Велосипедный спорт чемпионы мира. Перед юношеской Олимпиадой

Чемпионат мира по велоспорту 2018:
Командная гонка с раздельным стартом

UCI WC Innsbruck 2018: обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу

Сегодня в Инсбруке начнется 91-ый по счету чемпионат мира по шоссейному велоспорту. Австрия принимает чемпионат мира в третий раз, но в Инсбруке он пройдет впервые. В ближайшие восемь дней участники соревнований разыграют 12 комплектов медалей. Соревнования откроются двумя командными гонка на время, за победу в которых поборются сильнейшие мужские и женские профессиональные коллективы.

История

В свое время командные гонки на чемпионатах мира проводились регулярно. Правда изначально это были соревнования любительских национальных сборных, а вовсе не профессиональных команд. В составе сборной на старт выходило по четыре гонщика, как на командной гонке преследования на треке. Мужская командная «разделка» на чемпионате мира впервые была проведена в 1962-м, а женская только в 1987-м году. Советская сборная всегда успешно выступала в этом виде, завоевав за пару десятилетий большое количество медалей разного достоинства. В 1995-м любительская командная «разделка» была исключена из программы чемпионатов мира. Видимо в связи с не самой большой ее популярностью, да и гонщики из Восточной Европы на тот момент уже давно получили возможность переходить в профессионалы.

Командных гонок на время на чемпионатах мира не было более 15 лет, пока в 2012-м в UCI не приняли решение вернуть этот вид в программу соревнований. Формат «разделки» изменили, чтобы привлечь к нему больше внимания. Теперь в каждой команде стартовало по шесть велосипедистов, причем это были уже не национальные сборные, а элитные профессиональные коллективы. Гонщики каждой команды могли представлять самые разные страны, от какой-то национальной привязки полностью отказались.

Сначала этот вид зашел на ура. В период с 2012-го по 2015-ый годы в нем принимали участие все элитные коллективы, а по итогам гонки начислялись очки в общий зачет мирового тура. Однако уже в 2016-м году на чемпионате мира в Катаре на старт вышли всего 10 команд мирового тура, в 2017-м их было немногим больше – 11. Результаты гонки больше не шли в зачет мирового тура, а команды были не готовы полностью брать на себя расходы на перевозку необходимого оборудования в Катар или в какие-то другие отдаленные страны. Команды, которые не имели шансов бороться за медали, начали игнорировать «разделку», компромисса с UCI найти так и не удалось. В итоге было принято решение, что в этом году в Инсбруке командные гонки профессиональных коллективов пройдут в последний раз.

Quick-Step Floors за шесть последних лет добилась в «разделках» наиболее весомых результатов. Трижды бельгийская дружина завоевывала золото (в 2012-м, 2013-м и 2016-м годах) и еще по разу серебро и бронзу. Дважды чемпионами в этом виде становилась американская BMC Racing Team (2014-2015-ый годы), есть в ее активе и три серебра. В прошлом году BMC Racing Team и Quick-Step Floors неожиданно остановила Team Sunweb, до этого ни разу не поднимавшаяся даже на призовой пьедестал.

OmegaPharma – Quick-Step в 2013-м году

В женской части соревнований четыре года подряд не было равных команде
Canyon SRAM Racing, правда в годы своего триумфа (2012-2015-е годы) она имела других титульных спонсоров и другое название. Гегемонию немецкой команды в 2016-м году прервала нидерландская Boels – Dolmans Team. В прошлом сезоне в норвежском Бергене женская Team Sunweb преподнесла сюрприз и сумела одолеть Boels – Dolmans. Team Sunweb буквально за несколько часов завоевала два золота – сначала женское, а потом мужское.

Velocio – SRAM в Ричмонде. 2015-ый год

Тони Мартин, Ники Терпстра и Петер Велиц – три единственных гонщика, которые становились чемпионами мира в мужской командной гонке три раза. У Мартина и Терпстры медалей разного достоинства аж по пять, у Велица все три золотые, но он единственный, кто становился чемпионом в составе двух разных команд, сначала с Quick-Step (в 2012-2013-м годах), потом с BMC Racing Team (2014-ый год).

У девушек по пять медалей в сумме и по четыре золотых у Эвелин Стивенс, Трикси Воррак и Эллен ван Дейк. Голландка ван Дейк – единственная гонщица, которая становилась сильнейшей с тремя разными командами, сначала с Team Specialized-lululemon, потом с Boels – Dolmans Team, а в прошлом году с Team Sunweb.

Маршрут

Организаторы чемпионата мира приготовили рекордную по общей протяженности командную «разделку», как для мужчин, так и для женщин. Рекордную по современным стандартам, если вести отчет с 2012-го года

Мужская гонка

Общая протяженность мужской дистанции составить 62,8 километра. Начнется гонка в долине Этцаль, а завершится на улицах Инсбрука. Разумеется, обе эти локации расположены на территории федеральной земли Тироль, Инсбрук является ее административным центром. Общий набор высоты – 427 метров.

Характерной особенностью мужской «разделки» в этом году станет довольно тяжелый подъем на второй части маршрута. Обычно в командных гонках такие сложные по рельефу участки стараются не использовать, в прошлые годы их на чемпионате мира не было.

Первые 40 километров представляют из себя практически одну равнину. Да, на профиле можно заметить несколько маленьких холмиков, они там действительно есть, но существенно на что-то повлиять они не могут. Скорости на этой части дистанции должны быть высокими, поскольку гонщики будут потихоньку терять высоту над уровнем моря.

На 41-м километре начнется тот самый подъем, на который некоторые надеются, а другие опасаются. Протяженность подъема – около 4 км, а средний градиент в районе 6%. Первый и последний километр восхождения относительно пологие, но средняя часть достаточно коварная. Средний градиент второго километра на уровне 8%, третий попроще – 6-6,5%.

После того как участники соревнований окажутся на вершине подъема, они примерно два с половиной километра проедут по относительной равнине, после чего наступит время спускаться вниз. «Даунхилл» займет примерно четыре километра, после него до финиша останется только 10-километровый участок по равнине.

В техническом плане все специалисты называют дистанцию достаточно простой. Спуск тоже особой проблемой стать не должен, хотя на командной гонке он все равно будет волнительным. Единственный с виду опасный вираж расположен на 51-м километре дистанции. Финишные километры сложными тоже не кажутся, часто бывает намного хуже, всего один неприятный правосторонний поворот за километр до конца, на котором придется прилично сбросить скорость.

Женская гонка

Женская командная «разделка» тоже начнется в Эцтале и завершится в Инсбруке. Общая протяженность – 54,5 км. Набор высоты – 152 метров.

Принципиальная разница мужской и женской дистанции заключается в том, что девушки подниматься на тяжелый холм не будут, а просто его объедут. В общем, рельеф можно назвать равнинным.

Погода

Девушки выйдут на старт утром, в это время температура воздуха должна находиться на уровне 19-22 градусов. В дневное время, когда будут соревноваться мужчины, ожидается 26-27 градусов. В остальное все стабильно: ветер – 3-4 метра в секунду, попутный и попутно-боковой. Дождь почти наверняка польет ночью, но к этому времени обе «разделки» уже закончатся, гонщики будут соревноваться в сухую погоду.

Тактика прохождения дистанции и фавориты

Тактика прохождения дистанции в мужской гонке сегодня играет решающую роль. На сложном подъеме некоторые команды могут начать разваливаться, такое происходит на подобных «разделках» и на более простых участках. Зачет на финише идет по четвертому гонщику, а значит до вершины подъема нужно сохранить хотя бы четверых. Наверняка каждая команда понимает, что очень важно добраться до подъема вшестером, и на нем потерять 1-2 гонщиков, но никак не больше. Если какой-нибудь коллектив потеряет гонщиков еще до холма, то проходить его придется крайне осторожно. Спортивные директора должны разработать четкий план действий – какие-то члены команды выложатся на максимум на равнинном куске, а на других ляжет основная нагрузка на подъеме. Впрочем, переоценивать значимость холма тоже не стоит, опрометчиво проходить первые 40 километров слишком осторожно. Важно найти правильные баланс, чтобы поддерживать высокий темп в начале и не развалиться в самый решающий момент.

На сей раз в мужской части соревнований примут участие 12 команд мирового тура и всего одна проконтинентальная – ССС Sprandi Polkowice. Компанию им составят девять континентальных коллективов, преимущественно из Австрии.

В числе основных претендентов на медали у выделяются четыре команды, которые были наверху и в прошлом году. В Бергене в 2017-м команды расположись в следующем порядке: 1) Team Sunweb, 2) BMC Racing Team, 3) Team Sky, 4) Quick-Step Floors. Предстартовые расклады такие, что в этом году за золото вновь поборются Team Sunweb и BMC Racing Team, a Team Sky и Quick-Step Floors кажутся главными кандидатами на бронзу.

В составе Team Sunweb значатся следующие гонщики: Том Дюмулен, Серен Крал Андерсен, Майкл Мэттьюз, Чэд Хага, Вилко Келдерман, Сэм Оомен. В прошлогоднем чемпионском составе произошла всего одна замена, место молодого немца Леннарда Кемны занял американец Хага.

Дюмулен – действующий чемпион мира и один из двух сильнейших «раздельщиков» мира на данный момент. Крал Андерсен и Мэттьюз послабее Дюмулена, но точно отличные мастера гонок на время. Келдерман, Оомен и Хага чуть послабее, но все равно хорошие «раздельщики». Большой плюс Team Sunweb в том, что в команде собраны гонщики, которые способны преодолеть подъем быстрее конкурентов. Дюмулен, Келдерман и Оомен – отменные горовосходители, да и Крал Андерсен с Мэттьюзом на не слишком затяжных подъемах чувствуют себя как рыба в воде. На холме у Team Sunweb должно быть преимущество.

У BMC Racing Team заявлены следующие исполнители: Роан Деннис, Патрик Бевин, Штефан Кюнг, Грег ван Авермат, Дамиано Карузо, Тиджей Ван Гардерен. По сравнению с прошлым годом произошли сразу три перестановки. Вместо Майлза Скотсона, Сильвана Диллье и Даниэля Осса выступят Бевин, Карузо и ван Авермат.

Вечный неудачник крупных чемпионатов Деннис в этом году выиграл на гранд-турах сразу три «разделки» – это говорит само за себя. Штефан Кюнг тоже элитный мастер, но он весьма зависим от рельефа, на холмистой территории у него случаются неудачи. Ван Гардерен уже не тот, что раньше, но по-прежнему достаточно силен. Бевин перешел в BMC Racing Team перед началом этого сезона и его результаты в «разделках» заметно улучшились, к тому же он находится в хорошей форме. Карузо и ван Авермат послабее, но общую картину явно не испортят. У BMC Racing приличный состав на холм, может быть чуть хуже, чем у Team Sunweb, но американо-швейцарская команда способна быть быстрее на равнине.

Примерно три недели назад BMC Racing Team прилично разочаровала всех в командной «разделке» на «Туре Британии», заняв только шестое место. Общая протяженность той «разделки» составляла всего 14 километров, но на ней тоже проходился похожий подъем, правда на самом финише. Тогда в составе BMC Racing Team было три гонщика, которые стартуют сегодня – Кюнг, Бевин и Ван Гардерен. Кюнга пришлось ждать на подъеме, из-за этого было потеряно много времени.

Quick-Step Floors выставила следующих гонщиков: Максимилиан Шахманн, Боб Юнгелс, Ив Лампарт, Каспер Асгрин, Лауренс де Плюс, Ники Терпстра. Как и у BMC Racing Team, в составе произошли три замены. В прошлом году выступали Жюльен Вермоте, Филипп Жильбер и Джек Бауер, а в этом Асгрин, де Плюс и Шахманн.

В составе нет звезд «разделки» калибра Дюмулена и Денниса, но подбор гонщиков сильный и сбалансированный. Шахманн в этом году завоевал бронзу на чемпионате Европы, Лампарт там же был на четвертом месте, Боб Юнгелс попадал в тройку на «разделках» в рамках гранд-туров. Молодые де Плюс и Асгрин совсем недавно попали в топ-10 на гонке с раздельным стартом на «Вуэльте». Терпстра очень опытен в этом виде, как мы уже писали, у него на чемпионатах мира пять медалей разного достоинства. Наличие Шахманна, де Плюса и Юнгелс позволяют надеяться на хорошее прохождение холма.

На «Туре Британии» Quick-Step Floors заняла второе место, причем в составе было всего два гонщика, который выступят сегодня – Шахманн и Юнгелс. Компанию им составляли Ричезе, Гавирия и Кейссе, которых к специалистам «разделки» не отнесешь, то есть сегодня состав заметно лучше.

Quick-Step Floors

Черно-бело-голубые цвета Team Sky сегодня защитят Джонатан Кастровиехо, Оуэйн Дулл, Михал Квятковски, Василий Кириенко, Джанни Москон и Иэн Стэннард. По сравнению с 2017-м годом в составе два изменения, нет Криса Фрума и Герэйнта Томаса, но есть Стэннард и Кастровиехо.

Квятковски, Кастровиехо, Москон и Кириенко сильны в «разделках», пусть и не так, как Дюмулен и Деннис. Поляк совсем недавно был единственным гонщиком, который пытался бросить вызов Деннису на длинной разделке на «Вуэльте», правда поплатился за слишком резвый старт и на финише оказался только пятым. Кастровиехо имеет в послужном списке много достойных результатов, в том числе на чемпионатах мира и олимпийских Играх, на «Вуэльте» в этом виде он стал третьим. Кириенко в коронном виде потихоньку сдает, все-таки ему уже 37 лет, но лучшие его гонки на время всегда приходились именно на чемпионаты мира. Москон в концовке сезона свеж, и это очень важно. Импульсивный итальянец долго не гонялся из-за пятинедельной дисквалификации и на недавних итальянских осенних однодневках предстал в лучшем виде. Дулл и Стэннард в уровне результатов уступают, но оба имеют большой опыт в командных «разделках», Дулл – олимпийский чемпион в гонке преследования на треке.

На родном «Туре Британии» Team Sky недавно расположился на четвертом месте, правда из нынешнего состава там выступали только Кириенко и Стэннард.

Трудно представить, что какая-то из других команд может вмешаться в борьбу за золото, но швейцарская Team Katusha – Alpecin может преподнести сюрприз и оказаться в призовой тройке. У нее сегодня заявлены Тони Мартин, Алекс Даусетт, Нилс Политт, Нэйтан Хаас, Рето Холленштайн и Мадс Вюртц Шмидт. В прошлом году было только девятое место, но и состав был заметно слабее, с Машаду, Кристоффом и Меркевым.

Бросается в глаза, что в команде не хватает сильных горовосходителей, которые сумеют обеспечить высокую скорость прохождения подъема, но это может и не стать большой проблемой, если команда грамотно сработает в плане тактики и проедет дистанцию с идеально подобранной раскладкой. На «Туре Британии» было достойное третье место и отсутствие сильных «горняков» не помешало показать хороший результат.

В женской части соревнований выступят всего 12 команд. Второй год подряд мы вправе ожидать борьбы за золото между Team Sunweb и Boels – Dolmans Team.

У Team Sunweb заявлены Эллен ван Дейк, Люсинда Бранд, Лиа Киркманн, Лиане Липперт, Пернилле Матисен и Корин Ривера. По сравнению с прошлогодним чемпионским составом произошло две замены, место Флорше Макай и Сабрины Стултьенс заняли Липперт и Матисен.

Основным локомотивом Team Sunweb, разумеется, станет титулованная Эллен ван Дейк – чемпионка мира и многократная чемпионка Европы в индивидуальном виде, а также самая успешная гонщица в рамках командных «разделок». Все остальные девушки едут гонки на время на стабильно высоком уровне, но до ван Дейк прилично не дотягивают.

В предыдущие несколько лет мужская групповая гонка — главное и, пожалуй, самое интригующее событие чемпионата мира по велоспорту — была полем битвы сильнейших спринтеров поколения, победителем среди которых три года подряд становился Петер Саган.

О том, что гегемония звёздного словака наверняка прервётся в 2018-м, стало известно задолго до начала первенства планеты: трасса в Инсбруке по своему профилю категорически не подходила ни ему, ни другим мастерам скоростного финиша из общей группы. Решающий подъём со средним градиентом в 11,5% делал предстартовыми фаворитами ЧМ проверенных гранд-турами «горняков» и универсальных специалистов по однодневным классическим гонкам. В частности, француза Жюлиана Алафилиппа, откатавшего великолепный сезон в составе самой успешной его команды — бельгийской Quick-Step Floors.

С учётом специфики маршрута групповой гонки на медаль надеялись и в стане российской сборной, делая ставку на Ильнура Закарина. 29-летний уроженец Набережных Челнов не блистал в текущем календарном году (ему, например, свой успех на «Вуэльте-2017», где он стал третьим в итоговой генеральной классификации), но сильный индивидуальный ход и умение выживать даже в самых крутых горах, безусловно, давали спортсмену вполне рабочие шансы включиться в борьбу за майку чемпиона мира.

Тем не менее поучаствовать в распределении мест на подиуме лидеру российской команды не удалось. Закарин потерял контакт с пелотоном примерно за 45 км до финиша, не выдержав сумасшедшего темпа, который задавали преимущественно испанские и итальянские гонщики, и расположился лишь на 57-й позиции итогового протокола. Впрочем, такой результат нельзя назвать откровенным провалом. Перед чемпионатом мира Ильнур проехал две трёхнедельные гонки подряд — «Тур де Франс» и «Вуэльту» — и на холмистый 258-километровый марафон в Инсбруке у него не осталось сил.

С похожими проблемами столкнулись не только российские велогонщики, но и, например, британцы: номинальные оруженосцы Саймона Йейтса были готовы к первенству планеты значительно лучше триумфатора «Вуэльты-2018», первые проблемы у которого возникли задолго до выпадения Закарина из общей группы. Крепкой команде Словении, в свою очередь, не повезло. Её лидер и восходящая звезда супермногодневок Примож Роглич проиграл свой ЧМ за 65 км до финишной черты, упав на одном из многочисленных поворотов.

Много атак

Маршрут групповой гонки, изобиловавший подъёмами и спусками (перед выездом на финальную гору спортсмены шесть раз преодолели склон протяжённостью почти 8 км), способствовал многочисленным атакам: на обгон шли и откровенные ноунеймы, и действительно сильные атлеты, на действия которых соперникам так или иначе приходилось реагировать.

У Майкла Вудса, уехавшего на определённом этапе от пелотона на 19 минут и закономерно заслужившего упоминания в категории «Отрыв дня», осязаемых шансов на победу не было. Однако уже на заключительной трети дистанции участники ЧМ предприняли несколько смелых атак, на первый взгляд казавшихся перспективными.

Собравшие мощнейшие составы команды Испании и Италии попросту разрывали пелотон на части, поочерёдно отправляя вперёд специалистов по сольным отрывам и маститых «горняков», в том числе Винченцо Нибали, в послужном списке которого значатся победы в общем зачёте каждой из трёх супермногодневок мирового тура. Активен был действующий олимпийский чемпион в групповой гонке Грег ван Авермат: спурт бельгийца, получившего поддержку от испанца Омара Фрайле и итальянца Дамиано Карузо, общая группа сумела погасить только спустя 10 км после его начала.

Ещё ближе к триумфу подобрался 26-летний датчанин Михаэль Вальгрен. Выигравший две однодневные «классики» в подходящем к концу сезоне велогонщик «выстрелил» на последнем из шести подъёмов на холм Ингз и имел преимущество в 30 секунд над ближайшими преследователями на решающей горе, но до финиша всё же не дотерпел, показав тем не менее заслуживающий уважения седьмой результат.

Долгожданное золото Вальверде

Практически всю дистанцию гонки французы провели в середине пелотона и ничем особенным не запомнились. А всё потому, что Тибо Пино и его не менее именитые соотечественники берегли силы на заключительный подъём, где им предстояло поработать на главного . Эту часть генерального плана команда выполнила здорово: в группу из шести атлетов, бросившуюся в погоню за Вальгреном, отобрались сразу три представителя сборной Франции, что должно было дать трёхцветным колоссальное преимущество при работе в гору. Но внезапно выяснилось, что Жюлиан не готов ехать в одном темпе с другими лидерами, и конкуренты, почувствовав слабость фаворита, оперативно сбросили его с колеса примерно за 9 км до финиша.

Лучше всех остальных в стрессовой ситуации сориентировался Алехандро Вальверде. Пока французы, вышедшие на старт без средств радиосвязи (и, следовательно, не имевшие возможности получить своевременную подсказку из командной палатки), разбирались, что им делать дальше, испанский ветеран ответил на опасную атаку Майкла Вудса и сделал всё от него зависящее, чтобы максимально сократить первую группу. В ней, кроме испанца, остались двое — канадец, сам факт участия которого в медальных разборках можно расценивать как сенсацию, и француз Ромен Барде, классный «горняк», дважды в карьере забиравшийся на подиум «Тур де Франс», но неспособный составить конкуренцию 38-летнему Вальверде в финишном спринте.

Чтобы реально претендовать на золото, Вудсу и Барде необходимо было любой ценой добиться хотя бы минимальной форы над испанцем — и они старались из последних сил. Другое дело, что Вальверде, шесть раз поднимавшийся на подиум чемпионата мира, но никогда ранее его не выигрывавший, своего шанса не упустил. Опытнейший испанец лидировал весь последний километр дистанции и выскочить у него с колеса. Француз довольствовался серебром, а канадец привезёт домой бронзу, всего лишь вторую в истории своей страны. Догнавшему медалистов в самый последний момент голландцу Тому Дюмулану места на пьедестале (как и энергии, чтобы за него побороться) не хватило.

«Это невероятно. Я сражался как мог и должен поблагодарить всю испанскую команду, отработавшую на десять баллов из десяти. Я приберегал силы на финальный спринт и осуществил мечту всей своей жизни, став чемпионом мира», — прокомментировал свой успех Вальверде.

Во время общения с журналистами испанец с трудом сдерживал слёзы: полностью восстановившись после перелома коленной чашечки, полученного летом 2017-го на первом же этапе «Тур де Франс», с 19-й попытки он всё-таки выиграл первенство планеты. При этом Вальверде оказался вторым в списке самых возрастных спортсменов, которым покорилось данное достижение.

Впервые в жизни выйти на старт в радужной майке чемпиона мира Алехандро сможет уже на «Ломбардии» — последней значимой гонке велоспортивного сезона, которая состоится 13 октября в Италии.

Планами на будущее Вальверде пока не делится, но, судя по всему, уходить на пенсию не собирается.

«Я не был уверен, что смогу преодолеть последствия травмы, полученной в прошлом году, но я вернулся в хорошей форме и победил на чемпионате мира. Всё, что будет дальше, — это подарок судьбы», — отметил испанец во время пресс-конференции в Инсбруке, где спустя 15 лет после серебряного дебюта на первенствах планеты всё-таки сбылась его мечта.

Мировые чемпионаты в гонках по треку и шоссе ведут свою историю с 1893 г., когда в Чикаго (США) по инициативе Международной ассоциации велосипедистов был проведен первый чемпионат гонщиков-любителей. Участники соревновались в трех видах программы - спринте, гонке с лидером и гонке на 10 миль. Большинство их составляли американцы, которые и заняли все призовые места. Первыми чемпионами стали А. Циммерман (спринт, 10 миль) и Л. Ментис (гонка с лидером).

В дальнейшем американцы потеряли свое лидерство. Повторив еще раз такой же успех в 1912 г. (соревнования проходили в Нью-Йорке), они вплоть до конца 70-х гг. исчезли со страниц протоколов велосипедных соревнований во всех видах программы. Интерес американцев к велосипеду сменился страстью к автомобилю...

После 1912 г. чемпионатов мира в США не проводилось. Центром велосипедной жизни стала Европа. Здесь прошли все последующие чемпионаты мира. Лишь дважды они состоялись в Южной Америке - в 1968 (Монтевидео, Уругвай) и 1977 гг. (Сан-Кристобаль, Венесуэла) и один раз в Канаде- 1974 г. (Монреаль). По восемь раз чемпионаты проходили в Копенгагене и Париже, семь раз - в Цюрихе, шесть - в Амстердаме, по пять раз - в Антверпене и Милане.

В 1960 г. чемпионат мира впервые был проведен в социалистической стране - в ГДР (Лейпциг), а затем дважды (1969 и 1981) в Чехословакии (Брно).

Организатором международных соревнований и чемпионатов мира стал созданный в 1900 г. Международный союз велосипедистов - УСИ. До 1913 г. включительно мировые чемпионаты проводились ежегодно. Первая мировая война на целых семь лет прервала их. На шесть лет (1940-1946) нарушила международные связи велосипедистов вторая мировая война.

В 1946 г. в Цюрихе состоялся первый послевоенный, а очередной - 42-й чемпионат мира. Победу в спринтерской гонке одержал тогда швейцарец Оскар Платтнер.

В дальнейшем в число ведущих гонщиков-спринтеров выдвигаются спортсмены Франции. За все время их участия в чемпионатах мира (1893-1986) они завоевали в этом наиболее престижном виде соревнований 47 медалей, из которых 18 золотых.

Впечатляющих побед (семь) в спринте добился Даниэль Морелон. Дважды удостаивались титула чемпиона мира Мишель Руссо и Люсьен Мишар. Итальянцы имеют в своем активе 14 побед в спринте, из которых самые яркие связаны с именами Валентино Гаспарелла, Санте Гайардони и Серджио Бьянкетто. Двенадцать раз побеждали в спринте гонщики Великобритании, девять - Нидерландов.

Советские велосипедисты начали участвовать в чемпионатах мира с 1954 г., когда наша федерация велоспорта была принята в УСИ. В том же году на соревнованиях в Кельне (ФРГ) вошел в восьмерку сильнейших спринтеров. А в 1957 г. на чемпионате мира в Льеже (Бельгия) впервые стал участником полуфинала, заняв 4-е место после чемпионов мира итальянцев Пезенти и Гаспареллы.

С середины 60-х гг. вершину спринтерской гонки все более настойчивее и успешнее штурмуют спортсмены социалистических стран. Здесь роль пионера выпала на долю советского велосипедиста , ставшего чемпионом мира в 1965 г. В 1974 г. этого же успеха добился Антон Ткач (ЧССР), затем гонщики ГДР Юрген Гешке и (трижды) и, наконец, - первый из советских гонщиков, завоевавший этот титул дважды (1981 и 1982).

Гонки с лидером также начали практиковаться с первого чемпионата мира 1893 г. Звания чемпиона разыгрывались в них вплоть до 1914 г. Потом последовал долгий перерыв, и лишь в 1958 г. этот увлекательный и эмоциональный вид трековых состязаний снова был включен в программу мировых чемпионатов. В первые годы в качестве лидеров выступали сами велосипедисты, сидевшие на тандемах, триплетах или квадруплетах. Потом стали использовать специально оборудованные для этой цели мотоциклы. Различна была и дистанция соревнований, но чаще проводились гонки на 100 верст и часовая гонка.

В 1896 г. на чемпионате мира в Копенгагене выступил в гонке с лидером наш соотечественник петербуржец М. Дьяков не раз выигрывавший соревнования на звание «Лучший ездок России» в 1891 - 1893 гг. и обладавший многими мировыми рекордами. В гонке на 100 км его лидировал квадруплет. М. Дьяков обошел в финале своего соперника на целый круг, но из-за поломки квадруплета не мог удержать преимущества и занял 2-е место, уступив первенство французу Ф. Понскарме со временем 2:34.12,4.

Начиная с 1958 г. первенство в этих гонках перешло к велосипедистам Нидерландов и ФРГ. Голландцы 15 раз завоевывали золотые медали, причем только один Г. Миннебоо имеет их пять (1975-1977, 1980, 1982) и три бронзовые. Из западногерманских спортсменов выделяется Райнер Подлеш, на счету которого 2 золотые, 3 серебряные и 3 бронзовые медали. 2 золотые медали у велосипедистов ГДР.

Среди советских гонщиков наибольшего успеха добился Михаил Марков - 2-е место на чемпионате мира 1967 г. в Амстердаме. Этот результат остается пока лучшим. По решению федерации велоспорта наши велосипедисты больше не выступали на чемпионатах мира, хотя у нас были гонщики, на успех которых можно было бы рассчитывать, - неоднократные чемпионы СССР Ю. Смирнов и В. Губенков, рекордсмен мира , а также В. Попов. В связи с этим упал в последние годы интерес к гонкам с лидером в нашей стране. Занимаются этим видом трековых гонок лишь энтузиасты, хотя созданы благоприятные условия для развития и совершенствования мастерства гонщиков с лидерами - новые скоростные треки, специальные машины и костюмы.

Немалую роль в улучшении проведения чемпионатов мира в гонках с лидерами сыграло решение руководящего комитета УСИ, по которому в соревнованиях могли использоваться только серийные машины, а лидер мог выступать только в паре с гонщиком из той же страны и под ее флагом. Это положило конец той порочной практике, когда в одних и тех же соревнованиях лидеры имели право стартовать сразу с несколькими спортсменами и по своей прихоти одних приводить к победе, а других обрекать на поражение, как это сделал голландец Вальраве с советским гонщиком М. Марковым в 1968 г.

Программа чемпионатов мира постепенно расширялась по видам и числу участников. С 1921 г. начали проводиться чемпионаты в гонках на шоссе. Швед Г. Сколд стал первым победителем шоссейной групповой гонки, стартовавшей в окрестностях Копенгагена. Затем лидерство в этом виде соревнований захватили итальянцы. С 1921 по 1986 г. они завоевали в групповых шоссейных гонках (теперь они называются индивидуальными гонками) 35 медалей, из которых 17 золотых. Шесть раз чемпионами становились велосипедисты Франции и по пять - Бельгии, Нидерландов и ГДР.

Первым и пока единственным чемпионом мира среди советских гонщиков в этом виде остается , завоевавший этот титул в 1981 г. Второе место занимал Сергей Морозов (1977). Лишь двум спортсменам удавалось стать двукратными чемпионами мира в этом виде - итальянцу Г. Мортану (1930, 1932) и Г.-А. Шуру из ГДР (1958, 1959).

С 1946 г. в программу чемпионатов мира среди любителей и профессионалов была включена индивидуальная гонка преследования на 4 и 5 км. В том же году победителем в ней среди любителей стал на треке Цюриха француз Р. Риолан с результатом 5.18,2. Однако успех потом вплоть до 1957 г. перешел к итальянцам, завоевавшим семь чемпионских титулов; 6 золотых медалей на счету голландцев, 5 - ГДР. В активе советских мастеров велоспорта четыре победы. Почин, который был сделан в 1979 г., повторил затем Виктор Куповец в 1983 г., а потом дважды подряд - (1985, 1986). Ему же принадлежит и мировой рекорд на дистанции 4 км - 4.33,307 и феноменальное мировое достижение - 4.26,077! К числу выдающихся в гонках преследования принадлежит и голландец Тимен Грун - чемпион мира 1964-1966 гг. Три победы на чемпионатах мира имеет Детлеф Маха из ГДР ( , 1981, 1982). Первый мировой рекорд на этой дистанции был установлен в 1961 г. В. Треппом (Швр) - 4.52,1.

Командная гонка преследования на ту же дистанцию начала разыгрываться на чемпионатах мира с 1962 г. Тогда на треке в Милане первыми чемпионами стали гонщики ФРГ - Pop, Рудольф, Мей, Клесгес, а советский квартет - , Л. Колумбет, А. Бельгард - получил тоже первые медали - бронзовые. На всех последующих чемпионатах мира гонщики ФРГ сумели удержать первенство в этом виде соревнований, завоевав 13 медалей. 15 медалей имеется в активе советской команды, но у ФРГ больше первых мест - 7, у СССР - 6. Четыре раза чемпионами мира становились гонщики ГДР.

С 1962 г. программа чемпионатов мира дополнялась новыми видами соревнований. В 1962 г. на шоссейной трассе Брешиа (Италия) была впервые разыграна командная гонка на 100 км (правда, в этот раз дистанция оказалась большей на 12 км). Хозяева трассы - итальянцы стали победителями, опередив команды Дании и Уругвая. Так же как и в гонке по треку, команды комплектовались из 4 человек. В 1963 г. на шоссе близ г. Хересталс (Бельгия) советские велосипедисты добились бронзовых медалей. И наконец, в 1970 г. В. Ярды, В. Лихачев, Б. Шухов, В. Соколов стали первыми советскими чемпионами мира в стокилометровой командной гонке. Этот успех был повторен затем в 1977 и закреплен в 1983 и 1985 гг. Советские гонщики завоевали 11 медалей, и по этому показателю вышли на 1-е место. Такое же количество золотых наград (4) имеет и Швеция.

С 1966 г. на треке стали разыгрываться медали в двух новых видах - тандеме и гите на 1 км с места. Первыми чемпионами мира в гонках на тандемах были знаменитые французские спортсмены Д. Морелон и П. Трантен. Наибольшее число побед в этом виде соревнований (9) одержали велосипедисты ЧССР, причем с 1980 г. четыре года подряд неизменно первенствовали ветеран И. Кучирек и молодой П. Мартинек. Советские велосипедисты, будучи олимпийскими чемпионами в этом виде программы, ни разу не были чемпионами мира, довольствуясь серебряными медалями (1973, 1974, 1977).

Пьер Трантен стал и первым чемпионом мира в километровом гите с результатом - 1.07,29. Наибольшее количество побед в этом виде одержали гонщики ГДР - семь, причем четыре из них приходятся на долю олимпийского чемпиона . Его товарищу по команде М. Мальхову принадлежит абсолютный мировой рекорд на этой дистанции- 1.02,091, - показанный на высотном треке в Колорадо-Спрингс (США). Из советских велосипедистов пальма первенства принадлежит (Омск). Он трижды завоевывал звание чемпиона мира в гите. Его начинание успешно продолжил Сергей Копылов (Тула), который завоевал титул чемпиона в 1983 г. с мировым рекордом для цементных треков - 1.03,94.

На этом добавления к трековой программе не закончились. В 1976 г. на треке Монтерони (Италия) впервые была разыграна групповая гонка по очкам на 50 км с промежуточными финишами. Победил в ней швейцарец В. Баумгартнер. По две победы имеют в этом виде соревнований гонщики Бельгии и ГДР, Дании, Чехословакии и одну - Австралия. В 1987 г. чемпионом мира стал Марат Танеев.

Женщины впервые вышли на мировые треки и шоссе в 1958 г. Первой чемпионкой в спринте была (Москва). В дальнейшем она б раз успешно отстаивала этот высокий титул. Такое же количество побед одержала другая советская гонщица (Ленинград). Трижды чемпионкой мира была тулячка . В том же году тулячка стала чемпионкой мира в индивидуальной гонке преследования. С 1967 г. начала свое триумфальное выступление ее преемница и землячка , ставшая чемпионкой мира рекордное число раз - шесть. Пять раз этот титул завоевывала известная английская велосипедистка Бернл Бёртон.

На шоссе первой чемпионкой мира в групповой гонке была Эльза Жакобс (Люксембург). Правда, на этом успех велосипедисток этой страны и кончился. По числу завоеванных чемпионских званий первенство держит Бельгия. Ее велосипедистки 6 раз побеждали в соревнованиях на шоссе, француженки - 5. Советские гонщицы трижды завоевывали титул сильнейшей; первопроходцем здесь была (1964). У советских спортсменок больше, чем у бельгиек, вторых и третьих мест и в общем зачете их багаж более весом. По три победы добивались на шоссе велосипедистки Великобритании и Нидерландов.

Велосипед как транспортное средство появилось около двух столетий назад, а первые соревнования начали проводиться во второй половине XIX века. Благодаря их популярности дисциплины велосоревнований внесли в программу мировых чемпионатов и Олимпийских игр. Массовые велосипедные соревнования проходят в разных странах. «Тур де Франс», «Вуэльта» и «Джиро д’Италия» - самые престижные и дорогостоящие многодневные турниры по велоспорту.

Всем, кто интересуюется велоспортом, будет интересно узнать об олимпийских чемпионах этого вида спортивного направления. Какие велоспортивные дисциплины входят в программу мировых и олимпийских состязаний? Как зовут самых известных гонщиков за всю историю велоспорта и по каким дисциплинам им удалось завоевать высочайшие награды? Имена российских и советских велогонщиков. В нескольких словах расскажем о достижениях победителей состязаний, ходе их спортивной карьеры и титулах.

Велоспорт как направление соревновательных дисциплин существует более полутора столетий. В первый раз гонщики собрались, чтобы продемонстрировать свои навыки на «байке», 31 мая 1868 года. Велосоревнование проводилось в Сен-Клу, западном пригороде Парижа. Дистанция гонки – 2000 метров. Победитель тех гонок развил скорость до 11 км/час. В те времена такой показатель считался рекордным.

Следующие официальные соревнования велосипедистов снова проходили во Франции. Новый маршрут соединял Руан и Париж. Дистанция веломарафона составляла 120 км. Спортсмены двигались со «скоростью пешехода». Победитель переехал финишную линию через 10 часов 45 минут. По сравнению с современными рекордами, которые устанавливают мировые велоспортсмены, это очень долго.

Фото 1. Восемнадцатый веломарафон по маршруту Париж-Брест-Париж, 2015 год.

Мировые велосоревнования

В 1896 году велоспорт признали видом спорта и включили в программу Олимпийских игр. По сей день эта дисциплина - неотъемлемая часть престижных и популярных первенств в мире. До 1984 года женщинам запрещалось участвовать в велогонках. Женщины впервые выступили как спортсмены в шоссейных гонках на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Позже появились женские состязания по трековым велогонкам.

Фото 2. Первый гранд-тур под названием «Тур де Франс», Франция, 1903 год.

Состязания на велосипедах делятся на такие разновидности:

  • шоссейная – гонка на длинные дистанции под дорогам с твердым покрытием, самое старое, популярное и коммерчески развитое направление. Проводятся в виде групповых гонок и гонок с раздельным стартом. По результатам множества шоссейных велосоревнований и формируется рейтинг велоспортсменов ICU;
  • велокросс – подразумевает гонку по кругу по неровной местности с разнообразным покрытием и препятствиями. Дистанция одного круга составляет около 2,5 - 3 км. Первое соревнование по велокроссу прошло в 1902 году во Франции. В 1950 году в Париже прошло первое мировое соревнование по этому направлению. Тяжелые условия езды и плохая погода становятся причиной частых велосипедных поломок и образования толстого слоя грязи на колесах. По этой причине спортсмены на новом круге пересажива

sportyfi.ru

Чемпионаты мира по шоссейному велоспорту Википедия

Чемпионская майка

История

Чемпионаты мира

wikiredia.ru

История чемпионатов мира по велоспорту (трек и шоссе)

Мировые чемпионаты в гонках по треку и шоссе ведут свою историю с 1893 г., когда в Чикаго (США) по инициативе Международной ассоциации велосипедистов был проведен первый чемпионат гонщиков-любителей. Участники соревновались в трех видах программы - спринте, гонке с лидером и гонке на 10 миль. Большинство их составляли американцы, которые и заняли все призовые места. Первыми чемпионами стали А. Циммерман (спринт, 10 миль) и Л. Ментис (гонка с лидером). В дальнейшем американцы потеряли свое лидерство. Повторив еще раз такой же успех в 1912 г. (соревнования проходили в Нью-Йорке), они вплоть до конца 70-х гг. исчезли со страниц протоколов велосипедных соревнований во всех видах программы. Интерес американцев к велосипеду сменился страстью к автомобилю... После 1912 г. чемпионатов мира в США не проводилось. Центром велосипедной жизни стала Европа. Здесь прошли все последующие чемпионаты мира. Лишь дважды они состоялись в Южной Америке - в 1968 (Монтевидео, Уругвай) и 1977 гг. (Сан-Кристобаль, Венесуэла) и один раз в Канаде- 1974 г. (Монреаль). По восемь раз чемпионаты проходили в Копенгагене и Париже, семь раз - в Цюрихе, шесть - в Амстердаме, по пять раз - в Антверпене и Милане. В 1960 г. чемпионат мира впервые был проведен в социалистической стране - в ГДР (Лейпциг), а затем дважды (1969 и 1981) в Чехословакии (Брно). Организатором международных соревнований и чемпионатов мира стал созданный в 1900 г. Международный союз велосипедистов - УСИ. До 1913 г. включительно мировые чемпионаты проводились ежегодно. Первая мировая война на целых семь лет прервала их. На шесть лет (1940-1946) нарушила международные связи велосипедистов вторая мировая война. В 1946 г. в Цюрихе состоялся первый послевоенный, а очередной - 42-й чемпионат мира. Победу в спринтерской гонке одержал тогда швейцарец Оскар Платтнер. В дальнейшем в число ведущих гонщиков-спринтеров выдвигаются спортсмены Франции. За все время их участия в чемпионатах мира (1893-1986) они завоевали в этом наиболее престижном виде соревнований 47 медалей, из которых 18 золотых. Впечатляющих побед (семь) в спринте добился Даниэль Морелон. Дважды удостаивались титула чемпиона мира Мишель Руссо и Люсьен Мишар. Итальянцы имеют в своем активе 14 побед в спринте, из которых самые яркие связаны с именами Валентино Гаспарелла, Санте Гайардони и Серджио Бьянкетто. Двенадцать раз побеждали в спринте гонщики Великобритании, девять - Нидерландов. Советские велосипедисты начали участвовать в чемпионатах мира с 1954 г., когда наша федерация велоспорта была принята в УСИ. В том же году на соревнованиях в Кельне (ФРГ) Ростислав Варгашкин вошел в восьмерку сильнейших спринтеров. А в 1957 г. на чемпионате мира в Льеже (Бельгия) Борис Романов впервые стал участником полуфинала, заняв 4-е место после чемпионов мира итальянцев Пезенти и Гаспареллы. С середины 60-х гг. вершину спринтерской гонки все более настойчивее и успешнее штурмуют спортсмены социалистических стран. Здесь роль пионера выпала на долю советского велосипедиста Омара Пхакадзе, ставшего чемпионом мира в 1965 г. В 1974 г. этого же успеха добился Антон Ткач (ЧССР), затем гонщики ГДР Юрген Гешке и Лутц Хесслих (трижды) и, наконец, Сергей Копылов - первый из советских гонщиков, завоевавший этот титул дважды (1981 и 1982). Гонки с лидером также начали практиковаться с первого чемпионата мира 1893 г. Звания чемпиона разыгрывались в них вплоть до 1914 г. Потом последовал долгий перерыв, и лишь в 1958 г. этот увлекательный и эмоциональный вид трековых состязаний снова был включен в программу мировых чемпионатов. В первые годы в качестве лидеров выступали сами велосипедисты, сидевшие на тандемах, триплетах или квадруплетах. Потом стали использовать специально оборудованные для этой цели мотоциклы. Различна была и дистанция соревнований, но чаще проводились гонки на 100 верст и часовая гонка. В 1896 г. на чемпионате мира в Копенгагене выступил в гонке с лидером наш соотечественник петербуржец М. Дьяков не раз выигрывавший соревнования на звание «Лучший ездок России» в 1891 - 1893 гг. и обладавший многими мировыми рекордами. В гонке на 100 км его лидировал квадруплет. М. Дьяков обошел в финале своего соперника на целый круг, но из-за поломки квадруплета не мог удержать преимущества и занял 2-е место, уступив первенство французу Ф. Понскарме со временем 2:34.12,4. Начиная с 1958 г. первенство в этих гонках перешло к велосипедистам Нидерландов и ФРГ. Голландцы 15 раз завоевывали золотые медали, причем только один Г. Миннебоо имеет их пять (1975-1977, 1980, 1982) и три бронзовые. Из западногерманских спортсменов выделяется Райнер Подлеш, на счету которого 2 золотые, 3 серебряные и 3 бронзовые медали. 2 золотые медали у велосипедистов ГДР. Среди советских гонщиков наибольшего успеха добился Михаил Марков - 2-е место на чемпионате мира 1967 г. в Амстердаме. Этот результат остается пока лучшим. По решению федерации велоспорта наши велосипедисты больше не выступали на чемпионатах мира, хотя у нас были гонщики, на успех которых можно было бы рассчитывать, - неоднократные чемпионы СССР Ю. Смирнов и В. Губенков, рекордсмен мира А. Романов, а также В. Попов. В связи с этим упал в последние годы интерес к гонкам с лидером в нашей стране. Занимаются этим видом трековых гонок лишь энтузиасты, хотя созданы благоприятные условия для развития и совершенствования мастерства гонщиков с лидерами - новые скоростные треки, специальные машины и костюмы. Немалую роль в улучшении проведения чемпионатов мира в гонках с лидерами сыграло решение руководящего комитета УСИ, по которому в соревнованиях могли использоваться только серийные машины, а лидер мог выступать только в паре с гонщиком из той же страны и под ее флагом. Это положило конец той порочной практике, когда в одних и тех же соревнованиях лидеры имели право стартовать сразу с несколькими спортсменами и по своей прихоти одних приводить к победе, а других обрекать на поражение, как это сделал голландец Вальраве с советским гонщиком М. Марковым в 1968 г. Программа чемпионатов мира постепенно расширялась по видам и числу участников. С 1921 г. начали проводиться чемпионаты в гонках на шоссе. Швед Г. Сколд стал первым победителем шоссейной групповой гонки, стартовавшей в окрестностях Копенгагена. Затем лидерство в этом виде соревнований захватили итальянцы. С 1921 по 1986 г. они завоевали в групповых шоссейных гонках (теперь они называются индивидуальными гонками) 35 медалей, из которых 17 золотых. Шесть раз чемпионами становились велосипедисты Франции и по пять - Бельгии, Нидерландов и ГДР. Первым и пока единственным чемпионом мира среди советских гонщиков в этом виде остается Андрей Ведерников, завоевавший этот титул в 1981 г. Второе место занимал Сергей Морозов (1977). Лишь двум спортсменам удавалось стать двукратными чемпионами мира в этом виде - итальянцу Г. Мортану (1930, 1932) и Г.-А. Шуру из ГДР (1958, 1959). С 1946 г. в программу чемпионатов мира среди любителей и профессионалов была включена индивидуальная гонка преследования на 4 и 5 км. В том же году победителем в ней среди любителей стал на треке Цюриха француз Р. Риолан с результатом 5.18,2. Однако успех потом вплоть до 1957 г. перешел к итальянцам, завоевавшим семь чемпионских титулов; 6 золотых медалей на счету голландцев, 5 - ГДР. В активе советских мастеров велоспорта четыре победы. Почин, который был сделан Николаем Макаровым в 1979 г., повторил затем Виктор Куповец в 1983 г., а потом дважды подряд - Вячеслав Екимов (1985, 1986). Ему же принадлежит и мировой рекорд на дистанции 4 км - 4.33,307 и феноменальное мировое достижение - 4.26,077! К числу выдающихся в гонках преследования принадлежит и голландец Тимен Грун - чемпион мира 1964-1966 гг. Три победы на чемпионатах мира имеет Детлеф Маха из ГДР (1978, 1981, 1982). Первый мировой рекорд на этой дистанции был установлен в 1961 г. В. Треппом (Швр) - 4.52,1. Командная гонка преследования на ту же дистанцию начала разыгрываться на чемпионатах мира с 1962 г. Тогда на треке в Милане первыми чемпионами стали гонщики ФРГ - Pop, Рудольф, Мей, Клесгес, а советский квартет - С. Москвин, Л. Колумбет, Б. Романов, А. Бельгард - получил тоже первые медали - бронзовые. На всех последующих чемпионатах мира гонщики ФРГ сумели удержать первенство в этом виде соревнований, завоевав 13 медалей. 15 медалей имеется в активе советской команды, но у ФРГ больше первых мест - 7, у СССР - 6. Четыре раза чемпионами мира становились гонщики ГДР. С 1962 г. программа чемпионатов мира дополнялась новыми видами соревнований. В 1962 г. на шоссейной трассе Брешиа (Италия) была впервые разыграна командная гонка на 100 км (правда, в этот раз дистанция оказалась большей на 12 км). Хозяева трассы - итальянцы стали победителями, опередив команды Дании и Уругвая. Так же как и в гонке по треку, команды комплектовались из 4 человек. В 1963 г. на шоссе близ г. Хересталс (Бельгия) советские велосипедисты добились бронзовых медалей. И наконец, в 1970 г. В. Ярды, В. Лихачев, Б. Шухов, В. Соколов стали первыми советскими чемпионами мира в стокилометровой командной гонке. Этот успех был повторен затем в 1977 и закреплен в 1983 и 1985 гг. Советские гонщики завоевали 11 медалей, и по этому показателю вышли на 1-е место. Такое же количество золотых наград (4) имеет и Швеция. С 1966 г. на треке стали разыгрываться медали в двух новых видах - тандеме и гите на 1 км с места. Первыми чемпионами мира в гонках на тандемах были знаменитые французские спортсмены Д. Морелон и П. Трантен. Наибольшее число побед в этом виде соревнований (9) одержали велосипедисты ЧССР, причем с 1980 г. четыре года подряд неизменно первенствовали ветеран И. Кучирек и молодой П. Мартинек. Советские велосипедисты, будучи олимпийскими чемпионами в этом виде программы, ни разу не были чемпионами мира, довольствуясь серебряными медалями (1973, 1974, 1977). Пьер Трантен стал и первым чемпионом мира в километровом гите с результатом - 1.07,29. Наибольшее количество побед в этом виде одержали гонщики ГДР - семь, причем четыре из них приходятся на долю олимпийского чемпиона Л. Томса. Его товарищу по команде М. Мальхову принадлежит абсолютный мировой рекорд на этой дистанции- 1.02,091, - показанный на высотном треке в Колорадо-Спрингс (США). Из советских велосипедистов пальма первенства принадлежит Эдуарду Раппу (Омск). Он трижды завоевывал звание чемпиона мира в гите. Его начинание успешно продолжил Сергей Копылов (Тула), который завоевал титул чемпиона в 1983 г. с мировым рекордом для цементных треков - 1.03,94. На этом добавления к трековой программе не закончились. В 1976 г. на треке Монтерони (Италия) впервые была разыграна групповая гонка по очкам на 50 км с промежуточными финишами. Победил в ней швейцарец В. Баумгартнер. По две победы имеют в этом виде соревнований гонщики Бельгии и ГДР, Дании, Чехословакии и одну - Австралия. В 1987 г. чемпионом мира стал Марат Танеев. Женщины впервые вышли на мировые треки и шоссе в 1958 г. Первой чемпионкой в спринте была Галина Ермолаева (Москва). В дальнейшем она б раз успешно отстаивала этот высокий титул. Такое же количество побед одержала другая советская гонщица Галина Царева (Ленинград). Трижды чемпионкой мира была тулячка Валентина Савина. В том же году тулячка Любовь Кочетова стала чемпионкой мира в индивидуальной гонке преследования. С 1967 г. начала свое триумфальное выступление ее преемница и землячка Тамара Гаркушина, ставшая чемпионкой мира рекордное число раз - шесть. Пять раз этот титул завоевывала известная английская велосипедистка Бернл Бёртон. На шоссе первой чемпионкой мира в групповой гонке была Эльза Жакобс (Люксембург). Правда, на этом успех велосипедисток этой страны и кончился. По числу завоеванных чемпионских званий первенство держит Бельгия. Ее велосипедистки 6 раз побеждали в соревнованиях на шоссе, француженки - 5. Советские гонщицы трижды завоевывали титул сильнейшей; первопроходцем здесь была Эмилия Сонк (1964). У советских спортсменок больше, чем у бельгиек, вторых и третьих мест и в общем зачете их багаж более весом. По три победы добивались на шоссе велосипедистки Великобритании и Нидерландов.

www.velorider.ru

Чемпионат мира по велоспорту Википедия

Чемпионат мира по шоссейному велоспорту (официальное название - англ. UCI Road World Championships) - ежегодный чемпионат мира по шоссейным дисциплинам велоспорта, проводимый под эгидой Международного союза велосипедистов (UCI).

В настоящие время в рамках чемпионата мира проводятся шоссейные групповые гонки, индивидуальные и командные гонки на время с раздельного старта среди мужской и женской элиты, мужчин в возрасте до 23 лет, а также юниоров и юниорок в возрасте до 19 лет. Спортсмены, выступающие на чемпионате мира, представляют национальные сборные своих стран за исключением командных гонок.

Чемпионская майка

Каждый чемпион мира награждается радужной майкой в которой он выступает весь следующий год во всех гонках той же дисциплины и того же возрастного уровня в которой он победил.

Бывшие чемпионы имеют право нанести радужные полоски на края рукавов и воротник своей шоссейно майки.

История

На Международном конгрессе UCI в Париже в 1920 году итальянская делегация попросила организовать при поддержке бельгийцев, французов и швейцарцев чемпионата мира для профессионалов. С 1921 года организуется только чемпионат среди любителей изначально проходивший в формате индивидуальной гонки. Он заменяет любительский чемпионат мира в дисциплине гонка за лидером, который перестал проводится с 1914 года.

В 1926 году на новом конгрессе UCI в Париже было решено провести чемпионат на одной и той же дисциплине среди профессионалов и любителейями, но при этом сделать отдельных разные классификации.

Первый чемпионат мира среди профессионалов был проведён в 1927 году на Нюрнбургринге в Германии победу на которм одержал итальянский велогонщик Альфредо Бинда.

Дебут женской программы на чемпионате мира состоялся в 1958 году.

В 1962 году добавляется командная гонка с раздельным стартом проводимая среди национальных сборных (женская с 1987 году) и просуществовавшая до 1994 года. В 2012 году данный вид программы возобновился, но теперь уже среди клубных команд и должен исчезнуть из программы в 2020 году.

В период с 1972 по 1994 года в олимпийские года соревнования среди мужчин-любителей не проводятся

До 1995 года в рамках чемпионатов мира проводились отдельные гонки для любителей и профессионалов. Исключения были в 1968 и 1968 годах.

С 1995 года чемпионат проводится в конце европейского сезона, как правило в конце сентября после Вуэльта Испании. До этого он всегда проводился в конце августа или в первую неделю сентября.

В период с 1997 по 2003 год также проводился чемпионат в "Категории Б", где участвовали гонщики из стран в которых велоспорт слабо развит.

Чемпионаты мира проводятся как на относительно ровных трассах, в этом случае обычно побеждают спринтеры, так и по холмистой местности, где обычно побеждают горные специалисты либо универсалы.

Победа в групповой гонке на чемпионате мира и в общем зачёте на двух из трёх Гранд-туров (а именно Джиро д’Италия Тур де Франс) образуют тройную корону велоспорта.

Чемпионаты мира

wikiredia.ru

Чемпионат мира по шоссейному велоспорту - WiKi

Чемпионат мира по шоссейному велоспорту (официальное название - англ. UCI Road World Championships) - ежегодный чемпионат мира по шоссейным дисциплинам велоспорта, проводимый под эгидой Международного союза велосипедистов (UCI).

В настоящие время в рамках чемпионата мира проводятся шоссейные групповые гонки, индивидуальные и командные гонки на время с раздельного старта среди мужской и женской элиты, мужчин в возрасте до 23 лет, а также юниоров и юниорок в возрасте до 19 лет. Спортсмены, выступающие на чемпионате мира, представляют национальные сборные своих стран за исключением командных гонок.

Каждый чемпион мира награждается радужной майкой в которой он выступает весь следующий год во всех гонках той же дисциплины и того же возрастного уровня в которой он победил.

Бывшие чемпионы имеют право нанести радужные полоски на края рукавов и воротник своей шоссейно майки.

На Международном конгрессе UCI в Париже в 1920 году итальянская делегация попросила организовать при поддержке бельгийцев, французов и швейцарцев чемпионата мира для профессионалов. С 1921 года организуется только чемпионат среди любителей изначально проходивший в формате индивидуальной гонки. Он заменяет любительский чемпионат мира в дисциплине гонка за лидером, который перестал проводится с 1914 года.

В 1926 году на новом конгрессе UCI в Париже было решено провести чемпионат на одной и той же дисциплине среди профессионалов и любителейями, но при этом сделать отдельных разные классификации.

Первый чемпионат мира среди профессионалов был проведён в 1927 году на Нюрнбургринге в Германии победу на которм одержал итальянский велогонщик Альфредо Бинда.

Дебут женской программы на чемпионате мира состоялся в 1958 году.

В 1962 году добавляется командная гонка с раздельным стартом проводимая среди национальных сборных (женская с 1987 году) и просуществовавшая до 1994 года. В 2012 году данный вид программы возобновился, но теперь уже среди клубных команд и должен исчезнуть из программы в 2020 году.

В период с 1972 по 1994 года в олимпийские года соревнования среди мужчин-любителей не проводятся

До 1995 года в рамках чемпионатов мира проводились отдельные гонки для любителей и профессионалов. Исключения были в 1968 и 1968 годах.

С 1995 года чемпионат проводится в конце европейского сезона, как правило в конце сентября после Вуэльта Испании. До этого он всегда проводился в конце августа или в первую неделю сентября.

В период с 1997 по 2003 год также проводился чемпионат в "Категории Б", где участвовали гонщики из стран в которых велоспорт слабо развит.

Чемпионаты мира проводятся как на относительно ровных трассах, в этом случае обычно побеждают спринтеры, так и по холмистой местности, где обычно побеждают горные специалисты либо универсалы.

Победа в групповой гонке на чемпионате мира и в общем зачёте на двух из трёх Гранд-туров (а именно Джиро д’Италия Тур де Франс) образуют тройную корону велоспорта.

ru-wiki.org

Чемпионат мира по велоспорту - Википедия

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2017; проверки требуют 2 правки.

Чемпионат мира по шоссейному велоспорту (официальное название - англ. UCI Road World Championships) - ежегодный чемпионат мира по шоссейным дисциплинам велоспорта, проводимый под эгидой Международного союза велосипедистов (UCI).

В настоящие время в рамках чемпионата мира проводятся шоссейные групповые гонки, индивидуальные и командные гонки на время с раздельного старта среди мужской и женской элиты, мужчин в возрасте до 23 лет, а также юниоров и юниорок в возрасте до 19 лет. Спортсмены, выступающие на чемпионате мира, представляют национальные сборные своих стран за исключением командных гонок.

Чемпионская майка[ | ]

Каждый чемпион мира награждается радужной майкой в которой он выступает весь следующий год во всех гонках той же дисциплины и того же возрастного уровня в которой он победил.

Бывшие чемпионы имеют право нанести радужные полоски на края рукавов и воротник своей шоссейно майки.

История[ | ]

На Международном конгрессе UCI в Париже в 1920 году итальянская делегация попросила организовать при поддержке бельгийцев, французов и швейцарцев чемпионата мира для профессионалов. С 1921 года организуется только чемпионат среди любителей изначально проходивший в формате индивидуальной гонки. Он заменяет любительский чемпионат мира в дисциплине гонка за лидером, который перестал проводится с 1914 года.

В 1926 году на новом конгрессе UCI в Париже было решено провести чемпионат на одной и той же дисциплине среди профессионалов и любителейями, но при этом сделать отдельных разные классификации.

Первый чемпионат мира среди профессионалов был проведён в 1927 году на Нюрнбургринге в Германии победу на которм одержал итальянский велогонщик Альфредо Бинда.

Дебут женской программы на чемпионате мира состоялся в 1958 году.

В 1962 году добавляется командная гонка с раздельным стартом проводимая среди национальных сборных (женская с 1987 году) и просуществовавшая до 1994 года. В 2012 году данный вид программы возобновился, но теперь уже среди клубных команд и должен исчезнуть из программы в 2020 году.

В период с 1972 по 1994 года в олимпийские года соревнования среди мужчин-любителей не проводятся

До 1995 года в рамках чемпионатов мира проводились отдельные гонки для любителей и профессионалов. Исключения были в 1968 и 1968 годах.

С 1995 года чемпионат проводится в конце европейского сезона, как правило в конце сентября после Вуэльта Испании. До этого он всегда проводился в конце августа или в первую неделю сентября.

В период с 1997 по 2003 год также проводился чемпионат в "Категории Б", где участвовали гонщики из стран в которых велоспорт слабо развит.

Чемпионаты мира проводятся как на относительно ровных трассах, в этом случае обычно побеждают спринтеры, так и по холмистой местности, где обычно побеждают горные специалисты либо универсалы.

Победа в групповой гонке на чемпионате мира и в общем зачёте на двух из трёх Гранд-туров (а именно Джиро д’Италия Тур де Франс) образуют.

Чемпионаты мира[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Pierre Chany. La fabuleuse histoire du cyclisme. - Nathan, 1988. - ISBN 2-09-286430-0.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Чемпионат мира по велоспорту Вики

Чемпионат мира по шоссейному велоспорту (официальное название - англ. UCI Road World Championships) - ежегодный чемпионат мира по шоссейным дисциплинам велоспорта, проводимый под эгидой Международного союза велосипедистов (UCI).

В настоящие время в рамках чемпионата мира проводятся шоссейные групповые гонки, индивидуальные и командные гонки на время с раздельного старта среди мужской и женской элиты, мужчин в возрасте до 23 лет, а также юниоров и юниорок в возрасте до 19 лет. Спортсмены, выступающие на чемпионате мира, представляют национальные сборные своих стран за исключением командных гонок.

Чемпионская майка[ | код]

Каждый чемпион мира награждается радужной майкой в которой он выступает весь следующий год во всех гонках той же дисциплины и того же возрастного уровня в которой он победил.

Бывшие чемпионы имеют право нанести радужные полоски на края рукавов и воротник своей шоссейно майки.

История[ | код]

На Международном конгрессе UCI в Париже в 1920 году итальянская делегация попросила организовать при поддержке бельгийцев, французов и швейцарцев чемпионата мира для профессионалов. С 1921 года организуется только чемпионат среди любителей изначально проходивший в формате индивидуальной гонки. Он заменяет любительский чемпионат мира в дисциплине гонка за лидером, который перестал проводится с 1914 года.

В 1926 году на новом конгрессе UCI в Париже было решено провести чемпионат на одной и той же дисциплине среди профессионалов и любителейями, но при этом сделать отдельных разные классификации.

Первый чемпионат мира среди профессионалов был проведён в 1927 году на Нюрнбургринге в Германии победу на которм одержал итальянский велогонщик Альфредо Бинда.

Дебут женской программы на чемпионате мира состоялся в 1958 году.

В 1962 году добавляется командная гонка с раздельным стартом проводимая среди национальных сборных (женская с 1987 году) и просуществовавшая до 1994 года. В 2012 году данный вид программы возобновился, но теперь уже среди клубных команд и должен исчезнуть из программы в 2020 году.

В период с 1972 по 1994 года в олимпийские года соревнования среди мужчин-любителей не проводятся

До 1995 года в рамках чемпионатов мира проводились отдельные гонки для любителей и профессионалов. Исключения были в 1968 и 1968 годах.

С 1995 года чемпионат проводится в конце европейского сезона, как правило в конце сентября после Вуэльта Испании. До этого он всегда проводился в конце августа или в первую неделю сентября.

В период с 1997 по 2003 год также проводился чемпионат в "Категории Б", где участвовали гонщики из стран в которых велоспорт слабо развит.

Чемпионаты мира проводятся как на относительно ровных трассах, в этом случае обычно побеждают спринтеры, так и по холмистой местности, где обычно побеждают горные специалисты либо универсалы.

Победа в групповой гонке на чемпионате мира и в общем зачёте на двух из трёх Гранд-туров (а именно Джиро д’Италия Тур де Франс) образуют тройную корону велоспорта.

МОСКВА, 30 сен - РИА Новости, Вероника Гибадиева. Чемпионат мира по велоспорту на шоссе в Австрии завершился победой испанского велогонщика Алехандро Вальверде в групповой гонке, по итогам которой он завоевал радужную майку и золото турнира.

Чемпионат мира прошел в Инсбруке с 22 по 30 сентября. В гонках "элиты" были разыграны шесть комплектов наград - в командных, групповых, индивидуальных гонках в соревнованиях женщин и мужчин. Сборная России осталась без медалей, лучший результат среди россиян показала победительница первенства Европы Айгуль Гареева, которая стала 7-й в индивидуальной юниорской гонке.

"Але Вале!"

Самое рейтинговое событие турнира - мужская групповая гонка. На этот раз среди фаворитов были "горняки", а сам маршрут был признан одним из самых сложных в истории. Было ясно, что словак Петер Саган, победивший на трех предыдущих чемпионатах мира, вряд ли сумеет добраться до финиша в группе фаворитов. Так и случилось - в этот раз он остался вне борьбы за радужную майку, хотя накануне выпустил специальный видеоролик с лейтмотивом "Посмотрите мне в глаза, вы видите во мне четырехкратного чемпиона мира?"

Возможно, Саган им станет, но в Инсбруке была гонка другой специализации. Изначально многие эксперты видели "горняков" среди фаворитов - в частности, победителя "Вуэльты" британца Саймона Йейтса, француза Жюлиана Алафилиппа, итальянца Винченцо Нибали. "Вальверде, конечно", - сказал спортивный директор Katusha Alpecin Жозе Азеведу и пошутил про то, что испанец всегда в призерах. К воскресенью в карьере Вальверде была 121 победа в профессионалах и шесть подиумов на чемпионатах мира в групповой гонке. Просто медаль его бы не устроила.

В воскресенье все складывалось по самому логичному сценарию. После жесткого отбора маршрутом групповой гонки Инсбрука на финиш приехало меньше половины пелотона, а раньше всех - маленькая группа лидеров, состоявшая из призеров Иннсбрука-2018, к которым в последний момент добавился голландец Том Дюмулен.

В этом квартете был и Вальверде, который в свои 38 лет не мог себе позволить проиграть борьбу за радужную майку. "Неизбежное случилось", - сказал он после финиша. Вторым стал француз Ромен Барде, третьим финишировал канадец Майкл Вудс. Вальверде (38 лет 158 дня) теперь второй в рейтинге возрастных победителей чемпионата мира - в этом он уступает только голландцу Йопу Зутемелку, выигравшему свой титул в 38 лет 272 дня.

Сборная России стартовала с двумя со-капитанами - Ильнуром Закариным и Сергеем Чернецким, при этом упавший на "Вуэльте" Закарин по ходу гонки работал на Чернецкого. "Гонка была на выбывание, все время ехали быстро, народ отставал, в последнюю гору разобрались. По гонке тактика была такая, что меня оставили, чтобы помочь Чернецкому", - рассказал Закарин.

"Мы с Ильнуром были как со-капитаны, но больше он стартовал, чтобы мне помогать. Вся команда сегодня на меня работала, все в меня верили - Ильнур и Паша Кочетков были со мной до последней горы. Эта гонка была тяжелее, чем тот маршрут, что был на Олимпиаде в Рио, особенно тот самый подъем. Сделал все что мог, отработал максимально. Не могу сказать, что сделали тактически что-то не так, все прошло логично, но там уже в конце разбирались, у кого как нога шла", - отметил Чернецкий.

Супер-Ремко

В индивидуальной гонке с раздельным стартом у мужчин победил австралиец Роан Деннис, который привез больше минуты теперь уже бывшему чемпиону мира в "разделке" Дюмулену. Но уверенная победа Денниса отошла на задний план, когда в групповой гонке стартовали юниоры. Бельгиец Ремко Эвенепул, недавний футболист и будущий, как считают многие, "Эдди Меркс", в своем первом старте в Инсбруке выиграл "разделку", а потом победил и в групповой гонке.

Мало кто сомневался, что ему удастся завоевать второе золото, но тут важно, как именно он это сделал. Эвенепул упал в начале гонки, отыграл двухминутное отставание и потом ушел в сольный отрыв. Его преимущество было настолько уверенным, что он перешагнул финишную черту с велосипедом в руках.

"Ремко уже надоел. Он просто издевается над всеми. Неинтересно, что он все выигрывает. Все знали, что он победит сегодня, и он выиграл. С ним нереально бороться. Пускай уже едет с "андерами", я не знаю", - сказал обладатель юниорского рекорда мира на треке россиянин Лев Гонов, который был лучшим в команде и в "разделке" (14-й), и в групповой гонке (35-й).

Впрочем, у Эвенепула уже есть контракт с командой Мирового тура Quick-Step Floors, так что в следующем году его ждет борьба с соперниками выше уровня андеровских гонок.

Что же до "андеров", в их групповой гонке лидером сборной России был Александр Власов, в этом сезоне победивший на молодежной "Джиро д"Италия". В Инсбруке на финиш он приехал 15-м.

"Сначала держались все вместе, в середине группы спокойненько, потом ребята вывезли меня вперед, начали гору впереди, пару кругов проехали ровно, а потом уже пошли атаки. Старался держаться впереди, но на последнем круге немного отстал. Сделал все что мог, но мы так и зависли вчетвером за группой лидеров. Трасса, конечно, тяжелая. Приехали сюда все сильнейшие, и я выдал максимум из того, что мог на данный момент времени. Подустал, считаю, к концу сезона, и всех возможностей здесь не показал", - рассказал Власов.

Оранжевое - новое золотое

Если в юнииорах доминировал Эвенепул, то в женских гонках равных не было голландкам. Индивидуальную гонку выиграла Аннемик ван Влётен, а групповую гонку с большим преимуществом в очень уверенном соло - Анна ван дер Брегген. У россиянок лучший результат в групповой гонке показала Анастасия Яковенко (15-я). "Яковенко и Мария Новолодская боролись с самыми топовыми спортсменками, которые едут свой далеко не первый чемпионат мира и вообще ездят и проехали куда больше гонок, чем наши спортсменки. Наши гонщицы с гораздо меньшим опытом, но боролись достойно, к тому же они младше, у нас есть запас и есть за счет чего прибавить", - рассказал главный тренер сборной России Иракли Абрамян.

Новолодская в индивидуальной гонке упала и осталась вне борьбы за медали. "Это, конечно, обидно и очень неприятно, потому что хотелось бы посмотреть ее уровень на фоне сильнейших топовых спортсменок. Маша ехала на то, на что была способна в принципе. Понятно, что после падения ей было тяжело набрать нужную скорость и ритм. Спортсменка она перспективная, молодая и мы понимали, что ей сложно было бы и без падения бороться с сильнейшими за место в топ-10", - отметил он.

Перед юношеской Олимпиадой

"Мы надеялись, что вернемся с медалью с чемпионата мира, прежде всего в отношении юниорок и наших "андеров", - рассказал Абрамян, подводя итоги турнира. - Юниорки должны были показать результат, должны были бороться за победу, и мы будем работать над ошибками, чтобы они не повторились в будущем. У нас одна из сильнейших команд в мире в юниорском женском велоспорте. Нашу ведущую спортсменку Айгуль Гарееву будем вести до уровня чемпионки мира и чемпионки Олимпийских игр".

Сама Гареева призналась, что совершила несколько ошибок в "разделке", где стала 7-й. "С каской были проблемы, повороты "резала" не так, как надо... В групповой гонке (8-я) старалась "дергать" соперниц в тех местах, где особенно тяжело всем бы было ответить. Это первый год для меня на чемпионате мира, буду работать над своими ошибками, чтобы в следующем году быть выше", - подчеркнула она.

Уже в понедельник Гареева в качестве лидера сборной России отправится на юношеские Олимпийские игры в Буэнос-Айрес. "Буду стараться проявить себя там. Так далеко от дома я еще не выступала", - призналась спортсменка.

Особенный чемпионат

На этом чемпионате мира в последний раз были разыграны медали в женской и мужской командных гонках, в которых соревнования проводились не на уровне национальных сборных, а среди профессиональных команд. У мужчин победила бельгийская Quick-Step Floors, в составе которой голландец Ники Терпстра стал первым и, возможно, единственным 4-кратным чемпионом мира в истории в этой дисциплине. В соревнованиях женских команд победила немецкая Canyon/Sram Racing, российская Cogeas-Mettler стала 11-й.

Со следующего сезона этот вид программы на чемпионате мира заменит микст-эстафета, и медали будут разыгрываться среди сборных. В рамках смешанной эстафеты мужчины и женщины проедут командную гонку. Впервые это случится в британском Йоркшире, где и пройдет чемпионат мира по велоспорту на шоссе-2019.