Как регулировать горнолыжные крепления. F.A.Q. по снаряжению. Горнолыжные крепления
После того, как крепления установлены на лыжи или в случае, если Вы сменили ботинки, необходимо отрегулировать крепления так, чтобы обеспечить нормированное усилие срабатывания. Первое, что необходимо сделать - попытаться застегнуть ботинок в креплении . Все крепления Salomon можно застегнуть вручную, подняв блокирующий рычаг. В случае, если это не удается из-за того, что крепление отрегулировано на слишком большой или маленький размер ботинка, необходимо при помощи плоской отвертки приподнять скобу 7 и сдвинуть пяточную часть крепления относительно салазок основания вперед или назад так, чтобы ботинок надежно фиксировался в закрытом креплении. В креплениях серий 850 и 900 используется передняя головка Driver с ручной регулировкой фиксации носка ботинка в поперечном направлении (на рисунке). Отвинтите регулировочные винты 4 (в креплениях серии 900, а также в моделях 897 и 997 - раздельная регулировка губок - два винта, с каждой стороны передней головки) для того, чтобы носок ботинка не упирался в крылья. Убедитесь, что носок ботинка упирается в специальный упор на передней головке. Застегните ботинок в креплении. Убедитесь, что стрелки, расположенные на скобе 7, попадают на середину углублений в нижней задней части коробки (для моделей 900). В других моделях (правый рисунок) треугольник, отштампованный на корпусе креплений (закрашен красным) должен выровняться с рифленой зоной на скобе 7. В случае необходимости при помощи регулировочной скобы 7 передвиньте пяточную часть на салазках (отмечены стрелкой на правом рисунке) так, чтобы добиться правильного положения стрелок. Можно встретить модификации креплений Salomon, в которых данная регулировка осуществляется не передвижением скобы, а вращением специального винта, расположенного между винтом регулировки усилия срабатывания 6 и салазками. В случае регулировки таких креплений необходимо добиться того, чтобы внешняя сторона головки регулировочного винта находилась в рифленой зоне на поверхности салазок. Не вынимая ботинок из крепления , отрегулируйте положение губок головки Driver винтами 4 так, чтобы обе губки касались носка ботинка, но не зажимали его. В передней головке Quadrax крылья устанавливаются автоматически. Не вынимая ботинок из крепления , отверните регулировочный винт 1 высоты положения крыльев передней головки. Нажмите на ботинок, пытаясь отклонить его назад. Заверните винт таким образом, чтобы между подошвой ботинка и фрикционной площадкой сохранился зазор в пределах 0,5 мм. В передней головке Quadrax высота крепления устанавливается автоматически. Вращением регулировочных винтов 3 и 6 выставьте необходимые усилия срабатывания на шкалах 2 и 5.
Установка усилия срабатывания в зависимости от параметров лыжника и длины подошвы ботинка. Таблицу с такими параметрами используют в прокатах.
Вес, кг | Рост, см | < 250 мм | 251 - 270 мм | 271 - 290 мм | 291 - 310 мм | 311 - 330 мм | > 331 мм |
10 - 13 | 0,75 | 0,75 | |||||
14 - 17 | 1 | 1 | 0,75 | ||||
18 - 21 | 1,5 | 1,25 | 1 | ||||
22 - 25 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | 1,25 | |||
26 - 30 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | ||
31 - 35 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,75 | |
36 - 41 | 3,5 | 3 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | |
42 - 48 | < 148 | 3,5 | 3 | 3 | 2,75 | 2,5 | |
49 - 57 | 149 - 157 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,5 | 3 | |
58 - 66 | 158 - 166 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | |
67 - 78 | 167 - 178 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | |
79 - 94 | 179 - 194 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
> 95 | > 195 | 8,5 | 8 | 7 | 6,5 | ||
10 | 9,5 | 8,5 | 8 | ||||
11,5 | 11 | 10 | 9.5 |
Определите, к какому типу лыжника Вы относитесь: 1 тип - катается аккуратно, на небольших скоростях, на малых и средних по крутизне склонах. Пытаясь уменьшить риск травм, устанавливает на своих креплениях меньшее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к несвоевременному срабатыванию креплений . 2 тип - средний лыжник, катается на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные. 3 тип - агрессивный, динамичное катание на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах. Пытаясь уменьшить вероятность несвоевременного срабатывания креплений , устанавливает на своих креплениях большее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к повышенному риску. По таблице выберите соответствующую Вашему росту и весу строку. Если эти параметры находятся на разных строчках, выберите верхнюю. По таблице выберите соответствующую длине подошвы Вашего ботинка колонку. Находящаяся на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников 1 типа. Для лыжников типа 2 необходимо опуститься ниже на строку, типа 3 - на 2 строки. Для лыжников старше 50 лет надо после этого подняться на 1 строку. Примечание: если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.
После того, как крепления установлены на лыжи или в случае, если Вы сменили ботинки, необходимо отрегулировать крепления так, чтобы обеспечить нормированное усилие срабатывания.
Первое, что необходимо сделать - попытаться застегнуть ботинок в креплении. Все крепления Salomon можно застегнуть вручную, подняв блокирующий рычаг. В случае, если это не удается из-за того, что крепление отрегулировано на слишком большой или маленький размер ботинка, необходимо при помощи плоской отвертки приподнять скобу 7 и сдвинуть пяточную часть крепления относительно салазок основания вперед или назад так, чтобы ботинок надежно фиксировался в закрытом креплении.
В креплениях серий 850 и 900 используется передняя головка Driver с ручной регулировкой фиксации носка ботинка в поперечном направлении (на рисунке). Отвинтите регулировочные винты 4 (в креплениях серии 900, а также в моделях 897 и 997 - раздельная регулировка губок - два винта, с каждой стороны передней головки) для того, чтобы носок ботинка не упирался в крылья. Убедитесь, что носок ботинка упирается в специальный упор на передней головке.
Застегните ботинок в креплении. Убедитесь, что стрелки, расположенные на скобе 7, попадают на середину углублений в нижней задней части коробки (для моделей 900). В других моделях (правый рисунок) треугольник, отштампованный на корпусе креплений (закрашен красным) должен выровняться с рифленой зоной на скобе 7. В случае необходимости при помощи регулировочной скобы 7 передвиньте пяточную часть на салазках (отмечены стрелкой на правом рисунке) так, чтобы добиться правильного положения стрелок.
Можно встретить модификации креплений Salomon, в которых данная регулировка осуществляется не передвижением скобы, а вращением специального винта, расположенного между винтом регулировки усилия срабатывания 6 и салазками. В случае регулировки таких креплений необходимо добиться того, чтобы внешняя сторона головки регулировочного винта находилась в рифленой зоне на поверхности салазок.
Не вынимая ботинок из крепления, отрегулируйте положение губок головки Driver винтами 4 так, чтобы обе губки касались носка ботинка, но не зажимали его. В передней головке Quadrax крылья устанавливаются автоматически.
Не вынимая ботинок из крепления, отверните регулировочный винт 1 высоты положения крыльев передней головки. Нажмите на ботинок, пытаясь отклонить его назад. Заверните винт таким образом, чтобы между подошвой ботинка и фрикционной площадкой сохранился зазор в пределах 0,5 мм. В передней головке Quadrax высота крепления устанавливается автоматически.
Вращением регулировочных винтов 3 и 6 выставьте необходимые усилия срабатывания на шкалах 2 и 5.
Установка усилия срабатывания в зависимости от параметров лыжника и длины подошвы ботинка.
Вес, кг | Рост, см | 251 - 270 мм | 271 - 290 мм | 291 - 310 мм | 311 - 330 мм | > 331 мм | |
10 - 13 | 0,75 | 0,75 | |||||
14 - 17 | 1 | 1 | 0,75 | ||||
18 - 21 | 1,5 | 1,25 | 1 | ||||
22 - 25 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | 1,25 | |||
26 - 30 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | ||
31 - 35 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,75 | |
36 - 41 | 3,5 | 3 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | |
42 - 48 | 3,5 | 3 | 3 | 2,75 | 2,5 | ||
49 - 57 | 149 - 157 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,5 | 3 | |
58 - 66 | 158 - 166 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | |
67 - 78 | 167 - 178 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | |
79 - 94 | 179 - 194 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
> 95 | > 195 | 8,5 | 8 | 7 | 6,5 | ||
10 | 9,5 | 8,5 | 8 | ||||
11,5 | 11 | 10 | 9.5 |
Определите, к какому типу лыжника Вы относитесь:
- 1 тип - катается аккуратно, на небольших скоростях, на малых и средних по крутизне склонах. Пытаясь уменьшить риск травм, устанавливает на своих креплениях меньшее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к несвоевременному срабатыванию креплений.
- 2 тип - средний лыжник, катается на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные.
- 3 тип - агрессивный, динамичное катание на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах. Пытаясь уменьшить вероятность несвоевременного срабатывания креплений, устанавливает на своих креплениях большее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к повышенному риску.
По таблице выберите соответствующую длине подошвы Вашего ботинка колонку. Находящаяся на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников 1 типа. Для лыжников типа 2 необходимо опуститься ниже на строку, типа 3 - на 2 строки. Для лыжников старше 50 лет надо после этого подняться на 1 строку.
Примечание: если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.
- Почему крепления так важны?
- Как крепления обеспечивают безопасность ног?
Главную роль в безопасности играет носок крепления.
- Как крепления обеспечивают связь с лыжей?
В современной технике важнее всего передача усилия закантовки лыжи (наклона вбок), здесь главную роль играет пятка крепления.
- Какие нагрузки на ногу самые опасные?
Самые опасные нагрузки на ногу возникают при сложных падениях (вперед или назад) с вращением, особенно если колено выпрямлено или согнуто на острый угол.
- Какие еще нагрузки опасны?
Падение вперед со скручиванием выпрямленных ног – одно из самых травматичных.
- Зачем головки раскрываются вверх?
При падении назад боковое раскрывание головки затрудняется. Для компенсации при небольшом боковом смещении ботинка головка креплений для неопытных лыжников должна становиться «мягче» в вертикальном направлении, даже если она не раскрывается прямо вверх.
- Какие нагрузки на ноги допустимы?
Опасное усилие определяется формой костей, прочностью связок, мощностью мышц ног и их тренированностью. Для начинающего со средним физическим развитием нагрузка определяется приблизительно, по весу.
Очень важно положение суставов. Обуйтесь, встегнитесь в лыжу и попробуйте стоя на месте медленно открыть носок своих креплений вращением корпуса, согнув ногу в колене на 90 градусов. Повторите то же, выпрямив ногу. Почувствовали разницу?
- Крепления должны расстегиваться только при падении?
Можно грохнуться на льду на скорости 80 км/ч через голову и прокатиться на спине, любуясь собственными лыжами на ногах. А можно выпрыгнуть из этих же креплений почти на месте, неловко подцепляясь к скоростному подъемнику.
- Почему нельзя настраивать крепления слишком слабо?
- Что такое эластичность креплений?
Большинство головок креплений отпускают носок ботинок при небольшом усилии, когда максимум уже пройден.
Рис. 1. Эластичная работа головки Tyrolia.
- Почему так важна эластичность креплений?
- Удар носка лыжи о лёд на большой скорости вызывает мощные пиковые нагрузки, которые ноге не опасны. Такие импульсы крепления должны эластично поглощать и сохранять связь с лыжей.
- Запутавшись в лыжах на сыром снегу можно скрутить кости при меньшей нагрузке. Это «медленная» нагрузка. Если опасное усилие сохраняется какое-то время, крепление должно освободить ботинок.
- Крепления с максимальной эластичностью головки самые лучшие?
Старые крепления с низкой эластичностью приходится сильнее затягивать, иначе они будут часто срабатывать раньше времени.
Рис. 2. Головка детского Marker-Twinkam.
- Какие усилия реально действуют в креплениях?
- Какие усилия срабатывания у разных типов горнолыжных креплений?
- Для самых маленьких 0.5-2.5 DIN.
- Детские универсальные - 0.75-4.5 DIN.
- Юниорские 2-6 (иногда 7) DIN.
- Простые модели для начинающих и совершенствующихся – 2.5-9 DIN.
- Универсальные модели - 3-10 DIN, 3.5-11 DIN.
- Для опытных и экспертов – 4-12 DIN.
- Спортивные крепления можно затянуть до 14, 15 или даже 16 DIN
- Профессиональные несерийные крепления (спортцех) еще мощнее. Типичные шкалы - 8-18 DIN, 12-24 DIN и даже больше.
- Правда ли, что все крепления одного типа разных марок одинаковые?
- Чем отличаются крепления для дам?
- Чем отличаются детские крепления?
Очень важно, чтобы крепления соответствовали подошве. Подошва детских ботинок до размера 22-23 см уже и ниже, чем у взрослых. Некоторые детские крепления (Tyrolia, Look, Rossignol) универсальны по подошве, другие (Marker) – должны строго соответствовать типу колодки (либо детские, либо взрослые).
Все детские крепления имеют большой диапазон настройки по длине подошвы ботинка (32-40 мм).
- Зачем нужны тормоза?
- Зачем нужны подкладки-лифтеры под крепления?
Иногда лифтер располагается по всей длине креплений и выглядит как сложная платформа. Но пока крепления крепятся прямо к лыже на сквозных шурупах, эта деталь остается просто подкладкой. Дополнительный подъем может достигать 15 мм.
- Зачем нужны специальные платформы?
- Для подъема ботинка для карвинга (как и простая подкладка-лифтер).
- Для уменьшения искажения профиля лыжи под креплениями при сильном прогибе.
- Для гашения вибраций.
- Для обеспечения независимости работы креплений от прогиба лыжи.
Рис. 3. Платформа Atomic с планкой, распирающей носок-пятку креплений.
- Зачем нужны вживленные в лыжу рельсы под крепления?
Рельсы могут делать все то же, что и специальные сложные платформы.
Все больше моделей лыж предлагаются с такими системами. Крепления легко ставятся-снимаются и настраиваются на любой размер подошвы. Упрощается выбор (только соответствующие модели лыж-креплений).
- На сколько должен быть поднят ботинок над снегом?
- Для начинающих дополнительного подъема не нужно, крепления ставятся прямо на лыжу. Средняя высота - 35 мм. Также ставятся крепления на лыжи для мягкого снега.
- На универсальные карвы и вездеходы рекомендуется установить небольшую платформу. Большинство комплектов (в том числе и интегрированных) поднимают ботинок на 35-45 мм.
- По международным правилам для классических дисциплин (слалом, слалом-гигант) высота подъема подошвы ограничена: 45 мм – для женщин и 55 мм для мужчин. Такие же параметры рекомендуются для экспертных карвов.
- Для радикального карвинга можно поднять ботинок еще выше. Серийные модели – до 65 мм, однако для специальных соревнований по карвингу допускается высота до 100 мм.
- Зачем в головках Salomon Driver нужна регулировка ширины губок?
- Зачем в головках Look/Rossignol нужна самонастройка ширины губок?
- КАК ВЫБИРАТЬ КРЕПЛЕНИЯ
- Что самое главное при выборе креплений?
Для широких лыж нужны специальные широкие тормоза, а для очень высокой платформы – удлинненые.
Крепления, рекомендуемые производителями для определенной модели лыж почти всегда – правильный выбор.
На специальные рельсы, предустановленные на лыжи можно поставить только строго определенные модели креплений.
- Как выбрать крепления ребенку (не спортсмену)?
Крепления должны соответствовать подошве (детский или взрослый стандарт).
- Какой диапазон по длине подошвы ботинка можно вставить в крепления?
Демонстрационные модели и крепления на рельсах позволяют установить практически любой ботинок за счет перемещения головки.
- Я ни разу не стоял на лыжах. Гонять не собираюсь. Мне надо брать самые простые крепления?
- Я только начинаю. Надеюсь быстро прогрессировать. Стоит ли сразу брать серъезные крепления?
- У меня старые цельнометаллические крепления. Все новые модели имеют пластмассовые детали. Это значит, что они не такие прочные?
- Специальные антифрикционы не используются в самых дешевых креплениях и в моделях для спортсменов. Нужны ли они средним лыжникам?
- Платформа на лыжах имеет отверстия под свою марку креплений. Можно ли установить крепления другой марки?
- Что нужно знать мастеру для установки креплений?
- КРЕПЛЕНИЯ. ПРАКТИКА
- Как встегиваться в крепления?
- Проверить готовность креплений: пятки должны быть раскрыты.
- Очистить подошву ботинка. На носке и каблуке не должно быть снега, льда или грязи. Обычно достаточно постучать по подошве ручкой палки.
- Аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления.
- Поставить каблук на педаль раскрытой пятки. Если пятка слишком далеко от каблука или, наоборот, оказалась под каблуком – крепления не настроены по подошве. Необходимо проверить и (если необходимо) подогнать крепления. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами!
- Если все нормально - резко нажать пятку вниз. Некоторые модели (особенно на максимальной затяжке) довольно упрямы, приходится «топать» всем весом.
- Как выстегиваться из креплений?
Крепления застегиваются и расстегиваются резким щелчком. Если расстегиваете их ладонью, берегите пальцы! Надо быть особенно внимательным, если застегиваете крепления руками без ботинка.
- Какие инструменты нужны для регулировки креплений?
Рис. 4. Для настройки усилия срабатывания носка Salomon Driver нужна мощная плоская отвертка.
- Как настроить крепления по усилию срабатывания?
Если ее нет, начинающие могут воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам – 30%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах , с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления, только на тех узлах, которые Вас явно не держат. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если Вы не в форме, стоит ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму.
При затяжке 10 DIN и более усилие срабатывания обычных креплений не строго нормируется, даже если шкала продолжается за 12 DIN. Эксперты и спортсмены хорошо знают, какое усилие им необходимо. Они настраивают крепления по приближению к болевому порогу, обычно выше, чем по весу.
Рис. 5. Настройка усилия срабатывания пятки Look.
Рис. 6. Настройка усилия срабатывания носка Look.
- Что делать с креплениями после падения?
Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи осталась закрыта – сработал носок.
Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи раскрыта – она и сработала.
Если лыжи отстегиваются без падений или перегрузок – проверьте настройку (в том числе по длине). Не торопитесь затягивать их сильнее! Если крепление настроено явно слабо – увеличивайте затяжку плавно, по 1/4-1/2 DIN.
- Как настроить крепления по длине подошвы?
Винтом можно регулировать прижим пятки прямо при встегнутом ботинке, ступенчатый фиксатор можно переставлять только без ботинка.
Ориентировочно: каблук ботинка должен становиться на педаль раскрытого задника, касаясь той части крепления, которая упирается в подошву сзади в застёгнутом состоянии. Самый надежный способ контроля: при встегивании ботинка пятка должна упруго отъехать назад на 2-6 мм.
Некоторые модели не любят, когда пятку защелкивают без ботинка, особенно при максимальной регулировке.
- Как хранить лыжи с креплениями во время сезона?
- Как хранить крепления (на лыжах) в межсезонье?
- Вымыть или протереть чистой водой (не струей) и просушить.
- Если очень любите свои крепления:
дайте пружинам «отдохнуть» - скрутите все регулировки усилия срабатывания до минимума;
вспрысните их защитным силиконовым спреем;
защитите их от пыли. - Хранить в темном прохладном месте. Можно в гараже, только в сухом.
- Как перевозить крепления?
- Как установить крепления?
Обычная цена – от $10 в самом простом случае. В некоторых магазинах крепления ставят бесплатно, в качестве бонуса при покупке лыж и креплений. Нередко это обязательное условие магазинной гарантии на комплект.
Установить крепления качественно самому не то, чтобы очень сложно, но достаточно хлопотно. Лыжник с опытом установки без специального оборудования обычно тратит на это 1.5 часа! Самое главное (и трудоемкое) – правильно разметить лыжу. Профессионал имеет специальный кондуктор , это решает проблему точной разметки.
Егор Светогоров |
Как работают горнолыжные крепления? Как их настраивать и устанавливать? На что обращать внимание при покупке? Читайте эту статью, и вы больше никогда не купите горнолыжного кота в мешке.
Горнолыжные крепления созданы для того, чтобы как можно точнее передавать команды человека на лыжи посредством давления ног на ботинки. Тогда они едут туда, куда надо. Вместе с у них это здорово получается.
Одновременно крепления «следят» за безопасностью ног. Как только возникает опасность получения травмы, например, при падении, они тут же освобождают ноги из лыж.
Местами загорелые (из-за горнолыжных масок) лица экипажа нависли над схемами конструкций креплений. Капитан озадаченно сдвинул шлем на глаза, почесал затылок сломанным ски-стопом и пробурчал: «Эти чертовы крепления, будь они неладны, стали слишком сложными штуками, пора снаряжать экспедицию!
Эй, на берегу, кто хочет получше узнать про горнолыжные крепления? Давай на борт, мы уходим!»
Основные части горнолыжных креплений
Все горнолыжные крепления состоят из передней головки и задней пятки. На обеих частях есть механизмы регулировки усилий срабатывания DIN с цифровыми шкалами.
Значение усилия срабатывания (какой тяжелый для восприятия набор из трех слов!) – это цифра на шкале креплений, соответствующая определенной нагрузке, при которой нога (ботинок) освобождается из крепления. То есть крепление срабатывает. Чем выше это значение, тем больше сил надо приложить, чтобы крепление сработало.
Все крепления снабжены ски-стопами – лыжными тормозами, благодаря которым отстегнувшаяся лыжа (обычно) не уезжает далеко. Ски-стопы врезаются в склон, и она останавливается.
Многие модели оснащены платформой с «рельсами», по которым (при помощи специального механизма) передвигаются обе части крепления для регулировки под размер ботинка.
Это общая картинка, теперь давайте разберемся детально.
Как работают горнолыжные крепления
Передняя головка прижимает носок ботинка к лыже спереди. Когда нагрузки на ногу становятся травмоопасными, крепление высвобождает ботинок. Если нагрузки неопасные, то крепление смягчает их, давая возможность ботинку отклоняться от центрального положения.
Работа передней головки
Посмотрите, как работает передняя головка:
Помимо двигающихся черных «щечек», на видео изображена так называемая антифрикционная пластина, которая сдвигается влево/вправо при возникновении боковых нагрузок на ноги. О ней речь пойдет ниже.
На картинке ниже стрелками показаны направления нагрузок на ноги, при которые крепления срабатывают:
На картинке показаны три стрелки, но не хватает еще одной - вверх. Ниже, на примере креплений Tyrlia, показана работа передней головки современных креплений - она двигается не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной, что позволяет освобождать ноги при падении назад.
Работа задней части креплений
Задняя часть (пятка) фиксирует ботинок сзади, в остальном выполняет те же функции, что и передняя.
Если крепление сработало, волноваться не надо, вы тут же пристегиваете лыжи обратно, предварительно отдышавшись и удостоверившись, что все части тела целы. Просто опустите пятку вниз, если она осталась застегнутой (сработала передняя головка) и снова вщелкните ботинок.
На трассе часто можно видеть новичков, которые безрезультатно пытаются вставить ботинок в крепление с поднятым задником. У них это впервые и им никто не объяснил, что надо сделать. Если вы заметите бедняг, не проезжайте мимо, ведь вы теперь знаете отгадку. Вам будут очень благодарны.
На картинке видно, что при падении задники на лыжах остались в верхнем положении, их необходимо будет опустить.
Другие технологии в креплениях
Помимо фиксации ботинка и точного срабатывания, крепления должны обладать дозированной эластичностью. То есть при неопасных нагрузках позволять ботинку немного смещаться относительно лыжи влево/вправо, каждый раз возвращая его в исходное положение (помните видео сверху?).
Но и это еще не все.
Зажатый в креплениях ботинок может помешать средней зоне лыжи прогибаться в точном соответствии с замыслом конструкторов. Поэтому в креплениях используются хитрые системы, которые и обеспечивают свободный прогиб лыжи.
Но и на этом тонкости не заканчиваются.
В креплениях используются механизмы, которые не только позволяют лыже под ботинком прогибаться свободно, но и компенсируют неизбежное сближение пятки и передней головки при сильном прогибе. Мы хотим сказать, что связка лыжа-крепления-ботинок это «живой» механизм, а наглухо сколоченная и завинченная конструкция.
Вот о чем речь:
Видео: «умные» крепления знают, что это нормальная работа лыжи, и ботинки не «выстреливают».
Сегментация креплений
Если все так, то каждому горнолыжнику захочется иметь надежные, точные, навороченные и долговечные крепления. Но это будет дорого. Однако конструкторы нашли решение: не всем из нас необходимы сразу все функции в полном объеме.
У спортсменов требования одни, у активно катающихся – другие, у девушек-новичков – третьи, а у детей – четвертые. Разные нагрузки, условия эксплуатации, физическая форма лыжников, скорость спусков, наконец вес.
Соответственно, каждый бренд выпускает серии креплений для горнолыжников различного уровня и для разных вариантов катания. Честно оцените свой уровень владения лыжами и расскажите к продавцу – он подберет вам нужные крепления.
Производители горнолыжных креплений
Основными производителями горнолыжных креплений являются:
- Vist (встречается редко)
Еще надо знать, что крепления под марками Elan, Head и Fischer выпускает упомянутая Tyrolia. А под марками Blizzard, K2, Nordica и Volkl – Marker.
Независимо от бренда все выпускаемые лидерами индустрии крепления обеспечивают надежное срабатывание. А для упрощения выбора подавляющее большинство лыж еще на фабрике комплектуются наиболее подходящими креплениями и продаются комплектами.
Если лыжи и крепления продаются отдельно, то в каталогах (а не прайс-листах магазинов) производители часто указывают, какие модели креплений лучше всего будут работать с конкретной моделью лыж.
Чтобы можно было отрегулировать крепления в соответствии с длиной подошвы ваших ботинок, крепления устанавливаются на специальные платформы-основания с системами регулировки.
Шкала усилий срабатывания DIN
Если вам необходимо купить крепления отдельно или выбрать из предлагаемых вариантов, главный параметр – усилие срабатывания (цифра на шкале), которое измеряется в единицах DIN .
Установленное усилие видно на шкалах, расположенных на передних головках и пятках креплений. Обычно нужное значение выбирается с помощью отвертки, но новичкам лучше это делать в магазине или в горнолыжной мастерской. И для этого потребуется хотя бы один ботинок, в котором вы будете кататься.
На данной картинке шкала DIN – 4–13.
Если вы новичок, то, завидев шкалы DIN 8-16, 10-18, вы должны от них отшатнуться, такие крепления для агрессивно катающихся. Когда придет время покупать такие, в уже будете многое знать о горнолыжном спорте.
Необходимое вам усилие DIN можно приблизительно определить по следующей методике. Разделите свой вес на десять. Например, ваш вес 80 кг, значит, начальная цифра 8. Отнимите примерно 20% (в нашем примере останется 6,5) и при помощи отвертки установите метки на всех четырех шкалах на эту цифру.
Для начинающих и пожилых лыжников нужно снизить усилие еще на 10% от полученного показателя – до 6. Если крепления будут отстегиваться при обычном катании, постепенно увеличивайте усилие одновременно на всех шкалах по ¼ деления.
Выбирайте крепления так, чтобы ваше значение DIN располагалось по центру шкалы, а не близко краю. Так будет правильно.
И учтите: даже если ваш вес переваливает за центнер, затягивать крепления на цифру «10» крайне не рекомендуется – слишком опасно. Не надо думать, что у вас железные ноги и они выдержат любые нагрузки.
Более точно можно установить усилие срабатывания по приведенной ниже таблице, в которой учитывается и еще один важный параметр – длина подошвы ботинка.
Запомните, что у горнолыжных ботинок разных производителей часто разная длина подошвы, даже при одинаковом размере ноги. Это значит, что если во время катания вы захотите поменяться лыжами с Машей, у которой тоже 35-й размер, то далеко не факт, что ваши ботинки подойдут к ее креплениям. В большинстве случаев крепления необходимо подгонять под новый размер. Иногда, может понадобиться отвертка, но не всегда:
И если вы все же поменялись лыжами, то обязательно проверьте значение DIN. Оно может не подходить под ваш стиль катания и вес – крепление сработает и освободит ботинок в самый неподходящий момент, а это угроза травмы. Тут уж без отвертки не обойтись.
Примерные диапазоны усилий
- Для самых маленьких детей – 0,5-2,5 DIN
- Детские – 0,75-4,5 DIN
- Юниорские – 2-6 (2,5-7) DIN
- Простые модели – 2,5-9 DIN
- Универсальные модели – 3-10 (3,5-11) DIN
- Для экспертов и райдеров – 4-12 (6-14) DIN
- Для спортсменов – шкала до 16 DIN и выше
Как выбрать горнолыжные крепления
Поскольку не всем горнолыжникам необходимы самые сложные, самые мощные, а значит, и самые дорогие крепления, производители выпускают несколько групп продукции. Каждая – с набором механизмов и технологий, которые максимально подходят определенной группе катающихся.
Бюджетные крепления – для начинающих
Достаточно легкие бюджетные модели выпускаются для тех, кто катается на низкой и средней скоростях. Такая конструкция спасает от травм при падениях, которые характерны для начинающих горнолыжников: они падают назад или назад-набок, в этом случае возникает опасная скручивающая нагрузка на ногу. Ботинок освобождается из передней головки, перемещаясь вбок или вбок-вверх по специальной скользкой антифрикционной пластине.
Крепления для опытных райдеров
Несколько сложнее и мощнее крепления для более опытных горнолыжников. Это наиболее массовая группа креплений, в более прочную конструкцию которой уже входят механизмы, срабатывающие и при падениях вперед – например, в мягком рыхлом снегу или на леденистой трассе.
В таких креплениях уже меньше пластика и больше металла, что делает их более надежными по сравнению с предыдущей категорией.
Крепления для спортсменов
Еще сложнее и мощнее крепления для фрирайдеров и профессиональных спортсменов. В них используется металлическая рама или вообще вся конструкция полностью сделана из металла. Применяются более сложные антифрикционные механизмы в передней головке и системы гашения вибраций и амортизации ударов.
Отдельная группа креплений – для детей и юниоров. В зависимости от специализации и веса юного лыжника используются различные материалы и конструкции, которые, как и у взрослых, могут быть простыми и сложными. Иногда это рассчитанные на меньшие нагрузки версии мощных моделей для взрослых.
Разумеется, такие крепления отличаются и размерами, ведь детские ботинки меньше, чем взрослые.
Внимательно и вдумчиво читайте описания креплений на сайте производителей. Такие слова как «агрессивные», «спортивные», «гоночные (рейсовые)» будут означать, что перед вами не модели для начинающих.
Крепления для ски-тура (бонус)
Есть целый класс горнолыжных креплений для ски-тура, который представлен двумя видами конструкций. Первый - это пиновые крепления, и они к нашему обзору имеют мало отношения, так как требуют специальных ботинок. Если вы о них ничего не знаете, то посмотрите видео - для расширения горнолыжного кругозора. Лично я всегда смотрю на такие разработки с благоговением!
А вот о втором виде знать точно надо - это рамные крепления. Если не погружаться в детали (мы и так уже погрузились глубоко!), то это обычные крепления (описанные выше), но посаженные на специальную раму (отсюда название).
Такие крепления подходят как для ходьбы на лыжах вверх, так и скатывания. Эти характеристики важны для тех, кто катается вне трасс и вдали от подъемников.
На этом 2-минутном видео показана разница между пиновыми и рамными креплениями:
Это вам для информации. Покупать такие крепления на начальном сроке катания нецелесообразно - дорого.
Установка креплений
Установка горнолыжных креплений – слишком важный процесс, чтобы выполнять его самостоятельно, особенно если вы новичок.
Лучше доверить это специалистам, ведь речь идет о здоровье ваших ног. Не забудьте прихватить один ботинок – он понадобится при установке креплений.
К вашему сведению, каждый серьезный магазин предлагает бесплатную установку креплений сразу после покупки комплекта (лыжи + крепления). Помните об этом.
Всплываем!
Надеемся, нам удалось рассеять тот мистический туман вокруг горнолыжных креплений, в котором мы начинали наше путешествие. И теперь вы знаете, как купить то, что вам действительно нужно и подходит, а не то, что вам пытаются впихнуть нерадивые продавцы в непутевых магазинах.
Помните: у большинства из нас нет необходимости в мощных и дорогих креплениях, ведь в основной массе мы – любители.
Что ж, продолжим. Если вы читаете эти строки, значит не так давно утюжите снежные склоны и по какой-то причине задались вопросом как регулировать горнолыжные крепления. Необходимость их настройки возникает достаточно редко и, как правило, в том случае, если вы только что обзавелись парочкой горных лыж, резко потеряли или наоборот прибавили в весе в межсезонье, или же кто-то попросил ваши лыжи напрокат. Как я ни крутил свои крепления, а в плане регулировок там все до безобразия просто: два винта и фиксирующая скоба. Эх, достал лыжи из чехла и прямо слюнки потекли, сейчас бы куда-нибудь вверх, да сразу вниз по белоснежной «вафельке».
Ну, мечты в сторону, давайте разберемся по порядку что к чему. Регулировка горнолыжных креплений, по крайней мере таких, как у меня, состоит из двух моментов: регулировка по длине (размеру) подошвы ботинка, а также по весу и росту горнолыжника. Для колдовства нам понадобится всего лишь одна крестовая отвертка. Для начала отрегулируем крепление по длине .
Как выглядят горнолыжные крепления
Головка и пятка горнолыжного крепления должны плотно держать ботинок, поэтому его носок плотно прижимаем к губкам головки крепления, после чего отжимаем вверх металлическую скобу задней части крепления, которую подводим по салазкам к пятке ботинка и фиксируем таким образом, чтобы при нажатии на ботинок произошел щелчок и лапки крепления поднялись вверх.
Теперь настроим крепления по вашим физическим параметрам. Берем в руки отвертку и начинаем крутить регулировочные винты (их всего два), которые без труда находим на головке и пятке крепления. Но не просто так крутим, а в соответствии со стандартом DIN ISO 11088-1988, разработанным какими-то умными дядями и тетями. В передней и задней частях крепления имеется шкала усилий, измеряемых в DIN. Выставляем те цифири, которые предлагает нам вот эта таблица:
Стандарт DIN ISO 11088-1988
Как ею пользоваться? Для начала разобьем опыт катания лыжника на уровни, их три: 1) начальный — лыжник, медленно катающийся по пологим склонам; 2) средний – катается и медленно и быстро, хоть на синих, хоть на красных и черных трассах; 3) спортивный – преимущественно скоростное катание по красным и черным трассам. Далее все просто. Выбираем в таблице величину своего веса и роста, двигаемся по строчке вправо до столбика с размером длины подошвы ботинка. На перекрестии строки и столбца и будет нужная нам цифирь, которую и выставляем на креплениях при помощи отвертки. Но тут есть один нюанс. Этот пример для лыжника начального уровня. Если вы отнесли себя к среднему уровню катания, спускаемся на одну строчку вниз и выбираем обозначенную там цифру; если стиль катания спортивный (скоростной), то спускаемся соответственно еще на одну строчку вниз. Вот как-то так, дорогие друзья.
Регулировка горнолыжных креплений
Но и тут не без исключений. Бывает когда рост и вес горнолыжника находятся на разных строках этой чудо-таблицы. Тогда поступаем так. Просто приведу пример. Лыжник любит очень быстро кататься на сложных трассах. Соответственно выбираем третий (спортивный) уровень катания. Вес лыжника равен 55 килограмм, а рост 160 сантиметров. Длина подошвы 280 мм. В данном случае надо выбрать верхнюю из двух строк, то есть со значениями веса 49-57 кг и двигаться по этой строке вправо до значения длины подошвы. На пересечении видим цифру 4. Ну, а раз лыжник продвинутый и быстрый, спускаемся вниз на 2 строчки и находим там циферку 6. Вот её-то и выставляем на креплениях! Вот и все.