Какие туманы бывает осенью? Осень в неживой природе

Какие туманы бывает осенью?

Осень - сырое время года. Частые дожди, непросыхающие лужи. Зябко на улице. Воздух влажный. С наступлением сумерек становится холоднее. В это время можно заметить лёгкую пелену дымки в воздухе. Это от холода влажный воздух начал превращаться в мелкие-мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Так образуется туман. Капелек, невидимых глазу, становится всё больше, туман плотнее, и во сквозь него уже ничего не видно. На лице и руках ощущаешь влагу. Одежда становится сырой, словно после дождя туман стелется всю ночь до утра. Утром холодный,
плотный белёсый туман молочного цвета постепенно начинает испаряться, оставляя капельки росы на траве.

Осенью туманы особенно часты. Самый туманный месяц года - ноябрь. Пропитанная за осеннюю ночь влагой тумана листва тускнеет вянет, буреет. Каждый раз, когда тает туман, кажется, что он раз за разом смывает и уносит сочные краски осень оставляя блёклые цвета.
В большом городе туман задерживает в себе пыль, выхлопные газы автомобилей, частицы дыма из труб. Воздух пропитывается вредными для человека газами. Такой загрязнённый туман называют смог (от английского слова, обозкачающего «туман с дымом»). Смог опасен не только дл людей, но и для всего живого в городе.

Цель урока:

  1. Обобщить и углубить знания детей об осени и привести их в систему.
  2. Закрепить знания детей о жизни растений.
  3. Объяснить связь высоты Солнца со временем года, погоды, осенью, явления в природе.
  4. Усвоить и повторить понятия:
  • Солнце.
  • Осень.
  • Похолодание – листопад, ливневые дожди.
  • Моросящие дожди.
  • Виды растений.
  • Листопад.
  • Съедобные и несъедобные грибы.

Оборудование:

  • карточки;
  • выставка рисунков.

Ход урока

1.Объявление темы и постановка задач урока.

Презентация. Слайд 1.(см. Приложение)

2. Вводная беседа.

Дети, ваше личное отношение к Солнцу?

К какой части природы относится Солнце?

Что будет, если погаснет Солнце?

Какие времена года вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Почему идёт смена времён года?

Записывать полученную информацию в таблицу (на доске и индивидуальные карточки):

Презентация. Слайд 2, 3, 4.(см. Приложение)

Ранняя

Цвет листьев

Вывод: Чем выше Солнце – тем голубее небо, тем теплее на Земле, чем ниже Солнце – тем серее небо, тем холоднее.

3. Выступление детей. Изменения в неживой природе осенью.

Понятия “неживая природа”.

Понятия “явления в природе”.

1-ый ученик. Роса.

Ранняя осень. Погода ещё по-летнему тёплая. Дождя не было, а утром трава, набережная, ограды покрыты блестящими капельками воды. Откуда же появилась эта вода? Уж. не из воздуха ли? Это роса, и появляется она, в самом деле, из воздуха. Ночи стояли прохладными. За ночь остыла, остудилась земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Соприкоснувшись с холодными предметами или растениями, водяной пар превратился в капельки воды.

Роса для растений так же полезна, как дождь. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам не только осенью, но и летом, и весной. Однако осенью росы бывают чаще всего. Почему?

2-ой ученик. Туман.

Осень – сырое время года. Частые дожди, непросыхающие лужи. Зябко на улице. Воздух влажный. С наступлением сумерек становится холоднее. В это время заметить лёгкую пелену дымки в воздухе. Это от холода влажный воздух начал превращаться в мелкие-мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Так образуется туман. Капелек, невидимых глазу, становится всё больше, туман плотнее, и вот сквозь него уже ничего не видно. Туман стелется всю ночь до утра. Утром холодный, плотный туман постепенно начинает испаряться, оставляя капельки росы на траве. Самый туманный месяц года -?

3-ий ученик. Заморозок.

Поздней осенью можно услышать: ”Ожидается заморозки”. Что же такое заморозки? Это понижение температуры воздуха ниже 0 в тёплое время года. Посмотрите днём на термометр. Он показывает температуру выше 0. А поздно вечером термометр покажет температуру ниже 0. Значит, пришёл холодный воздух. Но когда температура ниже 0 – вода замерзает. Это и есть заморозки. И точно, утром все лужи покрыты корочкой тонкого льда.

4-ый ученик. Иней.

При заморозках трава, земля, предметы на улице сильно охлаждаются. Их температура ниже 0. И тогда водяной пар в воздухе, коснувшись холодного предмета, может сразу стать льдом, не превращаясь в росу. Появился иней – скоро золотая осень.

Роса и иней бывают не только осенью, но и в другие времена года. В каких же случаях образуются роса, а в каких иней?

4. Листопадный карнавал.

Понятие “Живая природа”.

Какие виды растений вы знаете? (Деревья, кустарники, травы, водоросли)

Признаки отличия видов.

Части растений и их назначение.

Выступления детей и выставка рисунков.

5-ый ученик.

Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы да стояли до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда, такое несчастье случается, если снег намного раньше времени выпадает. Вот деревья всю листву и сбрасывают.

Кроме того, дерево предусмотрительно всё ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листва омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

6-ой ученик.

Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени начался у них листопад. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем – клёна. Только ольха, да по берегам рек ивы стоят густые и зелёные до первого снега. А потом, замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают на землю.

7-ой ученик.

Начали желтеть кончики хвоинок у лиственницы. Золотой осенью хвоя станет ярко-жёлтой, горящей на фоне неба. Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам-хвоинкам – морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Чтение стихотворений о красоте осенних листьев.

5. Грибы в природе.

Понятия съедобные и несъедобные грибы.

Время роста грибов, места поиска. Правила сбора.

Поведение при грибном отравлении.

Признаки отравления.

8-ой ученик. Не растения и не животные.

Грибы – любители поиграть в игру под названием “Угадай кто я?”. Дело в том, что они разнообразны, среди них много очень похожих грибов, часто очень трудно определить какой же гриб ты нашёл, учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое – грибы?

Все растения объединили в одну большую группу – царство растений. Животных объединили в царство животных. А куда отнести грибы?

Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать растениями.

Ещё в 19 веке появилось новое царство – грибное. Грибов на свете очень много 100 тысяч видов.

9-ый ученик.

Деревья и грибы, между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.

Одни грибы дружат с разными деревьями, другие с какими-то определёнными.

Подберёзовик-? ,подосиновик-? ,рыжик-? ,белый гриб-?.

Нужно помнить о том, что многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.

А для чего ещё нужны грибы?

6. Викторина. Презентация. Слайд 5.(см. Приложение)

Чем роса от инея отличается?

Какой месяц самый туманный?

У каких деревьев листва краснеет?

Какие деревья листву зелёной сбрасывают?

Какого цвета осенью хвоя на лиственнице?

Может ли гриб дерево съесть?

Какие садовые цветы до первого снега цветут?

У какого дерева листва первой желтеет?

Вспомним

  1. Что относится к неживой природе?
  2. По своим наблюдениям расскажите, какая погода была летом. Как она изменилась с приходом осени?

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают её. Поэтому холодает.

Однажды утром земля, трава, крыши домов побелели. Нет, это ещё не снег. Это иней. Значит, на улице лёгкий мороз - заморозки .

Первые заморозки обычно бывают ранней осенью, в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза. Осенние дожди на летние не похожи. Они мелкие, моросящие, затяжные.

Воздух осенью насыщен влагой, которая из-за холода превращается в мельчайшие водяные капельки. Так образуются туманы. Осенью густые туманы часто стелются над рекой, озером, прудом.

Правда, с середины сентября на одну-две недели обычно устанавливается тёплая, сухая погода.

Это время в народе называют «бабье лето». Замечательная пора для прогулок, осенних работ, да и для весёлых детских игр!

Между тем дни становятся всё короче, а ночи длиннее. Наступает 23 сентября - день осеннего равноденствия , когда светлое время суток равно тёмному, день равен ночи.

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоёмах происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

  • Рассмотри рисунки. На каком из них показана ранняя осень, а на каком - поздняя? Объясни, почему ты так думаешь.

Старинная детская игра

Погожей ранней осенью на свежем воздухе так весело играть! Вот русская игра «В куликй». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего - птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить - мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» Если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» Играют, пока «кулик» мяч не найдёт.

Узнаем подробнее

Как замерзает река

Ледостав - одно из интереснейших явлений природы. Сначала появляются забереги - тонкий ледок вдоль берегов. Он словно держится за берега, зацепился за них.

Потом в воде можно увидеть ледяное сало. Это маленькие плоские льдинки, похожие на блёстки сала в тарелке с остывшим супом. А после снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега.

Но вот ледяное сало и снежура слиплись в большие рыхлые комья льда. Это шуга. Ледяные комья на ходу смерзаются друг с другом. Образуются большие плывущие льдины.

Но плыть им всё труднее: льдины увеличиваются, смыкаются друг с другом. И вот они соединяются с заберегами.

Движение льда на реке прекращается. Река замёрзла.

Подумаем!

  1. Почему иней при первых заморозках быстро тает?
  2. В каком осеннем месяце больше всего туманов?

Проверим себя

  1. Чем вызвано осеннее похолодание?
  2. Чем осенние дожди отличаются от летних?
  3. Почему осенью часто образуются туманы?
  4. Чем интересен день 23 сентября?
  5. Приведи примеры осенних явлений в неживой природе.

Сделаем вывод

Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав - это осенние явления в неживой природе. 23 сентября - день осеннего равноденствия.