Самые крепкие семейные союзы фигуристов. Пять историй любви парных фигуристов Пары фигуристов семейные

Фигуристы, выступающие в парном фигурном катании или в спортивных танцах на льду, нередко становятся супругами в реальной жизни. Это неудивительно, ведь спортсмены не только проводят вместе много времени, но во время выступлений должны показать чувства так, чтобы в них поверили судьи и зрители.

Иногда пары распадаются не только на льду, но и в жизни. Однако некоторым удается сохранить свои чувства на протяжении всей жизни.

Людмила Пахомова и Александр Горшков



Они были гордостью советского спорта и любимцами миллионов болельщиков. В танцах на льду Людмиле Пахомовой и Александру Горшкову на протяжении 6 лет не было равных. Фигуристы сумели завоевать все мыслимые награды, а в ЗАГС по настоянию Людмилы отправились только после получения первых золотых медалей на Чемпионате мира.

Людмила Пахомова и Александр Горшков.


Людмила Пахомова и Александр Горшков с дочерью.

Они ушли из большого спорта на пике славы, оставшись непобеждёнными, и стали устраивать свою жизнь вне ледовых арен. Они были невероятно счастливы, воспитывали маленькую дочь и строили планы на будущее. Однако в 1979, через два года после рождения Юли, у Людмилы Пахомовой диагностировали онкологическое заболевание. Почти семь лет продолжалась борьба спортсменки за жизнь. Александр всегда был рядом, поддерживал, помогал, не спал ночами. Но эту битву они проиграли, Людмила ушла в 1986 году.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов



Эту пару называли легендарной во всех смыслах. Они начали кататься довольно поздно, уже в подростковом возрасте, первые золотые медали на Чемпионате СССР получили, когда Олегу Протопопову было уже почти 30 лет, Людмиле - 27. Став в пару в 1954 году, уже через три года они создали свою семью. И пронесли чувства через всю жизнь.


Людмила Белоусова и Олег Протопопов.

Они придумали множество сложнейших элементов, которые позже вошли в обязательную программу фигуристов во всём мире, завоевали множество наград и ушли из большого спорта, когда стали проигрывать своим соперникам.
В 1979 году они эмигрировали из СССР во время швейцарских гастролей Ленинградского балета на льду, где оба работали. После этого на родине их имена были преданы забвению. Лишь через 24 года они смогли вновь приехать в Москву по приглашению Вячеслава Фетисова.


Людмила Белоусова и Олег Протопопов.

В последний раз они вышли на лёд в 2015 году, когда Олегу Алексеевичу было уже 83 года, а Людмила Евгеньевна готовилась отпраздновать свой 80-летний юбилей. Супруги прожили вместе 60 лет и только смерть смогла разлучить их. В 2017 году Людмила Белоусова скончалась от онкологического заболевания. Олег Протопопов до сих пор выходит на лёд. В 86 лет он исполняет танец, посвященный своей супруге.

Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков



Наверное, это одна из самых трогательных и одновременно трагичных историй любви на льду. Екатерине едва исполнилось 10 лет, Сергею – 14, когда их вынужденно поставили в пару. Результаты юных фигуристов в одиночном катании тренеров не впечатляли, детей уже готовили записать в ранг бесперспективных, но решили дать им шанс попробовать работать в паре. Но и в дуэте проявить себя они смогли далеко не сразу. Помогла настойчивость маленькой Кати, которая всё время назначала дополнительные тренировки.


Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков.

Однако со временем лёд покорился этой удивительной паре, они завоевали множество медалей на чемпионатах мира и Европы, стали Олимпийскими чемпионами. Но самым счастливым они оба считали тот день, когда Сергей признался в любви своей будущей жене. Впрочем, сомневаться в их взаимных чувствах не приходилось: Екатерина и Сергей просто сияли от счастья.

Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков с дочерью.

В 1991 году фигуристы стали мужем и женой, а через год у них родилась дочь. Сергей мечтал построить большой просторный дом, но в 1995 году во время тренировки его жизнь унес инфаркт. Екатерина смогла выйти на лед лишь через год, посвятив первое свое выступление ушедшему мужу. Они могли бы прожить вместе целую жизнь, но история, к сожалению, не знает сослагательного наклонения.

Ирина Моисеева и Андрей Миненков


Этот дуэт зародился в самом детстве. Ирина сама выбрала Андрея из предложенных кандидатур, но не смогла ответить на вопрос, почему именно его. Они практически сразу испытали симпатию друг к другу, что не могло не сказаться на тренировках. Ирина Моисеева и Андрей Миненков, став однажды в пару на льду, так и остались в паре на всю жизнь.

Настойчиво и упорно тренируясь, смогли достичь высших наград в спортивных танцах на льду. Они были первыми учениками Татьяны Тарасовой, которые прошли с ней путь от начинающих фигуристов до чемпионов мира. Они вместе с тренером смогли найти неповторимый стиль и образ пары. Их манеру катания судьи приняли далеко не сразу, настолько необычной была пара и на льду, и в жизни. Они могли обижаться друг на друга, не разговаривать по несколько дней, но, если партнёру требовалась помощь, все недоразумения сразу забывались.

Ирина Моисеева и Андрей Миненков.

Их путь в спорте не был простым, Ирина Моисеева и Андрей Миненков так и не смогли стать олимпийскими чемпионами, зато дважды завоевывали золотые медали на Чемпионате мира. Ушли они из спорта в 1983 году, в 1984 у них родилась дочь. Когда дочка подросла, Ирина вышла на тренерскую работу, а Андрей окончил институт радиотехники электроники и автоматики, защитил диссертацию, а позже занялся бизнесом. Ирина же вскоре решила полностью посвятить себя семье.


Фигуристы, выступающие в парном фигурном катании или в спортивных танцах на льду, нередко становятся супругами в реальной жизни. Это неудивительно, ведь спортсмены не только проводят вместе много времени, но во время выступлений должны показать чувства так, чтобы в них поверили судьи и зрители. Иногда пары распадаются не только на льду, но и в жизни. Однако некоторым удается сохранить свои чувства на протяжении всей жизни.

Людмила Пахомова и Александр Горшков


Они были гордостью советского спорта и любимцами миллионов болельщиков. В танцах на льду Людмиле Пахомовой и Александру Горшкову на протяжении 6 лет не было равных. Фигуристы сумели завоевать все мыслимые награды, а в ЗАГС по настоянию Людмилы отправились только после получения первых золотых медалей на Чемпионате мира.



Они ушли из большого спорта на пике славы, оставшись непобеждёнными, и стали устраивать свою жизнь вне ледовых арен. Они были невероятно счастливы, воспитывали маленькую дочь и строили планы на будущее. Однако в 1979, через два года после рождения Юли, у Людмилы Пахомовой диагностировали онкологическое заболевание. Почти семь лет продолжалась борьба спортсменки за жизнь. Александр всегда был рядом, поддерживал, помогал, не спал ночами. Но эту битву они проиграли, Людмила ушла в 1986 году.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов


Эту пару называли легендарной во всех смыслах. Они начали кататься довольно поздно, уже в подростковом возрасте, первые золотые медали на Чемпионате СССР получили, когда Олегу Протопопову было уже почти 30 лет, Людмиле - 27. Став в пару в 1954 году, уже через три года они создали свою семью. И пронесли чувства через всю жизнь.


Они придумали множество сложнейших элементов, которые позже вошли в обязательную программу фигуристов во всём мире, завоевали множество наград и ушли из большого спорта, когда стали проигрывать своим соперникам.

В 1979 году они эмигрировали из СССР во время швейцарских гастролей Ленинградского балета на льду, где оба работали. После этого на родине их имена были преданы забвению. Лишь через 24 года они смогли вновь приехать в Москву по приглашению Вячеслава Фетисова.


В последний раз они вышли на лёд в 2015 году, когда Олегу Алексеевичу было уже 83 года, а Людмила Евгеньевна готовилась отпраздновать свой 80-летний юбилей. Супруги прожили вместе 60 лет и только смерть смогла разлучить их. В 2017 году Людмила Белоусова скончалась от онкологического заболевания. Олег Протопопов до сих пор выходит на лёд. В 86 лет он исполняет танец, посвященный своей супруге.

Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков


Наверное, это одна из самых трогательных и одновременно трагичных историй любви на льду. Екатерине едва исполнилось 10 лет, Сергею – 14, когда их вынужденно поставили в пару. Результаты юных фигуристов в одиночном катании тренеров не впечатляли, детей уже готовили записать в ранг бесперспективных, но решили дать им шанс попробовать работать в паре. Но и в дуэте проявить себя они смогли далеко не сразу. Помогла настойчивость маленькой Кати, которая всё время назначала дополнительные тренировки.


Однако со временем лёд покорился этой удивительной паре, они завоевали множество медалей на чемпионатах мира и Европы, стали Олимпийскими чемпионами. Но самым счастливым они оба считали тот день, когда Сергей признался в любви своей будущей жене. Впрочем, сомневаться в их взаимных чувствах не приходилось: Екатерина и Сергей просто сияли от счастья.


В 1991 году фигуристы стали мужем и женой, а через год у них родилась дочь. Сергей мечтал построить большой просторный дом, но в 1995 году во время тренировки его жизнь унес инфаркт. Екатерина смогла выйти на лед лишь через год, посвятив первое свое выступление ушедшему мужу. Они могли бы прожить вместе целую жизнь, но история, к сожалению, не знает сослагательного наклонения.

Ирина Моисеева и Андрей Миненков


Этот дуэт зародился в самом детстве. Ирина сама выбрала Андрея из предложенных кандидатур, но не смогла ответить на вопрос, почему именно его. Они практически сразу испытали симпатию друг к другу, что не могло не сказаться на тренировках. Ирина Моисеева и Андрей Миненков, став однажды в пару на льду, так и остались в паре на всю жизнь.

Настойчиво и упорно тренируясь, смогли достичь высших наград в спортивных танцах на льду. Они были первыми учениками Татьяны Тарасовой, которые прошли с ней путь от начинающих фигуристов до чемпионов мира. Они вместе с тренером смогли найти неповторимый стиль и образ пары. Их манеру катания судьи приняли далеко не сразу, настолько необычной была пара и на льду, и в жизни. Они могли обижаться друг на друга, не разговаривать по несколько дней, но, если партнёру требовалась помощь, все недоразумения сразу забывались.


Их путь в спорте не был простым, Ирина Моисеева и Андрей Миненков так и не смогли стать олимпийскими чемпионами, зато дважды завоевывали золотые медали на Чемпионате мира. Ушли они из спорта в 1983 году, в 1984 у них родилась дочь. Когда дочка подросла, Ирина вышла на тренерскую работу, а Андрей окончил институт радиотехники электроники и автоматики, защитил диссертацию, а позже занялся бизнесом. Ирина же вскоре решила полностью посвятить себя семье.

Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин - это две величины мирового масштаба в фигурном катании. Каждый его номер был сенсацией, каждое выступление ее в паре с Андреем Букиным приносило олимпийские медали. Все считали, что Наталья и Андрей не только катаются вместе, но и являются спутниками по жизни. чтобы их сердца забились в унисон.

Одной из самых известных и красивых пар на данный момент является великолепный дуэт сборной России: Татьяна Волосожар и Максим Траньков. «Их свела судьба», — такими словами можно описать отношения этих спортсменов на ледовой площадке и за его пределами. Максим половину своего карьерного пути провел, выступая с другими партнершами и ни с одной из них не добился особых успехов. То же самое можно сказать и Татьяне, которая в один момент своей карьеры уже подумывала об уходе из большого спорта. Так хотел поступить и Траньков, пройдя через череду неудач со своими партнершами, но судьба распорядилась иначе и подарила нам один из самых лучших тандемов всего мирового парного фигурного катания.

В Сочи молодые фигуристы стали двукратными олимпийскими чемпионами. Но развивались их партнерские отношения еще с 2010 года. В октябре того же года они представили первую совместную программу и сразу же победили на одном из этапов Кубка России. В те года оба фигуриста двигались параллельными курсами в личных отношениях: Татьяна была замужем за своим прошлым партнером Станиславом Морозовым, а Максим имел длительные отношения со своей подругой. Но олимпийский цикл сказался на отношениях Волосожар и Транькова, по окончании Олимпиады, взяв небольшую паузу и хорошенько все обдумав, они объявили о предстоящей им процедуре бракосочетания.

На волне позитивных эмоций супруги выиграла чемпионат Европы 2016 года в Будапеште, по окончании которого вновь взяли паузу. На этот раз причиной стало рождение малышки Анжелики. На какое-то время они ушли из спорта, но обязательно обещали вернуться.

А лексей Т ихонов и М ария П етрова

Еще одна знаменитая романтическая история из фигурного катания снова родом из России. На этот раз дуэт фигуристов тоже имеет богатую историю становления. Алексей встал в пару со своей будущей женой всего лишь в 1996, успев к тому времени не только скататься с несколькими партнершами на родине, но даже переезжал в Японию, где катался с Юкико Кавасаки и дважды становился чемпионом этой страны. Вернувшись в Россию, после двухлетнего перерыва, Алексей начал выступать с Марией Петровой, которая совсем недавно осталась без партнера.
Через 2 года фигуристы взяла свою первую золотую медаль на этапе Гран-при в Германии. Спустя некоторое все в том же сезоне 1998-1999 года они стали чемпионами Европы. Всего эта пара совместно прокаталась на льду до 2007 года, после чего они вместе завершили спортивную карьеру. Вместе они становились чемпионами мира, двукратными чемпионами Европы и чемпионами России. Участвуя на двух Олимпиадах они ни разу не попали в призы, занимая 6 и 5 места. Однако все это не помешало партнерам, проживающим совместно с 2002 года, расписаться и родить прекрасную дочь Полину, которая совсем недавно пошла во второй класс.

Алексей и Мария хоть и ушли из спорта, но фигурное катание не оставили и оба выступали в шоу «Ледниковый период» и «Звезды на льду».

Следующая двойка – китайские фигуристы: Шэнь Сюэ и Чжао Хунбо, впервые эта пара встала вместе на лед в 1992 году. По результатам своих первых Олимпийских игр в 1998 году дебютанты оказались на пятой строчке, произведя на общественность неизгладимое впечатление своим талантом и мастерством. Совсем скоро – в 1999 году, подтянув свою технику, Сюе и Хунбо взяли серебро Чемпионата мира, дуэт стал первой китайской парой, которая получила награды в подобном первенстве. На ЧМ-2000 и последующего года они брали серебряные и бронзовые медали соответственно.

После такого яркого старта многие ожидали от них в Солт-Лейк-Сити только победы. Но, несмотря на все предпосылки – дуэт неважно исполнил четверной выброс-сальхов и занял тогда третье место. Тем не менее для Китая эта бронза является первой олимпийской медалью в парном фигурном катании. В 2002 году Сюэ и Хунбо стали чемпионами мира, а в последствии закрепили свой успех в 2003 – уже в Вашингтоне. На играх в Турине (2006 год) фигуристы получили свою вторую бронзовую медаль Олимпиады, даже несмотря на травму Чжао – осенью 2005 года ему оперировали ахиллово сухожилие. Этап карьеры с 2006 по 2007 стал для Чжао Хунбо и Шэнь Сюе невероятно богатым на титулы: победа в серии Гран-При, в чемпионате Четырёх континентов 2007 года и азиатских Зимних Играх-2007. А ключевым эпизодом стало золото Чемпионата мира в 2007 году. В след за этой победой Чжао предложил своей партнёрше расписаться, бракосочетание произошло в 2008 году по окончании Летней Олимпиады. Вскоре после заключения брака спортсмены заявили о завершении карьеры.

Однако, прожив два года без большого спорта, китайскийские фигуристы вернулись в фигурное катание в 2009 году, дабы подготовиться к Олимпиаде 2010 года, где совместными усилиями они добыли победу. По мнению многих критиков этот спортивный союз является одним из самых успешных: именно эти ребята прервали серию побед спортсменов из России и бывшего СССР. Чжао и Шэнь введены в зал славы фигурного катания, что несомненно является огромной гордостью для всего Китая. 3 сентября 2013 года у них появилась на свет дочка.

Сейчас, даже после завершения спортивной карьеры, супруги трудятся с молодым поколением спортсменов, которым пророчат большое будущее. Шень Сюе – заместитель начальника отдела фигурного катания Центра управления по зимнему спорту при Государственном спортивном управлении КНР, а Чжао Хунбо трудится на посту главного тренера сборной Китая по парному фигурному катанию. Надо заметить, что даже по завершении карьеры на льду, чемпионы Олимпиады вносят большой вклад в успехи сборной Китая: их воспитанники в марте выиграли золото.

Одни из самых известных российских фигуристов начали совместные выступления в том же 1992 году, что и наши предыдущие герои, на тот момент им было по 19 лет. До этого они катались с другими партнёрами, но взаимные чувства привели к образованию нового дуэта фигуристов.

Эту пару отличал особый артистизм и живость выступлений. Их первым успехом явилось серебро на чемпионате России в 1994 году. В следующем 1995 и в 1996 годах в этом чемпионате дуэт занимал третье место. Первое золото Авербух и Лобачева получили на первенстве страны в 1997 году. В 1998 году спортсмены стали дебютантами зимних Олимпийских игр, где заняли пятое место. Фигуристы выиграли чемпионат мира в 2002 году, а на Олимпиаде-2002 выступали уже как супруги. На этой олимпиаде они получили серебряные медали. А сразу после неё объявили о завершении карьеры в большом спорте. Позднее они конечно участвовали в различных показательных выступлениях, но в роли любителей. Уже в 2004 году в их семье родился сын Мартин.


К сожалению, совместная спортивная карьера, ребенок и довольно долгая семейная жизнь (шестнадцать лет Авербух и Лобачёва были женаты) не спасли пару от разрыва – в ноябре 2007 года они развелись. Многие были потрясены их решением, но такова жизнь.

После завершения спортивной карьеры Илья не оставил фигурное катание — ему удалось удачно организовать большое количество театрализованных постановок на льду. Также он является организатором и участником таких шоу как «Ледниковый период» и «Звезды на льду», в которых, к слову, так же участвует и Ирина. Лобачева же стала треном белорусских спортсменов.

Парное фигурное катание — сложный, травмоопасный спорт, но и один из самых красивых.

По некоторым своим элементам он похож на одиночное катание, но требует от обоих спортсменов не только техники, но и слаженности действий.

Именно в гармоничности, в обоюдном понимании партнёра — изюминка этого вида спорта, что и делает его наиболее зрелищным.

Парное фигурное катание требует, чтобы все спортивные элементы непросто были технически верно выполнены, но ещё и сочетались между собой (для этого применяются соединительные шаги, хваты и позиции с полным использованием поверхности катка ) и были выполнены синхронно.

Как зарождалось фигурное катание в паре

Местом и датой рождения фигурного катания можно назвать Эдинбург, 1742 год. Здесь был открыт первый клуб любителей этого спорта .

Танцы на льду быстро завоевали популярность в Америке, учреждались новые клубы, совершенствовались правила, создавались новые модели коньков.

Уже к середине XIX века были документы с перечнем практически всех существующих обязательных фигур, техник выполнения.

Но видом спорта фигурное катание признали не сразу — только в 1871 года на Конгрессе конькобежцев. И спустя, более чем десять лет, состоялся первый официальный чемпионат — в 1896 году в Санкт-Петербурге. В 1908 году впервые парное фигурное катание включили в зимние Олимпийские игры в Лондоне. С 1897 по 1960 год соревнования проводились в трёх вариантах компоновки пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. Но в чемпионатах мира и Олимпиадах разрешалось участвовать только разнополым парам.

В 1924 на первом чемпионате СССР победителями стали Александра Быковская и Юрий Зельдович. Советская школа катания начала развиваться с появлением знаменитых пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев. Они соревновались в произвольной программе.

Из чего состоят соревнования

Правила и структура состязаний менялись с годами. Сейчас они проходят в короткой и произвольной программах.

Причём только двадцать лучших пар по результатам короткой программы допускаются к произвольной .

Из-за своей травмоопасности парное фигурное катание никогда не славилось большим числом участников, поэтому редко, когда на лёд выходят более 24 пар (в среднем 15—16 на чемпионатах Европы и около 20 — на мировых турнирах ), и все они участвуют в обоих видах программ.

Важно! Парное фигурное катание по организационным моментам считается одним из самых жёстких. Предъявляются требования не только к технике, но и к одежде, музыкальному сопровождению. Например, потерять баллы можно из-за оторвавшейся пуговицы или слишком откровенного наряда.

Виды обязательных элементов

В свои программы пары включают как элементы из одиночного катания, так и исключительно присущие только этому виду спорта. Обилие, разнообразие и сложная техника делают парное фигурное катание столь захватывающим зрелищем. К спортсменам предъявляются требования по выполнению обязательных элементов , которые являются костяком будущих судейских оценок.

Синхронное вращение

Оба партнёра вращаются синхронно, независимо друг от друга. То же самое, что параллельное вращение.

Изучать такой элемент эксперты советуют сначала каждому из партнёров, и не приступать к синхронным упражнениям до тех пор, пока оба спортсмена не овладеют этой техникой.

При таком вращении партнёры должны соблюдать определённую «жёсткость» тела , но при этом не выглядеть скованно. Кроме баланса, для таких элементов нужно распределить массу тела.

Справка. Количество оборотов: при устойчивом положении от четырёх до шести. Центровка оси на нижнем зубце конька (только после этого переход на переднюю часть). Такой элемент фигуристы делают в ласточке, в волчке, иногда — в верхнем пируэте. Возможны и другие комбинации: парная либела или парный волчок.

Синхронный прыжок

Это не что иное, как исполнение одиночных элементов параллельно, независимо друг от друга. Синхронный прыжок фигуристы совершают сообща, не касаясь партнёра. Техника этого элемента зависит от того, какой прыжок выбран. По правилам прыжки должны быть многооборотные: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).

Вам также будет интересно:

Дорожка шагов

Это сочетание шагов и поворотов (в разных комбинациях), которые фигуристы делают под музыку, соблюдая ритм.

Если в одиночном катании шаги это связующий элемент, то в парном они становятся «зачётным» элементом, который присутствует и в короткой, и в произвольной программе.

Дорожка шагов может включать в себя декоративные элементы или движения корпусом. Здесь судьи смотрят на соответствие ритму (музыкальность, актёрское исполнение — важный критерий в оценке такого элемента).

Есть два типа «дорожек шагов»: техническая и хореографическая . В произвольной программе можно показывать обе. Хореографическая должны содержать спираль. Запрещено совмещать шаги с прыжками и подскоками (в более чем половину оборота), и вращениями (в более чем один поворот). Нельзя использовать во время дорожек поддержки. Разрешены остановки, если это продиктовано музыкальной фразой, а также смена рук и положения фигуристов.

Спираль: что это такое

Спираль является обязательным элементом. Под ним понимают скольжение на чётком ребре одного конька в неизменной позе с поднятой свободной ногой.

На льду после выполнения такого элемента остаётся плавный, меняющий кривизну след. Судьи в исполнении спирали оценивают красоту и точность.

Иногда спиралью называют известную всем «ласточку»: туловище горизонтально, скольжение на одной ноге, свободная нога поднята.

К спиралям также относятся «кораблик», «бауэр»: скольжение на двух ногах на наружных или внутренних рёбрах. Но за такие элементы оценок за технику не дают, они считаются связующими. В произвольной программе применяется элемент «хореографическая дорожка» (с обязательной спиралью).

Совместное вращение

Этот элемент означает, что партнёры вращаются как единое целое. Различают «английское вращение» (сидя), «крокодил» (встречная либела), парная либела. Вращение бывает простое и со сменой ноги. Именно в создании и выполнении такого элемента фигуристы могут дать волю творчеству — нетрадиционные вращения добавляют баллов и красоты.

Важно! Вращения на двух коньках признаны учебными, они не приносят очков во время соревнований.

Поддержка

Выполняя такой элемент, фигурист поднимает девушку, удерживает и затем ставит на лёд.

При этом акробатика, трюки в поддержках запрещены, единственное, что может сделать партнёрша это сменить положение рук во время выполнения элемента. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — напротив, это запрещено. Бывают короткие поддержки (не более шести секунд ) и длинные (не более двенадцати ).

Фото 1. Поддержка в парном фигурном катании. Партнер держит партнершу над головой на вытянутой руке.

Элементы характеризуется:

  • положением спортсменов друг к другу;
  • различным хватом в начальной стадии;
  • разнообразными способами отталкивания девушки ото льда;
  • положением в упоре;
  • способами спуска на лёд;
  • количеством поворотов.

Чтобы выполнить поддержку успешно, фигуристка должна верно сделать прыжок, а спортсмен — достаточно высоко и правильно поднять её. Техничность также зависит от того, как быстро и точно принимает положение упора партнёрша, и от координации движений. Начальная стадия поддержек: разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание и жим, вращение фигуристки в воздухе, опускание на лёд, выход из поддержки.

Что запрещено в поддержках

  • лежать, сидеть на голове мужчины;
  • сидеть, стоять на спине или плечах мужчины;
  • шпагат вниз головой для партнёрши;
  • нельзя вращать фигуристку , держа её за конёк или ботинок с выпрямленными руками .

Выброс

Это обязательный и самый травмоопасный элемент. По статистике, от общего объёма травм 33% — от выбросов. Партнёр во время выполнения элемента бросает фигуристку в воздух, отрывая её от себя. Совершив прыжок, спортсменка приземляется самостоятельно на заднее наружное ребро.

Фото 2. Выброс партнерши в парном фигурном катании. В воздухе фигуристка делает вращение вокруг своей оси.

В этих элементах существуют разные способы отталкивания, хваты партнёрши и бывает различное число оборотов. Все это отличает выбросы, делая их сложнее, техничнее и предоставляя фигуристам возможность заработать больший балл.

Впервые такой элемент был показан братом и сестрой Кауфманн в 1960 году (одинарный аксель). Двойной аксель исполнили спортсмены из ГДР, только спустя 10 лет. Среди первых исполнителей были и советские Юлия и Ардо Ренник, Жанна Ильина и Александр Власов. И только в 2007 году американцы Тиффани Вайз и Дерек Трент совершили четверной выброс.

Подкрутка

Подкрутка отличается от выброса тем, что партнёр, подбрасывая спортсменку в воздух, должен затем поймать её за талию и опустить на лёд.

Это также обязательный элемент в парном фигурном катании. Именно в исполнении подкрутки должна максимально проявляться согласование действий партнёров.

Элемент различают по способу отталкивания партнёрши, по числу оборотов (как правило, в два или три ), по числу черт сложности (сюда входит шпагат фигуристки, верный приём партнёрши, сложный отрыв, шаги, предшествующие отрыву). Сенсацию с таким элементом произвели советские фигуристы Марина Черкасова и Сергей Шахрай. В 1977 году они сделали четверную подкрутку .

Вам также будет интересно:

Тодес

Фигурист при таком элементе держит девушку за руку, а она описывает спираль (это похоже на работу циркуля). Оба фигуриста должны совершить как минимум один оборот в позиции полного тодеса (при согнутых коленях у партнёра). Тела и голова находятся близко от поверхности льда, но не касаются её, вес тела приходится на ребро конька и на руку партнёра.

Короткая программа

Это первая часть соревнований парного фигурного катания. Её длина не более двух минут пятидесяти секунд . За превышение снимаются баллы.

В короткой программе обязательно должны присутствовать следующие элементы:

  • двойной или тройной прыжок;
  • поддержка;
  • двойная или тройная подкрутка;
  • двойной или тройной выброс;
  • тодес;
  • комбинированное вращение со сменой ноги (параллельное или совместное);
  • дорожка шагов.

Взрослые фигуристы могут выбрать подходящие элементы, юниоры только тип выброса и заходы на поддержку. Из музыки обычно берут 2—3 отрывка.

В спортивных танцах на льду, с заданным видом музыки, должна присутствовать обязательная творческая часть . В таком танце важно отразить характер музыки, показать владение техникой через шаги и движения.

Произвольная программа

Вторая часть соревнования в парном фигурном катании длится не более четырёх минут и тридцати секунд . В произвольную программу входят:

  • параллельный прыжок;
  • каскад или комбинация прыжков;
  • два отличных друг от друга выброса;
  • три поддержки и одна подкрутка;
  • тодес;
  • параллельное и парное вращение;
  • хореографическая дорожка (спираль в ней обязательна).

Произвольный танец включает в себя поддержки, дорожки шагов, танцевальные вращения, твиззлы (специальные шаги). В этой программе можно выбирать стиль, музыкальное направление, ритм.

Запрещённые элементы

Правила парного фигурного катания строго регламентируют, какие элементы выполнять нельзя. К запрещённым относятся:

  • прыжок навстречу партнёру;
  • задействование декораций, реквизита;
  • раскрутки, когда фигуристка способна потерять контакт со льдом;
  • сальто;

Фото 3. Выполнение сальто на льду. Данный элемент считается запрещенным как в одиночном, так и в парном фигурном катании.

  • каскады из четырёх прыжков и более;
  • лежание на льду;
  • вертикальный переворот фигуристки.

Внимание! Запрещено злоупотреблять поддержками, если такие элементы есть в программе, то за лишнее их количество снижают общую оценку.

Система оценок

Спортсменам ставят оценки девять судей. Есть главный судья, технический контролёр и два технических специалиста. Каждой программе присваиваются баллы. Победителем становится тот, кто набрал большую сумму за короткую и произвольную программы. Каждый прыжок имеет базовую стоимость. В каскадах суммируют оценки за отдельные прыжки. Элементы с большим числом оборотов «стоят» дороже.

Судьи присваивают каждому выполненному элементу от —3 до +3 баллов. За минусом одной высшей и низшей оценки вычисляется средний балл, умножается на коэффициент элемента и приплюсовывается (или отнимается) к базовой стоимости прыжка.

Падение — минус один балл . Оценивается синхронность, артистизм, а технический специалист назначает элементам их «стоимость» и по мере выполнения эта сумма добавляется к общим баллам.

Артистизм — это пять пунктов:

  • владение коньком;
  • связующие элементы;
  • красота исполнения;
  • построение программы;
  • передача музыки и образа.

Важно! За исполнение прыжка во второй половине программы его базовая «стоимость» увеличивается на 10%.

Разница между парным фигурным катанием и спортивными танцами на льду

Спортивные танцы — это больше хореография, чем техника. Здесь нет обязательных элементов вроде выброса, прыжков, дорожек, вращений.

В них также отсутствуют сложные акробатические номера.

Пара стремится красиво и изящно станцевать на льду, а фигуристы в парном катании обязаны выполнять все необходимые элементы технически точно , чтобы завоевать большее количество баллов.

В парном спортивном катании артистизм тоже важен, но он на втором месте после верного владения телом и коньком . К тому же в парном катании фигуристы не должны долго выполнять программу по отдельности — здесь важна синхронность.

Особенности парного фигурного катания у детей

Дети, перед тем как освоить парное катание, должны пройти должную подготовку . Она длится не меньше месяца , укрепляет организм, развивает ловкость, силу и выносливость. В некоторые школы в группы парного катания принимают детей, уже имеющих спортивный разряд. Международные турниры для юниоров устанавливают следующие правила: возраст партнёрши младше 19 лет, партнёра — младше 21 года. Будь первым!

Средняя оценка: 0 из 5 .
Оценили: 0 читателей .

В российском фигурном катании появилось новое поколение молодых, но уже очень успешных спортивных пар. На трёх этапах Гран-при в этом сезоне они выиграли два золота и два серебра, тогда как прежние лидеры сборной Евгения Тарасова и Владимир Морозов успели взять лишь одну бронзу. Почему отечественные болельщики вправе ожидать такого же прорыва, который несколько лет назад произошёл в женском одиночном катании, и почему его придётся ждать чуть дольше - в материале RT.

Пока этой осенью российские любители фигурного катания восхищаются беспрецедентными успехами одиночниц, мимо них может пройти не менее важный повод для гордости. За последние два года парное катание в стране встало на тот же путь, который в своё время проделало женское. С каждым сезоном появляется молодёжь, привносящая что-то новое в свою дисциплину, и теперь спортивных пар уже так много, что приходится объявлять конкурс на место в сборной.

О том, что в скором времени в России появится несколько сильных пар мирового уровня, можно говорить уже сейчас. Подтверждения этому появились ещё в сезоне-2018/19, когда два дуэта, закончившие выступать в юниорах, сумели сразу же заявить о себе. Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин сходу выиграли две бронзовые медали этапов Гран-при и отобрались в финал, а Александра Бойкова и Дмитрий Козловский завоевали бронзу чемпионата Европы.

В этом сезоне серия Гран-при только достигла экватора, а молодые российские пары уже добились куда более значимых успехов. Павлюченко и Ходыкин дважды завоевали серебряные награды, Бойкова и Козловский выиграли этап в Канаде, а ещё одно золото записали на свой счёт действующие чемпионы мира среди юниоров Анастасия Мишина и Александр Галлямов. При этом лучшие результаты всех трёх пар входят в топ-4 как на всех турнирах, так и на этапах Гран-при.

К тому же не стоит забывать о том, что в России остаются и другие сильные пары, которым теперь нужно опасаться молодых соперников. Евгения Тарасова и Владимир Морозов пока ещё остаются номинальными лидерами сборной, но летом они сменили тренера и место тренировок. Пока что пара перестраивается, и это продолжает накладываться на её привычный осенний спад. Пока что ученики Марины Зуевой успели отметиться только бронзой на этапе Гран-при в Канаде и должны будут постараться, чтобы пробиться в финал.

Своего слова ещё не сказали Алиса Ефимова и Александр Коровин . Чемпионы красноярской Универсиады выступят на этапах Гран-при в Китае и Японии и постараются подняться на пьедестал почёта, что им уже удавалось в прошлых сезонах. В финал юниорского Гран-при отобрались пять российских пар во главе с Аполлинарией Панфиловой и Дмитрием Рыловым - ещё одними будущими суперзвёздами.

Наконец, на московском турнире Rostelecom Cup ожидается дебют Ксении Столбовой с новым партнёром Андреем Новосёловым . Пока они представляют из себя самую большую загадку в отечественном парном катании, но можно привести массу примеров, когда опытная партнёрша и менее известный партнёр добивались небывалых успехов на льду.

Ситуация в российском парном катании напоминает положение дел в женской фигурке. Сходящие как с конвейера молодые спортсмены оттесняют более возрастных, а тем приходится что-то менять в себе, чтобы затормозить этот процесс. Отличие только одно - в парах развитие происходит всё-таки медленнее, чем у девушек, и мировые рекорды с чемпионскими титулами никто сразу после выхода на взрослый уровень не получает, в отличие от Евгении Медведевой , Алины Загитовой и Александры Трусовой . Но и таких впечатляющих дебютов, как сейчас у нового поколения российских пар, прежде не было.

Что ещё роднит текущее состояние парного катания с женским, так это выход фигуристов на новый технический уровень. Бойкова и Козловский лидируют в мире по средней первой оценке и в короткой программе, и в произвольной. Они владеют сложными выбросами, качественными каскадами, прогрессируют в поддержках.

Пара катается со взрослыми уже второй год, и благодаря этому наработала определённый авторитет. Бронзовая медаль чемпионата Европы, выигранная отчасти из-за отказа Натальи Забияко и Александра Энберта ехать в Минск, а также благодаря ошибкам соперников, теперь работает на учеников Тамары Москвиной .

Мишину и Галлямова тоже можно отнести к парам, у которых с техникой полный порядок. Их фишка - это идеальные параллельные прыжки, одиночные и в каскаде. В короткой программе они стабильно прыгают тройной сальхов, а в идеале от них можно ждать и каскада из двух прыжков с ойлером - им до сих пор принадлежит рекорд за эту связку по набранным баллам, установленный в юниорах.

Павлюченко и Ходыкин тоже стараются не отставать в прыжковой части и пробуют исполнить тройной флип - на данный момент самый сложный прыжок для пар. В их арсенале также есть подкрутки четвёртого уровня. В целом у дуэта нет слабых мест, и ему необходимо только попасть в нужный ритм, чтобы исполнить все свои наработки.

Конечно, пока что вешать всем российским парам золотые медали, как это было с одиночницами с первых дней их взрослой карьеры, нельзя. Хотя они и выделяются отдельными элементами, в парном катании в первую очередь ценятся поддержки. За идеальное их исполнение можно заработать от девяти до десяти баллов (за прыжки, выбросы и подкрутки - от шести до восьми с половиной), а выполнить их можно четыре раза за два проката. Лучше всех в России их исполняют Панфилова и Рылов, но они пока что не состязаются со взрослыми. В этом сезоне тренд на поддержки задают североамериканские пары, и во многом благодаря этому именно они - ближайшие соперники россиян.

Без элитных поддержек российские дуэты пока не смогут конкурировать с прошлогодними чемпионами мира и Европы, которые в этом сезоне ещё не выступали перед публикой. Речь идёт о китайцах Суй Вэньцзин - Хань Кун и французах Ванесса Джеймс - Морган Сипре . Именно они пока являются основным ориентиром для всех пар, но российские фигуристы к ним подбираются всё ближе и ближе.

И хотя скачок, который предпринимают отечественные дуэты, не такой резкий, как тот, что совершили одиночницы, у них остаётся время до Олимпийских игр в Пекине. И сумеют ли удержаться в седле те, кто уже сейчас проигрывает молодой поросли, ещё вопрос.