Трагическая гибель хоккеистов "Локомотива" в авиакатастрофе (34 фото). Александр сизов - единственный выживший в авиакатастрофе под ярославлем Крушение локомотива

Простые ярославские любители хоккея и неравнодушные люди по всей стране, а также родственники и друзья жертв катастрофы Як-42, в которой разбился , в среду вспоминают ушедших спортсменов. 43 человека погибли сразу, получивший значительные ожоги игрок скончался в больнице через пять дней. В катастрофе выжил только бортинженер .

«Когда бываю здесь, то постоянно надеюсь на чудо, что вот-вот Макс выйдет из-за угла, за ним появятся другие ребята...» — эти слова о мемориале, установленном в память о погибших, принадлежат Светлане Шуваловой, матери самого молодого хоккеиста «Локомотива», который в тот день находился на борту, ему было всего 18 лет.

Новость о случившейся трагедии застала хоккейный мир во время Кубка открытия нового сезона КХЛ между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». «У нас сегодня произошло страшное горе. При вылете из Ярославля на матч с минским «Динамо» разбился самолет с игроками, тренерами и администраторами команды «Локомотив». По данным, имеющимся в настоящий момент, из 37 человек выжил один. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания…» — эти слова президента лиги , произнесенные с трудом и невероятной болью в голосе во время старта сезона, многие помнят до сих пор.

В день памяти в 2016 году многие вспоминают ту трагедию. «Прошло пять лет, а не верится до сих пор. «Локомотив». Мы помним», — говорится в сообщении в официальном аккаунте Федерации хоккея России (ФХР) в Twitter.


В Ярославле сегодня проходит ряд мероприятий в память о погибшей команде. Утром состоялась панихида в Успенском соборе города. Ярославцы и гости города несли цветы на Леонтьевское кладбище, к памятнику «Хоккейное братство» и мемориальному комплексу в Туношне.

Память погибших хоккеистов в среду почтили многие клубы КХЛ. В числе тех, кто оставил свои соболезнования, оказались представители минского «Динамо», московского ЦСКА, екатеринбургского «Автомобилиста», казанского «Ак Барса», магнитогорского «Металлурга», новосибирской «Сибири», ханты-мансийской «Югры», нижнекамского «Нефтехимика», новокузнецкого «Металлурга», хабаровского «Амура», владивостокского «Адмирала», астанинского «Барыса», московского «Динамо» и омского «Авангарда». Вспомнил о трагедии и московский футбольный клуб «Локомотив».

В Омске у домашней арены «Авангарда» художник Марат Абишев нарисовал граффити в честь погибшего голкипера Александра Вьюхина, который выступал за «ястребов» с 1994 по 2003 год.

Почтил память погибших хоккеист Александр Овечкин. Капитан сборной России оставил запись и фото с мемориалом в Ярославле в своем аккаунте в Instagram.

Самолет, перевозивший команду, разбился 7 сентября в аэропорту Туношна сразу после взлета. 43 человека погибли на месте. Хоккеист Александр Галимов скончался утром 12 сентября. Выжить в катастрофе смог лишь бортинженер Александр Сизов.

Помимо Галимова и Сизова, в самолете находились 25 игроков: Виталий Аникеенко, Михаил Баландин, Александр Васюнов, Йозеф Вашичек, Александр Вьюхин, Павол Демитра, Роберт Дитрих, Марат Калимулин, Александр Калянин, Андрей Кирюхин, Никита Клюкин, Стефан Лив, Ян Марек, Сергей Остапчук, Карел Рахунек, Руслан Салей, Карлис Скрастиньш, Павел Снурницын, Даниил Собченко, Иван Ткаченко, Павел Траханов, Юрий Урычев, Геннадий Чурилов, Максим Шувалов, Артем Ярчук.

В момент катастрофы на борту были главный тренер Брэд Маккриммон и его помощники: Игорь Королев, Александр Карповцев и Николай Кривоносов, Юрий Бахвалов, Александр Беляев, Андрей Зимин, Евгений Куннов, Вячеслав Кузнецов, Владимир Пискунов и Евгений Сидоров. В числе погибших оказались и семь представителей экипажа: Андрей Соломенцев, Игорь Живелов, Сергей Журавлев, Елена Сарматова, Надежда Максумова, Елена Шавина и Владимир Матюшин.

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на Рио-2016, а также в группах отдела спорта в социальных сетях

Игорь Королёв завершил карьеру в «Локомотиве» и остался там работать в качестве тренера, хотя его семья продолжала жить в Канаде, где он играл в 90-е. Жена Вера призналась, что до сих пор в деталях помнит трагический день 7 сентября 2011 года.

«Начинался учебный год в канадской школе. Мы вечером поговорили с Игорем, как всегда. Он сказал, что впереди суматошный день. Он обычно в течение суток мне раз по двадцать звонил, интересовался всеми делами. Ругался, когда я не могла ответить: «Зачем тебе мобильный, если ты не отвечаешь?» А я тогда вся в делах была, у меня в машине только новостное радио. Я думала о других делах и не услышала первые анонсы. Пришла домой, открыла компьютер и тут…» — вспоминает Вера.

«Дальше не описать. Прибегали соседи, в дом приходили какие-то люди, уходили, мне кто-то звонил. Попросила знакомых, чтобы они дочек из школы забрали, но ничего не говорили. Я не знала, как сказать девочкам, и это было самое трудное. В один момент моя жизнь перевернулась. Когда говорят про вторую половину, то, наверное, даже не знают, что имеют в виду. А я знала. Игорь был моей второй половиной. Мы с ним с первого класса вместе. И он ушёл. Я даже не помню осознанной жизни без него», — сказала Королёва «Спорт-Экспрессу».

Отец капитана «Локомотива» Ивана Ткаченко Леонид вспоминал, как в одном из последних разговоров сын уверял: в новом сезоне команда будет блистать в КХЛ.

«Он говорил, что команда очень сильная и сплочённая. Ребята подобрались такие, что никто ни за кого не прятался — все работали в полную силу. Я сам видел тот «Локомотив» в товарищеской игре против нижегородского «Торпедо», у команды был огромный потенциал. Такие ребята собрались! Очень жаль, что мы так и не увидели в настоящем деле эту команду. Это вообще, наверное, самый сильный состав за всю историю, сильнее даже, чем в золотые времена Владимира Вуйтека. И что мне особенно нравилось, там было семь местных игроков, воспитанников ярославской школы», — рассказывал Ткаченко-старший в интервью «Советскому спорту».

«Отдаю должное руководителям «Локомотива», тому, как они хранят память о команде»

В 2016 году 7 сентября пришлось на период подготовки сборной России к Кубку мира. Национальная команда почтила память «Локомотива», а тренер Харийс Витолиньш признался, что всегда помнит о погибшем клубе.

«Всегда об этом вспоминаешь. Когда кого-то встречаешь, обсуждаешь — всегда. И всегда, когда к «Локомотиву» приезжаешь, воспоминания всегда приходят. Всегда надо вспоминать и поддерживать», — говорил Витолиньш.

Горе затронуло всех, кто был связан с «Локомотивом». Владимир Юрзинов тренировал команду с 2005 по 2007 год и был знаком не только с погибшими игроками, но и персоналом клуба.

«Ох, тяжёлая тема… Там же ушли все мои: и врач, и видеооператор, и администратор. Меня с Ярославлем связывает общее горе. Иногда я приезжаю один к ребятам, выпью немножко, посижу на кладбище и уезжаю. А молодёжь какая была?! Аникеенко, Кирюхин. Чурилов, Васюнов. Ох, сколько же там! А мои парни из «Динамо»? Королёв, Карповцев... Или вот Карлис Скрастиньш. Недавно я был в Риге, заходил к нему на могилу… Отдаю должное руководителям «Локомотива», тому, как они хранят память о команде. Я им за это благодарен», — говорил Юрзинов в пятую годовщину трагедии.

  • Мемориал на месте крушения в поселке Туношна
  • РИА Новости
  • Ярослав Неелов

Вдова игрока Михаила Баландина Елена рассказывала в 2012 году, что ей не хотелось жить после трагедии.

«После смерти Миши дочка замкнулась. За месяц набрала девять килограммов. А я жить не хотела, думала о смерти, 40 дней сын и мама жили со мной. По следам ходили, стерегли; я же медик, знаю, что выпить, чтобы тихо уйти насовсем. Лежать могла сутками — я умерла вместе с ним. Но дочь надо поднимать. Моих слёз она не видела. Если бы не ребёнок, я бы с Мишкой лежала рядом. Купила себе участок на Леонтьевском кладбище, пусть через дорожку от мемориала хоккеистам, но рядом. Только, видно, Мишка не хочет моей смерти. Неделю назад я попала в аварию, машина перевернулась, метров пятьдесят кувыркалась. Сработали боковые подушки безопасности… Я ногами разбила лобовое стекло, вылезла из машины и потеряла сознание», — рассказывала Елена Баландина в интервью «Комсомольской правде».

«Каждое утро ты спрашиваешься себя, почему его нет рядом»

Максим Шувалов был самым молодым хоккеистом, погибшим в авиакатастрофе. На момент крушения ему было всего 18 лет. Его мать Светлана в тот момент решила, что заведёт ещё одного ребёнка в память о сыне.

«Фраза, что время лечит, — это неправда. Люди могут чуть-чуть привыкнуть к боли, но забыть такое невозможно. Мне легче не стало. Мы с мужем занимаем себя чем угодно, лишь бы не было времени постоянно думать об этой трагедии. Я не могу описать словами, что творится в душе. Я лично себе затвердила, что он уехал, хотя в глубине души, конечно, понимаю, что это неправда.

Невыносимо хочется с ним поговорить, обнять его, чтобы он снова был рядом с нами. У нас ещё есть силы, позволяет возраст завести ещё ребёнка. В этом наше спасение. Мы знаем, для кого жить, нужно вырастить и поставить на ноги сына. Как справляются с последствиями трагедии остальные семьи, я просто не могу представить», — говорила «Аргументам и фактам» Светлана сразу после трагедии. Позднее у семьи родился сын Артём.

  • РИА Новости
  • Вадим Жернов

Хоккеист Павел Снурницын хотел после наступающего сезона жениться на подруге Виктории Кашихиной, но семейное счастье оборвалось. Девушка признавалась в 2013 году, что Павла заменить ей никто не может.

«Со временем боль не притупляется. Да, ты учишься с этим как-то жить. Привыкаешь к этой мысли, что его больше нет. Пытаешься что-то делать. Но всё равно каждое утро ты спрашиваешься себя, почему его нет рядом. В течение дня происходят те или иные события, и ты думаешь: «Что бы сказал на это Паша?» Мне его не хватает во всём, прежде всего, в тех эмоциях, которые он мне дарил. Он делал меня счастливой. И сейчас, сколько бы людей ни находилось вокруг, никто мне не может заменить его», — рассказывала Виктория.

Фото:

Восемь лет прошло с момента страшной авиакатастрофы в поселке Туношна под Ярославлем. 7 сентября 2011 года ЯК-42, на борту которого помимо экипажа были тренеры и игроки хоккейной команды «Локомотив», потерпел крушение при взлете. Но, как бы ни было тяжело, в тот день мы внимательно следили за появляющейся информацией с места трагедии. Через год после катастрофы главный специалист-эксперт Культурного центра управления МВД России по Ярославской области Александр Шиханов (на тот момент он руководил пресс-службой областной полиции) опубликовал хронику, как этот день прошел у него - он был одним из тех, кого пустили на место крушения. Публикуем сегодня эту хронику:

7 сентября 2011 года начиналось хорошо. В Ярославле в этот день официально открывался Международный политический форум под патронажем президента России. Большинство участников форума приехали и прилетели в Ярославль накануне, и уже с утра в «Арене-2000» стартовали выступления политиков и дискуссии. Мы провели пресс-конференцию начальника УМВД, посвященную охране правопорядка во время проведения форума, подготовили статьи в СМИ, сюжеты на телевидении. Единственное, что оставалось сделать, - подготовить публикации о работе полиции непосредственно на форуме. Вместе с коллегой Антоном Смирновым отправились в «Арену». Сделали несколько фотографий полицейских около «Арены-2000», сняли видео. Время пролетело быстро.

Где-то после 14:00 я решил поехать в УМВД. Была прекрасная погода, ярко светило солнце. Идя по Институтской улице вверх к Московскому проспекту, я встретил коммерческого директора «Локомотива» Евгения Чуева. Мы обменялись с ним несколькими словами о форуме и о перспективах «Локомотива» в начинающемся сезоне. Помню ощущение радости и покоя, которое было у меня тогда.

В служебном кабинете, как всегда, закрутились дела. Время на работе летит быстро. В начале пятого часа раздался телефонный звонок, который резко разделил весь этот день, да и жизнь, на до и после.

16:02
Падение самолета Як-42 около аэропорта Туношна.

Звонил корреспондент телеканала НТМ Сережа Афоничев. Он спросил у меня, правда ли, что в Туношне упал самолет, на котором вроде бы летел «Локомотив». Первая реакция - неверие. У нас в Ярославле? Упал самолет? Не может быть. Да еще чтобы с «Локомотивом»?! Звоню в дежурку.

16:09
В дежурную часть УМВД России по Ярославской области поступило сообщение о том, что при взлете из аэропорта Туношна упал самолет Як-42.

Дежурный говорит, что в Туношне действительно упал самолет. Был ли там «Локомотив», пока неизвестно. Нет информации и о пострадавших в катастрофе.

16:15
О чрезвычайном происшествии доложено первому заместителю министра внутренних дел Горовому, руководству правоохранительных органов по Ярославской области.

16:17
О чрезвычайном происшествии доложено в дежурную часть МВД России.

Принимаем решение ехать в Туношну. Едем вместе с Антоном. Он за рулем, я на телефоне. Постоянно идут звонки. Определенности никакой. Докладываю о случившемся в управление общественных связей МВД России. Говорю, что пока подробностей нет, что доложу позже.

Созваниваюсь с управлением коммуникации и общественных связей правительства области. Они пока тоже не владеют информацией. Едем вместе с несколькими машинами скорой помощи. Явно превышаем скорость, но сотрудники ДПС, которые в тот день были на всем протяжении пути от центра до аэропорта, только провожают нас взглядом.

16:20
Дежурный по УМВД в телефонной беседе с начальником службы авиационной безопасности уточняют обстоятельства падения самолета Як-42 и количество пассажиров и членов экипажа.

Аэропорт находится в трех километрах за поселком Туношна. Почти пролетаем через поселок, когда нас тормозит инспектор ДПС и говорит, что надо ехать в сторону Волги через поселок - самолет упал там.

Поворачиваем неподалеку от туношенской школы и едем вглубь поселка, мимо церкви. Останавливаемся около какого-то двухэтажного нежилого здания. Дальше проехать нельзя: в оцеплении стоят сотрудники полиции. Берем фотоаппарат, камеру и идем пешком между каких-то заборов и огородов.

16:25
В аэропорт Туношна направлены сотрудники отряда особого назначения, вневедомственной охраны, кинологи, следственно-оперативные группы.

16:30
На место происшествия направлены 20 экспертов экспертно-криминалистического УМВД, взрывотехническая и пожарно-техническая лаборатория.

До места падения немногим менее километра. Дорожки узкие, разбитые. Приходим на место. Я делаю несколько фотографий, Антон снимает видео. На месте катастрофы работают спасатели МЧС, в оцеплении стоят сотрудники ОМОН. Они прибыли сюда из аэропорта и сразу же оцепили территорию.

До крайних домов поселка буквально метров 50. Помню, еще подумал, что падающий самолет чудом не задел дома. Всё место падения самолета дымится, перепахано, везде валяются обломки. Часть осколков лежит на фундаменте строящегося дома. Хвост самолета - в воде реки Туношонки, и пожарные еще заливают на нем огонь. Чуть выше по берегу лежат обломки носовой части. Крупные части самолета раскиданы на протяжении около ста метров. Ближе к аэропорту на пригорке видна береза, буквально срезанная крылом самолета при падении, и покосившийся столб линии электропередачи, похожий на обгоревший крест. Под пригорком, в лощине, по которой в Туношонку течет ручей, лежат еще обломки.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

16:45
Поднят в воздух находившийся в Ярославле вертолет МВД России.

16:50
На место происшествия направлены шесть медицинских экспертов, три катера, дополнительные наряды полицейских для второго кольца оцепления.

Телефон звонит не умолкая. Начинаю подтверждать факт катастрофы. Про погибших и раненых еще ничего неизвестно. На месте сотрудники МЧС организовывают оперативный штаб, тут же уже находится начальник главного управления МЧС России по Ярославской области генерал Павел Барышев.

По Туношонке и Волге передвигаются катера МЧС и милиции. Среди обломков снуют спасатели и сотрудники органов внутренних дел. Обнаруженные тела погибших относят в ложбинку чуть в стороне от места падения. Там лежит около десяти человек. Тела почти не повреждены, на них только белье и носки - вся остальная одежда (видимо, сделанная из синтетики) сгорела.

Смотреть на них почти физически больно. Больно еще и оттого, что без одежды явно видно, что все погибшие - молодые мужчины, высокие, прекрасно развитые, спортивные. Лица не узнаются под слоем копоти.

Тут и там среди обломков видны белые хоккейные свитера «Локомотива». Кажется, что они просто вылетели из сумок спортсменов. Но немного походив по месту аварии, понимаю, что это спасатели накрыли свитерами останки погибших. Есть сильно покалеченные, обгоревшие.

Заставляю себя загнать эмоции вглубь, отрешиться от увиденного. Не сейчас. Сейчас - работа.

Понимаю, что вскоре к месту катастрофы приедут журналисты. Прошу командиров ОМОН не пускать никого за оцепление без меня. Созваниваюсь с девушками из отдела. Говорю, что факт катастрофы подтверждаем, но подробностей пока нет. Они говорят, что телефон разрывается, все ждут какого-нибудь официального сообщения. Договариваемся, чтобы они говорили, что скоро состоится брифинг, на котором будет озвучена первоначальная версия катастрофы. Я знаю, что это необходимо делать, и готов убеждать руководство, что медлить с этим нельзя.

Конечно, авиакатастрофа далека от моей компетенции. Расследовать аварию будет Следственный комитет и специальные комиссии. Но дело не в этом. «Локомотив» очень важен для Ярославля. После катастрофы возникнут разные слухи, люди могут выйти на улицы, что приведет к непредсказуемым последствиям, особенно во время проведения международного форума, когда в городе много иностранных делегаций. Чем быстрее довести правдивую информацию, тем меньше будет слухов, и тем легче будет обеспечивать правопорядок. Примерно так думал я в то время. Так я продолжаю думать и сейчас.

16:57
Первый заместитель министра внутренних дел А. В. Горовой, начальник УМВД России по Ярославской области Н. И. Трифонов прибыли в аэропорт Туношна. Кроме этого на место происшествия выезжали губернатор Ярославской области С. А. Вахруков, руководитель СУ СК России по Ярославской области генерал-майор юстиции О. И. Липатов, полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе О. М. Говорун, министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин.

17:00
О чрезвычайной ситуации доложено министру внутренних дел Российской Федерации.

В оперативном штабе рядом с местом катастрофы становится все больше людей. Из «Арены-2000» приезжают представители администрации президента. Полного понимания происходящего еще нет ни у кого. Но версия о теракте отпадает практически сразу. Очевидно, что причины аварии в другом.

Вместе с губернатором приезжает руководитель управления коммуникации и общественных связей правительства области Ольга Александровна Лилеева. Отходим с ней в сторону, и я говорю, что надо быстрее проводить брифинг, чтобы через журналистов довести до людей информацию о происходящем. Она обещает поговорить с губернатором.

По рации от границы оцепления, где мы с Антоном оставили машину, сообщают, что подъехало несколько телевизионных съемочных групп. Время спрессовывается, всем телом чувствую, что надо быстрее принимать решение. Готов сам выйти к журналистам и рассказать им о происходящем на месте катастрофы. Но все-таки сейчас это должен сделать не я.

17:09
В дежурную часть УМВД России по Ярославской области поступила информация из главного управления МЧС России по Ярославской области о том, что в самолете летели 37 человек, обнаружено 22 трупа.

В оперативном штабе после долгих обсуждений решают, что брифинг должен проводить губернатор Сергей Алексеевич Вахруков - высшее должностное лицо Ярославской области. Договариваемся с Ольгой Александровной, что она выведет губернатора за внутреннюю линию оцепления, где прямо на дороге он будет ждать СМИ, а мы с Антоном приведем журналистов.

Выходим за натянутые красно-белые сигнальные ленты. Около наряда ОМОН стоит высокий мужчина в темно-синей майке и, держась руками за голову, смотрит в сторону обломков. Знакомые омоновцы говорят, что это отец Галимова. В момент аварии он был на даче у друзей неподалеку от Туношны, и, услышав о трагедии, сразу же прибежал сюда.

Идем к внешней линии оцепления. Пока идем, видим съемочные группы ярославских телеканалов. Местные журналисты сумели просочиться через неплотную еще внешнюю линию оцепления и огородами пробраться почти к внутренней линии, которую держит ОМОН.

Особенно запомнился один журналист, высокий парень, который, неумело пригибаясь, пытался незаметно пробраться вдоль довольно редкого штакетника. На его лице ужас от осознания катастрофы мешался с почти шакальей радостью от того, как близко он подобрался к цели. Видеть его было неприятно.

Объяснили, что лучше выйти на дорогу, где вскоре будет брифинг губернатора, что к самому месту все равно сейчас никого не пропустят, потому что это может помешать разбору обломков и проведению начавшихся уже следственных действий.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

17:20
Для действий на месте чрезвычайной ситуации развернута группировка сил и средств УМВД России по Ярославской области - 518 человек, 58 единиц техники. Кроме этого для оцепления территории крушения самолета и проведения первоначальных оперативно-следственных действий направлено 117 сотрудников полиции Северного линейного управления МВД России на транспорте. Организовано двойное оцепление места чрезвычайной ситуации, исключено движение постороннего автотранспорта, обеспечен общественный порядок и оказана помощь в проведении неотложных аварийно-спасательных работ.

У внешней линии оцепления скопились не менее 60 журналистов. Многие из тех, кто работал на международном форуме, уже приехали в Туношну. Недалеко, а тема настолько горячая, что аж брызжет. Съемочные группы из Японии, Швеции, Польши, Великобритании. Много москвичей практически из всех ведущих изданий. И, конечно, наши ярославские газетчики и фотографы.

Объяснил, что сейчас состоится брифинг губернатора Ярославской области, на котором будет доведена вся известная на этот момент информация. Кроме того обещал, что операторы и фотографы смогут хотя бы издали заснять место крушения (по дороге присмотрел точку за внутренним кольцом оцепления, с которой был виден хвост самолета, лежащий в воде, и часть берега с обломками).

Как ни удивительно, но тут начались препятствия. Полиция, естественно, с моим сопровождением, журналистов пропустила, но на нашем пути стеной встал сотрудник МЧС, который непременно хотел, чтобы указание пропустить нас ему дал его непосредственный начальник. Потеряли минут семь, пытаясь вызвонить тех, кто мог скомандовать. Наконец вышли на губернатора, который попросил начальника управления МЧС дать указание пропустить журналистов.

17:25
Силами сотрудников ОМОН (Ярославль) взят под охрану морг, в котором планировалось помещать тела погибших.

Двинулись по дороге огромной толпой. Оглядываясь назад, я думаю, что это была достаточно сюрреалистичная картина - несколько десятков хорошо одетых людей (были ведь на паркетном мероприятии - международном политическом форуме) пробираются по разбитым дорогам среди заборов и огородов. Чувствовал себя Моисеем, выводящим евреев из Египта. Особенно когда промахнулись дорогой и пришлось разворачивать всю толпу обратно к нужному повороту.

Пока теряли время на переговоры с МЧС и блуждание по туношенским тропам, губернатор уже сделал заявление для трех ярославских каналов. Пришлось вновь убеждать его через Ольгу Лилееву, что нужно еще раз рассказать обо всем, что известно на эту минуту.

Журналисты быстро оцепили Сергея Вахрукова полукругом и начали задавать вопросы. Сергей Алексеевич подтвердил, что упал самолет с «Локомотивом», что в самолете были 37 человек пассажиров, что ведутся спасательные работы, что обнаружено 22 трупа, что практически исключена версия о теракте, что причины трагедии выясняются.

Брифинг занял около 7–9 минут. По его окончании мы с Антоном провели операторов и фотокорреспондентов на небольшой мысок на берегу Туношонки, с которого можно было снять следы аварии, не мешая работе спасателей и следователей. Практически все фотографии катастрофы, обошедшие мир в тот день, сделаны именно с этого места. Там виден лежащий в воде хвост, обломки на берегу и работающие специалисты.

19:00
Поступила информация о сборе в районе «Арены-2000» групп граждан, являющихся болельщиками хоккейного клуба «Локомотив» - более 500 человек.

19:05
В район «Арены-2000» с Волжской набережной передислоцирован 31 сотрудник Угличского отдела МВД России, 60 бойцов ОМОН.

После съемки мы с Антоном вновь организованно вывели всех журналистов за оцепление. Первая, самая важная информация была дана.

Мы решили поехать в Ярославль, к «Арене», чтобы оценить происходящее там и, если надо, подготовить информацию для СМИ. Проблема заключалась в том, что «Арена-2000» в связи с проведением международного политического форума была оцеплена сотрудниками органов внутренних дел и ФСО, и я опасался, что там могут возникнуть конфликты.

По дороге заехали ко мне домой, взяли моих жену и сына. Они тоже хотели побывать у «Арены», куда сердцем устремились в тот вечер все ярославцы. Машину мы оставили у Институтской улицы, которая была перекрыта нарядами ГИБДД. Чтобы подойти к «Арене», надо было идти на улицу Гагарина. Жена хотела купить цветов, но в ларьках не было ничего - все цветы купили до нас. Люди шли нескончаемым потоком. Прошли вместе с ними до «Арены». Полицейские сняли турникеты со стороны улицы Гагарина, и ближняя к автобусной остановке стена комплекса стихийно стала стеной памяти.

Горы цветов, шарфы, хоккейные свитеры, рукописные плакаты, фотографии, горящие свечи. Практически нет пьяных. Много плачущих людей - мужчины, женщины. Горе объединило всех. Понимаю по настроению болельщиков, что инцидентов быть не должно.

Выходим из толпы. Жена с сыном идут домой, а мы с Антоном едем в УМВД. Надо делать информацию для нашего сайта.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

20:00
Поступила предварительная информация о пассажирах и членах экипажа, находившихся в самолете, потерпевшем крушение (45 человек). На месте происшествия обнаружено двое выживших: бортинженер самолета Александр Сизов и игрок «Локомотива» Александр Галимов, оба доставлены в больницу имени Соловьева в тяжелом состоянии.

В кабинете начинаю быстро делать текст для сайта. Я буду дополнять его до утра следующего дня. Уточняю всю известную информацию у дежурного, у коллег из МЧС и пишу.

20:45
С места крушения самолета начат вывоз тел погибших.

Первый вариант пресс-релиза появляется около девяти вечера. Я написал там всё, что было известно к тому времени о катастрофе, о работе полиции, выразил от лица УМВД соболезнования семьям погибших и попросил болельщиков не пытаться проникнуть на место аварии, чтобы не мешать работе спасателей и следователей.

Отправляю информацию в управление общественных связей МВД России, постоянно поддерживаю связь с начальником управления общественных связей.

В УМВД, несмотря на позднее время, людно. Около 22:00 первый заместитель министра внутренних дел России Александр Горовой провел совещание с руководящим составом ярославских органов внутренних дел. Речь шла о подключении дополнительных резервов. Значительные силы задействовали для охраны правопорядка на форуме, а после катастрофы оперативная обстановка осложнилась.

20:55
Поступила информация о том, что ранее собравшаяся группа болельщиков ХК «Локомотив», возросшая до трех тысяч человек, предприняла попытку шествия по улицам Ярославля.

21:26
Колонна болельщиков «Локомотива» - около двух тысяч человек - от «Арены-2000» двинулась по проезжей части дороги по улице Гагарина к Московскому проспекту. В целях недопущения противоправных действий организовано сопровождение сотрудниками ОМОН и ППС, силами шести нарядов ГИБДД обеспечена безопасность дорожного движения.

Ближе к полуночи добавляю в текст абзац том, что морги и больница, в которой лежат Александр Сизов и Александр Галимов, находятся под охраной. Пишу о шествии болельщиков по Ярославлю. Пишу, что полиция понимает горе людей и не принимает к ним меры административного воздействия, а только обеспечивает порядок. Моя задача - дать понять читателям, что в этой ситуации (как и в большинстве других) полиция вместе с людьми.

Параллельно принимаю телефонные звонки. По рекомендации управления общественных связей МВД России звонят корреспонденты «Первого канала» и просят организовать им возможность прямого включения с места аварии. Вновь едем в Туношну.

Сотрудники ГИБДД пропускают машину «Первого канала» с «тарелкой» в поселок. Оцепление там усилено. У здания, где мы оставляли днем машину, организован контрольно-пропускной пункт. Там еще дежурят корреспонденты информационных агентств, фотокоры. Оставляем ПТС у оцепления и идем ближе к месту аварии: я, Антон, корреспондент и оператор «Первого канала» и еще один ярославский фотограф (думал, что события того дня никогда не изгладятся в памяти, а вот не помню, кто это был). Подсвечиваем дорогу камерным светом. По сравнению с тем, что было днем, дорога меняется на глазах: подвозят гравий, спрямляют повороты. Это необходимо для того, чтобы к месту аварии могла проехать тяжелая техника.

Доходим до внутренней линии оцепления. Немного снимаем работу следователей и спасателей. Она не прекращается и ночью. Рядом с местом развернуты палатки, поставлены фонари на мачтах, которые освещают место катастрофы.

0:30 8 сентября
Корреспондент выходит в прямой эфир и рассказывает о том, что происходит за его спиной. Эфир проходит без сбоев, и мы возвращаемся к нашим машинам. Начинается дождь. Прощаемся с журналистами и едем в город.

Немного поспав, еду на работу. За ночь обстановка изменилась мало. По городу почти до утра бродили группы болельщиков «Локомотива», на месте катастрофы работали следователи и спасатели.

10:00 8 сентября
Обнаружены тела 43 погибших пассажиров и членов экипажа самолета, потерпевшего крушение.

Командир рыбинского ОМОН Виктор Воронин рассказывает мне, что его сотрудники были одними из первых на месте падения самолета и отвезли в больницу Александра Галимова.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

Вот этот пресс-релиз. Привожу его в том виде, в котором он был опубликован на сайте УМВД 8 сентября 2011 года:

07.09.2011 около 16.00 часов при взлете в аэропорте «Туношна», расположенном в Ярославском районе Ярославской области у деревни Бечевино, произошло крушение самолета «ЯК-42», принадлежащего авиакомпании «Як-сервис» (г. Москва), совершавшего рейс «Ярославль-Минск», на борту которого находился основной состав хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) в количестве 37 человек и 8 человек экипажа самолета.

После взлета самолет, не набрав высоты, дал крен, задел локатор и упал на землю за пределами аэропорта в районе реки Туношенки, в 200 метрах от впадения в реку Волга. При падении произошел взрыв, в результате которого отделилась хвостовая часть самолета, носовая часть разрушилась на небольшие фрагменты. Хвостовая часть упала в реку Туношенку, обломки передней части находятся на берегу.

Первыми на месте катастрофы оказались сотрудники отряда особого назначения УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Рыбинск), которые на катере патрулировали глиссадную зону. Они вытащили из воды одного пострадавшего. Второго вытащили сотрудники транспортной полиции.

Выжившие, бортинженер Сизов Александр, и игрок хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) Галимов Александр, доставлены в больницу им. Соловьева г. Ярославля в тяжёлом состоянии.

На место происшествия выезжали Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции А. В. Горовой, Губернатор Ярославской области С. А. Вахруков, начальник УМВД России по Ярославской области генерал-майор полиции Н. И. Трифонов, начальник ГУ МЧС России по Ярославской области генерал-майор П. Ф. Барышев, руководитель СУ СК РФ по Ярославской области генерал-майор юстиции О. И. Липатов, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе О. М. Говорун, Министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин.

По факту авиакатастрофы ярославским следственным отделом на транспорте Северо-Западного Следственного управления СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта».

Для действий на месте происшествия задействована группировка сил и средств УМВД России по Ярославской области в количестве более 500 человек.

Сотрудниками полиции произведено двойное оцепление места чрезвычайного происшествия, организовано дорожное движение, исключён допуск постороннего автотранспорта в район проведения специальных мероприятий, в полном объёме обеспечен общественный порядок.

На месте происшествия работала следственно-оперативная группа УМВД России по Ярославской области, оперативные группы ГУ МЧС России по Ярославской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и прокуратуры Ярославской области.

На базе ГУ МЧС России по Ярославской области создан Оперативный штаб.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

Больница, где находятся 2-е пострадавших, а также морг находятся под круглосуточной охраной сотрудников полиции.

Произошедшие трагические события вызвали большой общественный резонанс. В период с 19.00 час. 07.09. до 01.00 час. 08.09.2011 на территории г. Ярославля стихийно собрались группы молодых людей общей численностью около 10 тысяч человек. Наибольшее количество болельщиков собралось у УКСК «Арена-2000-Локомотив» - более 5 тысяч человек, в районе Красной площади - 2 тысячи человек. В дальнейшем болельщики осуществили шествие по Московскому проспекту в направлении Красной площади.

Движение данных групп сопровождалось сотрудниками полиции, которыми осуществлялись профилактические беседы и информирование граждан о планируемых 08.09.2011 богослужениях в 10 храмах г. Ярославля и Ярославской области. Меры административного воздействия в отношении граждан не применялись.

Нарушений общественного порядка в областном центре и других городах области не допущено.

УМВД России по Ярославской области выражает соболезнования родным и близким погибших хоккеистов команды «Локомотив» и членов экипажа самолета.

Просим болельщиков хоккейного клуба не пытаться проникнуть на место авиакатастрофы, не мешать работе специалистов - экспертов и следователей.

Мы потрясены случившимся и скорбим вместе со всеми ярославцами.

Опять едем с Антоном Смирновым в Туношну. Место аварии должен посетить президент России Дмитрий Медведев.

На месте аварии всё уже не так, как накануне. Насколько видно из-за сигнальных лент (а за них нас уже не пустили следователи, которые взяли руководство в свои руки), там уже убраны многие обломки, нет, конечно, и тел погибших. Для возложения цветов приготовили небольшую площадку на берегу реки.

Ярославских журналистов, которые несколько часов ждали у полицейского оцепления, приехавшие сотрудники администрации президента посмотреть не пустили. С Дмитрием Медведевым приехал его пул - полтора десятка журналистов центральных изданий. Только они снимали возложение цветов и писали о нем.

Из Туношны едем в Ярославль. Догоняем машину «Городского телеканала». В ней, усталые, прямо на ходу спят и корреспондент, и оператор.

Телеканал «Россия» просит нас организовать интервью с рыбинскими омоновцами о вчерашнем дне. Интерес к этому велик. Решаем, что запишем рассказ полицейских и для себя, чтобы потом его использовать.

Едем на базу ярославского ОМОН в поселок Сокол, где квартируют рыбинцы. Там встречаемся с журналистами «России» и вместе с ними пишем 10-минутное интервью Дмитрия Коноплева и Олега Смирнова.

Вернувшись в УМВД, пишу пресс-релиз об этом и размещаю его на сайте:

Стали известны имена сотрудников полиции, которые первыми прибыли на место авиакатастрофы, в которой погибла команда «Локомотив», и оказали первую помощь пострадавшим.

Лейтенант полиции Дмитрий Коноплев и прапорщик полиции Олег Смирнов, сотрудники отряда особого назначения УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Рыбинск) несли службу на Волге в районе аэропорта «Туношна» на полицейском катере. В их задачу входила охрана водной части глиссадной зоны аэропорта.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

Около 16.00 полицейские увидели, как с полосы аэродрома пытается взлететь самолет. «Он еле оторвался от земли, зацепил локатор, ушел влево и за деревьями рухнул, - рассказывает Дмитрий. - Мы сразу снялись с якоря и поплыли к месту падения. До него от нас было не более 300 метров. Олег направлял катер, а я доложил руководству о катастрофе. Буквально через полторы минуты мы были на месте. Часть самолета лежала в воде, остальное горело на берегу. В воде по грудь к берегу пытался идти человек. Сначала мы решили, что это рыбак, который случайно оказался на месте аварии, но потом поняли, что это пострадавший».

Полицейские не могли сразу подвести катер к берегу (там было мелко). Они крикнули мужчине, чтобы тот прошел немного в сторону. В это время из обломков самолета показался мужчина в форме пилота. Он пытался за плечи вытащить другого мужчину, также в форме. Со стороны аэродрома к месту падения быстро подъехали находившееся там автомашины МЧС, полиции, «Скорой помощи». Они занялись мужчиной в форме. Александра Сизова вытащили из воды сотрудники транспортной полиции.

Сотрудники ООН УМВД вернулись к первому потерпевшему. Мужчина был в сознании, говорил и двигался уверенно, но сильно обгорел. Аккуратно полицейские помогли ему влезть в катер. «Он был сильно обожжен, - говорит Дмитрий Коноплев, - и мы даже не знали, как ему помочь, но потом подхватили за локти, запястья и втащили на борт. Он сильно мерз и просил укрыть его. Связавшись по телефону с медиками, мы отправились в Ярославль. Все время пути мы говорили с ним, чтобы не дать ему потерять сознание. Он вел себя очень мужественно, адекватно оценивал происходящее. Только перед погрузкой в "Скорую помощь " мы спросили его имя. "Братишки, я Галимов", - сказал он».

Дмитрий Коноплев и Олег Смирнов служат в органах внутренних дел около 10 лет. За это время в их службе были неоднократные командировки на Северный Кавказ, выполнение непростых задач в Ярославле и других регионах страны. Полицейские не видят в своем поступке ничего необычного. «Прежде всего мы должны оказать помощь людям», - говорят они.

Съемку рассказа просят несколько программ НТВ, «Первого канала», «России», канал «Звезда», кто-то еще. Заливаю видео на файлообменник. Тем, кто в Москве, отправляю ссылку, те, кто в Ярославле, приходят за видео с флешками. Удивило, что разные программы одного канала приходят ко мне друг за другом. Пояснили, что им так проще, чем пытаться взять видео у другой программы своего же канала.

9 сентября
В Ярославле состоялись похороны погибших членов хоккейной команды «Локомотив». Прощание состоялось в «Арене». Я был там, помогал сотрудникам управления коммуникации и общественных связей правительства области работать со СМИ. Мне пришлось сопровождать журналистов, решать вопросы с полицейским оцеплением, смотреть, чтобы корреспонденты не заходили за ограждение к родным погибших.

Потом я сопровождал министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, который, будучи большим любителем хоккея, приехал в Ярославль проститься с «Локомотивом».

В церемонии прощания с погибшими игроками и работниками хоккейного клуба «Локомотив» принял участие министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев.

Рашид Гумарович прошел вместе с ярославцами по траурной ледовой площадке и возложил цветы к портретам хоккеистов и персонала команды.

«Катастрофа самолета, на котором летел "Локомотив", - трагедия для всего хоккейного мира, - сказал Р. Г. Нургалиев, - Я выражаю соболезнования родным и близким хоккеистов, работников клуба и экипажа самолета».

В тот день к «Арене» пришли не менее 100 тысяч человек. Люди часами стояли под дождем, чтобы пройти мимо гробов любимых игроков и положить цветы к их портретам. До сих пор помню море зонтов перед центральным входом комплекса. Это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни.

Все дни после авиакатастрофы в Ярославле хмурое серое небо и дождь, природа плачет вместе с людьми. До сих пор невозможно избавиться от ощущения полной нереальности происходящего. Хочется проснуться... Но, к сожалению, это не сон... Больно, непоправимо... Горечь утраты невосполнима.

В Ярославле траур.

10 сентября
В «Арену-2000» более 100 тысяч человек пришли, чтобы проститься с погибшими.

С 8:30, несмотря на проливной дождь, люди нескончаемым потоком с цветами шли к «Арене» отдать последнюю дань уважения своим любимцам и разделить скорбь с родными и близкими погибших.

В церемонии прощания приняли участие председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин, министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев, многие другие официальные лица, известные спортсмены. Церемонию прощания пришлось продлить до 14:30 и все равно не все желающие смогли попасть в «Арену-2000».

14 членов команды «Локомотив» были погребены на Леонтьевском кладбище. Те, кто не смог попрощаться с погибшими в «Арене», возложили цветы на могилы спортсменов.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

В этот трагический день 10 сентября охрану общественного правопорядка в Ярославле осуществляли более 2500 сотрудников полиции. В том числе 30 специалистов-кинологов с собаками и более 500 сотрудников отрядов особого назначения.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

В обеспечении правопорядка принимал участие вертолет К-229 авиационного отряда специального назначения ГУ МВД России по г. Москве. На борту вертолета имеется современный комплекс видеонаблюдения, картинка с которого в режиме реального времени передается на землю. Экипаж в составе двух человек осуществляет мониторинг обстановки, отслеживая происходящее в городе.

Сотрудники полиции вместе со всеми ярославцами тяжело переживают случившееся и скорбят о погибших хоккеистах, персонале команды и экипаже самолета. В эти дни они старались поддержать земляков. Меры административного воздействия к болельщикам, которые на улице выражали свои чувства, не применялись.

Нарушений общественного порядка не допущено. Траурный день прошел без происшествий.

На этой грустной ноте я и закончу рассказ о сентябре 2011 года. Иногда кажется, что это было только вчера, а иногда - что с тех пор прошло очень много времени. Что-то помнится, что-то забывается. Но наших ребят из «Локомотива» мы не забудем никогда.

7 сентября в древнем Ярославле в память о трагически погибших хоккеистах «Локомотива» пройдет марш тишины. В нем примут участие тысячи болельщиков.

Как выяснил «Советский спорт», у этой народной инициативы есть автор. Это скромная ярославская девушка Екатерина Кожан. Как не поцеловать такой руку?..

Катя болеет за «Локомотив» с 2005 года. С тех пор, как студенткой переехала в Ярославль из Карелии…

– Официального фан-клуба в Ярославле нет. Зато какие преданные команде болельщики! И я постепенно влилась в эту семью… – вспоминает Екатерина. – Вообще на выезды за «Локомотивом» езжу не так уж часто. Но горжусь тем, что в декабре отправилась с нашими в Челябинск на матч чемпионата ВХЛ.

– Видели игру нового «Локомотива», которому предстоит стартовать в чемпионате КХЛ?
– Да. Два матча во время предсезонки. В Москве с ЦСКА и в Ярославле с питерскими армейцами. Важно было увидеть не только новые фамилии игроков, но и то, как играют ребята в хоккейных свитерах нашего любимого «Локомотива».

– Понравилась игра?
– Видно было, что многие молодые ребята буквально зубы оставляли на льду! Так они хотели себя проявить, попасть в основной состав. Ну и мячиками отскакивали от матерых соперников. Приятно было, что наши взрослые за них заступались. Алексей Калюжный рванул в драку… Сразу видно, что коллектив сплоченный.

«КАПИТАНОМ ВИЖУ КОЗЛОВА»

– А кто, на ваш взгляд, является лидером нового «Локомотива»?
– Пока не могу определить. Мне бы хотелось, чтобы им стал защитник Виталий Вишневский. Он ведь играл в «Локомотиве». И, значит, может передать новичкам особый дух нашей команды.

– И каков он, этот дух?
– «Локомотив» всегда был семейной командой. Наши ребята не просто играли вместе. Они и по жизни дружили. Я заметила, что люди с гнильцой в «Локомотиве» надолго не задерживались… Игроки часто собирались вместе. Могли всей командой укатить за город, душевно и тепло пообщаться с болельщиками. Потому и мы – фанаты – считали себя с болельщиками одной семьей.

– О лидере вы сказали. А кого бы вы хотели видеть капитаном нового «Локомотива»? Или капитан и лидер – это одно лицо?
– Виктор Козлов достоин быть капитаном. Знаю, к нему все игроки уважительно относятся. И сам он очень открытый человек.

ЭМИЛЯ ГАЛИМОВА ПРИНЯЛИ ТЕПЛО...

– Как ярославские фанаты отнеслись к тому, что в «Локомотиве» появился однофамилец Александра Галимова – Эмиль?
– Когда в декабре в «вышке» Эмиль забил в Ярославле первый гол, а диктор объявил: гол забил Эмиль… люди так прокричали фамилию Галимов, что у меня слезы брызнули из глаз. Этого новичка приняли болельщики очень тепло.

– Как вы думаете, а примут ли в целом новый «Локомотив» давние поклонники команды?
– Кому-то, конечно, сложнее, чем, например, мне принять новых игроков. Но ведь они же будут выступать в нашей, «классической» форме. Год без команды научил нас, болельщиков, ценить и любить то, что имеем здесь и сейчас. Нельзя все время жить одним только прошлым…

КАК ЭТО БЫЛО
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОД ЯРОСЛАВЛЕМ ГОД НАЗАД


7 сентября в 15.58 самолет Як-42 с «Локомотивом» на борту получил разрешение на взлет в ярославском аэропорту «Туношна». Чартерный рейс должен был доставить команду в Минск. В столице Белоруссии на следующий день была запланирована встреча регулярного чемпионата КХЛ с местным «Динамо».

Через полторы минуты после взлета, пролетев около 120 метров, Як-42 упал на левое крыло. Практически сразу произошел взрыв керосина…

На борту находился весь основной состав ярославской команды – 37 хоккеистов, тренеров и персонала, а также 8 членов экипажа.

В момент авиакатастрофы выжили лишь два пассажира – нападающий команды Александр Галимов, у которого было 90 процентов ожогов тела, и бортинженер Александр Сизов с 15 процентами ожогов.

12 сентября Александр Галимов, боровшийся со смертью пять суток после катастрофы, скончался в столичном Институте хирургии имени Вишневского. Позже специалисты скажут, что выжить при таком проценте ожогов практически невозможно.

«90 процентов ожогов…Как бы вам объяснить, что такое столь обширный ожог, – рассказали врачи. – Ну, если очень приблизительно… Это как раздетого догола человека выгнать на лютый сорокаградусный мороз на несколько часов. В такой ситуации можно было надеяться только на чудо. К сожалению, его не случилось…».

Александр Сизов через некоторое время был выписан из больницы.

12 ноября Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования катастрофы Як-42, которая привела к гибели «Локомотива». Крушение самолета, по данным комиссии, спровоцировали действия одного из пилотов, который ошибочно использовал притормаживание вместо того, чтобы «жать на газ»…

Спортсмены летают часто - на соревнования, сборы, тренировки. А представители командных видов спорта еще и совершают перелеты все вместе. Поэтому многочисленные случаи из истории современного спорта, когда в авиакатастрофе погибала целая спортивная команда, статистически вполне объяснимы. Но это ничуть не умаляет боли родных, друзей и болельщиков. Сегодня мы вспоминаем самые трагические авиакатастрофы в истории спорта.

Гибель ярославского "Локомотива"

Ярославский "Локомотив" не добивался особых успехов на протяжении десятилетия, с тех пор, как бывший главный тренер Владимир Вуйтек в 2003 году ушел из команды, получив более выгодное предложение от экс-соперников - казанского "Ак Барса". Это,однако, не мешало команде начинать каждый сезон с полной отдачей. В начале сезона 2011-12 годов команда намеревалась следовать тем же курсом, будучи членом Континентальной хоккейной лиги. Но 7 сентября 2011 года во время полета в Минск на первую игру сезона практически вся команда погибла в авиакатастрофе. Самолет ЯК-42, на котором летел ярославский "Локомотив", разбился через считанные секунды после взлета из ярославского аэропорта "Туношна". Одним из звездных игроков команды был Александр Галимов, усилиями которого в матчах преддверия сезона команда одержала семь побед при двух поражениях. Именно Галимов забил последнюю шайбу в играх "Локомотива" перед авиакатастрофой. Галимов остался жив при крушении, но скончался в больнице пять дней спустя. Остальные игроки, а также тренеры и технический состав команды погибли на месте, как и остальные пассажиры и члены экипажа, за исключением инженера экипажа Александра Сизова. Причиной катастрофы была признана ошибка экипажа, который, как выяснилось, не был достаточно подготовлен для полетов на машинах этого типа.

Авиакатастрофа, изменившая рестлинг

Эта авиакатастрофа привела к серьезным ранениям для участников и завершила две карьеры. Однако если бы ранения тех, кто выжил, оказались серьезнее, вся спортивно-развлекательная индустрия изменилась бы до неузнаваемости. На борту частного самолета Cessna-310, направлявшегося 4 сентября 1975 года из Шарлотта в Уилмингтон, Северная Каролина, находились промоутер Дэвид Крокет и четверо рестлеров - Мистер Рестлинг II, Бобби Брюджес, Джонни Валентайн и Рик Флэр. Катастрофа самолета стала следствием ошибки экипажа, неправильно рассчитавшего количество топлива. Как признавались выжившие, когда самолет стал падать, они были уверены, что это конец. Однако в результате катастрофы погиб только пилот, скончавшийся от полученных травм два месяца спустя. Валентайн был парализован, и его карьера завершилась. Брюджес также ушел из спорта, хоть и сохранив способность ходить. Почему же эта катастрофа могла изменить лицо индустрии? Дело в том, что Флэр и Валентайн, по легенде, были "плохими парнями", враждовавшими с Мистером Рестлингом, и индустрия долгое время пыталась скрыть правду о катастрофе, никому не говоря об участии Мистера Рестлинга в том полете. Он и сам, к счастью, сумел поддержать легенду прикрытия - оставшись живы и здоровым, Мистер Рестнлинг вышел на ринг всего две недели спустя после аварии.

Авиакатастрофа "Гранд Торино"

Итальянский, а может, и мировой футбол, не знал команды, обладавшей столь бесспорным превосходством над соперниками, как "Гранд Торино" - такое прозвище получила в 1940-е команда итальянского футбольного клуба "Торино". Команда завоевала подряд пять национальных кубков и продолжала побеждать, пока авиакатастрофа 4 мая 1949-го не унесла жизни 18 игроков и 13 сотрудников команды. "Гранд Торино" была командой, подобранной штучно: владелец клуба "Торино" Ферруцио Ново был одним из первых специалистов в мире спорта, поставивших поиск талантов на профессиональную основу.
Клуб "Торино" завоевывал чемпионские титулы с 1941 года и вплоть до 1949-го, за исключением 1945-45 г.г., когда национальный чемпионат не проводился. В чемпионате 1949-го они тоже считались бесспорными фаворитами до дня авиакатастрофы, случившейся во время возвращения футболистов с товарищеской игры в Лиссабоне. Причиной аварии стала ошибка пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. Национальная футбольная федерация, в итоге, решила наградить команду чемпионским титулом 1949 года в знак высшей справедливости: ведь, не случись той злосчастной аварии, команда его бесспорно получила бы.

Авиакатастрофа "Малышей Басби" в Мюнхене

"Малыши Басби", пришедшие в большой футбол из юношеской школы воспитанники главного тренера "Манчестер Юнайтедс" Мэтта Басби, были очень юными - им всем было едва за двадцать. Тем не менее, воспитанники молодежной команды "Манчестера", с детских лет игравшие вместе, были сплоченным профессиональным коллективом, и после прихода в основной состав выиграли чемпионат Англии дважды - в сезоне 1955-56 и 1956-57 годов. Фанаты обожали их не только за одаренность, но и за то, что все они были воспитанниками клуба, а не игроками, купленными в других клубах, что в то время как раз входило в моду. Увы, их успех прервала авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года, в которой погибло восемь ключевых игроков команды, а еще двое были серьезно травмированы. Самолет, пытавшийся взлететь во время метели, с трудом оторвался от земли и вскоре рухнул. Катастрофа произвела столь удручающее впечатление на британцев, что даже королева высказала личные соболезнования не только родным и друзьям погибших, но и народу Англии в целом.

Гибель в авиакатастрофе американской сборной по фигурному катанию

В 1961 году фигуное катание в США было на пике популярности. Лидер национальной сборной по фигурному катанию, Лоуренс Оуэн, даже появилась в преддверии чемпионата мира по фигурному катанию в Праге на обложке популярнейшего журнала Sports Illustrated. Через два дня после того, как номер журнала увидел свет, Оуэн и остальные члены национальной сборной трагически погибли в авиакатастрофе в Брюсселе. Самолет, доставивший фигуристов в Европу, взорвался при нештатной посадке. Все 72 пассажира, включая спортсменов сборной и членов их семей, погибли мгновенно. Единственным выжившим оказался пес, летевший в багажном отделении. Мир фигурного катания был потрясен. Чемпионат мира в Праге был отменен после новостей о катастрофе, а американцы были настолько шокированы, что надолго потеряли интерес к фигурному катанию, подорванный дурными воспоминаниями. Даже президент Кеннеди был потрясен настолько, что со словами соболезнования перед народом выступил от его имени брат, сенатор Роберт Кеннеди.

Гибель "Сильнейших"

Боливийская команда "Сильнейшие" не зря носила столь самоуверенное название: она действительно долгие годы блистала в национальном чемпионате. В сентябре 1969 года команда прилетела на товарищеский матч в Санта Круз. Сыграв, футболисты "Сильнейших" 26 сентября 1969 года на самолете DC-6 направилась к себе на родину, в город Ла-Пас. Но именно в этот день в стране состоялся военный переворот. В неразберихе самолет с футболистами таинственным образом исчез с радаров и был обнаружен лишь спустя сутки разбившимся у деревни Вилоко. Все пассажиры - 81 человек - погибли, включая 17 футболистов, тренера и менеджера команды, а также технического сотрудника.

Гибель команды Университета Маршалла по американскому футболу

Для небольшого городка Хантингтон в Западной Вирджинии 1970 год прошел под знаком успеха местной команды Университета Маршалла по американскому футболу "Гремящая орда". Будучи командой местного значения, "Орда" редко путешествовала самолетом, и совместный вылет 14 ноября 1970 года был чуть ли не первым в ее практике. Почему самолет разбился, следствие так и не сумело разобраться. На борту находились 37 членов команды, включая 9 тренеров, и некоторое количество болельщиков. С учетом числа погибших, эта катастрофа считается самой массовой трагедией в истории американского спорта.

Гибель "Пахтакора"

Гибель футбольной команды "Пахтакор" - пожалуй, самая известная трагедия в истории советского спорта. Ташкентский "Пахтакор" был одной из самых успешных футбольных команд СССР. 11 августа 1979 года команда летела на самолете ТУ-134 Минск на встречу с минским "Динамо". Диспетчер слишком поздно заметил, что самолет опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134. Он дал самолетам команду расходиться, однако команда не была воспринята экипажами - и крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого. Это вызвало взрыв обеих машин в воздухе. Все 178 пассажиров обоих рейсов погибли, включая 17 игроков и тренеров "Пахтакора". По слухам, в этот день совершал полет Леонид Ильич Брежнев, что вызвало неразбериху на воздушных трассах. Несмотря на трагедию, оставшиеся в живых игроки "Пахтакора" вернулись на поле всего через 12 дней после трагедии, чтобы продолжить играть в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения своим погибшим товарищам.

Гибель баскетболистов из Эвансвилля

В 1977 году баскетбольная команда Университета Эвансвилля готовилась к трудному старту сезона. Главной проблемой команды был уход тренера, Арада МакКутчена, долгие годы работавшего с командой. МакКутчен был очень популярен в Эвансвилле: журнал Time даже назвал его "гордостью и страстью" местной баскетбольной команды. Но "Пурпурные тузы" не собирались сдаваться, хотя сезон начался неудачно: три поражения против одной победы. Тем не менее, члены команды были полны решимости, когда 3 декабря 1977 года отправлялись на матч с командой Университета Центрального Теннесси. Рейс задержали на несколько часов из-за плохих погодных условий. Когда же самолет все же оторвался от земли, он продержался в воздухе лишь полторы минуты, после чего рухнул на землю. В числе причин катастрофы позднее была названа, в частности, перегрузка багажного отделения. В катастрофе погибли 17 членов команды. Позднее Университет Эвансвилля открыл в честь погибших мемориал "Плачущий баскетбол".

Гибель сборной Замбии

Футбольная сборная Замбии образца 1993 года считалась лучшей в истории страны. Футбол всегда был популярен в этой африканской стране, особенно в период правления президента Кеннета Каунды, не жалевшего средств на его развитие. После смещения Каунды денег стало меньше, но национальная сборная, невзирая на бедность, оставалась одной из лучших в Африке. Тем не менее, команде пришлось урезать себя во всем, в том числе в транспортных расходах. Для полета на отборочный матч чемпионата мира со сборной Сенегала в Дакаре команде пришлось арендовать самолет ВВС Замбии. Увы, национальные военно-воздушные силы находились в плачевном состоянии. 27 апреля 1993 года во время полета один из двигателей самолета загорелся. Пилот допустил фатальную ошибку, выключив и второй двигатель, после чего самолет полностью потерял управление и рухнул. Все 18 футболистов, находившихся на борту, погибли.

Авиакатастрофа американской команды по боксу

Как известно, сборная США, в числе 65 стран мира, бойкотировала московскую Олимпиаду-80. Впрочем, боксерская команда США в любом случае не смогла бы принять участие в олимпийских соревнованиях из-за ужасной авиакатастрофы, случившейся 14 марта 1980-го и унесшей жизни 14 спортсменов и 8 сотрудников команды.Боксеры направлялись на соревнования в Польшу, когда их самолет разбился на подлете к Варшаве. Всего в катастрофе погибло 87 пассажиров. Лучшим из разбившихся атлетов специалисты считается чемпион Панамериканских игр Лемюэль Стиплз.

Гибель "одиннадцати пестрых"

Эти голландские футболисты суринамского происхождения были настоящими гуманистами: они играли в благотворительных матчах, собирая таким образом средства для работы с детьми из социально неблагополучных районов, привлекая их к занятиям спортом и помогая найти правильную дорогу в жизни. Их называли "одиннадцать пестрых" - в знак того, что они приносят в жизнь детей из беднейших семей яркие краски. На самом деле, участников команды было больше - всего около двух десятков человек. Очередной благотворительный матч с их участием должен был состояться в столице Суринама Парамарибо. Но он не состоялся: пятнадцать игроков команды погибли в авиакатастрофе в Парамарибо 7 июня 1989 года, погубившей 176 пассажиров и членов экипажа самолета, летевшего из Европы в Южную Америку. Еще двое членов команды, в том числе легенда голландского футбола Рууд Гуллит, отказались от полета в самый последний момент, и поэтому спаслись. Как выяснилось позднее, катастрофа произошла из-за того, что при посадке в аэропорту Парамарибо самолет задел верхушку дерева.

Гибель в авиакатастрофе команды Hendrick Motosport

Гибель гонщика на трассе хоть и редко, но случается, но гибель гонщиков в авиакатастрофе - случай исключительный. Между тем, именно он и произошел 24 октября 2004 года, когда в авиакатастрофе погибли 10человек из команды Hendrick Motorsport, включая сына владельца команды Рика Хендрика, гонщика НАСКАР Рики Хендрика, его старшего брата и племянниц. В этот день команда с успехом принимала участие в соревнованиях на автотреке в Марисвилле. Сообщение о катастрофе, унесшей жизни 10 человек, пришло через считанные минуты после известия о победе гонщика Джимми Джонсона на трассе. Причиной катастрофы позднее назовут сочетание ошибки пилота и тяжелой для полетов туманной погоды.

Авиакатастрофа "Ковбоек из Оклахомы"

В ноябре 2011 года женская баскетбольная команда Оклахомы потеряла главного тренера команды Курта Будке и его помощницу Миранду Серна. Они и еще двое пассажиров погибли при крушении маленького частного самолета, на котором тренер и его помощница возвращались домой из поездки, где они подбирали новых игроков для своей команды. Курта Будке девушки из баскетбольной команды считали настоящим отцом, а к его помощнице относились, как к сестре. Кроме них, в крушении погибли сенатор штата Олин Бранстеттер и его жена Пола. Самое невероятное, что за пять лет комиссия по расследованию катастрофы так и не смогла установить ее причину. За штурвалом самолета был сенатор Бранстеттер, который не докладывал диспетчерам ни о турбулентности, ни о других проблемах, связанных с погодой. Не подтвердилась и версия о том, что сенатору стало плохо, и он потерял контроль над машиной. Технических неисправностей также выявлено не было. Из-за чего самолет упал, до сих пор остается загадкой.

Гибель "Ковбоев из Оклахомы"

Долгая история трагедий, связанных с Университетом Оклахомы, началась в январе 2001 года, когда 10 членов мужской баскетбольной команды университета погибли при крушении небольшого частного самолета. Команда возвращалась домой после поражения от "Колорадо Буффалоз", чтобы перегруппироваться и собраться перед следующими играми. Но пилот самолета потерял ориентацию во время метели, и машина рухнула на землю. Игроки и болельщики "Ковбоев из Оклахомы" до сих пор вспоминают погибших игроков и тренеров траурным гимном "Помним о десятке". Кроме того, в честь погибших на территории университета устроен мемориал, и каждый год в память о погибших проводятся спортивные соревнования.