Священник из ивановки стал чемпионом по бодибилдингу. Максим пастухов, священник и бодибилдер в одном лице. Право на частную жизнь

8 октября староосколький иерей Белгородской епархии о.Максим Пастухов принял участие в Открытом чемпионате Белгородской области по бодибилдингу и фитнес-бикини. Священник Максим Пастухов выступил в категории «возрастных» атлетов. Отец Максим - настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ивановка и «по совместительству» тренер по фитнесу и бодибилдингу православного спортклуба имени свт. Иоасафа Белгородского.

После обучения в семинарии отец Максим служил дьяконом в Старом Осколе, а затем стал настоятелем храма в Ивановке. Примерно через год после того, как перебрался в село, батюшка Максим по благословению Председателя Миссионерского отдела Московского патриархата митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна организовал в Ивановке спортивный клуб. Отец Максим Пастухов считает, что ни к чему разделять спорт и богослужение «Это тренировка тела и духа», - говорит он.

Соревнования, в которых участвовало 60 атлетов из десяти регионов России, прошли 8 октября в Центре молодёжных инициатив. Креативный батюшка Максим Пастухов занял почетное третье место.

На снимках: священник Максим Пастухов второй справа.

Граффити: арт-коллектив bs.as.stncl. www.bsasstencil.org

Нет, церковь, конечно же, не предаёт анафеме спортсменов или просто тех, кто занимается силовыми тренировками для того, чтобы стать сильнее и красивее. Но совсем не одобряет чрезмерно увлекающихся: о духе надо думать, не о теле.

Церковные СМИ о фитнесе и бодибилдинге

Итак, для начала следует проникнуться слогом официальных церковных СМИ, когда они пишут о фитнесе и бодибилинге. Вот, к примеру, отрывок из статьи «Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!» опубликованной в ежедневном интерент-СМИ «Православие и мир»:

“В здоровом теле - здоровый дух!” Казалось бы, нет ничего абсурднее, чем эта древняя поговорка. Попробуйте, произнесите её, глядя в полные злобой глаза молодцев скинхедовской группировки, качающих бицепсы в тренажёрном зале. Или на соревнованиях по бодибилдингу, среди надутых (в прямом и переносном смысле), часто с помощью допинга, манекенов (МАНЕКЕНОВ?!! – примечание Зожника). Или в палате для суицидных больных… Много ли здоровья духовного вы обнаружите в пустых лицах “бимбо” - “профессиональных” обитательниц фитнес-залов, у которых в жизни ничего не болело, кроме горла и стиснутой тесной туфелькой ноги?”

Дальнейшие рассуждение автора о душе и теле статьи заканчиваются призывом: “Здоровье - слишком хрупкий идол, не стоит его создавать, а уж тем более ему поклоняться. Надо просто жить, не растрачивая этот талант, данный Богом, впустую, но и не зарывать его в землю, стараясь таким образом сохранить”.

Вот ещё одна цитата из статьи о христианском посте “Семь недель без наркоза”, опубликованном в одобренном Синодальным информационным отделом РПЦ журнале “Фома”:

“Есть такой странный вид спорта - бодибилдинг. Само название говорит о том, что главной целью в нём является строительство собственного тела, увеличение объёма мускулатуры. Ежедневно по несколько часов культурист мучает себя на тренажёрах, методично таскает железо, выполняет силовые упражнения, поглядывая в зеркало - есть ли результаты? Стало ли его тело более мускулистым, чем несколько дней назад? Культурист не стремится быть “самым-самым”. При равном весе штангист сильнее его, а уж отправить в нокаут стокилограммового качка может и квалифицированный боксер-средневес. Но это его не смущает, у него другая задача - он растет, он увеличивает мышечную массу.

Для строительства тела ему нужен строительный материал, и культурист соблюдает определенный режим питания: ест мясо, жуёт молочные смеси для детского питания, пьёт протеиновые коктейли, одним словом - составляет свой рацион из продуктов, богатых животным белком. То есть как раз из тех, от которых христианин в пост отказывается. Такое различное отношение к одной и той же еде, очевидно, предполагает и различие поставленных целей. Культурист усиленно питается для того, чтобы нарастить мускулы и насладиться сознанием собственного превосходства над менее “раскаченными” согражданами. Христианин, напротив, ограничивает себя в пище и ослабляет своё тело для того, чтобы увидеть в своей душе грехи и недостатки, понять, что ни о каком превосходстве над другими людьми даже речи быть не может, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние”.

Тело или дух

В своих речах и текстах рупоры православия всё время повторяют разными словами вывод: увлечение развития тела мешает развитию духа. И выражение “в здоровом теле - здоровый дух” у них в зачёт не идет. В уже упомянутой статье в “Православие и мир” эта фраза разобрана и проанализирована. Исходный текст на латыни “Orandum est ut sit mens sana in сorpore sano”, автор статьи переводит точнее: “Хотелось бы, чтобы в здоровом теле был ещё и здоровый ум” или в более современном варианте: “Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!”

Вывод, на взгляд Зожника, довольно несовременный, ведь к бодибилдингу, о котором так грубо отзывается церковь, в статьях приравнивается вообще любой профессиональный спорт. То есть как бы можно, но, как пишут в популярном твиттер-акаунте, “грешновато”.

Ответ одного из представителей православия на интернет-форуме:

Или другой ответ – священника Константина:

В то время как конкурент РПЦ в нише “христианство” - Католическая церковь - активно осваивает молодежь, официально одобряя брейк-дэнс, к примеру, православие активно это новое поколение теряет.

Для полноты картины дополним тему другими высказываниями православных священнослужителей о фитнесе и бодибилдинге на форумах в интернете:

“Ну, а если мужа не устраивает толщина жены. Может ли та поприседать со штангой для похудения?”

Наконец, ещё пару слов о профессиональном спорте от мастера спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратного чемпиона России, обладателя Кубка мира, настоятеля храма Святого пророка Илии священника Сергия Поперечного.

С Максимом Пастуховым встречаюсь сразу после службы в храме. «Сейчас, я только переоденусь и пойдём в зал», – и через несколько минут появляется в тренировочном трико и футболке, полностью преобразившись из священника в длинном облачении и с крестом на груди в огромного мускулистого богатыря; про таких говорят – косая сажень в плечах.

Православный спортклуб имени Святого Иоасафа Белгородского находится в помещении бывшей оранжереи, в доме старосты храма. Фёдор Продан сам предложил проводить тренировки здесь, поскольку до этого помещения не было и занимались в основном в тёплый сезон под открытым небом. Два года назад здесь разместился десяток тренажёров – часть принадлежала Максиму Пастухову, часть докупили в процессе.

«Мы встречаемся пять дней в неделю, плюс проводим разнообразные мероприятия по выходным. И всё равно не хватает места и возможности заниматься всем желающим, – рассказывает Максим Пастухов. – Сейчас у нас в группе около 20 человек – это всё ребята из Ивановки и четырёх близлежащих деревень. Мы пробовали получить помещение от администрации, где могли бы заниматься все желающие – дети и взрослые, но пока нас не поддержали».

Желание ребят тренироваться понятно – способов провести вечер в деревне с толком практически нет. На четыре села один клуб, где изредка бывают дискотеки, всё остальное время они предоставлены сами себе.

«Моя задача – воспитать ребят в православных традициях, сделать их крепкими физически и духовно, – продолжает отец Максим. – У них времени много свободного, и если энергию не направлять в нужное русло, то оно будет тратиться бестолково. Я считаю это своего рода миссионерской работой: клуб у нас православный, помимо тренировок мы много беседуем, ребята приходят на богослужения, участвуют в социальных проектах, мы ходим в походы с палатками. Иногда ребята просто хотят о чём‑то посоветоваться, о чём не всегда можно спросить у родителей».

Тренировка проходит жёстко и под жёсткую музыку. Ребята по очереди качают на тренажёрах разные группы мышц, поднимают штанги и приседают с гантелями, подтягиваются, повесив для отягощения тяжёлые блины, и тщательно отмечают в тетрадке количество подходов.

«Тренировки достаточно тяжёлые, это не школьная физкультура. Сейчас ребята и по 300 кг жмут, приседают с весом больше 100 кг. Начинать было трудно, но сейчас уже все набрали приличный уровень, – замечает Максим. – В составлении программ я советуюсь с известными спортсменами-бодибилдерами, например, Владом Кузнецовым, спортсменом международного класса. Они помогают составлять схему занятий, дают советы по режиму питания. Также друзья и спортсмены помогают в приобретении оборудования. Это всё очень дорого – один 15-килограммовый блин стоит 3 тыс. рублей, поэтому без поддержки нам никак».

Фото из архива клуба

Решительный шаг

Прежде чем Максим Пастухов стал священником, он жил совсем иной жизнью. Окончил дирижёрско-хоровое отделение в музучилище и занялся написанием музыки. Организовав свою студию, Максим как композитор и аранжировщик участвовал во многих проектах, в том числе и в Германии. Писал в основном транс и нью-эйдж, фоновую музыку, аранжировал песни.

Долгое время занимался вольной борьбой, получил чёрный пояс карате, 1-й дан. Чтобы проводить тренировки, окончил в Москве школу инструкторов, стал тренером по бодибилдингу и фитнесу.
И поступил в духовную семинарию.

«То, что я хотел реализовать, я реализовал, – продолжает он свой рассказ. – Подошло время, и я понял, что если сейчас не определюсь со своим будущим, то потом будет поздно что‑то решать. После обучения служил дьяконом в Старом Осколе, а шесть лет назад стал настоятелем местного храма. Те, кто меня знает, не спрашивают, почему я так сделал, это достаточно логичное решение для меня. Я с детства проходил послушание в Успенском храме, и жизнь моя была неразрывна связана с верой».

После назначения в Ивановку Максим вместе с семьёй – у него трое детей – переехал в деревню. Здесь он поселился в старом приходском доме и занялся его восстановлением.

«Конечно, после города нужно было привыкнуть к сельской жизни. Провели воду, сделали отопление, есть две собаки, утки, была и коза, но с ней не справились, – улыбается Максим. – Мне нравится моя жизнь. Я люблю бегать, а здесь природа хорошая, лес. Всё есть для счастья, дети, слава Богу, здоровы, ребята, тренировки, служба – что ещё нужно?»

Есть результат

В этом году Максим с воспитанниками впервые приняли участие в Старооскольском турнире силового многоборья «CROSFIT» и показали отличную подготовку. Иерей Максим Пастухов занял третье место.

А в 2015 году участвовали в соревнованиях по силовому многоборью среди молодёжи второго благочиния (ребята – прихожане сельских храмов). Старшая и младшая группы заняли все призовые места в приседаниях со штангой и в жиме штанги лёжа.

Месяц назад организовали спортивный марш-бросок на 40 километров. За 5 часов ребята преодолели эту дистанцию по пересечённой местности.

Сейчас намечена новая высота – победа в грантовом конкурсе «Гражданская инициатива», которая позволит приобрести дополнительное снаряжение для тренировок.

«Может, кто‑то со мной не согласится, но я не считаю, что нужно разделять спорт и богослужение, – говорит Максим. – Это тренировка тела и духа. Помимо спорта, мы много разговариваем, много тем обсуждаем, фильмы смотрим, общаемся, кто‑то за советом приходит. И мне кажется, у ребят формируется правильное поведение и отношение к жизни».

Ольга Алфёрова

Староосколький иерей Белгородской епархии отец Максим Пастухов принял участие в Открытом чемпионате Белгородской области по бодибилдингу и фитнес-бикини. Отец Максим - настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ивановка. О необычном священнике рассказывает издание «Благодатный Огонь».

Максим Пастухов после школы окончил музучилище, довольно долго занимался написанием собственной музыки, в основном в стиле транс и нью-эйдж. Одновременно с этим регулярно занимался вольной борьбой, получил черный пояс по карате. Более того, он окончил школу спортивных инструкторов, чтобы иметь официальную возможность тренировать людей по фитнесу и бодибилдингу. Через некоторое время он поступил в духовную семинарию, после чего служил дьяконом в Старом Осколе, а шесть лет назад стал настоятелем храма в селе Ивановка Белгородской области.

ВКонтакте

Кроме служения в церкви, священник также тренирует местных ребят, а также молодых людей из близлежащих сел. Для этого он, с благословения митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, организовал спортивный православный клуб имени свт. Иоасафа Белгородского. Сейчас у него занимаются около 20 подростков. Отец Максим рассказал, что ребят могло бы быть и больше, но из-за проблем с помещением приходится ограничивать число желающих.

ВКонтакте

Моя задача - воспитать ребят в православных традициях, сделать их крепкими физически и духовно, - рассказывает отец Максим. - У них времени много свободного, и если энергию не направлять в нужное русло, то оно будет тратиться бестолково, - поделился священнослужитель.

ВКонтакте

Спортивный клуб отца Максима с православным уклоном: помимо собственно тренировок, в нем проходят беседы на религиозные темы, а многие молодые люди посещают и храм.

Я считаю это своего рода миссионерской работой. Клуб у нас православный, помимо тренировок мы много беседуем, ребята приходят на богослужения, участвуют в социальных проектах, мы ходим в походы с палатками. Иногда ребята просто хотят о чем‑то посоветоваться, о чем не всегда можно спросить у родителей.

Великий пост у православных считается временем «умерщвления плоти», когда человек заботится лишь о душе, всячески презирая свое тело. Но, как оказалось, не у всех. Некоторые священники не готовы даже в это время отказаться от спорта и своим примером показывают молодежи, что тело – «сосуд для души» должно быть красивым. Правда, в России это явление редкое, а в Екатеринбургской епархии тем более.

Святейший патриарх Кирилл сетует, что в РПЦ слишком мало молодежи. Но что сделало церковное руководство для ее привлечения? Системой ортодоксальных запретов молодежь привести в храм очень сложно. Но есть священники, преимущественно в деревнях и селах, которые сами увлекаются спортом и с помощью штанги воцерковляют молодых людей. Да и сам патриарх утверждает, что среди его священнослужителей немало бывших и настоящих спортсменов. Как оказалось – мало.

Урал – литробольный

В Екатеринбургской епархии немало внимания уделяют спортивному воспитанию молодежи. Совсем недавно вот провели даже турнир по самбо среди кадетов и протоиерей Андрей Габдрахманов осенил самбистов крестным знамением: «Сегодня вы соревнуетесь, чтобы победить соперника, вы тренируетесь и учитесь, чтобы суметь победить врагов Родины, но самое главное – это суметь победить врага в себе, свой грех. Поэтому так важно, чтобы вы чаще приходили в храм припадали к Животворящему Кресту и Евангелию».

Турнир по Самбо. Фото: Екатеринбургская епархия

Но все же большинство уральских священников предпочитают спорту богатый стол и мягкое кресло, предпочитая воспитывать молодежь не примером, а словом Божиим.

«Главный спорт у наших священников – литробол. А если серьезно, то главный по спорту в Екатеринбургской епархии – отец Максим Меняйло, но занимается ли он сам каким-либо спортом – я не знаю», – рассказывает экс-священник, пожелавший не называть его фамилию.

Молодые представители православной уральской молодежи практически подтверждают слова бывшего иерея, но пару священнослужителей – спортсменов все-таки смогли вспомнить.

«Что касается священников нашей епархии, то активно спортом занимается достаточно малое количество священников, несмотря на то, что у нас есть спортивный отдел в епархии, который возглавляет мирянин Пыжьянов Игорь. Из священников знаю только одного – лыжника, настоятеля храма Троицкого в городе Верхотурье и еще одного дьякона из Георгиевского храма, который занимается тяжелой атлетикой и волейболом. А в остальном спортом для священников являются периодические крестные ходы и земные поклоны в великий пост», – уточнил в разговоре с корреспондентом сайт экс-семинарист и общественный деятель Виктор Норкин .

С самими действующими священниками поговорить не удалось: «на интервью и комментарии требуется благословение архиерея».

Русь святая, храни веру и спорт

Что касается других епархий Московского Патриархата на территории России, то сообщения о спортивных священниках встречаются нередко. Так, например, самый знаменитый священник – бодибилдер, настоятель храма из села Ивановка Белгородской епархии Максим Пастухов, который в прошлом году выступил на мирском чемпионате бодибилдеров и фитнес-бикини. Отец Максим в прошлом музыкант, теперь православный иерей, организовал для сельской молодежи фитнес-клуб прямо при храме. Его выступление и фото с занятий с местными пацанами вызвали немало споров и даже осуждения, преимущественно среди православных, некоторые даже осудили священника, но через спорт он приводит молодежь к Богу, что по мнению молодых священников – совершенно правильно и необычно.

Фото: страница отца Максима «ВКонтакте»

Кроме отца – бодибилдера Максима, как оказалось, многие священники увлекаются спортом и даже паркуром.

«Я воспитывался в семье священника и после школы пошел в семинарию. Я интересовался тюнингом автомобилей, устройством самолетов, думал о том, не уйти ли мне из семинарии в пожарные. Это опасно, экстремально, но ты можешь спасать людей. Я рассказал об этом одному старшему священнику, и он тогда сказал, что спасти душу сложнее, чем тело. Так что не занимаюсь я ни машинами, ни самолетами, не работаю в пожарной части. Отучился, рукоположился – и стал священником. Спортивным я был всегда. В школьные годы занимался самбо, играл в баскетбол, в хоккей. Обучаясь в семинарии, мы с ребятами ходили на тренажеры. За нашим курсом был закреплен инспектор, который следил за успеваемостью и посещаемостью, так с ним мы иногда тренировались на улице на турниках. Еще у нас была футбольная команда. Там же, в семинарии, я занялся паркуром. Старался особо не афишировать – знали только некоторые однокурсники. Когда мама узнала – удивилась. У меня были поцарапаны руки, предплечье. Она спросила, что случилось. Так и сказал, что на скалы ходил, на тренировку», – рассказывал «Медузе» настоятель Введенского храма в Болхове, Орловская область иерей Василий Лях .

Отец Василий на уроке паркура. Фото: «Правмир»

Вообще, по сообщениям религиозных и спортивных СМИ какими только видами спорта не занимаются священнослужители: Священник Сергий Поперечный – МСМК по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России и обладатель Кубка Мира. В настоящее время — настоятель Храма Святого Пророка в Пушкинском районе МО, Иерей Василий Диденко — мастер спорта боксу, серебряный призер Спартакиады народов России. В настоящее время — настоятель Александро-Невского Храма в Хабаровске, Игумен Никон – кандидат в мастера спорта и член сборной Москвы по самбо, а также мастер спорта по дзюдо. В настоящее время – наместник Свято-Никольского монастыря в Саратове.

На Украине также встречаются священники – спортсмены, например, священник Виктор Кормарь – обладатель мирового рекорда по жиму лежа (WDFPF), его результат в соревнованиях без экипировки и с допинг-тестом – 245 кг. В настоящее время – настоятель Храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Одесской области.

Украинский священник Виктор Кочмарь. Фото: «Спротс.ру»

Однако, не все священники поддерживают увлечение бодибилдингом среди молодежи, но, вместе с этим и не осуждают.

«Я не специалист в силовых видах спорта, возможно я ошибаюсь, но вряд ли именно бодибилдинг является примером здорового образа жизни. Насколько я знаю, что с возрастом от такого вида спорта возникает множество профессиональных болезней.В целом, грехом тот или иной вид занятия спортом становится тогда, когда становится целью и смыслом жизни», – отвечает на сайте «Православный мир» священник Антоний Скрынников .

Православная Америка – опять впереди планеты всей

В Соединенных штатах Америки проживает немало православных как священников, так и мирян. В отличие от ортодоксальной России, где иереи и архиереи больше привыкли заботиться о душе, а не о теле, то там ситуация несколько иная. Поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух» актуальная даже для православных священников.

«Главный спорт для нас - качалка, бассейн, походы. Этим почти все занимаются. Хочу молодежь к стрит-воркауту приобщить. Но для этого не хватает уличных турников и брусьев. Народ в качалки и бассейны ходит: здесь, на Тихоокеанском побережье, они сравнительно недорогие. Я, например, за безлимит плачу 33$ в месяц. Я вообще служу в деревушке. У них в Орегоне, есть города, местечки, деревни и деревушки. Я езжу в спортклуб (так здесь качалки называются) за 10 километров в ближайший город, Орегон-сити, древнейший город на Диком Западе», – рассказал корреспонденту сайт православный иерей Олег Шульгин .

Отец Олег После тренировки на фоне спортклуба «Наутилус плюс» в Орегон-сити

Сам батюшка говорит, что не знает как обстоят дела со спортом у католиков и протестантов, а православные на территории США активно занимаются спортом. Он и сам после богослужения проводит много времени в спортзале.

Великий пост – дух, душа, ТЕЛО

Сорок дней Великого поста плюс еще Страстная седмица (там вообще есть практически запрещено) только стартовали. По словам священников – это время покаяния, время подумать о душе, через смирение плоти и голод. Но это ортодоксальное учение. Возможно, если бы представители РПЦ шли в ногу со временем и навстречу молодежи, то и пост можно сделать инструментом привлечения молодого поколения к Церкви, например, через лозунг: «Постись, худей, здоровей». Однако, этого пока не происходит, а зря.

Дмитрий Фоминцев