Конспект логоритмического занятия для детей старшей группы с ОНР «Пресноводные рыбы. Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки Развитие речи рыбы старшая группа
Тема: Тема: «Аквариумные рыбки»
1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ГУППИ, ГУРАМИ, МЕЧЕНОСЕЦ, СОМИК.
- Назови, кто это. (Это аквариумные рыбки)
- Почему они называются АКВАРИУМНЫМИ?
- Сосчитай количество слогов в этих словах.
- Выучи названия этих рыбок.
2. «Один - много». Четко проговаривать окончания слов!
- Сомик - сомики - много сомиков.
- Меченосец - ……… - ……………. (меченосцы - много меченосцев)
- Скалярия - …………. - ………….. (скалярии - много скалярий)
- Улитка - ……… - …….. (улитки - много улиток)
3. Расскажи, что есть у рыбок. (хвост, плавники, чешуя, жабры). Посчитай до 5, правильно согласовывая слова:
1 плавник - 2 ……. - 3………… - 4……… - 5…………
4. Выучи стихотворение:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыбка не простая,
Рыбка это золотая.
5. Подобрать 3 слова - определения: (Взрослым записать слова)
Рыбка (какая?) : (красивая, проворная, золотая, серебристая, шустрая, маленькая, блестящая и т.д.)
1
2
3
Тема: «Речные и озерные рыбы»
1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ЩУКА, ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ
- Назови, кто это (Это рыбы)
- Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)
- Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)
- Расскажи, что есть у всех рыб.
2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:
- У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)
- У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)
- У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)
3. «Большой - маленький»
Щука - щучка, Сом - …….. (сомик), Рыба - ……, .Икра -…….., Окунь - ……., Карась - …….., Плавник - ……, Хвост - ……, Чешуя - ……..
4. Скажи по образцу:
- 1 щука - 2 ….. (щуки) - 5 -………. (щук)
- 1 рыба - 2 ………. - 5……………
- 1 плавник - 2……….. - 5………….
- 1 сом - 2……… - 5………..
- 1 чешуйка - 2………… - 5 …………..
5. Придумай 3 слова - определения:
РОДИТЕЛЯМ ЗАПИСАТЬ СЛОВА В ТЕТРАДЬ.
- Щука (какая?) -………………………………………. (хищная, большая, зубастая)
- Карась (какой?) - ……………………………………. (маленький, проворный, быстрый).
Программное содержание: расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей, учить ухаживать за аквариумными рыбками.
Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных рыб, провести беседу о среде их обитания
Демонстрационный материал: три макета, наборы разрезных картинок с изображением рыб, «Книга друзей природы», золотая рыбка, коврографы на каждого ребёнка, доклады детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла.
Дети: Это «Книга друзей природы».
Воспитатель: А вы помните, что это за книга?
Дети: В ней у нас фотографии наших друзей-животных.
Воспитатель: Давайте вспомним с кем мы подружились.
Дети: Мы подружились с белкой и бельчонком.
Мы дружим с лосем и лосёнком.
Наши друзья заяц и зайчонок.
Здесь волк и волчонок.
Мы подружились с бобром и бобрёнком.
В этой книге лиса и лисёнок.
Воспитатель: И вот в нашей книге появилась новая запись. Это загадка. Если мы её отгадаем, то к нам в гости придёт новый друг. Слушайте:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Дети: Рыбы.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.
Воспитатель: Закройте глаза.
Звучит музыка.
Воспитатель вносит аквариум с рыбкой.
Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.
А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?
Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.
У рыбы есть плавники.
Рыба дышит жабрами.
Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,
Там царицею была.
Я ведь рыбка непростая,
Я ведь рыбка золотая.
Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.
Демонстрируется фильм
Золотая рыбка: Вот вы и познакомились с моими друзьями. Интересно, а рыбы живут только в аквариуме? Ребята, вы что-нибудь об этом знаете?
Воспитатель: Да, рыбка мы с ребятами много читали о рыбах. А Саша с мамой приготовили нам интересный доклад.
Воспитатель: Спасибо, Саша очень интересный рассказ.
Воспитатель: А теперь нам нужно немного отдохнуть. Вставайте в круг.
Физкультминутка
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а рыбка приготовила вам интересное задание. Для его выполнения вам нужно разделиться на 2 команды по 5 человек.
Дети самостоятельно делятся на 2 команды.
Воспитатель: Каждая команда получает по два конверта. В одном находятся картинки с надписями, а в другом картинки и надписи отдельно. Вы должны подобрать парную картинку и надпись к ней. Выполняйте задание.
Звучит музыка. Дети работают.
Воспитатель: А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте друг друга. Все справились с заданием? Выберите картинку с изображением рыбы. Ира и Аня уберите коврики.
Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?
Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.
Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.
Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.
Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.
Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.
Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю
Её в море.
Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.
Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?
Дети: К живой.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются
Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?
Дети: К живой.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.
Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.
Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.
Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.
Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.
Дети встают в круг.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил».
Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?
Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.
Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.
Воспитатель: А сейчас вы должны рассказать, где находится рыбка и из каких геометрических фигур она состоит.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).
Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?
Воспитатель: Нам об этом расскажет Оля. Она с родителями подготовила доклад.
Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить. А вот вам на память моя фотография.
Воспитатель: Давайте поместим Золотую рыбку в нашу «Книгу друзей природы» и оставим жить у себя в аквариуме.
Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?
Домашние задания логопеда по лексической теме «Рыбы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.
Лексическая тема «Рыбы»
Предметы: рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники, крючок, червяк; вода.
Признаки: речные, аквариумные, хищные, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый…
Действия: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать…
Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»:
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
щука (какая?) – …
2. Подбери действия (не менее трех действий):
щука (что делает?) – …
3. Один – много (множественное число):
рыба – рыбы
окунь — …
щука — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуйка — …
4. Есть – нет (родительный падеж):
корм – нет корма
рыба –
окунь — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуя — …
аквариум – …
щука — …
вода — …
5. Посчитай:
один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна щука, две …, три …, четыре…, пять…
6. Нарисуй или вырежи изображения рыб. Раздели их на две группы: аквариумные рыбки и пресноводные рыбки. Покажи назови их части:
туловище, голова, плавники, хвост, жабры, глаза, пасть
7. Выучи стихотворение (ребенок должен знать автора):
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть
(Е. Стюарт)
Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед
Любовь Зыкова
Комплекс утренней гимнастики «Рыбки»
Вводная часть.
1. Ходьба.
2. Ходьба обычная, на носках
3. Ходьба с высоким подниманием колен.
4. Ходьба обычная.
5. Ходьба на наружной стороне стопы.
6. Ходьба приставным шагом влево, вправо.
7. Легкий бег.
8. Бег врассыпную.
9. Ходьба в колонне друг за другом.
10. Бег в колонне по одному. Построение в три колонны
Основная часть. Общеразвивающие упражнения.
1. Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком
И. п. : стоя, ноги вместе, руки опущены. 1 – подняться на носки, руки отвести назад, выполняя плавные движения кистями. 2 – и. п.
2. Рыбка, рыбка, озорница,
Хочет комара поймать
И. п. : стоя, ноги врозь, руки в стороны. 1 – повороты туловища влево – вправо, хлопок вытянутыми вперёд руками перед собой. 2 – и. п.
3. Рыбка, рыбка золотая,
То ныряет, то всплывает.
И. п. : ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон туловища вперёд, руки сомкнуты ладонями над головой. 2- -и. п.
4. У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке.
И. п. : лёжа на животе, руки сомкнуты над головой.
1 – поворот на правый (левый)бок, 2 – и. п.
5. Вы поплавать захотели?
Ноги вытянуть назад,
Руки вперёд, мышцы сжать,
Равновесие держать! Упражнение "Рыбка"
1 - равновесие лёжа на животе, 2 – расслабление
6. Рыбки плавают в воде,
То зароются в песке.
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища
1 – присесть, обхватив руками колени, наклон головы к коленям (группировка, 2 – и. п.
7.В море синем рыбки
Плавают, резвятся.
А к большому неводу
Подплывать боятся
Прыжки на двух ногах, руки немного отвести назад
Заключительная часть
Упражнение на дыхание «Рыбка дышит»
И. п. : стоя, ноги вместе, руки внизу. 1 – руки развести в стороны, поднять плавно вверх, вдох 2 – опускаем руки вниз,на выдохе произносим: «Буль – Буль!»
Публикации по теме:
Комплекс утренней гимнастики 1. Курочки Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения 1. "Курочки машут крыльями". И. п. :.
Комплекс утренней гимнастики Конспект коррекционной гимнастики с гантелями. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (для детей с кифотической осанкой). Дата проведения:.
Комплекс утренней гимнастики для детей 2–3 лет Комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет 15-30 сентября № 1 Форма проведения: ОРУ без предметов «Прилетели воробьи» I. Вводная часть:.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.
Комплекс утренней гимнастики «Птички» Цель: 1. Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга., согласованными, свободными движениями рук и ног. 2. Развивать.
Комплекс утренней гимнастики «Птицы» Возрастная группа: вторая младшая Мероприятие: тематическая неделя «Изучение деятельности ДОУ по укреплению здоровья детей (формирование.
Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» №1 - февральЦель: оздоровление детей, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день. Программные.