Жизнь – как драматург. Невымышленные истории "Касается каждого". «Жизнь лучший драматург» или почему хоккей лучший вид спорта

Что общего между Ильей Ковальчуком и Франческо Тотти? Оба - спортсмены безграничного таланта, реализация которого по большей части состоялась. Оба - спортсмены, идеально овладевшие техникой своего спортивного упражнения. А еще статусные и ментальные лидеры своих клубов. Но речь не об этом. До недавнего времени хоккеист и футболист в понимании болельщиков играли определяющую роль в СКА и «Роме». Но случилось так, что сейчас их командам без них лучше. Каким-то образом, Сергею Зубову и Лучано Спаллетти удалось это распознать.

«Рома» Лучано Спаллетти выиграла пять матчей Серии А с безвылазным Франческо Тотти на скамейке запасных. Ранее римская легенда пошел на открытый конфликт с Лучано, показывая недовольство через прессу тем, что не играет. Тренер оказался прав - ведь его команда побеждала.

Несмотря на то, что Франческо уже выходит на замену, в отношении Тотти, в силу возраста, пожалуй, это навсегда. Он больше никогда не будет игровым лидером «Ромы». Илья же пробует вернуться, но… вместе с ним СКА вновь проиграл, а Ковальчук, пускай, и не по делу, с возможной судейской ошибкой, стал косвенным виновником решающего эпизода.

Разжалованный капитан СКА вернулся в состав армейцев перед первой игрой с «Динамо». До этого питерская команда четыре раза подряд обыграла ярославский «Локомотив» без него. Сергей Зубов вывел Кови за состав после первого поражения в Ярославле. Зубов оказался прав. Хотя многие в момент исполнения с большим сомнением отнеслись к этому решению, называя это психологической ошибкой.

Но как понять, «Рома» и СКА начали побеждать, потому что Тотти и Ковальчук сейчас настолько по-игровому плохи, что с ними команда становится слабее? Или же «Рома» и СКА начали побеждать от психологического эффекта, воздействие которого выплеснулось на команды после отстранения лидеров? Но почему тогда во втором случае, если это так, не возымел обратный эффект и команды не развалились?..

В популярности у журналистов истории с Ильей Ковальчуком нет ничего исключительного. А вот содержание публикаций обескураживает гаданием и перечислением возможных причин: нарушение режима, скандал с менеджером, конфликт с тренером, разрыв контракта, плохая игра. Но вот, например, Борис Майоров без лукавства сопоставил результативность игры и баснословность гонорара игрока. Ещё прославленный хоккеист (Майоров, не Ковальчук) назвал игровые обязанности капитана - «делать игры». Действительно, профессиональный спорт - это работа, а значит, есть должностные обязанности и ответственность за их невыполнение.

Итак, что можно сказать о психологической составляющей этой истории. Об игре СКА в финальной стадии Кубка Гагарина прошлого года . Главное - коллективная игра: количество пасов, игровое мышление, согласованность игровых действий. Для этого необходимы взаимопонимание и взаимодействие всех игроков на льду, которые в свою очередь обуславливаются единством цели для всех хоккеистов, участвующих в бойне плей-офф. Год назад это в команде было.

По всей видимости, в СКА произошел «эмоциональный взрыв» «конфликта интересов». Спортивная команда - это не просто производственный коллектив, которой стремится к минимизации затрат на единицу качественного продукта. Это спортивный коллектив, где качественный продукт - это выигранная игра. Для этого надо показывать свой максимум и еще постоянно прибавлять. Когда этого не происходит - нарушаются взаимодействия. А понимание этого каждым участником коллектива ведет к таким вот эмоциональным последствиям.

Если лидер команды своим поведением и действиями в игре перестает соответствовать общей цели для всех участников игры, он перестает быть лидером. В этом случае без него команда будет успешнее.

В хоккее о многом говорит статистика. Такой показатель, как «плюс-минус» действительно наглядно показывает вклад отдельного хоккеиста в результат, учитывая, что на лед они выходят пятерками один раз через три смены. Этот показатель, «плюс-минус», не учитывается при игре в неравных составах. Это значит, что Илья Ковальчук «набивая» свои очки в большинстве с тройкой Вадима Шипачева, свой «плюс» не получал. В равных составах Илья набирал очки в последнее время мало. При этом успел наполучать «минус» - СКА пропускал, когда Ковальчук был на льду.

Команда такие моменты очень хорошо чувствует. Пусть и подсознательно - все игроки были с Зубовым согласны. Здесь же ещё элемент конкуренции - каждый игрок выжимает из себя все, чтобы стать новым лидером. В СКА амбициозных игроков столько, сколько нет ни в одной команде. Но лучше всех заиграли те, кто сразу за Ковальчуком. Вы посмотрите, что творит Шипачев, перехвативший нашивку капитана. Как результативен Дадонов. Как собранно провели серию с Ярославлем защитники Чудинов и Белов. Как могучей скалой встал на пути всех шайб вратарь Микко Коскинен (Не с возвращением ли 17-го связана вдруг появившаяся нервозность в действиях финна?)

Ковальчук вернулся. Но, смотрите, его лидерство внешне уже не проявляется. Во-первых, он больше не капитан. Во-вторых, он перестал выходить на заднюю линию в большинстве и вообще больше не выходит на его реализацию в первой бригаде. То есть, в восприятии партнеров он такой же, как они. А сам Ковальчук сосредоточен на контроле своих действий - его задача показать свой чистый навык.

Который по-прежнему очень высок. Если анализировать два матча с «Динамо» ему это удается. Ковальчук неплох, но ему пока не хватает фарта. Отсюда нет результативных действий, отсюда глупое удаление. Фарт - дело приходящее. Но и он часто стыкуется с внутренним эмоциональным состоянием.

А это уже другая история.

Продолжение с ЧМ по биатлону - завтра.

Квебек помню отлично.

Мы не выигрывали ничего в хоккее уже 15 лет. Чтоб было понятно, хоккейные болельщики тогда чувствовали себя как футбольные чувствуют себя сейчас. Впрочем, футбольные болельщики всегда так себя чувствуют.

Я был счастлив и орал вместе со всей страной тогда ночью не только за всю команду, но и за каждого хоккеиста по отдельности.

За Ковальчука, который забил две решающие шайбы. До этого его гнобили не по-детски, игра не шла, а полуфинал он и вовсе пропустил из-за дисквалификации (ударил соперника, заступившись за партнера). В Ковальчука верил только тренер Быков, за которого я тоже орал. Потому что он был первый молодой тренер, смелый и открытый. Казалось тогда – вот оно наконец-то, счастливое наступило!

За Набокова орал, вратаря. Он играл бесподобно, но мог бы вообще не играть, потому что ИИХФ запрещала. Набоков когда-то сыграл в юности за Казахстан (еще с советским паспортом!) и играть после этого за Россию ему уже было отказано. Бились за него наши чиновники, особенно Фетисов и смогли-таки! За Фетисова я тоже в ту ночь поорал немного.

Орал за Сергея Федорова, который последний раз выигрывал со сборной, будучи еще совсем юным в одной команде с нынешним тренером.

Орал за Семина и Терещенко, которые забивали голы. Орал за каждого парня в красном свитере!

Канадцы перед этой финальной игрой казались непобедимыми и выиграли уже 17 матчей подряд! Никто и не верил, что можно победить команду, в составе которой играли Рик Нэш, Дэни Хитли, Райан Гетцлав на пике своей карьеры... К тому же турнир проходил в самой Канаде, да еще и на 100 летие хоккея! От хозяев все ждали только победы.

Не дождались!

Счет открыли наши усилиями Федорова, Овечкина и Семина, но правда канадцы быстро его сравняли, поставив команды в исходное положение. Почуяв кровь, кленовые листья понеслись вперед. Наши отбивались как могли, Набоков был великолепен, однажды выручила штанга, но с таким мощным напором все же не справились. Пропустили еще раз... Сборная России впала в состояние грогги, не успевала за быстрыми североамериканцами и стала очень часто удаляться. В одном из таких удалений, когда мы играли втроем против пятерки соперника, был пропущен и третий гол.

В перерыве поговорив с тренером и друг с другом, ребята взяли себя в руки и результат не заставил себя долго ждать. Семин оформил дубль и сократил отставание всего лишь на одну шайбу.

Но все же канадцы не унимались, канадцы никогда не унимаются! Игра шла без центра поля, острые атаки возникали и у тех, и у других ворот, хоккей был сумасшедший и вся страна наша у телевизоров хваталась за сердце. Сборная Канады все же свой гол забила, а Андрей Марков, бросая по пустым воротам – промахнулся(((Счет был 4-2 в пользу кленовых листьев после второго периода.

В третьем же периоде Россия бросилась вперед, как казалось, из последних сил, но соперники защищались идеально и огрызались очень опасными контратаками. Тем не менее, в одном из моментов, Семин бросил, а Терещенко забил и мы вновь приблизились на одну-единственную шайбу, которую еще нужно было забить. И это сделал Илья Ковальчук за 5 минут до конца основного времени матча! Тот самый Ковальчук, у которого до этого момента ничего не получалось, в которого никто не верил кроме главного тренера и который забьет в овертайме еще один гол, победный!

В фестивальной «Беседке» Виктор и Елена Алферовы рассказали об особенностях съемочного процесса картины «Танец орла». Сам фильм повествует о судьбе борца из маленького улуса Оронгоя в Бурятии. Воспитанный одной лишь бабушкой, живший три года в спортзале, герой фильма добивается невероятных высот: становится титулованным спортсменом в очень непростой дисциплине – боевом самбо. Речь идет о шестикратном чемпионе России, четырёхкратном чемпионе Европы и мира Баире Омоктуеве.

Говоря об идее фильма, Виктор Алферов вспоминает, что, когда поступил в Москву и переехал в столицу из Бурятии, понял, что никто не знает об этой республике. И что люди вообще мало знают свою страну.

«Я сам из Оронгоя. Он знаменит тем, что там нашли нетленные мощи старца, хранившиеся 75 лет. Бурятия – страна богатырей, храмов, дацанов. Вообще изначально было задумано три фильма, этакая трилогия: первый фильм [«Танец орла»] про спорт, второй про религию и третий про мастеров. Бурятия – край, где люди строят удивительно красивые дацаны своими руками. Так вот, первый фильм мы показали, он завоевал множество наград, второй снят, остался монтаж, третий в планах», – добавил режиссер.

«Танец орла» был представлен иностранному зрителю на всемирной выставке «Экспо» в Милане. Елена Алферова вспоминает, как на выставке в режиме «нон-стоп» показывали их почти часовой фильм.

«По сути, наш герой Баир представлял Россию. Зал постоянно был полон, и иностранцы выходили оттуда с круглыми глазами, спрашивая: «Это – Россия?». Тогда в день наш павильон посещали порядка 45 000 человек», – поделилась Елена Алферова.

Со своим героем авторы познакомились в Москве. Так получилось, что встреча была назначена в здании, на котором висел огромный баннер чемпионата Европы по боевому самбо. Баир оказался необычайно скромным человеком, он так толком и не понял, что супруги от него хотят, отвечал уклончиво и старался закрыться. В конце разговора документалисты случайно спросили у него, что он здесь делал. Оказалось, что боролся на турнире. На вопрос «И чего наборол?» ответил просто – «Ну... чемпионом стал».



На фото – Виктор и Елена Алферовы и Баир Омоктуев.

Авторы сравнивают своего героя с сундуком – «запечатанный, красивый». Долгое время они не знали, как подобрать к нему ключик. А между тем, чудеса, связанные с этим фильмом, начались еще на этапе подготовки. Когда авторы приехали в Бурятию, там как раз проходил сельский турнир по традиционной народной борьбе. Елену Алферову поразило то, как титулованный Баир боролся с простым селянином Васей. После чемпионата спортсмен приехал домой к своей бабушке и не смог отказать тем, кто просил его выступить.

«Вы понимаете, история, с одной стороны, голливудская, а с другой стороны – типично наша, российская. Мы снимали две недели, из них 4 дня без оператора. И именно в эти 4 дня случились самые главные эпизоды фильма. Мотив любви к родине родился в процессе съемок, и нам её подсказал герой. Настолько он слит со своей родиной. Баир говорит, что каждый мужчина должен уметь защитить родную землю. Он мечтает поставить стан, завести овец. Ещё, выступая немыслимые 10 лет (в самбо «жизнь» спортсмена из-за высокой травмоопасности максимум 3 года – прим.ред.), он ждал, когда боевое самбо станет олимпийским видом спорта. Но не случилось», – рассказывает Елена Алферова.

Авторы признаются, что фильм нельзя отнести к какой-то одной теме или категории – получилось не совсем про Баира и не совсем про самбо...получилось про Бурятию, и важно было показать такую разную, многонациональную Россию. «И сейчас мы понимаем, что стали летописцами Оронгоя. Лучший драматург – наша жизнь» , – добавила Елена Алферова.

В конце встречи необычайная энергетика, буквально заворожившая слушателей, немного рассеялась, и одна из зрительниц задала единственный вопрос: «Откуда пришло такое название, и что оно означает?». Виктор Алфёров пояснил: «Танец орла» – одна из фигур национальной бурятской борьбы, исполняемая в знак победы» .


В продолжение рассказов о лучших видах спорта сегодня Олег Харлов делится с нами, почему именно хоккей может считаться таковым.

Если футбол – это игра, которая зародилась где-то между Манчестером и Ливерпулем, а умерла между Калининградом и Владивостоком, то хоккей, несмотря на то, что появился в Канаде, прижился в России и стал поистине родным видом спорта.

Про хоккей нельзя сказать, что он «важнее, чем жизнь». Хоккей – это не отдельный мир. Это земной вид спорта, доступный и понятный. Именно этим он меня и привлекает.

Он был со мной постоянно с самого детства. Мой папа болел за ЦСКА еще со времен тренера Тарасова и легендарной тройки. А еще хоккей постоянно показывали по доступному ТВ, поэтому многие вечера и ночи проходили под бурное боление за любимую папину команду и, конечно, сборную России. Но с хоккеем я знакомился не только теоретически. Я родом из деревни, и поэтому лед был доступен нам только зимой: может, поэтому мы его и ценили. Как только на речке застывал лед, ребята все как один надевали старую отцовскую хоккейную форму: советские щетки и шлем – надежное средство защиты, динамовские коньки. Клюшки часто ломались, покупать возможности не было, поэтому их вырубали из веток деревьев. И время после школы до позднего вечера, проводили играя в хоккей…

Так вот, вы спрашиваете, почему хоккей лучший вид спорта? А как может быть иначе? Хоккей – самый динамичный и зрелищный вид спорта. Он требует максимум усилий, постоянных тренировок. В этой игре каждый игрок выкладывается на 100%. Огромная конкуренция в любой команде. И самое главное – непредсказуемость. Турнирное положение команд ничего не значит.

Российский хоккей имеет большую славу. Наша сборная из года в год, продолжая традиции красной машины, доказывает всему миру, что Россия остается хоккейной державой. А какие матчи выдает наша сборная! Вспомните хотя бы финал со сборной Канадой 2008 года: «жизнь лучший драматург» и «Это для тебя Россия!». А финал молодежного чемпионата мира! Новогодние каникулы, ранее январское утро, наши проигрывают, хочется безумно спать, но что-то держит тебя у экрана телевизора, и наша молодежка вырывает победу! Это бесценные эмоции, ради этого хочется жить, ради этого ты бросаешь свои дела, возможно обиды на неудачные матчи и снова и снова болеешь.

Вживую увидеть большой хоккей доступно практически каждому жителю России. Чтобы посмотреть на ведущие команды страны не нужно ехать куда то в Москву, Петербург или европейскую часть России. Команды есть и на Дальнем Востоке, и в Сибири и на Урале. Впервые я увидел хоккей в живую, как ни странно, только в 2012 году: поехал в Омск на Кубок Мира по хоккею среди молодежных команд. Меня потрясла атмосфера на трибунах. Шоу при представлении игроков. И сам уровень ледового дворца.

Нельзя обойти такой момент как доступность трансляций и информативность. К сожалению, Россия не имеет возможности смотреть НХЛ. Но что касается КХЛ, то с этим все в порядке. Создан даже специальный канал, который показывает все матчи лиги. Помимо этого мы смотрим лучшие матчи КХЛ на канале России 2. Не остается без глаз зрителя и матчи сборной России и чемпионата мира.

…На днях смотрел фестиваль команд КВН, и одна команда показывала миниатюру про хоккей. После показа номера шел разбор полетов, и редактор произнес такую фразу: «Хоккей у нас не смешной, а настоящий!» По моему лучше и не скажешь.

Такие истории, кажется, могут возникнуть лишь в чьем-то воспаленном воображении. Не хочется верить, что это - правда, а не подстроенный телесюжет, закрученный так, чтобы выдавить из зрителя слезу

Но, увы, все истории «Касается каждого» - реальность: реальные люди, реальная боль, реальные крики о помощи, реальное отчаяние… Такие, что нарочно не придумаешь, ведь часто жизнь - лучший драматург. Если бы это не было жуткой правдой - они не оказались бы в эфире социально-общественного проекта канала «Интер». «Может это звучит пафосно, но в студии ток-шоу мы реально спасаем жизни, - замечает шеф-редактор Наталья Деревянко. - И мы хорошо понимаем долю нашей ответственности за судьбы людей. Мы понимаем, что стоит на весах, и какими могут быть последствия. Человеческими судьбами нельзя играть».

Прошло больше года существования программы в украинском телеэфире, и ее создатели сознаются, что проект - очень и очень непростой. Он требует от всей команды серьезной психологической закалки, терпения, выдержки и понимания возможных последствий. Ведь главная цель - не эксплуатация человеческих историй, не использование их эмоций и «пляска на костях». Миссия - обратить внимание миллионов зрителей в Украине на ситуации, которые стали следствием человеческого равнодушия и непонимания. Или - возникли от недостатка информации, отсутствия возможности разобраться в юридических моментах защиты прав человека. Эта миссия выполнима, хотя наград за нее никто не вручает. Только люди после эфира благодарят письмами, но этого тоже никто не знает, кроме группы проекта.

«Наши герои - это зачастую простые люди, люди из глубинки, где практически нет возможности получить квалифицированную помощь, - рассказывает Наталья, - Трудно себе даже представить, что люди, участники и герои программ, годами мучаются и страдают, терпят насилие над собой и своими детьми. И достаточно часто в студию или на горячую линию обращаются соседи и просто неравнодушные люди. И это здорово, что такие соседи и близкие есть. Ведь поднимаются темы, о которых хотелось бы молчать и просто забыть как ужасный сон».

Так было с ужасным скандалом, всколыхнувшим всю Белую Церковь, когда прямо в предродовой палате умерли 21-летняя мама и ее ребенок. Люди вышли на улицы с требованием наказать врачей. Или харьковская история, когда мать отнимала квартиру у детей, которых бросила 10 лет назад. В Винницком училище над девочкой-инвалидом издевались и избивали ее однокурсники, с молчаливого равнодушия преподавателей. В Николаевской области среди бела дня в аптеку подкинули чужого младенца, от которого только что отказалась родная мать. В Днепропетровской области молодая мама двух мальчиков сделала себе укол антибиотика и впала в кому. В Херсонской области социальные службы отняли у матери 6-месячную дочь и не говорят, где ребенок. Женщину вызывают в суд за то, что мать уклоняется от воспитания и лечения дочери. Насилие в семье и использование детского труда приемными родителями, «мажорные» ДТП со смертельными последствиями и примеры силы человеческого духа, когда люди делают все возможное и невозможное, чтобы помочь своим близким. А другие - «заказывают» убийство своих родных, потому что не могут больше выносить издевательства над собой… Очень часто в проект попадают весьма неоднозначные случаи, где сложно понять - кто виноват, что делать и как помочь? - и команда берется за собственные расследования.

«Во время подготовки программы идет очень сложная и кропотливая работа - это выяснение мельчайших подробностей не из праздного любопытства, - рассказывает Наталья Деревянко, - это нюансы, необходимые для понимания причин тех или иных поступков, готовности и способности человека меняться. Понять героя программы - это особая работа. Собрать понимающих и квалифицированных экспертов, показать герою, что есть люди с подобными историями, которые уже нашли выход из этой ситуации, людей, которые готовы делиться своим жизненным опытом. Поэтому для редакции проекта все начинается с себя - со своей ответственности, своего отношения к чужим и близким людям. И очень важна крайняя степень откровения. Поэтому наши редакторы и журналисты, можно сказать, «живут героями» - это 24 часа в сутки в телефонном режиме, искреннее общение до программы и поддержка после эфира».

Благодаря работе проекта, у героев программы появляется шанс получить помощь, которую они уже отчаялись искать. Иногда происходят совсем непредсказуемые вещи. Так, например, увидев эфир «Касается каждого» про молодую женщину, обвиняемую в убийстве отца, житель Кишинева узнал в маленьком 4-летнем мальчике своего сына. Пока мать находится в СИЗО, отец едет в Киев увидеть сына. После программы Инна Ярынчина из Винницкой области получила дорогостоящий протез руки. А многодетная мать Валентина Драч доказала всей стране, что она достойна уважения и вернула себе приемных детей из интерната. А 10-летняя Лиза Синельникова растрогала всю страну и собрала деньги на лечение своей смертельно больной матери.

«Наш проект, - говорит главный редактор телеканала «Интер» Антон Никитин - это своего рода «прививка неравнодушия». Мы не можем закрываться в скорлупе собственных проблем, игнорируя тех, кто рядом и кто надеется на помощь. Наша задача - заставить зрителей задуматься и научить сопереживать чужой боли».

«Мы не учим, не навязываем свое мнение, - подчеркивают авторы проекта. - Мы даем возможность изложить позицию и помочь найти решение. Ведь «Касается каждого» - это программа, которая меняет жизнь людей к лучшему».