Смыкаются губы. Различные виды гимнастики для губ в работе логопеда. Как выглядит правильная окклюзия

Зубной прикус – это такое состояние зубов во рту человека, когда при смыкании верхнего и нижнего ряда зубов нижняя челюсть остается неподвижной, т.е. зубки становятся словно в пазы. Как показывают наблюдения стоматологов всего мира, правильный прикус встречается крайне редко. Чаще всего это заслуга врачей-ортодонтов, а не дар матушки-природы.

В кабинете любого стоматолога можно увидеть фото, где представлена идеальная улыбка и правильный прикус зубов. Но глаза могут обманывать, поэтому каждый человек может самостоятельно определить, насколько его зубной прикус соответствует здоровым параметрам.

Для этого нужно сомкнуть зубы и проверить следующие параметры:

  1. Резцы (передние четыре зубика) верхней челюсти перекрывают резцы снизу, при этом это перекрытие не превышает трети размера нижних зубов.
  2. Нижние тройки (клыки) перекрыты верхними совсем немного.
  3. Между зубами одного ряда отсутствуют промежутки и полости (за исключением выпавших или удаленных зубов).

Если все эти условия соблюдаются – прикус зубов правильный.

ВАЖНО! У стоматологов есть еще один параметр, которые на медицинском языке называется «окклюзией». Подтверждением правильности положения зубов является гармоничное расположение зубов в момент разжевывания пищи.

Исходя из этих данных, специалисты разделяют правильный и неправильный прикус. Если говорить медицинскими терминами, правильный прикус считается физиологическим, а неправильный – аномальным, т.е. не соответствующим природным стандартам. Люди с физиологическим положением зубов реже страдают не только стоматологическими недугами, но и заболеваниями желудочно-кишечного тракта, т.к. им проще пережевывать пищу тщательно.

Насколько важен физиологический прикус

Кроме здоровья пищеварительной системы, правильный прикус имеет и множество других значений. Если природа задумала именно такое положение челюсти, значит, это соответствовало потребностям человека и помогало ему выживать в процессе эволюции. Поэтому правильное положение зубов у человека важно со многих точек зрения.

Так, важна эстетическая составляющая данной особенности. Если у человека прикус неправильный, это сказывается на его внешности: меняются черты лица, нижняя его часть становится «тяжелой», выступающей и т.д. Если человек ранимый, у него могут развиться различные комплексы, а иногда даже тяжелые психические нарушения.

Такие пациенты стесняются общаться и улыбаться, избегают личных контактов, ограничиваясь телефоном и электронной перепиской, часто замыкаются в себе. Если психическое состояние такого человека неустойчиво, неправильный прикус может стать поводом для тяжелой депрессии и нервного срыва.

Если зубы не смыкаются правильно в процессе пережевывания пищи (у пациента наблюдается окклюзия), еда не измельчается до нужной консистенции. Это, в свою очередь, затрудняет переваривание ее в желудке и кишечнике, возникают гастриты, язвы, запоры и т.д.

ВАЖНО! Правильный прикус очень важен для профилактики подобных заболеваний, т.к. пережевывание — это первый этап пищеварения, от качества которого зависит и правильность всех остальных.

Если прикус пациента правильный, при пережевывании твердой пищи нагрузка на все зубы остается равномерной. При аномальном положении зубов одни участвуют в этом процессе больше, что приводит к их преждевременному изнашиванию и выпадению. Поэтому если человек не может сам определить, какой у него прикус, но зубы его шатаются и выпадают, а проблемы с пищеварением беспокоят слишком часто, необходимо проверить прикус у ортодонта. Врач быстро определит положение зубов человека по наличию определенных признаков.

Проявления аномального прикуса

Можно долго рассматривать фото, на которых изображен правильный прикус, но так и не понять, есть ли отклонения от стандарта в собственной улыбке. Простого сравнения недостаточно, нужно знать определенные признаки, по которым врачи распознают идеальный прикус.

Возьмите в руки зеркало, сомкните зубы и включите воображение. Необходимо провести условную воображаемую линию между верхним и нижним рядом зубов. Резцы верхней челюсти перекрыли нижние так, что треть коронки закрыта? Это признак правильности прикуса. Важно, чтобы и воображаемая вертикальная линия, разделяющая оба ряда зубов на правую и левую сторону, также совпадала.

Теперь можно взять что-то пожевать. Если во время пережевывания твердой пищи (яблоко, морковь и т.д.), ее частички легко курсируют между передними и дальними зубками, и контакт с пищей не теряется, это еще один положительный признак.

Также важно и то, как зубы скрываются за губами. Когда рот закрыт, зубки не должны быть видны окружающим. Форма губ может быть разной, но обычно правильный прикус отличает полуовальное положение верхней губы. При этом нижняя губа немного меньше в размерах, хотя форму имеет ту же. Если прикус физиологический, в расслабленном состоянии при сомкнутых губах можно отметить следующее положение челюстей: верхняя слегка наклоняется вперед и вниз, к ротовому отверстию, а нижняя наоборот, западает внутрь ротовой полости, стремясь вверх.

Опытный ортодонт сможет на 95% определить правильность прикуса пациента еще до того, как тот откроет рот. Важным признаком идеального прикуса является симметричность в чертах лица. Если челюсти пациента смыкаются правильно, то правая и левая стороны лица будут практически симметричны (идеальная, полная симметрия встречается только в геометрии). В случае наличия аномального прикуса в глаза специалисту бросится наличие легкой, а в тяжелых случаях — ярко выраженной асимметрии.

Выделяют следующие косвенные проявления неправильного прикуса:

  • нарушение речи;
  • дискомфорт при жевании;
  • боли в голове.

Неправильный прикус меняет и положение языка во рту, что приводит к появлению шепелявости у пациента: человек начинает проглатывать окончания слов, с трудом выговаривает те или иные буквы и их сочетания. Во время еды может отчетливо слышаться щелчок, как будто прокручивается шестеренка в механизме. Такой звук часто отдает в височную область черепа, что ведет к частым головным болям и мигреням.

Как выглядит правильная окклюзия

Большое значение имеет положение зубов при принятии пищи. Именно окклюзия является решающим фактором при решении – исправлять прикус, или положение не относится к угрожающим для здоровья пациента?

Так, прикус при жевании разделяют на:

  • опистогнатический. В этом положении и верхняя, и нижняя челюсть стремятся внутрь, т.е. наклон к губам не наблюдается. Более легким считается положение, когда верхний рад зубов отмечается ровным, вертикальным положением, без наклона к горлу;
  • бипрогнатический. Обратное состояние – оба зубных ряда наклоняются вперед, к преддверию ротовой полости. Такое положение отчетливо видно, если смотреть на пациента сбоку;
  • прогенический. Также довольно заметен невооруженным глазом, т.к. нижний ряд зубов выдвинут вперед, т.е. верхние резцы не закрывают коронку нижних, а просто с ними смыкаются;
  • прямой. Это осложненное положение прогенической окклюзии: нижние резцы перекрывают верхние, причем, достаточно сильно (иногда до середины коронки). Считается самым тяжелым положением, т.к. существует большая вероятность быстрого изнашивания зубов верхней челюсти в результате повышенной нагрузки на них;
  • ортогнатический. Это физиологическая окклюзия, которая характеризует правильный прикус. Если в спокойном положении прикус соответствует другим параметрам физиологии, обладателя данной окклюзии можно поздравить с наличием идеальной улыбки.

Разновидностей неправильной окклюзии имеется еще несколько. Эти патологии обязательно должны устраняться ортодонтом, т.к. последствия неправильного положения зубов могут быть критичны для здоровья всего организма. Определить аномалию и установить ее вид может только специалист, который после осмотра назначит лечебную терапию и определит ее длительность.

ВАЖНО! Прикус – это одна из немногих патологий, самостоятельно решить которую пациент не сможет. Исправить неправильное положение зубов сегодня не представляет никакого труда, какой бы сложной ни была ситуация. Но сделать это можно только в условиях клиники.

Виды аномалий в строении зубов

Неправильный прикус не возникает внезапно. Положение зубного ряда изменяется постепенно сначала в детском возрасте, когда коренные зубки сменяют молочные, а позже – когда пациент теряет уже постоянные моляры и предмоляры.

Происходит это в несколько этапов. Сначала изменяется количество моляров или предмоляров, что заставляет зубы, расположенные рядом с ними, менять форму и положение. Такие изменения в ряду ведут к изменению сначала самого зубного ряда, а потом и состояния альвеол – челюстных костей. Место, где формируется патологическое изменение, и сложность полученного искривления – вот те самые важные параметры, от которых будет зависеть сложность возникающей аномалии и подходы к ее устранению.

ВАЖНО! Задача стоматолога – не только установить вид образовавшейся патологии и место ее развития, но и понять причину, чтобы устранить провоцирующий фактор.

Аномальный прикус также делят на несколько видов. Самый распространенный – снижающий. Название появилось от уменьшающихся в размере зубов – они стираются и становятся ниже, чем установлено природой. Второй вид аномалии – глубокий прикус. В этом состоянии отмечается такое положение челюсти, когда верхние резцы слишком сильно перекрывают нижние – на две трети и более.

Состояние, при котором боковые моляры не смыкаются полностью, называется боковым открытым прикусом, а если не смыкаются передние – передним открытым. Если зубы вообще не могут сомкнуться в естественном положении, диагностируется открытая аномалия. Мезиальной называют аномалию, если альвеола нижней челюсти сильно выдвинута вперед, а медиальной — подобное положение верхней, причем последняя практически полностью скрывает собой нижний ряд зубов.

Недоразвитие альвеолы и, соответственно, зубов нижней челюсти носит название прогнатической аномалии, а дистальной называют чрезмерное развитие этой части лица.

Причины развития аномалий

Любые аномалии в развитии прикуса делят на врожденные, т.е. наследственные, и приобретенные. Первый вид обычно диагностируется еще в возрасте 6-8 лет, когда у малыша происходит смена зубов. Но иногда природный прикус нарушают и сами родители, позволяя крохе долгое время сосать соску или пить из бутылки. Не принесет пользу прикусу и привычка сосать пальчик.

Но чаще всего патологии в положении зубов возникают у пациентов, имеющих хронические заболевания ухо-горло-носа или склонных к ним. Также к провоцирующим факторам относят травмы лица и челюсти, неправильное протезирование (ошибка в размерах установленных протезов), потерю зубов и отказ от протезирования.

Сегодня врачи выделяют и психологический фактор: зубы могут быстрее изнашиваться, если челюсти долгое время находятся в сжатом и напряженном состоянии. А это обычно происходит при длительных стрессовых состояниях, депрессии, нервном расстройстве. Сильная нагрузка на челюсти приводит сначала к потере зубов, а потом и к изменению прикуса.

Избежать врожденного нарушения прикуса легко – достаточно следить за своим здоровьем, посещать стоматолога раз в год и своевременно устранять возникшие недуги ротовой полости и всего организма. Если же нарушение прикуса уже произошло, необходимо обратиться к ортодонту за лечением.

Анастасия Воронцова

Одним из методов профилактики и лечения нарушений в развитии зубочелюстной системы является миогимнастика.

Миогимнастика в ортодонтии получила широкое применение не только, как самостоятельный процесс, но и в комплексе с другими методами лечения зубочелюстных аномалий.

В детской стоматологической практике миогимнастику применяют для коррекции дефектов прикуса.

Что такое миогимнастика

Миогоимнастика в ортодонтии – это эффективный метод профилактики и коррекции зубочелюстных аномалий с помощью лечебной физкультуры .

Специалисты разработали комплекс упражнений, которые восстанавливают функции мышц полости рта, окружающих зубные ряды.

Перед проведением лечения оценивается функциональное состояние зубочелюстной системы пациента. Одним из методов оценки является жевательная проба по И. С. Рубинову.

Принцип лечения с помощью миогимнастики заключается в тренировке мышц, в результате которой происходит их нормальное функционирование.

Лечебная гимнастика может применяться, как:

  • Самостоятельное лечение.
  • Перед началом ортодонтического лечения.
  • В комплексе с ортодонтическим лечением нарушений прикуса.
  • После лечения с целью закрепления результата и предупреждения рецидива заболевания.

И только врач может назначить наиболее эффективный комплекс миогимнастики для устранения дефекта.

Эффективность

Эффективность миогимнастики зависит от степени выраженности аномалии, а также от качества и регулярности выполнения пациентом упражнений.

С помощью упражнений можно получить хороший результат у детей с молочным прикусом (в возрасте от 4 до 7 лет), когда они понимают, что от них требуется.

Как самостоятельное лечение, миогимнастика дает положительные результаты при аномальных изменениях верхних резцов.

Правила проведения

К проведению упражнений предъявляются следующие требования:

  • Мышцы должны сокращаться с максимальной амплитудой.
  • Необходимо следить за тем. Чтобы интенсивность сокращения мышц была в физиологических пределах.
  • Постепенное увеличение скорости и продолжительности сокращений.
  • Между последовательными сокращениями необходимо делать паузу, равную продолжительности самого сокращения.
  • При каждом упражнении сокращения мышц необходимо повторить несколько раз, пока не появится легкая усталость.
  • Наиболее эффективна миогимнастика для детей в возрасте от четырех до семи лет.

Миогимнастические упражнения проводятся со специальными аппаратами или без них.

Видео: «Как исправить прикус и сделать зубы ровными»

Комплекс упражнений

Существует много методик и упражнений, которые могут применяться для устранения дефектов.

Миогимнастика при глубоком прикусе

  • Выполняется в положении стоя. Необходимо занести в направлении назад руки, а подбородок вверх. Находясь в таком положении постараться максимально выдвинуть нижнюю челюсть вперед, а затем вернуться в исходное положение. Упражнение необходимо повторять от 10 до 15 раз три раза в день.
  • Через месяц упражнение немного видоизменяют: делают все точно также с той лишь разницей, что при выдвигании нижней челюсти, нижние передние зубы должны установиться впереди верхних.
  • Упражнение по Рубинову И. С., которое сводится к выполнению дозированных упражнений, длительностью от 3 до 5 минут, как открывание и закрывание рта без выдвижения нижней челюсти. Частота проведения упражнения до пяти раз в сутки.

Упражнения при открытом прикусе

Используются приемы, способствующие тренировке мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

  • Производить сжимание и разжимание зубов. Контроль силы мышечного сокращения осуществляется с помощью пальцев, прижатых к щекам у коренных зубов (в области жевательных мышц). Упражнение выполнять до тех пор, пока не появится ощущение усталости жевательной мышцы
  • Упражнение выполняется точно так же, как и предыдущее, но с сопротивлением. Указательным и средним пальцами правой руки, расположенными на нижних передних зубах, препятствовать поднятию нижней челюсти.
  • На деревянный карандаш или палочку надеть резиновую трубочку и прикусывать передними зубами.

Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

Тренировка круговой мышцы имеет важное значение при наличии ротового дыхания и межгубном зиянии.

Упражнения способствуют удлинению верхней губы и развитию нормальных контуров ротового отверстия.

В результате успешной тренировки мышцы отсутствует опасность рецидива наклона верхних резцов.

Упражнения, направленные на восстановление функциональности круговой мышцы рта и коррекцию смыкания губ:

  • Необходимо вытягивать губы, подобно тому, когда человек пытается задуть свечу, а затем растянуть их в широкой улыбке. После этого губы надо вытянуть вперед, пытаясь при этом что-нибудь говорить. Губы в таком положении удержать секунд на тридцать.
  • Сильно сжав губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Затем кулаками на них надавить, чтобы вышел воздух. При этом губы разжимать не надо.
  • Плотно сжав губы, набрать воздух под нижнюю губу, а затем под верхнюю (рекомендуется при протрузии резцов).
  • Между губами проложить полоску плотного картона, и плотно сжав, удерживать ее в течение 30-50 минут. В начале занятий удерживать губами картон, начиная с минуты и постепенно доводя до пятидесяти минут.
  • Для тренировки круговой мышцы рта рекомендуется дуть на перемещающиеся предметы: например, перышко или кусочек ваты.
  • В уголки рта закладываются мизинцы пальцев и слегка их растягивают, затем производится плотное смыкание губ.
  • Ватные валики небольших размеров закладывают за нижнюю и верхнюю губу по бокам от уздечки. При сомкнутых губах произносить звуки: п, б, м.

Упражнения при наличии мезиального прикуса

  • Кончиком языка надавливать на небные поверхности передних зубов верхнего ряда в течение трех-пяти минут, пока не появится чувство усталости мышц.
  • Слегка запрокинув голову открывать и закрывать рот. В момент закрывания рта кончиком языка дотронуться до заднего края твердого неба.
  • Подтягивать нижнюю губу под передние верхние зубы.

Гимнастика при косом прикусе

Если причиной косого прикуса является смещение нижней челюсти в сторону, применяется следующее упражнение:

Открыв максимально рот, перемещают нижнюю челюсть в ту сторону, где имеется неправильное смыкание зубов (перекрытие верхних зубов нижними), затем, не меняя положение нижнюю челюсть поднять до смыкания с зубами верхней челюсти и удержать в таком положении не менее пяти секунд, после чего челюсть можно опустить.

Миогимнастика для мышц языка

Упражнения, применяемые для коррекции смыкания губ:

  • «Часики». Плотно сжав губы, совершать языком круговые движения поочередно под верхней и нижней губой.
  • «Накажем непослушный язычок». Вытянутый язык разместить на нижней губе. Верхней губой, стараясь быстро сомкнуть губы, как бы шлепнуть по языку.
  • «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, которой надо покрасить потолок. В роли потолка выступает небо. Покрасить потолок надо очень тщательно, ничего не пропуская.
  • «Отбойный молоток». Язык надо прижать к небу широко открыв рот. Пытаться сомкнуть губы, издавая при этом звук молотка.

Гимнастика после подрезания уздечки языка:

  • Производится облизывание языком нижней и верхней губы. Язык движется в направлении от одного уголка рта к другому, производится попытка достать языком подбородок и кончик носа.
  • Языком изнутри и снаружи «пересчитываются» зубы.
  • Упереться кончиком языка сначала в одну, затем в другую щеку.
  • «Всадник». Щелканье языком широко открывая рот.

Гимнастика для мышц передней части языка

Применяется при инфантильном глотании.

  • Язык держать столбиком.
  • Приготовить резиновые колечки, нарезав резинку от пипетки. Накладывать резиновое колечко на кончик языка. Язык поднять к альвеолам и прижать к ним кольцо. Затем сглотнуть, не смыкая зубы и не закрывая рот. Необходимо следить за тем, чтобы кольцо не соскользнуло. После каждого глотания проверять наличие кольца на языке. Количество глотаний за один раз – от 10 до 12. В первый день упражнение проделать 5- 6 раз, во второй – достаточно двух раз.
  • Прижать язык с кольцом к альвеолам при сжатых зубах и губах и удержать кольцо в течение пяти минут, постепенно увеличивать время и довести до 15 минут.

Упражнения для среднего участка языка

  • Цоконье языком в течение 50-60 раз.
  • На кончик и середину языка накладываются два резиновых колечка. Зубы должны быть сомкнуты, а губы чуть приоткрыты. Поднять язык кверху и прижать к своду неба.

Гимнастика для задней части языка

  • Для расслабления мышц с последующим массажем проводить полоскание горла подогретой водой.
  • Зевота.

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

Упражнения выполняют вначале сидя. По мере усложнения – стоя.

  • Нижнюю челюсть выдвигать вперед до того момента, когда нижние резцы не перекроют резцы верхнего ряда. Удерживать челюсть в таком положении на протяжении десяти секунд, после чего вернуть в исходное положение.
  • Это же упражнение усложняется поворотами головы влево и вправо. Удерживать челюсть в таком положении как можно дольше. Повторить упражнение не менее десяти раз.
  • Запрокинув голову слегка назад, ноги – на ширине плеч, а руки отведены назад. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед до краевого смыкания зубов.

Видео: «Как исправить неправильный прикус»

30-03-2008, 03:00



Невролог, педиатр, окулист...:112:
Обследовались у ЛОРа-все у нас хорошо, носовые ходы не сужены, аденоидов-нет,
нос чистый, слизистая не отечная-все идеально...:005:
Стоматолог смотрел нас-прикус нормальный, но при закрывании рта, сомкнутых зубах,
губы-не смыкаются...:016:

В чем проблема-не ясно...:008:
Это нам выходит боком-на улице вечно в открытым ртом-частые простуды поэтому,
во время еды-рот неудобно ребенку закрывать, жует как хомяк, а губы-трубочкой,
если не смыкает губы-часть еды выскакивает обратно...раньше я думала это он просто так неаккуратно ест.
Я как-то недавно стала на это обращать внимание, до этого была куча проблем со здоровьем у сына-не губ было...:))
Когда я ему по 100 раз (особенно на улице в холод) делаю замечание-"закрой рот", он рот закрывает, но видно, что у него это неестественное состояние, выражение лица напряженное и дурацкое, да и не выдерживает долго.
Ему уже надоели мои замечания, он сам уже просто закрывает себе рот шарфом или шлемиком снизу.

К ЛОГОПЕДУ может?:008:

Алена Жукова

30-03-2008, 03:06

Сходите к ортодонту, возможно, подрезание уздечки под верхней и нижней губами улучшит ситуацию. Мы ходим в Дентидеал от МАПО, www.dentideal.ru

30-03-2008, 03:47

У меня на эту тему был случай - выхожу со своими мальчишками на улицу (им тогда было около двух лет, была жутко холодная зима). У подъезда стоят две соседки (одна из них ЛОР-врач). И вдруг слышу за спиной " У нее аденоидные дети, современные мамы совсем за детьми не смотрят:wife:".
Я сделала вид, что ничего не слышу. Но вторая особа (та, которная не ЛОР) через несколько дней встречает нас и докладывает - вас на улице видела ЛОР врач и сказала, что у вас жуткие аденоиды, ну и дальше типа куда мамаша смотрит и т.д. Меня это очень задело, так как мальчишки у меня закаленные, носики всегда чистые. Ну я и понесласть по поводу отрытых ртов по врачам.Так вот - у двойняшек очень часто наблюдается слабость лицевой мышцы (мне это сказал и невропатолог, ну и нормальный ЛОР естественно подтвердил). И наш ротик открытый именно таким и был. Сейчас нам 3, по моему стало лучше. Нам сейчас назначили световую матрицу на личико (это для речи), при помощи ее мышцы либо расслабляют либо приводят в тонус. Так что мой совет - к логопеду и неврологу. И ничего в этом страшного нет, еще можно массаж личика поделать.

30-03-2008, 10:59

Стоматолог смотрел нас-прикус нормальный, но при закрывании рта, сомкнутых зубах, губы-не смыкаются...:016:
Губы у нас не тонкие, рот не маленький.

По идее, стоматолог должен был увидеть, если дело в уздечках.
Но я бы всё же начала с ортодонта.
А вообще, может быть, такое строение лица? Я правильно поняла, что губы физически не смыкаются при сомкнутых зубах без дополнительного напряжения?
В любом случае, грамотный ортодонт может рекомендовать, к кому дальше обратиться.

30-03-2008, 11:28

Стоматолог смотрел нас более года назад, тогда нас э та проблема не волновала (мы не замечали ее), проверяли зубы.
Невролог нас смотрела на днях, вот она-то и спросила-в чем дела, советовала ЛОРа посетить.
ЛОР проблем не нашел.
Ну, что ж пойдем к ортодонту...:008:

30-03-2008, 11:53

Я не поняла, если ребенок хочет, то сознательно он может губы сомкнуть?
У меня у сына тоже рот все время приоткрыт - и это именно слабость лицевых мышц. Делаем гимнастику, а еще тут случайно узнала - ездили со старшей к ортодонту, а на нас там медсестра посмотрела и говорит - тоже рот все время открыт (хотя у дочки это не так выражено), она нам сказала купить древянные шпатели или линейку и тренировать губы. Зубы сомкнуты, а губами (не зубами) надо удерживать шапатель в начале поперек, а потом уже вдоль (т.е. он во всю длину вперед - так уже тяжелее). И еще сказала, переодически ставить перед ребенком стакана с водой - набирать в рот воды и держать ее как можно дольше,потом выплевывать.

31-03-2008, 16:35

У Платона моего постоянно открыт рот, это видно на всех фото.:)
Раньше как-то я не обращала внимания, но в последнее время все врачи обращают на это мое внимание...:ded:
Вобщем, посоветуйте-к кому идти=то с проблемой?:091:
К ЛОГОПЕДУ может?:008:

Вот проблема какая у нас...:(

А как у Вас дела с мимическими мышцами и вообще с тонусом лицевых мышц? Если проблема тут, то могли бы помочь краниосакральные техники и логопедические массажи.

31-03-2008, 23:03

А как у Вас дела с мимическими мышцами и вообще с тонусом лицевых мышц? Если проблема тут, то могли бы помочь краниосакральные техники и логопедические массажи.

Даже не знаю-как у нас дела с этим...:005: А как это оценивать?:016:
В последние пару месяцев я стала замечать, что сын когда нервничает, то как-то странно делает
губами-как спазм у него какой-то-уголки губ расходятся и вниз опускаются, челюсь напрягается, а лицо неестественнно перекашивается...:((как на смайлике, только с открытым ртом....)
Что это такое молжет быть...
Он так делает когда его что-то злит, удивляет, или если я ему замечание сделаю громким голосом...:005: Уже боюсь голос повысить...:001:

31-03-2008, 23:20

Даже не знаю-как у нас дела с этим...:005: А как это оценивать?
Неврологу сказала об этом, но она никаких видимых проблем не углядела у нас, нашла даже заметныен улучшения-фенибут назначила пить 1,5 мес.
Вобщем поняла я одно-надо сначала к ортодонту нам видимо, а потом к логопеду...Правильно?:008:

Я, конечно, не врач. Но ортодонт не совсем то направление. У Вас явные неврологические неполадки. Не хотите проконсультироваться, возможно платно, но у какого-нибудь хорошего невролога. Отзывы о них Вы найдете на форуме. Если у Вас гиперкинезы - это одно, если другие нарушения, то и рекомендации будут иные. Логопед бы мог помочь в случае спазмирования мимических мышц или миотонуса. По своему опыту скажу, нельзя доверять мнению только одного врача. Если гложут сомнения, ищите помощь.

01-04-2008, 12:34

По описанию очень трудно понять, как выглядит Ваш ребенок. То, что его должен грамотный специалист посмотреть, это точно, но в какой области? Вы, как мама, посмотрите сами, что не дает губам смыкаться - строение лица, длина верхней губы, напряжение/спазм лицевых мышц? Ночью во сне закрыт рот у ребенка? Во сне Вы можете соединить его губы - их длины хватает для свободного смыкания? Невротические гримаски - это одно, несмыкающиеся физически губы - другое. Вам бы с педиатра, наверное, надо начать грамотного и внимательного. Вы в ИРАВ не наблюдаетесь? Можно было бы Клочковой показаться (она невролог) и там же логопед.

Базовый набор упражнений для профилактики или коррекции зубочелюстных аномалий:

Основные правила проведения лечебной миогимнастики:
- сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой, 3-4 раза в день по 5-10 минут.

Нормализация дыхания — выполняется на утренних зарядках, уроках физической культуры, во время прогулок.

  1. Исходное положение — осанка должна быть правильной:
    1. Голова и туловище держать прямо.
    2. Плечи слегка отведены назад вместе с опущенными руками.
    3. Грудь должна быть развёрнутой.
    4. Локтевые суставы прижаты к спине
    5. Живот подтянут
    6. Ноги в прямом положении (коленные суставы выпрямлены).
  2. Последовательность: полный вдох через нос за счёт движения мышц живота, а выдох при помощи груди опять же через нос. Повторять до 12 раз.

Упражнения для нормализации функции смыкания губ :

Исходное положение: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, коленные суставы согнуты, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут:

Упражнение N 1. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть;

Упражнение N 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок (можно что-то произнести, подержать несколько секунд и вернуть обратно.)

Упражнение N 3. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;

Упражнение N 4. Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево;

Упражнение N 5. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу;

Упражнение N 6. Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть;

Упражнение N 7. С усилием выдувать воздушную струю ("дует ветерок", "погасим свечу", "сделаем бурю" и т.д.).

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания :

Исходное положение: сидя перед зеркалом, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, колени согнуты, ноги вместе, пятки вместе;

Упражнение N 1. "Часики". Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе;

Упражнение N 2. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой "на-на";

Упражнение N 3. "Будем красить потолок". Красить комнаты пора, пригласили маляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки - кисть, твердое небо - потолок...;

Упражнение N 4. Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД...;

Упражнение N 5. "Всадники". Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком;

Упражнение N 6. Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка;

Упражнение N 7. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу;

Упражнение N 8. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.

В этом упражнении мы учимся правильно глотать. Используй зеркало для того, чтобы следить за тем, чтобы твои губы и подбородок не двигались во время этого упражнения.
1. Кончиком языка найди «точку покоя» .
2. Сомкни губы, слегка сомкни задние зубы.
3. Прижми язык к небу, не касаясь кончиком передних зубов.
4. Почувствуй, как спинка языка движется вверх.
5. Теперь спокойно глотни и ощути как слюна плавно и волнообразно перемещается от кончика языка к его основанию.
6. Губы и подбородок при этом должны быть неподвижны - проверь это глядя в зеркало. Если ты заметишь движение - повтори упражнение еще раз перед зеркалом.
Запомни, при глотании губы и подбородок не должны двигаться и напрягаться. Делай это упражнение минимум 2 минуты,

Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

Упражнение N 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц;

Упражнение N 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.



Упражнения при дистальном и глубоком прикусах:



1. упражнения выполняются стоя при слегка запркинутой голове, руки вытянуты вдоль туловища и отведены назад. Нижнюю челюсть выдвигают вперед до смыкания режущих краев нижних резцов с верхними, а затем перемещают кзади.

2. Спустя месяц проводят те же упражнения с той лишь разничей, что нижнюю челюсть выдвигают так, чтобы нижние передние зубы устанавливались впереди верхних.


Упражнения при мезиальном прикусе:

1. Кончиком языка ребенок должен давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (приблизительно в течение 3—5 минут).

2. При слегка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком запрокинутого языка попытаться достать задний край твердого неба.

3. Подтянуть нижнюю губу, особенно если она отвислая, под верхние передние зубы, а затем отпустить ее.

Упражнения при мезиальном прикусе. 1. Кончиком языка ребенок должен давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (приблизительно в течение 3—5 минут). 2. При слегка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком запрокинутого языка попытаться достать задний край твердого неба. 3. Подтянуть нижнюю губу, особенно если она отвислая, под верхние передние зубы, а затем отпустить ее.