Майкл джордан цитаты за свою жизнь я. Цитаты великих и известных о жизни, любви, деньгах, успехе, мечте и многом другом. Достижения Майкла Джордана

После орнаментальных упражнений можно перейти к выполнению пером шрифта антиквы.

Старайтесь писать его крупно.
Не рекомендуется для упражнений писать буквы в алфавитном порядке, это методически неправильно. При выполнении упражнений буквы группируют по сходству начертаний. Общие элементы сходных букв непрерывно повторяют до тех пор, пока не будет усвоено их написание .

Упражнение начинаем с букв 1-й группы, состоящих только из вертикальных и горизонтальных штрихов - Г, Е, Н и др. Затем пишем буквы 2-й группы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий - А, Ж, И и др. За ними следуют буквы 3-й группы, в которых прямые штрихи соединяются с округлыми - Б, В, Ч и др. 4-й группой пишем круглые буквы - З, О, С и др. После прописных букв можно приступить к написанию строчных, также распределив их по указанным группам.

Шрифт, выполненный ширококонечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

К отмеченным звездочкой буквам см. иллюстрацию ниже.

Улучшение ритма штрихов в буквах, написанных ширококонечным пером. Вверху - буквы, написанные по логике ширококонечного пера (без поворота пера). Внизу - (рекомендуется при продвинутом уровне) написание букв с поворотом пера при написании левосторонних диагональных элементов.

Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разнообразия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размеров; прозаический текст чередовать со стихотворным. Как, например, в работе Любомира Краткого.

Любомир Краткий (Lubomir Kratky).
Extrait du «Petit Prince», de Saint-Exupery.
1987, 50x40 см.
Бумага, краски, коленкоровая кисть.

Упражнения для пера (часть II)

Изучая шрифты и приемы исполнения, можно прибегнуть и к методу копировки. Копируют как исторические почерки, так и лучшие работы современных мастеров, переписывая их ширококонечным пером. Соблюдать размер оригинала необязательно.

Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить написание курсивного шрифта. От вас требуется аккуратность и усидчивость, и вы сами не заметите, как все начнет получаться.

Обратите внимание на то, что текст при неопытном исполнении вначале обыкновенно получается редким, потом уплотняется, а под конец может под влиянием усталости пишущего опять поредеть. Это явление чаще всего возникает при длинных текстах и делает общую картину шрифта неравномерной. Чтобы плотность шрифта оставалась одинаковой, рекомендуется предварительно разметить текст карандашом, а для контроля написать несколько пробных фраз на бумаге. Может случиться, что от постепенного усиления нажима на перо текст в конце письма будет темнее, чем в начале. Время от времени сверяйтесь с первой строкой, чтобы определить, соблюдаются ли первоначальные пропорции и ритм букв, а также наклон пера .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными буквами.

Многие начинающие слишком поспешно переходят от первоначальных упражнений к письму сложных букв. Такая спешка приводит к неряшливости письма, нарушению стилевого единства в знаках одного алфавита. Упражнения следует делать внимательно и методично, несмотря на то, что штрих из-за медленного движения пера получается неровным. Быстрота, если о ней уместно говорить при выполнении шрифта, приходит позже, как бы сама собой, вместе с устойчивостью руки.

Гюнтер Жунге (Gunther Junge).
Шрифтовая вариация .

Упражнения для пера (часть III)

Лишь после длительной тренировки, когда выполнение общеизвестных стилей шрифта полностью усвоено, можно постепенно перейти к выработке индивидуального почерка, вернее - он сам развивается в процессе упражнений. Это можно сравнить с переходом от ученического почерка к почерку взрослого человека. Под индивидуальным почерком подразумевается не только алфавит, созданный самим пишущим, но и (большей частью) индивидуальное преобразование какого-нибудь известного стиля без коренного изменения .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными и несвязанными буквами.

Очень часто при отделке шрифта всем буквам или их характернейшим элементам пытаются придать однородный характер, подчинить их «единому стилю», не считаясь с особенностями данного шрифта и спецификой его начертания. В курсиве это проявляется, например, в попытках связывать все буквы между собой непременно одним способом, хотя известно, что некоторые буквы хорошо связываются верхним соединительным штрихом, другие - хуже, а иные этим способом и вовсе не связать. Эту опасность должен учитывать начинающий, помня, что и единство стиля - понятие относительное, требующее меры.

Очень строго нужно следить за тем, чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте - наклонные) располагались параллельно, иначе буквы кажутся шатающимися и шрифт теряет свою ритмичность.

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта с несвязанными буквами.

Различные приемы выполнения засечек.

Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.

Тесно сжатый шрифт более декоративен, чем нормальный, но менее удобочитаем, поэтому его следует применять с осторожностью. То же самое относится к шрифту со слишком узкими межстрочными промежутками.

Ольдржих Менхарт.
Образцы исполнения некоторых строчных букв.

Хочется еще раз отметить, что навыки в технике работы ширококонечным пером приобретаются, конечно, в процессе непосредственного выполнения шрифта.

Упражнения для пера (часть IV)

Круглоконечное перо - одно из простейших орудий для написания шрифта. Конец пера имеет дискообразную линию одинаковой ширины независимо от направления движения пера. Круглоконечные перья изготовляются шириною от 0.5 до 5 мм .

В процессе письма вся дискообразная поверхность пера должна равномерно прилегать к бумаге. Если это требование не выполняется, линия получается неровная, неодинаковой ширины. Круглоконечное перо так же, как и ширококонечное, не следует направлять концом вперед, т.е. снизу вверх и справа налево.

Упражнения по орнаменту в технике круглоконечного пера.

Гротеск, исполненный круглоконечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

Круглоконечным пером пользуются главным образом шрифтовики-любители при выполнении вывесок, объявлений и т.д. Употребляется оно и при исполнении стандартного шрифта в технических чертежах. Круглоконечное перо помогает обучающемуся приобрести элементарные навыки и дисциплинирует руку и глаз, но для выполнения полноценного, высокохудожественного шрифта оно почти не пригодно. Процессиональный художник употребляет круглоконечное перо реже, чем ширококонечное и большей частью как вспомогательное средство при рисовании шрифта (например, рубленного). Иногда линию круглоконечного пера или концы букв дорабатывают чертежным пером или акварельной кистью.

Рукописная гарнитура Жихарева.
Типографский шрифт.
Художник И.С. Жихарев.
Москва, 1955.

Подобный шрифт легко воспроизвести круглоконечным пером, доработав элементы букв тонким пером.

Каллиграфия переводится с греческого языка как «красивый почерк». Искусство красивого письма используется в работе дизайнеров, тату-мастеров, художников и может быть отличным хобби. В век компьютерной графики рукописный почерк сохранил актуальность и стал основой новомодного направления под названием «леттеринг».

Что необходимо для каллиграфии


Перед начинающим каллиграфом в первую очередь стоит вопрос о выборе инструментов и материалов для письма. Как выбрать правильную бумагу? Какую тушь предпочесть? Чем отличаются разные виды перьев и держателей? Как подготовить перо к работе? На все вопросы отвечает создательница студии каллиграфии Nikolietta Варвара в кратком видео обзоре.

Правильное положение пера


Занятия каллиграфией сравнимы с медитацией. Успокаивают и развивают ум, тренируют моторику и усидчивость, прививают эстетизм. При упражнениях важны правильное положение тела и дыхание, организация пространства. Автор показывает несколько упражнений с прописями для тренировки плавности линий.

Основные движения. Постановка руки

Урок от профессионального каллиграфа подробно объясняет постановку руки, движение пальцев и запястья при различных движениях руки художника.

Базовые упражнения по каллиграфии для начинающих


Видео крупным планом показывает принцип работы пера при сильном и слабом нажатии. Автор дает несколько простых упражнений с пояснением: правильное положение и угол наклона пера, возможные ошибки, альтернативные варианты при отсутствии пера. В описании под видео есть ссылка на разлинейку, которую можно сохранить и распечатать.

Упражнения на острое перо


Видео ролик содержит 4 упражнения по написанию вертикальных и наклонных линий для новичков. Линии в дальнейшем будут использоваться при написании букв. Элементы напоминают детские прописи и кажутся простыми на первый взгляд. Сложность упражнений заключается в необходимости регулировать степень раскрытия пера для получения штрихов разной толщины. Занятие приучает руку к перу и правильному положению, тренирует умение плавно увеличивать и уменьшать нажим во время письма.

Каллиграфия для начинающих. Буква А


Для удобного обучения каллиграфии рекомендуем к просмотру канал AlphabetMan. Канал посвящен чистописанию и содержит плейлисты по начертанию всех букв алфавита, отдельных имен, видео с упражнениями и обучению различным шрифтам. Предложенное видео демонстрирует технику написания буквы А в нескольких вариантах.

Уроки каллиграфии. Алфавит


Для желающих научиться писать в пушкинско-лермантовском стиле и выводить буквы с вензелями будет полезным видео урок от Рязанского свободного лицея. Видео записано в удобном темпе, позволяющем повторять за мастером написание каждой буквы. Автор показывает написание заглавных и строчных букв, давая вариативное начертание некоторых. Фоновая музыка для урока подобрана в соответствующей шрифту стилистике и делает просмотр приятным вдвойне.

Уроки каллиграфии. Цифры

Бесплатный видео урок по красочному написанию цифр от специалиста станет отличной базой для начинающих каллиграфов.

Урок по каллиграфии. Славянская вязь


Онлайн мастер-класс по каллиграфии от автора книги «Каллиграфическая история Руси и Западной Европы» Д.И. Перовского. Урок показывает доступный для новичков вариант славянского письма, без излишних завитков, хвостиков и витиеватостей. Упражнение по написанию букв славянского алфавита выполняется ширококонечным пером. К каждой букве прилагаются комментарии мастера.

Обучения готической каллиграфии


Рекомендуем просмотреть видео урок всем начинающим каллиграфам, даже не интересующимся готическим стилем. Ролик полезен инструкциями по пользованию инструментами для письма, по заправке чернилами и чистке принадлежностей. Автор показывает все инструменты в деле, дает советы по наилучшему использованию материалов, рассказывает краткую историю возникновения готического шрифта и демонстрирует основные штрихи.

Основы каллиграфии кистью


Каллиграфия кистью берет начало от древнекитайской письменности. Сегодня классическая кисть эволюционировала в удобный брашпен – маркер с наконечником в виде кисти. Рекомендуем к просмотру большой урок по каллиграфии и леттерингу брашпенами и кистью. Автор делает обзор и тест инструментов, показывает упражнения и шрифты, примеры композиций. Особое внимание уделяется начертанию элементов «флориш» и «свош».

Написание иероглифов. Правила и основные черты


Урок от онлайн школы китайского языка Zhong Wen познакомит с основами китайского письма. Преподаватель рассказывает и показывает, из каких элементов состоят и как правильно пишутся иероглифы. Новички узнают 7 правил начертания и выучат 6 базовых черт. В уроке показаны примеры иероглифов с расшифровкой значения. После получения базовых знаний начинающие каллиграфы смогут смело приступить к тренировкам по написанию иероглифов.

Обучение китайской каллиграфии. Иероглифы Ян – Инь


Китайское письмо насчитывает пять тысяч лет и обладает ореолом таинственности. Андрей Щербаков – основатель Школы живописи У-син – преподает урок сакральной китайской каллиграфии. Видео носит теоретический и практический характер. Преподаватель много и интересно рассказывает о глубинном значении и сути иероглифов, придавая занятию общеразвивающую ценность. В результате урока ученики смогут писать иероглифы Инь и Ян двумя почерками: древним Чжуань Шу и современным Кай Шу.

Леттеринг для начинающих за 5 минут

Быстрый, простой и красочный урок для новичков по летеррингу, созданию надписей и составлению букв и слов в творческую композицию.

Выработка хорошего почерка у учащихся - одна из основных задач школы при обучении письму.

Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.

Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3-4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут - во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .

__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.

В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.

Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.

Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом . Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.

Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных - со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.

В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.

Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.

Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.

Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.

Для второго класса даются:

а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;

б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;

в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;

г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.

Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.

Каждый урок чистописания строится по следующему плану:

  1. Постановка цели работы сегодняшнего урока.
  2. Приготовление к письму тетради и ручки.
  3. Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
  4. Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
  5. Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
  6. Письмо одной строчки самостоятельно и под счет.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.

Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.

В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь- лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).

Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.

Боголюбов Н.Н. Методика чистописания

Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955


Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.


Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания - дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво-оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».

Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.-словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.

Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.

Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:

1) Предварительныя упражнения;

2) Каллиграфический почерк;

3) Конторская скоропись;

4) Прямое письмо;

5) Рондо и готик;

6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.

Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.

Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.

На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.

Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.

Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.

Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.

С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,- и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.

Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.

Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.

Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.

Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).

Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.

При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.

При писании совершается целый ряд движений,- пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму .

С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.

К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, - и там мы разовьем свои взгляды полнее.

Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.

Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.

В этом-то и заключается основа нашей системы.

Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.

Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.

Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать - значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять: не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.

Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.


Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).

Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.

Во-первых, я вернулся к частой косой линейке , которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.

Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше .

В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено . Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».

Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.

Файлы для скачивания:

  • Чистый лист с линовкой;
  • Пример страницы (для быстрого ознакомления);
  • Образцы написания букв (алфавит);
  • Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
  • Украинские и белорусские буквы ґ, є, і, ї, ў, Ґ, Є, І.
Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.

Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.

Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?

Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз - столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц - с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить "базовый" крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква "и", которая состоит из двух таких одинаковых крючков.

Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла...

Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими - с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка "Stabilo point 88". Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот - у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно - так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал - я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.

Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.

Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква "г" - это не просто буква "г", но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв "п", "р" и "т" и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке "i".

Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!

Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!

я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.

В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.

Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую - чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.

Все 4 файла распечатываются неправильно.

Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в "свойства принтера" и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант "Черновик"?). В "расширенных свойствах" (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать "печать как картинку". Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.

Если ничто это не поможет, остается радикальное средство - конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат "теряет" качество).

Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала - толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. (сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки (вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ!!!

на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).

В готовых "Прописях для начинающих" очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой "экономии тонера" и выставлено "Наилучшее качество печати").

Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.

Кирилл Соболев

Если руки золотые, то не важно из какого места они растут.

Содержание

О том, как научиться писать красиво, написано немало научных работ и полезных советов. Процесс кропотливый, поэтому требует и сил, и времени. Взрослому человеку сложно менять свой почерк, однако в мире нет ничего невыполнимого. Немножечко усилий, и все обязательно получится: собственное имя и любая буква или цифра!

Красивый почерк

Аккуратный и красивый почерк – это искусство, овладеть которым вполне может любой желающий. В основе процесса лежит каллиграфия, азы которой еще несколько десятилетий назад преподавались в школе. Ныне этот предмет считается морально устаревшим, он попросту выведен из программы. Однако в быту под красивым почерком понимается не способность терпеливо и неторопливо выводить красивые прописные буквы, а постоянное использование наработанных навыков.

Каллиграфический почерк

Под каллиграфическим почерком понимается техника аккуратного разборчивого письма. Несколько столетий назад она использовалась исключительно в религиозных целях, сейчас у нее гораздо больше назначений. Существуют профессии, в которых каллиграфия является не прихотью, а самой настоящей необходимостью. К ним относятся школьные учителя, библиотекари, работники архивов и те, кто вынужден от руки заполнять множество документов.

Каллиграфия для начинающих

Осваивая непростое искусство каллиграфии, необходимо подобрать соответствующий письменный набор инструментов:

  • роллерная ручка или перо (для более опытных учеников);
  • тетрадь с бумагой для рисования;
  • мольберт, располагаемый под углом 45 градусов.

Красивый почерк формируется из букв, аккуратное написание которых и нужно освоить изначально. Запаситесь терпением: отрабатывать одну буквы придется несколько часов или несколько дней. Однако если вы действительно хотите знать, как научиться красиво писать, добиться результата можно будет вполне быстро.

Каллиграфические прописи

Самый простой способ поправить почерк – использование каллиграфических прописей. Видя перед собой образец, ученик интуитивно пытается копировать стиль и сразу же исправляет свои ошибки. Попробуйте использовать прописи для красивого почерка, если вы хотите поправить свой стиль письма самостоятельно, без привлечения учителей или посещения тематических курсов. Можно взять даже те, которые рекомендованы первоклассникам. В этом нет ничего зазорного, напротив, эти пособия составлены очень удачно.

Уроки каллиграфии

Планируя обучение каллиграфии, надо заранее подготовить свое рабочее место. На поверхности не может быть «лишних» вещей, а рука не должна висеть в воздухе. Вспомните, как готовили парту в школе, следите, чтобы было много света, удобный стол. Следующее, что необходимо сделать – это расчертить лист бумаги. Если вы только начинаете учиться, лучше пользоваться обыкновенной ручкой. Когда красивое написание букв станет для вас привычкой, можно осваивать технологию письма перьями.

Как научить ребенка писать красиво

Учить детей писать можно уже с трехлетнего возраста, если вы ощущаете, что ваш ребенок готов к урокам. Однако если вы думаете, как выработать красивый почерк у ребенка, приготовьтесь потратить много времени и сил. Нужно, чтобы рука ребенка устоялась, поэтому не спешите изучать пропись слишком рано. Оптимальным возрастом считаются 5-7 лет: практика показывает, что дети, начавшие писать в раннем возрасте, очень редко обладают каллиграфическим почерком, и развить его потом сложно. Начиная обучение, используйте пропись с косыми линейками и удобную шариковую ручку.

Как красиво расписываться

Красивая роспись – это визитная карточка любого человека, которая должна выглядеть стильно и замысловато. Тут вряд ли выручит тематическая литература или мастер-классы. Редко удается придумать, как научиться красиво расписываться, за несколько часов. Когда человек впервые расписывается, чаще он использует первые буквы фамилии и хитрый росчерк.

Решившись на изменения во взрослом возрасте, стоит рассмотреть уже существующий вариант и понять, что вам не нравится. Можно изменить угол наклона букв, добавить элементы или попытаться изменить стиль написания. Помните, что элегантная роспись, работающая на формирование положительного имиджа своего владельца, не должна напоминать детскую "каляку-маляку".

Как исправить почерк взрослому

Понять, как сделать красивый почерк, вполне можно и в сознательном возрасте. Принцип обучения от этого не меняется. Необходимо заранее подготовленное рабочее место, пропись, включающая в себя английский или русский алфавит, бумага и шариковая ручка. Порядок действий при разгадки задачи, как научиться писать красивым почерком, будет следующим:

  1. Подготовка необходимых элементов и полноценного рабочего места.
  2. Обеспечение правильного положения тела за столом: спина прямая, локти лежат на поверхности стола.
  3. На расстоянии примерно 30 см от уровня глаз должна быть разложена бумага, на которой и будут выполняться упражнения.
  4. Шариковую ручку необходимо держать тремя пальцами – большим, указательным и средним так, чтобы расстояние от них до бумаги составляло не более 1 см.
  5. Выбранная буква должна писаться столько раз, сколько потребуется для совершенного результата, если вы серьезно задумались над тем, как исправить свой почерк.

Упражнения для красивого почерка

Методики, направленные на то, как быстро научиться красиво писать, предполагают и умение концентрироваться на мелочах, становиться дотошным. При этом в разных случаях применяются разные методики:

  1. Если буквы получаются слишком мелкими/крупными, нужно воспользоваться тетрадью или скачать специальный трафарет. В процессе работы нужно постараться не выходить за границу горизонтальных линий. После длительных тренировок буква будет автоматически вписываться в заданные поля.
  2. Если отсутствует соединение букв, нужно попытаться писать слова, не отрывая ручки от бумаги.
  3. Если в процессе письма наблюдается сильный нажим, нужно выработать правильное положение тела за столом. Плечи и руки должны быть расслаблены, а осанка максимально приближена к идеальной.

Чтобы оценить, требует ли почерк исправления, нужно написать в привычной манере несколько строк, например, русский алфавит. Полученный результат желательно передать на оценку третьему лицу. Человек часто привыкает к своему стилю письма и не понимает, почему он плох для других.

Примеры красивого почерка

Каллиграфия требует не только аккуратно написать красивые буквы прописью, но и сохранить собственный стиль человека. Если присмотреться к каждой из работ, можно увидеть в них разный характер. Поняв технологию того, как писать красивым почерком хотя бы русский алфавит, нужно совершенствовать приобретенные навыки, постепенно начиная решать более сложные задачи, а не ограничиваться печатными буквами.

Как изменить свой почерк на красивый

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Количество людей, увлекающихся леттерингом, растет день ото дня, ведь помимо того, что это просто интересное и творческое занятие, оно может при развитии должных навыков приносить дизайнеру дополнительный, а иногда и основной доход. Предлагаем и вам освоить леттеринг для начинающих, а мы расскажем, как это дело можно структурировать, с чего начать и чем продолжить, какие материалы и инструменты использовать. Поехали!

А что такое леттеринг?

Вы точно знаете, что такое леттеринг, если довольно активно пользуетесь Интернетом, любите модные штучки и посещаете популярные современные места. Даже удивительно, насколько прочно леттеринг вошел в нашу жизнь: креативные текстовые композиции из разнообразных шрифтов, вычурных и не очень, можно увидеть на меловых досках для меню в кафе, среди логотипов мировых брендов, на уличных билбордах, современных открытках, свадебных пригласительных, в заголовках журналов, в шапках веб-сайтов - список можно продолжать еще долго. Выглядит это, например, вот так:

И даже так:

Примеры можно приводить тысячами, потому что ограничивается леттеринг лишь фантазией авторов - но с учетом основ типографики и каллиграфии, конечно. В некотором смысле леттеринг - это современная каллиграфия, только доля творческой свободы здесь очень велика, и правила не так строги. Кстати, а в чем отличие каллиграфии и леттеринга? Ведь для начинающих эти понятия поначалу не имеют ощутимой разницы. Но давайте выясним:

  • Само понятие «леттеринг» - заимствованное, транслитерованное кириллицей английское слово «lettering», которое по сути значит «начертание букв». Если быть точным, к леттерингу относят графическое начертание различных букв и символов, которые образуют собой единую композицию из одного или разных шрифтов, имеющую общую стилистику и подходящую к какой-нибудь конкретной ситуации.

  • Собственно каллиграфия - это создание ручной надписи/текста, где все буквы имеют единый стиль и выглядят читабельно. Ее обычно используют при написании более объемных текстов, писем, грамот. Например:

Чтобы хорошо уяснить разницу между каллиграфией и леттерингом, запомните следующее: буквы в каллиграфии исключительно пишут, а в леттеринге их скорее рисуют.

Мы уже вкратце описали, где вы могли встречать леттеринг - значит, в этих же областях вы и сможете зарабатывать, если освоите леттеринг для начинающих, а потом отточите мастерство и соберете портфолио. Можно рисовать логотипы для брендов, создавать модные хенд-мейд открытки или принты для одежды и головных уборов, создавать скетчбуки и визитки, оформлять модные кофейни и другие заведения (тут следует освоить меловой леттеринг), оформлять сайты и блоги, рисовать стикеры - потенциал применения данного навыка огромен. А еще леттеринг преподают для начинающих - желающих его освоить сейчас просто море.

Если работы будут достойными, то вы сможете предлагать свои услуги по леттерингу и бороться за выполнение заказов вместе с другими дизайнерами, а если работы будут очень хорошими, и у вас соберется большая аудитория поклонников (речь о подписчиках в популярных соцсетях), то заказчики сами станут вас находить. Тогда начертание букв и слов, вероятно, сможет стать вашим основным источником дохода - ну не прекрасно ли?

В конце концов, занятия леттерингом просто очень увлекательны, помогают реализовать себя в творчестве, снять напряжение после тяжелого дня, отвлечься от повседневной суеты. А ваши открытки родным, друзьям и коллегам, оформленные с помощью таких креативных текстовых надписей, станут самым оригинальным подарком.

Леттеринг для начинающих - инструкция по освоению

Конечно, самый простой способ - пойти на курсы леттеринга для начинающих, где опытные дизайнеры вам все расскажут и, главное, покажут наглядно. Вы сможете работать в более активном темпе, чем дома, будете получать своевременные подсказки от преподавателей, наблюдать за ошибками других студентов, чтобы потом самому их не повторять. Однако, специалисты есть не везде, да и работают отнюдь не бесплатно, поэтому перейдем к следующему варианту.

Второй способ - самостоятельное обучение. Сейчас такое направление графики как нельзя более популярно, что имеет большое значение для начинающих, ведь благодаря широкому спросу формируется соответственное предложение. Как результат - информации вокруг очень много, бери да пользуйся: продается специальная литература, рабочие тетради, печатные скетчбуки с подсказками и советами для начинающих, а в Интернете есть туториалы и видеоуроки для начинающих, причем в немалом количестве. Большинство контента, правда, на английском языке - но в случае с видеоуроками многое будет понятно и без слов.

Выберите принадлежности

Существует множество инструментов, с помощью которых можно создавать шрифтовые композиции, причем использование разных принадлежностей поможет добиваться разнообразных результатов, упростит освоение некоторых техник и сделает сам процесс еще более интересным. Однако стоят все эти штуки недешево, поэтому совсем необязательно в первый же день тратить на материалы и инструменты для леттеринга целое состояние. Можете начать с самых простых и доступных принадлежностей, которые, возможно, уже имеются у вас дома - к примеру, обычных черных ручек и фломастеров.

Пользуются в леттеринге разными инструментами, в зависимости от выбранного стиля и личных предпочтений, но в основном это:

  • перманентные маркеры - рисуют плотно и матово;
  • лайнеры - похожи на плотные фломастеры, рисуют насыщенно и без «проплешин»;
  • ручки - обычные гелевые или шариковые ручки для прописей и тренировок;
  • water-brush (ручка-кисть для красок) - для рисования акварельными красками, создания плавных градиентных переходов;
  • brush-pen (маркер-кисть) — маркер с очень мягким и гибким кончиком, помогает создавать тонкие линии;
  • синтетические кисти - более простой инструмент для красок и туши.

Бумага для леттеринга должна быть плотной, поэтому обычная офисная не подойдет. Для начинающих подойдут и простые альбомы для рисования, либо плотные скетчбуки, также можете пользоваться акварельной бумагой и специальной бумагой для принтера. Красиво смотрится леттеринг на разноцветной бумаге, даже на черной - но тогда нужно покупать белые лайнеры или белую краску.

Изучайте шрифты и основы типографики

Прежде всего, гуру леттеринга не советуют начинать обучение сразу же с рисования. Люди, которые с ходу учатся рисовать, не получают должного развития, что-то в их работах продолжает оставаться «сырым», неправильным, лишним. Недостающая часть пазла - четкое понимание основ типографики и каллиграфии, понимание форм, стилей, композиции и других нюансов. Именно эти знания переведут вас на другой уровень в искусстве леттеринга.

Статей и видео о типографике и шрифтах в Интернете очень много, скажем, на сервисе Youtube, а если вы понимаете английский язык, то возможностей изучить все самостоятельно появляется еще больше (леттеринг для начинающих хорошо помогают освоить видеоуроки Sean McCabe, например). Предлагаем посмотреть одно из полезных видео - интересные примеры того, как типографика используется в нашей повседневной жизни:

Наблюдайте за шрифтами и леттерингом в повседневной жизни: в магазинах, журналах, в кафе, на рекламных плакатах и т. д. Попытайтесь увидеть закономерность их использования, призовите на помощь собственные ощущения как клиента: какие буквы для вас работают лучше? Какая надпись привлекает больше, какая вернее передает содержание? В кофейню с каким леттерингом вы бы охотнее зашли? Почему?

Такие наблюдения помогают обрести понимание «анатомии» букв, законов типографики. К примеру, будет полезно разбираться в том, что именно шрифт Serif привносит в какую-нибудь текстовую композицию в сравнении со шрифтом Sans-Serif, какой добавляет тексту больше объема и глубины, и т. п. При этом вы обнаружите, что леттеринг дает возможность играть со шрифтами в каждом отдельном случае - создавать интересные переходы, к примеру, или разбавлять строгие шрифты игривыми каллиграфическими завитушками.

Набивайте руку

Для начинающих леттеринг на первом этапе выглядит как уроки каллиграфии: вам нужно просто найти образцы красивых шрифтов, которые вам нравятся, и начинать прописывать их в тетради или разлинованном альбоме. Прописывайте букву за буквой, и строчные, и заглавный, совсем как мы это делали в первом классе школы, соблюдая порядок изображения разных частей букв и соблюдая одинаковое расстояние между ними.

Затем тренируйтесь рисовать различные завитки, хвостики, закорючки, которые потом будете вводить в написание букв и слов. Уделите внимание и рукописным шрифтам, и фигурным, и строгим типографическим. Важно, чтобы вы научились уверенно держать в руке инструмент, и развивали мышечную память при написании букв.

Начните с простого

Теперь из букв и завитков можно составлять слова и фразы. Советуем сразу тренироваться писать и на русском, и на английском - в последнем, кстати, благодаря особенностям латинского алфавита, существует еще больше возможностей создать красивую текстовую композицию. Можете брать первые попавшиеся слова и прописывать в альбоме, а может тренироваться, записывая свои любимые цитаты или фразы. Не бойтесь экспериментировать, прописывайте каждое слово/фразу несколько раз, меняя стиль написания и даже шрифт. Пробуйте разные инструменты, и ручку, и маркеры, и краски, оттачивайте мастерство.

Копируйте других

Конечно, перерисовать чужие работы в коммерческих целях не стоит - это воровство авторского контента, но в целях тренировки такой метод может помочь вам научиться лучше чувствовать композицию, следить за взаимодействием разных стилей и шрифтов, и снова развивать мышечную память рук, запоминая, как выполняются на бумаге те или иные буквы и оформительные элементы. В Интернете можно найти массу красивого леттеринга, а также туториалов, которые помогут вам более точно воспроизвести работу.

Генерируйте собственный контент

И, наконец, самый важный этап - это создание собственных буквенно-фразовых композиций и рисунков. Теперь, когда вы набили руку на прописывании букв и шрифтов, научились идеально воспроизводить уже существующие рисунки, воспитали в себе чувство стиля, прониклись работой типографов, дизайнеров и шрифтовиков - можно создавать и свои, оригинальные работы по леттерингу. Это тот этап, который позволит вам больше не складывать рисунки «в стол», а, возможно, публиковать их в соцсетях или блоге, и получать отклики других пользователей, а также полезную критику, которая поможет вам совершенствоваться дальше.

Каким именно способом нужно создавать свои рисунки? На самом деле, каждый художник выбирает для себя тот алгоритм, который удобен ему более всего, но в основном вы можете следовать следующим шагам:


Практикуйтесь как можно больше

Леттеринг для начинающих кажется сложным делом, и новички относятся к своим работам крайне скептически, однако последующая практика всегда меняет дело. Чем больше вы будете рисовать, прорабатывать прописи и шрифты, несколько раз перерисовывать композицию, когда потребуется, тем лучше станут ваши навыки.

Готовьтесь к тому, что леттеринг занимает немало времени, и к этому занятию нужно относиться не просто как к развлечению, но и как к серьезной учебе. Особенно в случае, когда вы планируете потом зарабатывать на этом. Рисуйте много, каждый день рисуйте своих рисунков больше, чем вы видите чужих работ. Пробуйте новые техники, добавляйте новые элементы, представьте, будто вы рисуете открытку, обложку для книги, логотип для известной компании. И результат не заставит себя ждать!

А напоследок, поскольку сейчас очень популярен меловой леттеринг, предлагаем вам посмотреть мастер-класс по созданию красивой текстовой композиции в следующем видео: