А 121 трасса как называется. До Сортавала на машине. Посещение Рускеала

Путь из Санкт-Петербурга в Республику Карелия и обратно год от года становится для водителей всё короче и комфортнее – на трассе А-121 «Сортавала» регулярно вводят в эксплуатацию новые современные участки.Корреспондент «ДорИнфо» побывал на месте строительства.

В последние годы вестей было больше с участка трассы ближе к Северной столице, в частности, осенью прошлого года сдали первый этап реконструкции от Сосново до Лосево с 57-го по 81-й км, вторую очередь участка планируется сдать этой осенью. Однако стоит только уехать за Приозерск, сразу становится понятно, что самые интересные и масштабные работы идут здесь, на границе с республикой и дальше, причем сразу на двух участках. Уже с конца 2019 года участок от Приозерска (Ленинградская область) до границы с Карелией водители смогут проезжать на 20-25 минут быстрее по ровной дороге без опасных поворотов и грунтовых разрывов, а начиная с границы двух регионов участок современной трассы увеличится на 14 км.

Участок от Приозерска до границы с Карелией

Участок трассы А-121 со 131-го км по 153-й км, который начинается в Приозерске и заканчивается на границе Ленобласти и Карелии, пожалуй, один из самых неприятных для водителей на пути в город Сортавала. Из-за сложного рельефа проезжая часть здесь узкая, с крутыми подъемами и опасными поворотами, обгон запрещен практически на всем протяжении участка, а за 5 км до границы с Карелией и вовсе есть грунтовый разрыв. Несмотря на то, что грунтовку сейчас содержат лучше, чем раньше, помогает генподрядчик нового строительства – АО «ВАД», сбросить скорость здесь всё равно придется. Это последний грунтовый участок в составе федеральных трасс в Ленобласти, и новость о том, что его наконец-то реконструируют, обрадовала многих пользователей этой дороги, ведь долгое время никто не хотел браться за него. Один из специалистов «ВАДа» считает, что причиной тому - сложность участка, не каждый решится на его реконструкцию.

Единственным участником аукциона на строительство и реконструкцию участка протяженностью почти 21 км стала компания «ВАД», контракт на сумму чуть больше 6,8 млрд рублей был заключен в июле 2017 года, на объект подрядчик вышел в августе, однако начать работы сразу на всем участке получилось не сразу.

«Сначала проводились подготовительные работы, нужно было очистить полосу отвода от леса и кустарника. На участках, относящихся к землям населенных пунктов и муниципальных образований, работы начались раньше, примерно с августа. Здесь гораздо быстрее удалось получить необходимые разрешительные документы, с территориями Лесфонда было сложнее. Сразу на всю длину участка мы выйти не могли», - рассказывает технический руководитель контракта АО «ВАД» Иван Масленников.

К слову, сейчас вырублено уже 86 Га леса, относящегося к Лесфонду РФ, всего же проектом предусмотрена вырубка 93 Га. Весь вырубленный лес освидетельствуется и передается в Росимущество.

Большая часть нового 2-х полосного участка трассы «Сортавала» будет построена заново в обход существующей дороги, начиная с 148-го км и по 153-й км, где сейчас идет грунтовка, оси новой и старой трасс практически совпадут, и здесь уже предусмотрена реконструкция. Участок нового строительства составляет порядка 13 км, под реконструкцию попадает около 7-8 км. Из искусственных сооружений предстоит построить 2 моста через реку Тихая: 4-пролетный на 134-м км и 3-пролетный на 135-м км, а также реконструировать однопролётный железнодорожный путепровод над трассой на 149-м км. После ввода нового участка в эксплуатацию путь сократится на 2-2,5 км. Существенная экономия получится и по времени. Точных расчетов еще нет, но предполагается, что водители будут тратить на 20-25 минут меньше, чем сейчас. Новый участок будет прямым, не будет ненормативных и опасных поворотов и радиусов, как на старом направлении.

Во время осмотра работ мы стали свидетелями аварии на одном из опасных поворотов существующей дороги – с управлением не справился водитель большегруза, автомобиль завалился на бок в кювет. Это лишь подтвердило несоответствие существующей трассы «Сортавала» на участке после Приозерска действующим нормативам, в первую очередь, в части безопасности дорожного движения.

Сложные работы позади

Скрупулёзности в работу подрядчика внесла геология Карельского перешейка, где скальные породы чередуются с болотами. На выработку подходящей технологии ушло 2 месяца, а для проведения буровзрывных работ, чтобы разбить скалы на пути новой дороги, приходилось даже согласовывать закрытие воздушного пространства в квадратах производства работ.

Одна из скал встала на пути дорожников в начале нового участка, высота выемки, которая была выполнена методом буровзрывных работ, составляет от 5 до 8 метров, и это не самая большая выемка. После того, как скалу взорвали, она раскололась на отдельные резаные и колотые куски чистой скальной породы, которая не подвергалась никаким воздействиям окружающей среды. Это так называемый глыбовый грунт. Чтобы уложить такой грунт в земляное полотно, его нужно смешать с материалом более мелкой фракции, чтобы не образовалось пустот при уплотнении.

«На предыдущих участках реконструкции трассы А-121 «Сортавала» подобного скального грунта не встречалось, были песчаные и гравелистые грунты. Не везде такое встретишь, такая геология - это особенность Карельского перешейка и Карелии.

Чтобы преодолеть это препятствие, нужно правильно разработать, взрыхлить этот скальный грунт и применить в работу при возведении земляного полотна», - отмечает Иван Масленников.

К скрупулёзным видам работ, помимо буровзрывных, стоит отнести и усиление слабого основания на болотистых участках. На некоторых из них можно провести выторфовку с помощью техники, но на наиболее глубоких участках необходимо на месте проводить усиление грунтов. Для этого используются буронабивные сваи диаметром 600 мм по технологии DDS. В местах слабого основания бурится скважина, и под давлением подается бетонная смесь. После этого проводятся работы по армированию, обустройству гибкого ростверка, геотекстиля и арматуры. Всего таких участков 5, и они встречаются там, где спроектированы высокие насыпи. Для их устойчивости и необходимо усилить грунт. Во вторник, 26 июня, эти работы завершились на одном из участков, всего здесь обустроили 620 свай.

«Самое сложное, что стояло на пути, мы уже выполнили. Около 35% уже сделано, включая подготовительные работы. По буровзрывным работам выполнено порядка 55-60%. Всё идет по проекту и по графику производства работ. В этом году планируем закончить буровзрывные работы, чтобы следующий год посвятить укладке асфальта и благоустройству всей территории», - отмечает технический руководитель контракта. Пока же в самой высокой степени готовности находится участок со 132-го км по 135-й км, здесь завершаются работы по возведению земляного полотна.

Основание дорожной одежды будет выполнено из ЩПС (щебеночно-песчаная смесь) и песка. По основному ходу проектом предусмотрено 3 слоя асфальтобетонного покрытия из мелкозернистой и крупнозернистой асфальтобетонной смеси: 2 нижних слоя по 7 см, верхний слой – 5 см. На съездах будет уложено 2 слоя асфальта. Укладка асфальта на некоторых участках начнется ориентировочно в сентябре этого года. В работе подрядчик будет использовать асфальтоперегружатель, что позволит уложить покрытие более качественно: использование асфальтоперегружателя позволяет исключить гранулометрическую и температурную неоднородность асфальтобетонной смеси, что позволяет добиться более высокой ровности покрытия.


Грунтовый разрыв

На участке нового строительства кроме водных преград на пути ничего не встречается, что не скажешь об участке реконструкции вдоль существующего грунтового разрыва, здесь много различных инженерных коммуникаций. Это усложняет работы. Например, столбы электросети стоят прямо на скалах, и чтобы их взорвать, нужно либо переключать сеть, либо как-то удерживать столбы. Поскольку ось грунтовой дороги практически совпадает с осью новой дороги, приходится делать перепуски движения, чтобы проводить реконструкцию.

Работы тормозят и археологические раскопки на участке рядом с Березово, практически на границе с Карелией. «На нашем участке Институтом РАН было рекомендовано провести археологические раскопки, поскольку по исторической справке рядом с Березово земли раньше принадлежали Финляндии, и еще до Второй мировой войны здесь проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки промысловых стоянок для жилья и охоты наших предков, находки датируются периодом от 4-х до 8-ми тысяч лет назад. Небольшой участок нашей дороги попадает в зону данных раскопок, сейчас там работают археологи. В конце июля они должны завершить работы, после чего мы сможем приступить к земляным работам», - рассказывает Иван Масленников.

По контракту все работы на участке с 131-го км по 153-й км должны завершиться до 20 декабря 2019 года, рабочее движение по нему планируется запустить в октябре 2019 года. О досрочном завершении работ пока говорить преждевременно, но, как отмечает подрядчик, компания всегда стремится завершить работы раньше срока. Сейчас на объекте задействовано порядка 150-170 человек, включая инженерно-технических работников и всех подрядчиков, а также около 100 единиц техники: экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, грунтовые катки, самосвалы.

Новый участок трассы А-121 в Карелии

При въезде в Республику Карелия грунтовый участок трассы А-121 превращается в современную ровную двухполосную магистраль с красивыми скальными рельефами по обеим сторонам. В 2013 году здесь ввели в эксплуатацию участок со 155-го км по 173-й км, в 2015-м году – со 173-го км по 197-й км. Однако дальше трасса начинает петлять, а крутые повороты делают ее небезопасной. Улучшить ситуацию на более чем 14-ти километрах планируется к концу октября 2019 года – участок новой дороги продлят до 215-го км, и практически полностью он будет построен заново в обход существующей дороги.

«В начале и в конце хода новый участок стыкуется с существующим направлением, но практически полностью, 14,4 км, он идет по новому направлению. Старый участок имеет параметры IV и V технических категорий, новый же будет иметь параметры III категории», - рассказывает ведущий инженер ПТО строительного управления АО «ВАД» по Республике Карелия Алексей Анхимков.

Контракт на строительство участка с компанией «ВАД» был заключен в июле 2017 года, однако на объект подрядчик вышел только в октябре. Это было связано с земельными вопросами. Сейчас все работы идут по графику, а на некоторых участках даже с опережением, несмотря на то, что геология здесь такая же сложная, как и на участке в Ленобласти: скалы могут резко смениться глубокими болотами, либо наоборот, но подрядчика это не пугает.

«Если взять только геологические условия, данный участок строительства однозначно сложный, но и очень интересный.

Примерно такими же были и первые два участка трассы от границы двух регионов. Но как работать здесь, мы знаем», - говорит Алексей Анхимков.

Проектное решение по обильному количеству скальных пород на пути новой дороги здесь аналогично участку от Приозерска до границы с Карелией. Большая часть глыбового грунта идет в насыпь, а излишки либо разравниваются в полосе отвода, либо используются для укрепления земляного полотна на других участках. Весь скальный грунт идет в дело, поэтому карьерный привозной грунт используется только на рабочий и подстилающий слои и на некоторые досыпки. Карельским специалистам также предстоит усилить слабые грунты, к этим работам субподрядчик приступил в июне. Пока сделано 2 участка из 15-ти общей протяженностью 1,3 км.

В составе нового участка два карельских субподрядчика строят 3-пролетный мост через реку Иййоки длиной 136,6 м и путепровод длиной 53,5 м через железнодорожный перегон «Элисенваара – Яккима». На первом объекте работает «Карелстроймеханизация». Опоры моста уже смонтированы и забетонированы, завершается монтаж пролетного строения, которое будет установлено в проектное положение путем надвижки примерно за месяц, начало этих работ запланировано на июль. На сборку пролетов общим весом более 300 тонн ушло 2 месяца.

На путепроводе, который строит компания ПСК «Строитель» также возведены все 4 опоры, ведутся небольшие работы по их доработке. Железобетонное пролетное строение уже завезено, и в июле планируется приступить к монтажу, однако для этого потребуются дополнительные согласования с РЖД.


Дорога станет короче почти на 3 км

За счет спрямления трассы на участке со 197-го км по 215-й км путь у автомобилистов станет короче на 2,7 км, новый участок пройдет в обход населенного пункта Ихала и выйдет на существующую трассу перед городом Лахденпохья. На 500 м старого направления А-121 в месте примыкания нового участка будет уложено новое покрытие, в конце лета – начале осени здесь пройдут буровзрывные работы, чтобы разбить скалу, мешающую обзору. Движение по трассе будут перекрывать, о чем водителей заранее проинформируют.

Под просеку для нового участка уже вырублено 9 Га леса, и это практически весь запланированный объем. Для обустройства насыпи необходимо 750 тысяч м3 материала, порядка половины от общего объема уже возведено. Буровзрывные работы на участке со 197-го км по 215-й км пока выполнены на 60%, а готовность всего участка можно оценить в 60-65%. Всего в строительстве задействовано порядка 220-250 человек и более 60 единиц техники без учета людей и техники субподрядчиков. Когда пойдут другие работы, количество людей и техники увеличится.

По графику работ к укладке асфальта «ВАД» должен приступить здесь только в 2019 году, однако первый асфальтобетон на участке может появиться уже в этом году. «В планах на этот год частично уложить нижний слой асфальтобетона на подготовленных участках, порядка 15 тысяч тонн. Эти работы мы хотим сделать в текущем году, с опережением графика», - отмечает Алексей Анхимков.

На участке с 197-го км по 215-й км запроектировано двухслойное асфальтобетонное покрытие: нижний слой 8 см, верхний – 5 см. Весь асфальт будут укладывать на подстилающий слой (от 62-х до 92-х см) и подушку из ЩПС. На всём протяжении участка между подстилающим слоем и ЩПС для разделения слоев укладывается тканный геотекстиль «Геоспан», чтобы слои покрытия не смешивались. Это должно улучшить несущую способность дорожной одежды.

Развитие федеральной трассы А-121 «Сортавала» на этом не останавливается. Уже осенью 2018 года в Ленинградской области в эксплуатацию планируется ввести всю V очередь строительства новой дороги с 57-го км по 81-й км, от Сосново до Лосево вместе с мостом через Вуоксу.

Дальше в ближайшие годы капитально отремонтируют 2 участка трассы: с 81-го км по 106-й км и со 106-го км по 131-й км, как раз до нового участка от Приозерска до границы соседнего региона. В Республике Карелия проект следующего участка трассы протяженностью 58 км, от 215-го км до 273-го км, обход городов Лахденпохья и Сортавала, по некоторым данным, уже проходит госэкспертизу, и его также ждет реконструкция. В скором времени закончатся работы на участке с 424-го км по 445-й км в Карелии, где новый 19-километровый участок строят в обход населенных пунктов Крошнозеро, Кутчезеро и Щеккила.

В мероприятии, посвященном началу работ на участке, приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, заместитель начальника ФКУ "Северо-Запад" Дмитрий Кузнецов.

До конца 2019 года дорожным строителям предстоит выполнить здесь большой объем работ, а именно: проложить 11,7 км новой дороги, возвести два моста через реку Тихая (на 134+656 км и на 135+599 км), реконструировать путепровод через железнодорожные пути (на 149+700 км), построить две площадки отдыха для водителей и пункт весового контроля. На эти цели из федерального бюджета выделено 7,2 млрд рублей.

После завершения работ автомобилисты смогут преодолевать этот 20-километровый участок в два раза быстрее, чем сейчас. Уверен, что приведение в нормативное состояние объекта и сокращение времени в пути дадут новый импульс для развития экономического потенциала Ленинградской области и Республики Карелия, - подчеркнул в своей речи Максим Соколов.

Поскольку указанный участок трассы проходит по территории населенных пунктов – г.Приозерска, поселков Бригадное, Бурнево, Березово – большое внимание будет уделено обеспечению комфорта и безопасности дорожного движения. К примеру, проектом предусмотрено устройство более 14 км линий наружного освещения.

Кроме того, в рамках проекта будет выполнен ряд природоохранных мероприятий. В пределах водоохранных зон вода будет собираться с проезжей части трассы и поступать в дождеприемные колодцы закрытой системы ливневой канализации. Затем стоки будут направляться в очистные сооружения, а после очистки сбрасываться на прилегающую территорию. Для защиты диких животных и предотвращения ДТП с их участием вдоль участка трассы установят специальные сетчатые ограждения протяженностью более 18 тыс. погонных метров.

Справка

Реконструкция участка км 131+200 – км 153+850 автодороги «Сортавала» в Приозерском районе Ленинградской области – часть большой работы, направленной на приведение в нормативное состояние трассы на всем ее протяжении. За последние семь лет в границах региона в нормативное состояние приведено порядка 60 км автодороги.

В настоящее время продолжается строительство на отрезке с 57 км по 81 км. Открыть движение по этому участку (от н.п. Сосново до н.п. Лосево) планируется в IV квартале 2018 года.

К концу 2019 года федеральная автодорога «Сортавала» будет соответствовать нормативным требованиям на всем протяжении - к этому моменту планируется ввести в строй два участка капитального ремонта общей протяженностью 50 км (с 81 км по 106 км и со 106 км по 131 км).

Посетить одно из красивейших мест Северного Приладожья – горный парк «Рускеала», я решил осенью.

Жемчужина . Каньон, окруженный мраморными стенами, удивляет своей красотой в любое время года, но мне кажется, что особенно красив он именно осенью.

Горный парк находится недалеко от Сортавала, расстояние от Сортавала до Рускеала около 35 километров.

Самый удобный и, наверное, единственный способ добраться до горного парка, это доехать до него на машине.

Я слышал о ещё одном виде транспорта, на котором можно доехать до Сортавала – ретропаровозе. Этому способу путешествия посвящена группа в Контакте (кому интересно, может без труда её найти), но я так и не понял, ходит ли паровоз в Сортавала в настоящее время.
Если всё-таки вы решите ехать в Сортавала из Санкт-Петербурга на машине, то путь у вас будет следующий.

До Сортавала на машине

От Питера идёт федеральная трасса А-121, которая так и называется «Сортавала». Часть этой трассы прошла реконструкцию и в настоящее время представляет собой довольно качественное шоссе. В октябре 2017 года после реконструкции открылся очередной участок трассы. Теперь от Санкт-Петербурга до Лосева идёт вот такая дорога.

Трасса Санкт-Петербург — Сортавала

Ехать по ней одно удовольствие. Единственное, что может вам испортить впечатление от вождения автомобиля – дачники. Дачников особенно много в пятницу и в субботу утром. Актуальна эта проблема только в летний период и к тому же при выезде из города, несмотря на большой поток машин, особых заторов движения не бывает. А вот при вовзращении в Питер во второй половине дня в воскресенье, до съезда на КАД можно очень хорошо встать и потерять много времени.

Трасса А-121 не очень богата именитыми автозаправками. В основном брендовые АЗС находятся возле города. После съезда с КАД вам повстречается Shell, Neste. Чуть позже будет ПТК. Следующие заправки (Газпромнефть, Лукойл), уже будут в Приозерске. В целом без бензина вы не останетесь, по трассе до Сортавалы будут попадаться места заправки, но если вы предпочитаете заливать в машину топливо вышеуказанных компаний, то сделайте это при выезде из Питера.

На новых участках трассы есть зоны отдыха, на которых при желании можно остановиться.


Расстояние от Питера до Сортавала порядка 250 км. Дистанция относительна небольшая, и учитывая среднюю скорость движения по дорогам Ленинградской области кажется, что проехать его можно относительно быстро. Но поездка до Сортавалы будет чуть дольше, чем может показаться на первый взгляд. Объясняется это следующим.

Условно весь путь можно разбить на следующие участки

Участок 1. Санкт-Петербург – Лосево. Как говорилось выше, дорога на этом участке отличная.

Участок 2. Лосево - Приозерск. Дорога неплохая, но ещё не прошедшая реконструкцию. Поэтому на этом участке будет по одной полосе в каждое направление. Обгон уже не всегда будет удобен и безопасен, поэтому в случае большого автомобильного потока средняя скорость движения может упасть.

Участок 3. Приозерск – до поворота на Кузнечное. Дорога остаётся однополосной, но к ней добавляется большое количество поворотов. Причём этих поворотов и вправду очень много и они довольно крутые. В случае если будет идти фура, то за ней может скопиться приличный хвост из автомобилей. Я часто езжу на машине в Сочи и меня иногда спрашивают о сложности езды по горному серпантину. Хочу сказать, что некоторые части дороги после Приозерска в сторону Сортавалы похожи на сочинские дороги, такие же «вертлявые», только без продолжительных спусков и подъёмов. Для тех, кто хочет потренироваться перед поездкой в Сочи, съездите на машине за Приозерск. Только имейте в виду, что на А-121 длина таких участков дороги измеряется десятком километров, а в Сочи сотней.



Дорога после Приозерска в Сортавала


Участок 4. От поворота на Кузнечное – до границы с Республикой Карелия. Этот участок почему-то не имеет асфальтового покрытия, а представляет собой неплохую грунтовку. Но хоть она и неплохая, а скорость движения ещё сильнее падает. Если вы едете в сухую погоду, приготовьтесь, что ваш автомобиль покроет слой пыли. Этот участок относительно небольшой, около 6 км. Хоть ехать по нему неудобно, но бояться его не надо, по нему пройдёт любая машина. Я ехал по нему на Toyota Corolla со скоростью от 20 до 40 км/час. и особого дискомфорта не испытывал. Конечно, если его когда-нибудь заасфальтируют, на общее состояние трассы Санкт-Петербург – Сортавала это повлияет положительно.




Участок 5. От границы Ленинградской области и Карелии на протяжении чуть более 30 километров проходит просто замечательная дорога. Замечательна она не только своим качеством (актуально по состоянию на октябрь 2017), но и красотой открывающихся из окна автомобиля видов.





Участок 6. После 30 с небольшим километров отличного шоссе начинается однополосная дорога с большим количеством резких поворотов. Мест для обгонов на ней немного, любой тихоход может собрать значительную колонну из следующих за ним автомобилей. И такая петляющая трасса будет до Сортавала, а это около 60 километров. Имейте в виду, что для некоторых ваших пассажиров 60 километров такой дороги может стать причиной укачивания, особенно для детей. Я видел несколько стоящих на обочине машин, рядом с которыми находились граждане, у которых по всем внешним признакам вестибулярный аппарат не выдержал большого количества поворотов. У меня младшего ребёнка сильно укачивает, поэтому на таких дорогах я его сажаю на переднее сиденье (естественно в детское кресло). Так его укачивает значительно меньше (проверено на сочинских дорогах).





На весь маршрут от Икеи Парнас до въезда в Сортавала я потратил почти четыре часа. Отъехал я от Икеи в 10 утра, а въехал в Сортавала в 13.48. Остановки делал две, для заправки на Shell при выезде из города и для перекуса и дозаправки на Газпроме в Приозерске.

Дорога от Сортавала до Мраморного каньона

Доехав до Сортавала, вы можете перекусить в многочисленных кафе и подкрепившись отправиться в дорогу дальше, уже непосредственно до Мраморного каньона. Если вы даже не собираетесь останавливаться в городе, то вам все равно придётся проехать через центр Сортавалы, так как другой дороги из Питера в Рускеала нет. Город небольшой, поэтому много времени на проезд через центр не потратите.

Выехав из города, до цели поездки нужно будет проехать около 35 километров. Из них 6 километров по трассе А-121, и примерно 29 километров по дороге, которая носит название «Подъезд к МАПП Вяртсиля». Качество асфальтового покрытия дороги не очень хорошее, но ехать вполне можно.

Через какое-то время вы проедете Рускеальские водопады на реке Тохмайоки. Не заметить их достаточно трудно, в этом месте обычно вдоль обочины стоят припаркованные автомобили. Можно остановиться и посмотреть, но я на водопады заехал на обратном пути, уже после посещения каньонов.





Километра через 3 после Рускеальских водопадов будет съезд на ул. Набережную. Он будет находиться с левой стоны по ходу движения (сразу за мостом через реку Тохмайоки).


Проскочить его очень легко, поэтому лучше сразу забить в навигаторе Горный парк Рускеала (в Яндекс навигаторе так точно можно, сам так ехал). А если вам принципиально нужен адрес, то укажите Набережная ул., д. 23. Это адрес не самого парка, а ближайшего от него дома. Адреса парка я почему-то не нашёл.
Возле входа в парк организована большая парковка. Оставляйте на ней машину и отправляйтесь в кассу за билетами.



Возле входа в парк находятся магазины с сувенирами и кафе