Кони в картинах молодых современных художников. Иппическая картина: лошади во всевозможных ракурсах

Традиция писать т.н. «конный портрет» имеет в Европе глубокие корни, уходящие еще ко временам Римской Империи. Можно много и восторженно говорить о том, что на их полотнах мы видим лошадь — полноправного участника сюжета; личность, своею силой, яростью, благородством подчеркивающую и оттеняющую характеристику изображенного на портрете человека. Любой состоятельный человек мог заказать художнику свой портрет , но чтобы заказать конный портрет , одного состояния было мало: необходимо было еще и очень знатное происхождение.
Конные портреты королевских особ создавали Антонис Ван Дейк, Диего Веласкес и др.
Однако жанр конного портрета не был популярен в России XVIII века. И вот в 1743 году Георг Христофор Гроот пишет« Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком». Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски, военный флот виднеется в заливе… И, наконец, готовый склониться перед нею арапчонок и великолепная, немыслимо дорогая, испанская лошадь.

Александр Сергеевич Пушкин.
«Конь, сбросивший всадника».

Когда хотели сказать, что человек болен, говорили: он не может даже «на конь всести». Не зря под угол строящегося дома клали череп коня, а верхняя часть фронтона именовалась «коньком».

В. Пашуто. «Александр Невский». Москва, «Молодая гвардия». 1974 год.

Александр Максович Шилов.
«Чуть помедленнее кони, чуть помедленее».


По крутым по бокам вороного
Месяц блещет, вовсю озарил!
Конь! Поведай мне доброе слово!
В сказках конь с седоком говорил!

Ох, и лес-то велик и спокоен!
Ох, и ночь-то глубоко синя!
Да и я безмятежно настроен…
Конь, голубчик! Побалуй меня!

Ты скажи, что за девицей едем;
Что она, прикрываясь фатой,
Ждёт… глаза проглядит… Нет! Мы бредим,
И никто-то не ждёт нас с тобой!

Конь не молвит мне доброго слова!
Это сказка, чтоб конь говорил!
Но зачем же бока вороного
Месяц блеском таким озарил?

К. К. Случевский.
1883.

Анри де Тулуз-Лотрек.
«В цирке Фернандо. Наездница на белом коне».
1888.

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Конь».
Иллюстрация к сочинению Жюля Ренара «Натуральные истории».
1900.

Легко несется его конь;
На полсажени быстрее мысли тот конь,
На сажень - быстрее ветра.

Поэма «Джангар».

Богдан Виллеваде.
«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году».
1884.

✡ (Иов.39:1-35)19 Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? 20. Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его – ужас; (21) роет (он) ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию. 22. Он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; 23. Колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик. 24. В порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; (25) при трубном звуке он издает голос: гу-гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик. ✡

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

Василий Тимм.
«Портрет императора Николая I на коне».
1840.


Виктор Михайлович Васнецов.
«Витязь на коне».

Георг Гроот.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком».
1743.


Граф Орлов-Чесменский на конном заводе.
Из книги: Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

Диего Веласкес.
«Портрет инфанта Бальтазара Карлоса на коне».
1634-1635.


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К праздничку Христову! Не конь везёт, а Бог несёт!»


Илья Ефимович Репин.
«Конный портрет».
1913.

«Конная статуя Петра Великого».

«Конный портрет Александра I».

Леонардо да Винчи.
«Всадник, поднявший коня на дыбы и поверженный».


Леонардо да Винчи.
«Конь, грудь коня».
Набросок к «Коню».
1488.


Для сравнения приведу сведения об одном рекордном конном переходе нового времени. В 1935 году группа спортсменов-конников прошла на чистокровных ахалтекинских скакунах из Ашхабада в Москву. Причем двигалась она в лучшее время года, поровну и посуху, налегке и с хорошим отдыхом после каждого дневного броска… В первые три дня спортсмены делали по сто двадцать километров за сутки, а в последующие - в среднем менее пятидесяти, преодолев путь в четыре тысячи триста километров за восемьдесят четыре дня.

Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985 год. Том 4.

«Портрет Петра III (великого князя Петра Фёдоровича) на коне».
1747?
Копия с оригинала Георга-Кристофа Гроота.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Мастер рукописи «Разм-намэ».
«Кришна и Пандав поят коней».
Рукопись «Разм-намэ».

«Портрет Петра I на коне».
XVIII век.
Гатчинский дворец.

Николай Дмитриев-Оренбургский.
«Генерал Н. Д. Скобелев на коне».
1883.


«Николай II в форме лейб-гвардии Конного его величества полка».

Николай Константинович Рерих.
«Конь счастья».
Из сюиты «Майтрейя».


О. Фёдоров.
«Золотоордынский конный воин. XIV век».


О. Фёдоров.
«Конный русский воин. XIV век».


Окумура Масанобу.
«Молодой самурай на коне».
1743-1747.

Предположительно Л. Белоусов.
«Обер-офицер и рядовые конно-артиллерийской бригады».
1839.

«Дикие кони и вода».
1720.

Филипс Воуверман.
«Конница делает вылазку из форта на холме».


«Портрет Александра I верхом на коне».

Эдгар Дега.
«Жокей на коне».
1850-1917.


В личной и профессиональной жизни у Ника Тернера есть одна постоянная вещь - его связь с лошадьми. Американский художник, который работает в разных жанрах и направлениях, провел подростковые годы во Франции. Он фотографирует, рисует и пишет картины, и повсюду читается его увлечение природой и восхищение миром лошадей. Недавно он отправился в Исландию вместе с художественной организацией Twyla, где работал над автопортретами с лошадьми.

В результате получился фотопроект, который исследует чистую энергию и возвращение к животным инстинктам в человеке. Обнаженное тело Тернера рядом с прекрасными лошадьми смотрится абсолютно естественно: мускулы мужского тела сочетаются с лошадиными жилистыми телами. Выглядит очень красиво, но что же конкретно имел в виду художник в этой серии снимков?

(Всего 15 фото)

«В детстве меня обучали в школе, а потом мы переехали во Францию, где я учился в старших классах школы и в университете. Большую часть детства я ощущал себя наблюдателем, а не участником социальной жизни, не состоял по-настоящему ни в каких социальных группах. Обычно я проводил много времени верхом на лошадях. С ними, в отличие от социальных контактов в школе, я чувствовал себя очень комфортно».

«Какое-то время я занимался конным троеборьем, а после этого включил лошадей в свою художественную работу. Я писал с ними картины, рисовал и фотографировал их, объехал весь мир в поисках способов их запечатлеть и в итоге начал включать самого себя в фотографии с лошадьми. Я хотел быть не просто мужчиной, который стоит рядом с лошадьми, а членом стада», - рассказывает Тернер.

Художник утверждает, что ему близка философия Томаса Гоббса и социального договора, в котором при отсутствии правил и законов либо того, кто их устанавливает, человек и животное равны.

По словам Тернера, тесная связь людей и лошадей обусловлена тем, что на протяжении истории лошади позволяли человеку эволюционировать и создавать новые изобретения гораздо быстрее - они давали человеку возможность путешествовать и перевозить себя, других людей и вещи. Понимая, что лошадь - фундаментальный ресурс для жизни и развития человека, люди защищали и ценили лошадей.

Художник уже не ездит верхом профессионально, но его очень успокаивает общение с лошадьми. Он говорит, что эти животные обладают терапевтическими свойствами и помогают отвлечься от мыслей, остановить поток сознания, хоть и ненадолго.

Почему Тернер снял свою фотосессию в Исландии? Художник очарован пейзажами и природой этой страны, но еще его вдохновляет ее история и культура. Это касается и культуры коневодства, а также силы и выносливости лошадей, которые живут в Исландии. Тернер говорит, что есть в Исландии что-то волшебное: кажется, что вот-вот из-за скалы вылезет дракон, и он представляет себя в каком-нибудь из приключенческих романов, которые читал в детстве.

Что касается картин и создания эскизов, Тернер любит работать быстро короткими отрезками времени, свободно перекладывает картины на рабочем столе и не сосредотачивается на какой-то одной подолгу. Его больше интересует абстрактная идея лошади, чем реальная. Он начинал рисовать очень традиционно и учился в художественной школе Parsons School Of Design в Нью-Йорке, но в последние годы его интересы изменились. Он начал много снимать.

В своих картинах, вошедших в исландскую серию, Тернер пытается запечатлеть свою эмоциональную реакцию, а не то, что он увидел. Как получилось, что он оказался на фотографиях с лошадьми, да еще и в обнаженном виде? Художник стал сниматься ради изучения самого себя. Поскольку Тернер рос аутсайдером, не мог похвастаться большой уверенностью в себе и испытывал много сомнений, он решил разобраться, почему ему не хватает уверенности. Потом это переросло в желание стать частью стада лошадей, исследовать свои первобытные инстинкты, ощутить себя частью большой экосистемы.

«Все съемки в Исландии и других местах, куда я ездил, - больше работа, чем что-либо еще. Как только помещаешь себя в эти пейзажи, особенно в суровых условиях, становишься очень требователен к себе и к своему телу. Я нахожу места, снимаю там, и иногда мне не нравятся получившиеся снимки, или я нахожу мало достойных. На самом деле это метод проб и ошибок».

Несколько раз во время съемок он падал, его лягали или наступали на него копытами. Поэтому, как говорит художник, это вовсе не такой романтический опыт. Но для Тернера важен конечный результат, и он умеет ценить элемент приключений и неизвестности даже в самых жестких обстоятельствах. В процессе съемки он много узнал о себе хорошего и плохого, задумался о человеческих инстинктах, об их влиянии на современное общество и на отношения человека с природой.

Художники, рисующие лошадь. Его друзьями были художники и лошади: агент-передвижник Александр Чиркин С 26 мая по 7 июня 1873 года в Орле происходило событие, невиданное для небольшого губернского города: в течение двух недель все желающие за небольшую плату могли посмотреть картины, представленные на второй выставке художников-передвижников. Почему вдруг после Петербурга, Риги и Вильно живописные полотна, вызвавшие ажиотаж у тамошней публики, оказались в Орле, наши земляки узнали из первых уст - от человека, который разрабатывал маршруты и потом сопровождал картины художников-передвижников по Российской империи в течение восьми лет. Звали этого импрессарио (или агента, современным языком - А.П.) Александр Дмитриевич Чиркин. Он оказался орловским помещиком, из старинного дворянского рода, в некотором смысле, уникального: представители его с XVII века имели владения только на Орловщине. Из семьи героя Отечественной войны Дмитрий Петрович Чиркин, отец Александра Дмитриевича, среди малоархангельских дворян пользовался огромным авторитетом - как за свои прошлые военные заслуги, так и за человеческие и деловые качества. Десять лет Дмитрий Чиркин провёл в армии, дослужившись до чина штабс-капитана. В Отечественной войне 1812 года и во время Заграничных походов русской армии он принял участие во всех крупнейших битвах тех лет, отличившись в каждой и них. Три ордена, золотое оружие «За храбрость», тройное жалованье по итогам войны 1812 года, дозволение носить мундир по уходе в отставку - эти награды штабс-капитан Дмитрий Чиркин заслужил своей беспримерной храбростью и умелыми действиями в боях. Уйдя с военной службы, он поселился в своем имении Тетерье в Малоархангельском уезде (ныне - деревня в Покровском районе - А.П.), построив здесь одноэтажный просторный дом из столетнего дуба. Под восточным углом здания был положен «от злого глаза» талисман-камень с запечатленным на нем образом рыбки. Дмитрий Петрович был образцовый хозяин; с крестьянами он вел себя строго, но справедливо, не допускал жестоких кар, и крестьяне уважали его, хотя и боялись. У Дмитрия Петровича родилось девять детей: шесть дочерей и три сына, старшим из которых был Александр Чиркин. Герой Бородина хотел видеть сыновей военными, и Александр Чиркин стал одним из первых кадетов только что открытого Орловского Бахтина кадетского корпуса. Закончив потом артиллерийскую школу, служил он в Гренадерском полку. Жизнь под топот копыт Уйдя в отставку в чине майора, Александр Дмитриевич смог, наконец-то, посвятить жизнь тем, кем он постоянно восхищался, о ком постоянно думал. Нет, читатель, не женщинам, - лошадям. Именно эти создания природы оказались для Александра Чиркина прекраснее всех красавиц на свете. Отставной майор так и не женился, поскольку кандидатки в жёны не выдерживали никакого сравнения с лучшими из его лошадей. Александр Дмитриевич выращивал в своём имении в сельце Зелёная Гора в Мценском уезде прославленных орловских рысаков, став самым известным знатоком этой породы. Регулярно, живя в Москве и Питере, он посещал ипподромы и наблюдал бега своих любимцев. Но этого Александру Чиркину казалось мало. Он хотел запечатлеть лучших своих (да и чужих) питомцев для истории, чтобы и потомки восхитились тем же, чем и он сам. Уже в армии, имея значительный талант, Чиркин писал маслом пейзажи, которыми восторгались товарищи-офицеры, но главным объектом для него всегда были кони. Пройдя после отставки курс в Российской Академии Художеств, спустя несколько лет Александр Дмитриевич получил звание художника. Скоро стало ясно, что в изображении сцен с лошадьми он мог соперничать со знаменитым Николаем Сверчковым, который сам отдавал первенство Чиркину. Из Академии Александр Дмитриевич вынес дружеские отношения с рядом выдающихся художников: Мясоедовым, братьями Маковскими, Сверчковым, Куинджи, Суриковым и другими. Сам Николай Ге оценил молодого художника-самоучку и написал однажды его портрет. Гонорар брал жеребятами Когда в начале 70-ых годов XIX века родилось Товарищество Передвижных Художественных Выставок, то именно Александр Чиркин голосованием членов правления Товарищества был избран ответственным за организацию и перемещение выставок по городам. Почти все экспоненты (так называли участников выставок - А.П.) советовались с Александром Дмитриевичем по поводу размещения и продажи их картин, и Чиркин это умело делал. За активную помощь все участники выставок дарили ему свои произведения, и квартира Чиркина в Москве, на Поварской улице, спустя некоторое время превратилась в прекрасную картинную галерею. Уже на парадной лестнице висели картины, а дальше все стены были увешаны замечательными полотнами таких художников, как Маковский, Крамской, Шишкин, Васнецов, Репин и другие. В 1876 году Александр Дмитриевич сам стал членом Товарищества, представив одну из своих работ на выставку. А с 1880 года и почти до самой смерти он работал по заказам: его приглашали писать портреты знаменитых «призовых» рысаков. Позже «Товарищество Коннозаводчиков» издало целый альбом его картин. Вместо гонорара он просил давать ему жеребят и вскоре в своем имении основал собственный завод замечательных рысаков, которые брали первые «призы» в Москве; это способствовало увеличению его богатства. Тайна наследства Александра Чиркина Будучи холостым, Чиркин планировал передать свою коллекцию после его смерти городу Москве, но завещания оставить не успел. После его смерти в 1897 году полотна из квартиры на Поварской улице перевёз в своё малоархангельское имение Критово его родственник, Владимир Александрович Лилиенфельд (когда-то Чиркин написал его портрет на коне «Червонце»). Помещичий дом Лилиенфельдов, с находившимися там ценнейшими картинами из собрания Александра Чиркина, был подожжён местными крестьянами и сгорел полностью вместе с его последней хозяйкой, Натальей Фёдоровной Лилиенфельд, поздней осенью 1919 года. Сумели ли поджигатели, до начала пожара, чем-то воспользоваться из дома, сказать с полной определённостью трудно. Но вот какую информацию я недавно обнаружил в интернете. 26 ноября 2011 года в 15.00 в московском филиале Российского аукционного дома и на сайте электронных торгов lot-online.ru состоялся аукцион, на котором продавался лот №073 - картина Александра Дмитриевича Чиркина. «Портрет вороного жеребца орловской породы» (1883 года написания). Предположительно, это полотно находилось в сгоревшем имении Критово, а значит, - не вся коллекция тогда сгорела? Стоимость картины «Портрет вороного жеребца орловской породы» - до 1 миллиона рублей. А ведь, кроме собственных работ Чиркина, в его собрании имелись и картины многих выдающихся русских художников. Где они, если уцелели? Вполне возможно, в московских и петербургских частных коллекциях. Пока же сохранившиеся картины забытого на Орловщине художника-передвижника Александра Чиркина можно увидеть в Москве, в собрании Государственного художественного музея коневодства. Александр Полынкин 1. портрет Чиркина Александра Дмитриевича Чиркина кисти Н.Н.Ге 2. вороной жеребец орловской породы 2. кобыла орловской породы 4.орловский жеребец Гранит 1861 г. зав. Толя