Каспийско азово черноморский морской бассейн. Морские порты Черноморского бассейна. Досье. Астраханское войско и азово-моздокская линия

/ТАСС-ДОСЬЕ/ В реестре Федерального агентства морского и речного транспорта зарегистрировано 17 морских портов Черноморского бассейна, из них пять - в Крыму. В 2013 г. грузооборот морских портов бассейна (с учетом портов Крыма) составил 185,7 млн т (по данным российской Ассоциации морских торговых портов и Администрации морских портов Украины).

Крупнейшим портом России и бассейна является Новороссийский морской порт . Он расположен в незамерзающей Цемесской бухте г. Новороссийска в Краснодарском крае. Был создан в 1845 г. Площадь территории - 238 га, количество причалов - 88, пропускная способность грузовых терминалов - 152,109 млн т, грузооборот в 2013 г. - 112,6 млн т. Пропускная способность пассажирского терминала - 1,663 млн человек в год. Крупнейшей компанией, управляющей терминалами и инфраструктурой порта, является "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), 50,1% акций которого контролирует Novoport Holding Ltd. (бенефициары - ОАО "Транснефть" и группа "Сумма" Зиявудина Магомедова). В настоящее время между "Транснефтью" и "Суммой" при участии российского правительства ведутся переговоры о разделе нефтеналивных и сухогрузных активов НМТП.

Азовский морской порт . Расположен в Ростовской области на берегу рек Дон и Азовка. Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 134,05 га, количество причалов - 27, пропускная способность грузовых терминалов - 10,134 млн т, грузооборот в 2013 г. - 1,299 млн т.

Порт Анапа. Расположен в Анапе на берегу Черного моря (Краснодарский край). Основан в 1846 г. Площадь территории - 1,5 га, количество причалов - пять, пропускная способность грузовых терминалов - 374 тыс. т. Специализируется на пассажирских перевозках. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 500 тыс. человек.

Морской порт Геленджик . Расположен в Геленджикской бухте на берегу Черного моря (Краснодарский край). Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 6,73 га, количество причалов - девять, пропускная способность грузовых терминалов - 250 тыс. т. Ведется реконструкция порта. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 185 тыс. человек.

Евпаторийский морской торговый порт . Расположен в Евпаторийской бухте Крыма, северного берега Каламитского залива Черного моря и на озере Донузлав. Площадь территории - 22,5 га, количество причалов - 10, пропускная способность грузовых терминалов - около 4 млн т, грузооборот в 2013 г. - 978 тыс. т.

Ейский морской порт . Расположен в городе Ейске (Краснодарский край), на южном берегу Таганрогского залива Азовского моря, основан в 1848 г. Площадь территории - 68,61 га, количество причалов - 15, пропускная способность грузовых терминалов - 5,653 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 1,916 млн т.

Порт Кавказ . Расположен на косе Чушка в Керченском проливе (Краснодарский край). Построен в 1953 г. Площадь территории - 46,5 га, количество причалов - восемь, пропускная способность грузовых терминалов - 8,42 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 7,9 млн т. Пропускная способность пассажирских терминалов - 400 тыс. человек, в порту действует переправа в Крым.

Керченский морской торговый порт . Расположен в Керчи (Республика Крым) на берегу Керченского пролива. Основан в 1821 г. Площадь территории - 26 га, количество причалов - 10, грузооборот в 2013 г. - 2,8 млн т. В порту действует переправа в Краснодарский край (порт Кавказ).

Ростовский морской торговый порт . Расположен в Ростове-на-Дону на берегу Дона (Ростовская область). Получил статус морского порта в 2010 г. Площадь территории - 284,23 га, количество причалов - 54, пропускная способность грузовых терминалов - 12,853 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 10,8 млн т.

Севастопольский морской порт . Основан в 1784 г. Площадь территории - 215,6 га, количество причалов - 39, пропускная способность грузовых терминалов - 5,891 млн т, грузооборот в 2013 г. - 4,8 млн т. Пропускная способность пассажирских терминалов - 35 тыс. человек в год.

Морской порт Сочи . Состоит из двух портов на Черноморском побережье Краснодарского края - Сочинского морского торгового порта и построенного к Зимней Олимпиаде 2014 г. Имеретинского порта в Адлере. Общая площадь территории - 76 га, количество причалов - 28, пропускная способность грузовых терминалов - более 5 млн т, грузооборот в 2013 г. - около 3 млн т. Годовая пропускная способность пассажирских терминалов - более 250 тыс. человек.

Таганрогский морской торговый порт . Расположен в Ростовской области в Таганроге на берегу Азовского моря. Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 53,99 га, количество причалов - 11, пропускная способность грузовых терминалов - 4,64 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 1,382 млн т. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 70 тыс. человек.

Морской порт Тамань . Расположен в районе мыса Железный Рог в Краснодарском крае, строится с 1990-х гг. Частично введен в эксплуатацию. Площадь территории - 36,49 га, количество причалов - восемь, пропускная способность грузовых терминалов - 17,6 млн т, грузооборот в 2013 г. - 9,5 млн т.

Морской порт Темрюк . Расположен на берегу Азовского моря в Темрюкском заливе (Краснодарский край). Получил статус морского порта в 1998 г. Площадь территории - 229,2 га, количество причалов - 12, пропускная способность грузовых терминалов - 6,79 млн т, грузооборот в 2013 г. - около 2 млн т.

Туапсинский морской торговый порт . Расположен в г. Туапсе на берегу Черного моря (Краснодарский край). Был построен в 1898 г. Площадь территории - 37,75 га, количество причалов - 34, пропускная способность грузовых терминалов - 37,46 млн т, грузооборот в 2013 г. - 17,7 млн т.

Феодосийский морской торговый порт . Расположен на юго-восточном побережье Крыма в Феодосии. Построен в 1895 г. Площадь территории - 13,44 га, количество причалов - пять, грузооборот в 2013 г. - 2,6 млн т.

Ялтинский порт . Расположен на южном берегу Крыма в Ялте. Площадь территории - 12,15 га, количество причалов - пять, грузооборот в 2013 г. - 200 тыс. т. Специализируется на приеме круизных судов.

Как известно из палеогеографии, современные акватории Каспийского, Черного, Азовского и Аральского морей ранее составляли единый водный бассейн, который в разные исторические отрезки времени называли Хвалынским, Сарматским и Понтическим морями. В известном нам виде упомянутые водоемы сформировались относительно (по геологическим меркам) недавно - около 100 тыс. лет назад, т.е. уже в четвертичный период, когда на Земле существовал человек. До сих пор, говоря о Каспийском и Черном морях, употребляют выражение Понто-Каспийский бассейн.

Рис. 3.28. Соотношение рыбопромысловой активности причерноморских стран.

Азовское море отличается малыми размерами (39 тыс. кв. км), небольшими глубинами (в среднем 7,2 м) и объемом (около 0,3 тыс. куб. км), слабым водообменом с другими морями, значительным влиянием речного стока на формирование океанографического (соленость, газовый, биогенный и гидрохимический режимы) и биологического (состав населения, продуктивность, экологические отношения) обликов экосистемы (Мировой океан..., 2001).

Максимальный официально зафиксированный в Азовском море вылов составил 301 тыс. тонн или в среднем около 85 кг с каждого гектара водной поверхности. На основании этого, данный водоем считают наиболее продуктивным не только среди всех морей бывшего Советского Союза, но и во всем Мировом океане (Зенкевич, 1963; Моисеев, 1989). Согласно расчетам, ежегодный вылов рыбы составлял 8,2 г/кв. м. Ежегодная продукция фитопланктона - 22500 г/кв. м, зоопланктона - 160 г/кв. м, зообентоса -950 г/кв. м, рыбы - 21,3 г/кв. м. Соотношение вылова планктонофагов, бентофагов и хищников выглядело как 76:21:3. Естественно, приведенные выше параметры характеризуют тот период, когда экологическая ситуация в Азовском море была совершенно иной, чем теперь. Здесь обитает около 80-ти видов рыб.

Как и в ситуации с Каспием, огромное воздействие на экосистему Азовского моря оказало гидростроительство, достигшее особого размаха с начала 50-х годов прошлого столетия. В результате был перекрыт доступ производителей анадромных рыб (осетровые, сельди, судак, некоторые карповые и др.) к нерестилищам, расположенным выше плотин. Изменилась динамика поверхностного стока, причем полностью прекратились весенние разливы рек. Произошло нарушение естественных условий воспроизводства массовых анадромных видов рыб на участках, заливаемых в период половодья (осетровые, сельди, судак, лещ, сазан и др.), и в лиманах (судак, тарань и др. карповые). Работа многочисленных водозаборных сооружений сопровождалась массовой гибелью молоди ценных промысловых рыб. Объемы потерь оказались сопоставимы с количеством мальков, искусственно выращиваемых в регионе для поддержания запасов осетровых, судака, леща, тарани, рыбца. Промышленное производство и сельское хозяйство в результате своей деятельности обеспечили сильнейшее загрязнение морских вод, а также безвозвратное изъятие части речного стока. Нередкими стали случаи массовой гибели гидробионтов.

Рис. 3.29. Отечественный вылов в Черном море.

В результате негативных изменений, произошедших в экосистеме Азовского моря, резко снизилась продуктивность водоема. Сократились уловы рыб (Рис. 3.26). Если в 30-60-е гг. среднегодовой вылов находился на уровне 175-200 тыс. тонн, то в последнее десятилетие прошлого века он не превышал 30 тыс. тонн при рекомендованном ОДУ около 50 тыс. тонн. Столь резкое снижение уловов связано еще с одним фактором, отрицательно сказавшемся на рыболовстве в бассейне, - случайным вселением гребневика мнемиопсиса. Уже в первый же год появления этого вида в море перестали ловить хамсу, обеспечивавшую порой уловы в 100-120 тыс. тонн (Рис. 3.27).

В настоящее время отечественное рыболовство в Азовском море переживает острый кризис. Это обусловлено, прежде всего, разгулом браконьерства. Под его воздействием, по-видимому, полностью истреблены природные популяции осетровых рыб. Во всяком случае, уже нет возможности отловить в достаточном количестве производителей даже для целей искусственного воспроизводства. Существуют неурегулированные проблемы в области рыболовства на море между Россией и Украиной. Возможные объемы промышленного изъятия отечественные рыбаки осваивают не полностью. Прежде всего, это касается тюльки и макрофитов, ОДУ которых рекомендован для 2007 г. на уровне 40 и 160 тыс. тонн, соответственно (Основные результаты научно-исследовательской деятельности ФГУП "АзНИРХ" за 2005 г.)

Рис. 3.30. Отечественный вылов основных промысловых видов рыб в Черном море.

Черное море самое большое и глубокое в Понто-Каспийском бассейне. Общая площадь водной поверхности равна 432 тыс. кв. км. Средняя глубина составляет 1315 м. Соленость - 17,5%%.

Здесь учтено 184 вида и подвида рыб (Берг, 1949; Световидов, 1964). В связи с наличием в море сероводородной зоны, донные организмы обитают лишь на 20% его площади. В большинстве районов нижняя граница жизни проходит на глубинах 120-135 м. Указанный фактор оказывает существенное воздействие на запасы прибрежно-донных рыб (камбала-калкан, барабуля, мерланг, кефали и др.) (Луц и др., 2005). Более многочисленны пелагические виды, обитающие в поверхностных слоях моря (шпрот, хамса, скумбрия, пеламида, ставрида, луфарь). До середины 60-х годов XX века в этом водоеме существовало большое количество доминантных видов рыб с относительно низкой биомассой. В конце указанного десятилетия устойчивость ихтиоцена была нарушена. Произошел рост ихтиомассы с одновременным уменьшением видов, ее обеспечивающих (1.с).

Черное море отличается наиболее низкой рыбопродуктивностью среди всех промысловых морей России. Упомянутый показатель составляет 3 г/кв. м в год. Ежегодная продукция фитопланктона, зоопланктона и зообентоса равна, соответственно, 7620, 711, 660 г/кв. м. Соотношение в вылове планктонофагов, бентофагов и хищников - 82:7:11.

Рис. 3.31. Состав российских уловов рыб в Баренц-регионе при относительно высокой численности мойвы (2002 год).

В 50-е и до конца 60-х гг. более половины добытой рыбы была представлена значительно более ценными видами: пеламидой, скумбрией, луфа-рем, крупной ставридой, камбалой-калканом, кефалью, барабулей. Затем, в связи с произошедшими изменениями в составе рыбного сообщества Черного моря, в уловах возросла доля мелких пелагических рыб.

Наиболее активный промысел в обсуждаемом бассейне в настоящее время ведет Турция (Рис. 3.28). Украина, занимающая второе место по объемам вылова, добывает почти в 10 раз меньше рыбы. Отечественный вылов во времена СССР достигал 150-190 тыс. тонн, а суммарный всеми странами - 740-900 тыс. тонн (Мировой океан..., 2001; Моисеев, 1989). При этом собственно российские уловы были максимальными в 70-80-е гг., составляя в среднем 57 тыс. тонн (Рис. 3.29). Основными объектами промысла были хамса и шпрот, дававшие, соответственно, 81 и 12% вылова. С конца 80-х и в 90-е гг. происходило катастрофическое снижение запасов массовых видов рыб (и соответственно отечественной добычи - до 700-1700 тонн в год) в связи с интенсивным развитием в Черном море гребневика мнемиопсиса. В последнее время российские уловы несколько выросли и составляют немногим более 20 тыс. тонн. Основными объектами промысла по-прежнему остаются хамса и шпрот (Рис. 3.30). Однако их соотношение изменилось в пользу последнего вида. Кроме двух наиболее массовых гидробионтов, в уловах регулярно встречаются пиленгас, ставрида, барабуля, кефали, мерланг, акула и некоторые другие виды рыб (Луц и др., 2005).

Рис. 3.32. Состав российских уловов в Баренц-регионе при запрете промысла мойвы (2004 г.).

В российской части Черного моря промысловые запасы водных биологических ресурсов и теперь относительно высоки: шпрота - 150-200 тыс. тонн, мерланга - 20 тыс. тонн, рапаны - 200 тыс. тонн, цистозиры - 1-2 млн. тонн. Суммарный ОДУ на 2002 г. был определен в объеме 63,4 тыс. тонн, из которых 50 тыс. тонн пришлось на шпрота. Однако фактические уловы небольшие. Того же шпрота до 2000 г. добывали менее 5 тыс. тонн. По мнению ученых (Краткие результаты..., 2002), причина столь слабого освоения запасов этого объекта заключается в том, что в российских водах лишь часть стада образует промысловые скопления. Кроме того, сам промысел шпрота не слишком рентабелен, поэтому и вылов его остается не слишком высоким.

Несмотря на слабый интерес со стороны промышленников к добыче наиболее массовых видов, рекомендуемые наукой объемы вылова постоянно растут. Например, суммарный ОДУ для отечественного рыболовства в Черном море на 2004 г. составил 315,6 тыс. тонн, из которых 240 тыс. тонн пришлось на водоросли и 10 тыс. тонн - на рапану. Однако, в следующем 2005 г. рапана и водоросли из прогноза были исключены и ОДУ рекомендовали на уровне 67 тыс. тонн. В 2006 г. водорослей рекомендовали выловить 109 тыс. тонн, шпрота - 21 тыс. тонн, а рапаны - 2,8 тыс. тонн. Трудно предположить, что за один год в условиях полного отсутствия промысловой нагрузки рапана и все виды водорослей сначала дружно исчезли, а затем вновь появились в ощутимых количествах. По-видимому, этот эпизод лишний раз свидетельствует о четко проявившемся в 2004 г. стремлении к искусственному завышению возможных объемов изъятия для российского рыболовства. На 2007 г. возможные объемы изъятия рекомендованы для шпрота 42 тыс. тонн, для рапаны 10 тыс. тонн, для макрофитов 40 тыс. тонн. ОДУ более востребованных промыслом объектов значительно скромнее. Пиленгас - 0,5 тыс. тонн, хамса - 6,5 тыс. тонн, мерланг - 1,2 тыс. тонн, ставрида - 2,4 тыс. тонн, кефали - 0,425 тыс. тонн, барабуля - 0,24 тыс. тонн (Основные результаты научно-исследовательской деятельности ФГУП "АзНИРХ" за 2005 г.).

В данный регион включают акватории Черного и Азовского морей, а так же окружающие их прибрежные районы, в том числе полуостров Крым. Севастополь географически занимает центральное место в этом регионе.

  • - один из синонимов понтийского типа индо-средиземноморской...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - состоит из главной линии Марцево-Ростов-Тихорецкая-Кавказская- Армавир-Невинномысская, соединяющей Северный Кавказ и Закавказье с другими ж. д. СССР. СХЕМАТИЧЕСКАЯ НАРТА Им. К. Е. ВОРОШИЛОВА...

    Технический железнодорожный словарь

  • - Азо́во-Куба́нская ни́зменность в Западном Предкавказье...

    Географическая энциклопедия

  • - Азо́во-Сива́шское запове́дно-охо́тничье хозя́йство в Херсонской области...

    Географическая энциклопедия

  • - расположен в основном в Kраснодарском, a также на З. Cтавропольского края и в юж. части Pостовской обл. Пл. 110 тыс. км2...

    Геологическая энциклопедия

  • - посёлок городского типа в Северском районе Краснодарского края РСФСР. Расположен на автодороге Краснодар - Новороссийск, в 3 км от ж.-д. станции Хабль. Завод железобетонных изделий...

    Большая Советская энциклопедия

  • - на Украине, Херсонская обл., на о. Бирючий. Создано в 1957 на базе Азово-Сивашского заповедника. Площадь 30 121 га, суши - 8921 га. Полынно-житняковая степь. Водоплавающие и болотные птицы, пятнистый олень...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...
  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ЧЕРНОМО́РСКИЙ, черноморская, черноморское. прил. к Черное море. Черноморское побережье...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - черном"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ БАССЕЙН, регион" в книгах

§ 10. Регион, и категория. Аналитический регион и его категории

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 10. Регион, и категория. Аналитический регион и его категории Перенесемся теперь вовнутрь какой-нибудь эйдетической науки, например вовнутрь онтологии природы, - тут окажется (и это нормально), что мы устремлены не к сущностям в качестве предметов, но к предметам,

Азово-Черноморская Русь

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Азово-Черноморская Русь Житие св. Стефана Сурожского сообщает о нападении русских под предводительством князя Бравлина из Новгорода на крымский город Сурож157. Это нападение совершилось в конце VIII в., вскоре после смерти св. Стефана(787 г.); Житие благочестиво повествует,

36. АСТРАХАНСКОЕ ВОЙСКО И АЗОВО-МОЗДОКСКАЯ ЛИНИЯ

Из книги Казачество. История вольной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

36. АСТРАХАНСКОЕ ВОЙСКО И АЗОВО-МОЗДОКСКАЯ ЛИНИЯ Как ранее отмечалось, русские войска в 1735 г. оставили Закавказье и правый берег Терека. Предполагалось, что эти меры сделают границу мирной. Не тут-то было. Отступление русских горцы восприняли, как признак слабости. И

Черноморский флот

Из книги Русский флот на чужбине автора Кузнецов Никита Анатольевич

Черноморский флот Как говорилось в предыдущей главе, в период революционных событий 1917 г. Черноморский флот значительно дольше сохранял свою боеспособность. Но всеобщий развал, постигший Россию к концу 1917 г., не миновал и наиболее стойкие части ее вооруженных сил. В

Черноморский клапан

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Черноморский клапан Около 5 миллионов лет назад, с окончательным открытием Гибралтарского пролива, начинается собственно история Средиземного моря. Стабильная связь с океаном через пролив сохранялась, как показывают новейшие исследования, на протяжении всех этих 5

3. БОРЬБА ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРИАЗОВЬЯ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. КРЫМСКИЕ И АЗОВО-ДНЕПРОВСКИЕ ПОХОДЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

3. БОРЬБА ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРИАЗОВЬЯ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. КРЫМСКИЕ И АЗОВО-ДНЕПРОВСКИЕ ПОХОДЫ Крымские походы 1687 и 1689 гг. Борьба Русского государства против султанской Турции и Крымского ханства к концу XVII в. приобретала все более наступательный характер. Защиту

Черноморский ас

Из книги За взлетом взлет автора Глушанин Евгений Павлович

Черноморский ас Он родился в Краснодаре. В 1931 году был призван на военную службу. Через год стал коммунистом. А еще год спустя прибыл в военную школу морских летчиков.Таково начало биографии Стефана Ефимовича Войтенко. Он в совершенстве освоил летное дело и стал одним из

Черноморский лосось

Из книги Лососи. Все способы ловли автора Шаганов Антон

Черноморский лосось Кумжа, обитающая в Черном море (ранее встречавшаяся и в Азовском), образует особый подвид – черноморского лосося (Salmo trutta labrax), отличающийся от типичной формы большим числом жаберных тычинок и высоким хвостовым стеблем. Окраска черноморского лосося

Черноморский переулок

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Черноморский переулок Черноморский переулок проходит с южной стороны здания Адмиралтейства. Название он получил 16 апреля 1887 года по Черноморской губернии. Тогда же были наименованы примыкающие к нему Азовский и Керченский переулки, названные по городам юга

Черноморский флот

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Черноморский флот Командующие: Ф. С. Октябрьский (25.3.1939–23.4.1943; 28.3.1944–18.11.1948); Л. А. Владимирский (24.4.1943–10.3.1944); Н. Е. Басистый (10–28.3.1944)Члены Военного совета: Н. М. Кулаков (4.5.1940–28.12.1943); И. И. Азаров (26.10.1941–6.3.1943; 2.1944–5.1947); И. В. Рогов (28.12.1943–11.2.1944, и.д.)Начальники штаба:

ЧЕРНОМОРСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Из книги автора

Черноморский лосось Кумжа, обитающая в Черном море (ранее встречавшаяся и в Азовском), образует особый подвид – черноморского лосося (Salmo trutta labrax), отличающийся от типичной формы большим числом жаберных тычинок и высоким хвостовым стеблем. Окраска черноморского

Как было отмечено, по суммарному объёму переваливаемых грузов порты Балтийского бассейна занимают первое место среди портов других морских бассейнов. Они сохранят лидерство и в перспективе до 2030 г. Близость к наиболее развитым промышленным районам России и одновременно к европейским странам способствует тому, что через эти порты проходят потоки всей номенклатуры грузов.

На бассейне расположены семь российских морских портов: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга, Калининград и Пассажирский порт Санкт-Петербург. Балтийские порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и транзитных грузов. Каботажные грузы составляют менее 1% в их грузообороте.

В 2011 году портами бассейна было переработано 185,7 млн. тонн грузов (34,7% от общего грузооборота российских портов), в том числе 3,0 млн. тонн каботажных грузов (9,5% от общего объема перевалки каботажных грузов). Порты бассейна переваливают 37,8% наливных и 30,7% сухих грузов от общего грузооборота всех портов страны.

Порты Балтийского бассейна являются конечными пунктами российских участков международных транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». В случае если по этим коридорам будет обеспечен перспективный грузооборот международного транзита (это будут преимущественно грузы в контейнерах), суммарный грузооборот этих портов значительно возрастёт. Уже в краткосрочной перспективе основные грузопотоки пойдут в порты Усть-Луга (преимущественно сухие грузы и частично наливные) и Приморск (наливные грузы).

Между тем, крупнейший порт Балтийского бассейна Санкт-Петербург ограничен городскими постройками и магистралями и не имеет возможности расширять свою территорию. Поэтому развитие порта Санкт-Петербург осуществляется за счёт аванпортов (Бронка, Ломоносов, о. Котлин).

Особенностью Балтийского бассейна также является наличие анклавной Калининградской области, связь с которой осуществляется с помощью морской железнодорожной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии.

Азово-Черноморский бассейн

По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморский бассейн занимает второе место после Балтийского бассейна. На бассейне расположены двенадцать российских морских портов. Порты Азово-Черноморского бассейна являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов.

В 2014 году портами бассейна было переработано 125,4 млн. тонн грузов (23,4 % от общего грузооборота российских портов), в том числе 15,1 млн. тонн каботажных грузов (47,6 % от общего объема перевалки каботажных грузов в стране). Порты бассейна переваливают 18,1 % наливных и 30,3 % сухих грузов от общего грузооборота по этим видам грузов всех портов страны.

Порты бассейна можно условно разделить на три группы. К первой относятся порты Восточный, Ванино, Владивосток, Находка и Посьет, связанные с транспортной системой страны железнодорожными подходами или трубопроводами. Пять этих портов переваливают более 70 % грузов, проходящих через бассейн. Ко второй - порты, связанные трубопроводами с шельфовыми месторождениями Сахалина - Пригородное, Де-Кастри, и обслуживающие потребности одной компании. Их грузооборот составляет более 20 % от грузооборота портов бассейна. К третьей группе относятся остальные 15 портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, и которые в настоящее время обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых они расположены, с ближайшими окрестностями. Их пропускная способность используется на 10-50 %, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота нет. Особняком стоит порт Зарубино, который имеет железнодорожные и автомобильные подходы, удачное расположение, возможности для развития и практически полностью не загруженные мощности.

Порты бассейна разделяются на три не равные группы. К первой относятся порты, расположенные на черноморском побережье, незамерзающие, способные принимать крупнотоннажные морские суда и имеющие потенциал для дальнейшего развития. Ко второй группе относятся порты Азовского моря. Замерзающие, мелководные, как правило, расположенные в городах и не имеющие перспектив развития, связанного с увеличением грузооборота. Третью группу составляют порты, расположенные в черноморских городах-курортах.

Основная масса грузов бассейна перерабатывается в портах Новороссийск (67 %), Туапсе (11 %) и Кавказ (5%). Остальные 9 портов бассейна перерабатывают только 17 % грузов. По мере ввода в строй мощностей в новом черноморском порту Тамань доля азовских портов в грузообороте бассейна будет дальше снижаться.

Особая нагрузка ляжет на морские порты бассейна (прежде всего, на порт Сочи) в период зимних Олимпийских игр 2014 г. На побережье Чёрного и Азовского морей предусматривается развитие зоны отдыха, спортивных, курортных и оздоровительных объектов. Морским портам принадлежит важная роль в развитии морского туризма.

Работа отечественного морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне осложняется противодействием Турции при проходе российских крупнотоннажных судов проливами Босфор и Дарданеллы. Задержки судов в Черноморских проливах приводят к серьёзным финансовым потерям. Косвенно это отражается и на работе морских портов.

2.3. Азово-Черноморский рыбопромысловый бассейн

По данным, приведенным СП. Воловиком (Мировой океан, 2001), длительное время исполнявшим обязанности заместителя, а затем и директора Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (АзНИРХ), в 40-х годах XIX века только в Азово-Кубанском и Азово-Донском районах (восточная половина Азовского моря) на оптовую продажу поставляли около 1,3 тыс. тонн осетровых рыб, 94 млн. шт. тарани, более 100 тонн сазана, более 500 тонн сома, 30 млн. шт. сельди, 106 тыс. шт. рыбца. Общая масса такого улова была не менее 85-100 тыс. тонн, а с учетом прилова - около 200 тыс. тонн. Всего же, согласно расчетам автора, в то время в Азовском море могли вылавливать 250-350 тыс. тонн. Если это так, то Азовский бассейн следует считать столь же важным в российском рыболовстве XIX века, как и Каспийский.

В течение первой половины прошлого XX столетия уровень добычи также был достаточно высок. В середине 30-х годов уловы полупроходных и проходных (кроме осетровых) рыб здесь доходили почти до 170 тыс. тонн. Средний вылов за период с 1927 по 1951 гг. составил 75 тыс. тонн.

Рыбопромысловая обстановка резко ухудшилась под воздействием антропогенных преобразований экосистемы Азовского моря, которые активно проводили начиная с 50-х годов XX века. В результате существенно сократились нерестовые площади анадромных видов рыб (осетровые, сельди, судак, некоторые карповые и др.). Произошли значительные изменения поверхностного стока. Полностью исчезли весенние паводки, но при этом резко возросли расходы воды в так называемые летнюю и зимнюю межени. На многочисленных водозаборных сооружениях происходила массовая гибель молоди ценных промысловых видов рыб. Как следствие хозяйственной деятельности человека, значительно снизилась общая продуктивность Азовского моря. Среднегодовые уловы в 90-е годы составляли не более 20 тыс. тонн.

Перечисленные тенденции развития рыбопромысловой ситуации на Азовском море почти в полной мере характерны и для Черного моря. Если раньше здесь добывали 150-190 тыс. тонн рыбы, то после распада Советского Союза и разбалансировки системы управления запасами водных биологических ресурсов отечественные ежегодные уловы не превышают 15 тыс. тонн. Правда, можно заметить и некоторую специфику. При относительно высокой численности некоторых гидробионтов (шпрот, мерланг, рапана, цистозира) в российской части Черного моря сохраняются непропорционально низкие уловы. Такие диспропорции связывают с отсутствием достаточного количества промыслового флота, особенностями биологии промысловых объектов, отсутствием адекватных орудий лова и технологий переработки.