за куртку,необходимо захватить его стопу под плечо,
маховым движением ноги перевернуть противника на живот
и сесть ему на ягодицы,выставив ногу вперед для упора.
Движением предплечья вверх сделать ущемление ахиллова
сухожилия (рис. 103).
Рычаг колена: захватив колено противника рукой,маховым
движением бедра наружной ноги обхватить его ногу своими
бедрами (ноги согнуть).Выпрямляя ногу противника,подать
свой таз вперед и сделать перегибание ноги в коленном
суставе (рис. 104).

Прикладной раздел боевого самбо менее известен широкой публике, чем спортивный, но отчасти из-за этого и более интересен. Именно прикладной раздел может дать ошеломительные и сногсшибательные ответы на «уличные» вопросы о курении и месте жительства. Квалифицированно и всеобъемлюще осветить актуальную тему уличной самозащиты может, наверное, общепризнанный специалист по боевому самбо - Валерий Волостных, признанный мастер, хорошо известный всем, кто интересуется этим видом единоборств.

Обычно на улице нападают толпой. Какой ответ боевое самбо дает на «привычные вопросы» уличной шпаны?


- Еще Харлампиев говорил, что можно побежать. Вся группа не может бежать с одной скоростью, в ряд или полукругом - кто-то вырывается вперед. Работаешь с ним, и получается поединок, а не бой со всеми. Одного быстренько нейтрализовал, и дальше бежать. Еще кто-то вырвется вперед - и его. И так далее. Толпа вытягивается в линию на бегу. Плохо, если тебя окружили. Тогда надо встать спиной к стене или чему-то подобному. Реальная ситуация не похожа на кино. Особенно если у нападающих есть еще какой-то уровень подготовки. Чудес не бывает. Бесконтактные бои, показываемые на эстраде, не сработают. Иначе в серьезных ситуациях это давно бы уже применялось: группами захвата, спецназом. В «Норд-Осте» применили газ и огнестрельное , никаких бесконтактных рукопашных боев не было. Во всех армиях мира применяют оружие, а не эстрадные чудеса.

То есть критерий истинности - практический результат?

Конечно, а как по-другому? В случае с бесконтактным боем результата, как правило, нет. Результаты на эстраде - это показательные выступления, как и в айкидо. Нет проверки на практике.

Кстати, как профессор кафедры физвоспитания и спорта, скажите: должен ли боец разбираться в теории спортивной науки?

В большей степени должен знать нюансы тренер. Этим он от спортсмена и отличается: спортсмен из любого вида единоборств может просто показать свой коронный, излюбленный прием или какую-то наработанную тактику. А тренер должен дать школу, показывать не свое, а веер, разнообразную технику. Это еще Харлампиев говорил: «Не делай, как я». И из этого многообразия техники, которое осваивает ученик, в результате отработки приемов выкристаллизовывается круг излюбленных приемов - это если мы говорим о спорте. И на основе этого в подсознании возникает динамический стереотип. Человек автоматически проделывает свои коронные элементы на высоком уровне. Он может порой победить только при помощи этого небольшого круга приемов, сформированного в результате большой работы.

Ну а если мы говорим о прикладном разделе, там круг приемов еще более узкий. Многообразия техники не нужно - потому что у человека не должно быть проблемы выбора. В экстремальной ситуации все должно быть быстро - этим и отличается прикладной поединок от спортивного. Прикладная схватка обычно возникает неожиданно, в экстремальных условиях. В спорте мы приблизительно знаем, что и как. Стресс может возникнуть только оттого, что на психику давят титулы соперника (если о них знаем) или сама атмосфера соревнований. А в остальном примерно все равное - на ковер выходят противники одинакового уровня. Такого не бывает, чтобы чемпиону мира или заслуженному мастеру спорта противостоял новичок.

На улице мы не знаем, кто против нас выходит. Страх и происходит от неизвестности. При этом на улице обычно большой нападает на маленького. Или несколько противников - два-три человека, что тоже давит на психику. А ведь бывает и такое, что у нападающего есть оружие: кирпич, палка, нож и даже пистолет. Это тоже повышает уровень стресса у того, на кого нападают. Поэтому на улице желательно сработать быстро.

И если в голове в этот момент возникнет проблема выбора, мы начнем вспоминать, какие приемы знаем, как руку поставить, как схватить - мы упустим драгоценное время. Пока человек будет вспоминать - ему уже дадут дубиной по башке.

Валерий Валентинович, так что же делать в случае реальной угрозы? И как в такой стрессовой ситуации поступает мастер боевого самбо? На чем он останавливает свой выбор?

Когда круг рациональных приемов узок, то проблемы выбора нет. В прикладном разделе мы не даем много техники - у человека будет каша в голове, да и может быть мало времени на тренировки. Поэтому даем только самое рациональное, самое-самое нужное, ничего лишнего. У человека не должно быть путаницы в голове, только принципы: естественных движений, сохранения равновесия, ухода с линии атаки, вхождения в зону ближнего боя, атаки по уязвимым зонам, комбинационный (серийный) принцип. Серийный - это значит делать ставку не на один удар, а на серию. Если провести аналогию с оружием, то это не один выстрел из пистолета или пушки, а залп ракетной установки, когда накрывается целый квадрат. Так что даже целиться почти не надо. Нельзя надеяться на один удар и ждать, что противник упадет, как в фильмах про карате: противник может быть в бронежилете, рука может чуть соскользнуть. Всегда должен быть запас надежности - и принцип серийности его дает. Что-то не прошло, тебя это не волнует - сразу четыре-пять движений! Все беспрерывно. Еще есть принцип быстроты реагирования, ощущения действия. И психика должна быть натренирована. Например, взяли за руку, сразу уходишь с линии атаки, не ждешь чего-то там, не думаешь. Причем с линии возможной атаки - пусть ее реально и нет. Но она может быть!

- Размышлять здесь некогда…
- Конечно. Если начнешь задумываться, то упустишь момент, и когда будет атака, среагировать уже не успеешь. Поэтому только тебя взяли за руку, ты уже находишься сбоку или за спиной противника. И уже имеешь преимущество. Пусть он даже не будет бить, но агрессию он уже проявил. И ты можешь его уничтожить, травмировать или задержать - смотря по задаче.

Поэтому при изучении прикладного раздела всем дается один и тот же узкий круг технических элементов. Каждый спортсмен опытным путем, на основе практики, соревнований приходит к каким-то движениям, которые у него получаются лучше всего. И этот круг приемов шлифуется как бы сам собой. И для создания этого круга нужно смотреть не на чьи-то коронные приемы, а изучить классическую школу: делать броски через бедро, через спину, мельницу, через голову, зацепы, подсечки, обвивы и так далее. И из всего многообразия ты возьмешь свои элементы, что-то тебе больше будет нравиться, что-то будет лучше получаться в зависимости от телосложения, психики. И за счет этого круга своих приемов, которые у тебя здорово будут получаться, ты отчасти и будешь побеждать - если речь идет о технике. Кроме этого есть и физические качества, волевые, психологическая подготовка.

Но как найти этой «свой» комплекс приемов? Смотреть на мастеров? Копировать их движения?

Если мы опять завели разговор о теории, то ни один спортсмен, даже чемпион, феноменально владеющий какими-то приемами, не может «зеркально» передать ученику свои приемы. Все делают по-своему. В общем, нужно давать весь комплекс технических элементов, а уж каждый сам возьмет из него свое. Тренер, конечно, может посоветовать, определить наиболее приемлемые для ученика приемы, технические элементы. Но не рекомендовать: «Я так делаю, повторяй за мной». Это восточный подход. Там у учеников нет критического восприятия, просто слепое копирование. И многие, даже сенсеи, не могут объяснить, почему они выполняют тот или иной элемент именно так. У нас иной менталитет, мы не можем, не задумываясь, повторять, как роботы - показали, и вперед.

Подход к изучению должен быть критичным: ты можешь сомневаться, задавать вопросы. В борцовских техниках, идущих из глубины веков, есть ценные вещи, но есть и «мусор», который надо выметать. А мы бездумно берем все вместе. Зачем? И живем мы здесь, а не в той же Японии. Я считаю, что все надо адаптировать к нашей почве. Россия - в центре континента: между севером и югом, западом и востоком. Все пути сходятся здесь. Мы должны брать все лучшее, и не только в единоборствах.

Не нужно стесняться учиться у кого-либо, если мы видим, что это рационально, интересно, правильно. Я и сам не стеснялся заниматься у Н. Борисова и В. Вязьмина (мастера борьбы дхарма-мага).

То есть ничего нельзя принимать на веру, всегда надо задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем цель?

А как же? В этом и есть суть научного познания. В условиях войны такой подход неприменим, так как самостоятельность скажется на дисциплине. А в тренировочных условиях, конечно, нужно задумываться. Показывают мне какие-то движения хитрые - на чем они основаны? Но у каждого тренера свой подход, своя методика. Это вопрос педагогики. Можно сразу все досконально объяснить. Можно потом. В педагогике есть так называемый «проблемный метод»: создать проблему, чтобы человек сам дошел до ее решения. То есть не разжевываешь ему все, не рассказываешь до конца, и человек сам приходит к решению. Ценный метод. И понимание сути вопроса в этом случае более глубокое.

Вы упомянули «проблемный метод». Имеет ли он отношение к стрессовой методике, когда перед учеником ставится задача и создаются такие условия, что он вынужден ее выполнить?

Для прикладной подготовки «проблемный метод» подходит меньше, так как прежде всего мы тренируем быстроту реагирования - в основном проблема в этом. Нужно мгновенно среагировать, не испугавшись. «Проблемный метод» больше подходит спорту, так как он направлен на постепенное осознание некоторых вещей, в большей степени технических элементов. Человек не спеша доходит до того, почему в той ситуации лучше подсесть, например. Для прикладной подготовки главное - четко сработать. Времени там нет. Например, влетят в это помещение бандиты - надо сразу реагировать, а иначе проткнут «пикой» или выстрелят из пистолета. Конец.

И здесь надо, чтобы правильно сработала психика: сразу увернуться, спрятаться, сделать кувырок за колонну, а иначе ты уже прошит очередью из автомата.

- А как выстроить методику подготовки прикладного раздела боевого самбо для каждого конкретного человека? С чего начать? Поделитесь секретами.

В идеале все должно быть гармонично, и нужно к прикладной подготовке обязательно добавлять и спортивную: атлетизм, поединки. На мой взгляд, так должно быть в каждой нормальной школе. Понятно, что одинаково заниматься и владеть чем-либо все не будут, так как люди все разные. Есть бойцы, готовые от природы. Есть люди, которых не нужно психологически готовить к прыжкам с парашютом - могут прыгать без проблем. А есть, наоборот, те, кто не могут преодолеть инстинкт самосохранения. Не нужно ориентироваться ни на первых, ни на вторых. У каждого от природы свой потолок. Большинство же может прыгнуть после подготовки.

Но мы говорим о «школе». В ней кроме спортивной должна быть и хорошая спецподготовка. Но тут уже смотря, какие цели. Если это, к примеру, спецназовец, ему нужно решать свои функциональные задачи. Мы с ним будем работать именно по этим вопросам и меньше давать соревновательной практики. Тому же, кто готовится к чемпионату мира, наоборот, нужна только начальная степень прикладной подготовки.

Но спецназы тоже бывают разные с разными задачами. В целом, если грубо поделить, их три: уничтожение, травмирование без уничтожения, задержание без травмирования. Хотя они переплетаются между собой. И психика должна быть подготовлена соответственно. Например, если задачей стоит уничтожение, то в голове не должно быть ничего другого. Или ты - или тебя. Бывает, что по закону боец имеет право травмировать противника, но не может убивать - тот же ОМОН, например. Третье - задержание без травмирования - самая сложная задача. Один на один с противником эту задачу выполнить сложно, обычно ее решают двое. Справиться одному - большое искусство, нужно на голову по мастерству превосходить соперника.
Есть и более узкие задачи: у охранников, телохранителей, спецназа морской пехоты, спецназа ГРУ, спецназа ФСБ - групп «Альфа», «Вымпел» и других. Каждое подразделение имеет свои нюансы.

Давайте подробнее поговорим о стрессовой методике.

В спорте тоже присутствует стресс, но там есть врач, судья, и никто не заинтересован в твоей смерти. В реальной ситуации есть только враг, который может тебя покалечить или даже убить. И если ты испугался, то и навыки твои могут не сработать.

Обучение прикладному разделу проводится быстрее, потому что нет смысла готовить специалиста десять лет, чтобы потом он мог действовать. За счет особой методики боевого самбо время подготовки сокращается.

Например, сначала мы изучаем защиту от ножа. Изучили траектории - повышаем скорость. Сначала работаем с пластиковой бутылкой, потом с деревянным муляжом, потом с металлическим ножом или аналогом палки или ножа. Потом уже с ножом настоящим.

Поэтому появляются специальные задания. Стою спиной к противнику, по хлопку или другому сигналу резко оборачиваюсь, он меня уже бьет. Я должен защититься. Даже если оружие не настоящее, для организма это уже стресс. Уже сложнее работать. Это и есть тренировка на внезапность. Постепенно добавляем проблему выбора. Вначале я знаю, что будет только один удар ножом или палкой - сверху, например. Потом он может ударить или сверху, или сбоку. А потом, вообще, может ударить палкой, может ножом, а может ногой. Я этого не знаю. Или будут нападать уже несколько человек. И когда я поворачиваюсь, то должен мгновенно среагировать. Вот это и есть тренировка психики. Но такими упражнениями нельзя увлекаться. Есть ограничения, психику тоже надо беречь. Сделал определенное количество повторений - передохни.

Далее упражнение становится еще более сложным. Стоим лицом к лицу на расстоянии двух метров. Партнер делает кувырок по направлению ко мне, только вскакивает - я сразу наношу удар. Вначале он знает какой, а на следующих стадиях уже нет. Ножом, кулаком, ногой, палкой - его это на данном этапе уже не должно волновать. Мгновенно отреагировать, уйти с линии, снести голову с плеч и добить.

Если речь идет о задержании, то, конечно, не голову с плеч, а самого противника положить на землю и завести ему руку за спину.

Потом тренировка опять усложняется: партнер стоит спиной ко мне. Я толкаю его в спину, он делает кувырок. Я иду за ним. Он вскакивает, оборачивается - в это время я нападаю.

Или, например, как я тренировал чоповцев: боец выходит из тренерской комнаты или из «качалки» а на подоконнике человек с дубиной - прыгает и сразу бьет. А из-за двери другой с пистолетом. А третий нападает с ударом ноги. Боец знает, что будет нападение, но что и как - нет.

Мы моделируем ситуации, постепенно их усложняя, и человек уже начинает ориентироваться. И охранники сдавали таким образом зачеты по отражению нападения. Если не так сработал, то зачет не ставится. Причем есть еще и определенные критерии: он не должен уходить в захват, тратя на это драгоценные секунды. Потому что если ты схватил одного - хорошо, но их там еще двое. Ошибка! С одним еще можно схватиться, как-то бороться, но не с группой. Поэтому чистым борцам приходится переучиваться. В прикладной подготовке захваты не нужны за исключением некоторых случаев. Лучше делать захват локтевым сгибом, чтобы не сковывать себя. Ну и, конечно, нужна ударная техника.

Хватая кого-то, мы сами нейтрализуем свои же конечности, и от двух-трех человек защититься не сможем?

Да. Захват попросту нерационален. Борец может защититься, если он обладает подготовкой высокого уровня, но мы же ничего не знаем о тех, кто будет нападать. А нам нужен запас надежности. Поэтому лучше действовать рационально. Мы в нашей прикладной подготовке отрицаем даже подворот через спину, потому что вообще нельзя поворачиваться к противнику спиной. Вдруг что-то не получится - даже у спортсмена высокого класса не всегда все выходит. В прикладной подготовке техника немного другая. Конечно, какие-то борцовские элементы мы применяем, но очень дозированно.

Например, бросил борец красиво через спину с колен, а сзади подошел второй и ударил кирпичом. Поэтому на улице нельзя падать, нельзя вставать на колени для броска, нельзя поворачиваться спиной, надо по возможности защищаться одним противником от других и видеть всю обстановку в целом. Техника позволяет, делая прием, видеть, что у тебя находится за спиной - а вдруг кто-то уже наставил пистолет. И у тебя есть шанс прикрыться противником или сделать кувырочек - если есть куда. По крайней мере, шанс есть. Если же ты «завязался» с одним противником, то уже ничего вообще не видишь.

- Применимы ли в бою с группой удары ногами?

Конечно! Но не удары по высокому уровню. Голень, колено, пах. Так надежнее. Для выполнения ударов по высокому уровню нужен высокий уровень мастерства. Таких людей, которые наработали удары ногами до такой степени, что могут бить как в кино - единицы. В том же спорте профессионалы мало крутят ногами. Но для нас очень важен принцип сохранения равновесия. При высоких ударах ногами возникает опасность потерять равновесие.

Есть мнение, что в бою с группой нужно только атаковать, а не защищаться.

Ситуации бывают разные. Ты не можешь знать, будет нападение или нет. Иногда нужно напасть первым, если ты чувствуешь, что схватка неизбежна. Потому что так сразу получаешь преимущество. Выгодно атаковать главаря группы, так как это может психологически подавить остальных, которые, возможно, откажутся от драки. Но невозможно дать рекомендации на все случаи жизни. Элемент непредсказуемости присутствует всегда. Надо тренироваться, изучать рациональные вещи, учиться чувствовать, готовить психику, иметь спортивные навыки - все это даст определенный запас надежности. Гарантию же никто никому дать не может. Чемпион, крутой спецназовец… Когда нужно, убирают всех - за два километра, с помощью оптического прицела.

Поэтому я здесь рассказываю только о тех случаях, когда мы реально можем противостоять нападению. На тренировках мы готовим людей для того, чтобы в нужный момент сработало подсознание и человек смог дать мгновенный отпор дерзкому и сильному противнику.

Самбо – это самооборона без оружия. Свое начало самбо берет из японской системы дзюдо. Причем система самообороны без оружия настолько переработана и обогащена новыми идеями других единоборств, что стала признанным видом спорта.
Первое и основное условие начала тренировок – консультация опытного врача. При нездоровом сердце, бронхах, суставах тренировки противопоказаны. Курильщику заниматься борьбой также будет сложно. Пиковые нагрузки при вхождении в прием, контратаку, контрприем приводят к резкому усилению сердечно-сосудистой деятельности, требуют здоровой дыхательной системы.
Второе условие – заниматься самбо следует под руководством опытного тренера.

Оборудование для занятий

Необходимое условие для начала тренировок – сборка борцовского ковра. Он собирается из плотно уложенных матов с брезентовым, фланелевым или другим подходящим покрытием. Борцовский ковер состоит из рабочего пространства и зоны безопасности, выполненной из обкладных матов. Вся конструкция прибивается к настилу рейками, заведенными под крайние маты.
Если нет матов, для изготовления ковра используются стружка и опилки. Первый слой составляет стружка – не менее 20 см, второй – опилки, не менее 15 см. Каждый слой выравнивается и трамбуется, затем подготовленная таким образом поверхность покрывается натянутым брезентом. Фиксируется конструкция по периметру рейками с подогнанными друг к другу торцами, чтобы от ударов не высыпалось содержимое.
Из спортивных снарядов необходимы гантели, гири, штанги – то, что способствует развитию силы. В системе борцовской подготовки также используется свой вес и вес партнера.
Одежда самбиста состоит из куртки без ворота, матерчатого пояса, спортивных трусов и специальной обуви из мягкой кожи – борцовок.

Система разминок и тренировок

Разминка начинается с ходьбы по периметру площадки. Разговаривать между собой не разрешается, спортсмены с первых минут должны быть настроены на работу и на выполнение команд тренера. Далее следует бег с постепенным ускорением. Если начинающий борец курит, уже эта нагрузка станет для него непосильной.
С первого дня занятий вводятся специальные упражнения, являющиеся прообразами каких-либо приемов. В беге это так называемое забегание, т.е. движение спиной вперед с выведением позади себя дальней ноги пяткой вперед. Упражнение повторяется с многократно увеличивающейся амплитудой.
Прыжки на одной ноге, на обеих, толчковые прыжки в высоту с касанием согнутыми коленями плеч являются серьезной нагрузкой на дыхательную и сердечнососудистую систему спортсмена. Не выдерживающие темпа должны выйти из круга и ненадолго присесть. Продолжить тренировку можно после того, как полностью восстановится дыхание и сердечный ритм.
Разогрев мышц и суставов в движении включают в себя отведение, разведение, вращение, выбрасывание вперед прямых рук, наклоны и повороты корпуса. Все упражнения проводятся при одновременной ходьбе по кругу. Сюда же входят приседания, движение в полуприседе и в полном приседе.

Силовая тренировка

После расчета на первый-второй первые номера становятся на руки, вторые берут их за ноги выше лодыжек, и движение по кругу продолжается. Идущему на руках нельзя сгибать ноги, все группы его мышц должны быть напряжены.
Первый круг проходится на ладонях, второй – на кулаках, третий – при постановке кулаков на пол сильным ударом. Разумеется, такие тренировки требуют постепенности, сразу начинать с ходьбы на кулаках нельзя.
Ходьба с партнером на плечах требует грамотного захвата напарника. Захватив его за локоть и колено, в момент подъема необходимо не приседать, а подныривать под партнера, иначе не удастся выпрямиться. Варианты выполнения этого упражнения включают повороты с напарником на плечах, наклоны, приседания, движение в полуприседе. Работая в паре, нужно каждую тренировку менять напарника.

Акробатическая часть

Выполняется на ковре и включает в себя кувырки вперед, назад, боком, с разбега, с выходом на кисти. Прыжки со ступней на колени и с коленей на ступни в положении «на корточках», хождение на коленях с подтянутыми к ягодицам лодыжками сначала можно через раз выполнять в наколенниках. Когда кожа начнет выдерживать нагрузки, наколенники убирают.
«Колесо», хождение на руках в положении «стойка на кистях», подъем разгибом и другие сложные движения нужно отрабатывать не менее 100 раз каждую тренировку. Научившись делать их слитно, самбист в ходе схватки сможет выполнять комбинации из приемов, быстро реагируя на смену ситуации.

Приемы страховки и самостраховки

Спортсмены отрабатывают приемы и броски в паре. Для эффективной тренировки нужно уметь правильно падать. Человек, который боится падать, да еще цепляется при этом за партнера, не сможет стать борцом. Кто умеет правильно падать, тот умеет хорошо бросать. Основная задача при падении – сгруппироваться и погасить удар. Достигается это использованием рук и ног в качестве амортизаторов, за счет переката тела или встречным хлопком по ковру прямыми руками.
При падении необходимо задерживать дыхание, т.к. падение на выдохе вызывает неприятные ощущения. Рассмотрим несколько основных приемов самостраховки.
Упражнение «самостраховка при падении вперед».
Исходное положение: стойка прямо, спина закреплена, руки перед грудью со слегка согнутыми и разведенными в стороны локтями. Не меняя положения тела, упадите вперед, выставив чуть согнутые напряженные руки. Встретив ладонями ковер, спружиньте падение. Нельзя выставлять вперед колени, держите ноги прямо в напряженном состоянии. Завершив движение, вы должны оказаться грудью и щекой на ковре.
Усложните упражнение: падайте вперед прыжком ноги-назад-вверх в полусогнутом состоянии.
Упражнение «самостраховка при падении назад». Это движение нужно разучивать поэтапно.
  1. Корпус прямой, руки вытянуты вперед, подбородок прижат к груди, зубы сжаты.
  2. В этой же позе переходите в положение полуприседа, спину округлить.
  3. Садитесь пятками к ягодицам и откидываетесь назад, не меняя позы. При перекате назад прямые руки должны составлять с позвоночным столбом угол около 40 градусов. В момент касания спиной резко хлопаете ладонями об ковер, гася удар. При падении назад важно не разгибать шею, чтобы не удариться затылком об пол. В конечной фазе движения вы оказываетесь на плечах и шее с подогнутыми ногами.
Отработав прием до автоматизма, усложните падение назад перекатом через спину партнера, стоящего на четвереньках.
Способы страховки партнера от травмы заключаются в правильном гашении падения противника на покрытие в результате проведения приема. В момент приземления напарника вы должны поддернуть его вверх за одежду.

Техника основных приемов защиты и нападения

Следующая часть тренировки – борьба. Изучая технику защиты и нападения в самбо, следует отрабатывать не более двух приемов за тренировку. При этом бойцы должны 10-15 минут работать по заданию тренера: начинать борьбу (один в низкой стойке, другой в высокой); выполнять только подсечки или только подножки; начинать захват при нахождении одного из борцов в заведомо невыгодном положении и т.д.
Техника бросков требует правильного выбора дистанции между противниками. Хороший борец всегда умеет навязать сопернику удобную для себя позицию. Добиваясь этого, на тренировке следует отрабатывать приемы сначала в статике, причем один партнер должен принять позу, удобную для отработки приема другим. Броски через бедро, спину, плечи («мельница»), через голову разучиваются поэтапно, в 2-3 фазы, под контролем тренера, чтобы вовремя исправить ошибку.
При схватке важно использовать не только свою силу, но и силу противника, проводя прием в сторону его усилия. Подсад голенью с броском через голову, передний переворот, боковая подсечка выполняются во время интенсивного движения противников во фронтальной стойке или в падении.
Болевые приемы требуют не только определенной силы характера, но и чувства меры. При их проведении имеют место такие последствия, как разъединение суставных поверхностей коленного сустава с растяжением связок и ущемление ахиллова сухожилия ноги. При выкручивании руки или вращении локтевого сустава против естественного сгиба могут возникать травмы суставов и мышц. Болевой прием, повлекший за собой повреждения, но проведенный по всем правилам, считается технически грамотным.
При защите нужно уметь освободиться от захвата рукава вращением захваченной руки в сторону большого пальца противника. Освобождая отворот куртки, следует взяться за рукав партнера двумя руками и резко дернуть от себя, в то же время отшатнувшись корпусом назад. При проведении противником болевых приемов на руки нужно плотно сомкнуть предплечья, взявшись за свои рукава наперехлест. При выкручивании противником ноги или руки следует вращаться всем телом в ту же сторону.

Правила соревнований по самбо

В спортивной схватке самбистам нельзя бросать противника на голову, душить, падать на него всем телом, бить ногами, руками, головой. В число запрещенных приемов также входят захват пальцев, лица, ушей, волос, выкручивание рук и ног, проведение болевых приемов рывком. За несоблюдение данных правил, начиная с первых тренировок, спортсмен должен быть строго наказан.
По правилам самбо, если борец бросил противника на всю спину, сам при этом оставшись на ногах, ему засчитывается «чистая победа» (5 баллов). Так же оценивается бросок, при котором противник оказался в положении «мост».
Один балл присуждается за проведение приема с приземлением соперника на , грудь, ягодицы, сопряженное с падением самого борца, проводившего бросок.
4, 3, 2 балла засчитываются по решению судьи с учетом множества нюансов борьбы. Они могут быть связаны с удержанием противника на ковре в течение определенного промежутка времени или с касанием покрытия плечом, коленом, голенью.
Если боец получает первое предупреждение, его противнику присуждается 2 балла. За второе – противник получает еще 4 балла. При третьем предупреждении виновному засчитывается поражение.

Причины травм самбиста

Причиной травмы может быть плохо натянутое или поврежденное покрытие борцовского ковра. Разрыв мениска коленного сустава часто происходит, когда самбист вращается вокруг себя при запутавшейся в покрытии стопе. Нельзя оставлять на ковре или рядом с ним штанги, гири, гантели.
Выполняя упражнения по акробатике, группа должна двигаться в одном направлении, чтобы спортсмены не сталкивались.
Легко получить травму, сидя на ковре, если на нем идет борьба или отработка приемов. При схватке может быть проведен случайный бросок за ковер. Такой прием чреват серьезными повреждениями для борца и для того, кто сидел на краю ковра спиной к нему.
При падении на ковер нужно вставать немедленно. На лежащего могут натолкнуться занимающиеся рядом пары.
Неправильная самостраховка тоже бывает причиной травмы. Нельзя, например, падать на вытянутую руку – она может сломаться под ударом сдвоенного веса партнеров.

Правила оказания первой помощи при травмах

В спортзале всегда должна быть с бинтами, ватой, кровоостанавливающими жгутами, обеззараживающими и обезболивающими препаратами. В одну из тренировок поупражняйтесь в наложении шин, повязок и жгута, чтобы иметь представление об оказании первой помощи пострадавшему.
К тяжелым травмам на ковре можно отнести закрытые и , разрывы мышц и сухожилий, сотрясение мозга, переломы позвоночника, вывихи суставов с разрывом суставных капсул.
К нетяжелым повреждениям относятся и связок, ссадины и ушибы мягких тканей.
Пострадавшего нужно сразу уложить на ровную поверхность и вызвать врача. Недопустимо самостоятельное вправление вывиха, резкий рывок за руку или стопу приведет к дальнейшему разрыву поврежденных мышц и связок. Результатом может стать болевой шок.
Фиксируя поврежденную конечность иммобилизационной шиной, при отсутствии бинта используйте борцовские пояса. Крепить шину следует в районе двух суставов, между которыми находится повреждение. Бедро при переломе фиксируется двумя шинами: одна с внутренней стороны ноги – от ступни до паховой области, другая с внешней стороны – от ступни до подмышечной впадины.
При открытом переломе на рану следует наложить стерильные салфетки и забинтовать. При сотрясении мозга голову пострадавшего приподнимают, а к теменной части головы прикладывают холод. От того, насколько правильно будет оказана первая помощь, часто зависит здоровье и дальнейшая жизнь человека.
Самбо – не только боевое искусство, но и система, позволяющая человеку даже с посредственными физическими данными стать если не атлетом, то физически и морально здоровой личностью. Этот вид борьбы позволяет спортсмену раскрыть свою индивидуальность, поскольку самбо не подразумевает строгого следования технике боя, как во многих единоборствах. Самооборона без оружия – это синтез достижений всех боевых искусств мира.

Завершающий урок нашего курса посвящен обзору единоборств. Два из них (крав-мага и самбо, как одни из самых популярных среди специалистов по самообороне) будут рассмотрены более подробно, а остальным мы дадим лишь краткую описательную характеристику.

Крав-мага: краткая история

Крав-мага представляет собой израильскую методику самообороны. Однако появилась она не в Израиле, а в Чехословакии. В 30-х годах 20 века специалист по боевым искусствам Ими Лихтенфельд разработал собственную систему рукопашного боя с целью защиты он нацистов членов еврейской общины Братиславы.

Немногим позже он осел в Палестине, где начал обучать крав-мага в Хагане. В 1948 году методике стали обучать израильских солдат - армии, пограничных войск, контрразведки и других спецподразделений. Затем система была адаптирована для гражданского населения.

В других странах крав-мага стали преподавать лишь в 80-х годах. Изначально специалисты появились в США, а в Россию методика пришла после распада СССР. Сегодня ее основы дают во многих городах нашей страны. Несмотря на то, что крав-мага не является боевым искусством, в ней есть своя иерархия поясов. Проводятся спарринги и чемпионаты местного уровня.

Крав-мага: принципы

Первым и наиболее важным принципом крав-мага является «Точка угрозы». Это то оружие или действие неприятеля, которое угрожает вашей жизни, например, кулак, летящий в лицо, нож возле ребер или рука на горле. Начинать любой прием необходимо с устранения «точки угрозы». Задача состоит в том, чтобы выжить, причем бегство от уголовника на улице тоже считается победой, если вам удалось скрыться.

Второй принцип - это «Отдача» или «Рекойлинг». После нанесения любого удара бьющая конечность должна вернуться в исходную позицию максимально быстро. Но основная суть не в том, чтобы ударить быстро и хлестко, а в том, чтобы следовать правилу: не ввязываться в долгую схватку ни под каким предлогом. Вся тактика крав-мага обусловлена двумя предпосылками:

  • Первая предпосылка: противник не один
  • Вторая предпосылка: противник вооружен

Согласно первой, не нужно тратить на одного соперника более 2-3 секунд. Даже самая эффективная и мощная комбинация, занимающая более 3 секунд, может завершиться ударом вам в затылок от незамеченного изначально подельника нападающего. Согласно второй, на любой удар нужно реагировать, словно это удар оружием, ведь никто не станет рассказывать вам, что он планирует, например, ударить вас ножом после того как ударит рукой и т.д.

Третий принцип - «Простота». Имеется в виду, что все, что сложнее табуретки, в бою неэффективно. На простейшее движение атаки нельзя отвечать несколькими сложными движениями защиты или хитро перемещаться. Время играет огромную роль. По этой причине против удара (не важно, чем он наносится) всегда используется одна из трех защит - внутренняя, внешняя или скользящая.

В крав-мага не так много приемов, но любой из них разработан так, чтобы оказать максимальное поражающее воздействие на соперника, вне зависимости от того, насколько он выше, тяжелее, мощнее или сильнее вас физически, а также вне зависимости от того, стоите вы, сидите или лежите.

Четвертым принципом является «Инстинктивность действий». К примеру, если на удар в лицо вы инстинктивно отмахиваетесь рукой, следует превратить это движение в блок. Можно построить эффективный прием самозащиты на уже имеющемся рефлекторном движении, довести его до ума и усовершенствовать.

Пятый принцип - это «Одновременность атаки и контратаки». Учитывая то, что нападающий будет стремиться бить быстро и часто, если вы не суперпрофессионал, долго парировать атаки у вас не получится. Исходя из этого, необходимо начать бить злоумышленника самому. Время между блоком и ударом нужно приравнять к нулю, чтобы у оппонента просто не было возможности атаковать повторно.

Если, например, первое движение специалист по крав-мага может сделать в любом направлении, второе всегда будет вперед. Постоянно уходя в защиту, бой не выиграть, и начать атаковать следует как можно быстрее. Натиск агрессора должен быть сломлен вашим - еще более мощным натиском.

Шестой принцип крав-мага гласит, что нужно быть прочным по хрупкому, а твердым - по мягкому. Говоря проще, нужно атаковать уязвимые точки соперника. К примеру, намного проще ударить ребром кисти в кадык, чем пытаться провести болевой прием.

И седьмой принцип говорит о том, что нужно использовать все, что есть под рукой. Камень, песок, ключи, ремень, табуретка - если есть угроза жизни, для самообороны подойдет все, что угодно. Но, конечно же, обучение крав-мага начинается именно с работы руками, т.к. при нападении важнее всего быстро отреагировать, а уже потом думать, что взять в руки.

Что касается военной системы крав-мага, то в ней учат защитным действиям с винтовкой; в полицейской - с дубинкой и пистолетом. Методика легко адаптируется под специфику профессиональной деятельности. Именно в этом состоят преимущества системы - она может изменяться и подстраиваться под конкретного человека, в то время как большинство классических боевых искусств требуют того, чтобы человек подстраивался под них.

Профессионально занимаясь крав-мага, вы сможете пройти самые разные уроки самообороны и выработать рефлексы боя без оружия, научитесь использовать для защиты любые подручные средства и станете очень опасным соперником для любого, кто покусится на ваше благополучие.

Самбо: краткая история

Термин «самбо» возник от аббревиатуры «сам-б-о», означающей «самооборона без оружия». Самбо появилось еще во времена Советов и представляет собой некий синтез разных боевых искусств, таких как грузинская борьба и дзюдо. Основателями являются А. А. Харлампиев (исследователь боевых искусств СССР и мастер спорта СССР), В. С. Ощепков (родоначальник советского дзюдо) и В. А. Спиридонов (специалист по бразильскому джиу-джитсу).

Официальная дата появления самбо - 16 ноября 1938 года. Тогда вышел приказ №633 о развитии борьбы вольного стиля (так тогда называлось самбо). С этого момента по всему Союзу стали открывать спортивные секции. Сегодняшнее название - «самбо» - боевое искусство получило в 1949 году. Кстати, достаточно долго на обучение самбо было ограничение, т.к. разрабатывалось оно для сотрудников силовых структур.

С 1972 года начали проводиться международные спортивные состязания по самбо, а в 1981 году оно стало олимпийским видом спорта. С 90-х годов в силу обстоятельств в стране самбо стало еще популярнее среди всех слоев и структур населения. Сегодня этому боевому искусству учрежден Кубок Президента РФ, а спортшколы открыты почти в каждом городе.

Самбо: боевые приемы

Среди боевых приемов самбо есть удары, броски и опасные захваты, приемы применения подручных средств и воздействия на уязвимые места нападающего. Многообразие ударов представляют:

  • Удары руками (и защита от них)
  • Удары ногами (и защита от них)
  • Удушающие захваты (и защита от них)
  • Защита от захватов и обхватов
  • Удары палкой (и защита от них)
  • Удары ножом (и защита от них)
  • Удары пистолетом (и защита от них)
  • Удары саперной лопаткой (и защита от них)
  • Штыковой бой (атака и защита)
  • Защита от ударов тяжелыми предметами
  • Использование окружающей обстановки
  • Применение подручных средств
  • Выручка и взаимопомощь
  • Защита от нападения группы злоумышленников
  • Защита от нападения лежа
  • Задержание и сопровождение
  • Осмотр задержанного
  • Тактика группового боя
  • Связывание

Помимо боевых приемов, в арсенале самбо есть специальные. К ним относятся смещение и разрыв позвоночного столба, опасные броски, приемы сжимания и надавливания, приемы снятия часового.

Техника борьбы стоя включает в себя:

  • Стойки, дистанции, подготовки к захватам, захваты, передвижения и обманные действия
  • Методы подготовки к броскам, исходные положения для бросков и подходы к броскам
  • Броски, ответные броски и их комбинации (и защита от них)
  • Страховка и самостраховка

Также существует пять дистанций: вне захвата, дальняя, средняя, ближняя и вплотную. Захваты подразделяются на основные, ответные, предварительные и оборонительные. Броски делятся на броски ногами, подножки, зацепы, подбивы, подсечки, подсады, броски туловищем, броски через бедро, «мельницы», броски через спину и через грудь, броски руками (рывками за рукава, за ногу, за две ноги), броски кувырком, перевороты.

Техника борьбы лежа включает в себя:

  • Исходные положения и вспомогательные действия
  • Прорывы оборонительных захватов
  • Болевые приемы
  • Удержания
  • Переворачивания
  • Заваливания
  • Комбинации приемов (и защита от них)

Среди болевых приемов имеются приемы на суставы рук, выкручивания рук, рычаги плеча, ущемления бицепса, приемы на кисть, приемы на суставы ног. Большое разнообразие переходов от борьбы стоя к борьбе лежа и наоборот.

В реальной жизни приемы самообороны самбо (конечно же, отработанные и доведенные до автоматизма) превращают обычного человека в настоящую боевую машину - бойца, способного отразить практически любую атаку и обезвредить любого противника. Профессиональные секции по самбо, как мы и сказали, есть, наверное, в каждом большом городе России. Но для полного овладения этим боевым искусством могут потребоваться годы.

Кроме крав-мага и самбо существует, конечно же, огромное количество и других боевых видов спорта. Многие из них тоже очень популярны и востребованы. Далее мы приведем небольшие обзоры большинства из них.

Лучшие боевые искусства

Любое из этих единоборств эффективно для самообороны. Овладеть ими при должном усердии и систематических тренировках может любой. Сегодня можно найти немало самоучителей, но лучше все-таки заниматься в группе или индивидуально с профессиональным тренером в секции.

Бокс

Бокс - один из древнейших видов спорта, известный еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. С течением времени он не просто не потерял своей актуальности, но и значительно обогатил свою технику и адаптировался под современное общество. Сегодня бокс очень популярен по всему миру, по нему проходит огромное количество чемпионатов и других состязаний. Система бокса включает в себя достаточно много серьезных ударов, как и следует полагать, руками: прямые и боковые удары, апперкоты и т.д. Отдельное место занимает техника защиты и передвижений. Профессиональный боксер способен в считанные секунды обезвредить одного и нескольких нападающих. Из-за своей эффективности снискал славу смертельно опасного боевого искусства.

Джиу-джитсу

Японское боевое искусство, известное так же как дзюдзцзю или «Искусство мягкости». Один из самых эффективных методов ведения боя в мире. Применяет агрессию и импульс атакующего против него же. Основой являются контратаки, самооборона, перехваты ударов, защитные действия. Главный принцип гласит, что не следует идти на прямое противостояние для победы. Важно не сопротивляться, а поддаваться натиску соперника, перенаправляя его действия в нужное русло. Боевые приемы основаны на знаниях психофизиологии, физиологии и анатомии, а также на доведенной до автоматизма технике, продуманной тактике и стратегии боя. Главная задача джиу-джитсу - максимально быстро обезвредить нападающего или группу нападающих, применяя для этого любые имеющиеся в арсенале средства.

Бразильское джиу-джитсу

Японско-бразильское боевое искусство, нередко просто называемое джиу-джитсу или «Человеческими шахматами». Боец учится применять рычаги и грамотное распределение веса тела для победы более сильных противников. Под рычагом имеется в виду изоляция какой-либо конечности нападающего и движение сустава вне обычного диапазона движения. В арсенале имеется множество приемов давления на конечности, удушения, приемы воздействия на болевые точки. Также есть масса приемов классического джиу-джитсу, броски, захваты, удары и, конечно, защитные действия и движения.

Муай Тай

Боевое искусство Таиланда - знаменитый тайский бокс или «Искусство восьми конечностей». Удары в этом виде спорта наносятся кулаками, локтями, коленями и голенями. Профессиональные бойцы муай тай умеют использовать все свои конечности в качестве оружия. Если говорить образно, руки превращаются в сабли и кинжалы, локти - в молоты и булавы, колени - в топоры, а предплечья и голени служат доспехами для защиты. Ударов в тайском боксе очень много, и все они способны моментально лишить нападающего возможности действовать. Также в арсенале традиционного муай-тай присутствуют скручивания, удары в прыжке, множество защитных и контратакующих действий.

Вин Чун

Боевое искусство из Китая, называемое также винг тсун или «Поющая весна». Именно вин чун посвятил свою жизнь известный на весь мир Брюс Ли. В основу этого единоборства, как и в основу многих техник ушу, положена техника «чи-сао», означающая «липкие руки». Изучая ее, боец все время находится своими руками в контакте с нападающим, чтобы иметь возможность чувствовать его и не давать атаковать. Бои ведутся на короткой дистанции. Огромный арсенал перемещений, ударов и защитных приемов. Истинные мастера вин чун умеют атаковать и обороняться одновременно; их совершенно нельзя застать врасплох.

Айкидо

Японское боевое искусство, известное как «Путь гармонии духа». Очень эффективно, но и крайне сложно, и овладеть им в краткие сроки невозможно. Будучи в некоторой степени производной от джиу-джитсу, айкидо делает акцент на слиянии с атакой нападающего, перенаправляет его энергию для совершения броска или захвата. Профессионалы айкидо применяют агрессию и инерцию соперника для выведения его из строя и снижения эффективности его атак до нуля. Несмотря на то, что айкидо учит человека спокойствию, миру и гармонии, оно признано одним из самых опасных единоборств, а его арсенал включает в себя сотни всевозможных приемов нападения и защиты.

Тхэквондо

Боевое искусство родом из Кореи, часто называемое таэквон, таэквондо и «Пусть кисти и кулака». Быстрые и мощные удары ногами делают тхэквондо одним из самых действенных боевых видов спорта. Однако основное его преимущество состоит не только в том, что всего один удар может вывести нападающего из строя, а в том, что можно эффективно противостоять нескольким агрессорам сразу. Кстати, таэквондо является одним из немногих боевых искусств, ставших олимпийскими видами спорта. Но в реальной жизни оно легко способно привести к летальному исходу и самым серьезным травмам.

Спортивный рукопашный бой

Спортивный рукопашный бой, разработанный в нашей стране, пусть и не является полноценным рукопашным боем (в отличие от армейского), но все же очень эффективен в качестве средства самообороны. В соревнованиях нельзя бить головой, локтями и коленями, а также атаковать в партере. Однако спортивный рукопашный бой все же имеет множество мощных техник. Интересно и то, что овладеть им в относительно короткие сроки может даже новичок. Если у вас есть желание научиться результативной самозащите как можно быстрее, этот вид единоборств вполне вам подойдет.

Армейский рукопашный бой

Еще одно единоборство, родившееся на просторах нашей страны. Чаще его называют просто АРБ. Среди его преимуществ можно выделить широчайший арсенал техник, по своему многообразию превосходящий даже арсенал самбо. В АРБ допускаются удары коленями, локтями и головой, добивание лежачего противника. В специализированных школах обучение зачастую проходит в защитном снаряжении, по причине чего в реальных условиях бойцы могут допускать ошибки, т.к. привыкли к защите. Но эти проблемы легко решают полноконтактные спарринги, а также тренировки по боксу.

Миксфайт

Смешанные единоборства или, как их еще называют, - MMA (от англ. Mixed Martial Arts) и вале-тудо. Очень популярны в США, но и по всему миру поклонников миксфайта насчитывается десятки тысяч. Вид единоборств, включающий в себя элементы самых разных стилей, в том числе борьбы, дзюдо, самбо, бокса, муай тай, карате, сумо, грэпплинга и т.д. В арсенале приемов MMA есть удары руками, ногами, коленями и локтями, опрокидывания, завалы и броски, удушающие и болевые приемы. Сегодня школы по смешанным единоборствам есть в большинстве крупных городов страны, руководителями которых являются профессиональные спортсмены и чемпионы.

Панкратион

Истоки панкратиона уходят к временам Древней Греции, а создателями этого вида единоборств многие считают Геракла и Тесея. Признан олимпийским видом спорта и относится к числу видов MMA. Основу составляют удары руками и ногами и вольная борьба. Однако спортсмены применяют также элементы кикбоксинга, бокса, восточных боевых искусств, дзюдо, самбо, греко-римской борьбы и т.д. На сегодняшний день по всему миру функционирует свыше 200 федераций. Одними из лучших школ панкратиона признаны школы России, Бразилии, США, Азии и Европы.

По большому счету, приведенных видов единоборств вполне хватает для совершения . Все они широко распространены, очень эффективны и могут вооружить человека огромным количеством приемов самообороны. При необходимости они также могут стать настоящим смертельным оружием, хотя, и не рассчитаны на это изначально.

Но, одновременно с этим, существуют и такие стили ведения боя, которые сразу создавались для причинения максимального вереда противнику, нанесения серьезнейших травм и увечий и лишения жизни. Для общего развития мы решили вкратце сказать и о таких боевых искусствах.

Смертельные боевые искусства

Все, описанные ниже, боевые искусства можно смело назвать экзотическими. Спортивных школ и секций, где можно ими овладеть, как таковых не существует. Большинству из них преподают лишь в индивидуальном порядке мастера, получившие свои знания от предков, а некоторые вообще запрещены законом. Найти тренера очень сложно, но если вам это удастся, вы можете быть уверены, что отныне в ваших руках будет уникальный инструмент самозащиты, аналогов которому не найти во всем мире.

Бокатор

Древнейшее боевое искусство Азии, появившееся примерно 1700 лет назад в Кхмерской империи. По своей технике бокатор напоминает муай тай, и включает в себя более 10 тысяч самых разных ударов и приемов. Одно из самых сложных единоборств в мире.

Баком

Это боевое искусство появилось во второй половине 20 века в столице Перу - городе Лиме. Основателем считается бывший морской пехотинец Роберто Пуч Безада. Стиль очень опасен, т.к. изначально предназначался для выживания в трущобах городов. Техника основывается на молниеносных захватах, удушениях, переломах конечностей и ударах по жизненно важным точкам противника.

Дамбе

Данное боевое искусство зародилось среди народности хауса, проживающей в Северной Африке. Основу дамбе составляют принципы древнеегипетского бокса, а отличается оно наличием более жестоких атрибутов. К примеру, перед поединком бойцы дамбе оборачивают кулаки в жесткие шнуры, а ведущую ногу обматывают цепью. В некоторых случаях цепь снабжается частями зазубренного металла.

Силат

Национальное боевое искусство жителей Малайского архипелага. На берегах Суматры о нем известно еще с 7 века. Главная цель силата - это не поиск духовного смысла, как во множестве боевых искусств, а в доведении всего за 10 секунд соперника до состояния беспомощности и невозможности продолжать бой. Приемы силата берут за основу скорость, молниеносность и внезапность. Не запрещается пользоваться уловками и ударами исподтишка.

Арнис

У арниса есть еще одно название - эскрима. Это филиппинское боевое искусство, обучающее человека сражаться с нападающим как с оружием, так и без него. В качестве оружия в большинстве случаев выступают боевые посохи (бо), ножи, палки кали. Среди основных приемов арниса можно назвать захваты, очень быстрые удары, блоки и молниеносные контратаки.

Хапкидо

Хапкидо - боевое искусство родом из Кореи. В его основе лежат техники управления собственной силой и силой атакующего. Защита построена на перенаправлении натиска нападающего в нужном для обороняющегося направлении и последующей контратаке. Мастер хапкидо может завершить бой за считанные секунды. В дополнение к приемам рукопашного боя в хапкидо учат использовать клюку, шест, палку, меч и нож.

Каларияпатту

По предположениям многих исследователей, каларияпатту является самым старым боевым искусством в мире, от которого развились все остальные виды едтиноборств. Согласно легенде, создатель этого стиля - земная инкарнация индуистского бога Вишну - Хранителя Вселенной. Важнейшая практика каларияпатту состоит в нанесении ударов по жизненно важным точкам на теле человека, всего которых насчитывается 108.

Ниндзюцу

Японское боевое искусство ниндзюцу - это многоаспектная дисциплина, в которую входит шпионаж, диверсионные методики, выживание и другие составляющие. Философия здесь строится на том, что не имеет смысла вступать в схватку с превосходящими силами противника, если есть возможность незаметно подобраться и нанести один смертельный удар. Ниндзюцу предполагает скрытые и внезапные атаки из засады, методы ошеломления соперника, ведение боя в ограниченных пространствах.

Окичито

Окичито - одно из самых уникальных боевых искусств на планете. Его создатели - индейский народ кри, проживающий в Северной Америке. Сочетает в себе элементы боевых стилей Азии, включая удары руками и ногами, броски и захваты, а также искусство владения традиционным оружием индейцев - боевыми дубинами, томагавками и т.д.

Каджукенбо

Каджукенбо относится к категории гибридных стилей. Оно возникло на Гавайских островах под влиянием боевых искусств Азии, и стало своеобразным ответом на уличное насилие, процветавшее в Оаху в 1940-х годах. В арсенал приемов этого стиля входят броски, захваты, тейкдауны, методы обезоруживания и огромное количество ударов.

Повторимся, что найти тренера по какому-либо смертельному боевому искусству - задача не из простых. Если вам повезет - это хорошо, если же нет - можно пойти в секцию обычных единоборств и посвятить несколько лет упорным тренировкам. Но помните, что применять полученные знания и навыки нужно с умом, не ввязываясь без необходимости в драку и тем более не калеча соперника.

На этом мы заканчиваем наш курс по самообороне. Надеемся, что у вас в распоряжении теперь есть вся информация, которая поможет вам быть готовым к экстремальным ситуациям психологически, эмоционально и физически. Не забывайте также и о и интеллекта, ведь только тогда развитие можно будет считать полноценным. Впрочем, как любит завершать свои передачи из цикла «Следствие вели…» телеведущий Леонид Каневский, - это уже совсем другая история.

Желаем вам успехов и меньше ситуаций, где придется применять навыки самообороны на практике!

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Искусство борьбы самбо создавалось как отдельная спортивная дисциплина в Советской России в начале 1930-х годов. Днем ​​рождения данного вида рукопашного боя считается дата 16.11.1938 г. В тот день было опубликовано постановление Комитета по физической культуре и спорту СССР «O развитии борьбы вольного стиля». Именно так поначалу именовалось это боевое искусство, но со временем его все больше стали называть «самбо». Это аббревиатура слов «САМозащита Без Оружия». Так что такое самбо?

Оно вобрало в себя достижения других боевых искусств, таких как японские дзюдо и джиу-джитсу. В арсенал техник самбо вошли приемы национальных видов спорта России и других республик бывшего Советского Союза, а именно грузинской борьбы чидаоба, татарского и узбекского кураша, армянского коха, молдавской трынты, якутского хапсагая и др.

Судьба создателя

Фактическим основателем борьбы был блестящий русский дзюдока Василий Ощепков. Долгое время он обучался дзюдо в знаменитом Кодокане у самого Джигаро Кано и был одним из первых трех европейцев, получивших из его рук II дан. Ощепков и группа энтузиастов из московского спортивного клуба «Динамо» приступили к работе над созданием борьбы, которая бы могла использоваться Советской Армией и спецслужбами. Группа энтузиастов ездила по стране, изучая национальные единоборства народов СССР и описывая их приемы. Это позволило создать сложную систему и представить ее как новую, отдельную дисциплину.

Сам Ощепков не дожил до момента рождения нового вида борьбы. Широкая волна сталинских чисток и репрессий затронула многих способных, умных и образованных людей. В 1937 году Василий Ощепков был арестован и обвинен в шпионаже в пользу Японии. Он умер (не без активного участия сотрудников НКВД, которые на нем тренировали свои навыки владения боевыми искусствами) на 10-е сутки ареста. После этого слово «дзюдо» было надолго выведено из употребления в Советском Союзе.

Развитие самбо

Работу, начатую Ощепковым, продолжил Анатолий Харлампиев. После смерти своего учителя он возглавил Всесоюзную секцию борьбы вольного стиля. Харлампиева использовала советская пропаганда, которая называла его единственным основателем нового вида единоборства.

Несомненно, его роль в развитии этой системы, разработке и описании приемов борьбы самбо, тренировок, систематизации знаний и подготовке литературы, воспитании многих мастеров данного вида спорта огромна. Однако он не был единственным создателем системы, а лишь самым известным. Харлампиев был выдающимся человеком и имел благоприятные условия для развития своих спортивных и тренерских навыков. Развитию самбо он посвятил огромную часть своей жизни.

Важным достижением Харлампиева стала систематизация техник данного вида борьбы и разработка методологии его преподавания. Книга «Борьба самбо», опубликованная в 1949 г. государственным изданием «Физическая культура и спорт», стала библией нового боевого искусства. В ней пояснялось, что такое самбо, описывались боевые приемы, методы физической подготовки, правила боя. В последующие годы Харлампиев и его ученики опубликовали ряд книг по различным аспектам борьбы, но эта по-прежнему остается основным учебником адептов данного вида единоборств.

Популярности спортивного самбо в большой мере способствовало постановление правительства, в котором предписывалось создание секций этого боевого искусства во всех республиках СССР, преподавание самозащиты и проведение турниров на всех уровнях. Государство морально и финансово поддерживало развитие и популяризацию данного вида спорта. То же происходит и в сегодняшней России.

История боевого варианта

До перестройки, а затем распада Советского Союза данным видом самбо занимались исключительно спецслужбы, милиция и армия. Это знание считалось запрещенным для обычных граждан и охранялось как «секретное оружие» против врагов социализма. У истоков боевой версии самбо стоял офицер НКВД Виктор Спиридонов, который начал изучать японскую борьбу джиу-джитсу до революции 1917 года. Он также считался выдающимся экспертом в английском боксе и французском савате.

Самбо - искусство открытого типа, оно охотно принимает в свой арсенал методы и приемы из различных единоборств, культивируемых в мире. Это борьба, которая постоянно и динамично развивается. Вот почему оно прогрессирует не только на основе собственных достижений, но и благодаря другим боевым искусствам.

История организации

В 1939 году в Ленинграде прошел первый чемпионат Советского Союза. А в 1940-м, после начала Второй мировой, в Москве состоялся очередной чемпионат по самбо. С 1941 по 1946 год соревнования не проводились. В 1946 г. в Москве была создана Первая советская секция, которая в 1959 г. был переименована в Федерацию самбо СССР. Организация готовила тренеров, публиковала литературу, разрабатывала правила и принципы спортивных соревнований, организовывала чемпионаты Советского Союза.

Попытки выйти на международный уровень начались в 1950-х годах. В 1957 г. в Москве состоялся официальный поединок самбистов СССР с венгерскими дзюдоистами. В 1966-м Международная федерация объединенных стилей (FILA) присвоила самбо статус международного вида спорта и создала соответствующую секцию. Через год в Риге (Латвия) прошли первые международные поединки с участием представителей Югославии, Болгарии, Монголии, СССР и Японии. В этих и других международных турнирах советские спортсмены были наиболее успешными.

В 1984 году самбисты покинули FILA и образовали Международную любительскую федерацию самбо (FIAS). В 1991 г. в Турине (Италия) была создана Европейская федерация. Что такое самбо, за исключением республик бывшего Советского Союза, не знали нигде. Ситуация изменилась с появлением в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Израиле в конце 1990-х годов большой группы российских эмигрантов. Советские самбисты начали создавать там клубы и популяризировать различные виды самбо.

Сегодня борьба переживает возрождение в России, где в 2003 г. она была официально признана национальным видом спорта. Президент РФ Владимир Путин сам является мастером спорта по самбо с 1973 года и обладателем черного пояса в дзюдо.

Это комплексная система, которая по практическим соображениям разделена на 2 основных типа.

Что такое самбо: спортивный вариант

Самозащита без оружия имеет в своем арсенале большой набор бросков, захватов, подсечек, удержаний и приемов для рук и ног. Последние в дзюдо не допускаются, в отличие от удушений, которые в спортивном самбо не разрешены. Большинство методов аналогичны тем, которые используются в дзюдо, но есть приемы, заимствованные учредителями и их преемниками из других видов борьбы. В этом и заключается преимущество самбо: это постоянно развивающееся единоборство, открытое для новых техник и решений. Самбисты разрабатывают свои собственные методы и изучают остальные боевые искусства мира, прагматично заимствуя в свой арсенал их технику и тактику.

Спортивная форма

В самбо используется специальная одежда (обычно синего или красного цвета). Куртка имеет дополнительные элементы - «крылья» на плечах и усиленные отверстия для пояса. В самбо (фото образцов формы размещено в статье) она короче, чем кимоно в дзюдо. Длина куртки ниже пояса не может превышать 15 см. В комплект также входят трусы и мягкие самбовки или борцовки.

Основные правила

Поединок проводится на мате, идентичном борцовскому, с круглым полем, в котором и происходит схватка. В дзюдо борьба ведется на прямоугольном и более твердом татами. Продолжительность боя зависит от возраста и пола и составляет от 3 до 5 минут.

Игроки стараются повалить противника на ковер (в партер), используя броски и другие приемы. За это начисляется определенное количество баллов. Игрок побеждает, если за время, отведенное для боя, получит больше очков, заставит противника сдаться путем проведения болевого приема (рычага, узла, ущемления мышц и суставов на руках и ногах) или победит досрочно, набрав на 8 очков больше. Также можно завершить бой чистой победой, бросив соперника на спину, при этом оставаясь на ногах. Удержание противника в течение 10 с награждается 2 баллами, а в течение 20 с - 4. Бросок на спину c падением атакующего оценивается в 4 очка; на бок - в 2; на грудь, таз, плечо, живот - в 1. За выполнение приемов без падения баллы удваиваются.

Правила предусматривают разделение спортсменов, участвующих в соревнованиях, на 7 возрастных групп, а также на 12 весовых категорий.

Боевой вариант

Харлампиев называл этот вид борьбы невидимым оружием, которое всегда с собой. Оно было освобождено из-под монополии спецслужб и армии в 90-х гг. прошлого века, во времена горбачевской перестройки. В 1994 г. в Москве состоялся первый российский чемпионат по боевому самбо. В отличие от спортивного, кроме бросков, удержаний, выведения противника из состояния равновесия, рычагов, узлов и т. д., здесь применяются удары, целью которых является быстрая и эффективная ликвидация агрессивного противника. В прикладном единоборстве используются техники борьбы с невооруженным и вооруженным (ножом, пистолетом, палкой и т. д.) оппонентом.

Изучение боевого самбо происходит по 4 основным направлениям: военному, полицейскому, бытовому и спортивному. В нем применяются все техники спортивной версии, а также удары руками и ногами (включая коленями и локтями), как в стойке, так и в партере, и удушение. Боевое самбо является частью смешанных единоборств (ММА). Самбисты часто участвуют в международных соревнованиях MMA, K1, Pride и т. д. Одним из самых известных профессиональных борцов MMA является Федор Емельяненко.

В дополнение к стандартной форме (куртке, шортам, обуви), самбисты используют боксерские шлемы, короткие перчатки с открытыми пальцами и накладки на голени, капу, бандаж.

Целью соревнований является набор большего числа очков с применением различных захватов, ударов и т. д. Также можно победить соперника, нокаутировав его или вынудив сдаться из-за невозможности продолжить борьбу.

Запрещенные приемы

В боевом самбо диапазон технически применимых методов очень широк, но есть и ограничения. Не допускается:

  • кусаться и царапаться;
  • нажимать на глаза и бить по ним;
  • использовать захваты, вызывающие боль в позвоночнике и шейных позвонках;
  • хвататься за нос, уши, половые органы противника;
  • бить кулаком или локтем в область шейных позвонков и в затылок;
  • хвататься за пальцы рук и ног противника;
  • бить лежащего оппонента ногами, стоя над ним;
  • хватать за волосы;
  • бить лежащего противника в голову;
  • засовывать пальцы в рот оппонента;
  • использовать в бою опасные и мешающие нормальному ходу боя предметы.

За первое запрещенное действие, не вызвавшее травму противника, игрок получает замечание. В случае повторного нарушения участник дисквалифицируется.

Популяризация

Борьба самбо очень популярна в Российской Федерации и многих республиках бывшего Советского Союза. В 2003 г. самбо было объявлено в России национальным видом спорта, а в данное время идет борьба за признание его олимпийским. В течение многих лет в таких странах, как Болгария, Венгрия, Чехия, Сербия, Греция, Франция, Монголия и Япония, существовали национальные клубы и федерации. А благодаря иммигрантам, родившимся в бывшем СССР, самбо развивается в Северной Америке, Западной Европе и Австралии.