Когда нужно учить детей игре в пас. Как хорошо играть в футбол. Сыграем: футбол с простыми правилами

Заботливые родители стремятся с малого возраста заинтересовать детей спортом. А лидирующие позиции в списке популярных спортивных секций занимает футбол. Попробуем разобраться, так ли легко самостоятельно научить играть в футбол своего ребенка и где взращивают звезд большого спорта.

Рассмотрим плюсы и минусы

К очевидным преимуществам занятий футболом можно отнести:

  • формирование у ребенка навыков работы в команде;
  • гармоничное физическое развитие: занятия помогают развить такие качества, как выносливость, сила, ловкость, координация и пр.;
  • тренировку и укрепление всех систем организма, повышение иммунитета;
  • соревновательный дух формирует волевые качества, заставляет преодолевать трудности для достижения результатов.

Однако есть в занятиях футболом и некоторые недостатки. Родителям следует быть готовыми к некоторым проблемам, прежде чем принять решение отдать ребенка в футбольную секцию.

  • Травмоопасность. Синяки и ушибы – привычное дело для спортсменов, родителям будущих чемпионов следует относиться к этому с пониманием.
  • Большие временные затраты. Нагрузка у детей, серьезно занимающихся футболом, весьма велика. Количество тренировок с возрастом только увеличивается. Родителям также придется провести немало времени, сопровождая ребенка на тренировки и игры.
  • Существенные финансовые затраты. Сюда относится покупка формы, оплата тренировок, организация поездок в другие города и пр.
  • Футбол, как и любой другой вид спорта, может стать причиной стресса. Будьте готовы морально поддержать своего ребенка в случае неудачи, поражения, психологической усталости от больших нагрузок.

Секция или спортивная школа – что выбрать?

Безусловно, детско-юношеская спортивная школа – это высшая лига футбольного обучения. Обычно ДЮСШ производит набор детей на конкурсной основе в возрасте 6-7 лет и ведет обучение в интенсивном режиме в течение 10 лет. По результатам конкурсного отбора выпускники могут попасть в состав одной из именитых команд. Но стоит отметить, что обучение в спортивной школе не гарантирует успешной спортивной карьеры – претендентов на высокие позиции и участие в чемпионате очень много.

Не расстраивайтесь, если вашего ребенка не приняли в именитую спортивную школу с первого раза. Начните занятия с районной футбольной секции – там ваш малыш сможет набраться опыта, проявить свой талант, и у него появится шанс быть замеченным тренерами высшей лиги.

С чего начать?

Прежде чем записывать ребенка в секцию или спортивную школу, родителям стоит самим позаниматься с ребенком. На этом этапе можно понять, есть ли интерес и способности у вашего чада к данному виду спорта, оценить его возможности и перспективы.

Прежде чем научить ребенка играть в футбол, потренируйте с ним несколько простых упражнений.

  • Удары правой и левой ногой по мячу с места. Научите ребенка бить по мячу различными частями стопы, отрабатывайте точность с расстояния 6-8 метров – для этого подойдут импровизированные ворота.
  • Удары по неподвижному мячу с разбега. В этом упражнении ребенок учится управлять ногами в движении, ведь попасть по мячу на бегу на первых порах – задача непростая.
  • Удары по движущемуся мячу. Отправляйте ребенку мяч точно в ноги, его задача – поймать момент и нанести удар в заданную цель. Постепенно можно усложнять задание, меняя траекторию подачи.
  • Отработка движений в воздухе. Подбрасывая мяч, отрабатывайте маневры с отскоками правой и левой ногой. Ребенок должен постараться попасть по мячу в воздухе.
  • Бег с мячом. Контроль мяча в движении отрабатывается сначала по прямой и по кругу, далее усложняется упражнением «змейка».

Тренировки с приведенными упражнениями помогут малышу лучше чувствовать мяч и развить моторику.

Футбол – отличный вид спорта, он сейчас на волне подъема в нашей стране в связи с прошедшим домашним чемпионатом и успехами сборной России. Однако при выборе направления занятий для своего ребенка старайтесь учитывать его интересы. Профессиональный футбол требует много усилий, как физических, так и волевых. Будьте готовы пожертвовать многим ради успехов в любимом виде спорта!

Основные положения начальной подготовки

Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных способностей. В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.

Футбол — это игра со своими законами и правилами. Кроме того, здесь действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, и тренировочный процесс должен строиться на их основе. Есть, например, закономерности освоения технических приемов. Одна из них заключается в том, что в основе обучения эффективной технике лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же приема вначале в стандартных, а затем в разнообразных игровых условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Хорошую черту дворового футбола — многократное повторение технических приемов — мы должны воспроизвести в организованных условиях.

Обучение техническим приемам в футбольной школе сродни обучению грамоте в общеобразовательной школе. Прежде чем написать сочинение на заданную тему, нужно научиться писать буквы, затем эти буквы сложить в слова, потом из слов формировать предложения. И, наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение. Так же и в футболе: прежде чем начать хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.

Тренер должен понимать, что мальчик или девочка — это не уменьшенная копия мужчины или женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов.

На начальном этапе обучения мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода.

Учет индивидуальных особенностей

При одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям по 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.) один из них соответствует 8-летнему возрасту, а другой — 12-летнему. Есть и спортивный возраст, который определяется эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все эти факторы нужно учитывать при планировании тренировочных нагрузок.

Величина, объем и интенсивность нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться в первую очередь.

Мотивация на начальном этапе обучения

Большинство детей приходят в футбольную школу не учиться футболу, а играть в него, и нужно так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и во-вторых, стали хорошими игроками. История футбола знает только один путь решения этих вопросов: детям должно быть интересно. Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих основными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства и методы тренировки.

Основными средствами обучения детей технике футбола, особенно на первых этапах, являются игра в уменьшенных составах и игровые упражнения. Только одной игрой невозможно обучить детей футболу, нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных двигательных качеств — ловкости, быстроты, координации — и обучают технике игры.

Главное в планировании тренировки для детей — найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).

Да и в собственно футбольных тренировках есть два вида упражнений. Игровые всегда интересны детям, и они готовы заниматься ими все время. Другие — стандартные упражнения (передачи и остановки мяча в парах, разнообразные ведения и т. п.) — менее интересны. Одной из задач тренера является воплощение менее интересных, но очень полезных в плане обучения технике упражнений в форму соревнования или разнообразных эстафет.

В ходе начального обучения технике владения мячом необходимо правильно расставлять приоритеты. В период с 6 до 9 лет мальчики и девочки должны изучать технику следующих игровых приемов:

1. Ведение мяча:

– внутренней и внешней сторонами подъема;

– с разной скоростью и сменой направления;

– с обводкой стоек;

– с применением обманных движений;

– после остановок разными способами.

2. Жонглирование мячом:

– одной ногой (стопой);

– двумя ногами (стопами);

– двумя ногами (бедрами);

– с чередованием «стопа-бедро» одной ногой;

– с чередованием «стопа-бедро» двумя ногами.

3. Остановки мяча:

– подошвой и разными частями стопы.

4. Передачи мяча:

– короткие и средние;

– выполняемые разными частями стопы.

5. Обводка соперника (без борьбы или в борьбе)

6. Отбор мяча у соперника

7. Вбрасывание мяча из аута

Обучать всем этим приемам в равном объеме при 2-3-разовых занятиях в неделю невозможно. Поэтому в первый год нужно сосредоточить внимание на основных технических действиях. Такими, прежде всего, являются: ведение, удары, остановки и передачи мяча. Кроме того, нужно использовать различные упражнения для повышения разностороннего физического развития детей. Предлагаемая программа составлена с учетом всего выше сказанного, в ее основе лежит принцип многократного повторения одного и того же технического приема в различных игровых и стандартных упражнениях.

Основы подготовки

Обучение будет наиболее эффективным, если дети будут выполнять упражнения с мячом и без мяча не только в футбольной школе, но также дома и на улице, во дворе.

Дома: объясните детям, что утром надо выполнять элементарную зарядку, в которую должны входить упражнения на равновесие (стойка на одной ноге), гибкость, а также упражнения с маленьким мячом (например, для большого тенниса). Любые упражнения с мячом можно выполнять в квартире или рядом с домом на улице: жонглирование разными частями тела, ведение мяча и т. п.

На улице: играть в футбол с друзьями. Обязательно, чтобы это происходило в безопасном месте. Желательно играть на площадке небольших размеров. В этом случае контакты с мячом будут частыми и, следовательно, игрок будет совершать много ведений и обводок.

В футбольной школе: два-три занятия и один игровой день в течение недели.

При планировании нагрузок для детей этого возраста нужно понимать, что направленность в них будет смешанная. Поэтому тренер должен определить для себя несколько типовых тренировок, в которых игра будет сочетаться с упражнениями, обучающими основным элементам футбола.

Тренировочные занятия для детей 6-7 лет (1-й год обучения)

Дети, впервые придя на тренировку, очень хотят играть в футбол, но, как правило, еще не умеют обращаться с мячом. Поэтому основными для них на начальном этапе будут, во-первых, упражнения по элементарному владению мячом, сама игра и различные игровые упражнения. Во-вторых, подвижные игры, упражнения для развития ловкости, равновесия, координации движений, ходьба и бег, прыжки.

В каждом тренировочном занятии необходимо:

Сделать краткое введение в тренировку, которое должно помочь детям настроиться на занятие;

Дать каждому ребенку по мячу. Размеры и масса мяча должны соответствовать возрасту и двигательным возможностям детей (футбольный мяч №3, волейбольный мяч, теннисный мяч и т. д.);

Четко показывать и объяснять каждое упражнение;

Как можно чаще поощрять детей за выполнение заданий;

Сделать краткое заключение, чтобы дети завершили тренировку с положительными эмоциями.

Занятие №1

Инвентарь: мячи, жилетки, конусы.

2. Обучение элементарному владению мячом, то есть двигательным действиям, которые необходимы для освоения техники футбола.

Разминка

Продолжительность не более 10 минут. В ходе разминки дети перемещаются по площадке, выполняя упражнения с мячом и без мяча.

1. Перебежать с одной стороны площадки на другую (10-15 метров) различными способами: приставным шагом левым боком, затем правым боком, спиной вперед; по два повторения.

2. У каждого занимающегося в руках мяч, тренер дает задание по передвижению:

– бег «лисички» на носочках, медленный, «черепаший» бег чередуется с быстрым; по три-четыре повторения;

– подбросить мяч руками вверх и поймать его — 10 раз;

– ноги поставить как можно шире, проводить мяч левой рукой вокруг левой ноги и правой рукой вокруг правой ноги (восьмеркой) — по пять раз вокруг каждой;

– двигаться по площадке с мячом в руках, доставая его бедром — по 10 раз левой и правой ногой.

Основная часть

У каждого игрока по мячу. Контроль мяча подошвой правой и левой ноги:

– перекатывать мяч подошвой, стоя на месте и выполняя круговые движения правой, а затем левой ногой;

– перекатывать мяч подошвой — стоя на месте, катить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой. По 20 раз на каждую ногу;

– перешагивать через лежащий на поле мяч по 20 раз, сначала левой ногой, затем правой.

Может оказаться, что непрерывное, в течение 10 минут, выполнение упражнений в стандартных условиях приведет к снижению интереса у занимающихся. Поэтому в этой части тренировки можно дать детям поиграть в футбол 2х2 или 3х3 на небольшой площадке в малые ворота. Продолжительность игры — 2 тайма по 8 минут. В перерыве между таймами тренер объясняет детям, что у них получается хорошо и что — плохо.

Мотивация восстановится, и в течение следующих 10 минут разучивание технических приемов можно продолжить. Также в целях восстановления интереса можно использовать подвижную игру (см. ниже).

В конце основной части тренировки выполняются удары в малые ворота с расстояния 5 метров.

Заключительная часть

В заключительной части тренировки тренер должен найти поощрительные слова для всех детей. Например, сказать, что они сегодня хорошо выполняли задания и играли в футбол, но можно играть еще лучше, и о том, как это сделать, тренер расскажет на следующем занятии.

Занятие №2

Количество занимающихся: не более 16 человек.

Инвентарь: футбольные и теннисные мячи, жилетки, конусы.

1. Обучение технике передвижения.

2. Обучение элементарному владению мячом.

3. Обучение технике футбола в игровых упражнениях.

Разминка

1. Подвижная игра «Ловкие ребята» (см. ниже). Она повысит настроение детей и их игровую активность.

2. На отрезке 20 метров ставятся три конуса (на расстоянии 5 метров друг от друга). Задача — обежать конусы заданным способом: приставным шагом левым боком, правым боком и спиной вперед. По 2-3 повторения.

3. Упражнения с теннисным мячом: подбросить мяч правой рукой, поймать левой, затем подбросить левой и поймать правой — и так по 20 раз.

Основная часть

У каждого игрока по футбольному мячу

– стоя на месте, перекатывать мяч подошвой правой ноги влево-вправо с остановкой его поочередно внешней и внутренней стороной правой стопы; 20 раз;

– то же — левой ногой;

– стоя на месте и положив мяч на землю между ног, перекатить его влево внутренней стороной стопы левой ноги и остановить подошвой правой стопы, затем внутренней стороной правой стопы перекатить мяч обратно с остановкой его подошвой левой ноги — и так далее, от 20 до 30 раз за серию;

– вести мяч по прямой (8-10 метров) с остановкой мяча под подошву, затем выполнить разворот на 180 градусов; по 8-10 повторений.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3, 2 тайма по 8 минут.

В конце основной части тренировки — удары в малые ворота с расстояния 7 метров.

Заключительная часть

(См. выше).

Мяч в ногах у занимающихся — одна нога на мяче, другая на земле. В прыжке нужно поменять ноги местами. 10-15 прыжков. Два варианта исполнения по расположению мяча: мяч перед игроком или между ног.

Ведение мяча вокруг гимнастического обруча, сначала по часовой стрелке внешней частью подъема правой ноги. Затем против часовой стрелки внутренней частью подъема. По 2-3 повторения.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3; 2 тайма по 8 минут.

Вбрасывание мяча из-за головы на землю и ловля его на отскоке. 15-20 раз.

Игра 4х4 с малыми воротами на площадке 25х20 метров, 2 тайма по 5 минут.

В конце основной части занятия — удары в малые ворота с расстояния 5 метров. Каждый исполняет по 8-10 ударов.

Заключительная часть

Тренер должен найти поощрительные слова для всех детей, а также дать им домашнее задание. Например, выполнять простые упражнения с теннисным мячом — перекатывать его подошвой или вести разными способами, как футбольный.

Приложение. Подвижные игры

«Ловкие ребята»

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два «дома». Расстояние между ними 15-20 метров. Между «домами» посредине площадки находится водящий, все остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома. Если игра проводится на большой площадке, ее надо ограничить боковыми линиями на расстоянии 10 метров друг от друга.

Водящий, находясь посредине площадки, громко произносит: «Раз, два, три!» В ответ все играющие хором отвечают:

«Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать!»

После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию «дома».

Водящий старается поймать перебегающих, пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий снова дает сигнал и все повторяется, после двух-трех раз подсчитываются пойманные и выбирается новый водящий из не пойманных. Пойманные снова входят в группу, игра начинается сначала.

– перебегать на другую сторону можно только после слов «попробуй нас догнать»;

– нельзя, выбежав за линию «дома», вернуться за нее. Игрок, сделавший это, считается пойманным;

– «поймать» — значит «дотронуться до играющего»;

– чтобы пойманные дети не скучали, можно их только сосчитать и снова вводить в игру.

«Займи свободное место»

На линии выставляются фишки с интервалом 1,5 метра. Количество фишек должно быть на две меньше числа участников игры. Параллельно выставленным фишкам, в 15-17 метрах от них, лицом к ним в шеренгу по одному выстраиваются играющие. По сигналу тренера они идут в направлении фишек, а когда тренер говорит «секретное слово» (по уговору с игроками), они бегут к фишкам и стараются занять свободную. Двое последних, кто не успел занять фишки, выбывают из игры. В следующем повторении, так как игроков стало на два меньше, на две меньше остается и фишек. Игра повторяется, и опять двое последних выбывают, а фишек становится на две меньше. Выигрывают три последних оставшихся в игре. Можно выполнять до трех повторений этой игры.

Итак, тема первой статьи: «Детский и подростковый футбол, методы тренировок, ошибки и находки».

Раскрыв эту тему, я планирую представиться и показать вам свое видение футбола.

Я начал заниматься футболом с пяти лет, ходил с отцом на стадион и пинал мяч в ворота. Но бить по воротам мне надоело очень быстро, всегда нравилось просто пасоваться. Таким образом я предопределил свою футбольную судьбу: всю свою жизнь я играл в полузащите. В семь лет меня привели в районную футбольную секцию, где ребят заставляли играть в гандбол, баскетбол, бегать кроссы и отжиматься по несколько сотен раз за тренировку. Многие были против таких тренировок, к тренеру приходили ругаться родители других ребят, «за что мы платим деньги?» - вопрос звучал постоянно. Я помню довольно мало из того времени, самое яркое воспоминание - это день, когда меня перевели в группу постарше, и я начал убирать мячи после каждой тренировки, а так же «вечным зайцем», когда тренер ставил ребят в квадраты. Я бегал в квадратах с начала и до конца тренировки, а на сторонах стоял исключительно по праздникам, и то до первого паса, который мне адресовали довольно сильно. Или слишком сильно, как кому нравится.Через год все пришло к тому, что я стал играть наравне с ребятами постарше (мне было 9, им 10-11), и в начале сезона получил свою первую полноценную футболку команды с номером 21. Этот номер так и остался у меня до конца футбольной карьеры. На поле на турнирах я в то время выходил крайне редко, а т.к. тренер любил затыкать мной дыры, я поиграл везде: в защите, на краях, в центре, в нападении, и даже на воротах.Сразу скажу, что полученный тогда опыт неоценим. И все трудности, через которые мне пришлось пройти во многом повлияли на довольно успешные футбольные годы. Советую читателям сделать выводы из этой истории:) Но были и моменты, которые, как я убежден, мне навредили... С этой темы и начнем.

Какие ошибки, по вашему мнению, допускают в российском детском футболе?- Боюсь начать говорить словами министра спорта, но ошибок много, и они образуют собой довольно органичный комплекс проблем. Причем проблем таких, что не получится убрать какую-то одну, надо решать все сразу, в комплексе.

Детский спорт в России построен не на желании принести пользу детям, а на желании сохранить детский спорт. Тренеры и руководители получают вполне конкретную установку: «Мы продлим вам финансирование, если выиграете турнир». Поэтому работа с детьми в России ведется с уклоном на победы на турнирах. Я думаю, вы замечали, что наши дети лет до 15 выигрывают довольно много соревнований, в том числе заграницей, но вдруг происходит что-то, какой-то перелом, в 16-17-18 лет, и мир словно переворачивается. Еще год назад эти ребята обыграли в финале их «Аякс» 5:0, а вот сегодня, спустя год, уже «Аякс», с тем же составом возит наших ребят по полю.Все дело в том, что наши дети получают воспитание, немного отличающееся от взрослого. Тренеры уже с первых лет обучения настраивают детей исключительно на победы, учат играть жестко, наверняка, прививая игру, рассчитанную исключительно на результат.

Очень мало времени уделяется внутреннему миру ребенка, его фантазии, его желаниях в игре. Когда я был на сборах заграницей (в частности, в Голландии), я увидел совершенно другой подход к делу. Там детям зачастую просто бросали мячи и группа тренеров наблюдала за их действиями. Затем, на основании наблюдений каждому ребенку составлялась программа, немного отличная от других ребят. У каждого ребенка там было свое досье с описанием сильных и слабых сторон, ментальными предпочтениями на поле, с оценкой характера и заключения психолога.

Самой главной задачей в детском футболе должна быть задача становления личности у ребенка. Он должен стать особенным, самим собой. Он должен иметь свой стиль, свое понимание и свой характер в футболе. Он должен уметь фантазировать, придумывать и размышлять. На турнирах должна стоять цель победить, но выводы должны делаться в первую очередь на основании показанной игры, а не на основании результата. Игра придет, и все научатся играть в команде и идеально взаимодействовать друг с другом, а пока детям нет и 14 лет, нельзя заставлять их показывать результат в ущерб собственной психике и самоощущению.

Понимаю, на меня могут накинуться многие специалисты, начать прославлять российский футбол и т.д., но в России и в СССР никогда не было ни одного суперклуба, типа «Манчестер Юнайтед», «Реала», «Барселоны», «Ювентуса», «Милана» и т.д. Никогда не было. Были отдельные годы, была серия лет, но чтобы на протяжении нескольких десятилетий - никогда, и уж тем более мы не обладаем кадрами, способными играть в любом чемпионате и в любом клубе. Посмотрите на европейские команды: все их игроки могут играть где угодно, в любом чемпионате, в любом стиле. Из России же если и уезжает, то только самые лучшие, да и то ненадолго, и не закрепляясь зарубежом.

Я убежден, что система подготовки футболстов в России кошмарна и ужасна. Ее нужно менять на корню, нужно расставлять другие приоритеты и воспитывать детей совершенно иначе, а не портить их, загоняя в рамки и шаблоны.

Почему в «Барселону» не влились Чигринский, Глеб? Почему в другие клубы не влились наши игроки?

Слабая школа, слабая детская база. Это сразу видно, даже если человек играет неплохо. В сильных клубах не любят игроков со слабой базой. Поэтому, кстати, очень многие приезжие африканцы не могут заиграть в сильных чемпионатах. Для многих из них даже чемпионат России - очень высокая планка, куда они со своей базой просто не подходят.Человек может хорошо играть матчи, но если он то и дело бежит не туда, если он предпочитает нестись 40 метров вместо того, чтобы просто сделать один шаг, он не подходит команде. Но он ни в коем случае не виноват - просто в детстве не научили. Впроче, я считаю, что футболиста можно переучить вплоть до завершения карьеры, если он сам готов открыться для новых знаний и перестроиться. Если же футболист уверен, что он все делает правильно, т.к. его так учили дома на протяжении десяти лет, то помочь практически нельзя.

Важно ли думать на поле?

Однажды тренер спросил у меня «Что главное в футболе?». Я ответил «Мысль и пас», на что он сказал «Главное – гол» и погнал меня в пятикилометровый кросс. Кросс не научил меня ничему, и я все еще думаю, что в футболе главное думать. Футбол можно сравнить с шахматами, только возможных комбинаций гораздо больше. Как говорил Грецки «Я просто бегу не туда, где была шайба, а туда, где она будет». Надо просчитывать все заранее, держать в уме возможности для маневров, думать, что будет если пас пройдет, и что будет, если не пройдет. Необходимо понимать своих партнеров, знать их досконально. Их характер, привычки, манеру, психологию...Футбол - игра мысли.

Что такое психологический перелом в детском/юношеском футболе?- Этот термин я ввел сам, т.к. сам пережил этот перелом. Это переход от детского мышления ко взрослому, и я не знаю, связан ли он с взрослением человека как такового, или же связан в том числе и с футболом. Он случился, когда мне было 12-13 лет. Я за очень короткий период времени, буквально за месяц, понял гораздо больше, чем за все предыдущие годы. Я понял, чего хочет тренер, понял, куда бежать и что делать. Понял, почему лучше отдать пас на три метра, чем на сорок, и что по воротам можно ударить тихо и в уголок, а не лупить со всей силы:) В тот год я превратился из запасного в основного игрока команды, а затем, в том числе и благодаря характеру, в капитана. После 13 лет я никогда и никому не отдавал капитанскую повязку вплоть до завершения карьеры. Это скорее пафосная строка, т.к. я никогда не понимал, в чем состоит сакральный смысл быть капитаном, да и сказать по правде, в моих командах всегда были люди, которые были капитанами «вне поля», но тренеры доверяли повязку именно мне, и я был не против.Так вот, психологический перелом - это и есть мысль в футболе. Тот момент, когда в игру приходит мысль, и она выходит на первый план перед физикой и техникой.

Как часто футболисты дерутся между собой?

И взрослые, и дети дерутся постоянно. Надо понимать, что футболисты - это люди, которые с 16 лет и до конца карьеры находятся в состоянии, очень напоминающим службу в армии. База, мужики вокруг, спорт, занятия, еда по расписанию - это все непросто выдерживать даже год, а выдерживать это на протяжении двадцати лет каково? И детям конечно же не легче, хоть они и не сидят на сборах, но они все же дети:) Разумеется, футболисту в чем-то легче, чем солдату, но условия схожи. Драки и конфликты бывают часто. В любом коллективе всегда есть умник, задира, тупой, ботан, и все такое - это статистика:) И футболисты не исключение. Тем более, знающие тренеры специально берут в команду одного-двух парней с горячими головами - всех в тонусе держать:) Ну а если они еще и играют хорошо, так это просто супер.Но надо понимать, что разборки это просто жизнь. Они не объединяют и не разобщают. Локально кто-то может подраться и потом подружиться на долгие годы, но в основной массе они не несут ровным счетом ничего. Да и куда лучше подраться честно, чем исподтишка дать под колено и вывести человека из строя на год. А такое бывает куда чаще, чем просто драка.Реакция тренера должна быть соответствующей - дерущихся надо наказывать. Это воспитание, это правила. Драку нельзя поощрять, даже если она полностью оправдана. Драка - удел животных, а у человека есть рот. Надо разговаривать.

Представьте, что вас назначили тренером детской команды, что вы будете делать?

Сначала я постараюсь получить гарантии на то, что от моих ребят не будут требовать непременных побед с угрозами закрыть школу, дадут достаточное финансирование и наймут специалистов, которых не принято нанимать в России в детские школы: психолога и воспитателя. Я убежден, что тренер должен совмещать в себе всех: тренер, психолог, воспитатель, доктор и в каком-то смысле «отец», но помимо тренера должны быть и узкоспециализированные специалисты.Затем я пойму, кто ко мне пришел, какому ребенку что нужно дать, и пойдет обычная работа. Моей целью будет вырастить ребят, способных мыслить, творить, думать, быть лидерами и играть везде, по любой схеме и тактике у любого тренера.

Стоит ли отдавать ребенка в футбол?

Да, стоит. Но если не будет получаться (такое бывает), и если ему не будет нравиться, то лет в 14 можно начать уже «забирать» потихоньку из профессионалов во двор. Пусть другим занимается.

Как помочь ребенку стать звездой футбола?

Знать о футболе больше, чем он. Говорить о футболе с ним. Ходить на его тренировки и игры. Увлекаться не меньше, чем он. В общем, жить футболом - но чуть больше, чем живет им он сам. Да, надо отдать всего себя этому увлечению.

Страница с материалами Павла Ани на footcom.ru: http://www.footcom.ru/others.php?page=16

    Ни один человек не рождается с врожденными навыками игры в футбол. Для того чтобы развить свои сильные и укрепить слабые стороны, требуются годы тренировок. Например, игрок может быть очень быстрым, но не слишком сильным, или он может хорошо подавать угловые, но плохо играть в пас. Тем не менее с практикой необходимые навыки постепенно развиваются. Если вы будете ежедневно выполнять ряд полезных упражнений, то, в конце концов, станете очень неплохим игроком в футбол.

    Шаги

    Часть 1

    Навыки обработки мяча

    Тренируйтесь принимать мяч. Найдите для тренировки большую стену в уединенном месте. Это должна быть кирпичная или бетонная стена. Пните мяч, чтобы он врезался в стену примерно в 90 см над землей. На отскоке мяча поднимите ногу в воздух. Сделайте так, чтобы после соприкосновения с ногой мяч упал на землю. Повторяйте это упражнение снова и снова по 10 минут в день.

    • Важно не пинать мяч, который вы принимаете. Необходимо лишь поднять ногу на тот уровень, где должна пройти траектория его полета. Позвольте мячу самому прилететь к вашей ноге.
    • Сбив мяч на землю, поставьте на него сверху ногу, чтобы он не укатился.
    • Начинайте упражняться близко от стены. С ростом уверенности в собственных силах постепенно отступайте дальше. Завершайте работу над упражнением, когда окажетесь уже в метрах девяти от стены.
  • Научитесь набивать мяч ногами. Даже у лучших игроков в футбол уходят годы на то, чтобы научиться мастерски чеканить мяч. Однако, это хорошее упражнение для того, чтобы начать уверенно обращаться с мячом и отработать координацию зрительных образов и телодвижений. Подхватите мяч снизу стопой ноги, чтобы он не падал. Приподнимите ногу в воздух и подкиньте мяч вверх. Пните падающий мяч снизу другой ногой, чтобы снова запустить его в воздух.

    • Бить по мячу следует центральной зоной подъема стопы. В ином случае мяч может прилететь вам в лицо или улететь в противоположном направлении. Цель состоит в том, чтобы постоянно удерживать мяч рядом с собой на расстоянии около 30 см от собственного тела.
    • Чтобы мяч не отлетал далеко, сгибайте ударную ногу в колене, когда бьете по нему. Если вы будете бить по мячу прямой ногой, то он отлетит далеко от вас.
    • Выполняйте данное упражнение минимум по 10 минут в день. Вполне нормально, если сначала вы будете отбивать мяч лишь один-два раза. Продолжайте работать и ваши навыки разовьются. Старайтесь дойти, по крайней мере, до десяти ударов по мячу, прежде чем заканчивать данное упражнение.
  • Займитесь дриблингом. Найдите ровное открытое поле или площадку у себя во дворе. Постарайтесь обвести мяч по всему периметру поля, слегка пиная его. Перед тем как толкнуть мяч ногой, вы должны поставить ее на подушечку стопы (а не на пятку). После каждого толчка мяч должен отлетать от ноги лишь на 30–60 см. Занимайтесь данным упражнением в течение 10 минут или до тех пор, пока не обойдете с мячом вокруг поля несколько раз.

    • Несмотря на то, что футболисты умеют бить по мячу обеими ногами, обычно у них бывает лишь одна основная ударная нога. Чаще всего это ведущая нога, то есть нога, которая соответствует преобладающей руке (правши пользуются правой ногой и так далее). Данное упражнение поможет вам понять, какую из ваших ног следует считать основной ударной ногой.
    • Неведущая нога в большинстве случаев используется для опоры и балансировки тела. Во время дриблинга важно, чтобы неведущая нога оставалась относительно близко к телу, иначе можно запустить мяч заметно дальше вперед, чем требуется.
    • Научившись выполнять дриблинг более уверенно, попробуйте оторвать глаза от мяча, чтобы смотреть вперед. Во время дриблинга взгляд будет стремиться к мячу, но в процессе игры необходимо смотреть прямо и вокруг себя. Нет ничего страшного, если на начальном этапе вы будете случайно поглядывать на мяч при дриблинге, постепенно вы научитесь не смотреть на него.
  • Научитесь менять траекторию мяча. Одним дриблингом с левой или с правой ноги нельзя резко поменять траекторию движения мяча, так как для этого необходимо работать не только носком ноги. Здесь вам придет на помощь боковая часть стопы. Сначала следует обработать мяч дриблингом и пройти с ним около 2,5 м. Нарастив скорость, выдвиньтесь чуть дальше мяча и обопритесь на ведущую ногу. Катящийся следом мяч должен удариться об нее и срикошетить в нужном вам направлении.

    • Направление поворота мяча зависит от того, как вы поставите ногу. Например, если для вас ведущей является правая нога, мяч должен удариться о внутреннюю сторону стопы (щечку), чтобы повернуть налево, или о внешнюю сторону стопы (шведку), чтобы свернуть направо. Если ударной ногой является левая нога, то шведкой вы будете направлять мяч влево, а щечкой - вправо.
    • Если вы хотите лишь слегка изменить траекторию мяча, просто поставьте ударную ногу на землю и не шевелите ею. Но если вам необходимо существенно поменять направление движения мяча, махните ногой по направлению к мячу, чтобы задать ему дополнительный импульс в том направлении, куда он должен повернуть.
  • Тренируйтесь обводить мяч вокруг препятствий. Приготовьте набор конусов и выставите их в ряд на расстоянии около 90 см друг от друга. С помощью дриблинга начните обводить мяч вокруг них. Если конус расположен слева от вас, а ведущая нога у вас правая, осторожно толкните мяч щечкой правой ноги. Толчок должен быть достаточно внушительными, чтобы мяч оказался слева от следующего конуса. Если препятствие находится справа от вас, а ваша ударная нога правая, толкните мяч шведкой ноги. Постарайтесь сделать так, чтобы после толчка мяч оказался справа от очередного конуса.

    • Для левшей инструкции аналогичны за тем лишь исключением, что им следует пользоваться противоположными сторонами стопы. Например, если препятствие находится слева, толкните мяч шведкой левой ноги. Если препятствие расположено справа, толкните мяч щечкой левой ноги.
    • После того как пройдете всю линию конусов, можно будет поменять их положение. Попробуйте расставить их зигзагами или в случайном порядке по полю.

    Часть 2

    Расширение набора необходимых навыков

    Пасуйте мяч товарищам по команде. Существует два основных вида пасов в футболе: верхний и нижний. Нижний пас используется чаще всего и выполняется на более короткие расстояния. Ваш напарник должен располагаться примерно в 6 м от вас лицом к вам. Качественный нижний пас отдают щечкой или шведкой ведущей ноги, но не носком.

    • Поставьте неведущую ногу сантиметрах в тридцати от мяча. Сделайте замах средней силы основной ногой в направлении назад. Махните ногой по направлению к мячу, чтобы ударить по нему щечкой основной ноги.
    • Ваша цель - передать мяч товарищу по команде так, чтобы он не начал прыгать. Мяч должен прокатиться по земле до вашего товарища.
    • Отрабатывайте пасы назад и вперед. Занимайтесь этим по 10–15 минут ежедневно. Следите за тем, чтобы направлять мяч строго товарищу по команде, так как во время игры необходима точность. Постепенно можно увеличивать расстояние, с которого вы подаете пас (от 6 м вплоть до 12 м).
  • Научитесь отдавать более дальние пасы. Как уже упоминалось, еще одним видом пасов являются верхние пасы. Они необходимы тогда, когда принимающий мяч товарищ по команде находится от вас на расстоянии 15 м или более. Чтобы передать пас верхом, необходимо ударить по мячу подъемом стопы. Поставьте товарища по команде минимум в 15 м от себя лицом к вам. Отойдите назад на некоторое расстояние от мяча, чтобы разбежаться и придать мячу более сильный импульс для выполнения паса.

    • Подбежав к мячу, поставьте рядом с ним неведущую ногу, как и в случае нижнего паса. Замахнитесь ведущей ногой в полную силу.
    • Проследите за тем, чтобы удар ногой по мячу был произведен подъемом стопы непосредственно за пальцами. Так вы зададите мячу максимальный угол полета и придадите необходимую силу импульса, который требуется, чтобы оторвать мяч от земли и запустить его далеко вперед.
    • Продолжайте работать над силой верхнего паса. Вам не всегда будет требоваться полная мощь удара, чтобы пас оказался точным. Постарайтесь быть настолько точным, насколько это возможно. Продолжайте отрабатывать пасы верхом вместе с товарищем минимум по 10 минут в день.
  • Научитесь уводить мяч от защитника. Во время матча к вам может приблизиться защитник команды соперника, чтобы оказать прессинг и отнять мяч. Для подготовки к подобным ситуациям привлеките товарища, чтобы позаниматься с ним в паре. Начните с обычного дриблинга в открытом поле. Товарищ должен приблизиться к вам и начать сопровождать ваш бег. Цель товарища состоит в том, чтобы отобрать у вас мяч, а ваша цель - сохранить мяч любой ценой.

    • Чтобы научиться делать это наилучшим образом, следует правильно располагать свое тело. Если защитник подходит слева, смещайте корпус в эту же сторону, чтобы заблокировать соперника.
    • Также можно пользоваться локтями, чтобы слегка оттолкнуть соперника со своего пути. Однако, не следует проявлять чрезмерную агрессию, иначе вам могут показать желтую карточку.
    • Отработайте вышеупомянутым образом расстояние около 6–9 м. Потом можно поменяться с товарищем ролями, чтобы прочувствовать игру как в защите, так и в нападении.
  • Научитесь подавать угловые. Когда мяч выходит за пределы поля через линию ворот от ноги игрока обороняющейся команды, назначается угловой удар, который выполняет атакующая команда. Цель углового удара заключается в том, чтобы направить мяч к воротам противника. Мяч ставят в углу поля, который расположен ближе всего к тому месту, где он вышел за его пределы. Если вы просто тренируетесь, можно использовать любой угол. Отступите от мяча минимум на три шага, чтобы у вас была возможность разбежаться.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Набрав скорость, поставьте левую ногу слева от мяча (для правшей) и в полную силу замахнитесь правой ногой.
    • Когда будете бить по мячу, делайте это верхней частью щечки правой стопы. Так вы увеличите дугу, по которой мяч полетит к воротам.
    • Повторяйте угловые удары снова и снова, пока не определите необходимую силу, чтобы мяч отлетал на нужное расстояние. Поставьте у ворот товарища, чтобы он попытался забить гол, скинув мяч головой, или просто принял его и ударом ноги забил в ворота.
  • Отработайте удары по воротам. Несмотря на то, что не существует реальной замены для настоящей борьбы между соперниками у ворот, чтобы отработать навыки забивать голы, есть ряд полезных упражнений для самостоятельных занятий и для работы в паре с товарищем. Встаньте в 11 м от ворот (на расстоянии для пенальти). Для удара по воротам используйте технику паса верхом, но только не пасуйте вратарю. Отойдите от мяча назад, чтобы набрать скорость и мощь для удара.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Поставьте неосновную ногу сбоку от мяча. С полной силой размахнитесь назад основной ногой. В момент удара по мячу на обратном движении ноги вы должны коснуться его подъемом стопы непосредственно за пальцами.
    • Постарайтесь выбрать конкретную зону ворот, куда хотите ударить мячом. Попробуйте последовательно забить мяч три раза в эту точку, прежде чем переходить к ударам по другой зоне ворот. Чтобы сделать ситуацию более реалистичной, поставьте товарища в ворота выполнять роль голкипера.
    • Располагайте мяч на различных участках поля. Варьируйте силу удара по мячу в зависимости от того, на каком расстоянии от ворот вы находитесь.

    Часть 3

    Совершенствование игровых навыков
    1. Отработайте удары головой. Удары головой обычно используют тогда, когда необходимо принять угловой. Чтобы отработать удар головой, поставьте товарища примерно в 3 м от себя и попросите его броском снизу подавать мяч по дуге вам в голову. Начните с удара головой стоя. Ваши ноги не должны отрываться от земли. Немного подайтесь вперед, когда мяч приблизится к вам. А когда мяч будет совсем близко, махните головой назад и вперед.

      • Ударьте по мячу строго лбом. Это следует сделать тогда, когда голова будет находиться в одной плоскости с телом. Другими словами, не бейте мяч головой, если она слишком сильно отклонена назад или вперед. Удар следует наносить тогда, когда голова находится в нормальном прямом положении.
      • Чтобы выполнить удар головой в прыжке, необходимо сделать то же самое, за одним исключением - сначала следует подпрыгнуть. В момент прыжка отклоните тело назад. Выведите голову чуть вперед, чтобы принять на нее мяч. Ударьте мяч лбом, когда голова будет находиться в нормальном положении по отношению к телу, а вы сами окажетесь в наивысшей точке прыжка.
      • Выполняйте удары головой стоя и в прыжке по 10 минут. Очень важно не переусердствовать с ударами головой, чтобы со временем не заработать сотрясение мозга.
    2. Прибегайте к финту плечом в ходе матча. Вероятно, это самое простое в исполнении движение, но при этом потрясающе действенное. Ведите мяч дриблингом примерно на 3–6 метров вперед. Приблизившись к защитнику соперника, склоните плечи влево, как будто бы собираетесь двигаться в этом направлении. Затем поверните траекторию мяча на 45 градусов вправо шведкой правой ноги.

      • Вместо того чтобы бить носком по мячу, ударьте по нему щечкой основной ноги в сторону за ногу, на которой стоите (за неведущую ногу).
      • Повернитесь по часовой или против часовой стрелки (в зависимости от того, какая нога у вас ударная). Визуально найдите мяч и продолжайте дриблинг уже в другом направлении.
      • Для практики привлеките друга, чтобы он попытался сыграть роль защитника команды соперника. Держите финт в тайне и посмотрите, получится ли у вас обмануть товарища. Запомните, что данный финт работает только в том случае, когда защитник находится перед вами, иначе мяч попадет прямо в распоряжение соперника, если тот находится сзади.
    3. Освойте финт “ножницы”. По аналогии с разворотом Кройфа, данный финт должен заставать противника врасплох. Чтобы отработать финт, ведите мяч вперед примерно на 6–9 м, набирая скорость и силу. Поставьте левую ногу слева от мяча на расстоянии около 30 см. Размахнитесь правой ногой, как будто бы собираетесь ударить по мячу. Возвращая правую ногу обратно, обведите ее по часовой стрелке вокруг мяча, не дотрагиваясь до него.

      • Завершив дугу, поставьте правую ногу справа от мяча. Поднимите левую ногу и пните мяч влево.
      • Чтобы соперник решил, что вы направляетесь вправо, делайте обманное движение правой ногой и бейте левой. Чтобы соперник решил, что вы двигаетесь влево, делайте обманное движение левой ногой и бейте правой.
      • Также можно прибегать к финту “двойные ножницы”. В таком случае сначала обманное движение делают правой ногой, а потом левой. После пары обманных движений вокруг мяча левую ногу ставят на землю и бьют по мячу вправо правой ногой.
    4. Применяйте во время матча финт Зико. Это движение позволяет одурачить защитника соперника и эффективно его обойти. Ведите мяч дриблингом вперед на 3-6 м, чтобы набрать скорость. Поставьте правую ногу справа от мяча на расстоянии около 30 см от него. Затем поднимите левую ногу и слегка толкните мяч с правого бока внешним краем левой стопы (обе ноги теперь будут справа от мяча).

      • Продолжайте контролировать мяч левой ногой, одновременно поворачивая тело против часовой стрелки вместе с правой ногой.
      • Выполнив разворот на 360 градусов и, все еще контролируя мяч левой ногой, продолжайте дриблинг. Оппонент будет сбит с толку и обманут тем, что вы направились совсем в другую сторону.
      • Данный финт можно выполнять в зеркальном отражении. Просто поставьте радом с мячом левую ногу, а контролируйте его правой ногой. Проверните тело и левую ногу по часовой стрелке на 360 градусов. Затем продолжайте дриблинг.
    • Бегайте на подушечках стопы, чтобы увеличить скорость бега.
    • Практикуйтесь вместе с друзьями, а также устраивайте с ними небольшие футбольные матчи.
    • Перед тренировками и играми обязательно следует проводить растяжку.
    • Если перед вами окажется слишком много игроков команды противника, отдайте пас назад своим товарищам по команде.
    • Будьте командным игроком и отдавайте мяч другому игроку вашей команды, если тот находится в лучшей позиции для того, чтобы забить гол.
    • Перед игрой съешьте банан, чтобы у вас не возникло судорог во время игры. Размеренно распределяйте нагрузку в ходе игры, чтобы не спровоцировать судороги и не сбить дыхание.

    Предупреждения

    • Выполняя удары головой, подставляйте под мяч свой лоб, а не макушку. Регулярные удары головой в течение продолжительного промежутка времени приводят к микросотрясениям и нарушают химические процессы мозга.
    • Всегда следите за водным балансом, если не хотите внезапно потерять сознание. В экстренных случаях незамедлительно вызывайте скорую помощь.
    • Следите за окружающей обстановкой, чтобы случайно не нанести удар мячом по другому игроку.
  • Основы футбольной тактики

    С момента появления футбола и по сей день главная задача футболистов осталась неизменной: забить как можно больше голов в ворота соперника и как можно меньше пропустить (в идеале – сохранить свои ворота в неприкосновенности). Однако средства достижения этой цели могут быть совершенно разными, и если на заре футбола они отличались нерациональностью и невысокой степенью эффективности (тактика игры зачастую строилась по принципу «бей-беги»; да и сегодня так нередко играют в футбол во дворах), то в настоящее время футбольная тактика – это целая наука.

    Один из ключевых принципов футбольной тактики – распределение обязанностей между футболистами одной команды. Задача одних игроков – действовать в защите, других – атаковать ворота соперника, третьих – обеспечивать взаимосвязь между линиями обороны и нападения. Когда этот принцип был реализован на практике, рисунок игры стал намного более осмысленным, а сама игра – более организованной. Поэтому всех игроков стали делить на вратарей, защитников, полузащитников и нападающих. Вскоре после этого появилось понятие «система игры»: так назвали определенный порядок расположения футболистов на поле в зависимости от того, какую роль они должны исполнять и в какой линии они действуют. Однако система игры подразумевает не только разделение обязанностей между футболистами разных линий, но и порядок их взаимодействия на поле между собой.

    За время существования футбола было придумано и реализовано много разных систем игры. Например, в 20-е годы XX столетия одной из самых популярных была система «пять в линию». Она получила такое название благодаря количеству игроков линии нападения, которые располагались в линию. В числе остальных футболистов были один голкипер, два защитника и три полузащитника (схематично такую систему можно записать как 1 + 2 + 3 + 5) (рис. 6.15).

    Рис. 6.15. Тактическая схема «пять в линию»

    Отмечу, что тогда правило «вне игры» трактовалось иначе, нежели в настоящее время: игрок, не владеющий мячом, должен был иметь перед собой не менее трех противников. Поэтому защитники при системе 1 + 2 + 3 + 5 размещались на футбольном поле друг за другом, при этом один из них играл роль переднего, а другой – заднего защитника.

    На крайних полузащитников возлагались те же функции, которые в современном футболе исполняют крайние защитники: они должны были брать на себя нейтрализацию соответствующих крайних нападающих команды соперника. При этом им не возбранялось участвовать и в наступательных действиях команды.

    Стержневым игроком команды при использовании системы «пять в линию» был центральный полузащитник: он обеспечивал взаимосвязь между игроками линии обороны и атаки, координировал действия команды, организовывал атакующие действия. Если по каким-то причинам центральный полузащитник не мог играть (травма и т. п.), то зачастую игра всей команды просто ломалась.

    Что касается игроков линии нападения, то фланговые нападающие должны были обладать очень высокой скоростью (чтобы можно было в одиночку проскочить с мячом к воротам противника), а также хорошо поставленным и точным ударом (последнее качество было обязательным и для центрфорвардов). Однако более важную роль в завершении атаки играли центральный нападающий и инсайды: они чаще других игроков находились в непосредственной близости от ворот команды соперника, поэтому у них было больше возможности нанести разящий удар.

    В Советском Союзе система «пять в линию» (иногда несколько видоизмененная, например с оттянутым немного назад центрфорвардом) активно использовалась примерно до 1938 года. Правда, в 1925 году в футбольные правила были внесены изменения, касающиеся положения «вне игры»: теперь не владеющий мячом игрок должен был иметь перед собой не менее двух противников, поэтому защитники играли не один перед другим, а на одинаковом расстоянии от своих ворот.

    Однако полная несостоятельность и устаревание системы «пять в линию» стала очевидной в 1936 году, когда советские команды «Спартак» и «Динамо» играли товарищеские матчи с «Рэсингом» и сборной Басконии. Иностранные команды продемонстрировали намного более прогрессивную и эффективную систему «дубль-вэ», которую можно схематично записать так: 1 + 3 + 2 + 2 + 3 (рис. 6.16).

    Рис. 6.16. Тактическая схема «дубль-вэ»

    При этой системе центральный полузащитник оказался несколько оттянут назад и фактически стал играть роль заднего защитника. Полусредние также немного оттянулись назад; теперь их главной задачей стало обеспечение взаимосвязи между линией полузащиты и нападения. Помимо прочего, новая система позволила уравновесить силы защиты и атаки: при ней подразумевалось, что фланговых нападающих команды соперника должны нейтрализовывать крайние защитники, действующие на соответствующих флангах, а за центрального нападающего отвечал центральный защитник. Что касается полузащитников, то они должны были брать под свою опеку полусредних команды противника.

    Поначалу эта система создала немалые трудности для игроков линии нападения: форвардам пришлось искать новые методы противодействия защитникам, задача которых, наоборот, намного упростилась. Тем не менее нападающие справились. В центре атаки стали появляться быстрые форварды, умеющие отлично маневрировать на поле (Всеволод Бобров, Борис Пайчадзе, Константин Бесков и др.) и успешно избавляться от опеки защитников.

    Примерно в середине XX столетия получила распространение так называемая система «четырех защитников», которую схематично можно записать так: 1 + 4 + 2 + 4. Окончательное признание она получила после чемпионата мира 1958 года, когда ее преимущества с блеском продемонстрировала сборная Бразилии, ставшая чемпионом мира. Смысл системы заключался в том, что создавался плотный защитный рубеж непосредственно перед воротами, организуемый двумя центральными защитниками. Поскольку всего для защиты было выделено четыре игрока, такое их количество позволяло кому-то из них (как правило, фланговому защитнику) активно участвовать и в наступательных действиях команды. Ну а в атаке серьезную силу составляла четверка форвардов, наиболее опасными из которых, как правило, были двое центральных нападающих.

    При новой системе определенные изменения претерпела и игра крайних нападающих: фланговые игроки линии атаки получили больше самостоятельности и оперативного простора. В частности, им чаще нужно было принимать участие в единоборствах, делать большие фланговые рейды с мячом в ногах, самостоятельно завершать атаки. Вдобавок к этому крайним нападающим приходилось заниматься и оборонительными функциями, поскольку крайние защитники заметно активнее стали участвовать в организации наступательных действий.

    Что касается полузащитников, то их главной задачей были организация командных действий, а также участие в обороне. При персональной опеке полузащитники должны были противостоять хавбекам противника, действующим на тех же флангах.

    Еще одна система игры, которая зародилась в середине прошлого столетия, – 1 + 4 + 3 + 3 (рис. 6.17).

    Рис. 6.17. Тактическая схема 1 + 4 + 3 + 3

    Новинку впервые продемонстрировала сборная Бразилии на чемпионате мира 1962 года. Ну а на мировом форуме 1966 года по такой системе играло большинство сборных, и с тех пор она активно применяется тренерами разных сборных и клубных команд. Использование трех полузащитников дало мощный стимул для развития атакующих действий, и одновременно для эффективной защиты собственных владений.

    В настоящее время тренеры применяют самые разные тактические схемы. Сегодня в большинстве случаев на поле выходит два «чистых» нападающих», а нередко и вообще один. Однако многие полузащитники действуют таким образом, что фактически являются игроками линии атаки. Один из наиболее характерных примеров в современном футболе – португалец Криштиану Роналду: номинально являясь полузащитником, он активно участвует в наступательных действиях команды. В частности, выступая за английский «Манчестер Юнайтед», он в 2008 году стал лучшим бомбардиром не только команды, но и всего чемпионата Англии.

    По ходу матча в зависимости от складывающейся на поле ситуации либо по заранее утвержденному плану на игру тренер может менять тактическое построение команды. Например, начав игру с одним «чистым» нападающим, позднее можно ввести еще одного игрока линии атаки вместо защитника или полузащитника. Если же команде нужно удержать победный счет, то можно укрепить линию защиты, сняв с игры нападающего или атакующего полузащитника и соответствующим образом перестроив линии команды.

    Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

    ВИДЫ ТАКТИКИ В ДЗЮДО В теории борьбы дзюдо выделяют 3 вида тактики: тактика соревнований, тактика ведения поединка и тактика выполнения приемов.1. Тактика соревнованийЗадача тактики соревнований - определить направления действий дзюдоиста для достижения спортивного

    Из книги Тактика борьбы самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

    4. МАСКИРОВКА ЗАМЫСЛОВ И ТАКТИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ Замыслы нужно маскировать действиями, понятными противнику и отвлекающими его внимание от того, что вы собираетесь делать.Маскировать тактику выполнения замыслов можно посредством внесения изменения в захваты и подходы, а

    Из книги Скиталец автора Талиновский Борис

    ОТЕЦ ВЕЛИКОЙ ТАКТИКИ Он принял «Уйпешт», в котором играли девять (!) футболистов сборной Венгрии первых послевоенных лет, в том числе неувядающий Дьюла Женгеллер и Ференц Суса. Для того, чтобы стать чемпионом с таким набором мастеров, нужно было «всего лишь» поставить игру

    Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

    5.3. Классификация тактики в спортивной борьбе Однако представленный выше материал, который использовался в предыдущих учебниках, не в полной мере детализирует состав тактических действий в спортивной борьбе. В связи с этим предлагается классификационный комплекс

    Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

    5.5. Классификация тактики схватки Рассматривая схватку с военных позиций, на первом уровне решения задач борец должен наметить стратегию конкретной схватки, т.е. общий фон действий, генеральное направление, обеспечивающее выполнение частных задач и всего плана в

    Из книги Самый интересный матч автора Бобров Всеволод Михайлович

    5.2. Классификация тактики боя Поскольку слово «тактика» издревле считается термином военным, разберем это понятие с военной точки зрения. Тактика в военном смысле – маневр силами и средствами в процессе ведения боя с целью достижения желаемого результата.Под средствами

    Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

    Из книги Борис Аркадьев автора Горбунов Александр Аркадьевич

    7.2. Классификация тактики схватки Поскольку слово тактика издревле считается термином военным, разберем это понятие с военной точки зрения. Тактика в военном смысле – маневр силами и средствами в процессе ведения боя с целью достижения желаемого результата.Под

    Из книги Бокс за 12 недель автора Атилов Аман

    Борис Аркадьев. Тактика футбольной игры

    Из книги Современный бокс автора Атилов Аман

    Классификация тактики бокса Анализ учебной и научно-методической литературы позволяет сделать заключение о том, что первоосновой тактики бокса является тактика конткретного боя, которая обуславливается рядом факторов.На первое место при определении тактики боя

    Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

    Классификация тактики бокса Анализ учебной и научно-методической литературы позволяет сделать заключение о том, что первоосновой тактики бокса является тактика конкретного боя, которая обуславливается рядом факторов.На первое место при определении тактики боя

    Из книги Рукопашный бой (обучение технике, приемам и тактике поединка) автора Косяченко В. И.

    Из книги Питер Снелл. Без труб, без барабанов автора Гилмор Гарт

    Глава 3. Основы тактики рукопашного боя Тактика - это наиболее целесообразное использование физических и волевых возможностей в конкретно сложившихся условиях для достижения наилучшего результата в рукопашной схватке.Тактика рукопашного боя заключается в

    Из книги От новичка до мастера спорта автора Куц Владимир

    Из книги 100 великих спортсменов [с иллюстрациями] автора Малов Владимир Игоревич

    Из книги автора

    Человек с футбольной Пресни С футболом Россия немного припозднилась, отстав от некоторых других стран. Первые футбольные клубы стали появляться в Петербурге только в 90-х годах XIX века, а в 1901 году там была создана официальная футбольная лига для проведения чемпионата