Точки для сердца. Щадящие методы йогатерапии для лечения сердечно-сосудистой системы ССС. Марма-терапия. Варма-калаи (Varma Kalai) — Индийское БО нацелен на важные жизненные точки тела

Объясняется, прежде всего, тем, что в нём используется уникальная процедура уравновешивания - так называемая марма-терапия , стимуляция жизненно важных энергетических центров. Эти центры, мармы, в аюрведе описываются как точки стыка материи и сознания, точки, в которых объединяются тонкие энергии Ваты, Питты и Капхи, а следовательно, концентрируется организующий «разум» тела. В общей сложности в аюрведе выделяется 108 марм. Семь из них, так называемые махамармы, лучше известны под названием «чакры» .

Мармы особенно важны, так как располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все мармы связаны между собой невидимыми потоками энергии, или энергетическими каналами, – нади, пронизывающими всё тело.

Максимальной концентрации нади достигают в области пупка, где находится вторая нижняя чакра. В районе пупка – канала, по которому от матери к ещё не рождённому ребёнку поступает жизненная сила, соединяются все семьдесят две тысячи тонких энергетических течений.

Обычные мармы располагаются в области лимфатических узлов и в точках стыка пяти анатомических систем: кровеносных сосудов, связок, мышц, нервов и костей. Они играют ключевую роль в поддержании равновесия дош и в стимуляции трёх циркулирующих систем – лимфатической, кровеносной и нервной. Махамармы, или чакры, располагаются в области семи желёз внутренней секреции, отвечающих за выработку гормонов – биологически активных веществ, которые участвуют в регуляции физиологических функций и эмоций. Первая чакра соответствует половым железам, вторая – поджелудочной железе и брюшной области, третья – надпочечникам, четвёртая - вилочковой железе (тимусу), пятая - щитовидной железе, шестая (так на зываемый «третий глаз») - гипофизу, а седьмая («венечная чакра») - шишковид ной железе (эпифизу). Чакры соединены тремя переплетающимися каналами, которые, извиваясь, подобно змеям, тянутся от основания позвоночника до темени. По ним при пробуждении поднимается кундалини, духовная энергия, в обычном состоянии дремлющая в области первой чакры. Как вы увидите, раскрытие энергетических центров посредством массажа, йогических упражнений и медитации естественным образом укрепляет жизненные силы и развивает способность к сосредоточению.

Так называемые меридианы, энергетические каналы, используемые в китайской акупунктуре, сходны с нади, но не тождественны им. Аюрведическая система древнее китайской. Представление о жизненно важных энергетических центрах тела сложи лось в рамках дханурведы – ветви Вед, посвященной воинской науке. В дханурведе мармы классифицируются в соответствии с тем, какие последствия повлечёт за собой попадание в данную точку инородного тела (например, стрелы), - мгновенную смерть, отсроченную смерть, мучительную смерть или утрату дееспособности. Позд нее один великий вайдья, изобретатель хирургии, изучил эту систему жизненно важ ных энергетических центров и нашёл ей применение во врачебном искусстве. Разумеется, многие западные люди удивятся, узнав, что культура, породившая искусство медитации и давшая миру великих свами, достигла больших успехов также в воинской науке. Однако такая реакция - не что иное, как плод сложившихся на За паде ошибочных представлений о ведической мудрости, которая в действительности всецело практична. Надо отдавать себе отчёт в том, что наука о достижении чистоты и блаженства была бы неполна без науки об истреблении зла. Между прочим, «Бхагавад-гита», один из великих ведических эпосов, - это предание о том, как Господь Кришна наставлял великого лучника Арджуну перед выходом на поле боя. Работа с мармами и применение целебных трав и масел превращает аюрведичсский массаж в комплексную методику уравновешивания тонких энергий тела и ума. Далее речь пойдёт о конкретных приёмах массажа.

Марма массаж - это традиционная аюрведическая процедура для стимуляции жизненно важных точек. Это традиционный кералинский аюрведический массаж с использованием трав, настоянных на аюрведических маслах. Выполняется терапевтом, используя его руку и ноги, применяя соответствующее давление к определенным жизненно важным точкам или частям тела. Marma массаж не только снимает боли в спине, жесткость в теле и спортивные травмы, но также стимулирует различные органы и системы организма.

Мармы - это некоторые жизненно важные области тела. Слово marma происходит от санскритских основ mru или marr. Санскритская фраза, Marayate iti marmani, означает, что есть вероятность смерти или серьезного ущерба здоровью после повреждения этих точек. Другим варианта перевода слова марма с санскрита, являются термины скрытый или секретный. Марма точка представляет собой соединение на теле, где встречаются две и более типа тканей, такие как мышцы, вены, связки, кости или суставы.

Марма массаж является важной частью аюрведы, поскольку включает в себя заботу в жизненно важных областях тела. Эффективное стимулирование этих областей может улучшить и поддержать хорошее состояние здоровья.

Прана это форма жизненной энергии. Прана пронизывает каждый уголок тела, питает, направляет и контролирует работу клеток и систем. Когда мармы поражены или неправильно функционируют, органы, связанные с каналами праны, становятся голодными. Какие-то органы становится больными, травмированными или парализованным в зависимости от того, какая часть праны утеряна.

Идея марма массажа состоит в том, чтобы очистить заблокированную энергию, стимулируя или успокаивая доши. Каждая марма точка имеет три рецептора, которые согласуются с тремя дошами. Во время массажа жизненно важные точки стимулируют в определенной последовательности, возможно с использованием определенных некоторых масел.

Согласно классической традиции, в теле насчитывается 107 марма точек. В тамильской традиции их 108, в традиции Калари насчитывается 365 марм. Расположение марма точек было подробно описано много веков назад в Сушрута Самхите, классическом аюрведическом тексте. Основные марма точки связаны с семью чакрами или энергетическим центрам тела, другие точки распределяются вдоль туловища и конечностей. Марма точки расположены как на передней части туловища, так и на задней. Согласно некоторым источникам 22 мармы находятся на нижних конечностях, 22 на руках, 12 точек в области груди и желудка, 14 на спине, 37 на голове и шее. Ум считается 108-й мармой. У каждой марма точки есть свое санскритское имя, данное Сушрутой, одним из отцов основателей аюрведической медицины.

Массаж марм включает в себя массаж всего тела с теплым лечебным маслом или без, со стимулированием или массированием марма точек на теле. Согласно психосоматической конституции или болезни, для марма массажа могут выбираться различные типы масел. Марма массаж - это мягкий плавный массаж, который может выполняться в синхронном ритме двумя массажистами, или с одним. Этот вид массажа включает в себя техники, разработанные с учетом знаний о каналах нади и местах их расположения. Марма массаж стимулирует или генерирует энергетические ресурсы и помогает протеканию жизненной энергии в человеческом теле. Он устраняет блоки в марма точках, обеспечивает физическую и психологическую расслабленность, наделяет силой.

Некоторые из преимуществ марма массажа

  • повышение защиты от расстройств вата вата доши, позволяет расслабиться и снять нервное напряжение
  • наполнение тела чистой энергией, устранение деструктивных эмоций
  • способствует хорошему сну и отдыху
  • балансирует доши, улучшает физиологическую устойчивость организма
  • улучшает осанку, повышает иммунитет

История марма массажа

Точечный марма массаж зародился в южной Индии около 1500 года до н.э. Мастера калари, древнего боевого искусства, впервые открыли силу и важность марм. В сражениях бойцы калари нацеливались на мармы противника как способ причинить ему боль или травму. Согласно знаниям боевого искусства калари, у людей есть 12 марма точек, которые при ударе нокаутом могут вызвать мгновенную смерть. Эти места были настолько важны, что солдаты даже использовали доспехи, чтобы защитить свои марма точки и точки своих лошадей в бою.

Вместе со своей способностью убивать, знание о марма точках дало людям возможность исцелять. Раненых солдат лечили с помощью терапии мармы. Марма терапия использовалась для стимуляции тех областей, которые соответствовали травмам солдата. Например, если воин подвергся удару в тонкий кишечник, использовалась марма точка на задней части голени, которая соответствует непосредственно верхнему отделу кишечника. При массировании этой точки на поврежденную область будет направлен исцеляющий поток энергии. Со временем аюрведические врачи Индии узнали о возможностях этой техники и пригласили мастеров калари в больницы, чтобы научиться их искусству. Вскоре обучение марма терапии стало обязательным для хирургов, которые смогли работать с определенными проблемами пациентов, не рискуя их жизнями. В настоящие дни марма массаж по-прежнему является важным компонентом аюрведического лечения.

Использование марма точек

Боль в плече: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kshipra и Kurpara.

Боль в животе: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kurpara и Urvi.

Боль в груди: марма точки Kurpara, Urvi и Ani.

Шейная боль: используйте точки Kshipra, Kurpara и Ani.

Боль в ноге и в колене: мармы Kshipra и Gulpha.

Седалищная боль: точки Kshipra, Mulma, Gulpha.

Воздействие на Kurcha марма улучшает пищеварительный процесс и Агни (пищеварительный огонь), улучшает поток праны в руке, способствует остроте зрения.

Kurchashira марма поддерживает здоровое пищеварение и Агни (пищеварительный огонь) в целом, полезна для репродуктивной функции организма, успокаивает нервную систему, способствует здоровой мышечной системе, оказывает значительное влияние на мышцы рук.

Manibandha марма помогает уменьшить избыточные жировые отложения и поддерживать функциональное движение рук, активизирует репродуктивную систему, способствует здоровым суставам, росту костей, помогает снять скелетную боль.

Kshipra марма поддерживает функцию сердца, обеспечивает его смазку, помогает при проблемах с легкими, стимулирует лимфатическую систему, улучшает поток праны по всему телу, обеспечивает смазку легких.

Talahridaya марма поддерживает функцию сердца и легких, хороша для передачи и получения исцеляющей энергии, помогает укрепить иммунную систему.

Атлас локализации марма точек

Марма точки головы, шеи, груди и живота

Марма точки ног и стоп


Марма терапия


Доктор Пратиш, BAMS, MD(Ay), потомственный марма терапевт, клиника Самвартика (Samwarthika)

Аюрведа - священная наука; древние провидцы развили это знание для того, чтобы служить человечеству, показывая принцип восприятия организм целостным образом.

В существующих 8 ветвях аюрведы, Шалья тантра является важной частью, касающейся хирургии, ортопедии и других методов. Практика марма терапии входит в состав ортопедического направления в аюрведе. В одной из древних альтернативных Аюрведе Сиддха медицине, больше опыта работы с марма точками и их применением.

Мудрец Агастья написал трактат о применении и использовании марма точек, привел их описание и схемы расположения. Рассказал о терапевтически важных точках в деталях, как внедрить это в практику, поскольку это очень практическая наука, а не полностью теория, требующая суровой практики и усердия для обретения опыта. В Индии эта наука передавалась традиционным образом через семьи, от родителей детям. Такие семьи и традиции все еще существуют в настоящее время. Практика мармы, с использованием манипуляционных методов быстрого исцеления болезней, которые попадают в раздел ортопедии и неврологии, имеет жизненно важную роль и популярна в штатах Керала, Тамилнаду, Карнатака и Раджастан.

Прана, протекающая по телу, позволяет ваю (воздуху) создавать точки давления в теле. Давление воздуха важно при движении тела и в его функционировании. Без воздуха нет кровяного давления, что легко понять, если вы подумайте о двигателе и его работе. Давление поддерживается воздухом по принципу всасывания и толкания по всему телу.

Мармы - это жизненно важные точки, расположенные по всему телу и связанные с давлением воздуха и праной. Они называются Вата стханами, что означает – точки праны. Существуют каналы течения Праны по всему телу, которые называются нади, их 72000 по всему телу, начиная с каналов ида, пингала, ваджра, сушумна нади и т. д. Чтобы понять мармы, нужно полностью понять поток праны и каналы нади человеческого тела.

В аюрведе определены 107 марма точек и мест их локализации, разделенных по функциональным и лечебным аспектам. Это число указывается всеми мудрецами аюрведы. Наука Марма видья занимается изучением и пониманием этих 107 жизненно важных точек, воздействия на них в болезненных состояниях.

Боевое искусство Калари, распространенное в Керале, использует знание о мармах для нападения на своего противника, для защиты и исцеления при нарушениях в мармах. Человек может быть защищен и его здоровье может быть поддержано, используя восстановление с помощью внешних методов лечения. Процедуры дхара, применение пасты, способы перевязки, методы сведана и самана, могут быть использованы для возвращения к нормальной жизни с получением быстрых результатов.

Марма терапия прекрасно применяется при таких заболеваниях, как выпадение межпозвонковых дисков, суставные дислокации, функциональные нарушения при несчастных случаях, заболевания шеи и плеча, боли в пояснице, ишиас, остео артрите коленей, при многих заболеваниях костей и суставов.

Учение о Мармах повлияло на развитие йоги, астрологии и индийских боевых искусств. Нам эти знания нужны для здоровья.

Аюрведа дала много уникальных концепций для мира медицины, еще в эпоху, когда не было даже намека на современную науку. Трактаты аюрведы – это огромный ресурс знаний в том числе по анатомии тела и хирургии.

В древнем тексте «Сушрута Самхита» анатомия описана до малейших деталей, включая все кости, сосуды, нервы, эмбриологию и т.д. Среди уникальных концепций, которые содержит этот труд, есть учение о Мармах(пер. уязвимый) – жизненно важных точках человеческого тела, повреждение которых может вызвать деформации, боли, или даже привести к смерти. Это соединение физического и тонкого тел.

Прим. Кроме Сушруты эти точки определяли и другие древние врачи, но его работа дошла до нашего времени в законченной форме и считается наиболее полной.

Сушрута (автор «Сушрута Самхита») сумел идентифицировать 107 точек Мармы. Древний врач так определил это понятие: «Марма - это место встречи пяти элементов тела, а именно: Мамса (мышцы, плоть), Сира (кровеносные сосуды, артерии и вены), Снаю (связки, сухожилия и нервы), Асти (кости) и Сандхи (суставы). Прана (элемент жизни) находится в этих местах слияния. Поэтому любая травма таких точек приводит к серьезным последствиям в зависимости от структуры или структур, преимущественно вовлеченных в Марму».

Хотя все Мармы состоят из вышеупомянутых пяти элементов, но какая-то из пяти составляющих в каждой конкретной точке преобладает. Например, сердце считается Сирой-Мармой. Оно состоит из всех 5 элементов, но в основном формируется кровеносными сосудами. Аналогично, Гуда-Марма (анус и прямая кишка) состоит из всех элементов или структур, но преимущественно образована мышцами.

Все Мармы соединяются друг с другом энергетическими каналами. По ним протекает жизненная энергия Прана. Сушрута определил 64 самых основных Марм. Они, в свою очередь, классифицируются на три типа:

1.Кула-Мармы . Нанесение им вреда чревато смертельным исходом. В Древней Индии информация об этих точках охранялась, ее передавали только самым достойным ученикам. Воины в бою закрывали именно эти места.

2.Колу-мармы . Нарушение функционирования этих точек вызывает очень сильную боль.

3.Абхьяса-мармы. Воздействие на эти точки не влечет за собой серьезных нарушений.

Кроме того, Мармы классифицируются и относительно трех дош, поэтому с помощью массажа определенных точек можно гармонизировать вышедшую из баланса дошу.

По этому же принципу некоторые Мармы могут служить для определения или лечения заболеваний различных органов. Если связанный с точкой орган или канал поражен, то Марма болезненно реагирует на нажатие «отраженной» болью. Это дает возможность определить наличие проблемы.

Аюрведа рекомендует стимулировать некоторые из этих точек с помощью масляного самомассажа ежедневно, так как это активирует энергетические каналы и улучшает общее состояние организма. Знаниями о Мармах пользуются массажисты в аюрведе. В сочетании с индивидуально подобранными травами и маслами марама-терапия приносит отличный результат.

Марма-терапия — один из древнейших методов аюрведического лечения, техника глубокого восстановления и энергетической перезагрузки организма. В ее основе — мягкое и при этом глубокое воздействие на мармы (в переводе с санскрита — «зоны жизни», «особо чувствительные точки») — биоэнергетические центры человеческого тела.

На протяжении тысячелетий марма-массаж оставался великим тайным знанием. В Индии оно было доступно только избранным — царям и воинам, владевшим искусством традиционного индийского боя Каларипаятту. Зная расположение «точек жизни» и «точек смерти» на теле человека, а также понимая как их активизировать, они могли врачевать, восстанавливать свои силы и поражать врага одним лишь прикосновением к мармам. По сей день, марма-терапия считается самой древней из известных ныне техник восполнения жизненной энергии (праны) и восстановления обмена веществ.

В Индии марма-терапия уже давно используется лучшими врачами в повседневной практике, эти знания бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Согласно аюрведе, на нашем теле расположены 107 марма-точек: 22 на ногах, 22 на руках, 12 на груди и животе, 14 на спине, 37 на голове и шее. Сто восьмой мармой считается разум.

Мармы находятся в мышцах, венах, связках, сухожилиях, костях и суставах. Воздействие на них в процессе массажа или самомассажа восстанавливает функции тех или иных органов, возвращает силы и энергию, помогает расслабиться. С точки зрения марма-терапии главной причиной большинства болезней является нарушение распределения жизненной энергии, праны, в теле и сознании. Точечное воздействие на мармы снимает энергоблоки и восстанавливает нормальное течение праны.

Мармы в аюрведе описываются как перекрестки материи и сознания. Они располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все эти точки связаны между собой невидимыми энергетическими каналами, нади, пронизывающими тело. Мармы играют ключевую роль в поддержании равновесия дош (ваты, питты и капхи) и в стимуляции трех циркулирующих систем — лимфатической, кровеносной и нервной.

Жизненно важные марма-зоны: ступни, голени, колени, бедра, живот, солнечное сплетение, грудная клетка, спина, кисти, предплечья, плечи, шея, затылок, челюсти, глаза, макушка.

Марма-терапию практикуют отдельно, а также в сочетании с традиционным индийским массажем и другими терапевтическими методами аюрведы, например .

Как работает марма-терапия

Согласно науке о мармах, большая часть заболеваний связана с энергетическим дисбалансом в теле. Марма-массаж способствует устранению энергетических блоков и налаживанию естественного течения праны на уровне тела и ума.

Марма-терапия включается следующие методы:

* Марма-массаж.

* Применение лечебных масел и пасты (на основе травяных порошков, масел и специй).

* Бандажные обертывания.

* Специальная гимнастика.

Типы марма-массажа

Марма-массаж может выступать в качестве лечения или предупреждения любых заболеваний, связанных с дисбалансом праны в теле. В зависимости от физического и психического состояния пациента, его возраста, а также природы заболевания, применяются различные техники марма-массажа.

* Сукха тирумма . Этот вид массажа направлен на общее укрепление организма и используется в качестве профилактики болезней.

* Ракша тирумма . Этот массаж выполняется для лечения самых различных заболеваний, как соматической, так и психической природы.

* Кача тирумма . Такой массаж рекомендуют танцорам, спортсменам, тем, кто занимается любым видом борьбы — для улучшения гибкости и физической формы.

Преимущества марма-массажа

* Балансирует доши.

* Улучшает пищеварение, усиливает агни — «пищеварительный огонь».

* Выводит токсины.

* Повышает энергию.

* Омолаживает.

* Снимает боли при артрите и боли в суставах.

* Ослабляет защемление нерва.

* Способствует глубокой релаксации.

Техника марма-массажа

Специалисты аюрведы уверяют, что при помощи марма-массажа поддаются лечению астма, мигрень, повышенное артериальное давление, ишиас, заболевания опорно-двигательного аппарата, а также другие болезни, которым особенно подвержены современные горожане. Научившись воздействовать на определенные точки, можно активизировать скрытые силы организма. «Самомассаж — это отправная точка и ключ к самоизлечению, — говорит Ниил Венугопал , бакалавр аюрведической медицины и хирургии, практикующий доктор аюрведы, марма-терапевт, специалист Центра аюрведы и йоги “Керала”. — Сейчас у многих людей есть проблемы, связанные с головной, поясничной, желудочной болью, и они все решаются с помощью марма-массажа».

Воздействуя на марма-точки, можно исправить сбои в сложнейшем механизме тонкого тела человека (ум, чувства, мысли, желания). А в экстренных ситуациях знание марма-точек может вывести человека из бессознательного состояния, спасти жизнь.

На марму наносят небольшое количество смеси и масел (их выбирают в зависимости от доминирующей доши, как именно — см. ниже). Массаж проводят большим пальцем. Начинают с мягких и плавных круговых движений малого радиуса по часовой стрелке. Каждый следующий круг делают шире предыдущего. Выполнив пять расширяющихся по спирали движений, круги сужают, медленно усиливая нажим. Цикл из пяти расширяющихся и пяти сужающихся кругов повторяют трижды. Мармы, находящиеся в дисбалансе, более чувствительны, при воздействии на них возможны болевые ощущения.

Техника марма-массажа определяется тем, какую именно дошу следует гармонизировать. Для этого нужно понять свою конституцию и установить, какая доша у вас доминирует, а какая находится в состоянии дисбаланса — в этом поможет наш .

Массаж при дисбалансе ваты

Признаки ваты : сухость, холодность неравномерность и шероховатость.

Основные вата-мармы : адхипати (макушка), стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья, (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), набхи (точка на 5 см ниже пупка), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), гуда (конец копчика).

Особенности массажа : согревающий, плавный, питательный, с обилием теплого масла. Прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Резкие движения представителей данной доши выводят из равновесия. Излишки масла можно оставлять на коже, чтобы она ими пропиталась. Особенно важно обильно умастить маслом живот. После массажа вату нужно укрыть простыней или одеялом, а при местном массаже приложить грелку для сохранения тепла.

Массажные масла : любые базисные, но лучше всего кунжутное или лесных орехов с добавлением эфирных масел аира, базилика, ветивера, джатамамси (аралии индийской), имбиря, камфоры, кардамона, кориандра, лаванды, лемонграсса, ромашки, сандала, шалфея или эвкалипта. Смешивайте масла по формуле: 40 капель эфирного на 100 мл растительного.

Массаж при дисбалансе питты

Признаки питы : маслянистость, жар, напряженность и текучесть.

Основные питта-мармы : стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), хридайа (прямо под сердцем в нижней части грудины), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка).

Особенности массажа : успокаивающий, расслабляющий, с умеренным количеством охлаждающего масла. Прикосновения глубокие, последовательные и медленные. Кожа питта-типа склонна к воспалениям и раздражению — при массаже особенно чувствительных зон следует соблюдать осторожность.

Массажные масла : охлаждающие растительные, вроде кокосового или оливкового, в миксе с эфирными маслами мяты, мелиссы, ветивера, жасмина, кориандра, кумина, лаванды, розы, сандала, тысячелистника или фенхеля. На 40 капель эфирного масла должно приходиться 100 мл базового.

Массаж при дисбалансе капхи

Признаки капхи : холодность, влажность, плотность, жирность.

Основные капха-мармы : адхипати (макушка), урви (середина плеча и середина бедра), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), талахридайа (точка в центре тыльной стороны ладони), кшипра (основание большого пальца руки, а также основание мизинца руки), ани (наружный верхний слой коленной чашечки, а также внутренняя поверхность плеча над локтевым суставом).

Особенности массажа : бодрящий, стимулирующий, с минимальным количеством теплого масла. Движения энергичные, быстрые, порой даже резкие. Капха нуждается в маслах меньше, чем другие доши. Поэтому массаж нередко делают со спиртом или присыпкой, иногда в шелковых перчатках.

Массажные масла : согревающие растительные, такие как миндальное, горчичное или рапсовое, в сочетании с эфирными маслами тысячелистника, шалфея, эвкалипта, апельсина, базилика, имбиря, камфоры, кардамона, корицы, мирры. Так как масла в данном случае требуется меньше, чем для массажа других типов дош, концентрацию эфирных масел можно увеличить: 60—80 капель эфирного на 100 мл растительного масла.

Привязанность к чувственным наслаждениям развивается в каждом из нас чуть ли не с рождения. Мы млеем, когда кашемировый свитер ласкает кожу, и часто не в силах отказаться от нежного тортика «Тирамису». Не удивительно поэтому, что многим может показаться трудновыполнимой практика пратьяхары, пятой из восьми ступеней йоги, описанных Патанджали. В переводе с санскрита «пратьяхара» означает «сдерживать» и заключается в обращении внимания, которое обычно направлено на внешние объекты, внутрь, к самому себе.

В результате наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, – подобно верным псам, следуют за сознанием и тоже обращаются внутрь. Мы перестаем отвлекаться на то, что происходит вокруг, и успешно фокусируем внимание. Подобная работа готовит нас к последующим ступеням классической практики – дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). Пратьяхару обычно уподобляют черепахе, которая втягивает ножки под панцирь. А один из ранних толкователей Патанджали, Вьяса, очень точно сравнил наши чувства с роем пчел, а сознание – с пчелиной маткой: «Подобно тому как пчелы следуют за маткой и успокаиваются в минуты ее отдыха, чувства прекращают свою работу, когда прекращаются колебания ума».

Энергетическая лестница

Яркие образы и метафоры, столь любимые восточными философами и активно используемые в определении пратьяхары, безусловно, помогают понять суть практики. Но вместе с тем Патанджали и его толкователи почти не уделили внимания конкретным рекомендациям по ее выполнению. К счастью, несколько вполне определенных техник все же существует. Одна из них дана в произведении «Йога-Яджнавалкья Гита» (Йогическая песнь Яджнавалкьи), написанном в форме диалога между мудрецом Яджнавалкьей и его супругой Гарги.

Техника Яджнавалкьи – вайю-пратьяхара (удержание ветра) или прана-пратьяхара (удержание жизненной силы) – заключается в том, что ученик последовательно сосредоточивает внимание на мармах – жизненных точках в теле. Их количество варьируется в зависимости от источника (например, в традиционных аюрведических текстах называют 107). Но в Песни Яджнавалкьи их всего восемнадцать. Это большие пальцы ног, лодыжки, середины икр, «корни икр», колени, середины бедер, промежность, «центр тела», органы репродуктивной системы, пупок, сердечный центр, «колодец горла», корень языка, основание носа, глаза, межбровье, лоб, макушка. Яджнавалкья рекомендует начинать с концентрации на макушке и заканчивать большими пальцами ног. Однако движение снизу вверх тоже вполне допустимо, и многие предпочитают именно этот вариант.

Технику вайю-пратьяхара можно использовать в качестве самостоятельной дыхательной практики или как подготовку к пранаяме. Работа с мармами может носить и терапевтический характер: каждая жизненная точка энергетически связана с определенным органом или системой (нервной, кровеносной и т. п.). Поэтому массаж или воздействие иного рода на ту или иную марму может благотворно влиять на соответствующую систему или орган. Более подробно о марматерапии написано в книге Д. Фроули, С. Ренаде и А. Леле «Марматерапия. Энергетические точки йоги и аюрведы».

Система точек

Приступая к вайю-пратьяхаре, примите удобную позу сидя или любую другую, в которой вы можете расслабиться, например Шавасану. Начните с упрощенного варианта, ограничившись двенадцатью мармами: большими пальцами ног, лодыжками, серединой икр, коленями, серединой бедер, промежностью, пупком, центром сердца, «колодцем горла», межбровьем, лбом и макушкой. Включить в практику остальные точки можно будет позже.

Чтобы отчетливо осознать каждую точку, прикоснитесь к ней рукой. Можно даже представить, что в каждой из них присутствует ваше любимое божество, учитель или мантра. Затем сосредоточьте внимание на больших пальцах ног (или на макушке, в зависимости от того, в каком направлении вы решили двигаться) и представьте, что дышите ими: каждый вдох и каждый выдох текут через пальцы.

Продолжайте осознанно продвигаться по двенадцати ступеням «энергетической лестницы»: вы можете концентрироваться на каждой марме в течение одного-двух циклов дыхания или задерживаться на каждой из них на более длительное время. В первом случае вы учитесь быстро и четко направлять внимание и дыхание в определенную область, во втором – удерживать внимание на объекте.

Работать с последовательностью можно по-разному. Например, «пробежаться» по всем центрам один раз, используя технику как своеобразную разминку перед медитацией. А можно двигаться вверх и вниз несколько раз, превращая процесс в самостоятельную медитативно-дыхательную практику, – в этом случае в конце выполните короткую Шавасану.

По мере овладения техникой можно увеличивать количество марм, постепенно доведя его до восемнадцати. А затем поэкспериментировать с нетрадиционными точками – большими пальцами рук, основанием черепа, ушами. Если верить Яджнавалкье, пратьяхара предупреждает все болезни, приводит к внутреннему освобождению и – самое заманчивое – продлевает жизнь. «Преданный практик будет жить, пока не угаснут звезды и Луна», – говорит мудрец. Будем надеяться, что пенсионный фонд нас в этом поддержит.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com